Урок по технологии "Символика орнамента в русской вышивке". Полотенце древнерусское рисунок


Урок по технологии "Символика орнамента в русской вышивке"

Разделы: Технология

Тип урока: Комбинированный.Цель урока: Расширить кругозор, познакомить с символикой в орнаменте русской вышивки.

Задачи:

  1. Значение вышивки в русском укладе. Использование славянских символов в вышивке их значение.
  2. Развитие образного мышления, художественного вкуса, навыков культуры труда, самостоятельности.
  3. Воспитание аккуратности и эстетического вкуса.

Оснащение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1). У ученика: тетрадь, карандаш, двойной лист в клетку.

Ход урока:

Организационный момент:

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Сообщение темы и целей урока.
  • Проверить отсутствующих в классе.

Основная часть: 1. Беседа. (По ходу урока дети делают записи в рабочую тетрадь). На предыдущих уроках вы познакомились с различными ручными швами и стежками, которые используются в вышивке. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки, расположенные на доске

Вопрос: Где-нибудь вы видели такие рисунки? А что на них изображено? Сегодня на уроке мы познакомимся с символикой в орнаменте русской вышивки. «Орнамент – это музыка… Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием…Люди должны научится читать забытые ими знаки», С. Есенин «Ключи Марии».

Запись в тетради темы урока «Символика орнамента в русской вышивки».Вопрос: Какие слова вам не знакомы? Символ, орнамент. Вопрос: А какими символами мы пользуемся в нашей жизни? Запись в тетради. Символ ~ опознавательный знак. Орнамент ~ узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.

2. Исторические сведения. Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. Ведь для этого не надо было сложных приспособлений: небольшой кусок ткани и два плотно облегающих друг к другу обруча. Холст, нитки и игла обязательно были в каждом доме. Учиться вышивать начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Вышивать начинали, когда позади было прядение, ткачество и наступала пора долгих и светлых дней. Это время прилета птиц, которые, как верили, приносили тепло летушко, а с ним и новый урожай – основа и благополучие крестьянской семьи. Узоры, которыми мастерицы расшивали свои изделия, были унаследованы ими от предшественниц. Из поколения в поколение передавались и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Конечно, вышивальщицы не повторяли автоматически одно и то же на протяжении столетий. Каждая из них дополняла полученные от старшего поколения навыки и сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась. Бережное сохранение достижений прошлого – один из основных принципов народного искусства. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды. Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). (Показ на рисунках) Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах. Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме. (Просмотр вышивок) Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах. Часто модно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа. Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. (Просмотр изображений) Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок. Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром. А теперь давайте, обратим внимание на цветовое решение вышивок.Вопрос: Какие основные цвета преобладают в вышивках? красный, белый В языке народной символики цвету принадлежит, чуть ли не самая главная роль. Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, вселенная представлялась озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть). Белый цвет почитался как символ красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь. Славяне почитали огонь началом высшей животворящей и самой жизни. Красный цвет – символ огня – в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно-солнышко, красна-девица).

3. Работа в тетради

В тетрадь запись и зарисовка основных символов:

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.

Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.

Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Конь – оберег домашнего очага, символ добр

Древо – символ жизни, единства рода.

Вода– живительная сила.

Огонь – очистительная сила.

А теперь мы попробуем с вами нарисовать для себя обереги, которые принесут в ваш дом не только красоту, но и мир, и добро. Прослушивание грамзаписи (народные мотивы). Девочки рисуют символы на листах бумаги. В конце урока все прикрепляют рисунки на доску, и проходит анализ работ с выявлением лучших. Работы оцениваются самими детьми.

Домашнее задание. Закончить работу, начатую на уроке по составлению рисунка для вышивки на фартук.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок ИЗО "Русская народная вышивка. Полотенце"

Тема: Русская народная вышивка. Полотенце.

Цель урока: Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Задачи: Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

Воспитывать бережное отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

Оборудование и материалы:

1.Схемы-таблицы с мотивами орнамента.

2.Таблицы с изображением знаков-символов.

3.Художественные материалы для работы.

4.Подбор иллюстраций с изображением вышитых полотенец.

Ход урока.

( на доске оформлена ярмарка вышитых полотенец.)

1.Орг.момент.

Проверка готовности к уроку.(альбомы,карандаши,акварельные краски,ножницы,клей).

