Текст книги "История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс". История россии лента времени 6 класс
Счет лет. Лента времени. - история, уроки
План-конспект урока истории в 5 классе
Тема: «Счет лет в истории».
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.
2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.
3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.
Тип урока: изучение нового материала
Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, век, календарь.
Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.
План урока:
1.Историческая хронология.
2.Календарь.
3.Наша эра и лента времени.
Ход урока
1.Организационный момент.
Беседа с классом
Угадайте, о чем идет речь:
Без крыльев, без рук оно.
Быстро летит, не догонишь его. (время)
Чтобы хорошо знать события прошлого, нам необходимо правильно ориентироваться во времени. Для этого существует историческое время. Оно разное: одно событие может длиться месяц, другое – год, а некоторые явления в жизни людей могут длиться тысячелетиями. Какое же оно – историческое время? Как правильно определить, в каком году произошло то или иное событие?
2.Изучение нового материала.
1). Историческая хронология.
В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории»
Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.
Последовательность исторических событий во времени называется хронологией. (хронос и логос)
В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.
Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.
Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).
Год – 365 дней.
Век – 100 лет
Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).
Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.
Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.
Задание.
- 1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. - это 13 век.
- Если сейчас 2015 год, то какой сейчас век? (21 век).
- 862год. Это какой век? (9век).
Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.
I=1
X =10, его половина V=5
Например - 9 век, как IX (10-1)
2). Календарь.
Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.
Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.
У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.
В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.
3). Наша эра и лента времени. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».
Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.
Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).
Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.
По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.
Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.
До нашей эры Наша эра
0
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
….
-
Обобщение и закрепление нового материала.
Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач.
Решите задачи:
1.Согласно легенде, город Рим основан ( 753 г. до н.э) сыном бога войны Марса Ромулом. Подумайте, мог ли Ромул что-нибудь слышать об олимпийских играх ( 776 г. до н.э) и мог ли он в них участвовать? ответ обоснуйте ( арифметически)
2.Отметьте на линейки времени: XVI век, IIX до н.э., 1701 г, 56 г. до н.э
3.Наполоеновская армия вторглась в нашу страну чз 1779 лет после распятия Иисуса Христа в возрасте 33 лет? Отметьте на линейки времени эти даты. И подсчитайте год, когда Наполеон вторгся в Россию?
4. Определи век:
1256 год - …
400 год - …
67 год - …
35 год до н.э. - …
1900 год - …
201 год - …
2010 год - …
1645 год - …
100 год - …
102 год до н.э. - …
723 год - …
25 год до н.э. - …
Д/З: параграф 2
В тетради письменно сделать следующие задания:
1. Составить 3 задачи на счет лет в истории.
2. Записать римскими цифрами:
6 - …9 - …11 - …13 - …8 - …16 - …17 - …4 - …19 - …22 - …3 - …
3. Записать арабскими цифрами:
V - …VIII - …XIX - …IV - …III - …XVI - …XIV - …IX - …VII - …XII - …XX - …XXII -
4.Определить век:
1232 год - …577 год - …48 год - …28 год до н.э. - …1703 год - …308 год - …2001 год - …
Просмотр содержимого документа «Счет лет. Лента времени. »
План-конспект урока истории в 5 классе
Тема: «Счет лет в истории».
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.
2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.
3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.
Тип урока: изучение нового материала
Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, век, календарь.
Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.
План урока:
1.Историческая хронология.
2.Календарь.
3.Наша эра и лента времени.
Ход урока
1.Организационный момент.
Беседа с классом
Угадайте, о чем идет речь:
Без крыльев, без рук оно.
Быстро летит, не догонишь его. (время)
Чтобы хорошо знать события прошлого, нам необходимо правильно ориентироваться во времени. Для этого существует историческое время. Оно разное: одно событие может длиться месяц, другое – год, а некоторые явления в жизни людей могут длиться тысячелетиями. Какое же оно – историческое время? Как правильно определить, в каком году произошло то или иное событие?
2.Изучение нового материала.
1). Историческая хронология.
В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории»
Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.
Последовательность исторических событий во времени называется хронологией. (хронос и логос)
В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.
Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.
Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).
Год – 365 дней.
Век – 100 лет
Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).
Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.
Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.
Задание.
1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. - это 13 век.
Если сейчас 2015 год, то какой сейчас век? (21 век).
862год. Это какой век? (9век).
Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.
I=1
X =10, его половина V=5
Например - 9 век, как IX (10-1)
2). Календарь.
Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.
Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.
У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.
В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.
3). Наша эра и лента времени. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».
Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.
Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).
Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.
По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.
Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.
До нашей эры Наша эра
0
….
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | …. |
Обобщение и закрепление нового материала.
Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач..
Решите задачи:
1.Согласно легенде, город Рим основан ( 753 г. до н.э) сыном бога войны Марса Ромулом. Подумайте, мог ли Ромул что-нибудь слышать об олимпийских играх ( 776 г. до н.э) и мог ли он в них участвовать? ответ обоснуйте ( арифметически)
2.Отметьте на линейки времени: XVI век, IIX до н.э., 1701 г, 56 г. до н.э
3.Наполоеновская армия вторглась в нашу страну чз 1779 лет после распятия Иисуса Христа в возрасте 33 лет? Отметьте на линейки времени эти даты. И подсчитайте год, когда Наполеон вторгся в Россию?
4. Определи век:
1256 год - …
400 год - …
67 год - …
35 год до н.э. - …
1900 год - …
201 год - …
2010 год - …
1645 год - …
100 год - …
102 год до н.э. - …
723 год - …
25 год до н.э. - …
Д/З: параграф 2
В тетради письменно сделать следующие задания:
1. Составить 3 задачи на счет лет в истории.
