Скульптор родина мать: Музей заповедник «Сталинградская битва»

«Ну они и заткнулись». Он ответил, почему у Родины-Матери открыт рот › Статьи › 47новостей из Ленинградской области

Ее задумывали при Сталине, возводили при Хрущеве, а открыли при Брежневе. С высоты своего 85-метрового роста она по-прежнему зовет.  

У нас она — одно из «семи чудес России». А вот ведущий мировой новостной портал Business Insider включил ее в рейтинг «самых абсурдных строений советской эпохи». Родине-Матери – 55 лет.

Братские могилы на вершине Мамаева кургана в первые послевоенные годы. Ист. фото — mamaev-hill.ru

Война еще продолжалась, когда Москва объявила о конкурсе на лучший проект памятника героям Сталинграда. Принять участие могли все желающие: не только архитекторы и скульпторы, но и фронтовики, труженики тыла, сами сталинградцы присылали свои эскизы через военно-полевую почту. Разброс идей был огромен: от предсказуемой колонны, увенчанной ростовой фигурой Сталина, до 150-метровой «пирамиды Хеопса» с каркасом из переплавленных немецких танков из которой торчат огромные автоматы ППШ. Но все доверили скульптору Евгению Вучетичу.

В наши дни коллекционеры готовы заплатить несколько десятков тысяч долларов за эту, выпущенную ограниченным тиражом, раритетную статуэтку. Ист. фото — anna-08.tourister.ru

Уже в июле 1941-го он записался добровольцем в ополчение Фрунзенского района Москвы, через месяц оказался на передовой. Поначалу рядовым, затем командиром стрелкового отделения участвовал в жутких боях под Ельней. Далее назначен художником дивизионной газеты. В начале 1942-го, на Волховском фронте попал под артобстрел, оказался в госпитале с сильнейшей контузией, последствия которой мучили его всю оставшуюся жизнь.

Рассказывает Евгений Вучетич, внук: «После капитуляции Германии дед поехал в Берлин в звании капитана. Сделал там бюсты Жукова и Рокоссовского… При всей своей известности он никогда не был придворным скульптором». (ист. – «Союзное вече», №7(830), 2019).

Прототипом «Воина-Освободителя» послужил советский солдат, сибиряк Николай Маслов, который во время уличных боев в Берлине, спас немецкую девочку. Ист. фото — historyopinion.com

В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине открыли памятник советским воинам, погибшим в ходе штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» авторства Вучетича установили в Трептов-парке, примерно в том месте, где еще в 1937-м Гитлер планировал соорудить пафосный Дворец Победы. Своей, разумеется. В итоге элементы конструкции, некогда предназначавшиеся для нацистского мемориала, пошли на отделку памятника-ансамбля воинам Советской армии. По одной из версий, идея поменять скульптурному советскому бойцу автомат на меч принадлежала лично тов. Сталину.

«Вучетич снял целлофан с фигуры солдата. Сталин скупо улыбнулся и сказал:
— Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина на высоком могильном холме… Пусть этот великан в бронзе, победитель несет на своей груди девочку — светлые надежды народа, освобожденного от фашизма.
Потом добавил:
— Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат — утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем, меч. Согласны?..
— Дайте подумать, — ответил Вучетич.
— Думать никому не запрещено. Думайте. Желаю успеха… Возражений не слышу. Да и нет в них нужды…»
(ист. – В.В. Суходеев, «Сталин. Военный гений», М., 2005)

26-метровый монумент Сталина воздвигнут при жизни Вождя на верхней террасе высокого берега Волги при входе в канал Волго-Дон. В апреле 1973 года на пустовавшем постаменте появилась статуя Ленина, работы все того же Вучетича. Это самый большой и самый тяжелый (9 тыс. тонн) сохранившийся памятник Ильичу. Ист. фото — nash-sssr.ru

К отложенному на неопределенный срок решению о создании мемориального памятника-ансамбля в Сталинграде советское правительство вернулось в 1958-м. Уже после смерти «Отца народов». К тому времени Вучетич являлся безоговорочным авторитетом, лауреатом пяти Сталинских премий, академиком АХ СССР. Помимо многочисленных малых скульптурных форм, по его проектам, в частности, воздвигнуты самый большой в Советском Союзе памятник Сталину на Волго-Доне (1952) и печально известный памятник Дзержинскому на Лубянке (1958). Больше того: дерзновенно созданная Вучетичем по откровенно библейским мотивам скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала» (1957) удостоилась Гран-при на выставке в Брюсселе, после чего была подарена правительством СССР Организации Объединенных Наций и установлена перед зданием ее штаб-квартиры в Нью-Йорке. Где, к слову, и стоит.

