3.Создание Древнерусского государства. Происхождение названия Русь. Россия название общества а древнерусское государство
Общества, а Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация страны и государства
А)На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет».
Б)Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре:
Ж) Выберите из списка глобальные проблемы человечества:
З) Установите соответствие между элементами^
а) определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма
б) определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет,
в) определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия
И) Перечисли формы общения и дай им характеристику
К)Установите соответствие и впишите получившуюся последовательность букв в таблицу:
1. государство а) социальная сфера
2. семья б) духовная сфера
3. банковская система в) политическая сфера
4. образование г) экономическая сфера
Л)Напишите мини - сочинение по вопросу:
Можно ли утверждать, что в наше время на Земле встречается любой из существовавших в прошлом типов общества? ( в сочинении должны обязательно присутствовать: терминология, аргументация, примеры)
Вариант №2
А)На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет».
- Социальная сфера в широком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их.
- Потребителями товаров и услуг являются лишь 75% проживающих на данной территории людей.
- В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология.
- Около 5 млн. лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс.
- В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступала промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.
Б)Соотнеси
1)Прогресс а)-позитивные сдвиги в обществе.
2)Регресс б)-негативные сдвиги в обществе.
В)В каком обществе сословное деление уступает место классовому:
- индустриальное,
- доиндустриальное,
- постиндустриальное.
Г) К фундаментальным институтам общества относятся:
- семья,
- здравоохранение,
- производство,
- армия и суд,
- государство,
- образование (культура и наука),
- религия.
Д) Установите соответствие между элементами
1)Страна а)-территория, имеющая определённые границы и
пользующаяся государственным суверенитетом.
2)Государство б)-политическая организация данной страны, включающая
определённый тип режима власти, органы и структуру
правления.
Е) Установите соответствие между элементами
1)Социальная сфера а)включает в себя четыре главный вида деятельности.
2) Политическая сфера б)культура, наука, образование и религия.
3) Экономическая сфера в)включает президента и его аппарат, правительство и
4) Духовная сфера парламент, армию, милицию, налоговую полицию и
таможенную службу.
г)охватывает классы, социальные слои, нации.
Ж) Глобализация-это:
- исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
- тенденция к разнообразию
З) Закон ускорения истории это:
а) На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.
б) На каждую последующую стадию уходит больше времени, чем на предыдущую.
И) Перечислите виды общения, и дай им характеристику.
К) Установите соответствие и впишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
- использование пушнины для обмена а) духовная сфера
2) рост цен на товары и услуги в) политическая сфера
3) создание наскальных картин древними г) социальная сфера
охотниками и собирателями
4)существование в обществе семей различного типа
5)активное участие народа в выборах
Л) Напишите мини - сочинение по вопросу:
Можно ли утверждать, что в наше время на Земле встречается любой из существовавших в прошлом типов общества? ( в сочинении должны обязательно присутствовать: терминология, аргументация, примеры)
Ответы:
Вариант 1
А) 1-нет
2-нет
3-да
4- нет
5-да
Б) Ответ: 1.
В) Ответ: 2
Г) 4
Д) 1,3,4
Е) 3
Ж) 1,2,3
З) 1-в,2-а 3-б
И
К)1-в, 2-а, 3-г, 4-б
Л)
Ответы:
Вариант 2
А)1(Нет).
2нет
3 да
4 нет
5 нет
Б)1-а 2-б
В) Ответ: 1.
Г) Ответ: 1,6, 7.
Д)1-а 2-б
Е)1-г, 2-в. 3-а 4-б
Ж)1
З)1
И)
К)1-б 2-б 3-а 4-г 5-в
Л)
uch.znate.ru
Общества, а Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация страны и государства
А)На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет».
Б)Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре:
Ж) Выберите из списка глобальные проблемы человечества:
З) Установите соответствие между элементами
И) Перечисли формы общения и дай им характеристику
К)Установите соответствие и впишите получившуюся последовательность букв в таблицу:
1. государство а) социальная сфера
2. семья б) духовная сфера
3. банковская система в) политическая сфера
4. образование г) экономическая сфера
Л)Напишите мини - сочинение по вопросу:
Можно ли утверждать, что в наше время на Земле встречается любой из существовавших в прошлом типов общества? ( в сочинении должны обязательно присутствовать: терминология, аргументация, примеры)
Вариант №2
А)На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет».- Социальная сфера в широком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их.
- Потребителями товаров и услуг являются лишь 75% проживающих на данной территории людей.
- В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология.
- Около 5 млн. лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс.
- В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступала промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.
Б)Соотнеси
1)Прогресс а)-позитивные сдвиги в обществе.
2)Регресс б)-негативные сдвиги в обществе.
В)В каком обществе сословное деление уступает место классовому:
- индустриальное,
- доиндустриальное,
- постиндустриальное.
