Старославянские Боги : имена, значения. Славянские боги и их значение


Славянские боги и их значение. Языческие боги славянской мифологии, список

5BBF6_croper_ru

kramola.info

Во все времена разные народы мира верили в своих богов. Старославяне не были исключением и очень часто отождествляли происходящее в своих селениях и семьях с богом одной из стихий, живых существ или действий. Издревле Русь была языческой и поклонялась многим богам. Впервые славяне узнали о других верах от заморских купцов и в военных походах. У богов, как и людей, есть старшие боги и их помощники. Важно отметить, что у богов не было четких разграничений в их помощи людям. Как правило, светлые боги объединялись для того, чтобы принести людям богатство, мир и добро, темная сторона приносила славянам войны и беды. Славянские боги и их значениеберет исток из древней мифологии, веками люди по крупицам собирали информацию о них.

Начнем рассказ по старшинству богов и их важности в жизни старославян.

Славянские боги и списоких участия в жизни славян берет свое начало с появления бога, который сотворил весь мир.  Главный бог славян именуется Род.  (Род — творец всего живого). Старославяне верили, что он прародитель всего живого на земле, и до его появления все было окутано тьмой и тишиной. Бог Род с древних времен вошел в главные слова нашей жизни: родители, природа, Родина, родственники, стоит отметить, что слово «урод» во времена старославян означало рождение первенца в роду, который знаменовался главой рода. В разных селениях славяне могли называть бога Род другими именами: Свентовид, Всевышний, Творец или Высший.

Между прочим...

Старославяне верили, что Род дал жизнь человеку и умение жить. Его считают его самым древним из богов, отождествляя его с самым сильным деревом дубом.

Старославянские боги были покровителями стихий огня, земли, воздуха и воды.

drevniebogi.ru

drevniebogi.ru

Бог огня в славянской мифологии часто носит имя Сварог, он был одним из сыновей бога Род, но он лишь покровитель огня. Сварог стал главным помощников Рода в творении мира таким, каким мы его знаем сегодня — с горами, реками, небом и землей. Сварог подарил людям огонь, сотворив из него бога. Он, в отличие от отца, дарил людям материальные ценности, он сбросил с неба людям плуг и ярмо для работы на земле и боевую секиру для ее защиты.Сварог известен, как бог-кузнец, который сковал цепи, чтобы упорядочить мир, созданный его отцом.

Бог огня у славян носит имя Семаргл, иногда его называли Огнебог. Он появился из искры, которая появилась от удара молота о камень Алатырь богом-кузнецом Сварогом. Семаргл представлялся славянам, как воин на коне, за которым остается выжженный след или как огненная птица, или крылатый пес, или дракон с искрящимся телом.

Бог огня считался у старославян хранителем домашнего очага. Существует поверье, по которому Семаргл может воскреснуть, для этого человек должен высиживать куриное яйцо на печи девять ночей и дней, тогда бог возродится в образе птицы.Абсолютной противоположностью Семаргла является бог воды у славян , им представлена, молодая светлая девушка Дана. Она у старославян ассоциируется со здоровьем и красотой. Дана подарила свое имя названиям рек Днепр, Дунай, Днестр, Донец. Она, богиня дарящая жизнь, она спасет умирающего от жажды воина и подарит дождь полям для урожая. Но ежегодно зимой, ее супруг Даждьбог, держит Дану в заточении, чтобы с весенними дождями она возродилась с новыми силами. А каждое лето на праздник Ивана Купала весь мир отмечает день венчания богов.

edinaya-veda.ru

edinaya-veda.ru

Дождь старославянам дарила не только Дана, но и Даждьбог. Не потому что он бог дождя у славян, а потому что он был богом для исполнения желаний. Его имя можно разделить на две части и получится фраза: Дай, Боже. Сам Даждьбог известен у старославян, как бог плодородия и солнечного тепла и света. Даждьбог бог славян , который дарил им веру в чудо и дар, поэтому старославяне прозвали его Щедрый бог.Истинный бог дождя у славян был Перун, также он был известен, как  бог грома и молнии у славян. Перун сын Сварога, был рожден для защиты мира, который создали его отец и дед Род. Перун был главным повелителем небесной воды и вершин гор. Он мог досыта напоить земли дождевыми водами, а мог засушить их до потери урожая. Славяне изображали его, как статного мужчину с седыми волосами и золотыми бородой и усами, который передвигается по небу на огненной колеснице.

