Сочинение История России в произведениях Пушкина (7 класс). Сочинение история россии


Сочинение История России в произведениях Пушкина (7 класс)

Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич.

Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным. Он очень тщательно и внимательно исследовал историю и пытался сделать всё возможное, чтобы не потерять ни одной её составляющей.

Пушкин безумно любил и преклонялся перед своей родиной, и поэтому очень часто писал про ее уголки во многих произведениях. Писатель и поэт в одном лице гордился своей отчизной, это всегда подталкивало его к написанию стихов и поэм на тему любимой родины. Он как ребенок радовался, что на такой, по его мнению святой земле живут герои различных военных действий, известные своими достижениями люди, которые смогли добиться каких-то успехов в различных отраслях, писатели и авторы, выдающиеся строители и простые, обычные люди, ежедневно работающие на улучшение страны. Каждого из россиян он считал выдающимся человеком, способным на всё, ну или хотя бы на многое.

Критики предполагают, что Пушкин всегда желал написать именно такое произведение, которое дошло бы до современности и показало бы современному миру его настоящую любовь к отчизне, при этом он желал чтобы никогда не было забытым, осталось на все века в наших сердцах и душах, то что важно с исторического зрения для потомков такой большой страны.

Александр Сергеевич замечательный русский поэт. Его знает не только Россия, но и весь мир. Одним из самых известных произведений данного автора является "Капитанская дочка", это произведение было создано во времена правления Екатерины второй. Как известно из исторических справок Екатерина села на престол, без сожаления согнав с него своего мужа. Именно этой женщине относят многие дворцовые перевороты, то есть с помощью дворян и их подданных. В благодарность за помощь эта женщина очень щедро поощряла дворян, даже создала различные поощрительные грамоты дворянству, которые освобождали их от военной службы.В это самое время появился знаменитый персонаж российской истории Пугачев. Появление которого было началом различных переворотов и существенных изменений в правлении. Многие историки называют это самым мощным восстанием за всё время России.

Очень часто его сравнивают с так называемой гражданской войной. Стоит отметить, что отечественной истории довольно большое количество подобных моментов таких столкновений. И всё-таки данный писатель желал не только передать историю того времени но указать то, что восстания, гражданские воины никогда и никого не приводили к чему-то хорошему, а зачинщики каждого из подобных восстаний настоящие разбойники, которые только и могут, что грабить и издеваться над обычным народом, который никак не защищен.

Вообще история очень часто использовалась в произведениях того времени, каждый из писателей хотел показать своё трепетное отношение к родине, в том числе был и Александр Сергеевич.

Другие сочинения:

История России в произведениях Пушкина

История России в произведениях Пушкина

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Сочинение по лит-ре на тему "История России в произведениях...

История России всегда была богата на интересные события, много всего и хорошего и плохого  произошло в жизни отечества. Именно эта богатая вдохновением история с ее захватывающими сюжетами из реальной жизни и привлекала писателей.     История в произведениях Пушкина это очень интересная тема. Пушкин старается как можно шире ее охватить, и ему это удалось. Такие произведения, как: Песнь о Вещем Олеге, Борис Годунов, Медный Всадник, упоминают в себе многие исторические периоды, от Времен правления первых русских князей до Петровской эпохи.      Песнь о Вещем Олеге, в этом произведении Пушкин дает нам свое мнение о кончине великого русского князя Олега, прославленного полководца, мудрого и храброго. Самая известная победа Олега – поход на город Царьград (Константинополь): "Твой щит на вратах Царе града". И все это написано на старинный лад, и написано настолько хорошо, что можно подумать, что это вовсе отрывок из Летописи. События, описанные в Песне о Вещем Олеге, относятся к событиям 879-912 годов.      Народ движет историю и именно это хотел нам передать Пушкин в трагедии Борис Годунов. События Бориса Годунова описывают то, как народ повлиял на ход истории, как на корню изменил ее ход, ведь не вмешайся в ход событий народ, еще не известно, какой бы ход приобрела история. И вот Борис Годунов, сменивший имя, которого отправили в монастырь сидит и рассказывает о том, что было, ведь теперь в его жизни ничего нового не произойдет и ему ничего не остается, кроме как поведать о том, кем он был. Многие приняли такую же судьбу. В Царской России многих нежелательных для государя людей посылали в монастыри, дабы не мешали правительству. Написанием Бориса Годунова Пушкин охватил еще один период истории, так называемое Смутно время. Это примерно конец 16 – начало 17 века.      Петровскую эпоху Александр Сергеевич охватывает в Медном Всаднике. Медный Всадник – Петр I. За его подвиги перед Родиной, за то, что он "поднял Россию на дыбы”, его можно назвать “властелином судьбы”.  Человек прорубивший “окно в Европу”, воздвигший любимый город Пушкина – Санкт-Петербург, достоин памятника,  за его реформы, за то, что он расшевелил Россию. А поза, в которой он изображен на памятнике, отражает в себе его  стальной характер и железную волю. Все это хотел передать Пушкин нам простым читателям.    Время Ивана Грозного в Песне о купце Калашникове. Отражает весь характер людей того времени, волевые и свободолюбивые люди, не терпящие посягательств на счастье их родных и близких.  Но все были равны перед царем, перед Иваном Грозным. И никто не уйдет от его суда. Лермонтов скорее хотел показать, что тогда народ не терял своей воли и силы, не смотря на такого Грозного царя. Так и Калашников не потерял силы своего духа перед опричником. Не побоялся и смертельно ударить его, за что и был казнен. И он принял эту казнь. Не пытался отговориться, это показывает силу и крепость его духа.      В  стихотворении Лермонтова “Бородино” рассказывается о нелегкой доли Российского народа в войне 1812 года, в этом произведении автор изображает народ в критические моменты. Его стойкость духа, который лишь крепнет, от злостных нападок неприятеля. Неколебим дух русского воина, воины сами рвутся в бой, разрывая противника, но не без потерь обходятся эти победы, многие сложили свои головы на поле брани, но даже страх смерти не остановил русский народ. Была сожжена Москва, только бы она не досталась неприятелю, ни пяди земли не было отдано врагу. Как я думаю, именно торжество русского духа, но тропе войны, его стойкость и рвение вперед, именно это хотел показать автор, хотел превознести заслуги солдат и полководцев: “ Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы”.  Тем самым можно сказать, что писателей интересует История России как тема для сочинений из-за того, что путь народа в этой истории был велик и труден, и что никакая преграда не остановила его. История России интересовала и интересует писателей. Пушкин и Лермонтов раскрыли новые стороны, новые взгляды на эту тему. Они развили тему  народа в Истории России

