Какую музыку называют классической? Что такое классическая музыка


Что такое классическая музыка

  

Что такое классическая музыка...

 

 Классическая музыка – чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом. Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

            Этапы развития классической музыки.

 

 

Их краткая характеристика и основные представители В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.

 Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.

 Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.

Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.

Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

  1. Ренессанс – длительный период развития всех направлений культуры. Композиторы эпохи Возрождения - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.
  2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения великие композиторы-классики Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.
  3. Классицизм. Венские классики-композиторы, создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. Произведения Моцарта и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения – это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.
  4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.
  5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.
                         Русские композиторы–классики:

 Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение – опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

                                        Великие музыканты.

 Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер – восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

 Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи.

Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки – основы русского симфонизма.

 

 

Римский-Корсаков Н.А. - талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными. Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

 Европейская культура

 Известные композиторы-классики Моцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени – Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость. Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

                                               

 Моцарт – создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

 Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида". Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим инструментальным концертам. Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер

. Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком ...

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

 «Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов Это альбом-посвящение племяннику Давыдову В.Л., который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен. Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев. Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве. Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок». Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро. Барток Б. «Первые шаги за фортепиано». Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

              

       

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

 Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. – прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка – придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классики позаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя. 

 

taraniuk-estalsch21.edumsko.ru

История классической музыки

Понятие «классической музыки» очень размытое с точки зрения терминологии понятие. В общепринятом понимании, классической называют музыку, выдержавшую проверку временем и оставшуюся популярной на протяжении многих лет после момента своего создания.

В историческом плане к понятию «классической музыки» относят музыкальную традицию классицизма, а точнее 18 и 19 веков. Другая периодика, на которой мы и остановимся, ограничивает период классической музыки Средневековьем, когда она зародилась, и нынешним временем, когда она все еще существует.

В истории классической музыки выделяются отдельные периоды развития.

Ренессанс

Самый длительный период в истории классической музыки, охватывающий 1400-1600 гг. Эпоха Возрождения и бурного развития искусства, оставившая в мировой музыкальной традиции произведения таких композиторов, как Томас Луис де Виктория, Джованни да Палестина, Томасс Таллис и в том числе музыкальное творчество Шекспира.

Барокко

Эпохе Барокко (1600-1750 гг.), следующей за Ренессансом, характерны более сложные музыкальные формы, появление новых жанров, разнообразие жанров, полифония. Именно в эпоху Барокко получила расцвет опера и стали популярными композиторы, которых слушают и наследуют по сей день: Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель.

Классицизм

Эпоха классицизма в развитии классической музыки ограничивается периодом 1750-1830-х гг., с которым неизменно соотносят имена композиторов Венской школы – Моцарта, Гайдна, Бетховена.   Франц Йозеф Гайдн   Внутри эпохи классицизма выделяют переходный период, между смертью Иоганна Себастьяна Баха в 1750 году и зрелым творчеством Моцарта в 1770-е гг. Этот период имеет свое французское имя – «Galante».

В целом музыке классицизма характерна гармоничность и сбалансированность, каноничность форм, появление сонатной формы и развитие симфоний, расширение состава оркестра, большая эмоциональность произведений.

Романтизм

В эпоху романтизма активно развивались формы, жанры и идеи музыки классицизма. Произведениям этого периода характерна эмоциональная выразительность, драматичность. Именно в это время получают развитие многие песенные жанры, в частности, баллады. Особой популярностью пользовалась фортепианная музыка, к примеру, произведения Шопена и Листа.   Ференц Лист  

Среди композиторов музыки романтизма выделяют, в первую очередь, Бетховена, который считается скорее предшественником романтизма наряду с Керубини. Позже заложенные ими музыкальные традиции наследовали Шуберт, Вагнер, Чайковский…

Классическая музыка XX века

В 20 веке классической музыке характерна склонность к экспериментам, которые не ограничены ничем, кроме воли и фантазии самого композитора. Зарождаются такие понятия, как атонализм (или атональность, то есть отказ от логики тональности) и алеаторика (случайная последовательность элементов в композиции).

