Битва при доростоле 971 год википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Битва при Доростоле (968)

Вызов:

Википедия

Август 03, 2021

У этого термина существуют и другие значения, см. Битва при Доростоле.

Битва при Доростоле — сражение, состоявшееся весной 968 года близ болгарского города Доростола (ныне Силистра), в котором древнерусское войско под предводительством киевского князя Святослава Игоревича одержало победу над войском Болгарского царства. После известия о поражении болгарский царь Пётр I отрёкся от престола. Вторжение русского князя Святослава стало тяжёлым ударом для Болгарского царства, которое до 971 года уступило свои восточные земли Византийской империи.

Осада Доростола
Основной конфликт: Походы Святослава на Болгарию
Дата весна 968
Место близ Силистры
Итог русская победа
Противники

Болгарское царство

Древнерусское государство

Командующие

неизвестно

Святослав Игоревич

Силы сторон

30 тысяч

60 тысяч

Содержание

  • 1Предыстория конфликта
  • 2Битва
  • 3Последствия
  • 4Примечания
  • 5Литература

Начиная 940-х годов мадьяры начали совершать регулярные набеги на Болгарию. Несмотря на подъём Болгарии, признание его царём византийцами, которые не признавали ранее правителей Болгарии царями, царь Пётр I оказался не в состоянии остановить венгров. Поскольку византийцы не пожелали оказать какую-либо помощь, он, наконец, заключил с мадьярами союз, дав им возможность прохода через свои владения для нападений на византийскую Фракию. В ответ на это византийский император Никифор II Фока с помощью богатых даров сподвиг Святослава, который, как писал В. Н. Татищев, и без этого был недоволен вмешательством дунайских болгар во внутренние дела подвластной ему Хазарии, на поход в Болгарию.

Согласно использовавшему не дошедшие до нас исторические источники В. Н. Татищеву, по пути Святослав встретил на Днестре очень сильное войско дунайских болгар, хазар, касогов и ясов и вынужден был отклониться от маршрута и двинуться вверх по Днестру, чтобы для победы соединиться с войском союзных ему венгров.

Святослав привёл 60 тысяч воинов и начал свою кампанию на Дунае только в начале весны 968 года. Столкновение с болгарским войском, насчитывавшим 30 тысяч человек, произошло близ Доростола. Бой продолжался весь день. В результате болгары были разбиты и отступили к Доростолу, выдержав в нём осаду.

Русское войско продолжало поход, и хотя ему не удалось взять Доростол, оно захватило 80 других крепостей. Из-за вестей об осаде Киева печенегами Святослав Игоревич был вынужден возвратиться на Русь. Однако уже на следующий год он вернулся и разорил восточноболгарские земли.

  1. Татищев В. Н.
  • Колектив и Пейчев Атанас. 1300 години на стража, Военно издателство, София 1984.
  • Йордан Андреев, Милчо Лалков. Българските ханове царе и, Велико Търново, 1996.
  • Божидар Димитров. Българите-първите европейци, София, 2002.

