Вопрос 3. Новый этап в истории органов внутренних дел - образование полиции в Российской Федерации. История овд россии


Вопрос № 1. История органов внутренних дел Российской Федерации.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

По дисциплине «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел. Служебный этикет»

Для проведения занятий по основной программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) по должности служащего «Полицейский» (категория: лица среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на базе высшего юридического образования либо на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования)

Тема 2.1.2.1 «История органов внутренних дел. Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел»

Цель занятия: Ознакомить слушателей с историей создания первых государственных учреждений российского государства, выполняющих полицейские функции; милиции Временного правительства после Февральской революции; советской милиции и современной российской полиции. Рассмотреть значение традиций и ритуалов в современном обществе и организацию проведения традиций и ритуалов в подразделениях ОВД как фактор патриотического воспитания в системе ОВД.

 

 

Количество часов:2 часа

Вид занятия:Урок

Место проведения: учебный кабинет

Литература: Приложение 1

Учебные вопросы:

1. История органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел.

I. Вводная часть

1.1. Организационный момент (доклад командира группы, приветствие, проверка личного состава, сообщение о ходе предстоящего занятия).

1.2. Опрос слушателей по пройденному материалу

Вопросы:

Этика как система знаний и ее роль в жизни общества.

Профессиональная этика: становление и развитие.

Профессиональная мораль в органах внутренних дел и ее специфика.

Основные категории профессиональной морали сотрудников ОВД.

Единство морали и права в жизни общества.

 

II. Основная часть

Изложение нового материала.

 

История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Сервантес

Вопрос № 1. История органов внутренних дел Российской Федерации.

Поддержание общественного порядка и благочиния в IX – XVII вв.

Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности и принуждение к исполнению законов являются функцией государства с начала его формирования. Однако обособление органов внутренних дел в системе общего государственного управления происходит постепенно.

В IX – X вв. в Древней Руси, как и в других государствах на ранних этапах их развития, правоохранительные функции выполняли те, кто осуществлял суд и общее управление – князь, его дружинники и слуги, а с XI в. – еще и владельцы земли, переходившей по наследству, – бояре-вотчинники. Им помогали тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава, проводившие розыск, суд, взимавшие судебные пошлины в пользу князя. На селе они опирались на поддержку сельской общины, в которой существовала круговая порука.

С образованием единого централизованного государства в XV – XVI вв. Был создан Разбойный приказ, из которого на места посылались сыщики (или обыщики) для поимки опасных преступников – лихих людей. Сыщики не получали государственного жалованья и кормились за счет подношений и поборов с населения, чем вызывали большое его недовольство. С 30-х годов XVI в. посылка обыщиков из центра была заменена губным самоуправлением на местах. В округах – губах – из дворян выбирались губные старосты и их помощники – целовальники, которые присягали (целовали крест), что будут правдиво записывать показания и вершить справедливый суд. Губные избы организовывали борьбу своих земляков, связанных круговой порукой, с лихими людьми и отчитывались перед Разбойным приказом.

В XVII в. были созданы Сыскной приказ (для розыска беглых крепостных крестьян) и приказ Тайных дел – орган политического сыска.

С ростом городов особое внимание уделялось охране в них общественного порядка. В XVII в. для обозначения понятия «порядок и спокойствие» появился термин «благочиние». В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем был издан «Наказ о градском благочинии», согласно которому в Москве выставлялась стража, были учреждены на улицах решетки, а на выездах из города – заставы. В городах назначались «объезжие головы» из бояр, к ним придавались стрельцы. Они задерживали нарушителей на съезжей избе. На московских рынках за порядком наблюдали ярыжки.

Создание регулярной полиции. Учреждение регулярной полиции стало следствием укрепления абсолютной монархии при Петре I. В 1718 г. Петр I подписал указ о введении в Санкт-Петербурге должности генерал-полицмейстера и утвердил для нее инструкцию. На эту должность был назначен Антон Девиер (1673 — 1745), который сформировал полицейский штат (10 офицеров, 180 нижних чинов), пожарную команду и начал проводить благоустройство северной столицы.

Новое учреждение получило название Генерал-полицмейстерской канцелярии. Так был введен в русский язык термин «полиция», который стал употребляться наряду с термином «благочиние». Слово «полиция» происходит от древнегреческого politeia, что означает, по Аристотелю, форму городского управления, сочетающую принципы наследования (аристократии) и выборности (демократии) власти.

Новое содержание термин «полиция» получил в XVIIв. во Франции и Германии, где возникла и откуда распространилась по всей Европе, в том числе и в России, идея «полицейского государства». Согласно этой прогрессивной для своего времени идее, просвещенные абсолютные монархи осуществляли государственное управление исключительно ради всеобщего блага подданных, а единственным инструментом управления являлась полиция, которая регулировала все сферы жизни общества. Эта идея нашла отражение в утвержденном Петром I Регламенте или Уставе Главного Магистрата (1721): «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобно­сти».

В 1722 г. была учреждена должность обер-полицмейстера и полицмейстерская канцелярия в Москве, а в 1733 г. – еще в 24 городах. При Екатерине II была создана сельская полиция — нижний земский суд во главе с капитаном-исправником. Последний выбирался уездными дворянами. В 1782 г. Екатерина II утвердила «Устав благочиния или полицейский», который стал правовой основой деятельности управ благочиния во главе с городничим, назначавшимся из отставных офицеров в городах.

Создание Министерства внутренних дел Российской империи и основные направления его деятельности.8 сентября 1802 г.в ходе реформ государственного управления, проведенных по указанию Александра I, было создано Министерство внутренних дел Российской империи.

Министерство возникло как многоотраслевой органу правления с четырьмя экспедициями, переименованными позднее в департаменты. Первая и третья экспедиции заведовали «народным продовольствием и соляной частью», «усовершенствованием земледелия», государственными фабриками и заводами. Вторая экспедиция управляла полицией и называлась «экспедицией спокойствия и благочиния». Четвертая экспедиция называлась «экспедицией общественного призрения» и имела в ведении больницы, богадельни, приюты, тюрьмы.

В структуре министерства нашла свое развитие идея полицейского государства как государства социального, которую разделяли авторы проекта реформ –представители просвещенного дворянства и служилой бюрократии В.П. Кочубей, П.А. Строганов, М.М. Сперанский.

Первым министром внутренних дел стал потомственный аристократ Виктор Павлович Кочубей (1768— 1834) – крупнейший государственный деятель первой половины XIX в. Министр внутренних дел считался первым министром империи; он докладывал лично государю. По его рекомендации царь назначал губернаторов, отчитывавшихся перед министром.

Начальником канцелярии министерства внутренних дел был назначен выходец из низшего сословия (сын сельского дьячка) М.М. Сперанский (1772— 1839), будущее «светило русской бюрократии», писавший проекты постановлений и ежегодные отчеты по министерству, а позднее, покинув министерство, возглавивший работу по кодификации российских законов.

После восстания декабристов 14 декабря 1825 г. для охраны государственной безопасности было создано III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с Александром Христофоровичем Бенкендорфом, который одновременно являлся и шефом жандармского корпуса, на который опиралось III Отделение.

Во второй половине XIX в. центральный аппарат МВД активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы. После отмены крепостного права в 1861 г. функции МВД расширились: оно вело надзор за органами земского и городского самоуправления, получившими значительные полномочия, осуществляло борьбу с политическим терроризмом подпольной организации «Народная воля». В 1880 г. III Отделение было включено в состав МВД.

