История. Чем главным образом отличается история россии от истории остального мира


Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Группа исторических разделов данного образовательного ресурса, посвященого формированию и развитию российской цивилизации во всем богатстве ее проявлений, включает материалы, статьи, иллдюстрации, видеолекции, сгруппированные по пяти историческим периодам: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, Cоветский период и период Cовременной России.

Российская цивилизация, как особый цивилизационный тип, внесла исключительно важный вклад в мировую историю и культуру. Она заняла в ней свое особое, неповторимое место.

В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей истории России.

Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Те или иные особенности российской истории трактуются представителями этой школы как проявления отсталости России.

Историки-профессионалы, исходящие из той же методологической посылки, как правило, избегают использования применительно к истории России понятия «отсталость», предпочитая другой термин — «задержка» движения российской истории. Соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России. В наиболее яркой форме эта точка зрения представлена в трудах выдающегося русского историка С. М. Соловьёва.

Из работы С.М. Соловьёва «Публичные чтения о Петре Великом»

«Два живых существа начали движение вместе по одной дороге, при равных условиях, и одно очутилось назади, отстало: первая мысль здесь, что, при равенстве внешних условий, различие необходимо заключается во внутренних условиях, в том, что отставший слабее того, кто ушёл вперёд. Но движение народов по историческому пути нельзя сравнивать вообще с беганьем детей взапуски или конскими бегами, к которым прилагается слово: отстать. В историческом движении может быть совершенно другое: здесь внутренние силы, средства могут быть равные или даже их может быть больше у того, кто движется медленнее, но внешние условия разные, и они-то заставляют двигаться медленнее, задерживают, и потому надобно внимательно отличать отсталость, происходящую от внутренней слабости при равенстве внешних условий, и задержку, происходящую от различия, неблагоприятности внешних условий при равенстве внутренних. В данном случае мы должны именно употреблять второе выражение, ибо русский народ как народ славянский принадлежит к тому же великому арийскому племени, племени — любимцу истории, как и другие европейские народы, древние и новые, и подобно им имеет наследственную способность к сильному историческому развитию: одинаково у него с новыми европейскими народами и другое могущественное внутреннее условие, определяющее его духовный образ — христианство. Следовательно, внутренние условия и средства равны, и внутренней слабости и потому отсталости мы предполагать не можем; но когда обратимся к условиям внешним, то видим чрезвычайную разницу, бросающуюся в глаза неблагоприятность условий на нашей стороне, что вполне объясняет задержку развития».

Сторонники второго подхода к изучению российской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.

Из отечественных исследователей данный подход в наиболее всесторонней форме обоснован поздним славянофилом Н. Я. Данилевским. Он полагал, что «прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях...». В истории Данилевский выделял несколько культурно-исторических типов, каждый из которых «развивал самостоятельным путём начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу». По его мнению, историческое развитие в целом определяется рядом законов.

Из книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»

«Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, — для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, — составляет самобытный культурно-исторический тип...

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы все народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает её для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределённо продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу»

Данилевский среди прочих культурно-исторических типов выделил и славянский, черты которого, по его мнению, в наиболее яркой форме проявились в русском народе.

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель П. Н. Милюков. По его мнению, в историческом процессе различаются три главные группы производящих его условий.

Из книги П.Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры»

«Первое условие заключается во внутренней тенденции, внутреннем законе развития, присущем всякому обществу и для всякого общества одинаковом. Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться. Наконец, третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса. Первое условие сообщает различным историческим процессам характер сходства в основном ходе развития; второе условие придаёт им характер разнообразия; третье, наиболее ограниченное в своём действии, вносит в исторические явления характер случайности».

Таким образом, представители трёх подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Тем не менее все они признают воздействие на развитие России неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории других обществ.

Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) российской истории: природно-климатический; геополитический; конфессиональный (религиозный) и социальной организации.

Влияние на российскую историю природно-климатического фактора

Воздействие этого фактора отмечали практически все исследователи своеобразия исторического развития России.

Подробно остановился на этой проблеме академик Л.В. Милов, который при её решении опирался, пожалуй, на наиболее солидную фактическую базу. По его мнению, в Центральной России, составляющей историческое ядро Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), именно природный фактор не только определял продолжительность сезона сельскохозяйственных работ, но и влиял на характер власти.

Из статьи Л.В. Милова «Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса»

«При всех колебаниях в климате цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125—130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября по старому стилю). В течение, по крайней мере, четырёх столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота... Находясь в столь жёстком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена... Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днём и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т.д.). Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким (декабрь—январь). Конечно, это обеспечивало более благоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4—6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между Россией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий».

Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объёме совокупного продукта господствующий класс создавал, по мнению Милова, жёсткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом. Именно этим во многом объяснялась многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут в конечном счёте и истоки режима крепостного права в России.

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определённым социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Этим во многом объясняется и стремление крестьян после реформы 1861 г. сохранить общину, и устойчивость колхозного строя в СССР, основанного на этой же традиции.

