Для периода застоя в ссср было характерно: Для периода застоя характерно: А) периодическое проведение чисток партии В) массовое забастовочное движение С) отказ…

Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя» (1965-1985) Примеры заданий части а

Хронологические
знания, умения работать с хронологией

1.
Какой из указанных периодов был назван
пе­риодом застоя?

1)
1945—1953гг.

2)
1953—1964гг.

3)
1964—1985 гг.

4)
1985—1991 гг.

2.
В 1965—1970 гг. в СССР проводилась:

1)
кампания борьбы с «космополитиз­мом»

2)
реформа политической системы

3)
массовая реабилитация жертв сталин­ских
репрессий

4)
экономическая реформа А. Косыгина

3.
К какой группе событий относятся даты:
1968 г. и 1979 г.?

1)
создание СЭВ и ОВД

2)
ввод советских войск на территорию
других государств

3)
заключение договоров о сотрудничестве
с США и Францией

4)
проведение реформ политической сис­темы

4.
Какое событие произошло позднее всех
других?

1)
подписание Заключительного акта
Со­вещания по безопасности и
сотрудниче­ству в Европе

2)
принятие Конституции «развитого
со­циализма»

3)
празднование 20-летия Великой Победы

4)
выступление в Москве противников
ввода войск СССР в Чехословакию

Знание
фактов, умение работать с фактами

1.
Руководителем, начавшим в 1965 г.
экономические реформы, был:

1)
Н. Рыжков

2)
Г. Маленков

3)
А. Косыгин

4)
Е. Гайдар

2.
В 1970-е — первой половине 1980-х гг.
на­ибольшие средства вкладывались:

1)
в сельское хозяйство

2)
в легкую промышленность

3)
в жилищное строительство

4)
в военно-промышленный комплекс

3.
Руководителем СССР после смерти Л.
Бреж­нева стал:

1)
А. Косыгин

2)
К. Черненко

3)
Ю. Андропов

4)
М. Горбачев

4.
Конституция СССР 1977 г. получила название
Конституции:

1)
«победившего социализма»

2)
«построения коммунизма»

3)
«развитого социализма»

4)
«правового государства»

5.
Заключительный акт Совещания по
безопас­ности и сотрудничеству в
Европе от имени СССР подписал:

1)
Л. Брежнев 3) Ю. Андропов

2)
А. Громыко 4) М. Горбачев

6.
В период застоя из СССР вынужден был
уехать главный режиссер Театра на
Таганке:

1)
М. Ростропович 3) О. Ефремов

2)
Ю. Любимов 4) А. Тарковский

7.
Кто из названных авторов были
поэтами-бар­дами?

а)
И. Бродский

б)
Б. Окуджава

в)
А. Твардовский

г)
А. Галич

д)
Б. Ахмадулина

е)
Ю. Визбор

1)
а, б, в

2)
в, г, д

3)6,
г, е

4)
а, в,д

8.
Экономическая реформа А.Н, Косыгина
проводилась в СССР в

1)
1949-1953 гг.

2)
1956-1960 гг.

3)1965-1970
гг.

4)
1985 -1991гг.

9.
Советско-американские соглашения о
контроле над страте­гическими
вооружениями и ограничении систем
противоракетной обороны в 1972 г. в Москве
подписали

1)
Л.И. Брежнев и Р. Никсон

2)
И.В. Сталин и Г. Трумэн

3)
Н.С. Хрущев и Д. Кеннеди

4)
М. С. Горбачев и Р. Рейган

10.
Какое событие означало окончание
процесса разрядки меж­дународной
напряженности в 1970-е гг.?

1)
ввод войск ОВД в Чехословакию

2)
ввод советских войск в Афганистан

3)
Карибский кризис

4)
война в Корее

11.
Имена ученых И.В. Курчатова, А.Д. Сахарова,
Ю.Б. Харитона связаны с исследованиями
в области

1)
органической химии

2)
ядерной физики

3)
теории космических полетов

4)
биологических наук

12.
Какая черта характеризовала экономику
СССР в 1960-е —
первой
половине 1980-х гг.?

1)
первоочередное развитие легкой
промышленности

2)
преимущественное финансирование ВПК

3)
возникновение частных банков

4)
интенсивный характер развития экономики

13.
Что из названного характеризовало
развитие социальной сферы в СССР в конце
1970-х —
начале
1980-х гг.?

1)
перепроизводство продовольственных и
промышленных товаров

2)
введение платы за обучение

3)
сокращение средней продолжительности
жизни населения

4)
ежегодное повышение зарплаты

14.
Что из названного относилось к причинам
перехода СССР и США на рубеже 1960-х-1970-х
гг. к политике разрядки?

1)
отказ СССР от влияния на страны Восточной
Европы

2)
достижение военно-стратегического
паритета СССР и США

3)
выдвижение в СССР концепции мирного
сосуществования

4)
установление отношений дружбы и
партнерства между СССР и США

15.
Что было одной из причин роста показателей
промышлен­ного развития СССР во второй
половине 1960-х гг.?

