1000 руси крещение руси: Крещение Руси | Православие и мир

1000-летие крещения Руси | это… Что такое 1000-летие крещения Руси?

1000-летие крещения Руси — мероприятия, проходившие в СССР в июле 1988 года, приуроченный к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году.

Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества получили общесоюзный статус. Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе.

Содержание

  • 1 Подготовка
  • 2 События
  • 3 Значение
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Подготовка

23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея»[1], для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха Пимена. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.

17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата[2]. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской Патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность Председателя Совета по делам религии Константина Харчева, сменившего Владимира Куроедова. Но начавшийся в 1986 году пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан развеял те страхи: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.

Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призывала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре»[3].

События

Празднования в Ленинграде, митрополит Алексий

Празднования в Ленинграде, часовня Св. блаж. Ксении

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России.

29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси»[4], которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР.»[5]

Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарсностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»[6]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор МДА) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов[7].

Накануне торжеств цекрви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.

6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского.

12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Константинопольский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от РПЦ во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988 года[8].

Торжества происходили в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире и во всех епархиях Русской православной церкви. Был организован торжествен­ный концерт в Большом театре.

Многие мероприятия празднеств широко трансли­ровались по центральному телевидению.

1000-летие крещения Руси отмечалось также Русской Зарубежной Церковью[9].

Значение

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 августа 2012.

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва. Появление в 1988 году тенденции к подлинной свободе вероисповедания связано с тем, что Советское государство сначала медленно, а затем все быстрее погружалось[источник не указан 96 дней] в экономический, полити­ческий и моральный[источник не указан 96 дней] хаос, а также с невозможностью дальнейшего государственного контроля над Церковью.

Примечания

  1. Определения Священного Синода. // ЖМП. 1981, № 2, стр. 4—5.
  2. ЖМП. 1983, № 8, стр. 2.
  3. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Новосибирской епархии
  4. ЖМП. 1988, № 7, стр. 2—6
  5. Под Патриаршим омофором. Издание Московской Патриархии. М., 1989, последняя стр. (нумерация страниц отсутствует).
  6. Цит. по: ЖМП. 1988, № 9, стр. 37.
  7. ЖМП. 1988, № 9, стр. 2.
  8. ЖМП. 1988, № 12, стр. 53 — 54
  9. Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) / Организации / Патриархия.ru

Ссылки

  • Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) Глава: 19. Тысячелетие Крещения Руси
  • «Былое пролетает…»
  • Передача «Старая квартира», посвящённая 1000-летию крещения Руси
  • Празднование 1000-летия Крещения Руси в Новосибирской епархии
  • Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси)

Фильм Празднование 1000-летия крещения Руси. (фильм 2-ой из серии»С нами бог»). (1989)

Часть (к/п) №1

Горит свеча, отъезд на Евангелие – кр.

Икона Спасителя – кр.

Фото – Свято-Данилов монастырь.

Фото – Разрушенный Свято-Данилов монастырь.

Восстановленный Свято-Данилов монастырь – разн.

Люди входят в Свято-Троицкий собор – ср.

Митрополит Ювеналий выходит из машины здоровается с митрополитом Филаретом – кр.

Митрополиты проходят в собор.

Духовенство поднимается по лестнице собора, входит в Троицкий собор – ср.

Народ в храме – ср., кр.

Фрагмент всенощной (синхронно) – ср.

пнр на народ в храме – кр.

пнр на Царские врата – ср.

Облака над Свято-Даниловым монастырем – общ.

Икона Святого Даниила Московского – кр.

Изображение Свято-Данилова монастыря на иконе – ср. , пнр.

Люди идут в Свято-Данилов монастырь – ср.

Священники выходят из машин, проходят в монастырь – ср.

Монахини идут в монастырь, пнр на колокольню – ср.

Люди под зонтами на территории Свято-Данилова монастыря в ожидании литургии – ср.

Из Троицкого собора выносят икону, выходят патриархи и главы церквей – разн.

пнр на собравшихся в Свято-Даниловом монастыре.

Шествие с иконой «Крещение Руси» — разн.

Храм «Святых отцов семи вселенских соборов» — пнр.

Икона «Святое Крещение Руси» — пнр.

Изображение «Святой Троицы» — кр.

Молящиеся в Свято-Даниловом монастыре во время литургии – разн.

пнр на алтарь – общ.

Фрагмент литургии (синхронно).

Молится старушка – кр.

Духовенство в алтаре – общ.

