А с грибоедов годы жизни: Краткая биография Грибоедова Александра Сергеевича, интересное о творчестве поэта

Содержание

Александр Сергеевич Грибоедов / Централизованная библиотечная система Канавинского района

Годы жизни: 1795 — 1829.

 

Русский драматург, поэт, дипломат, композитор и пианист.

 Дворянин с польскими корнями, блестяще образованный, Александр Грибоедов уже в детстве поражал своими выдающимися способностями. Его талант был многогранен. К сожалению, многие его литературные и музыкальные произведения до нас не дошли.

Главное творение Грибоедова – комедия «Горе от ума», написанная накануне восстания декабристов, изобилует афоризмами и подарила русскому народу множество крылатых фраз. Чтобы войти в историю, Грибоедову достаточно было бы лишь «Горя от ума». Но сам он считал важнейшим делом своей жизни службу отечеству.

«Мало надеюсь на свое умение, и много – на русского Бога. Еще вам доказательство, что у меня государево дело первое и главное, а мои собственные ни в грош не ставлю. Я два месяца как женат, люблю жену без памяти, а между тем бросаю ее здесь одну, чтобы поспешить к шаху . ..».

Из русского посольства в Тегеране Александру Грибоедову не суждено было вернуться живым. Его юная вдова, грузинская княжна Нино Чавчавадзе, напишет одну из самых пронзительных эпитафий в истории и до конца дней своих будет носить траур по погибшему возлюбленному супругу.

Татьяна Шепелева. Март 2022 года

 

«О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? душа или язык?»

А. Грибоедов

 

См. подробнее:

ВикипедиЯ

Анастасия Рахлина. «Александр Грибоедов. Жизнь, подвиг, смерть»

В библиотеке Мошкова

Читать онлайн

 

Читайте также статью Ольги Кузьминой о комедии А. Грибоедова «Молодые супруги» в ее авторском проекте неМодное Чтение.

 

Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:

Произведения:

  1. Грибоедов А. С. Полное собрание сочинений : в 3 томах / под редакцией: С. А. Фомичева [и др.]. — Санкт-Петербург : Нотабене, 1995-. — ил. — ISBN 5-87170-043-8.

Т. 1 : Горе от ума . — 1995. — 351 с. — ISBN 5-87170-044-6.

Т. 2 : Драматические сочинения ; Стихотворения ; Статьи ; Путевые заметки. — 1999. — 619 с. — ISBN 5-87170-046-2.

  1. Грибоедов А. С. Сочинения в двух томах. — Москва : Правда, 1971. — 368 с. : ил. — (Библиотека отечественной классики).
  2. Грибоедов А. С. Сочинения / составитель С. Фомичев. — Москва : Художественная литература, 1988. — 752 с. — ISBN 5-280-00060-4.
  3. Грибоедов А. С. Сочинения: Горе от ума; Комедии. Драматические сцены; Стихотворения; Статьи; Путевые заметки / редакционная коллегия: С. А. Кондратов [и др.]; вступительная статья М. Латышева; комментарии С. Фомичева; под редакцией А. Горячева. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2001. — 448 с. — (Сокровища мировой литературы). — ISBN 5-300-03001-5.
  4. Грибоедов А. С. Сочинения в стихах / под редакцией: В. Н. Орлова [и др.]; вступительная статья И. Н. Медведевой. — Ленинград : Советский писатель, 1967. — 520 с. — (Библиотека поэта).
  5. Грибоедов А. С. Горе от ума, письма и записки. — Баку : Маариф, 1989. — 401 с. : ил. — ISBN 5-556-00470-6.
  6. Грибоедов А. С. Горе от ума; Комедии; Драматические сцены; Стихотворения; Путевые заметки / вступительная статья С. Фомичева. — Москва : Литература; Мир книги, 2007. — 368 с. — (Брилиантовая коллекция). — ISBN 978-5-486-01571-7.
  7. Грибоедов А. С. Избранное : пьесы, стихотворения, проза, письма / вступительная статья и подготовка текста С. А. Фомичева ; примечания Ю. П. Фесенко ; гравюра Н. И. Калиты. — Москва : Советская Россия, 1978. — 396 с. : порт.

О жизни и творчестве:

  1. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников / под редакцией: В. Э. Вацуро [и др.]. — Москва : Художественная литература, 1980. — 448 с. : ил. — (Серия литературных мемуаров).
  2. А. С. Грибоедов. Горе от ума : избранные сцены : анализ текста : сочинения : 9 класс : справочное пособие / составитель Э. Л. Безносов. — Москва : Дрофа, 1997. — 96 с. — (Школьная программа). — ISBN 5-7107-1405-4.
  3. А. С. Грибоедов. Материалы к биографии : сборник научных трудов / под редакцией С. А. Фомичева. — Ленинград : Наука, 1989. — 288 с. — ISBN 5-02-027908-0.
  4. А. С. Грибоедов. Точка зрения / составитель А. И. Островская. — Москва : Лайда, 1994. — 187 с. — (Классическая гимназия). — ISBN 5-87632-026-9.
  5. Абрамов Ю. А. Грибоедов «Горе от ума» // Абрамов Ю. А. Сто великих книг. — Москва : Вече, 2005. — С. 380-384.
  6. Акимова Т. Молчалин — 2010 : [комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»] : сочинение / вступительная статья Р. Храмцовой // Литература-Первое сентября. — 2010. — 16-31 мая (№ 10). — С. 17-18.
  7. Александр I и его время // Русский литературный анекдот конца XVIII — начала XIX века. — Москва : Художественная литература, 1990. — С. 95-166.
  8. Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) // Кулешов В. И. История русской литературы XIX века. — Москва : МГУ, 1997. — С. 118-127.
  9. Алексеев А. И. Искание правды. — Москва : Юридическая литература, 1980. — 136 с.
  10. Алпатова Т. «Магия слова» в художественном мире «Горя от ума» А. С. Грибоедова // Литература в школе. — 2004. — № 8. — С. 2-7.
  11. Анненкова Е. И. Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Русская литература. ХIХ век. От Крылова до Чехова. — Санкт-Петербург : Паритет, 2001. — С. 18-36.
  12. Арнольд О. Грузия forever! Грузинская лоза. Цинандали. Ст. 2 / фото А. Жданова // Лазурь. — 2018. — № 10. — С. 8-10. — ил., фот.
  13. Архаисты-просветители // Лотман Ю. М. О русской литературе . — Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 1997. — С. 198-210.
  14. Атаманенко И. Штатные служители фортуны // Чудеса и приключения. — 2015. — № 6. — С. 42-44.
  15. Биографические заметки // Декабристы. — Ленинград : Художественная литература, 1951. — С. 573-614.
  16. Биографические заметки об авторах : [краткая информация о декабристах и сочувствующих им поэтах] // Меч и Лира: Антология. — Москва : Детская литература, 1976. — С. 296-331.
  17. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный…» // Литература в школе. — 2004. — № 1. — С. 45-47.
  18. Вайль П. Чужое горе : [«Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова] / П. Вайль, А. Генис // Вайль П. Родная речь. — Москва : Независимая газета, 1991. — С. 38-45.
  19. Вакуленко Е. Н. Любви и счастья теплота // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 2. — С. 59-65. — ил., портр.
  20. Варкан Е. Не трогайте руками декабристов, или Задачка перемещающихся тел // Октябрь. — 2010. — № 5. — С. 156-165.
  21. Василькова А. Молодые гении // Классный журнал. — 2016. — Май (№ 19). — С. 24-25. — Классная Россия. — ил.
  22. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина («Горе от ума» и «Метель»). Ст. 1 // Литература в школе. — 2007. — № 9. — С. 2-7, 2 с. обл.
  23. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина («Горе от ума» и «Метель»). Ст. 2 // Литература в школе. — 2007. — № 10. — С. 7-11, 2 с. обл.
  24. Волков С. Анализ драматического текста : [А. С. Грибоедов, ЕГЭ по литературе] // Литература-Первое сентября. — 2010. — 1-15 нояб. (№ 21). — С. 15-16.
  25. Гапоненко П. А. Урок-спор по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» : для учащихся 9 кл. // Литература в школе. — 2007. — № 9. — С. 27-30.
  26. Гинзбург Л. Я. Проблема личности в поэзии декабристов // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. — Ленинград : Советский писатель, 1982. — С. 157-193.
  27. Гладыш И. А. «Горе от ума». Страницы истории / Гладыш И. А., Динесман Т. Г. — Москва : Книга, 1971. — 64 с. : ил. — (Судьбы книг).
  28. Горе уму. А. С. Грибоедов // Горелов А. Е. Очерки о русских писателях. — Ленинград : Советский писатель, 1984. — С. 5-22.
  29. Горский М. Мотив глухоты в комедии «Горе от ума» // Литература-Первое сентября. — 2005. — 16-30 июня (№ 12). — С. 14.
  30. Гречанинова В. Новый роман о Грибоедове // Мир библиографии. — 2003. — № 3. — С. 67-69. — Рец. на кн.: Хечинов Ю. Жизнь и смерть Александра Грибоедова: роман. – Москва : Флинта-наука, 2003. — 327 с.
  31. Грибоедов А. С. Горе от ума: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / автор-составитель Э. Л. Безносов. — 5-е изд., стер. — Москва : Дрофа, 2003. — 96 с. — (Школьная программа).
  32. Грибоедов А. С. Лицо и Гений / составитель В. Кабанов. — Москва : Книжная палата, 1997. — 400 с. — (Русский Парнас).
  33. Грибоедов и последствия четверной дуэли // Коровина Е. Великие исторические сенсации. 100 историй, которые потрясли мир. — Москва : Центрполиграф, 2010. — С. 202-207.
  34. Дмитриев С. Побег в Арзрум // Наш современник. — 2014. — № 11. — С. 213-234.
  35. Дом Фамусова / фотограф И. Панов // Огонек. — 2018. — № 24. — С. 46. — 1 фот.
  36. Жаркова Е. П. «Нелживый свет блеснет…» : сценарий литературной игры // Читаем, учимся, играем. — 2002. — № 7. — С. 4-9.
  37. Жизнь и творчество А. С. Грибоедова : материалы для выставки в школе и детской библиотеке / автор-составитель Н. А. Марченко ; художник Н. К. Знаменская. — Москва : Детская литература, 1986. — 64 с. : ил. — (Выставка в школе).
  38. Жизнь и творчество А. С. Грибоедова : материалы для выставки в школе и детской библиотеке / автор-составитель Н. А. Кольцова. — Москва : Детгиз, 1954. — 37 с. : ил. — (Дом детской книги).
  39. Жуков Д. В последнем завидном году // «Минувшее меня объемлет живо». — Москва : Современник, 1989. — С. 149-156.
  40. Захри С. Б. «Он вольность хочет проповедать…» : литературная композиция, рассказывающая о жизни и творчестве А.С. Грибоедова и его бессмертном произведении «Горе от ума», для учащихся 8-11 классов // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 1. — С. 86-92. — Продолж. следует.
  41. Захри С. Б. «Он вольность хочет проповедать…» : литературная композиция, рассказывающая о жизни и творчестве А. С. Грибоедова и его бессмертной комедии «Горе от ума», для учащихся 8-11-х классов // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 2. — С. 66-71.
  42. Захри С. Б. «Его прозренья глубоки…» : беседа с учащимися // Читаем, учимся, играем. — 1999. — № 6. — С. 26-40.
  43. Из первых откликов на комедию «Горе от ума» // Литература-Первое сентября. — 2005. — 16-30 сент. (№ 18). — С. 37-47.
  44. История русской литературы XIX века : учебное пособие / под редакцией А. И. Журавлевой. — Москва : МГУ; ЧеРо, 2006. — 688 с. — (Московский университет школе). — ISBN 5-211-04833-4.
  45. Казакевич А. В. От великого до смешного : совершенно эмоциональные и абсолютно пристрастные портреты знаменитых людей / художник И. Годин. — Москва : Центрполиграф, 2018. — 382 с. : ил. — ISBN 978-5-227-07390-7.
  46. Карась А. Дома новы, но предрассудки стары. 220 лет назад родился автор «Горя от ума» // Российская газета. — 2015. — 15-21 янв. (№ 5). — С. 2.
