Содержание
О Ермаке — его имени, фамилии и возможном происхождении
Аннотация. В настоящей статье приводятся некоторые факты,подтверждающие возможное происхождение имени исторического завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича, что позволяет сделать некоторые предположения о происхождении самого Ермака.
Ключевые слова: Ермак Тимофеевич, имя, происхождение.
Практически всем россиянам известен «покоритель Сибири» Ермак Тимофеевич.
Ермак Тимофеевич (1530/1540–1585) – казачий атаман, предводитель московского войска, успешно начавший по приказу царя Ивана IV войну с сибирским ханом Кучумом, в результате которой Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства. [ 1 ]
Необычное для Руси имя «Ермак» вызывало у позднейших исследователей-биографов много споров. Одни говорили, что это, скорее всего, прозвище с неясным значением, сторонники этой версии выводили его и от некоего «татарского слова», и от якобы «поволжско-диалектного названия казана» и т. п.). Другие, в частности Карамзин, предполагали, что это вариант имени Герман (или вариант сокрашенного Ермолай). Вторая часть личностного идентификатора знаменитого казацкого вождя –Тимофеевич, тоже не избежала попыток «препарации»: обычно ее считали отчеством, или усекали до привычной формы фамилии – «Тимофеев» [Строгановская летопись].
О происхождении Ермака Тимофеевича не известо вообще ничего достоверного/ Одни позднейшие компиляторы-хронографы, основываясь, якобы, на собственных, Ермака, рассказах, утверждали, что дед атамана был: «Суздальский посадский человек по фамилии Аленин». Другие усугубляли домыслы. опять же , не основанные ни на каких документах, изобретая его, якобы, настоящее имя — «Василий». Всегда осторожный Карамзин вполне обоснованно назвал подобное — «сказками». Легенд о Ермаке ходило много, еще в XIX в. литератор Катков писал, что в народной памяти Ермак уже стал и богатырем киевского князя Владимира Красное Солнышко, и племянником Ильи-Муромца…
Что же все-таки можно сказать определенного об имени Ермака Тимофеевича?
Прежде всего, Ермак – это действительно, никакое не прозвище, а сокращение от имени Ермолай. В качестве доказательств приведем следующие факты.
» […] тягалися Ликурзскiе волости хрестiане, Мартынко Ларiоновъ, да Ермолка Өедоровъ, да Онцифорикъ Онтоновъ, и въ всђхъ хрестiанъ мђсто Ликурзскiе волости, съ Некрасомъ да съ Дроздомъ съ Васильевыми дђтьми Юрьева, съ митрополичими дђтьми боярскими. Такъ ркли Мартынко да Ермакъ да Онцифорикъ: жалоба намъ, господине, на того Некраса да на его брата на Дрозда, тђ, господине, деревни и починки изстарины земли Великого Князя Ликуржскiе волости тяглые наши, и тотъ, господине, Некрасъ да братъ нго Дроздъ прiђхавши сеђ весны да тђ деревни и починки учали пахати и косити силно на себя. […] «. [ 2 ]
В этом документе Ермолка (Ермолай) Федоров ниже явно назван Ермаком.
Однако, данный вариант имени был достаточно редок в Московской Руси и не вполне обычен даже для современников. Почему? Вероятно потому, что Ермак, сокращение Ермолая, широко употребительно было только в Северо-Западных Русских землях, находившихся тогда в составе Великого Княжества Литовского. Так же, например, для великороссов необычны западнорусские формы имен: Гапон – Агафон, Лесь – Александр, Олехно – Алексей, Панас – Афанасий, Юхим – Евфимий, Гнат — Игнатий, Ходор – Федор, Харко – Харитон и т.д.
В доказательство частоты употребления имени Ермак в Северо-Западной Руси можно привести ряд цитат из относительно близких хронологически событиям документов.
