Новый УМК по курсу История России в соответствии. История россии умк
Новый УМК по курсу История России в соответствии
Новый УМК по курсу «История России» в соответствии с Историко-культурным стандартом
В феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В. В. Путин выдвинул задачу обновления исторического образования в стране. Была сформирована рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Летом 2013 года Концепция, важной частью которой стал Историко-культурный стандарт, была разработана и представлена на обсуждение. Затем она была доработана с учетом пожеланий, высказанных представителями научного и педагогического сообщества, общественных организаций.
Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Руководители председатель Государственной Думы, председатель Российского исторического общества С. Е. Нарышкин — руководитель рабочей группы министр образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанов — заместитель руководителя министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский — заместитель руководителя директор Института всеобщей истории Российской академии наук А. О. Чубарьян — научный руководитель
Заседание научно-методического совета Министерства образования и науки Российской Федерации 15 мая 2015 года Принято решение о включении в Федеральный перечень учебников линеек учебников по истории России издательств «Просвещение» и «Дрофа» с 6 по 10 классы, и линейки учебников истории России издательства «Русское слово» с 6 по 9 классы, прошедших экспертизу на соответствие Историко-культурному стандарту.
Электронная форма учебников УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. : ресурсы Оглавление Поиск страницы Текст Поиск по тексту Изменение размера шрифта Иллюстрация Слайд-шоу Интерактив Анимация Видео Закладки. Ввод текста. Аудио Гиперссылка 7
Удобная и простая в использовании, насыщенная объектами электронная форма учебника Анимация Тематические ролики Карты 3 D модели 8
Удобная и простая в использовании, насыщенная объектами электронная форма учебника Видео Слайд-шоу 9
Сравнение периодизации истории России Класс Период по концентру Период по «линейке» Рекомендации по переходу 6 с древнейших времён до конца XVI века начала XVI века сократить материал, ограничившись периодом до 1505 г. 7 XVII-XVIII века XVI-XVII века изучить XVI век по учебнику 6 класса, XVII век соответствует изучить XVIII век по учебнику 7 класса 8 XIX век XVIII век 9 XX век 1801 -1914 гг. изучить XIX век по учебнику 8 класса, дополнить периодом до 1914 года по учебнику 9 класса
Расширение тематики курса: СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ» РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Возможные риски Пути их преодоления Новая концепция не соответствует существующему порядку разработки КИМов ЕГЭ и ОГЭ Разработка 2 -х комплектов КИМов на переходный период для концентра и для перешедших на линейную систему Поэтапный переход, начиная с 6 класса. Разработка новых УМК (для базового и профильного уровней) Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности Скорректированные рабочие программы по отечественной и всемирной истории Новые учебники по всемирной истории Методическая поддержка на уровне региона, привлечение издательств площадки для общения с учителями Отсутствие у учителей истории практики и навыков работы с новым УМК «Открытый» 11 класс Повторение части материала Отсутствие концепции изучения Всеобщей истории, несоответствие курсов Методические проблемы
Сравнительный анализ УМК по истории России
Внешнее оформление
Как работать с учебником
«Крещение Руси» Издательство «Просвещение»
«Крещение Руси» Издательство «Русское слово»
present5.com
Новый УМК по истории России с 6 по 10 класс
Авторы
В состав авторского коллектива вошли известные специалисты-историки, авторы известных учебников:
- Арсентьев Н.М. — доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Историко-социологического института Мордовского государственного университета, сопредседатель Научного совета РАН по проблемам российской и мировой экономической истории;
- Горинов М.М. — кандидат исторических наук, Первый заместитель начальника Главного архивного управления города Москвы;
- Данилов А.А. — доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН, руководитель Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение»;
- Иванов А.В. — заместитель директора по координации образовательных программ Центра образования «Царицыно 548» г. Москвы;
- Курукин И.В. — доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета;
- Левандовский А.А. — кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
- Моруков М.Ю. — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН;
- Семененко И.С. — доктор политических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН;
- Стефанович П.С. — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН;
- Токарева А.Я. — методист;
- Хаустов В.Н. — доктор исторических наук, профессор;
- Хлевнюк О.В. — доктор исторических наук, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
- Шестаков В.А. — доктор исторических наук, Ученый секретарь Института российской истории РАН.