Рассказывает скульптор Евгений Вучетич (1908-1974): «Я только трижды обращался к мечу. Один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Натурщиком выступил олимпийский чемпион по вольной борьбе киевлянин Борис Гуревич, впоследствии эмигрировавший в США. Ист. фото — rossaprimavera.ru

Работы на Мамаевом кургане планировалось завершить к знаковой круглой дате – 20-летию Победы. Не успели. Пришлось отодвинуть сроки на полувековой юбилей Октябрьской революции. А все потому, что сложности возникли уже на нулевом цикле строительства.

До войны это был Мамаев бугор. На фронтовых картах – «высота 102,0». Она имела важнейшее стратегическое значение, поскольку занимала господствующее положение над центральной частью Сталинграда — сверху хорошо видны переправы через Волгу, промышленные объекты, вокзал. Тот, кто владел этой высотой, владел городом. Бои за Мамаев продолжались 135 дней, за буквально каждый квадратный метр.

Найденные останки погибших советских воинов захоранивали на расположенных ниже вершины террасах. Так образовалось огромное кладбище, и тогда Мамаев стал именоваться не бугром, а курганом.

Образ Родины-матери родился гораздо раньше. Агитационный плакат «Родина-мать зовёт!» был создан художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года. Ист. фото — back-in-ussr.com

На момент начала строительства официально была утверждена двухфигурная композиция основного монумента, который требовалось установить на вершине Мамаева кургана. Но… Некоторое время спустя, невзирая на то, что проект был согласован с огромным количеством смежных ведомств и инстанций, Вучетич пришел к выводу, что все надо делать не так — композиция должна быть однофигурной.

Рассказывает Евгений Вучетич, внук: «Дед изначально предложил композицию из двух фигур: женщина со снопом и знаменем в руках, а перед ней стоит, преклонив колено, солдат, ее сын, и отдает матери меч. Некое продолжение монумента в Трептов-парке. Памятник виделся богатым — камень, бронза. Начали строить…  Запротестовали скульпторы, работавшие вместе с дедом. «Ну сам подумай, Евгений Викторович, — доказывали они. — Сталинград — сражение переломное, все правильно. Но до Победы еще 2,5 года кровавых сражений, а у нас сын уже приходит домой. Не вяжется».

И это было далеко не единственное изменение. Наконец, Вучетич придумал новое решение. В свою очередь Хрущев выкатился к скульптору с личной просьбой: хорошо бы, чтоб наша Родина-мать была повыше ихней статуи Свободы; перегоним, так сказать, Америку. Вучетич пожелание генсека учел, и с былых 36 метров скульптуру разогнали до 52. А если считать от кончика острия поднятого в правой руке меча – так и все 85. Опять же, в отличие от заморской, скучновато-статичной Свободы, наша Мать изображена в экспрессии, в движении.

По одной из версий, женскую фигуру Вучетич лепил со спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо позаимствовал у собственной супруги. Ист. фото — back-in-ussr.com

От богатых камня и бронзы пришлось отказаться: подсчитали, прослезились, дорого. Так что «Родина-мать зовёт!» — первый железобетонный памятник в СССР. После войны, когда восстановление страны шло полным ходом, железобетон был самым дешевым строительным материалом. Чтобы обеспечить бесперебойное строительство, в 40 км от Сталинграда быстренько построили завод по производству бетона. Машин-бетомешалок в ту пору еще не было, и чтобы бетон не успевал затвердеть, грузовые машины круглосуточно мотались непрерывной колонной – туда-сюда.