Из композиторов XX века к классической музыке относят творчество Рахманинова, Бриттена, Гласса, Стравинского, Бернстайна.

Современную классическую музыку нередко путают с постклассической. Действительно, грани между музыкальными стилями XX века настолько размыты, что отнести определенной произведение к тому или иному стилю подчас весьма непросто.

www.letopis.info

Что такое классическая музыка?. Мир вокруг нас

Что такое классическая музыка?

Обычно классическую музыку сравнивают с легкой и говорят, что классическая музыка – серьезная. Подобное определение слишком примитивно. Лучше сказать иначе: классическая музыка – это произведения, написанные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Основная особенность такой музыки – сочетание глубины передаваемых переживаний и разнообразие художественных приемов. Она занимает ведущее место в музыкальной культуре мира и развивается начиная с середины XVII века до настоящего времени.

До сегодняшнего дня классическая музыка сохранила свою притягательную силу как для музыкантов, так и для любителей музыки.

Сочинения ведущих классических композиторов вчерашнего и сегодняшнего дня распространяются с помощью радио, телевидения, пластинок, фильмов, компакт-дисков. Они исполняются в концертных залах.

Основными инструментами для исполнения классической музыки считаются струнные: виолончель, пианино, среди духовых инструментов – флейта, гобой, кларнет, среди медных инструментов – валторна, труба, среди ударных – литавры, цимбалы, барабан, треугольник.

Классической считается музыка оперетты, оперы, балета, ораторий, концертов и симфоний.

Но если мы считаем сочинения Баха классикой, то почему классической нельзя считать и музыку «Битлз»? Все, конечно, решит время.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Классическая музыка – что в ней такого?

Классическая музыка уже довольно давно не входит в топ-лист интересов большинства людей, оставаясь привилегией для узкого круга посвященных. Она вызывает у многих людей, особенно молодых, не слишком позитивные ассоциации: затянутые, нудные, непонятные произведения. Программа общеобразовательной школы оставляет у учащихся довольно смутное представление о классике, а у счастливчиков, окончивших музыкальную школу, зачастую от одного упоминания о классической музыке мороз по коже, вызванный воспоминаниями о муштре и скучных уроках.

Почему далеко не всех людей привлекает классическая музыка?

С одной стороны, это связано с тем, что современное общество в целом не отличается изысканным вкусом и вполне удовлетворено ширпотребом, в избытке предлагаемым массовой культурой. С другой стороны, классическая музыка, не будучи сама по себе слишком сложной для восприятия, зачастую остается непонятой, потому что слушатели просто не научены ее «читать».

Еще одна причина, объясняющая наше прохладное отношение к классической музыке, заключается в том, что мы начали воспринимать музыку лишь как дополнение к другим развлечениям: музыка задает ритм для танца, годится как саундтрек к фильму или создает неплохой фон во время наших занятий другими делами. И в то время как современная музыка охотно мирится с второстепенной ролью, классика – это совершенно самостоятельное блюдо. От прослушивания классической музыки можно получить удовольствие, только вникая в нее, сосредотачиваясь на ней и смакуя каждый звук – например, в хорошем концертном зале. Но для фона в офисе, уборки на кухне или езды за рулем классика – далеко не самый лучший выбор.

Зачем же слушать классическую музыку?

На этот вопрос многочисленные исследования дают множество ответов, которые мы в Womie сгруппировали следующим образом:

  • Классическая музыка развивает интеллект. Как мы уже сказали, ее нужно слушать вдумчиво, сосредоточенно, рисуя в воображении картины, которые подсказывает нам мелодия, ритм, гармония и темп произведения. А такие упражнения, очень схожие с деятельностью мозга во время чтения книг, развивают наши интеллектуальные способности.
  • Классическая музыка улучшает память и повышает устойчивость внимания. Это также связано с тем, что слушать классику нужно активно и внимательно, фиксируя динамику, движение и смену настроения.
  • Классическая музыка способствует снижению агрессии и раздражительности. Существует даже отдельное направление в психотерапии, использующее музыку в качестве лечебного средства.