Бога грома и молнии славяне называли , покровителем князя и воинов, его оружие отличалось от других богов. Молнии и топоры являются его главной защитой, от его стрел никому не удавалось скрыться.Старославяне отдавали власть богам не только над погодой, но и над скотом. Бог скота у славян носил имя Велес от слова волосатый. Он был покровителем домашнего скота, торговли и богатства. Крестьяне же не разделяли скот и земледелие на две отрасли, поэтому часто просили помощи у Велеса для богатого урожая. Велес в отличии от Перуна не стал княжим помощником, но был покровителем всей Руси. Но главная особенность Велеса в том, что он принес в наш мир гармонию. Вместе с Сварогом они привели все в движение: день сменялся ночью, грусть радостью, менялись времена года и, жизнь обрела смысл, благодаря Богу Велесу. Он был воплощением доброты и божества у славян, одним из любимых богов, но после принятия Русью обряда Крещения, он отдал свой светлый посыл святым Николаю и Власию, а сам перешел на темную сторону, став лешим. (Велес — бог скота у славян).

ru-an.info

ru-an.info

Старославяне покланялись богам не только ради благого дела, Яровит бог войны у славян всегда был на устах славян во время войны. Яровит славится своими победам, воинскими обычаями и честью. О нем сохранилось наименьшее количество фактов. Но бог войны по преданиям славян помогал им с плодородием земель.  (Яровит — бог войны)Боги славянской мифологии и список их присутствия в жизни славян постоянно дополняется интересными фактами. Среди известных богов стоит вспомнить Чернобога – бог смерти, безумия, холода и зла. Старославяне во всех бедах своей жизни обвиняли Чернобога.

Славяне, ругая нелюбимых богов, не забывали благодарить за всю благодать, которая появилась в их жизни. Чтобы задобрить богов люди часто приносили в жертву домашнюю птицу, скот, оставляли нескошенным зерно, а если предвещались серьезные перемены, в жертву приносили, даже женщин и детей. боги древних славян список и их значение в жизни людей занимали важное место, создавая для славян культурную сторону их жизни. В старину люди верили в обычаи и обряды. Некоторые из них сохранились до наших дней, в большие церковные праздники работать нежелательно, чтобы не злить бога. Многие люди не работают даже в воскресенье. Все еще существуют приметы, которые передаются к нам из поколения в поколения. После принятия обряда Крещения Руси боги стали мифическими, и вся вера человека приняло другое направление с одним Богом.

Не менее разнообразны и интересны традиции и обычаи на Руси

perstni.com

Древнеславянские Боги

Древнеславянский пантеон очень сложен по своей структуре и многочисленен по составу. Большинство богов отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Из-за схожести функций и свойств некоторых богов сложно наверняка определить, какие имена являются лишь вариациями наименований одного и того же бога, а какие принадлежат разным богам.

 

 

Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе. При этом одни старшие боги присутствуют и в новом этапе, а другие исчезают (точнее нет описаний их деятельности или вмешательства во что либо, но память о том, что они были, остается).

В славянском пантеоне отсутствовали четкая иерархия власти, которая заменялась родовой иерархией, где сыновья подчинялись отцу, но братья были равны между собой. У славян не было ярко выраженных злых богов и добрых богов. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей. Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и зло.

Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и представали перед людьми. От обычных существ богов отличали сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир. Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира. Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и носили временный характер.

 

Род

Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы.Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.Род – бог-творец, вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом он создал этот мир. В одиночку Род создал в море хаоса Правь, Явь и Навь, а вместе с сыновьями сотворил землю.

Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый — из груди Его. Звезды частые — из очей Его. Зори ясные — из бровей Его. Ночи темные — да из дум Его. Ветры буйные — из дыхания…«Книга Коляды»У славян не было представлений о внешнем виде Рода, поскольку он никогда не являлся непосредственно перед людьми.Капища в честь божества устраивались на холмах или просто больших открытых участках земли. Его идол имел фаллическую форму или просто выполнялся в виде столба, окрашенного в красный цвет. Иногда роль идола и вовсе выполняло обычное дерево, растущее на холме, особенно если оно было достаточно древним. Вообще славяне верили, что Род есть во всем и потому поклоняться ему можно где угодно. Жертвоприношений в честь Рода не было. Вместо них устраиваются праздники и пиршества, которые проводятся непосредственно возле идола.

Спутницами Рода были Рожаницы-женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.

 

Белбог

Сын Рода, бог света, добра и справедливости. В славянской мифологии является создателем мира вместе с Родом и Чернобогом. Внешне Белбог представлялся в виде седовласого старца, одетого как волхв.Белобог в мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у Белобога есть его неотъемлемый антипод – Чернобог. Схожую аналогию можно обнаружить в древнекитайской философии (инь и ян), в инглиизме исландцев (руна юдж) и во многих других культурно-религиозных системах. Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих идеалов: добра, чести и справедливости.

Святилище в честь Белбога устраивали на холмах, обращая идола лицом на восток, навстречу восходу. Впрочем, почитали Белбога не только в святилище божества, но и на пирах, обязательно произнося тост в его честь.

 

Велес

Один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес – «скотий бог» – хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи. Правда, некоторые источники указывают на него, как на бога смерти…В настоящий момент среди различных языческих и родноверческих направлений достаточно популярным текстом является Велесова книга, которая стала известна широкой общественности в 1950-ые годы минувшего века благодаря исследователю и писателю Юрию Миролюбову. Велесова книга фактически представляет собой 35 березовых дощечек, испещренных символами, которые ученые-языковеды (в частности, А. Кур и С. Лесной) называют славянской докириллической письменностью. Любопытно, что оригинальный текст действительно не похож ни на кириллицу, ни на глаголицу, но и черты славянской рунницы представлены в нем опосредованно.Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории).

С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах.

 

Даждьбог

Бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили.Капища Даждьбога устраивались на холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а также мед, орехи и яблоки.

 

Девана

Девана – богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.

Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.

Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.

 

Доля и Недоля

Доля — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет.Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судьбы.Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

 

Догода

Догода (Погода) — бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по краям позолоченными крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой одежде, держащий в руке шипок и улыбающийся цветам.

 

Коляда

Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января.«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «Народный календарь»).

 

Крышень

Сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

 

КУПАЛО

Купало (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.«Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

 

Лада

ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) — богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков.В народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа.Наряд Фреи сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной героинею, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит дождевые тучи. Кроме того — это богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир. Облачная ткань есть именно та пелена, на которой душа, по смерти человека, возносится в царство блаженных.По свидетельству народных стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на пелену и несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться.У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.

 

Лед

Лед — этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке.У него были свои храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы.

 

Лель

Лель— в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле – этом веселом, легкомысленном боге страсти – до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть – это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.Священной птицей его считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках – лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки – символы весны.

 

Макошь

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна.Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка, корзина, кошара. Макошь — мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении — рог изобилия.Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы».Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».

 

Морена

Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) — богиня смерти, зимы и ночи.Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.

Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.

В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу.Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.

 

Перун

Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины.Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.

 

Радегаст

Радегаст (Редигость, Радигаст) — молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли.Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.

 

Сварог

Сварог-бог-создатель земли и небес. Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.

Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось.

 

Святобор

Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкурСвятобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.

Женат Святобор на богине охоты Деване.

Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.

 

Семаргл

Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

 

Стрибог

В восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря.

 

Триглав

В древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет)Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, — из Перуна, Дажьбога и Стрибога.Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

 

Хорс

Хорс (Корша, Коре, Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность.Капища в честь Хорса устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ. Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма. А в качестве подношения использовался специальный пирог «хорошуль» или «курник», который крошился вокруг идола. Но в большей степени для воздания почести Хорсу применялись танцы (хороводы) и песни.

 

Чернобог

Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Считается, что Чернобог-прообраз Кащея бессмертного из сказок .Кащей – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кащей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кащея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кащей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством,Чернобог – правитель Нави, бог времени, сын Рода. В славянской мифологии он является создателем мира вместе с Родом и Белбогом. Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами.

Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце.После сотворения мира Чернобогу под покровительство досталась Навь — мир мертвых, в котором он одновременно является правителем и пленником, так как, не смотря на всю свою силу, он не в состоянии покинуть его пределы. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви, при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь, и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется.

Капища в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы.

 

Ярило

Ярило – бог весны и солнечного света. Внешне Ярило выглядит как молодой юноша с рыжими волосами, одетый в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог передвигается по свету верхом на белом коне.

Капища в честь Ярилы устраивались на вершине холмов, поросших деревьями. Вершины холмов очищали от растительности и на этом месте возводили идол, перед которым устанавливали большой белый камень, который иногда мог находиться и у подножья холма. В отличие от большинства других богов, жертвоприношений в честь бога весны не было. Обычно божество почитали песнями и танцами на капище. При этом одного из участников действия непременно наряжали Ярилой, после чего он становился центром всего празднества. Иногда изготавливали специальные фигурки в образе людей, их приносили на капище, а затем разбивали об установленный там белый камень, считается, что это приносит благословение Ярилы, от которого и урожай будет больше, и сексуальная энергия выше.

 

Немного о мироустройстве славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах – Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие «тёмные» Боги. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот – мифологический символ всей вселенной

 

Источник →

subscribe.ru

Славянские Боги: имена и их значение

Богом плодородия, связанным с Навью, нижним миром, был Велес (Волос, Влас). Имя Велеса восходит к древнейшему корню «вел» со значением «мертвый». Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах «власть», «велеть», «владеть», «великий». Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес — одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в «Слове о полку Игореве» назван «внуком Велеса»).

Велес — сын небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства; он приходил в мир под разными именами — Рудра и Шива (в разных временных рамках!), Тот, Гермес, Меркурий, Луг, Велунд, и наконец Один-Вили-Ве и Локи. Это имена одного Архетипа из разных культур и разных времен (все они, в том числе, боги мудрости и магического знания).

Велес есть воля, связующая самые противоречивые тенденции — к созиданию и к разрушению. Он бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель ремесел и повелитель мертвых. Велес — бог Ведающий и Ведущий (Великий Водчий) для всех, кто следует путями магии. «Скотий бог» Велес так же следит за соблюдением договора (а любой договор так или иначе предполагает доверие). Это он благословляет путешественника и помогает ему в дороге.

Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Мудрость и волшебные ремесла, действительно, всегда идут рука об руку. Любимец Велеса — совершенный человек. Он может быть талантливым ученым, гениальным поэтом и певцом, непревзойденным мастером по части приготовления кушаний, лучшим из садовников или лесничим, удачливым крестьянином, наконец, дельцом.

Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто расплачивалис

felomena.com

Славянские боги

       admin      Главная страница » Остальное      Просмотров:  

Каждый народ имеет свою историю, свои легенды и свою религию. Многие древние народы до прихода христианства или других великих мировых религий обладали своей собственной уникальной религией, которую позже объявили язычеством. Также случилось и с религией древних славян. Когда-то славяне проживали на огромных территориях, занимая немалую часть западной центральной и восточной Европы.

И на всех этих территориях они исповедовали одну религию. Которая тем не мания из-за соседства с разными нациями, имевшими свои верования, а также вследствие проживания на больших расстояниях, имела у каждого племени, народа, княжества и тому подобное, свои уникальные отличия.

О появлении

Появления собственного пантеона славянских богов, произошло невероятно давно, разные учёные и исследователи спорят об этом. Часть из них считает, что основы славянских культов зародили ещё арии. Одним из аргументов в пользу этого утверждения является, схожесть ранних культов славян с пантеоном индуистских богов.

Один из наиболее древних богов славян, считающийся творцом нашего мира по их верованиям это Род. К сожалению, данные о данном боге весьма разрозненны и обрывочны, так же как и о многих других в пантеоне. Что связанно с активной борьбой христианской церкви с ними как проявления язычества.