«Работа над созданием этой линии учебников стала первым опытом достижения общественной консолидации вокруг исторического прошлого России. В современном российском обществе единая концепция исторического образования и созданные на ее основе учебники выступают в качестве общественного договора, призванного на основе научного анализа, новейших достижений исторической науки обеспечить согласованную позицию и поддержанный обществом взгляд на отечественную историю» — отметил руководитель Центра гуманитарного образования Издательства Александр Данилов.
Всего издательство «Просвещение» подготовило в рамках этого проекта 11 книг для учащихся 6-10 классов общим объемом 1547 страниц. Учебники содержат 1048 иллюстраций, характеристику 842 персоналий отечественной и зарубежной истории, объяснение более 400 понятий, более 100 исторических карт и схем.
Кроме них, авторским коллективом были подготовлены также хрестоматия по отечественной истории, сборники рассказов по истории для каждого класса, две большие книги для чтения, 5 учебно—методических пособий для учителей с поурочными разработками, 5 комплектов исторических карт (всего около 200 карт), 5 тетрадей—тренажеров с контрольными и проверочными заданиями, сборник нормативных документов для учителей истории и директоров школ по структуре и содержанию современного школьного исторического образования.
В целом авторским коллективом создано около 40 новых, во многом инновационных учебных пособий, разработанных в соответствии с Концепцией нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, которые были разработаны Российским историческим обществом.
www.school-russia.prosv.ru
УМК по Истории России
Научно-образовательныйкурс
«История России»
1
Лекция 1. Генезис древнерусского государства
1.Восточные славяне в древности.
2.Формирование древнерусского государства.
3.Деятельность первых русских князей.
4.Расцвет Киевской Руси.
1.В настоящее время нет нужды указывать на то, что природа страны влияет на быт народа, обуславливает особенности народного хозяйства, налагает свой отпечаток на весь ход исторического развития общества. Равнинность страны и обилие речных путей,
идущих в разные стороны содействовали широкому расселению славян, облегчали грандиозный процесс колонизации, которым славянское племя осваивало громадные пространства земли. Плодородная почва страны и обилие лесов развивали земледельческий и лесной промыслы, реки, вытекавшие из центра равнины содействовали развитию торговли внутренней и внешней. Так географические особенности предопределяли разнообразие хозяйственной деятельности народа. Однако природа страны в то же время не охраняла общество от вторжений. Ничем не защищенные со стороны Азии наши предки не раз делались жертвами азиатских кочевников. Так география местности создавала условия, противодействующие успехам народной жизни
Сведения о древних славянах.
Греко-римскиеавторы называют славян венедами. В эпоху средневековья так называли славян германцы. Это название сохранилось в нововерхнем немецком диалекте. Гот Иордан называет славян племенем, выступавшим под названием венеты,
анты, словене. Он расселяет славян на территории, которую ограждают Карпаты, на севере – Висла. Историк Платонов полагает, что древнейшим местом жительства славян в Европе были северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов,
склавен были известны в римские, готские времена. На Карпатах славяне жили первобытными родовыми союзами – мелкими разобщенными родами. Управлялись они многочисленными племенными князьями и родовыми старейшинами и имели обычай
собираться на совещания об общих делах на родовые сходы и племенные веча. В VI в.
2
мелкие славянские роды начинают смыкаться в более крупные союзы. С Карпат славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы,
поляки), и на восток (восточные славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр еще в VI-VIIв. И постепенно расселяясь дошла до озера Ильменя и до верхней Оки.