1)
образование совнархозов

2)
отказ от планового развития промышленности

3)
проведение экономической реформы А. Н.
Косыгина

4)
распространение стахановского почина
в промышленности

16.
Результатом процесса разрядки
международной напряжен­ности в 1970-е
гг. было

1)
установление сотрудничества СССР с
НАТО

2)
прекращение всех вооруженных конфликтов

3)
принятие резолюции ООН об уничтожении
ядерного оружия

4)
проведение в г. Хельсинки Совещания по
безопасности и со­трудничеству в
Европе

17.
Какое из названных событий вызвало
обострение «холодной войны» в конце
1970-х гг.?

1)
возведение «берлинской стены»

2)
ввод советских войск к Афганистан

3)
Карибский кризис

4)
создание Организации Варшавского
договора

18.
Что было результатом проведения
консервативного курса руководства СССР
в 1970-е — начале 1980-х гг.?

1)
массовые забастовки рабочих

2)
усиление бюрократизации
партийно-государственного аппа­рата

3)
депортация ряда народов

4)
возникновение межнациональных конфликтов

19.
Что из названного было одной из причин
возникновения диссидент­ского движения
в СССР в период брежневского застоя?

1)
подавление массовых антиправительственных
демонстраций

2)
отказ руководства от продолжения начатых
при Н.С. Хруще­ве демократических
реформ

3)
подавление национальных движений в
республиках

4)
расширение культурных связей со странами
Запада

20.
Какие права получили промышленные
предприятия в ходе проведения экономической
реформы А.Н. Косыгина во второй поло­вине
1960-х гг.?

А)
планировать темпы роста производительности
труда

Б)
самостоятельно продавать продукцию за
рубеж

В)
устанавливать размеры заработной платы

Г)
отказываться от централизованного
планирования

Д)
относительно свободно распоряжаться
прибылью

Е)
сдавать в аренду производственные
помещения

Укажите
верный ответ.

1)
АВД 2) БВГ 3) БГЕ

21.
Какие черты из перечисленных характеризовали
политичес­кую систему СССР в 1970-е —
середине
1980-х гг.?

А)
отказ от критики культа личности И.В.
Сталина

Б)
отсутствие оппозиционных настроений
в обществе

В)
рост и укрепление партийного аппарата

Г)
ослабление руководящей роли КПСС в
обществе

Д)
стремление сохранить политическую
стабильность

Е)
отказ от жесткого идеологического
контроля в сфере куль­туры

Укажите
верный ответ.

1)АВД
2) БВГ 3)БГЕ 4) ГДЕ

Знание
понятий, терминов

1.
Возникшее в период застоя в СССР понятие
«неосталинизма» означало:

1)
появление диссидентского движения

2)
свертывание критики культа личности
Сталина

3)
регулярную сменяемость партийных
кадров

4)
ослабление позиций органов
безопас­ности

2.
Период снижения напряженности
междуна­родных отношений в 1970-х гг.
получил название:

1)
нейтралитета 3) «оттепели»

2)
«баланса сил» 4) разрядки

3.
Понятие «диссидентское движение»
связано с периодом:

1)
апогея сталинизма 3) застоя

2)
«оттепели» 4) перестройки

4.
Система мер по ограничению суверенитета
социалистических стран после событий
в Чехослова­кии в 1968 г. получила
название:

1)
«социализма с человеческим лицом»

2)
концепции «баланса сил»

3)
социалистической интеграции

4)
«доктрины Брежнева»

5.
Достижение к 1970-м гг. равновесия
стратеги­ческих вооружений СССР и
США называется:

1)
консенсусом

2)
антагонизмом

3)
паритетом

4)
альянсом

Знание
характерных признаков явлений, соотнесение
фактов и понятий

1.
Экономическая реформа А. Косыгина
предус­матривала:

1)
образование совнархозов

2)
аренду промышленных предприятий

3)
введение госприемки промышленной
продукции

4)
расширение прав предприятий

2.
Что из названного являлось характерной
чертой политического режима в период
застоя?

1)
прекращение критики культа личности
Сталина

2)
рост и укрепление партийного аппарата

3)
регулярная сменяемость партийных
кадров

4)
ослабление контроля партии над обществом

3.
Свидетельством конфликта официальной
и оппозиционной культуры в период
застоя в СССР] был(а, о):

1)
выход фильма Н. Михалкова «Несколько
дней из жизни И. И. Обломова»

2)
присуждение Нобелевской премии по
литературе М. Шолохову

3)
широкая публикация произведений
А. Солженицына

4)
снятие с поста главного редактора
жур­нала «Новый мир» А. Твардовского

4.
Проявлением политики разрядки
международ­ной напряженности в 1970-е
гг. было:

1)
подписание Заключительного акта
Совещания по безопасности и сотрудниче­ству
в Европе

2)
улучшение отношений СССР с Китаем

3)
подписание договора СССР, США,
Ве­ликобритании о запрещении ядерных
испытаний в трех средах

4)
объединение Германии

5.
Что из названного характерно для периода
за­стоя в СССР?