2. Записать римскими цифрами:
6 - …9 - …11 - …13 - …8 - …16 - …17 - …4 - …19 - …22 - …3 - …
3. Записать арабскими цифрами:
V - …VIII - …XIX - …IV - …III - …XVI - …XIV - …IX - …VII - …XII - …XX - …XXII -
4.Определить век:
1232 год - …577 год - …48 год - …28 год до н.э. - …1703 год - …308 год - …2001 год - …
kopilkaurokov.ru
История России. Поурочные рекомендации. 6 класс (О.Н. Журавлев)
%PDF-1.6 % 793 0 obj > endobj 778 0 obj > endobj 779 0 obj >stream 2014-12-10T16:30:43+03:002015-11-25T17:50:32+03:00Adobe Illustrator CS5.12015-11-25T17:50:32+03:00
www.prosv.ru
История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс — История России
Издательство «ДРОФА»
ИСТОРИЯ РОССИИ.
6—9 КЛАССЫ
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа написана к линии учебников по истории России для основной школы:
6 класс — Киселев А. Ф., Попов В. П. История России. С древнейших времен до XVI века;7 класс — Киселев А. Ф., Попов В. П. История России. XVII—XVIII века;8 класс — Киселев А. Ф., Попов В. П. История России.XIX века;9 класс — Киселев А. Ф., Попов В. П. История России.XX — начало XXI века.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны личностные, метапредметные и предметные требования к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов и указанием числа часов, отводимых на их изучение; место предмета в учебном плане; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социальноэкономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Динамизм социальных процессов в стране и мире в XXI в., широкие информационные контакты, глобализация в различных сферах жизни, взаимодействие представителей различных этнических и социальных групп и многое другое порождают новые требования к изучению истории.
Уровень подготовки учащихся 6—9 классов в значительной мере определяется тем, насколько изучение истории помогает им ответить на вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Цели изучения истории в основной школе
- Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов;- осмысление исторического опыта своей страны и человечества в целом;- активное и творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе
- Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Пчелов Е.В.История России с древнейших времен до XVI века6 класс
Содержание учебника соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и Примерной программе по истории.
Учебник содержит 33 параграфа и рассчитан на 40 часов учебного времени, что соответствует количеству учебных часов, отводящихся на изучение истории России в 6 классе.
Курс истории, освещаемый в данном учебнике, охватывает историю России с древнейших времен до конца XVI века. Текст написан ярким, простым языком и снабжен богатым иллюстративным материалом, а также картами, отражающими основные события истории России изучаемого времени. Все важнейшие определения и даты выделены в тексте специальным шрифтом. Кроме политической истории, значительное место в учебнике отведено социально-экономическим вопросам, образу жизни различных слоев русского общества, важнейшим памятникам культуры.
Учебно-методический аппарат учебника обеспечивает усвоение материала учащимися, разноуровневые вопросы и задания к разделам, параграфам и иллюстративному материалу способствуют овладению приемами анализа, синтеза и систематизации материала, работы с различными источниками информации.
Обращение |
Содержание |
Введение |
histrf.ru
" Введение. Человек и история"по учебнику И.Л. Андреева
6 класс, история России. Урок № 1. Введение. Человек и история
Дата проведения урока: 07.09.2016
Планируемыерезультаты
(предметные)
Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников
Характеризовать источники по российской истории
Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России
Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории
Личностные
результаты
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России;
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.
Метапредметные
результаты
-умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
-умение оценивать правильность выполнения задачи;
-умение самостоятельно планировать достижение целей;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
-владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения;
Универсальные
Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предполагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания.
План урока
Цели, задачи и предмет курса.
Структура учебника.
Приемы учебной деятельности.
Основное содержание темы, понятия и термины
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. История России — история всех населяющих ее народов. Как работать с учебником
Образовательные ресурсы
1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016.
2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016
Организационная структура урока
Этапы урокаФормы,методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Форма
контроля
характеристика основных видов деятельности
формируемые УУД
I. Организационный момент
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Быстрое включение в деловой ритм
II.Актуализация знаний обучающихся
Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа.
Учитель предлагает учащимся вспомнить определение понятия «история», учащиеся в беседе выделяют особенные черты этой науки по сравнению с другими науками (например, ботаникой и математикой). Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает сделать вывод о том, для чего мы изучаем историю (или формулирует его сам).
Записывают даты событий и термины по их определениям
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Беседа по вопросам
III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа
Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока
Целеполагание
Регулятивные: формулируют учебную задачу, цели урока
Беседа по вопросам
IV. Усвоение знаний и способов действий.
1. Цели, задачи и предмет курса.
Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа
Учащимся предлагается поразмышлять над сутью понятия «история». Приложение1. и ответить на вопросы.
Вопросы. 1. Как вы думаете, взгляды на восстание Спартака его соратника и, например, Красса будут одинаковыми или различными? Объясните почему. А каковы взгляды на это восстание ученых, которые занимаются его изучением спустя более двух тысяч лет? 2. Как вы думаете, какое влияние оказывают на ученого-историка время, в которое он живет, и идеология государства? 3. Как ученые узнают о далеких событиях и происходящих процессах в обществе?
--Учащимся предлагается рассказать о науках, которые помогают ученым изучать историческое прошлое.
--Внимание шестиклассников обращается к тексту учебника: им предлагается выписать в тетрадь особенности исторической науки. Учитель обращает внимание учащихся еще на одну науку — этнографию, которая изучает и описывает («графия») жизнь и быт народов («этнос»).