Ключевский – сторонник Дунайской версии происхождения славянтакже полагает, что восточные славяне прежде Днепра, жили на Карпатах и Дунае, их стоянка длилаь 5
веков, а в VII в. славяне появляются на Днепре. Повесть о начале Русской земли или Повесть временных лет описывает размещение славян, перечисляет племена на которые они делились, указывает где поселилось каждое племя. Повесть временных лет – общерусский летописный свод, повествующий об истории Древнерусского государства,
составленный в Киеве в 20-хXII в. летописцем Нестором. Текст ПВЛ включает в себя летописные своды XI в. и другие источники. Поляне, древляне, дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимычи и вятичи переселились за Днепри и сели на его левых притоках, причем вятичи продвинулись на Оку. Кривичи также вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап.
Двины, волыняне жили в западных областях современной Украины. Словене заняли речную систему озера Ильменя. На Днестре, Пруте, в нижнем течении Днепра и на северном побережье Черного моря жили уличи и тиверцы. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточныхокраинах своих поселений славяне соседствовали с финскими племенами и постепенно оттесняли их на север и на северо-
восток.
Черты первоначального быта славян раскрывают древние византийские писатели
(Прокопий, Маврикий) и германские (гот Иордан). Славяне – народ не кочевой, а
оседлый. Но оседлость их была не прочна, т.к. истощив пашню на одном месте, славяне покидали ее и искали другую. Таким образом у славян развивается земледелие.
Подсечное земледелие господствовала у большей части восточнославянских племен до
VII-VIIIв. Затем у славян появляется соха, в VIII в. в качестве тягловой силы используется лошадь. Это указывает на победу пашенного земледелия над подсечным.
Наряду с земледелием у славян развивалось ремесло. Области, на которых жили славяне были лесные, поэтому у славян были развиты лесные промыслы, бортничество. Воск,
мед, шкуры были предметом торговли, главным образом с арабами. Славяне проникали к
3
Каспийскому морю, в Азию с торговлей. Другое направление торговли вело в Грецию, на юг. Существовал торговый путь, который шел из Руси в Западную Европу. Большое значение для внутренней и внешней торговли имел путь «из варяг в греки». Он начинался на северном береге финского залива, шел Невой, Ладожским озером,
Ловатью, затем волоком на Западную Двину, из нее волоком на Днепр. Днепром и Черным морем к Константинополю. Этим торговым путем Русь была связана с Византией и северными странами. Существование торговли свидетельствует о том, что у славян существовали города как торгово-промышленныецентры – Киев – у полян,
Чернигов – у северян, Любеч – у радимычей, Смоленск и Полоцк – у кривичей.
Быт славян вначале был родовой. В первое время своей жизни на Днепре, Ильмене славяне жили каждый родом своим, на своих местах. Родовые старейшины имели большую власть в своем роде, а сойдясь вместе на совет, решали дела племени. С
течением времени роды расселились на больших пространствах, и связь между родами ослабела. С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое взаимное родство и собирались для общих дел уже не по родству , а по соседству. Таким образом,
славяне, соединенные каким-либообщим интересом составляли общину. Так древнейшее родовое устройство заменялось общинным, славяне соединялись под влиянием главных «старейших» городов в волости или княжества, в которых обьединяли людей не родственные отношения, а гражданские, государственные. С течением времени отдельные города и племенные волости и княжества собрались вместе и обьединились под одной государственной властью.
Верования славян. Культ природы. В сохраненных древними и позднейшими памятниками скудных чертах мифологии восточных славян можно различить два порядка верований. Одни из них можно признать остатками почитания видимой природы. В русских памятниках уцелели следы поклонения небу под именемСва-рога,
солнцу под именами Дажбога, Хорса, Белеса, грому и молнии под именем Перуна,
богу ветров Стрибогу, огню и другим силам и явлениям природы. Дажбог и божество огня считались сыновьями Сварога, звались Сварожичами. Велес – «скотьего бога» славян в смысле покровителя стад, а может быть и в значении бога богатства: на языке этой летописи слово скот сохраняло еще старинное значение денег В древнерусских
4
письменных памятниках нет ясных указаний на семейства богов кроме сыновей Сварога. Общественное богослужение у славян не установилось, и даже в последние времена язычества видим только слабые его зачатки. Незаметно ни храмов, ни жреческого класса; но были отдельные волхвы, кудесники, к которым обращались за гаданиями и которые имели большое влияние на народ. На открытых местах,
преимущественно на холмах, ставились изображения богов, пред которыми совершались некоторые обряды и приносились требы, жертвы, даже человеческие.
