Арбатская (станция метро, Арбатско-Покровская линия). Арбатско покровская линия


Арбатско-Покровская линия - это... Что такое Арбатско-Покровская линия?

Арбатско-Покровская линия

условные обозначения

Участок Арбатско-Покровской линии в Измайловском парке

Арба́тско-Покро́вская ли́ния — хронологически вторая и самая протяжённая линия Московского метрополитена.

Проходит с востока на северо-запад через самый центр города: станция «Площадь Революции» — одна из ближайших к Красной площади и Кремлю. На схемах линия обозначается тёмно-фиолетовым (или тёмно-синим) цветом.

Восточная часть линии («Щёлковская» — «Партизанская») мелкого заложения с одной наземной станцией «Измайловская», западная часть («Митино» — «Славянский бульвар», не считая участка линии глубокого заложения, проходящего по Северо-Западному тоннелю[1]) также мелкого с наземной «Кунцевской». Средняя часть («Семёновская» — «Парк Победы») глубокого заложения.

Станция «Мякинино» — первая и до открытия «Новокосино» единственная станция, расположенная в Московской области.

С постройкой в 2009 году последнего участка «Строгино» — «Митино» Арбатско-Покровская стала самой длинной. До этого титул самой длинной линии носила Серпуховско-Тимирязевская, чья протяжённость на сегодня уступает Арбатско-Покровской лишь на 2,5 км.

Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 733 тыс. человек[2].

История

История строительства

По-видимому, датой появления линии следует считать 13 марта 1938 года, когда новый участок «Площадь Революции» — «Курская» был подключён к участку первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Киевская». Интересно, что открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной (Арбатско-Покровская стала третьей, а Горьковско-Замоскворецкая — второй), что, вероятно, объясняется наличием на Горьковско-Замоскворецкой линии депо (ТЧ-2). В целях ускорения строительства запланированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, под них были только оставлены заделы (прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга). Примечательно, что эти станции так и не построены до сих пор, спустя почти три четверти века, и в ближайшей перспективе их сооружение также не планируется.

Линия была продлена на восток в 1944 году до станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»). Также для экономии и ускорения сооружения этой очереди запланированные в первоначальном проекте линии станции «Гороховская улица», «Площадь Баумана», «Бакунинская улица» и «Мироновская улица» были исключены полностью, без оставления заделов.

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер (см. ниже). Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года, с 1990 года «Александровский сад») — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». По официальной версии необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро. Скорее всего причина строительства глубокой линии связана с её стратегическим характером, есть версии, что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и неоправданно огромным залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединённый с несколькими подземными линиями метрополитена.

После строительства депо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году.

Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») — «Первомайская» в 1961 году.

В 1963 году линия была продлена до станции «Щёлковская», которая остаётся конечной по настоящее время.

6 мая 2003 года было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.

7 января 2008 года открылись участок «Парк Победы» — «Кунцевская» (промежуточная станция «Славянский бульвар» открылась 9 месяцами позже) и участок «Крылатское» — «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково», одновременно с этим участок Филёвской линии «Кунцевская» — «Крылатское» перешёл к Арбатско-Покровской линии[3].

В последние годы начата замена наиболее старых, выработавших свой ресурс, эскалаторов. Уже заменены эскалаторы станции «Курская» (1999—2002) и «Площадь Революции» (2003—2004, 2008—2010). Завершена замена эскалаторов на единственном выходе станции «Семёновская», потребовавшая закрытия станции (2005—2006), снова открыты после ремонта вестибюль и эскалаторы станции Арбатская (в 2006—2007).

Также закончена замена эскалаторов единственного выхода на станции «Электрозаводская». Работы начались в мае 2007 года и были завершены в ноябре 2008 года. Станция вновь открылась для пассажиров 28 ноября, в час дня по московскому времени.[4] Сроки окончания работ были существенно сдвинуты по сравнению с первоначальными (май 2008 года) из-за срыва поставок эскалаторов. Во время ремонта (как и в случае с «Семёновской») поезда проходили станцию без остановки, на поверхности был пущен автобусный маршрут «М», соединивший соседние станции, проезд в котором надо было оплачивать (по тарифу наземного транспорта).

26 декабря 2009 года открылся участок «Строгино» — «Митино». Ожидается, что после открытия Митинского участка западная часть линии перестанет быть недогруженной, и линия войдёт в список самых загруженных линий московского метро.

История переименований

Современноеназвание Предыдущее название Время актуальностипредыдущего названия
Измайловская Измайловский парк с момента постройки в 1961 по 1963
Партизанская Измайловская с момента постройки в 1944 по 1963
Измайловский парк с 1963 по 2005
Семёновская Сталинская с момента постройки в 1944 по 1961

Аварии и теракты

Взрыв на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 8 января 1977 года

Первый теракт в истории Московского метрополитена произошёл 8 января 1977 года. Тогда в Москве почти одновременно были произведены три взрыва. В 17:33 по московскому времени в поезде метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» прогремел взрыв, в результате чего семь человек погибло и ещё тридцать семь получили ранения различной степени тяжести. Повреждённый состав был отбуксирован на близлежащую станцию «Первомайская», которая была закрыта для пассажиров, и поезда на ней не останавливались. Некоторое время спустя в Москве произошли ещё два взрыва: один — в гастрономе на улице Дзержинского (ныне улица Большая Лубянка), второй на улице 25 Октября (современное название — Никольская).

Информация о терактах появилась через два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя три месяца по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре — расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ. По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными.[5][6][7][8]

Задымление между станциями «Электрозаводская» и «Семёновская» 27 марта 2010 года

27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии подземки утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели в перегонах сорок минут в тоннеле между станциями «Семёновская» и «Электрозаводская». Была проведена эвакуация около шестисот пассажиров. Пассажиров начали выводить из поезда через торцевые двери вагонов к первому вагону, и далее по путям до станции «Семёновская». После этого напряжение ненадолго включили, чтобы два поезда, которые находились в тот момент на перегонах вместе с пассажирами, смогли дойти до ближайшей станции. Поезда курсировали на участках «Щёлковская» — «Партизанская» и «Курская» — «Митино». Полностью движение поездов по этой ветке было восстановлено в половине девятого[9].