obrazovalka.ru

Как писать историческое сочинение на ЕГЭ 2018?

Задание № 25

Выпускник должен написать ответ по одной из трех эпох. Первая: IX — конец XVII вв. Вторая: конец XVII в. — 1914 год. Третья: XX век от Первой мировой войны до декабря 1991 года. Даты во втором и третьем промежутках часто указаны с месяцами, как своеобразная подсказка ученику. Например, если выбран период «март 1801 г. — май 1812 г.», нужно рассказать не только об отечественной войне 1812 года, но и в целом о внутренней и внешней политике первого этапа правления Александра I.

Историческое сочинение — это творческая работа по определенному алгоритму. Сама формулировка задания включает почти все критерии, по которым текст будет оценен экспертом. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Указание событий (явлений, процессов)

В сочинении должны быть указаны два события (можно без дат) из выбранного временного промежутка. Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие — 1 балл. Не учитывается последовательность изложения и связь событий между собой. Первому критерию соответствует, по статистике, более 76% сочинений.

Когда указано больше двух явлений и два из них правильны, остальное именно по данному критерию не имеет значения, но все же, конечно, влияет на результат. Пример: «В период 1825-1855 гг. было создано III отделение С.Е.И.В. канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Кроме того, в этот же период в России начинают создаваться военные поселения». Эксперт справедливо начислит 2 балла по первому критерию, однако потом оштрафует за наличие ошибки, поскольку третье событие не вписывается в период.

Атлас по истории России. XIX -начало XX века. 9 кл.

Атлас по истории России. XIX -начало XX века. 9 кл.

Атлас по истории России XIX - начало XX в. для 9 класса соответствует Историко-культурному стандарту.

Купить
Исторические личности и их роль

Нужно не только назвать имена, но и обозначить роль личностей в указанных событиях. Если правильно раскрыты два исторических деятеля, эксперт ставит 2 балла. Если верно представлена только одна личность, начисляется 1 балл. Эта задача вызывает у большинства выпускников затруднения.

Сложность в том, что под ролью в событии понимаются конкретные действия. Эти действия должны носить единичный характер и выражаться непременно в личной активности.

Неправильные примеры:

  • «Иван III сыграл решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы»,
  • «Румянцев участвовал в Семилетней войне»,
  • «Ленин возглавлял СНК».

Правильные примеры:

  • «Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя»,
  • «Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом»,
  • «Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина».

Действия вроде «взойти на престол» и «быть главнокомандующим» — слишком абстрактные, за них не снимут балл, но и не начислят. По этому критерию легко работать с деятелями культуры и результатами из творчества, например: «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича».

История России. 10 класс. Рабочая тетрадь

История России. 10 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по истории России И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева и др. и соответствует ФГОС основного общего образования и историко-культурному стандарту. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебника для 10 класса авторо О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова. Тетрадь содержит разнообразные задания: тесты, составление эссе, работа с исторической картой, соотнесение дат и событий и т.д. и адаптирована для тренинга учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Купить
Причинно-следственные связи

Если правильно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь — 1 балл. Больше половины выпускников с этим не справляется.

Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина), при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Причинно-следственные связи, прописанные в роли личности, здесь уже не считаются. Однако кроме самих причин учитываются предпосылки событий, выходящие за границы периода, и поводы (если обозначено, что это повод).

