От российской республики советов к ссср кратко: От Российской Республики Советов к СССР — Российская Империя

Правовое оформление образования СССР | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Скреля, К. Ю. Правовое оформление образования СССР / К. Ю. Скреля. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15555/ (дата обращения: 20.12.2022).



В статье произведена оценка значения политических и общественных изменений, их законодательное воплощение и возможные причины назревания противостояний внутри государства после Октябрьской революции. Исследование направлено на установление закономерностей и возможностей переоценки опыта законодательного воплощения процесса формирования Союза Советских Социалистических Республик.

Ключевые слова: Союз Советских Социалистических Республик, законодательство, образование, декларация.

The article assesses the importance of political and social changes, their legislative implementation and possible reasons for the maturing of confrontations within the state after the October revolution. The research is aimed at establishing the regularities and possibilities of revaluation of the experience of legislative implementation of the process of formation of the Union of Soviet Socialist Republics.

Keywords: Union of Soviet Socialist Republics, legislation, education, Declaration.

Территориальное устройство государства тесным образом связано с сущностью государственной власти, с соотношением классовых и национальных сил, с экономическими условиями, с историческими традициями народов, проживающих на территории государства.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью теоретического изучения процедуры и проблем образования Союза Советских Социалистических Республик. Связано это напрямую с событиями современной Российской Федерации, обострением межнациональных отношений, что стало причиной назревающих конфликтов и кризиса общества. Первостепенной задачей власти стало достижение баланса между различными политическими и национальными силами, преодоление политического единства в государственном управлении. Изучение исторического опыта позволит извлечь уроки, для исправления ошибок, станет основой для развития правового, конституционного государства.

Принятой Декларацией об образовании СССР закреплены «ленинские» принципы устройства нового союза социалистических государств. Провозглашены основополагающие начала: добровольность, равноправие и братское сотрудничество советских народов. Базой для установления нового порядка стал пролетарский интернационализм.

Научными источниками по теме исследования стали работы Златопольского Д. Л., Чистякова О. И., Карр Э., Кукушкина Ю. С., Козлова В. А., Бордюгова Г. А., Исаева И. А., Верт Н., Боффа Д. и других.

Российской империей были объединены 185 национальностей и народностей, прошедших общий сложный исторический путь. Такое объединение ознаменовало создание единого многонационального государства, в котором общественные основы не противоречат интересам народов, населяющих территорию государства.

С того момента, как был начат процесс объединения различных народов в единое советское государство, присоединение новых территорий прослеживается историческая общность судеб, отслеживаются миграционные процессы, переселение населения, создание единого хозяйственного комплекса страны, который основывался на принципе разделения труда между территориями. Кроме того, была единая транспортная сеть, почтовая и телеграфная служба, сформировался рынок товаров и труда, устанавливались культурные и языковые связи. Союз как форма объединения позволила новосозданному государству обрести одну из основных политических позиций в мире. [1, с. 28]

Отметим, что взгляд современных исследователей на процесс создания Союза Советских Социалистических Республик значительно эволюционировал. Для научных работ 80-х-90-х годов было характерно освещение деятельности руководства партии как абсолютно безошибочное, а вопросы национально-государственного строительства разрешались на основе познания законов общественного развития. Сегодня же историки, правоведы и политологи едины во мнении, что основа большинства существующих современных национальных конфликтов была заложена именно в процессе формирования Союза.

Созванный Первый Всесоюзный съезд Советов был открыт 30 декабря 1922 года, к участию в котором были привлечены 2215 делегатов из разных республик. Состав делегатов от республик определялся пропорционально количеству проживающего в них населения. Наиболее многочисленной была российская делегация — 1727 человек, что предполагало перевес в интересах одной территории перед другими.

Генеральный секретарь ЦК РКП(б) Сталин И. В. выступил с докладом об образовании СССР. Результатом работы съезда было утверждение Декларации и Договора об образовании СССР, в составе четырёх республик — РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (раньше объединяющая Азербайджан, Армению и Грузию).

Законодательно Декларацией закреплялись следующие принципы устройства союзного государства:

– добровольность;

– равноправие;

– сотрудничество на основе пролетарского интернационализма.

Доступ в союз оставался открытым — все советские республики, которые могли возникнуть в ходе мировой революции, имели право свободного присоединения на основании договора. Договором определялся порядок входа отдельных республик, а также компетенция высших органов государственной власти таких республик. Существовало и право свободного выхода, однако оно было скорее формальным, так как реальный механизм его осуществления не был определен. Съездом избрался Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР — верховный орган государственной власти, реализующий свои компетенции как в рамках съезда, так и в перерывах между ними [2, с. 17].