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. Краткость сезона полевых работ приводила к формированию способности жителей России к крайнему напряжению сил, концентрации всего своего потенциала на решение поставленной задачи. Вместе с тем постоянный дефицит времени, «авральный» характер труда не способствовали выработке ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе. Это часто вело к тому, что при напряжённом труде, героических усилиях урожайность зерновых оставалась низкой. Наличие же безбрежных массивов необработанной земли в разные исторические эпохи обусловливало лёгкость русского человека к перемене мест. В итоге сохранялся экстенсивный характер земледелия. Тяжёлые условия труда, сила общинных традиций дали почву для развития у русского человека чувств доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования. К этой черте восходят и традиции русской интеллигенции, остающейся феноменом именно России.

Влияние на историю России геополитического фактора

Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику российской истории: обширная, слабо заселённая территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность (на протяжении долгого времени) от морей и соответственно от морской торговли, благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение территорий.

Слабая заселённость земель Восточно-Европейской равнины и Сибири, ставших объектом приложения сил русского народа, имела многообразные последствия для его истории. Наличие обширных земельных резервов создавало благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при усилении его эксплуатации. Данное обстоятельство вынуждало государство и эксплуататорские слои общества усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становился этот контроль, приведя в XVII в. к закрепощению значительной части русского крестьянства.

Одновременно стороны, из-за слабой заселённости страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоёвывать себе «место под солнцем» в борьбе с другими народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: земли хватало на всех.

Из труда С.М. Соловьёва «История России с древнейших времён»

«Племена славянские раскинулись на огромных пространствах по берегам больших рек; при движении с юга на север они должны были встретиться с племенами финскими, но о враждебных столкновениях между ними не сохранилось преданий; легко можно предположить, что племена не очень ссорились за землю, которой было так много, по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг другу».

Думается, именно это обстоятельство определило такие черты русского народа, как национальная терпимость, отсутствие национализма, «всемирная отзывчивость» (Ф. М. Достоевский).

Крайне осложнил историческое бытие жителей России такой фактор, как естественная открытость её границ для иноземных нашествий с Запада и Востока. Данное обстоятельство, естественно, использовали соседние народы и государства: Польша, Швеция, Германия и даже Франция (при Наполеоне I), с одной стороны, и кочевники Великой степи — с другой. Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, а также людских ресурсов (и это при малочисленном и редком населении!). Вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти.

Из работы С.М. Соловьёва «Публичные чтения о Петре Великом»

«Бедный разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтобы избавиться от врагов, грозивших со всех сторон, чтобы сохранить главное благо, народную независимость; бедная средствами сельская, земледельческая страна должна была содержать большое войско...

Единственным средством удовлетворения этой главной потребности страны найдено прикрепление крестьян, чтобы они не уходили с земель бедных помещиков, не переманивались богатыми; чтоб служилый человек имел всегда работника на своей земле, всегда имел средство быть готовым к выступлению в поход... Прикрепление крестьян — это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении».

Ещё одним геополитическим фактором была продолжавшаяся веками  оторванность от морей и морской торговли. Из-за этого приходилось продукты своего экспорта продавать задёшево посредникам, а продукты импорта покупать задорого у тех же посредников; и всё это вынуждены были делать жители и государство бедной земледельческой страны. Чтобы пробиться к морям, России пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны. Вследствие этого роль государства и армии в обществе возрастала ещё больше.

Но помимо неблагоприятных, были и благоприятные для исторического развития России геополитические факторы. Первый из них — специфика речной сети Восточно-Европейской равнины.

Из труда С.М. Соловьёва «История России с древнейших времён»

«Реки много содействовали единству народному и государственному, и при всём том особые речные системы определяли вначале особые системы областей, княжеств».

Из книги Р. Пайпса «Россия при старом режиме»

«Если бы не водные пути, до появления железной дороги в России можно было бы влачить лишь самое жалкое существование. Расстояния так велики, а стоимость починки дорог при резком перепаде температур столь высока, что путешествовать по суше имело смысл лишь зимой, когда снег даст достаточно гладкую поверхность для саней. Этим объясняется, почему россияне так зависели от водного транспорта. До второй половины XIX в. подавляющая часть товаров перевозилась на судах и на баржах».

Изначально именно речная сеть сплачивала страну и политически, и экономически.

Другим благоприятным для истории России геополитическим фактором является то, что через её территорию проходила значительная часть Великого шёлкового пути из Китая в Европу. Данное обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности вдоль этой великой магистрали древности, т. е. в существовании евразийской империи: вначале такой империей стало государство Чингисхана, затем — Россия.

Влияние на русскую историю религиозного фактора

Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия — восточное христианство, православие — воспитала душу народа.

Как в своё время отмечал выдающийся русский мыслитель, один из основоположников славянофильства И.В. Киреевский, каждый христианский «народ, вследствие местных, племенных или исторических случайностей развивший в себе преимущественно одну какую-нибудь сторону умственной деятельности, естественно должен был и в духовной жизни своей и в писаниях своих богословов удерживать тот же свой особенный характер...». Соответственно в западном (католицизме) и восточном (православии) христианстве не могли не отразиться особенности римской и греческой цивилизаций.

