Содержание
Отношение россиян к Ленину изменилось
Фото: molgvardia.ru
22 апреля исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Ленина. В преддверии этой даты Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, что думают об этом деятеле россияне и каково сегодня отношение к Ленину, пишет «Взгляд».
«Оценивая роль Ленина в истории, россияне, как и прежде, наиболее склонны считать, что память о нем сохранится, но никто уже не пойдет по его пути (31%, в 2000 году – 41%). Второй популярной точкой зрения остается мнение, согласно которому идеи этого политика были искажены его последователями (24%, 10 лет назад – 35%). Каждый пятый, как и прежде, склонен думать, что Ленин вывел нашу страну на путь прогресса и справедливости (20%)», – сообщается на сайте ВЦИОМ.
Относительное большинство россиян убеждены, что через полстолетия о Ленине будут вспоминать только историки (39%). Это мнение характерно для сторонников большинства партий (38–42%), за исключением приверженцев КПРФ и ЛДПР (29 и 33% соответственно). Четверть опрошенных полагает, что этот человек будет оставаться в памяти людей как основатель советского государства (25% против 33% в 2000 году). В первую очередь, так думают сторонники «Справедливой России» (38%). 18%, как и прежде, считают, что через 40–50 лет Ленин будет восприниматься как вождь, для которого на первом месте стояли интересы трудящихся. Это мнение наиболее характерно для приверженцев КПРФ (35%).
Значительно реже россияне заявляют, что об этом деятеле будут вспоминать как о великом мыслителе, предвидевшем будущее (8%), или как о расчетливом политике, навязавшем свою волю стране (8% против 13% в 2000 году), или как о жестком диктаторе (6%). В меньшинстве – те, кто уверен, что в памяти людей Ленин будет представать как авантюрист или же человек, который не любил и не понимал Россию (по 3%).
Если в 2001 году относительное большинство россиян относилось к Ленину с уважением (40%), то сейчас доля таких респондентов сократилась до 34%, а на первый план вышло индифферентное отношение к этому деятелю (39% против 21% в 2001 году). Значительно меньше тех, кто испытывает к Ленину симпатию (9% против 15% в 2001 году) или восхищение (3%).
Как заявил «Актуальным комментариям» заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков, «данные опроса показывают, что ажиотаж вокруг персоны Ленина, который был в разгар перестройки, т.е.25 лет назад, заканчивается».
«Изменения в Советском Союзе проводились в Компартии под знаком возвращения к идеям НЭПа, внутрипартийной демократии и пр. Тогда был пик популярности Ленина, его активно противопоставляли Сталину как злодею и монстру. Более того, Ленин превращался в эсхатологическую фигуру, спасителя и воплотителя всего лучшего, что можно представить на земле», — рассказал эксперт.
«Но, видимо, прошедшие 25 лет весьма серьезно подействовали на россиян. Сказалась и практика новой жизни, и сам опыт жизни, который для советских людей был непредставим, но все-таки оказался возможен. И в связи с этим отношение к Ленину, безусловно, меняется», — отметил Поляков.
«Ясно, что он (Ленин — ред.) сохраняется как культовая фигура для политической силы в лице КПФР – для электората этой партии он символ, тем более до тех пор пока тело Ленина лежит в Мавзолее. Однако большинство в России начинает относиться к этому делу спокойно, понимая, что это часть истории, ее не перепишешь и не выбросишь», — сказал политолог.
По его словам, «превращать Ленина в фигуру, которая и сейчас живее всех живых, тем более указывающая будущее, большинство уже не собирается». «Так что я бы обозначил как позитивный тренд в обществе охлаждение утопических настроений и переход большинства на позицию трезвой оценки реальности. Сам по себе Ленин и его дело – это опыт уникальный, опыт воплощения утопии. В этом были и свои позитивные черты, несмотря на то что это придало нашей истории колоссальный трагизм, особенно в виду того количества принесенных жертв. Но мне кажется, что это опыт отрезвляющий. И вот это отрезвление от попыток воплотить утопию распространяется и на того, кто стоит во главе этого мероприятия – то есть Владимира Ильича Ленина», — подчеркнул Поляков.
Как относятся к Ленину в Финляндии, которой он дал независимость
К Владимиру Ленину в Финляндии относятся значительно теплее, чем в странах бывшего соцблока и большинстве постсоветских государств. Здесь по-прежнему функционирует единственный за пределами России музей вождя пролетариата, а памятники, воздвигнутые в его честь, не планируются к сносу. Что думают о Ленине простые финны, разбиралась «Газета.Ru».
