Когда появились славяне: Откуда появились славяне — Русская семерка

Откуда появились славяне — Рамблер/новости

2 августа 2017

Русская Семерка

Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами.

Фото: Русская СемеркаРусская Семерка

«Норманнская» версия

Видео дня

Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

«Патриотическая» версия

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Иван Грозный,

Восточная Европа и славяне в I тысячелетии

Восточная Европа и славяне в I — IV вв. Формирование территории.



Северо-западные области, примыкающие к Баренцеву и Норвежскому морям, были заселены племенами саамов (культура с керамикой “арктического” типа), промышлявшими, в основном, охотой.


Северные области Восточной Европы заселяли финно-угорские племена. Различные археологические культуры отождествляются с крупными племенными образованиями. Культуры каменных могильников, лууконсаари, позднебеломорская, позднекаргопольская, текстильной керамики и ее подразделение — дьяковская культура — составляют западную группу финских племен. Городецкая культура соответствует поволжско-финской общности, а пермско-финской общности — три культуры — азелинская, пьяноборская и гляденовская. Культуры керамики с фигурно-штамповой орнаментацией принадлежат племенам угорской языковой группы. Основой экономики финно-угров были преимущественно присваивающие формы хозяйствования (охота, рыболовство и собирательство), хотя в ряде регионов известны земледелие и скотоводство.


Юго-западными соседями финно-угров были балты, заселявшие лесные области от побережья Балтийского моря на западе до верховьев Днепра и Оки — на востоке. Ареал балтов дифференцировался на три части. Культура западнобалтских курганов соответствовала западным балтам, из среды которых вышли средневековые пруссы, ятвяги, галинды, курши и скальвы. Срединную часть составляла культура штрихованной керамики, в результате членения которой позднее образовались летто-литовские племена. Восточные области принадлежали днепровским балтам (культуры днепро-двинская, мощинская, почепская и киевская). Среди носителей последних двух культур имелись анклавы потомков скифо-сарматов. Основой экономики балтов было лесное земледелие и скотоводство при значительной роли охоты и рыбной ловли.


Южные степные и отчасти лесостепные области Восточно-Европейской равнины вплоть до нижнего Дуная заселяли сарматы, принадлежащие, как и их предшественники скифы, к иранской языковой группе. Они вели кочевой образ жизни, а в лесостепных областях процветало земледелие. В низовьях Днепра и в Крыму проживали поздние скифы, имевшие оседлый земледельческий быт.


На рубеже II и III вв. в Северном Причерноморье (от нижнего Дуная до Северского Донца) сложилась черняховская культура. Это, как и пшеворская культура Висло-Одерского региона, было полиэтническое образование. В составе населения черняховской культуры были местные сарматы и славяне, расселившиеся из Повисленья; готы и гепиды (германцы), продвинувшиеся с нижней Вислы; гето-даки, принадлежащие к фракийской языковой группе, — на западных окраинах ее территории. Готы концентрировались в двух регионах — в междуречье нижних течений Дуная и Днестра и на нижнем Днепре. В Подольско-Днепровском регионе черняховской культуры произошла славянизация сарматов и становление славянского диалектно-племенного образования антов. Здесь были развиты ремесла, земледелие высокого уровня и широкие торговые связи.


В восточной части Приазовья и на побережье Черного моря проживали меоты. Центральные и восточные области Северного Кавказа характеризуются культурой курганных могильников с катакомбными погребениями — сложным образованием, в котором участвовали местные кавказские племена и пришлое ираноязычное население, сначала сарматы, а с III в. — аланы.


Вся южная половина Восточно-Европейской равнины в той или иной степени была затронута миграциями Великого переселения народов. Во второй половине IV в. азиатские кочевники-гунны, объединенные в большой племенной союз, вторглись в Юго-Восточную Европу. По пути к ним присоединились угорские племена и аланы. Сармато-аланы, проживавшие в Предкавказье и Подонье, не смогли оказать сопротивления гуннам, и последние в 375 г. вторглись в Северное Причерноморье. Гунны опустошили всю территорию черняховской культуры, разгромив готское государство Германариха и покорив население этих земель, они продолжили свое движение на запад.



Восточная Европа и славяне в V-VIII вв. Формирование территории.



Северо-западные области Восточной и Северной Европы были слабо заселены племенами саамов, ведшими охотничий образ жизни.


Обширные лесные территории севера Восточной Европы, по-прежнему, принадлежали финноязычным племенам. Среди культур этого ареала выделяются культуры эстов, ливов, нерасчлененная культура предков суоми, хяме и корелы, а также большой регион восточно-прибалтийско-финских племен (из него вышли весь, водь, чудь заволочская). В бассейне Оки локализовалась культура мордвы, рязанско-окских могильников, принадлежащая местным финнам и пришлым балтам. В Волго-Камье выделяются культуры: поломская (предки удмуртов), ломоватовская (предки коми-пермяков) и ванвиздинская (предки коми-зырян). Отдельную группу образуют древности Печорского Приуралья.


