Правление княгиня ольга: Страница не найдена — ИНФОРМАРУС

Правление княгини Ольги – расцвет Киевской Руси, становления Христианства.

Родилась будущая княгиня недалеко от Пскова, в маленьком поселении и, если бы не случай, то прожила бы в безвестности до конца свои лет. В легенде говорится, что со своим будущим мужем она встретилась, когда переправляла его через реку на лодке. Игорь охотился в тех краях и решил воспользоваться услугами молодой и красивой девушки. Но воплотить свои коварные планы в жизнь ему не удалось, потому что Ольга быстро разгадала его замысел и начала взывать к совести, достоинству государственного мужа, подающего пример для всех остальных жителей своего княжества. Таким образом, она избежала насилия и запомнилась молодому князю как умная, рассудительная и красивая спутница.

Через некоторое время объявили смотр невест, приглашали красивых и знатных девушек со всей Руси, но ни одна из них не понравилась Игорю. Однако женится все равно надо было, и вспомнили о девице, которая произвела на молодого правителя сильное впечатление. Послали сватов, во главе с Олегом, к юной прелестнице, и она дала свое согласие на брак. Так Ольга стала княгиней Киевской Руси.
Не прошло после свадьбы и пары лет, как супруг покинул Киев и отправился воевать с греками. Возвращаясь победителем, Игорь узнал еще одну отличную новость: он стал отцом. К сожалению, ему не суждено было увидеть своего сына взрослым. Древляне учинили над князем жестокую расправу и прислали Ольге его тело. Дружина признана в матери наследника законного регента при малолетнем князе Святославе и во всем ей подчинялась.

По прошествии небольшого периода времени, древляне поняли, что княгиня решит отомстить за убийство своего мужа и решили действовать на опережение. Вдове было предложено выйти замуж за правителя племени. Первое посольство, пришедшее со сватовством, было закопано заживо во дворе княжеского дома. Так распорядилась сама Ольга. Вместо погибших прислали новых послов, но им суждено было сгореть в бане. Больше попыток древляне не предпринимали. Вместо этого, дружина княгини сама оправилась в поход против поселенцев. Это была третья месть княгини: напоить и порубить только обидчиков, сколько будет возможно. Окончательно же Ольга закрепила свою власть над древлянами в 946 году, когда устроила им осаду, а затем подожгла город изнутри, запустив птиц с горящими паклями в лапах. Эта история была отражена Нестором Летописцем в «Повести Временных Лет», первом историческом документе Руси.

Правление княгини Ольги отличалось строгостью, но в тоже время заботой о вверенном государстве, пока сын занимался внешней политикой. После того, как древляне покорились, пришло время устанавливать дань и налоги с земель, подконтрольных Киеву. То есть произошла централизация власти. Кроме того, во время правления Ольги произошло первое деление Руси на административные единицы с назначением официальных представителей в каждой из них.

Люди любили свою княгиню, считали ее мудрой и справедливой. Она была терпима и милостива к простому народу, проникалась его проблемами, решала их по мере возможности. Когда же ее сын вырос и сам стал управлять государством, Ольга удалилась от политики, и жила, занимаясь благотворительностью и церковными делами.

После официальной передачи власти, правление княгини на этом не закончилось. Ольга собрала весь киевский флот и, сплавляясь по Днепру, отправилась в Константинополь. Этот поход соединил в себе стремление женщины вручить свою жизнь Богу, стремление государственного деятеля наладить отношения со страной-соседом, и стремление обезопасить будущее народа показав военную мощь Руси.

В летописях существует подробное описание таинства крещения княгини Ольги, «крестным отцом» ее стал император Восточной Римской Империи Константин VII Багрянородный. Известный факт, что правитель Византии предлагал княгине брак, но она укорила его, что они состоят в церковном родстве и подобное действие стало бы грехом для них обоих.

На прощанье патриарх дал Ольге церковные книги, иконы и свое благословение. Это стало началом становления христианства на Руси. За время правления княгини было построено много церквей и храмов, началась застройка каменных домов в Киеве. Особенным уважением и почитанием пользовалась у княгини Святая Троица. В честь нее был заложен отдельный храм и построен город Псков.
Несмотря на всеобщую любовь, народ не воспринял желание княгини переменить веру, как толчок к всеобщему крещению. Наоборот, они начали еще ревностнее защищать язычество, вспыхивали антихристианские бунты. Еще большую сумятицу вносил князь Святослав, исповедовавший язычество, но никому на своей земле не запрещал переходить в христианство.