Положения, которые входили в Декларацию о создании СССР и в Союзный Договор, впоследствии закреплялись в Конституции СССР 1924 года, закрепившую образование СССР в 1922 году. Отметим, что упомянутая Конституция была второй. Первая советская конституция датируется 1918 годом. Конституцией были предусмотрены непрямые выборы в органы государственной власти, устанавливался производственно-территориальный принцип выборов в Советы. Важность принятых законодательных, государствообразующих актов (Декларации и Договора), подчеркивается, в том числе, сложностью процедур согласования, законодательного процесса. По предложению М. В. Фрунзе, оба документа были переданы на дополнительное рассмотрение в ЦИК союзных республик, для проявления воли всех объединяемых государств и образований и с представлением отзывов в ЦИК СССР. Центральными органами ЦИК СССР рассматривались результаты предоставленных отзывов, утвержден текст Декларации и Союзного договора, а также возложены обязанности введения его в действие, представления окончательного текста Декларации и Союзного договора на утверждение II Съезда Советов СССР.

Декларация об образовании СССР — исключительно политический акт, излагающий политико-социальные аспекты формирования союза, а не его юридические аспекты. В частности, было подчеркнуто, что «в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны», «в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов» [3, с. 54]. Авторы Конституции полагали, что этим и объясняется необходимость и неизбежность создания и расширения границ и территорий Союза ССР.

Процесс инициации создания Союза Советских Социалистических Республик был обусловлен военными, агрессивными столкновениями, иностранной интервенцией. Политическая карта в прошлом Российской империи, после окончания гражданской войны состояла из формально независимых советских социалистических республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Хорезмская республика и Бухарская республика), в каждой из которых функционирования свои органы государственной власти и управления, каждая имела свою конституцию, а фактическая власть осуществлялась коммунистическими партиями, в составе единой РКП(б).

Союз советских республик носил военно-политический характер и сложился летом 1919 года. Советского управления направлялась на создание национальной, территориальной, экономической автономии на территории Российской Федерации [2, с. 97].

Второй съезд РСДРП (б) большевиков, четко продемонстрировал позицию по национальному вопросу, так, в своей программе, партия провозгласила принцип равноправия граждан, вне зависимости от пола, принадлежности, религии, расы или национальности.

Политическая предпосылка образования СССР — диктатура пролетариата в республиках. Экономическая предпосылка — средства производства передаются в общественную собственность.

С официальной точки зрения, СССР оформлялся как федерация равноправных республик. Каждый входящий в нее субъект — самостоятелен и автономен в своих полномочиях, вместе с тем, прослеживается четкое подчинение центральным органам власти.

В июне 1919 года подписали Декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет стал основой создания единого военного командования, создания и объединения транспортной системы, комиссариатов труда и финансов. Центром управления объединенной системы стала Москва, а общенациональные воинские образования полностью подчинялись Главному командованию Красной Армии.

Советские республики в своем единстве сыграли немаловажную роль в процессе разгрома объединенных сил интервенции. Все политические процессы объединения были направлены на концентрацию сил, фактического управления всеми структурами из центра. Во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, начался процесс соединения наркоматов.

В 1920 году приняли план электрификации всех территорий, шел процесс расчета единого хозяйственного механизма всех районов образованной страны. Под руководством Кржижановского Г. М., годом позже, был создан Госплан РСФСР, направленный на руководство выполнения единого хозяйственного плана. В этом же году, в РСФСР создали комитет по земельным делам, занимавшийся развитием сельскохозяйственного производства и землепользования [1, с. 47].

Летом 1922 г. советскими руководителями был завершен процесс объединения территорий, ранее не связанных между собой, в систему союзных республик [4, с. 152–153]. Федеративный союз республик рассматривался как промежуточный этап перед «мировой революцией», как обязательный шаг на пути к преодолению «буржуазных пережитков», к которым относили различия по национальному признаку. И если некоторыми республиками (Белоруссия) проявлялась готовность развивать связи с РСФСР на всех уровнях, то другими (Грузия) совместная деятельность саботировалась.

Отметим, что, несмотря на формальный характер принципов равенства, единства и учета интересов каждого субъекта СССР, советская власть концентрировалась в «центре», а управленческие решения были направлены на обеспечение интересов центральных органов власти.