  47. Карлюкевич А. От Бреста — до Барановичей: адреса русской литературы в Беларуси : [географические названия, встречающиеся в произведениях русской литературы] // Наш современник. — 2012. — № 12. — С. 273-281.
  48. Киреев Р. Александр Грибоедов: «Все на нее глядел, задумался, сердце забилось» // Наука и жизнь. — 2003. — № 10. — С. 22-25.
  49. Киреев Р. Говорите мне о любви : [биографические портреты женщин русских писателей и поэтов] // Роман-газета. — 1996. — Янв. (№ 1). — С. 2-92.
  50. Клеменова Е. Психологизм комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Литература в школе. — 2004. — № 10. — С. 24-26.
  51. Кожухова Е. К родным берегам : «Горе от ума» и судьбы России // Отечественные записки. — 2004. — 3 апр. (№ 36). — С. 13-15.
  52. Колова С. Д. Реминисценция и аллюзия как компоненты культурологического анализа художественного текста : на материале школьного анализа произведения современной литературы // Литература в школе. — 2008. — № 7. — С. 42-45.
  53. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» : новые подходы к изучению в школе. — Москва : Чистые пруды, 2005. — 32 с. — (Библиотечка «Первое сентября». Литература ; вып. 1). — ISBN 5-9667-0010-9.
  54. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» : подборка материалов // Русская литература в оценках, суждениях, спорах. — Москва : Флинта; Наука, 1998. — С. 10-33.
  55. Кононова С. Н. Журнал «Литература в школе» в гостях у коломенских учителей / С. Н. Кононова, Н. П. Кремер // Литература в школе. — 2005. — № 11. — С. 47-48.
  56. Коровин В. И. А. С. Грибоедов в жизни и творчестве : учебное пособие : для школ, гимназий, лицеев и колледжей / художник Г. Ф. Ордынский. — 3-е изд. — Москва : Русское слово, 2003. — 88 с. : фото. — (В помощь школе). — ISBN 5-94853-113-9.
  57. Коростелева В. «Карету мне, карету!.» // Наш современник. — 2015. — № 1. — С. 281-284.
  58. Кошелев В. А. «Русская дуэль» и «общественное мненье» : [феномен «русской дуэли» в литературе] // Литература в школе. — 2010. — № 7. — С. 14-19.
  59. Кровавая драма на фоне любви // Чудеса и приключения. — 2019. — № 5. — С. 60-61. — фот.
  60. Кулакова Е. Ю. «Ба! Знакомые все лица!» : контрольная работа на знание текста по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» для учащихся средних классов // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 4. — С. 40-42.
  61. Кунарев А. А. «…И в карты не садись: продаст». Из комментариев к «Горю от ума» А. С. Грибоедова // Литература в школе. — 2010. — № 12. — С. 20-22.
  62. Кунарев А. А. «Не надо называть, узнаешь по портрету…» : из комментариев к «Горю от ума» А. С. Грибоедова // Литература в школе. — 2011. — № 9. — С. 14-18.
  63. Кунарев А. А. Кого пригрел Фамусов : из комментариев к «Горю от ума» А. С. Грибоедова // Литература в школе. — 2011. — № 2. — С. 13-15.
  64. Кушнер А. Вперед, к Грибоедову! : новые заметки на полях // Вопросы литературы. — 2010. — Июль-авг. (№ 4). — С. 444-476.
  65. Кушнер А. Заметки на полях стихотворений Батюшкова // Новый мир. — 2006. — № 9. — С. 152-167.
  66. Лебедев Ю. В. Самонадеянный ум и самовлюбленное сердце в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова // Литература в школе. — 2013. — № 9. — С. 2-7. — ил.
  67. Леонтьев М. В. Большая игра // Наш современник. — 2008. — № 5. — С. 135-160.
  68. Ломоносов. Грибоедов. Сенковский. Герцен. Писемский : биографические повествования. — Челябинск : Урал, 1997. — 576 с. — (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова ; т. 22). — ISBN 5-88294-075-3.
  69. Лукьянченко О. А. Русские писатели : биографический словарь-справочник для школьников / под редакией Е. Бузаевой. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. — 512 с. — (Большая перемена). — ISBN 5-222-05857-3.
  70. Макарова Б. А. «Ум и дела твои бессмертны…» : сценарий о жизни и творчестве А. С. Грибоедова // Читаем, учимся, играем. — 2004. — № 10. — С. 18-21.
  71. Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Литература-Первое сентября. — 2005. — 16-30 сент. (№ 18). — С. 48-50.
  72. Маркова А. Типографские шедевры француза Августа Семена : 200 лет назад в Москве открылась типография, в которой впервые были напечатаны издания Грибоедова, Пушкина, Жуковского // Родина. — 2018. — № 4. — С. 112-115. — Примеч.: с. 115. — 8 фото.
  73. Машевский А. Кому от ума горе? // Литература-Первое сентября. — 2003. — Март (№ 11). — С. 5-8.
  74. Медведева И. Н. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. — 2-е изд. — Москва : Художественная литература, 1974. — 112 с. — (Массовая историко-литературная библиотека).
  75. Мещеряков В. П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. — Москва : Современник, 1989. — 478 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности»). — ISBN 5-270-00965-X.
  76. Микава Н. Александр Чавчавадзе // Грузии сыны. — Москва : Молодая гвардия, 1961. — С. 133-155.
  77. Минаев Б. Горькое горе : [постановка пьесы «Горе от ума» в театре Райхельгауза] // Октябрь. — 2010. — № 6. — С. 189-191.
  78. Мирошкин А. Портфель и вдохновение // Читаем вместе. — 2018. — № 4. — С. 2.
  79. Морелева В. А. «Иного века гражданин» : сценарий // Читаем, учимся, играем. — 2004. — № 10. — С. 11-17.
  80. Мудрость тысячелетий : энциклопедия / автор-составитель В. Балязин. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 848 с. — ISBN 978-5-373-00458-9.
  81. Муравьев В. Современникам и потомкам : биографический очерк // Певец во стане русских воинов. — Москва : Детская литература, 1988. — С. 5-36.
  82. Муратов М. В. Александр Сергеевич Грибоедов / Муратов М. В., Муратова Т. Г. ; художник О. Коджак. — Москва : Детская литература, 1965. — 224 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  83. Нечкина М. В. Следственное дело А. С. Грибоедова. — Москва : Мысль, 1982. — 102 с. : ил.
  84. Никитин О. В. «Горе от ума» А. С. Грибоедова : комментарий // Литература в школе. — 2005. — № 11. — С. 44-45.
  85. Обоймина Е. Н. «Для чего пережила тебя любовь моя?.» : [судьба Нины Чавчавадзе (Грибоедовой)] / Е. Н. Обоймина, О. В. Татькова // Обоймина Е. Н. Русские жены. — Москва : АСТ-Пресс Книга, 2010. — С. 109-114.
  86. Орлов В. Н. Грибоедов / художник В. Е. Капусцинский. — Ленинград : Просвещение, 1967. — 114 с. : ил. — (Библиотека словесника).
  87. Орлов В. Н. Грибоедов : очерк жизни и творчества. — 2-е изд., доп. — Москва : Гослитиздат, 1954. — 276 с.
  88. Осипов Ю. «Алмаз» Грибоедова // Смена. — 2018. — № 5. — С. 14-30. — 10 рис., 1 фот.
  89. От Грибоедова до Горького: из истории русской литературы : межвузовский сборник / под редакцией Н. И. Соколова. — Ленинград : ЛГУ, 1979. — 160 с.
  90. Перепелица В. В. Талантливый во всём // Читаем, учимся, играем. — 2017. — Вып. 7. — С. 7-13. — ил., портр.
  91. Петриева Л. [Анализ произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»] // Литература-Первое сентября. — 2004. — 8-15 мая (№ 18). — С. 5-9.
  92. Петров С. М. «Горе от ума». Комедия А. С. Грибоедова : пособие для учителя. — Москва : Просвещение, 1981. — 94 с.
  93. Печальный вальс Грибоедова : [дуэли А. С. Грибоедова] // Шелковникова Е. Д. Дуэль-лекарство от любви. — Москва : Олимп; Олимпия Пресс, 2001. — С. 80-87.