Эпохальные для всей России события происходили в начале XX века на территории Великого княжества Финляндского – автономии, отошедшей к империи в 1809 году по итогам войны со Швецией. В 1904 году в столице княжества Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) получил смертельное ранение Николай Бобриков – генерал-губернатор Финляндии, которого местные националисты ненавидели из-за проводимой им русификаторской политики. Это громкое политическое убийство запустило череду расправ над сановниками высшего ранга. В начале следующего года бомба Ивана Каляева прервет жизнь московского градоначальника Сергея Александровича. В 1911-м террористы с 11-й попытки убьют премьер-министра Петра Столыпина, в известной степени приблизив период политической нестабильности.
В 1905 году российское общество напоминало растревоженный улей. Война с японцами завершилась бесславным Портсмутским миром, по условиям которого империя уступила победителям половину Сахалина. В разгаре была подогреваемая военной неудачей революция. Финские социалисты откликнулись на происходящее стихийными выступлениями. В отсутствие Бобрикова некому было обуздать революционный порыв рабочих масс.
Знакомство со Сталиным
В этой наэлектризованной, в чем-то безумной атмосфере в 180 км к северу от Гельсингфорса, в индустриальном Таммерфорсе (современный Тампере) состоялось знакомство Владимира Ленина и Иосифа Сталина.
close
100%
Они уже общались по переписке, а теперь впервые встретились лично – на полях 1-й конференции РСДРП. История сохранила сведения о месте, где, возможно, оказалась предопределена участь России на следующие полвека. Беседа, обыгранная впоследствии в творчестве художников, протекала в одном из залов городского Дома рабочих. Годы спустя Сталин признавался, что был порядком разочарован фигурой большевистского лидера.
«Впервые я встретился с Лениным в декабре 1905 года на конференции большевиков в Таммерфорсе в Финляндии. Я надеялся увидеть горного орла нашей партии, великого человека, великого не только политически, но, если угодно, и физически, ибо Ленин рисовался в моем воображении в виде великана, статного и представительного, — писал его наследник. –
Каково же было мое разочарование, когда я увидел самого обыкновенного человека, ниже среднего роста, ничем, буквально ничем не отличающегося от обыкновенных смертных.
Принято, что «великий человек» обычно должен запаздывать на собрания, с тем, чтобы члены собрания с замиранием сердца ждали его появления, причем перед появлением великого человека члены собрания предупреждают: «Тсс … тише … он идет». Эта обрядность казалась мне не лишней, ибо она импонирует, внушает уважение. Каково же было мое разочарование, когда я узнал, что Ленин явился на собрание раньше делегатов и, забившись где‑то в углу, по‑простецки ведет беседу, самую обыкновенную беседу с самыми обыкновенными делегатами конференции. Не скрою, что это показалось мне тогда некоторым нарушением некоторых необходимых правил».
close
100%
С весны 1906 года Ленин обосновался в Финляндии на постоянной основе, поселившись вместе с Надеждой Крупской и ее матерью Елизаветой в Куоккале (сейчас – Репино, часть Санкт-Петербурга). Располагаясь в близости от имперской столицы, революционер совершал отсюда периодические визиты в другие финские города, в том числе в Гельсингфорс, но больше всего любил ездить в Таммерфорс, где имелась значительная аудитория из местных рабочих. В том же зале, где годом ранее Ленин не произвел впечатления на молодого Сталина, он в одной из своих речей пообещал признать независимость Финляндии в случае прихода большевиков к власти. Данное обещание вождь пролетариата сдержит спустя 11 лет.
31 декабря 1917-го Совнарком под его председательством выпустит соответствующий декрет.
Почему Ленина любят потомки финских рабочих
Сегодня в легендарном зале на втором этаже Дома рабочих Тампере базируется музей Ленина – единственный в своем роде за пределами России. А центральную площадь Хельсинки – Сенатскую – по-прежнему украшает памятник императору Александру II, восстановившему финский парламентаризм. Его внук Николай II, который отменил конституцию Великого княжества и чьим наместником был Бобриков, напротив, не популярен. А к Ленину в современной Финляндии отношение двоякое. Часть населения весьма положительно оценивает его роль в истории страны.
close
100%
«Пару лет назад, во время празднования 100-летия независимости Финляндии, о Ленине у нас говорили и писали очень много, — поведала корреспонденту «Газеты.Ru» жительница Оулайнена Юули-Мариа Мяки. – Некоторые у нас всерьез считают, что финны не смогли создать ему нормальные условия для проживания после изгнания из имперской России – в итоге Ленину пришлось вернуться, что привело к долгой и кровопролитной Гражданской войне, росту влияния коммунизма и сталинскому террору. Поэтому ряд финнов испытывает неудобство по той причине, что другим людям пришлось страдать из-за их независимости.