Известно, что Род сотворил мир, по одной из легенд после этого он породил двух сыновей Чернобога и Белобога. Первым должен был родиться Белобог, именно он должен был править после рождения всем сотворённым миром. Но Чёрнобог прознав, про это исхитрился и родился первым. С того момента братья стали биться за власть над миром и бой этот длится вечность. Как вечно меняется день и ночь, противоборствуют добро и зло, свет и тьма.

Это лишь одна из легенд про этих двух братьев богов. Существует и множество других. Белобог олицетворяется со всем добрым и светлым, что есть в мире, в то время как Чёрнобог, его обратная сторона, всё тёмное, злое и страшное, что есть в нём.

Другие источники описывают ещё нескольких детей рода высших богов, славян принимавших участие в творении мира, а позже, после того как Род устал и отошёл от дел удалившись на вершину Прадуба в виде Сокола. По другим легендам, он стал обитать в родовой туче, где находился его чертог. Существуют и другие места его обитания.

Именно его дети стали править пантеоном, следя за делами неба – Прави, и земли — Яви. В третьем нижнем царстве правили потомки Чёрнобога, этот мир назывался Навь.

О Свароге и Велесе

Два великих бога, сыновья Рода, которые помогали отцу творить мир. Сварог после стал верховным богом славян, сев на трон своего отца. Часто выделяется его значение как бога кузнеца и огня. Именно благодаря ему на планете появилась суша.

Его брат Велес великий чародей, оборотень, покровитель урожаев. В равной степени владеющий, как силами тьмы, так и света. Привёл вселенную в движение. Очень почитаем славянами. Отметим, что по другим легендам он приходится Сварогу не братом. И вообще рождён, от священной коровы. Приравнивается к брату Перуна наиболее почитаемому сыну Сварога.

Среди прочих богов Прави, отличается всеобщей нелюбовью собратьев к нему. В частности за характер и огромную мощь. По некоторым легендам в итоге, он стал вместе с женой править верхним царством мира Нави.

Другие боги славян

Славяне имели невероятно обширный пантеон, начиная от значимых богов и заканчивая массой мелких местных божков. Перечислить их всех довольно сложно. А в некоторых случаях даже разграничить. Ведь порой один и тот же бог имел несколько имён и выполнял ряд функций смежных с функциями других богов.

Лада жена Сварога и мать сварожичей. Великая богиня, любовь плодородие, красота, брак и домашний очаг, всё это её вотчина. Иногда ассоциируется с Перуницей женой Перуна.

Сварожичи общее название детей Сварога. Следует отметить, что в ряде мифов он их сотворил тогда, как в иных они были рождены от союза с Ладой.

Наиболее почитаемый из них – это, несомненно, Перун. Во времена князя Владимира, но ещё до крещения Руси, он стал играть столь большую роль, что признавался высшим богом пантеона. Иными словами он сел на трон отца. Этот бог грома и молний повелитель небес, бог воитель.

Даждьбог старший брат Перуна, бог солнца и плодородия земли, весьма почитаем славянами. Хотя в некоторых мифах существует упоминание о войне между ним и отцом. Но данные легенды противоречат ряду других мифов.

Сварожич, бог огня у славян, он же бог домашнего очага защитник и покровитель. Но если разгневать этого бога он же несёт страшную месть. Также является, сыном Сварога.

Стрибог, бог ветров, у него имелось ряд сыновей, каждый из которых был ветром определённого направления. Иногда его также называют богом ветров и бурь. По одним данным рождён из дыхания самого Рода и потому является, его сыном, братом Сварога. По другим является сварожичем.

Семаргл, ещё один сын Сварога, бог небесного огня. Защитник от всякого зла, вечный страж.

Ещё один бог славян это Святобор бог лесов. Очень сильный и почитаемый бог. В Прави и Яви, он имел практически неограниченную власть над лесами.

Ярило – бог пробуждения природы, весны и весеннего света, плодородия, неуправляемой силы, также является богом страсти.

Хорс по одним легендам сын Рода и брат Велеса, по другим сын Сварога. Являлся богом солнечного светила.

Морена, она же Мора считается богиней зимы ночи и смерти. Одна из трёх сестёр дочерей Лады. По некоторым мифам жена Кощея.