Пример: «Одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов было издание указа Петра I о престолонаследии».

Оценка влияния событий на дальнейшую историю России

За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, эксперт начисляет 1 балл. Здесь ученик обязательно должен выйти за верхнюю границу указанного промежутка времени. Это один из самых сложных критериев.

Если выпускник не упоминает конкретного историка, а пишет, например, «по мнению ряда историков...», то ответ также засчитывается в качестве правильного (конечно, когда точка зрения действительно присутствует в историографии). В любом случае, опираться лучше на исторические факты, а мнение историков приводить дополнительно.

Пример на базе фактов: «1565–1572 гг.: Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь, привел страну к Смуте».

Пример на базе мнения историков: «1237–1242 гг.: В результате монгольского нашествия русские земли попали в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве».

История России. 10 класс. Практикум

История России. 10 класс. Практикум

Практикум предназначен для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности старшеклассников при изучении курса истории России (10 класс). Может быть использован и для организации учебной деятельности на уроке в рамках базового курса истории, в качестве курса по выбору, системы уроков при профильном уровне изучения предмета, дополнительных занятий при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Купить
Использование исторической терминологии

Чтобы получить еще 1 балл выпускнику достаточно корректно использовать хотя бы один исторический термин. Это, по статистике, удается подавляющему большинству.

Под историческим термином подразумевается слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи), или исторического процесса в целом. Могут использоваться такие слова как: полюдье, вече, десятина, Смута, местничество, мануфактура, парсуна, гвардия, продразверстка, индустриализация, коллективизация, реабилитация, приватизация и другие. Раскрывать в скобках значение термина не обязательно, но желательно.

Пример: «Княгиня Ольга провела налоговую реформу, установила уроки и погосты».

Наличие фактических ошибок

Если в сочинении нет фактических ошибок, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка — 1 балл. Важно учесть, что эксперт рассматривает этот критерий, когда за первые четыре выпускник набрал минимум 4 балла. К сожалению, ошибки встречаются даже в очень «сильных» сочинениях.

Ребятам лучше действовать по принципу: «не уверен — не пишу». Не учитываются стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, если они не приводят к содержательным ошибкам (мЕтрополия — мИтрополия).

Типичные фактические ошибки

  • Излишние обобщения («Битва на Калке должна восприниматься как поражение всех русских княжеств»).
  • Спорные суждения («Указ о престолонаследии Павла I не позволял женщинам занять престол»).
  • Использование терминов и понятий в неадекватном историческом контексте («ордынская оккупация»).
  • Содержательные ошибки. Связаны с соотношением личности и события («Петр I вел Семилетнюю войну»), датировкой («Павел I издал указ о престолонаследии в 1799 г.»), наименованием должностей («Н.С. Хрущев был Генеральным секретарем ЦК КПСС»), инициалами (В. И. Сталин, С. С. Карамзин) и др.
Электронная книга PDF. История России. 10 класс. Хрестоматия

Электронная книга PDF. История России. 10 класс. Хрестоматия

Хрестоматия является составной частью УМК "История России. начало XX - начало XXI века.10 класс. " (авторы О.В. волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов), соответствует историко-культурному стандарту и может быть использована с любым учебником по отечественной истории для 10 класса, входящим в Федеральный перечень.

Купить
Форма изложения

Если ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл. Но тоже только при условии, что за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов. С формой стравляется чуть больше половины выпускников.

Советы ученикам:

  • Не путайте историческое сочинение с эссе (в нем нет проблематики, но есть факты, которые обязательно нужно указать).
  • Не забывайте о логических связках и абзацном членении текста.
  • Не пренебрегайте правилами русского языка.
Алгоритм работы над сочинением
  1. Выбираем период. Имеет смысл не брать сложный период с запутанным ходом событий.
  2. Работаем с черновиком. Его можно составить в виде таблицы с 4 колонками: «Событие», «Причина», «Роль и действия личности», «Последствия». Также прописываем термины и вывод.
  3. Пишем вступление (общую характеристику).
  4. Пишем основную часть с указанием событий, личностей, причинно-следственных связей, не забывая о терминах.
  5. Пишем заключение.
Как подготовить учеников к сочинению в 10-11 классах
  • Объясните структуру исторического сочинения (что нужно написать, от чего следует отказаться).
  • Объясните критерии оценивания.
  • Тренируйте учеников работать с черновиками.
  • Пишите сочинения на уроках вместе, по мере прохождения материала.
  • Задавайте сочинения на дом.
  • Комментируйте сочинения по критериям.
  • Предлагайте ученикам самим оценивать свои и чужие сочинения по критериям.
  • Проводите работу над ошибками (типичными и индивидуальными).

В УМК «Российский учебник» по истории можно найти всю необходимую информацию для подготовки к сочинению, в том числе характеристики основных событий, причинно-следственные связи, конкретные действия исторических личностей и их роль в событиях, оценки влияния событий периода, историческую терминологию.

