Пассажирский лайнер Лузитания. Лузитания лайнер


Неразгаданные тайны «Лузитании»

В 14 часов 10 минут 7 мая 1915 года на один из крупнейших океанских лайнеров в мире «Лузитания» было совершено первое военное преступление начала XX века. За 18 минут погибло 1198 мужчин, женщин и детей. Споры о его гибели до сих пор не прекращаются.

Седьмого мая 1915 года океанский лайнер «Лузитания» жемчужина «Cunard Line» завершал плавание из Нью-Йорка в Ливерпуль, когда неожиданно немецкая субмарина поразила его всего одной торпедой. После мощнейшего и совсем необъяснимо второго взрыва «Лузитания» затонула. После трагедии мир уже никогда не станет прежним, а тайна той катастрофы уже какой день волнует многих людей, раскрытие которой еще не удалось никому. Но все же одна из многочисленных научных экспедиций в 2011 году стала на пороге открытия причины гибели «Лузитании».

Итак, в 1965 году через 50 лет под после катастрофы были найдены архивные записи интервью с людьми, которым все-таки удалось выжить в катастрофе парохода. Они были шокирующие, потому что эти люди стояли на один шаг от смерти. Гибель «Лузитании» координально изменила ход ведения войны. Также как и теракты 11 сентября 2001 года, почти сто лет спустя эта атака нанесла сокрушительный удар по общепринятым нормам морали. Когда торпеда покинула торпедную шахту, понятие «мирные жители» уже не имело значения. Это и положило начало дискуссий о морали и нравственности, которые продолжаются по сей день.

В момент катастрофы произошло два взрыва - первый от торпеды, а за ним последовал второй, после которого, по словам очевидцев, были сокрушительные последствия. Многие считают, что именно второй взрыв предрешил судьбу пассажирского судна, унеся множество жизней, и придав трагедии статус военного преступления.

Летом 2011 года тяга к поискам ответов вылилась в научную экспедицию, а также стало кульминационным моментом сорокалетней работы для человека, который являлся владельцем «Лузитания». На тот момент ему было 83 года. Это был бизнесмен Gregg Bemis, который приобрел одну треть «Лузитании» в 1967 году. С тех пор он стал известной фигурой в ирландском сообществе дайверов. В 1982 году Gregg Bemis стал единоличным владельцем «Лузитании», и он планировал произвести подъем судна, которое затонуло всего в 20 километрах от побережья Ирландии. «Лузитания» покоится на глубине 90 метров. В 1995 году правительство объявило останки лайнера национальным наследием, поэтому на исследования потребовалось разрешение правительства.

подводный скафандр Triton

Выделив несколько сотен тысяч долларов, бизнесмен Gregg Bemis снарядил экспедицию, стоимость пребывания одного дня в море которой составляло более 90 тысяч долларов. Успехи экспедиции также завесили от четкой работы высокотехнологического оборудования и опыта специалистов. В распоряжении водолазов появился специальный подводный скафандр, с помощью которого они могли проводить под водой несколько часов. Также у исследователей имеется маневренная двухместная мини субмарина, с возможностью погружения до 600 м. Подводный аппарат оборудован камерой на дистанционном управлении, способной проникать в места недоступные для водолаза, а также системой резаков, работающие по принципу пескоструйного аппарата.

На протяжении многих лет было множество экспедиций по изучению «Лузитании», но еще никогда не было задействовано такого количества высокотехнологичных устройств, и никто не пытался разрезать корпус, чтобы изучить последствия взрыва.

британский океанский лайнер «RMS Lusitania»

То, что сегодня выглядит грудой обломков, когда-то были передовыми достижениями современной цивилизации. В 1906 году когда «Лузитания» была спущена на воду, она стала самым крупным средством передвижения, из когда-либо созданных человечеством. Больше 2,5 футбольных полей в длину пассажирское судно стало первым кораблем, который пересек Атлантический океан менее чем за 5 суток. 25 отделенных друг от друга котельных производили энергию на 4 паровые турбины мощностью 68 тысяч л.с., однако «Лузитания» была не просто пассажирским лайнером. Четырех трубное судно было перестроено как вспомогательный крейсер на случай войны, то есть соответствовать всем военным требованиям, где все машины и оборудование должны находиться ниже ватерлинии, как защитная мера от попадания вражеских снарядов. Однако никто не думал, что может произойти после попадания торпеды ниже ватерлинии.

Когда пассажирское судно готовилось в путь, в газетах прошло объявление о том, что Германия находятся в состоянии войны с Великобританией и ее союзниками, а путешественники отправившийся в морской круиз плыли на свой страх и риск. Но лишь немногие знали, что корабль вез около четырех миллионов патронов калибра 3,03 мм для британской армии. Ранним утром пассажирское судно отправилось из Нью-Йоркского порта и взяло курс на восток в направлении побережья Ирландии, где находились немецкие подводные лодки.