Полоцк » […] Село Хоробровъ Камень: Романъ дымъ одынъ, Юрко дымъ одынъ, Дечкой дымъ одынъ, Ермакъ дымъ одынъ, Дубко дымъ одынъ. […] «; (Слоним) документ 78 «Инвентарь Деречинскаго имђнiя» от 26 октября 1609 г., стр. 239: » […] въ повђтђ Слонимскомъ […] волость Деречинская, село Ланцовичи въ Глубокомъ Углђ […] Андрей Масловичь отчичь, волока, сыны его два Захарко и Матей; Кондратъ Рушичь отчичь, братъ при нимъ Никонъ волока, сынъ его Ермакъ; Трохимъ Грынцевичь отчиць, волока [. ..]. Село Курыловичи […] Алексђй Манютичь отчичь волока, сыновъ его два: Матвей и Иванъ; Иванъ Гринковичь бояринъ цыншовый отчичь волока, сыновъ его три: Ермакъ, Демидъ, Дмитръ. […] Село Кацково. […] Ярошовая вдова полъ волоки, сыновъ ее два Ясько и Михайло; Курыло Ермаковичь отчичь полъ волоки, сынъ его Павлюкъ; […] Супруновая вдова полъ волоки сыновъ ее пять: Тихно, Ермакъ, Өедоръ, Карпъ и Михайло отчичи, Мартинъ Ермакевичь отчичь бортникъ полъ волоки. […] «. [ 3 ]
Гомель «Опись королевской волости, принадлежащей къ Гомельскому староству, съ означенiемъ селенiй, и въ нихъ числа дворовъ и жителей, службъ ихъ, промысловъ, повинностей и податей … » 20 февраля 1640 г., стр. 46: » […] Село Терешковичи. Ермакъ Стефановичъ а Косило Якововичъ, воловъ 4, кони 2, дымы 2, служба. […] «; там же стр. 57: » […] Село Губичи. Михаль Максимовичъ, Кузьма Остаповичъ, Оксюта Пилиповичъ, Богдан Остапковичъ, волы 3, конь 1, дымы 3, служба. Онисько Ермаковичъ, Павелъ Гапоновичъ, Гришко Ярошковичъ, Степанъ Тишковичъ, волы 4, кони 2, дымы 4, служба. […] «. [ 4 ]
Если предположить, что Ермак Тимофеевичь выходец с западнорусских земель, все встает на свои места. Простолюдинов, даже очень заслуженных, в те времена не называли по отчеству, Ермак не Тимофẻевич а Тимофеẻвич – это не отчество, а его, белоруса-литвина, фамилия (как Абрамỏвич, Семенỏвич, Костюкẻвичь), поэтому ее (эту фамилию) иногда на великорусский манер и исправляли на «Тимофеев». Западнорусское происхождение проступает например в прозвище еще одного ермакового сотоварища-атамана: «Никита Панъ«. Да и самый близкий сподвижник покорителя Сибири – Иван Кольцо («Строгановская летопись» его называет «Иванъ Кольцовъ»), представляется некоторыми исследователями запорожцем. В середине XVI века братья – казаки свободно кооперировались для более сподручного «воевания бусурман» и перемещались ватагами с Днепра — на Дон; с Дона — на Волгу… Ничего удивительного в участии литвинов в походе за Урал нет.
В протографе «Строгановской летописи», написанном в XVII в., говорится: «Въ лђто 1581 сентября въ 1 день послаша изъ городковъ своихъ Семенъ и Максимъ и Никита Строгоновы въ Сибирь на Сибирскаго Салтана Волскихъ атамановъ и казаковъ Ермака Тимофеевва съ товарищи и съ нимъ Литвы и Нђмецъ и Тотаръ, вкупђ всђхъ 840 человђкъ […] » [ 5 ]
Конечно, на основании вышесказанного, сложно сделать окончательный вывод о возможном присхождении Ермака Тимофеевича, однако, версия авторов статьи о том, что что Ермак Тимофеевичь – выходец с западнорусских земель имеет право на существование, наряду со всеми существующими на сегодняшний день версиями.
Ссылки на источники
- Ермак Тимофеевич – биография . – URL: http://www.aphorisme.ru/about-authors/ermak/?q=4824.
- Акты юридическiе или собранiе формъ стариннаго дђлопроизводства. Изданы Археографическою Коммиссiею, Санктпетербургъ, 1838, документ № 8 «Судный списокъ о правђ владђнiя землями Московскихъ Митрополитовъ, въ Ликуржской волости» 1498-1505 гг., стр. 14
- Археографическiй сборникъ документовъ относящихся къ исторiи Сђверозападной Руси издаваемый при управленiи Виленскаго учебнаго округа, том первый, Вильна, 1867, документ 73 «Инвентарь имђнiямъ Полотской архiепископiи» от 26 апреля 1601 г., стр. 224
- Акты относящiеся къ исторiи Западной России, собранные и изданные Археографическою Коммиссiею, томъ пятый 1633-1699, Санктпетербургъ, 1853, документ № 16
- Павел Небольсин «Покоритель Сибири. Историческое изслђдованiе», Санктпетербургъ, 1849.
Ермак Тимофеевич. Покоритель Сибири
Биография Ермака
Содержание статьи:
- 1 Биография Ермака
- 1. 0.1 Происхождение
- 1.0.2 Станичный атаман
- 1.0.3 На службе у Строгановых
- 1.0.4 Ермак — покорение Сибири
- 1.0.5 Сибирский князь
- 1.0.6 Смерть Ермака
Ермак Тимофеевич (Тимофеев) (рожд. ок. 1532 г. — смерть 6 (16) августа 1585 г.) — казачий атаман на службе пермских купцов Строгановых, покоривший для России Сибирское царство (ханство), осколок Золотой Орды.
Происхождение
Существует несколько версий происхождения Ермака. По одной из версий, происходил родом из донской казачьей станицы Качалинской. Согласно другой версии, он был родом с берегов реки Чусовая. Так-же есть версия о поморском происхождении Ермака. Считается, что фамилия его Тимофеев, хотя как правило казачий атаман зовется Ермаком Тимофеевичем, или просто Ермаком.
1552 год — Ермак командовал отдельным казачьим отрядом с Дона в войске царя Ивана Грозного в ходе покорения Казанского ханства. Отличился в Ливонской войне 1558–1583 гг., будучи лично известен королю Стефану Баторию.
