4 куликовская битва: Куликовская битва — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Куликовская битва»

Учитель начальных классов: Лысенко Н. А.

Тема. Куликовская битва.

Цели: 
— познакомить учащихся с одним из важных событий, происходивших в истории русского народа- Куликовской битвой. Выяснить значение Куликовской битвы в истории Древней Руси;

— сформировать представления о подвигах защитников Руси;

-сформировать представления о князе Дмитрии Донском, о его роли в истории России;

— учить анализировать исторические события, делать выводы, давать свою оценку событиям, определять их последовательность; устанавливать причинно-следственные связи; учить работать с разными источниками информации;
 — воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма, гордость за свою страну.

Формируемые УУД :

Личностные УУД

– интерес к познанию окружающего мира;

– осознание своей гражданской позиции: «Я» как гражданин России, чувства соп­ричастности и гордости за свою Родину, за свой на­род и историю;

– оценка одноклассников на основе задан­ных критериев успешности учебной деятель­ности;

Регулятивные УУД

– принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в пла­нировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунка­ми, картой, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей ра­боты учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД

– осуществлять поиск нужного иллюстратив­ного и текстового материала, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

– находить в содружестве с одноклассника­ми разные способы решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД

– выбирать речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учеб­ной задачей;

–использовать средства устной ре­чи для решения различных коммуникатив­ных задач;

– задавать вопросы, для данной си­туации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Наш урок я хотела бы начать словами Николая Рериха: «Защита Родины есть защита и своего достоинства». С-1

-Как вы понимаете это выражение?

( Наша Родина – это часть нас самих. Родина – это наша душа. Без неё мы не мыслим своё существование. Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого человека. А значит и его достоинства, чести,)

  1. Актуализация опорных знаний.

-Прежде, чем узнать о чём пойдёт сегодня речь на уроке, давайте вспомним, о том, что мы узнали на предыдущих уроках. Я предлагаю разделиться на 3 группы (каждая группа получает карточку с отличительным признаком какого-то события, затем один представитель от каждой команды отвечает на вопрос карточки)

1группа 2 группа 3 группа

1237 год 1240 год 1242 год

Монголо-татары шведы немецкие рыцари-крестоно

сцы

Хан Батый С-З Руси Чудское озеро

Рязань,Козельск Нева битва на льду

Золотая Орда С-2 Князь Александр С-3 Александр Невский С-4

4 (рассказ-сообщение от каждой группы)

-Молодцы, продолжим дальше.

Учитель:-Итак, в 13 веке Русь попала в зависимость к Золотой Орде на долгие годы. Нам удалось отстоять лишь северо-западную часть Родины. Из ваших сообщений мы знаем, что русские войска разбили шведов на реке Неве, немецких рыцарей— крестоносцев на Чудском озере.

—Тяжело пришлось русскому люду. Но постепенно они стали возвращаться на родные пепелища и налаживать свою жизнь заново.

—Какая территория на Руси была более безопасна для проживания? Почему?

(северо-восточная, т.к. она была наиболее удалена от Золотой Орды)

  1. Блиц-опрос. С-5

1) Какой город стал центром объединения русского княжества? С-6

А) Суздаль Б) Москва В) Киев

2) При каком князе произошло это событие?

А) Невский Б) Долгорукий В) Калита

(Назовите полное имя этого человека: московский князь Иван Данилович, внук Александра Невского)

3). Что в переводе с древнерусского означает слово» калита»?

А) кошель с деньгами Б) головной убор В) калитка

—Почему у него было такое прозвище?

(князь был бережлив, но не жаден; носил на поясе кошель с деньгами, из которого подавал нищим)

4 )Из чего стали возводить соборы при Иване Калите?

А ) из дуба Б) из белого камня В) из кирпича

5) Как называлось место торговли возле Кремля? С-7

А) базар Б) рынок В) торжище

6) Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

А) не изменилась Б) стала больше, чем была В) стала меньше, чем была.

7) Что получили в наследие московские князья от Ивана Калиты?

А) золотое кольцо Б) шапку Мономаха В) соболью шубу

-Давайте подведём итог: Чем же прославился в истории Иван Калита?

1) Он на 40 лет остановил разгромы от ордынцев. За это время Русь смогла собрать силы для отпора врагу.

2) И. Калита заслужил доверие хана и сам собирал дань с русских князей, при этом оставляя значительную долю в собственной казне.

3)Значительно расширил территорию Московского княжества.

4) Построил надёжный Кремль из белого камня вместо дубового. С-8

IV. Эмоциональный настрой на урок. С-9

В народе говорят: культурным человеком можно считать того, кто знает историю своего народа и своей Родины. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее, а далее — уметь предвидеть будущее. Этому и служат уроки окружающего мира, которые посвящены историческим событиям.

  1. Знакомство с темой урока. Постановка проблемы и цели.

