Чайковского петра ильича: Чайковский Петр Ильич — биография композитора, личная жизнь, фото

Содержание

Петр Чайковский – последние новости на сегодня – Lenta.ru

  • Культурный обмен.

    Как РОСКОНЦЕРТ развивает международное сотрудничество

  • Умер народный артист России Александр Скульский

    Культура

  • Сбер представил образовательную онлайн-платформу Edutoria

    Экономика

  • На фестивале «Таврида.АРТ» собрали книги для Херсона и Запорожья

    Россия

  • «Гораздо глубже Beatles»

    В Клину прошел уникальный гала-концерт «Ночь Чайковского»

  • В Удмуртии стартовал фестиваль искусств «На родине Чайковского»

    Моя страна

  • В Германии выступили против бойкота русской культуры

    Мир

  • В Тобольске пройдет ежегодный театральный фестиваль

    Моя страна

  • На Украине отказались «отменять» Чайковского

    Культура

  • Открылся Международный конкурс имени Сергея Рахманинова

    Культура

  • В Перми запустили велотуры по городам края

    Моя страна

  • Кантата янтарного края.

    В Калининграде завершился международный фестиваль классической музыки

  • В Нижнем Новгороде открылся концертный зал в пакгаузе

    Моя страна

  • Музыкальная ассоциация Баскова захотела ввести свои квоты в вузах

    Культура

  • США оценили вклад русской культуры в американское общество

    Мир

  • Шнуров раскритиковал идею создания Российской музыкальной ассоциации

    Культура

  • В Чувашии пройдет фестиваль-марафон «Песни России-2022»

    Моя страна

  • «Одним словом — неудача»

    В Каннах показали новый фильм Серебренникова о Чайковском. Как его приняли на Западе?

  • Музыкальный фестиваль пройдет на берегу Чудского озера

    Моя страна

  • Серебренников высказался о бойкоте русской культуры в мире

    Культура

  • В Перми пройдет Дягилевский фестиваль

    Моя страна

  • В День славянской письменности и культуры состоится концерт на Красной площади

    Культура

  • Кирилл Серебренников представит в Каннах фильм об Эдуарде Лимонове

    Культура

  • Большой театр отменил балет «Нуреев» Серебренникова

    Культура

  • США понадеялись на присоединение Мексики к антироссийским санкциям

    Мир

  • В Калининграде пройдут органные ассамблеи с участием знаменитых музыкантов

    Моя страна

  • В Нижнем Новгороде стартовал фестиваль колокольного искусства

    Моя страна

  • США отменили церемонию в честь годовщины встречи на Эльбе

    Мир

  • В российской филармонии исполнили Чайковского на церковных колоколах

    Моя страна

  • В Швейцарии отменили оперу Чайковского

    Культура

  • Назад

    Загрузка

    Дальше

    Загрузка

Великий сказочник: три балета Петра Ильича Чайковского

Театр

01 ноября 2022

Мариинский театр

2 ноября 2022 года мир танца отмечает крупнейшее событие — Всемирный день балета. В честь этого дня журнал об искусстве Точка ART вспоминает о балетах выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского, 182-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Н. Д. Кузнецов «Портрет Петра Ильича Чайковского», 1893 Государственная Третьяковская галерея

«Лебединое озеро»

Помимо семи симфоний, множества романсов, концертов и фортепианных миниатюр, Петр Чайковский написал три балета и десять опер. Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» был написан в 1876 году, когда композитор пользовался уже широкой известностью в музыкальных кругах.

В 1875 году Чайковский принял заказ дирекции императорских театров написать балет «Озеро лебедей». Предложенное ему либретто В. Бегичева (1838–1891) и В. Гельцера (1840–1908) было основано на сюжетах народных сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей, и было пронизано романтической идеей всепобеждающей любви.

