Содержание
Древние славяне
К содержанию
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди них индоевропейцев выделяют родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западная и восточная, а в результате колонизации Балканского полуострова южная ветви.
Восточные | русские, украинцы, белорусы |
Западные | чехи, поляки, словаки |
Южные | болгары, сербы, хорваты |
С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Передвижения славянских племен стали крупномасштабными с VI столетия, в этот период они известны под разными именами — анты, склавены, венеды, и, наконец, славяне. В связи с отсутствием письменных источников ученые пытаются решить проблему прародины славян, базируясь на данных лингвистики и археологии, не дающих целостной картины. Однако благодаря многочисленным свидетельствам греческих, римских, византийских и арабских авторов мы узнаем о быте славян, об их политическом и социальном устройстве.
В течение VI-VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. На западе они достигли Эльбы, на севере — Невы и Ладожского озера, на востоке — Средней Оки и Верхнего Дона, на юге заселили Балканский полуостров. По мере расселения славяне ассимилировали или же вытесняли народы, жившие на соседних землях. Так, например, они частично ассимилировали финно-угров (предки эстонцев, финнов, карелов и др.), частично ассимилировали — частично вытеснили балтов (предки латышей, литовцев), полностью ассимилировали скифов, сарматов. С таким грозным соседом как Византия славяне не страшились вступать в сражения, что и вызвало во многом такой интерес у византийских авторов к этим «варварам».
Киевский летописец XII в. Нестор, автор «Повести временных лет», подробно описывает восточноевропейские племена, составившие основу древнерусской народности. В Среднем Поднепровье жили поляне, на землях которых возник Киев, к северо-западу от них — древляне, западнее древлян до западного Буга — волыняне, в верховьях Днестра — хорваты, ниже по Днестру — тиверцы, а в Поднепровье южнее полян — уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах р. Десны и Сейма располагался союз, носивший название север, в бассейне р. Сож (левый приток Днепра севернее Десны) — радимичи, на Верхней Оке — вятичи. Между Припятью и Двиной к серу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги — кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз. Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадавшее с общеславянским самоназванием.
Культура древних славян |
Другие заметки по истории
Полезная информация?
Древние славяне 📚 – топ лучшей литературы по теме
Древние славяне 📚 – топ лучшей литературы по теме | Читайте и слушайте онлайн на MyBook
Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
- Главная org/ListItem»>Библиотека
- Темы
- древние славяне
Сортировать
Фильтры
Фильтры
Слово о полку Игореве
Эпосы, легенды и сказания
Стандарт
«О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? А воспеть нам, братия, его — В похвалу трудам его и ранам — По былинам времени сего, Не гоняясь в песне за Бояном. Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орел, п…
Княгиня Ольга. Невеста из чащи
Елизавета Дворецкая
Стандарт
Она росла вдали от Киева, в глухом уголке, где юных девушек по-прежнему отдавали князю-медведю, а судьбой их распоряжалась старуха-ведунья, чья избушка стояла на границе мира живых и мертвых. Племянница Олега Вещего, покорившего богатый Цареград, она была завидной невестой, а потому ее рукой план. ..
История России с древнейших времен. Том 1
Сергей Соловьев
Премиум
Эта книга включает в себя первый том главного труда жизни С. М. Соловьева – «История России с древнейших времен». Первый том охватывает события с древнейших времен до конца правления киевского великого князя Ярослава Владимировича Мудрого.
Мы – славяне!
