Откуда пошло название «Россия»? История слова россия


«Россияне». Краткая история слова

«Россияне». Краткая история слова | Продолжение проекта «Русская Весна»

Для всех, кто жил в России в 1990-е, слово «россияне» звучит в ушах с неподражаемой интонацией Бориса Ельцина и связано с чувством унижения, потерянности и бессилия при виде краха великой нации. Однако какова же история этого слова?

Слова Станислава Говорухина о том, что ему отвратительно слово «россияне», запустили на новый виток ставший уже было угасать спор о «российской нации» и якобы требующемся для его оформления законе.

Трудно не согласиться со Станиславом Сергеевичем в его эмоциональном посыле.

Для всех, кто жил в России в 1990-е, слово «россияне» звучит в ушах с неподражаемой интонацией Бориса Ельцина и связано с чувством унижения, потерянности и бессилия при виде краха великой нации.

Но какова же история этого слова, встречающегося и у Державина, Карамзина, Пушкина, на самом деле? Откуда пришло? Что значило? Когда приобрело нынешнюю политическую окраску?

Двоение корня рус/рос, проявляющееся и в названии страны - Русь-Росия-Россия, и в названии народа - русь-росы-русы-русские-россияне, связано с особенностью формирования русского литературного языка под мощным византийско-греческим влиянием.

Греческой нормой, начиная с проповедей патриарха Фотия о нашествии росов на Константинополь в 860 году, был корень «рос».

Это произношение имени, казавшегося византийцам воплощенным ужасом варварского народа, вытекало из текста греческой Библии, в которой упоминается нашествие Гога и Магога - «князья Рос, Мосох и Тувал (архонта Рос, Мосох кай Фобел)».

Греки называли северный народ «рос», а его страну - «Росия».

При Петре Великом «Русь» и «Росия» превращаются в «Россию», а русские люди в «россиян» (фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

При Петре Великом «Русь» и «Росия» превращаются в «Россию», а русские люди - в «россиян» (фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

Сами русские употребляли форму «русь» и для обозначения единого языка и народа, и как топоним для центральной части страны, затем в форме «Русская Земля» распространившийся на все территории, занимаемые народом-русью.

До XVII века написание слова «русский» через «у» было незыблемой языковой нормой в русской литературе.

Возьмем для примера «Вологодско-Пермскую летопись», составленную в XV - первой половине XVI столетия. Мы в ней обнаружим написания «русти», «русския», «рускыя», «рускиа», «руским», «русским» - меняется все, кроме «ру», остающегося незыблемым.

Проникновение грецизма «Росия» в русский язык началось в XIV-XV веках благодаря присланным из Константинополя митрополитам Киприану и Фотию, при которых сформировались переводческие кружки и скриптории.

Поскольку в византийской документации занимаемая ими митрополичья кафедра именовалась «Росия», то они стали употреблять это слово и в текстах, написанных по-славянски.

Еще митрополит Киприан (ум. 1406) сообщал в приписке, что книга «Лествица» переписана собственноручно «смеренным митрополитом Кыевским и всея Росия» - перед нами калька с греческого, важная для самого митрополита, поскольку он был вовлечен в борьбу за единство московской и литовской части своей митрополии.

Так как и Москва, и Литва гордо именовали себя «Русью», то митрополит считал, что поступит мудро, если будет применять более общее калькированное с греческого понятие «всея Росия» («панта Росия»).

Однако появление в славянском языке любого корня немедленно приводит к его размножению с помощью флексий. И вот уже Григорий Цамблак в надгробном слове митрополиту Киприану именует его «архиепископом Росийским» и «светилом Росийской земли».

Так, постепенно, с митрополичьего двора слова «Росия» и «российский» начинают шествие в русскую письменность. Причем очень важно осознавать, что сперва это были церковнославянские слова, принадлежность высокого церковного языка.

Основная среда бытования корня «рос» - церковные проповеди, жития, поучения. «Безбожный царь Батый грех ради наших в ярости Господня попущен бысть на Росийский остров» - сообщает Житие преподобного Пафнутия Боровского.

В этой же грецизированной среде и родится слово «росияне».

Его изобретателем может считаться Максим Грек - Максим Триволис, афонский монах, в молодости учившийся в Италии и даже попадавший под влияние флорентийского проповедника Савонаролы, а затем прибывший в Москву.

Официально - переводчиком церковных книг (его переводы, впрочем, быстро вызвали политический скандал и репрессии в отношении него, так как довольно тенденциозно клонились к мысли о необходимости упразднения церковной собственности).

Неофициально у Максима была еще и миссия склонить русских государей к войне против безбожных турок. Максим был яростным эллиноцентристом, он считал, что автокефалия Русской Церкви от Константинополя незаконна - и это еще прибавило оснований для репрессий против него.

Но переводческая деятельность Максима была просто огромной, хотя русского и славянского языков он не знал. Переводил он с греческого на латынь, а знавшие латынь русские писцы переводили уже на русский.

Постепенно переводчик и сам освоился с русской речью, однако перевод слов Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, где Максим обращается ко всем знающим славянский: «росианом, сербом и болгаром», относится к 1524 году, к самому началу его деятельности, поэтому, скорее всего, честь изобретения слова «росияне» принадлежит не самому Максиму, а кому-то из его русских помощников (возможно, слово уже существовало, просто не оставило более ранних письменных следов).

Если слово «Росия» широко проникает в торжественный официальный язык при Иване Грозном, систематически именующемся «самодержцем всея Великия Росии» и «Росийским царем», то слово «росиянин» так и остается достаточно маргинальным.

В службе святому Антонию Сийскому (рукопись, которая датируется XVI или XVII вв.) есть приписка, что «Списано бысть сие многогрешным Иоанном росианом, родом от племени Варяжьска, колена Августова, кесаря Римского».

Очевидно, эта приписка сделана кем-то из князей рода Рюриковичей, возможно, даже представителем царской фамилии.

Однако широкое распространение слово «россияне», преимущественно во множественном числе, приобретает лишь в петровскую эпоху.

В 1713 году в «Книге Марсовой» сообщается, что «в то время у Россиян со Шведами изрядное между собою было обходительство», в «Рассуждении» вице-канцлера Шафирова о причинах Северной войны говорится, что «шведы давно имели намерение к войне против Россиян».

Наконец, окончательно впечатал это слово в русскую письменность Феофан Прокопович в своем надгробном слове Петру Великому: «До чего мы дожили, Россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!».

Именно при Петре Великом «Русь» и «Росия» превращаются в «Россию», а русские люди - в «россиян».

Не трудно увидеть здесь черты той лингвистической революции, которая породила «экзерцицию», «экзекуцию», «баталию», «конфузию» и «Санкт-Питербурх». Западническая трансформация культуры требовала и западнической же, произведенной из прижившегося в высоком штиле грецизма, трансформации самоназвания нации.

Впрочем, не случайно и то, что как петровский камзол остался принадлежностью лишь служилых людей, в то время как русский народ сохранил верность и исконной бороде, и исконной одежде, так и слово «россияне» закрепилось исключительно в высокой столичной словесности - у Ломоносова, Державина, Карамзина, Пушкина, наравне с другим возвышенным словом - «Рос» (или «Росс»).

Заметим, кстати, что слово «росс» применять наши вводители толерантности и «российской нации» не торопятся. Слишком уж явно в нем проскальзывает неполиткорректное этническое начало.

Впрочем, слово «россияне» в этом смысле ничем не более политкорректно.

В русском языке XVIII - начала ХХ вв. оно обозначает этнически русских и более никого. Никакого «обобщающего» русских и нерусских значения, которое ему пытаются придать в начале XXI века, в нем не было и в помине.

Ломоносов сетует: «У нас природных россиян ни докторов, ни аптекарей, да и лекарей мало, также механиков искусных, горных людей, адвокатов и других ученых и ниже своих профессоров в самой Академии и в других местах».

Нужно ли напоминать, что это сказано в контексте ломоносовской борьбы за изменение этнического состава Российской академии наук, которую выходец из Холмогор вел с упорством и фанатизмом «махрового ксенофоба».

«Природные россияне», для которых он требует прав в науке, - это именно этнические русские, такие, как он сам.

Возьмем другой конец этой временной шкалы.