Евгений Пономарев. Эскизы костюмов Одиллии и Родбарта © Мариинский театр

Премьера балета состоялась 20 февраля (4 марта) 1877 года на сцене московского Большого театра в исполнении артистов императорской труппы, и осталась практически незамеченной. Постановка балетмейстера Венцеля Рейзингера была признана неудачной, продержалась восемь сезонов, после чего сошла со сцены.

Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора: в 1895 году «Лебединое озеро» зрителям Мариинского театра была представлена постановка Мариуса Петипа и его ученика и помощника Львом Ивановым. Эта версия балета и стала канонической, определив его дальнейшую сценическую судьбу на протяжении всего XX века.

С.Ю. Судейкин «Парк перед замком». Эскиз декорации к «Лебединому озеру» П.И. Чайковского в постановке «Русских балетов» Дягилева, 1911

В балете в разные годы блистали Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева; в 1933 году переосмысление классической версии представила Агриппина Ваганова, в интерпретации которой «фантастический балет» превратился в романтическую новеллу.

30 октября 1911 года балет был впервые показан за границей: лондонские зрители увидели его в исполнении труппы «Русских сезонов Сергея Дягилева», и это было соединение всего самого блистательного, что могли предложить русские: хореография Михаила Фокина, Матильда Кшесинская и Вацлав Нижинский в главных партиях, декорации и костюмы Сергея Судейкина и Александра Головина.

Одетта — Виктория Терешкина, принц Зигфрид — Владимир Шкляров © Мариинский театр

В течение всего ХХ века западные балетмейстеры неоднократно обращались к первому балету Чайковского, сохраняя классическую хореографию Петипа — Иванова, или интерпретируя ее, используя лишь партитуру. Одной из самых ярких интерпретаций можно назвать «Иллюзии как «Лебединое озеро» в хореографии Джона Ноймайера, премьера которого состоялась в 1976 году на сцене Гамбурского оперного театра. Эта постановка до сих пор находится в театральном репертуаре, в 2012 году главную партию в балете Нормайера танцевала Диана Вишнева. Неоднократно обращался к сюжету и Рудольф Нуреев, представивший свою версию «Лебединого озера» в Венской опере в 1967 году и в 1984 году на сцене Парижской оперы.


«Спящая красавица»

Балет Чайковского — не первое обращение к сюжету известной сказки Шарля Перро. Впервые о «Красавице в спящем лесу» обратился французский композитор Фердинан Герольд, сочинив одноименный балет по либретто Эжена Скриба. Поставить балет на петербуржской сцене было желанием директора Императорских театров Ивана Всеволожского. В 1889 году Чайковский получил от него заказ на написание музыки и либретто, написанное вместе с Мариусом Петипа. Это было не просто либретто, а подробный план-заказ пролога и всех трех актов, где с точностью до числа тактов была расписана желаемая музыка. Петипа, как будто видел весь спектакль, каждую партию, еще не слыша музыки. Чайковский, выдержал все указания хореографа, создав уникальное произведение, ставшее эталоном балетной музыки на многие годы вперед.

Леон Бакст Эскиз декораций к IV акту балета П.И.Чайковского «Спящая принцесса» © Thyssen-Bornemisza Collection. Lugano

Премьера «Спящей красавицы» в Мариинском театре состоялась 3 января 1890 года, и стала не только самой красивой, но и самой дорогой постановкой. На сцену Большого театра Москвы постановка Петипа была перенесена в 1899 году, премьеру московские зрители увидели 17 января. Здесь же, в Большом театре, в течение всего ХХ века хореограф Юрий Григорович неоднократно ставил «Спящую красавицу», предлагая зрителям новые редакции. К балету Чайковского обращался и Дягилев, решивший для гастролей «Русских сезонов» в Лондоне поставить вместо нескольких маленьких балетов один большой. В качестве хореографа он пригласил Брониславу Нижинскую, которая, хоть и «в протесте с собой» приглашение приняла. Декоратором и автором костюмов стал Леон Бакст, который в течение двух месяцев разработал более трехсот театральных ярчайших костюмов и декораций. Первый показ состоялся 2 ноября 1921 года в лондонском театре Alhambra. Дягилевский балет «Спящая красавица» был прекрасно принят публикой, но, несмотря на успех, прибыль не возместила расходом. Последнее, 105-е представление состоялось 4 февраля 1922 года, после чего балет был снят с репертуара.