Ящур – когда-то почитаемый бог, позже низвергнутый с небес и ставший одним из царей Нави. Нередко его ассоциируют с Велесом или Чёрнобогом.

Существует и масса других богов и богинь в славянском пантеоне.

Некоторые проблемы

Изучения славянского пантеона богов очень, проблемная задача. Сведенья, оставшиеся с тех далёких времён весьма противоречивы. У западных и восточных славян часть одних и тех же богов имеют разные имена. Имеются и разные трактовки самого сотворения и развития мира. И взаимоотношений между богами.

Кроме того важно отметить, что на славянская мифология тесно сплетена со скандинавской и эллинской мифологиями. В ряде мифов упоминается сношения с богами этих пантеонов. Или же производится их аналогия. Иными словами бог из одного пантеона присутствует и в другом.

Можно подчеркнуть определённое родство и общую изначальную схожесть этих и некоторых других религий. Тем не менее, отличий в них хватает.

Совокупность всех этих факторов приводит к тому, что легко можно запутаться в славянских богах. Системе их взаимоотношений, родства и сфер влияния.

Бытует, однако, и иное мнение, рассматривающее всех славянских богов как единое целое в многообразии. Иными словами все боги это лишь проявление того или иного аспекта единого. Они не делимы и выступают как одно целое.

Таким образом, не верно говорить о пантеоне как о семье в прямом понимании. В котором Род является отцом Сварога, а тот отцом Сварожичей и т.п. Скорее это система более объёмных и локальных проявлений одной божественной сущности, носящей разные названия, в зависимости от функционального проявления, наблюдаемого в конкретном случае.

Споры о славянских богах идут до сих пор, как среди историков, так и среди представителей нео-языческих групп, старающихся возродить, обряды и традиции, вернуть к жизни старославянскую религию.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Полезные статьи

    

mistikasecret.com

Боги восточных славян

Богом-творцом славяне почитали Рода. Недаром даже после принятия Русью христианства в одном из многочисленных поучений против язычества говорится, что «всем бо есть творец Бог, а не Род» [17].

Многие слова, такие, как род, родина, родители, родственники, родной и другие, происходят от имени бога Рода. До настоящего времени идолы Рода не сохранилось, но все современные реконструкции изображают его в виде мудрого старца-родоначальника людей и всей вселенной.

Даже после принятия христианства славяне продолжали устраивать празднества и пиры 8 сентября в честь Рода. На следующий день 9 сентября празднуют день Рожаниц – дочерей Рода. Ещё один праздник Рода и Рожаниц отмечают 25 сентября.

bannerХудожник С. Крижанивский Источник: http://godsbay.ru/slavs/rod.html

 

Рожаницы – спутницы Рода, порождённые им на заре времён. Эти мифологические персонажи, наряду с Родом, являются олицетворением судьбы, рока, «родословия» (ср. что на роду написано). Также они считались покровительницами родов и женщин-рожениц.

Кумир Рожаниц, представленный на экспозиции, реконструирован на основе деревянного западнославянского (лужицкого) близнечного идола, обнаруженного при раскопках поселения XI-XII веков Фишеринзель (озеро Толленсе, Ной-Бранденбург, Германия).

bannerБлизнечный идол (Фишеринзель)

Рожаниц было двое – мать и дочь, Лада и Леля.

Исследователи полагают, что Лада являлась богиней любви, брака, семейного благополучия. Недаром о супругах, живущих в счастливом браке, всегда говорилось, что между ними лад. Также этой богине славяне молились о дожде, необходимом для роста хлебов, от урожая которых зависела жизнь древних земледельцев. Поэтому Лада-матушка была связана с осенью – временем созревания и сбора земных плодов.

Дочь Лады – Леля была богиней весны, первых всходов и молодой листвы. Она была покровительницей юной, ещё не окрепшей жизни.

bannerРожаница. Художник Андрей Гусельников Источник: http://moi-zvuki.ru/posts/2302

Праздник Рожаниц справляли в апреле, принося богиням бескровные жертвы – продукты мирного сельскохозяйственного труда – каши, хлеб, творог. Культ отличался открытостью – много людей собиралось на торжественные пиры в честь богинь.

