История территориального расширения России. История границ россии


Былые границы нашего государства | Истоки

Когда писала статью о Новгородском Кремле, искала карты России  XVII века и XVIII века. Меня так заинтересовали  былые границы нашего государства, что я решила найти карты России других веков. Хотя, конечно всё это проходили по истории в школе, но сейчас, по прошествии лет это воспринимается несколько  иначе. Предлагаю вам небольшое путешествие вглубь веков по границам государства Российского.

Границы Древнерусского государства в IX – XI веках. Древнерусское государство  образовалась в 862 году.

Древняя_Русь_IX_XI_в._drevnya_rus_IX_XI_v.

Карта Древней Руси в период феодальной раздробленности в XII начале XIII века, когда древнерусские земли терзали с одной стороны междоусобицы между князьями, а с другой стороны набеги кочевников. Появились свои границы у каждого княжества.

Русь_XII_в._Rus_XII_v.

Карта Руси XIV века в период татаро-монгольского ига, когда часть земель северо-восточной Руси объединялись вокруг Московского княжества, а часть западнорусских земель вошло в Литовское княжество. Но у каждого княжества, присоединившегося к Московскому, остаются свои границы.

Русь_XIV_в.Rus_XIV_v.

В XV-XVI веках снова сформировалась единая граница Русского государства.

Русь_XV_XVI_в._Rus_XV_XVI_v.

В конце XVI века границы Российского государства продвигаются к Каспийскому морю и за Урал.  В XVII веке достигают Тихого океана, а на западе Россия возвращает себе земли Киевской Руси.

Россия_XVII_в._Rossia_XVII_v.

В XVIII – XIX веках Российская империя владеет самой большой территорией за всю свою историю. Её границы достигли Америки, полуостров Аляска был открыт русской экспедицией в 1732 г.  и являлся русской территорией до её продажи США в 1867 г.  Расширилась территория России и на юг – в Среднюю Азию,  Кавказ и Крым.  Также граница отодвинулась на запад до пределов Древнерусского государства. А на северозападе в состав Российской империи вошла Финляндия.

Россия_XVIII_XIX_в._Rossia_XVIII_XIX_v.

На карте Российской империи начала XX века меняются границы на островах Дальнего Востока. Остров Сахалин с 1855 года официально являлся совместным владением России и Японии. В 1875 году по договору Россия передала Японии Курильские острова взамен безраздельного владения островом Сахалин. А после поражения России в Русско-японской войне (1904 — 1905 гг.) южная часть Сахалина отошла Японии.

Россия_1914_г._Rossia_1914_g.

XX век, границы СССР, в состав которого входят 15 союзных республик: РСФСР, Литва, Латвия, Эстония, Белорусия, Молдавия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия.  После второй мировой войны в состав СССР были включены вся территория о. Сахалин и все Курильские острова.

СССР_SSSR

Карта современной России. Конец XX – начало XXI веков после развала СССР каждая республика сама по себе, все 15 республик стали суверенными государствами со своими границами.

Россия_XXI_в._Rossia_XXI_v.

Вот так на протяжении многих веков менялись границы нашего государства.  Изменятся ли ещё как-то границы страны под названием  Русь?

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

С уважением, автор сайта "Истоки. Путешествие по России" Валентина Гриценко

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

istoki-tur.ru

История границ России - 1

Как, я думаю, мои читатели уже поняли, я немного разбираюсь в административном делении разных стран, в частности, России. В какой-то момент меня заинтересовала история административного деления. Совсем простые вопросы: например, когда и как образовались границы современных областей и республик. И почему они проведены так, а не иначе. И, скажем, когда вообще были проведены границы самых мелких единиц - и менялись ли они с тех пор. И я стал разбираться. И обнаружил вещи, чрезвычайно удивительные и мне до того неизвестные. Про все я рассказать не смогу, да и вряд ли большинству моих читателей это будет интересно. Но какие-то факты я вычленить могу. Например, давайте посмотрим, как образовалась современная государственная граница России. Сегодня мы поговорим про государственную границу в пределах Псковской области. Следующая серия будет нескоро, так как моё изучение предмета совпадает с моей работой в английской Википедии, а там я работаю медленно. Но рано или поздно я и дотуда доберусь.

Современная карта Псковской области.

Как известно, Псковская область является одним из двух субъектов Российской Федерации, имеющим сухопутную границу с тремя государствами. В северной части области на границе находится Печорский район. В 1708 году Пётр Первый выпустил Указ об учреждении губерний и о расписании к ним городов, который, собственно, и стал основой административного деления Российской Империи, с большими изменениями, но принципиально той же структурой сохранившегося до наших дней. Указ определял восемь губерний. Их границы не указывались, зато к каждой губернии были приписаны города — губерния определялась как множество входящих в неё городов с окрестными землями. Среди этих восьми губерний была Ингерманландская, уже в 1710 году переименованная в Санкт-Петебургскую. В 1712 году на захваченных Россией территориях, до того принадлежавших Швеции, была образована Рижская губерния. В 1783 году она была преобразована в Рижское наместничество, а в 1796 — в Лифляндскую губернию. С другой стороны, в 1727 году из Санкт-Петербургской губернии была выделена Новгородская, куда, в частности, вошёл Псков, а в 1772 году, в связи с первым разделом Польши и необходимостью встроить полученные земли в систему административного деления Российской империи, была образована Псковская губерния с центром в Опочке. Просуществовала она недолго, и уже в 1776 году была разделена на Псковскую и Полоцкую (о которой мы ещё поговорим). В 1777 году Псковская, центром которой уже был Псков, в ходе екатерининской административной реформы была преобразована в Псковское наместничество, а в 1796 году в ходе павловской контр-реформы преобразована в Псковскую губернию. Вот как это всё выглядело в 1918 году.

Губернии Европейской части России в 1918 году.

