Когда появилась киевская русь: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Почему Украина — не Россия. Объясняем, когда пути этих государств пошли в разные стороны

Перед началом войны Владимир Путин выступил с обращением, в котором указывал на несправедливость формирования независимой Украины, а министр иностранных дел России Сергей Лавров отказал соседней стране в праве на суверенитет. Оба фактически отказали Украине в праве на государственность. Объясняем на конкретных примерах, что украинцы имеют свою древнюю историю, а также рассказываем, как отдельные блага цивилизации пришли в эту страну куда раньше, чем в современную Россию, и почему эти народы веками развиваются по-разному.

Этим текстом мы не пытаемся отрицать древность российской истории или достижения культуры этой страны. Мы хотим показать, как странно и одновременно ужасно отрицать их наличие у соседнего народа и — апеллируя к этому — пытаться его захватить.

Киев и Москва

Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885−1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Изображение: wikipedia.org

С IX века на территории современных Беларуси, России и Украины (а также частично Польши и стран Балтии) существовала Киевская Русь — средневековое государство. Сразу уточним, что этот термин придумали в XIX веке, тогда такого названия не существовало. Да и наций в современном понятии еще не было.

Но уже тогда наблюдалось соперничество между тремя центрами: Киевом, Полоцком и Великим Новгородом. Главным городом определенно являлся Киев. Если верить летописи, еще в 882 году князь Олег (тот самый герой «Песни о вещем Олеге», павший от укуса змеи) сказал, что Киев «будет мать городам русским».

В ХII веке Киевская Русь постепенно стала распадаться на самостоятельные княжества. Но Киев продолжал считаться центром — князя, правившего там, определяли как главного на Руси.

Первым, кто отказался от такого подхода, стал владимирский князь Андрей Боголюбский, в 1169-м сколотивший коалицию из 11 князей. Их войска окружили, а потом и разгромили Киев. В отличие от предшественников, боровшихся за город, Боголюбский не стал там править. Отдал его младшему брату, а сам вернулся во Владимир.

— Со времени этого князя великое княжение, дотоле единое киевское, разделилось на две части: князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей, — писал в XIX веке российский историк Василий Ключевский.

Заметим, что Москва упоминается лишь за два десятилетия до этих событий — в 1147-м. Лишь в 1263-м появилось Московское княжество, зависимое от Владимирского. И только в 1330-х московские князья стали наиболее влиятельными среди других княжеств.

Разница между тем, как Киев и Москва вышли на ведущие роли в своем регионе — четыре с половиной века.

От монгольского ига — к самодержавной монархии

Иван III разрывает ханскую грамоту. Вскоре монгольское иго окончится. Изображение: wikipedia.org

Исходя из статей Владимира Путина можно сделать четкий вывод, русские и украинцы — единый народ, наследники тысячелетней Киевской Руси. Российский президент, воспитанный на советских учебниках истории, не видит принципиальную разницу между направлениями, по которым стали развиваться бывшие земли Киевской Руси.

Рубежом стали события 1237−1241 годов, когда на Киевскую Русь обрушились монголы. Более половины (49 из 74) известных древнерусских городов были разорены. На части ее территории утвердилось монгольское иго.

Это не значит, что этот народ поселился в русских городах. В них продолжали править русские князья, признавшие власть хана. Тот давал им ярлыки (грамоты), позволяющие властвовать в своем или чужом княжестве. Также ханы могли судить князей и их чиновников (многие из них поплатились жизнью). Русские княжества выплачивали монголам налоги, часто участвовали в военных операциях Орды.

Наиболее удачно в новую систему встроилась Москва. Самым могущественным княжеством северо-восточной Руси тогда являлось Владимирское. За ярлык на него боролись Москва и Тверь. Первая победила и стала лидером этого региона.

Можно долго спорить, каким было отношение местной элиты с захватчиками. В советское время ученые доказывали, что представители первой боролись за освобождение страны. Современные историки чаще говорят о взаимовыгодном сотрудничестве. Вторая версия выглядит более логичной. Тем более, что Москва неоднократно использовала силы монголов для нейтрализации своих соперников. Но в любом случае иго, продолжительностью два с половиной века, — его финалом традиционно считается 1480 год — не могло не повлиять на общество.

В истории России имелись свои развилки, она могла пойти по другому пути развития. Одну из альтернатив предложили Новгород и Псков. Остальные русские земли являлись феодальными княжествами, эти города — республиками, своеобразными аналогами городов Ганзейского союза и Италии (Генуи и Венеции). Новгород и Псков также платили дань монголам, но не подверглись разорению. Их бояре занимались предпринимательством, торгуя с Европой. Но в конце ХV — начале ХVI века обе республики были насильственно включены в состав Московского государства.