Несколькими культурами представлены племена угорской языковой группы. Древности оронтурского типа в Нижнем Пообье принадлежат северной группе обских угров (предки северных групп хантов и манси). Другие культурные группы (бокальская, неволинская культуры и древности туманского типа) не соотносятся с известными угорскими племенами. Кушнаренковскую культуру исследователи связывают с венграми-мадьярами.


Территория западных балтов в результате миграции среднеевропейского населения сократилась. В землях, примыкающих к Балтийскому морю, формируются культурные особенности пруссов, скальвов, куршей, земгалов, жемайтов, латгалов, литвы и ятвягов. На восточной окраине древнего балтского ареала известны две культуры — мощинская (голядь) и колочинская.


Крупными миграциями в период Великого переселения народов была затронута и срединная полоса Восточно-Европейской равнины. Здесь расселились более или менее крупные группы переселенцев из Средней Европы, среди которых доминировали славяне.


В бассейнах озер Псковского и Ильменя складывается культура псковских длинных курганов (V-VIII вв. ), определяемая как кривичская. Местное финское население, как и мигрировавшие в составе среднеевропейцев иные этносы, были постепенно славянизированы.


В Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье в условиях взаимодействия местных балтов со среднеевропейскими переселенцами сложилась тушемлинская культура (конец IV-VII вв.). В VIII в. здесь наблюдается приток кривичей с севера — формируется особая культура длинных курганов, которая отождествляется со смоленско-полоцкими кривичами.


В Волго-Клязьминском междуречье среднеевропейские переселенцы вместе с местными финнами создали мерянскую культуру (VI-IX вв.). Край постепенно славянизировался. Подобная ситуация была на средней Оке (культура муромы). В VIII в. в бассейне Ильменя формировалась культура сопок (словене ильменские).


Во время нашествия гуннов крупные группы славян из Волыни и Поднепровья переселились на среднюю Волгу, где сформировалась именьковская культура.


В результате вторжения кочевников-болгар в пределы именьковской культуры значительная часть ее населения переселилась в области междуречья Днепра и Дона, где складывалась волынцевская культура (конец VII-начало IX вв.), которая эволюционировала в роменскую, боршевскую и окскую (IX-X вв.), поглотившие колочинскую и мощинскую культуры днепровских балтов. Волынцевская культура отождествляется с русами — праславянским племенем, известным по письменным источникам IX в. Из него вышли северяне, вятичи и донские славяне, этноним которых остается неизвестным. На средней Волге оставшееся именьковское население позднее вошло в состав жителей Волжской Болгарии и со временем подверглось тюркизации. В бассейне Белой выделяется бахмутинская и турбаслинская культуры, которые сформировались в условиях расселения тюркских племен из Сибири.


После гуннского погрома основным населением юго-запада Восточной Европы стали славяне. В V-VII вв. по мере стабилизации жизни создаются и развиваются три славянские культуры:


1) пражско-корчакская, сложившаяся в Северном Прикарпатье, а затем на Волыни и в Правобережной Киевщине. В последних областях ее носителями были дулебы, из среды которых сформировались волыняне, древляне, поляне и дреговичи;


2) пеньковская, сформировавшаяся, в основном, на базе подольско-днепровского варианта черняховской культуры. Это были анты, в результате дифференциации которых образовались хорваты, тиверцы и уличи;


3) ипотешти-кындештская, в составе населения которой были славяне пражско-корчакской и пеньковской групп, а также местные романизированные жители Нижнего Подунавья.


В середине VI в. в степях Юго-Восточной Европы появились авары — кочевые племена тюрко- или монголоязычной группы. Первыми пострадали анты, но авары вскоре ушли на средний Дунай, где создали Аварский каганат.


Степи Приазовья и Северного Прикаспия заселили кочевые тюркоязычные племена, среди которых первое время доминировали болгары. В 30-х гг. VII в. приазовские болгары создали военно-политическое объединение “Великая Болгария”. В 70-х гг. VII в. под давлением хазар одна из крупных болгарских орд переселилась в нижнедунайские земли. Другая болгарская орда ушла на среднюю Волгу. Оставшиеся болгары вошли в состав Хазарского каганата, население которого составляли хазары, болгары, аланы и славяне. На территории каганата формируется салтово-маяцкая культура (VIII-X вв.).


На Северном Кавказе выделяются культуры аланов и северокавказских племен.


Южнокрымская область была зоной византийской культуры, а с VIII в. в ее восточной части ощущается влияние салтово-маяцкой культуры. 

Славянская экспансия

Из всех славян на прародине остались только белорусы, лишь немного расширив свою территорию (см. карту слева).

Слева: Прародина (граница отмечена красным цветом) и этнографическая территория белорусов (границы отмечены темным цветом) .
Стрелками указаны направления миграции белорусов.

Позднее ими была заселена территория в бассейне Сожа. Остальные славяне переселились в поисках новых земель, но начали свою экспансию довольно поздно, когда другие индоевропейские народы уже создали на новых местах своего расселения высокоразвитые государства и известные в истории культуры.