Г) К фундаментальным институтам общества относятся:
- семья,
- здравоохранение,
- производство,
- армия и суд,
- государство,
- образование (культура и наука),
- религия.
Д) Установите соответствие между элементами
1)Страна а)-территория, имеющая определённые границы и
пользующаяся государственным суверенитетом.
2)Государство б)-политическая организация данной страны, включающая
определённый тип режима власти, органы и структуру
правления. Е) Установите соответствие между элементами
1)Социальная сфера а)включает в себя четыре главный вида деятельности.
2) Политическая сфера б)культура, наука, образование и религия.
3) Экономическая сфера в)включает президента и его аппарат, правительство и
4) Духовная сфера парламент, армию, милицию, налоговую полицию и
таможенную службу.
г)охватывает классы, социальные слои, нации. Ж) Глобализация-это:
- исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
- тенденция к разнообразию
З) Закон ускорения истории это:
а) На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.
б) На каждую последующую стадию уходит больше времени, чем на предыдущую.
И) Перечислите виды общения, и дай им характеристику. К) Установите соответствие и впишите в таблицу получившуюся последовательность букв.- использование пушнины для обмена а) духовная сфера
2) рост цен на товары и услуги в) политическая сфера
3) создание наскальных картин древними г) социальная сфера
охотниками и собирателями
4)существование в обществе семей различного типа
5)активное участие народа в выборах
Л) Напишите мини - сочинение по вопросу:
Можно ли утверждать, что в наше время на Земле встречается любой из существовавших в прошлом типов общества? ( в сочинении должны обязательно присутствовать: терминология, аргументация, примеры)
Ответы:
Вариант 1А) 1-нет
2-нет3-да
4- нет5-да Б) Ответ: 1.
В) Ответ: 2 Г) 4 Д) 1,3,4 Е) 3 Ж) 1,2,3 З) 1-в,2-а 3-бИ
К)1-в, 2-а, 3-г, 4-б
Л)
Ответы:
Вариант 2А)1(Нет).
2нет
3 да
4 нет5 нет
Б)1-а 2-бВ) Ответ: 1.
Г) Ответ: 1,6, 7.
Д)1-а 2-б
Е)1-г, 2-в. 3-а 4-б
Ж)1
З)1И)
К)1-б 2-б 3-а 4-г 5-в
Л)
konesh.ru
3.Создание Древнерусского государства. Происхождение названия Русь.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.
Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение "Русь", включавшее в себя и часть северян.
Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины свидетельства формирующейся государственности.
Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.
Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Русь (Русская земля) – название государственно-политического образования восточных славян IX – XIII в. создавших древнерусское государство. Тогда, понятие "Русь" относилось не столько к названию целого народа, сколько к обозначению территорий — земель и княжеств. Термин "Русь" прочно закрепился за северо-восточными территориями бывшего древнерусского государства и стал основой понятия "русские". Уже в начале 12 в. под термином "Русская земля" понимались все славянские племена, населявшие Восточную Европу.
studfiles.net
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО | РОССИЯ И МИР
1. Образование Древнерусского государства
переход на главную
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VIв.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы
прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
Норманнская теория
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
2. Социально-экономическое развитие
Сельское хозяйство
Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.
Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двуполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" — находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.
У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.
Ремесло
Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.
Торговля
Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и злато кузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.
Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.
Социальный строй
Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.
Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д.Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.
Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.
Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.
Категории населения
Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIV в. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.
Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община — вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.
С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям —рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.
В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако, значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным
хозяйством.
Вотчина
Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие — тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.
Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.
Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.
3. Политика первых киевских князей
Х век
После Олега (879-912) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-945) и считают сыном Рюрика. После его гибели во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга. Летописи характеризуют княгиню Ольгу как мудрую и энергичную правительницу.
Около 955 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где приняла христианство. Этот визит имел также и большое политическое значение. Вернувшись из Константинополя, Ольга официально передала власть сыну Святославу (957-972).
Святослав, прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы.
После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом, и начал против него военные действия. Древлянские дружины князя Олега были разбиты, а сам он погиб в бою. Древлянские земли были присоединены к Киеву.
После смерти Олега княживший в Новгороде третий сын Святослава Владимир бежал к варягам. Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким образом, единоличным правителем всего Древнерусского государства.
Вернувшись через два года в Новгород, князь Владимир изгнал из города киевских наместников и вступил в войну с Ярополком. Основным ядром войска Владимира была наемная варяжская дружина, которая пришла вместе с ним.
Жестокое столкновение между войсками Владимира и Ярополка произошло в 980 г. на Днепре близ города Любеча. Победу одержала дружина Владимира, а великий князь Ярополк вскоре был убит. Власть на всей территории государства перешла в руки великого князя Владимира Святославича (980-1015).
Расцвет Древнерусского государства
В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.
Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.
Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.
Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.
Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.
Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.
Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).
В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.
Время Ярослава — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.
Носителем верховной власти в
Первые признаки раздробленности
Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место "садился" не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом, князья передвигались из одной области в другую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труднее. В отношения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и даровитые князья стремились подняться выше старших родичей.