Связь Рожаниц с аграрными культами подтверждается тем, что их изображения нередко украшались древнейшим символом плодородия - символическим изображением засеянного поля, представленного в виде косого ромба, разделённого на четыре сектора, в каждом из которых помещалась точка – посеянное зерно.

Со временем образ Рожаниц, как покровительниц ро́дов и женщин-рожениц, был вытеснен образами Богородицы и женщин-святых. Кроме того, имена божественных Матери и Дочери сохранили до наших дней народные песни, в припеве которых нередко поётся «ой, ладо», «дид ладо» или «лелю», «лелё», «лели», «люли».

 

Сварог – один из самых главных богов славян-язычников. Бог неба, отец Солнца, бог-кузнец. Имя бога происходит от корня вар, имевшего значение «жар, зной», а также «кипящая вода, смола». Отсюда слово «варить» и все от него производные.

Символами бога-кузнеца Сварога были молот и наковальня. По преданиям он научил людей ковать металл и создавать орудия труда. Для этого бог дал людям клещи, которые упали с неба. Некоторые исследователи относят это предание к находке людьми упавшего с неба метеорита, который послужил первым источником железа для древних славян.

bannerСварог. Художник Виктор Корольков Источник: http://moi-zvuki.ru/posts/2302

Праздник в честь Сварога, называемый Сварожки, отмечался в начале ноября. Как раз в это время завершается годовой земледельческий цикл, и землю сковывает мороз. Для того чтобы люди не прозябали во тьме и холоде, Сварог дал людям огонь. Ведь как Небесный кузнец (коваль) он был хозяином и хранителем священного огня. Вообще, стоит сказать, что древние славяне всякий огонь называли Сварожичем, т.е. порождением Сварога [2].

Древние славяне верили, что именно он привёл мир в порядок и установил моногамный брак.

В период двоеверия образ Сварога был соотнесён с христианскими святыми Космой и Дамианом.

 

Ярила (Яровит) связан с плодоносящей силой зерна-семени. Имя божества произведено от славянского яр – яровой, ярый, ярость, то есть слов, означающих силу, горячность, молодость, хмельное веселье. Ярила – бог весны и солнечного света и выглядит как молодой юноша с рыжими волосами, одетый в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог передвигается по свету верхом на белом коне. В правой руке он держит чучело мёртвой человеческой головы, а в левой ржаные колосья [13].

bannerЯрило. Художник Виктор Корольков Источник: http://moi-zvuki.ru/posts/2302

Ярила принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия (именно это означает чучело головы в его руке). Он был богом весны – воплощал её плодородные силы и приносил её с собой. Ярила распространял весеннее солнечное тепло, возбуждал производительные силы в растениях и людях, вносил в жизнь природы и людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял людей храбростью.

Культ Ярилы был тесно связан с ежегодным аграрным циклом, поэтому славяне-земледельцы устраивали в его честь два праздника. Первый отмечался в конце апреля, он был посвящён пробуждению плодородия просыпающейся природы. Второй праздник проводился в середине лета, когда Ярилу просили о том, чтобы старая сила посеянного зерна перешла в новые, созревающие растения. Для этого устраивались особые «похороны Ярилы», имевшие отчётливый эротический характер [15]..

 

Святовит или Свентовид - бог плодородия, одна из ипостасей Рода. Варианты имени – Свентовит, Святовит, Световик, Светич. Является богом белого света, богом богов, богом-всадником, сражающимся с ночью.

Имя бога Свентовита имеет славянское происхождение. Первая часть имени свят или свет – восходит к общему для всех славянским языков корню свет – свет, мир, старославянскому светъ – святой). Вторую часть имени – вит/вид одни исследователи возводят к общеславянскому корню вид (вид, зрение, облик), по мнению других данная часть связана с индоевропейским словом вед (ведать, знать).

bannerСвятовит. Художник Виктор Корольков Источник: http://moi-zvuki.ru/posts/2302

Святовит был верховным богом в пантеоне балтийских славян. Его главное святилище располагалось на острове Рюген в городе Аркона. Оно описано в многочисленных хрониках, в которых говорится, что храм Святовита представлял собой каменное строение, окрашенное в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырёхликого идола. Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты божества: меч, знамя и копьё. При храме жил и священный белый конь. Считалось, что по ночам бог выезжает на нём, чтобы принять участие в битве с врагами. Со временем у южных славян культ Святовита слился с культом Перуна [19].