По мнению Н.Я. Данилевского, эллинский культурно-исторический тип «был типом культурным, и притом преимущественно художественно-культурным», римский же — политическим, развившим и осуществившим с успехом «одну лишь политическую сторону человеческой деятельности». А потому «сообразно основной черте психического строя греков, их религия получила исключительно эстетический характер, — религия римлян, также соответственно основным свойствам их мировоззрения и культуры, получила характер политический». Другая характерная черта римской цивилизации, тесно связанная с первой, — ее рационализм (не случайно всесторонне разработанная система права — так называемое римское право — появилась именно в Риме, а не в Греции).

Из работы И. В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»

«Отличительный склад римского ума заключался в том именно, что в нём наружная рассудочность брала перевес над внутреннею сущностью вещей.

Для греков же была характерна склонность к отвлечённому мышлению о высоких материях и способность к тонкому логическому анализу».

Как же особенности римской и эллинской цивилизаций, проявились в христианстве? В период утверждения христианства в качестве мировой религии, в IV—VI вв. н.э., напряжённые богословские споры с еретическими течениями вела в основном греческая церковь. Основная черта католической церкви — это «власть, господство, дисциплина». Во главе католической церкви стоит папа римский, считающийся наместником Христа — первым епископом. Папы имели не только власть духовную, но и светскую, что не раз приводило к борьбе пап с королями и императорами. Кульминацией подобной роли римского епископа явилось утверждение догмата о непогрешимости папы в делах веры.

В отличие от католической православная церковь не приписывает непогрешимости какому-либо одному человеку. Непогрешимой признаётся православная церковь в целом, выражающая своё учение посредством Вселенских соборов. По сравнению с католической православная церковь отличается большей свободой внутренней жизни. Так, решающий голос на Вселенских соборах принадлежал епископам, но совещательный имели и клирики, и простые миряне, особенно философы и богословы, принимавшие участие в соборных прениях и помогавшие епископам своими указаниями и возражениями. В отличие от католичества православие разрешает мирянам читать Библию. Если для католичества характерно внешнее единство, то для православия скорее единство внутреннее: соборность, понимаемая как причастность православных к общему Абсолюту. Православие не стремится к прямой светской власти, концентрируя своё внимание на душах людей.

Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие тем не менее оказало определяющее влияние на русскую политическую традицию.

Из статьи И.Н. Ионова «Россия и современная цивилизация»

«Одним из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие таксиса, сущность которого заключалась... в сближении, соединении земного и небесного порядков. Соединяющей силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало напряжение... Тем самым в православии власть «настоящего», православного царя становилась гарантом возможности будущего «спасения» после смерти... Если в европейском городе в протестантской среде верования толкали человека к активной экономической деятельности (её успех помогал ему убедиться в своей «избранности», в грядущем индивидуальном «спасении»), то в русском городе перед человеком открывался не экономический, а политический путь «спасения», причём с сильной коллективной составляющей. Отсюда, с одной стороны, экономическая активность европейцев и создание ими гражданского общества как механизма утверждения своих интересов, как инструмента борьбы за экономический успех, а с другой — поиски «настоящего» царя в России... Постепенная секуляризация... воззрений привела к тому, что на Западе, особенно в США, высшим критерием оценки деятельности человека, если угодно, воплощением смысла жизни, стали оценки рынка, богатство, в то время как у нас сближение сущего и должного было реализовано в форме коллективного движения к лучшему будущему, в идеях социальной справедливости... Силой, соединяющей сущее и должное... в СССР по-прежнему оставалась харизматическая власть, государство».

Влияние на российскую историю фактора социальной организации

Под воздействием вышеуказанных факторов: природно-климатического, геополитического, религиозного — в России сложилась специфическая социальная организация.

«...У нас государство имело огромное влияние на общественную организацию, тогда как на Западе общественная организация обусловила государственный строй».

Основные элементы российской социальной организации следующие: 1) первичная хозяйственно-социальная ячейка — корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив, концерн и т.д.), а не частнособственническое образование, как на Западе; 2) государство не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, порой даже демиург (творец) гражданского общества; 3) государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна; 4) государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны; 5) государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство, номенклатура и т.д.).

Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность общества, внутреннее единство его исторического бытия.

Все эти факторы наложили неповторимый отпечаток на исторический путь нашей страны.

Задача материалов и статей пяти исторических разделов – от Древней Руси до современной России – показать и проиллюстрировать историчесое разворачивание российской цивилизации как внутренне единый процесс, как сложное, противоречивое, но несомненно поступательное развитие, которое «собирает» казалось бы, столь несовместимо разные фрагменты эволюции российского общества, российской государственности и культуры в единую Историю России.

xn----ptblgjed.xn--p1ai

История России. Кратко. Миссия России. Национальная доктрина

История России. Кратко

Формирование Российской империи длилось примерно 1000 лет. В этот период складывается единая русская национальность, а Россия становится самым большим государством в мире. В истории России нет столь разнонаправленных периодов исторического развития, как это было на Западе. Был единый цельный процесс строительства могучего государства.