Леон Бакст. Эскиз костюма к балету П.И. Чайковского «Спящая принцесса», 1922 © Thyssen-Bornemisza Collection. Lugano

Новый век принес и новые версии. 16 декабря 2011 года свой взгляд представил испанский танцовщик и хореограф Начо Дуато, поставив «Спящую красавицу» на сцене Михайловского театра. Алексей Ратманский, некогда танцевавший принца Дезире, в 2015 году создал свою версию классического сюжета для Американского театра балета, и после громкой премьеры в Новом свете и воодушевляющего успеха, «Спящая красавица» Ратманского отправилась покорять главные театральные подмостки Европы.


«Щелкунчик»

Очередной заказ от дирекции Императорских театров Чайковский получил в 1890 году: необходимо было написать одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Либретто было написано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Как и в случае со «Спящей красавицей», Петипа сделал подробный план-заказ и балетмейстерскую экспозицию, по его сценарию с Чайковским продолжал работать Лев Иванов — ближайший ученик и помощник Петипа.

Щелкунчик-принц — Клим Ефимов © Фото Дамир Юсупов / Большой театр

Премьера балета в Мариинском театре состоялась 6 (18) декабря 1892 года и продержалась в репертуаре театра более тридцати лет. «„Щелкунчик“ — совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве», — так писал о произведении критик Борис Асафьев. В начале ХХ века балет был несколько раз интерпретирован и в Мариинской театре — в 1929 году балетмейстер Федор Лопухов представил зрителям свое авангардное видение; в новой редакции, кроме прочего, главная героиня была переименована в Машу; еще более новаторский взгляд на классический сюжет представил в 1919 году в Большом театре Александр Горский, но его постановка в репертуаре театра продержалась недолго. В настоящее время, вот уже больше полувека, со сцены Большого театра не сходит «Спящая красавица» Юрия Григоровича, считающаяся максимально приближенной к первоисточнику.

Своей славой за рубежом «Щелкунчик» обязан хореографу Джорджу Баланчину, который в 1954 году поставил новую версию этого балета для своей труппы — Нью-Йорк Сити балет. С тех пор труппа показывает «Щелкунчика» ежегодно, в декабре: балет превратился в непременный атрибут рождественских праздников. Интерпретация Баланчина близка версии Григоровича, а вот постановка Рудольфа Нуреева — впервые он поставил «Щелкунчика» в ноябре 1967 года для Шведского Королевского Балета по просьбе датского танцовщика Эрика Бруна — отличается от классической. Нуреев существенно переделал либретто Петипа, наполнив действие иными смыслами. В его версии сказка стала ближе к оригиналу Гофмана: менее «пряничной» и более готичной. «Щелкунчик» Нуреева был неоднократно поставлен в Лондоне, Милане, Буэнос-Айресе и Берлине.

«Щелкунчик» по эскизам Михаила Шемякина, действие первое, сцена вторая: Вальс цветов © Мариинский театр

Свою версию «Щелкунчика» на сцене нью-йоркского Американского театра балета в 1976 году представил Михаил Барышников, исполнив и главную партию. Премьера «Щелкунчика» Барышникова прошла с успехом, но, в 1989 году вслед за уходом танцовщика из Американского театра балета, его постановки убрали и из репертуара. До наших дней сохранилась лишь видеоверсия спектакля.