ЕГЭ-2018. История (60х84/8) 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

ЕГЭ-2018. История (60х84/8) 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

Пособие предназначается для выпускников средней школы и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по истории. Пособие включает 30 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 750 заданий всех типов и уровней сложности предоставляют отличную возможность для овладения умениями и навыками, необходимыми для успешного прохождения итоговой аттестации.

Купить

drofa-ventana.ru

Пушкин и история России

Пушкин - талантливая творческая личность, писатель что оставил след в истории страны, при этом история России сумела найти отображение в творчестве поэта. В юности Пушкин начинает интересоваться историческими событиями страны, которые он пытается изобразить в своих работах. Создавая свои шедевры, автор изображает не только исторические события, но и воссоздает дух эпохи, которую описывает.

История России в произведениях Пушкина

Среди первых произведений писателя, где он за основу сюжета берет историю России, следует выделить такие сказки и легенды, как Руслан и Людмила, известная Сказка о царе Салтане, Песнь о вещем Олеге. Так, например, Песнь о вещем Олеге переносит нас во времена правления князей на Руси. Работа знакомит нас с частичкой истории, при этом мы видим восхищение автором героями своих произведений, где чувствуется и гордость за страну.

Нельзя не отметить знаменитую трагедию Борис Годунов. В своей работе Пушкин описал жизнь России в Смутное время, когда у престола не было законного наследника. В это время Россию поглотили политические, народные, экономические кризисы, а тут еще и постоянные нашествия со стороны вражеских сил, которые хотят захватить ослабленное государство. Смутное время, когда борьба за престол не щадит даже детей.

Не менее замечательными работами автора, где изображена история России, являются поэмы Медный всадник и Полтава. Здесь изображены времена правления Петра Первого, которым Пушкин всегда восхищался. Пушкин рассуждает о реформах царя и склоняет голову перед человеком, который превратил Россию в сильную империю и мировую державу. Вот только путь этот был бесчеловечным, ведь города строились на костях и крови. Тем не менее автор показывает нам Петра умелым политиком, хорошим военачальником, царем - строителем, человеком - патриотом.

История России в произведениях Пушкина

В Капитанской дочке также затронута история государства, где изображается время правления Екатерины Второй и показан бунт народа под руководством Пугачева.История России часто появляется в произведениях писателя, ведь для Пушкина история страны была одной из любимых тем. Он изучает ее, интересуется фактами и прослеживает, каким образом те или иные исторические личности влияют на развитие страны. Работы автора интересны тем, что он изображает не саму историю, а показывает в ней человека. При этом писатель не наделяет героев невероятными способностями, благодаря которым они делают историю страны. Он пишет о том, что не человек творит историю, а история направляет человека на действия.

Оцените пожалуйста «Пушкин и история России», мы старались!
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 5 из 5)

sochinyshka.ru

"История России в произведениях Пушкина"

Оцените сочинение:

Пушкин, как великий писатель и поэт, не мог обойти своим вниманием историю родной страны. Это был умный, образованный и тонко чувствующий человек. Такие люди отличаются умением выстраивать причинно-следственные связи, находить истоки происходящего в исторических процессах и давать им независимую оценку, зачастую отличающуюся от общепринятой точки зрения.

В его творческой коллекции есть немало работ, основу которых составляют исторические события. Это и «Полтава», и «Песнь о вещем Олеге», и «Капитанская дочка», и многие другие. Чтобы составить свое видение определенных исторических фактов, получить наиболее полную и достоверную информацию для произведений, Пушкин много путешествовал по стране. Он изучал архивы, говорил с людьми. Так, на мой взгляд, поэт проявил профессиональный подход к работе.

В романе «Капитанская дочка», например, Пушкин описал события народного бунта под предводительством Емельяна Пугачева. Вопреки расхожему мнению, поэт изобразил его не как разбойника, а как простого человека со своими принципами, собственным мнением и не лишенного положительных качеств. Конечно, Александр Сергеевич осудил жестокость Пугачева, но одновременно он создал объемный, многогранный образ и позволил читателю самому судить об этой исторической личности.

Период Северной войны писатель изобразил в поэме «Полтава». Под предводительством Петра I русская армия разбила сильного противника – шведов. Пушкин показывает Петра деятельным и мудрым правителем, готовым на многое ради блага своей страны.

Александр Сергеевич был не просто мастером пера. Он был вдумчивым и правдивым человеком. Выражая собственную точку зрения на те или иные события, он позволял людям взглянуть на них под другим углом. Так он заставил искусство служить народу.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

sdam-na5.ru

Сочинение - История России в начале XX века

РЕФЕРАТ

по курсу «История России»

по теме: «Россия в начале XX века»

1. Экономическое развитие России в начале XX в.

Простор развитию экономики дали реформы Александра I. Государство брало на себя инициативу в развитии промышленности, перенося опробованные в других стран, формы организации хозяйственной жизни на российскую почву. Все внимание, средства и ресурсы концентрировались для решения экономических задач.