После первой русской революции 1905 — 1907 гг., в ходе которой были провозглашены свободы слова, печати, собраний и союзов, МВД, губернаторы и полиция были призваны реализовать эти свободы в рамках закона. В 1906 г. министром внутренних дел был назначен Петр Аркадьевич Столыпин (1862 — 1911), один из крупнейших реформаторов России, сторонник идеи правового государства. При нем деятельность сыскных отделений российской полиции получила соответствующую требованиям времени правовую основу. Однако предложенный им проект дальнейших реформ полиции, направленный на ее усиление в рамках правового поля, не был принят Государственной думой.

Образованное в ходе Февральской революции 1917 г. Временное правительство объявило о ликвидации царской полиции и создании народной (гражданской) милиции, однако самоустранилось от руководства этим процессом. Он проходил стихийно. Как правило, милиция создавалась при органах революционной власти на местах – Советах рабочих и солдатских депутатов – на принципе добровольности службы; они не имели единого руководства и утвержденной из центра штатной численности.

megapredmet.ru

Лекция 1. Предмет, метод и задачи курса «история органов внутренних дел»

Вопросы лекции:

  1. Предмет и значение курса, его место в системе учебных дис­циплин университета.

  2. Методология курса.

  3. Основные задачи курса, особенности его периодизации и структуры.

Вопрос 1. Предмет и значение курса, его место в системе учебных дис­циплин университета

В настоящее время российское государство и общество переживает непростой исторический период. От того, как мы сумеем ответить на исторический вызов, насколько успешно разрешить наши социальные проблемы, зависит место нашей страны в будущем. Сумеем ли мы закрепить свой статус великой державы, создать процветающее общество или нас ждет историческое забвение?

Многое зависит от успеха проводимых властью реформ. И в их ряду трудно переоценить значение полицейской реформы. Практически каждого российского гражданина волнуют вопросы обеспечения жизни, здоровья, сохранения собственности, эффективной борьбы с наркобизнесом и организованной преступностью.

Как отмечают ученые, «историей и культурой России накоплены огромные ресурсы, которые позволяют, как сформулировать задачу по формированию национальной идеологии, так и наметить пути её практической реализации» 1. Одним из приоритетов государственных преобразований, несомненно, является обеспечение безопасности государства, общества и личности в России.

Без общественной поддержки любой закон, любые реформы будут обречены на неудачу. Необходимо получить доверие народа. Не стоит излишне надеяться на обеспечение правопорядка исключительно силами полиции. Представляют интерес наблюдения чиновника Эриванской губернии, изложенной им в докладной записке в 1902 году: «Говоря о разбоях на Кавказе, необходимо иметь в виду, что в населении еще не остыл военный пыл, а зачатки гражданственности едва пустили самые малые ростки в слои общества. Всякое беззаконие исчезнет только с воспитанием народа в духе гражданственности и уважения к закону, праву и справедливости» 2. Права человека основываются: на нравственных категориях, на представлениях о чести и справедливости, на духовных идеалах общества.

Историческая память объединяет российское общество. В прошлом заключен огромный опыт, позволяющий решать насущные государственные и общественные проблемы.

Современное развитие правоохранительных органов, проведение полицейской реформы является неотъемлемой частью исторического процесса модернизации российского государства, права и общества. Изучение историко-правового закономерностей процесса развития российского государства позволяет сделать выводы, ценные для построения современного государства, его полицейской системы.

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт создания и развития органов внутренних дел, который является составной частью опыта реформирования российского государства. Творческое использование накопленного правоохранительного опыта является важным условием повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в современный период.

Курс «История органов внутренних дел» изучается на одном курсе с другими юридическими и историческими науками и дисциплинами, прежде всего - с Историей государства и права России, а также с Историей России и Историей государства и права зарубежных стран. Это дает возможность установить взаимосвязь и преемственность в развитии органов внутрен­них дел, их правовых оснований, уяснить их общие черты и характерные отличия на различных исторических этапах, развивая тем самым свою по­литическую и правовую культуру.

«История органов внутренних дел России», как и «История государства и права России», является наукой не только исторической, но и юридической. Такие научные дисциплины принято называть историко-правовыми. Они имеют прямое отношение, как к исторической науке, так и к науке о государстве и праве, а поэтому входят в число основных учебных курсов, изучаемых в Санкт-Петербургском университете МВД России, являясь необходимым элементом высшего юридического образования.

История органов внутренних дел России находится в тесной связи и с такими науками, как уголовное право, уголовный процесс, административная деятельность органов внутренних дел, управление в ОВД и рядом других наук.

Предметом истории органов внутренних дел России является:

- изучение процесса возникновения и развития системы органов внутренних дел дореволюционной России, рассмотрение организационной структуры и деятельности таких ключевых звеньев системы, как полиция, тюремные учреждения, пожарная охрана и других органов, характеристика их сущности, особенностей комплектования и обучения;

- изучение основных закономерностей становления и развития органов внутренних дел советского государства, системы управления ими, форм и методов деятельности, раскрытие их роли в решении важнейших государственных задач;

- анализ исторического опыта как фактора совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

В ходе изучения дисциплины рассматриваются конкретные экономические, социальные и духовные условия, воздействующие на правопорядок, развитие государственных структур и правовых институтов, ориентированных на борьбу с преступностью в России. Основное внимание уделяется изучению устройства органов внутренних дел, их структуре и функциям.

Внимание слушателей и курсантов сосредоточивается на изучении конкретных правовых источников, актов и кодексов, определявших организационную структуру, состав и функциональную деятельность органов внутренних дел. При этом анализируются вопросы эффективности наиболее значимых правовых норм, особенности их реализации в практике деятельности органов внутренних дел России.

Среди наиболее важных проблем курса находятся проблемы возникновения и развития регулярной полиции, её различных подразделений, принципы ее деятельности, вопросы полицейского права, опыт взаимодействия подразделений и служб органов милиции и внутренних войск, особенности их работы в чрезвычайных условиях и ряд других.

История – наставница жизни, как говорили древние мыслители. Общество и государство, воспринимающее исторические уроки – развивается и процветает.

Усвоение основных закономерностей исторического процесса в области государства и права, мирового и отечественного опыта государственного строительства, правовой деятельности дает возможность правильно оценивать современные процессы, принимать правильные решения в правоохранительной работе.

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт. В этом опыте содержатся как положительные, так и негативные моменты, которые необходимо учитывать в современных условиях.

Как отмечается в монографической литературе: «Состояние законности в стране взаимосвязано с гармонизацией интересов личности, общества и государства, выступает в качестве индикатора легитимности и легальности власти, издающей общеобязательные нормативные акты» 3.

Полицейское законодательство должно быть кодифицировано, не содержать коллизий и пробелов, быть легко доступно для понимания и однозначно трактоваться, отражать потребности общественной жизни. Но принципиально важно, чтобы при условии строжайшего судебного и прокурорского надзора структура правоохранительных органов была единой, управлялась централизованно и их деятельность была направлена на обеспечение безопасности общества, личности и государства.

Для проведения любой государственно-правовой реформы необходимо достаточно продолжительный срок. Следует в большей мере, обращать внимание на вопросы стратегического планирования, долговременного развития государственных органов, и в частности полицейских, с учетом степени важности решаемых ими социальных и криминогенных проблем, величины обслуживаемой территории и количества населения.

studfiles.net

Санкт-Петербургский университет МВД России Кафедра истории государства и права История органов внутренних дел

Тема № 7

«Реформирование и деятельность ОВД Советского государства

(1945 - 1991 гг.)»