СССР как государственное образование поспособствовало, стало толчком к развитию экономических, культурных отношений и взаимосвязей, позволило преодолеть отсталость некоторых включенных в ее состав республик. Однако, для советской национальной политики характерно наличие серьезных противоречий. Для союзных республик, фактически, суверенитет был номинальным, а реальная власть концентрировалась в комитетах РКП(б). Национальная политика пострадала в результате сталинских репрессий в республиках, депортациях народов [5, с. 63].

Созванный большевиками декабрьский съезд в истории обозначен как первый съезд Советов. На II Всесоюзном съезде Советов СССР, прошедшем 31 января 1924 года принималась первая Конституция СССР. А в период с 1924 по 1925 годы на основании положений общесоюзной Конституции были приняты конституции союзных республик.

Разделами Конституции СССР 1924 г. стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР.

Основные пункты Конституции СССР разработаны комиссией ЦК РКП(б), которые подлежали обсуждению в компартиях республик. Проект Договора об образовании Союза ССР был обсужден Пленумом ЦК РКП(б)18 декабря 1922 года.

В предметы ведения Союза, в соответствии с конституционными положениями, входил строго исчерпывающий перечень вопросов, вне пределов предмета ведения которых каждая входящая республика самостоятельно осуществляет свою государственную власть. Так, за членом Союза было сохранено право выхода из СССР, территории не могли быть изменены без согласия их руководителей, граждане каждой из союзных республик имели единое союзное гражданство [3, с. 18].

Однако несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрировалась в руках республиканских партийных комитетов, подотчетных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Образование СССР произошло не только по инициативе коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство.

Таким образом, необходимо отметить, что образование на политической карте мира нового государства под названием Союз Советских Социалистических Республик, не стало фактом появления совершенного нового политического образования, а скорее своеобразной реконструкцией Российской империи. Новым же был тот факт, что СССР стал государством с иным типом социально-экономических отношений. СССР стал не единым государством, которое приобрело новый вид, явление это не уникально в своем роде. После Первой мировой войны произошел передел сфер влияния, в результате чего исчезли с карты мира все империи и на смену их пришли самостоятельные государства нового типа. Однако лишь России и Германии было суждено эволюционировать в государства с большим экономическим и политическим потенциалом, а также играть решающую роль на мировой арене.

СССР образовалось согласно историко-культурной обусловленности с целью создания единого пространства, на котором проживают народы на основах равноправия, идущие к созданию социализма, то есть к отказу от частной собственности и создания понятия принадлежности земли и предприятий государству. Одним из главенствующих фактов стала всеобщая экономическая разруха, как последствие Первой мировой войны, что требовало совместных усилий по ее устранению и восстановлению экономического благосостояния государств. Эти причины и привели к созданию СССР.

Литература:

  1. Арсланов Р. А. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. [Текст] / Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов//. — М.: АСТ. — 2013. — 478 с.
  2. Бaсaлaй А. Рaзвитие нaций и их взaимоотношений в СССР. М., 1998. — 219 с.
  3. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. [Текст] / Н. Верт//. — М.: Прогресс. — 1992. — 479 с.
  4. ГАКЧР. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 191.
  5. Гросул В. Я. Образование СССР (1917–1924)./ В. Я. Гросул // М.. — 2007.
  6. Декларация об образовании СССР// Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. — 1999.
  7. Кринко Е. Ф., Хлынина Т. П. Советский Северный Кавказ в 1920-е — 1940-е годы: проблемные зоны современной отечественной историографии. Вестник Южного научного центра. 2009. — С. 76–83.
  8. Образование СССР и его первая конституция, В. Л. Шейнс, Российская история. № 1.- 2010. — 223 с.
  9. Радомысльский Я. И. Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик. [Текст] / Я. И. Радомысльский//. — Екатеринбург: Издательские решения. — 2015. — 200 с.
  10. Чистяков О. И. Конституция СССР 1924 года:учеб. пособие. — М.: Зерцало, 2004. — 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Республика, образование СССР, государственная власть, СССР, Белоруссия, РСФСР, Грузия, Союзный договор, гражданская война, Российская империя.

