Курс советской истории (1917-1940). Соколов А.К.. А. К. Курс советской истории, Учебное пособие. История россии соколов


Курс советской истории (1917-1940). Соколов А.К.

С этим файлом связано 42131 файл(ов). Среди них: IMG-20160720-WA0002.jpg, IMG-20160720-WA0004.jpg, Sushim_tushku.pdf, Komplex_uprazhneniy_dlya_rastyazhki_na_shpagat.pdf, Fruktorianstvo_i_bodibilding.pdf, 17_pravil_khoroshey_rastyazhki.pdf, Szhigaem_zhir.pdf и ещё 42121 файл(а).Показать все связанные файлы Соколов А.К. КУРС СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ, Учебное пособие для студентов вузов) Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М Высш. шк, 1999. - 272 с. Первый в отечественной историографии авторский курс, в котором излагаются события начальных десятилетий становления и развития советского общества как особой формы цивилизации. В учебнике дается общая оценка социальной, экономической, политической ситуации в России вначале века, конкретно-исторически рассматриваются революционные преобразования большевиков, система "военного коммунизма, НЭП, индустриализация, культурная революция. Дается общая оценка довоенного состояния советского общества (численность и состав населения, его структура, грамотность и образование, кадры управления, номенклатура, общественные настроения, показывается, как происходило в советский период столкновение старого, идущего из прошлого страны, и нового, что на практике рождалось из этого на отечественной почве. Рассматривается феномен "сталинского социализма, "ежовщина", показано внутреннее и международное положение страны накануне 1941-1945 гг. В заключение поднимается вопрос о том, какое значение имеет опыт советского социализма при определении пути и направления развития современного российского общества.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Часть I. ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ (1917—1921) 1. Причины революции в 1917 г. 2. 1917 год 3. Революционные преобразования большевиков 4. Гражданская война и "военный коммунизм" 5. Кризис 1920—1921 гг. Часть II. НОВАЯ И СТАРАЯ РОССИЯ Е ГОДЫ 1. Нэп 2. Образование СССР 3. Политическая борьба в е годы и "сумерки нэпа" 4. "Год великого перелома" Часть III. "СОЦИАЛИЗМ" ВОДНОЙ СТРАНЕ 1. Индустриализация, коллективизация, культурная революция в CССР 2. "Социалистическое наcтупление" (1930—1932) 3. "Социалистическое наступление" (1933—1937) 4. Сталинский "социализм" 5. "Ежовщина" 6. СССР накануне войны 7. Довоенное советское общество