Славяне выступили на мировой арене довольно поздно, когда другие индоевропейские народы создали на новых местах своего расселения известные в истории передовые государства и культуры. Впервые славяне отчетливо появляются в исторических источниках вскоре после 500 г. н.э., а в 30-е годы регулярно сообщается о нашествиях славян на север Нижнего Дуная (POHL WALTER. 2002: 9).6). Причиной этой задержки было расположение славянской прародины на северо-западной окраине всей индоевропейской территории и их продолжающаяся миграция в сторону Балтийского моря и Нижней Вислы. Нашествие гуннов в Восточную Европу в конце 4-го тысячелетия привело к перемещению местного населения и славяне приняли участие в этом «Великом переселении народов».

Однако историки неоднократно отмечали, что широкомасштабная экспансия славян по всем направлениям – на Балканы, к берегам Одера и Эльбы, Западной Двины и Волги была мирной и почти незаметной для современников, и, очевидно, , было следствием их многочисленности, определившей ассимиляцию местного населения славянской массой. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что славяне ассимилировались среди населения более высокой культуры, как это было, например, в Греции, или позже в Германии. Славяне вели себя более агрессивно на Балканах, и это, очевидно, можно объяснить тем, что они действовали в союзе с аварами и под их господством. Косвенные свидетельства последнего могут быть известны в отрывке об обращении обров (аваров) к славянам в летописи. Тем не менее бесследное исчезновение авар можно объяснить их ассимиляцией среди славян.

До этого масштабного перемещения масс людей, по крайней мере во времена зарубинецкой культуры, ниже реки Тясминой славянские племена не спускались. Но даже в Тясмине и к северу от него первые зарубинецкие стоянки были скоротечными, то есть в конце I в. н.э., смененными черняховской культурой другой, по мнению Ю. Кухаренко, этническая принадлежность зарубинцев к народности (Кухаренко Ю.В. 1960: 299). Первоначально эта культура советскими археологами считалась несомненно славянской (БРАЙЧЕВСКИЙ М.Ю. 1857), но со временем многие из них пришли к выводу о ее формировании на полиэтнической основе (ВИНОКУР И.С., ТИМОЩУК Б.О. 1977: 24, 25). Например, В. Седов говорит, что ее сформировали создатели зарубинецкой культуры, немецкие переселенцы из Польской Померании (велельбаркская культура), остатки местного скифо-сарматского населения (СЕДОВ В.В., 1990-1: 84). ). Другие ученые пытались доказать генетическую преемственность зарубинецкой, черняховской, а позже и славянской культур. Попытки повысить рейтинг древнеславянской культуры за счет более развитой соседней есть следствие идеологизации исторической науки, и серьезные историки не всегда осмеливаются возразить определенному комплексу политиков. С резкой критикой таких взглядов выступал Третьяков, который однозначно считал черняховскую культуру германской и, очевидно, был прав (ТРЕТЬЯКОВ П.Н., 19).82: 10-15). Целесообразно привести мнение Третьякова дословно:

Совсем иной характер имела раннесредневековая славянская культура, создатели которой никогда еще не были так тесно связаны с миром древних цивилизаций. Если их земледельческое производство, может быть, лишь немного уступало черняховской культуре, то все остальные отрасли — металлургия и металлообработка, гончарное дело, обработка кости и т. д. — отличались значительной примитивностью, не выходя за пределы элементарных приемов домашнего ремесла (Там же: 14-15).

Также товарно-денежные отношения находились на низком уровне у славян в догосударственный период, хотя в историографии распространено мнение об их раннем развитии. Однако это мнение не может быть подтверждено такими археологическими находками, как раннеславянские весовые принадлежности:

Несмотря на все попытки исследователей выделить материальные следы употребления ранними славянами некоторых стандартных весовых эквивалентов стоимости в драгоценных металлах ранее второй половины IX в. века, это еще не может быть подтверждено реальными археологическими данными: ни находками весовой фурнитуры, ни стандартизацией веса украшений (КОМАР А.В. 2017: 85).

То, что славяне относительно поздно овладели металлургией и металлообработкой, подтверждают народные поверья и обычаи. В мировой обрядовой практике широко использовались металлы, в частности железо, но в обычаях славян металлы появляются редко, а если и случаются, то это как раз и свидетельствует о том, что они представляют большую ценность. Например, до нашего времени у русских и украинцев действует запрет на закапывание вместе с покойником металлических предметов, а находка подковы предвещает счастье. Других людей тоже, например, у немцев было принято класть в могилу вместе с покойником и его оружием. Понятно, что ценность металлических предметов значительно снизилась при развитой металлургии.