После смерти Ярослава Мудрого Русь вступила в период княжеских усобиц. Однако о феодальной раздробленности в это время говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончательно сформировываются отдельные княжества — земли со своими столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой, направленной на поддержание принципа родового владения Русью.
Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями — Изяславом (1054-1073, 1076-1078), Святославом (1073-1076) и Всеволодом (1078-1093). Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, было особенно беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов, половцы часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил их на Русь.
Владимир Мономах
После смерти князя Всеволода его сын Владимир Мономах имел реальные шансы занять княжеский престол. Но наличие в Киеве достаточно могущественной боярской группировки, настроенной против потомков Всеволода в пользу детей князя Изяслава, имевших больше прав на княжеский стол, заставило Владимира Мономаха отказаться от борьбы за киевский стол.
Новый великий князь Святополк II Изяславич (1093-1113) оказался слабым и нерешительным полководцем и плохим дипломатом. Его спекуляции хлебом и солью во время голода, покровительство ростовщикам вызывали озлобление среди киевлян. Смерть этого князя послужила сигналом к народному выступлению. Горожане разгромили двор киевского тысяцкого, дворы ростовщиков. Боярская дума пригласила на киевский стол популярного среди народа князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности Владимира Мономаха, называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю.
После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.
4. Раннефеодальная монархия
Управление
Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский великий князь.
Отдельными землями страны ведали родственники великого князя — удельные князья или его посадники. В управлении страной великому князю помогал особый совет — боярская дума, в которую входили младшие князья, представители племенной знати — бояре, дружинники.
Княжеская дружина занимала важное место в руководстве страной. Старшая дружина фактически совпадала по своему составу с боярской думой. Из старших дружинников обычно назначались княжеские наместники в наиболее крупные города. Младшие дружинники (отроки, гриди, детские) выполняли в мирное время обязанности мелких управителей и слуг, а в военное были воинами. Они обычно пользовались частью княжеских доходов, например, судебных пошлин. Князь делился с младшей дружиной собираемой данью и военной добычей. Старшая дружина имела иные источники дохода. На ранних этапах существования Древнерусского государства старшие дружинники получали от князя право на дань с определенной территории. С развитием феодальных отношений они становились собственниками земли, владельцами вотчин. Местные князья, старшие дружинники имели собственные дружины и боярские думы.
Военные силы Древнерусского государства состояли из отрядов профессиональных воинов — княжеских и боярских дружинников и народного ополчения, собиравшегося в особо важных случаях. Большую роль в войске играла конница, пригодная для борьбы с южными кочевниками и для дальних походов. Конницу составляли в основном воины-дружинники. Киевские князья располагали также значительным ладейным флотом и совершали дальние военные и торговые экспедиции.
Кроме князя и дружины, значительную роль в жизни Древнерусского государства играло вече. В некоторых городах, например, в Новгороде, оно действовало постоянно, в других — собиралось лишь в чрезвычайных случаях.
Сбор дани
Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить размер дани, был убит восставшими древлянами.
После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, объехала некоторые части Руси и, по словам летописи, "уставила уставы и уроки", "оброки и дани", то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: "становища и погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани — повоз — доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.
Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий безопасности на торговых путях.
"Русская правда"
Первые сведения о существовавшей на Руси системе права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не
знаем.
Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник — "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого — "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.
В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.
За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.
Церковь
Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.
После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава — митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.
В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов — епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков — десятину.
Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи — митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что "молитвами иноков (монахов) мир спасается".
Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.
5. Внешняя политика
Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.
Русско-византийские отношения
Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках Константинополя реализовывалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли приводили к военным столкновениям.
При князе Олеге объединенные силы Киевского государства осадили столицу Византии Константинополь (русское название — Царьград) и вынудили византийского императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911). До нас дошел еще один договор с Византией, заключенный после менее удачного похода на Константинополь князя Игоря в 944 г.
В соответствии с договорами русские купцы ежегодно летом приезжали в Константинополь на торговый сезон и жили там шесть месяцев. Для их проживания было выделено определенное место в предместье города. По договору Олега, русские купцы не платили никакой пошлины, торговля была по преимуществу меновой.
Византийская империя стремилась втянуть соседние государства в борьбу между собой, чтобы ослабить их и подчинить своему влиянию. Так, византийский император Никифор Фока пытался воспользоваться русскими войсками для ослабления Дунайской Болгарии, с которой Византия вела долгую и изнурительную войну. В 968 г. русские войска князя Святослава Игоревича вторглись на территорию Болгарии и заняли ряд городов по течению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец — крупный торговый и политический центр в низовьях Дуная. Успешное наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влиянием греческой дипломатии печенеги напали в 969 г. на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в союзе с болгарским царем Борисом против Византии.
Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины разгромили византийцев и обратили их в бегство. Преследуя отступающую армию, войска Святослава захватили ряд крупных городов и дошли до Адрианополя. Под Адрианополем был заключен мир между Святославом и Цимисхием. Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир был заключен осенью, а весной Византия начала новое наступление. Болгарский царь перешел на сторону Византии.
Войско Святослава из Переяславца перешло в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной осады Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому договору русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые связи. Русь и Византия становились союзниками.
Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043 г. Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе. Не получив достойного удовлетворения за обиду, князь Ярослав Мудрый послал к византийским берегам флот, во главе которого стоял его сын Владимир и воевода Вышата. Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046 г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того времени был закреплен династическим союзом — браком сына Ярослава Всеволодовича дочерью императора Константина Мономаха.
Разгром Хазарского каганата
Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили хазарам дань.
Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, Керченский пролив, переправу между Волгой и Доном. Установленные там таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы (правители государства) не довольствовались торговыми сборами, задерживали и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.
Во второй половине X в. началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. В 965 г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским портом стал форпостом Руси на Черном море. В конце Х в. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.
Борьба против кочевников
В X и начале XI вв. на правом и левом берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и решительные нападения на русские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега.
В 969 г. печенеги во главе с князем Курей осадили Киев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое положение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил печенегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских порогов князь Святослав был убит.
Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стугне, Суле, Десне и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей") различных славянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей.
После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый возвел Софийский собор в Киеве.
В середине XI в. печенеги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными племенами кипчаков. На Руси их называли половцами, они занимали Северный Кавказ, часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XI в., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XI в. были предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111 г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований — город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего XII в. происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.
Международное значение Древнерусского государства
Древнерусская держава по своему географическому положению занимала важное место в системе европейских и азиатских стран и была одной из сильнейших в Европе.
Постоянная борьба с кочевниками защищала от разорения более высокую земледельческую культуру, способствовала обеспечению безопасности торговли. Торговля Западной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока, с Византийской империей во многом зависела от военных успехов русских дружин.
О международном значении Руси свидетельствуют брачные связи киевских князей. Владимир Святой был женат на сестре византийских императоров Анне. Ярослав Мудрый, его сыновья и дочери породнились с ко
maxpark.com
Образование государства Древняя Русь
Новые рефераты:
- Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
- Колебательные реакции.
- Предмет формальной логики.
- Роль и значение времени в управлении.
- Античная философия.
- Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
- Рыночные структуры.
- Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
- Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
- Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
- Теоретические основы аудита производственных запасов.
Главная » История отечества - полный курс лекций » 4. Образование государства Древняя Русь
Образование государства Древняя Русь
Древнерусское государство возникло в IX в. из восточнославянских племенных союзов. О последних сообщает нам древний летописец в “Повести временных лет”. Поляне жили на Днепре в районе Киева, древляне — в Полесье, словене ильменские — на севере, ближе к Западной Двине — дреговичи, с последними соседствовали кривичи, в бассейне Оки — вятичи... Князь, тысяцкий, старейшины, дружина, вече — таковы основные элементы общественно-политической структуры восточнославянских племенных союзов накануне образования государства. Основу экономики населения здесь составляли земледелие и скотоводство. Охота, рыболовство, бортничество также приносили существенную выгоду, ведь огромные дремучие леса изобиловали диким зверем, птицей, а многоводные реки — рыбой. Рыба составляла значительную часть рациона восточных славян. Бортничество — это добыча меда диких пчел. Мед и горячительные напитки из него — излюбленное питье славян. С древнейших времен основные предметы вывоза из Руси — это меха, воск, мед, рабы. В качестве важнейших дорог в Восточной Европе выступили речные пути (Волга, Днепр, Дон, Западная Двина), именно по ним