В воспоминаниях С. Ю. Витте автор иронизирует над товарищем министра финансов Тернером, придерживавшимся принципов свободной торговли (сам Витте, напомню, был протекционистом): «Тернер находит, что у нас, у Россиян, нет достаточно ума, что вообще русские люди недостаточно умны, а для того, чтобы увеличить этот ум необходимо побольше пить кофе, а для того, чтобы побольше пили кофе, нужно, чтобы на кофе не было таможенной пошлины».

Как видим, здесь понятия «россияне» и «русские люди» выступают как полные синонимы, причем в значении не гражданской, а если не этнической и биологической, то как минимум культурно-бытовой общности.

Вот еще один пример из той же эпохи - «Несвоевременные мысли» Максима Горького. И вновь слово «россиянин» выступает с этно-биологическим оттенком.

«Еврей почти всегда лучший работник, чем русский, на это глупо злиться, этому надо учиться. И в деле личной наживы, и на арене общественного служения еврей носит больше страсти, чем многоглаголивый россиянин».

Очевидно, что в этом классически русофобском высказывании «россияне» фигурируют не как какая-то гражданская общность, а именно в племенном смысле. Это просто литературный синоним слова «русские», и ничего больше.

Что общего в двух приведенных и множестве не приведенных примеров из текстов рубежа XIX-XX веков?

Слово «россиянин» в них применяется как строгий синоним слова «русские» в его этническом смысле, но с легким оттенком пародийности, иронии над «высоким штилем» державинско-карамзинской эпохи.

Поэтому не случайно данное слово появляется в несколько русофобском контексте.

Внезапная трансформация слова «россияне» в некое обобщение русских и нерусских граждан России происходит в 1930-е годы в русской эмиграции. Именно тогда руководитель РОВС генерал Кутепов внезапно формулирует мысль, что «все народы, населяющие Россию, независимо от национальности, прежде всего - Россияне».

Лидер российских фашистов Родзаевский в 1937 году так и вовсе выступил предшественником современных нациестроителей:

«В полном соответствии с нашим учением о Российской Нации, как об историческом сплаве всех народов России, мы выбросили лозунг „Россия для Россиян", подразумевая под „Россиянами" - все народы нашей необъятной бьющейся в красных тисках великой страны».

«Россиянами», объединенными общим фашистским порывом, у Родзаевского были «великороссы, малороссы, украинцы, белорусы, татары, грузины, армяне и множество мелких», а их историческими противниками выступали, разумеется, евреи.

Рассуждения Родзаевского вообще идеально ложатся в матрицу «российского патриотизма» в современном значении, противоположном русскому национализму или модному в XIX веке «панславизму».

Грузин или татарин ближе русскому, чем словак, сообщал Родзаевский.

Позднее это «фашистское россиянство» выразилось в гимне РОА, написанном Георгием Полошкиным (Позе). Хотя гимн назывался «Мы - русские», но содержал он именно классическую формулу «россиянства» по Родзаевскому.

Мы - россияне! Крепок наш союз.

Сплотим Россию в грозный час расплаты!

Казак, узбек, украинец, тунгус

Все - добровольцы, храбрые солдаты.

Еще одним интересным моментом «россиянства по Власову» был красный патриотизм: «Мы побеждали, голые, босые, / Когда-то в восемнадцатом году / Одной лишь верой в Красную Россию... / Большевики нас подло обманули».

Несомненно установлено следующее:

1. Корень «рос» применялся для обозначения русских в византийской словесности, практически не проникая в русский язык до начала XV века. У греков этот корень закрепился благодаря ассоциации с библейским «князем Рос», предводителем ужасных Гога и Магога.

2. Через церковную литературу, бытовавшую в среде русских митрополитов - выходцев из Византии, корень «рос» перетек в высокую официальную письменность Российского царства.

3. Слово «росиане» было изобретено в группе переводчиков, работавших с Максимом Греком, в качестве очередного «грецизма», и до конца XVII века употреблялось очень редко.

4. Массовое внедрение слова «россияне» связано с петровской культурной революцией, стоя в одном ряду с «экзерцицией» или «конфузией». В этом смысле слово «россиянин», заимствованное из высокого славянского стиля, имеет отчетливую «западническую» маркировку.

5. При этом в русской литературе XVIII-XX веков слово «россиянин» означает этнически, природно русского, без всякого обобщения с «инородцами», напротив - в противопоставлении им.

Из принадлежности высокого штиля в эпоху Державина и Карамзина к началу ХХ века это слово становится ироническим снижением высокопарности, часто используемом в русофобском дискурсе.

6. Трансформация понятия «россиянин» в обозначение «всех народов России» происходит в кругах русской крайне правой белой эмиграции - у вождя РОВС Кутепова, лидера «российского фашизма» Родзаевского и в пропаганде власовской РОА.

После приведенных фактов каждый сам волен судить, как для него звучит слово «россияне».

Источник

ruskline.ru

Что означает слово Россия?: etymology_ru

Ответ Геннадия Климова: Слово Россия вовсе не происходит от слова Русь, как многие думают. И происходит оно вовсе не от самоназвания народа, проживающего в стране. Тем более в России всегда проживали различные народы, которые называли себя совершенно разными именами. Значения слова Россия следует искать еще в арийской мифологии и религии.

Не так давно я участвовал в телемосте с Михаэлем Лайтманом. Он хранитель тайной доктрины еврейского народа Каббала, член совета мудрецов Мира. Как я понимаю, Каббала - это частично религия, но частично наука. В части науки – это, как я понял, что-то среднее между комбинаторикой и математической лингвистикой. После беседы, я задался вопросом: возможно ли создать Каббалу на основе русского языка. Оказалось, что это возможно. Оказывается в основе русского языка лежит некий понятийный код – ключи от многих загадок истории скрыты в русском языке. Он на 60 процентов состоит из древних слов санскрита. Ключевыми понятиями этого кода является - РА и АР. Похоже, что древние оперировали понятиями, до которых современная физика доходит только сейчас. Сегодняшняя наука моделирует в четырехмерном пространстве. Три координаты пространства и одна времени. Арии оперировали 6- мерным. Три пространства и три времени. А иногда и 9-мерным. Видимая часть материи вселенной составляет всего 5 процентов от ее массы. Невидимая материя проявляется только в гравитационных полях. Когда звезда умирает, то она или остается в нашем пространственно-временном континиуме и становится сверхновой (то есть получает новую жизнь) или становится черной дырой, как бы звездой наоборот, куда затягивается материя.

Все в мире устроено по такому же подобию. Наша история и наше сознание тоже также устроены. Поэтому Ра и Ар – ключевые понятия нашего языка, нашего сознания и нашей истории. Ра это что-то сродни энтропии (мужское начало), а Ар – гравитации (женское начало). И третье понятие О - это, что-то среднее меду РА и АР – это их равновесие или гармония. Пока сохраняется гармония - сохраняется жизнь. Движение от равновесия ведет к смерти. Собственно это базисные понятия философии Ариев. Эти три понятия лежат в основе нашей психики и нашего языка.

Известно, что главным арийским богом был Род. Бог дома ли Бог равновесия. Слово Россия означает примерно тоже самое, что Мессия. Мессия - посланец Бога; ожидаемый спаситель и освободитель народа, человечества. МЕССИЯ, месия - Помазанник; обещанный Ветхим Заветом Искупитель, которого верующие дождались во Христе, а евреи еще ждут.

В 2007 году российские ученые совершили экспедицию в район города Мурманск, где обнаружили следы самого северного храмового комплекса древней арийской цивилизации. Одной из целей экспедиции было изучение так называемых «пирамид» к северу от Сейдозера. Их обнаружила в 2004 году исследователь Лидия Ефимова. В группу входили несколько человек, в том числе и Ефимова, и академик Валерий Чудинов. 4 августа они на камне нашли надписи РУСЬ , РУССКАЯ РУНА и РУССКИЙ ЯР , МАСКА ЯРА. Эти надписи, видимо, были нанесены в каменном веке.Это были указатели, ибо располагались они недалеко от холмов, бывших в древности, вероятно, Храмами. Западный холм имел в высоту 14 м и похоже был остатками ХРАМа ЯРА, тогда как восточный был чуть пониже - 12 м. В ранее исследованном святилище в Архызе внутри храма Рода размещались храм Яра и храм Мары; при этом храм Яра располагался на западе, а храм Мары - на востоке. Расположение всех храмов являлось устойчивой традицией.Если западный храм посвящен Яру, то восточный должен быть храмом Мары. На севере должен быть - храм Макоши, а на юге - другой - храм Рода.