Вопрос: как ученые узнают о жизни людей далекого прошлого? Обобщая ответы, учитель подчеркивает важность понятия «исторический источник». Школьникам предлагается найти иллюстрации в учебнике, на которых изображены различные виды источников, например, археологические артефакты, рукописи, предметы быта, берестяная грамота и др. Далее учитель, опираясь на ленту времени, рассказывает учащимся о предмете курса в 6 классе — историческом процессе развития России с древнейших времен до XVI в.
С помощью записанных на доске определений раскрывают смысл, значение важнейшего исторического понятия «история». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу учителя.
Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения
Рассказ, беседа по вопросам
2. Структура учебника.
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью,
Обращает внимание на название учебника. Знакомит со структурой учебника, оглавлением, ролью текста и иллюстраций в учебнике; обращает внимание на вопросы и задания, хронологическую таблицу. Отмечает важность работы с хронологией, историческими датами. Предлагает познакомиться с рабочей тетрадью и электронным приложением
Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания с помощью рабочей тетради и электронного приложения
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)
Работа с учебником
3. Приемы учебной деятельности.
Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа
Учитель напоминает учащимся основные приемы учебной деятельности, раздает памятки для работы с текстом учебника, картой, документом и объясняет их важность для работы на уроках и дома. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Слушают требования программы, понимают их, отвечают на вопросы: что мы умеем?
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества
Беседа по вопросам
V. Закрепление званий и способов действий
Что изучает наука история? В чем ее отличия от других наук?
Что предстоит изучать учащимся в курсе истории 6 класса?
Какие науки помогают ученым изучать историческое прошлое страны?
Применяют исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Строят ответ, рассказ на основе знакомства с учебником
Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе
Рассказ, беседа по вопросам
VI. Рефлексия
Фронтальный. Словесный. Беседа
- Что запомнили из сегодняшнего урока?
- Что показалось сложным?
- Что показалось легким?
- Чему мы сегодня научились?
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.
Беседа по вопросам.
VI. Информация о домашнем задании
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя
Комментирует задание.
«Введение. Человек и история». Дополнительное задание: составить генеалогическое древо своей семьи (внимание обращается на иллюстрацию в учебнике).
Воспринимают задание, уточняют
Регулятивные: принимают учебную задачу
Кроссворд, контурная карта
Приложение 1
Учитель, обобщая ответы учащихся, отмечает, что история — это наука об обществе. В. О. Ключевский писал об истории так:
«Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».
Учащимся предлагается прокомментировать высказывание историка и привести примеры из курсов Древнего мира и Средних веков, иллюстрирующие высказывание. История — наука, которая изучает человеческое общество, поэтому историю от других наук отличает неповторимость событий. Учитель отмечает, что никогда не повторится уже произошедшее событие. Повторить 9 мая 1945 г. во всем комплексе условий того времени (экономических, политических, социальных, психологических, погодных и т. д.) невозможно. А определить причины и факторы, влияющие на формирование подобных событий, можно.
Другой особенностью исторического процесса и науки, его изучающей, является субъективность, или большое влияние личностного фактора. Если, например, на науку математику не оказывает влияние человек, который производит операции с числами, то на исторический процесс и на то, как его осветить, несомненно, оказывает. Он может изменить течение конкретных событий, как, например, Аттила, или описывать исторический процесс со своей точки зрения, как, например, это делали Нестор или В. О. Ключевский.
Приложение 2
При изучении курса истории в 6 классе учащиеся должны усвоить знания и овладеть умениями, которые закреплены в школьной программе, а именно:
• составить представление об основных этапах истории России с древнейших времен до XVI в., о процессах и явлениях социально-экономического, политического и культурного развития государства, об условиях и образе жизни людей в различные периоды отечественной истории;
• овладеть умениями извлекать информацию из исторических и современных источников, сравнивать данные разных источников, анализировать события и явления (раскрывать причины и определять последствия), сравнивать события и явления.
• овладеть умениями извлекать информацию из исторических и современных источников, сравнивать данные разных источников, анализировать события и явления (раскрывать причины и определять последствия), сравнивать события и явления
infourok.ru
Читать книгу История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс В. П. Попова : онлайн чтение
Киселев А. Ф., Попов В. П.История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс. Учебник
ВВЕДЕНИЕ
Дорогие ребята!
Вы начинаете изучать интересный, важный и нужный предмет – историю России. Настоящий учебник рассказывает о главных событиях, которые происходили в нашей стране с древнейших времён до XVI века.
Наша родина – Россия уникальна и неповторима. Изучая её историю, вы узнаете, как наши предки прошли путь от первобытного общества до современности, каких трудов это им стоило.
На обширных просторах нашей страны в древности жили многие племена. Территория проживания каждого из них не имела чётких границ. Племена общались друг с другом, и эти контакты влияли на хозяйство, обычаи и культуру. Своеобразная связь постепенно объединяла разноплеменную Русь в единый народ. Развиваясь, он создал свою, самобытную, цивилизацию.
Современный школьник должен уважать традиции предков, гордиться их деяниями и свершениями, приумножать славу Отечества.
История не проходит бесследно и не замирает под пластами веков. История остаётся жить с нами и представляет собой крепкую связь поколений. Без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего.
Работать с учебником на уроках и дома вам помогут рубрики и условные значки. Наиболее важные, требующие запоминания термины выделены в тексте курсивом. В конце параграфа эти термины содержатся в специальной рубрике, отмеченной вот таким значком:
Рядом вы найдёте даты, которые нужно запомнить. Они выделены вот так:
Разнообразные вопросы и задания, которые помогут вам лучше усвоить исторический материал, содержатся в рубрике «Вопросы и задания», обозначенной значком.
