Художественная школа России: исторический экскурс. России история искусства
История современного искусства России, современная живопись России
Постсоветская (современная) российская живопись
Многообразием контрастов сочетается лицо современного искусства в России. Начало XXI века - это тот некий переходный момент в истории искусств, когда происходит процесс переосмысления художественного наследия и намечаются линии дальнейшего развития изобразительного искусства. Мы живём в период, когда не только изживает себя уклад жизни прошлого поколения, но и как следствие меняется духовная составляющая. Люди и их мысли проходят своего рода обновление, и всё это является преддверием новой эпохи. Роды новых идей, как и всегда в такие моменты истории, плодотворны, но как никогда явно выделяются среди имеющих художественный и идейный вес плодов, те, которые отражают неоднозначное, непривычное и подчас несерьёзное отношение художника к значению живописи, как к духовному поиску.
Возможно, бытующее мнение не вполне объективно и данный период стоит осмыслять только после полного его сформирования, ведь никто не исключает мысль о том, что живописи суждено стать чем-то другим и приобрести новое значение в лице концептуализма. Но это было бы неестественно для живописи, и вместе с этим большинство современных исследователей искусства говорят о том, что тенденции нового концептуального искусства, явившиеся очередным возрождением авангардной живописи начала XX века, являются разрушительными для продолжения линии “классической” живописи. По своей природе авангард отрицает традиции и тем самым губительно сказывается на роли "смысловой" живописи, в этом значении он предстаёт её врагом. Но само по себе мало изведанное, а значит, актуальное, авангардное течение отхватило себе часть нити истории развития живописи начала XXI века в образе концептуального искусства.
"Жречество" и "юродство" современной живописи
Помимо концептуальной линии выделяется и академическая. Поддерживает её Российская Академия художеств. Что касается второй институциональной структуры – Творческого союза художников России - то здесь более любопытная картина. Данная организация включает в себя большое количество художников, совершенно различных направлений живописи, какие только насчитывает наше культурное наследие, в том числе и деятели концептуального направления. Но так же и РАХ не провозглашает своей целью выпускать исключительно художников — академистов. В таком “разношёрстном” мире современной живописи, не имеющем устойчивого фундамента и не объединённого общей идеей, в нашей стране тем не менее ясно сформировалось несколько направлений. Как называет два основных из них отечественный искусствовед Александр Якимович – “жречество” и “юродство”. Именно это “жречество” и питает надежды многих исследователей, художников и зрителей на будущее русской живописи. В первое направление попадают современные русские художники, многие из которых ещё успели испытать на себе дух СССР. Эти мастера оставили нетронутой самую сокровенную суть живописи. Их полотна, пронизанные смыслом, овеяны религиозным духом, дыханием древних сакральных образов, и теплом утопических идей. В их произведениях присутствует всё ещё философское воззрение на мир.
Такими являются поучительные творения Натальи Нестеровой - «Сашкин букет», «Париж». Наивностью своих изображений художница доносит до нас истину тщетности нашего бытия. Это не насмешка над бессмысленной деятельностью человека, но демонстрация человеческой недалёкости, которая может загубить всё то живое и глубокое, что в нас осталось. Эти идейные тенденции прослеживались ещё в её ранних «маскарадных» произведениях.
«IX». Серия «Матриархат». О. Булгакова. 2007
«Возвращение блудного сына». Из цикла «Библейские эскизы». О.Булгакова. 2007
Древние немые образы Ольги Булгаковой, в страстном, пылающем колорите, обуревают сознание и взывают к праосновам наше существо. Серии «Матриархат» и «Библейские эскизы», а также другие работы О. Булгаковой — это прекрасный пример современной живописи маслом в экспрессивной манере, что лишь усиливает смысловой эквивалент произведений художницы. Поистине можно считать достойным, чтобы называться шедевром, «Возвращение блудного сына». Лаконизм и выразительность форм, тлеющие фигуры, сцеплённые в порыве чувств. Здесь больше ничего и не нужно добавлять, этот образ передаёт любовь между ребёнком и родителем как она есть. Без какой-либо посредственности в картине воплощено то самое, подсознательное, что навсегда должно остаться беспрекословным в душе человека.
«Несущий». Серия «Город. Вход со двора». Д. Иконников. 2003
«В час раннего весеннего заката...». Из серии Петербургских работ. Д. Иконников. 2006
Неподражаем в передаче «мелочей» жизни Дмитрий Иконников. Требуется огромная сила воли, чтобы оторвать взгляд от его работ. Всё, что может уловить наше зрение, но пропустить сознание в будничный день запечатлевает художник. В его работах второстепенное нашей жизни выходит на первый план. У художника есть своя техника исполнения, благодаря которой каждое его произведение светится изнутри. Таким образом житейские моменты приобретают значение радостного, по-своему идиллического бытия, что можно увидеть в прекрасной серии работ, посвящённых Санкт-Петербургу, серии «Город. Вход со двора» и др.