Классическая музыка: что послушать для начала?

Советуем вам начинать с музыки композиторов восемнадцатого и девятнадцатого веков: например, Людвиг ван Бетховен, Антонио Вивальди, Фредирик Шопен, Иоганн Брамс, Иоганн Штраус, Жорж Бизе, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов и многие другие. К музыке двадцатого века лучше приступить попозже, потому что она сложнее для восприятия. И еще стоит оговориться, что великий Иоганн Себастьян Бах тоже не совсем походит для новичков, потому что несколько мелодий в его полифониях тяжело отслеживать неподготовленному слушателю.

Безусловно, у каждого из нас индивидуальное восприятие классической музыки, свои предпочтения и взгляды. Однако можно с уверенностью утверждать одно: научившись по-настоящему вникать в классическую музыку, различая все богатство ее голосов и красок, слушатель получит непередаваемое удовольствие, сравнимое лишь с тем, которое приносит хорошая книга.

www.womie.ru

Какую музыку называют классической? » AnsWiki

В отличие от строгих наук, в гуманитарной сфере, особенно художественной (музыка, театр, изобразительное искусство, литература), многие понятия имеют многозначность, что создаёт трудности как в точном выражении мыслей, так и в понимании друг друга. Конечно, музыку Шопена мы в обыденной жизни относим к классической музыке - то есть вы правы, а ваши случайные знакомые музыканты проявили так называемый профессиональный снобизм, - но и они тоже правы!

Есть узкий (строгий) смысл понятия "классическая музыка", которым пользуются музыканты, музыковеды, просвещённые любители так называемой "серьёзной" музыки, а есть широкий смысл, которым пользуются все остальные (и первые тоже! в некоторых случаях).

В узком смысле классической музыкой называют музыку, написанную в период классицизма - не раньше и не позже.

 

 

В истории музыки выделяют следующие периоды (если опустить древнюю музыку - до падения Рима в  476 году, о которой нам мало что известно):

Средневековье (476  - 1400) Леонин, Перотин

Ренессанс (или Возрождение) (1400- 1600) Франческо Ландини, Клаудио Монтеверди...

Барокко (1600 - 1750) И. С. Бах, Гендель, Вивальди...

Классицизм (1750 - 1820) Гайдн, Моцарт, Бетховен...

Романтизм (1820 - 1900) Шуберт, Вагнер, Верди, Малер, Шопен, Чайковсий...

Модернизм (1890 - 1930) Дебюсси, Равель, Сати, Стравинский, Рихард Штраус, Шостакович...

Современная музыка (20 в., 21 в.)

Надо заметить, что не существует строгих временных границ этих периодов и можно видеть постепенное развитие музыкальных форм, жанров, стилей, но знаток музыки всегда на слух отличит музыку одного периода от другого (невозможно спутать, например, музыку барокко и музыку романтизма) - даже с учётом таких явлений как полистилистика или сознательное цитирование, аллюзия, эклектика и пр.

Таким образом, творчество Фредерика Шопена относится не к классическому периоду, а к романтическому, и его музыку правильнее называть не классической, а романтической. А музыку Баха нельзя в узком смысле отнести к классике, а только к барочной музыке. Но в широком, обывательском смысле мы всю эту музыку называем классической.

Как же профессиональные музыканты и знатоки музыки называют всю эту "серьёзную" музыку, отличную от популярной? Правильно её называть музыкой академической. Название классической в широком понимании она получила потому, что слово "классика" имеет сегодня также значение чего-то выдержавшего испытание временем.

Так что, если хотите быть строгими в своих словах и показать свою музыкальную образованность, то называйте эту музыку академической, тем более что существует огромный пласт современной академической музыки, которую будет не очень корректно и даже как-то глуповато называть классикой, хотя она и написана для классических инструментов и в классических музыкальных формах (соната, сюита, концерт, симфония, опера и т. д.).

 

answiki.org

классическая музыка - это... Что такое классическая музыка?

