Кто первый крестился на руси: Крещение Руси в 988 году

Поход на Корсунь князя Владимира и обстоятельства Крещения Руси

||||||

ИСТОЧНИК:   Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2021. № 9. С. 1811-1816.
РАЗДЕЛ:   Исторические науки и археология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210329

Поляков Александр Николаевич
Оренбургский государственный университет

Дата поступления рукописи в редакцию: 06.07.2021

Аннотация. Цель исследования — установить время похода князя Владимира Святославича на Корсунь и реконструировать последовательность событий, связанных с ним. Научная новизна работы заключается в обосновании новой версии событий, связанных с походом русского князя. В результате автор приходит к следующему выводу: Владимир Святославич захватил Херсонес летом или осенью 987 года. Весной 988 года, когда византийские императоры обратились к русскому князю, он находился еще в Крыму. В апреле-мае 988 года велись переговоры, а в июне русский князь крестился в Херсонесе вместе со своим шеститысячным войском и отправился в Константинополь. Там, в столице империи, Владимир женился на царевне Анне. После разгрома Варды Фоки в мае-июне 989 года Владимир отправился на Русь. Крещение Киева и его окрестностей, по всей видимости, произошло в августе-сентябре 989 года.

Ключевые слова и фразы: Мятеж Варды Фоки, Владимир Святославич, Корсунь, битва под Авидосом, Крещение Руси, rebellion of Bardas Phokas, Vladimir Sviatoslavich, Korsun, the Battle of Avidos, Christianization of Rus’

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:

  1. Абу Шуджа Ар-Рудравири. Продолжение книги испытаний народов и осуществления заданий // Древняя Русь в свете зарубежных источников: в 5-ти т. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. Т. 3. Восточные источники / сост. Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова, В. Я. Петрухин. С. 107-108.
  2. Бертье-Делагард А. Л. Как Владимир осаждал Корсунь: отдельный оттиск из «Известий Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук». СПб., 1909. Т. 14. Кн. 1. 67 с.
  3. Бибиков М. В. BYZANTINOROSSICA: свод византийских свидетельств о Руси: в 2-х т. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. Т. 2. 528 с.
  4. Богданова Н. М. О времени взятия Херсона князем Владимиром // Византийский временник. 1986. Т. 47. С. 39-46.
  5. Васильевский В. Г. Труды В. Г. Васильевского: в 4-х т. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1909. Т. 2. Русско-византийские отрывки. Вып. 1. 295 с.
  6. Голубинский Е. Е. История русской церкви: в 2-х т. М.: Изд-во Общества истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1901. Т. 1. Период первый, киевский или домонгольский. Ч. 1. 968 с.
  7. Из «Всеобщей истории» Степаноса Таронского Асохика // «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков / ред. А. Ф. Окулов и др.; вст. ст. А. Г. Кузьмина. М.: Мысль, 1988. С. 301-302.
  8. Йахйа Антиохийский. История // Древняя Русь в свете зарубежных источников: в 5-ти т. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. Т. 3. Восточные источники / сост. Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова, В. Я. Петрухин. С. 105-106.
  9. Лев Диакон. История / пер. М. М. Копыленко; комм. М. Я. Сюзюмова, С. А. Иванова; отв. ред. Г. Г. Литаврин. М.: Наука, 1988. 239 с.
  10. Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 554 с.
  11. Матвеенко В. А., Щеголева Л. И. Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола) / рус. текст, коммент., указ. М.: Богородицкий печатник, 2000. 544 с.
  12. Михаил Пселл. Хронография / пер., стат. и прим. Я. Н. Любарского. М.: Наука, 1978. 320 с.
  13. Никитин А. Л. Основания русской истории: мифологемы и факты. М.: Аграф, 2001. 768 с.
  14. Поппэ А. Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986-989 годах) // Как была крещена Русь / под ред. Л. И. Волковой. Изд-е 2-е. М.: Политиздат, 1990. С. 202-240.
  15. Рапов О. М. Русская церковь в IX — пер. трети XII в. Принятие христианства. М.: Высшая школа, 1988. 416 с.
  16. Романчук А. И. Исследования Херсонеса-Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы: в 2-х т. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. Т. 1. Античный полис. 720 с.
  17. Роменский А. А. Еще раз о причинах Корсунского похода Владимира Святославича // Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії: збірник наукових праць. Харкiв: ХНУ імені В. Н. Каразіна, 2011. Вип. 14. С. 46-52.
  18. Роменский А. А. Корсунский поход князя Владимира: обстоятельства осады и захвата города // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 1 (63). С. 5-15.
  19. Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М.: Изд-во Общества истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1915. 165 с.
  20. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира: отдельный оттиск из сб. ст. в честь В. И. Ламанского. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1906. 126 с.
  21. Якобсон А. Л. Крым в средние века. М.: Наука, 1973. 173 с.
  22. Яхъя Антиохийский. Император Василий Болгаробойца: извлечения из летописи / пер. и изд. барона В. Р. Розена. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1883. 447 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель


© 2006-2022 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация:
krav. ru

Крещение Руси и современный мир

25.07.2014

Всего четыре года назад День Крещения Руси вошел в официальный список дней воинской славы и памятных дат России. В этот день 28 июля Русская Православная церковь всегда отмечала день памяти киевского князя Владимира, почитаемого равноапостольным крестителем Руси. Праздник этот широко отмечается не только в России, но и в Беларуси и на Украине.

Всего четыре года назад День Крещения Руси вошел в официальный список дней воинской славы и памятных дат России. В этот день 28 июля Русская Православная церковь всегда отмечала день памяти киевского князя Владимира, почитаемого равноапостольным крестителем Руси. Праздник этот широко отмечается не только в России, но и в Беларуси и на Украине, ведь православная вера как ничто другое объединяет славянские братские народы, несмотря на все посылаемые судьбой испытания.

Двадцать шесть лет прошло с того дня, как Россия впервые торжественно отметила тысячелетие своего Крещения. За это время многое изменилось. В России были построены 25 000 церквей, восстановлены 800 монастырей. По сути, с того момента, как мы отпраздновали тысячелетие Крещения, у нас пошло, как верно отметил митрополит Илларион, второе крещение Руси: первый этап, шедший на протяжении 900 лет, закончился в конце девятнадцатого века, когда были крещены окраины — Камчатка, север Дальнего Востока, Якутия и другие земли. Затем семьдесят лет мы жили в стране воинствующего атеизма, когда закрывались церкви, а верующие преследовались всеми возможными способами. И вот теперь Православная церковь шаг за шагом расширяет свое влияние. Она все больше и больше определяет формирование духовных ценностей общества, позволяет сохранить самую суть гуманизма в этом быстро меняющемся мире. Она противостоит искажению смыслов и простых истин, которые мы сейчас наблюдаем в Европе и в других «толерантных» странах. Она остается единственной надеждой, что мы сможем воспитать достойное молодое поколение.

Почему День Крещения Руси так важен для нас? Что мы отмечаем в этот день? По преданию именно 28 июля в крымском Херсонесе крестился святой равноапостольный князь Владимир. Это был его личный выбор, который предопределил историю страны. Христиане в Киеве были и до святого Владимира. Например, его бабушка равноапостольная княгиня Ольга. Она приложила много сил к тому, чтобы христианство укоренилось на Руси. Но именно Владимир сделал осознанный выбор истинной веры, путем тщательного исследования и глубинного религиозного поиска. И выбрал в пользу неповрежденной истины Православия, правильного апостольского пути.