Задания повышенной сложности отмечены звёздочкой *. Помимо авторского текста в книге представлены письменные документы – важные исторические источники. Со многими видами таких источников вы уже познакомились, изучая историю Древнего мира и историю Средних веков. Теперь вам предстоит познакомиться с живыми свидетельствами прошлого нашей страны. Рубрика «Работаем с документом» обозначена значком.
Глава 1.ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ
Периодизация древнейшей истории. История человечества насчитывает сотни тысяч лет. Пелена веков плотно окутывает ранние стадии существования людей. Их изучением занимаются учёные-археологи. Только археологические находки дают возможность представить некоторые стороны жизни древнего человека. Материалы археологов свидетельствуют, что люди практически никогда не жили в одиночку. Они сообща выживали в суровых природных условиях, в дремучих лесах, сообща защищались от диких зверей, строили жилища, чтобы укрыться от непогоды, сообща добывали пищу.
Древнейшим и самым длительным временем развития человеческого общества был первобытнообщинный строй. Учёные выделяют в нём несколько периодов и cвязывают их с материалом, из которого люди изготавливали орудия труда и оружие. Вначале это был каменный век. Его сменил бронзовый век. Третьим стал век железный. Каждый период первобытного строя длился сотни и даже тысячи лет.
Питекантроп
Каменный век. Понятие «каменный век» условно, как и его даты. Сегодня принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет назад. Этот процесс происходил у разных народов и в разных регионах мира неодновременно. На протяжении каменного века обезьяноподобный питекантроп постепенно превратился в человека разумного (по-латыни – «хомо сапиенс»).
Первоначально древние люди освоили незначительную часть нашей страны с мягким, тёплым климатом – вблизи тёплого Чёрного моря. В дальнейшем они расселялись в долинах Днепра, Волги, Дона, Печоры, Лены, Ангары, Амура, Енисея и других рек.
Находки археологов в последние годы позволили сделать важное открытие – пересмотреть прежний вывод о расселении древнего человека на территории России. Ранее считалось, что человек разумный примерно 45 тысяч лет назад перекочевал из Африки и Азии в Западную, затем в Центральную, а значительно позднее в Восточную Европу. Древнейшие поселения человека, обнаруженные в селе Костёнки под Воронежем, также насчитывают возраст около 45 тысяч лет. Учёным ещё предстоит выяснить, как «хомо сапиенс» попал в Восточную Европу и откуда. В 1979 году в Костёнках был открыт музей, выстроенный над одной из древнейших стоянок человека.
Человек разумный. Художник З. Буриан
Древние люди объединялись в группы по несколько десятков человек, которые назывались орда или стадо. Пищу добывали собирательством и охотой. Устраивали облавы на животных, загоняя их в ловчие ямы или глубокие овраги, используя копья и рогатины. Объектами охоты были мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев, медведь, олень.
Затем климат изменился. Около 80 тысяч лет назад резко похолодало. На огромной территории Европы и Азии образовался гигантский ледник. На смену суровому климату пришло потепление, а после него вновь похолодало. Так на протяжении тысяч лет одна ледниковая эпоха сменяла другую.
Археологические раскопки в селе Костёнки под Воронежем
Охота на шерстистого носорога
Природные условия заставляли учиться выживать. В пещерах и примитивных жилищах люди укрывались от непогоды. Для устройства жилищ использовали шкуры, кости и черепа крупных животных, бивни мамонтов. Одежду также изготовляли из шкур.
Примерно 30 тысяч лет назад сформировались родовые общины – коллективы людей, связанные кровно-родственными отношениями. Члены общины сообща трудились. Имущество было общим. Несколько родовых общин одной местности составляли племя во главе с советом старейшин.
Первобытный человек воспринимал себя как единое целое с природой. Он считал, что с помощью особых слов и действий (обрядов) можно помогать или вредить людям, обеспечить успешную охоту, вызвать дождь или прекратить его. Так зарождалась ма́гия, которая отражала фантастические представления древнего человека об окружающем мире. К концу каменного века у человека сложились религиозные представления о загробной жизни и примитивные культы богов.
Жилище охотников. Реконструкция
В каменном веке возникло искусство. Археологические находки свидетельствуют об умении древнего человека воспроизводить увиденное, мысленно создавать изображение и воплощать образ в камне, дереве, на стене пещеры. Например, росписи Каповой пещеры на реке Белой на Урале, разнообразные украшения со стоянок Костёнки и Гагарино на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре. Многочисленные скульптурные изображения женщины-матери и животных дают учёным основание утверждать о существовании культа плодородия и охотничьей магии.
Примерно 15 тысяч лет назад закончился ледниковый период, потеплело, и гигантская таёжная зона раскинулась от Прибалтики до Тихого океана. Южнее лежали степи, севернее – тундра. В более мягком климате богаче стал расти-тельный и животный мир. Вымерли мамонты, носороги, овцебыки, но появились новые виды животных.
Человек совершенствовал каменные орудия труда и охоты: простые ручные рубила и острые сколы кремня приобрели форму наконечников стрел, копий, гарпунов, ножей, каменных топоров, кинжалов. Человек научился делать предметы из рога и кости животных, добывать и хранить огонь, изобрёл лук, приручил собаку.
Изображение мамонта в Каповой пещере
Женские статуэтки. Стоянка Мальта
Каменные топоры
Южные области осваивались быстрее. Сказывались преимущества открытых степных пространств, более тёплый климат, близость к древнейшим центрам цивилизации. На севере в течение длительного времени жили охотой и собирательством.
Древние люди возделывали деревянными мотыгами участки земли и сеяли пшеницу и другие злаки. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, а также овец, коз, свиней. Скот стал мерилом богатства и знатности.