ВВЕДЕНИЕ В нынешних условиях в России, когда идет острая политическая борьба по поводу событий, происходивших в недавнем по историческим меркам прошлом, создать единый и целостный курс — нелегкая задача. Положение усугубляется тем, что в последние годы очень быстро падает общественный интерес к историческим знаниям. Можно сказать, что в настоящее время историческая наука находится в глубоком и затяжном кризисе, который вызван концом советской эпохи и созданной ею историографии. Об истоках и причинах кризиса разговор долгий. Это задача особого курса. Однако уже сегодня необходимо извлекать некоторые уроки и пытаться наметить пути объективного освещения истории. Догмы исторического материализма, служившие раньше критериями постижения истины, подвергаются ныне критике и пересмотру. Проблема гораздо более серьезная, чем кажется на первый взгляд. Слишком глубокий след в сознании людей оставила прежняя идеология в форме абстрактных классовых схем, понятий и определений, с детства впитавшихся вплоть и кровь. Прежде в СССР превратно и искаженно преподносились существующие в мире исторические школы, замалчивались или пылились на полках спецхранов труды крупнейших ученых, вносивших заметный вклад в познание и осмысление прошлого. Нынешняя ситуация в исторической науке характерна тем, что вакуум, образовавшийся в результате краха коммунистической идеологии, заполняется обрывками идей самого разного толка. За время, прошедшее после 1985 г, когда была провозглашена "перестройка, отечественные историки не сумели создать большого числа солидных, заслуживающих уважения исторических трудов, в которых отражены новые концепции, новые подходы, новые темы. Чаще всего — это сборники статей, где каждый автор "обсасывает" какой-то отдельный сюжет, это — разного рода компиляции, публицистические рассуждения, переиздания трудов зарубежных авторов и эмигрантов, содержащих разные точки зрения, на то, что происходило c Россией и СССР в ХХ в. Отрадным фактом стала публикация новых, ранее недоступных документов и свидетельств, хотя ив этой работе не удалось избежать налета политической конъюнктуры и идеологического заказа. Между тем потребность в объективном взгляде на историю страны в советский период ощущается все более настоятельно. Крутые и поворотные годы, когда происходит явная и скрытая борьба различных тенденций и стоящих за ними социальных и политических сил, вызывают необходимость критического переосмысления прошлого. В такие годы история в наибольшей степени должна выполнять свою основную функцию — роль социальной памяти общества. В ней общество ищет для себя нужные ему социальные ориентиры, духовные ценности, традиции, нормы поведения и т. д. Кризисная ситуация, в которой мы все находимся, заставляет искать в прошлом корни многих проблем, ошибок и трудностей, существующих противоречий. И чем больше мы занимаемся подобным поиском, тем дальше вглубь десятилетий уводит нас канва исторических событий. Центральный вопрос, на который нужно дать ответ в настоящее время, — был ли закономерен тот финал советской истории, свидетелями коего мы стали, или же система, созданная в стране в 1917 г, имела все-таки какие-то потенции в исторической перспективе. Ответ на этот вопрос задевает интересы практически каждого. Особенность всякой недавней истории состоит в том, что она как бы опалена горячим дыханием современности. Она служит оружием в политической борьбе, она находится на перекрестке столкновения различных мнений. На этой основе многие считают, что правдивую историю в такой ситуации создать невозможно. К сожалению, для такого вывода есть основания. Зависимость исторической науки от идеологии и политики подтверждается всем предшествующим опытом историографии. В ней существует презентистское направление, которое призывает мириться с этой зависимостью. Главный его тезис — каждое поколение переписывает для себя историю заново и извлекает из нее свой собственный опыт. Это — максималистский подход, хотя бы потому, что каждый раз, переписывая историю, новое поколение начинает нес чистого листа, а волей-неволей вынуждено опираться на опыт предшественников. Марксизм, до недавнего времени служивший единственной в нашем обществе идеологией, как известно, также рассматривает в качестве аксиомы зависимость исторических знаний от мировоззрения, от убеждений, от господствующих в обществе идей. Но, по мнению марксистов, достаточно выбрать правильное научное мировоззрение, которое опирается на самые передовые общественные идеи (для них они олицетворялись идеологией рабочего класса, — и ключ к познанию прошлого обеспечен. Провозгласив свое учение единственно верными возведя классовый партийный подход в абсолютный принцип научного познания, марксистские идеологи попали в ловушку догматического сознания ив неразрешимое противоречие своих же собственных постулатов. Действительно, положение, что "учение Маркса всесильно, потому что оно верно, которое отражает скорее факт фанатической убежденности, плохо уживается с утверждением, что только практика, а значит и исторический опыт, могут служить критерием истины. Отсюда следует отношение к тем трудам, которые были написаны по советской истории в советское же время. Их очень много гораздо больше, чем по остальным периодам истории России вместе взятым. Нужно ли сегодня их читать и изучать или же безжалостно выбрасывать из учебных планов и программ, как несоответствующие исторической правде и духу времени Вопрос очень сложный. Действительно, если принять во внимание свойственные им особенности, то можно увидеть, что история была служанкой примитивной идеи, призванной показывать пройденный советским обществом путь от победы к победе, от успеха к успеху. Эта история, лишенная противоречий, внутренних коллизий, приходящая в явное несоответствие с жизненными реалиями, которые были еще живы в памяти людей, или которые все могли наблюдать воочию, становилась псевдонаукой. В лучшем случае ей были присущи полуправда, умолчание острых проблемно иногда прямой подлоги фальсификация. Телеологический и утилитарный подход буквально пронизывал страницы исторических сочинений. Все оправдывалось высшей целью — поступательным движением страны к коммунизму. В наибольшей степени эти недостатки были свойственны огромным многотомным фолиантам, учебниками учебным пособиям, построенным по шаблону. Они были малоудовлетворительны даже сточки зрения марксистских канонов, поскольку в них отчетливо были видны догматизм (насаждение непреложных истин и готовых формул, схематизм (подгонка под них исторических фактов, схоластика (отсутствие исторической рефлексии, опора не на конкретный исторический опыта на мыслительные понятия и конструкции. Такой сконструированной реальностью стал, например, развитой социализм, созданный в кабинетах партийных идеологов, бдительно следящих затем, чтобы вся концепция советской истории не выходила за рамки официально утвержденных установок. В результате внутренней борьбы в эшелонах партийного руководства из истории оказались выкинутыми, например, многие деятели революционного прошлого, имидж которых не совпадал с общепринятой версией событий или не устраивал по каким-либо причинам очередных властителей страны. Это относится не только к сталинским временам. Дог. было запрещено всякое упоминание имени Хрущева, о котором, между прочим, все помнили, что порождало в обществе смешки и кривотолки. Единственной фигурой, возведенной на пьедестал, идолом и святым советской истории был Ленин. Его именем осенялось буквально все. Уместно подобранная цитата из ленинского наследия имела в ученом мире высший авторитет. Тем не менее хотелось бы предупредить против огульного отрицания всей советской историографии. Естественно, встает вопрос почему Ведьмы имеем в сущности сфальсифицированную историю страны в угоду правившей партократии. Чтобы ответить на этот вопрос, надо, в свою очередь, ответить на другой. Возможно ли было в тех условиях какое-либо поступательное развитие исторических знаний Напрашивается аналогия с темными и мрачными периодами средневековья, когда сквозь путы религиозных догм, бесконечные диспуты схоластов научное знание пробивало себе дорогу. Нечто подобное происходило ив условиях советской действительности. Естественно, с поправкой на ситуацию ХХ в, существование в этот период общепринятых научных норм и принципов, сложившихся в результате длительного развития общества, и большинство историков старалось все-таки их придерживаться. В рамках официальной историографии происходило накопление новых фактов, вводились в оборот комплексы архивных документов, высказывались оригинальные идеи, обозначались нетрадиционные подходы, совершенствовались методы исследования, происходило развитие специальных исторических дисциплин. Многие историки нарочито избегали обращаться к решению так называемых больших вопросов, углубляясь в дебри специализации, исследуя либо идеологически нейтральные, либо мелкие темы и сюжеты, постоянно подвергаясь риску быть обвиненными в отходе от марксизма. Советские ученые не отторгались научным мировым сообществом, находили контакт и взаимопонимание со своими коллегами за рубежом. Все это важно учитывать, так как встает вопрос о преемственности в развитии исторической науки в современной ситуации. Сегодня есть возможность выбора в подходах к освещению истории. Задача состоит в том, чтобы выбрать из них такой, который позволил бы наиболее полно и объективно отражать исторические события, освободить историю от догм, вольных интерпретаторских наслоений, эмоциональной шелухи и заклинаний. Нынешнее состояние исторических знаний вряд ли кого может удовлетворить. Идет борьба самых противоречивых тенденций, в которой уже четко обозначились крайности. С одной стороны, отчетливо видна направленность к полному и нередко зряшному отрицанию всего, что связано с советским периодом, его поношения и оплевывания, с другой — тенденция к реабилитации даже самых мрачных страниц советской истории. Между этими крайними точками существует достаточно широкий спектр представлений и мнений. Некоторые скажут, что это даже хорошо. Есть плюрализм, свобода точек зрения, и каждый волен придерживаться своих позиций и убеждений. Но хотелось бы обратить внимание на другую сторону проблемы. Признание такого плюрализма равносильно признанию невозможности объективного освещения истории. Кстати,на этом особенно настаивает так называемая постмодернистская историография, призывающая заменить историческую науку рассказами о прошлом, опираясь на интуицию, озарение, способность историка проникнуть в жизненный мири культуру ушедшей эпохи. Но историков много не каждый из них на такое способен. Помимо этого, множество дилетантов напропалую судят и рядят о том, что происходило со страной в советский период. Не следует питать иллюзий по поводу обилия учебников и учебных пособий по истории России, вышедших в последние годы и носящих компилятивный характер. Попытки отдельных авторов придерживаться принципа "золотой середины" в подаче исторических фактов не спасают. Необходимо новое осмысление, новое видение процессов, происходивших в истории страны. Надо искать ключик правильному ее пониманию и объяснению. Иначе неизбежен целый ряд нежелательных следствий социального, политического и морально-этического свойства — потеря социальных ориентиров, распад общественных связей, традиций. Прошлое в головах людей начинает расплываться, становится аморфными неопределенным, утрачивает свою цельность. Размывание социальной памяти как важнейшего компонента общественной жизни грозит деградацией и дебилизацией общества. Поэтому нужна добротная профессиональная история, занимающая подобающее место в нашей жизни, пользующаяся авторитетом и таким же влиянием, как, например, французская школа Анналов. Но где и каким образом искать пути к подлинно научному объективному освещению прошлого Попытаемся изложить некоторые принципы, легшие в основу настоящего курса. Прежде чем обозначить первый принцип, необходимо определить различие между профессиональным историком или профессией историка и дилетантом от истории Очевидно, что оно заключается прежде всего в том, что историк, в отличие от последнего, способен к историческому исследованию, владеет комплексом специальных знаний, представляющих собой его творческую лабораторию, своеобразную "кухню" его профессионального мастерства. У историка должно быть определенное мировоззрение, взгляд на мирна его развитие. Взгляд этот может быть рациональным, признающим наличие объективных законов истории, и иррациональным, который такие законы отрицает, объясняет ход исторических событий волей случая, рока, судьбы, игрой слепых сил, добрыми или злыми помыслами людей, Божественным провидением. Каждый историк волен исповедовать свою философию истории, но главное, чтобы он делал это осознанно. В противном случае неизбежны путаница, эклектика, не приводящие в познании истории к какому-либо реальному результату. К сожалению, в нынешней ситуации понимание этого отсутствует. Мы видим смешение различных подходов и понятий, образующих странный симбиоз в нашем понимании и объяснении прошлого, состоящий из множества элементов. Во-первых, сегодня очевидно увлечение историософским или, как его еще называют, метаисторическим подходом. Здесь философия истории выступает практически "в голом виде. Сами исторические факты не играют особой роли. Главное — понять смысли назначение исторического процесса. Типичным образцом такого подхода является книга НА. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма. В последнее время появилось множество публикаций подобного же рода, как извлеченных из арсеналов прошлого, таки написанных заново, в большей мере эпигонских, но иногда достаточно оригинальных. Их легко можно узнать сегодня в печати в виде размышлений о революции, о судьбах России, о русской идее, об особом предназначении русского народа, русской интеллигенции, евразийстве и т. п. Во-вторых, явно видна сегодня непреодоленная марксистская трактовка исторического процесса сточки зрения формационного подхода в терминах капитализм, социализм, коммунизм. Встает вопрос, исчерпаны или нет возможности исторического познания на базе марксистской методологии. Как свидетельствует мировой опыт, терпит крах лишь одна догматическая ветвь марксизма, называемая "марксизм-ленинизм", те. марксизм в большевистской интерпретации, омертвевший и канонизированный в сталинский и постсталинский период. Наделе же марксизм не стоял на месте. Современные социал- демократические теории, если судить по программам одноименных политических партий, не отрицают своего родства с марксизмом и ведут от него свое происхождение. Существует множество направлений и оттенков марксистской мысли леворадикальные,неомарксистские, соединяющие в себе традиционные марксистские идеи со структурализмом, антропологией, экзистенциализмом, фрейдизмом и неофрейдизмом, психоанализом, философской герменевтикой, современными теориями языка, которые применяются в истолковании истории, в том числе и советской. Однако в современном ученом мире более распространенным является другой подход, называемый цивилизационным. Между ними марксизмом имеются определенные черты сходства, используются иногда однотипные понятия и категории. Да и сам марксизм рассматривается в рамках более общего цивилизационного подхода как частный случай, как теория, вполне применимая для некоторых специфических исторических условий, времени и места, например для Европы XIX столетия. Ранее история изучалась в рамках единой теории модернизации, суть которой составлял переход от традиционных обществ к современным в качестве общей закономерности мирового развития. Впоследствии под влиянием структурной антропологии, обратившейся непосредственно к человеку в истории, было обращено внимание на существенные отличия историй отдельных стран и народов, образующих особые типы цивилизаций. Постмодернизм вообще отрицает какие-либо общие закономерности и единство исторического процесса. Есть кризисы, разъемы, отсутствие преемственности между отдельными циклами истории. Таким образом, сегодня перед нами существует возможность свободного выбора, обеспечивающего различные пути к постижению и осмыслению истории России и СССР. Какой из них предпочтителен, должен решить каждый сам за себя. И первый, основополагающий, принцип гласит, чтобы этот выбор был аргументированными последовательным. Нельзя допускать, чтобы одни события рассматривались, например, как проявление классовой борьбы, другие — как происки одержимых злою волей и маниакальными идеями людей, третьи — как случайное стечение обстоятельств и т. д. Этим, к сожалению, нередко грешат начинающие историки, да и не только они. В современной трактовке событий советской истории это проявляется особенно наглядно. Кроме того, есть немало людей, которые считают, что ничего стоящего, кроме занимательных рассказов о прошлом, из истории извлечь невозможно. Есть приверженцы такой точки зрения и среди профессиональных историков или, по крайней мере, претендующих на эту роль. Разумеется, встает вопрос, какой подход будет положен в основу данного курса. Его содержание лежит в русле социальной истории. Это означает, что в центре внимания находится прежде всего российское и советское общество ХХ в. Все остальное — экономика, государственные институты, политическое устройство и т. п. — рассматривается как производное от исторически сложившихся общественных форм. Властные структуры и институты, которые, безусловно, оказывали громадное воздействие на ход исторических событий, выступают не как самодовлеющие, развивающиеся по своим законам, а как результат их взаимодействия с общественными процессами. Роль тех или иных личностей, включая руководителей страны и партийных вождей, рассматривается в контексте породившего их времени. Как известно, существует множество "измов", те. теорий, по-разному трактующих проблемы истории общества, — экономических, социальных, политических. Поскольку задача курса состоит в том, чтобы понять и объяснить сложнейшие перипетии событий ХХ в, выбор остается за теми из них, которые признают объективные законы исторического развития, но только за такими, где, как говорят, многие концы сходятся, многие точки зрения живут. Такой, например, теорией может выступать теория модернизации. В контексте модернизации страны рассматриваются в курсе вопросы происшедшей в России революции, нэп, так называемое "построение социализма в СССР, индустриализация, коллективизация и культурная революция, проблемы развития страны после Великой Отечественной войны. Доказывают свою полезность и более частные теории, например, теория экономических циклов, позволяющая понять, почему нельзя насиловать законы экономики, как это делали большевики. Но главное — нельзя подгонять факты под какую-либо заранее избранную схему, как было раньше. Основанные на конкретно- историческом материале положения и выводы — вот в чем сегодня больше всего испытывает нужду историческая наука. Различные теории, безусловно, должны учитываться при интерпретации фактов, нона предмет их соответствия историческим реалиям. С этой
перейти в каталог файлов