Мария Семёнова
Премиум
Мария Семёнова – автор знаменитого романа «Волкодав» и множества других исторических и приключенческих книг – увлекательно и доступно рассказывает о древних славянах. Это не научная книга в том понимании, какое обычно содержит в себе любое серьёзное исследование, а живое и очень пристрастное пове…
Легенды и боги древних славян
Александра Баженова
Премиум
Эта книга – первая наиболее полная реконструкция мифологии, верований и образа жизни древних славян в соответствии с историческими источниками. «Религиозные основы», которые сейчас преподают в школах, – это не национальные основы, а основы авраамических религий. Об изучении русской народной культ…
Славяне. Сыны Перуна
Мария Гимбутас
Премиум
Всемирно известный археолог и этнограф Мария Гимбутас на основе археологических, исторических и лингвистических материалов, обобщенных в книге, рисует величественную панораму раннего развития славян. Это позволяет реконструировать материальную культуру, религиозные представления и быт древних сла…
Аркаимский колдун
Александр Прозоров
Стандарт
IX век до нашей эры… На обширной Русской равнине живут три великих народа: славяне, выплавляющие железо, возделывающие огороды и поклоняющиеся Сварогу и Макоши, скифы, добывающие медь, пасущие в степи тучные стада и чтящие великую Табити, и лесовики, живущие охотой и ведущие свой род от зверей-пе…
Северный витязь
Александр Тамоников
Премиум
Пришло время богатырю Илье Ивановичу встать на защиту земли Русской под началом киевского князя Владимира. Опасен путь в столицу, всюду отряды степняков и шайки разбойников. Но Илью голыми руками не возьмешь. Где силой, а где мужицкой смекалкой одолевает он встречных врагов. А под стенами Киева у…
Русские боги. Подлинная история арийского язычества
Анатолий Абрашкин
Премиум
В своей новой книге известный российский писатель и историк Анатолий Абрашкин, автор бестселлеров «Древние цивилизации Русской равнины», «Тайны Троянской войны и Средиземноморская Русь» и «Арийские корни Руси», исследует загадку происхождения древнерусских языческих культов. Наши предки связывали…
Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
Алексей Кононенко
Премиум
Эта книга знакомит с волшебным миром праславянской мифовселенной – ее магией, богами, духами, богатством народных обрядов. На основе исследований, этнографических работ, наблюдений, разведок автор-составитель систематизировал огромный материал, чтобы в результате сложилась величественная картина . ..
Фильтры
Фильтры
В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Древние славяне». Полный список из 154 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
8 существ, мифов и историй
Славяне — крупнейшая европейская этнолингвистическая группа, рассеянная по Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. Сегодня большинство этих людей исповедуют христианство, но задолго до христианизации исконной верой славянских племен было то, что мы сегодня считаем язычеством. Это означает, что у религии не было организованной иерархической структуры с всесторонним контролем или четко определенными священными писаниями. Кроме того, в отличие от своих евангелизированных преемников, древние славяне не почитали божество через архетип единого Бога. Зато славяне того времени имели твердое убеждение, что все необычные явления, поставленные перед ними, так или иначе зашифрованы в природе, где можно найти все ответы. Вот почему эта языческая религия породила некоторые из самых интересных историй, которые мы теперь знаем как славянскую мифологию.
1. Перун и Велес
Хотя славянская языческая религия не была монотеистической, все же существовал верховный бог по имени Перун. Ближайшим эквивалентом из других культур был бы Зевс из греческой мифологии и Тор из скандинавской мифологии, поскольку они правят небесами как боги грома и молнии. Его противовесом является Велес, хтонический бог, связанный с водами. В то время как Перун огненный и сухой и правит миром живых из своей цитадели, расположенной на вершине высшей ветви Мирового Древа, Велес — хтонический бог, привязанный к водам, правящий от корней Мирового Древа. Он земной и влажный, так как является владыкой Преисподней, правящим царством мертвых.
Сам миф состоит из Перуна, преследующего змееподобное существо, которым является Велес. Велесу удается обмануть его и сбежать, превращаясь в различных животных. Считается, что Перун решил не убивать Велеса, а отправить его в Преисподнюю, мир мертвых, которому он действительно принадлежит.
2. Морена, богиня смерти
Имя этой славянской богини отличается от страны к стране, поэтому можно услышать Марзанну, Марену или Мару. Тем не менее, все они относятся к одной богине: Морене, языческой славянской богине зимы, смерти, урожая, колдовства и ночных кошмаров. Это завораживающее мифологическое существо — дочь богини весны Лады, олицетворяющей любовь, плодородие и красоту, и Сварога, бога огня и кузнечного дела.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Несмотря на то, что Морена известна как богиня смерти, роль Морены также можно увидеть на различных стадиях перехода в человеческой жизни. Эта покровительница подземного мира знаменует конец физической жизни смертных на Земле, а ее смерть знаменует собой конец зимы и символизирует возрождение весны, представленной богиней Ладой. Морена является многослойной фигурой, так как она соединяет зиму и смерть с возрождением природы и, таким образом, напрямую символизирует различные циклы человеческой жизни, а также связанное с ней плодородие.