 классическая музыка classical music

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • классическая модель
  • классическая однокомпонентная плазма

Смотреть что такое "классическая музыка" в других словарях:

  • Классическая музыка — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1750) Классицизм (1750 1820) Романтизм (1820 1900) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка …   Википедия

  • Индийская классическая музыка — Индийская классическая музыка  одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама ведой» (2 тыс. до н. э.), останавливающейся на музыке подробнее других Вед… …   Википедия

  • Европейская классическая музыка — Музыка (от др. греч. μουσική искусство муз) искусство интонации; музыкальное произведение. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал (звук музыкальный) отдельные звуки или звуковые комплексы (гармонические… …   Википедия

  • Музыка Индии — включает разнообразие живых и исторических жанров народной, популярной, эстрадной и классической музыки. Индийская классическая музыка, представленная традициями Карнатака и Хиндустани, восходит к «Сама веде» и описана как сложная и многообразная …   Википедия

  • Музыка Португалии — имеет общие истоки с музыкой Испании и на протяжении веков развивалась во взаимодействии с ней, при этом отличаясь яркой самобытостью. Содержание 1 Португальская музыка до 12 века …   Википедия

  • Музыка Словакии — Музыка Словакии  фольклорная музыка словаков и авторские произведения словацких композиторов. Содержание 1 Традиционная словацкая музыка 2 Классическая музыка Словакии …   Википедия

  • Музыка Кашмира — Музыка Джамму и Кашмира (дев. जम्मू और कश्मीर के संगीत, перс. جموں اور کشمیر کے سنگیت‎)  подразумевает богатое культурное наследие Джамму и Кашмира в музыкальной области. Музыка Кашмира сочетала в себе влияния из культур Центральной,… …   Википедия

  • Музыка в видеоиграх — Музыка в компьютерных и/или видеоиграх это любые мелодии, композиции или саундтреки видеоигр. Содержание 1 История 1.1 Ранние технологии: музыка на интегральных схемах …   Википедия

  • Музыка по случаю (фильм) — Музыка по случаю (Двойная ставка) The Music Of Chance Жанр драма Режиссёр Филип Хаас В главных ролях Джеймс Спейдер …   Википедия

  • Музыка по случаю — The Music Of Chance …   Википедия

  • Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч …   Википедия

dic.academic.ru

Классическая музыка - Легко и Просто

Классическая музыка — релакс или катастрофа?

Как влияет академическая музыка на сознание людей и стоит ли ее вообще слушать, — вопрос не из легких. Журнал «Эксперимент» попытается дать на них ответы.

Классическая музыка и ее определение

«Музыка — это стенография чувств.» Именно так характеризует столь, казалось бы, разностороннее понятие Лев Толстой. Ежедневно человека окружает большое количество звуков. Все впемя слышим музыкальное сопровождение мира: идя на работу, стараемся не замечать шум мегаполиса, на отдыхе улавливаем музыку природы — шум ветра, приливы и отливы моря, щебетание птиц. Эта статья расскажет об одном из самых важных видов музыкального искусства — классическую музыку.

В широком смысле это сочетание слов часто употребляется наряду с академической музыкой. К примеру, вы наведаетесь в филармонию или оперный театр на концерт классики. Если на нем будут звучать произведения венских классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена (именно «Бетховена», буква «х» выпускается, если руководствоваться произношением немецкого оригинала, XVIII — нач. XIX в.), — Тогда действительно это мероприятие будет иметь такое название. Но когда произведения эпохи романтизма (XIX в.) Будут сочетаться с современными модерновыми произведениями (ХХ-ХХI вв.), А на закуску звучать барочная месса (ХVII-ХVIII вв.), Можете утверждать, что посетили концерт академической музыки. Именно она побуждает общество к духовному обогащению и всестороннему развитию личности.

Возникновение музыкально-психологического основания эмоций в результате слушания классической музыки

Музыка вызывает не только эмоции, но и способна изменить настроение, вызывать переживания, аффекты, чувства. К примеру, вы интересуетесь академическими концертами, а, может, пришли на них случайно, спонтанно — это не является уж столь важным, потому что все равно данный фактор не останется без вашего внимания. Ведь особая музыка вызывает определенные эмоции.