«Всяк». А. Мосийчук. 2000
Особое впечатление вызывают и религиозно-мистические образы Анатолия Мосийчука. Через них мы можем причастица к сокровенной человеческой вере, к глубинам человеческой души и, подчас, неосвещённым, труднодоступным и неясным. Мастера иногда очень сложно понять. То, что он изображает не оговаривается словами, но считывается на интуитивном уровне. Например, картина «Всяк» представляет различных персонажей, а вернее сказать призраков. И оттого они призраки, что не имеют индивидуальности. Хоть и имеют разные занятия, но не помогает им это сформировать в себе культурность, развить высокую духовность. Это души, которые никак не могут обрести себя, и золотистый, дымчатый колорит, который характерен для произведений художника только подчёркивает эту мысль, мистический характер образов, которые так напоминают иногда возникающие внутри чувства у человека нашего времени.
«Мать и дитя». Л. Наумова. 2015
Лариса Наумова, как и предыдущие художники, проявляет свою любовь к примитивизму и наивности в исполнении. Её произведения отличает сочный, свежий, венецианский колорит, а сюжеты и персонажи не так просты, как предстают на первый взгляд. Часто религиозно-символические, а иногда кажущиеся бытовыми, сцены в её произведениях всегда наполнены высоким смыслом. В картине «Мать и дитя» поднимается тема любви в самом искреннем и чистом её проявлении, для этого художница прибегает к переосмыслению иконографии Мадонны с младенцем, тем самым превращая любовь в святыню. Помимо прочего творчество Л. Наумовой гармонично соединило в себе академическую школу и свободную технику.
«Титаник». Серия «Кукольный театр». А. Ситников. 2010
Совершенно экстравагантно творчество Александра Ситникова, на котором оставило неизгладимое впечатление Советское время. В своих произведениях художник выходит за грань сознательного, что можно увидеть в серии картин «Concerto», «Кукольный театр» и др. Стоит признать, что его творчество в каких-то моментах ближе к концептуальному, так как идея у него стоит выше самой живописи.
Современное концептуальное искусство в живописи
Второе течение, которое выделяется на пёстром фоне современного мира изобразительного искусства — это в большей мере концептуальное направление. Как уже было сказано выше, большинство исследователей и ценителей живописи неодобрительно относятся к таким веяниям. Художников этого направления называют сомневающимися в ценностях живописи. В своих работах они прибегают к уничтожению живописи с помощью самой живописи.
«Падение Икара». О. Ланг. 2012
Олег Ланг — один из основателей этого течения, один из первых «сомневающихся». Если до 2000 года в его работах можно было увидеть наполненность, неприкасаемую священность, то в более современных картинах мы можем наблюдать распад идейной целостности, полотна стали носителями пёстрой дисгармонии («Падение Икара»).
«Античный мальчик». О. Кошляков. 1995
Валерий Кошляков преподносит часто мастерские решения в плане изобразительности и техники исполнения. Но его произведения объединены одним замыслом — насмешка над теми, кто боится разорвать связь с традициями. Это отчётливо передаёт серия «Коллажи» («Античный мальчик»), в которой заключается идея беспрекословных общепризнанных ценностей, но которые настолько неустойчивы, что распадаются на глазах и вот-вот вовсе рухнут в небытие.
«Завтрак на траве». И. Лубенников. 2013
Иван Лубенников — художник-монументалист - доводит живописные качества своих работ до такой крайности, что они становятся похожи на декоративные плакаты, суть живописи в них теряется («Завтрак на траве»).
«Иоанн». К. Худяков. 2008
Константин Худяков подобно И. Лубенникову хочет сбежать от живописи. Художник работает в стиле цифровой живописи, особенности которой также ломают живописные устои. Нашему глазу уже не понятно, живопись ли то, что изобраено. С другой стороны визуальные возможности превосходят иллюзионизм «классической» картины («Иоанн»).
Альтернативная современная живопись
Так называемая альтернативная живопись – эта третья линия развития. Из известных художников России к ней относятся Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, которые работают с 1994 года в дуэте. Как говорят сами художники: «Мы не классические художники-живописцы. Наш метод — поток» И действительно, их живопись отличается отсутствием наболевшего, а тем более возвышенного. Очень часто они берут части известных произведений и связывают их каким-то чересчур праздничным, вакханальным шумом. В этом плане их живопись пуста, как и работы тех, кто следует в том же направлении («Триумф титанов эпохи Возрождения»).