Почитание предков. По-видимому,большее развитие получил и крепче держался другой ряд верований, культ предков. В старинных русских памятниках средоточием этого культа является со значением охранителя родичей род со своими рожаницами,
т.е. дед с бабушками,— намек на господствовавшее некогда между славянами многоженство. Тот же обоготворенный предок чествовался под именем чура, в цер-
ковно-славянскойформе щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур.
Значение этого деда-родоначальникакак охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня т. е. храни меня, дед.
Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние. Предание,
оставившее следы в языке, придает чуру значение, одинаковое с римским Термом,
значение сберегателя родовых полей и границ. Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом чересчур; значит, чур — мера,
граница. Этим значением чура можно, кажется, объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбу на распутиях, где скрещиваются пути, т. е. сходятся межи разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков,— это межевые знаки,
охранявшие границы родового поля или дедовской усадьбы. Отсюда суеверный страх,
овладевавший русским человеком на перекрестках: здесь, на нейтральной почве родич чувствовал себя на чужбине, не дома, за пределами родного поля, вне сферы мощи своих охранительных чуров. Все это, по-видимому,говорит о первобытной широте,
цельности родового союза. И однако в народных преданиях и поверьях этот чур-дед,
хранитель рода, является еще с именем дедушки домового, т. е. хранителя не целого рода, а отдельного двора.
5
Формы языческого брака. При господстве у славян многоженства своих недоставало, а чужих не уступала их родня добровольно и даром. Отсюда необходимость похищений. Они совершались, по летописи, «на игрищах межю селы»,
на религиозных праздниках в честь общих неродовых богов «у воды». Описывая языческие обычаи радимичей, вятичей, северян, кривичей, она замечает, что на тех
«бесовских игрищах умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся». Умычка и была в глазах древнего бытописателя низшей формой брака, даже его отрицанием: «браци не бываху в них», а только умычки. Поляне по мнению летописца вышли, по ее изображению, из дикого состояния, в каком оставались другие племена. Она замечает,
что у полян «не хо-жашезять по невесту, но привожаху вечер (приводили ее к жениху вечером), а заутра приношаху по ней, что вдадуче», т. е. на другой день приносили вслед за ней, что давали: в этих словах видят указание на приданое.
Формирование Древнерусского государства.
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманнской теории возникновения древнерусского государства. Впервые её высказали приглашённые в Россию в XVIII в. немецкие ученые Байер, Миллер, Шлёцер.
Приверженцем этой теории были Погодин, Ключевский и Шахматов. Согласно этой теории русские обратились к норманнам (так тогда называли выходцев из Скандинавии)
для того, чтобы те навели порядок на русской земле. Три варяжских князя братья Рюрик,
Синеус, Трувор пришли в славянскую землю. Рюрик поселился в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. С призвания князей с 862 г. начинается история Русского государства. Рюрик правил в Новгороде с 862 года по 879. Так как князья были из племени Русь, то от них и земля прозвалась Русью. Среди норманистов нет согласия относительно варяго-русскоговопроса: кто такие варяги и кто такие Русь. Имя Русь ассоциируется у норманиста Шахматова с норманами, скандинавами. Он пишет, что Русь
– древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем их потомки начали оседать на севере. Платонов писал, что у славян название Русь означало заморских варягов – скандинавов, варяжские дружины. Имя Русь перешло и на славянские дружины, действующие с варяжской Русью и закрепилось за славянским Поднепровьем. После смерти братьев Рюрик стал один владеть
6
Новгородской областью. Он раздал города знатнейшим дружинникам для суда и сбора дани у подвластных племен. Дружинники Рюрика – Аскольд и Дир отпросились у Рюрика в Царьград. Плывя по Днепру, они заняли Киев. По преданию, Киев основали три брата: Кий, Щек и Хорив, которые владели им. Они погибли, и жители Киева, а
также поляне были подчинены хазарам и платили им дань. Аскольд и Дир заняли Киев и освободили полян от уплаты дани хазарам.