Впрочем, остальные убеждены, что ради обретения суверенитета поддерживать отношения с Лениным, помогать ему было важно.
Многим моим современникам не нравится утверждение – «Ленин дал Финляндии независимость». Это обесценивает усилия националистов, партизанскую борьбу в период автономии. На мой взгляд, мнение сегодняшних финнов о Ленине напрямую связано с историей их собственных семей. Так, если вашими предками были выходцы из рабочего класса, возможно, даже сражавшиеся в финской Красной гвардии, вы зачастую считаете личность Ленина колоссальной, а его вклад в независимость Финляндии – неоспоримым. Напротив, для потомков представителей высших социальных слоев, наших белых характерно принижать влияние Ленина на развитие нашей страны».
На стене Дома рабочих красуется монумент с надписью на двух языках: «В. И. Ленин выразил в этом здании, на состоявшихся в 1905 и 1906 годах исторических конференциях, свое сочувствие воле нашего народа к независимости». Музей был открыт в канун 22-й годовщины смерти вождя – 20 января 1946 года. В шутку можно сказать, что учреждением музея финны откупились от Советского Союза и не были затянуты в соцлагерь, хотя подобная участь им, безусловно, грозила в не меньшей степени, чем Польше, Болгарии и другим странам. Отношение Сталина к послевоенному устройству Финляндии в определенной степени выглядит деликатным. Эта страна оказалась единственной, которую Красная армия не стала занимать, несмотря на ее сотрудничество с нацистами и участие в блокаде Ленинграда. Музей Ленина должен был символизировать новую веху в отношениях двух стран – эру дружбы и сотрудничества.
close
100%
Идея создания экспозиции, посвященной первому председателю Совнаркома, принадлежала министру образования и по совместительству председателю общества «Финляндия — Советский Союз» Йохану Хэло. Инициатива получила одобрение Сталина, который при обсуждении проекта часто вспоминал свое путешествие в Таммерфорс в 1905 году. Финансовая поддержка из Москвы на протяжении десятилетий были крайне незначительной – музей функционировал в основном на деньги местных поклонников ленинских идей и адептов коммунистического движения.
Сравнение с комиком и памятники Ильичу
В разные годы музей посетили партийные руководители Никита Хрущев, Леонид Брежнев и Михаил Горбачев, а также шеф советской дипломатии Андрей Громыко и первый космонавт Юрий Гагарин,
которого в музее считают самым почетным гостем в истории. В своем современном виде экспозиции посвящены не только Ленину, но и советскому периоду в целом. Особое место занимают экспонаты из серии «Ленин и Финляндия» — например, статуэтка главы РСДРП (б) и его охранника, финского коммуниста Эйно Рахьи, который после неудачного восстания большевиков в Петрограде в июле 1917 года сопровождал своего босса из Разлива в Финляндию и обратно в колыбель революции.
«До распада СССР было много финнов, которые поддерживали идеи Ленина и не хотели верить, что он когда-либо совершал плохие поступки, — а те же методы террора объясняли необходимостью того времени, — продолжает Мяки. — После краха социалистической системы вера в Ленина порядком иссякла. Сегодня Ленина представляют как политического радикала, который не боялся использовать насилие для достижения своих целей. Кстати, у нас был очень популярный комик Пертти «Спеде» Пасанен, очень похожий на Ленина внешне. Он умер в 2001 году, и теперь у нас любят называть статуи Ленина – памятниками Спеде. Я однажды вернулась из Улан-Удэ, показав друзьям фото тамошнего известного монумента. «Неужели и в Бурятии так любят комедии нашего Спеде?» — спросили меня».
Памятники Ленину, которые в последние годы стали яблоками раздора в ряде стран на постсоветском пространстве, в Финляндии можно встретить в Котке и Турку. Оба, правда, были подарены Советским Союзом в 1970-е годы. Осквернять или сносить их, похоже, никто не собирается.