Откровенно говоря, не всегда они являются положительными. Примером будет достаточно известный факт: не всю академическую музыку стоит предлагать  широкой общественности.

Часто проходят концерты, где неподготовленному слушателю через звучание того или иного произведения некомфортно.

Именно чувство прекрасного и безобразного, наслаждение красотой формы и идеальность композиции может стать основой эмоционального восприятия той или иной музыки. Эмоции превращаются в содержание музыки, ее интонационный смысл. Именно таким определением характеризует понятие «эмоции» ряд авторитетных исследователей Э. Курт [теоретик музыки, музыкальный психолог, автор сборника «Романтическая гармония и ее кризис в» Тристане и Изольде «»], Б. Асафьев [музыковед, композитор, музыкально-общественный деятель, теоретик музыки], Б. Теплов [психолог, основатель школы дифференциальной психологии, автор книги «Способности и одаренность»].

Нужно сказать несколько слов о музыкальных психологах, теоретиков и историков музыки. Ведь это люди, которые так или иначе связаны с музыкальным искусством. Музыковеды-теоретики исследуют теорию (если сказать проще, основные закономерности музыки, композиционные средства и приемы), гармонию (соотношение между аккордами), полифонию (технику написания произведений, зародилась еще во времена барокко), анализируют произведения. Историки музыки констатируют исторический контекст, изучают жизненный и творческий путь, подают сведения о том или ином произведении. Музыкальные психологи исследуют, как с помощью музыки можно влиять на механизмы и внутренние рецепторы индивида.

Итак, небольшое лирическое отступление — и продолжаем тему классической музыки. Существуют различные варианты воздействия музыкального материала на сознание человека: от усиления и ясности восприятия (тогда часто происходит пробуждение всех чувств, сенсорных систем и экстрасенсорики) к искажению и затуманивание возможностей постижения реальности, погружение в собственные мысли, рефлексии [Торопова А. «Музыкальная психология и психология музыкального образования «].

Другими словами, искусство в целом и классическую музыку в частности можно считать феноменом — спутником развития психической функции эмоций человека. Интересную мысль высказывает Г. Лейбниц [Готфрид Вильгельм Лейбниц (Лейбниц) ( нем. Gottfried Wilhelm Leibniz), ( 1646 — 1716 ) — известный немецкий философ , математик , языковед , физик. Создал первую механическую счетную машину , которая была способна выполнять сложение, вычитание , умножения и деления. Также изобрел дифференциальное и интегральное исчисление , заложил основы двоичной системы вычисления . Внес весомый вклад в логику и философию .]: «Музыка — это бессознательное упражнение души в арифметике». А действительно, музыка — это всего-навсего зафиксированное  количество нот, которые повторяются на разной высоте в разных группах инструментов или голосом.

Влияние академического музыкального материала становится хорошо заметным, ведь музыка может вызывать аффекты. Музыкальное переживание аффекта индивидом — это особое терапевтическое средство, позволяющее оживить эмоциональную жизнь личности.

Часто может прослеживаться аналогия аффектов и страсти. В свою очередь, страсть (старославянский. — «Страдание») — это определенное состояние сознания, причиной которого является неспособность вполне контролировать свои эмоции.

По словам С. Рубинштейна [Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ . Его интересовали теоретические вопросы общей психологии , в частности ее философские основания с позиций рефлексологии . Издал учебник «Основы общей психологии «],» страсть — сильное, устойчивое, долгосрочное чувство, которое захватывает человека изнутри и владеет им «. Музыка, в свою очередь, часто «заражает» слушателей, завораживая их внутренней силой. О ней хочется рассказывать, возникает желание делиться прослушанным с окружением.Классическая музыка вызывает чувство — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям деятельности, которые отражают значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Ведь, по словам Жана Поля [Жан Поль (1763-1825) — немецкий писатель-сентименталист, автор ряда литературных произведений, среди которых «Гренландские процессы»], «Музыка — это поэзия воздуха«. И без нее мы, видимо, не смогли бы дышать.