Считается, что при создании «Родины-матери» Вучетич невольно держал в голове образ знаменитой античной статуи богини победы Ники Самофракийской, которая точно также призывала своих детей дать отпор захватчикам. Ист. фото — two-worlds.ru

А вот 33-метровый меч создавали по авиационной технологии из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Впоследствии выяснилось, что огромная масса (14 тонн) и высокая парусность меча вызывают его сильное раскачивание на ветру. Так что спустя 5 лет после открытия монумента клинок заменили другим – полностью состоящим из нержавейки, с отверстиями в верхней части меча.

Ист. фото — totamtotut.ru

Рассказывает Надежда Ложечкина, экскурсовод по мемориалу «Мамаев курган» с 40-летним стажем: «Внучка одной графини, дальней родственницы графа Витте, эмигрировавшей в США, спросила у меня, что кричит «Родина-мать» и не матерные ли это слова. Бабушка девушки тут же покрылась пятнами». (ист. – «Какие вопросы задают иностранцы на Мамаевом кургане» //АиФ-Волгоград,17.02.2015)

А в свое время о том, что кричит Родина-мать, скульптор Вучетич рассказал своему приятелю, знаменитому физику-теоретику, а по совместительству диссиденту и правозащитнику Андрею Сахарову. Мол-де, вызвали его однажды к начальству и спрашивают: «Почему у женщины открыт рот, ведь это некрасиво?» А я им отвечаю: «Потому что она кричит: «За Родину… мать вашу!» Ну, они и заткнулись».

Монумент никак не закреплен: он устойчив за счет собственного огромного веса. Как, к примеру, Александровская колонна на Дворцовой. Ист. фото — uploader-photo.ru

Церемония открытия монумента состоялась 15 октября 1967 года. На тот момент это была самая высокая статуя в мире. В наши дни ее переросли индийская Статуя Единства (с постаментом – 240 м), японский, китайский и бирманский Будды, а также два творения господина Церетели: московские Пётр I и монумент Победы на Поклонной горе.

В апреле 2015 года Business Insider включил монумент «Родина-мать зовёт!» в рейтинг «самых абсурдных строений советской эпохи, которые до сих пор стоят». Однако пояснений, в чем, собственно, заключается абсурдность, дано не было. После того, как в Сети поднялась волна негодования, Родина-мать быстренько из него исчезла, а ее место заняло здание гостиницы «Салют» в Киеве. Опять-таки – безо всякой аргументации.

Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области — подписывайтесь на канал 47news в Telegram

Реставраторы подарят «Родине-матери» еще 50 лет

15 октября 2017
22:00

Вести недели

Исполнилось 50 лет со дня открытия на Мамаевом кургане в Волгограде одного из самых известных монументов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне – «Родина-мать зовет!». Продолжается реставрация 85-метрового монумента.

Исполнилось 50 лет со дня открытия на Мамаевом кургане в Волгограде одного из самых известных монументов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне — «Родина-мать зовет!». Продолжается реставрация 85-метрового монумента. Пока работы идут внутри гигантской скульптуры.

Мамаев курган — огромная братская могила. Здесь лежат тысячи защитников Сталинграда. Самая кровопролитная битва в истории человечества — с ужасающим по своим размерам списком погибших. Каждый сантиметр этой земли пропитан кровью.

Стояли насмерть за Родину-мать, за город на Волге, за высоту-102, где случился коренной перелом в Великой Отечественной. После историки подсчитают: до тысячи пуль и осколков упало на каждый квадратный метр кургана. У местных жителей в памяти — израненные склоны, на которых еще несколько лет после боя не росла трава.

Увековечить подвиг солдат в 50-х доверили Евгению Вучетичу. Скульптор вспоминал, как слушал фронтовые воспоминания офицера, а воображение уже рисовало будущий монумент. Мастер назвал «Родину-мать» делом всей жизни. Творил сутками. Выдержать такое могла только жена. Именно она позировала скульптору.

«Мой дед просил Веру Владимировну изображать крик. Это было тяжело делать, но он был реалист, ему нужно было запечатлеть реальное движение лица, глаз, гнев», — рассказал Евгений Вучетич, внук скульптора Е. В. Вучетича.

Здесь на верху в любую погоду ветрено. Специфику местной розы ветров проектировщики не учли. Алюминиевый меч расположили плашмя к потоку, и очень быстро он начал разрушаться. Над округой стоял жуткий гул. Через пять лет после открытия клинок решили заменить на стальной. Вверху сделали специальные отверстия, чтобы уменьшить парусность.

