3. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Объект истории россии


Вопрос 1

ИСТОРИЯ

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет, цели, задачи, значение, периодизация курса истории.

Предмет истории: изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства, особенностей полит. и соц.-экономического развития, а также основных проблем внешней политики, науки и культуры на различных этапах развития российского общества.

Задачи курса: 

- определить место истории в развитии общества; 

- раскрыть содержание исторических понятий и категорий; 

- объяснить на конкретно-историческом материале различных эпох взаимосвязь российской и мировой истории; 

- показать, по каким проблемам истории ведутся сегодня споры и дискуссии.

Периодизация:

  • Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи  при раскопках. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке.

  • Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов – античный. Началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Возникает письменность. Начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов.

  • Средние века начинаются со времен падения Римской империи. Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как великое переселение народов, образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи.

  • Раннее новое время(конец15–середина17). В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие географические открытия, технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества.

  • Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны (1918). В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия.

  • Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа – Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне.

Вопрос 2

2. Методология и методы исторической науки.

Методология исторической науки — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные).

Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование, построение гипотез).

К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод: суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод: связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод: заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод: связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа.

– хронологический метод: предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

studfiles.net

Определение предмета курса истории России

1. Предмет истории — логическая цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные исторические факты, что позволяет объективно воссоздать развитие общества во времени и пространстве.

Предмет истории России — аналогичное изучение развития России с древнейших времен до настоящего времени.

2. При изучении исторического процесса применяются следующие методы (подходы):

— формационный;

— модернизированный формационный;

— цивилизационный;

— религиозный;

— классовый;

— личностный;

— всемирно-исторический;

— локально-исторический;

— комбинированный и иные методы.

Формационный метод (доминировал в советское время) исходил из деления всего развития человечества на пять последовательно сменяющих друг друга экономических формаций — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социалистическую), и построения всего исторического развития как процесса смены этих формаций. Модернизированный формационный метод ближе к классическому марксистскому с той разницей, что выделяются не пять, а три формации — доиндустриальная (аграрная), индустриальная, постиндустриальная (информационная). Цивилизационный метод за основу берет не формации, а последовательную смену разных цивилизаций и их сосуществование.

Религиозный метод рассматривает исторический процесс через призму развития религии и как результат деятельности Бога.

Личностный метод воспринимает историю как результат волевых действий отдельных выдающихся личностей, которые ведут за собой массы.

Локально-исторический метод изучает историю развития какой-либо страны в отрыве от остальных событий в мире (частично этот подход господствовал в советскую эпоху при «изучении СССР как особого государства, живущего по своим законам развития).

Всемирно-исторический метод рассматривает конкретные исторические события в контексте всемирно-исторического процесса (например, можно рассматривать опричнину как расправу Ивана Грозного с личными врагами, а можно — как один из эпизодов общеевропейской борьбы монархов с крупными феодалами и т. д.).

Комплексный метод совмещает различные методы.

3. Наука «История России» отличается от соответствующей учебной дисциплины.

Наука — это глубокое теоретическое знание, которое всесторонне исследует процессы, события, явления в их взаимосвязи, общие закономерности развития.

Учебная дисциплина — первичное знание для ознакомления с наукой.

histerl.ru

История как наука. Предмет, метод, функции истории — Мегаобучалка

Вопросы к экзамену по истории России для студентов-заочников

 

1. История как наука. Предмет, метод, функции истории.

2. Самобытность России как научная проблема.

3. Восточные славяне в VI — IX вв. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.

4. Принятие Русью христианства и его значение.

5. Раздробленность Руси XII — XIII вв. Русь в борьбе против шведской и немецкой агрессии.

6. Монгольское нашествие. Проблема зависимости Руси от Золотой Орды. Влияние монголо-татарского ига на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.

7. Формирование Московского государства в начале XIV — XV вв. Усиление Московского княжества. Иван III.

8. Московское государство в XVI в. Экономическое и социально-политическое развитие. Иван IV Грозный. Опричнина.

9. Русская Смута начала XVII в. Воцарение династии Романовых.

10. Социальные движения в России XVII века. Церковная реформа Никона. Воссоединение Украины с Россией.

11. Правление Петра Великого. Утверждение абсолютизма. Внешняя политика России. Реформы в экономике и административно-государственной сфере.

12. Российская империя в середине и второй половине XVIII века.

13. Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года и заграничный поход. Образование Священного союза.

14. Движение декабристов.

15. Правление Николая I. Политическая реакция и и гонение на свободомыслие. Западники и славянофилы. Кавказская и Крымская войны.

16. Эпоха великих реформ Александра II. Причины и последствия отмены крепостного права. Революционно-демократическое движение.