В 968 году, после осады Киева печенегами, здоровье княгини Ольги сильно пошатнулось и она, разговаривая с сыном, уже готовилась к скорой смерти. Похоронить себя завещала согласно вере, и послать в Константинополь деньги для отпевания и милостыни. Умерла Ольга 11 июля 969 года, окруженная семьей. Канонизировали ее гораздо позже, в XVI веке, признав заслуги в продвижении христианской церкви на Руси и всеобщую любовь и почитание.

Добавить комментарий

Основные события правления княгини Ольги

Плюсы и минусы > История > Основные события правления княгини Ольги





Княгиня Ольга, которая смогла управлять целым государством, до сих пор вызывает восхищение. Она была мудрым политиком, страна во времена ее правления процветала, выросла ее военная мощь, в Киевскую Русь стремились иноземные купцы. Но не только такими событиями прославилась эта удивительная женщина.

Христианские традиции в языческой Руси

Княгиня Ольга смогла совершить то, что до нее не смогли сделать правители Киевской Руси. Именно она не побоялась в известной своими крепкими устоями стране ввести христианские обычаи, начать строительство христианских церквей и познакомить языческую Русь с иконами, привезенными из Константинополя.

Основные жизненные этапы княгини Ольги

  1. Точная дата рождения Ольги неизвестна. Историки утверждают, что в конце IX века или в самом начале следующего. Даже знаменитая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини, не может об этом рассказать и даже назвать имена ее родителей, так как она была из крестьянского рода.
  2. Некоторым историкам очень хочется верить в то, что отцом Ольги был Олег – родственник Рюрика, и когда князь Игорь подрос, он их поженил. Существует такая легенда, что Ольга зарабатывала на жизнь тем, что переодевшись юношей переправляла людей в лодке с берега на берег. И во время переправы Игорь разглядел в парне прекрасную девушку, попытался заигрывать, но услышал в ответ отказ. А когда пришло ему время жениться, велел найти ту красавицу. Однако существенных доказательств этим фактам нет.
  3. Зато остались свидетельства, что при рождении младенца нарекли Хельгой, а появилась Ольга на свет недалеко от Пскова в деревне Выбуты.
  4. О юных годах и времени девичества мало что известно. Скорее всего у нее была обычная жизнь, которой привыкли жить работящие деревенские жители.
  5. Все изменилось после замужества с князем Игорем Рюриковичем. По всему, брак был счастливым, хотя муж позволял себе вольности на стороне. У них родился сын Святослав.
  6. Когда мальчику исполнилось три года, судьба преподнесла княгине горестное испытание: ее мужа убили древляне. С тех пор этот народ стал ее вечным врагом.
  7. Если разобраться, все произошло из-за того, что еще после смерти Олега древляне отказывались отдавать новому правителю полагающуюся с них дань. Но князь за это повелел им выплачивать мзду вдвое больше. Подати дружина князя собирала очень жестоко. Это были почти грабительские набеги, во время которых забирались продукты, драгоценности, меха.
  8. Убили князя после того, как он решил лишний раз собрать подать, а затем еще и вернулся к древлянам за дополнительной данью. Люди хотели мирно образумить Игоря, однако князь и его дружина вели себя агрессивно. В итоге его привязали к верхушкам крепких согнутых веток, и его тело было разорвано на части.
  9. Сын погибшего князя был еще слишком маленьким, поэтому власть над землями Киевской, Новгородской и Псковской перешла в руки Ольги. И даже когда сын вырос и сам бы мог управлять державой, княгиня по-прежнему была у власти, так как Святослав предпочитал военные походы и различные ратные кампании.
  10. Древляне после кончины Игоря прислали вдове сватов в надежде, что она выйдет замуж за их князя Мала. Этот ход был продуман: в случае согласия два княжества объединялись и становились намного могущественнее. Просили они и милости за смерть ее мужа. Однако не подозревали, насколько разгневана княгиня. Сватов вместе с ладьей, на которой они прибыли, было приказано закопать живьем. Причем такую жестокую казнь устроили так, чтобы люди умирали в страшных муках.
  11. Но ее сердце все еще требовало мести. К Малу женщина послала весточку с укором, что она достойна более достойных сватов, и ждет от князя достойных мужей. Когда прибыли избранные посланцы, им предложено было вначале помыться в бане. Но не для того, чтобы княгиня их принимала после в своих хоромах, а чтобы сжечь заживо, закрыв в бане.
  12. На этом Ольга не остановилась. Взяв с собой небольшое количество дружинников, она отправилась к ненавистным древлянам, убедив их, что пора провести тризну у могилы мужа. Людям подавали напитки, от которых они слабели и засыпали. Вот тогда Ольга велела своим людям рубить врагов. По летописным сведениям, тогда погибло более пяти тысяч древлян.
  13. Самой кровавой расправой над древлянами считается событие, которое случилось в 946 году. Войска под предводительством Ольги отправились завоевывать землю древлян. Захватив столицу, она смогла сжечь весь город. Воспользовавшись тем, что почти все строения деревянные, велела привязать к лапкам птиц, ей подаренных, пылающие факелы. Стайки полетели к своим гнездам и подожгли жилища людей.
  14. После поражения древляне сдались, покорились и обещали с этих пор платить Ольге дань. Как и мечтал в свое время ее супруг.
  15. В те времена в Киевской Руси было несколько языческих богов, которым поклонялись, просили у них заступничества. Но Ольга решила принять христианство и крестить своих подданных. Есть сведения, что свою веру она изменила в Константинополе, причем сами патриарх Феофилакт и император Константин VII крестили ее.
  16. Вернувшись в Киев уже с новым именем – Елена, так как ее собственное относилось к языческому, княгиня привезла священников, церковные книги и иконы с новыми святыми. Первым ее желанием после возвращения было уговорить единственного сына принять новую веру. Но Святослав был такой же твердый в своих убеждениях, и только посмеивался, когда мать заводила разговоры о христианстве. Однако обращать в другую веру людей он не запрещал.
  17. По велению Ольги были построены десятки храмов, а также монастырь в Пскове. Она лично ездила в северные области страны, чтобы крестить, а заодно и проследить, чтобы были уничтожены языческие символы, а на их месте появились христианские.
  18. Люди в основном тяжело воспринимали новую религию. Дружинники с недоверием относились к такому нововведению, убеждая Святослава, что это может ослабить государство. Но князь не смел возражать матери. Однако дружинники своего все же добились: Ольга перестала ездить по стране, заперлась в Киеве.
  19. Правда, пока сын отсутствовал, а он почти все время находился в походах, воспитывала своих внуков в христианских традициях. Крестить их она побоялась, страшась гнева Святослава и убийства детей, ведь гонения на людей, принявших христианство, в те времена были сильные. Но священник при ней был неотлучно.
  20. Воспитанные в бабушкиных традициях, в будущем Ярополк и Владимир сделают все возможное, чтобы утвердить христианскую веру по всей Руси.
  21. Ольге повезло: в те времена мало кто из правителей умирал из-за старости. В основном самодержцы погибали вследствие интриг и борьбы за власть. Однако великая княгиня умерла от старости. Как записано в летописи, это случилось в 969 году.