Группа маститых архитекторов — фронтовики. Забывая про регалии, не гнушались грязной работы. Старались для погибших однополчан. В 60-х были солдатами-срочниками. Их активно привлекали к стройке.

Бюджет был несопоставим с размахом. Денег на памятник из бронзы или гранита не выделили. Хватило на цемент. Так и стала «Родина-мать» первой в СССР железобетонной скульптурой.

«Бетон шел круглосуточно, работали в три сменны. Прерывать процесс бетонирования нельзя было. Их пропускали свободно, зеленая улица была. Если чуть простоял бетон, его выбрасывали», — вспоминает Александр Варнавский, строитель памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

«Пропускали свободно» — это про самосвалы. Гаишники не трогали машины, которые неслись с цементного завода на Мамаев курган.

Елена Демина — дочь одного из соавторов проекта — архитектора Вениамина Демина — росла вместе с монументом «Родина-мать», который столичные авторы строили на Волге восемь лет. По ее словам, жили практически в землянках, ничего не было.

Для стройки многое приходилось выбивать. Так, перед самым открытием курган мог остаться без подсветки. Фонарей не хватало. Договариваться с заводами отправили Валентину Клюшину. Заслуженный строитель России вспоминает, как взяла микрофон в цеховой радиорубке и буквально умоляла калининградских рабочих сделать прожекторы внеурочно.

«Я чуть не плакала. В итоге первая смена остается во вторую, вторая — в третью. Утром во дворе стояли 25 ящиков, на которых было написано: «Во славу Сталинграда», — вспоминает Клюшина.

15 октября 1967 года на Мамаевом кургане — людское море. Открывать «Родину-мать» пришел, казалось, весь Волгоград. Приехал генсек, выступал воевавший под Сталинградом маршал Чуйков. К слову, перед смертью в письме в ЦК военачальник писал, что хочет лежать со своими солдатами. У подножия монумента он и был похоронен.

Высота «Родины-матери» от пят до макушки — 52 метра, с мечом — все 85. На момент открытия это был самый большой монумент на планете.

«Работа проделана колоссальная и уникальная. Такого литья в мире нет. Нужно отдать должное, специалисты были отличные, конструкторы. Это мегасложная работа была», — сказал Сергей Сирота, руководитель проекта реставрации памятника «Родина-мать зовет!».

«Родине-матери» — 50. Возраст, конечно, сказывается. Ее главная болезнь — трещины. Они не критичны, но есть в каждой части бетонного тела. Специалисты их нумеруют, чтобы не запустить и вовремя вылечить. Принято решение о замене и нескольких стальных канатов, которые скрепляют монумент весом в восемь тысяч тонн.

Каждый канат пронумерован. Всего их — 117. К фундаменту постамент не приклеен и не прикручен. Свободно стоит, как фигура на шахматной доске. Так грамотно распределен центр тяжести. Наклон туловища, положение рук, даже развивающийся шарф — все это — красивые противовесы. Взглянуть на чудо конструкторской мысли и поклониться павшим ежегодно приходят 2 миллиона человек.

Мамаев курган открыт и сейчас, в разгар реконструкции. Реставраторы говорят, что смогут продлить срок службы монумента еще на 50 лет.

общество
новости

Лазерное сканирование скульптуры «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде, Россия

В декабре 2015 года компания ООО «Триметари Консалтинг» выполнила лазерное сканирование всемирно известной скульптуры «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде, Россия. Статуя имеет высоту 85 м, на момент создания это была самая высокая скульптура в мире. На сегодняшний день работа скульптора Евгения Вучетича и инженера Николая Никитина является самой высокой статуей России и Европы.

Памятник, построенный в период с 1959 по 1967 годы, является центральной частью триптиха, в который также входят скульптуры «Тыл-Фронт» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине. Понятно, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной в Сталинграде и брошен после Победы в Берлине.

 

«Родина-мать» — первый в СССР монумент, полностью выполненный из предварительно напряженного бетона. Памятник вообще не закреплен: он стоит на фундаменте глубиной 16 м за счет собственного веса. Жесткость каркаса полой скульптуры поддерживают более 100 металлических тросов.