«Триумф Титанов эпохи Возрождения”. Дуэт Дубосарский - Виноградов. 2009
Две последних тенденции в живописи современных художников можно объединить под знаком безразличия к духовным исканиям. Такие течения заставляют опасаться за будущее живописи и как следствие за духовное воспитание человека. Многообразие жанров, техник и стилей рождает огромную массу работ различных по качеству и смыслу. Сейчас среди картин современных художников не часто можно встретить что-то выдающееся, но если такое происходит, то вряд ли их творчество останется неоценённым подобно произведениям Н. Нестеровой, О. Булгаковой, Д. Иконникова, Л. Наумовой и др.
www.artimex.ru
9.6 Искусство России рубежа XIX – XX вв. | Искуству.ру
Причины: - в предшествующие группировки было попасть нелегко, принимали с большой коррективой. - рубеж веков – колыбель новых направлений. - в новых группировках были постоянные члены, приглашенные и те, кто просто принес работы. Например: К. Коровин, М. Врубель.
М. Врубель Врубель.Гадалка.1895
Врубель.Гамлет и Офелия.1883
Врубель.Демон сидящий.1890
Врубель.П-т Н.И.Забеллы-Врубель в туалете ампир.1898
Врубель.Царевна-лебедь.1900
К. Коровин К.Коровин.Бульвар Капуцинок.1906
К.Коровин.За чайным столом.1888
К.Коровин.Зимой.1894
К.Коровин.Хористка.
• Мир искусства - в творчестве нашел воплощение модерн. - художники универсалы. - стремились во всем создать целостное произведение искусства.
Работали в видах: - журнальная и книжная графика. - театрально-декорационное искусство. Привнесли живопись в театр. - живопись (но в модерне графичая живопись).
1898 – журнал «Мир искусства». Ред. С. П. Дягилев и А. Н.Бенуа. 1899 – 1903 – выставки группы художников журнала Мир искусства. 1904 – журнал закрыли. Художники перешли в «Союз русских художников». 1910 – объединение Мир искусства (Рерих) 1917 – последняя выставка в России (80 участников). В 1910-х Дягилев делает большую ставку на зарубежных художников, ищет новую форму. 1927 – последняя выставка в Париже. Художники (СПб): А. Н. Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, Головин, Билибин, Остроумова-Лебедева, Добужинский, Рерих. С 1910 г. – Кустодиев, Серебрякова.
А. Н. Бенуа (1870- 1960) главный редактор журнала "Мир искусства", ведущий художник одноименной художественной группировки, один из первых русских историков искусства.
Книжная графика:
Бенуа. Азбука в картинках.1904Работа в театре:
Бенуа. Балет Петрушка.Эскиз декорации.1917Бенуа. Масленица в Петербурге. Эскиз к балету Петрушка.1917
Исторические композиции - сплав политизации прошлого:
Бенуа. Итальянская комедия.1906Бенуа.Парад при Павле . 1907 Отражение русской истории
К. А. Сомов (1869 - 1939).
Сомов.Дама в голубом.П-т Елизаветы Мартыновой.1907-1900
Сомов.П-т А.И.Сомова.1897
Сомов.П-т Остроумовой-Лебедевой.1901.
Ироническая условность
Сомов.Зима.Конькобежцы.1915
Сомов.Спящая молодая женщина.1909.
Сосов.Осмеянный поцелуй.
Сомов.Арлекин и дама.1912.