Вот как говорит об этом корифей русской церковно-исторической науки митрополит Макарий (Булгаков): «Великим благодеянием Божиим для России было обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру не прежде, как предварительно испытав разные веры и глубоко убедившись в превосходстве ее пред всеми другими; принял не иначе, как после неоднократного совещания с представителями своего народа и по их единодушному согласию; принял именно с Востока — от Церкви Греческой, которая одна только сохраняла тогда во всей чистоте Православие и древнее благочестие, одна только могла сообщить нам Слово Божие на нашем родном языке, одна могла передать нам и остатки древнего христианского просвещения, находившегося в ней, по крайней мере, на высшей степени, нежели во всех других странах Европы».

Что дало обращение в православие Руси? Наши предки вошли в семью культурных народов Европы. Получили письменность, а с ней и возможность читать и впитывать достижения одной из высочайших культур того периода – византийской. И вплоть до тринадцатого века активно этим пользовались. О массовой грамотности в то время писали иностранные путешественники. Французская королева Анна Ярославна в отличие от своего мужа Генриха Первого умела писать и знала несколько языков, она подписывала королевские указы за своего малолетнего сына. А на Евангелии, которое она привезла с собой на коронацию в Реймс, до конца французской монархии клялись в верности Богу все короли.

Те, кто сейчас оспаривает правильность выбора Русью православия, не видят, что до православия единой Руси просто не было. И именно единство веры, языка, богослужения создало необходимую основу для объединения различных племен в единый народ, создания единого государства. Православие объединило русский народ общностью духа, чувством любви к Родине, ощущением национального единства, ввело понятие патриотизма, верности Отечеству, выступило духовной скрепой общества. Его идеалы помогли выстоять в тяжелой борьбе многим поколениям.

И еще. Киевская купель связала в церковном единстве три братских православных народа – русский, украинский и белорусский. Эти народы составляют ядро многонациональной Русской Православной церкви, единство которой прошло испытание временем, гонениями и соблазнами расколов. Несмотря на то, что весь пятнадцатый и шестнадцатый века украинцы и белорусы быль под властью поляков, они не только не потеряли свою церковную и историческую память, но и опираясь на неповрежденную православную веру, все эти века тянулись к церковному и народному единству, увенчавшейся Переяславской Радой в 1654 году и воссоединением Киевской митрополии с полнотой Русской Православной церкви в 1686 году.

И сегодня можно с уверенностью сказать, что духовное единство, даваемое Крещением, остается залогом существования русской православной цивилизации. Благодаря этому памятному дню мы сохраняем самобытность, религиозную, духовную и культурную идентичность, образуем большой Русский Мир.

Елена Шикова

Святое Крещение | Сайт Русской Православной Церкви

Первое место среди Таинств Православной Церкви занимает Святое Крещение, которым человек, уверовавший во Христа, трижды погружается в воду во Имя Святой Троицы ( Отца, Сына и Святого Духа), очищается Божественной Благодатью от всех грехов (первородных и личных) и возрождается к новой святой и духовной жизни. Это Крещение служит дверью, через которую человек входит в Дом Вечной Мудрости – Церковь, – ибо без него человек не может полностью соединиться со Спасителем, стать членом Его Церкви, принять другие Таинства и быть наследник Вечной Жизни. Как сказал Сам Господь в беседе с Никодимом: истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5)
Это Таинство Святого Крещения, однако, не то же самое, что крещение, совершенное св. Иоанном Крестителем, ибо хотя это крещение Иоанново было с небес (Мк. 11:30), оно было лишь прообразом Крещения Христова: крестить вас водой; но Тот, Кто сильнее меня, грядет…; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Луки 3:16). Крещение Иоанново подготовило человека к принятию Мессии и Его Царства (Матфея 3:1-2; Луки 1:16; 3:3).

Крещение Иоанново было, по сути, крещением покаяния (Марка 1:4; Деяния 19).:4), а не во Имя Святой Троицы. Поэтому крестившиеся от него не возрождались благодатью Святого Духа и должны были перекрещиваться позже (Деян. 19:35).