Цели:

•- раскрытие исторической природы и социального назначения правоохранительной деятельности в России;

•- формирование у обучаемых научных знаний об основных закономерностях возникновения, организации и развития системы ОВД;

•- изучение основных нормативно-правовыхактов, регламентирующих деятельность ОВД на различных этапах развития российской государственности;

•- исследование структуры ОВД, особенностей их деятельности на протяжении различных этапов истории России;

•- использование исторических традиций ОВД в воспитании у курсантов и слушателей высоких моральных, нравственных и профессиональных качеств;

Задачи:

•- выработка историко-правовогоподхода в изучении проблем развития ОВД;

•- формирование навыков самостоятельного творческого анализа событий, связанных с эволюцией ОВД;

•- приобретение навыков самостоятельного анализа и оценки источников права в правоохранительной сфере;

•- выявление общих закономерностей и тенденций формирования и развития отечественных ОВД, прежде всего –полициии милиции, обусловленности их назначения и организации в определенные исторические периоды;

•- усвоение важнейших периодов истории ОВД, выявление тенденций их развития на отдельных этапах российской истории;

•- развитие у курсантов и слушателей умения формулировать и обосновывать свою позицию, давать оценку историческим событиям в сфере государственно-правовыхявлений, а также умения работать с научной литературой по истории ОВД;

•- выявление и формулирование положительного исторического опыта деятельности ОВД, обоснование необходимости его изучения и применения в современных условиях.

Список литературы (основная):

•Федеральный закон «О полиции». СПб.: Изд-воСПбун-таМВД России, 2011. 80 с.

•Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 года № 247

•Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». СПб.: Изд-воСПбун-таМВД России, 2011. – 136 с.

•Ахмедов Ч.Н., Назаренко А.М., Фролов В.В. и др. История органов внутренних дел России. Курс лекций. СПб.: СПб университет МВД России, 2012. - 288 с.

•Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества: Учебное пособие. -М.,2008. 296 с., 99 илл.

•Фастов А.Г. История органов внутренних дел России в вопросах и ответах: Учебное пособие. Волгоградская академии МВД России. – Волгоград, 2009.

•История органов внутренних дел. Программа курса. СПб., 2012.

Список литературы (дополнительная):

•Афоничев B.C. История российской милиции. - М., 1994.

•История органов внутренних дел: курс лекций / Под общ. ред. С.Б. Глушаченко. - СПб.: С.- Петербургский ун-тМВД России, 2007.

•История органов внутренних дел. Учебное пособие в схемах и таблицах / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Фонд «Университет», 2000.

•4. История полиции России. Краткий исторический курс и основные до кументы. Учебное пособие / Под ред. В.М. Курицына. - М.: Изд-во«Щит-М»,1998.

•5. Министерство внутренних дел России: страницы истории (1802-2002гг.) / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: С.- Петербургскийун-тМВД России, 2001.

•6. Мулукаев Р.С. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.

•7. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. - М.: Объединенная редакция МВД России, 1996.

•8. Полиция и милиция России: страницы истории / А. В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. - М., 1995.

•9. Советская милиция: История и современность: 1917-1987гг. - М., 1987.

•10. Тушканов И.В., Фастов А.Г. История органов внутренних дел России: Учебно-методическоепособие. - Волгоград: ВЮИ МВД России, 2000.

Дополнительная литература:

•1. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Организация розыска преступников в России в IX - XX веках: (историко-правовоеисследование): Монография в2-хчастях. М.: «Домодедово», 1997.

•2. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика): Монография. М.: «Домодедово», 1997.

•3. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Взгляд на причины преступности в России за тысячелетие. В 2 ч.: Монография. М.: «Домодедово», 1998.

•4. Гирько СИ. Органы внутренних дел России. Т. 1,2. - М., 2002.

•5. История органов внутренних дел: Учебное наглядное пособие / Под ред. В.П. Сальникова. -2-еизд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

•6. История органов внутренних дел России: учебно-методическоепособие / А.В. Кирнос, В.В. Никитяева, А.В. Плеханова. - Воронеж, 2006.

•7. История советской милиции. В 2 т. / Под ред. Н.А. Щелокова. - М., 1977.

•8. Макеев В.В. История милиции России: Знаменательные даты, события. - Ростов, 1998.

•9. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2008. 196 с., 99 илл.

Вопросы лекции:

1.ОВД СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.).

2.ОВД Советского государства в период либерализации общественных отношений (1953-1973гг.).

3.ОВД СССР в период принятия новой Конституции СССР и перестройки (1974 - 1991 гг.)

1.ОВД СССР в послевоенный период (1945-1953гг.).

•Две основные тенденции в области государственного и правового строительства:

•Первая – ликвидация последствий войны(упразднение чрезвычайных органов)

•Вторая – ужесточение

государственного и партийного контроля над обществом (расширение полномочий НКВД)

Черчиль, Рузвельт и Сталин на Ялтинской конференции в 1945 г.

Послевоенное мироустройство в Западной Европе

По решению Ялтинской конференции Советскому Союзу удалось создать группу «буферных» государств – страны социалистического лагеря (СЭВ-янв.1949г.), а затем и страны Варшавского договора – ОВД (17.05.1955 г.) в противовес НАТО (4.04.1949 г.), присоединение ФРГ к НАТО

studfiles.net

Вопрос 3. Новый этап в истории органов внутренних дел

Процесс демократизации и формирования гражданского общества предъявляет принципиально новые требования к правоохранительным органам, на которые возложены обеспечивающие права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Эти требования сделали необходимым усовершенствование нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность милиции, особенно тех из них, которые непосредственно затрагивают права граждан. Эти изменения должны были коснуться с одной стороны - совершенствования организации деятельности милиции; подготовки и переподготовки сотрудников милиции, правовой и социальной защиты самих сотрудников милиции, материально-технического обеспечения ее служб и подразделений, с другой - повышения контроля за деятельности органов внутренних дел.

В течение 2008-2010 годов с участием сотрудников милиции были совершены особо-тяжкие преступления с использованием служебного положения и с применением табельного оружия, жертвами которых стали невинные и простые граждане. Эти преступления получили большой общественный резонанс, широко обсуждалось в прессе и телевидения, стал предметом обсуждения среди простых граждан. В последствие все это сыграло свою негативную роль, милиция, как орган власти, предназначенный для защиты прав и свобод граждан, потеряла всякое уважение и доверие собственного народа, а само слово «милиция» приобрело негативный оттенок.

В адрес Президента России, Председателя Правительства России, Государственную думу, Генерального прокурора России, Министра внутренних дел и других должностных лиц органов законодательной, исполнительной и судебной власти на различных уровнях начал поступать огромный поток жалоб граждан по факту нарушений их личных прав и свобод со стороны сотрудников милиции.

Сложившаяся ситуация вынудила главу государства принять соответствующие меры. 24 декабря 2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев издал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»117, заложившего основы проведения реформ в МВД РФ. В Указе главы государства отмечалось, что существующая структура органов внутренних дел, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации, а также предлагалось органам исполнительной власти подготовить конкретные предложения.