а)
повышение денежных доходов населения

б)
увеличение численности сельского
насе­ления

в)
ликвидация привилегий
партийно-го­сударственного аппарата

г)
уравнительные тенденции в оплате труда

д)
рост реальных доходов населения

е)
дефицит потребительских товаров

Укажите
верный ответ:

1)
а, б, в 3)в, д, е

2)
б, в, д 4) а, г, е

6.
Какие черты характеризовали развитие
эконо­мики в СССР в 1970—1985гг.?

а)
повышение качества продукции

б)
снижение темпов хозяйственного роста

в)
проведение политики сбережения
ре­сурсов

г)
недовыполнение пятилетних планов

д)
постоянное снижение ввоза зерна из-за
рубежа

е)
медленное внедрение научно-техниче­ских
достижений

Укажите
верный ответ:

1)
б, г, е 3) в, г, е

2)
а, б, в 4) г, д, е

Объяснение
причин и следствий событий

1.
Что было целью включения в
Конституцию СССР 1977 г. статьи 6-й о роли
КПСС?

1)
ликвидация привилегий высшего
руко­водства КПСС

2)
приближение партийного аппарата к
массам

3)
утверждение монополии КПСС на власть
в стране

4)
ограничение сферы деятельности КПСС

2.
Основной причиной неудачи экономической
реформы А. Косыгина была(о):

1)
ликвидация системы государственного
планирования

2)
несогласие коллективов предприятий
с мероприятиями реформы

3)
ослабление государственного контроля
над деятельностью предприятий

4)
несовместимость принципов хозрасче­та
с централизованной системой управ­ления
экономикой

3.
Последствием усиления административных
методов руководства экономикой в 1970-х
— начале 1980-х гг. был(о):

1)
рост производительности труда на
пред­приятиях

2)
повышение качества производимых
то­варов

3)
рост численности административно-уп­равленческого
аппарата

4)
повышение темпов роста национально­го
дохода

4.
Причиной возникновения диссидентского
дви­жения в СССР в середине 1960-х гг.
было:

1)
проведение экономической реформы

2)
свертывание демократических
преобра­зований

3)
введение высоких налогов на колхозни­ков

4)
осуждение культа личности Сталина

5.
Одной из причин свертывания политики
раз­рядки в конце 1970-х гг. был(о):

1)
принятие «доктрины Брежнева»

2)
ввод войск ОВД в Чехословакию

3)
разрушение Берлинской стены

4)
ввод советских войск в Афганистан

Вспомнить 1980-е и не повторить ошибок

В СССР в ответ на снижение темпов роста был провозглашен курс на ускорение / Юрий Лизунов и Эдуард Песов / Фотохроника ТАСС

Экономическая ситуация в России в 2015 г. определялась двумя группами факторов. С одной стороны, продолжалось действие внешних шоков, к которым относятся санкции (особенно в финансовой сфере) и падение цен на основные продукты российского экспорта. С другой стороны, налицо серьезные структурные проблемы, обусловившие с середины прошлого десятилетия снижение потенциала роста, а затем и торможение российской экономики. Обе группы причин обусловили отрицательную динамику, зафиксированную уже в 2014 г. и вылившуюся в снижение ВВП в 2015-м. Практически все эксперты признают, что при всей важности внешних шоков ключевым является структурный кризис. Действительно, снижение инвестиционной активности наблюдается с 2012 г., с этого же времени падают темпы роста – эти негативные процессы начались до введения санкций и падения цен на нефть. В основе же этого торможения лежало снижение потенциала экономического роста, фиксируемое со второй половины 2000-х гг.

Исторические аналогии в какой-то мере помогают понять характер проблем, хотя и не дают однозначных рецептов относительно антикризисной повестки – как позитивной (что надо делать), так и негативной (чего делать нельзя). Прежде всего следует обратить внимание на проблемы, с которыми столкнулась советская экономика во второй половине 1980-х гг. Здесь можно увидеть немало общего с макроэкономической, институциональной и геополитической точек зрения.

Во-первых, аналогичный масштаб падения цен на нефть (см. график «Мировая цена на нефть»).

Во-вторых, двойной бюджетный шок. Имевшее место в обеих ситуациях падение доходов от экспорта в 1980-х было усугублено потерей акцизов в результате антиалкогольной кампании (при всей ее моральной значимости), а в современной ситуации – финансовыми санкциями.