в раннее средневековье Восточная Европа связывала развитые страны Востока с Западной Европой. После первого этапа объединительного процесса у восточных славян, когда были созданы союзы племен, наступил второй этап: создавались союзы союзов племен. Один из них возник на северо-западе Русской равнины. Летописец сообщает, что чудь, словене, кривичи и весь обратились к жителям Скандинавии — варягам (норманнам): “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. По их приглашению прибыли 3 князя с военными дружинами: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик сел в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Из этого краткого летописного сообщения в XVIII в. создана целая “норманнская проблема”. Одни историки (чаще всего зарубежные) считали, что именно варяги привнесли государственность на Русь, другие, начиная с М. В. Ломоносова, полностью отрицали роль варягов в построении государства. Современные данные показывают, что ошибочно как преувеличивать роль варяжских военных дружин на Руси, так и полностью игнорировать их значимость. Конец VIII — IX вв. — начало эпохи викингов, когда вследствие перенаселения в бедных скандинавских странах началась широкая миграция людей оттуда на запад и восток. В славянских землях викинги (или русь, варяги) сталкивались с местным населением, находившимся на том же цивилизационном уровне, что и они сами. Вожди варяжских отрядов заключали здесь союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. А южная и юго-восточная часть славянских земель попала в орбиту влияния Хазарии. Оказав существенное влияние на становление сильной княжеской власти, варяги не принесли на Русь государственность, которая вызрела в недрах древнерусского общества и прошла долгий путь становления. Второй мощный суперсоюз племен сформировался на среднем Днепре. Во главе его стояли поляне. Это треугольник Киев — Чернигов — Переяславль. Согласно летописи, “Русь” — название варяжского племени, из которого происходил Рюрик, чьи потомки и стали первой правящей династией на Руси — Рюриковичей. Согласно другой устной традиции, “Русь” или “Рось” — название племенного союза вокруг речки Рось южнее Киева. Лишь после XII в. понятие Русь стало обозначать не только Киевщину, но и всю территорию, занятую восточными славянами. Сходный термин “рось” существовал издавна и на юге (в переводе с иранского — светлый), хотя нужно помнить, что на Руси форма “Рос” (Россия) появилась лишь в XVI в. Объединил Новгород и Киев (два суперсоюза) преемник Рюрика — Олег, который в 882 г. со своей военной дружиной спустился из Новгорода и захватил Киев. Именно эта дата до Октябрьской революции считалась формальной датой создания государства Русь. Держава вначале представляла собой своеобразную федерацию полунезависимых племенных княжений, подчинявшихся великому князю Киевскому. Великий князь в них имел право на сбор дани (полюдье) и получал в случае нужды военные ополчения для больших походов. Киевские правители стремились ликвидировать такие местные княжения и местные династии, но борьба эта была долгой и растянулась на весь Х в. Под полюдьем обычно понимают ежегодные объезды князя с дружиной своих земель с целью сбора дани. Для сбыта полученной дани и устраивались затем военно-торговые экспедиции (но не набеги и походы) в соседние страны. Великий князь, подчиняя себе местные княжения, опирался прежде всего на дружину, уже при Олеге расширившуюся за счет коренной славянской знати, с которой он вынужден был считаться. На местах же князья опирались, кроме знати (бояр, старейшин, “мужей”), также на общее собрание всех общинников (вече). В случае войны собиралось ополчение со всех подвластных Киеву земель, которое возглавлял общерусский воевода (в местных княжествах — тысяцкий), бывший вторым человеком в государстве после князя. Основная масса населения государства — свободные общинники — землепашцы. Таким образом, по политическому строю раннефеодальное государство Древняя Русь было монархией с сильными пережитками родового строя и военной демократии. Княгиня Ольга (945 — 964) отменила архаичную систему полюдья, вызвавшую восстание древлян при князе Игоре, и заменила ее систематическим сбором дани в заранее определенном объеме по погостам (административным центрам) тиунами — чиновниками княжеской администрации. Русское государство, по своему характеру военное и торговое, экономически основывалось на контроле над днепровским участком великого торгового пути древности — “из варяг в греки”. Именно вдоль этого торгового пути возникли крупные города: Киев, Смоленск, Новгород. Он стал как бы стержнем Древнерусского государства, его экономической базой. Значительная прибыль, извлекаемая князьями из обеспечения безопасности многочисленных торговых караванов, позволила быстро укрепиться мощной княжеской власти, вести покорение соседних славянских племен, совершать дальние военные походы на Царьград, теснить соседние государства — Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Русь стала также посредником между лесистым севером и степным югом. И Византия (самая мощная мировая держава той эпохи), и русские старались также держать открытым восточный торговый путь в Халифат (Волга — Каспий). Наиболее интенсивно экономически и политически Русь наладила систему взаимоотношений именно с Византией. Каждую весну экспедиции варяжских и славянских отрядов отправлялись на своих судах вниз по Днепру. Они везли меха, воск, мед и рабов. А обратно из Константинополя — оружие, вина, ткани, серебро... Князь со своей дружиной сопровождал эти караваны, так как часть товаров принадлежала ему. Ежегодную дань от соседних племен, собираемую им, необходимо было обменивать на редкие для Руси товары именно в Константинополе. Несмотря на