Идол, установленный в музее, реконструирован по описанию, данному Гельмгольдом в «Славянской хронике» (1167-1168 гг). Отличительной чертой кумира Святовита был пиршественный рог, который жрец наполнял вином, гадая об урожае. В зависимости от того, много или мало оставалось жидкости в роге ко времени следующего гадания, делались выводы о том, ждёт народ плодородный или неурожайный год.

 

Руевит (Редегаст) – божество бранной (военной) славы, неотвратимой воинской победы и беспощадности к врагам. Идол этого бога сделан был из дуба и представлял собою великана с семью личинами, которые все исходили из одной шеи и соединялись под одним огромным шлемом. На поясе висело семь ножен с мечами, а восьмой, обнаженный и обоюдоострый, всегда готовый к бою, Руевит держал в правой руке.

bannerРадегаст. Художник Виктор Корольков Источник: http://sva-slava.narod.ru/kartini/korolkov.htm

Бог-воин, Руевит, стоит на страже мироздания и борется с тьмой. Особо почитался северо-западными славянами, храм его располагался на острове Рюген. Возможно, что именно название острова и дало ему имя. Хотя есть мнение, что оно происходит от слова от «ругать», имевшего в старину более широкое значение: грозить, пугать. После принятия христианства славянами культ Руевита был практически полностью забыт.

 

Велес (Волос) является одним из самых известных и самых загадочных божеств языческого пантеона славян.

Происхождение имени Велеса до конца не выяснено. Некоторые исследователи отделяют имена Велес и Волос и утверждают, что принадлежат они разным божествам. М. Фасмер предполагает, что имя Велес произошло от слова «велий» или «великий». Так же не отвергается точка зрения, что Волос означает «волосатый», «лохматый», «волохатый».

bannerВелес. Художник Виктор Корольков Источник: http://velesovskazes.ucoz.ru/photo/viktor_korolkov/9-3-0-0-2?photo=202

С культом Велеса связано и понятие «волхвы», так как корень этого слова также происходит от «волохатый», «волосатый». Волхвы при исполнении ритуальных танцев, заклинаний, обрядов в древности одевались в шкуру (длаку) медведя или другого животного, ведь Велес был «скотьим богом», то есть покровителем всего животного мира. И среди различных ипостасей данного божества была и животная – бог мыслился в облике быка или огромного медведя. С древнейших времен основным богатством племени и отдельной семьи считался скот. Поэтому скотий бог Велес был еще и богом богатства. Корень воло и вло стал составной частью слова «володеть» (владеть).

Одни из самых достоверных упоминаний о боге Велесе – это упоминание в договорах Олега и Святослава с Царьградом. Клятва Олега: «Клящася оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом»; клятва Святослава: «Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна, и в Волоса, скотья бога».

Храмы Велеса были во многих местах русской земли: вблизи Новгорода, в различных местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. Это подтверждают географические названия. Например, Волосовая улица в Новгороде, судя по названию, была проложена на месте былого храма.

 

Чур – в славянской мифологии бог межи, по ту сторону которой смерть. Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, сберегания домашнего очага.

Сведений о нём сохранилось крайне мало, но его можно отнести к низшим божествам. В его обязанности входила охрана межей и границ.

Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы.

На межах, границах своих владений, наши предки ставили истукана с вырезанными на нём символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой «порчи». Поэтому в случае опасности просили защиты у божества словами «Чур меня». Если человек не хотел делиться своей находкой с посторонними, то говорил: «Чур, мое», и добрый древний божок берег находку только для него одного.

Чура можно отождествить с древнеримским богом границ Термином (Terminus), под покровительством которого находились пограничные камни и столбы.

bannerЧур. Художник Виктор Корольков Источник: http://velesovskazes.ucoz.ru/photo/viktor_korolkov/9

www.gukmztp.ru