Для нас важно, что участок современной российско-эстонской границы находился в Псковском уезде Псковской губернии. Какое-то время существовал ещё Печорский уезд, с центром в Печорах, но в 1797 году он сошёл с дистанции и был включён в Псковский, а Печоры сделаны заштатным городом. А в 1920 году по Тартускому миру была проведена граница между Россией и Эстонией, прошедшая по территории Псковского уезда. В частности, Печоры отошли Эстонии и стали центром уезда Петсеримаа. В 1940 году Эстония была оккупирована СССР, а в 1945 году большая часть Петсеримаа была передана из Эстонской ССР в Псковскую область РСФСР. На этой части был образован Печорский район Псковской области. Детали границы, видимо, нужно сравнивать по описаниям земельных участков, при этом не совсем понятно, где их взять, но, так или иначе, современная граница проходит в основном восточнее границы Лифлянской и Псовской губерний. Как я понимаю, имеются и куски бывшей Псковской губернии в составе Эстонии, и небольшие куски Лифляндской в составе России. Последнее утверждение недостоверно и нуждается в уточнении путём сравнения карт.

С границей с Латвией история почти такая же. До революции тут проходила граница между Лифляндской губернией на западе и Псковским и Островским уездами Псковской губернии на востоке. В апреде 1920 года по Рижскому мирному договору часть территории этих уездов вместе с селом Пыталово отошла Латвии. Пыталово, которое сначала называлось Яунлатгале, а потом, с 1938 года, Абрене, в 1933 году получило статус города. В 1940 году Латвия, одновременно с Эстонией, тоже была оккупирована СССР, и в 1945 году эти территории были переданы из Латвыйской ССР в Псковскую область, где образовали два района — Пыталовский и Качановский. Пыталовский, с трудом пережив хрущёвскую административную реформу, сохранился до наших дней, а Качановский в 1958 году был разделён между Печорским и Палкинским районами, в результате чего Палкинский район и выходит сегодня к латвийской границе.

Ещё южнее на границу Псковской и Лифляндской губерний с востока выходил Опочецкий уезд Псковской губернии. Эта граница в 1920 году также стала государственной, но с российской её стороны ничего интересного не происходило до 1927 года, когда Псковская губерния была упразднена, её территория вошла в состав новообразованной Ленинградской области — одной из модных тогда административных единиц, включавшей современные Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую и половину Вологодской области — и на этом участке границы был образован Красногородский район. В 1932 году его расформировали, а в 1935 опомнились и образовали снова в старых границах, по тем временам дело совершенно обычное. В 1944 году была проведена последняя масштабная реформа административного деления, Ленинградская область была разукрупнена, и район вошёл в состав новообразованной Великолукской области. В 1957 году область была расформирована и разделена между Псковской и Калининской (ныне Тверской) областями. Красногородский район оказался в Псковской области, где и благополучно существует по сей день.

Наконец, ещё южнее происходило самое интересное. Эти земли до 1772 года были в составе Польши, попав туда после многократных обменов землями и передачи их из рук в руки, в основном вследствие Ливонской войны. Как я уже писал выше, в 1772 году они после первого раздела Польши отошли России, из-за чего и была создана Полоцкая губерния. В 1776 году они благополучно отошли в новообразованную Полоцкую губернию, которая в 1778 году была преобразована в Полоцкое наместничество. В 1796 году все наместничества были упразднены, и на интересующих нас территориях была образована Белорусская губерния. В свою очередь, в 1802 году та была разделена на Могилёвскую и интересующую нас Витебскую губернию. С Витебской губернией ничего не происходило до 1924 года, когда она в ходе начинавшейся уже административной реформы была передана в Белорусскую ССР. Вся, кроме трёх уездов — Себежского, Невельского и Велижского. Именно по границе этих трёх уездов с другими уездами Витебской губернии через семьдесят лет и прошла государственная граница России и Белоруссии. Все три уезда отошли к Псковской губернии. Белорусская ССР до 1938 года делилась на районы, а в январе 1938 года была образована Витебская область, которая до сих пор и находится с южной стороны границы. С северной же стороны всё было куда сложнее. Как мы знаем, в 1927 году Псковская губерния была упразднена. Все три уезда были поделены на районы, из которых нас в данный момент интересуют Себежский, Невельский и Усвятский. Все они оказались в Ленинградской области, а в 1929 году были переданы в Западную область — тоже монструозное образование с центром в Смоленске, занимавшее нынешние Смоленскую, Брянскую, части Псковской, Калужской и Тверской областей. В 1935 году северные районы Западной области, в том числе Себежский и Невельский, были переданы в новообразованную Калининскую область, а Усвятский оставался в её составе вплоть до расформирования в 1937 году, после чего перешёл в образованную на её месте Смоленскую область. В 1944 году все три района оказались в Великолукской области, а в 1957 — в Псковской, где сейчас и находятся. Граница между Россией и Белоруссией с 1924 года, по крайней мере, на этом участке не пересматривалась.

Вряд ли в 1917 году кто-нибудь взялся бы прогнозировать такое развитие событий. Впрочем, тогда и многое другое сложно было прогнозировать, и крупно повезло тем, кто смог дать хотя бы немного реалистичный прогноз. По сравнению с этим многим другим изменение границ уездов — сущие мелочи. И всё-таки лично мне было интересно понять, как получилось так, что, скажем, Себеж оказался в России, а Полоцк — в соседнем государстве.

ymblanter.livejournal.com

Как Россия расширяла свои границы

Колонизация или освоение?  В последнее время разгорелась серьезная полемика вокруг расширения границ России на протяжении всей ее многовековой истории. Была ли эта экспансия колониальной или носила характер освоения земель? Если верно первое, то само расположение России, протянувшейся почти через весь Евразийский континент, создавало трудности с определением, где заканчивается метрополия и начинается колония. 

Условно колониями можно было назвать российские владения на Аляске и в Калифорнии, однако там отсутствовала типичная черта колониальной политики — порабощение коренных народов. 

Директор Института российской истории РАН Юрий Петров отмечает, что «расширение территории российского государства и присоединение других народов» нельзя считать колонизацией, так как этому процессу сопутствовало «слияние элит, несвойственное для классических колониальных режимов». 

Противоположную позицию по этому вопросу занимает западная историография. В частности, в резолюции Конгресса США «О порабощенных нациях» среди прочих территорий и государств, «порабощенных» и «лишенных национальной независимости» Россией значатся Украина, Белоруссия,  Поволжье, Казакия и даже Северная Корея. 