Упавшее дерево между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 4 июня 2010 года

4 июня 2010 года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движение поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров в конце концов выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено.[источник не указан 465 дней]

«Альтернативные» конечные станции

По причине невозможности в часы пик организовать оборот всех поездов на конечной станции (заезд в тупик, смена «головы», перевод стрелки и выезд занимают больше времени, чем интервал движения, особенно если учесть пересечение траекторий поездов на въезде и выезде), организуют так называемые зонные обороты поездов, то есть поезда следуют не до конечной станции, а до станции, где есть путевое развитие и возможность быстро организовать оборот поезда. На Арбатско-Покровской линии для этих целей используют в основном станцию Партизанская при движении в сторону Щелковской и Молодежную, Киевскую и Строгино при движении в сторону Митино.

Пересадки

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживавшие линию

Количество вагонов в составах

По данным 2010 года, на линии задействовано около 300 вагонов[10].

Типы вагонов, использовавшихся на линии

С 9 августа 2010 г. вагоны типа Ем и Еж были выведены из линейной пассажирской эксплуатации. Бо́льшая часть из них была списана и порезана. Однако несколько составов из вагонов метро типа Ем|Ем-508, Ем-509, Еж|Еж, Еж1 ещё до конца мая 2012 г. числились в резерве. Они часто стояли в оборотных тупиках станций Митино, Строгино, Молодёжная и Киевская, редко появлялись на линии с пассажирами до мая 2012 г. Последний раз такой состав с пассажирами был замечен на станции Бауманская 19 мая 2012 года. В настоящее время (с 5.06.2012) все вагоны старых серий списаны и полностью заменены на новые вагоны модели «Русич» (81-740.1/741.1 и 81-740.4/741.4), осталось только 9 старых вагонов для перегонки и хозяйственных нужд. Остальные ожидают утилизации.

«Акварель» на станции Кунцевская

Именные составы

1 июня 2007 на Арбатско-Покровскую линию вышел состав «Акварель», в вагонах которого выставлены работы художника Сергея Андрияки и его учеников; каждый из вагонов оформлен в определённой цветовой гамме. От прочих поездов типа «Русич» «Акварель» отличается тем, что часть окон в вагонах заменены глухими стенами, а также внешним оформлением: на стены вагонов нанесены изображения различных цветов — хризантем, ромашек — и фруктов.

Затем, экспозиция менялась четыре раза, ежегодно, с 2009 года. С июня 2012 года, экспозиция поезда состоит из картин Государственной Третьяковской галереи на тему Отечественной войны 1812 года.[11]

1 декабря 2011 на Арбатско-Покровскую линию вышел состав «Поэзия в метро» с Филёвской линии. 10 марта 2012 года возвращён на Филёвскую линию.

Средства сигнализации и связи

Основные средства сигнализации:

  • На участке «Смоленская» — «Щёлковская» — двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь».
  • На участке «Митино» — «Смоленская» — система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия. Напольное оборудование АЛС-АРС — АРС-Днепр 2/6, поездное оборудование — БАРС. Резервное средство сигнализации — трёхзначная автоблокировка.

На линии ведутся работы по переходу на систему АЛС-АРС. 26 декабря 2006 первый состав модели «Русич» на Арбатско-Покровской линии начал работу с пассажирами. В августе 2009 г. АЛС-АРС введена в эксплуатацию на участке «Киевская» — «Митино», в декабре 2010 г. на участке «Киевская» — «Смоленская».

Канал радиосвязи — первый.

Перспективы

На ближнюю перспективу запланировано строительство электродепо Митино, а также продление линии от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе»[12]. На дальнюю перспективу существуют планы продления линии до Рождествено и Куркино, возможно, что такое продление будет увязано с продлением Калининской линии до станции «Строгино» с передачей участка «Строгино»-«Митино» в состав Калининской линии.

После продления линии в Митино Арбатско-Покровская линия стала самой длинной в Московском метро: её длина составляет 43,7 км (до ввода участка Строгино-Митино самой длинной являлась Серпуховско-Тимирязевская линия — 41,2 км, но из полностью подземных эта линия до сих пор самая длинная).

При строительстве линии проектом было предусмотрено строительство в будущем двух станций на перегоне «Площадь Революции» — «Курская»: «Хмельницкая» («Ильинские ворота», или «Маросейка») и «Покровские ворота».

На перегоне между станциями «Крылатское» и «Строгино» оставлен задел под строительство станции «Троице-Лыково», которая будет построена, когда на месте деревни появится жилой массив.

Планируется строительство вторых выходов со станций Бауманская и «Парк Победы».

Интересные факты

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 17 сентября 2011.
  • Самая глубокая станция в Московском метрополитене — «Парк Победы» (84 м)[13].
  • Самый длинный перегон в Московском метрополитене — «Крылатское» — «Строгино», расстояние 6625 м[14].
  • Самый старый эскалатор в Московском метрополитене — станция «Бауманская».
  • На станции «Площадь Революции» стоят 76 бронзовых скульптур рабочих, крестьян, солдат, матросов, школьников и т. д.[15] Существует поверье, что лучший способ сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой». Также люди загадывают желания, оставляя монетки у лапок курицы у одной из скульптур.
  • Арбатско-Покровская линия связана с Филёвской линией тремя пересадочными узлами: между станциями «Александровский сад» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, между двумя «Киевскими» и двумя «Кунцевскими». Это связано с историческим развитием двух линий-дублёров. С этим же связан и тот факт, что на линиях существуют две пары станций с одинаковыми названиями («Арбатская» и «Смоленская»), между которыми отсутствует переход.

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Арбатская (станция метро, Арбатско-Покровская линия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Арбатская.

Координаты: 55°45′08″ с. ш. 37°36′22″ в. д. / 55.752222° с. ш. 37.606111° в. д. (G) (O) (Я)55.752222, 37.606111

«Арба́тская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Площадь Революции» и «Смоленская». Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия[2]. Название получила по улице Арбат, как и одноимённая станция Филёвской линии. Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла и имеет переходы на станции: «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.