Главный Храм Рода в Дивногорье на реке Дон (Воронежская область, город Лиски), как бы являлся общим и для поклонников Солнца из Храма Яра и поклонников Луны их Храма Мары. Это как мужское и женское начало. Единство противоположностей.

Таким образом Россия - означает место явления человечеству единого бога Рода. То есть мессия – место спасения. И это понятие одинаково относится и к русскому (собственно русскому, белорусу или украинцу), татарину, еврею, французу , англичанину или американцу. Это место спасения всех людей Земли. Потому, что Бог Рода был предтече всех религий мира. Россия – это очень глубокое и мистическое название.

Хотелось бы услышать мнение членов сообщества по сути...

etymology-ru.livejournal.com

Происхождение слова «Россия» | Социальная сеть работников образования

МКОУ «Кетченеровская гимназия им.Х. Косиева»

Тема: Происхождение слова «Россия»

                                                                                                   Работу выполнил

                                                                                                   ученик 11 «Б» класса        

                                                                                                   Эдяев Церен

                                                                                                   

        

                                                                                 Руководитель: Эрендженова Л.Е

                                                             

                                                                       Кетченеры-2015 г                  

 Откуда же появилось слово « Россия»? Первое письменное упоминание термина «Росия» (греч. Ρωσία) датирована cерединой Х века. Оно встречается в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» и «Об управлении империей» как греческое название Руси. В кириллической записи слово было впервые употреблено в 1387 году. В XV—XVI веках эллинизированное название «Рос(с)ия» закрепилось за русскими землями, которые не вошли в состав Польши и Литвы и были объединены в единое государство под началом Московского княжества. Официальный статус оно приобрело после венчания Ивана IV на царство в 1547 году, когда государство стало называться Российским царством. При Петре I в 1721 году была провозглашена Российская империя.

   1 сентября 1917 года Россия была объявлена республикой, а с 10 января 1918 года получила имя РСФСР. С этого времени уже иногда употреблялось название «Российская Федерация». С 1922 года по 1991 год РСФСР входила в состав СССР, который неофициально тоже часто именовался «Россией». После его распада, 25 декабря 1991 года РСФСР была переименована в Российскую Федерацию.

   Константин Багрянородный в своих сочинениях «О церемониях» впервые употребил слово «Руссия». Греки-византийцы произносили Русь как Руссия. Термин «Руссия» использовался еще во времена Ивана III, но на тот период не получило своего официального статуса. 

ИСТОКИ СЛОВА РОССИЯ.

Древним общепринятым названием нашего государства в XI-XIV вв. было слово Русь. Слово Россия регулярно употребляется в письменности с XV в. Звуковая близость этих слов не случайна: она объясняется тем, что Россия восходит в конечном счете к слову Русь. В то же время история слова Россия отражает многовековые культурно-исторические взаимоотношения между Русью (Россией) и Византийской империей.

В отличие от слова Русь этимология слова Россия не вызывает разногласий. Оно «происходит из греч. Rossia от ср.-греч. Rо-s из языка патриаршей канцелярии в Константинополе». Греч. Rо-s восходит к слову Русь, обозначавшему не только землю восточных славян, но и ее население (в том числе варягов, входивших в княжеские военные дружины, посольства и т. п.). Однако в византийских памятниках слово Rо-s выступало не с у, а с о в корне. Историки и лингвисты объясняют это следующим образом. Греч. Rо-s (передача древнееврейского библейского Рош; звука [ш] в греческом языке этого периода не было) существовало, по-видимому, с самого возникновения христианства, но до IX в. - времени появления русских в Византии - оно не имело к русским никакого отношения. Слово встречалось в греческом переводе Библии. Русские, совершавшие с севера набеги на Византию, с IX в. отождествлялись византийцами с библейским народом Rо-s (Рош). Наименование современного народа библейским именем соответствовало литературным обычаям византийских авторов. Это имя закрепилось в Византии за русскими, несмотря на то что после крещения Руси отождествление христиан с народом Рош было невозможно.

Сначала было Великое княжество Московское во главе с Иваном III. 16 января 1547 года после принятия князем Иваном IV титула царя было провозглашено Русское царство, а в византийском стиле его называли Российское царство. Почему именно прижилось название Российское царство, а не Русское или Руссия – неизвестно, возможно, на изменение названия повлияла река Рось, а, быть может, русским просто было намного легче из-за особенностей артикуляции произносить слово «Россия». 

«Российское царство» было официальным названием нынешней России до 1721 года. В 1721 году Петр I провозгласил Российскую империю. Во времена его правления термин «Россия» окончательно был закреплен. На монетах Петра I было выгравировано «Царь Пётр Алексеевич, всея России Повелитель». Собственно в настоящее время название «Россия» не выходит за границы самой России и других восточнославянских стран, так как Russia на греческом и латыни звучит как «Руссия», в английском языке произносится «Раша». Теории о происхождении названия все еще продолжают появляться.

Первой фиксацией слова Rо-s в византийских источниках считается текст «Жития Георгия Амастридского», написанного не позднее 842 г. В нем сообщается о нападении росов на византийский город Амастриду. Позднее росы упомянуты в проповедях и посланиях византийского патриарха Фотия (IХ в.) и многократно - в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного (Х в.). Греч. Rо-s в форме Rhos было воспроизведено в Бертинских анналах - латинском памятнике середины IX в.

От этого имени с помощью суффикса -ia было образовано слово Rosia - название страны, заселенной этим народом, подвластной великому князю русскому. Впервые это имя зафиксировано в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (X в.), многократно встречается в его сочинении «Об управлении империей» и в других византийских текстах.

Судьба этих слов (Rо-s и Rosia) в русском языке различна. Rо-s широкого распространения не получило. В качестве названия лица всегда употреблялось образование от Русь - русский.

Возникшее в IX в. в греческом языке византийского периода слово Rosia через церковную греческую письменность и официальные документы вошло в русский язык. По-видимому, это произошло не ранее конца XIV - начала XV в., поскольку в древних русских текстах XI-XIV вв. (летописях, деловых документах, церковно-книжных текстах) слово не зафиксировано. Употребляются только Русь и русская земля.

Этимологические и исторические словари (М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка; словарь русского языка XI-XVII вв. - М., 1977) указывают на первую фиксацию слова Россия в памятниках XVI в.

Между тем слово зафиксировано в славянской письменности гораздо раньше - в конце XIV века в записи в среднеболгарском памятнике «Лествица» Иоанна Синайского 1387 г. Киприан назвал себя митрополитом Киевским и всея Росия. Он знал греческий язык, знал, как видим, византийское имя России и употребил его во время пребывания в Константинополе.

В дальнейшем слово Россия и производные от него встречаются все чаще. Наряду с Русь, русский они широко употреблялись в XV в., а в XVII в. Росия (Россия) используется чаще и разнообразнее, чем Русь. С XVII в. слово Россия стали писать через два с - по-видимому, по аналогии со словом русский, где второе с принадлежит суффиксу -ск.

Слова Россия и Русь вошли в состав словосочетаний - названий различных территорий: Белая Русь (Россия), Черная Русь, Червонная Русь, Великая Русь (Россия), Малая Русь (Россия), часть которых явилась производящей базой для слов Беларусь (Белоруссия), Великороссия, Малороссия.

Как видим, эти термины образуют два ряда противопоставлений. Первый ряд: Белая Русь (Россия) - Черная Русь - Червонная Русь. Названия цвета в названиях территорий были связаны со странами света: белый - запад, черный - север, красный (червон[н]ый) - юг. Полагают, что «эта система обозначений стран света идет с Востока и что по своему происхождению она тюрко-монгольско-китайская». Соответственно Белая Русь (позднее Беларусь, Белоруссия) первоначально означала «западная» Русь - по отношению к огромному пространству земли к востоку от Днепра. «Помимо названия Белая Русь… сюда входили Черная Русь (с городами Новгородком, Гродно, Слонимом и Волковыском…) для обозначения относительно более северных районов; Червон[н]ая, то есть Красная, Русь, отождествляемая с Галицко-Волынским княжеством, и… более южная относительно Черной и Белой Руси».