metodich.ru

«Начало серии «Выбирая свою историю»

С.БУНТМАН – Сегодня мы начинаем новую серию, она называется «Выбирая свою историю», и так же называется и книга. Плюс еще «Развилки российской истории». И у нас в гостях две трети авторов этой книги. Никита Соколов, здравствуйте, добрый день!

Н.СОКОЛОВ – Добрый день!

С.БУНТМАН – И Игорь Курукин. Добрый день!

И.КУРУКИН – Здравствуйте!

С.БУНТМАН – Две трети, потому что третьей трети, третьего автора сегодня нет, к сожалению, но мы пытаемся поговорить. И что я еще попрошу наших слушателей: так как у нас будет… ну, вот, во всяком случае, до конца этого года, будет такая серия в программе «Не так!» — я напоминаю, что это, вообще, наша программа совместная с журналом «Знание – сила». Но серия будет такая: мы как раз пройдемся так, посидим, постоим на развилках и на распутьях российской истории. Вообще, какая была идея этой книги? Сразу, как ваш издатель Пархоменко – а наш приятель – это издательство «Колибри», он кричал: «Нет, это не учебник, не учебник». А что это? Что это такое? Пожалуйста.

Н.СОКОЛОВ – Ну, разумеется, это не учебник, хотя первоначальный замысел и был, что Россия остро нуждается в новом учебнике истории. Штука в том, что то представление о собственном прошлом, которое господствует в головах наших сограждан и современников, значительно отличается от тех представлений, которые за последние 50 лет сложились в научной среде. И этот разрыв, на мой взгляд и на взгляд моих товарищей, сильно мешает обществу жить дальше.

С.БУНТМАН – Да общество всегда живет не столько реальной историей, сколько представлением о ней.

Н.СОКОЛОВ – Поэтому первой задачей книги была, собственно, задача создать добротную компиляцию того, что в науке достигнуто за последнее столетие, а обществу мало известно. Таких вещей действительно много по частным проблемам, но главное, что случилось в науке за последние 50 лет – это то, что она решительно и окончательно отказалась от попытки выстраивать историю в рамках… понимать исторический процесс в рамках какой-то одной закономерности. И вот это для нашего общества чрезвычайно ново, и отсюда форма этой книги.

С.БУНТМАН – Ну, понимаете, но с другой стороны, есть… что предусматривают развилки? Сейчас настолько все безумие, и доходящее до полного идиотизма с альтернативными вариантами развития есть, что при слове «развилка» начинаем покрываться сыпью, если мы не хотим впасть в какой-то такой идиотизм. Вот, пожалуйста, Игорь!

И.КУРУКИН – Дело в том, что да, слово «альтернативность», оно так, сейчас некоторым… становится одиозным, скажем так.

С.БУНТМАН – Абсолютно, да.

И.КУРУКИН – Поэтому цель-то была достаточно простой – показать, что даже в порой достаточно, ну, скажем так, застойные времена – ну, например, государствование Николая I – история не была столь однозначной, какой она представляется в учебнике. Существовали разные точки зрения, существовали… ну, назовем их проекты, существовали какие-то представления, которые сталкивались в ходе борьбы. Ну, получалось то, что получалось, но главное, не было однозначного какого-то вектора, жестко определенного изначально. Вот, собственно, смысл.

С.БУНТМАН – Например, вектор был, ну а потом были колебания. Все-таки вектор – у того же Николая I вектор был: он хотел построить сильное, крепкое, вертикальное, как бы сейчас модно было говорить, государство.

И.КУРУКИН – Ну, оно и до того было вертикальное. В этом смысле, конечно, он, как бы, его не строил заново. Но в том-то и дело, что…

С.БУНТМАН – Отполировать еще.

И.КУРУКИН – Даже при Николае I, оказывается, были возможны варианты, которые, ну, скажем, при иных прочих условиях, могли бы привести немножко к иным последствиям. Вот, в этом, собственно, смысл-то, больше ни в чем. Вот, ну и плюс, как совершенно справедливо сказал Никита, показать то новое, что удалось… что есть в исторической науке на рубеже XXI столетия.

С.БУНТМАН – Объем вас устраивает, потому что, вот, книга такая, она очень компактная – обычно такие книжки издают по чьей-нибудь чужой истории… вот издательство… есть серия «История стран» — вот они примерно такого объема, все книжки, будь то история Италии, история Польши. Но мы не в Италии и не в Польше, не в Германии, мы не увидим таких книжек для своих, то что называется. Там или совсем учебник, или большие книги по каждой эпохе разные. Вот здесь потери, наверное, неизбежны были, вот в такой…

Н.СОКОЛОВ – Ну, это естественно, конечно.

С.БУНТМАН – Тогда принципиально как вы отбирали? Игорь, пожалуйста, Никита, уже без церемоний, друг с другом в особенности.

Н.СОКОЛОВ – Ну, что значит отбирали? Безусловно, отбирали, и понятно, что развилок вообще, когда что-то разветвляется и может пойти разными способами, их бесконечное множество. Поэтому из всего вот, многообразия пластов, из которых состоит история – она же многоуровневая чрезвычайно вещь. Там чрезвычайно много процессов происходит, чрезвычайно много временных пластов, культурных пластов. Мы ограничились теми наиболее существенными, во-первых, развилками, во-вторых, наиболее очевидными и хорошо документированными, которые относились к политической истории.

С.БУНТМАН – К политической истории?

Н.СОКОЛОВ – Да.

С.БУНТМАН – Вот здесь уже отбор.

Н.СОКОЛОВ – К становлению гражданского общества в России.

С.БУНТМАН – Гражданского общества – это не история государства Российского, а… в чем-то история государства Российского, потому что у нас всегда было… вот это великое противоречие в первой половине XIX века – вот, примерно 50 лет – история государства или история народа. Причем спорили, у кого больше государства, а больше народа, там, у Карамзина или у Полевого, там, скажем.

И.КУРУКИН – Ну, в нашей истории так много государства, что… это неудивительно. Это действительно так.

Н.СОКОЛОВ – Но задача наша, скорее, я бы ее так сформулировал, состояла в том, чтобы показать, что отношения граждан со своим государством были гораздо сложнее, чем нам рисуют это привычные школьные схемы.

С.БУНТМАН – Привычные школьные схемы нам рисуют два полюса – или все вместе с государством идут куда-нибудь обороняться или бить какого-нибудь врага, или какой-нибудь дикий бунт такой вот. У нас два полюса в обычных советских учебниках всегда было – или крестьянская война, там, которая все сметает, или вместе… или революция, или вместе с государством идем кого-нибудь, бить Наполеона, там, скажем.

И.КУРУКИН – В колонну по три к светлому будущему.

С.БУНТМАН – Да, да, да. Или, вот…

Н.СОКОЛОВ – Руководимые могучим государством мудрым.