В итоге российская государственность во многом сформировалась под влиянием монгольской деспотии и авторитаризма и — в отличие от Украины — имеет мало общего с традициями Киевской Руси

Украина — часть Европы

Богдан Хмельницкий. Изображение: wikipedia.org

Между тем монгольское иго не затронуло современную территорию Беларуси и запад Украины (Галичину, Волынь и Закарпатье). Эти территории не входили в Золотую Орду — монгольское государство. Остальная часть Украины — Киев, Чернигов, Переяславль, левобережная и степная Украина — находились под властью монголов около 120 лет. После чего великий князь Ольгерд присоединил ее к Великому княжеству Литовскому — белорусско-литовскому государству.

Последующее развитие украинских земель происходило в другой системе координат — сначала в ВКЛ, затем в Польше, являвшихся частью Европы с их системой образования и местного самоуправления.

Этот период не стоит идеализировать. Национальный и религиозный гнет (поляки являлись католиками, украинцы — православными) спровоцировал ряд восстаний. Самое масштабное из них, под руководством Богдана Хмельницкого, переросло в освободительную войну.

Но все же существование украинских и российских земель в разной системе координат проявилось в ряде сфер. Например, в политике. В середине XVII века запорожских казаков, искавших союзников, приняли в подданство Русского государства (казаки — особая общность людей, сформировавшаяся к середине XVI века на территории современной Украины между Днестром и Доном, в ее центре находится Днепр).

Сама церемония косвенно показала колоссальную разницу между предками современных украинцев и россиян. Хмельницкий был уверен, что присягать будут обе стороны. Украинцы — на верность царю, последний — что тот будет защищать их от поляков, а также уважать права и привилегии казачества. Но присутствовавший на церемонии посол российского царя — ему предложили присягнуть от имени монарха — возмутился. Дескать, царь является самодержцем и не присягает своим подданным. Хмельницкий и его соратники ушли совещаться, но все же в конце концов уступили.

Технологии и образование

Франциск Скорина. Изображение: wiipedia.org

Технологические новинки также приходили на восток с опозданием. Первая книга на территории ВКЛ — куда входили как Беларусь, так и Украина — появилась в 1522-м: известным нам Франциск Скорина опубликовал в Вильно «Малую подорожную книжицу» (за несколько лет до этого он напечатал первые книги на старобелорусском языке в Праге).

На территории современной России это случилось спустя четыре десятилетия, в 1564-м — Иван Федоров и Петр Мстиславец, уроженец белорусского Мстиславля, издали «Апостол», в следующем году — «Часослов», после чего первопечатники, подвергавшиеся гонениям со стороны духовенства, были вынуждены уехать в ВКЛ.

Но еще большая разница была в появлении высшего образования. На территории ВКЛ в 1576-м появилась Острожская академия (в украинском Остроге; правда, она просуществовала 65 лет, после чего закрылась), спустя три года — Виленская академия, позже преобразованная в университет. В 1661-м Львовская иезуитская коллегия стала академией со статусом университета.

Что же в России? Со времени открытия в ВКЛ академий прошло более века. Лишь в 1678-м живший в Москве Симеон Полоцкий — как вы понимаете, уроженец Беларуси — написал «Привилегий на Академию». Это был документ, в котором описывалась структура будущего вуза. Спустя два года он умер, поэтому проект доработал его ученик, представивший документ царю Федору — старшему брату будущего императора Петра I. Тот подписал документ, но скоро умер, поэтому открытие вуза отложили.

«Из этой любопытной привилегии мы всего яснее можем видеть господствующий взгляд времени на науку, (…). Необходимость науки, училища сознана, сознана в интересах церкви; училище свободных наук устраивается для поддержки православия, (…). Московская академия по проекту царя Феодора — это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ — и костер запылает для преступника», — писал в XIX веке знаменитый российский историк Сергей Соловьев.

Почему этот проект появился так поздно? На него Соловьев ответил своим вопросом: откуда было взять учителей? Поэтому лишь в 1687-м в России появилось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.

Первый российский университет появился в 1724-м. Речь об Академическом университете, существовавшем в структуре Академии наук. Правда, первые студенты были приглашены из… Германии. Спустя два года после открытия в нем обучалось лишь 8 человек. Позже число студентов шло на десятки, но никогда — на сотни. Между тем в Вильнюском университете факультет права появился еще в середине ХVII века.

В итоге первый полноценный гражданский вуз — Московский университет — появился лишь в 1755-м.

Запрет украинского языка — ради величия России

Фото: Reuters

Полноценная встреча России и Украины произошла лишь в конце ХVIII века, когда частью империи стали земли, лежащие западнее Днепра (Правобережная Украина), а также Волынь и Подолье. Земли, находившиеся восточнее Днепра (Левобережная Украина) отошли к России еще в 1667-м, сохранив свою автономию — позже они ее предсказуемо потеряли.