История

15 мая 1935 года открылась первая очередь Московского метрополитена — участок от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской»[3]. В составе ответвления было три станции — «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». В 1937 году ответвление продлили до «Киевской»[4].

13 марта 1938 года была открыта вторая по хронологии линия метро — Арбатско-Покровская. Был построен участок «Улица Коминтерна» — «Курская» и соединён с ответвлением первой линии. Поезда поехали по новой линии Московского метрополитена от станции «Киевская» до станции «Курская»[5][4].

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро. После 1947 года было принято решение о замене этого участка новым, глубокого заложения[6]. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. Арбатский радиус глубокого заложения строился в спешке (строительство заняло два года) и в тайне, и его открытие стало неожиданностью для москвичей[6].

Станция была открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская» пятой очереди строительства. Тогда же был открыт переход на станцию «Библиотека имени Ленина»[7]. В 1958 году Арбатский радиус мелкого заложения был вновь открыт в составе Арбатско-Филёвской линии, и «Арбатская» получила переход на станцию «Калининская» (ныне «Александровский сад»)[8].

В 1970-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР (позднее — Министерства обороны РФ)[9]. Вход и выход, расположенные на фасаде в сторону Арбата, были перенесены в сторону Воздвиженки[10]. В 1986 году сооружён переход из центра зала на станцию «Боровицкая»[1].

С 18 мая 2006 года по 3 сентября 2007 года вестибюль был закрыт на реконструкцию[9]. К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты[11].

Архитектура и оформление

Вестибюль

У станции один собственный наземный вестибюль (западный). Первоначально вестибюль был в виде отдельного здания, которое стояло в центре квартала между Воздвиженкой, Знаменкой, Арбатской площадью и Крестовоздвиженским переулком, в 100 м от наземного павильона станции «Арбатская» Филёвской линии[10]. Арочные входы-выходы располагались на фасаде в сторону Арбатской площади[10]. Вестибюль был построен в виде трёхпролётной триумфальной арки[12][9].

При строительстве нового здания Генерального Штаба Министерства обороны в 1970-х годах вестибюль оказался в его атриуме. Старые выходы были закрыты, новый вход был встроен в здание Генштаба со стороны улицы Воздвиженка. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия[13].

Вестибюль состоит из двух прямоугольных залов — кассового и эскалаторного[10]. Свод эскалаторного зала опирается на четыре взаимно пересекающиеся параболические арки. На стене напротив эскалаторной арки изначально был установлен ростовой портрет И. В. Сталина, выполненный Г. И. Опрышко в технике флорентийской мозаики c использованием яшмы и порфира[12][9]. В 1955 году мозаика была разобрана по решению Советского правительства[9].

За входом расположены два коридора, созданные для движения встречных потоков. Здесь четыре двери в одной арке — на вход, а ещё четыре — на выход[14]. Между двумя коридорами находится небольшое помещение, в котором продаются авиа и железнодорожные билеты, а также расположен аптечный киоск. За коридорами — кассовый зал. В стене напротив эскалаторного зала находятся пост полиции и театральные кассы. Напротив них — кассы метрополитена. Кассовый зал разделяется на два коридора, которые ведут в эскалаторный зал[15].

Вестибюль станции был закрыт на реконструкцию с 18 мая 2006 года по 2 сентября 2007 года. За время реконструкции произведён большой объём ремонтных и строительных работ. Выполнен комплекс работ по укреплению грунтов и усилению конструкций станции. Полностью реконструирован эскалаторный наклон. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него были установлены модернизированные эскалаторы типа Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали[9]. Плитка на полу вестибюля была заменена на более долговечный гранит. Отдельные мраморные плиты на стенах вестибюля заменены с применением метода искусственного старения. Светильники и люстры были отреставрированы, на них восстановили утраченные детали. Лампы накаливания были заменены на современные энергосберегающие[9].

Станционные залы

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный[1]. Длина подземного зала 220 метров — это вторая по длине станция после «Воробьёвых гор»[16]. Архитекторы: Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич при участии А. Г. Рочегова. Художник М. А. Энгельке.

Внутреннее убранство станции относится к стилю «московского барокко», сложившегося в результате синтеза русской архитектуры XVII века с элементами ордерных композиций[9]. Расположение станции в непосредственной близости к Кремлю определило характер её архитектуры в стиле русского зодчества. Архитекторы применили приём переплетения параболических арок, которые перекинуты поперёк станции и несут на себе всю тяжесть сводов с малыми арками[9].

Центральный зал имеет огромную протяжённость, и в нём отсутствует замкнутая перспектива[9]. Пилоны отделаны внизу красным мрамором «салиэти» и украшены выполненными из керамики букетами цветов[1]. Пол выложен серым, красным и чёрным гранитом в виде коврового рисунка. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу. Станционный зал освещается подвесными двумя рядами люстр в золочёной бронзовой оправе, декорированных орнаментом[10]. Стены подходных коридоров облицованы серовато-белым пятнистым мрамором с цоколем из красного мрамора[10]. Возле каждого пилона со стороны бокового зала и со стороны центрального зала находятся скамейки.

  • Коридор от эскалатора к центральному залу

Переходы

Станция имеет пересадки на станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии и «Александровский сад» Филёвской линии. Пересадка на Сокольническую и Филёвскую линии осуществляется через эскалаторный наклон в восточном торце вестибюля (также оттуда можно выйти в город к Александровскому саду и Моховой улице). В 1986 году в центре зала сооружены лестницы, используемые для перехода на Серпуховско-Тимирязевскую линию[1]. Далее расположен мостик над путём в сторону «Щёлковской», затем — переход и межэтажный эскалатор вверх выводит в северный торец «Боровицкой»[17][18].

Станция в цифрах

  • Код станции — 044[1]
  • Глубина залегания станции составляет 41 метр.
  • Высота над уровнем моря — 103 метра.
  • Пикет ПК10+86[19].
  • По данным 1999 года, суточный пассажиропоток станции составлял 49 130 человек, пересадочный на станцию «Александровский сад» 8800 человек, на станцию «Библиотека имени Ленина» 80 300 человек, на станцию «Боровицкая» 140 400 человек[20]. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 43 100 человек, по выходу — 44 800 человек[21].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[22].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[23]:

Расположение

Станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Площадь Революции» и «Смоленская». Наземный вестибюль в настоящее время встроен в новое здание Министерства обороны Российской Федерации, с выходом к улице Воздвиженка.