  94. Пиксанов Н. К. Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова, 1791-1829 / Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — Москва : Наследие, 2000. — 239 с. — ISBN 5-9208-0045-3.
  95. Пиксанов Н. К. Творческая история » Горя от ума» / Академия наук СССР ; подготовка текста и комментарии А. Л. Гришунина. — Москва : Наука, 1971. — 400 с.
  96. Пишем сочинения по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». — Москва : Грамотей, 2005. — 112 с. — ISBN 5-89769-152-5.
  97. Погорелая Е. И все-таки Сонетка! : Софья. Сонечка. Соня…Это имя стало одним из самых распространенных в русской литературе XVIII-XIX веков // Литература-Первое сентября. — 2003. — Июнь (№ 21). — С. 3.
  98. Попов Н. В. Путник : повесть из жизни Грибоедова / художник Н. Петрова. — Москва : Детгиз, 1961. — 192 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  99. «Преступный и привлекательный человек» : [Федор Иванович Толстой-Американец, прототип Репетилова («Горе от ума»), Зарецкого («Евгений Онегин»), графа Турбина (повесть Л. Н. Толстого «Два гусара»)] // Бочков В. Н. «Скажи: которая Татьяна?»: образы и прототипы в русской литературе. — Москва : Современник, 1990. — С. 28-47.
  100. Провинциальный лев : [А. Д. Улыбышев] : из дневника // Белоногова В. Ю. «Что вам нужно в этом Нижнем?». — Нижний Новгород : Книги; Деком, 2011. — С. 279-286.
  101. Проскурина В. Ю. Диалоги с Чацким : А. С. Грибоедов «Горе от ума» // «Столетья не сотрут…»: русские классики и их читатели. — Москва : Книга, 1988. — С. 56-84.
  102. Радомская Т. И. Книга в жизни и творчестве А. С. Грибоедова // Библиотековедение. — 2006. — Нояб.-дек. (№ 6). — С. 50-55.
  103. Радомская Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова // Литература в школе. — 2007. — № 10. — С. 11-13.
  104. Разумихин А. «Как наше сердце своенравно!» // Наш современник. — 2018. — № 1. — С. 240-276.
  105. Разумихин А. Заколдованный круг // Наш современник. — 2019. — № 6. — С. 268-282.
  106. Ранчин А. «Старое барство» в романе Льва Толстого «Война и мир», или Как Хлестова и Ноздрев стали положительными героями // Литература-Первое сентября. — 2003. — Нояб. (№ 44). — С. 18-21.
  107. Ризельян Ж. И. Да здравствует комедия! : викторина к уроку литературы по творчеству Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, для учащихся 9 кл. // Читаем, учимся, играем. — 2010. — № 10. — С. 32-35.
  108. Роговер Е. С. Отечественная война 1812 года в творчестве русских писателей XIX века // Литература в школе. — 2012. — № 10. — С. 2-7.
  109. Рославцева В. И. «Обольщенный мечтою» : сценарий мероприятия // Читаем, учимся, играем. — 2002. — № 7. — С. 10-18.
  110. Рудалев А. Рыцари пустоты : [комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как отражение современного российского общества] // Земляки. Нижегородский альманах. — Нижний Новгород : Книги, 2014. — С. 325-333.
  111. Русская литература: Александр Андреевич Чацкий // Еремин В. Н. Сто великих литературных героев. — Москва : Вече, 2009. — С. 275-281.
  112. Русские писатели / авторы-составители: Н. М. Войнова [и др.]. — Москва : Росмэн, 2003. — 352 с. : фотоил. — (Великие русские). — ISBN 5-353-01324-7.
  113. Русские писатели. XIX век : Биографии : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / авторы-составители: А. Н. Архангельской, Э. Л. Безносов, В. А. Воропаев [и др.] ; под редакцией Т. Д. Дожиной. — Москва : Дрофа, 2000. — 459 c. — ISBN 5-7107-3009-2.
  114. Рылова А. Роль костюма в комедии «Горе от ума» // Литература-Первое сентября. — 2005. — 16-30 июня (№ 12). — С. 11-13.
  115. Семенов М. Д. Умственный мир человека в русской классической литературе // Литература в школе. — 2011. — № 9. — С. 10-12.
  116. Симакина Г. Грибоедовская Хмелита : [музей-заповедник в Смоленской области] // Литература-Первое сентября. — 2005. — 1-15 янв. (№ 1). — С. 40-41.
  117. Симакина Г. С. Хмелита / Г. С. Симакина, А. А. Филиппова // Знаменитые музеи-усадьбы России. — Москва : АСТ-Пресс Книга, 2010. — С. 76-95.
  118. Симонян А. Туркманчай — 1828: историческая перспектива независимости // Родина. — 2008. — № 2. — С. 9-13.
  119. Смольников И. Ф. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». — Москва : Просвещение, 1986. — 112 с. : ил.
  120. Стародуб К. В. Грибоедов Александр Сергеевич // Литературное краеведение в школе. — Москва : Дрофа, 2003. — С. 135-143.
  121. Стародуб К. В. Литературные прогулки по Москве // Литературное краеведение в школе. — Москва : Дрофа, 2003. — С. 341-344.
  122. «Столетья не сотрут…» : русские классики и их читатели / составитель А. А. Ильин-Томич. — Москва : Книга, 1988. — 432 с. — (Судьбы книг). — ISBN 5-212-00025-4.
  123. Тимрот А. Д. Бунт сердца и ума. Московские годы жизни А. С. Грибоедова / художник Г. Филипповский. — Москва : Московский рабочий, 1965. — 240 с. : ил.
  124. Тодоров Л. В. Драматургический стих Грибоедова // Литература в школе. — 2007. — № 9. — С. 7-11.
  125. «…ты мое единственное сокровище на земле…» : письма писателей своим любимым // Уроки литературы. — 2012. — № 10. — С. 14-15.
  126. Тынянов Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара : роман / художник Л. Овсянников. — Ленинград : Художественная литература, 1975. — 478 с. : ил. — (Библиотечная серия).
  127. Фанасова Р. Клятва Лермонтова : [о стихотворении «Кинжал»] // Литература-Первое сентября. — 2004. — Март (№ 11). — С. 4-7.
  128. Федоров В. Михаил Херасков (1733-1807) // Русская поэзия XVIII века. — Москва : Детская литература, 2001. — С. 88-91.
  129. Федоров Н. Управление гневом // Вокруг света. — 2019. — № 2. — С. 102-107. — ил.
  130. Федорова Л. Д. Мастерская по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Литература-Первое сентября. — 2009. — 1-15 февр. (№ 3). — С. 11-15.
  131. Фомичев С. А. Грибоедов в Петербурге. — Ленинград : Лениздат, 1982. — 206 с. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге — Петрограде — Ленинграде).
  132. Фомичев С. А. Грибоедовские персонажи в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина // От Грибоедова до Горького: из истории русской литературы [межвузовский сборник]. — Ленинград : ЛГУ, 1979. — С. 17-32.
  133. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». — Москва : Просвещение, 1983. — 208 с.
  134. Халфин Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса // Литература-Первое сентября. — 2008. — 1-15 марта (№ 5). — С. 15-19.
  135. Хечинов Ю. Жизнь и смерть А. Грибоедова // Наука и жизнь. — 2003. — № 9. — С. 78-89.
  136. «Хмелита». Государственный историко-культурный и природный заповедник А. С. Грибоедова // Детская энциклопедия АиФ. — 2015. — № 8. — С. 12-15.
  137. Чернышева И. Тренировочные задания к пьесе «Горе от ума» // Литература-Первое сентября. — 2007. — Нояб. (№ 22). — С. 18-19.
  138. Шкерин В. «Каких ужасов был я свидетель в Персии!» : [первый секретарь грибоедовского посольства в Персию Иван Мальцов, 19 в. ] // Родина. — 2007. — № 2. — С. 45-48.
  139. Штильман С. «Горе от ума — пьеса-монологов» // Литература-Первое сентября. — 2003. — Март (№ 11). — С. 9-12.
  140. Шураева С. Удивительные факты из произведений русских писателей // Открытая школа. — 2018. — № 2. — С. 32-34. — 3 ил.
  141. Эйдельман Н. Поэзия первых русских революционеров // Поэты — декабристы. — Москва : Художественная литература, 1986. — С. 5-17.