Черняховская культура несомненно принадлежала готам, пришедшим в Северное Причерноморье из Польши и основавшим здесь свое государство, о чем свидетельствуют исторические источники. Другой известной культуры, соответствующей времени пребывания готов в Украине, просто не существует, но никаких культурных следов готы оставить не могли. Попытки связать с готами некоторые археологические памятники, как, например, Дитинецкий могильник, несостоятельны, поскольку их очень мало, чтобы связать их с многочисленным населением готов. В начале первого тысячелетия до нашей эры население междуречья Днепра и Днестра было очень пестрым. На Нижнем Днепре они были потомками киммерийских, скифских, сарматских племен, потомками греческих городов Причерноморья. Были также германские племена бастарнов, кельтов, разрушивших Ольвию в середине I в. ОБЪЯВЛЕНИЕ. Несколько раньше кельты имели свои поселения в Верхнем Днестре, о чем свидетельствует открытие кельтских стоянок у села Бовшев. Нижний Днестр был заселен фракийцами (липецкая культура). Готы, очевидно, вытеснив большую часть местного скифо-сарматского населения Днепра, заняли большие пространства на правобережье:

Черняховские древние артефакты занимают обширное территориальное пространство. Юго-западная граница их распространения — низовья Дуная и Задунайский край. Они доходят до левобережья Днепра на востоке и северо-востоке, вплоть до поречья рек Ворсклы и Сейма. Северным рубежом черняховской культуры было Украинское Полесье Украины, а южным – земли Северного Причерноморья (Там же: 19)

Приведенные в движение современной индоевропейской традицией правобережные славянские племена преимущественно двинулись на запад или остались на старых местах, а левобережные, кроме предков современных русских, перейдя Днепр, двинулись в сторону Балкан. По топонимии славяне сначала компактно заселили Западную и частично Северо-Западную Болгарию (ГЕОРГИЕВ ВЛАДИМИР, 1960:75), поэтому можно предположить, что большая часть славян переселилась на Балканы через Карпаты, а не по берегу Черного моря. Этот ход согласуется с распространенными картами двух типов славянской глиняной посуды – пражско-корчаковской и колочинско-пеньковской, которые можно найти у авторитетных историков (БАРАН В. Д. 1978; СЕДОВ В.В. 1979; ТРЕТЬЯКОВ П.Н. 1982). Следует отметить, что славянская керамика была несомненно более примитивной по форме, чем глиняная посуда черняховской культуры, хотя их находки стратиграфически перекрываются, как показали раскопки в приднестровском селе Бакота и других местах (ВИНОКУР И. С., ТИМОЩУК Б. О., 19).77: 40).

На карте, за основу которой были взяты две карты, составленные В. Седовым (СЕДОВ В.В. 1979, рис. 20, 21) показано распространение славянской керамики в Восточной Европе .

На карте видно, что керамика первой группы (пражско-корчаковского типа) распространена на обширном пространстве территории от Эльбы и Заале до Днепра и захватывает всю территорию Чехии и Словакии, центральная и южная Польша, Полесье.

Керамика второй группы распространена в Молдове, Валахии, Добрудже и южнее Дуная в Болгарии. Здесь также встречаются сайты первой группы, но значительно реже. Это керамика колочинско-пеньковского типа, распространенная в среднем течении рек Сулы, Псела и Ворсклы. Керамика, идентичная по форме славянской керамике второй группы, обнаружена в Черниговском Придесне и Курском Сейме. Следует отметить, что если в западных областях есть два вида керамики, то в восточных районах такой путаницы нет. Это указывает на то, что славяне, начиная великое переселение на юг и на запад, имели два больших потока, которые пересекались через некоторое время после начала движения. Эта особенность позволяет проследить истоки миграции обеих групп славян в обоснованном предположении, что первый тип керамики остался от предков нынешних чехов, словаков и поляков, а второй — от предков южных Славяне. У славян, как представителей первой группы гончарства, такой источник находился на территории южнее Припяти, т.е. общая прародина чехов и словаков. Южные славяне (вторая группа) стали переселяться с берегов рек Десны, Сейма и Сулы, то есть туда, куда мы поместили предков сербов, хорватов, словенцев и болгар.

В. Седов поместил прародину славян между реками Днепр и Днестр, и тогда славяне должны были расселиться в двух противоположных направлениях, что поэтому было даже невероятно, что они должны были двигаться навстречу кочевникам, идущим с востока, что было бы неразумно.

Итак, эти две группы славян (собственно славяне и анты) состояли из начальной части западной ветви славян и восточной. Согласно существующему делению, это сегодняшние западные и южные славяне. Те славяне, которые остались недалеко от своих домов, теперь составляют группу восточных славян.

Мы уже знаем, что прародина украинцев находилась в междуречье Припяти и Березины. Они оставались там, по-видимому, до Великого переселения народов, вызванного нашествием гуннов в конце IV в. ДО Н.Э. Когда древние предки нынешних южных и западных славян стали покидать родные места, их место сразу же заняли переселенцы с левобережья Нижней Припяти, Березины, Сожа. И снова те же этнопроизводящие ареалы стали формировать староукраинские племена дулебов, древлян, полян, северян. Дулебы населяли территорию между Бугом и Случью, их называли также волынянами, так как эта местность ранее называлась Волынью.