Станичный атаман
Когда Ермак Тимофеевич возвратился из Ливонии в станицу Качалинскую, казаки избрали его станичным атаманом. В скором времени после избрания он с несколькими сотнями казаков ушел «вольничать» на Волгу, то есть разбойничать на ее берегах. Была разгромлена столица Ногайской орды степной городок Нагайчик. Было это около 1570 г.
Царь поручил очистить Волгу от речных разбойников казанскому воеводе – голове Ивану Мурашкину с несколькими стрелецкими полками, посаженными на речные суда. 1577 год — царский воевода Мурашкин очистил Среднюю и Нижнюю Волгу от разбойной казачьей вольницы. Было разбито и рассеяно немало больших и малых казачьих отрядов. Несколько атаманов взятых в плен было казнено.
Из Москвы на Дон был отправлен царский указ, чтобы Донское войско остановило «разбой» своих казаков, а виновных в этом «воровстве» схватить и отправить под крепкой стражей в столицу на суд. Посланные с Дона гонцы, имевшие при себе решение Войскового круга, нашли отряд Ермака и прочие уцелевшие отряды разбойных казаков на Яике (Урале). Большая часть донцов подчинилась приказу круга и разошлась по своим «юртам», то есть по станицам.
ЧИТАТЬ на сайте: Александр 1. Правление. Биография императора
На службе у Строгановых
В отряде атамана Ермака остались те донские и волжские казаки, которые «попали в царскую опалу». Они собрали свой «круг», чтобы решить, как им дальше жить. Принятое решение было таким: с Волги уйти на Каму и поступить на «казачью службу» к богатейшим купцам-солепромышленникам Строгановым. Тем была нужна охрана их огромных владений от набегов сибирских инородцев.
Перезимовав на Сыльве и построив достаточное число легких стругов, казаки (540 человек) весной 1759 г. прибыли к Строгановым в городок Орел. Купцы-солепромышленники «расстарались», то есть сделали все для успешного похода против враждебного Сибирского царства и его правителя Кучума. Атаман Ермак Тимофеевич повел за собой не 540 казаков, а войско в 840 воинов. Строгановы дали триста своих ратников. Примерно треть казаков владела огнестрельным оружием.
Ермак — покорение Сибири
Взяв все необходимое, казаки 13 июня 1579 г. выдвинулись судовой ратью вверх по Чусовой до Тагильского волока. Дальше путь лежал до реки Серебрянки. Волок от устья реки Серебрянки до истоков реки Тагил (Тагиль) – до речки Наровля тянулся почти на 25 верст полного бездорожья. Легкие суда казаки перетащили «на ту сторону Камня», то есть Уральских гор.
К 1580 году дружина атамана Ермака Тимофеевича вышла к Тагилу. В лесном урочище построили походный лагерь для зимовки. Казаки всю зиму «воеваша владения Пелымского хана». 1580 год, май — на старых стругах и вновь построенных судах казаки вышли из Тагила на реку Туру и стали «воевать окрестные улусы». Улусный хан Епанча был разбит в первом же бою. Ермак занял городок Тюмень (Чинги-Тура). Там прошла новая зимовка.
1581 год, весна — идя дальше по реке Туре, в самых ее низовьях смогли одолеть в бою ополчение сразу шести местных князьков. Когда казачья флотилия по реке Туре вышла на просторы гораздо более полноводного Тобола, там они встретили главные силы хана Кучума. «Сибирцы» занимали урочище Бабасан (или Караульный Яр), где река суживалась в высоких, обрывистых берегах. Согласно летописи, реку в этом месте преградили железной цепью.
ЧИТАТЬ на сайте: Александр Македонский — биография
Командовал ханскими войсками наследник Кучума царевич Маметкул. Когда казачьи струги подошли к речной узкости, на них с берега посыпались стрелы. Атаман Ермак принял бой, высадив часть своей дружины на берег. Другая часть осталась на стругах, обстреливая противника из пушек. Маметкул во главе татарской конницы атаковал высадившихся на берег казаков. Но те встретили кучумовцев «огненным боем».
Судовая рать Ермака двинулась дальше вниз по Тоболу. В скором времени произошло 5-ти дневное столкновение с войском царевича Маметкула. И опять победа казаков была убедительной. По легенде, их воодушевило на бой видение Николая-угодника. Ханское войско во всем своем множестве заняло высокий обрыв на правом берегу Тобола, который назывался Долгим Яром. Течение реки перегородили сваленными деревьями. Когда флотилия казаков подошла к преграде, с берега она была встречена тучами стрел.
Покорение Сибири
Ермак Тимофеевич отвел струги назад и на протяжении 3-х дней готовился к предстоящему сражению. Он пошел на военную хитрость: часть ратников с чучелами, сделанными из хвороста и одетыми в казачье платье, оставалась на стругах, хорошо заметных с реки. Большая часть отряда сходила на берег, чтобы атаковать врага, по возможности, с тыла.
Судовой караван, на котором осталось только 200 человек, двинулся вновь по течению реки, обстреливая из «огненного боя» неприятеля на берегу. А в это время основная часть казачьей дружины зашла ночью в тыл ханскому войску, неожиданно обрушилась на него и обратила в бегство. Вскорости, 1 августа, у озера Тара было разбито войско хана Харачи.
