Откуда русь началась: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Что известно о происхождении новгородцев и русских в целом

Дело было так: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей… В год 6370 (по н.ст. 862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере —  весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Славянская четверка

Надо ли говорить, что текст «Повести временных лет» всерьез озадачил историков. Мало того, что народ русь, давший нам имя, оказывался по Нестору варягами, северными пришельцами из-за моря, так еще и многие пригласившие Рюрика на княжение племена были не вполне славянами. Чудь, весь, меря и мурома, упомянутые в летописи, несомненно, относились к местным финноязычным аборигенам. А что же славяне?

К ним, на северо-востоке Киевской Руси, в тех землях, что станут ядром русской нации, ученые с уверенностью относили только четыре популяции: тех самых ильменских словен, что, со слов Нестора, сидели в Новгороде; кривичей, чьи потомки построят такие города, как Смоленск и Псков; безымянных обитателей низовых земель, где вскоре будут заложены Владимир и Суздаль; а также чуть более южных вятичей, в чьих владениях возникнут Рязань, Переяславль, а позже и Москва. Именно эта великолепная четверка, как думалось ученым, принесла славянскую речь в те края, что ныне мы зовем Россией.  

Первые сомнения

Хотя историки и расходятся в своих взглядах на то, откуда пришли славяне — с Дуная, Вислы или с южных берегов Припяти, — большинство считает их недавними переселенцами на Русскую равнину. Названия рек и озер в здешних местах преимущественно финские и балтские. К примеру, имя нашей столицы Москва по балтской версии происходит от термина «болотистое место», а по финской — от «коровья река». 

Но раз славяне тут пришельцы, то они и по внешнему виду, и по своим обычаям должны были отличаться от местных полудиких племен. А вот с этим как раз у исследователей возникали проблемы. Очень уж походили племена нашей великолепной четверки на финнов и балтов — давних здешних обитателей. Послушайте, что писала об антропологии восточных славян известнейший советский ученый Татьяна Алексеева: 

— Комплекс с ослаблением европеоидных черт распространен среди финно-угорских групп Восточной Европы — летописных мери, муромы, мещеры, чуди, веси, известных по могильникам северо-западной части Восточной Европы, Волго-Окского междуречья и Поволжья. Это население, подвергшееся славянской колонизации, передало свои антропологические черты словенам новгородским, вятичам и кривичам, впоследствии ставшим основой русских.

Антропологический комплекс с резко выраженными европеоидными чертами распространен среди средневекового летто-литовского населения, особенно среди латгалов, аукштайтов и ятвягов. У восточных славян этот комплекс проявляется среди волынян, полоцких кривичей, древлян, положивших начало белорусскому и частично украинскому народу. 

Получалось, что северные и центральные русские, включая новгородцев, оказывались по строению черепов похожими на живших здесь с незапамятных времен финнов, а белорусы, часть украинцев и произошедшие от кривичей западные русские — на балтов. 

Но если кривичей и вятичей отечественные историки под давлением фактов и были готовы полностью или частично отдать местным балто-финским аборигенам, то за ильменских словен как пришельцев издалека они бились до последнего патрона, то есть научного аргумента. Причем самой популярной среди российских исследователей была идея прихода прародителей новгородцев с Запада: от славянских племен ободритов, поморян или руян, некогда живших на южных берегах Балтики (современная Северо-Восточная Германия и Польша).

Версией о родстве ильменских словен с балтийскими славянами, известными торговцами и морскими пиратами, объясняли многие особенности новгородского менталитета — свободолюбие, вечевые традиции, коммерческую жилку. Даже летописному Рюрику нашли в тех краях прототип — Рорика Ютландского по кличке Язва Христианства, знаменитого датского конунга-разбойника. Впрочем, были у этой романтической версии и свои противники.

Генетические сенсации

Но вот в застарелый научный спор решили вмешаться генетики. С некоторых пор у них появились свои методы установления родства народов, причем как по мужским и женским линиям, так и более точные — по аутосомам, подобные исследования зовутся полногеномными. Тестировать можно как живых людей, так и древние черепа, извлеченные из могильников. Уже первые работы генетиков по изучению наших соотечественников вызвали сенсацию: северные русские очень отличались от центральных и южных и были близки к местным обитателям. 

«Генофонд северных русских сформирован не только (или даже не столько) древнерусской колонизацией этого края, сколько мощным субстратом дославянского (финно-угорского) населения», — напишут авторитетные российские ученые еще в 2011 году.