Реформы княгини Ольги

Ольга была жесткой правительницей. Но благодаря ее уму и дальновидности она считается основоположником русской государственности.

  1. Ольга не боялась посещать русские земли, особенно если становилось известно о бунтарской настроенности мелких поместных князей. Такие проблемы решались благодаря погостам. Это были созданные особые центры – судебные и административно-финансовые, которые особо были нужны в отдаленных областях государства.
  2. Княгиня провела множество реформ, которые коснулись таких сфер, как создание центра торговли и обмена. Но это скорее облегчило работу собирателям податей.
  3. Ей принадлежит административная реформа с удобной схемой налогообложения. Благодаря ей в казну стало поступать больше денег.
  4. Ольга смогла установить четкий размер налогов для тех княжеств, которые ей подчинялись. Было назначено точное время для их выплат, а на местах служили княжеские администраторы, должность которых называлась тиун.
  5. Оборонная мощь страны во времена управления Ольги очень выросла. Считается, что именно в периоды ее правления появилась первая государственная граница, разделяющая российские и польские земли. Вокруг городов стали возводить прочные стены.
  6. Частые пожары деревянных сооружений заставили княгиню Ольгу задуматься о каменном строительстве. Во время ее правления появились каменные дома, одними из первых – городской дворец и загородный княжеский дом.
  7. Стала процветать торговля с другими государствами. Иностранные купцы были желанными гостями.







Жития святых

24 июля (11 по старому стилю) Церковь празднует -летнюю память святой равноапостольной княгини Ольги Российской.