В-третьих, в СССР в начале 1980-х происходило замедление темпов роста. Это было терпимо на фоне кризиса 1970-х гг. на Западе, но к середине 1980-х темпы роста США, Великобритании и других развитых стран начали ускоряться и опередили советские. Россия же, которая с 2000 г. росла темпом выше среднемирового, столкнулась с резким торможением, уйдя от комфортного темпа «выше, чем в Германии, и ниже, чем в Китае».

В-четвертых, в обоих случаях налицо геополитическое противостояние, включая внешние военные действия и санкции.

В-пятых, в этих условиях начинается поиск элитой новой модели экономического роста.

В обоих случаях речь идет об отложенном структурном кризисе, начатом десятилетием ранее в наиболее развитых странах и задавшем новые ориентиры экономической модели. Масштабный приток средств от экспорта углеводородов в обоих случаях позволил избежать (или смягчить) кризис на более раннем этапе, когда через турбулентность проходили другие страны. Но тем сложнее оказывается борьба с ним впоследствии, когда наиболее развитые страны проведут институциональную и структурную адаптацию к новым вызовам времени.

Советский Союз не справился тогда со сложностями адаптации экономики к новой ситуации. Сыграла свою роль жесткость советской социально-экономической модели, отсутствие опыта управления подобными кризисами, неэффективность системы государственного управления. В ответ на снижение темпов роста был провозглашен курс на ускорение. За счет интенсивных внутренних (из Государственного банка) и внешних заимствований государство резко нарастило инвестиционную активность. Валютный курс был жестко фиксирован (65 копеек за доллар), а наличие иностранной валюты в частных руках являлось уголовным преступлением (вплоть до высшей меры). Цены так же жестко контролировались государством. В общем, был реализован набор мер, которые так или иначе звучат в наши дни в рекомендациях экономистов и публицистов, критикующих власти за «бездействие».

Результаты хорошо известны (см. инфографику). На протяжении двух лет темпы роста ускорялись, но ценой быстрого роста бюджетного дефицита и долга. А потом наступила катастрофа – экономическая, за ней и политическая. В 1989 г. начался экономический спад, который продолжался почти десятилетие. Иными словами, темпы экономического роста в условиях структурного кризиса не могут быть самоцелью, а между экономической стабильностью и крахом может пройти всего три года, два из которых экономика будет расти повышенными темпами.

Разумеется, современная ситуация по ряду важных параметров существенно отличается от рубежа второй половины 1980-х гг. Российская экономическая и политическая система в настоящее время является гораздо более гибкой и устойчивой, чем советская. У нас действуют «автоматические стабилизаторы» (рыночные цены, гибкий валютный курс), сохраняются значительные золотовалютные резервы, более гибок рынок труда, низкий государственный долг (и исчезающе мал валютный долг). Россия не зависит от поставок продовольствия в той мере, в какой зависел Советский Союз. Наличие значительной частной собственности качественно меняет ситуацию. Наконец, накоплен немалый опыт функционирования экономики в условиях как высокой, так и низкой внешнеэкономической конъюнктуры.

Однако появились и новые сложности стратегического характера. Сейчас невозможно ответственно утверждать, будут ли цены на углеводороды в будущем сопоставимы с их пиком в 2008 или даже в 2012 г. Циклический характер колебания этих цен является лишь одной из гипотез, с не меньшей вероятностью можно предположить и переход к технологиям, при которых нефть является лишь одним из товаров, но отнюдь не черным золотом. По-видимому, формируется «новая нефтяная реальность». Поэтому было бы ошибочным строить экономическую политику на основе ожидания восстановления высокой конъюнктуры. Обсуждение нового «бюджетного правила» и более ответственной политики расходов (на случай существенного роста доходов от экспорта углеводородов) является лишь одним из возможных направлений дискуссии.

Не менее важно поставить и другой вопрос: каков механизм развития страны при наличии богатых сырьевых запасов в условиях, когда задача аккумулирования ренты не будет уже актуальной. Ключевой проблемой является не ограничение роли сырья, а качественное изменение технологической базы этих отраслей. И прежде всего стимулирование развития более высоких переделов, переход от производства и экспорта топлива к органической химии и сопряженным с ней производствам (удобрений, полимеров, пластика и др.). Для этого в России существуют и материальные, и интеллектуальные условия.

История последних 50 лет свидетельствует, что страна может быть высокоразвитой в технологическом, институциональном и экономическом отношении даже при существенной роли в ее структуре сырья и углеводородов (Норвегия, Канада, Австралия). Иными словами, проблема не в сырье как таковом, а в эффективности технологий и институтов. Решение этой задачи требует достаточно сложного комплекса мер, в основном находящихся в институциональной сфере и не сводящихся к выводу рентных доходов (если они будут) из текущего бюджета. Здесь встает вопрос о способности национальной элиты обеспечить адекватный бизнес-климат, качество человеческого капитала, а тем самым и эффективность, конкурентоспособность страны и отдельных ее институтов.