 

 

Нравится

«Грибоед» Александр Грибоедов — Год Литературы

Текст: Владимир Березин

Фото: фрагмент портрета Грибоедова работы И. Крамского, 1875 год

Жизнь его коротка, но будто прожита несколькими людьми.

Он музыкант и композитор.

Он — декабрист.

Он дипломат, но довольно странный — то на дурном счету у начальства, то посол в ранге министра.

Он — автор проекта экономической экспансии России в Азию.

Наконец, он — человек написавший пьесу, которую все знали наизусть, но при этом на сцене не ставили.

Это человек, сотканный из легенд, его единый образ ускользает от торопливых потомков.

О нём Юрий Тынянов написал удивительную книгу со множеством смыслов, одну из лучших в русской литературе ХХ века. Она называется «Смерть Вазир-Мухтара» и рассказывает об Александре Сергеевиче Грибоедове.

Его предок был поляк по фамилии Гржибовский — «Грибоедов» стало её своеобразным переводом.

Тринадцати лет Александр Сергеевич Грибоедов стал кандидатом словесности в Московском университете. Не оттого, что он был блестяще одарён (хотя он был одарён чрезвычайно), а потому что эти звания раньше имели другой вес.

Во время Отечественной войны 1812 года он служил, но не воевал. Затем поступил на дипломатическую службу. Писал литературные статьи и стихи.

На дуэли ему пулей изуродовали руку. Злые языки говорили, что противник хотел лишить Грибоедова возможности музицировать.

Он, кстати, автор нескольких фортепианных пьес, но большая часть произведений до нас не дошла.

На Кавказе Грибоедов сперва был секретарём по дипломатической части при генерале Ермолове. Стиль правления Ермолова на Кавказе дипломатическим назвать было нельзя. Похоже, что именно этот стиль империи на Востоке станет потом причиной гибели поэта.

После восстания декабристов Грибоедов был арестован. Молодой человек пробыл под арестом полгода и был отпущен с так называемым «оправдательным аттестатом» — такой получили от силы два человека. Аттестат означал не недоказанность обвинений, а уверение в невиновности. Меж тем, очевидно, что Грибоедов знал многое о заговоре, дружил с его участниками, а в семнадцатом году был одним из основателей масонской ложи.

Да только вышел он сухим из воды и снова уехал на Кавказ.

Грибоедов написал сотни документов на разных языках — отчётов, рапортов и донесений, а так же множество статей, писем, проектов и прочих бумаг.

Но главный текст его жизни написан в 1824 году, когда ему не было тридцати.

Пьеса «Горе от ума» тем хороша, что может восприниматься как чистая комедия, сборник шуток и прибауток, а может — как философская притча. Множественность трактовок — верный признак настоящей литературы.

Его убьют через пять лет после «Горя от ума» — в Тегеране. Про эту смерть красиво и страшно написано в тыняновском романе, но относиться к этому описанию нужно осторожно.

Пушкин в своём «Путешествии в Арзрум» рассказывает, как на перевале он встречает арбу с гробом, и спрашивает, кого везут.

— Грибоеда, — отвечают ему.

Это одна из самых сильных сцен русской литературы. Именно литературы, а не мемуаристики, потому как, судя по всему, Пушкин всё это выдумал — простую арбу, погонщика, огромный ящик. Мертвого Грибоедова везли из Персии с почётным воинским конвоем, опять же, говорят, что и Пушкина тогда не было на горной дороге.

Но Пушкину нужен был Грибоедов.

Ему нужна была эта встреча.

Нужен Грибоедов и современному читателю — потому как «пословицы и поговорки» поэта встроены в русский язык — да так, что не изъять. И потому ещё, что это удивительно важный опыт сочинения собственной жизни талантливым человеком.

Русский писатель довольно редко представляется на государственной службе, причём на той, к которой он имеет расположение. А тут совсем другой случай.

При этом Грибоедов дружил с Булгариным — проклятым персонажем русской литературной сцены.

Он был самостоятелен на письме и в словах. Трагическая история его любви до сих пор выжимает слёзы у впечатлительных людей.

Вокруг Грибоедова образуется десяток сюжетов, годных для самостоятельного описания.

Грибоедов — фигура, которую ещё нужно уместить в нашу жизнь.

Ссылки по теме:

Другой Александр Сергеевич — ГодЛитературы.РФ, 18.01.2015

220 лиц Грибоедова — ГодЛитературы.РФ, 21.12.2015

Ненаписанная история князя Одоевского — ГодЛитературы.РФ, 13.08.2015

Как прожить дольше: грибы могут увеличить продолжительность жизни

Как прожить дольше: грибы могут помочь увеличить продолжительность жизни | Express.co.uk

Войти Зарегистрироваться

7°C

КАК ЖИТЬ дольше: Долгая и полноценная жизнь зависит от вашей способности избегать хронических осложнений на этом пути.

Диета играет ключевую роль в предотвращении угрожающих здоровью состояний, и все больше данных свидетельствует о том, что конкретный ингредиент может принести бесчисленное множество преимуществ для здоровья.

Ссылка скопирована

Свободные женщины: доктор Хилари обсуждает, как прожить дольше

Неверный адрес электронной почты

Мы используем вашу регистрацию, чтобы предоставлять контент способами, на которые вы дали согласие, и чтобы лучше понимать вас. Это может включать в себя рекламу от нас и третьих лиц, исходя из нашего понимания. Вы можете отписаться в любое время. Подробнее

Скачки в научном прогрессе на протяжении многих лет показали, что ключом к долголетию являются не суеверия, а принятие решений о здоровом образе жизни, основанных на доказательных исследованиях. Исследования показали, что среди всех защитных мер, которые вы можете предпринять, диета играет одну из самых больших ролей в определении того, как долго вы проживете. Органы здравоохранения предполагают, что для получения оптимальной пользы для здоровья от вашего рациона важно сосредоточиться на определенных группах продуктов, а не на конкретных продуктах.