Но к тому времени философия предков современных русских и украинцев серьезно отличалась.

У России к тому времени существовали давние традиции деспотизма и неограниченной монархии, крепостное право, полная зависимость церкви от власти: Петр I отменил патриаршество и создал Синод — орган для управления православной церковью, для которого были обязательны приказы императора.

В Украине же существовали традиции казацкой вольницы, предпринималась попытка ограничить власть гетмана: в начале ХVIІІ века занимавший эту должность Пилип Орлик, уроженец Беларуси, провозгласил составленные им «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского». Украинские историки называют этот документ «Конституцией Пилипа Орлика», которая заложила определенную форму парламентаризма (эпизодические сессионные собрания) и независимость судебной власти. Впрочем, документ так и не вступил в силу.

Время, когда Украина находилась в составе Российской империи, стал периодом роста национального самосознания и формирования нации. Власти прекрасно понимали опасность этого. Символом их политики стал Эмский указ 1878 года: запрещалось ввозить в империю книги на украинском (официально «на малорусском наречии»), печатать на нем оригинальные произведения или переводы (кроме памятников фольклора), ставить на украинском спектакли. Также из библиотек всех училищ должны были быть убраны все книги на этом языке.

Какая у этого была аргументация? Процитируем внутреннюю записку к Эмскому указу: «Можно с полной безопасностью для целости России смотреть на возникновение литературы, например, у латышей, но допустить обособление, путем возведения украинского наречия в степень литературного языка, 13-ти миллионов малороссов было бы величайшею политической неосторожностью, особенно ввиду того объединительного движения, какое совершается по соседству с нами у германского племени» (тогда происходило объединение Германии. — Прим. ред.).

Далее в подготовительных материалах к записке говорилось, что Россия получила превосходство над Польшей «вследствие, главнейше, того, что от Польши к ней отошла Малороссия: если последняя отшатнется от нас опять к полякам, настоящее величие Русского государства будет поставлено на карту».

Судя по всему, этой же риторики официальная Москва придерживается и в начале ХХI века.

Почему в День Крещения Руси Зеленский назвал Украину единственной законной наследницей древнерусского государства

По-своему, по-западенски решил отметить 1034-й год со дня крещения Древней Руси президент Украины Владимир Зеленский. Он заявил, что Украина является «единственной законной наследницей Киевской Руси». Хорошо, хоть права на православие не предъявил. Хотя почему не предъявил? За него это сделали раскольники, основав новую церковь, храмы которой уже который год стоят пустыми, несмотря на беспрецедентную государственную поддержку. Всё прямо по евангелисту Луке в прямом и в переносном смысле: «Се, оставляется дом ваш пуст…» А как же всё было на самом деле?

Некиевская русь

На самом деле Древнюю Русь крестил новгородский князь Владимир, занявший киевский престол в результате длительной междоусобицы с братьями. Его брат Ярополк сидел на престоле в Киеве, а другой брат, Олег, правил землями древлян. Все они воевали друг с другом и очень удивились бы, если бы узнали о том, что их княжества называются Киевской Русью. Потому что само понятие «Киевская Русь» было введено в историческую науку только в XX веке при большевиках. Этому способствовал уроженец Полтавской губернии, советский историк Борис Греков, который сначала стал академиком у поляков и чехов, а уж потом, в 1939 году — и в СССР. До него в российской науке говорили о Малороссии, о Киевской губернии, а старинные летописи вообще упоминали о Киеве как о волостном или областном городе.

Василий Перов. «Первые христиане в Киеве». 1880. Картина иллюстрирует тайные встречи христиан в языческом Киеве. Фото © Wikipedia

Историк Сергей Соловьёв называл Киевскую губернию Юго-Западной Русью. Он отмечал: несмотря на то, что «Киевская область была главною сценою древней нашей истории, пограничность её, близость к полю или степи, жилищу диких народов, делала её неспособною стать государственным зерном для России, для чего именно природа приготовила Московскую область; отсюда Киевская область (Русь в самом тесном смысле) вначале и после носит характер пограничного военного поселения, остаётся страною казаков».

Даже Михаил Грушевский, уроженец царства Польского и отец украинского национализма, называл Украину «Руська держава» и ни разу не назвал ее «Киевской Русью». Зато этим термином пользовался другой российский историк XIX века — Василий Ключевский. Но и у него «Киевская Русь» была не каким-то отдельным государством, а периодом в истории Древней Руси, который закончился ещё в XII веке.