Наземный общественный транспорт

Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2012 год)[24][25]

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
авт. № 6 «Беговая», «Улица 1905 года», «Краснопресненская», «Кропоткинская», «Боровицкая», «Краснопресненская», «Павелецкая»-радиальная, «Павелецкая»-кольцевая Силикатный завод Павелецкий вокзал
авт. № 05 «Кропоткинская» Стадион «Лужники» (южная) Никитский бульвар
авт. № 015 «Кропоткинская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Трубная» Стадион «Лужники» (южная) Трубная площадь
тр. № 1 «Нагатинская», «Тульская», «Серпуховская», «Добрынинская», «Полянка», «Боровицкая», «Коропткинская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Охотный ряд», «Тверская», «Чеховская», «Пушкинская», «Маяковская», «Белорусская»-радиальная, «Белорусская»-кольцевая Ст. метро «Нагатинская» Больница имени Боткина

Достопримечательности

Рядом со станцией метро «Арбатская» находится большое количество достопримечательностей[26].

Станция «Арбатская» в культуре

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Арбатская. Арбатско-Покровская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 5 июня 2012.
  2. ↑ Перронный зал. reestr.answerpro.ru. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 26 апреля 2012.
  3. ↑ История метро. Первая очередь. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 15 ноября 2011.
  4. ↑ 1 2 Филевская линия. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 22 июня 2012. Проверено 19 апреля 2012.
  5. ↑ Арбатско-Покровская линия. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 22 июня 2012. Проверено 19 апреля 2012.
  6. ↑ 1 2 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 15 ноября 2011.
  7. ↑ Схема действующих линий Московского метрополитена им. Л. М. Кагановича. 1955. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 6 июня 2012.
  8. ↑ Схематический план Московского метрополитена (1958). metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 6 июня 2012.
  9. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Буклет к открытию вестибюля станции «Арбатская». Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 7 июня 2012.
  10. ↑ 1 2 3 4 5 6 Наумов, 2010, с. 203
  11. ↑ Праздничные и юбилейные билеты. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 18 марта 2011.
  12. ↑ 1 2 Кавтарадзе С. А. Московскому метро 70 лет. — М.: World Art Museum, 2005. — 127 с. ISSN 1726-3050, c. 102
  13. ↑ Наземный вестибюль. reestr.answerpro.ru. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 26 апреля 2012.
  14. ↑ Арбатско-Покровская линия. Станция «Арбатская». news.metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 июня 2012.
  15. ↑ Схема пересадочного узла. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 июня 2012.
  16. ↑ Чередниченко, 2010, с. 121
  17. ↑ Наумов, 2010, с. 202—203
  18. ↑ Наумов, 2010, с. 391
  19. ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 14 марта 2011.
  20. ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 19 декабря 2010 года.
  21. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 26 апреля 2012 года.
  22. ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 19 декабря 2010 года.
  23. ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 25 января 2012 года.
  24. ↑ Поиск автобусного маршрута Москвы. Арбатская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
  25. ↑ Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Арбатская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
  26. ↑ В статье указаны только те достопримечательности, которые перечислены на информационных щитах станции
  27. ↑ Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2
  28. ↑ Марина Очаковская Постреляли от души  (рус.). Российская газета (05.09.2012). Проверено 20 сентября 2012.
  29. ↑ Алла Пугачёва - «Арлекино». Клип на станции метро «Арбатская»  (рус.). You Tube (1976). Проверено 6 октября 2012.

Литература

  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Арбатско-Покровская линия метро со станциями – История

Направление, включающее 21 станцию, тянется через центральный участок города близ Красной площади и Кремля («Площадь революции»). 

Одна из станций - «Измайловская» - находится на поверхности земли. Изменения маршрута Арбатско-Покровской линии увеличила этот ряд наземных сооружений.

Большинство остальных – станции мелкого и глубокого залегания. 

История Арбатско-Покровской линии

13 марта 1938 года к участку от «Александровского сада» до «Киевской» был присоединен новый отрезок, на котором расположены станции «Площадь Революции»  и «Курская». 

Были сооружены заделы под две планируемые станции – «Покровские ворота» и «Ильинские ворота». 

От строительства станций отказались с целью скорейшего завершения и запуска участка. Эти станции не построены до нашего времени. И перспектив их строительства на данный момент не существует. 

До станции «Партизанская» («Измайловская» - с 1944 по 1963 годы, «Измайловский парк» - по 2005 год) направление продлили в 1944 году.

В 1941 году тоннель мелкого заложения от «Арбатской» до «Смоленской» станций сильно пострадал в результате падения бомбы во время военных действий. 

В 1953 году на Арбатско-Покровской линии запускают участок глубокого залегания от «Площади Революции» до «Киевской» станции. Маршрут полностью дублировал направление разрушенного участка. 

В это же время упраздняют часть линии метро от «Александровского сада» до «Киевской», который восстанавливают в составе Филевской ветки в 1958 году.

В итоге, в Москве возникает по две «Арбатских» и «Смоленских» автономных станций.

Высказано предположение, что участок глубоко залегания от «Арбатской» до «Смоленской» являлся государственным стратегическим объектом.

По некоторым версиям, метро от «Киевской» было продолжено до дачи Сталина в Кунцево. Этим объясняют и неоправданно большие размеры «Арбатской» станции, располагавшейся в одном квартале с Генштабом - при необходимости, ее могут превратить в бункер с выходом на несколько подземных веток метрополитена. 

        

В 1961 году вступает в работу участок от «Партизанской» до «Первомайской» станции.

В 1963 году Арбатско-Покровскую ветку продлили до станции «Щелковская», которая до нынешних времен является конечной. 

В мае 2003 года, когда завершилось возведение станции «Парк Победы», начал работу участок от станции «Киевская», которая более 50 лет была конечной.

От «Парка Победы» до «Кунцевской» участок начал работу в январе 2008 года. Спустя 9 месяцев на нем заработала станция «Славянский Бульвар». Одновременно заработал еще один участок: «Крылатское» - «Строгино». 