Часть (к/п) №2

Молебен в Свято-Даниловом монастыре.

Возглашает архимандрит Стефан (синхронно) – кр.

Инаковерующие на молебне – ср.

Люди на молебне – общ.

Молящиеся – кр.

Главы церквей и митрополиты на молебне – кр.

Молебен в Свято-Даниловом монастыре – общ.

пнр с алтаря на кресты – общ.

Крест на колокольне – общ.

Новодевичий монастырь – общ.

Соборы Кремля – общ.

Храм Василия Блаженного – общ.

Молебен на закладке нового храма – общ.

Закладной камень – кр.

Молятся священники и верующие – ср.

Стоят священники со свечами – ср.

Патриарх Пимен читает молитву – ср.

Стоят дети – ср.

Молебен – разн.

Патриарх Пимен держит кропило – кр.

Кланяются священники – ср.

Митрополит Ювеналий окропляет камень – ср.

Кланяются верующие – кр.

Стоят священники – кр.

Икона «Крещение Руси» — ср.

Горят свечи – кр.

Закладной камень – кр.

Москва-река – общ.

Вид Москвы – общ.

Очередь на выставку – общ.

пнр на здание Большого театра – ср.

Здороваются гости, прибывшие в Большой театр на Торжественный акт, посвященный

1000-летию Крещения Руси.

Из автобуса выходят буддисты – общ.

Президиум на сцене Большого театра – общ.

Зрители, панорама на ложи – общ.

пнр на аплодирующих – ср.

Выступает патриарх Пимен (синхронно) – кр.

Аплодирующие – общ.

Выступает митрополит Филарет Минский – общ.

Слушающие – кр.

Выступает митрополит Ювеналий – кр., общ.

Слушающие – разн.

Часть (к/п) №3

Купол Покровского храма на Нерли – кр.

Звонница, панорама на кресты – кр.

Колокольня Ивана Великого в Кремле – кр.

пнр по колокольне Ивана Великого – кр.

Фрагменты иконы «Куликовская битва» — ср.

Икона «Святой митрополит Петр» — ср.

Икона «Церковь воинствующая» — пнр, ср.

Памятник Минину и Пожарскому – кр.

Икона «Борис и Глеб на конях» — ср.

Икона «Святые Борис и Глеб» — кр.

Фрагмент иконы – ср.

Фото – Разрушенные во время Великой Отечественной войны храмы.

Образ Георгия Победоносца – кр.

пнр по иконе «Чудо о змии» — ср.

На торжественном заседании в Большом театра выступает митрополит Ювеналий – общ.

пнр на слушающих – общ.

Среди присутствующих в зале народный артист СССР И.Козловский – кр.

Купол храма – общ.

Фреска «Крещение Руси князем Владимиром» — разн.

Служба в храме – общ.

Молится мужчина – кр.

пнр на верующих в храме – ср.

пнр по фрескам и иконам в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры – ср.

Икона «Иоанн Предтеча» — ср.

Икона Святителя Николая – ср.

Президиум торжественного заседания, панорама на выступающего патриарха Антиохийского и Всего Востока Игнатия IY – ср.

Среди слушающих в зале – писатель В.Белов.

Выступает католикос Вазген I – кр.

Слушающие – общ.

Выступает секретарь Ватикана Агостино Казароли – кр.

Слушают митрополиты – кр.

Выступает модератор Центрального Комитета Всемирного Совета церквей Хайнц Иоахим Хельд – кр.

Выступает архиепископ Англиканской церкви провинции Центральной Африки доктор Уолтор Макулу – общ. , кр.

Слушающие – кр.

Выступает митрополит Дели и Севера Ортодоксальной Сирийской церкви в Индии Павел Мар Григорий — кр.

Слушает патриарх Пимен – кр.

Выступает генеральный секретарь Национального совета церкви Христа в США пастор Ари Брауэр – кр.

Слушает писатель Юрий Бондарев – кр.

Выступает американский проповедник пастор Билли Грэм – кр.

Аплодирует президиум – общ.

Аплодирует зал – общ.

Президиум – снято с наездом.

Говорит патриарх Пимен – общ.

Слушающие – кр.

Встают члены президиума.

Поет хор (синхронно) – общ.

Стоят зрители в зале – общ.

Поет хор Троице-Сергиевой Лавры (синхронно).

Икона «Спаситель» — кр.

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры – общ.

пнр на крест Троицкого собора – кр.

Поет народная артистка СССР И.Архипова и хор под управлением Полянского (синхронно) – общ.