От империи Рюриковичей к Киевской Руси

Но вернемся к Грекову. Перед ним была поставлена задача соединить историю русского государствообразующего народа с большевизмом. Задача была сложной, ведь требовалось не просто переосмыслить историю в новом ключе, но и всячески избегать главенства православия и, главное, — термина «империя Рюриковичей», который в русофобском ключе упоминал Карл Маркс. От русофобства следовало держаться подальше, ведь именно в Древней Руси, в её героях нужно было отныне черпать патриотические силы советскому народу.

Термин «империя Рюриковичей» был, тем не менее, правильным, ведь к моменту нашествия монголов на Русь её огромные территории были под властью множества князей, и все они являлись потомками князя Рюрика и приходились друг другу родственниками. Да, не все они жили между собой мирно, но являли собой одно огромное государство — от нижнего течения Днепра на юге до Ужгорода и Берестья на западе, до Великого Новгорода и Ладоги на севере и Ростова и Мурома на востоке. Единство территорий было обусловлено единой православной верой, одним народом и одним языком — русским.

Памятник тысячелетию России в Новгороде с Рюриком в центре, Владимиром Великим слева и Дмитрием Донским справа (оба — Рюриковичи) Фото © Wikipedia

Тут же хочется напомнить, что в западных хрониках Новгород впервые упоминается в 350 году нашей эры, в связи с тем, что племена германцев осадили этот город. О Киеве тогда ещё и не слышали. Поэтому взамен «империи Рюриковичей» Греков ввёл термин «Киевская Русь». Он позаимствовал его у другого историка — Михаила Максимовича. При этом Греков проигнорировал тот факт, что Максимович употреблял термин «Киевская Русь» наравне с другими названиями: у него фигурировали и «Суздальская Русь», и «Червонная Русь», и другие регионы страны.

Но даже у Грекова термин обозначал не страну, а временные рамки существования русского государства — от князя Олега до периода междоусобиц, когда Киев перестал играть важную роль и, по меткому выражению самого Грекова, «затерялся среди других русских городов».

Русское море, русский князь и русский Киев

Ни о каких украинцах в те века никто и не слышал. Самая древняя русская летопись «Повесть временных лет» упоминает Киев как русский город, море Понт (Азов) называет «Русским морем», а князя Олега — «русским князем» и утверждает, что «русской» страна наша стала называться за 29 лет до Олега, при византийском императоре Михаиле. Известно об этом стало из греческих хроник: «В год 6360, индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнём и числа положим».

Термин Грекова «Киевская Русь» другие историки не жаловали. Владимир Мавродин настаивал на термине «Древняя Русь» или «Древнерусское государство». А публицист Егор Холмогоров отмечает, что и доныне у филологов нет термина «Киевская Русь». Есть «древнерусская литература», но нет ни «киевской литературы», ни «древнекиевской». Есть, правда, Киевская летопись, но она входит в древнерусскую литературу и написана не на мове, а русским языком того времени с включением церковнославянских слов и многочисленных народных пословиц.

Киевская Русь, Древнерусское государство, Древняя Русь. Фото © Wikipedia

В 1240 году, когда монгольский хан Батый взял Киев и разрушил его до основания, оставив из 40 тысяч населения в живых, дай бог, тысячи две, Киев на века потерял возможность встать с другими русскими городами хотя бы вровень. Такова жизнь. Кстати, не страхом ли перед монголами объясняются необыкновенная популярность у украинцев легенд «о бурятских танкистах» и активные попытки «поднять» бурят на русских? Не выйдет, времена не те.

Киев: от крещения до падения

«А что же православие? — спросите вы. — Ведь с Киева же началось крещение Руси?» Действительно, в 988 году князь Владимир, бывший в язычестве первым гонителем христиан, массово крестил население Киева, срубил и сплавил древних славянских идолов по Днепру. Честь и хвала ему за это.

Стоит заметить, что христиане и до него играли заметную роль на Руси: в Киеве постепенно строились православные храмы, есть свидетельства, что сам Владимир в период реформации дохристианских верований разрушил Ильинскую церковь, которая существовала в хазарском квартале Киева. Православная церковь стояла и на могиле Аскольда. В войске у Владимира были воины-христиане, да и византийские проповедники нет-нет да и захаживали на Русь. Недаром в той же «Повести временных лет» сохранилось свидетельство, что город Киев был основан в том месте, где на холме молился апостол Андрей Первозванный. Бабка Владимира — княгиня Ольга — была православной и, вернувшись после крещения из Константинополя, переписала на новый манер множество законов, запретив самые изуверские из древних обычаев.

Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век. Фото © Wikipedia

Но по удивительному стечению обстоятельств, несмотря на то, что Киев стал первым крещёным русским городом, он так и остался митрополией. Сначала — византийской, а после падения Константинополя и установления на Руси Патриаршества — митрополией РПЦ. Не иначе — промысел Божий.