Родина-мать стоит на обводненной толще так называемых майкопских глин, которые медленно, но верно «сползают» в сторону Волги. Кроме того, на этом склоне с довоенных времен располагались закопанные в землю огромные резервуары для воды. Один из них дал заметную течь прямо к основанию памятника. Земля под памятником затоплена настолько, что вода дошла до основания, в состоянии фундамента есть нарушения.

Расчетное максимальное значение горизонтального смещения памятника составляет 260 миллиметров. По словам бывшего заместителя директора Мемориального комплекса на Мамаевом кургане Валентины Клюшиной, по результатам работы последней комиссии крен составил 75% от расчетно-допустимого — 221 миллиметр. То есть оставшееся значение составляет всего 38 миллиметров.

Отклонения статуи от строго вертикальной оси происходят с 1966 года – времени строительства и самого первого обследования. Если с 1966 по 1970 год отклонение составляло 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 год — 60 миллиметров. К 1999 году он прибавил 33 миллиметра, а в 2000-2008 годах еще 16. — Увеличение крена связано с тем, что в бывшей охранной зоне памятника активно возводятся новые объекты: огромный торговый комплекс, были построены автозаправочные станции, высотные дома, что сильно изменило геологию окружающей территории.

 

Лазерное сканирование скульптуры выполнено сканером Leica ScanStation C10. Работа над проектом состояла из двух этапов: полевой (лазерное сканирование) и камеральной обработки (взаимное уравнивание данных сканирования, контроль качества). За неполные два дня полевых работ была отсканирована сама скульптура и насыпь, на которой она установлена. Конечная плотность составила 2 см между точками на уровне головы скульптуры. Лазерный сканер Leica C10 позволил снять памятник достаточно ровно, без провалов в плотности, включая самую неудобную зону – правую руку скульптуры с поднятым мечом. Небольшие углы отражения в совокупности с низким альбедо часто являются проблемой для сканеров, но в данном случае плотность в районе вершины меча хоть и уменьшилась, но в целом осталась в пределах требований заказчика.

Результат обмера архитектурного памятника – облако точек – с одной стороны позволяет зафиксировать текущее состояние сооружения, произвести виртуальную консервацию, сохранить для будущих поколений максимально подробное геометрическое описание уникального памятника. С другой стороны, облако точек является исходной информацией для геодезического мониторинга высотных сооружений, позволяет измерять перемещения не только в нескольких фиксированных точках, но и на всей поверхности. А затем использовать это описание для визуализации и анализа перемещений и деформаций объекта.

Родина: Форт Салем (сериал 2020–2022) — «Художественный отдел» в титрах

Фрэнк Хонг

концепт-художник (30 серий, 2020-2022)


Дэвид Гудман

хозяин собственности (20 серий, 2020-2021)


Джонатан Стэмп

художник-график/иллюстратор (10 серий, 2020-2021)


Ташия Вонг

помощник управляющего недвижимостью (5 серий, 2020-2022)


Питер Боднарус

курирующий арт-директор (10 серий, 2020)


Дана Найхолт

Декоратор (10 серий, 2020)


Джексон Смит

художник-постановщик (10 серий, 2020)


Росс Уолш

координатор строительства (10 серий, 2020)


Марк Чинк

Строительный прораб / строительный прораб (5 серий, 2021)


Дрю Харди

ведущий плотник (10 серий, 2021)


Шеннон МакАртур

помощник арт-директора (4 эпизода, 2021)


Деннис Симард

помощник декоратора (10 серий, 2021)


Трейси Сушески

координатор художественного отдела / художественный координатор (4 эпизода, 2021)


Уоррен Данлоп

координатор строительства (10 серий, 2022)


Каролина Грант

хозяин собственности (10 серий, 2022)


Моник Мис

координатор по окраске (10 эпизодов, 2022)


Эрин Надь

Ассистент художественного отдела (10 серий, 2022)


Патрик Латариус

координатор строительства (9 серий, 2021)


Марго Качинска Маккензи

координатор по окраске (5 эпизодов, 2021)


Джарот Нойфельд

Декоратор (3 эпизода, 2020)


Колин Дж.