Второй ряд противопоставлений - Великая Русь (Россия) - Малая Русь (Россия). По мнению одних исследователей, термин Великая Русь (Россия) возник как перевод греческого языка, великая Русь впервые отмечена  в хрисовуле (дарованной грамоте) византийского императора Иоанна Кантакузина в 1347 г., по мнению других, он возник независимо от византийской императорской и патриаршей канцелярии на русской почве и имел значение «большая Русь», возникшая в результате обживания новых пространств.

Малая Русь (Россия) - это термин, возникший параллельно с Великой Русью (Россией), «и только в этом ориентационном противопоставлении Руси дальней и ближней, исконной Руси заключается весь смысл вновь возникшего обозначения Малая Русь. Ее … нельзя никоим образом толковать и понимать буквально («маленькая Русь»), что было бы грубым искажением исторической правды». Малая Русь - это исторический центр Древнерусского государства в отличие от ее расширенной большой («великой») территории.

Два названия - Русь и Россия - создали два гнезда производных слов, одно из которых объединено значением «национальность», а другое - «принадлежность к России, проживание в ней», ср. русский (прил.) и российский; русский (сущ.) и россиянин и т. д.; аналогично: латыши (нация, основное население Латвии, а также лица, относящиеся к этой нации) и латвийцы (население Латвии), казахи и казахстанцы и некоторые другие. Вторые члены этих пар менее употребительны, чем первые. Такая дифференциация образованиям от названий большинства стран не свойственна; эти образования (поляк, чех, литовец и т. п.) чаще всего обозначают только национальность (эта национальность часто, но не всегда, количественно преобладает в данной стране). В большинстве языков значение «русский» и «житель России», как известно, обозначается одним словом.

Далее, в русском и древнерусском языках мы имеем большую группу разнокоренных слов, имеющих общее значение.

Так слово «РУСло» означало направление течения реки. Слово «паРУС» означало важнейшую снасть корабля, плывущего по реке. Слово «РУСалка» означало «речная-водная» («алка» – «вода» на старорусском).

Правый приток Днепра до сих пор называется Рось. Левый его приток называется Русова. В Подмосковье течёт река Руза. А рек, имеющих названия, однокоренные с рекой Дон (дно реки – это и есть русло), – много десятков по всей Восточной и Западной Европе. Наиболее часто названия городов и селений, включающие в себя корень «рус» или «роус», встречаются на севере Восточной Европы – от Финляндии и Восточной Пруссии до Новгородской области. А в Восточной Пруссии, согласно атласу Маркса начала ХХ века, течёт река Русс (северный рукав Немана), в устье которой, согласно этому атласу, располагается портовый город Русс. Теперь эта река называется Русне (по-литовски). Интересно, что на немецких картах XVII века эта же река называется Russ, что совпадает с русскоязычным названием в атласе Маркса начала XX века. (В 1946 г. этот рукав Немана был присоединён к Литве).

Слова «РОСа» и «бРЫЗги» – означают «мелкие капли воды». Корень у этих слов – один, особенно если учесть, что гласная буква при сопоставлениях слов имеет второстепенное значение, а в древности самые разные гласные буквы часто просто заменяли буквой «ъ». Слово «оРОШение» означает увлажнение. Аналогичных примеров – много. Все они говорят о том, что корень «РУС» (РУЗ, РОС, РОШ) имеет непосредственное отношение к воде.

Таким образом, вышесказанное означает, что слово «Русь» в переводе на современный язык следует понимать как «Страна рек». В этой стране жили многочисленные племена, обитавшие не только вдоль рек, но и в степях, горах и долинах. Реки объединяли все эти племена в древнейшую цивилизацию.

nsportal.ru

Что означает слово Россия? - Геннадий Климов

Ответ Геннадия Климова:  Слово Россия вовсе не происходит от слова Русь, как многие думают.   И происходит оно вовсе не от самоназвания народа, проживающего в  стране. Тем более в России всегда проживали различные народы, которые называли себя совершенно разными именами. Значения слова Россия  следует искать еще в арийской мифологии и религии.

Не так давно я участвовал в телемосте  с Михаэлем  Лайтманом. Он хранитель  тайной  доктрины еврейского народа  Каббала, член совета мудрецов Мира.  Как я понимаю,  Каббала  - это частично религия, но частично наука. В части науки – это, как я понял, что-то  среднее между комбинаторикой и математической лингвистикой.  После беседы, я  задался вопросом:   возможно ли создать Каббалу на основе русского языка. Оказалось, что это возможно. Оказывается в основе русского языка лежит некий понятийный код – ключи от  многих загадок  истории скрыты в русском языке.  Он на 60 процентов состоит из древних слов санскрита. Ключевыми понятиями этого кода является  -  Ра и АР. Похоже, что древние оперировали понятиями,  до которых современная физика доходит только сейчас. Сегодняшняя наука моделирует в   четырехмерном пространстве. Три координаты пространства и одна времени.  Арии оперировали 6- мерным. Три пространства и три времени. А иногда и 9-мерным.  Видимая часть материи вселенной составляет всего 5 процентов от ее массы.   Невидимая материя проявляется только в гравитационных полях. Когда звезда умирает, то она или остается в нашем пространственно-временном континиуме и становится сверхновой (то есть получает новую жизнь) или становится черной дырой, как бы звездой наоборот, куда затягивается материя.

Все в мире устроено по такому же подобию. Наша история и наше сознание тоже также устроены.  Поэтому Ра  и Ар – ключевые понятия нашего языка, нашего сознания и нашей истории. Ра это что-то сродни энтропии, а Ар – гравитации.   И третье понятие    О -  это, что-то среднее меду РА и АР – это их равновесие или гармония.  Пока сохраняется гармония -  сохраняется жизнь. Движение от равновесия ведет к смерти. Собственно это базисные понятия философии Ариев. Эти три понятия  лежат в основе нашей психики и нашего  языка.

 Известно, что главным арийским богом был Род. Бог дома.  Слово Россия  означает примерно тоже самое, что Мессия.  Мессия - посланец Бога; ожидаемый спаситель и освободитель народа, человечества. МЕССИЯ, месия  - Помазанник; обещанный Ветхим Заветом Искупитель, которого верующие дождались во Христе, а евреи еще ждут.

В 2007 году российские ученые совершили экспедицию в район города Мурманск, где обнаружили следы самого северного храмового комплекса древней арийской цивилизации.  Одной из целей экспедиции было изучение так называемых «пирамид» к северу от Сейдозера. Их обнаружила в 2004 году исследователь Лидия Ефимова. В группу входили несколько человек, в том числе и Ефимова, и академик  Валерий Чудинов. 4 августа они  на камне нашли надписи РУСЬ , РУССКАЯ РУНА и РУССКИЙ ЯР , МАСКА ЯРА. Эти надписи, видимо, были нанесены в каменном веке.Это  были указатели, ибо располагались  они недалеко от холмов, бывших в древности, вероятно,  Храмами. Западный холм имел в высоту 14 м и похоже был остатками ХРАМа ЯРА, тогда как восточный был чуть пониже - 12 м. В ранее исследованном святилище в Архызе внутри храма Рода размещались храм Яра и храм Мары; при этом храм Яра располагался на западе, а храм Мары - на востоке.  Расположение всех храмов являлось устойчивой традицией.Если западный храм посвящен Яру, то восточный должен быть храмом Мары. На севере должен быть  - храм Макоши, а на юге - другой - храм Рода.

Главный Храм Рода в Дивногорье на реке Дон (Воронежская область, город Лиски), как бы являлся общим и для поклонников Солнца из Храма Яра и поклонников Луны их Храма Мары. Это как мужское и женское начало. Единство противоположностей.  

Таким образом Россия -  означает место явления  человечеству единого бога Рода.  То есть мессия – место спасения.  И это понятие одинаково относится и к русскому (собственно русскому, белорусу или украинцу), татарину,  еврею, французу , англичанину или американцу. Это место спасения всех людей  Земли. Потому, что Бог Рода был предтече всех религий мира.  Россия – это очень глубокое и мистическое название.

gklimov.livejournal.com

Откуда пошло название «Россия»? | ТолькоЧто.Ru

«Россия», «Русский» - эти слова мы очень часто используем в нашей повседневной жизни, но при этом многие из нас даже не знают, откуда они произошли. Эта статья и посвящается именно той категории людей, которые не знают истории древнего мира.