Государство, не выступая прямым проводником буржуазных интересов, тем не менее «открывало шлюзы» для ускоренного развития капиталистических отношений. Несмотря на серьезные социальные издержки (частые злоупотребления, нечестность, самоуправство фабрикантов вызывали резкое недовольство рабочих), дорога капитализму была открыта реформами 60-х — 70-х годов XIX в.

Сдвиги в экономике сопровождались изменениями социальной структуре общества: численно росли классы буржуазии и наемных рабочих, отпечаток капиталистических отношений ложился на все общественные слои общества.

В начале ХХ века рост народного хозяйства России вел к наращиванию общественного богатства и благосостояния населения. За 1894-1914 годы госбюджет страны вырост в 5,5 раза, золотой запас — в 3,7 раза. При этом государственные доходы росли без малейшего увеличения налогового бремени. Прямые налоги в России были в 4 раза меньше, чем во Франции и Германии, и в 8,5 раза меньше, чем в Англии; косвенные налоги — в среднем вдвое меньше, чем в Австрии, Германии и Англии. Значительные суммы из бюджета выделялись на развитие культуры и просвещения. Благосостояние населения отражалось в приросте его численности, который не имел равных в Европе. Многие отечественные экономисты и политики утверждали, что сохранение тенденций развития, существовавших в 1900-1914 гг., неизбежно уже через 20-30 лет выведет Россию на место мирового лидера, даст ей возможность доминировать в Европе, превысить хозяйственный потенциал всех европейских держав, вместе взятых. Подобные перспективы приводили в смятение западных политиков.

В начале XX в. в России происходит мощный рост фабрично-заводской промышленности. Появились новые отрасли. Четко обозначилась хозяйственно территориальная специализация различных областей.

Правительство стремилось к форсированной индустриализации страны, но обеспечить ее успешный ход только централизованными методами было чрезвычайно сложно. В ряде отраслей эти методы давали неплохой результат (военная промышленность, железнодорожный и водный транспорт и некоторые другие), но во многих сферах экономики развитие не могло быть динамичным без использования частной инициативы. Пропорция между централизмом в управлении экономикой и частным предпринимательством разным представителям руководящего слоя государства виделась по-разному. К.П. Победоносцев, В.К. Плеве и другие, утверждая мысль о бесперспективности капитализма в России, считали, что он «впишется» в систему традиционных духовных ценностей русского народа.

Группировке В.К. Плеве оппонировал С.Ю. Витте, который стремился увязать принцип традиционности с принципом реализма, модернизировать политическую и экономическую структуру России, тем самым укрепив монархический строй.

Заняв пост министра финансов, Витте продолжил курс на индустриализацию страны, проводимый его предшественниками И.X. Бунте и И.А. Вышнеградским. Тактика Витте предполагала использование всех средств и методов для решения стратегических задач — от жесткой регламентации сверху до полной свободы частной инициативы, от протекционизма до привлечения иностранных капиталов.

Стабилизация внутренней обстановки после революции была связана с именем П.А. Столыпина, ставшего в 1906 году главой правительства.

Главным делом жизни П.А. Столыпина стала земельная реформа. Она включала в себя следующие меры: 1. Указ об освобождении крестьян от выкупных платежей и раскрепощение от общинной зависимости, покоторому все желающие могли выйти из общины и получить землю из общинного фонда в собственное владение (то есть гарантировалась свобода выбора форм крестьянского труда и собственности). 2. Закон, предоставлявший крестьянам возможность селиться на хуторах и владеть землей на правах наследственной собственности. 3. Создание земельного фонда из казенных и императорских земель для обеспечения землей всех нуждающихся в ней крестьян 4. Предоставление крестьянам права покупать землю помещиков. 5. Выделение крестьянам государственных беспроцентных кредитов для покупки земли. 6. Активизация работы крестьянского банка, задачей которого, кроме субсидирования землевладельцев, являлась регламентация землепользования, обеспечивавшая барьеры монополизму и спекуляции землей. 7. Организация переселенческого дела: государственная помощь переселенцам транспортом, кредитами н постройку домов, покупку машин, скота и домашнего имущества, предварительное землеустройство участков для переселенцев (сотни тысяч крестьян переезжали из центральных районов в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию, где имелся в наличии огромный свободный земельный фонд 8. Организация в сельских местностях дорожного строительства, кооперативной деятельности, страхового обеспечения, медицинской и ветеринарной помощи, агрономической консультации, строительства школ и сельских храмов.

В результате этих мер в России создавалось устойчивое и высокоразвитое земледелие. Урожайность за 1906–1914 гг. возросла на 14 %. Излишки свободного хлеба вскоре после начала реформ стали составлять сотни миллионов пудов, резко возросли валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

В начале XX в. в России заметно увеличилась товарность сельскохозяйственного производства, купеческий капитал резко увеличил свои обороты. Быстрыми темпами развивалась кредитная система и банковское дело.