Битва, при, Доростоле, этого, термина, существуют, другие, значения, см, Битва, при, Доростоле, Битва, при, Доростоле, сражение, состоявшееся, весной, года, близ, болгарского, города, Доростола, ныне, Силистра, котором, древнерусское, войско, под, предводитель. U etogo termina sushestvuyut i drugie znacheniya sm Bitva pri Dorostole Bitva pri Dorostole srazhenie sostoyavsheesya vesnoj 968 goda bliz bolgarskogo goroda Dorostola nyne Silistra v kotorom drevnerusskoe vojsko pod predvoditelstvom kievskogo knyazya Svyatoslava Igorevicha oderzhalo pobedu nad vojskom Bolgarskogo carstva Posle izvestiya o porazhenii bolgarskij car Pyotr I otryoksya ot prestola Vtorzhenie russkogo knyazya Svyatoslava stalo tyazhyolym udarom dlya Bolgarskogo carstva kotoroe do 971 goda ustupilo svoi vostochnye zemli Vizantijskoj imperii Osada DorostolaOsnovnoj konflikt Pohody Svyatoslava na BolgariyuData vesna 968Mesto bliz SilistryItog russkaya pobedaProtivnikiBolgarskoe carstvo Drevnerusskoe gosudarstvoKomanduyushieneizvestno Svyatoslav IgorevichSily storon30 tysyach 60 tysyach Soderzhanie 1 Predystoriya konflikta 2 Bitva 3 Posledstviya 4 Primechaniya 5 LiteraturaPredystoriya konflikta PravitNachinaya 940 h godov madyary nachali sovershat regulyarnye nabegi na Bolgariyu Nesmotrya na podyom Bolgarii priznanie ego caryom vizantijcami kotorye ne priznavali ranee pravitelej Bolgarii caryami car Pyotr I okazalsya ne v sostoyanii ostanovit vengrov Poskolku vizantijcy ne pozhelali okazat kakuyu libo pomosh on nakonec zaklyuchil s madyarami soyuz dav im vozmozhnost prohoda cherez svoi vladeniya dlya napadenij na vizantijskuyu Frakiyu V otvet na eto vizantijskij imperator Nikifor II Foka s pomoshyu bogatyh darov spodvig Svyatoslava kotoryj kak pisal V N Tatishev i bez etogo byl nedovolen vmeshatelstvom dunajskih bolgar vo vnutrennie dela podvlastnoj emu Hazarii na pohod v Bolgariyu 1 Soglasno ispolzovavshemu ne doshedshie do nas istoricheskie istochniki V N Tatishevu po puti Svyatoslav vstretil na Dnestre ochen silnoe vojsko dunajskih bolgar hazar kasogov i yasov i vynuzhden byl otklonitsya ot marshruta i dvinutsya vverh po Dnestru chtoby dlya pobedy soedinitsya s vojskom soyuznyh emu vengrov 1 Bitva PravitSvyatoslav privyol 60 tysyach voinov i nachal svoyu kampaniyu na Dunae tolko v nachale vesny 968 goda Stolknovenie s bolgarskim vojskom naschityvavshim 30 tysyach chelovek proizoshlo bliz Dorostola Boj prodolzhalsya ves den V rezultate bolgary byli razbity i otstupili k Dorostolu vyderzhav v nyom osadu Posledstviya PravitRusskoe vojsko prodolzhalo pohod i hotya emu ne udalos vzyat Dorostol ono zahvatilo 80 drugih krepostej Iz za vestej ob osade Kieva pechenegami Svyatoslav Igorevich byl vynuzhden vozvratitsya na Rus Odnako uzhe na sleduyushij god on vernulsya i razoril vostochnobolgarskie zemli Primechaniya Pravit 1 2 Tatishev V N Rus domoskovskayaLiteratura PravitKolektiv i Pejchev Atanas 1300 godini na strazha Voenno izdatelstvo Sofiya 1984 Jordan Andreev Milcho Lalkov Blgarskite hanove care i Veliko Trnovo 1996 Bozhidar Dimitrov Blgarite prvite evropejci Sofiya 2002 Istochnik https ru wikipedia org w index php title Bitva pri Dorostole 968 amp oldid 104121681, Википедия, чтение, книга, библиотека, поиск, нажмите,

истории

, книги, статьи, wikipedia, учить, информация, история, секс, порно, скачать, скачать, sex, seks, porn, porno, скачать, бесплатно, скачать бесплатно, mp3, видео, mp4, 3gp, jpg, jpeg, gif, png, картинка, музыка, песня, фильм, игра, игры

Когда, почему и как празднуют Масленицу

9 марта 2021

Ликбез

Праздники

История славянского праздника и инструкция для тех, кто хочет провести его по всем правилам.

Что такое Масленица и когда её празднуют

Масленица — традиционное празднование прихода весны, распространённое среди славянских народов. Даты Масленицы зависят от того, на какой день приходится Пасха, и поэтому меняются каждый год. В 2021 году это неделя с 8 по 14 марта.

Традиция шумно отмечать конец зимы характерна для многих католических европейских стран: в Италии и Германии проводят пышные карнавалы, а жители Восточной Европы празднуют очень похожий на Масленицу трёхдневный Мясопуст.

Как появился праздник

Большинство масленичных традиций связаны с языческими культами, но сейчас праздник у многих людей ассоциируется с началом православного Великого поста. История Масленицы объясняет такое причудливое сочетание.

Для чего язычники праздновали Масленицу

У историков и фольклористов есть несколько версий происхождения праздника. Часть исследователей связывает его с днём весеннего солнцеворота, или равноденствия. До конца XV века в это время отмечали приход нового года.

По другой версии масленичные гуляния возникли благодаря празднованиям в честь славянского бога земледелия и скотоводства Велеса. Они как раз приходились на конец февраля. В эти дни было принято готовить выпечку, молиться о богатом урожае, сохранности скота и семейном благополучии.

Есть и более мрачная теория, согласно которой Масленица — это своеобразный поминальный обряд. Об этом говорят праздничные обычаи, характерные для тризны: посещение кладбищ, обильные застолья и кулачные бои. Перед началом весны нужно было вспоминать умерших и просить их о хорошем урожае. Согласно верованиям славян, они находились в другом мире и могли повлиять на плодородность почвы.

Г. И. Семирадский «Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году», 1884. Изображение: Wikimedia Commons

Вне зависимости от теории очевидно, что этот праздник с древними корнями был очень любим в народе и отмечали его всегда широко. Пословица «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи» довольно точно отражала отношение людей к торжеству.

