2. Возникновение первых школ в Киевской Руси. Первые школы в древней руси
Социальные условия становления письменности и возникновение первых школ в Киевской Руси (стр. 1 из 2)
ПЛАН :
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..…..с.
1. Социальные условия становления письменности……………….с.
2. Возникновение первых школ в Киевской Руси………………….с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….….с.
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.
1. Социальные условия становления письменности
В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. Их соседями на юге были Греция, Италия, Византия - своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации.
Молодые славянские "варвары" постоянно нарушали границы южных соседей. Чтобы обуздать их, и Рим и Византия начали предпринимать попытки обратить "варваров" в христианскую веру, подчинив их дочерние церкви главной - латинской в Риме, греческой в Константинополе. К "варварам" стали направлять миссионеров. Среди посланцев церкви, без сомнения, было немало тех, кто искренне и убежденно исполнял свой духовный долг, да и сами славяне, живя в тесном соприкосновении с европейским средневековым миром, все более склонялись к необходимости войти в лоно христианской церкви. В начале IX века славяне начали принимать христианство.
И тогда встала новая задача. Как сделать доступным для новообращенных огромнейший пласт мировой христианской культуры - священные писания, молитвы, послания апостолов, труды отцов церкви? Славянский язык, различаясь диалектами, долгое время оставался единым: все прекрасно понимали друг друга. Однако письменности у славян еще не было. "Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, - говорится в Сказании черноризца Храбра "О письменах", - но [считали] и гадали с помощью черт и резов". Однако при торговых сделках, при учете хозяйства или когда нужно было точно передать какое-нибудь послание, а тем более при диалоге со старым миром, вряд ли "черт и резов" оказывалось достаточно. Возникла потребность в создании славянской письменности.
"Когда же [славяне] крестились, - рассказывал черноризец Храбр, - то пытались записывать славянскую речь римскими [латинскими] и греческими письменами без порядка". Эти опыты частично дошли до наших дней: звучащие по-славянски, но записанные в Х веке латинскими буквами главные молитвы, распространенные у западных славян. Или другой интереснейший памятник - документы, в которых греческими буквами записаны болгарские тексты, причем тех времен, когда болгары говорили еще на тюркском языке (позже болгары будут говорить на славянском).
И все же ни латинский, ни греческий алфавит не соответствовал звуковой палитре славянского языка. Слова, звучание которых невозможно правильно передать греческими или латинскими буквами, приводил уже черноризец Храбр: живот, чаяние, юность, язык и другие. Но выявилась и иная сторона проблемы - политическая . Латинские миссионеры вовсе не стремились сделать новую веру понятной верующим. В Римской церкви было распространено убеждение, что существуют "лишь три языка, на которых подобает славить Бога с помощью (особых) письмен: еврейский, греческий и латинский". К тому же Рим твердо придерживался позиции, что "тайна" христианского учения должна быть известна только духовенству, а простым христианам достаточно очень немногих специально обработанных текстов - самые зачатки христианского знания.
В Византии на все это смотрели, видимо, несколько иначе, здесь начали подумывать над созданием славянских букв. "Дед мой, и отец мой, и иные многие искали их и не обрели", - скажет будущему создателю славянской азбуки Константину Философу император Михаил III. Именно Константина призвал он, когда в начале 860-х годов в Царьград пришло посольство из Моравии (часть территории современной Чехии). Верхи моравского общества приняли христианство уже три десятилетия назад, но среди них активно действовала церковь германцев. Видимо, пытаясь обрести полную независимость, моравский князь Ростислав просил "учителя, чтобы нам на языке нашем изложили правую веру...".
"Дела этого никто совершить не может, только ты", - напутствовал цесарь Константина Философа. Эта трудная, почетная миссия легла одновременно и на плечи его брата, игумена (настоятеля) православного монастыря Мефодия. "Вы ведь солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски", - был еще один аргумент императора.
Однимиз основных источников развития культуры в Киевской Руси явилась разработанная двумя болгарскими монахами — Кириллом (827 - 869) и Мефодием (815 - 885) — славянская азбука — кириллица. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящийиз 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления -ять, юс, ижица, фита.Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б -«буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь»,Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII веке арабские цифры вытеснили «буквенные».
В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица».
Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другаяславянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с болеесложным, витиеватым написанием. Это было историческое событие в области духовной культуры многих народов.