В ходе реформ Витте осуществил денежную реформу, утвердив золотое обращение; установил государственную монополию на продажу водки, усилив приток средств в казну; значительно увеличил масштабы кредитования растущей промышленности; широко привлек иностранные займы и инвестиции в российскую экономику; осуществил программу таможенной защиты отечественного предпринимательства. Много внимания Витте уделял железнодорожному строительству. Создание развитой транспортной сети связывало страну в единый рынок, стимулировало развитие всех отраслей производства. Немалый личный вклад Витте внес в сооружение Транссибирской магистрали.

2. Социально-политический строй и общественное движение в России в начале XX в.

В начале XX века в России усилилось противостояние между царским правительством и радикальной оппозицией. Конфликт между властью и революционным подпольем протекал на фоне лояльности к правительству со стороны либеральной интеллигенции и широких народных масс (казачество, посадские, крестьянство — особенно в регионах, не знавших крепостничества).

Революционерам удалось поднять массовое движение в отдельных городах и регионах. В 1902-1903 гг. произошли крестьянские волнения в Полтавской и Харьковской губерниях, состоялись стачки и демонстрации рабочих в Златоусте, Одессе, Киеве и др. Положение правительства ухудшила неудача правительства в русско-японской войне.

Брожение усиливалось, принимая формы организованной антиправительственной борьбы. Общество раскалывалось. Стали возникать политические партии различной направленности. Они и стали двигателем политической борьбы в стране, нередко выступая с защитой не столько общенациональных интересов, сколько узкопартийных платформ.

Наиболее крупными партиями являлись эсеровская (социалисты-революционеры), кадетская (конституционно-демократическая), Российская социал-демократическая партия (РСДРП), октябристы (Союз 17 октября), Союз русского народа.

В 1905-1907 гг в России проходили массовые антибуржуазные стачки рабочих. Забастовочное движение с разной амплитудой держалось до конца 1905 года. Пиком его стала октябрьская стачка, грозившая приобрести всероссийский характер. Активными были крестьянские выступления против помещиков, волнения в национальных районах. Финалом 1905 года были декабрьские столкновения между противниками и сторонниками власти в Москве, переросшие в баррикадные бои.

События 1905 года заставили царское правительство внести серьезные коррективы в свою политику. Большинство политических партий (кроме большевиков, анархистов, эсеров-максималистов) оценивало революцию как результативную. Социал-демократы (и большевики, и меньшевики) события 1905–1907 годов квалифицировали как буржуазно-демократическую революцию. Согласно большевистским воззрениям, она должна была перерасти в социалистическую. Меньшевики же считали, что до социализма Россия обязана «дорасти» в процессе многосложных реформ.

В результате революции Правительство предоставило возможности для легальной деятельности партий, созвало Государственную Думу — выборный законодательный орган, провозгласило демократические свободы, издало законы, дававшие рабочим гарантии социальной защиты, начало подготовку аграрной реформы.

К 1907 году в России были созданы новые государственные структуры, способствовавшие развитию парламентаризма, хотя в них по-прежнему сильна была роль исполнительных органов. И исполнительные (Совет министров, императорская канцелярия), и законодательные органы (Государственная Дума и Государственный Совет) подчинялись императору, олицетворявшему верховную власть. При этом Совету Министров дополнительно к исполнительным придавались еще и законосовещательные функции. Императору подчинялись также Правительствующий Сенат (высший орган суда и надзора) и Святейший Синод (высший орган управление православной церковью).

В созданной государственной системе централизация превалировала. В отличие от Западной Европы, где парламентские традиции складывались веками, российский парламент в 1906 году начинал накапливать опыт фактически с нулевой отметки. Нужен был определенный срок для выработки политической культуры как депутатов, так и избирателей. Дума решала немало важных вопросов, принимала новые законы и утверждала госбюджет страны, часто выступала с законодательной инициативой. Однако несовершенство законодательно-процедурных механизмов, пестрота состава, психологический настрой депутатов не позволяли Думе быть лидером процесса государственного строительства. Она стала ареной межпартийной полемики, нередко принимавшей форму взаимообвинений и взаиморазоблачений. Государственная Дума не сумела возродить государственно-земский строй, восстановить историческую традицию Земских соборов. Она не могла послужить скреплению общественных сил, наладить дружную работу — и левые, и либералы отрицали многие исконно российские нравственные ценности, негативистски относились к русской истории. Механически копируя западноевропейские общественные модели и образцы, базировавшиеся на ином менталитете, либералы не утруждали себя глубоким анализом того, как эти модели лягут на российскую почву.

Царская власть, проявившая после поражения в японской войне неуверенность в себе, сумела в 1906-1907 гг. забрать инициативу в решении внутриполитических проблем, а в последующие годы относительно стабилизировала политическую ситуацию в стране.

3. Внешняя политика России в начале XX в.