Фреска Дионисия «Покров Божией матери» — кр.

Фрагменты иконы «Заволжские старцы» — ср.

Фреска Дионисия «Знамение Божией матери» — кр.

Икона Божией Матери «Владимирская» — кр.

Часть (к/п) №4

Хор Большого театра исполняет гимн Глинки «Славься!» (синхронно) – общ.

Памятник «Тысячелетие Руси» в Новгороде — общ.

Фрагмент памятника – кр.

Церковь во имя Сергия Радонежского на Куликовой поле – ср.

Памятник-колонна на Бородинском поле – ср.

Храм Христа Спасителя – ср.

Соборы Кремля – ср.

Успенский собор – ср.

Благовещенский собор – ср.

Церковь Ризоположения в Кремле –ср.

Колокольня Ивана Великого – ср.

Поет хор Большого театра (синхронно).

Зал аплодирует – общ.

пнр на люстру Большого театра.

Могила Неизвестного солдата – кр.

Вечный огонь – кр.

г.Ростов-на-Дону – проходят священнослужители и люди с цветами.

г.Ленинград – проходит духовенство, народ.

Несут крест из цветов.

г.Киев – шествие к Вечному огню.

Священнослужители несут венки из цветов.

Шествие и возложение цветов в Ленинграде.

Смотрят люди.

Патриарх Пимен и священнослужители возлагают цветы к Вечному огню в Москве.

Стоит старая женщина – кр.

пнр с венка на главки Киево-Печерской Лавры – кр.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве – общ.

Народ на литургии в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Архиепископ Никодим – кр.

пнр по главкам церквей в Дальних пещерах – ср.

Фреска «Киево-Печерские монахи» — ср.

Фрагмент божественной литургии «Верую» (синхронно) – общ.

Церковь в Дальних пещерах – ср.

Митрополит Филарет Киевский и священнослужители в пещерах – ср.

Икона Преподобного Феодосия – ср.

Крестится митрополит Ювеналий – ср.

Румынский патриарх и другие в пещерах – ср.

Гости прикладываются к Царским вратам в пещерной церкви, крестятся и выходят – ср.

Фреска «Киево-Печерские монахи» — ср.

Памятник Святому Владимиру – общ. , наезд.

Владимирский собор – ср.

Духовенство выходит на крестный ход из Владимирского собора – кр., общ.

Проносят хоругви – кр.

Священники проносят иконы – ср.

Идут семинаристы, священники, архиереи, митрополиты, патриархи – ср.

Проходят верующие – ср.

Звонят звонари на колокольне – разн.

Гости проходят по территории Суздальского Кремля – общ.

Выступает фольклорная группа «Русичи» — ср.

Смотрят зрители – ср.

Слушает католик – кр.

пнр на аплодирующих – ср.

Часть (к/п) №5

Звонница во Владимире – ср.

Духовенство проходит в Успенский собор – общ.

Из машины выходит митрополит Владимир – ср.

Проходит католикос Илия.

Молящиеся у входа в Успенский собор во Владимире – общ.

Рака Александра Невского – общ.

Изображение Александра Невского на раке – ср.

Александро-Невская Лавра – общ.

пнр с Троицкого собора на людей – ср.

Встречают прибывшего митрополита Алексия – ср.

Смотрят люди – кр.

Встречают митрополита Феодосия, митрополита Василия – ср.

Встречают патриарха Антиохийского Игнатия IY – ср.

Народ у входа в собор – общ.

Кресты на Смоленском кладбище в Ленинграде – кр.

Крестный ход к часовне Блаженной Ксении – общ.

Смотрят монахини – ср.

Идет Крестный ход – общ.

Народ у часовни Блаженной Ксении – общ.

Икона Блаженной Ксении – ср.

Горят свечи – кр.

Стоят верующие со свечами – кр.

Митрополит Алексий – ср.

Священник из Америки – кр.

Игуменья Варвара – кр.

Народ у часовни – общ.

Памятник на могиле – Ангел склонился над крестом.

Фигура ангела на Александрийском столпе – кр.

Исаакиевский собор – ср.

Колокольня Корецкого монастыря – ср.

пнр и наезд на памятник – кр.

пнр на надпись на камне – кр.

Вид Свято-Успенской Корецкой обители – общ.

пнр на Успенский собор – ср.

Служба в Успенском соборе – общ.

Монахиня читает у аналоя (синхронно) – общ.

Монахини молятся – кр.

Плащаница – кр.