-Сегодня нам предстоит узнать ещё об одном историческом событии, о героических подвигах наших предков, которыми мы можем гордиться.

—Попробуйте из данных слогов сложить название битвы и вы узнаете тему урока( КА,КОВС, КУ, ЛИ, Я ) С-10,11

V. Целеполагание.

Учитель : —На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы?

—Узнать о битве, с кем она была, почему произошла, где произошла, кто победил в этой битве?

VI. Изучение новой темы.

У:—Итак, наступил 1380 год. Давайте подсчитаем, сколько лет прошло от начала монгольского ига на Земле русской? Как будем считать? (1380 – 1237= 143года)

С-12

—Не раз поднимался русский народ против Золотой Орды. Но силы были неравные. В ту пору, там тоже было не всё гладко. В Золотой Орде шла борьба за власть. Одним из сильнейших правителей оказался — Мамай. Из- за этих распрей некогда могущественная Золотая Орда стала приходить в упадок.

С-13

Московским престолом в это время правил внук Ивана Калиты—Дмитрий Иванович. Он перестал считаться с волей хана и отсылал дани всё меньше и меньше. Давайте проследим по таблице как развивались дальше события. Для этого нужно соединить части предложений из разных столбцов. С-14

1). В первые десятилетия после похода хан Батыя на Русь…

…стали меньше собирать дань и отправлять её хану с задержкой.

2). Со времён Ивана Калиты…

…сбором дани занимались монгольские баскаки.(сборщики налогов)

3). Во время княжения внука И.Калиты Дмитрия Ивановича…

…русские сами собирали дань со своих земель.

(Таблица с правильными ответами) С-15

— Что же изменилось во время правления Дмитрия Ивановича? (Он осмелился и перестал платить дань!)

—О каких качествах характера говорит этот поступок? Найдите их в пословицах- подсказках, которые лежат у вас на столах.

(—Лучше биться орлом, чем жить зайцем. С-16

—Смелость города берёт.

—Храбрец в день битвы познаётся.) Ответы: смелость, храбрость, отвага

Учитель:—Можете ли вы предположить, как на это отреагировали татары?

—Мамай пришёл в ярость. Он решил проучить непокорного князя и наказать русский народ, чтобы у них не было даже мысли сопротивляться ханской воле. Они понимали, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай войско. С-17

Летом 1380 года стало известно, что огромное ордынское войско во главе с Мамаем двинулось на Русь.

Дмитрий Иванович прекрасно понимал, что одному княжеству не одолеть монголов, для этого нужно объединяться. А что он для этого предпринял, мы узнаем из учебника (на стр.70 со слов…тотчас по приказу великого князя…. до слов…для отпора врагу…)

—Что мы узнали из этого отрывка? (князь собирает на битву всю Русь)

—О каких качествах князя это говорит? Посмотрите вновь на пословицы- подсказки, выберите главное: С-18

(—Ум дороже золота.

—Разум силу победит.

—У умной головы сто рук.) Ответы: мудрость , разум, ум…

Учитель: —За 30 дней собралось такое войско, какое не собиралось до этого на Руси.

Давайте снова обратимся к учебнику и дочитаем сведения на стр.70 (…и потянулись к Москве……. О защите Русской земли)

У:—Незадолго до выступления войск против Мамая, Дмитрий Иванович отправился за советом к церковному игумену Свято-Троицкого монастыря –Сергию Радонежскому за благословением на бой. С-19

С-20

(Учитель: Сергий радушно встретил князя и долго беседовал с ним. И у толпы притихшей на глазах, встал Дмитрий перед игуменом на колени и получил напутственные слова .А на ухо Сергий прошептал: «Иди, да не коснётся сердца страх! Ты победишь!» Таким образом (Что получил князь от игумена?) ОН получил благословение от преподобного С. Радонежского.

Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов—Пересвета и Ослябю. С-21

О каких качествах говорит ТО,ЧТО Дмитрий перед боем пришёл к С. Радонежскому за благословением? Обратимся вновь к пословицам

( Человек предполагает, а Бог располагает.

Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море. С-22

Не по нашему хотенью , по Божьему изволенью) Ответы: вера в Бога

С-23

Учитель: -После благословения князь Дмитрий незамедлительно повёл своё войско навстречу Мамаю.

В начале сентября 60 тыс. воинов под знамёнами Дмитрия вышли к реке Дон. Со стороны Мамая выступило 90 тыс. воинов.

С-24

На Куликовском поле, расположенном между Доном и его притоком- рекой Непрядвой 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

С-25

По обычаю тех времён, все крупные сражения должны были начинаться с поединка двух самых сильных воинов противоборствующих сторон. В это время войска наблюдали за поединком. Войско победившего начинало первым сражение. Из вражеских рядов выехал на поединок Челубей, из русских — Пересвет. Пронзив друг друга копьями оба поединщика пали мёртвыми. Однако победа осталась за Пересветом. Его конь смог довезти его до русских войск, а Челубей оказался выбитым из седла. И сразу началась жестокая сеча.