Немецкая субмарина, потопившая «Лузитанию» имела бортовой номер U-20. Она была построена в 1913 году. Подлодка была оснащена дизельными двигателями и имела 4 торпедные шахты - две в корме и две в носу. 30 апреля 1915 года за день до отплытия океанского лайнера U-20 покинула базу в Киле и отправилась патрулировать воды, сначала у севера Шотландии, а затем перешла в залив Святого Георга. Ее миссия была простой, патрулировать зону боевых действий вокруг британских островов и топить все корабли, прибывавшие в Ливерпуль и выходившие из него. На подлодке было 7 торпед типа G-6 длиной 6 метров и диаметром 533 миллиметра, оснащенные 160 кг взрывчатого вещества. Это оружие развивало скорость более 70 километров в час. Два винта вращающие в противоположных направлениях позволяли торпеде сохранять прямой курс. Человек, который принял решение выпустить торпеду по «Лузитании» был 30-летний капитан Вальтер Швигер, который за три плавания уже затопил суда общим водоизмещением 45 тысяч тонн. Он был добросовестным и сознательным командиром.

Вечером 6 мая капитан «Лузитании» Уильям Тернер получил сообщение о том, что у берегов Ирландии была замечена немецкая подлодка. На борту пассажирского судна нарастало напряжение, некоторые пассажиры даже провели ночь прямо на палубах. Они были слишком напуганы, чтобы спать своих каютах. Наступило утро. Пароход «Лузитания» приближался к зоне военных действий и поджидающей ее подлодке U-20.

Утром 7 мая капитан Тернер обнаружил плотный туман прямо по курсу. Если бы туман не рассеялся через несколько часов, история с «Лузитанией» могла бы повернуться иначе, однако туман исчез, и пассажирское судно стало видно всех сторон. Именно тогда капитан принял решение, которое стало судьбоносным. Согласно морским правилам Великобритании всем кораблям, находившимся в зоне боевых действий предписывалось иди зигзагами, однако чтобы знать точное местоположение корабля капитан решил идти курсом параллельно побережью, оказавшись таким образом уязвимым для подводной лодки находившейся всего 700 м от судна. Ситуация не заставила себя долго ждать и командир подлодки отдал приказ атаковать судно одной торпедой.

7 мая 1915 года 14 часов 10 минут. В этот момент на «Лузитании» закончили подавать обед. А в нескольких метрах торпеда покинула отсек, и через 35 секунд поразила цель, обрекая на гибель 1198 человек.

Исследования «Лузитании» продолжались несколько дней. Водолазы очистили окаменевшие остатки обшивки корабля в месте, где должен быть разрез. Приливы и отливы постоянно мешали в исследовании, но работы продолжались. Вскоре на дно к «Лузитании» спустился человек в специальном костюме, который проделал отверстие в обшивке корпуса судна и с помощью магнитов оторвал ее от борта. В образовавшееся отверстие исследователи направили так называемый «видео-луч», сочетание видеокамеры, зафиксированной на подводном аппарате и прожектора для подводных работ. Вскоре перед взором исследователей возник грузовой трюм, который был усыпан множеством патронов калибра 3,03 мм. Среди множества обломков было довольно сложно распознать что-либо, но чтобы установить истинные причины взрыва, искателям пришлось взять один образец патрона.

После экспедиции в море исследование переместилось в Национальный институт по разработке взрывчатых веществ имени Лоуренса, расположенный на севере штата Калифорния. Данная лаборатория была создана для исследований в области ядерного вооружения. В специализированной лаборатории ученые провели опыты, которые могли подтвердить одну из теорий происхождения второго взрыва на судне.

Исследователи выдвинули четыре версии взрыва: взрыв котла, возгорание угольной пыли, алюминиевой пудры или пороха боеприпасов.

Версия о возгорании алюминиевой пудры сразу отпала, потому что взрыв на корабле не был столь ярким, и ни в одном из свидетельств очевидцев не упоминается о вспышках при взрыве.

Опыты с угольной пылью показали, что взрыв такого происхождения также не мог нанести такой урон судну.

Самую вероятную версию взрыва о возгорании пороха для боеприпасов, который тайно перевозился в грузовых трюмах, ученые опровергли. Дело в том, что возгорание пороха должно было произойти сразу после попадания торпеды, а второй взрыв на «Лузитании» прогремел спустя 30 секунд.

И вот с помощью компьютерных технологий, которые основаны на физике и термодинамики ученые определили, что торпеда могла нанести урон и вызвать пробоину в корпусе от 6 до 9 метров, через которое более 800 тонн холодной морской воды мгновенно попало на разогретый котел с 23 тоннами воды высокой температуры. Именно это, по мнению ученых, могло стать основной причиной взрыва, которые вызвали разрушения.