Историк Константин Миньяр-Белоручев, отнюдь не идеализируя «имперскую политику» России (кавказские войны, покорение Средней Азии, сталинские депортации) обращает внимание на гораздо более комфортные условия для национального выживания и развития в присоединенных землях, в отличие от коренного населения США. 

Три уровня владений  В силу геополитических особенностей, в которых оказалось Древнерусское государство, создались особые условия для освоения евразийского пространства. Заселенные запад, юг и суровый север оставляли для Руси широкие перспективы лишь на востоке. Впрочем, как показала история, экспансия России имела успех по всем направлениям. 

Миньяр-Белоручев предложил использовать иерархический подход к выделению уровней владений Российской империи. По мнению историка, таких уровней три: первый, ядро государства – европейская часть России, Украина и Белоруссия; второй – слабозаселенные («ничейные») Сибирь и Дальний Восток; третий – традиционные общества Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, а также принадлежащие к «европейскому дому» Прибалтика, Польша и Финляндия. 

Безопасность границ  Американский политолог Джордж Фридман процесс расширения России связывает с ее незащищенностью, при которой она могла рассчитывать только на свой негостеприимный климат и суровые природные условия. Разнонаправленность внешней угрозы создала прецедент для выстраивания завоевательной политики государства. «Русская история представляет из себя хронику агонии выживания от одной агрессии к другой», – отмечает политолог. 

Фридман выделяет три фазы вынужденной экспансии Росии. 

Первая фаза, начавшаяся при Иване III, представляла собой создание «буферных» зон на западе и востоке, которые бы препятствовали внешним угрозам. 

Вторая фаза вступила в силу при Иване Грозном и была более агрессивной и рискованной. Закрепившись на северных отрогах Кавказа, Россия защитила себя от стран Малой Азии. 

Третья фаза началась с периода правления Петра I и относилась к западному маршруту, по которому теперь вторгался враг. Усилив свои фланги на Балтийском и Черном морях Россия, по мнению Фридмана, могла чувствовать себя в большей безопасности. 

Становление государства  Историки единодушны в том, что толчок к расширению границ России, прежде всего, следует связать с зарождением государственности в период княжения Ивана III, преодолевшего время сложных русско-ордынских взаимоотношений и соперничества удельных княжеств. 

Консолидация центральной власти Москвой и «собирание земель» создали условия для выхода государства на важные торговые пути, а вместе с ним и возможность развивать свою внешнюю политику. 

С восшествием на престол Ивана Грозного процесс присоединения земель вступил в свою активную фазу и был связан с укреплением государства и желанием обезопасить, в первую очередь, свои восточные рубежи. Одно за другим в состав Русского царства входят наследники Золотой Орды – Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Это создает надежные форпосты и возможность продвигаться дальше на восток. 

Выход к морю 

Оторванность от морских путей и, как следствие, отсутствие широких возможностей развивать военный и торговый флот стали одной из важнейших причин стремления России выйти к незамерзающим портам Балтийского и Черного моря, а также тихоокеанского побережья Дальнего Востока. 

Такая политика наметилась еще при Иване Грозном, но полностью реализоваться ей было суждено лишь в царствование Екатерины II. 

Успешности выхода к морским портам, по мнению американского историка Ричарда Пайпса, во многом поспособствовала густая и удобная сеть речных путей, по которым, даже пользуясь примитивными судами, можно было без особых проблем добраться от Балтики до Каспия. 

Эхо «Смутного времени»  Исследователь Виталий Аверьянов проводит интересную параллель: активизация экспансии со стороны России возникала после окончания «смутных времен». Так, по мнению исследователя, было после Смуты 1598 – 1613 годов, так происходило и после тяжелейшего периода крушения империи в начале XX века. 

С другой стороны, Аверьянов в усилении экспансии видит и некий реванш за потери Россией части своих территорий. Исследователь отмечает, что бурное освоение Сибири в XVII веке последовало за потерей ряда западных земель, в частности Смоленска, и выхода к Финскому заливу. Экспедиции Реброва, Пояркова, Дежнева и Хабарова с лихвой компенсировали эти потери, открыв для России новые географические и экономические горизонты. 

Следующий «беспримерный геополитический реванш», на который обращает внимание Аверьянов, произошел по окончании Второй мировой войны, когда были восстановлены границы Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии, а также сделаны дополнительные территориальные приобретения в восточной Европе за счет Финляндии, Пруссии, Польши, Чехословакии, а в Азии – за счет Южного Сахалина, Курил и Тувы. 

Интересно отметить, что последние территориальные приобретения Советского Союза, установившие крайние точки государства в западном и восточном направлениях произошли практически одновременно: речь идет о Кенигсберге (Калининграде) и Южном Сахалине с Курильскими островами. 

«Имперские аппетиты» 

Значительная часть народов и стран, находившихся в составе двух сверхдержав – Российской империи и Советского Союза имеют непростые отношения с нынешней Россией. 

Недавно исследователи центра «Евразийский монитор» проанализировали 187 школьных учебников из 11 постсоветских государств, в числе которых были Латвия, Украина, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Казахстан. Вывод исследователей оказался предсказуем: в большинстве школьных учебников бывших союзных республик Россия изображается колониальной империей, безжалостно эксплуатировавшей национальную периферию и угнетавшей жителей. 

Наиболее ярко идея колониальной экспансии выражена в историографии среднеазиатских стран. Авторы учебников делают акцент на том, что Россия использовала этот регион как сырьевую базу, откуда вывозился шелк, хлопок, каракуль и многочисленные богатства недр. 

Однако  обличители «имперских аппетитов» России не учитывают тот факт, что на ? экономика союзных республик была дотационной. Как замечал российский востоковед Алексей Васильев, «ни одна метрополия – Англия, Франция, Португалия, Голландия – не оставила в своих колониях такой развитой экономики, как Россия в Средней Азии». 