3. Вила (Русалка)
Опять же, этот славянский мифологический персонаж имеет разные имена в разных регионах. Этот миф сумел пережить славянское язычество и упоминается даже в современной поп-культуре. Вилас упоминается в серии «Гарри Поттер » Дж. К. Роулинг, где они представляют собой невероятно красивых женщин-гуманоидов, способных бесконтрольно сводить мужчин с ума, в основном исполняя чувственные танцы.
В славянской мифологии это ошеломляющие, но демонизированные существа, красота которых настолько уникальна, что она превосходит воображение смертных, которые происходят от женщин, утонувших до того, как они вышли замуж. Они великолепны и либо обнажены, либо одеты в прозрачные серебряные одежды. Их волосы шелковистые, зеленые и длинные, напоминающие водяную траву, и увенчаны цветочным венком из цветов и трав.
Тем не менее, эта внешность имела свою цену для мужчин, которые хотели танцевать с ними. Легенда гласит, что их очаровательный вид привлекал мужчин, которые либо танцевали с ними и сгорали, либо подходили слишком близко к воде и тонули. В некоторых других историях эти невероятно красивые существа могут превращаться в животных, таких как змеи, волки, лебеди, лошади и соколы.
4. Баба Яга
Баба-Яга, возможно, самый известный миф, пришедший из славянской мифологии, и до сих пор используется в некоторых сельских районах как народная сказка. Баба Яга — людоедка, которая, как говорят, ворует, готовит и ест своих жертв, обычно детей. Ближайшим сравнением с ее персонажем будет ведьма, поскольку она также ездит на метле или ступе. Поскольку ее предполагаемой основной целью являются дети, рассказы Бабы Яги по сей день используются в качестве инструмента для родителей, чтобы напугать детей, которые плохо себя ведут. А так как говорят, что она живет в доме далеко в лесу, это часто используется, чтобы отговорить детей от того, чтобы они не уходили слишком далеко от дома.
Ее дом довольно тревожный, стоит на сваях на курьих ножках и может передвигаться сам по себе. Несмотря на то, что характер Бабы Яги исключительно жуткий, особенно для детей, которые с ней сталкиваются, и связан с убийствами и каннибализмом, она не совсем злая. Для тех немногих счастливчиков, которые столкнутся с ней и сумеют перехитрить ее, тем самым заслужив ее уважение, она будет очень рада помочь. В современном фольклоре образ Бабы-Яги очень похож на персонажа из сказки братьев Гримм «9».0057 Гензель и Гретель .
5. Кикимора
Если у вас когда-либо был сонный паралич, вы знаете, как это может расстраивать. Теперь представьте, что кто-то сидит вам на груди, когда вы засыпаете, а затем пытается вас задушить. По сути, это то, что древние славянские племена считали Кикимора.
В славянском мире есть несколько домашних духов с разными характеристиками. Кикимора выглядит довольно непривлекательным женским существом, обычно деформированным или имеющим какие-то животные конечности, такие как у собаки, кролика или курицы. Но, как это часто бывает, этот злой домашний дух может изменить форму и превратиться в красивую женщину.
Что особенно жутко в этом духе, так это то, что она прячется в темных местах в домах людей, живет на чердаке или за каминами и печами. Кикимора может проникнуть в ваш дом через замочную скважину, и вы можете заметить ее присутствие по звукам, похожим на те, что издает грызущая мышь. Этот дух обвиняют во многих негативных вещах в домашнем хозяйстве, от порчи еды до ночных кошмаров.
6. Триглав
Триглав буквально в переводе с большинства славянских языков означает «трехглавый». Триглав изображается как один трехглавый бог, объединяющий трех верховных славянских богов. У этого слияния богов есть головы, принадлежащие Перуну, Сварогу или Дажьбогу в ранних версиях этого мифа, или Перуну, Сварогу и Световиду в более поздних версиях.