• 988 г. – крещение Руси князем Владимиром. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства, т. к. идеологически закрепляло единство страны. Россия приняла христианство православного толка, в этом было отличие от католического Запада.

• 1097 г. разделение единого государства на федерацию княжеств. В отличие от Запада, где после раздела империя Карла Великого образовались самостоятельные государства, Древнерусское государство не распалось окончательно, а превратилась в своеобразную федерацию княжеств с великим князем киевским во главе, хотя власть его все время слабела и была скорее номинальной[250].

• 1240 г. – начало татаро-монгольского ига. Одновременно нашествие немцев, шведов с Запада. Борьба А. Невского против западного нашествия. О своеобразии татаро-монгольского ига в сравнении с гуннским, арабским, османским игом, существовавшим в Западной Европе, мы уже писали.

• 1480 г. – свержение татаро-монгольского ига. Падение ига связано с именем Ивана III. Иван III, приняв титул «царь всея Руси», начал процесс консолидации русских земли вокруг победительницы татаро-монгол – Москвы.

• XIV–XVI век. (Иван III – Иван Грозный). Конец раздробленности, воссоединение русского государства. Начало возврата русских. Начало освоения Сибири.

• 1612 г. – Смутное время. Лжедмитрии на троне. Захват в 1605 г. Москвы поляками. Формирование народной дружины в Новгороде. Освобождение Москвы в 1612 году. Прерывание династии Рюриковичей и воцарение второй русской династии Романовых.

• XVII–XX век. (Петр I – Николай II). Империя. Принятие подданства других народов. Ментальный раскол русской нации.

История России кардинальным образом отличается от истории Запада и не просто отличается, а по всем основным параметрам прямо противоположна. У нас разные предки, истоками наших цивилизаций послужили разные государства, у нас противоположные ментальные установки, абсолютно противоположное, по сути, отношение к другим народом, разные формы хозяйствования… Все разное. В Европе нас абсолютно всегда считали, считают и всегда будут считать чужими. Причем, отчуждение не зависит от того, хорошо мы к Западу относимся или плохо, ведь дело не в отношениях, а в том, что мы абсолютно разные цивилизации по всем основополагающим аспектам. С. Хантингтон в своем нашумевшем труде «Столкновение цивилизаций», обращаясь к теме взаимодействия России и Запада, признает:

«Россия вовсе не подверглась или слабо подверглась влиянию основных исторических феноменов, присущих западной цивилизации, среди которых: римское католичество, феодализм, Ренессанс, Реформация, экспансия и колонизация заморских владений, Просвещение и возникновение национального государства. Семь из восьми перечисленных ранее отличительных характеристик западной цивилизации – католическая религия, латинские корни языков, отделение церкви от государства, принцип приоритета права, социальный плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм – практически полностью отсутствуют в историческом опыте России. Пожалуй, единственным исключением стало античное наследие, которое, однако, пришло в Россию из Византии и поэтому значительно отличалось от того, что пришло на Запад непосредственно из Рима. Российская цивилизация – это продукт самобытных корней Киевской Руси и Москвы, существенного византийского влияния и длительного монгольского правления. Эти факторы и определили общество и культуру, которые мало действительно схожи с теми, что развились в Западной Европе под влиянием совершенно иных сил»[251].

К нам всегда относились как к объекту эксплуатации или уничтожения. Как известно, Россия для Гитлера была не первая покоренная держава. Но только русских он хотел обратить в рабов, только Москву затопить, а плодородные земли заселить немцами. И это абсолютно нормально воспринималось немецким обществом. Если бы Гитлер сказал, что он хочет затопить захваченный Париж, его посчитали бы сумасшедшим.

* * *

В 20 столетии созревают объективные условия для русского прорыва и создания социальной системы, позволяющей реализовать русский потенциал в полной мере.

«В письме к Мишле в защиту русского народа Герцен писал: “Россия никогда не сделает революцию с целью отделаться от царя Николая и заменить его царями-представителями, царями-судьями, царями-полицейскими”. Этим он хотел сказать, что в России не будет революции буржуазной, либеральной, а будет революция социальная. В этом было замечательное предвидение»[252].

Советскому периоду истории нашего отечества мы уделим особое внимание, т. к., во-первых, именно данный период оказывает наибольшее влияние на нашу сегодняшнюю жизнь, во-вторых, советский период является периодом, вызывающим наиболее острые дискуссии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Российская история как часть мировой истории

Российская история как часть мировой истории

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

. РОССИЯ НА СТЫКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

. ИМПЕРСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И САМОДЕРЖАВИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

История развития России в мировой цивилизации значительно. Расположение страны частично и в Европе и в Азии обусловило как подверженность нападкам соседних западных и восточных стран, так и наследование традиций и обычаев в мирной жизни таких разных стран-соседей. Безусловно исторический процесс не субъективен, он в взаимообусловлен рядом процессов. Во время формирования российской государственности влияние имели и восточный и западный типы цивилизаций, что по-разному повлияло на развитие страны. Но при этом и Россия имела достаточный вес и влияние на уклад и развитие ряда стран.

