Биография о князе игоре: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

символ всех женщин, ждущих мужей с войны. Жена князя Игоря

Ярославна (Ефросинья Ярославна) — 1170-е годы жизни, героиня памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII в.) —реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича «Осмомысла».

На Дунае Ярославнин голос слышится,

кукушкою безвестною рано кукует:

«Полечу, — говорит, —

кукушкою по Дунаю,

омочу бобровый рукав в Каяле-реке,

утру князю кровавые его раны

на могучем его теле».

Стоя на крепостной стене Путивля, оплакивает княгиня погибших, корит ветер, воду и солнце за то, что они не помогли войску мужа и надеется на возвращение пленных. Образ тоскующей по мужу Ярославны — одно из величайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова о полку Игореве». Им открывается череда многочисленных русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Ярославне воплотился идеал женщины Древней Руси не зависимо от того, к какому сословию она принадлежала. В отличии от княгини Ольги — мудрой, преданной памяти мужа мстительнице, Ярославна носительница лирического женского начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.

Ярославна едва ли не самая известная из женщин домонгольского периода Древней Руси. Ярославна — жена Игоря Святославовича Новгород-Северского дочь Ярослава Осмомысла, князя Галицкого и жены его Ольги, дочери Юрия Долгорукого. Ярославна имет рюриковские, а значит варяжские, корни.

К моменту похода Игорю около 40 лет. Имя и происхождение его первой жены неизвестно. Ярославна вторая жена Игоря. Все дети его — пятеро сыновей и дочь ее пасынки. Это был брак по страстной любви. Отец Ярославны — князь Галицкий был богатым и сильным и не имел необходимости родниться с Игорем. Ярославна — дочь Ярослава Владимировича. А что до имени… известно только то, что перед смертью она, по обычаю того времени, приняла постриг под именем Ефросинья. В памяти же людей она осталась просто Ярославной.

В Слове о полку Игореве Ярославна появляется в самый трагический момент повествования. Полки Игоря разгромлены, он сам в плену. Половцы, воодушевленные успехом, готовы кинуться на русскую землю. Призывы к князьям вступиться за Русь, спасти Игоря кажутся безнадежными, ибо нет среди них согласия.

Плачь Ярославны — плачь сетование и плач заклинания о помощи. Он проникнут языческим восприятием мира и верованием в отзывчивость сил природы на страдания людей. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Плачь — заговор оказался наполнен такой силой любви и верой в благополучный исход, что князю Игорю сам Бог указывает путь из земли половецкой в землю русскую.

Будто услышав мольбы жены своей Игорь бежит из плена. Концовка поэмы выражает желание автора увидеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу. Плачь Ярославны это не только тоска жены по мужу, это и выражение горя тысяч русских женщин, чьи сыновья, братья, мужья участвуют в войнах и не возвращаются домой. Естественное желание славянок забыть о несчастьях. А это возможно только, если Русь станет единым сильным государством. Фигура Ярославны стала символом всех русских жен, ждущих своих близких с войн. Она символ верной и преданной жены, которая своей любовью хранит мужа на поле битвы.

До сих пор образ Ярославны остается самой большой загадкой истории. Не ясны годы жизни, нет ее изображений, с трудом верится, что во время похода князя Игоря на половцев ей исполнилось всего 14 лет, ведь драматизм ее переживаний свойственен умудренным жизненным опытом женщинам. В сокровищницу мировой культуры она вошла, как символ красоты и нежности, женского героизма и верности. Всего 40 строк понадобилось автору для создания одного из самых глубоких образов в мировой литературе. Если Игорь все-таки принадлежит русской истории, то Ярославна вне времени и пространства, ее имя стало нарицательным. Княгиня XII века становится героиней современных произведений. Она вызывала гораздо больший интерес, чем сам центральный герой — князь Игорь. Ярославна равноценный образ, наряду с другими героями Слова о полку Игореве. Много позже появится Домострой, который очертит круг интересов женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной рабыней мужа. Много веков спустя женщинам заново придется завоевывать то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по-праву занимала в древности. 