Церковная история показывает нам, каким прекрасным и значительным было участие некоторых святых женщин, избранниц Божиих, в распространении христианства среди язычников. Достаточно упомянуть св. равноапостольную Марию Магдалину и святых жен-мироносиц, избранных Богом быть первыми провозвестницами славного Христова Воскресения; святая равноапостольная царица Елена в бывшем Греческом царстве; Святая Нина в Грузии; Святая Людмила у западных славян. Есть в Русской земле и своя равноапостольная святая – блаженная Ольга, бабушка просветителя Руси – святого князя Владимира. Святая Ольга родилась в местности, которая впоследствии стала называться городом Псковом. Не зная еще истинного Бога, Ольга отличалась светлым и глубоким умом и строгим целомудрием (добродетель, совершенно неведомая язычникам). Князь русский Игорь, очень любивший охоту, встретил ее случайно в псковских лесах и был так поражен ее мудрыми речами, а также ее красотой, что взял ее себе в жены. После смерти Игоря Ольга сама управляла Русской землей. Она строго наказывала древлян, племя, вероломно убившее ее мужа, было грозным врагам ее родины, а ее народ любил и уважал ее как мать за мудрость и справедливость. Она никогда никого не обижала, судила справедливо, наказание смягчала милостью, любила бедных, престарелых и увечных; она внимательно выслушивала всех, кто приходил к ней с мольбой, и охотно исполняла все справедливые просьбы. Когда подрос ее сын Святослав, которому на момент смерти отца было 4 года, она передала бразды правления ему, чтобы оставалось больше времени на благотворительные дела.

Такая добродетельная жизнь привлекала к ней благодать Божию: с каждым днем ​​становилось ей все яснее и яснее, что только неразумные люди могут смотреть на бездушных идолов, как на богов. При Ольге в Киеве уже были христиане, но их было очень мало. Очевидно, она знала их; беседы с ними вполне открыли ей святость учения Христа, и в сердце своем она стала христианкой, но чувствовала, что небезопасно для нее креститься в Киеве, наполненном язычниками. Так, услышав, что вера Христова пришла на Русь от греков, мудрая Ольга пожелала сама посетить эту страну. Взяв с собой небольшую компанию дворян и родственников, она прибыла в Константинополь и представилась патриарху Полиевкту. Патриарх проявлял неподдельный отцовский интерес к русской княжне. Ольга оставалась в Константинополе три месяца, изучая христианскую веру под руководством самого Патриарха. Она ежедневно посещала церковь; красота церквей, стройное пение, чин службы – все это произвело большое впечатление на ее душу и сердце. Наконец Господь исполнил ее пламенное желание: Ольга просветилась святым крещением и получила имя Елены в честь равноапостольной царицы. Ее крестным отцом был сам греческий император Константин. Во время Божественной литургии Патриарх обратился к ней со следующими словами: «Благословенна ты среди русских женщин, что приняв свет истинный и отвергнув тьму! Таким образом, ты избежал вечной смерти и обрел вечную жизнь. Отныне и впредь будешь величаться всеми сынами земли русской!» Эти слова оказались пророческими. Многие из пришедших вместе с Ольгой также крестились, и была великая радость не только в русской семье, но и во всем Царьграде. Когда Ольга готовилась вернуться на родину, Патриарх благословил ее святым крестом, содержащим частицы Животворящего Креста Господня. Патриарх также поручил нескольким священнослужителям отправиться вместе с Ольгой в Россию для совершения там церковных служб.

Приехав в Киев, княгиня Ольга усердно занялась проповедью веры Христовой на родине. Она обратила многих киевлян в христианство и построила для них церковь в честь святителя Николая на месте погребения Аскольда, одного из основателей Киева. Церковь Святой Софии, первоначально деревянная, также была построена ею. После этого святая Ольга посетила Великий Новгород и другие области своей страны. Проповедями, наставлениями и благодатью Божией многих соотечественников она обратила в христианство и, попирая идолов, поставила на их место святые кресты, которые произвели многие великие чудеса и знамения, посрамив неверных.

Одно не переставало быть причиной великой печали блаженной Ольги – ее сын Святослав и слышать не желал о христианстве. «Я познала истинного Бога, сын мой, — сказала ему святая мать, — я познала Его и возрадовалась. Если вы познаете Его, вы тоже возрадуетесь. Христианская вера приносит свет и радость душе; она так действует на душу человека, что он сам чувствует ее божественную ценность; прими эту веру — и не только не пожалеешь, но будешь считать себя счастливейшим из людей, как я чувствую себя счастливейшим из всех людей». Но гордый сын так ответил на мудрый совет матери: «Как я могу принять чужой закон? Мои товарищи по оружию будут смеяться надо мной». И не только не слушал мать, но и часто обижал ее. Он любил воинскую славу и подвиги и постоянно покидал свою землю, путешествуя со своим отрядом за реку Дунай или в другие места. Видя неуважение князя к христианской вере, его воины и дворяне часто унижали христиан и даже предавали их несправедливой смерти. Как тяжело было блаженной Ольге смотреть на это! Но она все терпела, постоянно молилась и надеялась на милость Божию в будущем. Внуки святой Ольги, дети Святослава – Ярополк, Олег и Владимир, почти постоянно находились на ее попечении из-за отсутствия отца, и она усердно учила их христианской вере, но воздерживалась от крещения без согласия отца. Поэтому она возлагала всю свою надежду на Господа и ждала Его благосклонности к своей семье и своему народу. И Господь исполнил горячие молитвы смиренной русской княгини: один из ее внуков, Владимир, просветил русских святым крещением.