Основанием для Норманнской теории стала укоренившееся в трудах немецких историков положение об отсутствии предпосылок для образования государства у восточных славян.
Наряду с норманнской теорией существовала другая теория . Её представителями были М.В.Ломоносов, С.А.Гедеонов, А.С. Иловайский. Антинорманнисты, или, по выражению историка Платонова представители славянской школы, доказывали, что Русь всегда была славянской. Они оспаривали доводы норманнской школы, что государственность на Русь принесли норманны – варяги. Советские историки придерживались теории антинорманнистов. Они утверждали, что определяющий фактор в процессе образования любого государства – объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно.
Антинорманнисты утверждают, что летописный рассказ об иноземном происхождении власти достаточно типичен для средневековых хроник, и встречается в древних историях многих европейских государств. Советский историк Рыбаков писал,
что восточнославянская государственность вызревала на юге, в полосе среднего Поднепровья. Историк выделяет два этапа образования Киевской Руси.
Первый этап – сложение мощного союза славянских племен в среднем Поднестровье в
VI в. (Союза Рус или Рос)
Второй этап – превращение этого союза в суперсоюз в VIII -началеIX в., подчинение ряда племенных союзов власти Руси, власти Киевского Князя.
Третий этап не связан с каким-либоновым качеством. Отмечается увеличение количества восточнославянских племенных союзов.
7
Б. Рыбаков отмечает появление на севере норманнов, которые затем появились в Киеве,
как наёмная армия.
Под Киевским государством советские историки Б. Рыбаков, Б.Греков понимали большое государство, которое возникло в результате объединения Новгородской Руси с Киевской Русью.
Деятельность первых князей.
Объединителем был князь Олег – родственник Рюрика, правивший за малолетством Игоря – сына Рюрика (года правления: 879 – 912). Олег, перейдя на Днепр,
покорил Смоленск, Любеч, в 882 г. завладел Киевом, убив Аскольда и Дира.
Основавшись в Киеве, он сделал его столицей своего княжества. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность. Ходил на древлян, затем на северян, далее подчинил радимичей. Под его рукой собрались все главнейшие племена славян и все важнейшие города. Олег сбросил хазарское иго, укреплял свою страну крепостями со стороны восточных кочевников. Олег совершил поход на Византию. Он подошел к Константинополю в 907 г. опустошил его окрестность и осадил город. Греки завели переговоры и заключили с Олегом договор, вторично подтвержденный в 912 г. Значение правления Олега. Деятельность Олега имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое Киевское государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил путем договоров, правильные торговые отношения Руси с Византией.
Княгиня Ольга (945-957гг.) Население древнерусского государства облагалось данью, процесс ее собирания назывался полюдьем. Размер собираемых повинностей при первых князьях не был зафиксирован письменно и регулировался обычаем. Попытки увеличить дань вызывали сопротивление населения, что видно из примера с князем Игорем. Ольга предприняв объезд некоторых земель, установила фиксированный размер повинностей (уставы и уроки), и определила специальные места для ее сбора – становища и погосты. Так была установлена новая форма получения дани – повоз. К
определенному сроку дань доставлялась в специально установленные места. В качестве единицы обложение было определено земледельческое хозяйство (дань от рала) или дом
( дань от дыма). Ольга приняла христианство и совершила путешествие в Царьград.
8
Особенной силы достигло Киевское государство при Святославе (957-972)и его сыне Владимире(980-1015гг.) Святослав подчинил племена вятичей, которые платили дань хазарам, обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, затем победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью позднее ставшей Тмутараканским княжеством. Проникнув на Волгу он разорил землю камских болгар и взял их город. Святослав разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Черноморье становилась Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов, и Руси пришлось страдать от этих кочевников. Святослав, завоевав Болгарию остался там жить в Переяславце на Дунае.
Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава. Началась война в ходе которой греки вынудили Святослава заключить мир и покинуть Болгарию. Войско Святослава по пути домой было схвачено печенегами. Святослав был убит. После смерти Святослава между его сыновьями Ярополком, Олегом и Владимиром произошли междоусобия, в которых погибли Ярополк, княживший после смерти отца 972-980,и Олег. Владимир остался единодержавным князем980-1015гг. Потрясенное усобицами государство являло признаки внутреннего разложения. Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы усмирить племена вятичей, радимычей. Пошатнулось после смерти Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел войны с камскими болгарами, с греками.
Самым важным делом его княжения было утверждение на Руси христианства.
Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям.
Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. В
княжении Игоря в Киеве уже была христианская церковь св. Ильи. В дружине Игоря было много христиан, Ольга была христианкой. Словом христианская вера была знакома киявлянам при первых князьях.
Пришли (говорит он [летописец]) к Владимиру (986) сначала волжские болгары,
похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением.
Все они хотели привлечь Владимира к своей вере. Он же выслушал их и всех отослал
прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями,
9
но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: «кто как служит Богу?»
Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру,
прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: «Где крещение примем?» А они согласно ответили: «Где тебе любо». И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и
действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьямВасилию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну.
Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», т. е. за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной в 988 году. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.
Последствия принятия Русью христианства.
Христианство как религия общепринятая в Европе, еще больше сблизило Киевское государство с Европой. Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства; византийская церковь стараясь приобщить Русь к вековой византийской культуре, способствовала поднятию культуры, с христианством пришло на Русь просвещение. Из Греции пришла на Руст иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом, в других городах были поставлены епископы,
Духовенство управляли и судили подчиненных им людей так как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, получившего на Руси
название кормчей книги. Церкви принадлежали земли, где она вела хозяйство,
10
studfiles.net
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса средствами УМК по истории России «ДРОФА» «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Транскрипт
1 Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса средствами УМК по истории России «ДРОФА» «ВЕНТАНА-ГРАФ»
2 Группа Эксмо - АСТ Издательство «ДРОФА» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» «Астрель»
3 Реализация ФГОС ООО с сентября 2015 г. ФГОС СОО к 2020 г. Требования ИКС реализуются на основе Примерной программы по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 8 апреля 2015 г. 1/15 (п История России. Всеобщая история и п История России. Всеобщая история // Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО). С , ) Электронный ресурс госреестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ
4 Изучение истории по линейной модели в 5-10 классах в соответствии с ИКС*, ПООП ООО : 5 класс история Древнего мира 6 класс с древнейших времен до конца XV в. 7 класс XVI XVII вв. 8 класс XVIII в. 9 класс XIX в гг. 10 класс гг. * Вестник образования
5 Модели изучения истории 5 10 классы базовые знания об основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории Базовый уровень: 140 ч. Россия в мире проблемнохронологический курс - сравнительноисторический анализ основных этапов развития России, её территорий и народов в контексте мировой истории (с древности до наст. время) выбор предмета История 10 класс курсы всеобщей (Новейшей) истории и "История России" гг. 11 класс Повторительнообобщающий курс - «История России до 1914 г.» кл. Углубленный уровень: не менее 280 ч. 10 класс История гг. 11 класс Повторительнообобщающий курс - «История России до 1914 г.»