Презентация «Русская народная вышивка.Полотенце»

В-?. Есть у каждого в квартире,

И побольше и пошире

Вафельное и полосатое

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою-

Что это такое?

О. - Полотенце.

В-? Для чего нужны полотенца? ( Использовать в быту).

В-? Какие полотенца называют бытовыми?

О.- ( Бытовые полотенца, полотенца небольшого размера, предназначенные для «утирания лица и рук»).

В-? А как их называли в старину? Вы должны были посмотреть по словарю Даля.

Ответы детей.

Их называли рушники.

Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде.

А) по количеству в помещении.

В-? А где сейчас можно встретить такие рушники?

Б). По размеру.

( Сейчас они меньше размером).

В). Будете ли вы сейчас вытирать руки такими полотенцами?

Ответы детей.

В-? Почему?

В-? А кто мне может сказать тему нашего урока?

Тема: Русская народная вышивка. Полотенце.

Ребята, чем праздничные полотенца отличаются от бытовых?

О.- Наличием вышивки.

В-? Что такое вышивка?

Вышивкой называют – украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

В-? Зачем украшают изделия вышивкой?

Вышивка- это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке- значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

В-? Что украшают вышивкой?

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода(скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники.)

Одежда человека должна быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла. Поэтому основная функция одежды – обереговая.

Простая вещь -полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь, от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, еще будучи в девушках, уже тогда должна позаботится о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг- символ солнца и бесконечности.» Распоясался»,- значит открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, или когда гадали. Ребенка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани.

Пеленали до тех пор, пока мать удерживала двумя руками и коленкой. Не удерживала- значит одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материнства защищал младенца.

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищение водой. Утром-от ночных страхов и ужасов, вечером-от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом,где ромбы где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат. В разнообразии в русской вышивке встречается знак, несущий в себе символику солнца-солярный знак. Прежде всего, это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него.

В-? Ребята, а какие еще знаки – символы вы уже знаете?

-Правильно, это знаки воды, плодородия, дома, и т.д.

Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).

Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками ( Пимоненко Николай Корнилович «Сваты»).

В-? А где ещё в наше время мы встречаем красивые вышитые полотенца?

Правильно, конечно на крестинах. На свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль.

В-?Вспомните, что вышито на этих полотенцах?

Молодцы, такие полотенца украшают вышитые птицы. Образ птицы – это символ счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе. И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Оберег по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе. Если вы обратили внимание, что вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.

Цветовая гамма различна – от однотонной (белыми нитками на белом), до цветной (красными нитками на белом, цветными шелковыми нитками на белом). Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленые цвета.

В-? Ребята, Вы обратили внимание, что орнамент вышивки встречался только по краю полотенца?

В-? А что такое орнамент?

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.

Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберегом.

Задание на закрепление материала.

Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распостраненного и древнего предмета народного быта-полотенца.

Практическая работа.

А теперь каждый из вас выполнит эскиз вышитого полотенца.

Практическая работа.

1.Для работы вам понадобятся два альбомных листа, карандаш, краски, ножницы, клей.

На первом листе выполним эскиз вышивки.

ВТРОЙ – ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КРУЖЕВ. (формат на котором выполняем эскиз, необходимо расположить вертикально).

2. Составление основного орнаментального мотива

3. Дополнительные орнаментальные группы.

4.Выполнение кружев.

5. Оформление работы.

(Во время работы необходимо провести физзарядку.)

А чтобы работа у вас спорилась быстрее, нам сегодня поможет народная музыка.

(Работа на фоне музыки).

Анализ работ.

План анализа:

  1. Композиционное решение.

  2. Цветовое решение.

  3. Наличие знаков символов.

  4. Аккуратность.

  5. Объем выполненной работы.

Рефлексия.

Что нового узнали?

Что было интересно?

Подведение итога урока.

Самостоятельно оцениваю смайликами.

5-красный

4-синий

3-зеленый.

Домашнее задание.

Уборка рабочих мест.

videouroki.net

Вышивка на полотенце в подборке схем

Содержание статьи:

На просторах огромной России такое рукоделие, как вышивка, существует с очень давних времен. В старину это был единственный способ украшать одежду и предметы быта. Вышивали почти все, что было соткано из ткани: рубахи и юбки, платки и платья, занавески на окна, постельные принадлежности, скатерти и полотенца. Для украшения всех этих вещей использовалась русская народная вышивка.