В контексте общей истории - всеобщей (или всемирной), история России значительна и уникальна, но не единична. Вообще на греческом «история» звучит как historia и дословно означает рассказ о прошедшем. Сегодня она понимается как процесс развития общества, природы, движение во времени, и как наука, которая изучает прошлое человечества, процессы, факты, событии, опираясь на исторические источники.

История, как отрасль научного знания рассматривает исторический процесс в-целом: жизнь человечества, его развитие и результаты на данный момент. Общность людей при этом выражается в разнообразных союзах: родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются. Возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что называют историческим процессом. За время развития человечества сменялись поколения, появлялись и исчезали народы, но всё это становилось частью единого эволюционного процесса, сказывалось на общей исторической памяти человечества и формировало общую картину сознания и мышления современного человека и общества в-целом. В свою очередь и наши современные деяния и поступки заложат основу мысли и действия человека будущего, лягут в основу его восприятия жизни. Этот сложный процесс создания, укрепления, передачи и использования опыта и является содержанием всемирной истории, хронологически и последовательно связывая структуру причин и следствий жизни народов.

Всемирная история включает ряд научных векторов: историю стран и народов; историю таких сфер общественной жизни, как экономическая, военная, внешняя политика. Сюда же входит история философии, математики, и др. Всемирная история объединяет и историю отдельных периодов развития человечества.

История России так же является частью всемирной истории. Человеческие сообщества, их развитие, становление представляют огромный научный интерес вообще - и те, что находились, развивались и влияли друг на друга на территории современной России так же важны, как история древних эллинов, римлян, восточного и западного мира.

1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

История человечества объединяет историю каждой отдельной страны и цивилизации. У всех из них был свой уникальный путь развития, в том числе и у России. Для грамотного и полноценного изучения и оценки развития страны обычно рассматривают следующие базовые факторы:

) Гео-территориальные пространственные условия становления и развития народа;

) Временной исторический отрезок развития, отдельно и в сравнении со временной предопределённостью развития других народов;

) Этнико-культурные и ментальные особенности народа и его отельных, выдающихся представителей.

Каждый из этих факторов своеобразен и создает собственно историю страны. При этом история человечества имеет и общие черты, которые связывают общее развитие человечества. Немецкий философ Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному. Всемирная история несколько этапов - первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный строй, они на той или иной ступени развития становятся ведущей характеристикой прогресса.

Природные факторы очень влияют на прогресс, они могут ускорять или замедлять темп развития, влиять на многие аспекты жизнь. Древние государства возникли в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться высокого уровня производства. Государства с выходом к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия, использовали свое географическое положение для развития выгодной международной торговли и колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться морским путем.

Гео-пространственный фактор имел для России особое значение. Тут преобладала равнинная местность, имела место лишь малая доля морского берега и был холодный климат на большей части территории, низкий потенциал почвы для земледелия и медленное экономическое развитие. В результате русское государство образовалось на несколько столетий позже западноевропейских. Для формирования русской государственности особое значение имела разветвленная сеть рек, они получили образные названия: Волга - матушка, Днепр-батюшка. Как отмечал В.О. Ключевский, "речная сеть, по видимому, оказала более раннее и сильное действие на разделение народного труда по местным естественным условиям. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшимся; по ним возникали торговые средоточия, древнейшие русские города. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии однообразной частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовало государственному объединению страны".

Другим важным понятием является время. Изучая историческое прошлое человечества, мы выстраиваем хронологию этапов развития общности людей. На основах кровной связи строилась первобытная семья: семьи образовали род, который потом разрастался в племя, а из племени или союза племен составлялась народность или народ. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в политических связях, верховной власти и законе.

В государстве народ становится историческим феноменом с выраженным национальным характером и сознанием своего значения в составе мирового сообщества. Тем самым государство и народы становятся участниками непрерывного, последовательного исторического процесса. Все, что совершается, происходит во времени, которое необратимо. В основе изменений в обществе, как показывает история, лежит процесс освобождения личности, переход от рабского крепостнического труда к свободному.

Вместе с пространством и временем историческая наука использует и такой важный фактор как народ, этнос. Если задуматься, история и есть исследование народа в пространстве и времени. Некоторые историки, как например, Лев Николаевич Гумилев, рассматривают народ (этнос) в качестве само развивающегося организма, со своими специфическими чертами национального характера. Источником развития по Гумилеву, основателю "этнической истории", являются подвижники, первопроходцы, наиболее активная часть общества - "пассионарии", которые генерируют движение народных масс, возглавляют его.