Презентация — Князь Игорь (12 слайдов)

Слайд 1

Князь Игорь
pptforschool.ru

Слайд 2

Краткая Биография
В 879 году, согласно «Повести временных лет» (начало XII века), умирает основатель древнерусской княжеской династии Рюрик, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына, Игоря. Когда в 882 году Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика».
Олег и Игорь при захвате Киева.

Слайд 3

Краткая Биография
В русско-византийском договоре 912 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он не считался регентом при Игоре, но полновластным правителем.
В 903 году Игорю привели жену из Пскова Ольгу, будущую княгиню киевскую. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Когда Олег в 907 году отправился на Византию, то оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега Игорь в 913 году стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны (возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878—945)

Слайд 4

Начало правления
В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой. В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, проходя походом на Византию. Мир с печенегами долго не продержался, в 920 Игорь воевал с ними.
Сбор дани на Руси — полюдье

Слайд 5

Следующее известие о деяниях Игоря летопись относит к 941 году, походу на Царьград. С этого года свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских источниках того времени (стал первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках).
Поход Игоря. Иллюстрация из Радзивилловской летописи
Русско-византийская война 941—944 годов

Слайд 6

Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году, замечает о более тысячи кораблей у «короля русов Ингере». Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их». О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт. Имя Игоря стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известного как Суда. Русский
Русско-византийская война 941—944 годов

Слайд 7

Слайд 8

942-943 год….
В 942 году у Игоря рождается Святослав, ставший через 3 года великим князем под опекой матери. В 943 году (летописная дата 944 год, но историки считают доказанным 943) Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, словене, кривичи и тиверцы), печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943 года, только противник византийцев, заключивший мир и повернувший назад без сражения, был назван как турки. Турками византийцы именовали обычно венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера (то есть под турками могли подразумеваться печенеги). Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи с началом миграции русов в Византию.

Слайд 9

944
В следующем 944 году, Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

Слайд 10

Смерть Игоря
Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:
«Поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит» и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»

Слайд 11

Смерть Игоря
Если верить летописи, то князь был привязан ими к натянутым деревьям. После того как деревья были отпущены, Игоря порвало на две части. Княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за данный поступок. Она казнила всех старейшин, убила многих представителей мирного населения, сожгла земли, а также обложила древлян огромной данью, большей, чем была при князе Игоре. При поддержке дружины и бояр Игоря Ольга стала править Русью до того момента, пока не вырос сын Игоря, Святослав.

Слайд 12

Итоги деятельности:
Распространил свою власть на славянские племена между Днестром и Дунаем, заключил военно-торговый договор с Византией, завоевал древлян. После убийства Игоря древлянами за чрезмерный сбор дани, на престол вступила его супруга — Ольга.

Урок Репетитор: Биография классического композитора Александра Бородина

Классический композитор Биография: Александр Бородин
Бетти Фрай

Александр Бородин, композитор « Князь Игорь», одной из величайших русских опер, однажды сказал, что для для него «музыка была времяпрепровождением, отдыхом от более серьезных занятий».

Этими «более серьезными занятиями» были науки и медицина, в которых он также добился международной известности.

Родившийся в 1833 году в Санкт-Петербурге, он был внебрачным сыном русского князя Гедианова и его 24-летней любовницы мадам Антоновой, и хотя был очень талантливым ребенком, но, похоже, не был музыкальным вундеркиндом.

В подростковом возрасте он говорил на немецком, французском, итальянском и английском языках, а также играл на фортепиано, флейте и виолончели.

Вместе со своим другом и сокурсником Михаилом Щиглевым он исполнял аранжировки на четыре руки Гайдна, Бетховена и Мендельсона. Но даже в те студенческие годы его непреходящей страстью была экспериментальная химия.

В 1850 году поступил в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, где изучал анатомию, ботанику, химию, кристаллографию и зоологию. По окончании учебы он проработал год домашним хирургом в военном госпитале, а затем три года занимался более углубленными научными исследованиями в Западной Европе.

В 1862 году он стал профессором Академии, а десять лет спустя сыграл ведущую роль в создании медицинских курсов для женщин. Затем он провел остаток своей жизни, читая лекции и руководя работой студентов.