В 2001 году на новой сцене Мариинского театра появилась одна из самых необычных вариаций «Щелкунчика»: художник Михаил Шемякин представил зрителям свое прочтение. Шемякин не только рисовал эскизы костюмов и декораций, он придумывал образы персонажей, диктовал хореографу характер их пластики, и все причудливые превращения этой театральной сказки — плод его фантазии. Шемякинская фантасмагория получилась максимально приближена к первоисточнику Гофмана: «обстановку добротного уютного и „вкусного“ бюргерского быта» художник представил с дотошностью документалиста, не обделив вниманием ни одну мелочь.


Балеты П.И. Чайковского, величайшие из когда-либо написанных, внесли новую серьезность и целостность в жанр, который ранее считался незначительным. Несмотря на многочисленные новые прочтения и интерпретации, они до сих пор занимают центральное место в репертуаре всех крупных оперных театров мира.


Читайте по теме на сайте журнала:

160-летию мировой премьеры приурочен показ оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы» в Мариинском театре
Призвание — театр: презентация альбома, посвященного жизни и творчеству Татьяны Бруни

Теги: балет  Большой театр  Лебединое озеро  Мариинский театр  П. И. Чайковский  Спящая красавица  Щелкунчик

Петр Ильич Чайковский | Симфонический оркестр Атланты

Биография

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Воткинске Вятского уезда России в семье преуспевающего инженера. Петр  и его братья и сестра получили хорошее образование от своей француженки-гувернантки. Родители иногда водили его на концерты, и после одного такого вечера он пожаловался, что не может заснуть из-за застрявшей в голове музыки. Он был предан своей матери, и в четыре года они с сестрой сочинили для нее песню. Ее смерть, когда ему было четырнадцать, стала для него огромным ударом.

Чайковский учился на юридическом факультете в Санкт-Петербурге, Россия, и, изучая право и управление, брал уроки музыки, в том числе некоторые сочинения, у Габриэля Ломакина. Чайковский получил высшее образование в возрасте девятнадцати лет и устроился на работу клерком в бюро. Он много работал, но ненавидел эту работу; к этому времени он был полностью поглощен музыкой. Вскоре он познакомился с братьями Рубинштейнами, Антоном (1829–1894) и Николаем (1835–1881), оба были композиторами. Антон был пианистом, уступавшим только Ференцу Листу (1811–1886) по техническому блеску и известности. В 1862 году Антон открыл первую в России консерваторию (школу, специализирующуюся на обучении изобразительному искусству) при спонсорской поддержке Императорского русского музыкального общества (ИРМО) в Санкт-Петербурге. Чайковский был ее первым учеником по композиции.

Ранние произведения Чайковского были хорошо сделаны, но не запоминались. Антон Рубинштейн был требователен и критичен, и, когда Чайковский два года спустя закончил учебу, его все еще несколько пугала резкость Антона. В 1866 году Николай Рубинштейн пригласил Чайковского в Москву, Россия, чтобы жить с ним и служить профессором композиции в Московской консерватории, которую он только что основал. У отца Чайковского теперь были финансовые (денежные) проблемы, и композитору приходилось поддерживать себя на свои скудные заработки от консерватории. Музыкальные стихи Fatum и Romeo and Juliet , написанные им в 1869 году, были первыми работами, демонстрирующими стиль, которым он прославился. «Ромео и Джульетта» был переделан с помощью Милия Балакирева (1837–1910) в 1870 и 1879 годах. «Могучая пятерка» русских композиторов — Балакирев, Александр Бородин (1834–1887), Модест Мусоргский (1839–1881), Николай Римский-Корсаков (1844–1919).08), а Сезар Кюи — с другой. Широко сообщалось, что две группы не ладили, но это неправда. Чайковский работал как разносторонний музыкант в начале 1870-х годов и, как и положено представителю ИРМО, преподавал, сочинял, писал критические очерки и дирижировал (хотя и не был великим дирижером). В 1875 году он сочинил, пожалуй, самое всемирно известное и любимое им произведение — Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Антон Рубинштейн высмеивал это произведение, хотя сам часто исполнял его спустя годы как концертирующий пианист. Также был популярен балет Чайковского 9.0009 Лебединое озеро (1876). Это самый успешный балет из когда-либо написанных, если измерять его привлекательность для широкой публики.