17. Причины усиления самодержавного строя в начале 80-х годов. Контрреформы Александра III. Развитие капитализма

18. Россия в начале XX в. Война с Японией. Первая русская революция 1905-1907 гг., её итоги.

19. Реформы П.А. Столыпина.

20. Первая мировая война и участие в ней России.

21. Общенациональный кризис. Февральская революция и ее итоги. Россия от февраля к октябрю 1917 г.

22. Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия большевиков. Гражданская война и её итоги.

23. СССР в 20 — 30-с годы. Итоги НЭПа, индустриализации и коллективизации.

24. Великая Отечественная война и ее основные этапы. Причины и цена победы. Влияние СССР на мировую политику. Мир после Потсдамской конференции. Начало «холодной войны».

25. Восстановление разрушенного хозяйства. Реформы Н. С. Хрущев «Оттепель». Внешнеполитический курс. Годы «застоя».

26. Перестройка в СССР. Новое политическое мышление.

27. Образование и распад СССР. Последствия распада.

28. Изменение экономического и политического строя в стране. Либеральные реформы в России. «Шоковая терапия». Конституционный кризис октября 1993 года.

29. Социальные последствия реформ. Чеченкая война. Внешняя политика России на рубеже веков.

30. Россия в XXI веке. Россия и СНГ. Место новой России в международных отношениях. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития страны.

 

История как наука. Предмет, метод, функции истории.

Прежде всего, что такое история? История – это одна из наиболее древних наук. История в античной традиции воспринималась как занимательное повествование о жизни великих людей: правителей, полководцев, философов. В таких жизнеописаниях реальность нередко переплеталась с вымыслом, события излагались без учета хронологии и вне связи друг с другом.

 

В средневековье было чрезвычайно распространено летописание. Сформировался определенный стереотип восприятия прошлого. История того или иного народа трактовалась как история его правителей, при этом сам народ выступал в качестве безликой массы. Как наука история сформировалась в эпоху Возрождения и Нового времени. История – это наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. Предметом изучения истории являются действия людей и вся совокупность отношений в обществе как в прошлом, так и в настоящем.

История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

 

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

 

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

 

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

 

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

 

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

 

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

 

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

 

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

 

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

 

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

 

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

 

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

 

megaobuchalka.ru

общее и особенное в историческом развитии.

Невозможно изучить историю одного государства и понять глубинный смысл происходивших в нём явлений, не изучив в совокупности историю других государств и весь мировой исторический процесс в целом. История государства Российского и зарубежных на протяжении всего мирового исторического процесса «эволюционирует» т.е. выбирает наиболее устойчивые формы правления, соответствующие потребностям (экономическим, духовным и т.д.) людей в данный конкретный исторический период. За всю историю человечества люди придумали разнообразное количество форм государственного правления, это и монархии, парламентские и президентские республики, смешанные формы правления и т.д. Если брать первобытное общество любого народа, то мы можем наблюдать, что эволюция форм государственного правления на ранних стадиях происходила по одному и тому же пути, с некоторыми присущими данному народу культурологическими и национальными особенностями. Но на определенном этапе одни государства остались на одном уровне, а другие пошли вперед к формам правления соответствующим потребностям людей, своего народа. Этому есть множество причин: развитие культуры, науки, общественных отношений между людьми, географическое положение того или иного государства и т.д. В качестве примера эволюции можно показать современное Западное демократическое общество и общество народов центральной Африки с присущими ему архаическими особенностями устройства государства и условий жизни людей. Россия как часть Европы прошла путь развития от родоплеменного строя до феодального (крепостное право) и вплоть до 20 века Россия, как и множество стран западной и восточной Европы не знала другой формы правления кроме как монархии — формы правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.

Всемирная история изучает и представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших времен до наших дней. История России является частью всемирной истории. Объектом изучения нашей отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и в настоящее время входят в состав российского государства. История России не может не быть одновременно и русской историей или историей русского народа, который составляет 80% населения Российской Федерации. Русский человек с его характером, традициями, менталитетом стал творцом самобытной российской (русской) цивилизации, главной фигурой российской жизни и истории.

4. Становление и развитие историографии как научной дисциплины.

Историография – наука о становлении, возникновении, развитии научной технологии в любой дисциплине. Развитие историографии можно отследить по тому, какое сословие было доминирующим в то или иное время. Соответственно, в развитии научной дисциплины выделяют следующие этапы: Дворянскую, Буржуазную, Советскую, Современную историю. Историческая наука каждого времени имеет особенные отличия.

Этапы развития историографии:

  • Мифогенный (история создавалась на основани легенд, преданий, передачи историй из поколения в поколение)

  • Письменный (этап, который начался с момента создания летописей, книг, других письменных источников)

  • Научный (в котором стали использоваться научные разработки для изучения истории).