Но каков бы не был ответ трагедия «Лузитании» будет вечно жить в памяти людей, даже в самых неожиданных местах. В 1982 году три гребных винта пассажирского судна были подняты со дна моря. Вскоре один из них оказался возле больницы в Далласе, штат Техас недалеко от того места, где был убит президент США Джордж Кеннеди. Как и споры о причинах гибели «Лузитании» споры этого преступления никогда не прекратятся. События 7 мая 1915 года отменили общепринятые правила ведения войны. И сегодня «Лузитания» ревностно хранит свои секреты, которые скоро окончательно уйдут в небытие, так и не позволив истории раскрыть их.

korabley.net

Лузитания (лайнер) — Википедия

Статья из Википедии — свободной энциклопедии

«Лузитания» (англ. Lusitania) — британский трансатлантический пассажирский турбоход, принадлежавший (как и однотипный лайнер «Мавритания») компании Cunard Line (рус. «Кунард Лайн», полное английское наименование Cunard Steamship Line Shipping Company). Корабль был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года и затонул за 18 минут в 19 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1960 находившихся на борту. Потопление пассажирского лайнера настроило общественное мнение многих стран (и, тем более, США) против Германии.

История

Проект, конструкция, и испытания

Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход. В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания» для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года. Она была спущена и окрещена леди Мэри Инверклайд, 7 июня 1906 года[1].

С 27 июля 1907 года начались ходовые испытания «Лузитании». Инженеры-судостроители и представители «Кунард Лайн» обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести усиление элементов конструкции. После доработки судно было передано «Кунард Лайн» 26 августа того же года.

Сравнение с классом «Олимпик»

«Лузитания» и однотипная «Мавритания» были меньше, чем новые гиганты «Уайт Стар Лайн» класса «Олимпик» спущенные на воду несколько лет позже. Хотя «кунардеры» были значительно быстрее, их скорость являлась недостаточной чтобы обслуживать линию еженедельно с разных берегов океана. Третий лайнер был необходим для еженедельных рейсов, и в ответ на заявление «Уайт Стар Лайн» о постройке третьего судна класса «Олимпик», «Кунард Лайн» заказала постройку «Аквитании». Подобно лайнерам «Уайт Стар», «Аквитания» была тихоходнее, но больше и роскошнее. Лайнеры класса «Олимпик» имели гораздо больше удобств, чем «Лузитания» и «Мавритания». В них располагались плавательный бассейн, турецкие бани, спортзал, корт для сквоша, множество кают с отдельной ванной комнатой.

«Лузитания», в отличие от лайнеров класса «Олимпик» имевших только поперечные водонепроницаемые переборки, также имела продольные переборки, проходившие вдоль судна по каждой стороне, между котельным, машинным отделениями и угольными бункерами, деля корпус на внешний и внутренний борт судна.

Карьера

«Лузитания» отошла от причальной стенки Ливерпуля 7 сентября 1907 года в субботу под командованием коммодора Джеймса Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября в пятницу. В то время она была крупнейшим океанским лайнером в мире и должна была таким остаться до ввода в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре того же года. В течение своей восьмилетней службы, «Лузитания» совершила в общей сложности 201 рейс через Атлантику по линии Ливерпуль — Нью-Йорк.

В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики», отобрав её у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) — на восток.

С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила своё самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в период с 8 по 12 августа в 1909 году. В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году.

Война

Декларированная Германией зона подводной войны, февраль 1915. Корабли в этой зоне могли быть обысканы или атакованы.

Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.

Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания» была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик» компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:

  • имя судна было закрашено,
  • на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
  • трубы «Лузитании» были выкрашены в чёрный вместо цветов «Кунард Лайн»,
  • между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
  • на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
  • в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.

17 апреля 1915 года «Лузитания» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля того же года. Группа германо-американцев, надеющаяся избежать дискуссии о том, будет ли «Лузитания» атакована германскими подлодками, поделились своим беспокойством с представителями Германского посольства в США. Германское Посольство в США решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на «Лузитании». Посольство Германской империи напечатало предупреждение в пятидесяти американских газетах, включая и нью-йоркские.

Последнее путешествие и гибель

Отправление

«Лузитания» выходит 1 мая 1915 года из Нью-Йорка в последний рейс

«Лузитания» покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Уильям Тёрнер[en] 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.

В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тёрнер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.

В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. К тому моменту U-20 истратила значительную часть топлива, на борту оставалось две торпеды, и командир имел решение отказаться от продвижения в сторону Ливерпуля. Швигер намеревался задержаться в северной части Кельтского моря и атаковать суда, направляющиеся в сторону Бристольского залива, затем, когда останется 3/5 запаса топлива, возвращаться на базу, обойдя Ирландию с восточной стороны[2]. Но тут на U-20 заметили, что «Лузитания» медленно поворачивается правым бортом к лодке.

Гибель

Сравнение «Лузитании» и погубившей её подводной лодки. Рисунок из журнала «Природа и люди», 1915 Гибель «Лузитании»

«Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от ирландских берегов, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна — ныне Коб — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.

В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный внутренний взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.

Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.

Спустя около шести минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.

Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок — более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, — но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить, — все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы, когда лайнер погружался в воду.