6 Вариант перехода (СПб) Наст. время Введение ФГОС ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 6 ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. История с древности до XVI в. 7 История XVII XVIII вв. -«- -«- -«- -«- Введение ФГОС История Cредних веков. История России до конца XV в. История XVI - XVII вв. -«- -«- -«- Введение ФГОС -«- -«- -«- 8 История XIX нач. XX вв История XIX в г. История XVIII в. Введение ФГОС -«- -«- 9 История России XX нач. XXI вв. История начала XX нач. XXI вв. История с 1914г до середины XX в. (до 1939 г). Повторит. модуль к ОГЭ ( ) История XIX 1914 г. Введение ФГОС -«-
7 Профильная школа (История, базовый уровень) 10 класс История c древнейших времен до к. XIX в. 11 класс История с к. XIX до нач. XXI вв. ЕГЭ ( ) История сер. XX нач. XXI вв. ( гг) История с к. XIX до нач. XXI вв. История 1914 г нач. XXI вв. История России c древнейших времен до 1914 г. (повтор. курс)
8 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Завершённая линия В Федеральном перечне по приказу 576 Минобрнауки от
9 УЧЕБНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ РЕСТОМАТИЯ 9
10 АТЛАСЫ И КОНТУРНЫЕ КАРТЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНИКОВ 10
11 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ К УРОКУ ПРОГРАММА 11
12 Ключевые особенности УМК Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебнометодического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научнообразовательного пространства в сети Интернет. Для удобства учителей истории мы создали сайт УМК Андреева Волобуева: www. history.drofa.ru Здесь можно найти: 1) состав УМК ; 2) материалы для учителя, доступные для бесплатного скачивания; 3) анонсы мероприятий и записи проведённых авторами вебинаров; 4) демо-версии электронных форм учебников; 5) отзывы педагогов и экспертов и многое другое. 12
13 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Доступна для бесплатного скачивания 13
14 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Доступны для бесплатного скачивания 14
15 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. 15
16 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. 16
17 book24.ru официальный книжный магазин издательской группы ЭКСМО, АСТ, ДРОФА - ВЕНТАНА
18 book24.ru
19 НОВЫЙ САЙТ ОБЪЕДИНЕННОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ 19
20 20
21 ВИДЕО - УРОКИ 21
22 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (на материале УМК «История России» И.Л. Андреева, И.Н. Федорова, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева и др. ) 22
23 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по истории Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны. Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы.
24 Требования Историко-культурного стандарта Задания части 1 Задания части 2 Знание основных событий, явлений, процессов Знание основных дат Знание исторических понятий, терминов Знание исторических деятелей (персоналий) 1. Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами (51) 2. Задание на множественный выбор событий по определённому критерию (7) 3. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка (11) 1. Задание на установление хронологической последовательности (1) 2. Задание на установление соответствия (2) 1. Задание на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию (3) 2. Установление исторического термина по данному определению понятия (4) Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (9) 1. Задание-задача (23) 2. Задание на аргументацию (24) 3. Историческое сочинение (25)
25 Требования Историко-культурного стандарта Задания части 1 Задания части 2 Работа с историческими источниками Знание фактов истории культуры Работа с исторической картой Знание истории Великой Отечественной войны 1. Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX XIX вв.) (6) 2. Задание на атрибуцию исторического источника (XX в., предполагается краткий ответ в виде слова) (10) 3. Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) (12) 1. Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (17) 2. Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом (18, 19) Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (13 16) Задание на отдельной позиции на знание фактов Великой Отечественной войны (8) Три задания к историческому источнику (20 22)
26 УЧЕБНИК Работа с историческими источниками Эпиграф в начале главы и параграфа
27 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Работа с историческими источниками
28 ХРЕСТОМАТИЯ Работа с историческими источниками
29 Знание исторических деятелей (персоналий) УЧЕБНИК (персоналии в начале параграфа) иллюстративный ряд задания в ЭФУ
30 Знание исторических деятелей (персоналий) РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
31 Знание основных дат УЧЕБНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
32 ЗАДАНИЯ В РАБОЧИХ ТЕТРАДЯХ Знание основных событий, явлений, процессов
33 КИМ 2016 Знание основных событий, явлений, процессов УЧЕБНИК
34 Знание основных событий, явлений, процессов КИМ 2016 УЧЕБНИК
35 Знание исторических понятий, терминов ЭФУ УЧЕБНИК Московский князь направлял в города и волости своих наместников, которые должны были управлять ими. За это их следовало содержать «кормить». Такая система называлась кормлением. Наместники часто злоупотребляли своим положением, рассматривая кормление как способ обогатиться.