Как же проходила битва?(читает 1 ученик стр.72….страшны были удары копий…..)

Учитель: Войско Мамая было разбито. С-26

Страшное зрелище представляло собой Куликовское поле. Повсюду грудами лежали тела погибших, стонали раненые. Много славных воинов полегло на том поле. Всё оно было пропитано кровью. Восемь дней хоронили погибших.

С-27

Князя Дмитрия нашли лежащего без сознания. Видно его оглушили ударом палицы или меча.

У:— Русские войска одержали победу! Эта победа досталась нам дорогой ценой. Русские полки возвращались домой со славой. Князь Дмитрий со своим войском въехал в Москву торжественно, под колокольный звон.

С-28

—С этой победой у нашего народа появилась надежда на то, чтобы навсегда освободиться от рабства ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси! С-29,30

В память о победе на Дону русский народ стал называть молодого 35-ти летнего князя Дмитрием Донским. С-31

—Но ,это была ещё не окончательная победа над монголо-татарами…только спустя 100 лет, русские люди обрели полную независимость от Орды. Враг всё ещё был силён и продолжал свои набеги и сбор дани. Но он уже боялся мериться силами в больших сражениях.

С-32

Учитель: В память об этой победе русский народ установил памятник на Куликовском поле.

  1. Закрепление изученного.

—А теперь давайте подведём итог урока:

1)О каком сражении мы сегодня с вами говорили? (О Куликовской битве)

— Как звали князя, который возглавил поход против войска Мамая?

( Дмитрий Донской)

-Кто поддержал и благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с ордынцами?

(игумен Сергий Радонежский)

— Назовите дату битвы между ордынским войском Мамая и русской ратью?

(8 сентября 1380 г.)

-Как звали русского богатыря, первым вступившего в бой?

( Пересвет)

-Кто победил в Куликовской битве?

(русские воины)

2)Какое значение имела Куликовская битва для русского народа? (Выросло доверие народа к Московскому князю; эта победа дала веру народу в то, что зависимость от Орды не будет вечной; люди поверили в свои силы; русские князья поняли, что можно бороться с врагом только сообща, всем вместе). Сила русского народа в его единстве.

Итог: 1)Куликовская битва навсегда останется в памяти русского

народа.

2) Пока мы будем хранить в наших сердцах память о героях земли русской, жить , как они-с любовью к своей Родине—будет жить счастливо и наш народ, и наша страна.

—А теперь скажите, на все ли вопросы, поставленные в начале урока вы получили ответ?

—Закончить урок мне бы хотелось словами военного лётчика Алексея Афанасьевича Чумакова:

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама с собой.

Твои народы вместе—сила!

Никто не справится с тобой! С-33

YI. Рефлексия.

— Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что у вас все получилось, вам было легко — поднимите зеленый кружок. Если вы испытывали небольшие затруднения, поднимите жёлтый. А если вы считаете, что вам было очень трудно – красный.

Куликовская битва. (4 класс) — презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

