Содержание
Институт искусств
|
Ковалева Ольга Владимировна и.о. директора Института искусств | |
|
|
|
|
Бондаренко Мария Владимировна заместитель директора Института искусств | |
|
|
|
|
Ланина Анна Алексеевна специалист по учебно-методической работе | |
|
|
|
|
Синявская Александра Николаевна секретарь |
Контакты
Телефон: 8 (495) 811-01-01 доб. 1051/1139
E-mail: [email protected]
Адрес: ул. Малая Калужская д. 1, кабинет 1633
Сайт: https://artrgu.ru/
Презентации
Презентация образовательных программ Института искусств
Об институте
Институт искусств – комплексное учебное заведение, в котором в нескольких учебных корпусах в лекционных аудиториях, творческих и производственных мастерских, собственных и музейных выставочных залах учатся профессиональному мастерству студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры нескольких художественных образовательных направлений и профилей. Будущие законодатели мод в костюме, текстиле и орнаменте, ювелиры, искусствоведы, реставраторы, фотохудожники учатся и творят в едином дружном коллективе, закладывая товарищеские и деловые контакты, которые будут поддерживать всю свою жизнь.
Институт Искусств – результат развития научно-педагогической школы создания художественного текстиля, зародившейся в Москве в первой четверти XIX века, и школы художественного проектирования текстильных изделий и костюма, сформировавшийся в 1920-е годы XX века в стенах первого отечественного художественно-технического вуза – ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Многие современные методики обучения института прямо опираются на авангардные поиски таких педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа как В. Степановой, Л. Поповой, А. Родченко, Л. Маяковской, В. Удальцовой, А. Куприна. Таким образом, институт аккумулирует опыт подготовки специалистов в области искусства и моды уже 100 лет.
Важной особенностью института мы считаем совместную учёбу как создателей, так и исследователей искусства и арт-критиков, что позволяет нам давать отечественной культуре молодых людей, осознающих своё место в современной художественной жизни и активно влияющих на её формирование. Мы предлагаем государственное образование в сфере искусства и моды. Их симбиоз – концептуальная особенность института, обусловленная его богатой историей.
Институт Искусств РГУ им. А. Н. Косыгина — полная коллекция видео на Rutube
В институте есть свои традиции индивидуального подхода к развитию творческого потенциала студентов. Сочетание теоретической подготовки с серьёзной практической деятельностью даёт хорошие результаты: студенты университета получают награды крупнейших отечественных и международных конкурсов моды и дизайна, художественных выставок: Русский силуэт, Шаг в будущее, Перспектива, Точка RU, Собака. ru Новые имена в моде, конкурс ювелирной фирмы «Де Бирс», (Италия), конкурсы студентов школ дизайна (Япония, Китай, Германия). Участие в выставках не только позволяет студентам увидеть себя со стороны, но и завязать полезные для карьеры связи.
Обучение в Институте проходит в аудиториях, творческих мастерских и лабораториях, которые оснащены необходимым для занятий оборудованием в соответствии с направлениями и профилями обучения бакалавров, магистров и аспирантов. Студенты занимаются в мастерских рисунка и живописи, швейных и ювелирных мастерских, мастерских ручного ткачества и художественной росписи, лабораториях арт-фотографии и печати, реставрационных и физико-химических лабораториях. Также занятия проходят в Музее художественных тканей и Инжиниринговом центре РГУ.
Структура института искусств
Кафедры:
Искусство костюма и моды
Искусство декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля
Искусствоведения
Рисунка и живописи
Реставрации и химической обработки материалов
Направления и профили подготовки бакалавриата
В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования Институт искусств осуществляет приём и подготовку бакалавров по следующим направлениям и профилям:
Направление 54. 03.03 «Искусство костюма и текстиля»
Профиль «Искусство костюма и моды», очная форма обучения
Проектирование авторских коллекций моделей «Высокой моды» и «Pret-a-Porter», создание авторского стиля коллекции, прогноз в инновационном дизайне, планирование и логика развития авторского бренда в бизнес-проектах. Создание авторских коллекций моделей одежды и костюма из натуральных, синтетических и искусственных материалов. Профессиональная деятельность выпускника предполагает создание и развитие собственных предприятий, разработку авторского стиля и решений творческих задач в формировании коллекций модной одежды, костюма и образа в целом. Образование в сфере моды — свобода создавать.
Кафедра: Искусства костюма и моды
Профиль «Диджитал-арт и компьютерные технологии в современном искусстве», очная форма обучения
Разработка графического контента в любой среде – от мультимедийных сайтов до мобильных приложений и сервисов, с использованием графических программ, основ программирования конвентов. Создание объектов современного цифрового искусства: видеоарт, анимация, паблик-арт, живопись, фотография.
Кафедра: Искусства костюма и моды
Профиль «Дизайн текстиля», очная форма обучения
Обучение разработке художественных проектов коллекций авторского костюма, аксессуаров и художественного текстиля для одежды и интерьера от создания концепции проекта до реализации в материале. Изучение ручных и цифровых способов создания художественных принтов и орнаментов, применению уникальных переплетений, вышивки, 3d печати, аппликаций и других декоративных техник.
Кафедра: Декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля
Профиль «Мультимедиа дизайн и фотоискусство», очная форма обучения
Изучение теории и практики рекламной и художественной фотографии, съемки модных коллекций и арт-проектов, обработка и создание диджитал графики. Отличительная черта программы – обучение рисунку, живописи и другим изобразительным дисциплинам наравне со специальными фотодисциплинами.
Кафедра: Декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля
Направление 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Профиль «Арт-дизайн костюма и интерьера», очная форма обучения
Обучение проектированию и изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства: предметов быта, украшений, декора из текстиля, дерева, металла, пластмассы, керамики в современном стиле и на основе народных традиций. Углубленное изучение процессов создания уникального художественного текстиля и украшений (текстильная скульптура, тканый и нетканый гобелен, батик, набойка, вышивка, изделия из войлока, лоскутное шитье, бисеро- и кружевоплетение, мягкая игрушка и др.).
Кафедра Декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля
Направление 54. 03.04 «Реставрация»
Профиль «Реставрация и экспертиза антиквариата», очная форма обучения
Обучение реставрации предметов декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры, памятников архитектуры и архитектурно-исторической среды. Работа с нормативно-правовыми актами по охране и управлению культурным наследием. Особенность обучения — сочетание профессионально-художественной подготовки и знаний реставрационных технологий и материалов.
Кафедра: Реставрации и химической обработки материалов
Направление 50.03.02 «Изящные искусства»
Профиль «Изобразительное искусство и визуальный дизайн», очная форма обучения
Кафедра Рисунка и живописи
Профиль «Искусство иллюстрации и комикс-арт», очная форма обучения
Кафедра Рисунка и живописи
Профиль «Кураторские практики и арт-менеджмент», очно-заочная форма обучения
Обучение экспертов в области искусства и культуры — сотрудников музеев, галерей, центров современного искусства, художественных фондов, библиотек, архивов и др. Студенты получают навыки для деятельности искусствоведа в современных условиях: научно-исследовательские, аналитические, педагогические, просветительские, организационно-управленческие, включая основы арт-бизнеса, музейного дела, работы в СМИ.
