Дата создание киевской руси: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Славяне накануне образования Киевской Руси / Отв. ред. Б.А. Рыбаков. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 388 с. (МИА. № 108)

Всем пользователям предоставляется право скачивать файлы изданий, находящиеся в электронной библиотеке ИА РАН, в целях личного использования. 

Пользователям не разрешается:

  • Систематическая или программная загрузка и копирование большого количества книг и журналов.  
  • Коммерческое использование скачанных материалов, в том числе создание на их основе других информационных продуктов.
  • Использование материалов таким образом, который мог бы повлечь нарушение авторских прав.
Основные сведения


Авторы


  • Рыбаков Борис Александрович

     [отв. ред.]


Название


Славяне накануне образования Киевской Руси


Серия/журнал


Материалы и исследования по археологии СССР (МИА)

Выпуск


№ 108


Город


Москва

Издательство


Издательство Академии наук СССР

Год


1963

Объем


388 с.

Переплет


твердый



Файлы и ссылки

открыть PDF

вклейка к с. 58

вклейка к с. 92-1

вклейка к с. 92-2

вклейка к с. 100

вклейка к с. 112-1

вклейка к с. 112-2



117292 Москва, ул. Дм. Ульянова 19,
Институт археологии РАН

Телефон: +7 499 126 47 98
Факс: +7 499 126 06 30
E-mail: [email protected]
Для журналистов: [email protected]

Фирменный стиль

Противодействие коррупции



Пресс-релизы ИА РАН

Популярное

Подразделения



 Подписка на пресс-релизы



 
 




© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2006 – 2023


Сделано в веб-студии консалтинговой компании «Константа»

Древнерусское государство: дата образования, столица


  • 15 Августа, 2019

  • Страны
  • Оксана Самохина

Вопрос о том, когда возникло древнерусское государство, заставляет спорить историков со всего света уже на протяжении многих сотен лет. Ведь до сих пор доподлинно неизвестно, в каком году оно образовалось. Большинство придерживаются норманнской теории и опираются на «Повесть временных лет», другие же считают эту теорию абсурдной. Как бы то ни было, в этой статье будут собраны факты, которые помогут разобраться в вопросе, в каком веке возникло древнерусское государство.

Краткие факты о возникновении государства

В начале девятого века были созданы два предгосударственных союза с центрами в Киеве и Новгороде. Они объединили обе восточнославянские племенные группы — северную и южную.

Рюрик, новгородский князь, умер в 879 году; и три года спустя Олег, назначенный попечителем сына и наследника Рюрика Игоря, объединил Киевское и Новгородское государства. Таким образом, древнерусское государство образовалось в 882 году. Киевская Русь стала одним из крупнейших европейских средневековых государств в 9-11-м веках.

Киевская Русь была ранним преимущественно восточнославянским государством примерно с 880 года. Столица древнерусского государства Киев. Все население разделилось на три основные нации — современные белорусы, русские и украинцы, а также на несколько небольших этнических групп, включая карпато-русиан. С историографической точки зрения Киевская Русь считается государством-предшественником трех современных стран восточнославянских народов: Беларуси, России и Украины. Царствование Владимира Великого (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) составляет золотой век Киева, который видел принятие православного христианства и создание первого восточнославянского письменного правового кодекса «Русская правда».

Киевская Русь сыграла важную роль не только в развитии России, но и в Европе. Она располагалась на двух важных торговых путях: по Волге, ведущем к скандинавским землям, и на караванном пути, соединяющем Европу с мусульманскими народами. В качестве основного торгового партнера Киевская Русь служила буфером для остальной Европы против вторжений Золотой Орды. Киев стоял на перекрестке между Востоком и Западом. Цивилизации, которые он породил, в конечном итоге сформируют мировую историю.

Ранняя история Руси

Люди Руси, вероятнее всего, жили на той территории, которая является теперь северо-западной Россией, с восьмого столетия. Согласно «Первичной летописи», самой ранней летописи Киевской Руси, варяг (викинг) по имени Рюрик впервые обосновался в Новгороде, расположенном в современной России (он был избран в качестве общего правителя несколькими славянскими и финно-угорскими племенами) примерно в 860 году, прежде чем двинуться на юг и распространить свою власть на Киев. Хроника называет его прародителем династии Рюриковичей. Вопрос, в каком году образовалось древнерусское государство, должен отпасть сам собой после познания этих фактов.