Дожив до глубокой старости, Ольгу настигла смертельная болезнь. Святослав, как обычно, отсутствовал, но поспешно вернулся к матери, которую застал на смертном одре. Умирающая мать пыталась в последний раз уговорить сына отказаться от пагубного идолопоклонства и обратиться ко Христу, но и теперь несчастный сын не послушал ее и был наказан внезапной и позорной смертью, как и предсказывала ему мать. .

Смерть блаженной Ольги была тихой и мирной. Приняв святое причастие, она мирно скончалась 11 июля 969 года. Над ней плакали все киевляне – и христиане, и язычники. Ее тело было с честью погребено в городе Киеве. Преподобный летописец Нестор, завершая свое повествование об Ольге, пишет: «Она предшествовала христианству в земле нашей, как заря предшествует солнцу, как луна светит в ночи, — так она сияла среди неверных. Сыны России прославляют ее как атаманку, ведущую их в Царство Небесное. Она и после смерти молится Богу за Россию!»

 

 

5 августа (23 июля по старому стилю) отмечается праздник -й Почаевской иконы Божией Матери.

История этой чудотворной иконы неразрывно связана с Почаевским монастырем в честь Успения Пресвятой Богородицы, который находится на юго-западе России. Монастырь был основан еще в 13 веке, а расцвет пришелся на конец 16-начало 17 веков.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемый Почаевской иконой, был получен в дар от греческого митрополита Неофита, остановившегося в доме некой Гойской, хозяйки большого имения, по дороге в Москву в 1559 году. На 30 лет икона стояла в помещичьей часовне, прежде чем было замечено, что от образа исходит необыкновенный свет. После чудесного исцеления от иконы брата Гойской, слепорожденного Филиппа Козинского, благочестивая помещица передала святыню монахам Почаевского монастыря. Затем икону торжественной процессией перенесли в Почаев.

На иконе изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Она держит полотенце, которым был укрыт Младенец Иисус. Левая рука Господа лежит на плече Его Матери, а правая поднята в благословении; лик Божией Матери склонен к голове Ее Сына. На сторонах иконы изображены семь миниатюрных изображений святых: пророка Илии, мученика Мины, первомученика Стефана, преподобного Авраама, великомученицы Екатерины, мученицы Параскевы и мученицы Ирины. «Книга летописей Почаевских чудес» сообщает о множестве исцелений по молитве к Пресвятой Богородице, ниспосланной через Ее Почаевскую икону.

На четыре века Царица Небесная даровала Свою всесильную помощь и Почаевскому монастырю. Так, летом 1675 года турецкие войска хана Нурредина с трех сторон осадили Почаевскую Лавру. Слабые монастырские стены не представляли серьезной преграды. Иноки и миряне, искавшие убежища в монастыре, со страхом ожидали начала нападения. Настоятель монастыря призвал всех православных верующих обратиться за помощью к своим небесным заступникам – Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Всю ночь осажденные усердно молились перед чудотворной иконой и гробницей с мощами святого. Утром 23 июля, когда взошло солнце, начали петь акафист Богородице. При словах «Чемпион Лидер» произошло дивное чудо. Над монастырским храмом явилась Сама Пресвятая Богородица со множеством ангелов, держащих обнаженные мечи. Святой Иов стоял рядом с Богородицей и умолял Ее защитить его монастырь. Увидев небесное воинство, турки приняли его за фантом и стали пускать стрелы в Царицу Небесную и ангелов. Но стрелы вернулись к ним и поразили неверных. Тогда турецкая армия сильно заволновалась, солдаты начали убивать друг друга, а потом в панике начали бежать. Многие из них удалось захватить защитникам монастыря. Некоторые турки впоследствии крестились и навсегда остались в Почаевской Лавре. Позже было установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы Богородицы в память чудесного избавления 23 июля нашей Заступницей и Помощницей во всех скорбях.