В своей изолированности эта теория была бы односторонней, но в совокупности с другими факторами существенно дополняет и обогащает историческую науку. Изучение этнической истории, характера, души народа позволяет оживить историю страны, "очеловечить" ее. В особой мере это относится к русской истории, славной и трагической, истории многотрудной борьбы за независимость, за самоопределение. Будучи многонациональной страной, Россия впитала в себя историю многих населяющих ее народов, культур, обогатила душу, склад характера ее населения.

Таким образом, изучая в совокупности и во взаимодействии народ, пространство, на котором он живет, и время, в котором совершаются исторические события, мы можем постичь историю страны, историю Отечества.

2. РОССИЯ НА СТЫКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

На современном этапе общеисторического развития истории выделяют два основных типа мировых цивилизаций: западноевропейская, технологическая и восточная, традиционная.

Западноевропейская сложилась на базе государств Западной Европы и основывалась на древнеримской и древнегреческой культуре. Ей свойственна частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных отношений, высокий уровень развития промышленности, ранее чем в других районах мира складывание капиталистических отношений. В основе преобразовательной деятельности в странах Западной Европы и принявших этот тип цивилизации лежит, прежде всего, рационализм человека, а в основе вероучения - бог-человек, Христос, спаситель и преобразователь. В сфере отношений общества с окружающей действительностью лежит принцип активной преобразовательной деятельности человека.

Восточная сложилась на базе культур Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского Востока. Характерными особенностями восточной цивилизации являются общественный характер землепользования, преклонение человека перед природой, носящее больше созерцательный, чем преобразовательный характер, почитание традиций прошлого. Развитие капитализма в этих странах было поздним и часто незавершенным. В основе большинства восточных религий лежит обожествление природы, второстепенная роль человека по отношению к природе, деятельность, направленная более на нравственное самоочищение человека, нежели на преобразования окружающей действительности.

Попытка понять закономерности исторического процесса, выделить его основные направления, определить роль различных цивилизаций, а также процесс становления человечества как единой цивилизации ставит нас перед вопросом об итогах отечественной истории, месте России в мировой цивилизации.

За свою историю государство Российское прошло сложный путь развития, на это влияли как внутренние, так и внешние факторы. По поводу принадлежности России к тому или иному виду цивилизации можно выделить четыре точки зрения.

. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Б.И. Чичерин и др., получившие название «западников». Они считали, что Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении.

. Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки. Так, американский историк Д. Тредголд, определяя принадлежность России к восточной цивилизации, отмечает следующие общие черты: для восточного общества характерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре; социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон. Именно такая модель общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства в XV-XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. Ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская революция вновь отдалила Россию от Запада.

. Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные "славянофилами", такие как Н. Киреевский, С. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин, в 40-х гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, "славянский характер" русского народа. Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате великого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается «из самого себя». Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О. Ключевского, определялась сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава.

. Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. XX в., опирались на географическое положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе. Выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели общественного устройства для современной России имеет особое значение. Он будет определять путь выхода из кризиса, в котором находится наша страна. В позиции нынешнего политического руководства преобладает позиция всестороннего, в том числе формационного сближения с Западом, нередко доходящая до копирования некоторых форм государственного устройства и моделей экономического развития.

Традиционный отсчет русской государственности ведется с 862 г., когда новгородские славяне призвали на княжение скандинавских варягов. С образования в IX веке Киевской Руси, объединившей под свое начало восточнославянские племена, идет летоисчисление России. На освоенном к тому времени торговом пути "из варяг в греки", пролегавшем через земли восточных славян, быстро выросли многочисленные города, что привело в конце X века к появлению обширного древнерусского государства, достаточно могущественного, чтобы войти в систему европейско-византийского мира. После крещения Руси, проведенного в 988 году киевским князем Владимиром, Русь влилась в христианскую цивилизацию.

В Киевской Руси, как и в других государствах Европы средневековья, складывается феодальный строй по общему направлению от государственных форм к сеньориальным (вотчинным), но этот процесс шел гораздо медленнее.

В западной Европе франко-германские племена, состоявшие из воинов-общинников, захватывали земли, населенные гражданами Римской империи. На этих землях уже существовали развитые традиции частной собственности на землю, закрепленные в системе римского частного и публичного права. Совершенно иную картину мы видим на Руси. Основной социально-экономической формой восточнославянских племен являлась так называемая семейная община, объединение многих родственников как совместных владельцев земли. Общинное землевладение сохранялось на протяжении всей российской истории, да и сейчас еще можно встретить села, где большинство жителей носят одну фамилию. Попыткой ликвидировать общинное землевладение явилась реформа П.А. Столыпина в 1906 г., которая лишь поколебала эти вековые устои.