Большинство народов получили свои названия в честь какой-то личности. К примеру, американский континент получил свое название благодаря Америго Веспуччи, который догадался что земля обнаруженная Христофором Колумбом не Индия. Узбекский народ получил своё название от Хана Узбека, Симон Боливар являлся лидером освободительной компании Южной Америки.

Так кто же дал название «Россия»?

 

На территории нашей большой страны в том время проживало множество различных племен: балты, славяне, финно-угры, на юге страны проживали – тюрки и иранцы. Как понимаете «Русь» и «Россия» ну никак не вяжутся с названиями перечисленных выше племен.

На этот счет существует большое количество различных версий, откуда пошло слово «Русь». В наше время популярна версия о скандинавских корнях. Так вот руссами в то время называли скандинавов или норманнов, которые заплывали вглубь Восточной Европы на военных судах. Сразу возникает вопрос: какое вообще отношение скандинавский народ имеет к нашей стране? А дело в том, что викинги (варяги) в шестом столетии наладили торговлю с народами Восточной Европы. Спустя какое-то время земли славян, финно-угров и балтов стало местом, где велась большая торговля. Сюда приходили товары с Скандинавии, Англии, Ближнего Востока, Франции, Германии. Так вот на территории современной Украины, России и Беларуси проходили торговые пути, самым знаменитым считался Волжский путь. С севера в Поволжье постоянно приплывали груженые лодки рабами, оружием, янтарем и другими полезными товарами.

В результате такой торговли города становились не только центрами торговли, но и местом культурного обмена между народами. Налаженные отношения с местным населением и выгодная торговля и привела норманнов к той мысли, что пора создать здесь государство, а не плавать черт знает откуда.

Правы или нет сторонники этой версии – вопрос. Но как не крути, скандинавы внесли свою лепту в историю Древнерусского государства, а в десятом веке «ославянившиеся» варяги создали первую династию киевских правителей, которые назывались «Рюриковичи». А так как варяги были известны как «русы», то и государство получило своё название «Русь». С 15 века нашу страну переименовали в Россию.

www.tolkochto.ru

Русь | История Руси и История Русского Слова

Русь — общепринято считать, что термином «Русь» первоначально обозначалось историческое название земель восточных славян и соответственно, этим же словом они именуют своё первое государство. В действительности, так ли это было на самом деле, утверждать категорически попросту невозможно. Вопрос о происхождении названия «Русь» не может быть снят с обсуждения, ибо он тесно связан с вопросом о происхождении русского государства и русского народа. Недаром же летописное сказание о начале Руси 200 лет служило темой для споров норманистов и антинорманистов, тех споров, которые всегда шли в накаленной политической атмосфере, начиная с полемики великого Ломоносова с немцами-академиками середины XVIII в.К тому же общие итоги ученых исследований о происхождении термина «Русь» не могут быть признаны удовлетворительными.

Iv 13Iv 13

Древняя Русь в картинах Иванова В.Б

    Происхождение названия «Русь» Править

    Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля». Норманисты еще во времена дворянской историографии полностью принимали летописную легенду о возникновении Древнерусского государства и происхождении династии русских князей в результате призвания варягов, которые и назывались «русью». Антинорманисты старались доказать, что призванная «русь» — это не скандинавы. Одни считали их славянами из Принеманской области, другие видели в варягах славянское племя вагров с Балтийского моря. Следует подчеркнуть, что и в том и в другом случав речь, идет о славянских племенах, уже в значительной степени перенявших быт окружавших их неславянских народов.Часть ан- тинорманистов склонялась к тому, что термин «русь» местного, восточнославянского проис- хождения. Подобный же корень находили и в названии одного из готских племен, сталкивав- шихся со славянами. Судя по «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ», договорам с греками и свидетельству Константина Багрянородного, первоначально Русь означала Киевскую, Черниговскую, Переяславскую земли — древнейшее территориальное ядро государства. Академик Б. А. Рыбаков именует Русью коренную землю восточных славян, область Среднего Поднепровья. Она представляла собой небольшую местность в виде треугольника, основанием которого явилось Поросье, т. е. течение реки Рось и ее притока Росава, вершиной — Киев, а одной из сторон — правый берег Днепра.

    Следует учитывать разницу в звучании терминов «русы» и «росы». Корень «рус» отложился на севере: Порусье, Околорусье. Старая Русса. Возможно балтийское происхождение ряда наз- ваний с корнем «рус» — «русс» в районах Меты, Ильменя, Волхова: озеро Пруса, река Прусы- ня, озеро Врусское, река Русская. А вот в Среднем Поднепровье распространен корень «рос»: Рось, Ростава, Поросье. Эти корни встречаются на землях, заселенных разными народами.

    Большинство современных ученых склоняются к мнению о возможном одновременном су- ществовании терминов: «русь»на севере и «рось» на юге Восточной Европы.

    Не отмечено варяжских скандинавских племён или родов с наименованием русь или близким к тому, потому в настоящее время существует несколько версий появления названия Русь, ни одна из которых не является общепринятой. Все версии разбиваются на

    1. исторические, выведенные из свидетельств авторов-современников;
    2. лингвистические, выведенные из схожих по звучанию слов в скандинавском, славянском либо других языках.
    3. топонимические, выведенные на основе географических названий, как-то связанных по месту расположения с Русью;

    Сторонники топонимической теории термина "русь" указывают на обилие гидронимов с корнем "рось". Так, только на Киевщине их насчитывается четыре. Это реки Рось, Росава, Роставица, Роська. При этом историками и лингвистами гидронимы традиционно относятся к наиболее ранним и убедительным доказательствам этнокультурной принадлежности того или иного региона в период его ранней истории.

    Византийская версия Править

    Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины. Скудость источников IX—X века не позволяет в полной мере оценить зарождение и употребление термина русь или народа рос (более раннего византийского термина для обозначения руси). Однако можно сделать вывод, что термин, по-видимому, возник в Византии в 1-й половине IX века при появлении там варягов-викингов и позднее был заимствован арабскими писателями. Норманисты еще во времена дворянской историографии полностью принимали летописную легенду о возникновении Древнерусского государства и происхождении династии русских князей в результате призвания варягов, которые и назывались «русью». Антинорманисты старались доказать, что призванная «русь» — это не скандинавы. Одни считали их славянами из Принеманской области, другие видели в варягах славянское племя вагров с Балтийского моря. Следует подчеркнуть, что и в том и в другом случав речь, идет о славянских племенах, уже в значительной степени перенявших быт окружавших их неславянских народов.Часть ан- тинорманистов склонялась к тому, что термин «русь» местного, восточнославянского проис- хождения. Подобный же корень находили и в названии одного из готских племен, сталкивав- шихся со славянами. Судя по «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ», договорам с греками и свидетельству Константина Багрянородного, первоначально Русь означала Киевскую, Черниговскую, Переяславскую земли — древнейшее территориальное ядро государства. Академик Б. А. Рыбаков именует Русью коренную землю восточных славян, область Среднего Поднепровья. Она представляла собой небольшую местность в виде треугольника, основанием которого явилось Поросье, т. е. течение реки Рось и ее притока Росава, вершиной — Киев, а одной из сторон — правый берег Днепра.

    Следует учитывать разницу в звучании терминов «русы» и «росы». Корень «рус» отложился на севере: Порусье, Околорусье. Старая Русса. Возможно балтийское происхождение ряда наз- ваний с корнем «рус» — «русс» в районах Меты, Ильменя, Волхова: озеро Пруса, река Прусы- ня, озеро Врусское, река Русская. А вот в Среднем Поднепровье распространен корень «рос»: Рось, Ростава, Поросье. Эти корни встречаются на землях, заселенных разными народами.

    Большинство современных ученых склоняются к мнению о возможном одновременном су- ществовании терминов: «русь»на севере и «рось» на юге Восточной Европы. Первое принимаемое всеми историками документально зафиксированное упоминание народа рос относится к 839 году, в Бертинских анналах. Византийский император Феофил направил послов франкскому императору Людовику Благочестивому, а с посольством послал:

    «тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть…»[1] Буквально германский летописец указывает на Рос как на самоназвание народа, но неизвестно, имел он эти сведения от самих росов или так ему передали через византийцев. Таким образом, неких шведов (в IX веке из шведов путешествовали только викинги) византийцы назвали народом Рос, но западные франки признали шведами, и более того, сразу насторожились, потому что уже начали опасаться набегов викингов. Произошло это ещё до образования древнерусского государства, когда варяги никак не ассоциировались со славянами. Название короля русов — каган — возможно является переводом шведского конунг в более близкое и понятное византийцам тюркское хакан, но также может свидетельствовать о существовании государственного образования на землях восточных славян до прихода Рюрика, так называемого Русского каганата.