Эти варяги сначала поселились в Ладоге, а затем двинулись на юг в Новгород, в конце концов достигли Киева. Киевская Русь была основана киевским князем Олегом (Хельгу в хазарских записях) около 880 г. В течение следующих 35 лет Олег и его воины покорили различные восточнославянские и финские племена. В 907 г. Олег руководил нападением на Константинополь, а в 911 г. он подписал коммерческий договор с Византийской империей в качестве равноправного партнера. Новое киевское государство процветало, потому что у него были обильные запасы меха, пчелиного воска и меда на экспорт, и потому, что оно контролировало три основных торговых пути Восточной Европы: торговый путь по Волге от Балтийского моря до Востока, торговый путь через Днепр («путь из варяг в греки») от Балтийского до Черного моря и торговый путь от хазар до немцев.

К царству Святослава I, киевского князя (945-972), киевские правители приняли славянскую религию и имена, но их дружина по-прежнему состояла в основном из скандинавов. Военные завоевания Святослава были поразительными: он нанес смертельные удары двум своим сильнейшим соседям — Хазарии и Болгарской империи, которая рухнула вскоре после его набегов.

Киевская Русь, хотя и малонаселенная по сравнению с Западной Европой, была не только крупнейшим современным европейским государством по площади, но и одним из наиболее культурно развитых. Как свидетельствуют документы, его граждане обменивались любовными письмами и готовили шпаргалки для школ. В то время, когда Париж был полон сточных вод и мусора, Новгород имел канализационную систему и деревянное тротуарное покрытие. Когда большинство правовых кодексов Европы рассматривали пытки как предпочтительный способ выявления истины и часто злоупотребляли смертной казнью, «Русская правда» ограничивала наказания штрафами и вообще не предусматривала смертную казнь. Женщинам были предоставлены некоторые неотъемлемые права, такие как права собственности и наследования.

Золотой век Киева

Киевская область господствовала над государством Киевская Русь в течение следующих двух веков. Великий князь Киева контролировал земли вокруг города, а его родственники правили в других городах и платили ему дань. Пик государственной власти наступил во времена правления князя Владимира (Владимир Великий, ок. 980-1015) и князя Ярослава (Мудрый, ок. 1019-1054). Оба правителя продолжали неуклонную экспансию Киевской Руси, начатую при Олеге.

Правление князя Владимира

Владимир пришел к власти в Киеве после смерти своего отца Святослава I в 972 году и после победы над своим сводным братом Ярополком в 980 году. Самым заметным достижением Владимира была христианизация Киевской Руси, процесс, который начался в 988 году. В летописи Руси говорится, что, когда Владимир решил принять новую веру вместо традиционной славянской религии (язычества), он отправил некоторых из своих самых ценных советников и воинов в качестве эмиссаров в разные части Европы. После посещения католиков, евреев и мусульман, они наконец прибыли в Константинополь. Там они были настолько поражены красотой собора Святой Софии и проведенного там литургического богослужения, что тут же приняли решение о вере, которой хотели бы следовать. По прибытии домой они убедили Владимира в том, что вера греков была лучшим выбором для всех, после чего Владимир совершил путешествие в Константинополь и договорился о браке между собой и принцессой Анной, сестрой византийского императора Василия II.

Причины принятия христианства

Выбор Владимиром восточного христианства, возможно, также отражал его тесные личные связи с Константинополем, который доминировал на Черном море и, следовательно, торговал на самом жизненно важном коммерческом маршруте Киева — реке Днепр. Присоединение к Восточной Православной церкви имело долгосрочные политические, культурные и религиозные последствия. В церкви была литургия, написанная на кириллице, и корпус переводов с греческого, который был подготовлен для славянских народов. Существование этой литературы облегчило обращение в христианство восточных славян и познакомило их с рудиментарной греческой философией, наукой и историографией без необходимости изучать греческий язык. Напротив, образованные люди в средневековой Западной и Центральной Европе выучили латынь. Пользуясь независимостью от римской власти и свободой от принципов латинского обучения, восточные славяне разработали собственную литературу и изобразительное искусство, совершенно отличные от других православных стран.