36 Знание исторических понятий, терминов РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
37 Знание фактов истории культуры ЭФУ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕБНИК
38 ЗАДАНИЯ В РАБОЧИХ ТЕТРАДЯХ УЧЕБНИК Юбилейные и памятные монеты Российской федерации Почтовые марки СССР Карикатуры
39 Работа с исторической картой Карты содержатся в учебниках, в атласах, в рабочих тетрадях, анимированные карты - в ЭФУ
40 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: исторические атласы и контурные карты Большое количество дополнительного иллюстративного материала Контурные карты, снабжены методическим аппаратом позволяют осуществлять подготовку к ЕГЭ Карты по истории культуры и образования Большое количество статистических материалов 40
41 Работа с исторической картой РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕБНИК 41
42 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: исторические атласы КАРТЫ ПО КУЛЬТУРЕ И РЕЛИГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ 42
43 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: исторические атласы ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н Ы Е КАРТЫ - СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО МИРНЫМ ДОГОВОРАМ К А Р Т Ы 43
44 Работа с исторической картой ВОЗМОЖНОСТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ НА УРОКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ИНФОРМАЦИИ: - карта -- иллюстрации -- статистика КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ 44
45 тлас+ ww.lecta.ru/atlasplus ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К АТЛАСАМ 45
46 https://lecta.ru/atlasplus/ 46
47 https://lecta.ru/atlasplus/ 47
48 https://lecta.ru/atlasplus/ 48
49 https://lecta.ru/atlasplus/ 49
50 drofa-ventana.ru методическая помощь по каждому предмету учебного плана и учебнику издательской группы Всю методическую помощь мы собрали на одной странице: Подключайтесь к вебинарам авторов пособий, методистов и учителейпрактиков Делитесь своим опытом и изучайте опыт коллег на открытых уроках Скачивайте методические материалы и рабочие программы Читайте интервью с авторами и рекомендации по работе с учебниками Узнавайте состав УМК Участвуйте в акциях, конкурсах 50
51 drofa-ventana.ru неограниченное по объему личное информационнообразовательное пространство Постоянный доступ к вебинарам, которые Вам были интересны, семинарам, которые вы посетили Здесь доступны для скачивания Ваши электронные сертификаты участника вебинаров и семинаров Здесь хранятся индивидуальные коды для скидок в интернетмагазинах учебной литературы Здесь создается библиотека скачанных материалов с сайта и просмотренных видеозаписей Ваш невидимый личный помощник будет рекомендовать тематические подборки по Вашему предмету 51
52 drofa-ventana.ru неограниченное по объему личное информационнообразовательное пространство Создавайте свой личный кабинет, регистрируясь на сайте 52
53 drofa-ventana.ru самые выгодные предложения о приобретении учебной продукции Ценовые предложения от крупнейших интернетмагазинов для совершения самой выгодной покупки Объединенный каталог двух издательств с фильтрами, которые важны для педагога; Информация о новинках с возможностью предзаказа; Карта книжных магазинов с адресами и телефонами; Индивидуальные скидки и промокоды для самых выгодных покупок 53
54 2500 педагогов уже подписались на youtube-канал «ДРОФА» «ВЕНТАНА-ГРАФ» YouTube.com/drofapublishing 1. Делятся опытом с другими педагогами и передают свой в проекте «45 минут. Открытый урок» 2. Дистанционно участвуют во Всероссийских методических мероприятиях 3. Смотрят видео анонсы предстоящих вебинаров и сами вебинары 4. Знакомятся с видеообзорами УМК и новинок 5. Смотрят интервью с авторами учебников на современные тенденции в преподавании дисциплины 54
55 @drofa.ventana наше имя в социальных сетях Ненавязчивое информирование о новых событиях: вебинары, новинки, освещение интересных мировых фактов и сведений в ракурсе наших учебников, видео интервью с авторами, новости образования Профессиональное общение коллег, работающих по учебникам издательской группы Акции на выгодную покупку учебной литературы в интернет-магазине для новых подписчиков Быстрая обратная связь с сотрудником издательской группы 55
56 56
57 Благодарим за внимание! Благодарим Контакты за для внимание! связи: +7 (800) Адрес: ул. Зорге, д. 1, г. Москва, Редакция истории, обществознания и искусства +7 (495)
58 Демидов Борис Витальевич Ведущий методист по общественно-научным дисциплинам ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» Телефоны: ,
docplayer.ru