Влияет ли классическая музыка на сознание человека, который посещает академические концерты?

Представьте себе ситуацию: вы впервые посетили концерт академической музыки. Логично следующее: если подготовиться к той или иной звуковой палитре: это будет оркестр, хор, исполнение на разного рода инструментах, а может, вокал. В лучшем случае предварительно нужно почитать информацию о композиторе и эпохе, в которой он жил и творил.

Иногда такой возможности нет из-за нехватки времени или из-за банального нежелания. Что делать, если билет куплен и вы настроились на музыкальный лад? Главное — не паниковать. Внимательно прочитать программу до концерта, а либретто (краткое поэтическое содержание оперы) в зависимости от вида музыкального действа и спокойно занять свое место.

Поэтому, когда оказываетесь в кресле, вжимаете себя в него до неузнаваемости — волнуетесь. Казалось бы, почему? Ведь классическая музыка простая и легкая для восприятия. С первых аккордов вы медленно успокаиваетесь и погружаетесь в мир классической музыки. Если вы решили посетить концерт из произведений, которые раньше слышали где-нибудь, комфорт в течение всего концерта обеспечен. Часто можно послушать не известные вам произведения, ведь музыка эпохи барокко, романтизма или классицизма воспринимается более-менее хорошо. Однако будьте осторожны, когда на афишах увидите «авангардных» композиторов — В. Лютославского, К. Пендерецкого, А. Берга, А. Веберна, А. Шёнберга, С. Губайдулиной, К. Штокхаузена [современные композиторы]. Собственно, сразу возникает вопрос , почему я предостерегаю от слушания такого рода авангардной музыки? Все очень просто — ведь эти композиторы принадлежат к плеяде новаторов. Некоторые из них писали музыку, так сказать, наугад, например распространение получили стили, благодаря которым композитор мог располагать ноты в зависимости от партии игры в кости. Да-да, вы все поняли правильно. Очень похожими примерами являются электронная музыка, сонористика (музыка красок), урбанистическая (музыка города), алеаторика (случайная музыка), додекафония (техника написания, благодаря которой композитор использует 12 тонов, в серии не должны повторяться), электронная музыка (создают специальные музыкальные машины), минималистская (музыка фона) и др. Важен не сам материал, а то, какие новые техники композиторы используют при его написании.

Например, представьте себе ситуацию: вы включаете музыку, которая не имеет никакой глубины, в ней отсутствует логика развития, это просто «набор звуков». Причем она неприятна для прослушивания, в ней нет мелодических мотивов, используются различные новейшие инструменты, такие как кастрюли, тарелки, стаканы. Есть даже концерт для бензопилы с оркестром и мотоциклетный концерт. Я не ошиблась с названием, потому что на сцене ставят мотобайк, который заводят, он выдает определенные звуки и должен выполнять сольную функцию, а оркестр — функцию сопровождения. Что уж говорить о концерте для кота с оркестром, который во всемирной паутине набрал немало просмотров? Как животное (пусть и, безусловно, не лишенное способностей) может играть сольную партию с оркестром? На самом деле людям просто нужно шоу. Поэтому есть глубокое убеждение, что такие композиции могут создавать и люди, которые совсем не связаны с музыкой.

Эмоции от прослушанного модернового концерта могут быть абсолютно разными: от страшного разочарования и желания обходить филармонию десятой дорогой до банального любопытства — каковы предпосылки написания того или иного произведения? Любопытство перерастает в желание заняться изучением творчества того или иного композитора, а это уже обогащение интеллектуального уровня индивида. Разочарование же от концерта грозит несколькими годами абсолютного неприятия классической музыки.