В. Антонов


Славный Бенедикт на Tumblr

Женщины-правители в истории России

Ольга Киевская (ок. 890-969) из Дома Рюриковичей (годы правления: 945-964) .
Жена князя Игоря, сына Рюрика, князя Новгородского, основателя и первого правителя династии Рюриковичей — первой правящей русской династии. Брак борется за инициацию Олегом Вещим, князем Новгородским, родственником Рюрика и основателем Киевской Руси. После смерти Олега Игорь принял власть над Киевской Русью. У Игоря и Ольги был один известный выживший сын Святослав. В 945 Князь Игорь пошел к племени древлян собирать дань, и древляне убили его. После его смерти княгиня Ольга взяла власть в свои руки и стала регентом, так как ее сыну было всего 3 года. Княгиня отомстила за смерть мужа: закопала заживо сватов из древлян, пришедших к ней с предложением выдать Ольгу замуж за их князя Мала, затем заманила их самых знатных мужчин в баню, заперла двери и подожгла здание, горящее их живыми. После этого она отправилась в землю древлян собирать дань. Принцесса попросила, чтобы каждый дом преподнес ей в подарок голубя. Затем она привязала горящие бумаги к лапкам голубей и отпустила их домой. В результате весь город был уничтожен огнем.
Как правитель Ольга установила систему сбора дани, которую иногда считают первой легальной налоговой системой в Восточной Европе. Она приказала создать центры торговли и налогообложения, разделила земли на административные единицы, которыми управляли представители княгини, и установила фиксированные размеры дани с подробным графиком их сбора. Княгиня Ольга также считается инициатором первого каменного градостроительства на Руси.
Она была первой правительницей Руси, принявшей христианство, и крестилась в Константинополе в Византийской империи. Ее сын Святослав не поддержал ни решение матери, ни ее усилия по распространению христианства на Руси и боялся потерять уважение войска из-за новой веры Ольги, однако после ее смерти он похоронил свою мать по христианским обычаям. Это будет внук Ольги, Владимир I (также известный как Святой Владимир, Владимир Великий или Владимир Прекрасное Солнце), который в 9 г.88 г. сделал христианство официальной религией Руси.
Ольга была канонизирована как одна из первых святых Русской Православной Церкви и поэтому известна как Святая Ольга.

София Литовская (1371-1453) из Дома Рюриковичей (годы правления: 1425-1432)
Единственная дочь правителя Великого княжества Литовского Витовта Великого и жена Василия I, великого князя Московского, из Дома Рюриковичей. Возможно, она познакомилась со своим будущим мужем, когда он гостил в доме ее отца, будучи еще наследником своего отца, прославленного Дмитрия Донского. Софья вышла замуж за Василия в 139 г.1 и имел с ним не менее 9 детей: 5 сыновей и 4 дочери. Их старшая дочь Анна была замужем за Иоанном Палеологом, впоследствии византийским императором. Трое их сыновей умерли от чумы, а младший и последний сын Василий родился, когда Софье было 44 года, роды были тяжелыми, она заболела незадолго до родов и была буквально при смерти. На протяжении всего замужества Софья была хорошей помощницей мужу как в государственных, так и в хозяйственных делах. Она владела огромным количеством земель и умело управляла ими. Во время своего правления Василий I продолжал воссоединение русских земель, имея при этом дело с Золотой Ордой, поскольку Русь в то время находилась под ее господством. Брак Софьи с Василием помог закрепить союз между ее мужем и Великим княжеством Литовским и использовать его в качестве защиты от жестоких нападений Золотой Орды, хотя союз оказался непрочным, и в какой-то момент они вели войну друг против друга. Софья пыталась выступать посредником между мужем и отцом.
После смерти Василия в 1425 году Софья стала регентом их 10-летнего сына Василия II. Ее муж Василий завещал жене много земель в пожизненное владение, что обеспечило Софье большой доход и сделало ее еще более состоятельной дамой. Она также заручилась поддержкой своего отца притязаний Василия II на престол, поскольку это оспаривал его дядя Юрий Звенигородский. Однако в 1430 году Витовт умер, и с этого времени началась непрекращающаяся борьба за престол между Василием II и его дядей, где Софья будет стойко бороться за права своего сына. Софья устроила женитьбу сына и во время свадебных гуляний вырвала у двоюродного брата Василия золотой пояс, так как этот пояс принадлежал Дмитрию Донскому, и Софья считала, что право на него имеет только ее сын. Когда ее сын в какой-то момент уступил трон своему дяде, она финансировала и организовала общественное недовольство против правления Юрия, и Василий II вернул ему трон; Юрий предпринял вторую попытку и сумел во второй раз завоевать престол, взяв Софью в заложники, выслав ее из Москвы, но Василию II удалось снова занять престол, Юрий умер, а Софья вернулась. Тогда беды не закончились. Когда ее сын попал в плен к Золотой Орде, Софья собрала огромную сумму денег в качестве выкупа; когда Василий II был схвачен его двоюродным братом, сыном Юрия, он был ослеплен и стал известен как Василий Слепой, но все же сумел занять свой трон, а его мать помогла мобилизовать его сторонников. В 1451 году, когда ее сын был в отъезде, Орда напала на Москву, и Софья организовала оборону города, успешно сорвав их нападение. Высокоблагочестивая и преданная Русской Православной Церкви София покровительствовала и опекала монастыри и храмы, в том числе знаменитый Вознесенский женский монастырь в Кремле. Там она приняла постриг незадолго до своей смерти, оставив своему сыну и многочисленным внукам свои обширные земли, а также несколько религиозных артефактов.
Внук Софьи, Иван III (он же Иван Великий), положил конец господству Золотой Орды над Русью, собрал русские земли, значительно расширив подвластную ему территорию, и провел действенные реформы, положившие начало могучему государству.