Как Бородину удавалось находить время для музыки, остается загадкой, но в 1864 году он познакомился с Балакиревым, а через него с Кюи, Мусоргским и Римским-Корсаковым. Таким образом, он стал членом «пятерки», которую также иногда называли «могучей горсткой».

В музыкальном плане он был наименее преданным делу, но самым одаренным из пяти композиторов. Как группа они противостояли академикам и музыке Рихарда Вагнера. Они считали себя русскими патриотами, выступающими за непосредственность и «правду в музыке».

В 1863 году Бородин женился на Екатерине Протопоповой, блестящей молодой пианистке. Они познакомились в Германии, и их дружба переросла в любовь во время поездки в Баден-Баден, где они были помолвлены.

Их домашняя жизнь была хаотичной; их квартира часто была полна незваных гостей, и не было нормального времени для еды. Но Бородин был счастливым мужем, преданным Екатерине и никогда не жаловался.

И хотя он был последним членом «пятерки» и признавал себя дилетантом, как ученый он был на первом месте. Помимо того, что он был профессором Медицинской академии в Санкт-Петербурге, он часто выступал на семинарах и конференциях по всей Европе.

Сочинительство было хобби, которым весело и хаотично занимались друзья и родственники, которые постоянно вторгались в его дом на территории академии. Его величайшее произведение, опера « Князь Игорь» , осталась незаконченной после его смерти в 1887 году, после восемнадцати лет на чертежной доске. Наконец, он был завершен и оркестрован Глазуновым и Римским-Корсаковым.

«Князь Игорь» Действие происходит в 12 м  веке, когда варварский и кочевой народ, известный как половцы, вторгся на юг России. История касается пленения князя Игоря и сына Владимира Руси половецким вождем ханом Кончаком. Он щедро развлекает своих заключенных и призывает своих рабов исполнить знаменитые половецкие танцы, которые составляют захватывающую кульминацию второго акта.

Я слушал эти танцы, когда работал над этой статьей, и музыка была прекрасной. Он начался с быстрой спирали нот деревянных духовых инструментов в сопровождении широкой струнной мелодии, а духовые и перкуссия добавили азарта.

Первый танец начинается с перкуссии и, наоборот, намного медленнее. Его сильный, тяжелый ритм прекрасно передает варварский характер половецкого народа.

Затем следует более быстрый и энергичный танец. Четыре нисходящие ноты на струнных создают атмосферу интриги, которая затем растворяется в нежной и лирической ‘9.0007 Танец девиц» , из которого вышла прекрасная мелодия, известная нам как «Незнакомец в раю». И, наконец, краткие отголоски предыдущих разделов доводят набор до знаменательной кульминации.

А потом я решил сыграть « Третью часть «Ноктюрн» из Струнного квартета № 2 ре мажор».

Бородин создал этот струнный квартет в 1881 году, вскоре после смерти коллеги-композитора Модеста Мусоргского, и этот проникновенный «ноктюрн» или «ночная пьеса», возможно, был вызван утратой.

Виолончель скользит прямо в одну из самых прекрасных из всех мелодий, которую я вскоре узнал как «И это моя возлюбленная», а затем взлетела к небесам на первой скрипке.

Сладко-горький тон вскоре сменяется страстной кульминацией, стихает и переходит к самому нежному финалу.

Хотя мне еще не доводилось слышать музыку из « В степях Средней Азии», я понимаю, что это самое важное из оркестровых произведений Бородина. Но я видел картину другого петербуржца, Ильи Репина , на котором изображен крестный ход в Курске, и с этого ракурса я как-то слышу тоновую поэму Бородина, в которой эффектно изображено медленное приближение и прохождение курдского каравана. Один нарисовал, другой сочинил около 1880 года, каждый мог быть вдохновлен другим на создание такой работы.

Александр Бородин был очень любимым и уважаемым человеком, но сердечные приступы и приступ холеры серьезно подорвали его здоровье. Однако вполне в его характере было то, что в начале 1887 года он вернулся с важного академического задания, чтобы посетить костюмированный бал в Академии.