Теперь на пути казаков был Искер. Хан Кучум собрал для защиты своей столицы Искера все имевшиеся воинские силы. Местом для сражения он умело выбрал излучину Иртыша, так называемый Чувашский мыс. Подходы к нему прикрывались засеками. В ханском войске было две пушки, привезенные из Бухары.
Бой 23 октября начался с того, что конный татарский отряд приблизился к стоянке казачьей дружины и обстрелял ее из луков. Казаки разбили противника и, преследуя его, столкнулись с основными силами ханского войска, которым командовал царевич Маметкул. На победном поле брани пало 107 боевых товарищей Ермака, заметно умалив его и без того небольшую казачью рать.
Хан Кучум в ночь на 26 октября 1581 г. сбежал из Искера. В день 26 октября казаки заняли его, назвав городок Сибирью. Он стал главной ставкой атамана Ермака. Остяцкие, вогульские и другие князьки добровольно прибывали в Сибирь и там принимались в подданство русского царя.
Из Сибири (Искера) Ермак сообщил купцам Строгановым о своих победах. В месте с этим начало готовиться посольство («станица») в Москву во главе с атаманом Иваном Кольцо – «бить челом царю царством Сибирским». С ним было отправлено 50 «лучших» казаков. То есть речь шла о присоединении к Русскому государству еще одного (после Казани и Астрахани) «осколка» Золотой Орды.
Карта похода Ермака
Сибирский князь
Царь Иван Грозный сказал покорителям Сибири свое благодарственное слово: «Ермаку с его товарищи и всем казакам» прощались все их прежние вины. Атаману были пожалованы шуба с царского плеча, боевые доспехи, в том числе два панциря, и грамота, в которой самодержец жаловал Ермака титулом Сибирский князь.
1852 год — казаки смогли утвердить власть московского государя «от Пелыма до реки Тобола», то есть во всех областях по течению этих двух больших рек Западной Сибири (в современной Тюменской области).
Но в скором времени гибель двух казачьих отрядов придала беглому хану Кучуму новые силы. Во главе мятежа стал хан Карача. Он со своими отрядами подступил под деревянные стены Сибири. С 12 марта 1854 г. казаки смогли выдержать настоящую вражескую осаду в целый месяц. Но атаман нашел верный выход из действительно опасного положения.
В ночь на 9 мая, в канун святого покровителя казачества Николая-угодника, атаман Матвей Мещеряк с отрядом казаков смог незаметно пробраться через неприятельские караулы и напал на стан хана Карачи. Нападение отличалось и внезапностью, и дерзостью. Ханский стан подвергся разгрому.
Смерть Ермака
Тогда хан Кучум пошел на хитрость, которая ему вполне удалась. Он подослал к Ермаку верных людей, которые сообщили атаману о том, что вверх по реке Вагай движется купеческий караван из Бухары, а хан Кучум их задерживает. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом всего в 50 казаков поплыл вверх по Вагаю. В ночь на 6 августа 1585 г. отряд остановился на отдых в месте слияния Вагая с Иртышом. Уставшие от тяжелой работы на веслах казаки не выставили дозорных. Или, что более вероятно, те попросту уснули в непогожую ночь.
Глубокой ночью конный ханский отряд переправился на островок. Воины Кучума, подкрались к ним незамеченными. Нападение на спящих было неожиданным: немного кто успел схватиться за оружие и вступить в неравную схватку. Из всего казачьего отряда в 50 человек в той резне уцелело лишь двое. Первым был казак, который сумел-таки добраться до Сибири и сообщить печальную весть о гибели товарищей и атамана.
Вторым был сам Ермак Тимофеевич.
Будучи раненным, одетый в подаренную царем тяжелую кольчугу (или панцирь?), он прикрывал отход немногих казаков к стругам. Не сумев взобраться на струг (видимо, он уже оставался в живых только один), Ермак Тимофеевич утонул в реке Вагай. По другой версии, Ермак погиб у самой кромки берега, когда отбивался от нападавших. Но тем не досталось его тело, унесенное в ночь сильным речным течением.
А.Шишов
ред. shtorm777.ru
Казак-ДНК — Фон | Семейное деревоДНК
История казачьего народа Восточной Европы:
Столетия назад предки нынешних казаков поселились в степях юго-восточного угла Европы, граничащих с Черным морем и Кавказскими горами на юге, с Каспийским морем и река Волга на востоке, леса Великой Русской равнины на севере и река Днестр на западе. На заре цивилизации эти степи снова и снова пересекали народы Великого переселения народов. Первоначальные казаки были продуктом смешения всех этих народов с предшествующими поселенцами славянской расы. Византийские писатели Х века описывали казаков как отдельный народ, живший на Дону, и называли их «храбрым и сильным народом». В древнерусских летописях они впервые так же описаны в 1261 году. Донские казаки сражались на стороне русского великого князя Димитрия против татар в 1380 году. Во всех летописях того периода казаки описывались как ряд самостоятельных общины, слабо связанные в более крупные единицы военного характера, совершенно обособленные от Российского государства. Русский историк Карамзин писал: «Откуда взялись казаки, с уверенностью сказать нельзя, но, во всяком случае, существовало оно [государство их] до татарского нашествия 1223 года. поляки или татары». Их племенные объединения, организации, подобные шотландским кланам, занимали всю территорию между реками Днестр на западе и Волгой на востоке. Во главе каждого племени стоял атаман, или гетман, избираемый народом; народ также избирал на определенный срок других административных чиновников племени: судью, писца, младших чиновников и даже духовенство. Высшая законодательная власть принадлежала племенному собранию (королю или Раде). Исполнительная власть возлагалась на атамана; во время войны он был верховным главнокомандующим в полевых условиях. В отсутствие писаных законов казаки руководствовались «казачьими традициями», общим неписаным правом.