Елена Глинская (ок.1508-1538) из Дома Рюриковичей (годы правления: 1533-1538)
Дочь князя Василия Глинского, дворянина Великого княжества Литовского, и его жены, сербской княжны Анны Якшич. Ее дядей был могущественный и богатый Михаил Глинский, поднявший вооруженное восстание против Сигизмунда I, великого князя литовского. Восстание потерпело неудачу, и семья Глинских отступила в Россию, где Михаил служил Василию III Руси (сыну Ивана III Великого). В 1525 г. Василий III решил развестись со своей бесплодной женой Соломонией Сабуровой, с которой он был женат 20 лет и не имел детей, и жениться на Елене Глинской. Согласно летописям, он выбрал Елену «из-за красоты ее лица и ее юного возраста». Елена была красивой, живой, обаятельной и хорошо образованной (знала немецкий и польский языки, говорила и писала на латыни). Василий был так очарован ею, что даже нарушил древнюю русскую мужскую традицию и сбрил бороду. Несмотря на сильную оппозицию Русской православной церкви, Сабурова была вынуждена принять постриг, и говорят, что она прокляла за это Дом Рюриковичей. Василий женился на Елене, и она подарила ему долгожданного сына Ивана в 1530 году, а затем еще одного сына Юрия в 1532 году. Василий был вне себя от радости и души не чаял в своей жене и сыновьях, но во время охоты он заболел и умер в 1533 году. На смертном одре Василий назначил регентский советник своего трехлетнего сына Ивана IV, пока он не созреет, чтобы править. Боярам из совета пришлось доложить Елене. Однако довольно скоро Елена отняла у совета всю власть (в том числе и у своего дяди, который был в нем) и взяла власть в свои руки.
Во время своего регентства она оспаривала притязания своих шуринов Юрия Ивановича и Андрея Старицкого, чтобы защитить права своего маленького сына на престол от его дядей. Борьба закончилась их заключением в тюрьму в 1534 и 1537 годах соответственно (оба умерли в тюрьме). Елена провела денежную реформу, которая ввела в государстве единую денежную систему и некоторые новые денежные единицы, одна из которых знаменита копейка . Во внешних делах Елене удалось подписать перемирие с Литовским княжеством на выгодных для России условиях в 1537 году после трехлетней войны с ним, одновременно эффективно нейтрализовав Швецию. Она построила новую оборонительную стену вокруг Москвы, предприняла попытку изменить систему самоуправления, предвосхитившую реформы Ивана IV. Известно, что она посетила несколько монастырей. Однако ее правление почти постоянно оспаривалось боярами. Некоторые конфликты в правительстве были вызваны тесными связями Елены со своими сторонниками, боярином по имени Иван Овчина-Телепнев-Оболенский (по слухам, ее любовником) и митрополитом Даниилом. Ее дядя Майкл раскритиковал ее и ее правление и был заключен в тюрьму, где умер от голода. В 1538 году Елена скоропостижно скончалась и была поспешно похоронена. Ходили слухи, что ее отравили Шуйские — бояре, узурпировавшие власть после ее смерти. Судебно-медицинские исследования ее останков, проведенные в 20 веке , подтверждают тезис об отравлении Елены.
После смерти Елены ее сын Иван IV остался один, а регентство чередовалось между несколькими враждующими боярскими семьями, борющимися за власть. С уважением обращаясь на публике, но униженный и оскорбленный Шуйскими наедине, иногда не получая ни еды, ни новой одежды, Иван развил безжалостный и подозрительный характер, рос с ненавистью к боярскому сословию. В 13 лет он созвал на собрание бояр, осудил их за пренебрежение к нему и народу, а главу рода Шуйских бросил на растерзание стае голодных охотничьих псов, которые растерзали его. Этот поступок часто рассматривается историками как акт мести за его мать Елену.
В 1547 году Иван IV был коронован как первый царь всея Руси, установив царство Российское. Сложный и противоречивый правитель во время своего правления превратил Россию из средневекового государства в зарождающуюся империю. В истории он больше известен как Иван Грозный.