В 1894–1895 гг. Япония начала, а в 1897 г. Германия продолжила территориальные захваты в Китае, что послужило сигналом для англичан, французов, португальцев, занявших ряд портов на китайском берегу. Не осталась в стороне и Россия, но она — в отличие от других — делала упор не на военные, а на политические методы. Воспользовавшись заключенным в 1896 году с Китаем договором о дружбе, давшим России право на строительство Китайской восточной железной дороги, она добилась аренды Порт-Артура и Дальнего. Это вызвало резкую реакцию со стороны Японии. В январе 1904 года японцы без объявления войны атаковали русскую эскадру под Порт-Артуром.

Целый ряд неблагоприятных факторов (недооценка военной силы противника, внезапность первого удара со стороны Японии, растянутость русских коммуникаций, незаконченное перевооружение армии, серьезные оперативно-тактические промахи командования российских войск и т. п.) привел к поражению России в войне. В августе 1905 года был подписан Портсмутский мир, по которому Японии отошли от России Южный Сахалин, аренда Ляодунского полуострова, Южно-Манчжурская железная дорога.

С назначением в 1906 году на пост министра иностранных дел А. П. Извольского приоритетными для внешней политики России становятся отношения с европейскими странами. Извольский провозглашал концепцию «равновесия». Проводить курс «равноудаленное от Лондона и Берлина становилось все сложнее.

Экономическая экспансия Германии на Ближнем и Среднем Востоке затрагивала интересы, как России, так и Англии. В 1907 году Россия и Англия подписали соглашение о решении спорных вопросов в Иране, Афганистане и Тибете.

В 1908 году с обострением балканского вопроса усилилось напряжение в отношениях между Россией и Австро-Венгрией. В национально-освободительной борьбе славянских и православных народов против турецкого и австрийского владычества Россия выступила их ее естественным союзником. Агрессивные устремления австрийцев против Сербии, Боснии и Герцеговины базировались на их уверенности в поддержке со стороны Германии. Аннексия Австрией Боснии и Герцеговины резко ухудшила отношения России с австро-германским блоком. Политика «равновесия», отстаиваемая И.П. Извольским, потерпела крах — логикой событий Росси оказалась «привязанной» к Антанте – Англии и Франции.

В 1910 году министром иностранных дел России стал С.Д. Сазонов. При нем была усилена поддержка освободительного движения балканских народов. Россия способствовала созданию и укреплению их национальной государственности, сдерживанию османской агрессии. При этом возрастала роль России как арбитр в балканских делах. С такой ее ролью не хотели согласиться ни Германия и Австро-Венгрия, ни Англия. Своим вмешательством во внутрибалканские дела они до предела запутывали все противоречия между странами региона. Эта запутанность влекла угрозу глобального военного конфликта, который становился неизбежным из-за бескомпромиссной позиции лидеров противоборствующих блоков — Англии и Германии.

Мир неуклонно скатывался к военной катастрофе. Прежде всего, это связывалось с нарастающей агрессивностью Германии и Австрии.

В конце июля 1914 года Австрия начала военные действия против Сербии. Связанная с Сербией союзническим долгом и историческими обязательствами, Россия не могла остаться в стороне — Николай II издал указ о всеобщей мобилизации.

1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, вскоре превратившуюся в мировую. В противоборстве государств Россия объединилась с Англией и Францией (Антанта). Им противостояли Германия, Австро-Венгрия, Италия (Тройственный союз). Тот факт, что Германия первой объявила войну, в значительной степени обусловил рост патриотических настроений в России и созданием необходимости дать отпор противнику.

4 августа 1914 г., в связи с успешным наступлением немецких армий в Северной Франции, правительство последней обратилось к России с просьбой об ускорении сроков наступления русских армий. Русское командование, спасая союзников, бросило в наступление в Восточной Пруссии два корпуса под командованием генералов А.В. Самсонова и П.К. Ренненкампфа.

Первоначально наступление российских войск развивалось успешно. Для его отражения Германия вынуждена была снять часть корпусов с Западного фронта. Сосредоточив значительные силы, противник смог разбить корпус Самсонова в районе Грюнвальда, но это поражение позволило французской армии выиграть битву на реке Марна. Более успешно боевые действия проходили на русско-австрийском фронте. Здесь к концу 1914 г. российские армии взяли Львов, крепость Перемышль, вышли к предгорьям Карпат. Противник потерял почти половину своих войск. Австро-Венгрия в последующем не смогла оправиться от поражения и удерживала фронт благодаря прямой поддержке Германии.

В России уже первые месяцы войны выявили недостаточную подготовку страны к крупномасштабной войне. В армии остро ощущалась нехватка боеприпасов, снаряжения и особенно тяжелой артиллерии.

Сложившаяся ситуация требовала осмысления и поиска более оптимального способа ведения войны. Германия нашла выход — в течение 1915 г. нанести российской армии решающее поражение и вывести страну из войны. Во второй половине апреля началось наступление австро-германских войск, тщательно подготовленное и спланированное. Несмотря на героизм российских воинов и неоднократные попытки перехода в наступление, начался тяжелый отход армий на Восток. К осени 1915 г. потеряны Польша, Литва, почти вся Галиция, часть Волыни. Потери убитыми, ранеными, пленными составили более 2 млн. человек.