Это божество довольно популярно среди южных славян, особенно в Словении и Боснии и Герцеговине, где географические точки носят имя этого славянского божества. Триглав — самая высокая гора в Словении, а гора Триглав — самая высокая вершина горы Динара, которая находится в Боснии и Герцеговине.
Помимо горных вершин, три головы этого славянского божества олицетворяют небо, землю и подземный мир. Древние славяне считали, что головы Триглава означают, что он правит тремя царствами этой Земли: настоящей жизнью (земля), будущим, которое нас ждет (небо), и подземным миром (царством мертвых или прошлым).
Еще одним примечательным аспектом этого славянского божества является то, что он носил золотые повязки на глазах и губах, поэтому он не мог видеть грехи людей, а также не мог говорить о них.
7. Жар-птица
Жар-птица — еще одно существо из славянской мифологии, воплощенное в виде оккультного сверхъестественного духа. Жар-птица — это небесная птица, освещенная пылающими огнями, спускающимися на Землю с небес. Это может быть самым большим благословением или самой опасной угрозой.
Если бы у вас хватило смелости поймать это завораживающее существо, у вас были бы равные шансы на величайшую удачу или смерть самой ужасной смертью, какую только можно вообразить. Это волшебное существо фигурирует во многих народных сказках и имеет разное значение в разных историях. Однако в каждой сказке сходным является величественное пламя, которое несет эта птица, которое сияет так ярко, что освещает все вокруг, знаменуя собой начало долгого и непростого пути.
Жар-птица очень похожа на историю Феникса, миф о горящей птице, которая поджигает себя только для того, чтобы возродиться из пепла. Однако единственное сходство между этими двумя — это их огонь. Феникс символизирует бессмертие, а Жар-птица представляет собой редкое и труднодоступное сокровище.
8. Древо жизни
Древо Жизни можно считать ядром славянской мифологии, поскольку оно связано с сотворением мира. Вообще деревья занимали особое место во всей славянской мифологии и были частью их древнейших традиций. По сути, каждое дерево было связано с божеством, которому они исповедовались в своих грехах, молились и приносили жертвы. Для них дерево было больше, чем просто аспект природы; он символизировал круг жизни и космическое возрождение.
Их самым важным деревом был дуб, или Древо Жизни. Корни этого священного дерева символизируют Преисподнюю; ствол — это земной мир или Царство Человека, а верхушка предназначена для богов и божественного; славянская версия Олимпа. Бог-громовержец Перун изображается в виде орла, сидящего на кроне дерева, а Велес, змееподобное существо, находится у корней, в Подземном царстве. Затем последовало поверье, что Перун защищал людей и их жилища от Велеса, особенно во время бурь. В противном случае Велес мог спрятаться в их доме, переодевшись змеем, и устроить хаос.
Вообще, славянская мифология полна чудес, объясняемых невероятными силами, встречающимися в природе, подчеркивающими двойственность всего сущего. Некоторые из этих двойных двойников включают тьму и свет, женщину и мужчину, лето и зиму. Более того, эта вездесущая двойственность усматривалась даже в их важнейших природных святынях — деревьях, которые также изображались либо хорошими, либо плохими. В хороших деревьях хранились мысли и молитвы, а в плохих считалось, что внутри них обитают демоны, и они использовались во время ритуалов, связанных с темной магией. Можно сказать, что в славянской мифологии есть много теорий и историй, пересекающихся с теориями и историями скандинавской или греческой мифологии, но она по-прежнему предлагает очень интригующую систему верований с некоторыми уникальными захватывающими рассказами о гармонии жизни между людьми и природой.
Яблоко раздора? Шесть букв, которые могут переписать славянскую историю
Варианты печати:
- Картинки
- Мультимедиа
- Встроенный контент
- Комментарии
Ссылка скопирована в буфер обмена
Регионы
Предыдущий
Следующий
Последние новости
Как и многие важные открытия, это произошло случайно.
Алена Сламова, студентка факультета археологии из Чехии, обычно мыла кости животных, найденные при раскопках древнеславянского поселения в южной Моравии, когда она заметила необычные царапины на поверхности одного фрагмента. Поэтому она решила показать его своим коллегам.
Ее острое вмешательство было не только случайным, но и важным.