При выработке социально-экономической политики важно не сделать ошибок, имеющих долгосрочный характер. В условиях кризиса всегда возникает искушение нахождения решений столь же простых, сколь и опасных – разного рода экзотических решений, которые ведут к дестабилизации под лозунгом «на этот раз все будет иначе».

Автор – ректор РАНХиГС

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на сайте

Характеристики периода

Характеристики периода

Глава 1. Основные события в мире

 

Раздел 1. Характеристика периода

 

На международной политической арене отношения между Соединенными Штатами и
Китайской Народной Республики и между Соединенными Штатами и Советским Союзом
Союза, который начал бурно развиваться в 1971, продолжали укрепляться
дальше, тем самым оказывая далеко идущее влияние на мир. Более или менее
под влиянием этих событий многие страны по-разному отреагировали на
попытки приспособить свои позиции к изменяющимся международным условиям.
Тем временем на международной экономической арене нестабильная ситуация с
1971 г., многие страны приняли меры, чтобы справиться с ним и продолжали
поиск нового заказа.

Таким образом, мир в прошлом году в целом претерпел довольно неравномерные
изменения. Обзор нерешенных событий в ситуации выглядит следующим образом:

 

1.
Тенденции основных стран

 

(1) Советско-американские отношения сотрудничества

Президент
Ричард М. Никсон посетил Советский Союз 19 мая.72 года как первый президент США
в офисе для этого и обменялись мнениями по важным мировым проблемам,
включая Вьетнам и европейскую безопасность, и достигли соглашения по различным
вопросы в их двусторонних отношениях. К ним относятся соглашения о важных
предметы-Основные принципы взаимоотношений и ограничения стратегических вооружений в
два поля. Это были поистине эпохальные события.

(2) Прогресс в китайско-американских отношениях

По случаю визита помощника президента США Генри А. Киссинджера в
Китайская Народная Республика в феврале 1973 г., США и Китай
договорились о создании соответствующих офисов связи в
капитала, тем самым завершая одну фазу процесса приспособления их
двусторонние отношения. В дальнейшем ожидается, что две страны вступят в
стадии продвижения своих рабочих отношений.

(3) Отношения между Китаем и Советским Союзом

В отличие от прогресса в американо-китайских и американо-советских отношениях,
в основе противостояния между Китайской Народной Республикой и Советским Союзом
В течение 1972 г. Союз не подавал признаков ослабления. Вместо этого их обмен
критика усилилась до такой степени, что они определили друг друга как принципиальную
враг.

(4) Вхождение Китая в международное сообщество

Китай вел активную дипломатическую деятельность на международных форумах, таких
как Организация Объединенных Наций и мирные переговоры во Вьетнаме, а также в его двустороннем
отношения с США, Японией, Западной Европой и развивающимися
страны и добились значительных результатов.

(5) События в Западной Европе

В Европе количество членов Европейских сообществ увеличилось с шести до девяти.
странах, и они превращаются в сообщество, сравнимое с Соединенными
Государства в отношении экономической мощи. В политическом плане они также укрепляют
их кооперационные отношения.

 

2. Другие важные разработки

 

Усилия по ослаблению напряженности наблюдались в различных частях мира на протяжении
в связи с развитием советско-американских отношений.

В Европе германо-советский договор, германо-польский договор и
Вступило в силу Четырехстороннее соглашение по Берлину, а также Основной договор между
было подписано соглашение между двумя германскими государствами. Подготовительные заседания к конференции по
Безопасность и сотрудничество в Европе (СБСЕ) и предварительные переговоры для переговоров
по взаимным и сбалансированным сокращениям сил (ВВСВ).

В Азии диалог на Корейском полуострове между Южной и Северной Кореей
продолжалось наряду с улучшением отношений между Китаем и
США и нормализация отношений между Японией и Китаем. В
В январе 1973 года было заключено Вьетнамское мирное соглашение, а затем Лаосское соглашение.
Мирное соглашение.

Однако на Ближнем Востоке по-прежнему сохранялась напряженность, хотя состояние
перемирие между Египтом и Израилем было соблюдено.

 

3. Важные события на международной экономической арене

 

(1) Основные валюты перешли на систему с плавающим курсом

Международная валютная система оставалась относительно стабильной при Смитсоновском
Система, начавшая функционировать в конце 1971 г. Однако в результате
массовые спекуляции иностранной валютой после рубежа 1973, доллар был
вновь обесценился, а иена и основные европейские валюты перешли к плавающему
система ставок.

(2) Начало нового международного раунда

В сфере торговли принято решение начать Новый международный раунд
проведение министерской конференции ГАТТ в Токио в сентябре 1973 г.
с политическим решением, принятым Японией, Соединенными Штатами и ЕС. это
считал, что Новый международный раунд будет иметь очень большое значение для
поддержание системы свободной торговли.