ПОДРОБНЕЕ

  • Лучшая добавка для снижения уровня холестерина: принимайте этот экстракт листьев ежедневно

При этом исследования все чаще выделяют определенные продукты из-за их многочисленных преимуществ для здоровья, что дает убедительные доводы в пользу включения их в ваш рацион.

По словам Либби Лимон, диетолога из LinkNutrition.com, одним из особенно полезных суперпродуктов являются грибы.

Она объясняет: «Несмотря на то, что их полезные свойства в течение некоторого времени оставались незамеченными, люди начинают осознавать явные преимущества, которые они могут предложить для иммунной системы человека, уровня энергии и познания».

На самом деле, факты намекают на когнитивные преимущества, получаемые от употребления грибов.

ПОДРОБНЕЕ:  Дефицит витамина B12: связанные с деменцией симптомы, которые могут сигнализировать о недостатке витамина были подвержены более низкому риску развития легких когнитивных нарушений (MCI).

MCI — это заболевание головного мозга, которое часто является предшественником болезни Альцгеймера и других форм деменции.

Исследование, основанное на сравнительном анализе данных о питании 663 мужчин и женщин старше 60 лет в Сингапуре, показало, что по сравнению с теми, кто ел мало грибов, у тех, кто ел одну-две порции в неделю — порция составляла около трех четвертей чашка вареных грибов — на 43% снизила риск развития ЛКН.

У тех, кто ел больше двух порций грибов в неделю, риск был снижен на 52 процента.

НЕ ПРОПУСТИ 
Здоровье Пэдди МакГиннесса: шоковый диагноз ведущего Top Gear в возрасте 44 лет [INSIGHT]
Симптомы рака кишечника: появление такого цвета в стуле может быть признаком заболевания [INSIGHT]
Витамин B12: признак в ногах того, что у вас в течение длительного времени наблюдается дефицит [INSIGHT]

Как прожить дольше: одно исследование показало, что грибы сохраняют когнитивные функции (Изображение: Getty Images)

Как грибы могут укрепить вашу иммунную систему?

По словам Лимона, многие грибы содержат полисахариды, углеводные молекулы, которые поддерживают иммунную систему на клеточном уровне.

«Они также содержат антиоксиданты, которые помогают регулировать здоровые системы воспалительной реакции», — говорит она.

Подтверждая это утверждение, в одном исследовании людям ежедневно давали два сушеных гриба шиитаке.

Через месяц их иммунные маркеры улучшились, а уровень воспаления снизился.

Как прожить дольше: Грибы укрепляют иммунную систему (Изображение: Getty Images)0024

Исследователи утверждают, что этот иммунный эффект может быть частично связан с одним из полисахаридов в грибах шиитаке.

Кроме того, исследование на мышах показало, что добавка, полученная из шиитаке, помогла обратить вспять некоторое возрастное снижение иммунной функции.

Грибы также являются одним из основных продуктов средиземноморской диеты, которые, как было доказано, положительно влияют на здоровье сердца.

На самом деле, согласно исследованию, которое будет представлено на 64-й ежегодной научной сессии Американского колледжа кардиологов, у взрослых, которые строго придерживались средиземноморской диеты, вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний в течение 10-летнего периода была на 47% ниже, чем у тех же взрослых, которые не следил за диетой.

Как прожить дольше: грибы можно есть в составе средиземноморской диеты (Изображение: Getty Images) предоставляли исследователям информацию о своем здоровье каждый год с 2001 по 2012 год.

Участники также заполнили подробные опросы о своих медицинских картах, образе жизни и диетических привычках в начале исследования, через пять лет и через 10 лет.

Среди участников исследования приверженность средиземноморской диете была даже более эффективной, чем физическая активность.

Исследование повторяет предыдущие данные о пользе для здоровья средиземноморской диеты.

Самое читаемое в журнале «Здоровье»

    Ринго Старр из The Beatles спал только с одним товарищем по группе во время тура
    Эндрю Тейт нарушает молчание, показывая драматические кадры ареста румынской полицией
    Выплаты в холодную погоду: британцы имеют право на двойную выплату £50 — полный список почтовых индексов
    Великобритании грозит судебный иск из-за «причудливого» налога, чтобы остановить «разгром и захват рейдов» на зеленую энергетику
    Трансферная цель «Челси» Энцо Фернандес «под давлением семьи» вынужден переехать на 105 млн фунтов стерлингов
    Радость пенсионера с болезнью Паркинсона «выдержит» рука жены снова» из-за глазного устройства
    Два ощущения могут появиться «за неделю» до инсульта — ранние признаки, которые нужно обнаружить
    Пять «ранних» симптомов болезни Альцгеймера, которые нельзя игнорировать — «Примите меры»
    Одна тренировка может помочь подавить рак и «продлить выживание», обнаружено «захватывающее» исследование
    Мужчина с неизлечимым раком излечился от болезни благодаря испытаниям препарата в Великобритании
    Перфекционизм повышает риск эмоционального выгорания, исследование показало часов на койку» в борющейся больнице
    Женщина, 48 лет, у которой диагностировали рак кишечника после того, как она страдала от «грызущей» боли
    Мама «знала, что что-то не так», так как ребенок выглядит «не так, как она»
    Миалгия теперь является «главным» симптомом Covid, который может проявиться «на ранней стадии» — как определить
    Признаки того, что вам нужно немедленно бросить употреблять алкоголь для вашего здоровья — психические и физические симптомы
    Цвет вашего стула, который «ранний» признак» рака кишечника — наблюдается в 89% случаев
    Запасы жизненно важных медицинских средств могут исчезнуть в Великобритании из-за резкого роста цен
    «Нет лекарства»: желтуха на коже может сигнализировать о необратимой жировой болезни печени
    Женщина «другой человек» ‘ из-за длительных симптомов Covid
    Массивное кровоизлияние в мозг оставило подростка в коме на четыре дня.

    IPSO Регулируется Copyright © 2022 Express Newspapers. «Дейли Экспресс» является зарегистрированной торговой маркой. Все права защищены.

    Тайная жизнь грибов

    В 1957 году человек из Нью-Йорка по имени Р. Гордон Уоссон опубликовал статью в журнале Life о двух поездках, которые он совершил с разницей в три десятилетия. Первый был в Катскиллах в Нью-Йорке, где его жена Валентина прогулялась по лесу и влюбилась в дикие грибы. «Она ласкала поганки, — вспоминал Уоссон, — наслаждалась их землистым ароматом». Она принесла их домой, чтобы приготовить, и вскоре он тоже был очарован. Следующие тридцать лет они потратили на изучение и каталогизацию различных видов, поиск литературных и художественных произведений о грибах.