Демографическая статистика

Экономическое развитие Киевской Руси можно перевести в демографическую статистику. В Киеве насчитывалось 50 000 человек, в Новгороде и Чернигове — около 30 000 человек. Для сравнения: в англо-нормандской Англии, где урбанизация была такой же продвинутой, как в Европе к северу от Средиземного моря, в Лондоне проживало около 12 000 жителей, а во втором по величине городе Англии, Винчестере, — около 5000. Советский ученый Михаил Тихомиров подсчитал, что Киевская Русь накануне монгольского нашествия имела около 300 городских центров.

Роль древнерусского государства в Европе

Киевская Русь сыграла важную генеалогическую роль и в европейской политике. Ярослав Мудрый, мачеха которого принадлежала к величайшей династии, управлявшей Византией, женился на единственной законной дочери короля, которая христианизировала Швецию. Его дочерьми стали королевы Венгрии, Франции и Норвегии, его сыновья женились на дочерях польского короля и византийского императора (не говоря уже о племяннице папы), в то время как его внучки стали немецкой императрицей и (согласно одной теории) королевой Шотландии. Внук женился на единственной дочери последнего англосаксонского короля. На самом деле ни одна другая современная королевская семья не была так хорошо связана со всеми, как Рюриковичи. Благодаря этим брачным связям Киевская Русь стала известной во всей Европе.

Наследие Древней Руси

Неудивительно, что Киевская Русь оставила мощное наследие. Лидер династии Рюриковичей объединил большую территорию, населенную восточными славянами, в важное, хотя и нестабильное, государство. После того как Владимир принял восточное православие, Киевская Русь объединилась под церковную структуру и разработала византийско-славянский синтез в культуре и государственном искусстве. Надеемся, что после изучения этой статьи у вас больше не возникнет вопроса о том, в каком веке образовалось древнерусское государство.

Похожие статьи

Страны

Пруссия — это какая страна сейчас? Современное название государства, границы и история

Страны

Ливония — это какая страна? Современное название, расположение и территория

Страны

Кремли России: их количество, в каких городах есть

Страны

Река Нил: где находится, в какой стране?

Страны

Люксембургский язык: отличие от немецкого.

Официальный язык Люксембурга

Страны

Османская империя: годы существования, границы государства, султаны


Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие – Руководство Smarthistory по византийскому искусству

Кросс-культурные перспективы

Доктор Эван Фриман

Богородица Владимирская, XII век с последующей перекраской, дерево, темпера (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Одним из самых любимых произведений искусства в России является икона на дереве, темпера, известная как «Богоматерь Владимирская», или Владимирская . Он представляет собой общую композицию, известную как Virgin 9.0007 eleousa («сострадательный»), на котором изображены Мария и Иисус в нежных объятиях, их лица прижаты друг к другу.

Дева смотрит на нас, привлекая наше внимание, но ее руки, кажется, указывают на ее сына, которому суждено умереть на кресте и воскреснуть из мертвых как спаситель человечества. На протяжении веков этой иконе приписывалось много чудес, и в результате многочисленные меценаты и художники стремились изготовить с нее копии.

Но, несмотря на непреходящее религиозное и культурное значение Владимирской Богородицы в России, икона нерусского происхождения. Вероятно, она была написана в XII веке в Константинополе (Стамбуле), столице Восточно-Римской «Византийской» империи, и привезена в Киев, столицу Киевской Руси, в качестве дипломатического подарка около 1131 года. Позже икона была передана в город Владимир (отсюда и его название), важный средневековый центр с конца двенадцатого до начала пятнадцатого века, и, в конечном итоге, столицу России Москву, где он все еще остается. Путешествие Богородицы Владимирской из Константинополя в Киев и, в конечном счете, в Москву является частью более широкой истории обращения Киевской Руси в православие Византийской империи в десятом веке и последующего возвышения Москвы как нового центра власть в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Хотя ни Византийская империя, ни Киевская Русь сегодня не сохранились, произведения искусства и архитектуры, такие как Владимирская Богородица, могут помочь нам понять отношения между этими средневековыми государствами, а также их оспариваемое наследие в современном мире.