Кафедра Искусствоведения
Направление 50.03.04 «Теория и история искусств»
Профиль «Искусствоведение и история дизайна», очно-заочная форма обучения
Обучение экспертов в области искусства и культуры — сотрудников музеев, галерей, центров современного искусства, художественных фондов, библиотек, архивов и др. Студенты получают навыки для деятельности искусствоведа в современных условиях: научно-исследовательские, аналитические, педагогические, просветительские, организационно-управленческие, включая основы арт-бизнеса, музейного дела, работы в СМИ.
Кафедра Искусствоведения
Направление 29.03.04 «Технология художественной обработки материалов»
Профиль «Ювелирное искусство и декоративный металл», очная форма обучения
Обучение проектированию уникальных и массовых коллекций ювелирных изделий и модных аксессуаров. Разработке форм и декора эксклюзивной и драгоценной фурнитуры, сувенирной продукции с драгоценными металлами, эмалью, натуральными, искусственными, драгоценными и полудрагоценными камнями, пластика, стекла и других материалов. Проектированию уникальных и промышленных коллекций аксессуаров из кожи в домах моды и на предприятиях.
Кафедра Искусства костюма и моды
Профиль «Художественное колорирование», очная форма обучения
Кафедра: Реставрации и химической обработки материалов
Направление 54.05.02 «Живопись» (специалитет)
Профиль «Живопись», очная форма обучения
Создание цветографических интерпретаций живописи в различных материалах, техниках и масштабах – от витрин и камерных интерьеров до крупных городских площадок и общественных пространств. Наряду с теоретическими и практическими основами профессии живописца-монументалиста студенты изучают современную проектную культуру и визуальный дизайн, цифровое искусство, фотоискусство, стрит-арт, постер-арт, светопись, инсталляции, перформанс.
Кафедра Рисунка и живописи
Информацию о количестве бюджетных мест, порядке поступления и стоимости обучения смотрите в разделе Приёмная комиссия
Программы магистратуры
Направление 54.04.03 «Искусство костюма и текстиля»
Профиль «Рекламная фотография и фотоарт»
Профиль «Цифровой модельер. Fashion старт-ап»
Профиль «Декоративный текстиль в дизайне средовых объектов»
Профиль «Ювелирное искусство и 3Д- моделирование аксессуаров»
Направление 54. 04.04 «Реставрация»
Профиль «Реставрация антикварных предметов»
Подробнее с программами магистратуры и особенностями поступления можно ознакомиться на сайте магистратуры РГУ им. А.Н. Косыгина
Фотогалерея
Сказка о Зарайске (документальный фильм, 2022)
«Искусство – самый субъективный и одновременно самый объективный свидетель. Картина, созданная на натурном материале, говорит гораздо больше, чем тома сухих фактов, особенно если художник искренен и любит свой народ. Создавая эту книгу, мы стремились не нарисовать лубочный образ Зарайска, а показать его жизнь в переломный и очень сложный для России период. Картины изображают несколько поколений зарайцев – от родившихся в конце XIX в. до молодежи XXI в. Эти люди показаны как в почти идиллической обстановке, так и в среде полной неустроенности души и быта. Счастье почти всегда сопровождают трудности, а то и горе. Об этом нужно помнить, чтобы понять радость настоящего. «
Фильм памяти Николая Петровича Бесчастнова.
Текст: Николай Петрович Бесчастнов
Художник: Алёна Ивановна Дергилёва
Режиссёр: Валерия Сарайкина
Оператор: Даур Кусов
Музыка: Дмитрий Устинов (альбом «Zaraysk, 2019)
При участии Кирилла Кондратьева (директор ГМЗ «Зарайский Кремль») и Петра Бесчастнова 2022
РГУ им. А.Н. Косыгина, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) — Учёба.ру
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
День Победы: биография советского праздника
8 мая 1945 года бойня еще не закончилась. В Азии война все еще была в полном разгаре. В Европе шло Пражское наступление. В Югославии все еще были столкновения, и Нормандские острова не будут освобождены до следующего дня. От Молдовы до Эстонии советским войскам потребовалось бы несколько лет, чтобы усмирить антикоммунистических партизан.
Тем не менее, 8 мая было днем, когда в Берлине был подписан Акт о капитуляции Германии. Церемония подписания, состоявшаяся накануне в Реймсе, не получила одобрения Сталина. Конец нацистской империи, настаивал он, должен быть подписан, скреплен печатью и доставлен в присутствии маршала Жукова, знаменитого командующего Красной Армией.
Капитуляция вступила в силу в 23:01. Это произошло 9 мая по московскому времени. Отныне победа будет отмечаться в СССР и его государствах-сателлитах на день позже, чем на Западе. Что касается начала войны, то оно было датировано 22 июня 1941 года, когда вермахт вторгся в Советский Союз. Отныне в СССР принято отмечать «Великую Отечественную войну» 1941–1945 годов, а не Вторую мировую войну.
День Победы в сталинский и хрущевский периоды
Статус 9Май должен был претерпеть изменения как в СССР, так и в Центральной Европе, где календарь праздников не был единообразным по советской модели. В Москве и Варшаве коммунистические власти издали указы об объявлении 9 мая национальным праздником еще 8 мая 1945 года. В Румынии 9 мая заменило День монархии, ранее отмечавшийся 10 мая. Однако уже в декабре 1947 года Сталин отменил 9 мая как нерабочий праздник в СССР в пользу 1 января. (День Победы над Японией, отмечаемый 3 сентября, постигла та же участь.) В Польше День Победы оставался свободным до тех пор, пока в 1919 году не был принят новый список праздников.51. Это восстановило некоторые религиозные праздники и праздники, связанные с национальной историей Польши, которые были удалены из календаря в 1946 году. Однако в том же году Чехословакия сделала противоположное и объявила 9 мая Днем освобождения от фашизма, который с этого момента главный свободный от работы национальный праздник страны.
Изменения такого рода не были исключительной прерогативой Советского Союза и его сферы влияния. Во Франции 8 мая стало выходным днем только в 1953, прежде чем снова потерять этот статус в результате календарной реформы в 1959 году. В 1975 году Валери Жискар д’Эстен полностью удалил его из календаря во имя франко-германского примирения; а в 1981 году Франсуа Миттеран вернул его как свободный от работы день. В СССР, Польше и других социалистических республиках это изменение статуса не означало прекращения поминок. День Победы прочно укоренился в традиции социалистических государственных праздников, которые жестко контролировались даже в сочетании с народными гуляниями.