эту постоянную торговую связь, русские князья в Х в. неоднократно совершали военные набеги на Византию, пытаясь улучшить права русских купцов там или просто набрать побольше военной добычи или откупа. Первые русские князья — Олег (882 — 912), Игорь (912 — 945), Ольга (945 — 964) — активно расширяли свою власть над соседними славянскими племенами. Выплата годовой дани была лишь первым шагом в объединении этих племен в новое государство. Постепенно власть местных правителей заменялась властью присланных из Киева наместников. Процесс этот шел долго и трудно. Так, в 945 г. восставшие древляне убили князя Игоря. Но военная мощь профессиональных дружин Рюриковичей была значительно выше сил племенных ополчений, и территория Киевской Руси постоянно увеличивалась в IX — X вв. Если первая из трех важнейших задач Рюриковичей, как выше описано, — это укрепление государства и распространение своей власти внутри страны, то вторая — это торговля, военные походы и культурный обмен с Византией, а третья — борьба со степными кочевниками, которые всегда угрожали Руси с юга: хазарами, печенегами, а затем (с XI в.) половцами. Сын Игоря и Ольги — Святослав (964 — 972) был выдающимся и удачливым полководцем своего времени. В отличие от походов-набегов его предшественников, войны Святослава: походы на Волжскую Болгарию и Византию, разгром и уничтожение Хазарии — имели политическую стратегию. Он пытался, и очень успешно, создать новую мощную империю с центром на Балканах. Переяславец на Дунае, занятый им, он хотел сделать центром огромных завоеванных им земель. “Сюда, — говорил он, — будет стекаться все хорошее: золото, одежда, вино и фрукты от греков; серебро и лошади от чехов и венгров; меха, воск, мед и рабы из Руси”. Действительно, Святослав, покорив болгар и уничтожив Хазарию, стал наследником степной империи кочевников и занял уникальную стратегическую позицию. Он контролировал территорию от устья Волги до устья Дуная. Но планам его не суждено было сбыться. Огромная многовековая мощь и опыт Византийской империи, не сопоставимые с ресурсами и опытом лидера молодого государства, позволили ей разгромить Святослава на Дунае, а вторжение печенегов на Русь, от руки которых Святослав и погиб, вернуло ситуацию в прежние рамки. В кровавой междоусобице, разгоревшейся между сыновьями Святослава после его смерти, победил младший сын — Владимир (980 — 1015). С ним связано событие огромного значения в истории Руси — принятие христианства. Религией восточных славян было язычество. Некоторые отголоски его (масленица, элементы культа природы) дожили в России до наших дней. Заключительным этапом развития язычества стало появление многобожия — политеизм. Наиболее известны Перун — бог молнии и грома, Велес — бог скота, торговли и богатства, Даждьбог — ипостась бога Солнца, Стрибог — бог ветра и многие другие божества различных крупных племенных союзов. Для более устойчивого объединения вокруг Киева местных славянских земель и сплочения державы необходимы были качественно новые меры. Князь Владимир попытался в начале своего княжения (983 г.) создать общерусский пантеон языческих богов (Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог) из божеств племенных княжений. Дядя князя, опытный воевода Добрыня, установил деревянного Перуна в Новгороде. Но Владимир быстро убедился в малой эффективности своей реформы язычества. Нужна была монотеистическая религия, значительно укреплявшая власть единого правителя. Это было тем более необходимо, что такие религии исповедовали все окружавшие Русь государства. В 962 г. крестился польский князь Мешко (от Рима). Еще ранее христианство пришло в Чехию. Волжская Булгария и весь Восток были исламскими. На территориях разрушенной Хазарии господствовал иудаизм, а влияние еврейских купцов на международную торговлю оставалось очень значительным. И все же Русь была обречена на христианизацию. Христианство пробивало здесь дорогу себе уже более 100 лет. По летописному рассказу “Повести временных лет”, князь провел в Киеве своеобразное испытание веры, то есть прозондировал все основные варианты монотеистических религий с целью выбрать среди них оптимальный для своего народа. Возможно, Владимир действительно направлял посольства на Восток в исламские страны (Булгар, Хорезм), в хорошо знакомый славянам Царьград (Константинополь). Из всех соседей Руси единственной мощной мировой державой являлась Византия, отношения с которой длились все начальные века славянской истории. Внутренне стабильная, высококультурная империя с неограниченной властью монарха, подкрепленной греческой церковью, давно притягивала взоры русских князей. Следует помнить, что княгиня Ольга (бабка Владимира) крестилась еще в 954 г. Были христианами уже многие бояре и дружинники.В 988 г. Русь была крещена по приказу князя Владимира, причем чаще всего крещение носило принудительный характер. Идолы Перуна и прочих языческих богов дружинники скинули в реку, а сами киевляне были окрещены в Днепре. В Новгороде Добрыня “огнем и мечом” крестил горожан, причем на севере сопротивление христианизации было более сильным, чем на юге страны. В целом же процесс крещения Руси продолжался как минимум еще один-два века. До самого конца киевского периода русской истории христианство лишь скользило по поверхности нашего общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. Древнерусское язычество было настолько распространено, что и многие века спустя после принятия христианства русское общество оставалось языческим по своему менталитету, мировоззрению людей, их привычкам, житейской практике отношений.Принятие христианства усилило власть великого князя киевского, ускорило консолидацию древнерусского этноса, имело огромное значение для развития русской культуры.