Одним из важных и насущных вопросов, требующих немедленного разрешения в рамках реформ МВД РФ Президент России Д. А. Медведев увидел изменения законодательства, регламентировавшего деятельность сотрудников милиции. В начале 2010 года по поручению Президента был разработан проект Закона о реформе МВД Российской Федерации, получившего условное название законопроект Президента «О полиции». 7 августа 2010 года по поручению Президента законопроект «О полиции» был выложен на Интернет сайте zakonoproekt2010.ru. для публичного всенародного обсуждения. Любой пользователь мог в течение трех месяцев вносить свои замечания и предложения в законопроект. Многие граждане воспользовались своим конституционным правом и до середины сентября 2010 года, поступило более 10 000 предложений по законопроекту. После того, как все желающие предложили свои поправки, законопроект был доработан с учетом замечаний. Итогом публичного обсуждения, в частности, стало то, что в проекте более четко прописали нормы об ограничении прав граждан, вызвавшие беспокойство общественности и экспертов.

Важно отметить что, впервые над законопроектом «О полиции» работали не только профессиональные юристы, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты, но и депутаты Государственной Думы, члены общественной палаты, независимые эксперты.

27 октября 2010 года законопроект «О полиции» с изменениями и дополнениями в результате общественного обсуждения, был внесен в Государственную Думу на рассмотрение.

10 декабря 2011 года Государственная Дума приняла в первом чтении Президентский Законопроект «О полиции». 28 января 2011 года депутаты в третьем чтении окончательно приняли Закон «О полиции», а 2 февраля 2011 года на заседании его одобрил Совет Федерации. 7 февраля 2011 года Президент РФ Д.А.Медведев подписал Закон «О полиции». История российской полиции нашла свое продолжение спустя более, чем 90 лет после падения Российской империи, и с 1 марта 2011 года новый закон, регламентирующий деятельность органов внутренних дел вступил в законную силу.

Новый закон «О полиции» содержит 11 глав и 56 статей. Возникает вопрос, а какие изменения нашли отражение в новом законе «О полиции»? Прежде всего, название закона. Теперь, согласно ему, в России орган, обеспечивающий безопасность личности, охрану общественного порядка и общественную безопасность будет называться не милиция, а полиция, как в большинстве стран мира. Изменилось не только названия органа, но существенно изменилось статус сотрудника полиции, который нашел законодательного закрепления в принятом нормативном акте.

Согласно ст. 1 закона «О полиции», полиция обязана незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Основные направления деятельности полиции указаны в ст.2 закона, которые отличаются от задач милиции, такими направлениями, как контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

В соответствии с главой 2 «Принципы деятельности полиции» закона «О полиции», полиция при осуществлении своей деятельности должна руководствоваться основополагающими принципами: такими, как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Обязанности и права в законе «О полиции» разделены на обязанности и права полиции, как федерального органа государственной власти и права и обязанности сотрудника полиции.

Изменения коснулись, в частности, формулировки о «беспрепятственном» вхождении сотрудников в жилье в любое время суток. «Сотрудники полиции не праве входить в жилые помещения против воли проживающих в них граждан, иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами», - говорится в законе.

Закон «О полиции» (глава 5) регулирует деятельность сотрудника полиции по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Установлен четкий критерий приема на службу. Каждый гражданин, прежде, чем стать сотрудником полиции, пройдет комплексного изучение личности, психологическое тестирование, медицинское обследование, испытание от 3 до 6 месяцев, а также профессиональную подготовку.

Новый закон предусматривает контроль и надзор за деятельностью полиции.

Однако, надо признать, что только с принятием нового закона «О полиции», каков бы этот закон не был хорош, вряд ли можно рассчитывать на успешное проведение реформы. Успех реформы завесит от последовательного принятия эффективных решений, направленных на улучшение материального положения Министерства внутренних дел, социального и правового обеспечения его сотрудников, подбора, обучения и расстановку кадров для полиции.

В целях повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» Президент РФ 1 марта издал ряд указов. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»118 утвердил Положение и структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Новая структура Министерства внутренних дел, согласно Положению, выглядит следующим образом:

1. Министр внутренних дел Российской Федерации.

2. Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

3. Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

4. Статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

5. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.

6. Главное командование внутренних войск.

7. Следственный департамент.

8. Главное управление вневедомственной охраны.

9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

10. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Главное управление по противодействию экстремизму.

12. Главное управление собственной безопасности.

13. Главное управление на транспорте.

14. Главное управление уголовного розыска.

15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

16. Департамент государственной службы и кадров.

17. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

18. Департамент информационных технологий, связи и защиты

информации.

19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

20. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

21. Договорно-правовой департамент.

22. Организационно-аналитический департамент.

23. Национальное центральное бюро Интерпола.

24. Контрольно-ревизионное управление.

25. Оперативное управление.

26. Организационно-штатное управление.

27. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

29. Управление по обеспечению деятельности подразделений

специального назначения и авиации.

30. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

31. Управление оперативно-разыскной информации.

32. Управление по организации дознания.

Положение определило основные задачи МВД следующим образом:

  1. Разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

  2. Нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

  3. Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

  4. Управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

  5. Обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, и иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Более детально Положение регламентировало полномочия, права, систему, организацию деятельности министерства внутренних дел, порядок назначения на должность министра внутренних дел, а также его полномочия.

После вступления в законную силу Федерального закона «О полиции» были приняты важнейшие нормативно-правовые акты, определяющие социальные гарантии сотрудников полиции, а также порядок прохождения службы в органах внутренних дел.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»119 регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Следующим принятым нормативным актом стал Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, который рассмотрел вопросы, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.

Следует отметить, что такого рода нормативно-правовые акты на федеральном уровне, регулирующие широкие правоотношения, касающиеся деятельности органов внутренних дел, долгие годы не были приняты, что препятствовало в полной мере реализации предоставленных прав сотрудникам полиции.

21 мая 2012 года Указом Президента РФ от должности министра внутренних дел был освобожден Нургалиев Рашид Гумарович, находившийся на этой должности с 9 марта 2004 года. На пост министра внутренних дел был назначен генерал-лейтенант полиции, начальник Главного управления внутренних дел г. Москвы, выпускник Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР (ныне Санкт-Петербургский университет МВД России) Колокольцев Владимир Александрович. Глава МВД Колокольцев В.А. признал, что первый этап реформ МВД не решил главных проблем ведомства, но обойтись без него было невозможно. Ни переаттестация, ни принятие новых законов с переименованием из милиции в полицию не привели в полной мере к результатам, ожидаемым гражданским обществом. Основными недостатками проведения реформы министр признал недостатки в кадровой работе, расстановке сил, перестройке транспортной полиции и обучении новых профессионалов, а также недостаток личного состава.

В период проведения первого этапа реформы из органов внутренних дел было уволено по результатам сокращения более 20% личного состава, выполняющего функции в низовых подразделениях органов внутренних дел, на которых непосредственно было возложено выполнение задач полиции. При сокращении штатов в указанных подразделений не учитывались географические, экономические, социальные и криминогенные особенности конкретных регионов, что способствовало ущемлению прав простых граждан.

С целью выработки эффективных предложений о дальнейшем реформировании органов внутренних дел министр внутренних дел подписал приказ «О создании Расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации». В состав группы вошли известные правозащитники, депутаты, юристы, эксперты с опытом работы в системе правоохранительных органов в количестве 31 человека. Был определен примерный перечень вопросов, который Расширенная рабочая группа при министерстве внутренних дел Российской Федерации должна была рассмотреть для дальнейшего реформирования органов внутренних дел. В этот перечень включены такие вопросы, как новые системы регистрации заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях, а также обязательная оценка действий сотрудников со стороны заявителя; разработка новых систем розыска лиц, пропавших без вести; новых критериев оценки деятельности органов внутренних дел, упразднения «палочной системы», формы оценки работы полиции населением, анализ обоснованности произведенных сокращений городских и поселковых отделов внутренних дел, обеспечение доступа граждан к правоохранительной помощи; усовершенствование кадровой работы, а также развитие системы учебных заведений системы МВД России, совершенствование нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и отдельных его подразделений и служб.