В государствах-сателлитах 9 мая служило в первую очередь для выражения дружбы с Советским Союзом и благодарности Красной Армии. Последняя присутствовала не только в виде танков и казарм: многочисленные мемориалы погибшим красноармейцам служили фоном для торжественных и политических церемоний, на которых всегда присутствовали представители СССР. Эта геополитическая цель была не менее важна и внутри СССР. Салюты в честь Дня Победы раздавались не только в «городах-героях» (Ленинграде, Одессе, Севастополе, Сталинграде), а иногда и в столицах республик, но и в Калининграде и Львове, столицах приграничных областей, вошедших в состав Советского Союза во время Второй мировой войны. Война. В официальных выступлениях подчеркивалась преемственность между советскими военными действиями и послевоенной международной политикой Сталина.
Но это геополитическое измерение сочеталось с педагогической целью, основным адресатом которой были военные. День Победы был поводом для речей, церемоний и спортивных мероприятий, посвященных Советской армии, ее руководителям и их дореволюционным предшественникам. Все это было направлено на молодежь и особенно на будущих призывников. Центральное место в поминовении занял ряд образцовых героев, выбранных из миллионов погибших, чтобы войти в советский пантеон как мученики за коммунистическое и патриотическое дело. В этом отношении День Победы принадлежал к календарю, который также включал другие военные праздники, такие как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, День механика-водителя или День Военно-воздушных сил.
Таким образом, в сталинские времена День Победы не был в первую очередь ни праздником ветеранов, ни днем памяти погибших на войне, ни всенародным праздником. Скорее, это был повод для политической и военной пропаганды. На местном уровне организация программы часто поручалась воинским частям или военкоматам. Особое внимание уделялось периферии СССР, особенно западным территориям, таким как Прибалтика, Белоруссия и Украина. Там церемонии, выставки и другие памятные мероприятия должны были советизировать или ресоветизировать население, пережившее оккупацию, и обеспечить, чтобы любые воспоминания об антинемецком сопротивлении были связаны только с Красной Армией.
Однако не все памятные мероприятия были частью пропагандистской программы партии. Помимо крупных мемориальных проектов, таких как памятники или музеи в столицах, армия пользовалась определенной степенью автономии, когда дело доходило до чествования своих погибших. В СССР и в странах с советским военным присутствием памятники, обычно открываемые 9 мая, часто проектировались и строились военными инженерами, а иногда и местными жителями, в том числе выжившими родственниками, белорусскими крестьянами и пережившими Холокост. Некоторые музеи и памятники позже будут изменены, заменены или уничтожены после того, как они выйдут из строя с линией партии, хотя такие меры были далеко не систематическими. Христианские или еврейские традиции поминовения погибших также сыграли свою роль, чему способствовала относительная снисходительность Сталина к религии во время войны и сразу после нее. Кроме того, ветераны войны стали просматривать 9Май как день неформальных встреч, самостоятельных лекций в школах или на фабриках и даже экскурсий по местам сражений.
Эти практики не исчезли в период либерализации при Хрущеве, но были омрачены возродившимся культом Октябрьской революции и устремленностью в будущее, подкрепленной подвигами советских космонавтов и физиков. Споры о политических репрессиях предшествующей эпохи, несмотря на их суровую ограниченность, бросали тень на Сталина, который до сих пор был главным символом победы.
Пропаганда, ориентированная на победу Советского Союза, продолжала играть важную роль за рубежом. Это не ограничивалось хореографическими демонстрациями в государствах-сателлитах. Советская военная литература, такая как рассказ Александра Бека « Волоколамское шоссе » (1943 г. ), была популярна среди израильских офицеров и латиноамериканских революционеров. В СССР местная коммеморативная практика развивалась особенно в регионах, непосредственно затронутых войной. На Украине и в Белоруссии республиканские власти пытались заменить религиозные обряды светскими и поддерживали культ бойцов партизанского сопротивления.
Брежневская эпоха и культ Великой Отечественной войны
Повышение статуса Дня Победы изначально был украинским проектом. В ноябре 1964 года Петр Шелест, первый секретарь Коммунистической партии Украины, был избран в президиум общесоюзного ЦК ВКП(б) за поддержку смещения Никиты Хрущева. Одним из его первых предложений было восстановить 9 мая статус национального праздника, который будет посвящен военным парадам и памятным мероприятиям, отделив их таким образом от празднования Дня труда 1 мая.
Новое советское руководство во главе с Леонидом Брежневым, Михаилом Сусловым и Алексеем Косыгиным приветствовало это предложение. Во-первых, потому, что они искали способы напомнить миру — и особенно западногерманским «реваншистам» — о жертвах, принесенных Советским Союзом. Во-вторых, это была возможность продемонстрировать советскую военную мощь в разгар холодной войны перед лицом вызова, брошенного движением неприсоединения. Когда в 1965 году на Красной площади впервые состоялся военный парад 9 мая, иностранных гостей встречали как почетных гостей. Накануне Брежнев произнес длинную речь, в которой международное положение обсуждалось даже больше, чем история войны. В-третьих, в Советском Союзе, потрясенном серией местных восстаний, вызванных социальными проблемами, партийные лидеры стремились уменьшить давление на рабочих. Добавление в календарь двух новых государственных праздников — Дня Победы и Международного женского дня — стало удобным способом добиться этого. Новый статус Международного женского дня как праздника, свободного от работы, был провозглашен незадолго до 9 декабря.Майские гуляния и оправданы ссылками на вклад советских женщин в военное дело.
Министр обороны Родион Малиновский на параде Победы в Москве, 1965 год. Фотограф неизвестен / с Wikimedia Commons / Mil. ru / CC BY
Эти изменения также были частью поиска новой легитимности. Самым важным политическим праздником оставалось 7 ноября, однако Октябрьская революция была теперь слишком далека и уже не могла вызывать требуемой степени лояльности, тем более что мало кто из оставшихся партийных лидеров играл в ней какую-либо роль. Великая Отечественная война, напротив, затронула каждую советскую семью. Двадцать лет спустя воспоминания были еще свежи, и бывшие солдаты, многие из которых сейчас занимали ключевые посты в обществе, были счастливы видеть, что молодое поколение прославляет их. Местные формы поминовения были подхвачены и гомогенизированы в общенациональный культ Великой Отечественной войны. День Победы стал всенародным праздником советского народа.
В процессе трансформировался культ Великой Отечественной войны. В сталинскую эпоху он подчеркивал коллективный героизм советских людей, особенно русских. Однако теперь поминовение стало больше сосредотачиваться на вкладе отдельных регионов, городов или заводов. Он также был урбанизирован. Советский Союз быстро становился городским обществом потребления, и этот процесс ускорился в 1970-е годы благодаря неожиданной прибыли от продажи природных ресурсов. Огромные кварталы сравнительно благоустроенных квартир тысячами выросли в пригородах, получивших новые воинские мемориалы и чьи улицы были названы в честь героев войны.