законодательство,

образование,

декларация,

Союз Советских Социалистических Республик

Образование СССР

Советские республики накануне объединения. Система Советов распространилась по всей территории бывшей Российской империи. В РСФСР были созданы различные автономные единицы — республики, области, коммуны. Между ними уже были исторически сложившиеся экономические связи. До 1922 г. советские республики добровольно объединили под руководством высших органов РСФСР свои вооруженные силы, финансы, транспорт, связь и крупную промышленность.

Предпосылки образования единого государства. Экономически Российская империя представляла единый хозяйственный механизм — единый рынок. Политические предпосылки заключались в том, что это были советские и социалистические республики. Военные предпосылки: объединение военных потенциалов гарантировало военную безопасность. Исторические предпосылки: исторически Россия складывалась как единое государство.

Подготовка объединения республик в союз. В августе 1922 г. была создана комиссия из представителей компартий республик под председательством Куйбышева. Широко известны два проекта образования СССР, составленные Лениным и Сталиным. Нарком по делам национальностей Сталин предлагал свой план объединения, который получил название автономизации: республики (УССР, БССР, ЗСФСР) входят в состав РСФСР на правах автономных образований. Ленинские позиции объединения: Советский Союз формируется как федерация равноправных республик. При всех различиях двух подходов, оба они признавали национальный вопрос вторичным, по отношению к классовому. 6-го октября ленинский план был принят пленумом ЦК РКП(б) и одобрен партийными и советскими органами других республик.

Первый Всесоюзный съезд Советов. Открылся 30 декабря 1922 г. На нем с декларацией об образовании СССР, в основу которого были положены ленинские идеи о федерализме и равноправии, суверенитете и свободе выхода из Союза, выступил Сталин. Основной в докладе была идея пролетарского интернационализма и классовой солидарности. Конечной целью объявлялось «объединение трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую республику». Съезд провозгласил образование СССР в составе четырех союзных республик — РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Армения, Грузия, Азербайджан). Союзный договор устанавливал разграничение компетенции между правительственными органами СССР и органами республик. На съезде был избран новый законодательный орган — ЦИК и 4 его председателя: Калинин от России, Петровский от Украины, Червяков от Белоруссии, Нариманов от ЗСФСР.

Первая конституция СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР, завершив оформление единого государства — федерации союзных республик. Основные положения: добровольность вхождения; право выхода; доступ в СССР, существующим и могущим возникнуть советским социалистическим республикам; право республик на любые законы; территория республик не может быть изменена без ее согласия. Конституция утверждала единое союзное гражданство. В компетенции Союза находились проблемы внешней политики и внешней торговли, вооруженных сил, путей сообщения. Остальные вопросы оставались в ведении республик. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный Съезд Советов, в промежутках между съездами — ЦИК из двух палат (Союзный Совет и Совет Национальностей).

Значение образования СССР. Союз Советских социалистических республик продемонстрировал способность наций к совместному историческому государственному творчеству. Образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима, усилению его военной мощи. Возникла огромная коммунистическая советская империя.

Конспект по истории России

Украина находится в центре внимания, но российские войска находятся в нескольких бывших советских республиках: NPR

Российские войска возвращаются в российский город Иваново 15 января после недолгой службы в бывшей советской республике Казахстан. Российские войска были отправлены, чтобы помочь президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву подавить массовые протесты против его авторитарного правления. Казахстан — лишь одна из пяти бывших советских республик, где в этом году действовали российские войска.

АП


скрыть заголовок

переключить заголовок

АП

Российские войска возвращаются в российский город Иваново 15 января после недолгой службы в бывшей советской республике Казахстан. Российские войска были отправлены, чтобы помочь президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву подавить массовые протесты против его авторитарного правления. Казахстан — лишь одна из пяти бывших советских республик, где в этом году действовали российские войска.

АП

Популярный вопрос: в скольких бывших советских республиках в этом году действовали российские войска?

Ответ требует длительного путешествия из Восточной Европы в Среднюю Азию.

Очевидной отправной точкой является Украина, где российские военные ведут наступление в восточной части страны в рамках войны, которая идет уже третий месяц.

Многие российские войска, вторгшиеся 24 февраля, пришли из плацдармов в Беларуси, где президент Александр Лукашенко является близким союзником российского лидера Владимира Путина. Лукашенко возлагает вину за войну на страны Запада и пытается изобразить Беларусь в качестве жертвы.

«Еще раз подчеркиваю, война причиняет Беларуси большой вред», — заявил Лукашенко в прошлом месяце.