Таинство Святого Крещения было установлено Господом нашим после Его воскресения, когда Он явился Своим ученикам и сказал. Мне дана вся власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами всегда, до скончания века (Мф. 28:18-20). Необходимость этого крещения еще больше подчеркнул Спаситель, когда сказал им. Кто уверует и крестится, тот спасется; а неверующий будет осужден (Марка 16:16).

В день Святой Пятидесятницы Святые Апостолы сами крестились Святым Духом в виде огненных языков и сами стали совершать Таинство Крещения всем, кто уверовал во Христа, хотел покаяться и изменить свою жизнь в соответствии с Его учением. И Петр сказал [людям]: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения ваших грехов; и вы получите дар Святого Духа». Итак, принявшие его слово крестились, и присоединилось в тот день около трех тысяч душ (Деяния 2:38,41).

По словам св. апостола Павла, кто во Христе, тот новая тварь (2 КОТ. 5:17) и, таким образом, возрождение личности человека начинается с Таинства Крещения. Как говорит Писание, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27), и эти слова показывают, что в Крещении верующий соединяется со Христом, членом Церкви Христовой и через Таинство Св. Евхаристия становится причастником Божественного естества духом и телом. В Крещении вливается «новый элемент — сверхъестественный, который остается скрытым и действует тайно», и новопросвещенный получает новое имя. Благодаря этому существенному изменению своей человеческой природы он превращается в новое существо.
Это существенное изменение в природе человека совершается через свободное и нравственное участие самого человека, и только при этом условии грех в человеке упраздняется в Таинстве Крещения. Господство греха над силой души теряет свою силу в Крещении: теперь господствует Христос. Но стихия греха еще остается перед совестью как обольстительное начало. Вот почему человеку необходимо нравственно совершенствоваться и после Крещения; все еще существует вероятность его падения. В Крещении человеку дается сила бороться с грехом, и перед ним стоит задача претворить в жизнь Дары Благодати Святого Духа, данные ему в этом Таинстве.

Новопросвещенный ныне облачен в белые одежды. Спаситель повелел Своим ученикам учить Вере и крестить все народы (Мф. 28:19), ибо как потомки Адама все нуждаются в возрождении. Это возрождение совершается только через Крещение, поэтому все люди, ищущие спасения, независимо от пола, национальности или любого другого состояния, должны быть крещены. Таким образом, Православная Церковь считает Крещение столь же необходимым для младенцев, как и для взрослых, так как они тоже подвержены первородному греху и без Крещения не могут быть отпущены от этого греха.

В Ветхом Завете обрезание было прообразом Таинства Крещения в Новом Завете, которым верующий вступает в новый завет с Богом (Кол. 2:11-12). Если обрезание совершалось в Ветхом Завете над всеми мужчинами, взрослыми и младенцами (предписано младенцам на 8-й день после рождения), тем более, по благодати Нового Завета, Таинство Крещения должно совершаться младенцы. Став членом Церкви через Крещение, младенцы могут причащаться Святых Таин и с первых дней жизни на Земле стать сосудами Святого Духа. Само Священное Писание говорит о крещении апостолами целых семей (Деян. 16:14-15; 30-39).;
1 Кор. 1:16), и нет оснований считать, что в этих семьях были только взрослые, или предполагать, что при крещении взрослых дети в этих семьях не крестились. Христианство, прежде всего, есть новая жизнь во Христе Иисусе, и эта жизнь, по вере Православной Церкви, дается всем, и, конечно, детям, ибо, как сказал Сам Господь. Пусть дети приходят ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковым принадлежит Царство Небесное (Мф. 19:14).

Как говорит св. Павел, мы призваны исповедовать одного Господа, одну Веру, одно Крещение (Еф. 4:5). Церковь учит единому Крещению, потому что возрождение через благодать, переживаемое человеком в этом Таинстве, едино и неповторимо, как едино и неповторимо наше природное рождение, наша смерть и Христово Воскресение. Крещение, однако, повторялось и совершается в тех случаях, когда первое Крещение совершалось неправильно – не во Имя Святой Троицы – и не по установленному Господом Нашему способу.