Е. Е. Лансере (1875 - 1957) Лансере.Императрица Елизавета Петровна в Царском селе.1905
Лансере.Петербург начала ХVIII века.1906
Бакст Бакст.Ваза.Автопортрет.1906
Бакст.Ужин.1902
Бакст.П-т С.П.Дягилева с няней.1906
4 Бакст.П-т Зинаиды Гиппиус.1906
Бакст.Балет Нарцисс.Костюм беотийки.1911
Бакст.Эскиз к балету Шехеразада.1911
Головин Головин.Испанка в черной шали.1908
Головин.П-т В.Э. Мейерхольда.1917
Головин.П-т Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Серова Юдифь
Головин.П- Шаляпина в роли Бориса Годунова в опере Мусоргского.1912
Билибин Билибин.Опера Золотой петушок.Палаты Дадона.1909
Билибин.Принцессы в тереме.Илл.к сказке Белая уточка.1902
Остроумова-Лебедева Остроумова-Лебедева.Адмиралтейство под снегом.1901
Остроумова-Лебедева.Дворец Бирона и барки.1916
Остроумова-Лебедева.Красные столбы.1922
Добужинский Добужинский.Городские типы.Гримасы города.1908
Добужинский.Домик в Петербурге.1905
Добужинский.Илл. к Достоевский.Белые ночи.1922
Добужинский.Окно парихмахерской.1906
Добужинский.Петербургский пейзаж.Домик в Петербурге.1908
Рерих Рерих.Вороны.1901
Рерих.Заморские гости.1902
Рерих.Идолы.1901
Рерих.Эскиз декорации Половецкий стан.1908
• Союз русских художников - московские художники (те, кто учился или преподавал в Моск. уч.). - традиции русского пейзажа - реализм (взгляд из окна, подобие) + импрессионизм. - нет повествовательности, главное – состояние. - использование импрессионистического принципа композиции – фрагментарность. - при этом не уплощают пространство как французские импрессионисты. - включение бытового мотива. - появление нового типа пейзажа – усадебный пейзаж. 1896 – Устав. Способствовать распространению искусства в России и поддерживать членов объединения. 1903 – Выставка 36-ти. Потом многие художники вошли в АХР. Художники: Грабарь, Юон, Виноградов, Жуковский, Туржанский, Петровичев, Ап.Васнецов (исторический, археологический пейзаж). Из АХ – Рылов и Малявин.
• Голубая роза 1907 – 1908 – прошла только одна выставка. Организовал Рябушинский, ред. журнала «Золотое руно». После художники выставлялись на выставках журналов Золотое руно, Весы. - символизм (отразилось направление в творчестве художников). - вызывающее эстетство выставок. - выставка – результат работы 6 – 7 лет. Художники познакомились в Московском уч. (основные - Кузнецов, Сарьян, Сапунов), вместе работали и выставлялись в Саратове. Большое влияние оказал Борисов-Мусатов, хотя и не входил в художественную группировку Борисов-Мусатов. Вдоем. 1902
Борисов-Мусатов.Изумрудное ожерелье.1903-1904
Борисов-Мусатов.Осенний мотив.1899
Борисов-Мусатов.Призраки.1903.
o Кузнецов. Голубой фонтан. Любовь матери. Весна. o Сарьян. Любовь, сказка. У гранатового дерева. Сарьян.Любовь.Сказка.1906
Сарьян.У гранатового дерева.1907.
- потом оба ушли в большую обобщенность и примитивизм.
Сарьян.Финиковая пальма.Египет.1911
o Сапунов. Натюрморты, искусственные цветы.
• Бубновый валет - объединение художников авангардистов. - примитивизм (крестьянская и городская игрушка, лубок, городские вывески). - эпатирование публики – выставки балаганы. - воздействие средствами самой живописи: цвет, линия, пластика. - фактура холста, красочная масса. - национальная интерпретация французского авангарда (фавизм, кубизм, сезаннизм) – декоративность. Жанр: в основном натюрморт. Вид: станковая живопись. Художники: Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк. Ларионов и Гончарова участвовали в организации, потом ушли. 1910 – первая выставка. 1911 – объединение Бубновый валет – 1917. Принимали участие зарубежные художники в выставках. o Кончаловский. П. Якулова – острота характеристики. Натюрморт с красным подносом.
Кончаловский.Наташа на стуле.1910
Кончаловский.П-т Г.Б.Якулова.1910
Кончаловский.Персики.1913.
o Машков. Декоративизм, обводка, яркость. Натюрморт с ананасом. Дама с фазаном. Автопортрет и п. Кончаловского. Машков.Атопортрет и портрет Кончаловского1910
Машков.Дама с фазаном.1911
Машков.Натюрморт с ананасом.ок.1910
o Лентулов. Ищет новую форму. Василий блаженный. Колокольня Ивана Великого. Лентулов.Василий Блаженный.1913
o Фальк. Лирический кубизм, влияние Сезанна. Крым. Пирамидальный тополь.
Фальк.Пирамидальный тополь.1915
• Ослиный хвост - неопримитивизм – утвердили термин. - превратили тенденцию в направление. - ориентация на иконы, вышивки, лубок, каменные бабы, гор. вывески… - не подражание и стилизация, а выражение самой народной эстетики. - выставляли работы детей, маляров, вывески Пиросманишвилли. Жанр: возродили бытовой жанр. Художники: Ларионов, Гончарова. o Ларионов. Парикмахеры. Солдат на отдыхе. Венера.
Ларионов.Отдыхающий солдат.1911
Ларионов.Парикмахер
Ларионов.Венера.1912
o Гончарова.
Гончарова.Автопортрет с желтыми лилиями.1907
Религиозная тема: Евангелисты. - обращение к иконописи.