Ареал древлян находился между реками Случь, Припять и Тетерев. Это племенное название может быть связано с названием другого германского племени, или тервингов, или треверов, которых название древлян означает «люди леса».

Поляне населяли территорию между реками Тетерев, Рось и Днепр. Созвучие названий поляков и поляков, конечно, не случайно, если учесть, что родина поляков находилась по соседству на левом берегу реки Припять. Во-первых, эти две славянские ветви имеют общий этноним, который поляки сохранили до сих пор. Правда, этнонимы ареалов поляков и поляков вызывают недоумение, т. к. они похожи на Sl pole «поле», но их родина находится в лесных районах. Впрочем, объяснение могло быть и такое. Прародина греков тоже была – на левом берегу течения Припяти. Греческое слово φυλον означает «род, племя». Самоназвания разных народов типа «народ», «народ», «племя» многочисленны, поэтому такое объяснение может иметь право на существование.

Северяне жили на берегах Десны и Сейма. Л. Нидерле намечает их ареал преимущественно в междуречье Десны и Сулы (НИДЕРЛЕ ЛУБОРЪ, 1956, с. 159). Они населяли правый берег Десны до реки Снов, где начинались земли радимичей, одного из двух древних племен южных русских (другое было племя вятичей). Следовательно, часть староукраинских племен перешла Днепр выше Десны и затем двинулась на юго-восток до Ворсклы, а радзимичи, оставшись на левом фланге, подошли к Сейму. Племенное название северян можно сопоставить с несколькими этнонимами, в том числе серб, сабир, савар, и с большим гнездом слов в разных языках, имеющих значение «сосед, друг, брат» – укр. siaber , Блр. сябр , серб. себар , на рус. Зибер, Лит. себр , морд. шабра , Альб. sember и т. д. Возможно, все эти слова происходят от укороченного ОГмц * nähwa-gabur , о чем говорилось ранее, но для нас важно, что поселения северян охватывали ареал сербов. Уже П. Я. Шафарик и Л. Нидерле считали, что два этнонима родственны и эта связь имеет реальную причину, так как они привязаны к одной и той же территории. Сербско-хорватский ареал разделен рекой Снов на две примерно равные половины, поэтому не исключено, что сербский и хорватский диалекты начали формироваться еще на общей родине сербов и хорватов. Происхождение племенных названий хорватов также можно рассматривать как влияние субстрата, оставленного предшествующим иранским населением. В этом отношении особый интерес представляет следующий отрывок из статьи Р. Новакович:

Лудат говорит, что Сакач нашел в персидском источнике название земли и народа Haravaiti, Harvahwatiš в юго-восточной сатрапии, что соответствует современной южной половине Афганистана, Белуджистану и восточному Ирану (NOVAKOVICĦ REЉA, 1973: 328). .

Прародина афганцев располагалась на левом берегу реки Десны, а хорватская – на правом берегу, где ранее формировался согдийский язык. Таким образом, совпадение названий племен не может быть случайным и подтверждает расположение этнообразующих ареалов. Однако в настоящее время следы хорватов в этих уездах отсутствуют, в отличие от сербского.

Оставленную протоукраинцами свою прародину заняло белорусское племя дреговичей, которое постепенно заняло всю территорию на правобережье Днепра между Припятью и Западной Двиной, так как ушло и племя носителей северорусского наречия свою прародину и отошли на север к истокам Западной Двины, Волги и далее по реке Ловать до озера Ильмень. Ассимилизируя на этой большой территории различные местные прибалтийские и финские этносы, славяне разделились на отдельные племена кривичей, полочан и новгородских словенцев. Вслед за кривичами дреговичи проникли на северо-восток Беларуси, распространив банцеровскую культуру, пришедшую на смену днепро-двинской, созданной балтами. Ассимиляция балтов славянами была как всегда мирной и продолжалась даже в XII–XIII вв. (ЗВЕРУГО Я.Г., 1990: 32-33).

Предки русских, говорящих на южнорусском наречии, вятичи и радимичи, двигались в основном на восток, при этом вятичи как первые вступили в контакт с мордвинами и другими финно-угорскими племенами, которые веками ассимилировались славянами уже в историческое время.
Мэтр русского языкознания О. Трубачев, проводя тему освоения новых земель восточными славянами, ограничивал ее, по его собственному признанию, «своего рода апологией вятичей». Необходимость этой апологии была вызвана летописной характеристикой вятичей как «крайне отсталых и диких людей, живущих, как звери в лесу, поедающих все нечистое, сквернословящих, не стыдящихся родителей и женского рода». Конечно, хотя какое-то обоснование для таких характеристик и имелось, их нельзя понимать буквально, но в своем усердии Трубачев представил вятичей чуть ли не как народ западной культуры, пытаясь найти крупицу правды в утверждении летописца о том, что они якобы пришли «от поляков». Так же нужно оценить замечание Трубачева о встрече вятичей с балтами в бассейне Оки, хотя он вообще не упоминает финские племена (ТРУБАЧЕВ О.Н. 2000, 4-24).