Чтобы избежать негативного эффекта, к авангардно-модерновой, то есть современной, музыке нужно привыкать — слушать ее дозированно. В этом случае вам помогут музыкальные критики или просто академические музыканты, знающие толк в этой науке. Именно так, потому что в ХХ и XXI веках музыка стала наукой — ведь тогда уже были придуманы все средства и новые изобретения не прогнозировались. Поэтому в результате недостатка таких инсайтов, из-за исчерпания новейших музыкальных ресурсов возникло желание в корне изменить искусство. Примером того, что можно послушать неподготовленному слушателю, является «Пасифик — 231» композитора, представителя «французской шестерки» А. Онеггера.

Несколько слов об этом объединении.[Ф ранцузька шестерка фр. Les Six — творческая группа шести французских композиторов , основана в 1917 — 1925 гг, включавшая в себя таких художников, как Жорж Орик , Дариус Мийо , Франсис Пуленк , Артур Онеггер , Луи Дюре , Жермен Тайфер (единственная женщина в союзе).

Музыкантов объединил новаторский подход. Участники группы признавали только национальную специфику музыкального языка, причем выступали против иностранных влияний. При этом отмечали, что музыка приобретает утилитарное значение. Для расшифровки этого тезиса позволю себе воспользоваться одним из постулатов шестерки, мол: «… музыка должна быть незаметной, как обои, и удобной, как мебель в комнате». А как вам нравится такое: «Музыка не всегда бывает гондолой .., иногда она должна становиться стулом»? — Именно так говорит о музыкальном искусстве один из участников «шестерки» Жан Кокто. Совместных акций у представителей этой группы было немного: 1921 год знаменуется публикацией «Альбома шестерки» — сборника пьес для фортепиано, куда вошли произведения всех шести композиторов.].

Итак, вернемся к произведению «Пасифик — 231». Отмечу, что это даже не симфоническая поэма, так как авторское название жанра произведения — «симфонический движение». Аналогии или рефлексии вызывает у вас такое определение? Движение вперед, правда? Так вот, в этой музыкальном построении речь о поезде, а точнее — локомотиве, так как в 1923 году (когда было создано произведение)  поездов еще не было. В звуковом восприятии можно услышать такое: сначала машина разогревается, потом все быстрее и быстрее едет, набирая обороты. В оркестре отображается некий «разогрев поезда» и дальнейшее его движение. А какими средствами — это уже характеризовать вам. Пожалуй, добрая половина читателей заинтересованы: что же за урбанистическое произведение предлагает для прослушивания автор статьи?

Вот еще один большой плюс классической музыки: она вызывает интерес. Не надо быть известным практикующим психологом, чтобы обозначить достаточно простую вещь: если внимание привлек тот или иной композитор, вы будете приходить на концерт с его произведениями еще и еще. И попутно ознакомитесь с музыкой некоторых композиторов, произведения которых звучали рядом с уже знакомым вам произведением.

Прослушивание классической музыки в зоне комфорта: дома, на отдыхе и работе (для релакса)

Релаксирование под классическую музыку — один из видов проведения досуга. Ведь в Европе этот вид душевного отдыха практикуют едва ли не большинство психологов.

Почему бы и вам не попробовать? Можете приобрести диск с жемчужинами классической музыки или найти ее в Интернете, удобно устроиться (лечь или сесть) и наслаждаться, отключившись от внешнего мира и слушать. Не нужно ничего делать — музыкотерапия все сама сделает за вас. Повысится тонус, у вас будет хорошее настроение, бодрость и стремление дальше заниматься тем или иным делом. При прослушивании можно обратить внимание на состав исполнителей, попытаться угадать, какой голос выполняет ту или иную партию, инструмент звучит. Наслаждаясь оркестровым произведением, представляйте, под батутой [«батута» — дирижерская палочка] каким дирижером он выполняется, как оркестранты играют то или иное соло. Очень благоприятной для такого вида релаксування есть некоторая музыка Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Листа, Чайковского, Римского-Корсакова, Шопена, Дебюсси, Равеля, Шоссона, Пуленка, Бизе. Это лишь несколько композиторов, которые действительно заслуживают внимания человека, который хочет отдохнуть от шума окружающей жизни. Однако на самом деле их гораздо больше.