Обретение Русской православной церковью автокефалии (самостоятельности) произошло после того, как Византия заключила с католиками Флорентийскую унию, то есть фактически отпала от веры. Это произошло при императоре Константине, который надеялся, что европейцы защитят его от нашествия турок, однако всё случилось так, как и всегда: европейцы обманули императора и реальной помощи не прислали — она была оказана лишь номинально. А вот Божьей помощи Константинополь лишился — накануне падения города его жители стали свидетелями того, как ангел Софийского собора покинул его: от купола Святой Софии в небо поднялся столб огня и исчез в тучах. Тогда же на Руси появилась легенда о том, что софийский ангел прилетел на Русь защищать её от ворогов.

Россия — новый Рим

Так как «ромеи» отреклись от веры, в 1448 году Русская православная церковь объявила о сохранении традиций православия и фактически стала самостоятельной. В XVI веке в Москве при Иване Грозном сформировалась философия «Москва — третий Рим, а четвертому — не бывать!», а во времена царствования его сына Федора Иоанновича у страны как у духовной преемницы Византийской империи появился собственный Патриарх. В 1589 году им был поставлен московский митрополит Иов, человек с нравственной точки зрения безупречный и весьма учёный. Случилось это по благословению и при участии константинопольского патриарха Иеремии II. Причём наречение Иова в патриархи производилось не в соборе, а в царских палатах. Делалось это умышленно: царь не хотел прилюдно благодарить константинопольского патриарха за такую честь.

Царь Иван Грозный. Фото © Wikipedia

Поставление же в патриархи прошло в Успенском соборе Московского Кремля 26 января 1589 года. Участь первого патриарха была тяжелой: в 1605 году он отказался признать Лжедмитрия и был низложен — избит до полусмерти и заточён в Старицкий монастырь. Вернуться на престол он не смог из-за немощи и благословил на патриаршество митрополита Гермогена. Вот такая история.

Учите историю, пан Зеленский!

Так что вся 30-летняя история государства Украина — это явная попытка свести счёты с более успешным соседом, который и на поклон к западу не пошёл, и веру сохранил. И великодушно готов признать, что православие к нему пришло через русский город Киев, стоявший на окраине Руси, от русского же князя Владимира Святителя, чей памятник по праву установлен на Боровицкой площади вблизи Кремля. Осталось, пожалуй, только восстановить историческую справедливость и сделать город Киев не только русским, каким он всегда был, но и российским. Пусть будет.

Можно было бы посоветовать президенту Зеленскому учить историю, но поздно. А то бы он много интересного узнал: и о «надежности» западных партнёров, и о последствиях отпадения от веры, и о старых добрых традициях предательства, существующих в Незалежной. Но теперь действительно поздно.

А всех православных — хоть в России, хоть на её окраинах — с Днем Крещения Руси!

Фото © ТАСС / РА / The Presidential Office of Ukraine

Чего пытается добиться Зеленский, делая подобные заявления?

Сказывается недостаток исторического образования бывшего квн-щика

Зеленский хочет доказать своей аудитории право на самостоятельность Киева

Свой вариант в комментарии

Зеленский назвал Украину единственной законной наследницей Киевской Руси

Майя Новик

  • Статьи
  • крещениеруси
  • Украина
  • Владимир Зеленский
  • Мировая политика
  • Политика
  • История

Комментариев: 0

Для комментирования авторизуйтесь!

Выдумал ли Владимир Путин Киевскую Русь? — GetReligion

Если вы что-нибудь знаете о Новом Завете, то знаете, что святой Павел проводит много времени и сил в великих городах Греции.

Казалось бы логичным, чтобы один из древних патриархатов восточного православия располагался в Греции, возможно, в Афинах, Коринфе или Салониках. Так кто же является патриархом Греческой православной церкви? Почему великие церкви Греции возглавляются архиепископами, а не собственными патриархами?

Это сложный вопрос (щелкните здесь, чтобы просмотреть хронологию Православной Вики), и, как всегда, Православные будут спорить о многих исторических перипетиях. Но главная идея заключается в том, что Константинополь за столетия превратился в великий город греческого мира, и, таким образом, лидер греческого православия остается в Стамбуле. Именно здесь немногие оставшиеся церкви Вселенского патриарха столкнулись с жестокими преследованиями со стороны турок. Подумайте о бедственном положении единственной в Турции семинарии в Халки, которая была закрыта в течение полувека. Халки — трагическое и грустное место. Я был здесь.

Итак, архиепископы в Греции бессильны и не имеют влияния? Скажи это грекам.