Нетрудно заметить, что указанные институты всегда являлись актуальными, и при их совершенствовании позитивно влияли на организацию деятельности органов внутренних дел.

Будем надеяться, что в результате проведения первой коренной реформы МВД в XXI в. возрастет эффективность деятельности полиции в деле охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности России.

Как мы видим, история российской полиции насчитывает немало славных страниц. В то же время трагический парадокс российских правоохранительных органов состоит в том, что они традиционно не пользуются ни доверием общества, ни поддержкой высшей государственной власти. Классическим стал исторический факт о том, как Петр I в два раза сократил жалование полицейским, объяснив « … что остальное они доберут сами». Однако в данных условиях подобный подход является губительным. Новой России требуется новая полиция, свободная от недостатков как дореволюционных, советских, так и современных правоохранительных органов, но, в тоже время, воплотившая в себе их лучшие традиции. Начавшаяся реформа принесет положительные результаты, учитывая исторический опыт проведения реформ, и сотрудник органов внутренних дел станет настоящим защитником прав и свобод граждан, вернет себе потерянное доверие граждан.

studfiles.net

Санкт-Петербургский университет МВД России Кафедра истории государства и права

История органов внутренних дел

Тема № 1

«Организационно-правовыеосновы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в России до образования регулярной полиции»

Цели:

- раскрытие исторической природы и социального назначения правоохранительной деятельности в России;

- формирование у обучаемых научных знаний об основных закономерностях возникновения, организации и развития системы ОВД;

- изучение основных нормативно-правовыхактов, регламентирующих деятельность ОВД на различных этапах развития российской государственности;

- исследование структуры ОВД, особенностей их деятельности на протяжении различных этапов истории России;

- использование исторических традиций ОВД в воспитании у курсантов и слушателей высоких моральных, нравственных и профессиональных качеств;

Задачи:

- выработка историко-правовогоподхода в изучении проблем развития ОВД;

- формирование навыков самостоятельного творческого анализа событий, связанных с эволюцией ОВД;

- приобретение навыков самостоятельного анализа и оценки источников права в правоохранительной сфере;

- выявление общих закономерностей и тенденций формирования и развития отечественных ОВД, прежде всего –полициии милиции, обусловленности их назначения и организации в определенные исторические периоды;

- усвоение важнейших периодов истории ОВД, выявление тенденций их развития на отдельных этапах российской истории;

- развитие у курсантов и слушателей умения формулировать и обосновывать свою позицию, давать оценку историческим событиям в сфере государственно-правовыхявлений, а также умения работать с научной литературой по истории ОВД;

- выявление и формулирование положительного исторического опыта деятельности ОВД, обоснование необходимости его изучения и применения в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

Ахмедов Ч.Н., Назаренко А.М., Фролов В.В. и др. История органов внутренних дел России. Курс лекций. СПб., 2012. – 288 с.

История органов внутренних дел. Программа курса. СПб., 2013.

ЛИТЕРАТУРА дополнительная:

Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802октябрь 1917. - СПб, 2002.

История органов внутренних дел: Учебное наглядное пособие / Под ред. В.П. Сальникова. -2-еизд. перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

Министерство внутренних дел России. 1802 – 2002. СПб., 2002. Т. 1-2.

Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История органов внутренних дел. Учебник. М., 2005.

ЛИТЕРАТУРА дополнительная

Гирько С. И. ОВД России. Т. 1,2. - М., 2002.

Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М. 1996.

Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. М., 1995.

Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества: Учебное пособие. М., 2008. – 296 с.

Учебные вопросы:

1. Предмет, методология и основные задачи курса, его периодизация и структура

2. Охрана правопорядка и борьба с преступностью в Древнерусском государстве

3. Система органов, выполнявших полицейские функции в Московском государстве, организационно-правовыеосновы их деятельности

1.Предмет, методология

иосновные задачи курса, его периодизация и структура

Предметом истории ОВД России является:

Изучение процесса возникновения и развития системы ОВД дореволюционной России, структуры и деятельности полиции, тюремных учреждений, пожарной охраны и других звеньев этой системы.

Изучение основных закономерностей становления и развития ОВД Советского государства, форм и методов деятельности.

Характеристика значения исторического

опыта как фактора совершенствования деятельности ОВД в современных условиях.

Цели курса ИОВД:

Усвоение основных закономерностей исторического процесса в области государства и права дает возможность правильно оценивать современные процессы, принимать правильные решения в правоохранительной работе.

Овладение историческим опытом становления и развития ОВД – залог повышения эффективности работы ОВД в современных условиях реформирования милиции в полицию.

studfiles.net

Вопрос 3. Основные задачи курса, особенности его периодизации и структура

Задачи, стоящие перед курсом истории органов внутренних дел, можно разделить на две группы - задачи общего характера и непосредственные, конкретные задачи.

Задачи общего характера раскрывают назначение курса в целом, показывают его место и роль в системе учебных дисциплин Университета в том объеме знаний, который дается курсантам и слушателям в процессе их обучения.

Курс истории органов внутренних дел является специальным курсом, дающим учащимся историко-правовую основу подготовки, подкрепляя знания, полученные ими в результате изучения общественных, управленческих и других дисциплин, историческим опытом развития органов внутренних дел.

Таким образом, история органов внутренних дел призвана обеспечить специальную историко-правовую подготовку курсантов и слушателей, составить исторический фундамент их теоретических и практических знаний.

Реформирование органов внутренних дел должно осуществляться на глубокой научной основе путем учета многих факторов политических, экономических, социальных, технических, психологических, правовых.

Необходим поиск оптимальных процедур осуществления полицейской деятельности, выработка качественно новых требований к кандидатам на полицейские должности, анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта в правоохранительной сфере, и в целом на базе научных исследований создание качественно обновленной полицейской системы.

Непосредственными задачами курса являются:

- глубокое овладение курсантами и слушателями знаниями о возникновении и развитии органов внутренних дел России, выработка объектив­ной оценки их деятельности на различных исторических этапах с учетом конкретных условий;

- рассмотрение места и роли органов внутренних дел в механизме государства;

- приобретение учащимися необходимого для профессионального выполнения служебных обязанностей объема знаний;

- формирование у курсантов и слушателей государственного патриотизма, гордости за свою службу в органах внутренних дел России, других высоких моральных качеств, необходимых работникам правоохранительных органов;

- расширение у курсантов и слушателей юридического и политического кругозора, содействие формированию и развитию их теоретического мышления и правовой культуры;

- изучение опыта комплектования и обучения, форм и методов деятельности органов внутренних дел дореволюционной России, советского государства и постсоветской России, использование положительного опыта в практической работе. Причем речь идет не о простом копировании, а о творческом использовании опыта прошлого в современных условиях.

Для истории особое значение имеет периодизация, то есть способ систематизации исторического материала. Научная периодизация одно из наиболее важных условий правильного построения курса.

Периодизация исторической науки может строиться на основе учения об естественноисторическом процессе смены одних общественно-экономических формаций другими, определяемом в конечном счете развитием производительных сил и соответствующих им производственных отношений.