Крещение как взрослых, так и детей происходит в присутствии спонсоров, которые выступают поручителями за крестящегося. На самом деле необходим только один спонсор, хотя обычно их два (или больше). По церковному преданию, покровителем мужчины является мужчина, а женщины – женщина. Поручитель(и) несут ответственность за духовное и религиозное воспитание ребенка, по этой причине совершенно необходимо, чтобы данный поручитель был православным.

В прежние времена Крещение иногда совершалось на 8-й день после рождения и (по крайней мере, в русской практике) ребенку давали имя того святого, чей праздник был на 8-й день, ибо обычно это был день духовного, а не физического рождения, который отмечался. В современной практике Крещение обычно совершается на или после 40-го дня после рождения, в день воцерковления, хотя мы отмечаем, что в древности Крещение и Воцерковление совершались отдельно. Обычай воцерковления связан с ветхозаветными обрядами и, в частности, с жизнью Христа, когда на 40-й день Его родители принесли во храм, исполнив условия иудейского закона.

Таинству Святого Крещения предшествует подготовительный чин, который в древности не был частью самого Таинства. Этот подготовительный чин состоит из:

1. Оглашения, которое происходит через дыхание Священника на крестимого, сопровождаемое крестным знамением и возложением рук на его голову, а также молитвой изгнать из него «древний обман» и соединить его с церковной паствой.

2. Экзорцизм, состоящий из четырех молитв, повелевающих дьяволу и силам тьмы удалиться от крестящегося, а также умоляющих дать ему в помощь Ангела-Хранителя.

3. Отречение от дьявола, в котором оглашенный вместе со своим покровителем(ями) обращается на запад, который олицетворяет область, где обитают силы тьмы, и отрекается от сатаны и всех его дел, дыша и плюя на его в знак этого отречения. Затем оглашенный поворачивается обратно на восток (который символизирует область, где обитает Свет) и заявляет о своей готовности соединиться со Христом.

4. Приверженность Христу, в которой оглашенный трижды заявляет, что он соединяется со Христом.

5. Чтение Символа веры, при котором оглашенный свидетельствует о своей готовности соединиться со Христом, после чего поклоняется Святой Троице – Отцу, Сыну и Святому Духу – в исповедании сущности Веры.

Эта подготовительная часть ведет к самому Таинству Святого Крещения, которое начинается тем же возгласом Священника, что и на Божественной Литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа… следует:

1. Великая ектения и

2. Освящение воды, которое является обязательным обрядом. [Практика употребления, для краткости, воды, освященной на Богоявление, строго воспрещается.] После прошений на Освящение воды Священник трижды подписывает воду, погружая в нее руку, совершая Крестное знамение, дыша на его и помазав маслом.

3. Помазание маслом. Теперь священник помазывает, по древнему обычаю, тело крестящегося «маслом радости», после чего происходит

4. Тройное погружение в воду. По смыслу древней практики обязательно требуется погружение в воду, а не окропление (или даже обливание). Погружение в воду означает смерть для греха, а выход из воды означает воскресение для новой жизни во Христе, о чем ясно говорит чтение Послания к Крещению. Обязательная формула при этом – произнесение Имени Святой Троицы:
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, как и повелено Апостолам от Господа Иисуса Христа.

5. Псалом 31 читается после погружения в воду.

6. Вестинг. Новопросвещенный облачается теперь в белые одежды и дается ему крест.

Святое Крещение – единственное Таинство, которое в крайнем случае может совершать и мирянин (как мужчина, так и женщина). Единственным требованием является то, что крестящий должен быть православным христианином, и Крещение должно быть совершено погружением, если это возможно, по следующей формуле: Раба (или служанка) Божья [Имя] крестится во Имя Отца.