Удаленные из сельских или лесных районов, где происходило большинство сражений, новые горожане вновь открыли для себя поля сражений как достопримечательности. День Победы стал поводом поблагодарить ветеранов войны за то, что они сделали возможной мирную и безбедную жизнь подрастающего поколения. Встречи с ветеранами войны, вручение им цветов и выслушивание их подчищенных рассказов теперь стали частью программы каждого советского школьника. Девятое мая также станет датой посещения кладбищ и поминовения умерших в кругу семьи, соединив тем самым религиозные или даже языческие обряды с новыми советскими традициями.
День Победы также стал частью праздничного календаря. С 1960-х годов количество праздников, таких как День космонавтики или День рыбака, быстро увеличивалось. Были и фестивали, восстанавливавшие в советизированных рамках элементы религиозных, народных и этнических традиций. К ним относятся российская масленица непосредственно перед Великим постом (эквивалент Масленицы или Марди Гра), украинские вечерницы (вечеринки для молодежи долгими зимними ночами) или песенные фестивали в странах Балтии. Развлекательная и карнавальная атмосфера, связанная с этими днями, начала стираться на памятных фестивалях, таких как День Победы; торжественные церемонии все чаще сопровождались народными гуляниями с новыми неформальными мероприятиями, такими как семейные фотографии перед военными мемориалами.
Бывший летчик-ас Николай Скоморохов несет знамя на Параде Победы в Москве, 1985 г. Фотограф неизвестен / из Wikimedia Commons / Mil.ru / CC BY
Постсоветские мемориальные конфликты
В большинстве стран Центральной Европы памятные мероприятия обычно переносится на 8 мая после распада советской империи. Вступление в ЕС, независимо от того, было ли оно достигнуто или к чему стремились, заставило многие страны отмечать День Европы 9 мая. Эта дата была официально введена в Европейском Сообществе в 1985, чтобы отпраздновать подписание Декларации Шумана в 1950 году. Только Польша продолжала отмечать День Победы 9 го года, наряду с некоторыми из бывших югославских республик: Черногорией, Сербией и Боснией (где это день национального поминовения, но считается отпуском без работы только в сербской части).
Однако в бывших советских республиках 9 мая сохранило статус официального праздника. Единственным исключением являются страны Балтии. Тем не менее, статус Дня Победы варьируется в зависимости от страны. С новыми праздниками, введенными в ознаменование дат в национальной истории, День Победы не всегда является праздником первого уровня. В некоторых случаях день сменил свое название, и почти повсеместно память стала национализированной: по-прежнему упоминается совместный труд советских людей, но в центре внимания теперь подвиги собственных героев каждой республики.
После кровавого конституционного кризиса октября 1993 года Россия была политически расколота, и власти искали новые источники национального единства. День труда и 7 ноября (день Октябрьской революции, переименованный в 1996 г. в День согласия и примирения) были слишком тесно связаны с коммунистической традицией; а 12 июня, посвященное провозглашению суверенитета в 1990 году, было проклято теми, кто возмущался распадом СССР. День Победы был менее противоречивым и легко мог быть связан с чьей-либо семейной историей, поэтому он затмил другие памятные даты.
Открытие огромного Парка Победы в Москве и два военных парада – на Красной площади и в новом парке – 9 мая 1995 года ознаменовали возрождение Дня Победы как главного национального праздника. Парады стали неотъемлемой частью ежегодных торжеств. Эта тенденция усилилась при Владимире Путине: 9 мая укрепило вновь обретенную национальную гордость после десятилетия, которое многие считали унижением для России. С юбилейными торжествами 2005 года День Победы приобрел еще большее значение, с большой и разнообразной программой общероссийских мероприятий.
День Победы, Москва, 1995 год. Фото Владимира Вяткина из архива Wikimedia Commons / РИА Новости, изображение #804141 / Владимир Вяткин / CC-BY-SA 3.0
День Победы, Москва, 2005 год. Фото Дмитрия Коробейникова из Wikimedia Commons / Архив РИА Новости, фото #116731 / Дмитрий Коробейников / CC-BY-SA 3.0
День Победы, Москва, 2015 г. Фото may9.ru из Викисклада / Кремль.ру / CC BY-SA
Вне своей консолидирующей роли в пределах России, память 1945 снова стал геополитическим инструментом. Россия все чаще обвиняла тех, кто подвергал сомнению традиционную интерпретацию Великой Отечественной войны, особенно националистически настроенных политиков и историков в Центральной Европе, в «фальсификации истории». Присутствие иностранных гостей на парадах и других церемониях в Москве стало показателем поддержки странами российской политики. В нескольких посольствах России появились офисы, отвечающие за поминовение. Они отвечают за военные кладбища, но также пытаются направить массовые мемориальные инициативы на промосковскую позицию.
Действительно, с последних лет Советского Союза возникло множество подобных инициатив. Среди них поисковики или «искатели», которые раскапывают останки солдат, погибших в бою. Среди них также исторические реконструкторы и участники светских военных паломничеств, которые на автомобилях или мотоциклах повторяют маршрут, пройденный отдельной воинской частью, по маршрутам, которые часто заканчиваются в Берлине 9 мая. Как это ни парадоксально, именно снятие «железного занавеса» сделало возможным такую деятельность. Многие русскоязычные иммигранты также привнесли в свои новые страны коммеморативные практики, уходящие корнями в советские традиции, что в некоторых случаях повлияло на местные нормы. Одним из примеров является Израиль, где 9Май был официально объявлен Днем Победы в Европе в 2017 г.
День Победы в Европе, Хайфа, 2018 г. даже между бывшими советскими республиками, отношения которых охвачены конфликтом, такими как Украина и Россия. В России и Беларуси власти предприняли попытки кооптировать такие инициативы, например, путем включения поисковиков в государственные или полугосударственные агентства. Это увенчалось успехом, но только отчасти, так как типичные для таких групп патриотические чувства не выражаются автоматически в безоговорочной поддержке режима.
День Победы в Минске, 2006 г. Фото Ивана Руднева из архива Wikimedia Commons / РИА Новости, изображение №127423 / Иван Руднев / CC-BY-SA 3.0 / CC BY-SA
В Прибалтике и Германии участие в Ритуалы 9 мая имеют свою логику. Для значительной части участников они выражают этническую или политическую идентичность, отличную от идентичности большинства. То, что когда-то было обязательными практиками, такими как поминальные шествия, возрождается и наполняется новым смыслом. Несмотря на то, что участие обычно вырастает из стремления к внутреннему признанию, Россия часто выступает в качестве покровителя такого рода деятельности. Это, как правило, увеличивает недоверие, уже испытываемое местными политическими элитами, что иногда толкает местные мемориальные сообщества в объятия России.