    Согласно Уоссону, мир делится на микофилов и микофобов. Почтение может принимать самые разные формы — вспомните Восточную Европу или Россию, где собирательство — это времяпрепровождение. В «Анне Карениной» есть известная сцена, в которой зарождающийся роман увядает во время грибной охоты. Уоссона особенно интересовали общества, которые почитали гриб по духовным причинам. В Мексике считалось, что дикие грибы обладают «сверхъестественной аурой».

    Существует множество причин, по которым человек может быть микофобом. Некоторых людей отталкивает вкус или текстура грибов — эластичные, мясистые — и тот факт, что они каким-то образом напоминают одновременно и растение, и животное. Других пугает то, как они всплывают в одночасье, сверхчувствительные к атмосферным изменениям. Как грибы, они питаются органическими веществами и могут рассматриваться как носители разложения. По мнению Уоссона, американцы и англосаксы в целом были микофобами и «невежественными о грибковом мире».

    В своих набегах на это невежество Уоссон узнал о так называемом «божественном грибе», потребляемом в отдаленных уголках мира. В 1955 году он наконец нашел одно из таких сообществ, небольшой городок в горах на юге Мексики. В доме местного шамана Уоссон выпил шоколадку, потом полчаса жевал «едкие» грибы. «Я не мог быть счастливее: это стало кульминацией многолетних поисков», — написал Уоссон. В течение следующих нескольких часов его посещали видения — великолепные мотивы и узоры, мифические звери и величественные виды, потоки ярких цветов, постоянно меняющиеся и просачивающиеся, независимо от того, были его глаза открыты или закрыты — и он чувствовал связь со всем, что видел. «Как будто стены нашего дома растворились», — писал он, и дух его парил над горами.

    Тот факт, что Уоссон в остальном был строгим, политически консервативным руководителем банка J. P. Morgan, придавал этому приключению серьезный и респектабельный вид. Он начал задаваться вопросом, не раскрыл ли он тайну, объединяющую все человечество: «Разве не вероятно, что давным-давно, задолго до начала письменной истории, наши предки поклонялись божественному грибу?» Открытие Уоссона ненадолго превратилось в движение. Тимоти Лири прочитал об Уоссонах и сам пошел исследовать гриб, начав Гарвардский проект по псилоцибину. Подстрекаемые евангелистами вроде Лири, молодые американцы обратились к наркотикам (ЛСД тоже получают из грибка), а также к альтернативным подходам к сельскому хозяйству, диете и устойчивому образу жизни. В течение нескольких лет негативная реакция на психоделические препараты была в полном разгаре, макробиотическая еда была отодвинута на второй план, и казалось, что Америка вернулась к своим в целом микофобным привычкам.

    Но наше отношение к царству грибов может меняться, как в отношении фармакологии, так и в отношении пищи. В ноябре жители Орегона могут голосовать за легализацию псилоцибина, психоактивного соединения, содержащегося в так называемых галлюциногенных грибах, для использования в контролируемых условиях. Усилия были поддержаны исследователями и учеными и страстно поддержаны Дэвидом Броннером, генеральным директором — в данном случае, космическим офицером — компании Magic Soaps доктора Броннера. Инициатива голосования последовала за клиническими испытаниями, проведенными в Университете Джонса Хопкинса, Нью-Йоркском университете и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. в использовании грибов для лечения зависимости и депрессии. Псилоцибин уже декриминализован в Санта-Круз, Окленде и Денвере.

    Тем временем в рацион американцев входит больше грибов, чем раньше — около четырех фунтов на человека в год, постепенное увеличение по сравнению с одним в шестидесятых годах. Здоровенный бургер портобелло встречается повсеместно, и еще до нынешней пандемии рос интерес к той повседневной роли, которую грибы играют в нашей жизни на микробном уровне: «домашнее брожение» (будь то закваска, чайный гриб, кимчи или более твердые вещи) стало основным хобби. Любительская микология процветает в Интернете. Есть видео о поиске пищи и о том, как заставить любой гриб выпустить свои споры на лист бумаги, оставив красивый отпечаток своих жабр. Недавно я нашел веб-страницу, посвященную изображениям грибов, которые убедительно напоминали человеческие задницы.

    Грибок, как пишет Мерлин Шелдрейк в книге «Запутанная жизнь: как грибы создают наш мир, меняют наше мышление и формируют наше будущее» (Random House), повсюду, но его легко не заметить. Грибы — самые гламурные, но, возможно, наименее интересные представители этого царства. Большинство грибов имеют форму крошечных цилиндрических нитей, от которых кончики гиф разветвляются во всех направлениях, образуя извилистую паутинную сеть, известную как мицелий. Грибок миллионы лет разрушал органическое вещество, превращая его в почву. Горстка здоровой почвы может содержать мили мицелия, невидимого человеческому глазу. По оценкам, существует полтора миллиона видов грибов, хотя почти девяносто процентов из них остаются незарегистрированными. Еще до того, как какие-либо растения стали выше трех футов, и до того, как какое-либо животное с позвоночником выбралось из воды, земля была усеяна двухэтажными силосоподобными грибами, называемыми прототакситами. Самый большой живой организм на Земле сегодня — это грибок в Орегоне прямо под землей, покрывающий около 3,7 квадратных миль и оцениваемый в весе до тридцати пяти тысяч тонн. Если грибок может внушать благоговение, он также может быть неприятностью или даже хуже, от эпидермофитии стопы до стеблевой ржавчины, поражающей пшеницу и считающейся серьезной угрозой глобальной продовольственной безопасности. В прошлом году C.D.C. идентифицировал Candida auris как новая проблема общественного здравоохранения; это иногда смертельный, устойчивый к лекарствам патоген, который появился в больницах и домах престарелых по всему миру. Шелдрейк замечает, что чем больше мы узнаем о грибах, тем меньше смысла в мире природы без них.

    Шелдрейка привлекали грибы, потому что они скромные, но удивительно разносторонние организмы, «поедающие камни, создающие почву, переваривающие загрязняющие вещества, питающие и убивающие растения, выживающие в космосе, вызывающие видения, производящие пищу, изготавливающие лекарства, манипулирующие поведением животных и влияющие на состав земной атмосферы». Растения сами производят себе пищу, превращая окружающий мир в питательные вещества. Животные должны найти себе пищу. Но грибы в основном приобретают их, выделяя пищеварительные ферменты в окружающую среду и поглощая все, что находится поблизости: гнилое яблоко, ствол старого дерева, тушу животного. Если вы когда-нибудь внимательно смотрели на заплесневелый кусок хлеба — плесень, как и дрожжи, является разновидностью грибка, — то то, что кажется слоем пуха, на самом деле представляет собой миллионы крохотных кончиков гиф, деловито расщепляющих вещество на питательные вещества.