Местонахождение иконы «Богоматерь Владимирская» (основная карта © Google)

Византийская империя и Киевская Русь

Киевская Русь возникла как мощная конфедерация городов-государств во второй половине девятого века в Восточной Европе, где реки помогали соединить Балтийское море (рукав Атлантического океана, который был важным центром торговли в средние века) ) с Черным морем (море, которое лежит между Европой и Азией и имело большое стратегическое и торговое значение в средние века) и способствовало торговле с Константинополем, богатой столицей Византийской империи. Столицей Киевской Руси был Киев (сегодня столица Украины) на реке Днепр (которая течет из центральной России в Черное море и использовалась для путешествий и торговли в средние века). Название «Киевская Русь» относится как к государству, так и к его народу.

Киевская Русь иногда была торговым партнером, а иногда врагом Византийской империи. Но в 987 году киевский князь Владимир I , правивший Киевской Русью с 980 по 1015 год, заключил союз с византийским императором Василием II (годы правления 976–1025), перешел из язычества в христианство и женился на сестре Василия II Анне в 988 году. Исторические тексты описывают последующее обращение бывших языческих подданных Владимира путем массового крещения в Днепре в Киеве. С обращением византийцев в православие Киевская Русь теперь начала присваивать и адаптировать византийское искусство и архитектуру для себя.

 

Карта Византийской империи и Киевской Руси (основная карта © Google) Современный памятник князю Владимиру I возвышается над Днепром в Киеве, Украина (фото: Библиотека Конгресса)

 

 

Святая София, начатая 1037 г. (с позднейшими дополнениями), Киев (фото: Даниил Крафт, CC BY-SA 3. 0)
План Святой Софии, Киев, начат в 1037 г. (Эван Фриман, перерисовано по мотивам Джона Лаудена, CC BY-NC-SA 2.0)

Св. Софии, Киев

Желая подражать византийской столице Константинополю и его собору Святой Софии (посвящен ко Христу как «Святая Премудрость»), сын Владимира Ярослав (великий князь киевский с 1019 г.–1054) расширил Киев и построил великолепную новую церковь, которая должна была выполнять функции главного собора города, которую он также посвятил Святой Софии («Святой Премудрости») в подражание константинопольскому собору Святой Софии. Святая София в Киеве иллюстрирует, как Киевская Русь присвоила искусство и архитектуру Византийской империи, а также сделала их своими.

Начало c. 1037 г., киевская Святая София, вероятно, была продуктом сотрудничества византийских и местных мастеров. Ядро собора Святой Софии представляет собой типичную средневизантийскую крестово-купольную церковь с дополнительными проходами и галереями для размещения большой соборной общины, хотя все еще не дотягивает до поразительного масштаба собора Святой Софии в Константинополе. Киевская Святая София, вероятно, была закончена в 1040-х годах, и даже ее первый епископ, Феопемпт, прибыл из Константинополя. Святая София в Киеве стоит и сегодня, хотя и с более поздними реставрациями и дополнениями.

В интерьере собора Святой Софии представлены мозаики и фрески — отличительные черты византийского церковного убранства, хотя первые сохранились лучше, чем вторые. И хотя богослужения в Киевской Руси совершались на церковнославянском языке – языке, письменная форма которого была впервые разработана византийскими миссионерами в IX веке, надписи на мозаиках Святой Софии написаны на греческом, языке Византии.

Христос Пантократор

Византийским верующим интерьер киевской Софии, вероятно, показался бы очень знакомым. Как и в современных византийских храмах, таких как монастырь Дафни, над храмом с центрального купола правит бородатый Христос Пантократор («вседержитель»). Христа окружают ангелы с большими крыльями в царских одеждах. Апостолы заполняют промежутки между окнами в барабане, поддерживающем купол, а четыре евангелиста (авторы Евангелий) появляются в подвесках чуть ниже окон.

Благовещение

Мозаики в алтаре, где расположен алтарь, также отражают современные византийские церкви и указывают на функцию этой части церкви как места, где совершалась Евхаристия. (Евхаристия есть христианское приношение и благословение хлеба и вина, которые затем потребляются как тело и кровь Христовы.)