Российские войска находятся в третьей стране этого региона, Молдове, крошечной стране с населением всего 2,6 миллиона человек, которая граничит с Украиной на юго-западе. Взрывы недавно разрушили две башни связи в восточной части Молдовы, известной как Приднестровье.

Россия имеет 1500 военнослужащих, поддерживающих молдавских сепаратистов, многие из которых являются этническими русскими. Правительство Молдовы выступает против российского присутствия с тех пор, как страна обрела независимость в результате распада СССР в 19 году. 91, но не может заставить русских уйти.

Ответственность за таинственные взрывы никто не взял на себя, но они породили опасения, что война на Украине может перекинуться на Молдову.

Президент России Владимир Путин (в центре слева) и президент Белоруссии Александр Лукашенко (в центре справа) прибывают на российский космодром Восточный на Дальнем Востоке России 12 апреля. Среди лидеров бывших советских республик Лукашенко был самым стойким сторонником Путина и войны России. на Украине.

Михаил Климентьев/AP


скрыть заголовок

переключить заголовок

Михаил Климентьев/AP

Президент России Владимир Путин (в центре слева) и президент Белоруссии Александр Лукашенко (в центре справа) прибывают на российский космодром Восточный на Дальнем Востоке России 12 апреля. Среди лидеров бывших советских республик Лукашенко был самым стойким сторонником Путина и Война России на Украине.

Михаил Климентьев/AP

Путин говорит, что НАТО стремится подорвать Россию

Обстоятельства пребывания российских войск в этих трех странах — Украине, Белоруссии и Молдове — различны. Но есть общая тема.

Путин утверждает, что Запад хочет подорвать Россию, и эти страны коллективно граничат с несколькими странами НАТО к западу от России. Путин рассматривает бывшие республики как буфер.

В более широком смысле Россия рассматривает все бывшие советские республики как часть «ближнего зарубежья», и Путин считает, что они должны быть частью российской «сферы влияния».

Тем не менее, за последние три десятилетия бывшие республики все больше выстраивали собственные сети политических и экономических связей с остальным миром и в меньшей степени зависели от России.

«Почти все постсоветские страны сильно переживают из-за того, что смотрят на Путина как на доброжелательного гаранта безопасности», — сказал Эндрю Вайс, эксперт по России из Фонда Карнеги за международный мир. «Предоставленная самой себе, ни одна из этих стран не хочет снова оказаться под крылом Кремля».

Война России на Украине оказала влияние на другие части бывшего Советского Союза. Здесь родственники и друзья оплакивают грузина, убитого, когда он пошел воевать за украинцев. Российские войска оккупировали часть Грузии с 2008 года. Россия отправила часть этих войск из Грузии в Украину, чтобы сражаться там.

Шах Айвазов/AP


скрыть заголовок

переключить заголовок

Шах Айвазов/AP

Война России на Украине оказала влияние на другие части бывшего Советского Союза. Здесь родственники и друзья оплакивают грузина, убитого, когда он пошел воевать за украинцев. Российские войска оккупировали часть Грузии с 2008 года. Россия отправила часть этих войск из Грузии в Украину, чтобы сражаться там.

Шах Айвазов/AP

Заявление Путина о защите этнических русских

Когда распался Советский Союз, миллионы этнических русских внезапно оказались за пределами России, и многие новые независимые государства столкнулись с этническими трениями. Путин неоднократно называл необходимость их защиты причиной отправки войск, хотя это утверждение широко оспаривается.

Это приводит нас в четвертую страну с присутствием российских войск, Грузию, на юго-западной границе России.

В 2008 году Путин отправил туда российские войска для короткого кровавого конфликта во имя защиты россиян. Россия быстро захватила часть грузинской территории, и по сей день там остаются войска в конфликте, который фактически заморожен.

Тем не менее, американские военные чиновники говорят, что Россия недавно отправила часть своих войск в Грузию, чтобы помочь Украине, что является примером того, как эти конфликты пересекаются.

Путин поддерживает других лидеров

Когда в январе в Казахстане вспыхнули массовые протесты против авторитарного правления президента Касым-Жомарта Токаева, Путин быстро направил 2500 военнослужащих, чтобы поддержать его.

С помощью России казахстанские силовики подавили беспорядки, и всего через несколько недель российские войска вернулись домой. Можно подумать, что благодарное руководство Казахстана поддержит Путина, когда он в следующем месяце вторгнется в Украину. Но это не так.