Старая монахиня – кр.

Икона Божией матери «Споручница грешных» — кр.

Игуменья – кр.

Послушница зажигает лампаду перед иконой Божией матери «Спорительница хлебов» — ср.

Река – общ.

Вид монастыря – общ.

Монастырский двор, рабочие во дворе – общ.

Введенский собор в строительных лесах – ср.

Мужчина прикладывается к мощам Преподобного Амвросия – ср.

Икона Преподобного Амвросия – кр.

Монах читает молитву (синхронно) – ср.

Звонарь звонит в колокола – кр.

пнр с куполов Введенского собора на Крестный ход – ср.

Крестный ход с мощами – общ., ср.

Стоит женщина с ребенком – кр.

Крестный ход – разн.

Говорит писатель Станислав Куняев (синхронно).

Народ на акафисте – общ.

Слушают верующие – кр.

Икона Божией матери «Калужская» — кр.

Хоругвь – кр.

Рака преподобного Амвросия – ср.

Молодые послушники – кр.

Священники на акафисте – ср.

Священник держит икону Преподобного Амвросия – кр.

Наместник монастыря отец Евлогий – кр.

Монахи и священники на акафисте – ср.

Собравшиеся поют акафист Преподобному Амвросию (синхронно) – общ.

Часть (к/п) №6

Говорит писатель М.Антонов (синхронно) – кр.

Скульптура трубящего ангела – ср.

Монахи звонят в колокола – кр., ср.

Почаевская Лавра – общ.

Монах звонит в колокол – ср.

г.Львов – общ., снято сверху.

Колокольня Свято-Данилова монастыря – ср.

Прихожане в Свято-Даниловом монастыре – общ.

Народ у Дальних пещер в Киево-Печерской Лавре – общ.

Народ у церкви в Калуге – кр.

Крест на куполе храма – кр.

Крестится мальчик – кр.

пнр на прихожан в храме – ср.

Митрополит Никодим благословляет верующих – кр.

Митрополит Питирим с кадилом – кр.

Патриарх Пимен благословляет сосуды с миром – ср.

Митрополит Филарет Минский рукополагает в сан – ср.

Народ в храме – ср.

Благословляет митрополит Владимир – кр.

Крестится женщина – кр.

Причащает митрополит Алексий – кр.

Народ в храме – ср.

Обряд помазания проводит митрополит Филарет Киевский – кр.

Люди в храме – кр.

Патриарх Пимен благословляет прихожан – ср.

Верующие в храме во время божественной литургии – общ.

Образ Спасителя – кр.

Крестный ход вокруг храма в Тюмени – общ.

Икона Божий матери «Тихвинская» — кр.

Крестный ход – общ.

Икона «Святитель Николай» — кр.

пнр с людей на Крестный ход – общ.

Икона Преподобного Сергия Радонежского – ср.

Крестный ход – общ.

Икона «Серафим Саровский» — кр.

Крестный ход – общ.

Икона «Амвросий Оптинский» — кр.

Крестный ход – общ.

пнр с храма на Крестный ход – общ.

Купол храма – кр.

Монах звонит в колокол – общ.

Россия: Церковная нация, традиционализм которой — миф

МАКСИМ ТРУДОЛЮБОВ

Россиянам постоянно говорят, что их страна стоит как оплот против морального разложения Запада. На самом деле, если и есть что-то, напоминающее официальную идеологию, продвигаемую Кремлем, так это декларируемая россиянами способность держаться за традиции своих предков.

Одним из любимых клише президента России Владимира Путина является то, что евроатлантические страны отвергают свои христианские корни, а Россия их поддерживает. В то время как «они отрицают моральные принципы и все традиционные идентичности», мы сохраняем их в неприкосновенности, повторил Путин на международном форуме. В 2016 году он также предположил, что победа Дональда Трампа на посту президента в 2016 году означает, что американцы «согласны с нашим пониманием традиционных ценностей».

Традиция — общеизвестно широкое понятие. Но сами российские власти разработали заменитель тех ценностей, которые они считают «традиционными».

«В основе наших нравственных ценностей лежат христианские православные ценности», — сказал Путин в своем обращении к Патриарху Кириллу, главе Русской православной церкви (РПЦ). Действительно, 65 процентов опрошенных Фондом «Общественное мнение» считают себя православными христианами. По данным независимого опроса Левада-центра, подавляющее большинство (76 процентов) положительно относятся к христианству как к вере, в то время как около 19процентов говорят, что ценят ислам.