Известно, что у всех аборигенов Северо-Востока Европы и Сибири в генофонде с высокими частотами присутствует игрек-линия N. Так, у финнов ее 60%, литовцев и латышей — по 40%, около 30% у эстонцев, а у якутов и других сибирских аборигенов — до 80%. У русских также обнаружена данная гаплогруппа — в целом около 20%. Для сравнения: у белорусов ее 10%, поляков — 8%, украинцев — 7%,  чехов — чуть больше 2%, а у хорватов, болгар и словенцев она практически отсутствует. 

Интересно, что у русских эта линия распределена не слишком равномерно. Если на юге частоты колеблются в пределах 10%, то есть на уровне белорусов или поляков, то во многих северных областях она доминирует, достигая у жителей Архангельской области, потомков легендарных поморов, показателей в 46%, а на Вологодчине — около 40%. Стало ясно, что в тех краях мы имеем дело с обрусевшими местными племенами.

В поисках неуловимых словен

Но кто мог научить северян славянскому языку? Конечно же, древние новгородцы, они же ильменские словене. Разумеется, ученым было любопытно заглянуть в их генофонд. Но поскольку славяне до принятия христианства сжигали своих умерших, генетики решили это сделать при помощи наших современников. Они отправились в отдаленные деревни Новгородской области и протестировали там тех, чьи предки в обозримом прошлом были сплошь местными жителями. Кроме того, исследователи воспользовались двумя проверочными вариантами.

Первый — это обитатели Порховского района Псковской области, некогда входившего в состав Новгородской земли. Порховчане оказались весьма отличны от псковичей и точь-в-точь напоминали жителей новгородских деревень. Второй проверочный случай был связан с городом Нижний Новгород. Известно, что его основали новгородцы в XIII веке. Генетики нашли среди нижегородцев выходцев из рюриковой столицы и обнаружили, что генофонд этих людей практически совпадает с изученным ими на Новгородчине. Таким образом выяснилось, что ученые находятся на правильном пути.

Первая публикация на эту тему увидела свет в 2017 году и особых неожиданностей не принесла. Новгородцы по мужским линиям оказались похожи на центральных русских, занимая в некотором роде промежуточное положение между севером и югом России. Не обошлось и без следа здешних аборигенов. «Значительную (пятую) часть генофонда население Новгородчины унаследовало от фаселения, которое, видимо, в свою очередь, впитало мезолитический генофонд Северо-Восточной Европы», — пишет об этой работе генетиков Надежда Маркина в статье «Генофонд Новгородчины в пространстве и времени». —  Гаплогруппа N3 (N1c) распространена по всему северу Евразии — от Скандинавии до Дальнего Востока, две ее ветви — гаплогруппы N3a4 и N3a3 — составляют почти пятую часть генофонда новгородцев».

«Чудь начудила, да меря намерила»

А вот вторая публикация генетиков — «Своеобразие новгородского генофонда», вышедшая в конце этого года, произвела в околонаучных кругах эффект разорвавшейся бомбы. В этом случае ученые исследовали полногеномные маркеры, а они более точны в определении родства народов. Выяснились удивительные вещи: «Обнаружено своеобразие генофонда новгородцев: у них доминирует (90% генома) предковая компонента, которая в других русских популяциях составляет лишь треть генофонда и отсутствует у большинства других народов. 

Она же доминирует в популяциях Ярославской области, а также в геномах жителей Нижегородской области, предки которых в средневековье переселились из Великого Новгорода. Это подтверждает, что данная предковая компонента отражает генофонд древней Новгородчины. Массовый след этой компоненты обнаружен у русских Ленского района Архангельской области, у большинства коми-пермяков и у половины геномов води. Выдвинута гипотеза, что этот генетический пласт восходит к ильменским словенам, которые, в свою очередь, сохранили наследие местного дославянского населения, генетически более близкого Востоку (волжским и пермским финноязычным группам), чем Западу (прибалтийским финноязычным группам)».

Проще говоря, ильменские словене, построившие Новгород, оказались вовсе не пришельцами издалека, а типичными аборигенами здешних мест, ближайшими генетическими родственниками народа мери, основавшего Ростов Великий, а затем и прочие города Владимиро-Суздальской земли. Один и тот же, явно местный по происхождению компонент всецело господствует в генофонде новгородцев, где достигает показателей в 91%, а также с близкими частотами доминирует у жителей Ярославля, Владимира, Суздаля, Ростова Великого, Костромы, Иванова и других центров Северо-Восточной Руси.