Тарас Репин

Источник: Как Россия расширяла свои границы © Русская Семерка russian7.ru

Автор

Тарас Репин

yarcenter.ru

Границы России | Sneg5.com

Российская граница

Здесь начинается Россия

 

Протяженность границ

     Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, [1] которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции.

     Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена давно.

 

 

     Россия граничит с 16-ю государствами

  •     Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра,
  •     с Финляндией— 1325,8 километра,
  •     с Эстонией— 466,8километра,
  •     с Латвией — 270,5 километра,
  •     с Литвой (граница с Калининградской областью) — 288,4километра,
  •     с Польшей (граница с Калининградской областью)— 236,3 километра,
  •     с Белоруссией — 1239километров,
  •     с Украиной — 2245,8километра,
  •     с Грузией — 897,9 километра,
  •     с Азербайджаном— 350 километров,
  •     с Казахстаном — 7 598,6 километра,
  •     с Монголией — 3 485 километров,
  •     с Китаем — 4 209,3 километра,
  •     с КНДР — 39,4километра,
  •     с Японией — 194,3 километра,
  •     с США — 49 километров.

 

 

Сухопутные границы России

     На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых — бывшие союзные республики. 

     Длина сухопутной границы России

  •    с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра — граница, проходящая по рекам и озерам),
  •     с Финляндией — 1271,8 километра (180,1 километра),
  •     с Польшей (граница с Калининградской областью) — 204,1 километра (0,8 километра),
  •     с Монголией — 3 485 километров,
  •     с Китаем — 4 209,3 километра,
  •     с КНДР — 17 километров по рекам и озерам,
  •     с Эстонией — 324,8 километра (235,3 километра),
  •     с Латвией — 270,5 километра (133,3 километра),
  •     с Литвой (граница с Калининградской областью) — 266 километров (236,1 километра),
  •     с Белоруссией— 1239 километров,
  •     с Украиной — 1925,8 километра (425,6 километра),
  •     с Грузией — 875,9 километра (56,1 километра),
  •     с Азербайджаном — 327,6 километра (55,2 километра),
  •     с Казахстаном — 7 512,8 километра (1 576,7 километра).

 

     Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.

     Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.

      Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.

     Самая протяженная сухопутная граница — с Казахстаном — проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее в Туркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.

     Вторая по протяженности — граница с Китаем — проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.

     Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали — Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.

     Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян. 

 

Морские границы России

     По морю Россия граничит с 12-ю государствами. 

     Длина морской границы России

  •     с Норвегией составляет 23,3 километра,
  •     с Финляндией — 54 километра,
  •     с Эстонией — 142 километра,
  •     с Литвой (граница с Калининградской областью) — 22,4километра,
  •     с Польшей (граница с Калининградской областью) — 32,2 километра,
  •     с Украиной — 320 километров,
  •     с Грузией— 22,4 километра,
  •     с Азербайджаном — 22,4километра,
  •     с Казахстаном— 85,8 километра,
  •     с КНДР — 22,1километра.
граница с Америкой

 

     Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.

     Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.

     Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты — Владивосток и Находка.

     Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.

      Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.

     В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны — Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.

     В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья — Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты — Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.

     Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров. 

Приграничное население и сотрудничество

     В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов — 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).

     Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.

     В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.

     Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением.Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества 

Проблемы сотрудничества в граничных районах

     Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.

     Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.

     Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.

     Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.

Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.

     На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания).

     В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования — к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.

     Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.

 

южная граница России

 

     Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение — о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.

     Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края — Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией — освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.

     На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».

     Бывшие жители островов и члены их семей — японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.

     Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.

     Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления — «старые» приграничные регионы. 

Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе

     Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия — участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.

     В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС — мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.

     Цель проекта — создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача — снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.

     В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.

     Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.

     В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001–2006 годы».

     Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.

     В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис — Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».

     На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим. 

Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе

     Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.

Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).

     В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.

     В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.

    В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).

     Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.

     1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее — на одну тысячу).

Среди перспективных проектов — развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.

     Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества — развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

      В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.

      На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.

     Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны. 

 

Из истории взаимоотношений приграничного населения

     Российско-китайский и российско-корейский участки границы.

Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами: 

  •  Айгуньский договор — разрешал взаимную пограничную торговлю проживающих по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств.
  •  Пекинский договор — разрешал свободную и беспошлинную меновую торговлю на протяжении всей приграничной линии подданным России и Китая.
  • «Правила для сухопутной торговли между Россией и Китаем», подписанные на правительственном уровне в 1862 году на 3 года и подтвержденные затем в1869году, установили беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст по обе стороны русско-китайской границы.
  • Петербургский договор 1881 года подтвердил все статьи о «Правилах русско-китайской торговли на Дальнем Востоке», которые были зафиксированы в прежних договорах.

 

     К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.

     Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская — один миллион рублей, Приморская — 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская — не более 0,1 миллиона рублей.

     Установленный в приграничной полосе режим порто-франко (режим беспошлинной торговли), наряду с положительными моментами способствовал развитию контрабанды, которую китайские купцы широко использовали в своей деятельности. Ежегодно контрабандная утечка золота в Маньчжурию в конце XIX века равнялась100 пудам (что составляло 1 344 тысячи рублей). Стоимость контрабандного вывоза пушнины и других товаров (кроме золота) равняласьприблизительно 1,5–2 миллионам рублей. А на территорию Дальнего Востока из Маньчжурии контрабандой доставлялась китайская водка ханшин и опиум. В Приморскую область основной ввоз шел по реке Сунгари. Например, в 1645 году в Приморскую область было завезено 4 тысячи пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Контрабанда спирта из Приамурья в Китай в 1909–1910 годы оценивалась приблизительно в 4 миллиона рублей.

     В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной приграничной полосы.

     Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества — наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.

     Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.

     Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.

     Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края. 

[1] Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФ.

sneg5.com

История территориального расширения России

Расширение территории поначалу было прямым продолжением политики объединения русских земель и борьбы с монголо-татарской зависимостью. Иван III, государь всея Руси (1462-1505 гг.), завершив дело освобождения русских земель от татарской зависимости, фактически завершил “собирание земель” и “собирание власти”. В его правление территория Московской Руси увеличилась в несколько раз и составила 2,6 млн км2. Именно в это время сформировались новое политическое сознание русских и идейные основы государственной политики.