В связи с этим строительство новых православных церквей должно стать желанным проектом в большинстве общин России. И все же планирование или строительство новых церквей в городах России иногда вызывает напряженность, и возникающие в результате конфликты часто становятся опасными или даже жестокими.

История Екатеринбурга и плана строительства собора в одной из центральных зеленых зон этого уральского города — недавний тому пример. Уже пятый день тысячи людей приезжают на предполагаемую строительную площадку. Когда власти построили забор, протестующие выстроились вокруг него живой цепью, столкнулись с ОМОНом и снесли забор, скандируя: «Хотим парк»). Было задержано до ста человек, около 20 арестовано. В четверг власти установили более прочный забор, но людей стало приходить еще больше, чем раньше.

Пока что жителям удалось добиться того, чтобы их услышали. Даже сам Путин был вынужден высказаться по этому поводу и предложил уважать мнение людей. В мэрии сразу приостановили все работы на сайте и заявили, что организуют опрос по этому вопросу. Местное исследовательское агентство «Социум» сообщило, что 52 процента местных жителей выступили против строительства собора, а 28 процентов высказались за него. Опрос был небольшим по масштабу и охватил всего 300 респондентов в полуторамиллионном Екатеринбурге.

Эта развивающаяся история уже стала главной национальной новостью, но протест Екатеринбурга не единственный. Не менее пяти проектов строительства храмов в Санкт-Петербурге вызвали различные конфликты. Уже пять лет петербуржцы пытаются помешать строительству храма в парке Малиновка. В другом случае в районе проспекта Науки (буквально проспект Науки) местные жители утверждали, что им нужна больница, а не молитвенный дом, потому что поблизости уже было три церкви.

С 2016 года жители района, прилегающего к московскому парку Торфянка, ведут войну на истощение против плана строительства храма на их территории. Бой не окончен, но строительные работы приостановлены. Некоторые жители Нижнего Новгорода недавно отреагировали на екатеринбургскую акцию, проведя собственную акцию протеста против плана строительства часовни в одном из городских парков.

Конечно, есть и более радостные истории о новых церквях. Церковь на Ходынском поле в Москве, которая когда-то вызывала споры и была построена, несмотря на длительную борьбу с жителями, по словам ее прихожан, способствовала процветанию прихода. Церковь на севере Москвы, посвященная Николаю II, последнему царю России, причисленному к лику святых, также была построена, несмотря на возражения жителей, и сейчас открыта.

В Москве строится больше всего новых церквей. В рамках московской программы «200 церквей» выделено более двухсот участков, с 2011 года возведено более 60 церковных зданий. Недавно московские власти хвастались, что их город является мировым лидером по строительству церквей. Заявление вызвало как споры, так и шутки о том, что русские люди живут и исцеляются молитвой, а не едой и лекарствами, но факт остается фактом: Москва, да и Россия в целом, строят очень много церквей.

И это вполне естественно для страны, пережившей период в своей истории, когда священников сажали в тюрьмы и убивали, а большинство молитвенных домов разрушали. В 1988 году, в год 1000--й годовщины Крещения Руси, Русская Православная Церковь насчитывала 8500 приходов. По последним официальным данным, РПЦ насчитывает более 38 500 приходов.

Этот же писатель в православной юности входил в группу, которая ходатайствовала об открытии храма, закрытого в советское время. Это было распространено в девяностых, но не сегодня. Вместо этого большинство церквей строятся потому, что этого хотят власти и Русская православная церковь. Открытия и строительные проекты, по большому счету, являются делами сверху вниз. Их финансируют «Транснефть», ВТБ, «Газпром», Сбербанк и другие крупные корпорации, контролируемые государством.

Очень часто храмы строятся в рамках проектов коммерческой застройки, и случай Екатеринбурга — один из таких примеров: будущий собор является частью комплекса, включающего офисные помещения и элитные апартаменты. И именно поэтому истории людей, собирающихся вместе, чтобы подать петицию об открытии церкви, в наши дни редки, в отличие от историй людей, протестующих против строительства церквей.

Что же остается нам с точки зрения того, что Россия является страной традиционных ценностей? Россия — страна, которая строит много церквей — это точно. Причины как духовные, так и политические. Есть реальный спрос на храмы, но этот спрос трудно измерить, потому что его опережают инициативы сверху вниз: государство и церковь нужны друг другу.