Около VIII – III тысячелетий до н. э. произошёл переход от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему (скотоводству и земледелию). Этот переход сопровождался совершенствованием орудий труда, появлением глиняной посуды, прядения. Между племенами происходил обмен.
Костяные гарпуны
Поселение древнего человека
Первые люди на территории нашей страны
Древние люди научились строить долговременные жилища, что способствовало переходу к полуоседлому образу жизни.
Древнейшие поселения каменного века археологи обнаружили во многих частях Евразии: в Крыму и на Северном Кавказе, в бассейнах рек Днепра и Северского Донца, в Нижнем Поволжье, в Карелии и на побережье Белого моря, на Урале и в Зауралье, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Находки различных предметов в этих поселениях свидетельствуют о разнообразии культур, которые складывались в каменном веке.
Добывание огня
В конце каменного века оформились расы людей – европеоидная, негроидная и монголоидная.
Каменный век закончился на юге нашей страны в IV тысячелетии до н. э., на севере затянулся до II тысячелетия до н. э.
Бронзовый век. В III тысячелетии до н. э. человек сделал важное открытие – путём сплава меди и олова получил бронзу. Более твёрдые, чем медные, бронзовые орудия к концу II тысячелетия до н. э. распространились повсеместно по территории нашей страны, за исключением Крайнего Севера.
Получением бронзы занимались в Прикарпатье, на Северном Кавказе и Урале. Вначале брали руду, лежавшую на поверхности земли. Позже научились добывать её из-под земли через шахты.
Изделия из бронзы стали предметом обмена между племенами.
Применение орудий труда из бронзы дало новый толчок развитию земледелия. Появились излишки произведённой продукции, которые присваивали отдельные члены общины – родовая знать. Это вело к имущественному расслоению среди соплеменников. Возросла роль военного вождя, который организовывал защиту территории своего племени от набегов соседей и возглавлял военные походы на другие племена.
Человек бронзового века. Реконструкция М. Герасимова
Глиняный сосуд эпохи бронзы. II тысячелетие до н. э. Из раскопок в Подмосковье
Признаком богатства кочевника являлось наличие многочисленного стада, преимущественно овец. Их владельцы перемещались по степям в поисках плодородных выпасов. Основным типом жилища кочевника стала войлочная юрта, а хороший конь – главным средством передвижения, так же как и конная четырёхколёсная повозка.
Совершенствовались не только орудия труда, но и вооружение – лук, стрелы, мечи, кинжалы. Скотоводы-кочевники большую часть жизни проводили в военных походах. Удачливые вожди и их соратники обогащались за счёт захваченной добычи. Временами отдельные племена объединялись в большие племенные союзы, властвовавшие на обширных пространствах.
Тесное общение племён способствовало распространению на огромных территориях единых культур и близких языков.
Бронзовый век завершился в начале I тысячелетия до н. э.
Железный век. Железный век – новая эра в истории человечества. Железо стали выплавлять в I тысячелетии до н. э. С его помощью человек строил жилища, отвоёвывал у леса пашни, добивался высоких урожаев. Развивалось пашенное земледелие. Использование сохи с железным наконечником и лошадиной (или воловьей) упряжки улучшало качество обработки земли.
Землю, которая считалась собственностью рода, обрабатывали семьи, получая по жребию свой надел. Формировалась собственность семьи: орудия труда, жилища, скот, урожай с земельного надела. Семьи обособлялись и наряду с родовыми наделами самостоятельно распахивали новые земли. Нередко соседями оказывались представители разных родов. Кровнородственные связи со временем утрачивали своё значение. Их вытесняли хозяйственные интересы семей. Со временем родовая община преобразовалась в территориальную соседскую общину.
Бронзовый топор-секира
Родовая община
Подобные процессы происходили и у скотоводческих племён. Стада животных переходили в собственность отдельных семей. Однако и здесь общая собственность на землю – пастбища – продолжала связывать кочевников в единую общину.
Постепенно основная масса общинников попадала в зависимость к богатым сородичам – родовой знати. В их хозяйствах трудились рабы и разорившиеся соплеменники. Родовая знать присваивала свободные земли, превращая их в свою собственность. Нередко происходили захваты и общинных земель.
Соседская община
Первобытнообщинный строй – эпоха развития человеческого общества, основу которого составляла родовая община.
Питекантроп (от греческих слов «обезьяна» и «человек») – древнейший человек.
Родовая община – коллектив родственников, имевших общего предка. Члены родовой общины вели совместное хозяйство и имели общее имущество.
Старейшина – самый опытный и авторитетный член родовой общины.
Магия (от греческого слова «колдовство», «волшебство») – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.
Мотыга – ручное орудие для рыхления земли.
Соха – древнейшее орудие для пахоты, основу которого составлял кусок дерева с развилиной, на концы которой насаживались железные наконечники, а над ними крепилась железная лопатка для отвала земли.
Территориальная соседская (или семейная) община – объединение отдельных семей для совместной обработки земли. Первоначально семейную собственность составляли скот, орудия труда, жилища, урожай, а позже – земля.
Около 45 тысяч лет назад – возраст древнейшего поселения человека разумного на территории России (село Костёнки под Воронежем).
Вопросы и задания
1. Используя текст, карту (с. 11) и иллюстрации, составьте рассказ о жизни человека в каменном, бронзовом и железном веках.
2. Какие причины способствовали расслоению родовой общины на богатых и бедных?
3. Пользуясь иллюстрациями параграфа и дополнительной информацией, расскажите об искусстве древних людей.
4. Начертите «ленту времени» и отметьте на ней основные периоды древнейшей истории.