День Победы в Риге, 2016. Фото Калнрозе из Wikimedia Commons / Kalnroze (Викимедиа) / CC BY-SA
В постсоветской Украине новые памятники и коммеморативные ритуалы служат новой общественной памяти о Голодоморе (государственной искусственного голода 1930-х годов) или антисоветских националистических сил ОУН-УПА. Первый постсоветский президент Украины Леонид Кравчук придерживался политики гибридной памяти: речи и памятники жертвам советского режима соседствовали с празднованиями победы 19-го века.45. Его преемник, Леонид Кучма, сначала придерживался той же линии, а затем ближе к концу своего второго срока полномочий более тесно присоединился к новым российским поминальным ритуалам. После Оранжевой революции 2004 года Виктор Ющенко попытался превратить Голодомор в краеугольный камень украинской культуры памяти.
Виктор Янукович вновь ввел некоторые советские символы. Однако все эти мемориальные развороты происходили на фоне определенной толерантности на локальном уровне коммеморативных практик обеих сторон. 9Майские традиции остались практически нетронутыми для большей части населения. Региональные политические элиты, особенно на востоке страны и в Крыму, оказывали поддержку новым инициативам, иногда обвиняя своих коллег на западе Украины в историческом ревизионизме. На западе страны тем временем усилились протесты против Дня Победы. 9 мая 2011 года во Львове произошли ожесточенные столкновения между боевиками националистической партии « Свобода » и пророссийскими активистами, которые пришли поддержать советских ветеранов.
День Победы в Киеве, 2011 г. Фото Михаила Маркива из архива Wikimedia Commons / РИА Новости, снимок №908414 / Михаил Маркив / CC-BY-SA 3.0 / CC BY-SA
Новые практики, новые споры
Хотя новые коммеморативные практики стали играть роль в политических и геополитических конфликтах с 1991 года, они не являются исключительно результатом этих конфликтов. В памяти о войне на постсоветском пространстве действуют более общие тенденции. К ним относятся динамика поколений и индивидуализация памяти. Две инициативы иллюстрируют эти тенденции и то, как они взаимодействуют с сегодняшней политической реальностью: «Георгиевская лента» и «Бессмертный полк».
Черно-оранжевая георгиевская лента была представлена в 2005 году. Первоначально ее предложила московская журналистка государственного информационного агентства, внучка солдата, погибшего незадолго до 9 мая 1995 года. Ее вдохновение для цветов происходил из русского военного ордена царского периода; эти цвета уже использовались для лент серии советских значков и медалей с 1942 года. На нее также повлияли бумажные маки, продаваемые в странах Содружества как средство сбора благотворительных пожертвований для ветеранов войны или других частей вооруженных сил. В России идея продажи ленточек не прижилась, но они быстро получили широкое распространение как свободный и вездесущий символ памяти о войне и как средство выражения патриотизма на индивидуальном уровне.
Акция «Георгиевская ленточка» в Москве, 2009 г. Фото Ольги Бутеноп из архива Wikimedia Commons / РИА Новости, снимок #389238 / Ольга Бутеноп / CC-BY-SA 3.0 / CC BY-SA
Сначала их популяризировали журналисты и добровольцы — в России и других странах — но вскоре были кооптированы российским государством, которое сделало практически обязательным для чиновников носить их в таких случаях, как 9 мая, и организовало их распространение за границу. В глазах правительств соседних стран это превратило ленту в символ поддержки империалистической политики России (особенно с 2014 года, учитывая ее использование российскими солдатами и сепаратистскими силами на Украине). Следовательно, правительства соседних стран поощряли ношение альтернативных эмблем ко Дню Победы: ленты с цветами государственного флага в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и, в Украине, мак в британском стиле, в версии, исправленной Харьковской дизайнер.
«Бессмертный полк», который ведет свою историю с 2012 года, — это еще одна инициатива внуков ветеранов войны, группы журналистов оппозиционного телеканала в Томске. Критически относясь к тому, что они считали чрезмерно ориентированными на государство традициями Дня Победы, они предложили гражданам отпраздновать 9 мая маршем с портретами своих бабушек и дедушек или других членов семьи, которые принимали участие в войне, независимо от того, выжили они или нет. Подобно георгиевской ленте, «Бессмертный полк» быстро распространился по России и за рубежом, благодаря добровольцам, часто принадлежавшим к одному поколению.
Парад «Бессмертного полка» в Москве, 2017 г. Фото kremlin.ru с Wikimedia Commons / kremlin.ru / CC BY
Хотя авторы идеи пытались запретить любую политическую символику, некоторые местные организаторы готовы принять поддержку партии власти «Единая Россия», которая пыталась включить «Бессмертный полк» в государственную программу пропаганды патриотизма. Несмотря на раскол движения, инициатива остается очень популярной и уже оказала длительное влияние на памятные репертуары. В России «Бессмертный полк» способствовал процессу индивидуализации, укрепляющему статус семейных воспоминаний как части коллективного празднования советской победы. В других местах, особенно на Украине, полк был в значительной степени дискредитирован (наряду с другими памятными инициативами) из-за его предполагаемой связи с российским государством.
Аннексия Крыма, сепаратистское движение и военная интервенция России на Донбассе радикализовали конфликт вокруг 9 мая и память. В апреле 2014 года Институт национальной памяти в Киеве предложил реформировать День Победы. Отныне память будет сосредоточена на Второй мировой войне 1939–45 годов (а не на Великой Отечественной войне 1941–1945 годов) и чтить всех украинских бойцов (в том числе участников ОУН-УПА, а также солдат Красной Армии). Институт предложил 8 мая в качестве нового «европейского» дня памяти и примирения с маком в качестве нового памятного символа.
Серия законов, принятых в 2015 году, ввела эти изменения, но оставила 9 мая в качестве национального праздника, переименовав его в День Победы над нацизмом в Европе. Официальный российский дискурс отождествляет борьбу сепаратистов против новой украинской власти с антифашистской борьбой военного времени. Однако Киев также обращается к советской коммеморативной традиции. Например, в одном из нескольких онлайн-видеороликов, посвященных празднованию 9 мая 2015 года, советский ветеран войны готовится к празднованию 9 мая.Мэй, когда ему звонит его внук, который в настоящее время борется против российской военной интервенции на Донбассе.
День Победы в Киеве, 2019 (на фоне мака). Фото Visem из Wikimedia Commons / Visem / CC BY-SA
День Победы в Донецке 2019. Фото Андрея Бутко из Wikimedia Commons / Andrew Butko / CC BY-SA
Польша также отреагировала на украинский кризис. В Польше 9 мая сохранило статус национального праздника, хотя и без официальных мероприятий на самом высоком уровне. Однако в 2015 году Сейм принял предложение Института национальной памяти заменить Национальный фестиваль Победы и Свободы 9 сентября.Май с Национальным Днем Победы, который впредь будет отмечаться в предыдущий день.
Помимо жестов на правительственном уровне, расхождение между Россией и Украиной также заметно на уровне социальной практики, хотя здесь изменения были менее внезапными и радикальными. Несмотря на то, что некоторые из новых ритуалов и символов приживаются в Украине, практики, которые следуют советской традиции, никуда не делись. В нескольких регионах 9 мая 2017 года вспыхнули ожесточенные конфликты между участниками маршей «Бессмертный полк» и украинскими националистическими группировками или ветеранами АТО на юго-востоке.