    Царство грибов распространяется спорами. Именно здесь грибы, часть грибка, которая выживает над землей, показывают свое мастерство. Мохнатый чернильный гриб — мягкий и нежный при приготовлении — может пробить асфальт и бетонное покрытие. Каждый год грибы производят более пятидесяти мегатонн спор. Некоторые грибы способны к разовым усилиям, при которых споры катапультируются по воздуху со скоростью пятьдесят пять миль в час. Но вклад, который грибы вносят в экологию в целом, является фундаментальным: превращая биомассу в почву, они перерабатывают мертвое органическое вещество обратно в органическую жизнь.

    Шелдрейку чуть за тридцать, он биолог, имеет докторскую степень. из Кембриджского университета. Но его евангельское рвение к грибковому миру ясно показывает, что его привлекает странность всего этого. (Его отец, Руперт, бывший биолог-исследователь, прославившийся своей верой в «морфический резонанс», постулирующий своего рода общее сознание в природе.) любовь к домашнему пиву. Один из героев «Запутанной жизни» — Пол Стамец, лесоруб, ставший микологом и предпринимателем, проживающий в штате Вашингтон. (Стаметс также затмевает всех в фильме «Фантастические грибы» 2019 года.документальный фильм режиссера Луи Шварцберга, рассказанный, несколько жутковато, актрисой Бри Ларсон). манифест. Выступление TED , взятое из книги, было просмотрено миллионы раз.

    Увлечение Стамца грибами началось с самого момента, изменившего мир: псилоцибиновый трип вылечил его от заикания на всю жизнь. Убежденный в особой силе гриба — теперь он мог разговаривать с девушками! — он начал собирать экзотические сорта, строя прибыльный бизнес по доставке по почте, который продает наборы для выращивания, экстракты, инструменты для выращивания и даже грибные лакомства для собак (Mutt-rooms). Некоторое время он работал с Министерством обороны над изучением антибактериальных и противовирусных соединений, которые грибы разработали для самозащиты в течение миллионов лет. Известно, что пенициллин был выделен случайно в 1928, когда Александр Флеминг заметил, что его колония стафилококка в чашке Петри была уничтожена случайным ростом плесени. Возможно, наши старовозрастные леса, наполненные мицелием, который адаптировался для защиты от инвазивных бактерий, были ключом к предотвращению будущих пандемий. Их сохранение, считал Стамец, вопросом национальной безопасности.

    Стамец является сторонником того, что он называет микоремедиацией — использованием грибов для удаления токсичных веществ из окружающей среды. Грибы помогли очистить загрязненную дизельным топливом почву; они расщепляют остатки пестицидов, сырую нефть и пластик. Одноразовые подгузники могут лежать на свалке сотни лет, но в 2014 году ученые сообщили, что вырастили вешенки на веществе, изготовленном из использованных подгузников, уменьшив их вес и объем на восемьдесят процентов. (И грибы можно было есть.) Мицелий даже способен фильтровать E. coli или тяжелые металлы из загрязненной воды. Шелдрейк описывает компанию в Финляндии, которая внедрила эти методы микофильтрации для извлечения золота из электронных отходов. Фирма Ecovative Designs разработала упаковку на основе мицелия, которая напоминает пенополистирол, но биоразлагается в течение тридцати дней. Это также помогло разработать альтернативу коже на основе мицелия, которая использовалась в прототипе сумочки Stella McCartney.

    Ярая пропаганда Стамец вдохновила человека по имени Питер Маккой на создание организации под названием «Радикальная микология». Маккой, который также является анархистом и исполнителем хип-хопа, посвятил свою жизнь радикально децентрализованному, основанному на грибках методу обмена информацией. Он основал онлайн-школу микологии и проповедует «микологию освобождения». «Там, где один радикальный миколог обучает десять, — говорит Маккой, — эти десять могут обучить сотню, а из них тысячу — так и распространяется мицелий».

    Для Вассона грибок был связан с трансцендентным, царством поклонения, благоговения; для Stamets грибок был инструментом экологической устойчивости и восстановления. Но может ли грибок, наконец, обеспечить политическое видение? Чему мы можем научиться, спрашивает Шелдрейк, из «взаимопонимания» и кооперации кажущегося безмозглым организма?

    Шелдрейк отмечает, что кончики гиф мицелия, кажется, взаимодействуют друг с другом, принимая решения без реального центра. Он описывает эксперимент, проведенный пару лет назад британским ученым-компьютерщиком Эндрю Адамацки, который обнаружил волны электрической активности в вешенках, которые резко вспыхивали, когда грибы подвергались воздействию пламени. Адамацкий предположил, что гриб может быть своего рода «живой платой». Дело не в том, что грибы заменят кремниевые чипы. Но если грибы уже функционируют как сенсоры, обрабатывая и передавая информацию по своим сетям, то что потенциально они могли бы сказать (или предупредить) нам о состоянии нашей экосистемы, смогли бы мы интерпретировать их сигналы?

    Шелдрейк также рассказывает нам о Тоби Кирсе, биологе-эволюционисте, которого увлекла книга Томаса Пикетти «Капитал в двадцать первом веке» и ее взгляды на неравенство. Она задавалась вопросом, как микоризные сети, симбиотическое переплетение растительных систем и мицелия, справляются со своими естественными столкновениями с несправедливостью. Кирс подверг один гриб воздействию неравномерно распределенного количества фосфора. Каким-то образом грибок «скоординировал свое торговое поведение в сети», пишет Шелдрейк, по существу переправляя фосфор в части мицелиальной сети для торговли с растительной системой в соответствии с логикой «покупай дешево, продавай дорого».

    Антрополог Анна Ловенгаупт Цинг исследовала историю глобального капитализма с помощью грибов. В 2015 году она опубликовала книгу «Гриб на краю света: о возможности жизни в капиталистических руинах», рассказывающую о торговле ценными грибами мацутакэ из сообщества беженцев из Юго-Восточной Азии, которые являются одними из лучших собирателей в Тихом океане. На северо-запад к аукционным рынкам Японии, где мацутакэ продаются по тысяче долларов за килограмм, и далее к поварам и разборчивым посетителям самых космополитичных городов мира.

    В титуле Тсинга есть двойной смысл. Гриб находится на краю известного мира, потому что его трудно найти, тайна спрятана глубоко в лесу. Но она также намекает на конец света, каким мы его знаем, учитывая наш инстинкт извлечения из земли как можно большего. Человечество еще никогда не казалось таким тонко откалиброванным и рационализированным: об этом рассказывает беспрепятственный путь очень дорогого гриба от природы к обеденной тарелке. Но все еще никогда не казалось таким ненадежным. Во время нынешней пандемии распространились изображения, которые предполагают, что на Земле будет лучше, если многие из нас останутся дома. Были фантастические истории о дельфинах в каналах Венеции, о пингвинах, прогуливающихся по пустому аквариуму. А поскольку промышленность простаивала, а транспортные средства останавливались, в Пекине и Лос-Анджелесе было редкое зрелище ясного неба. После ядерного взрыва в Чернобыле одними из первых живых существ появились трудолюбивые и устойчивые грибы. Они как бы росли на стенках реактора, притягиваемые радиоактивными «горячими» частицами.