В шестнадцатом веке эти многочисленные казачьи роды объединились в две большие республики: одну, известную как Запорожская, в низовьях Днепра, зажатую между Россией, Польшей и крымскими татарами; другое, Донское казачье государство, на реке Дон, отделявшее тогда слабое Русское государство от монгольских и татарских племен, бывших в то время вассалами могущественного султана Турции. Многочисленные русские, польские, литовские, турецкие и другие исторические документы того периода содержат упоминания об этих двух государствах, всегда называя их суверенными республиками. Например, в 1549 г.знаменитый русский царь Иван Грозный, отвечая на просьбу турецкого султана прекратить агрессивные действия донских казаков, заявил: «Казаки донские мне не подданные, и идут на войну или живут мирно». без моего ведома». За десять лет до этого, в обратной ситуации, когда царь Василий Третий попросил султана обуздать казаков, султан ответил. «Казаки мне в верности не присягают, а живут как хотят сами».
Это был период, когда усиливалась экспансия России и происходило объединение Польши. Оба государства применяли феодальную систему, привязывавшую крестьян к земле и делавшую ее собственностью знати. Эта политика в сочетании с территориальной экспансией этих двух государств и завоеванием ими более слабых соседей создала условия, при которых все люди, которым не нравилась идея стать чьим-то рабом, и все, кто ценил личную свободу, бежали на юго-восток и в нашли убежище в земле казаков, где они могли быть свободными. Все протесты и ультиматумы царей и королей о возвращении своих подданных не дали результата; казаки придумали тогда свой знаменитый девиз: «С Дона выдачи нет».
Между прочим, этот исход свободолюбивых людей из средневековой России в земли казаков является основанием для утверждений официальных российских историков, что казачество зародилось в этот период, а казаки были не чем иным, как полчищами русских крестьян. убежавших от своих господ, русских бояр. На этом основании некоторые российские политики позднеимперского периода отказывались признать казаков отдельной и отличной от собственно русских как этническую группу. Но в настоящий момент эту теорию поддерживают только самые реакционные круги русской эмиграции, которые в этом отношении вполне согласны с Кремлем. Все остальные историки и политические деятели признают, что казачество, как самостоятельная этническая и политическая единица, существовало задолго до этого исхода свободолюбивого элемента из Московской Руси и дворянской Польши. Попутно заметим, что само слово «казак» (казак) означает по-татарски «вольный человек».
Два великих казачьих государства того периода, Донское и Запорожское, представляли собой уникальные военные ордена, основным смыслом существования которых была защита Восточной католической церкви от римского католицизма и магометанства. Можно с уверенностью сказать, что если бы не фанатичное сопротивление запорожских казаков, воинствующий католицизм овладел бы и завоевал всю Восточную Европу, и в то же время, если бы донские казаки не стояли на его пути, магометанство могло стали господствующей религией повсюду к востоку от Польши.
Со временем казаки разрослись и стали нацией профессиональных воинов; они основали бесконечную цепь постов и поселений, охранявших русские города и села от набегов и нашествий воинственных монгольских и татарских племен с юга и востока. Казаки знали, что одна только пассивная оборона не может остановить и предотвратить эти набеги, и часто переносили войну на врага. Пешком и на своих быстрых лошадях, а нередко и на своих грубых лодках они совершали набеги на поселения и стойбища соседних татар Крыма и Астрахани; они разграбили приграничные города и крепости Польфида; иногда они объединялись с поляками и крымскими татарами и вели войну против разных русских княжеств; они разграбили и сожгли порты Турции на Черном море и порты Персии на Каспийском море. В качестве примера их удальства и отваги историки приводят подвиги отряда запорожских казаков, которые в XVI веке проникли в Босфорский пролив, пересекли Мраморное море, протиснулись через Дарданеллы, прошли длинное Средиземное море, захватили испанский город Сарагоса, и удерживал его от всех желающих целых два года. Опять же, в 1696 донские казаки, плывя по Азовскому морю на своих хлипких гребных лодках, в присутствии русского царя Петра Великого встретили и уничтожили мощный турецкий флот. Точно так же, но гораздо позже, в 1828 году, запорожские казаки, в войне России с Турцией, переплыли Черное море на своих легких ладьях (они называли их «чайками», чайками) и взяли штурмом мощную турецкую крепость Браилов.