Опросы в России свидетельствуют о возрастающем значении Дня Победы. В период с 2010 по 2018 год число тех, кто назвал его одним из трех самых важных праздников, увеличилось с 38% до 71%, обогнав Новый год и религиозные праздники, такие как Пасха или Рождество. Это символическое значение находит свое отражение на практике: рост числа насильственных смертей (часто в состоянии алкогольного опьянения) был зафиксирован 9 мая, чего не происходит в другие праздники, такие как День России (12 июня) или Национальный день. День народного единства (4 ноября). Эти статистические данные иллюстрируют разницу между праздниками, отмечаемыми с ритуалами, часто связанными с выпивкой, и праздниками, которые считаются не более чем выходным днем.
В Украине совсем другая ситуация. Там без исключения христианские праздники лидируют. Однако среди светских праздников 9 мая сохраняет первое место, хотя число тех, кто говорит, что празднует его, сократилось с 58% в 2010 году до 37% в 2018 году. В 2015 году, как раз перед введением нового праздника 8 мая. 78% опрошенных в Украине заявили, что 9 мая следует по-прежнему отмечать окончание войны. Два года спустя 82% все еще сказали, что 9 мая следует считать очень символичной датой. Международный женский день также стал более популярным, несмотря на попытки отменить его из-за предполагаемой связи с коммунизмом. В то же время Женский день не восстановил политического и освободительного значения, связанного с ним во многих западных и южных странах. И в России, и в Украине это прежде всего повод для утверждения традиционного взгляда на роль женщины путем вручения ей цветов.
Понятно, что советские традиции нельзя сбрасывать со дня на день. Тем не менее, в Украине 9 мая никогда не восстановит прежнее значение. Даже в России его значение не может быть просто навязано властями, поскольку оно во многом зависит от межпоколенческой динамики.
Что ждет 9 мая в будущем? Помимо больших годовщин, таких как 2045 год, мы, вероятно, увидим все более специализированные поминки, организуемые группами исторической реконструкции, поисковиками или историками-любителями, подобно поминовениям более далеких войн. В то же время объединение 9Май с Россией потенциально может превратить его в этнический фестиваль для русскоязычных общин за пределами страны. Это может даже утратить свою политическую коннотацию. Это то, что произошло с Cinco de Mayo , который в Мексике ознаменовал победу республиканских сил над французской экспедиционной армией, но в США был преобразован в универсальный фестиваль латиноамериканской культуры.
В худшем случае 9 May может постичь та же участь, что и Sedantag , крупнейший национальный праздник в имперской Германии между 1871 и 1918 годами, посвященный победе во франко-прусской войне. Он был фактически устарел после краха Рейха после поражения Германии в новой войне и был быстро забыт.
Оригинальная французская версия этой статьи появится в качестве главы в Korine Amacher, Eric Aunoble, Andrii Portnov ( eds), Histoire partagée, memoires divisées. Украина, Россия, Польша. Лозанна, Editions Antipodes (готовится к публикации) и была опубликована на сайте politika. io
Целлюлоза из однолетних растений и ее использование для производства пленок, гидрофобизированных теломерами тетрафторэтилена
1. Khalil H.P.S.A., Davoudpour Y., Islamic М.Н., Мустафа А., Судеш К., Дунгани Р., Джаваид М. Производство и модификация нанофибриллированной целлюлозы с использованием различных механических процессов: обзор. углевод. Полим. 2014; 99: 649–665. doi: 10.1016/j.carbpol.2013.08.069. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Нечипорчук О., Белгасем М.Н., Брас Дж. Производство нанофибрилл целлюлозы: обзор последних достижений. Инд. Культуры Прод. 2016;93:2–25. doi: 10.1016/j.indcrop.2016.02.016. [CrossRef] [Google Scholar]
3. Джонуби М., Олади Р., Давудпур Ю., Оксман К., Дюфресн А., Хамзе Ю., Давуди Р. Различные методы получения и свойства наноструктурированной целлюлозы из различных природных ресурсов. и остатки: Обзор. Целлюлоза. 2015;22:935–969. doi: 10.1007/s10570-015-0551-0. [CrossRef] [Google Scholar]
4. Иоелович М. Целлюлоза как наноструктурированный полимер: Краткий обзор. [(по состоянию на 13 сентября 2022 г.)];BioResources. 2008 3: 1403–1418. doi: 10.15376/biores.3.4.Иоелович. Доступно в Интернете: http://ncsu.edu/bioresources [CrossRef] [Google Scholar]
5. Chirayil C.J., Mathew L., Thomas S. Обзор недавних исследований в области получения наноцеллюлозы из различных лигноцеллюлозных волокон. Преподобный Пров. Матер. науч. 2014; 37:20–28. [Академия Google]
6. Халил Х.П.С.А., Бхат А.Х., Юсра А.Ф.И. Зеленые композиты из устойчивых нанофибрилл целлюлозы: обзор. углевод. Полим. 2012; 87: 963–979. doi: 10.1016/j.carbpol.2011.08.078. [CrossRef] [Google Scholar]
7. Luo B., An X., Yang J., Liu L., Zhang H., Hu Q. Выделение и использование нановолокна из табачной целлюлозы (TCNF) для высокоэффективной реконструкции. листовой табак (RTS) Carbohydr. Полим. 2021;261:117865. doi: 10.1016/j.carbpol.2021.117865. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
8. Ng L.Y., Wong T.J., Ng C. Y., Amelia C.K.M. Обзор методов получения и характеристики нанокристаллов целлюлозы из пустых гроздей плодов Elaeis guineensis. Арабский J. Chem. 2021;14:103339. doi: 10.1016/j.arabjc.2021.103339. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Вентура-Круз С., Теканте А. Наноцеллюлоза и микрокристаллическая целлюлоза из сельскохозяйственных отходов: обзор выделения и применения в качестве армирующего материала в полимерных матрицах. Пищевой гидроколл. 2021;118:106771. doi: 10.1016/j.foodhyd.2021.106771. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