Славянская азбука позволила выразить и закрепить славянский язык как основу болгарского и будущих русского и украинского, белорусского и ряда других языков. Христианизация Руси в форме православия закрепила и славянский язык, явившийся формой развития средневековой русской культуры. Византийское православие, которое утверждалось в Киевской Руси, имело в этом отношении существенное преимущество перед римской католической церковью, которая придерживалась жестких ограничений в употреблении языков для богослужений. Единственновозможными считались три языка: древнееврейский, греческий и латинский. Это языки, на которых были написаны Ветхий и Новый Завет, которыми владели и папы римские, и такие классики богословия, как Августин Блаженный. Восточная же церковь, к которой относится и православие, разрешала молиться и на других языках. Это право отстаивал один из просветителей славянских народов — Кирилл, прозванный Философом. Когда Кирилл после создания (вместе с братом Мефодием) славянской азбуки отправился в Италию, то его встретили там упреками за отступление от традиций, от канонов, согласно которым богослужение должно вестись только на языках апостолов и богословов, т. е. на одном из трех традиционных языков.Новая «собственная» письменность послужила основой бурного развития книжной культуры в Киевской Руси, которая до монгольского нашествия была одним из самых цивилизованных государств средневековой Европы в XI -XIII веках. Рукописные книги светского содержания, наряду с греческими богословскими трудами, становятся необходимым знаком приобщенности к культуре. Книги в эту эпоху держат у себя не только князь и его приближенные, но и купцы, и ремесленники.Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету ,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки).Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре: Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика. Преподавание велось на родном языке. «Книжными мужами» были Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах и др. Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях . С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но идевочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. . О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы.
Новгородские берестяные грамоты, найденные археологами, доказывают наличие грамотности среди простых горожан, ремесленники оставляли надписи на своих изделиях.Образованность ценилась высоко: «именье книг паче злата».В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.
В XII в. возникло ремесло «книжных описателей». При монастырях создавались библиотеки: древнейшими из сохранившихся книг являются два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах. Большинство же памятников домонгольской культуры Киевской Руси погибло в многочисленных иноземных нашествиях и феодальных войнах.
mirznanii.com
2. Возникновение первых школ в Киевской Руси. Социальные условия становления письменности и возникновение первых школ в Киевской Руси
Похожие главы из других работ:
Архитектура Киевской Руси
2.1 Архитектура Киевской Руси до XI вв.
До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру...
Быт. Нравы. Обычаи жителей древнерусского государства
2. Быт в Киевской Руси
Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах...
Искусство Киевской Руси
Фольклор Киевской Руси
Язык - это, прежде всего средство общения между людьми. Он связывает личность с социальной группой: и с ближайшим окружением - семьей иди задругой, и с более широкой социальной группой - родом, племенем, нацией...
История древнерусской культуры
6. Живопись Киевской Руси.
Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой. Поэтому для него характерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиции...
История русской культуры V–XVI вв
3. Культура Киевской Руси
IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы - рождается молодое сильное государство...
Культура древних русичей
Быт в Киевской Руси
Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах...
Культурология и ее предмет. Культура Киевской Руси
3. Культура Киевской Руси
Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации...
Развитие кинематографа
4.1 Возникновение первых фильмов в России
Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через несколько недель...
Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств (IX–XIII вв.)
1.1 Культура Киевской Руси (IX - начало XII в.)
Государственный строй и материальная культура. Киевская Русь - раннефеодальное государство IX - первой трети XII в., объединявшее восточнославянские и ряд неславянских племен, с центром в Киеве...
Украинская культура: становление и развитие
2. Культура Киевской Руси
Первое государство восточных славян - Киевская Русь, существовало в IX - XIII вв. По разным подсчетам, оно имело от 3 до 12 млн. населения и охватывало территорию около 800 тыс. кв. км (почти половину ее - в пределах современной Украины)...
Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси
1. Ярослав Мудрый и культурное развитие Киевской Руси
После длительной междоусобной борьбы на Киевский стол садится Ярослав (1019-- 1054), прозваний "Мудрым", который единовластно правил 18 лет. В большой мере он внедрял все лучше, чего достиг Владимир: расширял границы государства...
Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси
2. Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси
Рукописная книга Киевской Руси имеет определенные, присущие только ей особенности. Уже мастеров первых известных нам книг характеризовали высокий уровень художественной культуры, совершенен вкус. Первое, что стоит отметить...
Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси
3. Литературные достопримечательности Киевской Руси
Высокое развитие культуры Киевской Руси имело крепкую подпочву, созданную предшественниками: развитую письменность, образное виденье явлений, умения трансформировать в художественные обиды исторические события и персоналы"...
Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси
4. Музыкальное искусство Киевской Руси
Музыкальное искусство восточных славян времени Киевской Руси достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют фольклорное наследство, древнерусское культовое пение, музыка княжеского двора, ратная (военная) музыка...
Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси
5. Вклад Киевской Руси в развитие культуры
Киевская Русь, освоив лучшие достижения народов восточных славян, в течение IX--XII ст. выстроила самобытную и высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии...
cult.bobrodobro.ru
Первые школы на Руси — доклад
Первые школы на Руси.
Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.
Эксперты и историки подсчитали, что самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Такая информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Получается, что зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Кроме того, имя именно этого князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.
Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.
Следует заметить, что проводить обучение в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.
И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. С 15 века учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».
Несмотря на такой рост строительства образовательных зданий, школа все еще не имела широкого распространения на всей территории Руси. Образование в Киевской Руси организовывалось систематически и повсеместно. Именно поэтому, первые школы на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. И только в начале 17 века изучение наук и искусств в школах началось по новому. В эпоху Петра 1 открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда, правда, до сих пор могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех школах 17 века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык.