Куликовская Битва
Выполнил Нерсесян Артур 4
д класс МОУ СОШ №13
Прошло более 100 лет после нашествия
Батыя. В Мо-скве княжил внук Ивана Калиты
– Дмитрий Иванович. При нём Московское
княжество ещё больше укрепи-лось и
возвысилось над другими. Он возвёл
Толщина стен была 2-3 метра. И когда
очередной враг напал на Москву, то Кремль
блестяще выдержал осаду. Более 100 лет
служили надёжной защитой Москве
белокаменные стены и башни Кремля. К
середине XV века стены сильно обветшали
и в некоторых местах были заделаны
Между тем, некогда
могущественная
Золотая Орда
приходила в упадок.
Видя её слабость,
москов-ский князь
перестал счи-таться с
волей хана и посылал ему всё меньше и
меньше дани.
Разгневанный
правитель Орды
Мамай решил
проучить
непокорного князя и
Князь Дмитрий
Иванович хорошо
понимал, что для
успешной борьбы
с монголотатарами все
русские
княжества
должны
объединить свои
силы.
Князь Дмитрий разослал по всей Русской
земле скорых гонцов со своими грамотами.
За 30 дней собралось такое войско, какое
ещё никогда не собиралось на Руси. Тут
были дружины почти всех русских
князей, а также ополчения разных
На битву князя благословил Сергий
Радонежский – основатель Троицкого
монастыря под Москвой.
Он дал Дмитрию двух монахов своего
Князь Дмитрий стремительно повёл свою
рать на юг – навстречу монгольскому
правителю Мамаю. Сошлись войска на
Куликовом поле, там, где река Непряда
Работа с картой
1 Найдите на карте (с. 73)
место Куликовской битвы.
2 Проследите по карте
передвижение русских и
монголо-татарских войск.
Русские войска
вышли из
Московского
княжества и
направились на
Куликово поле.
Войска монголотатар вышли из
Астраханского
ханства, перешли
Волгу и Дон, после
битвы на Куликовом
поле вернулись
Существует легенда, что сражение началось
с поединка двух воинов-богатырей.
Татарский воин Челубей и рус-ский ратник
Пересвет с копьями наперевес помчались
друг на друга и сшиблись на всём скаку.
И сразу же началась жестокая сеча.
Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.
Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней
– всё слилось в один гул. Тучи пыли
Начали враги теснить русских ратников. И
тогда внезапно из леса вылетела и
ударила по врагу русская конница,
находившаяся в засаде. Растерялся
Мамай стоял на высоком холме и в
смятении наблюдал разгром своих
полчищ.
С победой у
русского на-рода
появилась крепкая
надежда
освободиться от
власти Орды.
Эту надежду люди
связывали с именем
Дмитрия Донского –
так народ в память
победы на Дону стал
называть
тридцатилетнего
князя.
Но лишь 100 лет спустя после Мамаева
побоища обрели русские земли полную
независимость от Орды. Несмотря на
поражение на Куликовом поле, враг был ещё
силён и многочислен.
Куликовская битва
имеет великое
значение в
истории русского
народа:
1 Русь впервые
почувство-вала
свою силу, ободрилась и поняла, что
окон-чательное
свержение ига
недалеко.
2 Русский народ
наглядно убедился
в том, что его
Спустя 100 лет правнук Дмитрия Донского
Иван III окончательно избавился от
монголо-татарского ига. А внук Ивана III
Иван Грозный завоевал 3 татарских
княжества: Казанское, Астраханское и
Подведём итоги:
1
2
Какое событие
произошло 8 сентября
1380 года?
В чём значение победы
русского войска на поле
Куликовом?
Источники:
http://alchevskpravoslavniy.ru/kartiny/elena-dovedova-xudo
zhnik.html
http://www.lesovod.org.ua/node/12814
http://www.historyrussians.ru/glavnaya/Page-3.html
http://ruhistory.narod.ru/ru/moscow/history_of_Moscow/XIV.h
tml
http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/146620994.5f/0_7d6f3
_40c52652_XL
http://mmekourdukova.livejournal.com/144724.html
http://samlib.ru/s/shalina_m_a/rus_jivopisnaya.shtml
http://ruszona.ru/2011/09/02/peresvet-i-osljabja-2010-hdrip.
html
http://debryansk-rus.org/2011/09/09/быль-про-инока-пере
света-или-как-церк-2/
http://sneg-soft.ru/kino/67490-peresvet-i-oslyabya-2010dvdr
ip.html
http://www.01zona.ru/index.php?newsid=7083
http://www. mediapapa.org/107688-peresvet-i-oslyabya-2010
-dvdrip.html
http://ya-ertata.ya.ru/replies.xml?item_no=2029
 