Внешняя политика России в качестве приоритетных целей определяла возвращение всех земель, когда-то входивших в состав Древней Руси. Важнейшими направлениями было продолжение борьбы с ханствами –преемниками Золотой Орды (Казанским, Астраханским, Крымским, Сибирским), а также обретение выходов к Балтийскому и Черному морям.

После падения Константинополя (1453 г.) Русь осталась единственной великой православной страной, наследницей восточнохристианской традиции. Религиозно-политическая доктрина “Москва - третий Рим” (в завершенном виде сформулирована в начале XVI в. старцем Елеазарова монастыря Филофеем) в наибольшей степени отразила идейно-политические принципы нового государства. По этой теории Русь является не только средоточием и хранительницей истинной православной веры, “ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать”, но и по политическому могуществу и значению должна сравняться с Римской и Византийской империями. Не случайно впоследствии Петр I объявил себя “Отцом Отечества и Императором Всероссийским”, а Россию - империей. Не случайно в государственной политике России были так сильны религиозно-мессианские аспекты: защита православного и славянского мира, спасение братьев по вере, распространение православия среди язычников.

Многие “окраинные народы” сами, по своей воле тянулись к России, искали защиты от внешних врагов и экономические выгоды. Показательны названия документов, зафиксировавших вхождение таких территорий в Российскую империю: “Прошение о принятии под покровительство России”, “Грамота с просьбой о защите и покровительстве”, “Клятвенное обещание верности России” и др. Россия не воевала с народами Молдавии и Валахии, Армении и Грузии. Она вела долгую борьбу с Османской империей, Персией (Ираном) для того, в частности, чтобы облегчить участь этих народов. Так молдавское духовенство и боярство на имя Александра I (1802 г.) писали о том, что “мы ... доведены до крайнего разорения и находимся в великом несчастии. Не имея же другого защитника, паки прибегаем к Вашему Императорскому Величеству, слезно прося:... щедротами и своим высоким покровом защитить и спасти несчастную землю нашу”.

Однако, имперский, захватнический характер многих присоединений также нельзя отрицать. Наиболее яркие примеры: участие России в разделах Польши и уничтожении польской государственности (но при этом она вернула древнерусские земли –Правобережную Украину и Белоруссию), захват Финляндии, война с народами Кавказа, завоевание Средней Азии. Но необходимо подчеркнуть, что в ту историческую эпоху все великие державы мира вели политику колониальных захватов и войн. При этом, если во внешней политике Англии, США, Испании, Османской империи, многих других стран откровенно преобладали хищнические, грабительские интересы, то Россия сначала боролась за возврат всех древнерусских земель, а затем с учетом своих геополитических интересов стремилась отодвинуть границы державы до естественных пределов: морей, горных массивов, крупных рек.

Формирование территории Российской империи

Иван Грозный (1533-1584 гг.), продолжая внешнюю политику Ивана III и Василия III, потерпел поражение в войне за выход к Балтийскому морю, зато успешно воевал на Востоке. В 1552 и 1556 гг. были разгромлены и присоединены к России Казанское и Астраханское ханства, в 1557 г. русскому государю присягнул правитель Большой Ногайской Орды, –таким образом, все течение реки Волги было включено в территорию страны. В течение XVI в. все Поволжье, заселенное удмуртами, башкирами, мордвой, чувашами, марийцами, постепенно входит в российское государство. Эти территории интенсивно осваиваются русским населением, и в XVII - XVIII вв. уже были включены в орбиту всероссийского рынка.

Особенный характер имело продвижение в Сибирь. По мнению В.О. Ключевского, на Востоке русские границы не отличались резкой определенностью или замкнутостью, во многих местах были открыты, за ними не лежали плотные политические общества, ­–Россия должна была перешагнуть за эти границы и углубиться в степи Азии, ее расширение было “естественным”. Проникновение русских за “Каменный пояс” (Урал) началось еще в эпоху Киевской Руси. С конца XV в. правительство организовывало военные походы в Сибирь, поощряло торговых людей и колонистов, казаков. Русские землепроходцы начали продвижение на восток в эпоху Великих географических открытий, и освоение Сибири, продвижение на Тихий океан и Аляску не уступают по значимости подвигу Колумба.

Присоединение Сибири было начато завоеванием Сибирского ханства, занимавшего огромные территории Западной Сибири, в 1581 -1598 гг. А затем освоение Сибири и Дальнего Востока идет двумя путями: военно-научными экспедициями и крестьянской колонизацией. Экспедиции З. Пояркова, В. Беринга, Ф. Попова, С. Дежнева, Е. Хабарова и др. составили первые описания и карты Сибири и Дальнего Востока, побережья Тихого океана, прибрежных островов. Они же заложили города-крепости Тюмень, Тобольск, Томск, Якутск, Анадырь, Сургут, Охотск, Иркутск. В конце XVII в. русские владения на севере и востоке подошли к естественным рубежам - к побережьям Ледовитого и Тихого океанов; в это же время экспедиция В.Атласова положила начало продвижению на Камчатку и Курильские острова, а также в Америку. В Сибирь переселялись казаки, крестьяне, промысловики. Народы Сибирского юрта (коренное население: ханты, манси, ненцы, селькупы, буряты, эвенки, нанайцы, чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, кеты, якуты и др.) дали присягу на подданство России и должны были платить натуральный налог - ясак (в основном пушниной). Русские переселенцы находились на положении “государственных тяглецов”, облагаемых податями и повинностями. Сибирь не знала крепостного права, помещиков там были единицы. Этот регион стал неистощимым источником богатств. Уже в XIX в. Сибирь была крупнейшим в мире поставщиком золота (более 1 тыс. пудов в год –38 % мировой добычи). Для управления Сибирью в 1637 г. был создан специальный Сибирский приказ, Петр I учредил Сибирскую губернию. Присоединение Сибири расширило международные связи России: направляются посольства в Китай, Джунгарию, Халху и другие государства Монголии, налаживаются торговые контакты. В 1858 и 1860 гг. договорами с Китаем была закреплена русская граница по р. Амур.