В целом у русских этого генетического компонента до 34%. Но он же встречается у архангельских поморов, у народа водь, живущего на берегах Финского залива, и у пермских коми, что с головой выдает его аборигенное происхождение. Компонент не просто финский, но скорее родственный пермским и поволжским финнам, чем прибалтийским. Стало быть, если откуда и пришли предки ильменских словен, то с Востока, из Перми или верховьев Волги.  

Примечательно, что и два других основных компонента в генофонде новгородцев, встречающиеся с частотой около 4% каждый, имеют сугубо местное, северное происхождение. Один из них характерен для поморов Архангельской области, другой — для финнов, карел и эстонцев. В совокупности они дают свыше 99% новгородского генофонда. Что означает — массовой миграции сюда славян с западных или южных земель просто никогда не было.

Очевидно, что ученым придется сейчас пересматривать древнейшую историю России и отречься в принципе от идеи славянской колонизации этих мест. Русские оказались потомками древних жителей своей страны, а вовсе не пришельцами откуда бы то ни было — с Дуная, Днепра или Вислы. Наши предки, несомненно, говорили по-фински и по-балтски. Осталось понять, каким чудесным образом они перешли на употребление славянского языка.

Материал подготовил Игорь Коломийцев

откуда есть пошла земля русская

Село в низовьях реки Волхов, недалеко от впадения ее в Ладожское озеро: около двух тысяч жителей, живописные окрестности с могильными курганами и урочищами по берегам, разрушенная древняя крепость времен Московского государства и выныривающая, словно из бездны веков, Варяжская улица. Такова Старая Ладога.

Много храмов всех эпох и стилей — от домонгольской Руси до имперского XIX столетия. Большая часть их принадлежит двум, а некогда трем монастырским комплексам. Музей-заповедник с Рюриковой Русью в экспозиции. Таков сегодня один из первых политических центров Руси легендарной, еще даже не летописной. Потому что летописная Русь начинается с 852 г., когда Ладоге было уже сто лет.

Если историю России представить в виде широкой полноводной реки, то Ладога окажется ручьем, одним из нескольких, питающих ее верховья. Сам по себе ручей не так уж велик, но без него не состоялась бы могучая русская река, что вот уже второе тысячелетие несет свои воды в океан вечности. Однако, если государственность российская имела несколько полюсов, на севере и юге славянских земель, то Ладоге принадлежит единственная в своем роде честь — быть тем местом, перефразируя летописца, «откуда есть пошла русь». Не страна Русь, не народ русь — а этноним, самоназвание русских. И случилось это задолго до прихода в Ладогу рюриковых варягов.

Первые строители и поселенцы Ладоги жили здесь уже в 753 г. Костяк их составляли скандинавские мореходы, жившие бок о бок с местными финнами и северными славянами — словенами. Само название Ладоги произошло от финского Алоде-йоки — Нижняя река, в скандинавском произношении Альдейгья (Альдейгьюборг). Нижняя река — это Ладожка, у слияния которой с Волховом выросло разноплеменное поселение моряков, купцов, ремесленников. Немного ниже по Волхову, ближе к озеру Нево (так называлось тогда Ладожское озеро), располагалось чисто словенское поселение Любша — древнейший славянский град в этих местах, и княжеская резиденция. Альдейгья могла возникнуть только с согласия любшан и во взаимовыгодном торговом сотрудничестве: скандинавы-викинги были признанным «двигателем» торговли в обширном североевропейском регионе.

В VIII веке на Севере Европы складывается единое торговое пространство от Англии и Фризии (европейский северо-запад) до Восточной Балтики. Крайним восточным узлом его в середине столетия стала Альдейгья. Славянские «экспортные» товары — пушнина, воск, мед и пр. — шли через нее на Запад, а западный «импорт», опять же через нее, оседал в славянских землях.

Очень скоро состав жителей Альдейгьи меняется. За первые 30 лет своего существования поселение дважды подвергалось нападениям и выгорало. В итоге преобладающим здесь делается словенское население. Альдейгья становится Ладогой, а предприимчивые ладожане по волжским путям налаживают связи с арабским Востоком. Происходит взрывное расширение североевропейского торгового «макрорегиона» до Каспия — и Ладога с Любшей оказываются его центром.