Гончаров.Евангелисты.Тетраптих.1911
Крестьянская тема, экспрессионизм: Беление холста. Мытье холста. Бабы с граблями. Крестьяне, собирающие яблоки. Гончарова.Беление холста.1908
Гончарова.Крестьяне, собирающие яблоки.1911.
Гончарова.Мытье холста.1910
iskusstvu.ru
История искусств России кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Россия издревле славилась своими искусствами и мастерами, художниками и музыкантами, артистами и певцами. В России есть множество талантливых людей, так почему бы не поговорить об этом?
Развитие искусства во время монархической власти
В Древней Руси культура развивалась очень медленно, потому что большей частью чтились традиции предков, их никто не хотел менять, да и нужды в этом, в общем-то, не было. Собственно, изменилось все немного после крещения Руси, но это уже другая история, как говорится. Из-за Удельных княжеств культура у каждого отличалась какой-то своей особенностью, из-за этого искусствам была присуща локальность. Несмотря на это искусства прославляли Руси единую и ее силу богатырскую. Было написано много икон и житий святых.
Наконец, появилось единство у Руси, и это примерно тринадцатый век. Началось создание разнообразных картин и книг, сообщающих об общности Руси. Также, как и в вышеуказанном периоде, главную роль в искусстве все еще играло православие, запрещавшее любую другую веру. И все же, в это время уже началось отделение искусства от церкви, так что появились парсуны – изображения, показывавшие не только святых или не только в иконообразном виде.
В Российской Империи деятели искусства наконец-то начали общаться с западными собратьями и брать от них хоть что-то, поэтому началось быстрое развитие культуры. Появились разнообразные учебные заведения вроде Академии художеств, появились новые художественные и музыкальные виды искусства. При Екатерине Второй появилась русская опера.
Развитие искусства во время республиканской власти
Во время Советского Союза культура была централизована, зацензурена и идеологична. Несмотря на это, она была очень даже развита, стоит вспомнить гениев музыки – Шостаковича и Прокофьева, гениев художества – Мухину и Герасимова, гениев кинофильмов – Папанова, Никулина, Миронова и Пельтцер, гениев режиссуры – Гайдая, Бондарчука, Герасимова, Михалкова, Тарковского и Рязанова. Все развивалось, причем ни одна из культур (а их в Советском Союзе – на то и Союз – было много) не притеснялась. Сейчас в России восстанавливается искусство Российской империи, утерянное из-за продажи многих шедевров иностранным государствам. Также идет увеличение религиозности и роли церкви в жизни людей и искусстве. В Россию из-за поднятого железного занавеса потекли восточные и западные искусства, из-за чего Россия опять стала символом смешанной культуры.
antiquehistory.ru
Художественная школа России: исторический экскурс. Искусство России
Системное исследование истории художественного образования обусловлено настоятельной не обходимостью: студенты, обучающиеся по специальности 050107 — «Изобразительное искусство и черчение», будущие педагоги по изобразительному искусству в школе, бакалавры искусства, должны свободно ориентироваться в теории и практике художественного образования в масштабах мирового пространства и внедрять достижения в современный художественно-педагогический процесс.
В настоящей статье рассматриваются следующие аспекты: художественное образование в Ака демии художеств России в XVIII-XIX вв., Московском училище живописи, ваяния и зодчества, принципы художественно-педагогической системы ведущих мастеров российской школы.
Академическая система художественного образования в России в ХУГТТ-ХГХ веках Основания Императорской Академии художеств в России
Академия художеств России была основана в 1758 г., и её создатели могли учесть опыт деятель ности европейских академий (Болонской академии, созданной в конце XVI в., Парижской - 1648 г., Венской - в 1692-м, Берлинской - в 1696-м и только Лондонская - в 1668 г. - на десять лет позже Пе тербургской).
Мысль об организации в России Академии художеств возникла задолго до того, как она офици ально была учреждена и открыта. Уже в начале XVIII в. была устроена при Санкт-Петербургской ти пографии рисовальная школа для обучения молодых людей «по правилам и по отраслям искусства». Иногда она называлась и более громким именем: так, в одном документе говорится, что в ноябре 1715 г. Петр I «был в Академии». Но она была далека от совершенства, и ее руководители сами ука зывали на необходимость школы, «которая не именем только, но и делом соответствовала бы назва нию Академии». Петру I был представлен проект «о сочинении таковой Академии разных худо жеств..., без которой художники подлинного в своих художествах основания иметь не могут». Но де ло ограничилось лишь тем, что «разные художества» были переданы на попечение Академии наук, учрежденной в 1724 г. В 1730-1740 гг. возникали интересные проекты организации высшей художественной школы вследствие роста русского искусства в середине XVIII в. Преподавание искусств в Академии наук было расширено, и она получила наименование Академии наук и художеств.