10. Оджо О.Т., Олайя Н.Г. Критический обзор выделения целлюлозных нановолокон из растительных волокон с помощью ферментов и их функционального применения в нанобиокомпозите. ФУТА Дж. Инж. англ. Технол. 2022; 16: 105–112. doi: 10.51459/futajeet.2022.16.1.416. [CrossRef] [Google Scholar]
11. Jakubowicz O., Zaba C., Nowak G., Jarmuda S., Zaba R., Marcinkowski J.T. Heracleum sosnowskyi Manden. Анна. Агр. Окружающая среда. Мед. 2012;19:327–328. [PubMed] [Google Scholar]
12. Абрамова Л.М., Голованов Ю.М., Рогожникова Д.Р. Борщевик Сосновского (Heracleum sosnowskyi Manden., Apiaceae) в Башкортостане. Русь. Дж. Биол. Вторжения. 2021;12:127–135. doi: 10.1134/S2075111721020028. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
13. Кривошеина М.Г., Озерова Н.А. Интродукция борщевика сосновского как причина ландшафтного преобразования. ИОП конф. сер. Земная среда. науч. 2019;350:012013. doi: 10.1088/1755-1315/350/1/012013. [CrossRef] [Google Scholar]
14. Карманов А.П., Кочева Л.С., Белый В.А. Топологическая структура и антиоксидантные свойства макромолекул лигнина борщевика Heracleum sosnowskyi Manden. Полимер. 2020;202:122756. doi: 10.1016/j.polymer.2020.122756. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
15. Samyn P., Schoukens G., Stanssens D., Vonck L., den Abbeele H. Гидрофобное покрытие на водной основе для целлюлозы, содержащее гибридные пигменты органических наночастиц с растительными маслами. Целлюлоза. 2013;20:2625–2646. doi: 10.1007/s10570-013-0003-7. [CrossRef] [Google Scholar]
16. Иванкин А.Н., Санаев В.Г., Горбачева Г.А., Агеев А.К., Кирюхин Д.П., Кичигина Г.А., Кущ П.П. Модификация свойств природных целлюлозосодержащих композиционных материалов фторэластомерами и теломерами тетрафторэтилена. [(по состоянию на 13 сентября 2022 г.)]; Bull. Высокий. Образовательный Учреждения. Лесн. Журнал. 2018 2: 122–132. Доступно на сайте: https://rucont.ru/efd/646065 [Google Scholar]
17. Кичигина Г.А., Кущ П.П., Кирюхин Д.П., Шульга Ю.М. Радиационно-химический синтез перфторированных теломеров тетрафторэтилена. Химия высоких энергий. 2021; 55: 388–392. doi: 10.1134/S0018143921050064. [CrossRef] [Google Scholar]
18. Кущ П.П., Кичигина Г.А., Кирюхин Д.П., Баринов Д.Ю. Радиационный синтез теломеров тетрафторэтилена с функциональными концевыми гидроксильными и аминогруппами во фреоне 113. Химия высоких энергий. 2018;52:52–57. doi: 10.1134/S0018143918010071. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
19. Кирюхин Д.П., Кичигина Г.А., Бузник В.М. Теломеры тетрафторэтилена: радиационный химический синтез, свойства и перспективы применения. Полим. науч. сер. А. 2013;55:631–642. doi: 10.1134/S0965545X13110011. [CrossRef] [Google Scholar]
20. Нельсон М.Л., О’Коннор Р.Т. Связь некоторых инфракрасных полос с кристалличностью целлюлозы и типом кристаллической решетки. Часть I. Спектры типов решетки I, II, III и аморфной целлюлозы. Дж. Заявл. Полим. науч. 1964; 8: 1311–1324. дои: 10.1002/прил.1964.070080322. [CrossRef] [Google Scholar]
21. Чолаку Д., Чолаку Ф., Попа В.И. Аморфная целлюлоза – структура и характеристика. Сотовый. хим. Технол. 2011;45:13–21. [Google Scholar]
22. Гарви С.Дж., Паркер И.Х., Саймон Г.П. Об интерпретации рентгенограмм порошка с точки зрения наноструктуры волокон целлюлозы I. макромол. хим. физ. 2005; 206:1568–1575. doi: 10.1002/macp.200500008. [CrossRef] [Google Scholar]
23. Terinte N., Ibbett R., Schuster K.C. Обзор структуры нативной целлюлозы и микрокристаллической целлюлозы, изученной методом рентгеновской дифракции (WADX): сравнение методов измерения. Ленцинг. Бер. 2011;89: 118–131. [Google Scholar]
24. Yao W., Weng Y., Catchmark J. M. Улучшенный рентгеноструктурный анализ целлюлозы с использованием моделирования рядов Фурье. Целлюлоза. 2020;27:5563–5579. doi: 10.1007/s10570-020-03177-8. [CrossRef] [Google Scholar]
25. French AD. Увеличение эволюции анализа кристалличности целлюлозы. Целлюлоза. 2020;27:5445–5448. doi: 10.1007/s10570-020-03172-z. [CrossRef] [Google Scholar]
26. Саи Прасанна Н., Митра Дж. Выделение и характеристика нанокристаллов целлюлозы из Cucumis sativus кожура. углевод. Полим. 2020;247:116706. doi: 10.1016/j.carbpol.2020.116706. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Suciyati S.W., Manurung P., Sembiring S., Situmeang R. Сравнительное исследование Cladophora sp. целлюлозы с помощью FTIR и XRD. Дж. Физ. конф. сер. 2021;1751:012075. doi: 10.1088/1742-6596/1751/1/012075. [CrossRef] [Google Scholar]
28. Segal L., Creely J.J., Martin A.E., Conrad C.M. Эмпирический метод оценки степени кристалличности нативной целлюлозы с помощью рентгеновского дифрактометра. Текс Рез. Дж. 1959;29:786–794. doi: 10.1177/004051755902
3. [CrossRef] [Google Scholar]
29. Щесняк Л., Рахоцкий А., Тритт-Гок Дж. Температура стеклования и термическое разложение порошка целлюлозы. Целлюлоза. 2008; 15: 445–451. doi: 10.1007/s10570-007-9192-2. [CrossRef] [Google Scholar]
30. Gao Z., Li N., Chen M., Yi W. Сравнительное исследование пиролиза целлюлозы и ее модельных соединений. Технология топливных процессов. 2019;193:131–140. doi: 10.1016/j.fuproc.2019.04.038. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
31. Ян Х., Ян Р., Чен Х., Ли Д.Х., Чжэн С. Характеристики пиролиза гемицеллюлозы, целлюлозы и лигнина. Топливо. 2007; 86: 1781–1788. doi: 10.1016/j.fuel.2006.12.013. [CrossRef] [Google Scholar]
32. Каргин В.А., Козлов П.В., Най-чан В. О температуре стеклования целлюлозы. Докл. акад. наук СССР. 1960; 130: 356–358. [Google Scholar]
33. Салмен Н.Л., Бэк Э.Л. Влияние воды на температуру стеклования целлюлозы. ТАППИ. 1977;60:137–140. doi: 10.15376/frc.1977.1.683. [CrossRef] [Google Scholar]
34. Yamamoto H., Horii F. CPMAS углерод-13 ЯМР-анализ кристаллического превращения, вызванного валониевой целлюлозой при отжиге при высоких температурах. Макромолекулы. 1993; 26:1313–1317. doi: 10.1021/ma00058a020. [CrossRef] [Google Scholar]