В самой Ладоге создается восточное стеклодельное производство, а из дальних арабских стран поступают ткани, пряности, драгоценные камни и главный восточный «товар» — серебро. Арабское серебро оседает и в Приладожье, и в странах Северной Европы. Древнейшие клады монет-дирхемов, заложенные во второй половине VIII в., найдены именно в Ладоге. Волховская военно-торгово-аристократическая верхушка сказочно богатеет. Бурно развиваются и прежние ладожские ремесла: металлическое производство, ювелирное, косторезное, оружейное, деревообработка и пр.

Разноплеменное население Ладоги очень скоро стало осознавать себя отдельным и от славян, и от финнов, и от скандинавов сообществом. Оно формировалось не по племенному, родовому признаку, а по роду занятий. В последние десятилетия VIII в. это была уже тесно сплоченная общественная группа, своеобразная торгово-военная дружина. Ладожане жили речной торговлей на пути «из варяг в арабы», а в случае необходимости отстаивали свои интересы силой — военными набегами. Естественным следствием этого обособления было восприятие ими нового имени. И если в Скандинавии такие независимые дружины купцов-воинов называли кюльфингами (на Руси это слово превратилось в «колбяги»), то сами ладожане назвались русами. У местных финнов слово ruotsi обозначало чужеземцев, пришлых поволховских словен и заморских норманнов.

В конце VIII в., по словам доктора исторических наук С.  В. Алексеева, эксперта по древней славянской Европе, ладожское «население оказалось достаточно пестрым, чтобы из смешения разных племен возникла особая группа людей, не причислявших себя в строгом смысле ни к одному. Они и приняли название — «русь». В основном это были славяне и финны, свободно владевшие языками друг друга, связанные кровными узами».

К концу VIII в. у ладожан-русов уже есть свой предводитель-князь, его имя Бравлин. Дружина торговцев-воинов растет за счет окрестного населения, вовлекающегося в эту вольную и прибыльную жизнь речных купцов. В Ладоге им уже тесно. Русь выплескивается за ее пределы, основывает свои укрепленные пункты на Волхове, в северном и южном Приильменье, оставляет по берегам рек высокие курганы над могилами своей знати. И все больше становится похожей на обычное племенное сообщество. Таким племенем — со своим вождем-князем, своими обычаями, своим территориальным центром в Ладоге, — русов и воспримут далеко на юге, в Поднепровье и в Киеве. Случится это на рубеже VIII-IX вв. , когда князь Бравлин поведет свою дружину в поход по Днепру к Черному морю, на византийских греков.

В Киеве русы помогли местному племени полян разобраться с недругами и заодно потеснили хазар, бравших здесь дань. Отныне киевляне должны были платить дань северным пришельцам. А из похода в византийские города Крыма Бравлин и его русы вернулись с богатым приобретением: они разведали неведомый до того северянам, суливший необыкновенные прибыли торговый путь «из варяг в греки». Сам же князь Бравлин стал первым русом-христианином, приняв крещение в крымском Суроже (современный Судак).

Проложенный путь из варяг в греки связал крайние, узловые точки славянских земель — Ладогу и Киев. Эта торгово-речная связка очень скоро станет прочным стержнем государства Русь. А пока, в первой трети IX в., приладожские русы создают сильное, но недолговечное протогосударственное образование, названное ими на хазарский лад Русским каганатом. Уже к середине столетия эта древнейшая Русь распалась, племенные общины Приладожья и Приильменья начали враждовать, «сами на себя воевать». Призвание чужеземцев-варягов, трех братьев, для основания новой княжеской династии на Руси положило распрям конец.

«И сел старший, Рюрик, в Ладоге», — говорит летопись. С именем Рюрика летописец связывает построение в 863 г. первой деревянной крепости в Ладоге («и срубили город»), хотя такой значимый финансово-торговый центр, лакомый кусок для недругов, не мог и прежде обходиться без элементарных укреплений. Вероятно, Рюрик построил на остром мысу между Ладожкой и Волховом княжескую цитадель, в том месте, где и сейчас стоит крепость.

Местоположение Ладоги вообще было удобно для разорения ее завоевателями. Древняя Любша к тому времени запустела, и Ладога осталась единственным ключом, отпиравшим речной вход на Русь пришельцам с Балтики. Поэтому через несколько лет князь Рюрик покидает этот первый стольный град Руси и перебирается южнее, на берега озера Ильмень, в Рюриково Городище, рядом с которым полвека спустя возникнет Новгород. Ладога как будто уходит в тень новой столицы, хотя по-прежнему остается крупным и богатым торговым центром. Вероятно, какое-то время она рассматривалась как место последнего упокоения членов новой княжеской династии — на берегу Волхова ладожане до сих пор показывают сопки-могилы Рюрика и Олега.