Введение христианства приобщило Русь к мировой цивилизации — великой культурной традиции Византии. Церковная структура на Руси стала мощной опорой русской государственности. Христианство вместе с тем способствовало гуманизации русского общества, насаждению качественно иных по сравнению с язычеством норм морали и этики, призывало “возлюбить ближнего, как самого себя”. Не случайно первые русские святые — князья Борис и Глеб — отказались от борьбы за княжеский стол, разгоревшейся после смерти их отца — князя Владимира.Политический строй. Расцвет древнерусского государства приходится на время правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054), сына князя Владимира. Именно он победил в междоусобной борьбе за власть, разгоревшейся после смерти Владимира между его сыновьями. Власть в Киеве вначале захватил Святополк, пославший убийц к своим сводным братьям — Борису и Глебу. Они погибли, но стали символами жертвенности и искренней любви к богу. Князья Борис и Глеб — первые русские святые, чтимые православной церковью. Против братоубийцы Святополка, прозванного в народе Окаянным, начал войну Ярослав, посаженный отцом наместником в Новгороде. Новгородцам всегда не нравилось верховенство Киева, и они активно поддержали Ярослава в борьбе за власть. В ходе этой борьбы Ярослав привёл на помощь дружины варягов, а Святополк — печенегов и поляков. В конце концов победа досталась Ярославу. Именно при нем Киев стал политической и культурной столицей государства. За образец Ярослав взял Константинополь. Он построил в Киеве великолепный Софийский собор, новую крепость и Золотые ворота. Князь очень любил книги и собрал их огромное количество. Многие книги переводили специально для него с греческого. Киев стал важным центром образования и науки. По своему политическому строю Древняя Русь — это раннефеодальная монархия. Великий князь был главой государства, но полным единовластием не обладал. Главная его функция — военная. Он с помощью своей дружины, а иногда местного ополчения обороняет княжество от врагов, совершает походы в соседние земли, собирает налоги (дань). Князь в ту эпоху прежде всего глава своей дружины, а также верховный судья. Его власть существенно ограничена знатью. Верхушка дружины, бывшие племенные князья и старейшины образовывали Совет при князе, который решал все главные вопросы в государстве. Этих людей стали называть боярами. Многие из них имели богатые земли со множеством крестьян, а некоторые и собственные дружины. Такими были уже известный нам воевода Свенельд и его потомки, Добрыня — дядя князя Владимира и многие другие. Бояре могли бросить службу одному князю и перейти к другому. Интересы народа тогда представляло вече — городское собрание свободных мужчин. На вече порой решались вопросы войны и мира, в чрезвычайной ситуации неугодные князья могли быть изгнаны из города. Итак, можно выделить три элемента в управлении княжеством: первый — монархический элемент (князь), второй — аристократический (бояре) и третий — демократический (вече). В разных городах и княжествах Руси эти элементы сочетались по-разному. На севере (Новгород, Псков) постоянно росла роль вече. В центре страны (Владимир, Суздаль, Ростов) сильнее был князь, а на юго-западе (Галич, Волынь) к полной власти стремилось боярство. При Ярославе Мудром мы наблюдаем пик мощи и расцвета единого Древнерусского государства. После его смерти начинается процесс деления Руси на несколько самостоятельных княжеств, управляющихся разными князьями из дома Рюриковичей. Этот процесс пошел особенно быстро после смерти внука Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха (1113 — 1125), который был последним сильным киевским князем. Начался период феодальной раздробленности на Руси. Лекция, реферат. Образование государства Древняя Русь - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
1. История как наука. Принципы изучения истории2. Концептуальные модели истории3. - ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IХ — ХII ВЕКАХ4. Образование государства Древняя Русь5. Социально-экономические отношения в Древней Руси6. Культура Древней Руси7. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В XIV — XVI ВЕКАХ7.1 Нашествие Батыя7.2 Возвышение Москвы. Дмитрий Донской7.3 Русь в XV веке. Создание централизованного государства8. РОССИЯ В XVI — XVII ВЕКАХ. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО8.1 Россия в XVI веке8.2 Ливонская война и опричнина8.3 Жизнь и быт русского народа8.4 Смутное время (1598 — 1613)8.5 Россия в XVII веке8.6 Соборное Уложение 1649 года и политический строй России8.7 Религиозный кризис9. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ9.1 Реформы Петра I и начало модернизации Российского общества9.2 Россия в эпоху дворцовых переворотов9.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II9.4 Военно-полицейский режим Павла I10. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ10.1 Либеральные реформы Александра I10.2 Отечественная война 1812 г.10.3 Российское государство и общество в эпоху реакции (20 - 50-е гг. XIX века)10.4 Реформы и контрреформы 60 – 90-х гг. XIX века10.5 Идейные течения и общественно-политические движения XIX века. Западники и славянофилы11. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА11.1 Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале ХХ вв.11.2 Буржуазно-демократическая революция 1905 — 1907 гг. в России и ее последствия11.3 Думская монархия и реформы П.