Как бы не велики были военные успехи Германии, добиться главного — капитуляции русской армии — она не смогла. Однако военные неудачи имели свои последствия для внутреннего развития России.

В мае 1916 г. армии Юго-Западного фронта под руководством А. Брусилова перешли в наступление и нанесли австрийской армии тяжелейшее поражение. Успех оказался полнейшей неожиданностью для союзников, а также для противников. Австро-Венгрия оказалась на грани поражения и в последующем уже не предпринимала самостоятельных военных операций. Германия вынуждена была приостановить операции у Вердена, чтобы спасти положение на Востоке.

Достигнутые успехи не смогли изменить принципиально общей ситуации. Война принимала затяжной, позиционный характер, все более превращалась в мясорубку человеческих судеб. К началу 1917 г. Россия потеряла убитыми 2 млн. человек, ранеными — около 5 млн. человек, пленными — около 2 млн. человек. В стране начинают нарастать антивоенные настроения.

Литература

1. Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

2. История России. Теории изучения. Книга первая, вторая / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2006. – 304 с.

3. Козин К.М. История Отечества. Учебное пособие для вузов. М.: АИРО-ХХI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. – 200 с.

4. Миронов Б.А. Социальная история России. Т.1. СПб, 2006.

www.ronl.ru

Краткая история России в датах. История России

Краткая история России в датах. История России кратко

Территория современной России была населена еще с доисторических времен скифами – древнейшими предками славян. Культура именно этого народа предшествовала появлению Киевской Руси. Таким образом, история России зародилась задолго до образования Римской империи, а племена, населявшие ее в дославянский период, принимали активное участие в формировании античной культуры.

Предки славян жили, в основном, в Центральной Европе, но со временем перебрались на восток. По языку они относились к индоевропейской группе народов. Интересна этимология самого названия страны. Термин “Россия” был впервые употреблен в X веке византийским императором Константином VII в его сочинениях. Это слово являлось греческим обозначением Руси, то есть всех восточнославянских территорий.

В VII веке н. э. переселение славянских народов из Центральной Европы закончилось формированием новой нации – русские. Согласно “Повести временных лет”, Российское государство было образовано в 862 году. Это было крупнейшее государство Европы, простиравшееся от Черного моря до Заполярья. Вскоре усилиями династии Рюриковичей было образовано новое монархическое государство – Киевская Русь. В его состав вошли не только все восточные славяне, но и частично финно-угорские, тюркские и балтийские племена. В начале

XI века произошел распад на более мелкие княжества.

С 1237 года многие области Древней Руси подверглись нашествию монголо-татар. А северо-восточные территории платили дань татарским ханам вплоть до конца XV века. С середины XV века на территории России сформировалось единое геополитическое пространство со столицей в Москве. Первым государем Руси принято считать Ивана IV Грозного. Во время его правления к государству Московскому присоединились также Астраханское и Казанское. В конце XVI века на Руси стало формироваться крепостное право.

В первой половине XVII Россия переживала Смутное время, ознаменованное польско-шведской интервенцией и политэкономическим кризисом. Отстояв свою независимость, страна вступила в новый этап развития. В 1613 году царство было передано династии Романовых. Первым царем из этой династии стал Михаил Федорович. Во время его правления осваивалась Восточная Сибирь, были основаны многие города и поселения (Кузнецк, Якутск и др.), в том числе на Чукотке и в Приамурье. Во время правления его сына Алексея Михайловича усилилось влияние Запада.

Одним из наиболее интересных периодов в истории России был период правления Петра I (1682-1725). Этот император основал новую столицу в Санкт-Петербурге, вернул русские земли, усилил абсолютную монархию и провел ряд радикальных реформ по модернизации армии и образования. После его смерти в стране начались дворцовые перевороты, которые смогла пресечь Елизавета I (1741-1762). Во время правления Екатерины II (1762-1796) Россия успешно воевала с Турцией за выход к Черному морю.

В конце XVIII – начале XIX века начались Наполеоновские войны. Войска Наполеона оккупировали некоторые европейские территории, но в 1812 были разгромлены русской армией. Важным годом для России стал 1861-й – год отмены крепостного права. Быстрый экономический рост наметился в конце XIX – начале XX века. Во время Первой мировой войны монархический строй был свергнут Временным революционным правительством. В стране нарастал политический хаос, завершившийся Октябрьской революцией 1917 года.

Серьезным испытанием для страны стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Потери были колоссальными. В ходе этой войны погибло более 26 млн. человек и было разрушено более 70 тысяч населенных пунктов. Война закончилась победой Советского Союза, но потребовались десятилетия, чтобы восстановить экономику страны. В 1991 году Советский Союз распался, образовав на территории государства Российскую Федерацию.

.

ege-essay.ru


Смотрите также