Вслед за Трубачевым идею западного происхождения вятичей отстаивает А.Л. Шилов, пытавшийся восстановить пути славянской экспансии по топонимии (ШИЛОВ А.Л. 2010). Это очень трудная задача, потому что диалектные различия тех времен не настолько выразительны и многочисленны, чтобы им можно было полностью доверять. Например, преобладание корня тереб от Москвы до Карпат и даже до Венгрии и Чехии не может быть основанием для отнесения «вятичей, полянов и других южных восточнославянских племен» (ШИЛОВ А.Л. 2010: 56) . Игнорируя расположение первичных славянских ареалов, восстановить позднейшие пути миграции славян только по топонимии невозможно.

Древнефинский субстрат оказал большое влияние на расогенез и этногенез русского народа (АЛЕКСЕЕВ В.П., 1974-2). Наглядно отображает глубокие финские корни в русской культуре популярный в фольклоре фразеологизм «избушка на курьих ножках». Почему возник этот фразеологизм, видно из фотографии традиционного приподнятого саамского амбара (см. справа фото из Википедии).

Также можно проследить влияние финского языка и субстрата, который изучали многие специалисты (VEENKER W., 1967; КИПАРСКИЙ В., 1969; БИРНБАУМ ХЕНРИК, 1990; АНИКИН А.Е. 1990).
Южный диалект русского и мордовского языков (эрзянского и мокшанского) имеют много взаимных заимствований, но интересно, что в украинском и мордовском языках также есть некоторые лексические соответствия. Например, мокша рохамс точно соответствует укр. рохкати «Хрюкать» и Укр. цятка «точка» явно заимствована из мокши цятка «искра» так как есть еще 9 марта0011 чатка «то самое» . Определить относительное время этого контакта можно по мордовскому слову šivets «сапожник». Фонетика слов хорошо отзывается на PSl. šъvьcь , следовательно, заимствование произошло до падения редуцированных гласных.

В степях Украины в середине І тыс. до н.э. произошли бурные события. AD и восстановить их течение практически невозможно. Когда Гуннская империя распалась после смерти Атиллы, агрессивные племена кочевников разного этнического происхождения стали накатываться сюда волной за волной, ведя борьбу между собой и с предыдущими пришельцами за пастбища и удобные пути для грабительские набеги на провинции Византии, в Закавказье и Среднюю Европу. Исторические хроники сохранили для нас имена аваров, акациров, барсилов, булгар, кутригуров, савиров, сарагуров, хазар и многих других. Это были в основном тюркские племена, часть от них осталась здесь со скифских времен, а часть пришла из казахских степей позже. Однако, как мы видим, здесь должны были остаться предки современных мадьяр, аланов, иранских племен осетин, курдов. Возможно, часть тех славян, которые переселились на Балканы, отстала от соплеменников и осталась в степях, перейдя на кочевой образ жизни. Одним словом, эти времена требуют специального исследования, но очевидно, что в таких условиях основная масса славян из страны Среднего Поднепровья не могла занимать южные степные просторы, так как существовала возможность продвижения на запад- и на восток.

Переселение славян должно было идти определенное время непрерывно, чтобы ни один участок не оставался пустым, т.е. определенные племена всегда остаются в контакте между собой во время движения. Двигаясь на запад, украинцы последовали за поляками и словаками, и они продолжили свое движение и тогда, когда чехи, словаки и поляки, не имея возможности двигаться дальше, остановились на той территории, которую они ныне занимают. Поэтому часть украинского народа расслоилась на поляков и словаков. Таким образом можно объяснить захват украинцами довольно обширных пространств далеко за рекой Сан и за Карпатскими горами во времена Киевской Руси. Евгений Тимченко определил границу украинских поселений по Дунаю и Пруту до города Черновцы, далее на запад до города Сигет на Тисе (ныне Сигетул-Мармацией в Румынии) и по южным склонам Карпат. горы до реки Попрад, затем на север по реке Дунаец до города Тарнов и далее до города Бяльск-Подляски в Польше. На севере границей между украинцами и белорусами была Припять с притоком ее Ясельда» (ТИМЧЕНКО Е. 1930). Примерно так границы украинской этнографической территории определял и Рейнгольд Траутман (TRAUTMAN REINHOLD. 1948: 153). Следует обратить внимание, что границы между отдельными славянскими ареалами не были точными, если они не проходили по естественным рубежам. Движением на восток украинцы, несомненно, дошли до Дона и, вероятно, до Волги, но определение восточной границы этой первой украинской колонизации осложняется позднейшими переселениями украинцев на Слободскую Украину и в Поволжье.

Славянское племя дреговичей, предков белорусов, постепенно расселилось по территории современной Белоруссии, на востоке достигло реки Десны в районе г. Трубчевска и верхней Волги в районе г. Ржева. Десна стала границей между белорусами и южной ветвью русских (Там же: 135)

&nbsp
&nbsp

Введение в старославянский язык

Тодд Б.