Относящаяся к Филевской линии часть метрополитена от станции «Кунцевская» до «Крылатской» перешел к Арбатско-Покровскому направлению. 

Самый новый отрезок Арбатско-Покровской ветки метро от станции «Строгино» до станции «Митино» открылся в конце декабря 2009 года.

progulkipomoskve.ru

Арбатско-Покровская линия метро - одно из главных направлений. :: SYL.ru

Арбатско-Покровская линия метро является второй веткой, которую открыли в метрополитене, с порядковым номером 3 на схемах метро и синим цветом обозначения. Изначально подземная линия состояла из двух наземных участков, станций мелкого и глубокого заложения и метромоста через Москву-реку.

Одной из конечных станций была Арбатская станция метро. Арбатско-Покровская линия берет свое начало от Арбатского радиуса, который сегодня входит в состав Филевской линии.

Хронология постройки линии

1932 год

В мае был завершен первый проект по строительству Метрополитена, в который входил Арбатский радиус.

1934 год

На радиусе были выполнены основные работы и построены 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Улица Коминтерна». Последняя станция была единственной, которая располагалась на кривой и имела платформу берегового типа.

1935 год

5 февраля тестовый состав из 4-х вагонов, который проехал по все ветке.

6 февраля руководители страны и делегаты съезда были приглашены на показательную обкатку линии. Позже была начата опытная эксплуатация всех участков.

В течении 5 дней с 19 по 24 апреля московский метрополитен проводит обзорные экскурсионные поездки, на которые по специальным приглашениям попадают служащие и рабочие предприятий города Москвы.

2 мая с 9 до 12 московское метро гостеприимно распахнуло свои двери, и в течении дня все желающие могли наслаждаться обзорными экскурсиями по станциям и вестибюлям. Такие экскурсии были еще 3 дня.

15 мая в 6:45 утра все могли войти на станции, чтобы в 7:00 было начато обычное движение по графику. Теперь метро располагало 13 станциями.

1937 год

13 марта на этой линии были открыты еще две станции метро. Они входили в новый Покровский радиус. В результате стал вопрос образования двух отдельных линий: Арбатско-Покровской, включавшей в себя 6 станций, и Кировской-Фрунзенской. По этим линиям ходили составы поездов типа А и Б.

20 марта Арбатский радиус продлили от станции метро «Смоленская». Арбатско-Покровская линия обзавелась новой 14-той станцией - «Киевской». Данная станция была первой во второй очереди строительства.

Согласован проект, согласно которому Арбатско-Покровская линия метро удлинялась до станции «Стадион имени Сталина» (или просто «Сталинская»).

С 24 по 31 октября движение остановили, чтобы присоединить туннели глубокого заложения, ведущие до новой станции. 3 ноября по этому участку пути был пущен тестовый поезд.

1944 год

18 января был присоединён еще участок.

После войны

1950 год

1 января между Арбатско-Покровской линией и Кольцевой на станции «Курская» был открыт переход.

1951-1953 года

Было начато строительство нового радиуса с глубоким типом заложения. Строительство проводилось тайно, в прессе данное событие не освещалось вплоть до момента открытия 5 апреля. С построением нового радиуса перестала быть конечной Арбатская станция метро. Арбатско-Покровская линия теперь имела новую конечную – «Киевскую».

1954 год

5 ноября в Москве появилась первая наземная станция метро «Первомайская».

1961 год

Октябрь внес изменения в Покровскую линию: открытая в 1954 году станция «Первомайская» закрывалась, снова забирая себе пальму первенства, но теперь как первая закрытая станция метро в СССР. Ветку метрополитена протянули от ст. «Измайловская» до новой станции «Первомайска». Теперь это была колонная станция мелкого заложения, первая, у которой отсутствовал наземный вестибюль. Вход в нее осуществлялся через подземный переход.

30 ноября станция «Сталинская» сменила название на «Семёновскую».

1963 год

Последнее продление станции в СССР - от «Первомайской» до Щелковской. На сегодняшний день, конечной с одной стороны, является «Щелковская» станция метро, Москва, Арбатско-Покровская линия.

Данная ветка одна из немногочисленных линий, которая не имела никакого развития в течении 40 лет, а западная конечная станция «Киевская» носила это звание в течении 50 лет. Это было обусловлено 2 объективными причинами: по окончании глубокой перестройки Арбатского радиуса был пересмотрен подход к строительству метро, а в 1955 году постановление №1871 должно было сделать строительство более экономным. Результатом этого стало появление типовых станций метро и наземных вестибюлей.

После распада СССР

1995 год

Со всех линий метро были выведены из эксплуатации вагоны поезда типа Д, которые были выпущены с 1955-1963 года. Отказ от этих вагонов привел к потере временного пласта, который делал Арбатско-Покровскую линию своего рода передвижным музеем.

2001 год

Были возобновлены работы на станции «Парк Победы», начавшиеся еще в 1996, и 6 мая 2003 года участок пути от «Киевской» до «Парка Победы» был введен в эксплуатацию.

Последние новые станции

2008 год

В январе Арбатско-Покровская линия метро удлинилась на 3 станции, и ст. «Киевская» передала звание конечной ст. «Строгино».

Арбатско-Покровская линия метро носит заслуженное звание самой протяжённой ветки за свою длину, составляющую более 45 км.

www.syl.ru

Арбатско-Покровская линия

Арбатско-Покровская линия Московский метрополитен
Открытие первого участка 13 марта 1938
Длина, км 22,6
Количество станций 13
Время поездки, мин. 33
Максимальное число вагонов в составе поезда 8
Количество вагонов в составе поезда 7
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс./сутки 661,2 (2005)
Самая напряженная станция Щёлковская
Наземные участки есть
Метродепо ТЧ-3 Измайлово

Арба́тско-Покро́вская ли́ния — вторая линия московского метрополитена.

Восточная часть линии («Щёлковская» — «Партизанская») мелкого заложения с одной наземной станцией «Измайловская», западная часть («Семёновская» — «Парк Победы») глубокого заложения. Средняя глубина заложения составляет 31 м. По данным на 2002 год ежедневный пассажиропоток по линии составляет 951 200 чел.