Шведский след
В Швеции отношение к Ленину более ровное – вернее, его нет вообще, пусть и исходили ленинские ноги улицы старого Стокгольма. Если в Финляндии до сих пор дискутируют о Ленине, а по ТВ крутят фильмы о финской Гражданской войне, то у соседей о нем уже не помнят и не знают. Хотя вокзал в приграничной Хапаранде вполне мог стать объектом для привлечения туристов — именно отсюда Ленин в своем «пломбированном» вагоне вместе с другими политэмигрантами въезжал в апреле 1917-го в Россию, в пока еще российскую Финляндию.
«Ранним морозным утром мы высадились в маленьком рыбачьем городке Хапаранда и через несколько минут столпились на крылечке небольшого домика, где за гроши можно было получить чашку черного кофе и бутерброд, — отмечала в своих мемуарах сопровождавшая Ленина большевичка Елена Усиевич. – Но нам было не до еды. Перед нами простирался замерзший еще в это время года залив, а за ним – территория России, город Торнео и развевающийся на здании вокзала красный флаг. Мы молчали от волнения, устремив на него глаза».
Вопреки опасениям Ленина, его вместе с соратниками, кроме Фрица Платтена, спокойно пропустили в Россию: на той стороне большевиков встречала толпа рабочих, солдат и матросов.
«Смотрите, дорвались!» — сказала Крупская, глядя на агитаторов.
Популярность Ленина была настолько высока, что и в Петрограде он избежал ареста. Кто знает, по какому пути пошла бы Россия, прояви большую решительность английские офицеры, командовавшие на финской границе. В ходе обыска они, по свидетельству Михи Цхакая, раздели его и Ленина догола, но не смогли спровоцировать скандал и все же дали зеленый свет на въезд. Так Ильич в очередной раз оказался в любимой Финляндии.
Условное отношение Ленина к самоопределению
Крайне условная форма, в которой Ленин ссылался на право на самоопределение, была изложена в его работе 1913 года по этому вопросу. Тот факт, что он не наделял это право каким-то вечным или всеобщим значением, указывал на то, как он различал три различные категории стран.
«Первыми, — писал он, были: — передовые капиталистические страны Западной Европы и Соединенные Штаты. В этих странах прогрессивные буржуазные национальные движения давно прекратились». [1]
Когда Ленин писал «давным-давно», он имел в виду период, прошедший менее полувека с момента объединения Германии и поражения Конфедерации в Гражданской войне в США, положивший конец эпохи буржуазной революции, а следовательно, и применимости права наций на самоопределение в этих районах земного шара.
Наш период отделяет от ленинского почти в два раза больше лет, а изменения в национальном вопросе были еще более широкими и всемирными по своему размаху. Стоит только рассмотреть вторую и третью категории наций, те, о которых Ленин говорил, что лозунг самоопределения еще имел силу в 1919 году.13.
Ко второй категории, писал Ленин, относилась «Восточная Европа: Австрия, Балканы и особенно Россия. Здесь именно ХХ век особенно развил буржуазно-демократические национальные движения и обострил национальную борьбу. Задача пролетариата этих стран как по завершению своих буржуазно-демократических преобразований, так и по содействию социалистической революции в других странах не может быть выполнена без отстаивания права наций на самоопределение». [2]
В этом районе земного шара произошли, пожалуй, величайшие революционные потрясения ХХ века, в том числе Октябрьская революция в России. Возникновение новых национальных сепаратистских движений в бывшем Советском Союзе, на Балканах и в Восточной Европе связано с стремлением восстановить капитализм во всем регионе.
Нельзя утверждать, что возникшие в этих странах этнонационалистические движения являются «буржуазно-демократическими национальными движениями». либо как-то связаны с задачей завершения «буржуазно-демократических реформ». Поддерживаемые и возглавляемые в значительной степени бывшими сталинистскими бюрократами, эти движения стремятся отвоевать этнически однородные территории посредством преследований, массовых изгнаний и резни. Они выражают социальные интересы беспринципных клик честолюбивых местных капиталистов, которые желают иметь прямую связь с мировым финансовым капиталом.