В Западной Европе феодальный строй был основан на частной собственности и "вертикальном" принципе перехода власти (от отца к старшему сыну, так называемый майорат), на Руси сохранилась общинная собственность на землю, а в феодальном наследовании и передаче власти - "горизонтальный" принцип (от старшего брата к следующему по старшинству). Это немало способствовало дроблению русского государства и княжеской междоусобице, развернувшейся в XII-XIII вв. Существенное своеобразие русской цивилизации состояло в ее подвижности, экстенсивном характере, стремлении к расширению занимаемого пространства, в противовес западноевропейской, строившейся за счет всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченной территории.

Существенную роль в обособлении русского государства сыграло монголо-татарское иго. Последствием нашествия стало экономическое разорение Руси, разграбление и уничтожение многих городов и их жителей. Южные и западные русские земли были включены в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. Русская государственность под властью Орды сохранилась лишь в Северо-восточной части и Новгородской земле. В результате прекратила существование единая древнерусская народность: на территориях Северо-восточной и Северо-западной Руси начинает складываться великорусская народность, а на землях, вошедших в состав Польши и Литвы, украинская и белорусская народности.

К концу XV века Северо-восточные и Северо-западные русские земли объединяются в централизованное государство с центром в Москве. Этот период хронологически совпадает с образованием централизованных монархий в ряде стран Западной Европы. Но в социально-экономическом отношении Русь находилась на более раннем этапе развития. В Западной Европе XIV-XV вв. - время роста городов, ослабление личной зависимости крестьян. На Руси идет в это время усиление закрепощения крестьян, города не играли заметной роли. Период с середины XIII до конца XVI вв. можно характеризовать как складывание русского феодализма. Помимо самодержавия и крепостного права его сущностной чертой была гипертрофированная роль государства, в жёсткой зависимости от которого находились не только непосредственные производители, но и представители господствующего класса. XVI-XVII вв. в Европе - это время Ренессанса и Реформации, становление буржуазных отношений и буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Пало повсеместное политическое и идеологическое господство католической церкви.

В Москве же мы наблюдаем ревниво-пристрастное отношение к старине в виде благочинной модели «Домостроя». Жёсткое централизованное самодержавие и сохранение общинного землевладения сближало русскую цивилизацию с восточной.

Отставание России от передовых европейских стран становилось все более заметным. Попыткой преодолеть отставание, сблизиться с Западной Европой явились реформы Петра Великого. В результате реформ Россия создала мощную армию и промышленность под государственным контролем, реорганизовала госаппарат и вошла в число великих держав. В течение XVIII в. Россия значительно расширила свою территорию, были присоединены Восточная Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Северное Причерноморье.

человечество государство реформа

3. ИМПЕРСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И САМОДЕРЖАВИЕ

Утвердив Россию среди европейских держав, провозгласив создание Российской империи, Петр I объявил служение Отечеству высшим смыслом жизни каждого подданного. Он требовал преданности и повиновения, обещая взамен чувство сопричастности к делам великой империи. Так зарождалось имперское сознание, которое к началу XIX века обрело зримые черты российского национального сознания.

Эпоха Наполеоновских войн подарила Европе взлет национальных и национально-освободительных движений, выявила ясную тенденцию к созданию национальных государств. В ряде регионов речь шла о подлинном национальном возрождении. Усилиями философов, политических писателей и поэтов формируются национальные идеологии, способные объединить различные этнические и социальные группы. Россия не осталась в стороне от общеевропейского подъема. Традиция российской государственности - невмешательство во внутреннее устройство малых народов. Это, конечно, не исключало цивилизующего воздействия России, которое обычно шло исподволь, без принуждения.

Особенность российской имперской модели государства состояла в том, что она существенно отличалась от современных ей колониальных империй, созданных Англией, Францией, Испанией, Португалией, Голландией и другими европейскими странами. Народы, добровольно или по принуждению вошедшие в ее состав, не испытывали национального унижения, так как русские в сущности, не являлись господствующим народом.

Колонизовав бескрайние пространства, распространив ценности европейской христианской цивилизации и культуры до Памира и берегов Тихого океана, русский народ оказался на высоте своей исторической миссии, став подлинной имперской нацией. Однако, будучи носителями государственного порядка, русские одновременно были его жертвами. Строгое сословное деление, политика социальной ассимиляции, крепостной строй придавили основную массу русских, которые с начала российской государственности принадлежали к низшим, податным слоям населения. Русские не сложились в господствующую нацию. Умея повиноваться, они не научились повелевать.

Народы, населяющие Российскую империю, в том числе и русский, расселялись по территории страны смешанно, "чересполосно", что содействовало монолитности государства.

Главным результатом эпохи Ренессанса в Европе явилось рождение национальных государств, возникших в результате распада обще католического единства. Россия же, наоборот, становилась многонациональной империей, использующей православную религию в качестве государственной.

Явления разложения крепостнической системы начали проявляться во второй половине XVIII столетия, а к середине XIX века вступили в период глубочайшего кризиса. Для Европы этот период знаменовался торжеством капиталистического общества над феодальным, был эпохой промышленного переворота, перехода от мануфактуры к фабрике, к машинному производству. На этом фоне отставание крепостнической России, только в 50-х гг. XIX столетия начавшей промышленный переворот, прогрессировало.