Но на самом деле российское общество – это не общество традиционных ценностей. Как это может быть один? Россия пережила 74 года полного и безоговорочного уничтожения всего, что имело отношение к традиционным верованиям и обычаям. Россия пережила почти 30 лет постсоветского существования, но повернуть социальные часы вспять просто невозможно. Исследования показывают, что в ценностном плане сегодняшние россияне по сути своей европейцы. «Среди наших десяти индикаторов ценностей мы не выделили ни одного, который отличал бы российских субъектов от европейских», — пишет Максим Руднев, социолог, много лет изучающий ценности. Это не мешает большинству россиян идентифицировать себя как православных. Это часть сложной культурной идентичности, а не конфессиональная вера.

Ирония сегодняшнего дня заключается в том, что конфликт вокруг этих нисходящих «коммерческих» церквей, которые одних приводят в бешенство (и оставляют равнодушными других), помогает посеять семена подотчетности правительства и индивидуального самовыражения, а не смутно «традиционных ценностей». которые Кремль произвольно присваивает гражданам России.

Русская Православная Церковь Заграницей

 

 

Южная Америка впервые стала принимать православных – греков, славян, сербов – во второй половине XIX века. В 20 веке сюда эмигрировали те, кто отверг большевистскую власть в России, особенно русские офицеры Белой армии.

Епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн рассказывает нам о том, за что наши предки заслужили эту похвалу, как изменится православная приходская жизнь в ближайшие двадцать лет и с какими проблемами сейчас сталкиваются православные христиане в Латинской Америке.

Волны русской эмиграции

– Ваше Преосвященство, за тридцать лет служения Русской Православной Церкви произошло много великих перемен, которые вряд ли можно было предвидеть. Каким Вы видите будущее Православия в России и Южной Америке в ближайшие двадцать лет?�

– Двадцать мне кажется долго. С другой стороны, если заглянуть лет на двадцать в прошлое, когда мы праздновали 1000-летие Крещения Руси, никто не думал, что железный занавес рухнет так внезапно, что между двумя ветвями восстановится общение. Русской православной церкви, и что они объединятся. Вот почему то, что сейчас происходит в России, вселяет в меня большие надежды; в этом плане я оптимист.

Возрождение Православия на Руси можно сравнить со временами святого равноапостольного князя Владимира, так как сегодня фактически происходит второе крещение Руси. Если посмотреть, что произошло после первого крещения: люди просто шли за князем, ничего не понимая, они были неграмотны, но с чистым сердцем приняли христианство, приняли крещение и открылись влиянию Святого Духа. Спустя несколько поколений она уже стала называться Святой Русью. Сыновья князя Владимира, Борис и Глеб, стали святыми. Преподобный Антоний Печерский отправился на Афон и вернулся, вернув понятие монашества. Если это было возможно тогда, когда люди были неграмотны, то сегодня, когда Святая Русь уже существует в нашей коллективной памяти, и есть много доступной литературы, Православие может расцвести еще раз гораздо легче, чем тогда. Я надеюсь, что это произойдет в ближайшие двадцать лет.

– Вы общались с разными поколениями русских эмигрантов, чем они отличаются?

� В первую волну вошли ссыльные белоэмигранты. Вторую составляли не желавшие возвращаться в СССР после Второй мировой войны изгнанники (они жили на оккупированных территориях, а потом бежали на Запад от приближающегося фронта. Например, в Латвии беженцами стали 10% населения). ).

В их число входили советские военнопленные, советские граждане, вывезенные на Запад для работы на немцев. Все они хорошо понимали, что многих из них по возвращении ждала сибирская ссылка и лагеря. Третья и четвертая волны ушли по собственному желанию. Третий состоял в основном из еврейских эмигрантов. Это не означало, что они сами были евреями, но иногда их считали евреями по браку или по одному из родителей. Среди них было много православных, а кто не был, многие стали верующими.

Первая и вторая волны всегда боролись за свою «русскость», всегда смотрели в сторону России с надеждой на то, что если они сами не смогут, то хотя бы их дети или внуки смогут вернуться на Родину. В настоящее время наши храмы посещают потомки первой волны эмигрантов. Среди них есть один пожилой, но энергичный человек, родившийся в дореволюционной России. Зовут его Валентин Васильевич Хасапов. Ему 96 лет, и он живет в Буэнос-Айресе.