В начале X в., при князе Олеге (перенесшем столицу Руси в Киев), город вырос еще больше и продолжал укрепляться оборонительными сооружениями. К его богатствам все пристальнее приглядывались заморские викинги-«находники», морские разбойники. Их не остановило даже возведение каменной ладожской крепости во второй половине X в. Дважды, в 997 и 1015 гг., город разоряли шведы и норвежцы. Только когда новый великий киевский князь Ярослав Мудрый передал Ладогу в свадебный дар своей жене-шведке Ингигерд, для города настала мирная эпоха, длившаяся более века — очень много по тем временам!

Ярослав поступил поистине мудро — он сделал Ладогу базой наемных скандинавских дружин, усиливавших войско великого князя во всех его распрях с врагами и соперниками на Руси. Управлять городом он поставил родственника жены, шведского ярла-наместника Рёгнвальда, который платил Киеву положенную дань с Ладоги. Ватаги балтийских викингов уже не беспокоили город, где обосновались их единоплеменники. Лишь правнук Ярослава Мстислав Великий в годы своего новгородского княжения вновь сделал Ладогу русской. Нужда в скандинавских наемниках на Руси к началу XII в. давно отпала, и город вернулся во владения Новгорода. Ладожский посадник Павел в 1114 г. построил новую каменную крепость на месте старой. Ей-то и предстояло на три с половиной столетия стать оборонным рубежом независимой Новгородской земли. С середины XII в. начался новый этап скандинавской агрессии — «крестоносный» натиск шведских рыцарей на Русь.

Первая, однако, попытка шведов окончилась разгромом их двухтысячного корпуса под Ладогой в 1164 г. В память этой победы ладожане возвели в городской цитадели одноглавый храм Георгия Победоносца. Этот великолепный образец древнерусского лаконичного храмового зодчества доныне украшает крепостной холм Ладоги. А всего в XII столетии здесь выросло шесть каменных храмов, украшенных стенной росписью — фресками. Не всякий древнерусский город мог позволить себе такое роскошество. Из этих шести до наших дней сохранились три. Помимо Георгиевской церкви это красивейший Успенский собор, похожий на белокаменные соборы Владимирской земли той же эпохи, и приземистый Никольский храм (правда, есть предположение, что он был перестроен в XVI в.). Оба они — также одноглавые — сделались приходскими церквями посадских районов, так называемых городских концов. А чуть позднее стали средоточиями двух монашеских обителей — соответственно Успенской и Никольской.

С XIII столетия соседнее с Ладогой озеро Нево усваивает себе ее название, превращаясь в Ладожское. Не часто, а скорее редко, так случается, что географический объект перенимает имя людского поселения — обычно бывает наоборот.

В XIV в. шведы снова усиливают натиск на Новгородчину, и Ладога вновь встает у них на пути — но с переменным успехом. В 1313 г. захватчики сумели взять город и предали его огню, а четверть века спустя уже ладожане не дали спуску хищным «гостям». С присоединением Новгородской республики к Московской Руси в конце XV в. для Ладоги в общем ничего не изменилось. Еще два с лишним века она выполняла роль западного форпоста России. Древний город-купец окончательно превратился в сурового воина, облаченного в непробиваемую каменную броню. Новую мощную крепость взамен прежней построили по указу государя всея Руси Ивана III в 1495 г. Стены толщиной два метра и высотой восемь метров успешно отразили артиллерийские атаки шведов во время Ливонской войны Ивана Грозного в 1581-1582 гг. Руины этой крепости можно видеть и сегодня. Из пяти ее башен более-менее сохранились две, но и те современным реставраторам пришлось восстанавливать, возвращая первоначальный облик. После Ливонской войны при правителе Борисе Годунове Ладога получает дополнительную защиту — Земляной город. Это примыкающее к крепости древоземляное оборонное сооружение было одним из первых в России укреплений западноевропейского бастионного типа.