Русская народная вышивка на полотенце

Вышивка на полотенцах выполнялась на льняной ткани при помощи льняных шерстяных и шелковых ниток, потому что хлопка в те времена не завозили и не выращивали. Нитки окрашивали натуральными красителями растительного или минерального происхождения. Самый распространенный цвет вышивки красный, реже использовался синий и зеленый цвета. И лишь в двух или трех регионах добавляли в вышивку черный цвет.

Русская народная вышивка на полотенце выполнялась с использованием всего разнообразия мотивов и орнаментов, которые существовали на Руси. Самые распространенные орнаменты древней Руси, это фигурки птиц, лошадей и деревьев. Этот выбор был сделан на основании старинных славянских преданий. Они повествуют о древней птице по имени солнце, которая жила на волшебном дереве, и о коне, который заставлял двигаться солнце.

Именно русская традиция определила тот факт, что больше всего на полотенцах вышивали птиц. Очень часто их размещали в один ряд, друг за другом. Но иногда они присутствуют в сложном сюжете, или композиции с растениями или женскими фигурками.

Вышитого коня можно встретить реже, чем птицу, но выглядит он на полотне очень красиво, и имеет сходство с глиняным конем, также присутствующим в русском народном творчестве. Возле коня очень часто вышивают дерево или другое растение. Очень часто встречаются старинные полотенца с вышивкой растений, чаще всего деревьев, которые почти всегда в центре сюжета, как бы являясь объектом поклонения всех остальных участников композиции. Древние славяне поклонялись деревьям, и часто их вышивали, располагая внутри строений, похожих на храм. Любая работа выполнялась в строгой геометрической манере, что характерно даже для вышитых тюльпанов и роз.

Как вышить вафельное полотенце

Вышивка на вафельных полотенцах выполняется чаще всего крестиком, и очень украшает вашу кухню. Но кроме кухонного полотенца, из вафельного полотна можно вышить крестом совсем другую вещь для вашего дома. Используя его квадратики как канву, и заполнив их нитками, вы можете получить великолепный верх для диванной подушечки.Но если ваше полотенце имеет слишком крупные квадраты, то лучше взять для вышивки канву, которую можно растворить в воде, или распустить. Такие виды канвы имеются в продаже, поэтому проблем с приобретением у вас не будет.

Обработайте край полотенца на швейной машинке и пришейте канву на то место, где вы хотите сделать вашу вышивку. Выбирайте ту схему, которая вам нравится, и вышивайте по ней рисунок на пришитой канве. Когда работа закончена, остается только удалить канву, намочив изделие, или же распустить ее. Вафельные полотенца с вышивкой будут великолепно смотреться на любой кухне. Если на вафельном полотенце нужно сделать вышивку с логотипом, то лучше всего заказать ее в специальных магазинах или интернете.

Вышиваем махровое полотенце в подарок

Вышивка на полотенцах может стать украшением в вашем доме, но может также выступать в роли подарка. Подарочное полотенце может быть махровым, от известного производителя, с вышитыми на нем инициалами или именем того, кому оно предназначается в подарок. Полотенце с именем или логотипом вышивается на особенной канве, которая растворяется в воде. Вышивка на полотенцах с использованием такой канвы выполняется следующим образом. Для начала необходимо запастись такими материалами и инструментами:

  • канва;
  • махровое полотенце;
  • схема для вышивки букв;
  • нитки мулине ДМС;
  • иголка;
  • ножницы.

Нам нужно разгладить полотенце как можно лучше, тогда будет легче вышивать. Выполним замеры букв по схеме, и отрезаем необходимый кусок канвы, который будет достаточным для букв. Затем пришьем этот отрез канвы наметочным швом в том месте, где мы хотим вышить буквы. Вышивать инициалы мы будем нитками мулине ДМС в три сложения. Вышивку махрового полотенца можно выполнять на пяльцах, или без них. В том случае, если вы пользуетесь пяльцами, то закрепите участок вышивки в пяльцах без канвы. Канва должна оставаться свободной.

Для того, чтобы работа выглядела идеально, соблюдайте правило одинакового направления всех стежков крестика в данной вышивке. Вышивка инициалов является частичной, то есть вышивают только буквы, не трогая фон. В такой работе удобнее всего вышивать вертикальные столбики крестиков. В каждом столбике по схеме мы сначала открываем полукрестики, двигаясь по направлению вверх, пока не дойдем до последнего по вертикали, а затем начинаем двигаться вниз, закрывая крестики вторым стежком.