Христос Пантократор в окружении ангелов, а ниже апостолов и четырех евангелистов, Купольные мозаики, София Киевская, Киев , начато 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)

Гавриил и Дева совершают Благовещение с обеих сторон бемы. Ангел возвещает Деве, что она родит Иисуса, предлагая параллель между воплощением Христа (ставшим плотью и кровью) через Деву и евхаристическим хлебом и вином, которые, как считается, стали телом и кровью Христа на алтаре внизу.

Благовещенская мозаика, София Киевская, начало 1037 г. (фото © архимандрита Серафима) html>

  Богородица Оранс

Возвышающаяся Дева Дева Оранс (около 5,5 метров в высоту) возвышается на золотом фоне апсиды. (Оранс или орант относится к молитвенному жесту с поднятыми обеими руками, обычно используемому для изображения Девы Марии в византийском искусстве.) Она стоит на золотой платформе и воздевает руки в молитве под крупными греческими буквами, которые идентифицируют ее как «Мать». Бога.»

 

Мозаики апсиды, Софии Киевской, нач. 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)

 

Причастие Апостолов, мозаика Апсиды, София Киевская, начало 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)

Причащение Апостолов

Под Богородицей Христос председательствует в совершении Евхаристии в известной сцене как «общение апостолов», которое стало обычным явлением в византийских церквях в то время и параллельно совершалось евхаристическое служение у алтаря внизу. Хотя это изображение напоминает Тайную вечерю, оно анахронично изображает Христа, председательствующего на Божественной литургии, подобно византийскому священнику, со всеми атрибутами современного церковного алтаря. Этот образ, должно быть, помог связать опыт современных верующих с этими святыми фигурами Христа и его апостолов из прошлого: когда верующие приближались к алтарю, чтобы принять Евхаристию, они отражали апостолов, которые аналогичным образом приближались ко Христу на мозаике выше.

Возможно, современных зрителей удивит тот факт, что на этом изображении Христос появляется дважды. Художники использовали обычный средневековый визуальный прием, известный как непрерывное повествование, в попытке изобразить два момента в одной сцене: слева Христос предлагает евхаристический хлеб шести апостолам; справа он предлагает евхаристическое вино еще шести апостолам.

Богородица с младенцем в окружении императоров Константина и Юстиниана, юго-западная мозаика вестибюля, начало X века, собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2. 0)

Утерянные фрески

Сильно поврежденные фрески когда-то изображали сына Владимира Ярлослава, его жену Ирину и их детей. Ярослав, ныне утерянный, когда-то был показан предлагающим модель собора Святой Софии Христу, подобно тому, как византийские императоры Константин и Юстиниан предлагают модели Константинополя и Святой Софии Богородице с Младенцем на мозаике десятого века в соборе Святой Софии в Константинополе. .

Раздробление Киевской Руси

К середине XII века Киев потерял контроль над своими обширными территориями, и Киевская Русь распалась на несколько более мелких государств, которые иногда воевали между собой. На этой иконе XV века из Новгорода (могущественного города Киевской Руси, ныне находящегося в России) изображено сражение 1170 года, когда войска Суздаля (город Киевской Руси, ныне находящийся в России) осадили Новгород (см. карту выше). Главным сюжетом этой иконы является сама другая икона — в данном случае чудотворная икона Богородицы Ораны и Младенца Христа, до сих пор хранящаяся в новгородском Софийском соборе, — которая, по преданию, сыграла решающую роль в битве между Новгород и Суздаль. Этот эпизод иллюстрирует то значение, которое святые образы или иконы Византийской империи сыграли в культуре Киевской Руси, а затем и России.

Иконка разделена на три регистра, в которых повествование о битве разворачивается сверху вниз. Вверху показано, как новгородцы переносят икону Богородицы Оранс и Младенца Христа — практика, унаследованная от византийцев, — в укрепленный центр своего города. Повествование разворачивается справа налево. Справа священнослужители извлекают святыню из храма Спаса на Ильинской улице в восточной части города. Духовенство проходит через середину сцены и попадает в укрепленный центр города, где находится новгородский Софийский собор.