(3) Энергетическая проблема приобрела большее значение

В последние годы члены ОПЕК (Организация экспорта нефти
страны) приняли ряд мер в отношении нефти, в том числе
повышение цен на нефть, участие в управлении и национализация,
основанный на так называемом «ресурсном национализме». С другой стороны,
мировой спрос на энергию, в основном со стороны Японии, США и ЕС
стран, значительно увеличилось. Ожидается, что США вступят
мировой рынок нефти в качестве крупного импортера в связи с его падением темпов
самообеспечения нефтью, тем самым вызывая поставку нефти и других
источников энергии, чтобы стать плотными во всем мире. На этом фоне,
энергетическая проблема привлекла большее внимание на международном уровне в течение 1972.

Ожидается, что решение этой проблемы приобретет глобальные масштабы в
второй половине 1970-х годов, и все большую озабоченность вызывает
Япония, бедная энергетическими ресурсами.

(4) Проблемы развивающихся стран

Положение развивающихся стран не улучшилось в отношении
к условиям торговли, накоплению долгов и застою в помощи со стороны
развитые страны. Более того, нехватка продовольствия становилась все более серьезной и
проблемы, стоящие перед развивающимися странами, не имели тенденции к уменьшению.
Еще одна проблема заключалась в увеличивающемся разрыве между развивающимися странами.
сами себя.

 

к оглавлению

 

Советская экономика – система эксплуатации

Советская экономика – система эксплуатации

Энциклопедия антиревизионизма в Интернете

Билл Сильверстоун

Советская экономика – система эксплуатации


Первая публикация: Единство, Том. 6, № 15, 7-20 октября 1983 г.
Транскрипция, редактирование и разметка: Пол Саба
Авторское право: Эта работа находится в общественном достоянии в рамках Creative Commons Common Deed. Вы можете свободно копировать, распространять и демонстрировать эту работу; а также делать производные и коммерческие работы. Пожалуйста, укажите Энциклопедию антиревизионизма в Интернете в качестве источника, укажите ссылку на эту работу и отметьте любого из вышеперечисленных расшифровщиков, редакторов и корректоров.


Советский Союз и его сторонники в США бесконечно повторяют утверждение, что СССР — социалистическая страна. Однако факты говорят о другом. Советский Союз был социалистическим в период с 1920-х по начало 1950-х годов, но сегодня государственная власть находится в руках нового правящего класса, а советская экономика выродилась в систему эксплуатации.

После Октябрьской революции 1917 года рабочий класс стал владельцем основных средств производства и распоряжался ими. Большинство фабрик и банков были национализированы и поставлены под контроль рабочего класса через механизм центрального правительства. В 19В 30-е и 40-е годы сельское хозяйство также все больше попадало под непосредственный контроль Советского государства. В отличие от капиталистической системы, предприятия не принимали собственных решений о том, что производить, где брать материалы или как распоряжаться своей продукцией. Вместо этого эти решения были приняты центральными экономическими министерствами в Москве в рамках юридически обязывающего плана.

Когда рабочий класс владел государственной властью, централизованное планирование позволяло направлять экономические ресурсы СССР в интересах масс. Из отсталой, слаборазвитой страны Советский Союз быстро превратился в современную промышленно развитую страну с огромным улучшением жизненного уровня людей.

Но в середине 1950-х новый правящий класс захватил власть и начал использовать централизованный контроль над экономикой для продвижения своих интересов. В 60-е гг. этот элитный слой укрепил свои позиции в государственной и партийной бюрократии и превратил советскую экономику в систему эксплуатации. Сегодня советский эксплуататорский класс использует свой контроль над государством, чтобы обогащаться за счет масс советских трудящихся, которые трудятся на фабриках, полях и шахтах, создавая богатство СССР 9.0003

Эксплуатация восстановлена ​​

Советская правящая элита эксплуатирует трудящихся двояко: во-первых, через «официальные», узаконенные привилегии правящего класса, и во-вторых, посредством «нелегальной экономики», разветвленной сети взяточничества, вымогательства и торговли влиянием. Несмотря на внешние различия между этими двумя формами эксплуатации, по сути они одинаковы. В обоих случаях эксплуатация основана на контроле небольшой элиты над бюрократией экономического планирования страны. И в обоих случаях эта элита напрямую полагается на репрессивный аппарат государства (такой как тайная полиция КГБ), чтобы добиться своего. Правительственные партийные бюрократы в конечном итоге используют угрозу тюремного заключения, чтобы заставить подчиненных подчиняться их желаниям, будь то «законным» или «незаконным».

Систему служебных привилегий надо понимать применительно к условиям жизни широких масс людей в СССР. Продовольствия и других предметов первой необходимости так мало, что средняя советская замужняя женщина каждый день проводит в очереди по два часа, чтобы накормить и одеть свою семью. Жилье так трудно найти, что разведенным парам часто приходится продолжать жить вместе в течение многих лет после того, как они были официально разделены. Здравоохранение плохое и ухудшается: продолжительность жизни в СССР сегодня действительно сокращается[1].