Краузе и Джонатан Слокум

Старославянский — это название, данное языку, который сохранился в нескольких рукописях и нескольких надписях, происходящих из регионов Моравской империи, расположенных между рекой Вислой и самой восточной границей Каролингское влияние и Болгарская империя простирались от низовьев Македонии на юге до Дуная на севере. Это районы первой миссионерской деятельности среди славян монахов Кирилла и Мефодия, замысливших в 9 в.В веке нашей эры появилась первая полноценная система письма, представляющая язык коренных народов. Сохранившиеся документы носят преимущественно церковный характер. Они были созданы в соответствии с религиозной традицией, в которой старославянский язык использовался в качестве литургического средства во многом так же, как латынь использовалась в Римско-католической церкви.

Лингвистическая наследственность

Хотя старославянский язык (OCS) является старейшим задокументированным славянским языком, он не является языком, от которого произошли другие славянские языки, так же, как санскрит не является языком, от которого произошли другие индоевропейские языки . Скорее, OCS теперь считается диалектом одной из ветвей славянских языков.

Мы можем представить, что сообщество, которое позже стало говорящим на славянском языке, когда-то было диалектной группой праиндоевропейского (ПИЭ). Когда языковое сообщество стало достаточно отделенным от других носителей PIE, чтобы обеспечить независимую языковую эволюцию, со временем их диалект превратился в то, что мы можем назвать общеславянским (CS) или праславянским (PSl). В дальнейшем повторился тот же процесс, когда в ходе миграции и соперничества за власть различных соседних и внутренних царств или империй части общеславянской языковой общности обособились друг от друга. Ко времени позднеобщеславянского языка (LCS) возникли три различных диалекта: восточный, западный и южнославянский. Современными примерами этого диалектного разделения могут быть русские на востоке, чешские и польские на западе, сербско-хорватские и болгарские на юге.

Некоторые лингвистические особенности указывают на то, что старославянский язык является членом южнославянской группы языков. Например, передний носовой ę LCS сохраняет свое переднее качество в южнославянском языке, тогда как оно развивает заднее качество как в восточном, так и в западном диалектах. Таким образом, в OCS есть męso, а в чешском, например, maso. Точно так же в южнославянском языке сохраняется носовое ę в винительном падеже множественного числа существительных с основой ja, тогда как в восточно- и западнославянском назальность теряется. Отсюда OCS konję в отличие от древнерусского koně (восточнославянского) и польского konie (западнославянского).

Предполагается, однако, что в IX веке диалектные различия были еще достаточно незначительными, чтобы взаимопонимание было возможно на широком пространстве славяноязычного сообщества. Это мнение подтверждается тем фактом, что усилия Кирилла и Мефодия велись только через ОКС; предположительно они выбрали этот язык, чтобы их переводы подходили для обращения панславянской общины. Не совсем ясно, в какой степени язык рукописей OCS похож на реальный разговорный язык региона. Часто предполагается, что это тот же язык, на котором говорили в века, предшествовавшие работе Кирилла и Мефодия; но к тому времени, когда были написаны сохранившиеся рукописи, фактический разговорный язык начал расходиться с письменным языком. Тем не менее письменный язык продолжал оказывать свое влияние даже за пределами регионов своего происхождения. Например, в XI веке в древнерусском языке, на географической окраине славянской общности, по мере развития собственной литературы обнаруживаются постоянные стилистические и лексические заимствования из ОКС.

Географическое положение

Точное местонахождение архаичной родины славян не более чем предположение. Большинство оценок сосредоточено на регионе, ограниченном рекой Буг на западе, Припятью на севере, Доном на востоке и Днепром на юге. Но единого мнения нет, и эти предварительные границы смещаются в зависимости от конкретных обсуждаемых языковых или культурных атрибутов. Часто в защиту географических догадок приводятся лингвистические свидетельства. Например, слова «тис» и «плющ» являются родными для LCS (рус. тис, плющ), но термин «бук» является заимствованным словом (рус. бук, ср. нем. 9).0011 Буч ). Следовательно, предполагается, что бук не может быть аборигенным для исконной славяноязычной области, а поскольку крайняя восточная граница красного бука проходит вдоль линии, простирающейся от современного Калининграда (Кенигсберга) до устья Дуная, славяне не могли жили к западу от этой линии.

Некоторые племена, упоминаемые в греческих и латинских источниках первых веков нашей эры, считаются славянскими. Самые ранние упоминания относятся к первому веку нашей эры, где термины венеды или венеты предположительно относятся к славянам. Эти термины появляются в Naturalis Historia Плиния Старшего и Germania Тацита и сохраняются в немецком Wendisch как термин для лужицкого языка. Во втором веке Клавдий Птолемей использует греческое Ouenedai в своей работе De geographia и называет Балтийское море Венедским заливом. Он утверждает, что венеды жили к северу от готов, к западу от балтийских племен и к югу от финнов. Позже термин венеты используется в шестом веке Иорданом, а затем Прокопием для обозначения как антов, так и склавенов. Принято считать, что они говорили на одном языке на обширной территории между реками Днестр и Днепр; они, по-видимому, мигрировали в этот район после того, как гунны вытеснили готов в пятом веке.