Какое отношение это имеет к упрощенному, смехотворному абзацу неавторизованной информации, написанному классическим «всеведущим анонимным» голосом, в другой статье New York Times о религиозной напряженности в Украине? Вот этот абзац:

Русская церковь… не скрывала своего желания объединить филиалы под единым патриархом в Москве, что позволило бы ей контролировать святыни Православия в славянском мире и миллионы верующих в Украинская Православная Церковь, со своей стороны, медленно утверждала себя под своим собственным патриархом, возрождая отдельную и независимую ветвь восточного православия после обретения Украиной независимости в 1991.

С чего начать?

Если вы что-нибудь знаете о православии в славянском мире, то знаете, что история начинается в Киеве в 988 году с «Крещения Руси» в водах Днепра, после того как князь Владимир принял православие как веру своей земли. Знаменитая Киево-Печерская Лавра была основана в 1051 году, что ознаменовало зарождение монашества в том, что впоследствии стало русским миром.

Киев был ключевым городом славянского православия. Однако важность Москвы росла и, в конце концов, она стала базой Русской Православной Церкви, так же как Константинополь стал великим городом греческого мира. Таким образом, Патриарх Московский на протяжении столетий — до советской власти и уж тем более до самодержца Владимира Путина — руководил церквями земель, связанных с древней Русью.

Язык Times звучит так, как будто (а) патриарх, базирующийся в Москве, является чем-то новым и (б) что синод, служащий с митрополитом Онуфрием, Предстоятелем Киевским и всея Украины, имеет мало или совсем не власть или функциональная автономность.

Связана ли Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат) с Москвой? Да, и так уже давно. Чтобы понять историю ключевой фигуры в новом украинском православном теле, журналистам нужно погрузиться в лужу кислоты вокруг жизни некоего Филарета Денисенко. Достаточно сказать, что он герой для многих православных Западной Украины и отступник для православных — в том числе и для монахов Киево-Печерской Лавры — верных ранее упомянутому митрополиту Онуфрию.

К чему я здесь?

То, что Путин искажает историю славянского православия в своих коварных целях, не означает, что он создал этот исторический нарратив, испокон веков обладавший великой силой и символизмом в славянском мире. Сказать, что Крещение Руси — это путинская выдумка, — это все равно, что сказать (и журналисты делали именно это много раз), что столетия римско-католических учений о священстве или нравственном богословии — всего лишь мнения и толкования тех, кто в настоящее время восседает на престоле. Святой Петр.

Вернемся на минутку к митрополиту Онуфрию. Ведет ли он себя прямо сейчас как человек, который руководит своей собственной церковью и своим собственным синодом епископов? Вот отрывок из моей колонки «О религии» за последнюю неделю.

«Защищая суверенитет и целостность Украины, мы обращаемся к Президенту России и просим его немедленно прекратить братоубийственную войну», — сказал предстоятель Киевский и всея Украины митрополит Онуфрий. «Украинский и русский народы вышли из днепровской Крещенской купели, и война между этими народами есть повторение греха Каина, который из зависти убил своего брата. Такая война не имеет оправдания ни от Бога, ни от людей .»

Митрополит Онуфрий, уроженец Западной Украины, добавил: «Призываю вас, прежде всего, к усиленной покаянной молитве за Украину, за нашу армию и наш народ, и умоляю вас отложить взаимные раздоры и недоразумения и объединиться в любовь к Богу и Родине».

Архиерейский синод пошел дальше, призвав Патриарха Московского и всея Руси Кирилла лично добиваться «прекращения братоубийственного кровопролития на украинской земле, и призвать руководство Российской Федерации немедленно прекратить военные действия, которые уже угрожают превратиться в мировую войну».

Ах, скажете вы, обратите внимание на «Купель Днепровской Крещенской». Значит, этот человек принимает путинскую трактовку Руси. Верно?

Ну а миллионы и миллионы православных на протяжении веков жили и умирали, признавая, что корни славянского православия находятся в Киеве? Преступления Путина просто стирают историю?

Это подводит меня к отчету Ассошиэйтед Пресс по похожей теме, написанному ветераном религиозной борьбы Питером Смитом. Для православных это будет довольно запутанная история — в ней упоминается история Руси, а также, похоже, принимается нарратив о том, что Путин каким-то образом изобрел ее (а не извратил). Заголовок: «Киевские святыни, мемориалы с мощным символическим значением в опасности». Вот увертюра:

Киев, готовящийся к потенциально катастрофической атаке России, является духовным сердцем Украины.

Среди объектов риска в украинской столице находятся самые священные православные святыни страны, которым почти 1000 лет, на заре христианства в регионе.

Эти места, наряду с другими знаковыми святынями Киева, имеют религиозное значение как для украинского православия, так и для русского православия. Они также служат мощными символами в споре о том, являются ли эти две группы частями одного народа — как заявил президент России Владимир Путин – или отдельными, но родственными славянскими народами.