Несмотря на принятые капитаном Тернером меры, лайнер не дошёл до берега. На борту поднялась паника. К 14:25 капитан Швигер опустил перископ и ушёл в море.

Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт. Будучи отличным пловцом, он протянул в воде три часа. От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те, которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула, остальные же трубы обрушились чуть позже. Судно прошло около двух миль (3 км) от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула.

Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца[3].

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wiki.sc

Лузитания (лайнер) — википедия фото

Проект, конструкция, и испытания

Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход. В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания» для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года. Она была спущена и окрещена леди Мэри Инверклайд, 7 июня 1906 года[1].

С 27 июля 1907 года начались ходовые испытания «Лузитании». Инженеры-судостроители и представители «Кунард Лайн» обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести усиление элементов конструкции. После доработки судно было передано «Кунард Лайн» 26 августа того же года.

Сравнение с классом «Олимпик»

«Лузитания» и однотипная «Мавритания» были меньше, чем новые гиганты «Уайт Стар Лайн» класса «Олимпик» спущенные на воду несколько лет позже. Хотя «кунардеры» были значительно быстрее, их скорость являлась недостаточной чтобы обслуживать линию еженедельно с разных берегов океана. Третий лайнер был необходим для еженедельных рейсов, и в ответ на заявление «Уайт Стар Лайн» о постройке третьего судна класса «Олимпик», «Кунард Лайн» заказала постройку «Аквитании». Подобно лайнерам «Уайт Стар», «Аквитания» была тихоходнее, но больше и роскошнее. Лайнеры класса «Олимпик» имели гораздо больше удобств, чем «Лузитания» и «Мавритания». В них располагались плавательный бассейн, турецкие бани, спортзал, корт для сквоша, множество кают с отдельной ванной комнатой.

«Лузитания», в отличие от лайнеров класса «Олимпик» имевших только поперечные водонепроницаемые переборки, также имела продольные переборки, проходившие вдоль судна по каждой стороне, между котельным, машинным отделениями и угольными бункерами, деля корпус на внешний и внутренний борт судна.

Карьера

«Лузитания» отошла от причальной стенки Ливерпуля 7 сентября 1907 года в субботу под командованием коммодора Джеймса Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября в пятницу. В то время она была крупнейшим океанским лайнером в мире и должна была таким остаться до ввода в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре того же года. В течение своей восьмилетней службы, «Лузитания» совершила в общей сложности 201 рейс через Атлантику по линии Ливерпуль — Нью-Йорк.

В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики», отобрав её у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) — на восток.

С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила своё самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в период с 8 по 12 августа в 1909 году. В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году.

Война

  Декларированная Германией зона подводной войны, февраль 1915. Корабли в этой зоне могли быть обысканы или атакованы.

Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.

Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания» была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик» компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:

  • имя судна было закрашено,
  • на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
  • трубы «Лузитании» были выкрашены в чёрный вместо цветов «Кунард Лайн»,
  • между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
  • на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
  • в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.

17 апреля 1915 года «Лузитания» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля того же года. Группа германо-американцев, надеющаяся избежать дискуссии о том, будет ли «Лузитания» атакована германскими подлодками, поделились своим беспокойством с представителями Германского посольства в США. Германское Посольство в США решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на «Лузитании». Посольство Германской империи напечатало предупреждение в пятидесяти американских газетах, включая и нью-йоркские.

Отправление

«Лузитания» выходит 1 мая 1915 года из Нью-Йорка в последний рейс

«Лузитания» покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Уильям Тёрнер[en] 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.

В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тёрнер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.

В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. К тому моменту U-20 истратила значительную часть топлива, на борту оставалось две торпеды, и командир имел решение отказаться от продвижения в сторону Ливерпуля. Швигер намеревался задержаться в северной части Кельтского моря и атаковать суда, направляющиеся в сторону Бристольского залива, затем, когда останется 3/5 запаса топлива, возвращаться на базу, обойдя Ирландию с восточной стороны[2]. Но тут на U-20 заметили, что «Лузитания» медленно поворачивается правым бортом к лодке.

Гибель

  Сравнение «Лузитании» и погубившей её подводной лодки. Рисунок из журнала «Природа и люди», 1915   Гибель «Лузитании»

«Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от ирландских берегов, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна — ныне Коб — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.

В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный внутренний взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.

Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.

Спустя около шести минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.

Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок — более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, — но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить, — все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы, когда лайнер погружался в воду.

Несмотря на принятые капитаном Тернером меры, лайнер не дошёл до берега. На борту поднялась паника. К 14:25 капитан Швигер опустил перископ и ушёл в море.

Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт. Будучи отличным пловцом, он протянул в воде три часа. От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те, которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула, остальные же трубы обрушились чуть позже. Судно прошло около двух миль (3 км) от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула.

Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца[3].

org-wikipediya.ru

Лузитания (лайнер) — Википедия

«Лузитания» (англ. Lusitania) — британский трансатлантический пассажирский турбоход, принадлежавший (как и однотипный лайнер «Мавритания») компании Cunard Line (рус. «Кунард Лайн», полное английское наименование Cunard Steamship Line Shipping Company). Корабль был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года и затонул за 18 минут в 19 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1960 находившихся на борту. Потопление пассажирского лайнера настроило общественное мнение многих стран (и, тем более, США) против Германии.

Проект, конструкция, и испытания[править | править код]

Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход. В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания» для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года. Она была спущена и окрещена леди Мэри Инверклайд, 7 июня 1906 года[1].

С 27 июля 1907 года начались ходовые испытания «Лузитании». Инженеры-судостроители и представители «Кунард Лайн» обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести усиление элементов конструкции. После доработки судно было передано «Кунард Лайн» 26 августа того же года.

Сравнение с классом «Олимпик»[править | править код]

«Лузитания» и однотипная «Мавритания» были меньше, чем новые гиганты «Уайт Стар Лайн» класса «Олимпик» спущенные на воду несколько лет позже. Хотя «кунардеры» были значительно быстрее, их скорость являлась недостаточной чтобы обслуживать линию еженедельно с разных берегов океана. Третий лайнер был необходим для еженедельных рейсов, и в ответ на заявление «Уайт Стар Лайн» о постройке третьего судна класса «Олимпик», «Кунард Лайн» заказала постройку «Аквитании». Подобно лайнерам «Уайт Стар», «Аквитания» была тихоходнее, но больше и роскошнее. Лайнеры класса «Олимпик» имели гораздо больше удобств, чем «Лузитания» и «Мавритания». В них располагались плавательный бассейн, турецкие бани, спортзал, корт для сквоша, множество кают с отдельной ванной комнатой.

«Лузитания», в отличие от лайнеров класса «Олимпик» имевших только поперечные водонепроницаемые переборки, также имела продольные переборки, проходившие вдоль судна по каждой стороне, между котельным, машинным отделениями и угольными бункерами, деля корпус на внешний и внутренний борт судна.

Карьера[править | править код]

«Лузитания» отошла от причальной стенки Ливерпуля 7 сентября 1907 года в субботу под командованием коммодора Джеймса Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября в пятницу. В то время она была крупнейшим океанским лайнером в мире и должна была таким остаться до ввода в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре того же года. В течение своей восьмилетней службы, «Лузитания» совершила в общей сложности 201 рейс через Атлантику по линии Ливерпуль — Нью-Йорк.

В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики», отобрав её у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) — на восток.

С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила своё самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в период с 8 по 12 августа в 1909 году. В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году.

Война[править | править код]

Декларированная Германией зона подводной войны, февраль 1915. Корабли в этой зоне могли быть обысканы или атакованы.

Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.

Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания» была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик» компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:

  • имя судна было закрашено,
  • на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
  • трубы «Лузитании» были выкрашены в чёрный вместо цветов «Кунард Лайн»,
  • между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
  • на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
  • в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.

17 апреля 1915 года «Лузитания» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля того же года. Группа германо-американцев, надеющаяся избежать дискуссии о том, будет ли «Лузитания» атакована германскими подлодками, поделились своим беспокойством с представителями Германского посольства в США. Германское Посольство в США решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на «Лузитании». Посольство Германской империи напечатало предупреждение в пятидесяти американских газетах, включая и нью-йоркские.

Отправление[править | править код]

«Лузитания» выходит 1 мая 1915 года из Нью-Йорка в последний рейс

«Лузитания» покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Уильям Тёрнер[en] 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.

В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тёрнер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.

В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. К тому моменту U-20 истратила значительную часть топлива, на борту оставалось две торпеды, и командир имел решение отказаться от продвижения в сторону Ливерпуля. Швигер намеревался задержаться в северной части Кельтского моря и атаковать суда, направляющиеся в сторону Бристольского залива, затем, когда останется 3/5 запаса топлива, возвращаться на базу, обойдя Ирландию с восточной стороны[2]. Но тут на U-20 заметили, что «Лузитания» медленно поворачивается правым бортом к лодке.

Гибель[править | править код]

Сравнение «Лузитании» и погубившей её подводной лодки. Рисунок из журнала «Природа и люди», 1915 Гибель «Лузитании»

«Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от ирландских берегов, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна — ныне Коб — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.

В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный внутренний взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.

Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.

Спустя около шести минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.

Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок — более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, — но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить, — все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы, когда лайнер погружался в воду.

Несмотря на принятые капитаном Тернером меры, лайнер не дошёл до берега. На борту поднялась паника. К 14:25 капитан Швигер опустил перископ и ушёл в море.

Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт. Будучи отличным пловцом, он протянул в воде три часа. От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те, которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула, остальные же трубы обрушились чуть позже. Судно прошло около двух миль (3 км) от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула.

Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца[3].

ru.wikiyy.com

Лузитания (лайнер) - Википедия

«Лузитания» Lusitania Флаг Класс и тип судна Порт приписки Позывной Владелец Оператор Изготовитель Спущен на воду Введён в эксплуатацию Выведен из состава флота Статус Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Высота Осадка Двигатели Мощность
Великобритания Великобритания
Пассажирское судно
Ливерпуль
MSU
Cunard Line
Cunard Line
«John Brown & Co. Ltd»
7 июня 1906
7 сентября 1907
7 мая 1915
потоплена немецкой подводной лодкой
44 060 длинных тонн
239,87 м (787 футов)
26,67 м (87 футов 6 дюймов)
18,4 м (от ватерлинии до шлюпочной палубы)
10,54 м
31 550 брт
4 паровые турбины Парсонса
76 000 л. с. (51 МВт)

encyclopaedia.bid

Пассажирский лайнер Лузитания

«Лузитания» (RMS Lusitania) - британский пассажирский лайнер, принадлежавший (как и «Мавритания») компании «Кунард Лайн» (Cunard Steamship Line Shipping Company). Торпедирован немецкой субмариной U-20 7 мая 1915 года.

Судно затонуло за 18 минут в 13 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Потопление «Лузитании» настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

 

 

Проект, конструкция, и испытания

Проект «Лузитании» была разработана морским архитектором компании Кунард Лайн, Леонардом Пескеттом. Пескетт построил большую модель предлагаемых судов в 1902 году, демонстрируя трехтрубный проект. Четвертая труба была добавлена в проект в 1904 году, для вывода выхлопов из дополнительных котлов. Перед установкой электростанции турбины на суднах, Кунард установил меньшую версию турбины на своем судне Кармания в 1905 году, для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и КО» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года. Она была спущена и окрещена Мэри, Леди Инверклайдской, 7 июня 1906 года. С 27 июля 1907 года начались предварительные и формальные испытания Лузитании. Инженеры-судостроители и представители Кунарда обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести упрочнение корпуса. После этих модификаций, судно, наконец, было передано Кунард Лайн через год, 26 августа.

 

 

Сравнение с классом «Олимпик»

«Лузитания» и однотипная «Мавритания» были меньше чем новые гиганты Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Оба судна были спущены и трудились на линии Ливерпуль - Нью-Йорк в течение нескольких лет прежде, чем лайнеры класса «Олимпик» были готовыми для Северной Атлантики. Хотя «гончие» были значительно быстрее, чем суда класса «Олимпик», их скорость была не достаточной, чтобы обслуживать линию еженедельно с разных сторон океана. Третье судно было необходимо для еженедельной услуги, и в ответ на заявление о постройке третьего судна класса «Олимпик» Уайт Стар Лайн, Кунард Лайн заказали третье судно: «Аквитанию». Подобно судам Уайт Стар Лайн, «Аквитания» была тихоходнее, но больше и роскошнее. Суда класса «Олимпик» также отличались от «гончих» Кунарда: суда УСЛ были поделены поперечными водонепроницаемыми переборками. Хотя Лузитания также имела поперечные переборки, у нее к тому же были продольные переборки, проходившие вдоль судна на каждой стороне, между котельным и машинным отделениями и угольными бункерами, деля корпус на внешний и внутренний борт судна.

 

 

Карьера

«Лузитания» покинула Ливерпуль в свое первое путешествие 7 сентября 1907 года под командованием коммодора Джеймс Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября. В то время она была самым большим океанским лайнером в мире и должна была таким остаться до введения в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре того же года. В течение её восьмилетней службы, она совершила в общей сложности 202 пересечения Атлантики по линии Ливерпуль - Нью-Йорк.

В октябре 1907 года «Лузитания» приняла «Голубую Ленту Атлантики» отобрав ее у немецкого лайнера «Кайзер Вильгельм 2». Лузитания шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) - на восток...

С введением «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». Лузитания совершила свое самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25.85 узлов (47.87 км/ч) в 1909 году. В Сентябре того же года, она потеряла «Голубую Ленту Атлантики», навсегда передав ее Мавритании.

 

 

Война

Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что она при надобности могла быть преобразована в вооружённый вспомогательный крейсер. Когда началась Первая мировая война, Адмиралтейство рассчитывало реквизировать ее как вооруженный вспомогательный крейсер, и она была постановлена в официальный список ВВК, однако затем подобные большие лайнеры были признаны неподходящими ввиду большого расхода угля, однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер. Многие большие лайнеры были использованы для войскового транспорта или как судна-госпитали. Мавритания стала войсковым транспортом, пока Лузитания трудилась на Кунард Лайн как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в Соединенные Штаты.

Новая Аквитания была переоборудована в судно-госпиталь, пока Олимпик Уайт Стар Лайн и Мавритания, перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, внимание Кунарда по-прежнему обращало Адмиралтейство, говоря что Лузитания может быть реквизирована в любое время если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы трансатлантических пересечений Лузитании были уменьшены ежемесячные путешествия, и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была уменьшена до 21 узла (39 км/ч), но даже тогда, Лузитания была самым быстрым пассажирским лайнером на Севере Атлантики на коммерческой службе и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем подлодки.