5. Рассмотрите иллюстрацию «Поселение древнего человека». Составьте рассказ о жизни древних людей.
6*. Нарисуйте или сделайте с помощью различных материалов орудия труда древнейших людей.
7. Какие изменения произошли у племён, использовавших железные орудия?
8. Чем родовая община отличалась от территориальной соседской?
§ 2. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
Скифы. Древнейшими племенами юга нашей страны были киммерийцы. Письменные свидетельства о них содержатся в трудах Гомера, Геродота, Страбона. Киммерийцев вытеснили из Северного Причерноморья скифы, которые оказали огромное влияние на население Восточной и Центральной Европы. Племена скифов вторглись из Азии в Северное Причерноморье на рубеже IX – VIII веков до н. э. Античные авторы называли территорию расселения этого племенного союза Скифией. Сами скифы именовали себя сколотами.
Скифское общество состояло из свободных общинников – кочевых скотоводов и оседлых земледельцев. Кочевники нередко заставляли трудиться на себя рабов, которых приводили из военных походов, или совершая набеги в земли соседей. Верхушку общества составляли вожди, воины, жрецы.
Скифы торговали с греческими городами Северного Причерноморья скотом, хлебом, мехами, рабами. У соседей покупали вино, дорогую посуду и ювелирные изделия.
Знатный скиф. Изображение на серебряном сосуде
Скифское золотое украшение в виде оленя
Скифы были хорошими ремесленниками: многочисленные находки в курганах ювелирных изделий из металла и кости искусно выполнены в особом скифском стиле с изображением оленей, лосей, коней, барсов, львов, медведей, иногда фантастических животных и птиц. Образы животных имели и культовое назначение.
Во второй половине III века до н. э. скифы были вытеснены из Северного Причерноморья другими племенами.
Сарматы. В степях Дона и Волги к востоку от скифов жили родственные им по языку племена сарматов (в древности их также называли савроматами). Они вели преимущественно кочевой образ жизни. Основным занятием сарматов было скотоводство. Эти племена отличались особым положением женщин. В обществе сарматов женщины занимали привилегированное положение жриц. Сарматские женщины владели оружием, участвовали в войнах и охоте наравне с мужчинами. В погребениях сарматов археологи часто, помимо украшений и посуды, находили оружие и конскую сбрую.
Скифский золотой гребень из кургана Солоха
Сарматское золотое украшение
Для сарматов война была одним из главных источников дохода. Они наживались на продаже пленных, а тех, кого не выкупали, превращали в своих рабов.
Во II – I веках до н. э. сарматы завоевали бо́льшую часть Скифии. Им покорились и античные города Северного Причерноморья. В IV веке н. э. вторгшиеся из Приуралья племена гуннов положили конец владычеству сарматов.
Центры античной цивилизации. В Северном Причерноморье сложились три крупных центра античной цивилизации. Один из них Ольвия – большой по тем временам город на побережье Чёрного моря. К Ольвии прилегали более мелкие поселения на берегах Днепро-Бугского лимана. Второй центр – Боспорское царство, объединившее независимые греческие города, основанные на берегах Керченского пролива (по-гречески – Боспора Киммерийского). Третий центр – Херсонес – возник на юго-западе Крыма, в пределах современного Севастополя.
Ольвия в VI—Iвекахдон.э.Ольвия процветала благодаря удачному расположению. Реки Южный Буг и Днепр связывали город со степными районами и способствовали развитию торговли. Горожане в основном занимались ремеслом и торговлей, жители пригорода – земле-делием и скотоводством. В Ольвии начинался торговый караванный путь к Днепру, донским степям, в Поволжье и Приуралье. Основные доходы город получал от торговли хлебом. В V веке до н. э. Ольвия торговала и с Афинами.
Посуда сарматов
Северное Причерноморье в VII-III вв.до.н.э.
В Ольвии жили по греческим законам.
Городу постоянно угрожали набеги варварских племён. Ольвия, окружённая враждебными племенами, искала помощи у римлян и в итоге была включена в состав одной из провинций Римской империи.
Боспор в VI веке до н. э. – начале нашей эры. В VI веке до н. э. был основан город Пантикапей (современная Керчь), ставший столицей Боспорского царства. Город находился вблизи водного пути, соединявшего Азовское море (по-гречески – Меотийское озеро) с Чёрным (по-гречески – Понтом Евксинским).
Основу боспорской торговли составлял вывоз зерна. Боспорцы торговали с греческими поселениями в Малой Азии и Египте, а также с Коринфом и Афинами. Земледелие, рыболовство, производство керамической посуды и ювелирных изделий стали основными отраслями хозяйства в Боспорском государстве.
Боспорская царица
Если Ольвия была республикой, то Боспор – монархией, где царь имел неограниченную власть. Хозяйство основывалось на труде рабов, которых захватывали не только в бою, но и покупали у знати кочевых племён. Рабы работали в качестве домашней прислуги, в ремесленных мастерских, на винодельнях, строительстве. Значительно меньше труд рабов использовали в земледелии.
До середины III века Боспор процветал. Затем начался упадок, приведший к развалу некогда могущественного царства.
Херсонес в V веке до н. э. – начале нашей эры. Херсонес возник позже других городов Северного Причерноморья. Он располагался в юго-западной части Крыма, в пределах современного Севастополя. В Херсонесе развивалась не только торговля, но и сельское хозяйство, дававшее хорошие урожаи в благоприятном для земледелия и виноградарства климате.
Городом управляли знатные семьи. Они полагались на военную мощь Римской империи в случаях защиты города от внешних нападений и возможных восстаний рабов. В итоге Херсонес потерял независимость, прибегая к помощи римлян. Город оказался под их властью, как и большая часть греческих поселений Северного Причерноморья.