Каждой общественно-экономической формации (кроме первобытно­общинной) соответствует конкретный тип государства. Социально-экономическая и политическая природа данного типа государства решающим образом влияет на сущность аппарата управления, его отдельных звеньев, в том числе и органов внутренних дел. Поэтому периодизация истории органов внутренних дел строится с учетом типа государства, а значит с учетом общественно-экономических формаций.

Любая периодизация достаточно условна. Но данный подход предоставляет возможность рассмотреть основные государственные и правовые изменения, а также связанные с этим тенденции в развитии органов внутренних дел.

Периодизация курса «История органов внутренних дел» строится в соответствии с историческим процессом развития нашего государства.

В ней необходимо отметить некоторые особенности:

- органы внутренних дел начали формироваться с началом зарождения Русского государства, однако большинство государственных структур на первом этапе совмещали как внутренние, так и внешние функции. Специальных (регулярных) государственных и полицейских органов, в современном представлении, тогда не было;

- формирование специальных органов внутренних дел (приказов) начинается в Московском централизованном государстве с XV века;

- окончательно регулярная система органов внутренних дел складывается в России в период образования Российской империи, в ре­зультате реформ Петра I в начале XVIII века;

- особенное значение в развитии системы органов внутренних дел Российского государства имело создание в 1802 году Министерства Внутренних Дел, в состав которого вошли как некоторые из уже существующих, так и вновь созданные организационные структуры;

- после Октябрьской революции правоохранительные органы сначала решительно преобразуются, но постепенно происходит возврат к историческим традициям, усиливается роль специализации, разделения функций между службами.

По структуре курс содержит десять тем. В рамках крупных периодов, соответствующих общественно-экономическим формациям, в обеих частях курса предусмотрены более конкретные периоды, выделение которых обусловлено теми или иными социально-экономическими или политическими факторами. В частности, изменениями в правоохранительном механизме государства, становлении и развитии полицейских органов.

Установление конкретных периодов имеет важное значение, так как позволяет проследить проблемные моменты в развитии органов внутренних дел внутри общественно-экономической формации. Каждая проблема выделена в самостоятельную тему.

Первая тема «Предмет, метод и задачи курса История органов внутренних дел» показывает значение курса истории органов внутрен­них дел России в деле подготовки квалифицированных сотрудников для органов внутренних дел, раскрывает место Истории органов внутренних дел в системе других наук, изучаемых в ВУЗе. В рамках темы изучается периодизация курса, его цели и задачи, дается характеристика имеющейся литературы по проблемам, предлагаются темы рефератов и сообщений к семинарским занятиям. Лектор освещает особенности изучения курса, порядок сдачи зачета по курсу.

Во второй теме «Организационно-правовые основы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в России до образования регулярной полиции» раскрывается практика поддержания и охраны общественного порядка и борьба с пре­ступностью в Киевской Руси и в Новгородской республике, показана структура десятичной системы управления. После образования Русского централизованного государства принимается ряд законодательных актов, регламентирующих понятие правопорядка и общественного порядка. Появляются Приказы тайных дел. Сыскной, Разбойный и Стрелецкий как органы охраны государственного строя и борьбы с преступностью, объезжие головы, решеточные приказчики и земские ярыжные, формы и методы их деятельности по охране правопорядка.

В теме рассматриваются наиболее известные монастырские тюрьмы, остроги и съезжие избы как одни из первых мест лишения свободы на Руси.

6 апреля 1649 года принимается Указ «О городском благочинии», который положил начало организации пожарной охраны в стране.

В теме номер три «Становление и реформирование регулярной по­лиции в Российской империи XVIII века – первой половине ХIХ века» раскрываются предпосылки и особенности образования полиции, основные направления, формы и методы ее деятельности. Обсуждается необходимость создания органов полиции на местах в ходе губернской реформы второй половины XVIII века. Показана роль Преображенского приказа. Тайной канцелярии и Секретной экспедиции Сената как органов политической полиции в стране.

В рамках данной темы говорится о дальнейшем реформировании полицейских органов. Особое внимание уделяется реформам государственного механизма в начале XIX века и их значению для развития органов внутренних дел.

Рассматривается образование Министерства внутренних дел и Ми­нистерства полиции, их структура. Роль военных поселений, гарнизонных батальонов и инвалидных команд в охране правопорядка, создание От­дельного корпуса внутренней стражи. В ходе лекции рассматриваются причины и особенности образования и деятельности третьего отделения канцелярии императора как «высшей полиции» в стране и корпуса жандармов, а также особенности деятельности мест лишения свободы (Свод учреждений и уставов о содержании под стражей и о ссыльных 1832 г.).

Тема четвёртой темы «Развитие органов внутренних дел Российской империи (вторая половина XIX века-1917год)». В ходе лекции рассматривается реформа уездной полиции и жандармерии, показаны причины образования и особенности деятельности сыскных отделений, раскрываются особенности комплектования, обучения и социального обеспечения чинов полиции и пожарной охраны.

Объясняются причины ликвидации третьего отделения канцелярии императора, образования Охранных отделений и сосредоточения всех ор­ганов полиции в ведении МВД. Обсуждаются особенности создания еди­ной тюремной системы, конвойных команд и перевод всех мест лишения свободы под управление МВД. Затем изучаются реформы полицейских органов в годы революции 1905-1907 гг., последующей реакции, первой мировой войны и февральской буржуазно-демократической революции (1917 гг.)».

Много внимания уделяется реформированию сыскных и охранных отделений, правовой основе их деятельности. Подчеркивается, что для успешной борьбы с преступностью органы полиции используют достижения науки и техники (методы идентификации преступников, фотография, дактилоскопия и т.п.).

Создаются специализированные виды полиции (фабричная, речная). Выявляются причины ликвидации Департамента полиции и отдельного корпуса жандармов после февральской буржуазно-демократической революции 1917 года и создания в марте 1917 года Народной милиции Временного правительства, а также особенности деятельности сыскных отделений в этот период.

Тема номер пять «Становление и развитие органов внутренних дел в 1917-1924гг.» открывает второй раздел курса. На занятиях рассматриваются предпосылки и особенности образования милиции, правовые основы деятельности НКВД РСФСР и милиции, их организационная структура, задачи, формы и методы деятельности, причины и ход реформирования.

Лектор раскрывает необходимость создания таких органов милиции, как уголовный розыск, следственно-розыскная и ведомственная милиция, на­учно-технических служб. Говорится об образовании войск ВЧК - ГПУ, войск внутренней службы. Особое внимание уделяется особенностям системы Советских исправительно-трудовых учреждений, их правовому положению, структуре и подчиненности, а также образованию Советской пожарной охраны.

В рамках шестой темы «Деятельность органов советского государства в 1925-1941гг.» основное внимание уделяется: организационно-правовым основам деятельности Советской милиции по организации единого паспортного режима в стране, охране правопорядка и борьбе с преступностью, пьянством, детской беспризорностью и безнадзорностью и привлечения для этого широких слоев общественности. На занятии рассматриваются особенности комплектования и обучения сотрудников органов внутренних дел, введение специальных званий и знаков различия. Говорится о создании органов БХСС, ГАИ, развитии наружной службы милиции. Раскрываются особенности реформирования войск ОГПУ - НКВД, системы мест лишения свободы и подразделений пожарной охраны.

В седьмой теме «Органы внутренних дел в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)» рассматриваются причины реформирования НКВД и центральных аппаратов, особенности деятельности милиции, по­жарной охраны, войск НКВД и мест лишения свободы в прифронтовой зо­не и в местностях, объявленных на военном и осадном положениях. Рас­крыта роль сотрудников органов внутренних дел в вооруженной защите Отечества. Показана деятельность населения по охране правопорядка и борьбе с преступностью в годы войны.