Но эксплуататорский класс пользуется широким спектром официальных привилегий. Советское правительство имеет законное право определять количество ресурсов, выделяемых на строительство, на товары народного потребления, на армию и на привилегии для элиты. Поскольку члены этой элиты контролируют правительство, они стараются не экономить на благах, которые дают себе сами.

Представителей правящего класса допускают в специальные магазины, куда не пускают простых советских граждан. Один из советских солдат недавно сказал западному репортеру: «Однажды мне пришлось посетить ташкентский партийный штаб и увидеть их специальный продовольственный магазин… Удивительные свежие продукты, от яиц до мяса и копченой рыбы — доставляются каждое утро — в то время как все остальные отчаянно нуждается в пригодном для употребления картофеле».[2]

Несмотря на нехватку жилья, члены советского правящего класса владеют частными особняками и дачами, некоторые из которых построены старой царской аристократией. Обычные граждане должны ждать годы, чтобы купить автомобиль, но многие советские лидеры лично владеют импортными роскошными автомобилями, включая Roll Royce, Porsche, Mercedes и Cadillac, и это лишь некоторые из них.

Когда они заболевают, перед этой правящей кликой открываются двери в «кремлевскую клинику», сеть специальных клиник и больниц, куда исключены массы.

Нелегальная экономика

Но служебные привилегии — это только часть советской системы эксплуатации. Еще более важным источником частного богатства является так называемая «нелегальная экономика». Почти всякая хозяйственная операция, совершаемая вне диктата центрального плана, нарушает советское законодательство. Даже подконтрольная правительству советская пресса признает, что вымогательство и откаты являются серьезной проблемой. По оценкам западных экспертов, советская нелегальная экономика может быть равна или даже превосходить размер «легальной» экономики.

Одной из причин того, что нелегальная экономика так велика, является то, что часто это единственный способ что-то сделать. Советская система централизованного планирования крайне неэффективна в управлении передовой экономикой СССР, потому что нет места для принятия решений на уровне предприятий.

Если фабрика, например, не получает партию сырья по графику, директор фабрики не может просто позвонить другим поставщикам и попросить их отправить партию. Вместо этого директор должен в конечном итоге пойти к главе одного из министерств в Москве и просить немного сырья. Если необходимые материалы не будут получены, производство будет остановлено, и план не может быть выполнен. В этом случае директор фабрики может потерять работу или даже попасть в тюрьму.

Таким образом, концентрация экономической власти в своих руках позволяет советским бюрократам требовать от своих подчиненных изрядных откатов. Чтобы избежать неприятностей, у директора фабрики часто нет иного выбора, кроме как расплатиться со своим начальником. Чтобы найти деньги для этих откатов, директорам заводов часто приходится прибегать к хищениям средств у своих предприятий (или к хищениям дополнительных средств в тех случаях, когда их рука уже находится в кассе). Еще одна распространенная практика – создание нелегальных, подпольных мастерских с использованием материалов, украденных из «наземного» легального хозяйства.

К сожалению, коррупция в правительстве есть во всем мире, в том числе и в социалистических странах. Однако Советский Союз отличается от социалистических стран, таких как Китай, тем, что коррупция и официальные привилегии распространены гораздо шире и являются частью системы эксплуатации.

Изучение истории попыток реформировать эту систему эксплуатации показывает, насколько глубоко она укоренилась. Несмотря на несколько попыток сделать советскую экономическую систему более эффективной, ведущие партийные и государственные бюрократы фактически саботировали эти шаги. Они сделали это потому, что источником неэффективности является также то, что позволяет эксплуататорскому классу присваивать излишки: концентрация всей основной экономической власти в принятии решений на центральном уровне.

Экономические реформы не работают

Вскоре после того, как в середине 1950-х годов к власти пришел новый правящий класс, он осознал, что советская система экономического планирования становится все более неэффективной. Советская экономика стала настолько передовой, индустриализированной и сложной, что отсутствие права принятия решений на уровне предприятий сдерживало более быстрое развитие производительных сил страны.

Поставка сырья, заработная плата, нормы выработки и установка нового оборудования для каждого завода и совхоза решались в Москве, а не самим предприятием. Кроме того, в атмосфере карьеризма и цинизма после свержения социализма руководители предприятий все больше и больше заботились о своих личных интересах, а не об интересах страны в целом.

В результате руководители предприятий очень мало брали на себя ответственность за максимально эффективное производство высококачественных товаров. Вместо этого они попытаются обойтись минимальными усилиями. Например, на складах скапливались огромные запасы низкокачественных потребительских товаров, потому что никто не хотел их покупать, но заводы все равно продолжали их выпускать. Директора заводов скрывали от начальства фактические производственные мощности своих предприятий, чтобы не допустить увеличения своих производственных норм. Огромное количество сырья было растрачено или украдено.