Развалины Херсонеса. Современное фото
В III веке н. э. сначала готы, а затем и кочевые племена гуннов окончательно разгромили Ольвию и Боспорское царство. Херсонес перешёл под власть Византийской империи и пострадал в меньшей степени.
Жрец – служитель религиозного культа.
Курган – насыпь из земли или камня, сооружённая над могилой.
Цивилизация (от латинского слова «гражданский») – особая культура, выработанная в ходе исторического процесса определённого общества. Например, греческая (эллинистическая) цивилизация
Конец IX – начало VIII века до н. э. – появление скифов в Северном Причерноморье.
VI век до н. э. – основание города Пантикапей – столицы Бос-порского государства.
Вопросы и задания
1. Покажите на карте (с. 19) места расселения скифов-кочевников, скифов-земледельцев и сарматов.
2. Используя иллюстрации учебника, составьте рассказ о скифской культуре.
3. Расскажите о различиях в политическом устройстве городов-государств Северного Причерноморья – Ольвии, Пантикапея, Херсонеса. Покажите их на карте.
4. Какими были занятия жителей греческих колоний Северного Причерноморья?
5. Сравните устройство древнегреческих полисов и Ольвии, используя знания из курса истории Древнего мира.
6. Какой вид исторического источника представлен на иллюстрации «Развалины Херсонеса»? Приведите другие примеры такого вида источника.
iknigi.net
Исторический урок: "Лента времени"
Автор: Романов Наталья Михайловна - учитель истории и права,
МБОУ СОШ № 3 г. Уссурийск
Занятие исторического кружка «Юные историки»
Тема: «Лента времени»
Цели: способствовать формированию знаний учащихся о истории, как науке, изучающей время создать условия для формирования УУД:
1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания; развитие навыка сотрудничества со сверстниками, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие памяти обучающихся и интереса к истории;
2) предметные: знакомство с историей и лентой времени; умение выделять характерные особенности исторических событий; формирование умения составлять и определять исторические события по времени;
3) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения;
4) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
5) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, поисковая деятельность; воспитание интереса и любви к истории, бережного отношения к себе.
Оборудование: «лента времени», иллюстрации, картинки, листы с информацией, листы с вопросами по теме, карта, ножницы, стикеры, маркеры, клей.
Ход занятий
Организационный момент. Дети сидят за партами.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня Вы познакомитесь с новой наукой.
- Это наука изучает время и прошлое человека. Кто догадался, что это за наука? (История).
Постановка учебной задачи. Определение целей занятия.
-Как вы думаете, какой же будет цель нашего занятия? (мнения детей выслушиваются и выводятся цели занятия)
Цель занятия: узнать, что изучает история и зачем нужна лента времени.
Тема нашего занятия (на доске) «Лента времени»
Дружно загружаемся в машину времени и отправляемся в путешествие по странам, континентам, эпохам! Приглашаем с собой в дорогу учеников 3 класса!
Дети попадут в новый незнакомый мир, вам нужно будет разобраться, что здесь происходит, как и почему. А еще решить задачу, чтобы не застрять во времени и благополучно вернуться в наше, ребятам предстоит создать «Ленту времени» по выбранному вами исторической теме и познакомить нас о том, что вы узнали о том времени!
III. Планирование.
- Сегодня на занятии вы сами будите выбирать с кем вам изучать новую тему, каким способом и даже выберете, что вам изучать или выполнять.
- распределитесь
- Давайте спланируем наше занятие (на парте у каждой группы лежит карточка с вопросами, учащиеся отвечают на вопросы при помощи информации, которая содержится в тексте, иллюстрациях и создают свою «ленту времени», а затем защищают ее, отвечая на вопросы)
Что будем делать на занятии, для того чтобы реализовать намеченный план? (изучим теорию и попробуем создать ленту времени)
IV. Подготовка к изучению нового материала.
Вы будите работать индивидуально, в паре или в группе — так как Вы выбрали. Задание можете выполнять в любой последовательности. Почувствуйте себя в роли путешественника по времени.
V. Изучение нового материала.
1.Организация работы по группам.
Ученики начинают выполнять свое задание. Работать в парах, в группах, индивидуально. Ученики пробует себя в роли историка, путешествующего по времени, выполняя задания и создавая свою ленту времени фиксируя на ней свои результаты, знания.
Класс разбит на 3 группы на партах указаны исторические темы в разное время:
Древний Египет.
Рыцари Средневековья.
Мой любимый город Уссурийск.
В каждой группе находится чистая лента времени, которую нужно заполнить информацией при помощи иллюстраций, дат, терминов.
VI. Закрепление изученного
- Посмотрите и послушайте, что у вас получилось (ученики защищают свою ленту времени, рассказывая другим ребятам, что они узнали о некоторых периодах истории).
В конце ленты обязательно стрелочка, которая указывает направление времени.
- Для чего у вас на ленте времени нарисована стрелочка?
Рассказать, понравилось ли ему(им) делать выбор самостоятельно.
VII. Итог занятия. Возвращение к цели занятия.
- Что вы делали для достижения поставленной цели?
VIII. Рефлексия учащихся.
- На доске 3 смайлика, ребята возьмите и приклейте свой стикер на тот смайлик, который соответствует вашему настроению, от выполнения задания и пройденного урока.
Ответьте на вопросы:
Что вам понравилось?
Что вы узнали нового и интересного для себя?
Что бы вы хотели еще узнать?
Приложение 1
Древний Египет.
1.На берегах этой реки возникло царство – Древний Египет?
2.Когда образовался Древний Египет?
3.Как называется гробница правителя Египта?