С.БУНТМАН – Нет, этим все венчалось, т.е. этим все венчалось у нас обычно. Я бы хотел попросить слушателей, когда они отвлекутся от описания аэродрома, прислать то, что вы — потому что это для нас будет очень важно, для точного отбора развилок — что вы считаете развилками главными, там, две-три каждый из вас может прислать, или одну, как ему кажется, что бы обязательно должно было войти в цикл наших передач. Присылайте мне на пейджер 961-33-33, для абонента «Эхо Москвы». Всегда какой-то вот такой… в неограниченном периоде, вот, во времени, нужно довести до чего-то – по сию пору, до нынешнего времени. Какое вы… у вас написано «от Рюриковичей до олигархов». Вот, там подзаголовок есть. Вот чем вы ограничиваетесь, вот, в близкой истории? Как Алексей Константинович себя предохранял, в своей «Истории государства Российского» стихотворной, от нынешнего момента – до какого нынешнего момента вы доводите?

Н.СОКОЛОВ – Я бы сказал, до того момента, пока историк может оставаться историком. И не сходить со своей профессиональной позиции. А таковую профессиональную позицию он может занимать в отношении сколь угодно близкого прошлого, если оно обеспечено комплексом документов. Поэтому вполне возможно нам было, скажем, писать об эпохе Ельцинской, поскольку материал прессы вполне может служить источником вполне полным.

И.КУРУКИН – Ну, хотя бы в первом приближении.

Н.СОКОЛОВ – Ну да, а приемы критики источников такого рода известны, они могут быть употреблены в данном случае. И при этом мы не можем, например, писать об эпохе Отечественной войны. Потому что комплекс источников сильно фальсифицирован, не приведен до сих пор, научная разработка его не проведена, и писать на основании имеющихся данных популярное сочинение – а книга наша, конечно, популярное сочинение по отечественной истории, – захватывая эпоху Отечественной войны, не представляется сейчас возможным.

С.БУНТМАН – Интересно, потому что сейчас главные баталии этого года вообще были вокруг истории, естественно, Отечественной войны, как всегда к какому-нибудь юбилею начинаются вечные споры.

И.КУРУКИН – Тут дело, может быть, даже и не только в фальсификации как таковой, а просто история войны у нас как-то традиционно рассматривается как история побед, сражений, военных усилий, а задача, которую ставили, вот, мы с коллегами, это все-таки, ну, как бы, человек в данной эпохе. А вот, допустим, социальная история, история сознания, мышления людей эпохи войны: у нас ведь не так много литературы по этому поводу, а мы все-таки хотели… вот, в том и отличаемся, наверное, от тех людей, которые сочиняют альтернативную историю, что мы же ведь не писали о том, как оно бы могло быть, и не развивали вот эту линию…

Н.СОКОЛОВ – Фантастическую.

И.КУРУКИН – Да, фантастическую. Мы старались остаться все-таки на базе того, что обеспечено существующим уровнем развития науки.

С.БУНТМАН – Вот Марина, наша слушательница, Марина сразу вздрогнула при слове «компиляция» — наверное, у нее плохие ассоциации с этим. «Авторы сами признаются, — пишет Марина, — они занимались компиляцией. От любой компиляции слишком близко к пропаганде, а этого мы уже накушались. Поправьте, если я не права» — пишет Марина. Поправьте, пожалуйста, Никита. Уточните, что такое компиляция.

Н.СОКОЛОВ – Для меня слово «компиляция» не имеет никаких отрицательных смыслов, потому что это всего-навсего свод. И мы составили – я надеюсь, нам это удалось, во всяком случае, мы очень к этому стремились, и, судя по тем отзывам, которые сейчас идут в прессе, нам это удалось – нам удалось составить добротный свод сведений, добытых современной наукой на сегодняшний день.

С.БУНТМАН – Т.е. это сведения, понимаете. Я думаю, что Марина, конечно, так вот вздрогнула от компиляции, потому что компиляция – это любое обвинение, это значит… компиляция – это значит, что не самостоятельное исследование. Вот всегда вечно, от сочинения школьного и до научных работ, всегда за это пинали. Да, пожалуйста.

И.КУРУКИН – Нет, можно честно признаться еще в том, что авторы внесли и свое – это не только компиляция, поскольку, допустим, мы с Ирой Карацубой все-таки специалисты в области русской истории XVIII столетия, ну, может быть, немножко более раннего, а Никита – специалист в области XIX века.

Н.СОКОЛОВ – Но при этом следует иметь в виду, что, разумеется, частный вклад каждого отдельного исследователя на пространстве, гигантском пространстве и гигантской глубине отечественной истории, он, конечно, частный и небольшой. Поэтому там, разумеется, есть вещи в рамках этой книги, которые принадлежат авторам этой книги – ими были индивидуально разработаны, это их индивидуальные научные достижения – но, безусловно, во всем остальном мы стоим на плечах, на головах тех, кто работал рядом с нами и до нас.

И.КУРУКИН – Как любой квалифицированный историк.

С.БУНТМАН – Ну, понятно, да. Так что это история. Вы довольны достаточно строгостью собственного изложения? Вот, потому что строгость – это, с одной стороны, а с другой стороны, увлекательность, все-таки, она не мешает истории. История – штука увлекательная, даже будучи не альтернативной, а обычной и точной. Пожалуйста.

Н.СОКОЛОВ – Что касается научной строгости, то мне кажется, нам удалось соблюсти строгость, потому что… ну, до сих пор научный мир строгий не откликнулся рецензиями – он менее поворотлив. Единственная профессиональная рецензия была написана знаменитым историком, автором одного из самых популярных учебников, соавтором Юрганова, Кацвой – но это единственная, известная мне на сей момент, рецензия профессионала. Вот, значит, на всей книге на пространстве 600 страниц он обнаружил один ляп – мы неправильно обозначили родственные отношения между сыновьями какого-то из императоров, обозвав их сводными, хотя следовало употребить другое слово.

С.БУНТМАН – Ну, какой-нибудь единокровный или единоутробный – ну, понятно.

Н.СОКОЛОВ – Если профессионал на пространстве 600 страниц находит вот такую единственную зацепку…

С.БУНТМАН – Да.

Н.СОКОЛОВ – То мне кажется, что это, такой, хороший стиль корректности научной.

С.БУНТМАН – Да, Кацва – придирчивый человек.

Н.СОКОЛОВ – Кацва очень педантичный человек…

С.БУНТМАН – О чем прекрасно знают его ученики, да.

Н.СОКОЛОВ – Да, замечательно педантичный человек, за что глубоко его люблю. Вот, между тем, мне кажется, что – разумеется, это дело вкуса – мне кажется, что нам удалось соблюсти правильный баланс между легкостью и основательностью. Потому что… ну, это проверялось на моих собственных детях, на детях моих друзей – они могут это читать, им это не скучно.

С.БУНТМАН – Понятно. Вот здесь нам уже присылают развилки всевозможные. «Отмена крепостного права» – ну, естественно. Надежда говорит: «Не рано ли его отменили?» Ну, да… Людмила пишет нам просто по датам, что бы ей хотелось: 825 считает она развилкой, 861, 968. Вот. Это хотела бы. «Война 1654 года, плюс разделы Польши». Да, вполне. Так, дальше. «А вот какие события ХХ века, и как вы к ХХ веку» — просит Александра Ивановна уточнить, — «подходили». Это мы уже посмотрим после кратких новостей. «Большая просьба повторить название книги и назвать Ваших гостей» — вот, Александра нам пишет. У нас в гостях Никита Соколов и Игорь Курукин – двое из трех авторов книги «Выбирая свою историю». Она в издательстве «Колибри» вышла, и ее можно купить, я думаю, еще можно, во всяком случае. Мы встретимся в программе «Не так!» через пять минут.

НОВОСТИ

С.БУНТМАН – Ну что ж, мы продолжаем, Никита Соколов и Игорь Курукин –авторы книги «Выбирая свою историю». Мы продолжаем наш разговор, а вы нам присылаете те развилки русской истории, которые, по вашему мнению, необходимо нам как-то так рассмотреть внимательно в наших следующих передачах, поскольку это начало цикла у нас. «Любых авторов, — пишет Ольга, — пишущих о российской истории, хочется спросить, а чего вы России желаете?» Кроме здоровья и счастья – это я от себя прибавляю. Никита, пожалуйста!

Н.СОКОЛОВ – Родине моей желаю добра, но понимаю, что добро мы все понимаем по-разному. И поэтому я желаю, наконец, Отечеству моему найти такую схему, когда разные его граждане могут это добро на свой лад осуществлять, каждый самостоятельно, желая этой стране разного добра, и никто не будет никому мешать и указывать, как надо.

С.БУНТМАН – Игорь, пожалуйста!

И.КУРУКИН – Ну, я бы сказал, наверное, чтобы немножко поменьше развилок, может быть, побольше того, что можно назвать предсказуемость.

С.БУНТМАН – Ну, Вы знаете…

И.КУРУКИН – Не случайно говорят про историю страны, у которой непредсказуемое прошлое.