Ее открытие вызвало три года кропотливых исследований, результатом которых стала статья, вновь разжигающая исторические споры и проливающая новый свет на темный период прошлого Европы.
«Это было для нас совершенно неожиданно», — говорит Иржи Махачек , заведующий кафедрой археологии и музеологии Масарикова университета в Брно. Махачек является соавтором новаторского доклада о значении находки, обнаруженной в местности Ланы 9.0229 возле чешского города Бржецлав .
По словам Махачека, гравюры, найденные его учеником, оказались руническими буквами, чего он никак не ожидал увидеть в раннем славянском поселении.
Алена Сламова и Иржи Махачек с фрагментом коровьего ребра, который может изменить многое из того, что мы знаем о древних славянах
Долгое время считалось, что у славян не было письменности до IX века, когда они начали использовать глаголицу введен христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Но это примерно через три века после надписи на кости Лани, датированной с помощью генетических и радиоуглеродных методов примерно 600 г. н.э. прозелитизм во времена Великой Моравской Империи уже давно является предметом споров.
Еще в 19 веке некоторые видные ученые-слависты выдвинули идею о том, что славяне достигли определенного уровня грамотности еще в дохристианскую эпоху. Одним из краеугольных камней их аргументации был текст болгарского монаха и ученого по имени Черноризец Храбар , чья работа примерно с 900 г. н.э. ссылается на систему письма с использованием «штрихов и надрезов», которая, по его словам, была принята ранними славянами.
Хотя заявление Храбара было сочтено некоторыми правдоподобным, с годами оно утратило популярность из-за того, что не было найдено никаких вещественных доказательств, подтверждающих его. Кость Лэни могла все изменить.
«Наша находка — первая после почти 200-летних дискуссий, позволяющая предположить, что [ранние славяне] могли иметь какую-то письменность», — говорит Махачек.
Однако в этой истории есть поворот. Было обнаружено, что надписи выполнены руническим письмом, которое до сих пор ассоциировалось только с германскими племенами.
То, как чужой алфавит был принят этими ранними славянами, ставит некоторые мучительные вопросы о так называемом «великом переселении» славянских народов, которые появились в этой части Европы в большом количестве примерно в шестом веке.
Руническая кость была найдена недалеко от города Бржецлав на территории современной Чехии.
Наиболее распространенное мнение о том, как происходил этот процесс, состоит в том, что славяне двинулись дальше на запад в эту часть Европы после того, как земли были освобождены германскими племенами, эмигрировавшими на юг после распада Римской империи. Но процесс, происходивший за относительно короткий период в 100–150 лет, так и не получил удовлетворительного объяснения.
«Славянизация Европы действительно немного загадка», — говорит Махачек. «И теорию о том, что это связано с миграцией масс людей, не так просто научно продемонстрировать… Наше открытие должно быть небольшой частью этого обсуждения».
Один из возможных выводов из открытия кости Лани заключается в том, что культурная дихотомия между ранними славянскими и германскими народами, возможно, не была такой четкой, как считалось ранее. Руническая кость также может указывать на то, что германские племена, возможно, даже сыграли значительную роль в формировании и превращении этих славян в отдельную этническую группу в то время.
«В самом начале, во второй половине шестого века, обе эти группы людей могли быть более близки или связаны между собой, чем мы думали или что у нас были археологические свидетельства», — говорит Махачек. «И возможно, что какая-то часть германского народа принимала участие в этом процессе – в этногенезе этих славян».
Новые пути исследований
Как это часто бывает с важными археологическими открытиями, кость Лэни может пролить свет на старые исторические загадки, но также поднять новые вопросы, которые могут открыть заманчивые направления исследований.
Одна интересная загадка, стоящая перед учеными, заключается в том, чтобы выяснить, почему германская письменность оказалась использована в славянской среде. По словам Махачека, есть два возможных объяснения того, как могла произойти эта ранняя форма культурного присвоения.
«Человек, написавший эту надпись, мог быть человеком германского происхождения, но он жил бы среди славян», — говорит он, ссылаясь на то, что существуют исторические записи примерно этого времени о германских «эмигрантах», живших среди славянских народов, что подтверждает эту идею. «Но другая возможность состоит в том, что это было написано славянами, которые узнали это от германских народов».