Софья Алексеевна (1657-1704) из Дома Романовых (годы правления: 1682-1689)
Также известна как Царевна Софья. Третья выжившая дочь царя Алексея из Дома Романовых от его первой жены Марии Милославской. Она была единственной из своих сестер, воспитанных Симеоном Полоцким, который также обучал своих братьев, наследников царя Алексея царевича Алексея и царевича Федора. Она выросла образованной, сообразительной, упрямой и политически подкованной. После смерти царя Алексея его сын Федор III правил всего 6 лет и умер от слабого здоровья. Царь Алексей оставил после себя две семьи от двух своих жен, каждая из которых могла похвастаться по крайней мере одним наследником мужского пола после смерти Федора III. От Милославской был еще сын Иван, а от второй жены Алексея, Натальи Нарышкиной, был сын Петр. Поскольку кланы двух жен Алексис находились в конфликте, София разработала свой план, чтобы обеспечить власть себе и своей семье. Выдвигая дело о своем слабом брате Иване как о законном наследнике престола, Софья в 1682 г. попыталась убедить патриарха и бояр в том, что их недавнее решение короновать Петра следует отменить. После быстрого и единодушного отклонения судом этого предложения Софья обратилась за помощью и поддержкой к обескураженным военным отрядам, стрельцам. Несправедливое лишение Ивана прав послужило катализатором для и без того недовольных и разочарованных войск и побудило стрельцов к яростному противодействию «несправедливому» избранию Петра. После убийства нескольких членов семьи Нарышкиных боевые действия прекратились, и стрельцы получили свои первоначальные требования. Слабый и неумелый Иван был коронован как старший царь как Иван V, а Петр, которому было всего 10 лет, младший царь как Петр I. Софья взяла на себя роль регента для молодых царей и построила двойной трон для соправителей с прорезанным отверстием. в задней части этого. София сидела за троном и слушала, как цари разговаривают с дворянами, снабжая их информацией и рассказывая, как отвечать на вопросы. Она устроила замужество за Иваном V, надеясь контролировать его наследников и, таким образом, остаться у власти, но в браке родились только дочери.
В годы своего регентства Софья провела улучшение исчисления и сбора податей, приняла меры по искоренению государственного взяточничества и коррупции, совершенствованию крестьянского прописного законодательства, пыталась реорганизовать армию, способствовала развитию промышленности и поощряла поселение иностранных ремесленников в России. Она подписывала все указы, и ее изображение появлялось на всех русских монетах, она поощряла рост издательств. Заинтересованная архитектурой в стиле барокко, Софья активно пропагандировала его. При ней была основана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России. Важнейшими вехами ее внешней политики стали Вечный мир 1686 г. с Польшей на выгодных для России условиях,Нерчинский договор с Китаем (первый договор, когда-либо подписанный Китаем с западной державой), и крымские походы против Турции, которые не увенчались успехом и вызвали недовольство населения ее правлением.
Ее сводный брат Петр подрастал, и в 1689 году ему исполнилось 17 лет. Нарышкины ожидали, что Софья уйдет в отставку теперь, когда Петр стал достаточно взрослым, чтобы управлять собой. Тем временем Петр, не доверявший своей сводной сестре, бежал в подмосковный укрепленный монастырь. Софья позвала его, но он отказался идти к ней. Затем она попыталась сплотить стрелецкие полки, дворянство и население, но ее мольбы о поддержке не были услышаны. Вместо этого все больше и больше армейских чиновников покидали ее, чтобы служить Петру. Власть ускользала из ее рук, и вскоре у нее не было выбора, кроме как отказаться от престола. Петр приказал арестовать ее вместе с ее сторонниками и заточил Софью в Новодевичий монастырь. Один из ее главных сторонников и министр иностранных дел Василий Голицын (по слухам, ее любовник) был сослан. Софья еще имела своих сторонников и в 169 г.8, когда Петра не было в стране, стрельцы попытались восстановить Софью на престоле, но потерпели неудачу. Их восстание было жестоко подавлено, многие стрельцы были замучены, казнены или сосланы. Софью заставили принять постриг, держали в строжайшем уединении с другими монахинями, которым не разрешалось видеться с ней, кроме как в день Пасхи. Она умерла в Новодевичьем монастыре через 6 лет.
Ее сводный брат Петр стал известен как Петр Великий, один из самых выдающихся правителей в истории России, завершивший превращение России в крупную империю и ставший первым русским императором.