История

История строительства

По-видимому, датой появления линии следует считать 13 марта 1938 года, когда новый участок «Площадь Революции» — «Курская» был подключён к участку первой очереди «Ул. Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Киевская». Интересно, что открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной (Арбатско-Покровская стала третьей, а Горьковско-Замоскворецкая — второй). В целях ускорения строительства запланированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, под них были только оставлены заделы (прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга).

Линия была продлена на восток в 1944 году до станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»).

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищенность этого участка метро, который носил стратегический характер (см. ниже). Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Площадь Революции» — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1957 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». По официальной версии необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро. Скорее всего причина строительства глубокой линии связана с ее стратегическим характером, есть версии, что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Позже этот тоннель использовали при строительстве станции «Парк Победы». Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и неоправданно огромным залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединенный с несколькими подземными линиями метрополитена.

После строительства депо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году.

Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») — «Первомайская» в 1961 году.

В 1963 году линия была продлена до станции «Щёлковская», которая остаётся конечной по настоящее время.

В 2003 году было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.

В последние годы начата замена наиболее старых, выработавших свой ресурс, эскалаторов. Уже заменены эскалаторы станции «Курская» (1999—2002) и одного из вестибюлей станции «Площадь Революции» (2003—2004). Завершена замена эскалаторов на единственном выходе станции «Семёновская», потребовавшая закрытия станции (2005—2006). В ближайшее время планируется менять эскалаторы второго выхода станции «Площадь Революции».

История переименований

Пересадки

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживавшие линию

Количество вагонов в составах

Типы вагонов, использовавшихся на линии

Технические подробности

Система сигнализации: двухзначная (на подземных участках) и четырехзначная (на наземных) автоблокировка с автостопами и защитными участками. В ближайшем будущем планируется установка на линии устройств АЛС-АРС, а также начало эксплуатации на линии вагонов модели «Русич» (81-740/741), запланированное на 2007 год, — первый такой вагон в ноябре 2006 года уже поступил в депо «Измайлово». Участок «Киевская» — «Парк Победы» уже укомплектован этими устройствами.

Перспективы

На 2007—2010 запланировано значительное продление линии на запад до станции «Рождествено». По действующему проекту, оно будет выполнено в 2 этапа.

В 2007 году откроется участок «Парк Победы» — «Кунцевская» с промежуточной станцией «Славянский бульвар» и участок «Крылатское» — «Строгино» с построенной в конструкциях станцией «Троице-Лыково», одновременно с этим участок Филёвской линии «Кунцевская» — «Крылатское» перейдёт к Арбатско-Покровской линии.

На втором этапе, в 2010 году, будут открыты станции «Мякининская», «Волоколамская» и «Митино». Планируется строительство нового электродепо «Митино», а также продление линии за станцию «Митино» до станции «Рождествено», однако сроки пока не определены.

Продление линии в восточном направлении ожидается только в далёкой перспективе. На линии может добавиться одна станция в районе Гольяново.

При строительстве линии проектом было предусмотрено строительство в будущем двух станций на перегоне «Площадь Революции» — «Курская»: «Хмельницкая» («Ильинские ворота») и «Покровские ворота».

В настоящее время из них потенциальную важность имеет «Хмельницкая», возможность строительства которой неоднократно анонсировалась (рядом со станциями «Китай-город», на которых зарезервировано место для перехода на будущую станцию на месте нынешнего памятника В. П. Ногину).

Ссылки

mediaknowledge.ru

Арбатско-Покровская линия — WiKi

История

  Участок Арбатско-Покровской линии в Измайловском парке   Зимний вид перегона между станциями Кунцевская и Молодёжная

По-видимому, датой появления линии следует считать 13 марта 1938 года, когда новый участок «Площадь Революции» — «Курская» был подключён к участку первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Киевская». Открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной (Арбатско-Покровская стала третьей, а Горьковско-Замоскворецкая — второй), что, вероятно, объясняется наличием на Горьковско-Замоскворецкой линии депо (ТЧ-2). В целях ускорения строительства запланированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, под них были только оставлены заделы (прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга). Эти станции так и не построены до сих пор, и в ближайшей перспективе их сооружение также не планируется.

Линия была продлена на восток в 1944 году до станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»). Также для экономии и ускорения сооружения этой очереди запланированные в первоначальном проекте линии станции «Гороховская улица», «Площадь Баумана», «Бакунинская улица» и «Мироновская улица» были исключены полностью, без оставления заделов.

В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» стала очевидной незащищённость этого участка метро. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года, с 1990 года «Александровский сад») — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». Впрочем, «Смоленские» в относительно недалёкой перспективе будут объединены в пересадочный узел вместе со строящейся станцией «Плющиха» Калининско-Солнцевской линии.

По официальной версии, необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро; но есть версии[источник не указан 1641 день], что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединённый с несколькими подземными линиями метрополитена.

После строительства депо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году.

Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») — «Первомайская» в 1961 году.

В 1963 году линия была продлена до станции «Щёлковская», которая остаётся конечной по настоящее время.

6 мая 2003 года было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.

7 января 2008 года открылись участок «Парк Победы» — «Кунцевская» (промежуточная станция «Славянский бульвар» открылась 9 месяцами позже) и участок «Крылатское» — «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково». Одновременно с этим, участок Филёвской линии «Кунцевская» — «Крылатское» перешёл к Арбатско-Покровской линии[3].

26 декабря 2009 года открылся участок «Строгино» — «Митино» с промежуточными станциями: «Мякинино» и «Волоколамская», а также метромостом через Москва-реку. «Мякинино» стала первой станцией, находящейся на территории Московской области. 28 декабря 2012 года открылась станция «Пятницкое шоссе».