35. Сиддханта А.К., Прасад К., Мина Р., Прасад Г., Мехта Г.К., Чхатбар М.У., Оза М.Д., Кумар С., Санандия Н.Д. Определение содержания целлюлозы в индийских видах морских водорослей. Биоресурс. Технол. 2009 г.;100:6669–6673. doi: 10.1016/j.biortech.2009.07.047. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Вонг С.К., Супраманиам Дж., Вонг Т.В., Суттитантават А., Руктанончай У.Р., Тей Б.Т., Тан С.Ю. Синтез наноконъюгата биоинспирированных нанокристаллов целлюлозы и изолята соевого белка для стабилизации эмульсий Пикеринга масло-в-воде. углевод. Рез. 2021;504:108336. doi: 10.1016/j. carres.2021.108336. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Цугенмайер П. Порядок в целлюлозе: Исторический обзор исследований кристаллической структуры целлюлозы. углевод. Полим. 2021;254:117417. doi: 10.1016/j.carbpol.2020.117417. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
38. Фостон М. Достижения в твердотельной ЯМР целлюлозы. Курс. мнение Биотехнолог. 2014;27:176–184. doi: 10.1016/j.copbio.2014.02.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Ларссон П.Т., Викхольм К., Иверсен Т. CP/MAS 13C ЯМР исследование молекулярного упорядочения в целлюлозах. углевод. Рез. 1997; 302:19–25. doi: 10.1016/S0008-6215(97)00130-4. [CrossRef] [Google Scholar]
40. Идстрем А., Шанц С., Сандберг Дж., Чмелка Б.Ф., Гатенхольм П., Нордшерна Л. 13C ЯМР-назначения регенерированной целлюлозы по данным твердотельной 2D-ЯМР-спектроскопии. углевод. Полим. 2016; 151:480–487. doi: 10.1016/j.carbpol.2016.05.107. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
41. Кичигина Г.А., Кущ П.П. , Кирюхин Д.П., Барелко В.В., Дорохов В.Г., Быков Л.А., Кузнецов М.В. Использование растворов радиационно-синтезированных теломеров тетрафторэтилена для модификации стекловолокна. Теор. Найденный. хим. англ. 2016;50:518–524. doi: 10.1134/S0040579516040114. [CrossRef] [Google Scholar]
42. Нандиянто А.Б.Д., Рахман Т., Фадхлуллох М.А., Абдулла А.Г., Хамида И., Мульянти Б. Синтез частиц кремнезема из отходов рисовой соломы с использованием простого метода экстракции. ИОП конф. сер. Матер. науч. англ. 2016;128:012040. дои: 10.1088/1757-899Х/128/1/012040. [CrossRef] [Google Scholar]
43. Андресен М., Йоханссон Л.-С., Танем Б.С., Стениус П. Свойства и характеристика гидрофобизированной микрофибриллированной целлюлозы. Целлюлоза. 2006; 13: 665–677. doi: 10.1007/s10570-006-9072-1. [CrossRef] [Google Scholar]
44. Стенстад П., Андресен М., Танем Б.С., Стениус П. Химические модификации поверхности микрофибриллированной целлюлозы. Целлюлоза. 2008; 15:35–45. doi: 10.1007/s10570-007-9143-y. [CrossRef] [Академия Google]
45. Йоханссон Л.-С., Кэмпбелл Дж.М., Колйонен К., Стениус П. Оценка поверхностного лигнина на целлюлозных волокнах с помощью XPS. заявл. Серф. науч. 1999; 144–145: 92–95. doi: 10.1016/S0169-4332(98)00920-9. [CrossRef] [Google Scholar]
46. Андресен М., Стенстад П., Меретро Т., Лангсруд С., Сиверуд К., Йоханссон Л.-С., Стениус П. Невыщелачивающиеся антимикробные пленки, полученные из поверхностно-модифицированных микрофибрилл. Целлюлоза. Биомакромолекулы. 2007; 8: 2149–2155. doi: 10.1021/bm070304e. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
47. Mondragon G., Fernandes S., Retegi A., Pena C., Algar I., Eceiza A., Arbelaiz A. Общая стратегия извлечения наночастиц целлюлозы из разных растений. Инд. Культуры Прод. 2014;55:140–148. doi: 10.1016/j.indcrop.2014.02.014. [CrossRef] [Google Scholar]
48. Ng H.-M., Sin L.T., Tee T.-T., Bee S.-T., Hui D., Low C.-Y., Rahmat A.R. Извлечение нанокристаллов целлюлозы из растительных источников для применения в качестве армирующего агента в полимерах. Композиции Часть Б. 2015; 75:176–200. doi: 10.1016/j.compositesb.2015.01.008. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
49. Алила С., Бесбес И., Вилар М.Р., Мутье П., Буф С. Недревесные растения как сырье для производства микрофибриллированной целлюлозы (МФЦ): сравнительное исследование. Инд. Культуры Прод. 2013;41:250–259. doi: 10.1016/j.indcrop.2012.04.028. [CrossRef] [Google Scholar]
50. Chen W., Yu H., Liu Y., Hai Y., Zhang M., Chen P. Выделение и характеристика нановолокон целлюлозы из четырех растительных волокон целлюлозы с использованием химико-ультразвукового процесс. Целлюлоза. 2011;18:433–442. doi: 10.1007/s10570-011-9497-з. [CrossRef] [Google Scholar]
51. Benhamou A.A., Kassab Z., Nadifiyine M., Salim M.H., Sehaqui H., Moubarik A., El Achaby M. Экстракция, характеристика и химическая функционализация фосфорилированных производных целлюлозы Giant Reed. Растение. Целлюлоза. 2021; 28: 4625–4642. doi: 10.1007/s10570-021-03842-6. [CrossRef] [Google Scholar]
52. Bahloul A., Kassab Z., El Bouchti M., Hannache H., Qaiss A.E.K., Oumam M., Achaby M.E. Микро- и наноструктуры целлюлозы баклажана ( Solanum melongena L) сельскохозяйственные отходы. углевод. Полим. 2021;253:117311. doi: 10.1016/j.carbpol.2020.117311. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Томас С.К., Бегум П.М.С., Доминик Ц.Д.М., Салим Н.В., Хамид Н., Рангаппа С.М., Сиенгчин С., Парамешваранпиллай Дж. Выделение и характеристика целлюлозных нановискеров из растения Acacia caesia . Дж. Заявл. Полим. науч. 2021;138:e50213. doi: 10.1002/app.50213. [CrossRef] [Google Scholar]
54. Рамкумар Р., Сараванан П. Характеристика целлюлозных волокон, извлеченных из коры Пилиостигма кистевидная . Дж. Нат. Волокна. 2021: 1–15. doi: 10.1080/15440478.2021.1875356. [CrossRef] [Google Scholar]
55. Selvan M.T.G.A., Binoj J.S., Moses J.T.E.J., Sai N.P., Siengchin S., Sanjay M.R., Liu Y. Извлечение и характеристика натурального целлюлозного волокна из ароматных корней винтовой сосны в качестве потенциального усиления для полимерные композиты.