«Казахстанские власти сейчас показывают, что они не поддерживают то, что происходит в Украине», — сказал Эндрю Вайс. «Они направляют гуманитарную помощь в Украину и показывают, что полностью поддерживают суверенитет Украины. Так что если лояльный вассал выглядит так, то это не совсем то, на что надеялся Владимир Путин».

Российские войска в пяти бывших республиках

Таким образом, правильный ответ на первоначальный вопрос заключается в том, что в этом году российские войска действовали в пяти бывших советских республиках — на Украине, в Белоруссии, Молдове, Грузии и Казахстане. Есть 15 бывших республик, включая Россию.

Путин назвал распад СССР «величайшей геополитической катастрофой ХХ века». И часто ходят слухи, что Путин стремится восстановить Советский Союз или, как говорят некоторые, воссоединить Советский Союз.

Но многие аналитики считают такую ​​цель фантастикой. После 30 лет одиночества бывшие республики не намерены жертвовать своей независимостью.

«Подозрение, что Москва занята восстановлением Советского Союза под другим именем, беспочвенно», — написал Дмитрий Тренин, работающий в Москве в Фонде Карнеги.

Путин попытался создать свою собственную версию НАТО, группу из шести бывших советских республик, известную как Организация Договора о коллективной безопасности. Этот союз был использован как основа для интервенции России в Казахстане.

Но война России на Украине показала, что бывшие республики не чувствуют себя обязанными поддерживать Россию.

В ООН в марте шесть бывших республик проголосовали за резолюцию, осуждающую Россию и призывающую к ее немедленному уходу из Украины. Еще семеро воздержались или отсутствовали удобно. Единственной страной, которая встала на сторону России, кроме самой России, была Беларусь.

Грег Майр, корреспондент NPR по национальной безопасности. Подпишитесь на него @gregmyre1.

Геостратегическое значение Черноморского региона: краткая история

2 февраля 2017 г.

Этот комментарий является первым в серии эссе, в которых рассматривается стратегическое значение региона Черного моря для США и НАТО. Читайте второе эссе здесь и третье эссе здесь.

Незаконная аннексия Крыма Россией в марте 2014 г. привлекла внимание всего мира к стратегическому значению региона, расположенного на линии разлома двух бывших империй — Российской и Османской империй — с участием европейских держав, таких как Великобритания, Франция и Германия. Этот анализ представляет собой обзор региона с точки зрения того, что прошлое является прологом к будущему региона, поскольку бунтующие силы реанимируют эмпирические политические и военные стратегии в современном контексте.

О конфликтах и ​​договорах

Источник: Википедия.

Шесть лет конфликта между Россией и перенасыщенной Османской империей с 1768 по 1774 год привели к подписанию Кючук-Кайнарджинского договора 1774 года, который предоставил России прямой доступ к региону Черного моря (через Керченский и Азовский порты). России также было предоставлено право защищать христианские меньшинства в Османской империи, и номинально независимое Крымское ханство попало под ее влияние. Через девять лет после подписания договора народное недовольство реформами, проводимыми кооптированной российской правящей элитой, в сочетании с постоянным притоком переселенцев в Крым вызвали волнения в регионе, дав посланнику Екатерины II князю Григорию Потемкину долгожданное предлог для аннексии Крыма военными средствами при небольшом вооруженном сопротивлении. В том же году был основан крымский город Севастополь, а с 1783 года Россия превратилась в растущую черноморскую державу, по мере того как Османская империя соскальзывала на медленный путь упадка.

Упадок Османской империи продолжался, как и региональная борьба за власть в Черном море, в которой ни одна из сторон не смогла претендовать на решающую победу. Кровавая Крымская война 1853–1856 годов между Османской империей и Россией унесла жизни сотен тысяч человек. Франция и Великобритания встали на сторону османов во время конфликта, опасаясь, что растущая сила России приведет к тому, что Россия займет гегемонистское положение в регионе. Хотя этого так и не произошло, более сильной, но более изолированной России неоднократно не удавалось захватить стратегический Босфор и Дарданеллы (Турецкие проливы) у Османской империи. Одним из основных мотивов вступления России в Первую мировую войну был захват контроля над Турецкими проливами, что имело неприятные последствия, когда османы и немцы закрыли проливы, задушив российскую экономику.