В последние годы начата замена наиболее старых, выработавших свой ресурс, эскалаторов. Замены были проведены на станциях «Курская» (1997—2000) и «Площадь Революции» (2002—2004, 2008—2010). Завершена замена эскалаторов на единственном выходе станции «Семёновская», потребовавшая закрытия станции (2005—2006), снова открыты после ремонта вестибюль и эскалаторы станции «Арбатская» (в 2006—2007). Также закончена замена эскалаторов единственного выхода на станции «Электрозаводская». Работы начались в мае 2007 года и были завершены 28 ноября 2008 года. Сроки окончания работ были существенно сдвинуты по сравнению с первоначальными (май 2008 года) из-за срыва компанией «ЭЛЭС» поставок эскалаторов. Во время ремонта (как в случае с «Семёновской») поезда проходили станцию без остановки, на поверхности был пущен автобусный маршрут «М», соединивший соседние станции, проезд в котором надо было оплачивать (по тарифу наземного транспорта). 8 февраля 2015 года для замены эскалаторов закрыта станция «Бауманская». 24 декабря 2015 года станция была вновь открыта, но уже с увеличенной пропускной способностью: на ней были заменены все эскалаторы, их количество было увеличено с трёх до четырёх, а количество турникетных линий увеличилось вдвое[4].

История переименований

Аварии и теракты

Взрыв на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 8 января 1977 года

Первый теракт в истории Московского метрополитена произошёл 8 января 1977 года. Тогда в Москве почти одновременно были произведены три взрыва. В 17:33 по московскому времени в поезде метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» прогремел взрыв, в результате чего семь человек погибло и ещё тридцать семь получили ранения различной степени тяжести. Повреждённый состав был отбуксирован на близлежащую станцию «Первомайская», которая была закрыта для пассажиров, и поезда на ней не останавливались. Некоторое время спустя в Москве произошли ещё два взрыва: один — в гастрономе на улице Дзержинского, второй на улице 25 Октября.

Информация о терактах появилась через два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя несколько месяцев по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре — расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ. По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными[5][6][7][8].

Задымление между станциями «Электрозаводская» и «Семёновская» 27 марта 2010 года

27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии подземки утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели в перегонах сорок минут в тоннеле между станциями «Семёновская» и «Электрозаводская». Была проведена эвакуация около шестисот пассажиров. Пассажиров начали выводить из поезда через торцевые двери вагонов к первому вагону, и далее по путям до станции «Семёновская». После этого напряжение ненадолго включили, чтобы два поезда, которые находились в тот момент на перегонах вместе с пассажирами, смогли дойти до ближайшей станции. Поезда курсировали на участках «Щёлковская» — «Партизанская» и «Курская» — «Митино». Полностью движение поездов по этой ветке было восстановлено в половине девятого[9].

Падение дерева между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 4 июня 2010 года

4 июня 2010 года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» на путь упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движение поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров в конце концов выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено[10].

Обрушение облицовки потолка на станции «Пятницкое шоссе» 2 января 2013 года

2 января 2013 года через 5 дней после открытия станции «Пятницкое шоссе» в кассовой зоне северного вестибюля обрушилась часть облицовки потолка, пострадавших и погибших нет[11].

Затопление путей на перегоне между станциями «Первомайская» и «Измайловская» 21 марта 2014 года

В 17:00 поступило сообщение о затоплении путей на перегоне между станциями «Первомайская» и «Измайловская». Из-за ЧП на Измайловском проспекте у дома № 75 при проведении работ на магистральном водопроводе произошёл гидроудар, в результате которого разорвалась водопроводная труба, и потоки воды хлынули на пути метро. В результате один из составов при въезде в туннель у станции «Первомайская» неожиданно остановился. Также остановились и несколько составов идущих следом, и один из них на станции «Партизанская». Пассажиров пришлось эвакуировать. Пассажиров состава, стоящего на въезде в тоннель отправили по путям до станции «Измайловская», после чего напряжение на контактном рельсе также ненадолго включили, чтобы пропустить два остальных состава. На это время было организовано движение автобусов «М» до ближайших станций. Поезда следовали только до станции «Партизанская». В 23:00 движение на этом участке было восстановлено.

Авария на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар» 15 июля 2014 года

15 июля 2014 года в 8:39 утра произошёл сход с рельсов состава, следовавшего по Арбатско-Покровской линии между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Катастрофа произошла в двухстах метрах от «Парка Победы». По данным на утро 16 июля, число пострадавших 217 человек. Более 100 из них госпитализированы. 23 человека погибли. 16 июля в Москве было объявлено днём траура[12]. В ночь на 19 июля движение поездов на участке от «Киевской» до «Молодёжной» восстановлено.

По предварительной версии, причина схода с рельсов — неисправность стрелочного перевода, который соединяет 1-й путь Арбатско-Покровской линии со служебной соединительной ветвью на строившийся тогда 1-й путь Солнцевской линии[13]. По неустановленной причине после прохода первой тележки головного вагона стрелка сработала, вызвав сход с рельсов второй тележки. В поездах 81-740/741 «Русич» вагоны состоят из двух секций, соединённых переходом. После схода с рельсов вторая половина головного вагона ударилась о стену, разделяющую тоннели, и на скорости 40-60 км/ч встала поперёк тоннеля, сильно деформируясь от собственной инерции и под давлением следующих вагонов[14][15].

«Альтернативные» конечные станции

  • По причине невозможности в часы пик организовать оборот всех поездов на конечной станции (заезд в тупик, смена «головы», перевод стрелки и выезд занимают больше времени, чем интервал движения, особенно если учесть пересечение траекторий поездов на въезде и выезде) организуют так называемые зонные обороты поездов, то есть поезда следуют не до конечной станции, а до станции, где есть путевое развитие и возможность быстро организовать оборот поезда. На Арбатско-Покровской линии для этих целей используют станцию «Партизанская» (для ночного отстоя и захода в депо) при движении в сторону «Щёлковской», а также станции «Молодёжная» (в основном в утренние и вечерние часы пик) и «Строгино» при движении в сторону «Пятницкого шоссе», реже используются «Митино» и «Киевская». При проведении плановых ремонтных работ на центральном участке закрываются станции «Площадь Революции», «Арбатская» и «Смоленская». Движение поездов возможно только на участках «Пятницкое шоссе» — «Киевская» и «Щёлковская» — «Курская».
  • С 16 марта 2017 года для проследования составов из ТЧ-&&&&&&&&&&&&&&03.&&&&003 «Измайлово» на Солнцевскую линию и обратно был организован прямой маршрут «Партизанская» — «Раменки» с переходом между линиями по съездам за станцией «Парк Победы».