 

Тем не менее, Лузитания подверглась многим изменениям:

имя было закрашено;

на крыше мостика была добавлена платформа компаса;

трубы Лузитании были выкрашены в черный вместо цветов Кунард Лайн;

между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса;

на кормовой рубке была прибавлена пара багажных кранов;

в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких флагов.

 

17 апреля 1915 года Лузитания покинула Ливерпуль и отправилась в своё 201-е трансатлантическое путешествие, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля. Группа германо-американцев, надеющаяся избежать дискуссии о том, будет ли «Лузитания» атакована немецкими подлодками, поделились своим беспокойством с представителями Немецкого посольства. Посольство решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на «Лузитании».

Имперское Немецкое посольство напечатало предупреждение в 50 Американских газетах, включая и Нью-йоркские.

 

 

Последнее путешествие и гибель

Лузитания покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень 1 мая 1915 года. 5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Тернер 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, "зашторены" все элюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и "вывалены" за борт, для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.

7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тернер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, так что Лузитания будет защищена близостью к суше.

У U-20 было очень мало топлива и только одна торпеда, и капитан Швигер уже решил идти домой, когда в 13:00 один из членов экипажа определил судно на горизонте.

 

 

Гибель

«Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от Ирландии, когда она столкнулась с туманом и уменьшала скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна (теперь Коб), Ирландия, до которого было 70 км (43 мили), когда лайнер пересекся с U-20 в 14:10. Торпеда попала «Лузитании» под мостик, взрыв взметнул столб обломков, стального покрытия, и воды вверх затем последовал значительно больший второй взрыв, из-за которого Лузитания начала крениться на правый борт.

Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия, капитан Тернер отдал приказ покинуть судно. Вода затопила продольные отделения правого борта, вызвавшие 15- градусный крен на правый борт. Капитан Тернер попробовал развернуть судно к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как торпеда перебила паровые магистрали рулевого управления. Тем временем, судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.

Спустя около шести минут, бак Лузитании начинал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял запуск спасательных шлюпок.

Много спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты корабельным движением, когда они касались воды. Лузитания несла 48 спасательных шлюпок, более, чем достаточно для всей команды и пассажиров, но только шесть успешно были спущены, все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы когда она погружалась в воду. Несмотря на меры Тернера, лайнер не дошел до берега. Была паника и беспорядок на палубах. К 14:25, капитан Швигер опустил перископ и вернулся в море.

Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока вода не смыла его за борт. Он прихватил судовой бортовой журнал и диаграммы с собой. Он был отличным пловцом, и поэтому протянул в воде 3 часа. От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула; остальные трубы обрушились чуть позже. Судно прошло около двух миль (3 км) со времени попадания торпеды до места ее захоронения, оставляя след обломков и людей за собой. Лузитания ушла на дно килем вверх.

Лузитания затонула за 18 минут, в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены на месте гибели Лузитании, в Куинстауне, в Кинсейле.

sea-transport.ru

Лузитания (лайнер) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 51°25′ с. ш. 8°33′ з. д. / 51.417° с. ш. 8.550° з. д. / 51.417; -8.550 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=51.417&mlon=-8.550&zoom=14 (O)] (Я)

<tr><th colspan="2">«Лузитания»</th></tr><tr><th colspan="2">Lusitania</th></tr><tr><th colspan="2"></th></tr><tr><th colspan="2"></th></tr>

<tr><th>Флаг</th><td> Великобритания Великобритания </td></tr><tr><th>Класс и тип судна</th><td> Пассажирское судно </td></tr><tr><th>Порт приписки</th><td> Ливерпуль </td></tr><tr><th>Позывной</th><td> MSU </td></tr><tr><th>Владелец</th><td> Cunard Line </td></tr><tr><th>Оператор</th><td> Cunard Line </td></tr><tr><th>Изготовитель</th><td> «John Brown & Co. Ltd» </td></tr><tr><th>Спущен на воду</th><td> 7 июня 1906 </td></tr><tr><th>Введён в эксплуатацию</th><td> 7 сентября 1907 </td></tr><tr><th>Выведен из состава флота</th><td> 7 мая 1915 </td></tr><tr><th>Статус</th><td> потоплена немецкой подводной лодкой </td></tr> <tr><th colspan="2">Основные характеристики</th></tr><tr><th>Водоизмещение</th><td> 44 060 длинных тонн </td></tr><tr><th>Длина</th><td> 239,87 м (787 футов) </td></tr><tr><th>Ширина</th><td> 26,67 м (87 футов 6 дюймов) </td></tr><tr><th>Высота</th><td> 18,4 м (от ватерлинии до шлюпочной палубы) </td></tr><tr><th>Осадка</th><td> 10,54 м </td></tr><tr><th>Валовая вместимость</th><td> 31 550 брт </td></tr><tr><th>Двигатели</th><td> 4 паровые турбины Парсонса </td></tr><tr><th>Мощность</th><td> 76 000 л. с. (51 МВт) </td></tr><tr><th>Движитель</th><td> 4 трёхлопастных винта, С 1909 — 4 четырёхлопастных винта </td></tr><tr><th>Скорость хода</th><td> 25 узлов </td></tr><tr><th>Экипаж</th><td> 850 человек </td></tr><tr><th>Пассажировместимость</th><td> 2198 пассажиров:

  • 552 первый класс
  • 460 второй класс
  • 1186 третий класс </td></tr>

«Лузитания» (англ. Lusitania) — британский трансатлантический пассажирский турбинный пароход, принадлежавший (как и однотипный лайнер «Мавритания») компании Cunard Line (рус. «Кунард Лайн», полное английское наименование Cunard Steamship Line Shipping Company). Корабль был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года и затонул за 18 минут в 19 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1960 находившихся на борту. Потопление пассажирского лайнера настроило общественное мнение многих стран (и, тем более, США) против Германии.

История

Проект, конструкция, и испытания

Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход. В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания» для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года. Она была спущена и окрещена леди Мэри Инверклайд, 7 июня 1906 года[1].

С 27 июля 1907 года начались ходовые испытания «Лузитании». Инженеры-судостроители и представители «Кунард Лайн» обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести усиление элементов конструкции. После доработки судно было передано «Кунард Лайн» 26 августа того же года.

Сравнение с классом «Олимпик»

«Лузитания» и однотипная «Мавритания» были меньше, чем новые гиганты «Уайт Стар Лайн» класса «Олимпик» спущенные на воду несколько лет позже. Хотя «кунардеры» были значительно быстрее, их скорость являлась недостаточной чтобы обслуживать линию еженедельно с разных берегов океана. Третий лайнер был необходим для еженедельных рейсов, и в ответ на заявление «Уайт Стар Лайн» о постройке третьего судна класса «Олимпик», «Кунард Лайн» заказала постройку «Аквитании». Подобно лайнерам «Уайт Стар», «Аквитания» была тихоходнее, но больше и роскошнее.

«Лузитания», в отличие от лайнеров класса «Олимпик» имевших только поперечные водонепроницаемые переборки, также имела продольные переборки, проходившие вдоль судна по каждой стороне, между котельным, машинным отделениями и угольными бункерами, деля корпус на внешний и внутренний борт судна.

Карьера

«Лузитания» отошла от причальной стенки Ливерпуля 7 сентября 1907 года в субботу под командованием коммодора Джеймса Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября в пятницу. В то время она была крупнейшим океанским лайнером в мире и должна была таким остаться до ввода в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре того же года. В течение своей восьмилетней службы, «Лузитания» совершила в общей сложности 201 рейс через Атлантику по линии Ливерпуль — Нью-Йорк.

В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики», отобрав её у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) — на восток.

С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила своё самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году. В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году.

Война

Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.

Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания» была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик» компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:

  • имя судна было закрашено,
  • на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
  • трубы «Лузитании» были выкрашены в чёрный вместо цветов «Кунард Лайн»,
  • между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
  • на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
  • в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.

17 апреля 1915 года «Лузитания» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля того же года. Группа германо-американцев, надеющаяся избежать дискуссии о том, будет ли «Лузитания» атакована германскими подлодками, поделились своим беспокойством с представителями Германского посольства в США. Германское Посольство в США решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на «Лузитании». Посольство Германской империи напечатало предупреждение в пятидесяти американских газетах, включая и нью-йоркские.

Последнее путешествие и гибель

Отправление

«Лузитания» покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Уильям Тёрнер[en] 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.

В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тёрнер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.

В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. К тому моменту U-20 истратила значительную часть топлива, на борту оставалось две торпеды, и командир имел решение отказаться от продвижения в сторону Ливерпуля. Швигер намеревался задержаться в северной части Кельтского моря и атаковать суда, направляющиеся в сторону Бристольского залива, затем, когда останется 3/5 запаса топлива, возвращаться на базу, обойдя Ирландию с восточной стороны[2]. Но тут на U-20 заметили, что «Лузитания» медленно поворачивается правым бортом к лодке.

Гибель

«Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от Ирландского берега, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна — ныне Коб — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.

В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.

Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.

Спустя около шести минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.

Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок — более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, — но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить, — все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы, когда лайнер погружался в воду.

Несмотря на принятые капитаном Тернером меры, лайнер не дошёл до берега. На борту поднялась паника. К 14:25 капитан Швигер опустил перископ и ушёл в море.

Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт. Будучи отличным пловцом, он протянул в воде три часа. От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те, которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула, остальные же трубы обрушились чуть позже. Судно прошло около двух миль (3 км) от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула.

Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца[3].

«Лузитания» в ряду крупнейших морских катастроф

wiki-org.ru