В годы Смуты Ладога на несколько лет попала в шведское владение и была возвращена Руси по мирному договору 1617 г. Но лучшие ее времена уже ушли в прошлое. Она еще сыграет свою роль в первые годы Северной войны, начатой Петром I в 1700 г. за выход России к Балтике. В последний раз в своей долгой военной истории Ладога отобьет шведский приступ, а затем выполнит функцию плацдарма русской армии. Отсюда войско под командованием Б. П. Шереметева отправится на успешный штурм крепости Нотебург на Неве, некогда русского Орешка. Стремительные удары Петра I по шведам раздвинули западные пределы государства, и Ладога, как старый, отслуживший свое ветеран, была отправлена «на покой». Петру был нужен город ближе к озеру, и в 1703 г. царь основал в устье Волхова Новую Ладогу, куда переселил многих ладожан. Старую Ладогу, как она стала называться, понизили в статусе до села.

Несмотря на близость к новой столице государства, Старая Ладога превратилась в глубокие задворки империи, на века погрузилась в тихую сельскую полудрему. Быть может, слегка расшевелила здешнюю жизнь семилетняя ссылка в Успенский монастырь первой жены Петра I, Евдокии Лопухиной. Инокиня Елена содержалась здесь под надзором стражи до смерти императора в 1725 г. Да в XIX столетии местные красоты, ландшафты и древние предания стали привлекать живописцев. Сюда наведывались О. А. Кипренский, И. К. Айвазовский, Б. М. Кустодиев и другие, запечатлевали на холсте окрестные романтические виды. В конце того же столетия настало время возвращения исторической памяти: Ладогу начали раскапывать археологи.

Нынешний староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник — хранитель богатейшей коллекции древностей. Из нескольких старейших городов ранней Руси, упомянутых летописцем, пока только Старая Ладога предоставила археологам возможность соприкоснуться с бытовой реальностью VIII-IX вв., изучить городскую деревянную застройку, разнообразие ремесленных мастерских и сохранившиеся предметы повседневности легендарных времен князя Бравлина и варяга Рюрика.

В 2003 г. Старая Ладога отмечала свое 1250-летие. Это была веха, обозначившая новое бытие древнего города в качестве достояния российской государственности, места концентрации глубинных слоев русской исторической памяти, из которой прорастает наше будущее.

Наталья Иртенина

Где был Русский каганат? – The Historian’s Sketchpad

Установив в предыдущем посте, что было Русским каганатом, по крайней мере, к моему собственному удовлетворению, необходимо задать вопрос: где он был? Об этом написано много литературы — на самом деле ошеломляюще много по сравнению с скудостью источников. Вот что происходит, когда — в отличие, скажем, от Англии или Фризии — викинги являются либо истоками вашей национальной истории, либо совершенно определенно нет… Во всяком случае, я еще не прошел через все это, но я заметил, что появляется определенная степень консенсуса.

Первоначально ученые склонялись к тому, чтобы помещать Русского кагана (если рассматриваемый ученый считал, что он существует) в Киеве. Киев был, как следует из названия, центром позднейшей Киевской Руси. Первая реальная история России, Первичная летопись , датирует контроль Руси над Киевом второй половиной девятого века, слишком поздно для того, чтобы он был базой кагана 839 года, но 9 век0003 Primary Chronicle — очень легендарный источник. Однако у нас и есть письмо еврейской общины Киева, датируемое началом X века, которое было подписано чиновником на хазарском языке, что, по-видимому, подразумевает, что город находился под властью хазар. контроль в это время.

Вместо этого взгляд более поздних историков обратился на север. Самое известное скандинавское поселение девятого века в России находится в Старой Ладоге, на реке Волхов, к югу от Ладожского озера и немного восточнее современного Санкт-Петербурга. Археологические находки показывают, что он был заселен людьми, использующими материальную культуру скандинавского происхождения с восьмого века. При этом он не проявлял многих признаков социального расслоения или укрепления, по крайней мере, до конца девятого века, поэтому некоторые историки задаются вопросом, можно ли его назвать центром какого-либо хорошо организованного или особенно иерархического государства. Другие указывают на центр Рюрикова Городища, на окраине современного Новгорода, который имеет ли такую ​​укрепленную и иерархическую структуру поселений: перефразируя Шепарда и Франклина, его местоположение, кажется, было выбрано для целей господства, а не торговли. Однако был поставлен вопрос, подходит ли датировка. Возникновение этого места, по-видимому, восходит к середине девятого века — слишком поздно для государства, которое к 839 году, казалось бы, функционировало. территория народов по моему вкусу. Невысказанное предположение состоит в том, что каган Руси, очевидно, говорящий на древнескандинавском языке и происходящий из скандинавов, обязательно должен иметь скандинавскую материальную культуру; следовательно, там, где мы не можем найти скандинавскую материальную культуру, мы можем предположить, что мы не нашли кагана. Однако самое важное, что мы знаем о кагане, это то, что он происходил из политической культуры, на которую очень сильно повлияли тюркоязычные степные группы. Я не хочу заходить слишком далеко — в описании Ибн-Фадлана о Руси на Волге в начале десятого века описывалась группа, политическая культура которой явно испытала влияние хазар, а также немало элементов скандинавской материальной культуры, — но она мне кажется, что особенно адаптивная группа северян вполне может быть археологически невидимой.