В красной рубахе и высоких сапогах, русском национальном костюме, он присоединился к танцам в прекрасном настроении и хорошем настроении. Затем, в полночь, когда празднества достигли апогея, он упал навзничь и через несколько секунд умер от сердечной недостаточности.

Музыка Бородина полна романтического обаяния и заманчивой мелодичности, и многое в ней также звучит пышностью и пейзажем старой России; луковичных церквей, богато украшенных икон и просторов земли.

Поскольку он решил посвятить большую часть своей энергии своей карьере химика-экспериментатора и управлению научным институтом в Санкт-Петербурге, репутация Бородина как крупного композитора зиждется на удивительно небольшом количестве произведений, но они настолько оригинально и качественно, что место в анналах русской музыки ему обеспечено.

Другие статьи этого консультанта, Нажмите здесь
Другие статьи на эту тему, Музыка в целом  Нажмите здесь

Опера «Князь Игорь»: краткое содержание. «Князь Игорь»

Имя Александра Бородина блистает в истории русской музыки. Его опера «Князь Игорь» (краткое содержание которой рассматривается в статье) получила широкое признание. До сих пор она ставится на оперной сцене. Ее выступления воспринимаются публикой с большим успехом. Арии, каватины и др. часто исполняются отдельными номерами в концертах классической музыки.

Бородин А.П. «Князь Игорь»

Александр Порфирьевич Бородин — великий русский композитор 19 века, ученый-химик. Его имя занимает достойное место в истории музыкальной культуры. Известный критик В. Стасов отмечал, что композитору равносильны разные жанры: опера, симфония, романс. Гениальный музыкант, талантливый ученый обладал и литературным талантом.

Опера «Князь Игорь» Бородина — замечательное творение композитора. Он сам отмечал, что его опера по направлению ближе к «Руслане и Людмиле» Глинки, нежели к «Каменному гостю» Даргомыжского. По предложению В. Стасова в качестве сюжета он выбрал «Слово о полку Игореве». Чтобы лучше почувствовать дух старины, Александр Порфирьевич отправился в Путивль (под Курском). Там он внимательно изучал древние сказания, летописи, различные исследования о половцах, музыку их предков, эпические песни и былины.

Либретто оперы «Князь Игорь» было написано самим композитором параллельно с сочинением музыки. Он пытался сосредоточиться на народных эпических чертах, а не на политических фактах первоисточника. В результате ему удалось приблизить образ Игоря к былинным богатырям.

Идею создания оперы, на удивление самого композитора, поддержали все участники «Могучей кучки». В том числе М.П. Мусоргский (реалист и ультрановатор) и Н.А. Римский-Корсаков (приверженец музыкальных традиций).

Опера «Князь Игорь» Бородина создавалась восемнадцать лет. Ее прервала внезапная смерть Александра Порфирьевича. Закончили работу Глазунов и Римский-Корсаков. На основе имеющихся у композитора материалов была написана партитура, обработан ряд эпизодов и незавершенных сцен. Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1890 году.

Увертюра. Пролог. Введение

Опера «Князь Игорь». Сводка пролога

Из русских князей остался только Игорь. В своем родном городе Путивле он собирает воинов для похода на половцев и защиты Русской земли, родного края, от вражеских войск. Народ торжественно прославляет князя Игоря, превозносит сына его Владимира, провожает добрыми словами, желает им скорейшей победы. Игорь и его боевая дружина отправляются в поход. И тут вдруг стемнело, тьма окутала землю, началось солнечное затмение. Бояре и весь народ считают это дурным признаком и уговаривают князя Игоря отказаться от предприятия. Жена его Ярославна тоже умоляет мужа остаться. Но тщетно. Он заботится о своей жене Владимире Галицком, брате Ярославны. Скула и Ерошка (два воина) дезертируют и идут на службу к Галицкому.

Характеристики первого действия

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание 1-й и 2-й фотографии. I акция

Князь Владимир Галицкий пирует вместе со своей свитой в рясах за разбойничьими столами. Вот и предатели Скула и Ерошка, всячески восхваляющие Галицкого. Владимиром овладела жажда власти. Он хочет отправить Ярославну в монастырь, навсегда избавиться от Игоря и занять его место. Она поет: «Просто подожди меня, чтобы почтить».