К сожалению, учитывая, что ланийская кость на сегодняшний день является единственным вещественным доказательством письменности у ранних славян, слишком рано уверенно высказывать идеи о том, какое назначение этот язык имел в зарождающемся славянском обществе.
Глубоко выгравированные рунические надписи на кости Лани являются подлинными и подтверждены с помощью оптической и электронной микроскопии.
Однако Роберт Недома , эксперт по сравнительному литературоведению и языковым исследованиям Венского университета, категорически идентифицировал гравюры Лани как Старший Футарк , старейшую известную форму рунического письма, использовавшуюся германоязычными жителями Центральной Европы. со второго по седьмой век.
Эта древняя система состояла из 24 букв. Учитывая, что фрагмент кости Лэни содержит шесть последних букв этого письма, Недома считает, что исходный артефакт мог включать в себя весь алфавит в какой-то момент и мог использоваться в качестве учебного пособия, тем более что он содержит несколько очевидных ошибок.
«Человек, выгравировавший эти шесть рун, пропустил две из восьми последних рун Старшего Футарка», — говорит он. «Не хватает двух букв, так что в этом отношении я думаю, что это письменное упражнение, в котором последняя часть старшего футарка воспроизводится несколько неправильно».
Больше захватывающих открытий?
Известно, что германские племена использовали Старший Футарк в магических и религиозных целях, но до сих пор невозможно однозначно сказать, имел ли он подобное применение у ранних славян, пока не будут найдены другие примеры их ранних письмен.
Это также поднимает интригующий вопрос, почему до сих пор не всплыли другие образцы ранних славянских попыток письма.
«Объяснение может заключаться в том, что в этих германских областях руны обычно вырезались на металлических предметах, таких как фибулы и другие украшения, оружие и т. д., или на камнях», — говорит Махачек. «Но в славянских районах их материальная культура была намного проще. У нас есть эти кремационные могилы — никаких украшений, оружия или чего-то подобного. Только несколько обожженных костей и горшков [и так далее]. мы могли бы найти такую письменность. Если бы ею пользовались славяне, а она была гораздо более распространена в этом обществе, они бы вырезали ее на дереве, или на коре, или на костях».
Раскопки на поселении Ланы будут продолжаться еще несколько лет. Есть надежда, что под его землей может быть больше археологических сокровищ.
Вполне возможно, что каких-либо органических материалов, которые славяне использовали для письма, сейчас нет, потому что они сгнили и разложились со временем. Открытие кости Лани может проложить путь к более захватывающим находкам на славянских раскопках, тем более что теперь исследователи лучше понимают, что они ищут.
«Никто не интересовался поиском надписей на этих костях, потому что мы понятия не имели, что что-то подобное может быть здесь, — говорит Махачек. — Так что, возможно, теперь, когда у нас есть эта первая находка, мы и другие коллеги-археологи для большего. У нас много костей из таких поселений. Это вполне нормальный вид отходов повседневной жизни, вроде того, что у нас есть обычные отходы на кухне и так далее… Там тысячи костей животных, и на некоторых из них может быть и эта надпись».0005
Махачек предполагает, что открытие кости Лэни может в конечном итоге найти отклик далеко за пределами научных кругов.
«Этот период в самом начале Средневековья — очень важная эпоха», — говорит он. «Это период создания этих наций и государств в Европе, которые существуют до сих пор. Они являются нашими корнями, и поэтому это очень чувствительный период».
Иногда эта загадочная эпоха в европейской истории порождала упрощенные и шовинистические мифы о происхождении, которые в прошлом оказывались проблематичными. Некоторых символов Футарка было 9.0012 используется Третьим рейхом как символ тевтонского превосходства.
Иржи Махачек на раскопках в Лани
В какой-то мере, по словам Махачека, текущие исследования в Лэни могут «немного открыть наш разум, чтобы мы могли подумать о нашей общей истории и культуре».
«Эта тайна рун действительно злоупотреблялась в поздней истории, в Германии нацистами и так далее», — говорит он. «Это очень печальная история, но теперь мы, возможно, можем показать, что этот шрифт и эти руны могли быть более распространены среди разных групп и разных народов.