Когда работа выполнена, распорите наметку канвы и удалите нитку. После этого нужно поместить вышивку в таз с горячей мыльной водой. Когда канва растворится и исчезнет, нужно ополаскивать полотенце в большом количестве проточной воды до того момента, пока изделие не станет чистым.

Вышивка полотенца на заказ

В том случае, если вы ограничены во времени, и не можете выполнить вышивку имени или инициалов вашего друга или родственника, то на помощь вам может прийти специальная услуга. Это вышивка на полотенце на заказ. Ее вышивают на промышленных вышивальных машинах и при помощи компьютера. Заказать такую вышивку можно в интернете. Она выполняется как на кухонных, так и любых других полотенцах. В таких случаях используют нитки высочайшего качества, которые не выгорают на солнце и не линяют.

При оформлении заказа по электронной почте нужно приложить рисунок желаемой вышивки, ее размеры и количество штук. Полотенца вы можете купить сами, а можете воспользоваться теми, которые уже имеются в наличии. Заказать вы можете только одно полотенце, или же большую партию для гостиницы или салона.

Вышивка логотипа на полотенце

Для начала разберемся в том, что такое логотип. Логотипом называется оригинальное графическое начертание названия, сути и содержания торговой марки или фирмы. Существует множество различных рычагов, которые совместно с логотипом двигают рекламу любого предприятия. Различные значки, сочетаясь с логотипом любой компании или предприятия, являются ее фирменным знаком и представляют ее на рынке товаров. По таким признакам и отличают одну марку или фирму от другой. Полотенца с логотипом вышивают разными способами, среди которых:

  • машинный способ вышивки, который применяют только при маленьких тиражах. Полотенца должны быть одноцветными, а логотип располагают над его бордюром;
  • жаккардовый рисунок в структуре полотенца. Может быть многоцветным, в зависимости от цветности самого полотенца и выполняется из нитей его основы;
  • рельефный рисунок в структуре полотенца. Выполняется в махровой части как рельефная надпись с логотипом;
  • логотип в бордюре вышивают вискозной нитью, поэтому он очень хорошо выделяется за счет блеска этих ниток.

Схемы вышивки полотенец

vishivashka.ru

Старинная русская вышивка

Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам. Вышивали преимущественно девушки и лишь весной, до начала полевых работ, словно бы творя заклинание на урожай. Большинство узоров, что вышила молодуха на приданом, образно повествует, как небо дает плодородящую силу земле, а она родит на благо людей свои плоды. «Пусть так будет всегда», — словно говорят вышивки, которые были своего рода молитвой о будущем урожае, просьбой, чтобы вечно светило солнце, родила земля и никогда не пресекся род человеческий.

Известно, что в древности славяне, тоже земледельцы, поклонялись полотенцам-убрусам, — вернее, священным изображениям, вышитым на холсте. На протяжении многих веков узоры эти бережно передавались из поколения в поколение, из рода в род, от матери к дочери и сопутствовали человеку во все дни его жизни. Само слово «узор» происходит от древнеславянского «узрети» (увидеть).

В древней Руси понимали смысл этого слова еще и как «красота», «благо». В славянских языках, в частности, в русском, «узор» имеет много однокоренных слов: заря, зарница, зарево. Все они по своему смыслу связаны со значениями «свет» и «тепло». Восходя к первоначальному древнему культу неба и солнца, узоры являли собой «знамения неба», Конец поло­тенца. Вторая половина XIX в. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити.Шов роспись, счетная гладь. 47×33. Из Карго­поля.

«божественные знаки». Когда-то были они не столько украшением в нашем понимании, сколько знаками и образами божества у наших древних предков. Украшенное ими полотенце всегда висело в «красном углу», иным отирали новорожденного ребенка, а разузоренный плат-ширинка необходим был в свадебной обрядности.

Г.П.Дурасов - "Каргополье. Художественные сокровища"

Конец полотенца. Холст, х.-б. Вторая половина XIX в. Ткань, льняные, шерстяные и х.-б. нити.Шов роспись и счетная гладь. 34 х 32. Из деревни Калитинская.

Подол празд­ничной женской рубахи. Первая половина XIX в. Фрагмент. Холст, шелковые и х.-б. нити.Досюльный шов, косой крест. 26 х 146.