    О том, что именно византийцы прозвали варягов росами, свидетельствует Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году:

    «В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρονσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём „норманнами“… Королём этого народа был [тогда] Ингер [ Игорь Рюрикович ]…»[2] Лиутпранд Кремонский в своей книге «Антаподосис», написанной около 960 года, рассказал о неудачном походе Игоря Рюриковича на Константинополь в 941 году, причем назвал его именем, более приближенным к изначальному скандинавскому. Лиутпранд не уточнил, по какому именно внешнему признаку византийцы так прозвали россов, но это становится ясно из самого значения греческого слова, обозначающего красный цвет или его оттенок, и из свидетельств арабских авторов.

    Аль-Масуди в 1-й половине X века пояснял смысл названия: «Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] — „красные, рыжие“».[3] В своих путевых описаниях арабы особенно отмечают красноту лиц русов и славян. Не вполне понятно, имели они в виду румянец или последствия солнца для северных лиц. Ибн-Фадлан, встретивший русов в 922 году, так их описывал: «Они подобны пальмам, румяны, красны.» [4]

    С другой стороны, сложно объяснить, как византийское название русов было заимствовано последними как самоназвание. К тому же данная версия названия русов по красноте лиц исходит не от самих византийцев, а от внешних наблюдателей.

    Смешение названия русов и красного цвета на греческом языке иллюстрируется характерным примером, когда в переводе с греческого «Хронографии» Феофана современный русскоязычный переводчик пишет о походе византийцев в 774 году: «Константин двинул флот из двух тысяч судов состоящий, против Болгарии, и сам сев на русские суда, намеревался плыть к реке Дунаю». На самом деле имелись в виду императорские суда, украшенные пурпуром. Латинский переводчик римского папы, библиотекарь Анастасий, который переводил «Хронографию» Феофана в конце IX века, именно так и перевел греческое слово ρουσια в rubea (красные).

    Индо-иранская версия Править

    Индо-иранская версия настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами. Наиболее полно обоснованной О. Н. Трубачёвым [5] (*ruksi «светлый» > *rutsi > *russi > русь).

    Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов.[6] При этом он считал русов этническими скандинавами.

    В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной[7].

    В осетинском языке, являющимся современным наследником сармато-аланского языка, так же есть слова ruhs (иронский диалект) и rohs (дигорский диалект), что означает светлый. Также ираноязычные племена, проживающие на юго-западе нынешней России, именовались роксаланами (рухсаланы), вероятно от имени земли — Рухс (Рохс) — аланы, которые проживают на светлой земле Рухс(Рохс).

    Лингвистическая финская версия Править

    Сама структура слова русь позволяет сделать вывод о названии неславянского племени, подобно названиям чудь, весь, водь, пермь, сумь и др.

    Историк А. А. Шахматов отмечал:

    «Форма Русь… так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь… к финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические соображения не позволяют отделить современное финское Ruotsi от имени Русь.» Финское Ruotsi обозначает шведы, на эстонском шведы называются Rootsi. Считается, что древнее финно-угорское население называло так, по крайней мере с VIII века, скандинавов, собирающих дань.[8] А в финском языке, как предполагают, слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня rotp-, связанного с понятием гребли, судоходства, жителями шхер. Славяне, соседствующие и живущие вместе с финно-угорскими племенами, могли перенять ruotsi в форме русь для названия скандинавских викингов, приходящих из Финляндии, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы].» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (собирательное название ряда финских племён) стоит на первом месте после варягов и перед славянами.

    Столкновения или, по крайней мере, контакты скандинавов, финнов и славян отмечены археологически в середине VIII века в ранних слоях Старой Ладоги. Первоначально финно-скандинавское торговое поселение вскоре, к концу VIII века, характеризуется в основном следами славянского присутствия.

    Слова ruotsi и варяги обозначают по сути одних и тех же людей. Не существует пока убедительного объяснения, почему варяги скандинавского происхождения взяли для самоназвания слово финской этимологии. Финская версия подтверждается сообщением так называемой Иоакимовской летописи, что первый князь Рюрик пришёл с дружиной из Финляндии.[9] Однако историки сомневаются в достоверности Иоакимовской летописи, хотя не существует и доказательств её фальсификации, которая могла иметь место в XVII веке.

    Писатель XII века Саксон Грамматик в своём описании деяний легендарных датских и шведских королей VIII—IX веков упоминает неоднократно Русию (Russia), а жителей называет русинами (ruthenians). В его былинном изложении Русия находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией (Esthonia), имела много вождей и обладала сильным морским флотом на Балтике (см. статью русь (народ)). Возможно это был остров Рюген (Руян, также былинный остров Буян) и народ Руяне. Русины всегда четко отличались от славян. Географическое положение Русии указывает на её близость к Финляндии. Дальше Русии на восток была только так называемая Пермская земля (Permland), край снегов, видимо населённый пермью.

    В русско-византийском договоре 912 года варяги со скандинавскими именами называют себя «от рода русского». Однако текст договора является переводом с греческого на славянский, и не отражает исходной формы самоназвания варягов Вещего Олега. То есть в текст договора изначально было записано название русов на греческом, которое, возможно, отличалось от их самоназвания, но сохранилось в обратном переводе на славянский.

    Историко-топонимическая прусская версия Править

    Бертинские анналы 839 года и «Повесть временных лет» дают указание на то, что русь (на славянском) или росы (на греческом) являлись самоназванием скандинавских варягов, пришедших «володеть» славянами. В таком случае наиболее вероятно, что русы так звались по названию земли, откуда пришли. В Скандинавии не отмечено мест с подобным звучанием. Датский город Роскилле, резиденция первых датских королей, по ряду причин не может рассматриваться как родина дружины Рюрика.

    В то время как «Повесть временных лет» (XII век) сообщает только, что варяги призваны из-за моря, Воскресенская летопись (середина XVI века) указывает на Пруссию, территорию между Вислой и Неманом, населённую балтскими племенами :

    «А оть Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ. И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житие, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: „советь даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ“… И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша князя Рюрика».

    Если скандинав Рюрик пришёл с дружиной из Пруссии, не исключено, что принёс с собой и название Руся (Русь). Косвенно приход Рюрика из Пруссии подтверждается направлением торговых потоков пути из варяг в греки. Как предполагают археологи, первые арабские монеты появились через Русь именно в прусских землях.

    В прусских землях отмечен исторический гидроним Русс как название Немана в нижнем течении. Это поздненемецкий вариант названия, имеющий и более раннее написание Руссе, то есть Руса, что идентифицируется с современным литовским названием Русне (вероятно, обобщено от рукава Русы). В том же древнепрусском регионе около совр. Велево (повят Бранево, Польша) имеется река гидроним, записанная в немецкой форме как Русса. Оба названия происходят от балтийского корня «медленно течь». Древнейшим руслом Немана была река Немонин, впадающая в Куршский залив. Между ним, Немонином и совр. Русне (Руксой) был огромный остров, который и мог иметь древнескаловское название Руся (Русь).

    Главным аргументом в пользу прусской теории является необъяснимое с точки зрения прямого заимствования из скандинавского в славянские языки слово витязь (при прямом заимствовании было бы вицяг от сканд. викинг). Посредником мог быть только прусский язык, в котором знатные воины называются витингами от позднепрусского витингис с мягкой основой. Скандинавское сочетание «ки» было перенято пруссами как «ти» по законам балтийской палатализации, тогда как слог -тингь- закономерно дал русское -тязь. Надо учесть и идентичные захоронения около Киева и на Самландском полуострове, а также знак трезубца (знак Рюриковичей), обнаруживаемый на камнях Самландии в виде изображения падающего сокола (княжеский знак). При этом одна из древнейших улиц Новгорода — Прусская (не позже XII в.). Подробно прусская теория в первый раз обоснована в 2001 г. в познаньском лингвистическом сборнике в честь проф. д-ра М.Хасюка: Old Prussian share in creating the first Russian State: Break of the Millenium Comments to the Norman Theory./ In: Festschrift Dr. Michal Hasiuk. Poznan, University, 2001.