Как Масленица связана с христианством

Ритуальное сжигание чучела, хороводы и обильные застолья остаются для многих главными атрибутами праздника. И всё это не имеет ничего общего с христианством. Участие православных в любых языческих гуляниях порицалось, а священников за такой проступок могли лишить сана. Сейчас отношение представителей церкви к празднику намного смягчилось, но они по‑прежнему призывают не связывать Масленицу с христианством.

Неделя перед Великим постом у православных называется Сырной седмицей. Связана она не с праздником и весельем, а с покаянием и воздержанием. В это время верующим следует готовиться к говению: читать молитвы, посещать богослужения и отказаться от мяса. Основой рациона и главным источником белка для них всю неделю были молочные продукты — отсюда и её название.

Народная же любовь к Масленице была настолько крепка, что праздник не исчез, а как бы наложился на Сырную седмицу даже после повсеместного распространения христианства на Руси.

Почему на Масленицу принято готовить блины

С детства нам известно, что круглый и румяный блин символизирует солнце, возвращающееся после зимы. Но учёные считают, что эта распространённая трактовка безосновательна. И с уверенностью ответить, почему блюдо стало главным на праздничном столе, нельзя.

Фольклористы предполагают, что блины попросту были популярной и лёгкой выпечкой для торжеств. Например, их традиционно готовили на тризну, что тоже свидетельствует в пользу «поминальной» теории происхождения Масленицы. Ещё по древнему обычаю первый масленичный блин был «за упокой»: его отдавали нищим или просто клали на окно, чтобы почтить память усопших.

Исконно русскими считаются не тонкие, а дрожжевые толстые блины. Часто их делали на гречневой и ржаной муке.

Дрожжевые блины. Изображение: chudo2307/ Depositphotos

Приготовление опары для праздничных блинов было целым ритуалом. В некоторых регионах для неё использовали талый снег. Хозяйки замешивали опару ночью и с помощью заговоров просили у месяца, чтобы тесто получилось пышным.

Интересно, что не во всех славянских странах на Масленицу пекут блины. Например, в Беларуси и на Украине к праздничному столу лепят вареники.

Зачем на Масленицу сжигают чучело

Ещё один символ праздника — соломенная кукла, которую в конце недели сжигают на костре. Чучело Масленицы чаще всего делают в виде женщины, хотя в Витебской области на праздник мастерят и хоронят деда.

Куклу из соломы и подручных материалов украшают, наряжают в старую одежду и устанавливают на высокий шест. К концу масленичной недели чучело сжигают или закапывают.

Горящее чучело. Изображение: Ruslan117/ Depositphotos

Похожие ритуалы проводятся во время народных праздников в разных странах Европы. По мнению некоторых учёных, чучело олицетворяет смерть и возрождение всей природы или конкретного божества — как правило, связанного с сельским хозяйством.

Каждый год с наступлением весны старую, отжившую солому сжигали, возвращая её земле. А она взамен должна была возродиться и принести плоды. Поэтому иногда остатки чучела разбрасывали по полям и клали в ясли для скота, чтобы урожай и приплод были лучше.

Также есть теория, по которой кукла рассматривается как воплощение зимы, нечисти, смерти и болезней. Её сжигают, чтобы очиститься и избавиться от всех скопившихся бед.

Как принято проводить масленичную неделю

Масленица делится на узкую и широкую. Первая длится три дня и посвящена подготовке к празднику, а вторую полностью занимают застольями и гуляниями. Работать на широкую Масленицу было не принято. Для каждого дня есть определённые традиции и обряды. Некоторые из них несложно повторить и сейчас.

Понедельник. Встреча

В первый день узкой Масленицы планировали всю неделю: решали, кто к кому и когда пойдёт в гости, в каких гуляниях будет участвовать. В понедельник начинали готовить угощения, делали чучело, строили качели, снежные горки и другие праздничные аттракционы.

Вторник. Заигрыш

Во вторник все катались с горок и устраивали обеды с блинами и сладостями. Молодые люди во время этих развлечений присматривали себе пару, чтобы посвататься и через несколько месяцев сыграть свадьбу.

Катание с горок. Изображение: hramovnick/ Depositphotos

Среда. Лакомка

В последний день узкой Масленицы было принято приходить на ужин к матери жены. Тёща угощала зятя и других родственников. Хозяйки старались продемонстрировать свои кулинарные умения и поставить на стол как можно больше разных блинов. К ним подавали сметану, икру, мёд, домашние варенья и другие начинки.

Четверг. Разгуляй

Начинается широкая Масленица. В четверг было плохой приметой заниматься работой и домашними делами. Весь день люди только веселились: играли в снежки, ходили на ярмарку, водили хороводы, устраивали скачки и спортивные соревнования. Кульминацией становился захват снежного городка.

В. И. Суриков «Взятие снежного городка», 1891. Изображение: Wikimedia Commons

Пятница. Тёщины вечёрки

На пятый день шумные гуляния немного утихали. На площадях и ярмарках оставалась в основном молодёжь.