Многие функции выполняла в 1730-1750 гг. Канцелярия от строений с ее архитектурной и жи вописной командами. Педагогических целей Канцелярия не преследовала, но молодые художники многому учились в ней на практике.
Так, в середине XVIII в. вопрос об Академии художеств уже имел свою историю; был некоторый опыт, были видны и недостатки: существовавшее художественное образование имело узко практиче ский характер, оно не отвечало понятию Академии. Художники, пройдя такой курс, становились лишь опытными мастерами, но не могли стоять на уровне быстро развивающейся русской культуры, науки, литературы, театра.
Недостаточная общественная значимость искусства 1730-1740-х гг., однообразие жанров и те матики (аллегории, мифологический жанр), культ декоративного панно, отсутствие полноценного мастерства стали в середине XVIII в. препятствовать дальнейшему полноценному развитию русского искусства.. Ученики «фигурной палаты» или мастера Канцелярии от строений не могли ответить на появление новых запросов. Актуальные проблемы развития искусства должна была решить Академия художеств - авторитетное объединение крупных мастеров искусств, возглавляющая художественную жизнь России, воспитывающая молодых художников. Задача одновременно заключалась и в созда нии системы серьезного художественного образования, и в развитии национального искусства. Та ким образом, мысль об открытии Академии художников была рождена не желанием подражать при меру других стран (в 1-й половине XVIII в. было открыто более 10 Академий - в Венеции, Генуе, Ве не, Копенгагене, Стокгольме, Мадриде и др.), но причинами самой русской жизни. В 1718 г. Петр I, рассмотрев доклад «Об обучении молодых людей искусных из русских купеческих детей в художни ки...», повелел «сделать Академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет»[1; 14].
Организация Академия художеств и ее деятельность в первые годы связана с именем Ивана Ивановича Шувалова, широко образованного человека; он был лично знаком и переписывался с крупнейшими деятелями науки и литературы Западной Европы. В 1755 г. при ближайшем участии И.И.Шувалова был основан в России Московский университет; его устав был разработан ИИ.Шуваловым совместно с М.В.Ломоносовым. Первоначально Шувалов рассчитывал устроить Академию художеств при Московском университете, куратором (попечителем) которого он был, но ему пришлось согласиться, что «сия Академия будет учреждена здесь в Петербурге». «Академия трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры) была учреждена 17 ноября 1757 г. ре шением Сената; И.И.Шувалов стал ее президентом.
В начале 1758 г. из Москвы прибыли шестнадцать юношей - учеников университета. С ними приехал и 20-летний В.И.Баженов, прославившийся вскоре как даровитый архитектор. В Петербурге к ним присоединились еще двадцать юношей-подростков (преимущественно из числа солдатских де тей). И.И.Шувалов охотно принимал в Академию художеств даровитых учеников, не усложняя фор мальностям их приема. Например, Ф.Рокотов - «по словесному приказанию», Ф.Шубин «истребован» в Академию из придворных истопников «за усмотрением разными особами в нем в резьбе по кости и перламутре надежды». В учениках ценили талант и успехи в занятиях (в отличие от следую щего периода, когда все определялось благонравием и добродетелями). России нужны были свои профессионально подготовленные живописцы, скульпторы, архитекторы, граверы, преданные делу национального искусства, взамен «иностранных, которые, обогащаясь, уезжают» (И.И.Шувалов).
Воцарение Екатерины II принесло Академии художеств большие перемены. И.Шувалова «от правили вояжить в иностранные государства»; его преемник И И.Бецкой выше всего ценил «воспитание добродетели», а не талант. И все же, при всех недостатках, роль Академии в подготовке рус ских художников весьма значительна. Каждые три года двенадцать лучших выпускников Академии для совершенствования посылались за границу (в Италию, Францию, Англию). Из ее стен вышли выдающиеся мастера — И.Старов, Ф.Шубин, М.Козловский, И.Мартос. Профессора-иностранцы посте пенно заменялись русскими мастерами. Ф.Рокотов, Д.Ливицкий, А.Лосенко, С.Щедрин преподавали в Академии художеств в разные годы.
В 1764-1788 гг. на берегу Невы было возведено здание Академии художеств по проекту А.Ф.Кокоринова и Ж.-Б.Валлен Деламота. Надпись над входом гласила: «Свободным художествам. Лета 1765».