После распада Российской и Османской империй во время и в конце Первой мировой войны была предпринята безуспешная попытка перекроить карту региона. Первой попыткой был Севрский договор 1920 года, а второй и более успешной попыткой был Лозаннский мирный договор 1923 года, который создал основу для Турецкой Республики. Заняв более безопасное стратегическое положение, Турция смогла призвать Лозаннский договор к регулированию растущей напряженности между европейскими державами в регионе, что привело к 1936 Конвенция Монтрё, устанавливавшая контроль Турции над проливами и гарантировавшая свободный проход военных кораблей причерноморских государств, не находящихся в состоянии войны с Турцией. Нечерноморские державы были ограничены в отправке своих военных кораблей в Черное море (они должны быть менее 15 000 тонн на судно, 45 000 в совокупности и могут находиться в Черном море только 21 день). Соединенные Штаты не были участником Конвенции Монтрё.

Порядок после Второй мировой войны и после окончания холодной войны

Этот хрупкий баланс угрожал разрушиться в конце Второй мировой войны, когда вспыхнула напряженность между Советским Союзом и Турцией, когда Советский Союз оказал давление на Турцию, чтобы она пересмотрела Конвенцию Монтрё, чтобы Советы могли разделить контроль над Босфором и Дарданеллами с Турцией. Известный как кризис Турецкого пролива 1946 года, Советский Союз увеличил свое военное присутствие в Черном море и оказал давление на турецкое правительство, чтобы оно согласилось с его требованием о военных базах на турецкой земле. Пытаясь защитить себя от советского давления, Турция обратилась за помощью к Соединенным Штатам, которые в ответ отправили в регион американские военные корабли. Хотя Советский Союз в конце концов отступил, этот инцидент стал одним из катализаторов 19-го века.47 Доктрина Трумэна, которая стремилась сдержать растущую советскую угрозу в Средиземном море, заякорив Турцию и Грецию в качестве членов НАТО к 1952 году. На протяжении всей холодной войны в Черном море существовало шаткое равновесие между Турцией, НАТО, , и Советский Союз. С 1976 года Турция разрешила проход через проливы советских авианосцев, построенных на Украине (класса «Киев», затем класса «Кузнецов»).

После распада Советского Союза в 1991 году регион Черного моря стал менее значимым с точки зрения геостратегии с точки зрения Запада, но он по-прежнему играл важную роль в формировании российской концепции «ближнего зарубежья». Важнейшим стратегическим вопросом после окончания «холодной войны» был вывод ядерного оружия с территории Украины, которая была заключена в 19 веке.94 Будапештский меморандум, в котором Украина согласилась вывести свое ядерное оружие в обмен на гарантии безопасности со стороны России, США и Великобритании (при поддержке Франции и Китая) для защиты ее территориальной целостности.

Несмотря на этот политический успех, между Украиной и Россией сохранялись непростые отношения из-за стратегически важного Крымского полуострова. Подаренный премьер-министром Советского Союза Никитой Хрущевым в 1954 году в честь 300-летия присоединения Украины к царской России, Крым стал постоянным козырем между двумя государствами. Россия сохранила военную инфраструктуру, в частности базу в Севастополе, которая была необходима для работы Черноморского флота. На момент распада Советского Союза там находилось 100 000 российских военнослужащих, 60 000 военнослужащих и 835 судов, в том числе 28 подводных лодок, которые эффективно использовались для оказания давления на Киев в отношении правового статуса города Севастополя и его критической инфраструктуры. Москва, движение которой также было вызвано националистическим рвением к Крыму, смогла эффективно использовать свои прочные политические связи с крымскими официальными лицами (Крым сохранял автономию и собственную конституцию до 1919 г.).95) усилить давление на Киев. В 1997 году Договор о дружбе между Украиной и Россией разделил советский Черноморский флот между Россией (81 процент) и Украиной (19 процентов) и позволил России в обмен на списание большей части украинского долга и льготные цены на энергоносители сдавать в аренду Севастопольская база на 20 лет, срок продлен до 2042 года в 2010 году.

Новая Россия рождается

Хотя Россия сохраняла представление о том, что ее бывшие советские республики — и район Черного моря — принадлежали к ее естественной сфере влияния, ей не хватало политической, экономической и военной мощи, чтобы полностью навязать свою волю. Ситуация начала меняться с более напористой региональной политикой России в ответ на так называемые «цветные революции», которые произошли по соседству с Россией в Грузии (революция роз 2003–2004 гг. ) и на Украине (оранжевая революция 2004–2005 гг.), где лидеры те, кто был более восприимчив к российскому влиянию и интересам, были заменены прозападными и проевроатлантическими лидерами. В то же время членство в НАТО расширилось, включив в 2004 г. Болгарию и Румынию, в результате чего три из шести причерноморских государств стали членами НАТО, а два других государства, Украина и Грузия, работали в тесном сотрудничестве с альянсом с потенциальный взгляд на членство в НАТО. НАТО считало Черное море «важным для евроатлантической безопасности» (Декларация саммита в Бухаресте, 2008 г.).