4.В каком году была построена пирамида Хеопса - самая высокая в Египте?
5.Каку роль играл Большой Сфинкс Египта?
6.Высушенное тело умершего человека, пропитанное смолами и обмотанное бинтами?
7.Гроб древних египтян?
8.Главный бог древних египтян?
9.Письменность древних египтян?
10.На чем писали египетские школьники?
Рыцарство Средневековья.
1.Эпоха средневековья начиналась….. и заканчивалась….?
2.Кто такой рыцарь?
3.Главное занятие рыцарей?
4.Как называлось жилище рыцаря?
5.Что делали рыцари для укрепления своего жилища?
6.Одежда защищающая рыцаря в бою?
7.Военное состязание рыцарей в силе и ловкости?
8.В честь кого проходили состязания рыцарей?
9.Ученик рыцаря, помогающий ему одеть доспехи?
10.Выбери человеческие качества, которые входили в рыцарский кодекс чести:
- порядочность;
- лживость;
- жадность;
- смелость;
- трусость;
- мужество;
- верность;
- благородство.
Мой любимый город Уссурийск.
1.Год рождения г. Уссурийска?
2.В долине какой реки возник г. Уссурийск?
3.Первое название г. Уссурийска?
4.Назовите самый древний исторический памятник г. Уссурийска?
5.В честь какого известного русского поэта названа одна из улиц г. Уссурийска?
6.В 1959 году состоялось открытие этого здания, где показали художественный фильм «Кочубей». Что это за здание?
7.Какой цвет ленты на гербе г. Уссурийска?
8.Как называется исторический музей под открытым небом?
9.На переулке Илюшина находиться образовательное учреждение….?
10.В каком году уссурийцы будут праздновать юбилей – 150-летие г. Уссурийска?
Приложение 2
Древний Египет.
В северо-восточной Африке на реке Нил – оной из самых больших рек мира -3 тысячи лет назад возникло первое крупное государство – Египет. Столицей Египетского государства стал город Мемфис. Повелителей Древнего Египта называли фараонами. Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном главного бога Солнца - Амон-Ра. Древние египтяне верили в «царство мертвых», еще при жизни фараона начиналось строительство гробниц – каменные пирамиды, одно из чудес света. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Самая высокая пирамида фараона Хеопса была построена 2600 г. до н.э. Ее высота почти 150 метров. Для существования в «царстве мертвых» человеку нужно тело, в которое вселяется, душа умершего. Поэтому египтяне заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами – оно превращалось в мумию. Затем мумию клали в гроб- саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Такие значки египтяне называли иероглифами – «священными письменами». Школы находились при храмах, а учителями были жрецы. Ученики учились писать, считать. Писали мальчики на папирусе, это тростник, который рос на берегах Нила. Умеющий читать и писать египтянам казались настоящими мудрецами.
Рыцарство Средневековья.
Средние века – период Всемирной истории, начавшийся в 5 веке нашей эры и продолжавшийся до конца 15 века. Средневековье находиться между историческими периодами- Древний мир и Новая история. Одной из главных фигур Средневековья был рыцарь – конный воин, всадник. Рыцарями могли стать люди только благородного происхождения. Они несли службу в войсках короля. Главное и любимое занятие рыцарей была война. Они проводили большую часть своей жизни в военных походах. Для защиты в бою рыцари использовали доспехи. Самостоятельно одеть доспехи рыцарь не мог, поэтому у него был ученик – оруженосец, который сопровождал рыцаря. По окончанию войны рыцарь возвращался домой, в замок. Замок для рыцаря был и домом, и крепостью. «Мой дом –моя крепость». Для защиты от врагов замок укрепляли толстыми, каменными стенами, высокими башнями, рыли ров вокруг замка и заливали водой, возводили подъёмный мост.
Развлечениями рыцаря это охота, пиры и турниры. Популярными были турниры - военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Победа в турнирах посвящалась прекрасной даме.
Среди рыцарства действовал кодекс чести. В нем указывалось как должен вести себя рыцарь, какими качествами должен обладать. Правила занесены в кодекс чести: благородство, честность, справедливость, защита слабых, оберегать свою Родину, никогда не предавать друзей.
Мой любимый город Уссурийск.
История города Уссурийск восходит своими корнями к незапамятным временам. Активное освоение земель Приморского края началось в 19 веке. А уже в 1866 году, 2 июня переселенцы из Астраханской и Воронежской губерний основали новое село Никольское (будущий Уссурийск) на реке Раздольная.
В 1895 году крестьяне и торговцы обратились к властям с просьбой о преобразовании села в город. С апреля 1898 года село Никольское преобразовано в город и стало именоваться Никольск-Уссурийский.
В апреле 1912 г. городская дума утвердила первый герб города: щит с хлебным снопом в центре, перевязанным лазоревой (голубой) лентой и воткнутым в него серебристым серпом.
С 1921 г. в честь столетия русского поэта Н.А. Некрасова была переименована одна из улиц г. Уссурийска, в улицу Некрасова.
Кинотеатр «Россия» был построен в самом центре города Уссурийска, с тех пор стал любимым местом встреч и отдыха уссурийцев. Открытие кинотеатра состоялось 6 ноября 1959 г., показом художественного фильма «Кочубей». В Уссурийске много исторических и культурных памятников. Одним из самых древним и знаменитым является чжурчжэньская каменная черепаха, которая находиться сейчас в городском парке. Уссурийцы в следующем году будут отмечать 150-летие г. Уссурийска и наша школа №3, которая расположена по адресу пер.Илюшина, 3, примет самое активное участие в праздновании юбилея любимого города.
multiurok.ru