Стан празд­ничной женской рубахи. Первая половина XIXв. Фрагмент. Холст, кумач, шелковые, шерстяные, х.-б. нити. Двусторонний шов, счетная гладь. 80 X 60.

Стан празд­ничной женской рубахи. Начало XIX в. Фраг­мент. Холст, х.-б. и шелковые нити.Дву­сторонний шов, счетная гладь. 78 X 190.

Источник

info-grad.com

Презентация «Образы и мотивы в русской народной вышивки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Образы и мотивы в русской народной вышивки. Полотенце. Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть

Слайд 2

Цели и задачи урока:1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре. 2. Знакомство со значением полотенца, мотивами славянской орнаментальной символикой 3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

Слайд 3

Словарь урокаполотенце орнамент ритм узор символ симметрия значение цвета

Слайд 4

Орнамент на полотенцахВ народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.

Слайд 5

Название и предназначение полотенцаДревние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

Слайд 6

Родильное полотенцеРодился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Слайд 7

Поясок для новорождённогоНа голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти – оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Слайд 8

Вытиральное полотенцеУ наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

Слайд 9

Свадебный обряд «хлеб да соль»Обряд «хлеб да соль» на свадьбе - этоТрадиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу.

Слайд 10

Образа украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

Слайд 11

Интерьер украшали полотенцами, изба становилась более уютной, праздничной, нарядной.

Слайд 12

Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство. Значение символов в вышивке

Слайд 13

Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки, дерево, рождающее новую жизнь. Считалось символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Слайд 14

Среди домашних животных славяне более других почитали коня, который считался хранителем домашнего очага

Слайд 15

Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая)В древности женщину обожествляли, потому что она продлевала род, являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках

Слайд 16

Символика цветаБелый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; женский, нежный цвет; символизирует чистоту, свет, благо.

Слайд 17

Красный, вышитый крестом по белому фону, символизирует солнце,огонь.

Слайд 18

Черный цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; символ земли, плодородия. Символика цвета

Слайд 19

Практическое заданиеВыполнить свой эскиз вышитого полотенца в технике аппликации Желаю удачи!

Слайд 20

Из альбомного листа вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце.Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо: сложить лист несколько раз «гармошкой»; Вырезать ажурный узор для украшения края полотенца; Взять полоски цветной бумаги и, сложив их гармошкой, вырезать узор, применяя известные символы

Слайд 21

Для выполнения задания вам понадобятся:1. Лист белой бумаги 2. Три полоски цветной бумаги (по выбору) 3. Ножницы 4. Клей-карандаш И… желание творить!

Слайд 22

Этапы выполнения работы: 2.Каждый отворот согнуть к сгибу 1.2.1.Лист бумаги сложить вдоль пополам

Слайд 23

Этапы выполнения работы:3.Начиная от сгиба приступить к оформлению фигурного края полотенца2.1.

Слайд 24

Этапы выполнения работы:4. Для получения большего ажура сделать вырезы со стороны другого сгиба 5. Расправить заготовку2.1.

Слайд 25

Для выполнения имитации вышивки крестом нам необходимо взять 3 полоски цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш

Слайд 26

Этапы выполнения работы:1.Согнуть полоски пополам 2.Получившийся результат еще раз сложить пополам1.2.3.

Слайд 27

Этапы выполнения работы:3.Оформить наружные края полоски ажурным рисунком, имитируя вышивку крестом1.2.3.

Слайд 28

Получившийся результат расправить

Слайд 29

Располагаем полоски на поле полотенца.

Слайд 30

Примечание: клеем-карандашом смазываем заготовку полотенца!!! 1.2.

Слайд 31

Полотенце готово!

Слайд 32

Варианты работ учеников

Слайд 33

Спасибо за урок.

lusana.ru

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце

Автор учитель изобразительного искусства Новикова Т.Н. ГОУ СОШ № 840

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку.

  3. Проверить отсутствующих в классе.

  4. Сообщение темы и целей урока.

Основная часть:

  1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

  2. Постановка художественной задачи.

  3. Практическое выполнение задания.

  4. Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

vish30.jpg

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

vish35.jpgvish8.jpg

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

50310184_1256476386_018.jpgмакош7.jpg

Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

image_id21170w0h0_Russian_Linen_Embroidered_Towel_Tzar-Birds.jpg

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

6d81378144.jpgimage001.jpg

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

kr.jpg

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

rusyzor13.jpg

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс- выставка готовых работ

Литература

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

gigabaza.ru