Икона Богородицы Оранс (Богоматерь Знамения), связанная с новгородско-суздальской битвой 1170 г., экспонируется в Софийском соборе Новгорода (фото: Дар Ветер, CC BY-SA 3.0) < https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Icona_Znamenia.jpg>Процесс новгородцев с иконой Богородицы с младенцем (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC- SA 2. 0)

 

 

Икона с изображением битвы Новгорода и Суздаля (Чудо от иконы Божией Матери Знамение), ок. 1475 г. (Новгородский объединенный музей-заповедник, Новгород, Россия) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0) Суздальское войско нападает на Новгород и поражает икону Пресвятой Богородицы. Богородица с Младенцем со стрелой (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)

Новгородцы прикрепили к стенам своего города икону Богородицы с младенцем в качестве защиты от суздальского войска. В среднем регистре суздальская армия атакует справа. Одна из их стрел поражает икону Богородицы с младенцем на стене Новгорода, видную в левом верхнем углу. По преданию, это побудило икону Богородицы повернуться внутрь, к городу Новгороду, и заплакать. Затем сверхъестественная тьма накрыла атакующее войско Суздаля, и в результате нападавшие стали атаковать друг друга.

 

Новгородское войско с помощью святых побеждает суздальское войско (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)

В нижнем регистре воины Новгорода (слева) с помощью святых победоносно контратакуют войско Суздальское (справа). Архангел Михаил, предводитель небесных армий, взмахивает мечом и падает в центр сцены. Дополнительные святые воины в нимбах скачут с новгородскими воинами на конях.

 

Эта икона и ее сюжет иллюстрируют важную роль, которую византийские иконы стали играть в Киевской Руси и на Руси. В частности, битва между Новгородом и Суздалем иллюстрирует силу, приписываемую Богородице и ее чудотворным иконам, и аналогична аналогичным рассказам из византийской столицы Константинополя. В то же время эта икона с новгородско-суздальской битвой иллюстрирует, как новгородцы приспособили искусство Византии для рассказа собственной истории, в данном случае местного чуда обороны своего города.

Возвышение Москвы, «Третьего Рима»

В середине тринадцатого века Киев и многие его бывшие территории пали перед монгольскими захватчиками, положив конец Киевской Руси. Но после двух веков монгольского владычества в регионе город Москва превратился в новый центр силы. Москва была поздним среди древних городов Киевской Руси, возникших в двенадцатом веке и обретших богатство и власть в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Великий князь московский Иван III «Великий», правивший как великий князь Московский с 1462 по 1505 год, около 1480 года добился независимости от монголов и сделал Москву центром того, что теперь стало называться «Россией».

Но по мере подъема Москвы Византийская империя пала. Константинополь (сегодня Стамбул) пал под властью османов (турецкая династия, чье имя произошло от имени их основателя Османа и правившая с конца 13 века до основания Турецкой Республики в 1924 году)  в 1453 году, что положило конец долгой истории Восточной Римская империя, которая началась, когда император Константин посвятил столицу Константинополь в 330 году, которую он также называл «Новым Римом». В последующие годы Москва все чаще считала себя преемницей Византии и даже стала называть себя «Третьим Римом». [1] В 1472 году Иван III женился на Софье Палеологине, племяннице последнего византийского императора, что символически закрепило продолжение Византии в России.

Рублева

Троица

Помимо Владимирской Богородицы, к этому периоду подъема Москвы относится одно из самых известных произведений русского искусства — икона Святой Троицы, приписываемая Андрею Рублеву. Рублев был влиятельным русским художником, который, вероятно, жил с 1360-х годов примерно до 1430 года. Тексты описывают, как он рисовал Благовещенский собор Московского Кремля вместе с византийским художником Феофаном Греком, хотя эти картины больше не сохранились. (Московский Кремль является укрепленным историческим центром города Москвы и включает в себя несколько дворцов и соборов. Он остается центром правительства России и сегодня.) Рублев, вероятно, написал свою икону 9-го века.0007 Троица  для Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, важного подмосковного монастыря, где она была частью церковного иконостаса (барьер, отделяющий святилище от остальной части церкви).