Среди достопримечательностей — Софийский собор с золотыми куполами и Киево-Печерская Лавра, обширный подземный и надземный комплекс, также известный как Печерский монастырь. Другие включают многобашенный Михайловский Златоверхий монастырь и Андреевскую церковь.

На самом деле древний Киев — или Киев на Западе — это духовное сердце славянского христианства. Это гораздо больше, чем «духовное сердце Украины». Итак, на данный момент история построена именно так, как многие — повторяю «многие», как и «не все» — украинцы сформулировали бы этот вопрос во время нынешнего конфликта.

Обратите внимание, в следующем отрывке о Лавре, с темой, что Путин каким-то образом изобрел Крещение Руси.

Древнейшие части святынь восходят к средневековому царству Киевской Руси, вскоре после принятия ею христианства при князе Владимире в 10 веке. Путин заявил, что королевство является общим предком сегодняшних России и Украины. Украинцы возражают, что их отдельная нация сейчас подвергается братоубийственной атаке со стороны своего славянского соседа.

Как я уже говорил ранее, я совершил две поездки в Киев и разговаривал со многими, многими людьми, которые выступают за независимую, свободную Украину. Я не встречал никого, кто поддерживал бы Путина.

При этом я не думаю, что слышал, чтобы кто-то отрицал историю славянского православия. Вместо этого они сказали бы, что Украина — особенно после адского гнета Советов — превратилась в отдельную нацию и культуру. Общая история, однако, не отменяет современной реальности, особенно в высокоевропейских городах Западной Украины.

Позже в произведении есть этот сложный и важный отрывок, который, кажется, принимает историю, структуры и символы славянского православия на их собственных условиях. Давайте пройдем через это?

Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром в XI веке по образцу храма Святой Софии в Константинополе, духовного и архитектурного центра средневекового православия.

Я был в соборе Святой Софии и дважды тайно молился в музее/мечети, то есть в соборе Святой Софии. Поверьте мне, эти великие церкви совсем не похожи друг на друга. Это напоминание о старой поговорке восточного православия о том, что есть православные христиане, которые настаивают на том, что каждая православная церковь в мире основана на соборе Святой Софии. Давайте двигаться дальше.

Киевский собор включает в себя мозаики и фрески возрастом 1000 лет, и, по данным ЮНЕСКО, он был образцом для более поздних церквей в регионе.

«Огромный пантеон христианских святых, изображенный в соборе, имеет непревзойденную многочисленность среди византийских памятников того времени», — отмечает ЮНЕСКО.

По данным ЮНЕСКО, Печерский монастырь, включающий в себя подземные кельи, гробницы святых и наземные церкви, построенные на протяжении почти девяти веков, оказал огромное влияние на распространение православия.

Все верно. Двигаясь дальше, есть ссылка на два ориентира:

Монастырский комплекс находится в ведении Украинской Православной Церкви, которая связана с православным патриархом Московским, хотя и имеет широкую автономию. Михайловский собор является базой более националистической Православной церкви Украины. Но украинские лидеры обеих православных групп резко раскритиковали российское вторжение.

Опять же, это правда — включая ссылку на митрополита Онуфрия, имеющего «широкую автономию».

К чему это нас приведет?

Позвольте мне призвать журналистов отказаться от популярного нарратива о том, что «Путин создал миф о Руси». Можно с точностью сказать, что он извратил эту историю в своих целях. Верно также и то, что миллионы православных людей по всему миру, в том числе в церквях с разным уровнем общей истории с Русской православной церковью, отвергают действия Путина и его заявление о том, что православная история требует, чтобы государство Россия контролировало Киев.

А как насчет напряженности между Москвой и Стамбулом и двух конфликтующих украинских православных организаций?

В настоящее время среди репортеров популярно поддерживать признание США и ЕС тех, кто утверждает, что Вселенский Патриарх в Турции обладает почти папскими полномочиями для разрешения такого рода споров.

Хотя это и расстраивает, полезно знать, что православные сталкивались с различными разделениями такого рода на протяжении веков. Суть в том, что Православие делает упор на соборный подход к управлению, когда речь идет о решении важных вопросов церковной жизни, таких как будущее Православия в Украине (и, если уж на то пошло, в Соединенных Штатах).

Этот сложный церковный вопрос потребует времени. Мой совет: никогда не игнорируйте древнюю Антиохийскую церковь.

ПЕРВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ: Карта со страницы Reddit на тему «Создание Киевской Руси».

вещей, которые вы могли не знать о «Киевской Руси»

В наши дни Толкин не пользуется особой популярностью среди определенных читателей и издателей фэнтези. Быть названным «толкиновским» может быть даже слегка оскорбительно, как бы странно это ни звучало. Тем не менее, Толкин бросает тень на этот жанр, не в последнюю очередь потому, что он основывал свой воображаемый мир на реальной истории. В наше время всякое хорошее фэнтези берет за основу какую-нибудь реальную историческую культуру, будь то Китай для Гая Гавриэля Кея или древний Египет для Н. К. Джемисина.