Восьмая тема охватывает большой промежуток времени: «Деятельность органов внутренних дел Советского государства (1945 – первая половина 1985года)» раскрывает особенности деятельности органов внутренних дел в период восстановления народного хозяйства и на территориях, освобожденных от гитлеровских войск, причины образо­вания МВД СССР и его реформирования, изменения в организационной структуре органов внутренних дел. Лектор отмечает, что в этот период ре­организуется научно-техническая служба, образуется вневедомственная охрана, органы внутренних дел получают право ведения предварительного следствия. Изучаются вопросы реформирования системы мест лишения свободы, в частности их перевод в Министерство юс­тиции, а также образование в составе МВД СССР Главного управления внутренних и конвойных войск, реорганизации пожарной охраны в крупных городах и её военизация, образования добровольных пожарных об­ществ.

Девятая тема «Реформирование органов внутренних дел СССР (вторая половина 1985года -1991г.)» Развитие и реформирование органов внутренних дел рассматриваются во взаимосвязи с общественно-политическими процессами, происходящими в России. Раскрыты причины и процесс организации единой централизован­ной системы борьбы с преступностью и создания подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Рассматриваются реформы паспортной системы, ГАИ, пожарной охраны, внутренних войск, пенитенциарной сис­темы. Обсуждается проблема привлечения населения к охране обществен­ного порядка и борьбе с преступностью.

Завершает курс десятая тема «Становление и развитие органов внутренних деле Российской Федерации». Дается обзор состояния органов внутренних дел в наши дни, трудности её функционирования и обеспечения. Исследуются проблемы во взаимоотношениях между полицией и обществом, полицией и СМИ.

После изучения курса при отсутствии неисправленных неудовлетворительных оценок, полученных на семинарских занятиях, учащийся допускается к сдаче зачета. Вопросы для подготовки к зачету можно найти в методических материалах по курсу или взять в методическом кабинете кафедры Истории государства и права.

Вопросы для подготовки к зачету, литература к каждой теме дана в программе учебного курса и в методических рекомендациях для проведения семинарских и практических занятий по «Истории органов внутренних дел». В библиотеке университета находятся авторефераты и диссертации, связанные с историей органов внутренних дел России, которые необходимо использовать при изучении курса и подготовке к семинарским занятиям, при подготовке к зачету.

studfiles.net

КАЛЕНДАРЬ дат и основных событий по истории органов внутренних дел МВД России

Календарная

дата

Описание основных событий

17 января 1946

Создан резервный полк УНКВД г. Москвы и Московской области (с 24.11.1988 г. на базе полка создан ОМОН – отряд милиции особого назначения – создан для силовой поддержки оперативных подразделений милиции)

20 января 1886

Создана конвойная стража в составе 567 команд

20 января 1804

День делопроизводственной службы МВД России. Приказ МВД от 5 января 2003 г. № 5

2 февраля 1939

Дата создания аппаратов материально-технического снабжения (Постановление СНК СССР № 154 – 16 сс)

5 февраля 1969

Приказ МВД СССР об образовании отделов (отделений) по политико-воспитательной работе в МВД в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 ноября 1968 г.

6 февраля 1924

Принято постановление СНК РСФСР о создании ведомственной милиции для охраны предприятий и учреждений на основе договоров. Она делилась на горно-приисковую, ярмарочную, портовую, фабрично-заводскую и т.д.

7 февраля 1816

Образован Отдельный корпус внутренней стражи

9 февраля 1907

Созданы охранные отделения при Департаменте полиции

12 февраля 1969

Приказом МВД России от 24 июня 2002 г. № 602 объявлена дата создания подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной деятельностью в органах внутренних дел Российской Федерации

12 февраля 1992

Указом Президента России № 209 образована милиция общественной безопасности (МОБ)

15 февраля 1993

Постановлением СМ РФ № 124 образована Паспортно-визовая служба МВД России. С 1996 г. – Паспортно-визовое управление МВД России

16 февраля 1972

Созданы подразделения милиции и следственные органы на воздушном транспорте (26 октября 1971 г. – был подписан приказ «Об утверждении структуры и штатов Московского управления милиции и следственного отдела МВД СССР на воздушном транспорте»)

17 февраля 1947

Постановлением СМ СССР созданы специализированные органы внутренних дел. С 1980 г. – 8 Главное управление. С 2001 г. – Главное управление внутренних дел на режимных объектах СОБ МВД России

18 февраля 1919

Создана транспортная милиция. Принято постановление ВЦИК РСФСР «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны»

1 марта 1919

Дата создания экспертно-криминалистической службы. Создан кабинет судебной экспертизы Центророзыска НКВД РСФСР.

14 марта 1980

Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «О примерном положении об общественных пунктах порядка»

15 марта 1974

Приказом МВД СССР создана профилактическая служба

16 марта 1937

Приказом НКВД № 00118 в составе ГУРКМ НКВД СССР образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, на местах – отделов и отделений БХСС (10 февраля 1992 г. приказом № 35 переименована в ГУЭП МВД РФ, с 1998 г. – ГУБЭП МВД России)

18 марта 1992

При Государственной налоговой службе РФ Указом Президента РФ создано Главное управление налоговых расследований

22 марта 1991

Дата создания Спортивной федерации работников милиции России. Приказ МВД России от 25 ноября 2000 № 1200

23 марта 2002

Приказом МВД России № 265 создана Федеральная миграционная служба МВД России. (В соответствии с Указом Президента РФ от 23 февраля 2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики»)

26 марта 1999

Приказом МВД России учреждена Студия писателей МВД России

27 марта 1811

День внутренних войск. В этот день император Александр 1 подписал Указ о формировании внутренней стражи России. Указ о празднике подписан Президентом России 19 марта 1996 г. № 394

27 марта 1911

Учрежден знак «100 лет конвойной стражи»

6 апреля 1963

День работников следствия. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». Приказ МООП РСФСР от 15 июня 1963 г. № 328 «Об организации следственных аппаратов»

8 апреля 1782

Принят Устав благочиния или полицейский, в нем определены задачи полиции

8 апреля 1991

Создан Российский Совет ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск

17 апреля 1991

Создана Ассоциация ветеранов боевых действий ОВД и ВВ МВД РФ

18 апреля 1923

Приказом ОГПУ № 372 учреждено спортивное общество «Динамо»

20 апреля 1939

Приказом НКВД СССР создан мобилизационный отдел, ныне Управление мобилизационной готовности МВД России, самостоятельное подразделение, решающее задачи разработки мероприятий и осуществления перевода органов и войск МВД на режим работы в условиях военного времени

26 апреля 1921

При Главном управлении милиции РСФСР был организован политсекретариат

6 мая 1996

Указом Президента РФ № 654 учреждено Знамя МВД России

11 мая 1930

Учебно-распределительный отдел НКВД РСФСР преобразован в Управление кадров НКВД РСФСР (Приказ № 156 НКВД)

11 мая 1935

Приказом НКВД СССР созданы подразделения милиции по охране общественного порядка в метрополитене

13 мая 1938

Дата образования охранно-конвойных подразделений милиции. (Приказ МВД России от 23 октября 2002 г. № 1026)

15 мая 1931

Образован первый в стране отряд регулирования уличного движения

25 мая 1718

Введена должность Санкт-Петербургского Генерал-Полицмейстера, подчинявшегося Главной полицмейстерской канцелярии