Выполнил Нерсесян
Артур 4д класс

English    
Русский
Правила

Раскрытие достижений Age of Empires IV

Empires Will Rise Постройте свой первый ориентир. 5
Падут королевства Победите 20 вражеских юнитов. 5
Наступила новая эра Завершите вводное обучение. 5
Норманны Завершить кампанию Норманнов. 10
Столетняя война Завершить кампанию «Столетняя война». 10
Монгольская империя Завершить кампанию «Монгольская империя». 10
«Восстание Москвы» Завершите кампанию «Восстание Москвы». 10
Кампания Age of Empires IV Завершить кампании Age of Empires IV 50
Основы Завершить обучение Mastery. 5
Быстрое изучение Выполните первое задание «Мастерство цивилизации». 5
Мастер английского языка Завершите мастерство английского языка. 10
Мастер французского Завершить Мастерство французского. 10
Магистр Священной Римской Империи Завершите Мастерство Священной Римской Империи. 10
Повелитель монголов Завершите монгольское мастерство. 10
Мастер Руси Завершить Мастерство Руси. 10
Магистр Делийского султаната Завершите мастерство Делийского султаната. 10
Мастер китайского языка Завершите Мастерство китайского языка. 10
Мастер Аббасидов Завершите Мастерство Аббасидов. 10
Повелитель веков Завершите все мастерства цивилизации. 50
Записанная история Просмотр повтора. 5
Силой Добейтесь победы в ориентирах. 5
Верой Достичь священной победы. 5
Судьба Одержите чудо-победу. 5
Быстро Одержите победу в Темных веках (I). 10
Прогулка по Земле Достигните Священной Победы, не потеряв религиозной единицы. 10
Ошеломленный чудом Добейтесь волшебной победы, не строя стены. 10
Драгоценные медали Заработайте медаль в 3 испытаниях Art of War. 10
Принимающий вызов Заработайте свою первую золотую медаль в испытании «Искусство войны». 10
Рекордсмен Заработайте золотую медаль в 5 испытаниях Art of War. 10
Sub-Human Subduer Выиграйте матч 1 на 1 против Easy A.I. 5
Par-Human Potentate Выиграйте матч 1 на 1 против ИИ среднего уровня. 10
High-Human Hero Выиграйте матч 1 на 1 против Hard A.I. 20
Сверхчеловек-поработитель Выиграйте матч 1 на 1 против Сильнейшего ИИ 50
Верный Превратите 30 врагов, не имея реликвии, играя за династию Аббасидов. 10
Все знания мира Во время матча исследуйте все, что находится в кулисах Дома Мудрости Аббасидов. 10
Переменчивый ветер Уничтожьте 1000 вражеских кавалерий с помощью наездников на верблюдах, играя за династию Аббасидов. 20
Золотой век Достигните третьего уровня Золотого века за династию Аббасидов. 5
Dread Fort Убейте 100 врагов с помощью крепостей, играя за англичан. 10
Pass the Marshmallows Используйте способность Setup Camp 20 раз, как англичанин. 5
Мы взимаем дополнительную плату за это. 20
Надежда возгорается Расширьте сигнализацию сети замков на 12 зданий одновременно, как английский язык. 10
Lancerlot Атакуйте врага 50 Королевскими рыцарями одновременно за французов. 5
Кому нужна пехота? Выиграйте матч, не производя пехоту, играя за французов. 20
Big Shot Уничтожьте 1000 вражеских юнитов с помощью пороховых осадных машин, играя за французов. 10
Вы доставляете? Получите 1000 ед. у торговцев в одном матче за французов. 10
Wild’s Bounty Получите 2000 золотых с охотничьими домиками в одном матче за Рус. 5
Охотник на крупную дичь Заработайте 500 золотых за награды в матче за Руса. 20
Вырубка леса Собрать дрова 1000 раз за Рус. 10
Памяти Куликова Усильте 10 юнитов одним ударом Святого Благословения за Рус. 10
Рейдовый отряд Совершите набег на вражеское здание в Темных веках (I) за монголов. 10
Джагуту-ин Дарга Усильте 100 юнитов одной Сигнальной стрелой Хана, играя за монголов. 5
Да здравствует хан Выиграйте матч, играя за монголов, не убивая своего хана. 10
Исследуй, Расширяй, Используй Заработайте 10 000 камней в одном матче за монголов. 20
Кому нужна кавалерия? Выиграйте матч, не производя кавалерию, играя за Священную Римскую империю. 10
Вдохновение экономики Вдохновите как минимум 60 жителей деревни как Священная Римская империя. 20
Слуги земли Убить 10 000 врагов с помощью ландскнехта. 10
Место Стремления Начните захват Священного места сразу после входа в Эпоху Замков (III) в качестве Священной Римской империи. 5
Стадо слонов Уничтожьте 100 вражеских зданий своими слонами, играя за Делийский султанат. 10
Полевое строительство Постройте каменную стену, ворота и башню, используя пехоту, играя за Делийский султанат. 5
Высшее образование Разместите 20 ученых в медресе Делийского султаната. 10
Pantomath Исследуйте все технологии в матче за Делийский султанат. 20
Будь хитрым Раскройте 300 сельских жителей, используя имперских шпионов за китайцев. 10
Великие стены Постройте 1000 каменных стен, играя за китайцев. 5
Двигайтесь как ветер, атакуйте как огонь Победите 1000 вражеских юнитов с помощью Пчелиного гнезда, играя за китайцев. 20
Четыре истории Установите все династии в одном матче за китайцев. 10
Вололотерея Предполагать контроль над 25 единицами в одном преобразовании. 10
Взрыв Уничтожьте 5 врагов одним взрывом корабля-разрушителя. 10
All Creek, No Paddle Потопить вражеский транспортный корабль с максимально загруженным гарнизоном. 10
Сквозь века Перейдите в следующую эпоху 500 раз. 20
Побережье чистое Выиграйте матч, в котором рыбалка была вашим единственным источником еды. 5
Точное сходство Наденьте свой первый портрет. 5
Напомнить, Советовать, Предупредить Оборудуйте свой первый памятник. 5
Геральдическое достижение Настройте свой герб. 5
Counter-Raider Сыграйте в игру, чтобы узнать! 10
Рыцарство Сыграйте в игру, чтобы узнать! 10
Siegebreaker Сыграйте в игру, чтобы узнать! 10
Перестань трогать меня! Сыграй в игру, чтобы узнать! 10
Дюбуа снова в городе Сыграй в игру, чтобы узнать! 10
Наполните сундуки Сыграйте в игру, чтобы узнать! 10
Королевская битва Играйте в игру, чтобы узнать! 10
Осторожные пушки Сыграйте в игру, чтобы узнать! 10
Twinkle Hooves Сыграй в игру, чтобы узнать! 10
Да, ты должен увидеть другого парня Сыграй в игру, чтобы узнать! 10
Забыл Батыя Сыграй в игру, чтобы узнать! 10
Бум Бум Пао Сыграй в игру, чтобы узнать! 10
Оставьте сдачу Играйте в игру, чтобы узнать! 10
Отстань от моего Бейли! Сыграй в игру, чтобы узнать! 10
Ancient Tower Defense Играй в игру, чтобы узнать! 10
Классическое завоевание Играйте в игру, чтобы узнать! 10

Age of Empires 4 обзор

Перейти к основному содержанию

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Автор Robert Zak

последнее обновление

(Изображение: © Microsoft)

Наш вердикт

Достойная новинка в легендарной серии, в равной степени прогрессивной и устаревшей.