    Топонимическая этимология Править

    • Южнорусская или среднеднепровская этимология слова Русь распространена среди русских и советских историков, привязывающих слово к ряду топонимов Среднего Днепра и исторических этнонимов.

    Название Русь выводится из гидронима Рось (др.-рус. Ръсь), названия правого притока Днепра южнее Киева. Археологи не обнаружили в непосредственно районе реки Рось сколько-нибудь значительных памятников древнерусской эпохи, чтобы рассматривать название этой реки как образующий фактор для названия народа. Кроме того, лингвисты сомневаются в возможности перехода изначального названия Ръсь в Русь, а именно с у в корне известен в славянской среде этноним Русь. То есть если бы даже народ прозвали не по славянски росскими, то это слово не могло по правилам славянского словообразования перейти в русские. Жившее по реке Рось население в летописи именуется поршане.

    В Воскресенской летописи середины XVI века есть такая версия возникновения эпонима русь: «И пришедше словене съ Дуная и седше у езера Ладожьскаго, и оттоле прииде и седоша около озере Илменя, и прозвашася иным именемъ, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень». Упоминание о реке Русса явилось вставкой летописца, о чём свидетельствует сравнение с текстом более ранней Софийской первой летописи начала XV века. Позднее возникновение эпонима русь стали связывать не с рекой, а с названием города Руса. Впервые населённый пункт Роус (то есть Рус) упоминается в новгородской берестяной грамоте № 526, датируемой 2-й половиной XI века. Археологические раскопки позволяют отнести возникновение Старой Руссы не ранее конца X века.[10] Лингвисты также сомневаются в возможности перенести название реки или города Руса на название племени. Жителей Руса в летописи именовали рушане.

    • Есть гипотезы, возводящие название Русь к наименованию острова Рюген на Балтике (легендарный Буян), который в IX веке населяли славяне-руяне.
    • Предпринимаются попытки связать русь с похожими по звучанию этнонимами — названиями народов, упоминавшихся древними авторами в северных районах Чёрного моря. Кандидатами были ираноязычные роксаланы и росомоны, мифический народ Рос (Hros), упомянутый Псевдо-Захарием ещё в VI веке и противостоящий амазонкам.

    82.193.97.206 10:20, 28 февраля 2009 (UTC)

    Производные значения Править

    Этнонимы Править

    Шаблон:Main Руский, руський, руськый, руський люд — этноним, обозначающий жителей Киевской Руси. В единственном числе представитель народа Русь именовался русин или "роусин", а житель Руси именовался "руський" или "роуский". Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре 944 года (договор Игоря Рюриковича) название русь распространяется на «всѣх людий Руское земли».

    Фрагмент текста договора Игоря с греками от 944 года (945 год по смещённой датировке ПВЛ):

    «аще ударить мечемъ или копьемъ, или кацемъ любо оружьемъ Русинъ Грьчина или Грьчин Русина, да того деля греха заплатить сребра литр 5, по закону рускому» Здесь «грьчин» — употребляется в значении житель Византии, грек; значение термина «русинъ» спорно: либо "представитель народа Русь", либо "житель Руси".

    Даже в самых ранних дошедших до нас вариантах "Русской правды" русь уже полностью равноправна со славянами:

    Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, любо отцу сына, или братучаду, любо сестрину сыну. Если не будет кто мстить, то 40 гривен за голову, если будет русин либо гридин, либо купчина, либо ябетник, либо мечник. Если изгой будет либо славянин, то 40 гривен положить за него. В более поздних редакциях "русин" и "славянин" идут сплошным перечислением (либо вместо "русин" стоит "горожанин"), зато появляются, например, штрафы размером 80 гривен за княжеского тивуна.

    В фрагменте договора Смоленска с немцами XIII века слово "Роусин" уже означает "русский воин":

    «Немьчичю же не льзе позвати на поле Роусина битъ ся въ Ризе и на Гътьскомь березе, Роусиноу же не льзе позвати Немьчича на поле битъся Смоленьске.»[11]

    Топонимы Править

    После монголо -татарского нашествия (терми монголо -татары ввёл лжеисторик П.Н. Наумов в 1823 г.) и дробления Киевской Руси на отдельные независимые княжества Русь сохраняется как название исторических земель. Московский царь, объединив под своей властью Новгородские,(до полной акупаци Москавией Киевской Руси Новгород именовался Хольмградом) Владимирские, Суздальские и Московские земли, официально зовется «великим князем Московским», однако церковный владыка именуется «митрополит всея Руси».[12] В 1493 году царь Иван III впервые включил выражение "Всея Руси" в свой титул на переговорах с Литовским княжеством, правитель которого сам имел слово "Русь" в своем титуле (Великий Князь Литовский и Русский).[13] Другие исторические названия, такие, как Белая, Чёрная, Красная (или Червоная) Русь, происходят от их географического положения — в средние века направления север-юг и запад-восток имели свои «цветовые» аналоги. Малая Русь и Великая Русь, произошли от греческих названий Μικρά Ρωσία — Микра Росиа и Μακρά Ρωσία — Макра Росиа, которые использовались в церковно-административной практике Византии с начала XIV в. Греки, по аналогии с терминами «Малая Греция» (собственно Греция) и «Великая Греция» (Греция вместе со своими колониями), под Малой Россией понимали метрополию — центр Руси (Южную Русь, современную Украину), а под «Великой Россией» (великая россия это фальшывая Марка, Германского клана Ольденбургов. Дабы создать фальшывый древний правясчий род. Что у них качествено вышло при царе идеоте Иване "Грозном" которого они тчательно "опекали" управляя при этом государством от его имени) — в широком смысле все русские земли. Эту грецизированную версию названия Руси сделали популярной официальные круги Моксовии. С XV века в церковных книгах название Великая Русь закрепилось за Московским государством, а Малая Русь — за современными западными и северными украинскими землями. С XVII века оба названия стали упоминаться в светскои документации и литературе. Территорально близкие к латинской Европе земли современных Западной Белорусии и Западной Украины именовались в иностранных (прежде всего в австрийских, чешских и польских источниках) Рутенией с XIV века.

    Россия Править

    С последней четверти XV века Московское княжество начинает носить официальное название Русия, а великий московский князь Иоанн III титул Государя всея Русии: «Мы Иоанн, Божиею милостию Государь всеа Русии, Володимерский, и Московский, и Новогородский, и Псковский, и Тферский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». [14]

    К рубежу XV—XVI вв. первоначально как простонародное и церковно-книжное, затем в официальных документах, стало распространяться название «Россия», близкое ко греческому обозначению Ρωσία . Соответственно, вместо названий Великая, Малая, Белая Русь стали употребляться Великая Россия — Великороссия, Малая Россия — Малороссия, Белая Россия — Белороссия — Белоруссия. В связи с присоединением новых территорий появились названия Новороссия — Новая Россия (южная часть современной Украины и южная часть европейской части современной России) и менее употреблявшееся Желтороссия — Жёлтая Россия (сначала — Туркестан, затем — Маньчжурия, позднее — северная и восточная часть современного Казахстана и сопредельные степные территории восточного Поволжья, южного Урала и южной Сибири современной России). По аналогии для других и новых территорий современной России были предложены, но почти не употреблялись названия Зеленороссия — Зелёная Россия (Сибирь), Голубороссия — Голубая Россия (Поморье) и др.

    Шаблон:Main

    Шаблон:Примечания

    Шаблон:Wiktionary

    • Великая Русь, Великая Россия, Великороссия
    • Малая Русь, Малая Россия, Малороссия
    • Белая Русь, Белая Россия, Белороссия
    • Чёрная Русь, Чёрная Россия, Чернороссия
    • Красная или Червоная или Галицкая Русь, Красная Россия, Краснороссия
    • Новгородская Русь
    • Новая Русь, Новая Россия, Новороссия
    Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

    ciklop.wikia.com

    История слова Русь

    Статфакт

    На сайте культурно-просветительской программы «СЛОВАРИ XXI ВЕКА» - www.slovari21.ru - работает Справочная служба русского языка, которая была создана в 1958 году при Институте русского языка АН СССР по инициативе С.И. Ожегова. На нашем сайте вы можете ознакомиться с ответами службы, задать интересующий вас вопрос.