28 мая 1919

Совет рабоче-крестьянской обороны принял постановление об объединении всех войск вспомогательного назначения и создания войск внутренней охраны республики (ВОХР)

28 мая 1919

Создана типография МВД РФ

31 мая 1935

Постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» заложило основы работы с детьми, создания детских комнат милиции

3 июня 1967

Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних»

9 июня 1878

Введена должность полицейского урядника

10 июня 1983

Приказом МВД СССР № 0162 создано Пресс-бюро. День пресс-служб и подразделений общественных связей ОВД РФ. Приказ МВД от 10 апреля 2003 г. № 240

18 июня 1969

Приказом МВД СССР № 250 в ГАИ создана дорожно-патрульная служба (ДПС)

20 июня 1923

Принят декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об удостоверении личности» (выдавались на три года, без фотографии)

22 июня 1999

Приказом МВД РФ № 456 – созданы отделы по организации борьбы с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства

25 июня 1811

Принят Манифест «Учреждения Министерства полиции»

1 июля 1836

Утверждено положение о Корпусе жандармов

1 июля 1918

Создана архивная служба в НКВД РСФСР

3 июля 1936

Создана служба ГАИ постановлением СНК СССР «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции ГУРКМ НКВД СССР». (15 июня 1998 – переименована в ГИБДД МВД России указом Президента за № 711)

6 июля 1908

Принят закон «Об организации сыскной части»

6 июля 1918

День финансовой и контрольно-ревизионной служб МВД. Приказ МВД РФ № 421 от 22 апреля 2000 г.

14 июля  1948

Создан объединенный комитет профсоюзных организаций МВД (решение принято на 5-й конференции профсоюзных организаций)

18 июля 1918

По решению Исполкома Петроградского Совета были созданы комендатуры революционной охраны, куда входил хозяйственный отдел. День хозяйственной службы МВД РФ. Приказ МВД РФ № 575 от 8 июня 2001 г.)

19 июля 1946

Приказом МВД СССР № 00706 создана Юридическая часть в составе центрального аппарата. Приказом МВД России за № 785 от 13 октября 2003 г. эта дата объявлена Днем юридической службы системы МВД России

25 июля 1918

СНК РСФСР издал декрет «Об учреждении речной милиции». Дата создания речной милиции

2 августа 2003

Постановлением Правительства РФ в органах внутренних дел создана авиация

14 августа 1998

Создано УБП СВТ – Управление по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий

28  августа 1928

Дата создания ЦВИНП – Центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей в Москве (детских приемников-распределителей)

2 сентября 1923

Приказом ЦАУ НКВД г.Москвы объявлена Инструкция постовому милиционеру. Дата создания подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Приказ МВД РФ от 5 сентября 2002 г. № 866

8 сентября 1802

Создано Министерство внутренних дел Российской империи

23 сентября 1918

Решением НКВД РСФСР за № 79 утверждено «Положение о статистическом отделе комиссариата внутренних дел». День информационных подразделений ОВД РФ. Приказ МВД РФ от 24 марта 2000 г. № 296

26 сентября 1962

Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен ежегодный праздник «День советской милиции» – 10 ноября

27 сентября –

3 октября 1990

На 59 сессии Генеральной ассамблеи Международной организации уголовной полиции – СССР принят в члены Интерпола. Приказом МВД РФ от 7 декабря 1999 г. за № 998 – 27 декабря 1990 г. считается Днем создания НЦБ Интерпола

29 сентября 1938

Созданы оперативно-поисковые подразделения

3 октября 1988

Создание отрядов милиции особого назначения (День ОМОН учрежден Приказом МВД России от 1 марта 2002 г. № 190)

5 октября 1918

Дата создания уголовного розыска. НКВД РСФСР издал Положение об организации отдела уголовного розыска

6 октября 1918

В составе Главмилиции создано Управление уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела

7 октября 1918

Дата образования штабных подразделений. Приказом НКВД создается ГУРКМ, в структуру которого входили инструкторский и информационные отделы. 6 сентября 1971 г. – приказом МВД СССР за № 257 организационное инспекторское Управление переименовано в Штаб МВД. Приказ МВД России от 4 сентября 1998 № 557 «Об утверждении даты создания организационно-инспекторских аппаратов в органах внутренних дел РФ»

8 октября 1992

Создан Специальный отряд быстрого реагирования (СОБР), как силовая структура при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью

12 октября 1918

НКВД и НКЮ РСФСР утвердили инструкцию «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милицуии», которой завершилось правовое оформление создания милиции. День кадровых аппаратов. Приказ МВД РФ от 5 октября 1998 г. № 636

16 октября 1922

В г.Москве впервые постовыми милиционерами был применен жезл для регулирования уличного движения и утверждено положение о его применении

16 октября 1992

Дата создания службы дознания милиции общественной безопасности. Приказ МВД РФ от 9 июля 2002 г. № 654

26 октября 1935

Приказ НКВД «Об организации в составе ГУРКМ НКВД и его местных органов отделов виз и регистраций» (ОВИР) во исполнение постановления СНК № 2236-366 «О передаче в ведение НКВД и его местных органов иностранных отделов и столов местных исполнительных комитетов» от 4 октября 1935 г.

29 октября 1952

Постановлением СМ СССР создана вневедомственная охрана

4 ноября 1981

Открыт Центральный музей МВД СССР

10 ноября 1917

(28 октября)

НКВД РСФСР принял постановление «О рабочей милиции», предусматривающее ее организацию. Дата создания милиции

14 ноября 1949

Создана Московская специальная средняя школа милиции

15 ноября 1988

Создано Управление по борьбе с организованной преступностью. Отмечается как День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью

17 ноября 1923

Создана служба участковых надзирателей. Принята инструкция участковому надзирателю. 13 февраля 1930 г. – были переименованы в участковые инспектора милиции. День участковых уполномоченных милиции. Приказ МВД РФ от 6 сентября 2002 г. № 868

6 декабря 1991

Приказом МВД СССР за № 409 создано Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков

7 декабря 2000

Председателем правительства РФ подписано постановление № 925 «О подразделениях криминальной милиции», которое утвердило ее структуру и положение

9 декабря 1974

Приказом МВД СССР за № 344 утверждено «Положение об Управлении по политико-воспитательной работе МВД СССР»

10 декабря 1949

Приказом МВД СССР № 785 создана служба связи – «Об организации комиссии по приемке станционных сооружений Автоматической телефонной станции МВД СССР». Дата утверждена приказом МВД РФ от 9 августа 1999 г. № 590 «Об объявлении Дня создания службы связи МВД России»

17 декабря 1796

Император Павел 1 учреждает воинское подразделение службы связи – фельдъегерской корпус. 8 мая 1918 года – создана фельдъегерская связь в составе военного ведомства. С 1924 г. по 1960 г. – находилась в составе ВЧК-ОГПУ-НКВД. Ныне – при Министерстве связи России

18 декабря 1995

Приказом МВД РФ № 050 по исполнении статьи 10 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» – создано Управление собственной безопасности

19 декабря 1956

Приказ МВД об образовании специальной милицейской части для осуществления конвоирования и охраны, заключенных под стражу лиц в судебно-следственных органах

27 декабря 1932

ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по СССР и обязательной приписки паспортов». День празднования подразделений паспортной службы. Приказ МВД РФ от 24 августа 2002 г. № 812

31 декабря 1803

Создана Медицинская Коллегия, которая входила в Департамент внутренних дел Российской империи

odnopartiec.ru


Смотрите также