Почему вы можете доверять PC Gamer
Наши эксперты-рецензенты часами тестируют и сравнивают продукты и услуги, чтобы вы могли выбрать лучшее для себя. Узнайте больше о том, как мы тестируем.

нужно знать

Что это? Историческая стратегия в реальном времени, действие которой разворачивается в средневековье.
Ожидается заплатить $ 60/50 фунтов стерлингов (или Via Xbox Game Pass)
выпущен 28 октября 2021 г.
Разработчик Relic Entertainment
Publisher xbox Game.
393939. Оценка
4. 1074107393939393939. (мобильный), 16 ГБ ОЗУ
Мультиплеер? До восьми игроков онлайн
Ссылка Официальный сайт

20,99 фунтов стерлингов

(открывается в новой вкладке) Посмотреть на CDKeys (открывается в новой вкладке)

(открывается в новой вкладке) Посмотреть на Amazon (открывается в новой вкладке)

Свидетельством его вечной тирании над жанром стратегий в реальном времени можно сделать вывод, что нет превосходящего Age of Empires 2 — сейчас в его ‘ Окончательная форма. Его конкурентная среда процветает, люди упиваются его текущими DLC, как буханки хлеба, приготовленные доброжелательным правителем, а его великолепные спрайты обладают чистотой, с которой 3D-графика просто не может сравниться.

Так что, с одной стороны, логично, что разработчик новой серии Relic решил вольно смоделировать Age of Empires 4 на любимой второй части. Он убирает некоторые сложности Age of Empires 3, возвращаясь к прекрасному циклу исследования-экономики-завоевания, добавляя в основном приятные штрихи. Главными среди них являются асимметричные фракции, которые почти наверняка вызовут крики о кровавом дисбалансе, но, тем не менее, будут считаться величайшим успехом игры.

С другой стороны, благоговение перед прошлым может быть ограничивающим, и я не могу не чувствовать, что Age of Empires 4 могла бы быть чем-то более . Хотя я уважаю решение Relic действовать довольно осторожно, это должно привести к тому, что то, что уже есть , действительно станет ; отшлифуйте минареты мечетей и московские луковичные купола, поднимите лимиты населения, позвольте телам летать с физической силой при попадании пушечных ядер и слоновьих голов.

(Изображение предоставлено Microsoft)

Вместо этого на протяжении большей части Age of Empires 4 присутствует уравновешенный утилитаризм — все в нем работает почти так же, как и всегда, но без таланта, который мог бы сделать его великим праздником этого вневременного Формула АоЕ.

Эти меню производят приятное первое впечатление: триумфальная версия темы Age of Empires взрывается в ваших ушах, а на заднем плане мерцают золотые линии средневековой карты мира. Конечно, здесь у вас есть классический режим «Схватка», а также четыре кампании и серия учебных пособий по искусству войны, в которых вы будете решать различные экономические и военные задачи. К сожалению, здесь нет исторических сражений, а несколько «пресетов» для схваток кажутся плохой заменой классической функции серии.

Кампании рассказывают о норманнах, монголах, русах и англичанах в трех разных эпохах. В каждую кампанию вставлены четкие документальные видеоролики, показывающие кадры значительных замков, городов, ландшафтов и полей сражений, какими они являются сегодня, с наложением на них сотен каркасных солдат; крупный план гобелена из Байе настолько детализирован, что я практически мог бы почистить зубы его грубыми тканевыми нитями.

Документальный стиль пронизывает сами кампании, причем большинство историй рассказывается через рассказчика, а не через игровых персонажей. Это как бы держит вас на расстоянии от Чингисхана и Хубилай-хана, Генриха I, Ивана Грозного и других движущих сил, потрясающих и разрушающих средневековую историю, что немного разочаровывает, учитывая историю Relic великого повествования RTS с Dawn of War.

(Изображение предоставлено Microsoft)

Иногда кажется, что кристально чистая презентация обходит более неприятные части истории. Наметить десятилетия монгольских завоеваний, не упоминая центральную роль террора и резни в их стратегии, например, кажется удобным упущением. Несмотря на это, кампания предлагает множество отличных декораций; есть битва при Сянъяне, в результате которой Хубилай-хан стал императором Китая, победа Дмитрия Донского над монголами на Куликово, а на западе — битва при Бремуле, в результате которой Англия стала региональной державой. Эти миссии тоже непростые, и на стандартной сложности я обнаружил, что мне нужно быстро обхватить пальцами новые сочетания клавиш, чтобы не отставать от эффективного, ноющего врага.