В третью категорию Ленин поместил «полуколониальные страны, как, например, Китай, Персию и Турцию, и все колонии с общим населением в 1 миллиард». В этих областях, констатировал он, «буржуазно-демократические движения либо едва начались, либо им еще предстоит пройти долгий путь». Он подчеркнул обязанность социалистов требовать «безоговорочного и немедленного освобождения колоний без компенсации», требование, которое, по его словам, «значит не что иное, как право на самоопределение». [3]
Особенно в этой третьей категории период после Второй мировой войны претерпел огромные изменения. Африка, Азия и Ближний Восток, находившиеся во времена Ленина под колониальным господством, давно, за исключением горстки территорий, обрели политическую самостоятельность. Националистические движения правили во многих из этих стран на протяжении почти полувека. Действительно, именно распад первоначальных националистических проектов породил новые сепаратистские движения, стремящиеся разделить существующие государства в бывших колониальных странах.
В истории марксистского движения часто случалось, что формулировки и лозунги, имевшие в один период прогрессивное и революционное содержание, в другой период приобретали совершенно иной смысл. Национальное самоопределение представляет собой именно такой случай.
Право на самоопределение стало означать нечто совсем иное, чем то, как его определял Ленин более восьмидесяти лет назад. Не только марксисты выдвинули право на самоопределение, но и национальная буржуазия отсталых стран, и сами империалисты. После окончания Первой мировой войны это «право» использовалось той или иной империалистической державой для оправдания замыслов, направленных на раздел существующих территорий.
Ссылка на «право на самоопределение» сегодня повсеместно понимается как пропаганда национального отделения и создания нового государства. «Отрицательный» смысл, придаваемый этому праву Лениным и большевиками, выступавшими против буржуазного сепаратизма, затемняется широким использованием этого лозунга империализмом, буржуазными националистами и их сторонниками внутри левой буржуазии. Как мы увидим, сам спартаковец отождествляет это «право» с поддержкой национального сепаратизма.
Связаться с нами
[1]
В.И. Ленина, Право наций на самоопределение , Москва, Изд-во Прогесс, с.105
[2]
Там же, с. 106
[3]
Там же, с. 106
Отношение россиян к Ленину становится более умеренным
21 апр 2013 14:56
МОСКВА. 21 апреля. Интерфакс. Россияне стали более сдержанно относиться к Владимиру Ленину и не поддерживают идею возвращения Санкт-Петербургу имени Ленинграда, согласно опросу, проведенному в преддверии годовщины со дня рождения русского революционера ( 22 апреля).
Социологи «Левада-центра» сообщили «Интерфаксу», что почти каждый третий россиянин (31%) считает, что через 40-50 лет Ленина будут помнить только историки, но количество таких людей составило от 45% в 2007 году до 39% в 2011 году.
Напротив, 28% опрошенных убеждены сегодня, что Ленина и через полвека будут вспоминать как основателя советского государства, для 17% он остается руководителем, для которого интересы трудящихся имели первостепенное значение и для 13% — великий мыслитель, имевший правильное видение будущего. По данным Левада-центра, число таких респондентов практически не изменилось с 1995.
Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Значительно (с 19% до 9%) уменьшилось число россиян, считающих, что в будущем Ленина будут помнить как хитрого политика, сумевшего навязать свою волю огромной стране.
Также 7% по сравнению с 12% в 1995 году считают сегодня, что через 40-50 лет Ленина будут называть успешным политическим авантюристом, 5% по сравнению с 12% считают, что в будущем его будут считать жестоким диктатором, готовым на жертвы жизни миллионов. Только 2% уверены, что его запомнят как человека, который не понимал и не любил свою страну (по сравнению с 5% в 1995).
Социологи указывают, что «в то время как у респондентов в возрасте 40 лет и старше сумма положительных оценок — лидер, великий мыслитель — превышает сумму отрицательных оценок — хитрый политик, авантюрист, диктатор — более чем наполовину, у респондентов в возрасте 25-40 лет они почти равны». Молодые люди в возрасте до 25 лет настроены чуть более благосклонно, хотя количество знающих ответов в этой возрастной группе заметно меньше, чем в других.
На вопрос социологов, что они думают об идее переименования Ленинграда в город Санкт-Петербург, против высказались 53%, за — 30% и затруднились ответить 17%.
Возвращение советского названия города поддерживают в основном промышленные рабочие (35%), пенсионеры (34%), люди старше 55 лет (35%), с низким уровнем образования (37%) и самым низким потребительского статуса (40%), жителей малых городов (38%) и сельской местности (35%), голосовавших на президентских выборах за лидера КПРФ Геннадия Зюганова (45%).