В 1877 году Чайковский женился на двадцативосьмилетней Антонине Милюковой, своей ученице консерватории. Было высказано предположение, что она напомнила ему Татьяну, героиню его оперы «Евгений Онегин ». Его несчастная жена, которая заболела психическим заболеванием и умерла в 1917 году, не только подверглась отвержению мужа, но и подверглась жестокой критике со стороны его брата Модеста Чайковского. Модест, как и Петр, был женоненавистником (тот, кто ненавидит женщин). Модест напал на Антонину в биографии, которую он написал о Петре. Это была попытка защитить Петра и замаскировать его слабости. Более поздние биографы повторяли и даже преувеличивали утверждение Модеста о том, что Антонина была скупой и раздражительной.

Чайковский никогда не задерживался, чтобы узнать, какая она. Через несколько недель он один уехал из Москвы на продолжительное время за границу. Через своих родственников он договорился никогда больше не видеть свою жену. В своей переписке этого периода — на самом деле на протяжении большей части своей карьеры — он часто болезненно (мрачно) отзывался о своей жене, деньгах, своих друзьях, даже о своей музыке и о себе. Он часто говорил о самоубийстве. Об этом также широко сообщали многие биографы Чайковского. Еще при жизни критики относились к нему недоброжелательно из-за его открытой, эмоциональной музыки. Но он никогда не стремился изменить свой стиль, хотя в то или иное время был недоволен большинством своих работ. Он также никогда не переставал сочинять.

Примерно в то же время, когда он женился, Чайковский завязал еще одну важную связь. Через третьих лиц была достигнута необычная, но полезная договоренность с чрезвычайно богатой Надеждой фон Мекк. Ее привлекала его музыка и возможность поддержать его творчество, а его интересовали ее деньги и то, что они могли ему дать. В течение тринадцати лет она содержала его из расчета шесть тысяч рублей в год плюс те «бонусы», которые он мог получить от нее. Он мог свободно бросить консерваторию, и он начал серию путешествий и пребывания за границей.

Фон Мекк и Чайковский намеренно никогда не встречались, за исключением одной или двух случайных встреч. В их переписке Чайковский вдумчиво обсуждает свою музыку; в письмах к семье он жалуется на ее дешевизну. Он посвятил ей свою Четвертую симфонию (1877 г.). Чайковский закончил « Евгений Онегин » в 1879 году. Это его единственная опера, которую обычно исполняют за пределами Советского Союза. Другими произведениями этого периода являются Концерт для скрипки с оркестром (1881 г.), Пятая симфония (1888 г.) и балет 9.0009 Спящая красавица (1889).

Слава Чайковского и его деятельность распространились теперь на всю Европу и Америку. Для отдыха от публичных выступлений он выбрал загородный дом в подмосковном Клину. Отсюда он стал известен как «Клинский отшельник», хотя отшельником никогда не был. В 1890 году он закончил оперу « Пиковая дама » по рассказу русского поэта Александра Пушкина (1799–1837). Чайковский был счастлив, когда, несмотря на критику «знатоков», опера была хорошо принята. В конце 1890 Фон Мекк прервал его. Он дошел до того, что больше не зависел от ее денег, но все еще был расстроен ее отказом. Даже его брат Модест выразил удивление по поводу его гнева. В 1891 году Чайковский с большим успехом гастролировал по Соединенным Штатам.

Шестая симфония впервые прозвучала в октябре 1893 года под управлением композитора. Это произведение, названное по предложению Модеста Pathétique , было плохо принято — скорее всего, из-за дирижирования Чайковского. Чайковский так никогда и не узнал о ее ошеломительном успехе, потому что он заболел холерой (заболеванием тонкой кишки) и умер, все еще жалуясь на фон Мекка, 6 ноября 189 г.3.

Избранные события

Петр Ильич Чайковский — Конкурс ТЧ26

Выложить на