Гармоничные цвета и ритмичные очертания симметричной композиции изображают трех ангелов, которые посетили библейского патриарха Авраама и его жену Сарру в Бытие 18 еврейской Библии или «Ветхого Завета», и им подавали пищу. Христианские богословы долгое время истолковывали это явление трех ангелов как образ Святой Троицы. Византийские изображения этого события, как видно, например, на мозаике шестого века в Сан-Витале, обычно включают Авраама и Сарру, которые играют центральную роль в библейском эпизоде. Но Рублев убрал Авраама и Сарру со своей иконы, позволив зрителю сосредоточиться на упрощенной композиции трех ангелов, сидящих вокруг престола, похожего на алтарь. Новаторская икона Рублева отражает новый вклад России в унаследованную ею византийскую художественную традицию.

 

Андрей Рублев, Троица, гр. 1410 или 1425-27, дерево, темпера, 142 × 114 см (ТГГ, Москва)

 

Мозаика «Гостеприимство Авраама и Жертвоприношение Исаака», Сан-Витале, освящение 547, Равенна, Италия


Карта, показывающая бывшие территории Византийской империи и Киевской Руси сегодня (лежащая в основе карта © Google)

*

Оспариваемые наследства

Византийская империя и Киевская Русь не сохранились, и их бывшие территории теперь разделены между несколькими государствами (как видно на карте выше). Следовательно, наследие Византии и Киевской Руси часто оспаривается этими современными государствами-правопреемниками, как показывают следующие два конкурирующих памятника.

В Москве, Россия, открытие в 2016 году статуи киевского князя X века Владимира I вызвало международный ужас. Расположенная в тени Кремля — центра правительства России — статуя князя Владимира возвышается над Москвой почти на шестьдесят футов в высоту. Владимир держит в правой руке монументальный крест, а в левой сжимает большой меч.

 

Открытие памятника князю Владимиру I, Москва, Россия, 4 ноября 2016 г. (фото: mos.ru, CC BY-SA 4.0)

Многим угрожающая новая статуя князя Владимира в Москве кажется слегка завуалированной отсылкой к очень похожей статуе князя Владимира девятнадцатого века, которая стоит на берегу Днепра в Киеве, Украина, на месте крещения Киевская Русь в христианство византийцев в Х веке. Время установки Москвой новой статуи князя Владимира в 2016 году также имело важное значение: оно совпало с недавней аннексией Крыма Россией и продолжающимся вооруженным конфликтом с Украиной.

Установив новую статую князя Владимира в своей столице, Россия, казалось, претендовала на историческое наследие и, возможно, даже на бывшие территории Киевской Руси, хотя некоторые из этих территорий являются частью других государств, таких как Украина.

В то время как Владимирская Богородица, Святая София в Киеве и другие произведения искусства и архитектуры рассказывают историю обращения Киевской Руси в христианство Византийской империи и последующего возвышения Москвы как нового центра власти , эти более поздние памятники говорят о непреходящем, хотя и оспариваемом, наследии Византии и Киевской Руси в нашем современном мире.

 

Памятник князю Владимиру I, 1853 г., Киев, Украина (фото: Библиотека Конгресса)

Примечания:

[1] Монах Филофей (или Филофей) Псковский впервые назвал Москву «третьим Римом» в письме 1510 г.


Дополнительные ресурсы

TED-Ed, Откуда взялась Россия? – Алекс Гендлер be/lfe1wEQzSzM>

Хелен С. Эванс, изд., Византия: вера и сила (1261–1557)  (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2004 г.)

Саймон Франклин, «Русь», в The Oxford Dictionary of Byzantium , vol. 3, изд. Александр П. Каждан и др. (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1991), 1818–1820

Лиз Джеймс, Мозаики в средневековом мире: от поздней античности до пятнадцатого века (Кембридж: Кембриджский университет) Press, 2017)

Martin Gilbert, The Routledge Atlas of Russian History , четвертое издание (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2013)

Нил Макфаркуар, «Новый Владимир с видом на Москву», The New York Times , 4 ноября 2016 г.

Нил Макфаркуар, «Еще одна огромная статуя в России? Not Rare, but Hugely Divisive», The New York Times , 28 мая 2015 г.

Джанет Мартин, Средневековая Россия , 980-1584, второе издание (Cambridge: Cambridge University Press, 2007)

Оленька З.