А как же наши письменные источники? Одним из очевидных мест для размещения русского кагана была бы Скандинавия. Это предположение менее безумно, чем кажется — учитывая идентификацию русов в Annales Bertiniani как шведов, а также сходство материальной культуры между восточноевропейскими поселениями и крупным шведским торговым центром Бирка, Бирка фактически была предложена в качестве дома кагана. -база. Тем не менее, у нас есть очень хороший франкский источник по Швеции для этих лет — Римберта «Житие святого Анскара» 9.0004 — относится к паре шведских королей, всех из которых зовут rex , но не называют «каганом». Предположительно, если бы шведский правитель действительно носил этот необычный титул, он заслуживал бы какой-нибудь заметки от Римберта, который сам часто бывал в Скандинавии.

Рунический камень Кельверстен в память о человеке, умершем (с характерной неопределенностью) «на Востоке» (источник)

Другие наши источники заметно расплывчатее. Вероятно, самая точная географическая информация — и я использую слово «точный» вольно — исходит от Ибн Рустаха, писавшего в самом начале десятого века. Ибн Руста ставит Русь в общую близость земель 9-го века.0003 saqaliba (существуют споры о том, следует ли понимать это как «славяне» или, в более общем смысле, как «северяне»; в данном случае более понятен первый аспект). Однако он имеет очень широкое представление о том, где находятся славяне/ сакалиба : он помещает их в шестой и седьмой «климы» (т. Черного моря на самом севере современной России. В другом месте он называет правителя славян Святополком, по-видимому, правителем Моравии, что может отодвинуть их на запад так далеко, как современную Польшу или Чехию. Ибн Руста говорит, что они живут на большом острове или полуострове, который использовался как опора для Старой Ладоги; но точность его информации также, я думаю, обоснованно подвергалась сомнению. Другие арабские авторы еще более расплывчаты: Ибн Хурдадбех и его последователи относят свое происхождение к самой дальней точке северных земель, а Ибн Фадлан просто говорит, что у них есть территория, но не говорит, где она. Это вторят нам и наши византийские источники: Патриарх Константинопольский Фотий говорит о Руси также как о выходцах с неслыханных пределов Крайнего Севера.

Все это довольно неясно, тем более что это могло относиться к Скандинавии, а не к их более близкому происхождению (подумайте о том, как Вильгельма Завоевателя все еще называли «северянином», несмотря на то, что он был родом из Франции). Так что мы можем сделать? Есть две вещи, которые дают нам подсказки. Во-первых, существует целая куча источников, подчеркивающих обширность их торговых путей. Ибн Хурдадбех описывает путь русов в Константинополь и Каспийское море — некоторые из них доходили (якобы) до Севильи, Китая и Багдада. В самом начале X века в документе, известном как «Раффельштеттенское дознание о пошлинах», описывается приход Руси для торговли на Среднем Дунае, на баварской границе. (На самом деле в нем описываются «славяне, пришедшие из Руси», что интересно с точки зрения того, насколько далеко на юге, по нашему мнению, находятся славянские группы в настоящее время. )

Во-вторых, у нас есть много источников, особенно на арабском и латинском языках, подчеркивающих связь Руси с хазарами и волжскими булгарами. Ибн Рустах — один из них, как и Ибн Хурдадбех и Ибн Фадлан. Мы уже знаем одного из них, источник, известный как Баварский географ, из этого самого блога — этот автор, кажется, помещает русов между хазарами и народом, называемым Uuizunbeire , которых часто называют булгарами. Более того, в «Тактике » императора Льва VI русы упоминаются в очень общем виде, как «северные скифы», и подчеркивается их военное сходство с мадьярами и народами северной степи. Ибн Фадлан описывает правителя Руси, проводившего свое время на огромном золотом троне, что имеет поразительное сходство с описанием Менандра Протектора западного гоктюркского правителя шестого века Истами. В проповедях Фотия о русах отмечается, что они кочевые. В письме Людовика II подразумевается, что русы объединены со степными или непосредственно примыкающими к степи народами, такими как хазары, авары и булгары (в данном случае, вероятно, с балканскими).