С.БУНТМАН – Ну, о непредсказуемости в прошлом – это да, поменьше бы, поменьше. А вот развилки, развилки – это ведь у каждой страны, потому что мы потом осознаем, насколько, например, важны были эти развилки.

И.КУРУКИН – Безусловно, я понимаю, что обойтись без этого никак невозможно. Речь, видимо, о том, чтобы поменьше таких вещей, когда, ну, прерывалось бы развитие. Ну, мы понимаем, о чем идет речь, поэтому иногда это такие вещи бывают достаточно трагические для судеб целой страны и всех ее обитателей. Вот этого бы не хотелось.

С.БУНТМАН – Ну, потому что близкое к нам время во второй половине ХХ века, мне кажется, перед каждой, даже самой благополучной страной, не говоря уже о тех, что или пострадали, или были разбиты, или выиграли Вторую мировую войну, стояли развилки невероятные. Как знаменитая развилка Аденауэра – свобода или объединение, Европа или объединение народа. Вот, выбрали. Вот, тут еще очень интересно смотреть в развилках, качество выбора, аргументы выбора, осознанность выбора. Или сумма обстоятельств. Вот чего больше бывает, вот, в развилках русской истории – суммы обстоятельств, или когда-то был осознанный выбор, который был произнесен вслух?

Н.СОКОЛОВ – Чрезвычайно трудно ответить одним словом на такой сложный вопрос.

С.БУНТМАН – Ну, многими можно.

Н.СОКОЛОВ – Дело в том, что… Вы можете про современную нашу жизнь сказать, в какой степени она определяется, про Вашу собственную, любого слушателя, я к любому слушателю адресую этот вопрос: можете ли Вы с уверенностью сказать, что Ваши сегодняшние действия в какой степени определяются Вашим рациональным решением, а в какой случайными эмоциональными факторами? Ровно та же штука и в истории. И в той степени, в какой история вообще рациональна – ну, вот, профессиональные историки считают, что, там, процентов на 80 она все-таки рациональна, и в смысле ее направления рациональными импульсами. Вот в такой степени за развилки отвечает сознательный выбор.

С.БУНТМАН – Элемент случайности, вот, каков, потому что, вот, вообще, как вам кажется, элемент случайности в цепи исторических событий? Потому что мы не можем увидеть точку, вот, какая-нибудь… ночь, там, когда убили самозванца – это же просто событие, например. Или, вот, день какой-то. Это же часть в цепочке.

И.КУРУКИН – Случайности есть всегда, безусловно, и истории без этого быть не может. И более того, сам человек, собственно, как носитель этой истории, в каком-то смысле он тоже… ну, он же не компьютер. Он не запрограммирован на выполнение определенных операций в жесткой последовательности. Человек всегда может принять решение. Другое дело, что эта случайность имеет свои границы. Вы же не можете, допустим, если вам сильно захочется, вернуться в XIV век, и устроить жизнь именно такую. Это невозможно.

С.БУНТМАН – Это невозможно, но…

Н.СОКОЛОВ – Даже XIX.

С.БУНТМАН – Но для многих очень желаемо, потому что, скажем так, рассуждения о российском будущем, и не только сейчас, они очень часто приходили к тому, «какой нам образец в нашем же прошлом выбрать?» Вот, скажем, от Щербатова, который считал, что все повредилось, до романтиков-славянофилов и, я не знаю, до нынешних людей, которые говорят: «Вот, мы как Петр» или «вот бы как до Петра», «а вот бы как при Алексее Михайловиче жить», «а вот бы как при Александре II» — говорит СПС, а вот «как при Александре III» — говорит не СПС. Вот, так что ищут себе образец.

Н.СОКОЛОВ – Их бы туда.

С.БУНТМАН – Вот я знаю, что Александр Каменский всегда спрашивает, у него есть тестовый вопрос, когда начинают увлекаться замечательными правителями и эпохами – «жить бы хотели там? Хоть чуть-чуть? Не хотели бы. Все, до свидания». Вот.

И.КУРУКИН – А если бы хотели, то в каком качестве.

Н.СОКОЛОВ –

С.БУНТМАН – Да, да, да. Да, да, да. Вот это тоже важнейший вопрос. Так вот, насчет поисков золотого века – вот какая-то эпоха, которая наиболее адекватна для России. Или этот поиск вообще не, скажем так… не нужен никому.

И.КУРУКИН – Ну, это скорее вопрос о восприятии поколения – что каждое поколение считает золотым веком для себя. Это вопрос такой, во многом субъективный, но вот, кстати, Сергей, Вы говорили по поводу выбора и меньшинства, так вот… выбора, осознанного выбора — вот я как-то задумался над тем, что ведь в прошлом огромное большинство людей — допустим, тех крестьян, которые жили по городам и весям громадного государства, они плохо себе представляли вообще, где делается история, где происходят те или иные события, поэтому выбор был всегда, во всяком случае, в тех временах, в которых я компетентен, он был всегда делом рук меньшинства.

С.БУНТМАН – Пожалуйста, Никита.

Н.СОКОЛОВ – Ну, тут все-таки надо вносить некоторую поправку на то, что когда обстоятельства столичной жизни, высокой политики достигали и русского мужика, таки он очень сознательно делал этот выбор.

И.КУРУКИН – А, вот тогда да.

Н.СОКОЛОВ – И после опричнины опустели просто центральные уезды Московского государства – мужик голосовал ногами, бежал в дикое поле, бежал в Литву, он свой выбор делал.

И.КУРУКИН – А вот тогда да, когда доставали.

С.БУНТМАН – Здесь Николай нам пишет: «Это на автодороге бывают развилки, и вы поворачиваете руль по собственному разумению, а в истории страна идет в ту или иную сторону по той простой причине, что ни в какую другую она пойти не может». Николай, Вы, наверное, давно были на автодороге, на настоящей автодороге такой, серьезной. Там стоит несколько метров проскочить развилку, и тебе километрами приходится, чтобы в задуманном направлении не то, что развернуться, а масса, там, макаронин пройти, чтобы вернуться хоть приблизительно на то место. А время уже пройдет, солнце скроется – муравейник закроется. Так что, Николай, насчет развилок – это очень правильно, и проскочить их бывает не так просто. С визгом тормозов не повернешь потом, когда поздно.

И.КУРУКИН – Другое дело, что есть еще один очень важный момент – мы, может быть, несколько упрощали, естественно, ситуацию, потому что книга все-таки носит такой, научно-популярный жанр. Ведь сделанный выбор, допустим, на одной развилке аукнется потом на другой.

С.БУНТМАН – Совершенно верно. Так. «Зарождение капиталистических отношений в России». Андрей. Ну, да… ну, да… Так. Да, пожалуйста!

Н.СОКОЛОВ – Я бы хотел чуть-чуть добавить, потому что вот этот вопрос про магистраль, который задал предыдущий слушатель, он открывает важный сюжет. Ведь нет магистрали-то. Ведь у любых – и у человека, и у человеческого сообщества – есть инерция – да, она есть – но нет судьбы. Нет ничего такого, что было бы на роду написано навсегда. Во всяком случае, средствами прагматической и позитивной истории этого не обнаруживается.

С.БУНТМАН – Еще здесь одна из важнейших… т.е. есть ли… развилки развилками, а есть ли некая точка? Потому что вот как раз точно – это даже президент историков собирал, чтобы узнать, «откуда есть пошла» русская земля. В общем-то, ничего особенного не выяснил, так, несмотря на настойчивые свои вопросы. А все-таки, с чего началось? Где все это началось? Что у вас самое… было, было такое – замечательное совещание, когда…

Н.СОКОЛОВ – Калининградское имеется в виду.

С.БУНТМАН – Да, да, да. Да. Прелестное просто. Скажите, пожалуйста, вот с начальным, вот, периодом русской истории – с чего вы ее начинаете все-таки?

Н.СОКОЛОВ – Мы начинаем… это сложное начало. Мы начинаем не с истории. Первый очерк в нашей книге имеет отчетливо историографический характер. Это развилка не собственно истории, а развилка в понимании истории. Развилка, посвященная тому, как однажды в XIX веке российская интеллигенция, российская академическая среда внушила власти, что вот так выглядела русская история. Этот образ был принят, хотя были претенденты на… излагавшие ее иначе и предлагавшие иную конфигурацию нашей истории. Но власть выбрала эту, увековечила ее в образе памятника 1000-летия России как 1000-летней монархии. И дальше в этом образе отечественной истории мы живем — который плохо стыкуется с историческими источниками и мало соответствует той действительности, которая открывается историческому знанию.

С.БУНТМАН – Понятно. У меня еще такой вот вопрос: вот всегда, когда берется отдельная история одной страны, то всегда очень опасно выпасть из контекста. Может быть, это одна из причин, что мы себя так тяжело воспринимаем… вообще, люди себя тяжело воспринимают в общем контексте. И поэтому проблема выбора – там, нам куда? К Китаю или к Европе – начинаются разговоры. Потому что… насколько контекст присутствует в вашей… Соседи. Они очень часто в учебниках истории, они появляются за 5 минут до какого-нибудь события, которое нас сталкивает. И непонятно, как они, где были, развивались, и что такое вообще – какие границы России, что это такое? Вот.