А. Столыпина12. Первая мировая война — катализатор мирового исторического процесса. Россия в 1917 г.13. Первая мировая война: ее причины, характер, последствия для мирового исторического процесса. Назревание общенационального кризиса в России13.1 Назревание общенационального кризиса в России13.2 Революция 1917 г. и падение самодержавия. Проблема выбора пути цивилизационного развития России13.3 Приход большевиков к власти: причины и последствия. Конец демократической революции14. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ14.1 Причины и периодизация гражданской войны в России14.2 Расстановка социально-политических сил во время гражданской войны14.3 Белый и красный террор14.4 Итоги и уроки гражданской войны. Причины победы большевиков15. ПОИСК СОВЕТСКИМ РУКОВОДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗМА: «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ», НЭП15.1 Военный коммунизм, его сущность, причины, хронологические рамки, значение, итоги15.2 НЭП, его истоки, сущность, оценки, итоги16. Советское общество в период форсированного строительства социализма16.1 Выбор пути экономического развития СССР во второй половине 20-х гг.: борьба альтернатив16.2 Политика и практика форсированной индустриализации в СССР: замыслы, итоги16.3 Сплошная принудительная коллективизация в СССР: причины, цели, итоги16.4 Итоги коллективизации16.5 Формирование тоталитарного режима в СССР: сущность, причины, проявления17. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939 — 1945 гг.17.1 Истоки войны17.2 Смысл второй мировой войны17.3 Великая Отечественная война17.4 Итоги войны18. СССР В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ (1945 — 1985 гг.)18.1 Внешнеполитическая стратегия18.2 Социально-экономическое развитие СССР в послевоенные годы18.3 Эволюция политического режима19. ЧЕТВЕРТАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1985 — 1990-е гг.)19.1 Сущность революции, хронологические рамки и периодизация. Проблема начала революции.19.2 Распад СССР19.3 После СССР19.4 Россия в конце 90-х. Приход к власти Владимира Путина19.5 Основные положения государственного образовательного стандарта<br />по курсу «Отечественная история»20. Дополнительные материалы20.1 Древнерусское государство по «Повести временных лет»20.2 Система наказаний по «Русской правдЕ»20.3 РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIV – ХVI вЕКАХ20.4 Учреждение опричнины (по никоновской летописи)20.5 С. Платонов о деятельности Ивана IV20.6 С. Платонов. Смута в Московском государстве20.7 Из «Краткого известия о Московии» Исаака Массы20.8 Э. Геркма. из сочинения20.9 Соборное Уложение 1649 г. (извлечение)20.10 Г. Котошихин о приказах21. Примерные вопросы для экзамена по отечественной истории
Похожие работы: Восточные славяне 24.04.2009/контрольная работа
Происхождение восточных славян. Первые упоминания о венедах. Основные занятия восточных славян в степной и лесостепной полосе. Языческая религия, отражающая отношение славян к стихийным силам природы. Образование государства у восточных славян.
Древняя Русь в период раздробленности1.06.2008/контрольная работа
Древнерусское государство. Причины, факторы раздробленности. Образование государственных центров. Древнерусское государство. Причины, факторы раздробленности. Образование государственных центров. Владимиро – Суздальская земля. Галицко – Волынское княжеств
История Татарстана6.05.2007/реферат
Четыре волны переселения булгар на Среднюю Волгу. Образование государства Волжская Булгария. Государственное устройство Булгарии. Культурно-экономическое развитие раннефеодального государства. Расцвет и падение Булгарской державы.
Образование единого государства южных славян13.05.2010/контрольная работа
Процесс борьбы за образование государства Югославия в годы Первой мировой войны. Программы различных политических партий и движений по созданию единого национального государства. Образование королевства СХС (Сербо-хорвато-словенского). Конституция 1921 г.
Последствия промышленного переворота в Европе29.01.2010/контрольная работа
Социальные особенности промышленного переворота в Европе, рост городов. Идейно-политические течения, профсоюзное движение и образование политических партий. Вторая научно-техническая революция, образование государственно-монополистического капитализма.
Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке8.01.2011/дипломная работа
История Палестины и этноконфессиональная ситуация до начала еврейской колонизации. Усиление сионистской активности. Лидеры арабского сопротивления. Образование государства Израиль. Роль исламского фактора в борьбе палестинских арабов за независимость.
Князь Олег13.12.2010/реферат
Две версии происхождения князя Олега по летописи и традиционной версии. Олег Вещий в "Повести временных лет": сказания, повести, легенды устного поэтического эпоса. Образование государства и предания о различных исторических лицах и событиях древности.
Тюркский каганат15.09.2010/реферат
Создание Первого тюркского каганата - крупнейшего государства раннего средневековья. Расселение гаогюйских племен в районах Восточного Туркестана и образование государства Гаогюй. Этнические предки тувинцев. Междоусобные войны и восстания племен теле.
Формы государства на Древнем Востоке. Древневосточная деспотия2.12.2010/контрольная работа
Характеристика государства, возникновение общественных институтов, организации власти на Древнем Востоке: в Египте, Индии и Китае. Образование государств, система администрации, военная организация, суд и законы. Особенности древневосточной деспотии.
referatwork.ru