Я недавно прочитал Lakota America Пекки Хямяляйнен, и один из самых интересных моментов, о котором я продолжаю думать, заключается в том, что глубоко укоренившееся предположение о том, что разные государства не будут делить пересекающиеся территории, является современным предположением. Интересно, а не был ли Русский каганат где-то конкретно; или, скорее, если бы он был хотя бы частично рассеян в том же физическом пространстве, что и хазары и их соседи. Это могло бы объяснить, почему археологические следы скандинавского присутствия не совсем совпадают с письменными источниками, описывающими местонахождение русов. Это также подразумевает, что большой рост скандинавских артефактов, обнаруженных в Восточной Европе в начале десятого века, мог быть культурным изменением среди ранее существовавшего населения с некоторой связью со Скандинавией, а не свидетельством миграции или распространения населения. Конечно, десятый век — это тоже время, когда упоминания о русском кагане довольно быстро иссякают — может быть, первые князья Киевской Руси жили в недавно расчлененном трупе этого призрачного каганата девятого века?

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Компания Toys ‘R’ Us возвращается и открывает новые магазины в июле

Местные новости

Мэри Клэр Паттон, цифровой журналист

Опубликовано : 

Теги: Toys ‘R’ Us, Macy’s, Consumer, KSATkids


Подпишитесь на нашу рассылку новостей

2 минуты назад Рассказчики виртуальный дебют

KSAT специальный выпуск во вторник, 27 декабря, на YouTube

14 минут назад

Магазин Voodoo Doughnut в Сан-Антонио откроется на следующей неделе

32 минуты назад

Зоопарк Сан-Антонио приветствует близнецов-тамаринов в хлопчатобумажной шапке весь его приз в размере 1 миллиона долларов ветеранам

Еще не поздно получить эту камеру дневного/ночного видения с дополнительной скидкой 20% m a Toys ‘R’ Us kid’ — если вы знаете, вы знаете.

Мэри Клэр Паттон, цифровой журналист

США, 11 июля 2022 года, Джерси-Сити, штат Нью-Джерси. (Фото Юджина Гологурского/Getty Images для Macy’s, Inc.) (Юджин Гологурский, Getty Images, 2022 г.)

САН-АНТОНИО – Toys ‘R’ Us возвращается этим летом с размахом.

Начиная с конца июля любимый магазин игрушек начнет открываться в Macy’s по всей территории США, а к 15 октября в каждом Macy’s в стране появится магазин игрушек «R» Us.

По данным Macy’s Inc., площадь магазинов в магазинах будет варьироваться от 1000 до 10 000 кв. футов в флагманских городах, таких как Атланта, Чикаго, Гонолулу, Хьюстон, Лос-Анджелес, Майами, Нью-Йорк и Сан-Франциско.

Macy’s Inc. Чиновники заявили, что площадь магазинов Toys ‘R’ Us может расшириться еще на 500-3000 квадратных футов во время курортного сезона.

В магазинах Toys ‘R’ Us также будет возможность сфотографироваться в натуральную величину «Джеффри на скамейке» для всей семьи.

ДЖЕРСИ-СИТИ, НЬЮ-ДЖЕРСИ — 11 июля: Вид на магазин Macy’s Toys «R» Us 11 июля 2022 года в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси. (Фото Юджина Гологурского/Getty Images для Macy’s, Inc.) (2022 Getty Images)

Почти все магазины Toys ‘R’ Us в США закрылись в 2018 году, и компания ликвидировала большую часть своих активов. Продавец игрушек попытался вернуться в 2019 году и вновь открыл два магазина — один в Хьюстоне, а другой в Нью-Джерси, — но эти магазины также были закрыты в январе 2021 года.

с категориями для разных возрастных групп для детей.

«Macy’s не терпится воплотить опыт Toys ‘R’ Us в наших магазинах, — сказала Ната Двир, директор по мерчендайзингу Macy’s. «Мы надеемся, что Toys ‘R’ Us дети всех возрастов откроют для себя радость исследования и игры в наших магазинах, а семьи создадут вместе особые воспоминания».

Магазин игрушек был основан Чарльзом Лазарем более 70 лет назад и стал одной из самых признанных во всем мире сетей в категории игрушек.