И.КУРУКИН – Ну, это такая… вопрос-то весьма не такой простой, как кажется, потому что…

С.БУНТМАН – Ну а зачем простые вопросы?

И.КУРУКИН – Да. Потому что понятно, что, допустим, китайцы – это соседи, они появляются во вполне определенное время, а вот быть, допустим, с тверичами, новгородцами и т.д. Вот, с какого момента они перестают восприниматься как соседи? Это не так просто. Вот, попытаюсь сейчас…

С.БУНТМАН – Да, пожалуйста.

И.КУРУКИН – Попытаюсь задуматься, чтобы попытаться ответить на этот вопрос. В принципе, конечно, нам приходилось ограничиваться, потому что, естественно, объять еще вот этот аспект… т.е. вопрос

Н.СОКОЛОВ – Это касается…

И.КУРУКИН – Достаточно серьезный вопрос, кстати. Очень глубокий. О внешних моментах, внешних толчках, если угодно. Ну, допустим, возьмем хрестоматийно известный сюжет о татарском нашествии XIII века.

С.БУНТМАН – Да.

И.КУРУКИН – Вот мы старались просто в данном случае, как бы… это немножко за рамками нашей книги. А проблема-то не менее интересная, безусловно. И не имеющая, насколько я знаю, сейчас однозначного ответа в науке.

С.БУНТМАН – Ну, потому что такое ощущение – вот, ощущение не от кино, а ощущение абсолютно киношное всегда от истории, что из-за холма показались татары – и все. И как Птушко, «Сказка о царе Салтане» — вот, кто-то показался и начал все жечь и грабить. Потом куда-то делся. Вот.

Н.СОКОЛОВ – «Глядь, с востока едет рать».

С.БУНТМАН – Да, да, да – вот абсолютно вот такое ощущение. Потом, как можно рассматривать нам такие события как 1831 или 1863 год без того, чтобы понять, что такое Польша, вспоминать, там, листать дальше – что она делала между Переяславской радой и разделом Польши, вообще, что там было за сто лет с Польшей. Пожалуйста, Никита!

Н.СОКОЛОВ – Да. В тех случаях, когда это было… Понятно, что нельзя объять необъятное.

С.БУНТМАН – Ну, конечно.

Н.СОКОЛОВ – Да. И выходить на анализ каких-то вот таких вот влияний, взаимодействий в более широком контексте мы могли только в том случае, когда это непосредственно касалось наших сюжетов. Вот, в упомянутой истории с выбором между ориентацией на Запад и на Восток, которая стояла перед русскими людьми в XIII веке, там, безусловно, нам пришлось расширить контекст рассмотрения, и посмотреть, как строились отношения с Западом и с Прибалтикой, и что такое была империя Чингисхана. Вот, как правило, в дальнейшем мы сосредотачивались – еще раз подчеркиваю, сюжет наш был гражданское общество в России и 

его сложные отношения с властью.

И.КУРУКИН – Внутреннее развитие.

Н.СОКОЛОВ – Внутреннее развитие. В тех случаях, когда внешние влияния – не было абсолютной необходимости их анализировать в связи с этими процессами, мы от такого анализа уклонялись.

С.БУНТМАН – Понятно. Да.

И.КУРУКИН – Хотя касались сюжетов, допустим, связанных… вот то, что на самом деле в XIV, XV, XVI веках существовало две Руси: Русь Московская и Русь Великого княжества Литовского. И границы-то менялись, но на самом деле, существовало достаточно какая-то определенная линия, когда люди по одну сторону вот этой линии все-таки предпочитали определенный вариант развития, считали именно себя, так сказать, нормально существующими. Ну, с соседями отношения были несколько иными, хотя вроде бы это был один народ.

С.БУНТМАН – Андрей спрашивает, почему я ухмыльнулся, когда прочел вопрос о капиталистических отношениях. Потому что это не развилка, это не принятие на феодальном съезде решения о переходе к капитализму. Потому что это огромнейший процесс, и мне не кажется, что он завершен.

И.КУРУКИН – Совершенно согласен.

С.БУНТМАН – Поэтому, Андрей, это… это… здесь нет же смены формаций и всего прочего, и мы не можем сказать… даже и тогда это не считалось событием или точкой, а все равно процессом. Это все равно процесс. Здесь любопытные вещи пишут нам. «Если бы выжил царевич Иван Иванович, или царевич Димитрий вступил на московский трон, опричнина показалась бы веселым утренником». Ну, это всегда забавно, проходить через характеры. Это не совсем альтернативная история, а это вот такие вот возможности. Может быть, очень может быть, но кто его знает. Никогда не знаем. Вот, скажите, вот теперь вот самое для нас вот, теперь стоит подвести итог, а вы бы выбрали – я спрашиваю у авторов, у Никита Соколова и Игоря Курукина – если бы вас ограничили, скажем, десятью передачами, вот какие бы вы выбрали развилки. Из них несколько хотя бы назовите. Для вас бы, наиболее принципиальные.

И.КУРУКИН – Ну, наверное, поскольку я сейчас живу в XVIII веке, это сфера моих интересов, то для меня интересны вот те события, которые происходили в Москве зимой 1730 года.

С.БУНТМАН – Зима 1730.

И.КУРУКИН – …когда шел о юридическом ограничении самодержавной власти. При этом, что самое-то важное, на мой взгляд, что это было не только какой-то, так сказать, заговор кучки олигархов, как это иногда изображается – в этом процессе принимала участие достаточно большая группа людей, тех можно было назвать, ну, как бы, офицерами власти, т.е. людьми, которые от этой власти непосредственно зависели. Вот для меня этот сюжет, во всяком случае, кажется, очень интересным и далеко еще до конца не изученным.

С.БУНТМАН – Так. Ну вот это записали. Ну а Вы, Никита?

Н.СОКОЛОВ – Ну, тут душа моя разрывается между…

С.БУНТМАН – А Вы… нет, зачем ей разрываться-то?

Н.СОКОЛОВ – Между теми развилками, которые, безусловно, чрезвычайно существенны и теми, которые мне ближе как специалисту по этой эпохе.

С.БУНТМАН – А назовите и те, и те.

Н.СОКОЛОВ – Потому что, безусловно, одна из самых существенных развилок – это событие 1252 года, когда Александр Ярославич разодрался с братом Андреем Ярославичем относительно того, ориентироваться ли, заключать ли союз с Ордой или, наоборот, искать дружбы христианского Запада. Это чрезвычайная важная была развилка, и…

С.БУНТМАН – Так, записали.

Н.СОКОЛОВ – …чрезвычайно драматическая. При этом, мне самому, по моей специальности и потому, что я это лучше знаю, ближе развилки XIX века, как, например, развилка марта-апреля 1881 года, когда был отвергнут Лорис-Меликовский проект, и был взят курс на…

С.БУНТМАН – Ну да, да.

Н.СОКОЛОВ – …укрепление властной вертикали. Мне ближе развилка летняя 1903 года, совершенно неизвестная публике, когда перед государем-императором Николаем II стоял вопрос… министерство финансов, и это была одна партия в правительстве, ну, условно скажем, либерально-западническая, окончательно вступила в такой, клинч с министерством внутренних дел, а это была такая партия, скажем – по нынешним понятиям, условно – державно-монархическая, полицейская. И государь сделал выбор в пользу Плеве. А это была программа укрепления общины, укрепления сословных границ, война на Дальнем Востоке – и вот эту программу реализовал. Программа Витте была другая.

С.БУНТМАН – Ну вот смотрите, у нас уже… Вот, 1903, 1991, 1352, 1730… Здесь еще… в ХХ веке какие бы вы, кроме 1903 года… Вот, например, говорят: «Как вы относитесь к 1 сентября 1917 года – провозглашение России республикой?» Вот важно ли это, или это формальный акт? Пожалуйста, Игорь.

И.КУРУКИН – Нет, ну 1917 год – это целиком такой уникальный эксперимент в истории России, когда на короткий период одна из таких… самодержавная монархия, самодержавнейшая, стала необыкновенно либеральным государство. По-моему, такого эксперимента просто не было ни в одной стране.

С.БУНТМАН – Причем, без распада. Пока.

И.КУРУКИН – Без распада, да.

С.БУНТМАН – Без распада. В отличие, там, через год от Австро-Венгрии.

И.КУРУКИН – Поэтому я бы не стал выделять, там, 1 сентября или 2 сентября. По сути дела, весь этот период времени – это и есть…

С.БУНТМАН – Там каждый день что-нибудь происходит.

И.КУРУКИН – Да, каждый день что-то происходило.