Россия расценила эти события как вторжение НАТО в свою традиционную сферу влияния и приняла меры по восстановлению своего влияния и усилению своего военного присутствия в Черном море. Российская энергия использовалась как инструмент влияния на Украину в 2006 году, а затем снова в 2009 году, когда Россия временно прекратила поставки природного газа в Европу через Украину и повысила цены на российские энергоносители. В августе 2008 г. российские вооруженные силы, которые сохраняли свои силы в Южной Осетии с начала грузино-южноосетинского конфликта в 1919 г.93 г., отразил попытку президента Грузии восстановить контроль над сепаратистским регионом, затем вошел в Грузию, сокрушив грузинские силы, и почти захватил столицу Тбилиси (около 350 военнослужащих и 400 мирных жителей были убиты с обеих сторон в ходе противостояния). Вопреки соглашению о прекращении огня, вскоре после этого Россия признала «независимость» как Южной Осетии, так и Абхазии, усилила свой контроль над территорией Грузии и продолжает административно интегрировать оба региона.

Вторым и более важным с геостратегической и военной точки зрения событием стала аннексия Крыма Россией в марте 2014 г., через несколько дней после свержения президента Украины Виктора Януковича в результате народного восстания весной 2014 г. В нарушение как Будапештского меморандума, так и Договора о дружбе, ремилитаризация полуострова и военная интервенция на востоке Украины подготовили почву для нескольких военных подкреплений в регионе с развертыванием С300 и С400, подразделений береговой обороны «Бастион-П» и других зенитных и противолодочных ракетных комплексов. Бывший главнокомандующий союзными войсками в Европе генерал Филип М. Бридлав в 2015 году охарактеризовал Крым как российскую «площадку для демонстрации силы». Это закрепление российских сил на полуострове сопровождалось все более агрессивным использованием ядерной риторики, при этом Кремль намекал на возможное будущее развертывание ядерных сил на полуострове и заявлял, что сохраняет ядерный вариант для защиты Крыма в случае необходимости.

Последним шагом в восстановлении российского военного присутствия в регионе стала военная интервенция России в Сирии в сентябре 2015 г. Впервые после окончания холодной войны Россия продемонстрировала способность проецировать элементы Черноморского флота и развернуть как оборонительные (С300) и наступательные (СС-26) системы на ТВД. В настоящее время Россия активно управляет авиабазой в Латакии, Сирия, и в настоящее время ремонтирует и расширяет свою военно-морскую базу в Тартусе, превращая ее в более крупную базу, способную одновременно принимать до 11 кораблей. У нее также есть соглашение с Кипром, позволяющее российским судам швартоваться, и ведутся переговоры о создании военной базы в Египте (слухи о Ливии были опровергнуты российскими официальными лицами).

Возвращение геостратегического значения Черного моря

Держава-гегемон в девятнадцатом веке, перенапряженная держава во время холодной войны и истощенная сила после 1991 года, Россия вернулась в Черноморский регион и Восточное Средиземноморье, поскольку европейское и американское присутствие в регионе отступает. Попытается ли Кремль обеспечить более беспрепятственный доступ к Восточному Средиземноморью, например, расширив свое присутствие в Тартусе? Будет ли Кремль продолжать наращивать свое военное присутствие в Крыму и на востоке Украины, усиливать давление на Болгарию, чтобы она сократила присутствие НАТО, и в то же время организовывать турецко-российское сближение для усиления влияния в турецких проливах?

Для России геостратегические факторы Черноморского региона не изменились с 1853 г. , когда НАТО и США заменили отдельные европейские государства в качестве основных геополитических конкурентов России: Крым — военная база, Турция — опорная, Турецкие проливы — стратегическая пропускная способность; и конечной целью является доступ и военное присутствие в Восточном Средиземноморье в качестве противовеса расширению США и НАТО на восток и их присутствию в Эгейском море и Центральном Средиземноморье.

Борис Тукас — приглашенный научный сотрудник Европейской программы Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия

Комментарий подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).