Важную прогрессивную роль сыграли реформы 60-70-х гг. XIX века. Результатом их явился масштабный переход к индустриальному обществу. В 90-е годы завершился промышленный переворот, сформировался социальный слой наемных рабочих. Однако сохранение помещичьего землевладения, остатков феодализма и его главного атрибута - царского самодержавия приводили к диспропорции политического и экономического развития, которые до крайности обострились в начале XX века. Одновременно нарастала база для социальных конфликтов в рамках капитализма, усиливалось национально-освободительное движение в империи.

Первая четверть XX века знаменовалась тремя революциями в России, приведшими к ликвидации самодержавия, феодализма, а также и капиталистических отношений. Такие крайние проявления революционной воли были связаны с мировой войной, впервые в истории охватившей большинство стран и характеризующейся глобальной милитаризацией, всеобщим вооружением народа, проявлением военных методов управления обществом и разрешения социальных противоречий.

После 70 лет социалистического развития Советский Союз вступил в полосу кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями политической системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, следует ответить на вопросы близости России к различным цивилизациям. Есть немало факторов, свидетельствующих о тенденции сближения российского уклада жизни с западноевропейской цивилизацией, вплоть до единого летоисчисления и системы мер и весов. Учитывая, что развитие науки и техники, технологическая революция, утверждение прав и свобод личности в странах Западной Европы и США идет в русле развития общемирового цивилизационного процесса, приобщение России к западной цивилизации имеет прогрессивное значение:

.Географически Россия является европейской страной в силу того, что восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России.

.Этнически славяне принадлежат к единой этнической ветви, как и германо-франкские народы, развившиеся из арийских племён, населявших Индию, и входят в индоевропейскую группу языков.

.Экономически современный период развития Западной Европы и России характеризуется высоким уровнем экономики, науки и техники.

.Социально к настоящему времени Россия близка к Западной Европе по удельному весу городского населения, по уровню образованности и интеллектуального потенциала, по уровню информированности

.Религиозно по отношению к религии Россия как и Западная Европа входит в число стран, исповедующих христианство.

.Культурно-исторически русская культура свидетельствует о том, что у её истоков стояла европейская, в византийско-греческом варианте культура.

.Внешнеполитически можно привести многочисленные примеры тесных связей России со странами Западной Европы, включая совместные военные союзы, союзные боевые действия.

.Эмиграционно-переселенчески история движения народов свидетельствует примерами взаимопроникновения, совместного проживания людей.

Однако следует учитывать и разделяющие факторы, которые имеют исторические корни, и которые тоже следует иметь в виду, выбирая путь развития:

.Климатически хотя западная часть России принадлежит к Европе, но климат имеет существенное отличие.

.Пространственно-географически в отличие от Западной Европы и США Россия более сухопутная, чем морская держава.

.Земельно сложные климатические условия, низкий биоклиматический потенциал почвы в отличие от Западной Европы способствовали закреплению общинного землепользования, преобладающей роли коллективного труда у русского народа.

.Экономическии различие в области экономического развития состоит в том, что если в Западной Европе капитализм развивался естественно, постепенным путем: от накопления капитала и превращения торгового капитала в промышленный, от первоначального развития отраслей легкой промышленности к тяжелой, то в России в силу ряда причин развитие промышленности шло под действием государственной власти и прежде всего тяжелой промышленности, транспорта, то есть путем государственно-капиталистическим.

.Военно-политически русское государство рождалось в борьбе с враждебными племенами и народами, окружавшими Русь. Россия в своей истории воевала практически со всеми европейскими и азиатскими государствами, на её земле были завоеватели и из-за океана. Войны мало способствуют сближению, они больше наслаивают взаимные претензии, неприязнь, подозрительность и ненависть.

.Религиозно несмотря на то, что Россия входит в орбиту христианской цивилизации, есть существенные различия в вероисповедании.

.Национально государства Западной Европы преимущественно моно национальные. Россия же - страна, где проживает почти 150 народов.

Многие из характерных особенностей развития России присущи как западной, так и восточной цивилизации. Каким путем идти, какую цивилизацию выбрать? Ответ таков: опираясь на общемировые тенденции общественного прогресса, Россия воспримет те черты цивилизаций, которые будут способствовать поступательному движению вперед и отторгнет те, которые будут этому препятствовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Белинский В.Г.Полн.собр.соч.Т.10 М.1956. С.18.

2.Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти т.Т.1.Курс русской истории.Ч.1.-М.:Мысль, 1987.-С.480,481.

.Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.

.Греков И.Б., Шахмагонев Ф.Ф. Мир истории: русские земли в период XIII - XV вв. М., 1986.

.Кузьмин А. Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. М., 1988.

.Петрушевский А. Ф. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. Ярославль, 1994.

.Иностранцы о древней Москве (Москва XV - XVII вв.). М., 1991.

.Россия на путях централизации// под ред В. Т. Пашуто. М., 1982.

diplomba.ru