Во дворе встревоженные девушки. Они умоляют Владимира Галицкого отпустить их девушку из театра, куда ее забрали дружинники. Но он их выбрасывает под пьяный смех толпы. Скула и Ерошка замышляют мятеж против Игоря.

Вторая картина переносится в комнату в комнате Ярославны. Очень тяжело и тревожно на душе у принцессы. И днем ​​и ночью ее тревожат дурные предчувствия и страшные сны. Она давно не получала вестей от Игоря. Он окружен множеством раздоров и неразберихи. Даже брат враждебен. Ариозо Ярославна передает свои чувства.

Внезапно вошли девушки со словами «Мы вам принцессы» отвлекли ее от грустных мыслей. Они ищут защиты у Ярославны. Но принцесса бессильна. Она требует ответа Галицкого, но он осмеливается и угрожает расправой. В финале первого действия приходят бояре с плохими новостями.

В это время Владимир Галицкий устраивает мятеж. Половцы подходят к Путиву.

Характеристика второго действия

Опера «Князь Игорь». Сводка II д

Половецкие девушки поют и танцуют, пытаясь отвлечь и развеселить дочь хана Кончака. Но она думает только о пленном Владимире. Каватина Кончаковна передает все свои чувства. С волнением девушка ждет свидания с парнем. Появляется страстно влюбленный в нее Владимир. Они мечтают о свадьбе. Но князь Игорь и слышать об этом не хочет. Кончак соглашается выдать свою дочь замуж за русского князя. Я не могу спать с Игорем. Он тяжело переживает свое поражение и не может смириться с мыслями о захваченной родине. Поет «Нет сна, нет покоя измученной душе». Это, кстати, самая лучшая и известная ария из оперы «Князь Игорь». Предложение Овлура о побеге он отвергает.

Половецкий хан принимает Игоря как самого дорогого гостя и предлагает ему свободу за обещание не поднимать меча. Но он не принимает предложение Кончака. Он твердо и решительно заявляет о своих намерениях идти на войну с полученной свободой. Мужество, честность и гордость удивляют и восхищают хана. Аранжирует песни и танцы.

Содержание оперы «Князь Игорь». III акция

Со всех сторон собираются половцы и ждут прихода хана Гзака. Он появляется со своими солдатами, русскими пленными и добычей. Кончак встречает его. Князь Игорь, Владимир и другие пленники в стороне наблюдают за происходящим.

Марш половцев прославляет ханов. Гордо поет свою песню Кончак. Русские пленные сообщают, что их город был захвачен, разграблен, села сожжены, дети и жены в плену. Владимир и другие пленники уговаривают князя Игоря бежать с Овлуром и спасти Русь. Кончаковна умоляет Владимира остаться. Хан оставляет его живым и готовым принять зятя.

Характеристика четвертого действия

IV e. Возвращает нас в Путивль. Ярославна думает, что потеряла Игоря навсегда, и оплакивает его утром. Ее ария «Ах! Я плачу». Она обращается к солнцу, ветру и Днепру и просит вернуть любимого. Грустная песня жителей деревни вторила плачу принцессы.

И вдруг появляются Игорь и Овлур. Счастью Ярославны нет предела. В это время Скула и Ерошка высмеивают попавшего в плен князя, не подозревая о его возвращении. Внезапная встреча с Игорем приводит их в изумление. Они бьют в колокол и возвещают о приезде принца, чтобы отвлечь всеобщее внимание и избежать заслуженного наказания.

Народ радостно встречает Игоря и других князей.

Итак, опера «Князь Игорь» — замечательное произведение Александра Бородина, которое завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Идею его создания поддержали все члены «Могучей кучки». Композитор сам написал либретто оперы «Князь Игорь». Работа состоит из четырех действий. В прологе первое и четвертое действия события происходят в русском городе Путивле. Вторая и третья переносят нас во владения половцев, к хану Кончаку, его дочери и другим персонажам враждебной стороны. Премьера состоялась в Петербурге (на сцене Мариинского театра) в 189 г.