Как упоминалось ранее, в течение четырнадцатого, пятнадцатого и шестнадцатого веков основная роль казаков заключалась в защите России, а иногда и Польши от агрессивных магометанских народов. Следующий, семнадцатый век, был для них эпохой колонизации, когда границы России отодвигались на юг и на восток. Первоначально их проникновение происходило за счет татар, живших на северных берегах Черного моря; затем они перешли Волгу и построили свои города и остроги в предгорьях Урала; затем знаменитый атаман донских казаков Ермак перешел Урал, покорил татар Сибири и «подарил» эту огромную землю Ивану Грозному. В то же время другие казаки двинулись на юг и основали терский род на северных склонах Кавказских гор. Вслед за Ермаком, погибшим в стычке с кочевниками, бродячие казачьи отряды продолжали свое проникновение на восток, пока, наконец, не открыли и не колонизировали для России отдаленные провинции Дальнего Востока. Этот процесс проникновения и открытия, разведки и приобретения подобен экспансии «Хо на запад» в восемнадцатом и девятнадцатом веках в Америке: та же дикая местность, враждебные туземцы, лишения и стремление пройти немного дальше и увидеть что лежит за каждым последующим холмом. Точно так же, как открытие американского Запада стало возможным благодаря тяжелому труду, поту и крови бесстрашных банд поселенцев, чьи имена часто были неизвестны последовавшим за ними поселенцам, так и открытие и завоевание Сибири и Дальнего Востока требовало сверхчеловеческими усилиями — переходить реки шириной в километр, проникать в девственные таежные леса, всегда испытывая нехватку продовольствия и боеприпасов. Следует отметить, что этот бросок в сторону широкого Тихого океана был большей частью по собственной инициативе казаков; все, что они получали (и то нечасто) от русской власти, это немного свинца и пороха. Но каждую вновь открытую землю казаки брали от имени русского царя и «дарили» ему завоеватели. Без письменного поручения эти люди служили царю в качестве его дипломатов, поселенцев и пограничников.
В этом процессе отодвигания границ Российского Государства вовне, к стоянке в мерзлой тундре, всегда встречая сопротивление со стороны аборигенов, казаки обычно устанавливали военные посты и форты с гарнизоном из нескольких раненых и увечных и некоторых дружественных туземцев; скоро они наберут себе жен из местных красавиц; затем вокруг крепости строится город, к ближайшим крепостям (станицам) прокладываются дороги; и, наконец, будет создан новый род (войско), охраняющий новых подданных русского царя и охраняющий новую границу. До революции 19 века в России существовало одиннадцать таких родов. 17, натянутой от Черного моря до берегов Тихого океана, «одиннадцать жемчужин в короне Российского Императора».
Именно в 1646 году казаки пришли к берегам Тихого океана; через два года казачий атаман Дейнев открыл Берингов пролив; за несколько лет казаки пересекли эту водную ленту и основали поселения на Аляске, Камчатке и на всем Тихоокеанском Северо-Западе. Еще позже казаки, двигаясь на юг, в сторону Китая, захватили для России богатые Амурскую, Уссурийскую и Приморскую губернии, установив связь с Китаем, Кореей и Японией. В восемнадцатом и девятнадцатом веках казачьи полки были включены в состав русской армии и в ее составе сражались против Наполеона, в Крыму и в четырех турецких войнах. Они вынесли на себе всю тяжесть борьбы за завоевание и обладание Кавказом и Туркестаном. Когда закончились крупные войны с соседними государствами и границы империи стабилизировались, перед казаками была поставлена другая, не менее трудная задача: сохранить в неприкосновенности новые границы и защитить мирных поселенцев от враждебных действий турок, персов. , афганцы, монголы и маньчжуры. Другие казачьи полки были растянуты вдоль границ, отделяющих Россию от ее западных соседей, австрийцев и немцев. Подвиги казаков в Первой мировой войне слишком хорошо известны, чтобы останавливаться на них здесь. Достаточно сказать, что казаки были в авангарде русской армии при ее наступлении и те же казаки прикрывали армию при отступлении. Несмотря на такое разоблачение, казачьи военнопленные были настолько редким явлением, что в 1914 и 1915 г. немногочисленных пленных казаков провезли в специальных клетках по дальним венгерским городам, чтобы показать людям, что и казаков можно брать в плен.
Каменецкий И. П. Сибирские атаманы XVII века (к социальному портрету сибирских полководцев)
Каменецкий И. П. Сибирские атаманы XVII века (к социальному портрету сибирских полководцев)
|
07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 94(470.324):332.2″16″
Каменецкий Иван Павлович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук
СИБИРСКИЕ АТАМАНЫ В 17 ВЕКЕ (К СОЦИАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ СИБИРСКИХ ВОЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ)
Аннотация
В статье представлена реконструкция портрета сибирского атамана на раннем этапе освоения Сибири. На основе документальных источников и историографии раскрываются состав и происхождение сибирских атаманов, порядок их назначения, практика их службы и участие в общественных мероприятиях. Отмечается многофункциональный и универсальный характер их деятельности, показавший тесную связь исполнения воинских обязанностей с административно-хозяйственной деятельностью. Показано, что атаманы, будучи проводниками правительственных решений, играли важную роль в руководстве воинскими частями сибирских гарнизонов. В социальных вопросах они упорно отстаивали приоритет казачьего «войска» в управлении и добились определенных успехов. Их деятельность оставила значительный след в процессе присоединения и освоения обширного края.