Интересно и то, что дети первых двух волн эмиграции сохранили русский язык, хорошо говорят по-русски. Для сравнения, те, кто приехал десять лет назад, говорят по-русски с «проглатываемыми согласными» и включают испанские термины, что примечательно. Их не так много в наших церквях. Я еще не встречал людей третьей волны в Аргентине. Это не значит, что их там нет, просто я их не встречал. Многие представители четвертой волны посещают храмы Московского Патриархата. Я служу в Воскресенском соборе в Буэнос-Айресе, а также выполняю функции священника, выслушиваю исповеди, причащаю, так как священников у нас не хватает, поэтому я имею более непосредственный контакт с нашей паствой.

– Сколько у вас прихожан?

– По воскресеньям у нас около тридцати человек, на Пасху несколько сотен. Молодежи мало, средний возраст 40 и выше. Помимо русских, у нас есть коренные аргентинцы, и один из них сейчас учится в семинарии в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. У нас есть службы выходного дня, главные и Двенадцатилетние праздники, когда мы также служим всенощное бдение. Если праздник выпадает на будний день, в церковь приходит очень мало людей: все на работе. Тогда я мог бы проводить богослужения дома. Отсутствие прихожан отчасти связано с ударом, нанесенным Русской Православной Церкви Заграницей расколом в Латинской Америке. Предыстория ситуации такова, что в 2007 году группа священнослужителей и мирян в Латинской Америке ушла в раскол, устроенный бывшим епископом РПЦЗ Агафангелом (Пашковским). Он отказался принять Акт о каноническом общении между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. Лишенный сана за раскольнические действия, Агафангел объявил себя «митрополитом» и «первоиерархом» Зарубежной Церкви. За ним последовал ряд приходов в Южной Америке: некоторые в Бразилии, несколько в Аргентине, а также другие в других странах. Всеми «агафангелитскими» приходами в Южной Америке управляет «епископ Сан-Паульский и Южно-Американский Григорий». Этот человек — лишенный сана протоиерей Георгий Петренко, овдовевший, а затем ставший монахом и принявший имя Григорий. Я сейчас изучаю этот вопрос, ищу причины поддержки раскольников именно в Латинской Америке, но ответа пока не нашел. Я, например, могу найти общий язык со старообрядцами, потому что разрыв с ними был церковный, все разногласия в церковных делах.

У этих раскольников разрыв не церковный. Причины, на мой взгляд, политические, психологические и социально-психологические. Кроме того, в умах и сердцах народов Латинской Америки царит общий дух сопротивления. В частности, раскольники продолжают настаивать на том, что Россия — это просто продолжение Советского Союза, что в РПЦ входят сотрудники КГБ и т. д. С раскольниками мы сейчас не контактируем. Хотя мы открыты к диалогу и готовы разъяснить, что Акт о каноническом общении с Московским Патриархатом, подписанный в мае 2007 года, не является «предательством» или «отступничеством». Но раскольники ничего этого не услышат. Передо мной как епископом стоит главная задача – уврачевать раскол, вернуть паству и сами храмы (такие, как Свято-Троицкий собор в Буэнос-Айресе, оккупированный раскольниками). И поднять уровень церковной жизни в народе, потому что он далеко ушел от Церкви.

Но не все так плохо. Ситуация в Чили вселяет в меня большие надежды. Большую часть православной паствы составляют чилийцы, перешедшие в православие из католицизма. На первый взгляд это может показаться странным, ведь католическая церковь в Чили очень сильна, и католики серьезно относятся к религиозному образованию. Тем не менее, бывшие католики говорили мне, что они переходят в православие, поскольку оно отвечает их поискам истинной веры. Но в целом для южноамериканских стран основная тенденция обратная — люди отходят от Церкви, вступают в смешанные браки, ассимилируются, а их дети, как правило, хотя и крещены православными, но не сохраняют их православная вера. Важно, что в Чили есть священник, сам чилиец, который является активным миссионером.

Большинство людей, посещающих храмы Московского Патриархата, тоже чилийцы. В Сантьяго нет церкви, захваченной раскольниками. Но мы устроили в квартире часовню и там проводим богослужения. Православная община в Чили более яркая, чем в Аргентине. Сейчас мы строим храм во имя преподобного Силуана Афонского в городе Консепсьон (второй по величине город Чили), где живет священник. Православные арабы там жертвовали землю, а русские, чилийцы и несколько сербов жертвуют свои ресурсы. Это будет единственный православный храм в городе. Его настоятель – протоиерей Алексий Аэдо.

– Сколько у вас всего приходов в вашей епархии?