С 40-х годов XVIII в. русские морские торгово-промысловые экспедиции продвигаются на Алеутские острова, Курилы, Сахалин и Аляску. Русская Америка активно осваивается в течение XVIII века русскими переселенцами. Однако в 1867 г. она была продана США за 7 млн. долларов (5 долларов за 1 кв. км).

В XVI - XVII вв. Россия постоянно воевала за возвращение древнерусских земель, включенных в Литовское государство (с 1569 г. - Речь Посполитая) еще в XIII - XIV вв. Крупнейшей акцией было решение Земского Собора 1653 г. о воссоединении Украины с Россией, принятое по челобитной гетмана Богдана Хмельницкого, возглавлявшего с 1648 г. восстание на Украине и в Белоруссии, и начале войны с Польшей. В 1654 г. в Переяславле Хмельницкий провозгласил акт о воссоединении. Украина сохраняла автономное положение (гетманство), военно-административные местные органы во главе с полковниками, права и привилегии Войска Запорожского, крупных городов, украинской шляхты и духовенства (автономия была ликвидирована в 1764 г. Екатериной II). Последовавшая война с Речью Посполитой, длилась почти полтора десятилетия и закончилась Андрусовским перемирием 1667 г. По его условиям Россия возвращала себе Смоленскую и Северскую земли, Левобережную Украину, а на Правобережье –Киев и его окрестности. Окончательно этот вопрос был решен в 1686 г.: в Москве был подписан “вечный мир” с Речью Посполитой: за Россией закреплялись Левобережье и Киев (за древнерусскую столицу Польше вынуждены были заплатить гигантскую сумму в 146 тыс. золотых рублей), а также Запорожская Сечь.

В течение XVIII века Россия триумфально вошла в ранг великих держав Европы. В первую очередь, благодаря громким военным успехам, успешному решению важнейших внутренних и внешнеполитических проблем при Петре Великом. А при Екатерине Великой “повелительный голос России” (В.О. Ключевский) звучал во всех вопросах европейской политики, гарантией ему служили резко усилившиеся армия и флот. Канцлер Екатерины А.А. Безбородко говаривал молодым дипломатам: “Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела”. Происходят серьезные изменения и в характере внешней политики страны: наряду с решением необходимых национальных задач Россия перешла к постановке типично имперских целей. Известны, например, планы Петра I о посылке экспедиций в Индию и на Мадагаскар, или Екатерины II –о создании Российской империи со столицами в Петербурге, Москве, Берлине, Вене, Константинополе и Астрахани.

Отличительной чертой внешней политики Петра была ее высокая активность: почти непрерывные войны (28 из 36 лет правления) были направлены на решение основной общенациональной задачи - обретения Россией выхода к морю.

Война с Турцией и успешное взятие Петром I Азова в 1696 г. положило начало закреплению России на южных морях, однако решение проблемы было еще впереди.

Победа в Северной войне (1700 - 1721 гг.) закрепила за Россией в “совершенное непрекословное и вечное владение и собственность” прибалтийские земли: Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию, северное побережье Ладожского озера, часть Карелии и Финляндии с городами Таллин, Рига, Нарва, Шлиссельбург, Выборг, что позволило стране “ногою твердой встать на море”. Россия в итоге долгой и мучительной войны заняла прочное место в ряду великих государств Европы, а положение морской державы способствовало развитию ее экономических и культурных связей.

В послепетровский период в сложнейшей международной и внутриполитической обстановке осуществлялась политика, направленная на решение задач: возвращение древнерусских земель, дальнейшее закрепление на берегах Балтики; утверждение на побережьях Черного и Азовского морей, освоение Северного Причерноморья.

На юге в результате блестящих побед Г.А.Потемкина, А.В.Суворова, П.А. Румянцева, Ф.Ф. Ушакова в русско-турецких войнах 1768 - 1774 гг. было разгромлено и присоединено к России Крымское ханство - вассал Турции, Азов, Кинбурн, Еникале, Керчь; в 1787 - 1791 гг. весь северный берег Черного моря от Днестра до Кубани становится российским, граница на юго-западе была передвинута на Днестр (Ясский договор 1791 г.). Россия потребовала прекратить преследование христиан в Турции, Грузии, получила права покровительства над Дунайскими княжествами, свободного плавания через средиземноморские проливы.

В 1772, 1793, 1795 гг. Российская империя вместе с Австро-Венгрией и Пруссией приняла участие в ликвидации независимого Польского государства. Уничтожение польской государственности носило характер произвола великих держав, вина за это лежит и на России. В результате этих акций к России отошли Правобережная Украина, Белоруссия, а также Литва и Курляндия. В 1815 г. решениями Венского конгресса к ней были присоединены этнические земли поляков - Королевство Польское с Варшавой.

В 1808 - 1809 гг. в результате войны со Швецией Россия присоединила всю территорию Финляндии, части которой уже отошли к ней после Северной войны и войны 1773 г. Финляндия получила права Великого герцогства (автономию).

Проникновение России на Кавказ и Предкавказье начинается в XVI в. Тогда появились первые русские переселенцы на Тереке. В XVIII в. после присоединения Крыма идет процесс активного освоения Прикубанья и Предкавказья, строятся крепости и станицы, формируется Терское и Кубанское казачество.

В 1783 г. был заключен Георгиевский трактат о принятии царем Картлинским и Кахетинским (Восточная Грузии) Ираклием II покровительства и верховной власти России. “Сей договор делается на вечные времена”- было записано в этом документе. В 1801 г. по просьбе царя Грузии Георгия XII о помощи, упразднении и принятии в непосредственное владение его царства (по выражению В.О. Ключевского, Георгий XII “завещал Грузию русскому императору”) Александр I издает манифест о присоединении Грузии.