В ответ на эти проблемы советские власти в 1965 г. провели определенные «рыночные реформы». Эти реформы расширили роль прибыли и «материальных стимулов» для руководства и рабочих как способа заставить предприятия организовать производство более эффективно.

В то же время московские власти продолжали вмешиваться в повседневную деятельность большинства предприятий, в одном случае меняя план завода 16 раз за девять месяцев[3]. Распределение припасов, материалов и нового оборудования оставалось под контролем центрального правительства.

Масштабы реформы были слишком ограничены, чтобы значительно снизить неэффективность и потери. А из-за противодействия высокопоставленных чиновников многие части реформы просто не были введены. Но ведущие партийные и государственные бюрократы стали указывать на сохраняющуюся неэффективность и углубляющийся застой как на признаки того, что реформы провалились. В 1970-е годы советские власти начали процесс «реформирования реформ», повторной централизации экономической власти и уменьшения степени автономии предприятий.

Сегодня Советский Союз погряз в тяжелейшем экономическом кризисе в своей истории. Промышленное производство упало на 10% ниже целевого уровня в 1980 году.[4] Годовой темп экономического роста упал с 4% в 1976-80 гг. до 1% в 1982 г.[5] Однако последние 20 лет показывают, что советские лидеры не будут проводить реформы, которые эффективно решат эти проблемы. Единственный вывод, который мы можем сделать, состоит в том, что правящий класс отказывается согласиться с любыми изменениями, которые подорвали бы его положение в системе эксплуатации.

Бюрократический контроль высасывает кровь из советской экономики. Но советский правящий класс не может добраться до корней экономической стагнации и неэффективности, не устранив свою собственную позицию в процессе эксплуатации. Это важная причина, по которой советские руководители проводят внешнюю политику агрессии и экспансии. Экономический застой внутри страны сократил излишки, которые правящий класс может экспроприировать у советских трудящихся.

Это вынудило советских лидеров проводить политику гегемонизма и иностранной агрессии как способ получить контроль над экономическими ресурсами других стран.

СССР продолжает эксплуатировать экономику стран Восточной Европы и государств-клиентов СССР в третьем мире, но торговля с этими странами становится для социал-империалистов менее выгодной. «Социализм» советского образца подрывает жизнеспособность и этих стран, постоянно вынуждая советских лидеров искать новые земли, которые они могут покорить и эксплуатировать.

В рамках своего плана мирового господства советские империалисты проводят масштабное наращивание военной мощи, не имеющее себе равных по скорости и масштабам со времен нацистской Германии. В последнее десятилетие советские военные расходы постоянно превышали расходы экономики США. Поскольку военные расходы занимают все большую долю общих советских экономических ресурсов, производство в других отраслях экономики неизбежно сокращается. Запланированные поставки деталей и материалов часто резко отменяются и перенаправляются на уже раздутую советскую военную машину. Советские правители содержат армию численностью 3,7 миллиона человек, несмотря на общенациональную нехватку рабочей силы. Советские военные приготовления подрывают производство и подрывают долгосрочный производственный потенциал советской экономики.

Советский милитаризм и застой экономической реформы нельзя понять в отрыве от системы эксплуатации в СССР

Советский Союз не является социалистической страной. При социализме нет эксплуатации, потому что трудящиеся, а не небольшая группа тунеядцев распоряжаются экономическими ресурсами страны. Советы утверждают: «Отсутствие частной собственности на средства производства исключает возможность эксплуатации»[6]. Это просто неверно. Мы видели, что, несмотря на отсутствие частной собственности, советский правящий класс использует свой контроль над государственным аппаратом для эксплуатации трудящихся масс.

Тезис о капиталистической реставрации

После свержения социализма в СССР некоторые товарищи стали считать, что советские руководители восстанавливают капитализм. Хотя тезис капиталистической реставрации помог привлечь внимание людей всего мира к тому факту, что советская экономика выродилась в систему эксплуатации, я не думаю, что СССР является капиталистической страной. Советская экономика не является системой производства для получения прибыли: самые богатые люди часто руководят наименее эффективными и наименее прибыльными предприятиями. При капиталистическом способе производства рабочая сила является товаром и действует закон стоимости (т. е. товары обмениваются по своей стоимости). Этих основных черт капитализма в СССР нет.0003

Тот факт, что СССР не является капиталистическим, не делает его менее опасным, чем США. Как и США, Советский Союз является сверхдержавой, стремящейся к мировому господству. Но Советский Союз выдает себя за социалистическую страну, что затрудняет понимание людьми его истинных черт. Мы должны удвоить наши усилия, чтобы разоблачить как США, так и СССР как системы эксплуатации внутри страны и агрессии за рубежом, чтобы помочь построить международный единый фронт против двух сверхдержав.