Первые преподаватели Академии. «Шуваловская академия» (1757-1763)
Архитектор А.Ф.Кокоринов, с 1761 г. директор, с 1765 - профессор, с 1769 - ректор Академии художеств, был «душой» всех академических преобразований, цель которых заключалась в централи зации обучения, в выработке единого педагогического метода. Ученикам профессора И.П. Аргунова - младшим преподавателям А.Лосенко, К.Головачевскому, И.Саблукову передается ведение основных занятий в живописном и рисовальном классах; немного спустя к ним присоединяются для той же ра боты Ф.Рокотов и Г.Козлов.
Из преподавателей-иностранцев следует назвать Никола Жилле, который преподавал в скульп турном классе Академии двадцать лет, живописца Стефано Торелли, гравера Шмидта, архитектора Валена-Деламота и других.
Вступление Академии в новый период ее истории произошло в марте 1798 г., в связи с открыти ем в академических стенах Рисовального училища для вольноприходящих людей разного звания. За- дача училища - дать возможность любому человеку, испытывающему тяготение к изобразительному искусству, пройти полный академический курс рисунка, кончая работой с натуры.
Академия художеств 1-й трети XIX века
В начале XIX в. при смене российских императоров менялись и президенты Академии худо жеств. При различных президентах посты директоров и ректоров занимали выдающиеся мастера A. Ф.Кокоринов, А.П.Лосенко, И.П.Мартос, а вице-президентов - В.И.Баженов, Ф.П.Толстой, Г.Г.Гагарин. Главным недостатком академического обучения В.И.Баженов, который был некоторое время вице-президентом, считал прием малолетних учеников; высказал идею открытия Академии для всех стремящихся, по принципу отбора на основании художественных склонностей; сокращения курса общеобразовательных дисциплин, замены преподавания штудированием книг; однако этот принцип не нашел поддержки у преподавателей. Президент А.С.Строганов добился утверждения но вого устава Академии, принимал в Академию и в школу для вольноприходящих крепостных, из ко торых выдвинулось много талантов, в том числе В.А.Тропинин, улучшил материальное положение Академии. А.Н.Оленин, человек европейски образованный, хорошо знающий литературу и искусст во, став президентом в 1817 г., особое внимание уделял преподаванию научных дисциплин - анатомии, археологии, включил в программу Академии курс «Теория изящных искусств» (теорию изящных искусств в Академии художеств читал Д.В. Григорович). Вместе с тем его деятельности трудно дать однозначную оценку [1; 18].
Реформа 19 декабря 1930 г. открыла в истории Академии эпоху, которая может быть названа эпохой новой Академии: изменения, постепенно вносимые, имели своей целью
articlekz.com
Искусство в XVIII веке - История России
Здание Сената в Москве. Архитектор М. Ф. Казаков. 1776-1789 годы.
Искусству, как и литературе, несмотря на то что деятельность художников и скульпторов, архитекторов и музыкантов связана была с запросами дворянской среды, присущи были черты народности. Во второй половине XVIII в. искусство вступает в новый период своего развития. В искусство приходят представители народных масс. Скульптор Шубин был из семьи государственных крестьян, музыкант О. Козловский — сыном ремесленника, другой композитор И. Е. Хандошкин — сыном крепостного крестьянина. Семья художников Аргуновых также была крепостной. Известный архитектор Баженов был сыном дьячка, Казаков— подьячего. Так проникали в ряды интеллигенции выходцы из крестьян, разночинцев, мастеровых, которым Россия XVIII в. обязана не только своей наукой, но и ярким самобытным искусством. Они принесли в искусство мотивы народного творчества.
Рост национального сознания в России во второй половине XVIII в. обусловил самобытность и оригинальность русского искусства. При этом Россия отнюдь не изолировала себя от Западной Европы. Русские художники, создавая свое национальное и оригинальное искусство, творчески использовали достижения зарубежной живописи.
Ф. Г. Волков. Портрет работы А. П. Лосенко 1763 года.
Русская национальная архитектура второй половины XVIII столетия дала ряд выдающихся творений. В Петербурге возводятся такие шедевры архитектуры, как Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный монастырь (В. В. Растрелли), собор в Александро-Невской лавре (И. Е. Старов) и др. Особенно выделяется построенный Старовым Таврический дворец, представляющий собой типичный образец русского классицизма. Он отличается исключительной простотой и строгостью внешних форм. В эти годы «в гранит оделася Нева», установлена была знаменитая решетка Летнего сада, построен ряд замечательных зданий (Академия художеств, Гостиный двор, Новая Голландия и др.).