В 1799 г. в российское подданство были приняты ханства и общины Северного Азербайджана и Дагестана. В 1801 - 1806 гг. был завершен процесс присоединения Северного Кавказа, Карабаха, Азербайджана, Абхазии, подавляющая часть территории Закавказья. Войны с Ираном и Турцией закончились подписанием в 1828 г. Туркманчайского и 1829 г. Адрианопольского мирных договоров , которые закрепили присоединение к России Закавказья и установили границы, которые почти не изменялись до 1917 г. Стремление России установить свою власть на Кавказе встретило вооруженное сопротивление горцев, которое переросло в Кавказскую войну. Она охватила горные районы Северо-Западного Кавказа, Дагестана и Чечни и продолжалась почти полстолетия: с 1817 по 1864 гг.

Обширные планы связывались у российского правительства и с азиатским регионом. Петр I хотел “путь во всю полуденную Азию отворить”. На этом направлении “Киргис - Кайсацкая орда (современный Казахстан) ... всем азиатским землям и странам ... ключ и врата”. В Казахстан и далее, в Среднюю Азию, Петром отправляются военные экспедиции для разведывания возможности их присоединения, а также месторождения золота и других полезных ископаемых. В 1731 - 1740 гг. в подданство России были приняты Младший и Средний жузы Казахстана, но только в 1860-е годы была присоединена вся территория Казахстана.

Заключительным актом формирования империи было завоевание Средней Азии. Это была экспансия со стороны России. Она началась весной 1864 г. наступлением русских войск на Кокандское ханство. Война была “легкой” в силу несомненного военного и технического превосходства России, потери русской армии - незначительными, а успехи быстрыми. При штурме Ташкента в 1865 г. потери составили для российской армии: 25 - убитых, 89 - раненых, 28 - контуженных. В войне использовались все средства: поджоги аулов и селений, истребление мирного населения, заложники, карательные отряды, контрибуции. Мировая печать в те годы сообщала о “зверствах русских в Туркестане”. К 1895 г. формирование южной границы империи было завершено: к России присоединены Южный Казахстан, Северная Киргизия, Ташкентский и Самаркандский оазисы; Хивинское ханство и Бухарский эмират признали вассальную зависимость от нее; Кокандское ханство упразднено - на его территории была образована Ферганская область. Для освоения новых обширных территорий (площадью около 1,5 млн км2) было образовано Туркестанское генерал-губернаторство.



biofile.ru

История пограничного вопроса между Россией и Китаем. Справка

17:5621.07.2008

(обновлено: 19:28 03.08.2008)

261510

Китай является приоритетом внешней политики России, заявил в понедельник министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на встрече с председателем КНР Ху Цзиньтао.

Китай является приоритетом внешней политики России, заявил в понедельник министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на встрече с председателем КНР Ху Цзиньтао.

Вопросы пограничного урегулирования  между Россией и Китаем, общая граница между которыми составляет  4 тыс. 300 километров, на протяжении многих десятков лет ставились неоднократно.

В начале 1950‑х гг. СССР передал КНР топографические карты с обозначением всей линии границы, тогда с китайской стороны каких‑либо замечаний по поводу линии проведения границы не последовало. Но уже со второй половины 1950‑х гг. начали по вопросу о линии границы между СССР и КНР стали проявляться разногласия.

25 февраля 1964 г. начались переговоры между СССР и Китаем. Они проводились на уровне заместителей министров иностранных дел. Переговоры продолжались до 22 августа того же года. В ходе встречи выявились различные подходы сторон к проблеме пограничного урегулирования. Пиком конфронтации стал 1969 год, когда со 2 марта на реке Уссури на острове Даманский (Чжэньбаодао) происходили столкновения между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими.

29 марта 1969 г. советское правительство сделало заявление, в котором предлагало возобновить переговоры, начатые в 1964 г. В документе руководству КНР предлагалось воздерживаться от действий на границе, могущих вызвать осложнения, и решать возникшие разногласия в спокойной обстановке. При формальной готовности возобновить переговорный процесс и снизить уровень напряженности, инциденты на границы не прекращались до конца лета 1969 г

11 сентября 1969 г. КНР посетил глава советского правительства Алексей Косыгин, который встретился с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Результатом "встречи в аэропорту" стала договоренность о дальнейшем ведении переговоров о границе, начиная с 19 октября 1969 г., а также об осуществлении ряда мер с целью нормализации обстановки на границе.

Советским пограничникам было дано указание охранять границы на реках до середины фарватера рек. Пограничникам также вменялось в обязанность поддерживать нормальные отношения с пограничными войсками и властями КНР; рассматривать все пограничные вопросы путем консультаций в духе доброжелательности и учитывая взаимные интересы населения пограничных районов обеих стран в области хозяйственной деятельности.

Несмотря на то, что обстановка на границе стабилизировалась, вопросы пограничного урегулирования так и остались открытыми. Между Россией и Китаем оставалась неопределенной линия государственной границы на ее восточной части относительно четырех островов на Амуре.  

16 мая 1991 года в Москве было подписано «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско‑китайской государственной границе на ее Восточной части». В тексте было окончательно утверждено, что граница проводится по фарватеру судоходных рек и середине несудоходных, плюс создавалась демаркационная комиссия. Соглашение было ратифицировано российским Верховным Советом в феврале 1992 года, и с 16 марта Соглашение вступило в силу. Острова Даманский и Киркинский отошли к Китаю официально.

Приграничный спор не был, однако, исчерпан. Кроме ряда второстепенных вопросов, остались в силе два главных: проблема островов Тарабаров и Большой Уссурийский и острова Большой на реке Аргунь.

3 сентября 1994 года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско‑китайской государственной границе на ее западной части. 

15 октября 2004 года в Пекине было подписано Дополнительное соглашение о российско‑китайской государственной границе на ее Восточной части. В ходе своего визита в Китай президент России Владимир Путин подписал документ о добровольной передаче КНР острова Тарабарова и части Большого Уссурийского острова..

21 июля 2008 года подписанием  протокола‑описания, определяющего линию границы по реке Амур, пограничная проблема между Россией и Китаем окончательно была закрыта. Протокол‑описание линии российско‑китайской государственной границы на восточной части РФ ставит точку "в пограничном размежевании, переговоры по которому заняли более 40 лет". Как отметили на пресс‑конференции по итогам церемонии подписания документа министры иностранных дел  РФ И КНР, теперь граница между Россией и Китаем окончательно демаркирована. 