В составе научного этапа также обособляются:

1. Дворянская история (18-нач. 19 века)

2. Буржуазная история (19 в. – 1917 г.)

3. Советская история (1917-1991 г.)

4. Современная история (1991-наши дни)

Историческая наука в каждый из периодов отличается подходами и методами в изучении истории. Развитие историографии и исторической науки является ничем иным, как развитием способов, с помощью которых можно восстанавливать события прошлого и обрабатывать их.

studfiles.net

предмет, объект, цель, задачи, функции

Отечественная история: предмет, объект, цель, задачи, функции

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества.

Объектом изучения является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.

Цель курса Отечественной истории: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачами Отечественной истории являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

Функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

 

Образование древнерусского государства. Дискуссии о возникновении государственности у восточных славян.

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

Крымская война 1853 – 1856гг.: причины, ход, итоги.

Причины Крымской войны.

Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так и в политическом развитии. Николай начал осознавать то, что неплохо было бы продолжать расширять территориальные границы Российской империи. Как настоящий военный Николай I не мог довольствоваться только тем, что имелось. Это и стало основной причиной Крымской войны 1853-1856 гг.

Зоркий глаз императора был устремлен на Восток, помимо этого в его планы входило усилить влияние на Балканах, причиной тому было проживание там православных людей. Однако ослабление Турции не очень устраивало такие государства как Францию и Англию. И они решают объявить России войну в 1854 году. А до этого, в 1853 году – войну России объявляет Турция.

Отечественная история: предмет, объект, цель, задачи, функции

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества.

Объектом изучения является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.

Цель курса Отечественной истории: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачами Отечественной истории являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

Функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

 

Образование древнерусского государства. Дискуссии о возникновении государственности у восточных славян.

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.



infopedia.su

ПРЕДМЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ РОССИИ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Поиск Лекций
  1. Сущность, формы, функции исторического знания
  2. Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника

3. Отечественная историография о прошлом и настоящем: общее и особенное

4. Методология и теория исторической науки

5. История России – неотъемлемая часть всемирной истории

 

Теория истории – область общих представлений об истории в целом (общеисторическая теория) либо о тех или иных процессах и явлениях (норманнская теория и т.п.). В любом случае теория истории – это высший, самый развитый уровень исторического познания, а не уровень конкретно-исторических представлений о событиях. В теории речь идет об общих проблемах изучения истории как реальности (онтология) и истории как познания (гносеология).

 

I. Сущность, формы, функции исторического знания.

Функции научного знания – основные направления действия данной науки, которые характеризуют ее практическое и теоретическое значение. Среди основных функций исторического знания выделяют:

гносеологическую (познавательную),

онтологическую (учение о бытие – интерпретационная – сущность тех или иных исторических явлений), эвристическую (эвристика-искусство нахождения истины, выявление закономерностей), прогностическую (определение тенденций развития общества) и воспитательную.

История– в переводе с древнегреческого (Historia ) - повествование, рассказ о прошедшем, о тех или иных событиях. Сегодня этот термин имеет несколько значений.

В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе.В более узком смысле слова под историей понимают процесс развития человеческого общества. История – это и особая отрасль знания, наука, это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей. Главная ее цель – с помощью знаний о прошлом способствовать пониманию настоящего и прогнозировать будущее.

История имеет огромное социальное значение. Человек представляет собой историческое существо, во-первых, в том смысле, что он меняется с течением времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в историю; во-вторых, потому, что сознательно или невольно воздействует на ее ход.

Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, политологи, социологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение".

Каковы же формы исторического знания как части общественного сознания? Историческое знание складывалось постепенно, по ступеням развития человечества. Для появления исторических представлений необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. В древности было архаическое сознание - объяснение явлений природы и общественной жизни действиями сверхъестественных сил. Это отражалось в мифологии. Важным условием созревания истории как отрасли знаний явилось утверждение представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни.

Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории.

История выполняет несколько социально значимых функций.

Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты.

Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

Пятая - социальной памяти – идентификация и ориентация общества и личности.

Шестая – прогностическая – предвидение будущего

poisk-ru.ru

1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого.

История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т. д.

Процесс исторического развития или движение истории представляет собой безграничный объект исторических исследований. Объектом собственно исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом исторической науки является деятельность людей, т. е. вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. Исторический опыт позволяет каждому народу осознать свое место среди других народов. Социальная, этническая и культурно-историческая самоидентификация позволяет определить различным человеческим сообществам свою траекторию развития, а человечеству в целом с оптимизмом смотреть в будущее.

2. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования. Историческая наука может рассматриваться:

1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития. Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии. При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки, группы ученых, система исторического образования и т.п.

Функции истории:

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности

studfiles.net


Смотрите также