С.БУНТМАН – Да.

И.КУРУКИН – Невероятно интересный период. Другое дело, что он, так сказать, от меня… несколько далек от моих научных интересов. Но он действительно очень интересный.

С.БУНТМАН – От февраля до 20 декабря. Да? Вот взять за символическую дату основания ВЧК. Вот, основание ВЧК можно взять. Т.е. эту дату… понятна тенденция. И очень любопытно, что еще до середины 1918 года работал, например, закон 1917 года о самоуправлении. Там были еще органы эти – до середины 1918 года. Так что, здесь, конечно, каждая, вот, именно точка развилки, вот если продолжать… мне очень понравилось, там Николай наступил, нажал на любимую кнопку… потому что, вы понимаете, при этих автодорогах, которые мы смотрим… это ведь очень интересная вещь. Ведь прежде, чем повернуть, нам предлагают – там есть пунктирные линии, там есть надо перестроиться, надо сделать несколько интересных движений, вообще. Все, надо посмотреть, надо высчитать перспективу какую-то. Так что здесь очень все точки вот эти вполне условны, а, конечно, мы будем брать каждый раз, обращаясь к узлу, мы будем брать до, после, последствия, возможности, варианты. Книжку можно купить пока еще во всех, мне кажется, крупных магазинах, можно купить. Так что обзаводитесь книгой, и мы начнем наш цикл по развилкам русской истории. А сегодня в программе «Не так!» были у нас Никита Соколов и Игорь Курукин, «Выбирая свою историю» — это книга, которая вышла в издательстве «Колибри», и мы на ней будем основываться. Спасибо вам большое за хорошую книжку!

И.КУРУКИН – Спасибо!

Н.СОКОЛОВ – Спасибо!

echo.msk.ru

Пихоя Р.Г., Журавлев С.В., СОКОЛОВ А.К.. История современной России. Десятилетие либеральных реформ. 1991-1999 гг.

  • История Мексики — Символ майянского бога созидания и разрушения Ицамны …   Википедия

  • Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… …   Географическая энциклопедия

  • Гайдар, Егор Тимурович — Егор Тимурович Гайдар государственный и политический деятель, экономист …   Википедия

  • Индонезия — Республика Индонезия Republik Indonesia …   Википедия

  • Финляндия — (Finland) История и география Финляндии, население и административно территориальное деление Финляндии Географическое положение и климат Финляндии, Языки и религии Финляндии, экономика и внешняя политика Финляндии, Хельсинки Содержание Содержание …   Энциклопедия инвестора

  • Эстония — Республика Эстония, гос во в Вост. Европе, омывается Финским и Рижским заливами Балтийского моря. Название по древнему наименованию коренного населения эстии (предположительно балт. живущие у воды ), которое впервые упоминается Тацитом, I в. Уже… …   Географическая энциклопедия

  • Екатерина II — У этого термина существуют и другие значения, см. Екатерина II (значения). Екатерина II Великая …   Википедия

  • Десталинизация общественного сознания и задача модернизации экономики — Десталинизация общественного   сознания и задача модернизации экономики Доклад, читанный на сессии МАОН  12 июля 2011 года  Прежде всего, оговорюсь: я не буду в докладе анализировать понятие модернизации, а также конкретные программы модернизации …   Экономико-математический словарь

  • Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… …   Энциклопедия инвестора

  • Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… …   Географическая энциклопедия

  • Венгрия — Венгерская Республика, гос во в Центр. Европе. Название от этнонима венгры. Сами же венгры называют себя мадьяры, а свою страну Мадьярорсаг (Magyarorszag) страна мадьяров . См. также Трансильвания. Географические названия мира: Топонимический… …   Географическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Личная страница

    Родился 20 октября 1949 г. в Ленинграде. В 1972 году после окончания подготовительного отделения поступил на Исторический факультет Ленинградского государственного университета и в 1977 году его закончил. Специальность – историк-преподаватель.

    Педагогический стаж – 30 лет. 1977-1981 гг. — ассистент в Горном институте. 1984-1997 гг — ассистент, доцент кафедры истории Горного института. Март 1997-2004гг. — директор Российского государственного исторического архива и по совместительству доцент кафедры истории Горного института. 2004-2005гг. — директор Российского государственного исторического архива и по совместительству доцент кафедры «История России с древнейших времен до XX века» исторического факультета СПбГУ.

    Соколов А.Р. явился инициатором создания на историческом факультете СПбГУ кафедры «Архивоведение». 2005 г.- избран заведующим кафедрой (0,5 ставки)

    Соколов А.Р. является автором 107 научных, научно-методических работ и учебных пособий, опубликованных в России и за рубежом. Соавтор ряда фундаментальных коллективных монографий. Соколов А.Р.- известный исследователь истории благотворительности в России.

    Соколов А.Р. — член редакционных Советов ряда научных журналов, ответственный научный редактор многих архивных справочников, член Церковно-научного совета по изданию «Православная энциклопедия».

    За свой многолетний и общественно полезный труд А.Р. Соколов награжден: Орденом Почета (Указ Президента РФ от 25.09.2007. Приказ 1304), орденом Дружбы (2009г.), медалью «300 лет Российскому флоту», медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», медалью Русской Православной церкви Святителя Инокентиа митрополита Московского и Коломенского, почетными грамотами Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, почетной грамотой Министерства культуры РФ (2009г), Федерального архивного агентства, Московской и Санкт-Петербургской епархий, Почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (21.10.2009), юбилейным знаком «Государственная Дума. 100 лет», юбилейным знаком «Министерство Иностранных дел Российской Федерации. 200 лет», Золотым знаком за помощь в возрождении Константиновского дворца, Знаком Чести «Серебряный Крест Георгиевского Союза», Знаком отличия «За заслуги перед Петербургом». Александр Ростиславович — лауреат Всероссийского конкурса «Национальное достояние России», лауреат премии «Золотой пеликан», Лауреат премий СПбГУ, «Добрый ангел», кавалер ордена «Меценаты столетия», академик Общественной Академии Меценатства, Почетный член Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. Отмечен золотой медалью и благодарностью Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

    history.spbu.ru

    Соколов А.. Историческая география России. Учебное пособие

  • Политическая география — Политическая география  общественно географическая наука, изучающая территориальную дифференциацию политических явлений и процессов. Автором термина «политическая география» считают француза Тюрго, указавшего еще в середине ХVIII века на… …   Википедия

  • Белгородская черта — Белгородская засечная (защитная) черта  оборонительная линия на южных рубежах России с XVII века в период с 1586 1677 гг. Она служила для защиты границ от набегов крымских татар и ногайцев. В центре черты находилась крепость Белгород,… …   Википедия

  • Саратов — У этого термина существуют и другие значения, см. Саратов (значения). Город Саратов …   Википедия

  • Востоковедения институт — Институт востоковедения РАН (ИВ РАН) научно исследовательский институт Российской академии наук в области комплексного изучения Азии и Северной Африки. Адрес ИВ РАН 107031, Москва, Рождественка, д. 12. Директор Института д.и.н., профессор Виталий …   Википедия

  • ИВ РАН — Институт востоковедения РАН (ИВ РАН) научно исследовательский институт Российской академии наук в области комплексного изучения Азии и Северной Африки. Адрес ИВ РАН 107031, Москва, Рождественка, д. 12. Директор Института д.и.н., профессор Виталий …   Википедия

  • Институт Востоковедения РАН — (ИВ РАН) научно исследовательский институт Российской академии наук в области комплексного изучения Азии и Северной Африки. Адрес ИВ РАН 107031, Москва, Рождественка, д. 12. Директор Института д.и.н., профессор Виталий Вячеславович Наумкин.… …   Википедия

  • Институт востоковедения — РАН (ИВ РАН) научно исследовательский институт Российской академии наук в области комплексного изучения Азии и Северной Африки. Адрес ИВ РАН 107031, Москва, Рождественка, д. 12. Директор Института д.и.н., профессор Виталий Вячеславович Наумкин.… …   Википедия

  • Институт востоковедения АН СССР — Институт востоковедения РАН (ИВ РАН) научно исследовательский институт Российской академии наук в области комплексного изучения Азии и Северной Африки. Адрес ИВ РАН 107031, Москва, Рождественка, д. 12. Директор Института д.и.н., профессор Виталий …   Википедия

  • Герд, Александр Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герд. Александр Сергеевич Герд Дата рождения: 23 июня 1936(1936 06 23) (76 лет) Научная сфера …   Википедия

  • Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… …   Википедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Никита Соколов об официозной истории, которая отучает думать — Открытая Россия

    Историк Никита Соколов рассказал о приемах официальной историографии, которые обслуживают авторитарный режим, огромном значении личности и частного выбора в истории, о котором всегда стоит помнить тому, кто стремится к познанию, и напомнил, с чего для нас начиналась Вторая мировая война.