Трудами Д. В. Ухтомского и его учеников украшается новыми зданиями в стиле классицизма Москва. Особенно выделяется творчество гениального русского зодчего В. И. Баженова. Член Болонской и Флорентийской академий и профессор Римской, Баженов в своем творчестве был глубоко национальным зодчим. Его модель Кремлевского дворца по грандиозности замысла и изяществу является одним из замечательных достижений в истории мировой архитектуры. По замыслу Баженова построен пашковский дом в Москве (старое здание библиотеки имени В. И. Ленина). Крупнейшим зодчим Москвы был и М. Ф. Казаков, создавший ряд замечательных зданий: Московского университета, Голицынской больницы, Сената в Кремле, Дворянского собрания (ныне Дом Союзов) и др. Формирование архитектурного облика старой Москвы в значительной мере является результатом деятельности Казакова.
Строились замечательные здания и в провинции, множились дворцы и здания в дворянских усадьбах (например, дворец Шереметевых в Останкине, построенный крепостными зодчими П. И. Аргуновым, Г. Е. Дикушиным, А. Ф. Мироновым).
В. Я. Новосильцева. Портрет работы Ф. С. Рокотова. 1780 год.
Творения русских зодчих второй половины XVIII в. отличаются изяществом, простотой, стройностью линий. Они использовали мотивы древнерусского зодчества и критически усвоили достижения классицистического строительного искусства других стран и народов.
Глубоко реалистична была русская скульптура. Замечательной теплотой и выразительностью отличаются скульптуры Ф. И. Шубина (1740—1805). Сам холмогорский крестьянин, он запечатлел образ своего великого земляка Ломоносова в чудесном бюсте. Реалистичны скульптурные портреты русских полководцев (Чернышева, Румянцева). Ему же принадлежат 58 мраморных барельефов, изображающих русских князей, царей и императоров, из которых особенно выделяются изображения Александра Невского, Дмитрия Донского, наделенные чертами былинных русских богатырей.
Развитию русской живописи способствовало основание в 1757 г. Академии художеств. Особенно больших успехов художники добиваются в области портрета, в которой работают И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Большой задушевностью, поэтичностью и живописной выразительностью отличались работы Рокотова (портреты Новосильцевой, Майкова, Суровцевой). Блестящий мастер парадного портрета Левицкий создал произведения, отличающиеся большими композиционными и живописными достоинствами (портреты Демидова, Екатерины II, Ланского). Вершиной творчества Левицкого являются портреты Дидро, Новикова, У. Мнишек, Дьяковой. Они отличаются большой выразительностью, великолепной техникой и стремлением к передаче психологического образа.
Полотна А. П. Лосенко и Г. И. Угрюмова кладут начало историческому жанру в русской живописи, а работы И. М. Иванова и С. Ф. Щедрина — русскому пейзажу. В конце 70-х годов развернулось творчество мастера городского пейзажа Ф. Я. Алексеева. В этот период в живописи появляются изображения крестьян и крестьянского быта, принадлежащие кисти крепостного крестьянина М. Шибанова («Крестьянский обед», «Сговор») и И. А. Ерменева. Сын конюха, свидетель, а возможно и участник штурма Бастилии, Ерменев рисовал крестьян такими, какими они были, — измученными, ограбленными, нищими («Крестьяне за обедом», «Поющие слепцы», «Нищие»). Такой художник, конечно, не мог преуспевать в крепостной России. Его картина, изображающая умирающего в нищете художника, с выразительной надписью: «Выгоднее быть цеховым маляром, нежели историческим живописцем без покровителей… Испытал, но жалею, что поздно», как бы пророчески предвещала его собственную судьбу.
С именем Федора Григорьевича Волкова (1729—1763) связано развитие русского театрального искусства. В Ярославле Волков создал постоянный драматический театр. Позднее в Петербурге был открыт «Русский для представления трагедий и комедий театр», ядро которого составили актеры-ярославцы. Директором его был назначен Сумароков, а премьером труппы стал Волков — блестящий актер, поэт, драматург, музыкант, художник и скульптор.
Заметно растут связи передовой русской культуры с культурой других народов, входящих в состав Российской империи или соседних с нею. Расширяется сеть учебных заведений на Украине, где создаются школы-пансионы, главным образом для детей украинской старшины. Киевская духовная академия, оставаясь богословским учебным заведением, под влиянием практики Московского университета вводит в число предметов преподавания математику, географию, естествознание, медицину и др. Немало воспитанников Киевской академии продолжало свои занятия в Московском университете и в Медико-Хирургической академии в Петербурге. Среди них особенно выделяются известные ученые — медики П. А. Загорский и Н. М. Максимович-Амбодик. Выдающимся ботаником и химиком был украинец М. М. Тереховский. Под влиянием роста интереса к прошлому украинского народа и его связям с Россией создают свои произведения Г. Конисский и А. Ф. Шафонский. Тот же процесс распространения влияния русской культуры имел место и в Белоруссии.
www.history-at-russia.ru