Ключевые слова
Освоение Сибири, боевые товарищи Ермака, служилые люди, казачьи атаманы, источники комплектования командного состава, служебная деятельность, социальные вопросы.
DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.28.13
Полный текст статьи PDF (Русский)
Каталожные номера
1. Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссии . Том. 2: 1598—1613. Санкт-Петербург, тип. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1841. 482 с. (на русском языке)
2. Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссии . Том. 3: 1613—1645. Санкт-Петербург, тип. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1841. 502 с. (на русском языке)
3. Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссии . Том. 4. Санкт-Петербург, Тип. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1842. 490 р. (на русском языке)
4.Александров В. А. «Войско» — организация сибирских служилых людей XVII в. История СССР , 1988. № 1. 3, стр. 94—113. (на русском языке)
5. Александров В. А. Русское население Сибири XVII—XVIII в. (Енисейский край) [Русское население Сибири, XVII—XVIII вв. (Енисейский район)]. М.: Наука, 1964. 304 с. (на русском языке)
6. Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. Сибирь в XVII т. [Власть и общество. Сибирь в XVII веке. Новосибирск: Наука, 1991. 402 с. (на русском языке)
7. Барахович П. Н. Службы красноярского атамана Милослава Кольцова. Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология , 2015, т. 1, с. 14, нет. 1, стр. 47—57. (на русском языке)
8. Барахович П. Н. Служебное население Центральной Сибири в XVII столетии. (Енисейский и Красноярский уезды): дис. … канд. ист. наук [Служебное население Средней Сибири в XVII в. (Енисейский и Красноярский уезды). канд. Дис.]. Красноярск, 2016. 354 с. (на русском языке)
9. Бахрушин С. В. Научные труды . Том. 3, часть. 1. Москва, Изд-во АН СССР, 1955. 376 с. (на русском языке)
10. Бахрушин С. В. Научные труды . Том. 3. Часть. 2. Москва, Изд-во АН СССР, 1955. 299 с. (на русском языке)
11.Бахрушин С.В. Научные труды [Научные труды]. Том. 4. Москва: Изд-во АН СССР, 1959. 258 с. (на русском языке)
12. Бродников А. А. Иван Максимович Перфильев: из истории сибирской служилой династии XVII в. Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII — XIX вв. . Тобольск, 2005. С. 151—168. (на русском языке)
13. Вершинин Е. В. Воеводское управление в Сибири (XVII век) . Екатеринбург, Муницип. учеб.-метод. центр «Развивающее обучение», 1998. 203 с. (на русском языке)
14. Вершинин Е. В. Земляпроходец Петр Иванович Бекетов. Отечественная история , 2003, вып. 5, стр. 35—49. (на русском языке)
15. Государственный архив Томской области. Ф. 530. Соч. 1. Д. 4.
16.Дмитриев А. Д. Войска «нового строя» в Сибири во второй половине XVII века . Новосибирск, Новосиб. гос. ун-т, 2008. 240 с. (на русском языке)
17. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией . Том. 4. СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1851. 452 с. (на русском языке)
18. Каменецкий И. П. Русское население Кузнецкого уезда в XVII — начале XVIII в. (опыт деятельности русских колонистов в условиях границы Южной Сибири) . условиях приграничья Южной Сибири). Омск: Типография ИП Долгов Р. Н., 2005. 338 с. (на русском языке)
19. Каменецкий И. П. Русский землепроходец, географ и «прибыльщик» Курбат Иванов: к историческому портрету одного из первооткрывателей Сибири. Гуманитарные проблемы военного дела . Новосибирск, 2017, №1. 4, стр. 113—119. (на русском языке)
20. Леонтьева Г. А. Служебные люди в Восточной Сибири во второй половине XVII — первой четверти XVIII в. (по материалам Иркутского и Нерчинского уездов) . XVIII век (по материалам Иркутского и Нерчинского уездов). М.: Типография МГУ, 2012. 321 с. (на русском языке)
21. Люцидарская А. А. Старожилы Сибири. Историко-этнографические очерки. XVII — начало XVIII т. [Старожилы Сибири. Историко-этнографические очерки. XVII — начало XVIII века]. Новосибирск, Наука. Сиб. отд-э, 1992. 197 с. (на русском языке)
22. Миллер Г. Ф. История Сибири [История Сибири]. Том. 1. Москва, Ленинград, Изд-во АН СССР, 1937. 608 с. (на русском языке)
23. Миллер Г. Ф. История Сибири [История Сибири]. Том. 2. Москва, Ленинград, Изд-во АН СССР, 1941. 637 с. (на русском языке)
24.Никитин Н. И. Государственное обеспечение Тобольска до середины XVII в. // Государственное обеспечение Тобольска до середины XVII в. История городов Сибири досоветского периода (XVII — начало XX в.) [История городов Сибири в досоветский период (XVII — начало XX вв.)]. Новосибирск: Наука, 1977. С. 130—153. (на русском языке)
25. Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века . Москва: Наука, 1987. 176 с. (на русском языке)
26. Никитин Н. И. Тобольская литва в XVII веке. Город и горожане России в XVII — первой половине XIX в. . М.: Ин-т истории СССР АН СССР, 1991. С. 47—73. (на русском языке)
27.Никитин Н. И. Служебные люди в Западной Сибири XVII века . Новосибирск: Наука, 1988. 256 с. (на русском языке)
28. Никитин Н. И. Соратники Ермака после «Сибирского взятия». Проблемы истории России . Екатеринбург, 2001, вып. 4: Евразийское пограничье. С. 51—87. (на русском языке)
29. Никитин Д. Н., Никитин Н. И. Покорение Сибири. Войны и походы конца XVI — начала XVIII века [Покорение Сибири. Войны и походы конца XVI — начала XVIII века. Москва: Фонд «Русские витязи», 2016. 124 с. (на русском языке)
30. Никитин Н. И. Землепроходец Семен Дежнев и его время. Начало казачества Сибири [Путешественник Семен Дежнев и его время. Начало казачества Сибири. Москва: Академический проект, 2018. 279 с. (на русском языке)
31.Покровский Н.Н. Томск. 1648—1649 гг. Воеводская власть и земские миры [Томск. 1648—1649 гг. Воеводство и уездные миры. Новосибирск, Наука. Сиб. отд-э, 1989. 388 с. (на русском языке)
32. Пузанов В. Д. Военная политика Русского государства в Западной Сибири (конец XVI — начало XVIII в.) . Сургут: Таймер, 2011. 223 с. (на русском языке)
33. Пузанов В. Д. Военные фабрики русской колонизации Западной Сибири: конец XVI — XVII т. [Военные факторы русской колонизации Западной Сибири: конец XVI — XVII вв.]. СПб.: Алетейя, 2010. 432 с. (на русском языке)
34. Резун Д.Я. Русские в среднем Причулымье в XVII—XIX вв. (Проблемы социального развития малых городов Сибири) [Русские в Среднем Причулымье в XVII—XIX веках. (Проблемы социального развития малых городов Сибири). Новосибирск: Наука, 1984. 196 с. (на русском языке)
35. Резун Д. Я., Васильевский Р. С. Летопись сибирских городов [Летопись городов Сибири]. Новосибирск, Новосиб. кн. изд-во, 1989. 304 с. (на русском языке)
36. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией . Том. 2. СПб.: Археографическая комиссия, 1875. 656 с. (на русском языке)
37. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией [Российская историческая библиотека, изданная Археографической комиссией]. Том. 8. СПб, 1884. 700 с. (на русском языке)
38. Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книга Сибирского приказа. Ч. 1. Документы воеводского управления [Обзор столбцов и книг Сибирского приказа. Часть 1. Документы воеводского управления. Москва, 1895. 429 с. (на русском языке)
39. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214. Кн. 11.
40. РГАДА. Ф. 214. Кн. 277.
41. РГАДА. Ф. 214. Кн. 415.
42. РГАДА. Ф. 214. Кн. 716.
43. РГАДА. Ф. 214. Стб. 3.
44. РГАДА. Ф. 214. Стб. 27.
45. РГАДА. Ф. 214. Стб. 76.
46. РГАДА. Ф. 214. Стб. 84
47. Русско-монгольские отношения. 1607—1636 [Российско-монгольские отношения. 1607—1636]. М., Изд-во восточной литературы, 1959. 352 с. (на русском языке)
48. Русско-монгольские отношения. 1636—1654 [Российско-монгольские отношения. 1636—1654]. Москва, Наука, гл. красный. восточной литературы, 1974. 467 с. (на русском языке)
49.Соколовский И. Р. Челобитная сибирского служилого человека Астафия Михалевского (1636 г.) [Челобитная сибирского казака Астафия Михалевского (1636 г.)]. Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология , 2013, т. 1, с. 12, нет. 1, стр. 114—119. (на русском языке)
50. Солодкин Я. Г. Ермаково взятие Сибири: загадки и решения [Ермак покорил Сибирь: загадки и разгадки]. Нижневартовск, Нижневарт. гуманит. ун-т, 2010. 170 с. (на русском языке)
51.Солодкин Я. Г. Атаманы и дети боярские Березова середины 1590-х — 1620-х годов. Вестник «Альянс-Архео» , 2017, вып. 21, стр. 3–12. (на русском языке)
52. Томск в XVII веке. Материалы для истории города со вступительной и заключительной статьями П. М. Головачева и карты окрестностей Томска конца XVII т. [Томск в XVII веке. Материалы для истории города с вступительной и заключительной статьями П. М. Головачева и картой Томска конца XVII века. СПб, [1911]. 169 стр. (на русском языке)
53. Уманский А. П. Телеуты и русские в XVII—XVIII веках . Новосибирск: Наука, 1980. 296 с. (на русском языке)
54. Ульянова А. Е. Сургутское казачество в конце XVI — XVII в.: дис. … канд. ист. наук [Сургутские казаки в конце XVI—XVII вв. канд. Дис.]. Сургут, 2006.