Черт возьми, как весело экспериментировать с разными цивилизациями и изучать их уникальные пути

Но эти гладкие кампании — всего лишь предисловие к историям, которые вы будете создавать на картах Skirmish с восемью эклектичными цивилизациями. Это небольшое число, но визуальное и стратегическое разнообразие этих фракций — одно из самых значительных изменений в серии.

Age of Empires 4, возможно, не обладает такой сбалансированной киберспортивной привлекательностью, как AoE 2, но черт возьми, это весело — экспериментировать с разными цивилизациями и изучать их уникальные пути. Монголы — самая большая подстановочная карта, способная упаковывать целые города в тележки и перемещаться в любое место на карте. Я также получил настоящее удовольствие от Делийского султаната, растоптав своих незадачливых ИИ-врагов боевыми слонами, которым у них не было ответа. Использование Дели ученых в гарнизонах вместо ресурсов для исследования технологий превращает кузнеца в своего рода постоянную исследовательскую лабораторию, работающую в фоновом режиме, пока вы занимаетесь другими делами. Даже относительно ванильные англичане имеют не менее 10 уникальных черт, в их случае сосредоточенных в основном на сельском хозяйстве и создании сетей оборонительных сооружений, которые дают бонусы к скорости вашим юнитам.

(Изображение предоставлено Microsoft)

Ваш стратегический путь уточняется каждый раз, когда вы переходите на новую эпоху, когда вы выбираете один из двух ориентиров, специфичных для цивилизации, которые будут продвигать вашу империю в разных направлениях. Крепкая Священная Римская империя может, например, разрушить Дворец Бургрейв, способный производить юниты группами по пять человек, в то время как Высокий Торговый Дом Русов генерирует своих собственных оленей, подпитывая механику наград Русов, с помощью которой они зарабатывают золото, охотясь.

У парочки цивилизаций даже есть свои особенности возрастного продвижения. Аббасиды добавляют крылья к своему Дому Мудрости вместо того, чтобы возводить новые достопримечательности, в то время как китайцы могут строить по две достопримечательности за каждую эпоху и основывать династии, которые будут давать вам различные бонусы до конца игры. Вы даже можете «строить высокие», поскольку Аббасиды и Священная Римская империя получают бонусы в зависимости от зданий, которые вы размещаете рядом с их центральными структурами.

В то время как основные механики и циклы будут знакомы, тщательно разработанные цивилизации и варианты развития возраста предлагают запутанную новую сеть стратегий и подходов к каждому матчу. Это самая смелая эволюция этой драгоценной формулы AoE от Relic, и она действительно разнообразит игру, хотя широкомасштабная онлайн-игра, вероятно, обнаружит массу проблем с балансировкой в ​​​​ближайшие месяцы. Но эй, это все часть процесса в серии, где одно название можно улучшать и повторять в течение многих лет.

Начав новую игру, вернувшиеся игроки сразу же войдут в ритм сбора ресурсов, рассылки спама сельскими жителями, разведки и возмутительного заселения (особенно эффективно с кочевыми монголами). Условия победы были сглажены, чтобы поддерживать темп матчей, а военное завоевание теперь требует от вас только уничтожения ориентиров противника, количество которых увеличивается с каждой эпохой.

(Изображение предоставлено Microsoft)

Для религиозной победы вы больше не можете забрать реликвии в безопасное место на своей базе, а вместо этого должны удерживать все Священные места на карте в течение 10 минут. Учитывая их центральное расположение на картах, это должно стимулировать более дерзкие стратегии, чем скрытое накопление реликвий прошлого AoE. Но всем вам, черепахам, склонным к обороне, не о чем беспокоиться: победа Чуда — когда вы строите Чудо в поздней игре и удерживаете его в течение 10 минут — все еще существует.

Осады ощущаются намного лучше благодаря способности пехотных юнитов создавать тараны и осадные башни. Это творит чудеса с темпом, потому что вам больше не нужно направлять свои тараны и неуклюжие осадные башни по всей карте, и это также питает недавно масштабируемые каменные стены. К сожалению, мне еще предстоит найти все стратегические преимущества осадных башен по сравнению с разрушением стен требушетами с безопасного расстояния. С другой стороны, размещение солдат на стенах в обороне обеспечивает лучший обзор, и я беззастенчиво использовал это против ИИ, возводя каменные стены прямо в их бизнесе, отстреливая ключевые экономические здания с помощью настенных лучников.

Наконец, возможность быстро поворачивать и позиционировать группы юнитов на оси отлично подходит для микроуправления боем, позволяя вам более элегантно, чем раньше, устанавливать оборонительные позиции или правильные армейские построения. Это небольшие изменения, но все они помогают бою чувствовать себя немного чище.