Нужно отметить: классическая музыка улучшает сон и положительно влияет на работоспособность, а это, безусловно, имеет большое значение. Конечно, если вы не наслушаетесь тетралогии «Кольцо Нибелунгов» Вагнера (в нее входит четыре (!) Оперы) или одну из драматических симфоний Малера или Шостаковича. Эмоции, которые вызывает музыка Вагнера, весьма неоднозначны. Ведь зрителю нужно элементарно высидеть четыре оперы подряд (так как слово «тетралогия» происходит от цифры четыре), а это довольно трудно. Единственное, что могу сказать: в Европе такие концерты устраиваются, однако цены на них … огромные!

Никто не ставит под сомнение гениальность самого композитора, однако колоссальной сложности вокальные партии с современными гармониями выдержит не каждое ухо. Добавьте немецкий язык — и получите сложный коктейль эмоций. Чувства, возникающие во время слушания симфоний Малера, также двоякие. С одной стороны, музыка влияет на чувственную сферу человека, ведь хорошо запоминается. С другой, — в Малера является симфония тысячи исполнителей. Жаль только, что ее не часто услышишь в музыкальном мире. Представьте себе, какие масштабы она должна охватывать! Однако чувство грандиозности, праздничности буквально пронизывают человека. Даже после прослушивания ее не вживую кажется, что ты можешь изменить мир. Вот какая сила музыки.

Похоже можно охарактеризовать симфонию № 7 Шостаковича, включая тему фашистского нашествия, охваченную поочередно во всех группах оркестра. Композитор писал произведение под впечатлением от войны (сами знаете, какой). При прослушивании аффекты просто зашкаливают. Повсюду — вооруженные немцы, танки, мотивы войны. Сила музыки — огромная. Итак, готовиться к прослушиванию нужно дозировано — слушать по несколько минут, не постигая все произведение сразу, чтобы не устать.

Зато есть музыка, которую стоит послушать перед сном. Это «Ave Maria» Баха, «Ave Maria» Шуберта, соната Моцарта ля-мажор, «Лунная соната» Бетховена, интермеццо Брамса, «Лунный свет» (Clair de Lune) Дебюсси, балет «Щелкунчик», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта «Чайковского,» Грезы любви «Листа,» Серенада «Шуберта, ноктюрны, вальсы, мазурки, прелюдии Шопена (избранные), сюита» Пер Гюнт «Грига, вальсы И. Штрауса,» Элегия «Лысенко,» Прелюды «Кос-Анатольского , «Мелодия» Скорика. Этот список, конечно, можно продолжать, однако стоит отметить: сам терапевтический эффект музыки, лечит нервы, успокаивает, навевает сон, очевиден. Ведь спокойные мелодичные темы из произведений могуи побуждать к отдыху и действовать как снотворное. Поэтому «нет» снотворным таблеткам и «да» — классической музыке.

Конечно, нельзя давать стопроцентную гарантию того, что определенная музыка подействует на человека определенным образом. Ведь организм каждого из нас является уникальным. Кому-то нравится одно, а кому-то — совсем другое. Поэтому утверждать наверняка — трудно.

Несколько слов о музыкальных обоях

Вы все правильно прочитали. Музыкальный фон часто имеет именно такое название. Например, вы занимаетесь тяжелой работой, и хотите каким-либо образом облегчить выполнение того или иного дела. На помощь придут музыкальные обои, то есть фоновая музыка. Часто это явление называют минимализмом в музыке.

Минималисты, произведения которых заслуживают внимания: эстонский музыкант и композитор Арво Пярт (Arvo Pärt) и американский композитор Тейли Райли (Terry Riley). При прослушивании такого рода музыки — однообразной и спокойно-размеренной — работа выполняется быстрее и результативнее. Эти музыкальные построения как раз-таки не выражают определенных эмоций, они выполняют сопроводительную функцию.

Вот она, интересная и увлекательная, классическая музыка. Вызывает эмоции, чувства, аффекты, а иногда и лечит. А какую для себя выберете вы?

Анна Шпилевская

www.mislife.ru