    Слушайте и читайте фрагменты лекции-размышления «Сослагательное наклонение в истории России», прочитанной 13 мая 2015 года в рамках встречи историка с жителями Томска, организованной при поддержке Открытой России.

    О «школьной истории» России, ее несоответствии научным представлениям о прошлом и удобстве для авторитарного режима

    Образ истории, к которому апеллирует стандартный наш соотечественник, который не занимается историей специально, — это образ (условное его называю) школьной истории. Это такое длинное повествование об общей судьбе русского народа и примкнувших к нему народов, которые проделали гигантский героический путь, и на этом героическом пути у них были разные герои и злодеи. И вот школьник, становясь образцовым гражданином, должен овладеть, усвоить это повествование, и понять, кто для его нации злодеи, а кто герои, и действовать дальше соответственно.

    В чем неудобство этого образа? И в чем неудобство такой школьной истории?

    Неудобство ее понято давно, в середине XX века. Поскольку такой образ истории заставляет подозревать, что у нации есть судьба. Что у нации есть некоторые постоянные структуры, которые коренятся в обычаях, культурных навыках, и они стабильно высоко отличают одну нацию от другой, формируются общей исторической судьбой, и это диктует некое общее будущее.

    Такая постановка вопроса предназначена для одной-единственной цели — создавать высоко мотивированную армию индустриальной эпохи, которая с массовым оружием стандартного производства готова построиться в колонну

    по три и идти убивать соседнюю нацию, которая покушается на ее жизненное пространство.

    Больше ни для чего такой образ истории не нужен и не годится, поскольку он никакой научной картине прошлого не соответствует. И мир в его цивилизованной части, со второй половины XX века, по крайней мере, с 70-х годов уже точно, от такого образа истории отказывается.

    Итак, карикатурный образ школьной истории, принятой в России.

    Освоение русскими новых земель. Картина К. Лебедева

    Была великая могучая держава Киевская Русь (Древняя Русь с центром в Киеве). Она была единая и могучая, всем правил могучий князь киевский, из киевского центра. Народ богател, ходил в походы на Византию, все процветало. Но тут князей стало много. Эти дурни, по своей корысти нелепой, разнесли великое могучее государство на удельные лоскутья. Народ начал бедствовать и переживать страшные несчастья. И захирел до такой степени, что пришли дикие степники-кочевники, и его завоевали и поработили. 250 лет им помыкали всячески. Наконец явились могучие и мудрые московские князья, железной рукой в ежевой руковице собрали русский народ в единое, такое вертикально интегрированное государство. И русский народ должен на эту вертикально интегрированную власть молиться, потому что, как бы оно ни безобразничало, без вертикального интегрированной власти ему, русскому народу, конечная погибель: он без нее существовать не может, потому что все время Россия, всю тысячу лет своего существования — осажденная крепость. Сначала это были дикие степняки, потом крестоносцы, потом всякие поляки с венграми, потом шведы с литовцами, потом французы начали безобразничать, потом англичанка начала гадить, а вот потом американцы начали гадить. Страна наша тысячу лет непрерывно отбивается от внешних врагов, которые хотят разодрать ее территорию. Непрерывно ведя в течение 400 лет оборонительные войны, российское государство расширилось от пределов московского княжества до Тихого океана.

    Но этот парадокс как-то никого не увлекает почему-то: как можно, ведя оборонительные войны, так расшириться?

    Беда этого образа истории в том, какие идеи он продуцирует. Вот такая картина исторической судьбы.

    Значит, Русь — всегда крепость, осажденная врагами. Поэтому нечего умничать. Мы никакие не граждане, мы — гарнизон с осажденной крепостью. Надо все ресурсы вручить коменданту, пусть он распоряжается — не до жиру, война. Лучше всего, пусть он и распоряжается. Никакой демократии при этом не может быть, потому что мы в осажденной крепости. Комендант может как угодно помыкать нашими человеческими правами, потому что в военное время это важнее любых человеческих прав. Поэтому любые репрессии в отношении граждан допустимы, если это вызывается государственной потребностью. Вот прямые следствия из этой картины исторического прошлого.

    Эта схема живет, потому что она удобная для этого авторитарного государства. Поскольку эта схема продуцирует идею, что история есть продукт действия не человека, а некоторых надчеловеческих сил, некоторых больших общностей, которые и являются, собственно, субъектами истории.

    В соответствии с этой схемой субъектами истории является не индивидуальный человек, а нация, или, потом, цивилизация, или, потом партия, класс, то есть нечто, некоторая общность, интересы которой ставятся выше интересов индивидуального человека.

    Вот для чего нужна эта конструкция. И только в рамках этой конструкции важен пункт о том, что история не допускает сослагательного наклонения. Только для того, чтобы убедить человека, что он должен подчинить свои интересы интересам более высоких воображаемых сообществ, как они сейчас именуются в целом, — только для этого нужна эта идея тотально целеустремленной и тотально предопределенной и мотивированной истории, которая якобы движется каким-то механизмами, не зависящими от воли человека.

    Об интерпретации Второй мировой войны

    «За Родину!». Картина А. Широкова

    Если Советский Союз участвует во Второй мировой войне, то, стало быть, он в ней участвует с 17 сентября 1939 года. С начала польской кампании. И участвует в ней, получается, в качестве фактического союзника гитлеровской Германии, с которой он по пакту Молотова-Риббентропа, а точнее, в силу секретных приложений к нему, разделил Восточную Европу, в точности в начале Второй мировой войны. Ведь Вторая мировая война для всех состоит из множества частных кампаний. Это не то чтобы один окоп. Одно дело — война на Тихом океане, совсем другое — война в Африке. Это чрезвычайно сложная, состоящая из многих элементов, Вторая мировая война.

    Но только в России отрицается участие Советского Союза во Второй мировой войне: считается, что он ведет свою — Великую Отечественную. Во-первых, для того, чтобы избежать вот этого неприятного разговора о советской «борьбе за мир» в 1939-41 годах. Вот это же абсолютно непроходимый вопрос для любого студента и, упаси бог, абитуриента...Абсолютно непроходимая вещь. Как, борьба за мир? При этом — Бессарабия, Польша, Финляндия. Что за борьба?

    Ну скажите вы, что мы вступили во Вторую мировую войну, и все станет ясно и понятно. И станет понятно, что за договор о дружбе и границах с Германией, о чем он.

    Иначе же невозможно объяснить, что за договор о дружбе и границах был подписан осенью 1939 года вслед за секретным пактом. И будет понятно, что за война в Финляндии, для чего она. Очень многое станет просто объяснить, если вы признаете, что Советский Союз вступил во Вторую мировую войну на стороне Германии. Но нет, этого нельзя признавать. Это очень как-то стыдно. Потому что вышел Советский Союз из войны в 1945 году на другой стороне, примкнув к другой коалиции. Он в ходе войны поменял сторону.

    О личности и сослагательности в историческом процессе

    Историк изучает действия людей, которые наделены не просто разумом, но и волей. И вот это сочетание качеств — наличие разума и воли — делает невозможным применение к человеческому деянию и к человеческому сообществу, соответственно, как к совокупности множества деяний, какого-либо общего закона.

    Это очень смешно, но я очень люблю этот пример. Те, кто читал мою книгу, меня извинят, но я очень люблю этот пример — он очень внятный и понятный. Вы помните, как Алиса играет в крикет ежами?

    Вот предсказать, куда покатится деревянный шар после относительно упругого соударения, довольно просто, это простая физическая задача. А живой ежик — бежит куда хочет, и предсказать этого ну никак нельзя.

    Алиса очень обижалась.

    Ровно то же происходит с историей. И поэтому невозможно на основании даже относительно полного знания настоящего положения социальной системы — невозможно никакое хоть сколько-нибудь научное предсказание на будущее, поскольку любое такое предсказание, которое строится на основании продления ныне существующих тенденций на будущее, оказывается ложным. Ложным, именно в силу того, что у человека есть разум и воля.

    Почему важно учитывать сослагательность, когда вы говорите об истории? Пока вы не понимаете сослагательность, вот эту вариативность исторического процесса, вы не понимаете, что произошло в прошлом. Если вы рассматриваете только то, что фактически случилось, то из поля вашего внимания уходят те смыслы, которые не реализовались, то, за что боролись те люди, которые оказались проигравшими. В результате утрачиваются исторические опыты и навыки, которые могут быть востребованы при следующих выборах.

    Мы совершенно не знаем, опыт какого средневекового святого нам понадобится через тысячу лет. Может понадобиться. Поэтому нужно знать.

    За что боролись люди в смуту на разных полюсах, кто проиграл и что проиграл. Пока вы не понимаете, кто проиграл и что проиграл, вы на самом деле не можете понять, что именно выиграло, что, собственно, означала эта победа в рамках той структуры и той ситуации.

    РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ ЛЕКЦИИ — ЗДЕСЬ

    openrussia.org


    Смотрите также