Раннесредневековая Россия, период времени, называемый «Киевская Русь», является историческим местом действия моего фантастического мира. Это период времени, окутанный мифами, что делает его идеальным местом для эпического фэнтези. Тем не менее, существует достаточно реальной истории, чтобы обосновать эту фантазию суровой реальностью. Мне особенно нравится читать о случайных исторических фрагментах, которые затерялись в трещинах. Многие из них сами по себе являются маленькими историями. Вот несколько неожиданных фактов о том полумифическом времени.

Я уверен, что хотя бы некоторые из этих отрывков попадут в мои романы…

Неожиданные факты о «Киевской Руси»

Оказывается, «Киевской Руси» как таковой никогда не существовало. Название было изобретением 19 го века, которое соответствовало националистическим идеалам Российской империи. Он был призван вызвать в памяти древнее прошлое, когда разные города были объединены под властью одного «Великого князя». На самом деле княжества были независимы, разделены и постоянно находились в состоянии войны. Несмотря на то, что титул «Великий князь» был желанным, он был не более чем почетным.

Православные церкви с… органами?

Получается, что в России, стране, известной колокольным звоном, изначально в храмах могли быть органы, а не колокола. Колокола были только в крупных церквях крупных городов. Хотя следует отметить, что доказательства этому скудны. Одним из единственных указаний на это является фреска в древнем Софийском соборе в Киеве, на которой изображены шуты, играющие на органах в церкви. (Правда, не самое надежное доказательство!)

Как выглядели первые русские князья?

Есть определенный «образ», которым владеют в воображении русские князья — высокие, златовласые, голубоглазые. На самом деле, наверное, это было совсем не так. Киев и другие княжества с самого начала практиковали политические браки. Выбирались не только западноевропейские невесты, но и невесты из различных кочевых азиатских племен, постоянно притеснявших русские города. Так что иногда русские князья выглядели отчетливо неевропейскими.

Вече: демократическое собрание?

Русское народное воображение канонизировало вече, демократическое собрание горожан, избиравшее правителей в некоторых городах, особенно в Новгороде. На самом деле в этом было мало «демократии». Большинство людей в городах не были свободными людьми и не имели никаких гражданских прав. Большую часть времени демократическое «вече» представляло собой не более чем совет дворян.

Рабство?

Да, это малоизвестный факт, но одним из основных источников дохода на древней Руси было рабство. Продажа иностранных военнопленных в рабство была обычной практикой, но некоторые князья даже продавали в рабство других славян. Особой желанностью на восточных невольничьих рынках пользовались пленные славяне. Арабские рукописи десятого и одиннадцатого веков очень подробно описывают, как славянские рабы путешествовали из Руси в Халифат и Средиземноморье. Часто случалось, что если вы были должны деньги кому-то вышестоящему в пищевой цепочке, он мог законно продать вас работорговцам. Может показаться странным, что христианский народ продавал рабов, но на самом деле большинство городов Руси оставались языческими как минимум до XII века.

Киев — Третий Рим

До нашествия монголов Киев был чудом древнего мира. Он был больше одной квадратной мили (огромный для своего времени и места). Были сотни церквей. Это был первый город на Руси, в котором были организованы улицы и кварталы. Это впечатлило как европейских, так и арабских посетителей. Некоторые византийцы даже сравнивали его (явно гиперболизируя) с самим Константинополем. Но почти ничего не осталось от того славного времени, все было разрушено монголами и последующими войнами. Остались только церковь Святой Софии и несколько реконструированных ворот.

Кириллица никогда толком не использовалась

Ну, это не совсем так. Письменность, созданная св. Кирилла и Мефодия, которая была первоначальной «кириллицей» (теперь называемой глаголицей), так и не получила широкого распространения. Однако этот алфавит использовался как кодовый язык даже после того, как люди перестали использовать его в качестве письменного языка. Первым историческим появлением того, что сегодня называется кириллицей, было загадочное слово («горушна») на глиняной урне. Никто не знает, что означает это слово, даже сегодня.

Алкоголизм не является исторически русской чертой

Употребление крепкого алкоголя вообще не было чем-то, что относилось к ранним русским. Даже вино появилось в общем употреблении только после монгольского нашествия (13 й век и далее). Ведь в Киеве даже пивоварен не было! Какими бы «алкогольными» напитками ни пользовались — медовухой и квасом — крепость редко превышала 1–2 %.

Что касается еды, то простые люди никогда не ели некоторых вещей, без которых мы не можем жить: масла, сахара, даже горчицы.