    С большой или с маленькой буквы следует писать название праздника Восьмое марта? Можно ли его склонять?

    Служба русского языка

    Первое слово в названии праздников, памятных дат, знаменательных событий следует писать с прописной - Восьмое марта. Если часть названия заменена цифрами, то с большой буквы пишется первое после цифрового обозначения слово - 8 Марта. Это же правило распространяется и на написание синонима этого праздника - Международный женский день.

    Склонять обе части в названии этого праздника нельзя, в этом случае склоняется только первое слово: поздравить с Восьмым марта, подарок к Восьмому марта. Происходит это потому, что слово марта зависит от числительного и при склонении не изменяется, ср.: приказ от четвертого ноября, датировать четвертым ноября и пр.

    Существуют три теории происхождения слова Русь. Согласно первой оно пришло с севера (норманнская теория), согласно второй - с юга, согласно третьей - является исконным (восточнославянским) по происхождению.

    «Норманисты» возводят Русь к старофинскому обозначению германского племени варягов, реконструированному на основе современного финского Ruotsi ‘Швеция’ и ряда шведских, норвежских и староисландских слов. Согласно этой теории на восточнославянской почве заимствованное название варягов вошло в ряд собирательных существительных на -ь , ср. черемись, чудь и др. Немецкий славист М. Фасмер полагал, что в данном случае имеет место «перенесение названия завоевателей на завоеванное население» (М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. - М., 1971. - Т. III. -

    С. 522), т. е. названия норманнов на название представителей восточнославянских племен, но более убедительна точка зрения, в соответствии с которой перенесение значений «норманны» ® «восточные славяне» объясняется тем, что в русских военных дружинах, посольствах и т. п. было много норманнов, ср., например, скандинавские имена послов (Инегельдъ, Иворъ, Вуефастъ и др. - наряду со славянскими Улебъ, Синко) в древнерусских договорах 911 и 944 гг. - в «Повести временных лет». Тот факт, что совокупность славян и варягов первоначально называлась Русью, подтверждается как будто записью 882 г. в «Повести временных лет»: ср. перевод Д.С. Лихачева: и сел Олег, княжа, в Киеве… И были у него варяги, и словене, и прочие, прозвавшиеся русью (Повесть временных лет. - СПб., 1996. - С. 150). Правда, Д.С. Лихачев отмечает, что «смысл этих слов не совсем ясен (прозывались русью только «и прочии» или также варяги со словенами)» (там же, с. 409).

    Во всяком случае, данный контекст говорит лишь о происхождении слова Русь, но не о дальнейшем функционировании, поскольку, как заметил еще А.А. Шахматов, наша летопись, настаивая на связи первоначальной Руси с варягами, тем не менее последовательно отличает ее от варягов.

    В соответствии с теорией южного, «дославянского» происхождения, предложенной О.Н. Трубачевым, слово Русь восходит к индоарийской форме *ruksa-/*ru(s)sa- со значением ‘свет, светлый’ (О.Н. Трубачев. Русь, Россия // журнал «Русская речь», 1987 г., и другие его работы). Этот корень имеется в названии Росстар, «которое мы читаем с помощью древнеиндийских данных как «Белый берег» или «западный берег» (О.Н. Трубачев. Русь, Россия. - С. 133) и в других названиях с корнем Рос- в ономастике Крыма и Приазовья. Здесь, как предполагал О.Н. Трубачев, и зародилось название Русь - «Белая сторона» - с забытым ныне значением.

    Сторонники теории исконного происхождения слова Русь возводят его корень к праславянским *rud-/*rus- <*rud-s, откуда рус. рудый, русый, руда, латинск. russus ‘красный’, или *ru-/*ry-, откуда рус. русло, пол. runo ‘руно’, ruch ‘движение’, латинск. e-ruere ‘выкапывать, вырывать’ и др. При этом наиболее вероятной считается непосредственная связь названия страны с названием реки Руса и городом Старая Русса. Первоначально Старая Русса - это название большой территории южнее озера Ильмень. Прилагательные старый и новый, входящие в состав названий Старая Русса и Новгород, - это результат замены старого пути «из варяг в греки», проходившего первоначально через Руссу, а позднее через новый город (Новгородъ), построенный в том месте, где к указанному пути ближе всего подходит верховье Волги; ср. текст из Воскресенской летописи (в переводе на современный язык): О великом Новгороде и о Руси. И пришли словене с Дуная и осели у озера Ладожского, и оттуда ушли и осели около озера Ильменя, и прозвались иным именем, и назвались Русь реки ради Руссы, которая впадает в озеро Ильмень.

    Норманнская теория происхождения слова Русь как самая «старая» продолжает по традиции излагаться в этимологических словарях. Между тем в исследованиях, опубликованных во второй половине ХХ в. (Я. Отрембского, С. Роспонда) и начале ХХI в. (К.А. Максимовича), предпочтение отдается славянской этимологии.

    В иноязычных источниках слова с корнем рус-/рос- упоминаются с VI в. н. э.

    В 555 г. в сирийской хронике псевдо-Захарии Митиленского, являющейся компилятивным трудом неизвестного сирийского автора, использовавшего оригинал истории Захарии Митиленского, был упомянут народ hros (или hrus). Слово содержится в оригинальной самостоятельной приписке сирийца, сообщающей о народе hros (hrus), живущем в западной половине Предкавказья. В приписке говорится, что это рослые, сильные люди, не имеющие оружия.

    Первое упоминание, не вызывающее у исследователей сомнения в том, что оно относится к славянам, - это название Ruzzi у анонимного баварского географа IX в., включившего это название в перечень народов наряду с хазарами (Caziri), уличами (Unlizi) и бужанами (Busani) . Упоминается Русь в Раффельштеттенском уставе 903-906 гг. и в «Книге путей и царств» (80-е гг. IX в.) Ибна Хордадбеха и других иноязычных источниках.

    В ХI-ХVII вв. слово Русь широко употреблялось во всех жанрах древней русской письменности - летописях, грамотах, русских церковно-книжных произведениях. В древнерусскую эпоху (XI-XIV вв.) чаще всего это слово используется в летописях.

    В «Повести временных лет» (в Лаврентьевском списке этой летописи 1377 г.) слово Русь употреблено 89 раз, и «в подавляющем числе случаев эти слова (Русь, Русьская земля, русьскии. - И.У.) имеют в виду все восточнославянские племена в целом либо их землю» (Повесть временных лет. - СПб., 1996. -

    С. 401).

    При описании событий XII-XIV вв. слово Русь могло употребляться в летописях в более узком значении, причем разные исследователи по-разному локализовали Русь в этом значении. «В социальном контексте Русская земля в узком значении земель Среднего Поднепровья интерпретировалась как домен княжеской династии Рюриковичей» (Повесть временных лет. - Спб., 1996. - С. 597).

    В I Новгородской летописи (по Синодальному списку) (31 употребление) Новгородская земля и Русь чаще всего рассматриваются как различные территории, например: Пришла (в Новгород) весть из Руси злая. Реже представлены контексты, в которых Русь употребляется в широком значении «зеўмли восточных славян».

    Слово Русь зафиксировано только в одной из известных новгородских берестяных грамот. Как и во многих контекстах из I Новгородской летописи, слово употреблено в «локальном» (узком) значении (перевод А.А. Зализняка): От Семка к Кулотке. Что касается того, что ты говорил Несде про те деньги, то когда ты приходил в Русь с Лазовком, тогда взял их у меня Лазовко в Переяславле (Грамота берестяная №105, ХII в.; А.А. Зализняк. Древненовгородский диалект. - М., 2004. - С. 356). Позднее в узком значении слово Русь стало обозначать центральную часть России (в отличие от окраин - Казани, Астрахани, Сибири и др.).

    Употребление слова Русь в качестве названия древнего русского государства, его жителей или его части постепенно ограничивалось в связи с распространением названия Россия. Слово Русь превращается в поэтическое наименование России, ср. у А.С. Пушкина: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой / И назовет меня всяк сущий в ней язык.

    В современных текстах Русь, уступая, естественно, в частоте употреблений слову Россия, нейтрально употребляется только в исторических текстах, в качестве названия (или части названия) фирм, фермерских хозяйств, пансионатов и т. п.

    Игорь УЛУХАНОВ, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН

    www.ug.ru


    Смотрите также