� Это неопределенные числа. Некоторые наши приходы, как я уже сказал, находятся в расколе. Мы до сих пор считаем их своими. Есть у нас и другие, где у нас очень мало богослужений, например, раз в месяц или еще реже, иногда всего раз в год. В Венесуэле у нас шесть приходов и два священника, в Чили было три общины, один священник и один дьякон, в Аргентине три действующих прихода (один собор). В Парагвае есть один приход. Недавно приехал священник из России. В Бразилии есть пять действующих приходов, которые все перешли в раскол, как и единственная церковь в Уругвае.

– Может быть, перевод богослужений на испанский язык привлек бы большую паству из числа коренного населения? Вы, в частности, сказали, что три ваших прихода в Чили служат на испанском языке.

– Да, в Чили служат на испанском языке. Но когда я еду туда служить, моя часть службы на церковнославянском языке (паства это понимает), а остальная служба на испанском языке. Между прочим, они также используют русское и греческое пение. Есть одна проблема, о которой я хотел бы вам рассказать. Речь идет о потомках русских эмигрантов, родившихся в Аргентине и не понимающих церковнославянского языка. Но они не хотят ходить в церковь, где поют на испанском языке, так как они уже не могут называть себя русскими и ничто их не связывает с Россией. Я думаю, что проблема перехода на испанский язык в богослужении — дело времени. Вы спрашивали о будущем православия в Латинской Америке: возможно, наше будущее связано с использованием испанского языка в богослужении повсеместно. Антиохийцы уже внесли изменения; у них есть четыре епархии в Южной Америке. В Аргентине и Чили полностью перешли на испанский язык, в Бразилии – на португальский, а в Венесуэле служат на арабском. Если русская, греческая и сербская общины перейдут на испаноязычное богослужение, то, наверное, все они сольются в одну Церковь, потому что разделение по национальному признаку в этом случае, на мой взгляд, не имеет смысла. Я думаю, что мы должны перейти на испанский язык, но я не тот человек, который может это сделать, так как я недостаточно хорошо владею языком.

� В одном из интервью вы говорили о будущем работы со старообрядческими общинами�

– Мы должны изучить этот вопрос. В Южной Америке, особенно в Бразилии и Боливии, много старообрядцев Часовенского согласия. В Уругвае есть старообрядцы. На практике у них нет священства, но они не заявляют, что благодать священства потеряна для мира. Желаю познакомиться с ними в надежде привлечь их под наш омофор.

– Какова ваша церковная структура? Есть ли у мирян проблемы с поиском духовенства?

– Священнослужителей у нас так мало, и они так далеко друг от друга, что практически выбора нет. В Москве у вас может быть несколько церквей на одной улице. Расстояния не позволяют священнослужителям часто встречаться для обсуждения общих духовных вопросов. Мы не можем проводить интернет-конференции, так как многие пожилые священнослужители не привыкли к этой технологии. И конечно, если у священников возникают конкретные вопросы в их духовном служении, то мы решаем их напрямую по телефону. Часто это вопросы, возникающие в семьях, где супруги принадлежат к разным церквам; Католическая и православная.

– Владыко, насколько сильно Вы ощущаете Божье присутствие в своей жизни?

– Я думаю, что это естественно, когда Бог присутствует в нас, и мы не обращаем на это внимания, но когда Его нет, мы сразу чувствуем. Я хотел бы поговорить о другом. В Южной Америке у меня часто возникает ощущение, что люди здесь находятся на окраине цивилизации. Не только потому, что они живут в скромных условиях, но и потому, что они географически удалены от остального мира. Что я вижу, так это то, что в Аргентине религиозность людей ощущается не очень сильно, а чилийцы, наоборот, очень настойчивы в поисках истинной веры. Хотя верующие в Аргентине в основном католики, среди них есть склонность к «теологии освобождения». Это южноамериканская концепция, в которой политика заменила церковное учение. Это явление, мне кажется, играет большую роль в нашем расколе, но у католиков это политически левое, а у нас — правое. Эти раскольники считают себя монархистами, но с некоторыми фашистскими наклонностями. Например, они всегда поддерживали военные диктатуры, они выступали против России, которой, по их мнению, до сих пор правят коммунисты и т. д.

– Что бы Вы пожелали православным верующим России?

– Чтобы они укреплялись в своем Православии, чтобы они были закваской в ​​обществе, чтобы они стяжали Дух Мира. Если даже несколько человек твердо стоят в своей вере, это не может не влиять на всех окружающих. И если человек исповедует христианство, но не ведет христианский образ жизни, он отвращает других от христианства. Каждый из нас должен проповедовать Евангелие на деле.