Отсюда различные группы, похоже, отделились и мигрировали на юг и запад. Предки восточных славян оставались по большей части оседлыми, в то время как западные славяне продвинулись дальше в Германию, хотя в последующие столетия они были вынуждены отступить. Предки южных славян двинулись на юг, на Балканы, и далее в Грецию, но были изгнаны из Греции в следующем столетии. Южные славяне и западные славяне поддерживали контакты в районе Паннонии, но они были прерваны с приходом венгров в 9 в.н.э. и экспансия германцев на восток. Южные славяне были изолированы от восточных славян с ростом румын.

Language Contact

LCS включает лексические заимствования из того, что, должно быть, было соседними языковыми сообществами. Элементы политической и военной лексики были заимствованы у германских народов на западе, например, Gmc. *kuningaz ‘король’ ~ LCS *kŭnędzĭ ‘принц’, Gmc. *doms ‘суждение’ ~ LCS *дума ‘мысль’, Gmc. *helmaz ~ LCS *selmĭ ‘шлем’. Несколько духовных элементов были заимствованы из индоиранского языкового сообщества: в частности, LCS *bogŭ «бог» и *bogatŭ «богатый» соответствуют авестийскому baga «бог», санскритскому bhagas «распространитель» и bhagavant- ‘ благородный’, и фригийский (Зевс) Bagaios «господин». Сходства с балтийскими языками настолько велики, что некоторые предполагают общую балто-славянскую ветвь ПИЕ. Контакты носителей славянского языка с этими тремя различными языковыми сообществами дают еще один набор ключей к их первоначальному местонахождению.

Словарь OCS, со своей стороны, свидетельствует о предыдущей миссионерской работе, которая обратила многих славян в христианскую доктрину, поддерживаемую Западной церковью. Это было достигнуто в первую очередь благодаря работе немецких священников, так что основной церковный словарь в OCS происходит от латыни или немецкого языка. Следовательно, OCS olŭtarĭ «алтарь» происходит от древневерхненемецкого altari <лат. altare , а OCS crĭky ‘церковь’ происходит от OHG chirihha < греч. куриакон . Другие термины были дословными переводами или кальками их немецких аналогов, например. OCS не-призни для OHG un-holdo ‘дьявол’.

История и документы

Несмотря на диалектные вариации разговорных славянских языков, язык церковный оставался достаточно последовательным. Он также оставался основным средством литургии на протяжении веков, хотя с течением времени претерпел некоторые изменения. Отсюда и терминология церковнославянский или Церковнославянский и, для самых старых документов, Старославянский или Старославянский . Помимо использования в церковной среде, церковнославянский язык также оставался в течение нескольких столетий литературным языком в различных частях восточно- и западнославянских территорий. Из-за балканского происхождения самых ранних рукописей OCS иногда называют древнеболгарским , хотя эта номенклатура вышла из моды.

Нет четких событий или находок, идентифицирующих период Старый Церковнославянский. Однако лингвисты и историки по большей части остановились на условности. Самая ранняя дата периода OCS дается нашей оценкой миссий Кирилла и Мефодия в середине IX века. Последняя дата OCS указана примерно как 1100 год, после чего кажется, что рукописи имеют больше языковых вариаций, чем раньше. Таким образом, можно говорить о периоде OCS как о простирающемся от ок. 850 — 1100 гг. н.э. Это, безусловно, чрезмерное упрощение, поскольку язык, на котором говорили Кирилл и Мефодий, должен был использоваться в течение достаточно долгого времени до их работы, и есть более поздние тексты, которые обнаруживают определенное сходство с ОКС, обсуждаемым в грамматиках.

Корпус OCS, ограниченный этим временным интервалом, на самом деле довольно мал. Есть пять рукописей, содержащих различные части Евангелия. Рядом с ними стоят еще три рукописи, в которых содержится молитвенник, часть миссала, гимны, проповеди и жития святых. Древнейшим славянским текстом , датированным годом, является надгробная надпись, воздвигнутая в 993 году Самуилом — армянского происхождения, согласно одному первоисточнику, — который позже стал царем и основал так называемую Западно-Болгарскую империю с центром вокруг Охрида на территории нынешней Македонии. (Примечание. Мы не занимаем никакой позиции в отношении какой-либо этнической/культурной ассоциации Самуила с современными группами/организациями.) Несколько рукописей из русскоязычных регионов датированы до 1100 г., но они имеют такие восточнославянские характеристики, что исключаются из обсуждения корпуса OCS. правильный.

Курсы родственных языков в UT

Большинство, но не все языковые курсы, преподаваемые в Техасском университете, касаются современных языков; иногда предлагаются курсы на древних языках, хотя чаще на уровне выпускников. Курсы славянского языка преподаются на кафедре славяно-евразийских исследований (ссылка открывается в новом окне браузера).