Пересадки

ru-wiki.org

Арбатско-Покровская линия — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Арба́тско-Покро́вская ли́ния (также известна как синяя линяя) — хронологически вторая линия московского метрополитена.

Восточная часть линии («Щёлковская» — «Партизанская») мелкого заложения с одной наземной станцией «Измайловская», западная часть («Строгино» — «Славянский бульвар») также мелкого с наземной «Кунцевской». Средняя часть («Семёновская» — «Парк Победы») глубокого заложения. По данным на 2002 год ежедневный пассажиропоток по линии составляет 951 200 чел.

История строительства[править]

По-видимому, датой появления линии следует считать 13 марта 1938 года, когда новый участок «Площадь Революции» — «Курская» был подключён к участку первой очереди «Ул. Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Киевская». Интересно, что открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной (Арбатско-Покровская стала третьей, а Горьковско-Замоскворецкая — второй). В целях ускорения строительства запланированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, под них были только оставлены заделы (прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга).

Линия была продлена на восток в 1944 году до станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»).

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищенность этого участка метро, который носил стратегический характер (см. ниже). Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Площадь Революции» — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». По официальной версии необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро. Скорее всего причина строительства глубокой линии связана с ее стратегическим характером, есть версии, что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и неоправданно огромным залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединенный с несколькими подземными линиями метрополитена.

После строительства депо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году.

Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») — «Первомайская» в 1961 году.

В 1963 году линия была продлена до станции «Щёлковская», которая остаётся конечной по настоящее время.

6 мая 2003 года было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.

7 января 2008 года открылись участок «Парк Победы» — «Кунцевская» (промежуточная станция «Славянский бульвар» открылась 8 месяцами позже) и участок «Крылатское» — «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково», одновременно с этим участок Филёвской линии «Кунцевская» — «Крылатское» перешёл к Арбатско-Покровской линии[1].

В последние годы начата замена наиболее старых, выработавших свой ресурс, эскалаторов. Уже заменены эскалаторы станции «Курская» (1999—2002) и одного из вестибюлей станции «Площадь Революции» (2003—2004). Завершена замена эскалаторов на единственном выходе станции «Семёновская», потребовавшая закрытия станции (2005—2006), снова открыты после ремонта вестибюль и эскалаторы станции Арбатская (в 2006—2007). 8 декабря 2008 г. началась замена эскалаторов второго выхода станции «Площадь Революции».

Также закончена замена эскалаторов единственного выхода на станции «Электрозаводская». Работы начались в мае 2007 года и были завершены в ноябре 2008 года. Станция вновь открылась для пассажиров 28 ноября, в час дня по московскому времени.[2] Сроки окончания работ были существенно сдвинуты по сравнению с первоначальными (май 2008 года) из-за срыва поставок эскалаторов. Во время ремонта (как и в случае с «Семёновской») поезда проходили станцию без остановки, на поверхности был пущен автобусный маршрут «М», соединивший соседние станции, проезд в котором надо было оплачивать (по тарифу наземного транспорта).

История переименований[править]

Современноеназвание Предыдущее название Время актуальностипредыдущего названия
Измайловская Измайловский парк с момента постройки в 1961 по 1963
Партизанская Измайловская с момента постройки в 1944 по 1963
Измайловский парк с 1963 по 2005
Семёновская Сталинская с момента постройки в 1944 по 1961

«Альтернативные» конечные станции[править]

Для оптимизации потоков пассажиров и метропоездов иногда составы могут проходить не весь отрезок между станциями Щёлковская и Строгино. Молодёжная и Партизанская являются наиболее частыми станциями назначения поездов, следующих по укороченному маршруту. После высаживания пассажиров, состав сходит с дальнейшего маршрута и уходит под оборот или в депо. На эти же станции дополнительные составы из депо подаются для следования в сторону центра в загруженные часы.

Депо и подвижной состав[править]

Депо, обслуживавшие линию[править]

Количество вагонов в составах[править]

Типы вагонов, использовавшихся на линии[править]

Технические подробности[править]

Система сигнализации: автоблокировка с автостопами и защитными участками. Начата установка на линии устройств АЛС-АРС, а также замена вагонов старых серий на новые вагоны модели «Русич» (81-740.1/741.1), — 3 таких состава к концу 2006 года уже находились в депо. 26 декабря 2006 первый состав модели «Русич» на Арбатско-Покровской линии начал работу с пассажирами. Участки «Киевская» — «Кунцевская» и «Крылатское» — «Строгино» уже укомплектованы АЛС—АРС.

К продление до станции Митино планируется закупить составы «Русич» модели 81-740.4/741.4

.

Именные составы[править]

1 июня 2007 года на Арбатско-Покровскую линию вышел состав «Акварель», в вагонах которого выставлены работы художника Сергея Андрияки и его учеников; каждый из вагонов оформлен в определённой цветовой гамме. От прочих поездов типа «Русич» «Акварель» отличается тем, что часть окон в вагонах заменены глухими стенами, а также внешним оформлением: на стены вагонов нанесены изображения различных цветов — хризантем, ромашек — и фруктов.

13 мая 2009 года в поезде сменилась экспозиция - в настоящее время там выставлены шедевры Русского Музея.[3]

На 2009—2015 запланировано продление линии на северо-запад до станции «Пятницкая»[4]. В 2009 году будут открыты станции «Волоколамская» и «Митино»[5]. Планируется строительство нового электродепо «Митино», а также продление линии за станцию «Митино» до станции «Пятницкая» в 2012 году[6]. На дальнюю перспективу существуют планы продления линии до Рождествено и Куркино, возможно, что такое продление будет увязано с продлением Калининской линии до станции «Строгино» с передачей участка «Строгино»-«Митино» в состав Калининской линии.

При строительстве линии проектом было предусмотрено строительство в будущем двух станций на перегоне «Площадь Революции» — «Курская»: «Хмельницкая» («Ильинские ворота», или «Маросейка») и «Покровские ворота».

На перегоне между станциями «Крылатское» и «Строгино» оставлен задел под строительство станции «Троице-Лыково». Её открытие ожидается не раньше 2012 года.

Планируется строительство вторых выходов со станций Бауманская и «Парк Победы».

traditio.wiki