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Все справки>>

ria.ru

Пограничные линии южных границ России

Источник: журнал "Наука и техника"

Профиль линии

Блокгауз - вид с фасада

Блокгауз с внутренними помещениями

План Алексеевской крепости

План Петровской крепости

Алексеевский крепостной вал

Остатки Алексеевской крепости

Карта размещения крепостей

Несколько слов об укреплениях, линиях и их истории

Россия до императора Петра охранялась от внешних вторжений отдельными укрепленными пунктами и сторожевыми линиями.

Укрепленные пункты в летописях и официальных актах назывались: город, городок, острог и острожок.

Город, как жилое место, окружался от неприятельских нападений земляным валом, деревянной венчатой стеной или каменной оградой. Важнейшие города были обнесены двумя и более оградами, разделявшими внутренность на части, которые тоже носили названия городов. К примеру, ограды Москвы имели названия: Кремль, Китай-Город, Белый Город, Земляной Город.

Образование оград проходило не одновременно, а по мере роста народонаселения. Предместья обносились временными оградами, носившими названия загородья, перегородья. Иногда им давали названия оплота, плота.

В пригородах, состоявших из нескольких оград, наружные назывались: окольным градом, охабнем, городом кромным или Кромом. Внутренние ограды назывались днешним градом, или Детинцем, а в последствии Кремлем. (Эти названия и обозначения можно встретить в Лаврентьевской, Ипатьевской, Троицкой, Новгородской и др. летописях и документах.) В дальнейшем окольными городами стали называть окрестные города.

Из всех оград детинцы и кремли занимали по важности в оборонительном отношении первое место. Название детинца может происходить от слова “дети”. Очень может быть, что детинец происходит от слов “девать”, “деть”, “поместить”, означая также обеспеченное убежище для детей.

Сторожевыми охранными линиями назывались непрерывные линии укреплений, протяженные в длину.

Они были двух родов. На местах открытых состояли из земляного вала и рва впереди, называясь валом или чертою. В лесистых местностях они образовывались из густых лесных завалов деревьев, непроходимых для войска, конницы и обозов. Это засеки или засечные линии.

По протяжению линий располагались города, городки, остроги, острожки. Города и острожки устраивались в тех местах, где проходили главные дороги, пересекающие линию. Непрерывность в расположении линии составляла необходимое условие.

Основываясь на Лаврентьевской и Софийской летописи, можно сказать, что построение Владимиром Великим городов вокруг Киева можно рассматривать как древнейшую сторожевую линию.

Собственно, образование сторожевых линий возможно при единодержавии, когда не осуществляются препятствия от других удельных княжеств.

Грабежи и насилие, составлявшие принадлежность военных действий тех времен, как и распри великих и удельных князей с начала образования Русского Государства приводили к необходимости обороны населенных пунктов.

С 17 века употребляется понятие «крепость» в широком и узком смысле. В наказе царя Алексея Михайловича 1656 года Хотмышскому воеводе Арсеньеву по случаю построения новых укреплений сказано «…вообще же острог укрепить всякими крепостями, так чтобы было безопасно и надежно воинским людям в приход и в осадное время».

Южная граница

При великом князе Иоанне III и царе Василии Иоанновиче южная граница примыкала к Крымской Орде, отделенная Землей Донских Казаков, с другой стороны она доходила до Литвы. Из Крыма и Земель Запорожцев по степным местам пролегал путь, известный под названием Муравский шлях, имевший направление на Тулу. Через другую часть границы, от Литвы, проходит на Тулу Бакаев шлях, который мог служить путем для татарских набегов. Литва не останавливала татар, а тайно им способствовала.

Первой оборонительной линией, которая могла удержать неприятеля от нападения на Москву, была река Ока с укрепленными на ней городами: Перемышлем, Калугой, Тарусою, Алексиным, Каширою. Город Тула выдавался за линию и составлял ее передовой пост.

При Иоанне III, после удачной войны с Литвой, Россия приобрела несколько городов, продвинув вперед южную границу по Бакаеву шляху и укрепив города Путивль, Городенск, Мценск, Болохов.

Путивль, при р. Семи, принадлежал к числу древних городов России. Город разделялся на нижний и верхний. Верхний город огибал острог окружностью 254 сажени, нижний - земляной вал с оградой протяженностью 1998 сажень. В оградах каждого города находилось 6 проезжих и 12 глухих башен.

В 1531 г. к Московскому княжеству присоединено княжество Рязанское вместе с г. Зарайском, имевшим каменную ограду.

При царе Иоанне IV линия при р. Оке получила укрепление в Перемышле, Серпухове, Михайлове, Пронске, Шацке, проведена Тульская Засека, оконченная при Федоре Иоанновиче. Засека проходила через Тулу и тянулась на 125 верст, оканчиваясь в г. Одоеве и Веневе.

Сооруженные укрепления линий в течение трех царствований не обеспечили защиту границ в должном виде, т.к. находились на близком расстоянии от столицы. Это побудило перенести линию обороны на значительное расстояние от центра России.

Тенденция переноса линии обороны обозначилась при Федоре Иоанновиче, получив развитие в следующих царствованиях. Построены новые города Елец, Кром, Ливен, Воронеж, Оскол, Курск, Белгород. Воронеж, один из древних городов, исправил и обновил стены и башни в 1593 г. Оскол основан в 1593 г. построением острога с башнями на вершине. Разоренный Батыем Курск возобновлен в 1597 г. Белгород, на левом берегу р. Донца, заложен в 1597 г., а существовавший город на правом берегу, на меловой горе, окружен валом со рвом. В царствование Михаила Федоровича оборона южной границы была улучшена правильным и систематичным распределением средств. Обращено внимание на усиление существующих оборонительных линий, увеличение круга действия каждого из укрепленных пунктов. С 1636 г. построены города: Чернавск, Тамбов, Козлов, Верхний и Нижний Ломов, которые образовывали внутреннюю оборонную линию с ранее построенными Кромами, Ливнами и Ельцом.

www.science-techno.ru


Смотрите также