Несмотря на то, что единственная 30-минутная игра Age of Empires якобы охватывает десятилетия технического прогресса, эта серия никогда не вызывала ощущения течения времени; насколько я знал из оригинального AoE, Рим действительно был построен за один день. Age of Empires 4 устраняет этот диссонанс с помощью нескольких проницательных штрихов. Например, когда вы сбрасываете здания, вы видите, как в разных точках вокруг строительной площадки появляются ускоренные каркасные контуры строителей — немного похоже на старые кадры с покадровой анимацией возведения небоскреба. Каждая цивилизация также имеет свой собственный саундтрек, который прекрасно сочетается с музыкой меню и развивается на протяжении веков. Это мелочи, которые увеличивают величие вашего сжатого путешествия, по иронии судьбы в игре, которая на самом деле кажется немного быстрее, чем ее предшественники.

(Изображение предоставлено Microsoft)

И тем не менее, для каждой продуманной настройки и функции есть равная и противоположная ошибка, удерживающая Age of Empires 4 от величия, потому что не дай Бог она затмевает бессмертную вторую часть.

Текстуры зданий и земли размыты (и нет, я не принимаю объяснений, что это просто часть более «живописного» художественного стиля игры). Вернувшись к Age of Empires 3: Definitive Edition для сравнения, я обнаружил, что там не только текстуры чище, но и игра более безопасно демонстрирует их, позволяя увеличивать масштаб.

На каждую продуманную настройку и функцию приходится равнозначная и противоположная ошибка, удерживающая Age of Empires 4 от величия. Я бы хотел увидеть какую-нибудь бесплатную функцию камеры, которая позволит вам восхищаться своим городским планированием и погрузиться в суровые сражения, или, по крайней мере, вариант классической изометрической перспективы.

И битвы все еще слишком вежливо , поскольку юниты и кавалерия атакуют друг друга только для того, чтобы остановиться перед столкновением и начать тыкать друг в друга своими поки-палками — это немного тревожно, что я все еще должен ссылаться на Битву за Средиземье 2004 года как на пример «кавалерийских столкновений на пользу». Юниты в отдаленной близости от вражеских боевых слонов, кажется, падают замертво, и нет динамики, когда стены замка выпадают из-под юнитов или бомбардировки сносят войска. Точно так же сохранение ограничения населения на традиционных 200 означает, что сражения никогда не достигают грандиозного масштаба, которым вас дразнят трейлеры (если только они не организованы кампанией).

(Изображение предоставлено Microsoft)

Но, возможно, то, что я считаю анахронизмом, другие будут считать пуризмом; игра, ревностно придерживающаяся отличной формулы, вплоть до ее странно гражданского боя и несуществующей анимации поворота лошади, которая немного похожа на пони-карусель, свободно вращающуюся вокруг своей оси. Факт остается фактом: сильная петля AoE, пусть даже слегка доработанная, столь же убедительна, как и всегда, украшенная красочным списком действительно разных цивилизаций. Знание того, насколько уникальна каждая фракция, делает неизбежное введение новых заманчивой перспективой.

У Age of Empires 4 есть прочная основа для того, чтобы действительно во что-то вырасти, но это происходит в то время, когда Age of Empires 2: Definitive Edition добавляет долгожданные совместные кампании и постоянно расширяющуюся библиотеку исторических сражений. Для сравнения, Age of Empires 4 выглядит немного скудно, особенно для игры стоимостью 50 фунтов стерлингов (наоборот, это абсолютно великолепных релиза первого дня на Xbox Game Pass).

В прошлом месяце Relic сообщила нам, что они не стремятся украсть базу игроков AoE 2 или занять первое место в иерархии серии, а скорее дадут игрокам новую интересную альтернативу. В этом смысле, я думаю, они преуспели, но кажется, что с немного большим вниманием к деталям (а не, скажем, часами документальных фильмов о путешествиях по миру), они могли бы возвестить новую эру AoE, а не ссылаться на прошлое. .

Но в серии, где одна игра может проявляться в своей лучшей форме спустя годы, даже десятилетия, единственное, что действительно стоит на пути роста Age of Empires 4, — это непрекращающийся успех ее предшественников. Он предлагает достаточно новых идей среди прочных старых основ, чтобы занять место среди них, даже если он еще не готов править.

Age of Empires 4: Сравнение цен

(открывается в новой вкладке)

(открывается в новой вкладке)

49,99 фунтов стерлингов

(открывается в новой вкладке)

20,99 фунтов стерлингов

(открывается в новой вкладке)

Просмотр (открывается в новой вкладке)

Цена со скидкой

(открывается в новой вкладке)

(открывается в новой вкладке)

7029 9 дюймов (открывается 907,27 фунтов стерлингов) новая вкладка)

23,69 фунтов стерлингов

(открывается в новой вкладке)

Просмотр (открывается в новой вкладке)

Цена со скидкой

на базе

Прочтите нашу политику обзора.