Именно с эпохой Петра 1 историки связывают значительные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина.
freepapers.ru
Возникновение первых школ в Киевской Руси
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету ,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки).Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре: Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика. Преподавание велось на родном языке. «Книжными мужами» были Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах и др. Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях . С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы.
Новгородские берестяные грамоты, найденные археологами, доказывают наличие грамотности среди простых горожан, ремесленники оставляли надписи на своих изделиях. Образованность ценилась высоко: «именье книг паче злата». В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.
В XII в. возникло ремесло «книжных описателей». При монастырях создавались библиотеки: древнейшими из сохранившихся книг являются два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах. Большинство же памятников домонгольской культуры Киевской Руси погибло в многочисленных иноземных нашествиях и феодальных войнах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой любой древней культуры является письменность. Древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. Во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-X в.в. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
Появление письменности обусловлено внутренними потребностями общества на определенной стадии его развития - разложение первобытнообщинного строя, возникновение классового общества и государства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, т.к. письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту.
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу же после введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, использовались исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественнонаучные труды.
Церковные писатели
Нестор С 1074 - монах Киево-Печерского монастыря. Считается автором и составителем «Повести временных лет» (ок. 1113 -1114 гг.)
Алипий Печерский - киевский иконописец, монах Киево-Печерского монастыря. По данным Киево-Печерского Патерика с 1084 г. принимал участие в росписи Успенского собора в Киево-Печерской лавре.
Антоний Печерский - церковный деятель Киевской Руси, один из основателей Киево-Печерского монастыря. После возвращения поселился вместе с Иларионом, будущим митрополитом Киевским, неподалеку от летней княжеской резиденции села Берестова на горе над Днепром (по другим данным - в пещере, выкопанной Иларионом). На этом месте возник Киево-Печерский монастырь, учредителями которого стали Антоний и Феодосий.
Агапит Печерский - один из первых печерских монахов, известный врач XI в. Известно, что был пострижен Антонием Печерским. Исцелял молитвой и травами
Иларион - церковный деятель и писатель 11 в. Первый митрополит из русичей (с 1051). Был священником в Берестове под Киевом. Автор церковно-богословского сочинения «Слово о законе и благодати», написанного между 1037 и 1050
Феодосий Печерский - выдающийся церковный деятель Киевской Руси, игумен Киево-Печерского монастыря, писатель. 1055 был принят Антонием Печерским в монастырь. Около 1062 стал иеромонахом, впоследствии - игуменом Киево-Печерского монастыря. Феодосий начал строительство Успенского собора и монастыря с кельями. Был активным участником политических событий, происходивших в Киевском государстве в 1060-70-х, в период борьбы за киевский стол между Ярославичами.
Образование
грамотными в княжеские времена были не только чиновники и люди из среды духовенства, но и ремесленники и рядовые дружинники.
Забота об образовании со времен введения христианства перебрали государство и церковь.
В княжение Владимира Святославича в Киеве уже существовала школа для обучения детей из ближайшего окружения князя.
Года 1086 внука Ярослава Мудрого Янка Всеволодовна основала в Киевском Андреевском монастыре школу для женщин.
Находки берестяных грамот, бронзовых и костяных писал убеждают, что книжная наука развивалась не только в стольном граде, но и в разных частях Руси.
примеру, берестяные грамоты найдены в Звенигородi и Бресте, бронзовые писала для писания на восковых табличках - в Звенигородi, Перемишлi, Галичi, Остроге
Распространение письменности
Книжные памятники
Реймское Евангелие, Остромирово Евангелие, « ; Изборник Святослава » 1073 и " Изборник » 1076 г., Мстиславово Евангелие
Первым летописи, дошедший до нас, является «Повесть временных лет»
Он создан в начале 12 в К продолжений «Повести ...» принадлежит Киевский летопись , который охватил время от 1111 до 1200 г.
Он рассказывает о событиях в разных землях Киевской Руси, но в центре повествований - Киев i Киевская земля. выдающейся достопримечательностью летописания Галицко-Волынского государства является Галицко-Волынская летопись .
летопись состоит из двух частей. В первой речь идет о событиях в Галицкие земли с 1205 г. до конца 50-х гг 13 века
Она есть, собственно, жизнеописанием князя Даниила Романовича .
Вторая часть Галицко-Волынской летописи связана с Волынской землей и волынскими князьями.
Из других жанров оригинальной литературы стоит упомянуть о церковные проповеди .
виднейших автором обучающих проповедь был один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерский Замечательным образцом торжественной проповеди является « Слово о законе i благодать митрополита Iларiона .
В записях Лаврентiивського списке под 1096 приведено достопримечательность, известную под названием «Поучение» Владимира Мономаха
«Поучение» обращено к детям Мономаха.
По убеждению Мономаха, князь подает своим детям пример взiрцевого правителя, учит достойны этого высокого звания поведении и образа жизни.
выдающейся достопримечательностью русской литературы является «Слово о полку Игоревом»
Читайте также:
lektsia.com
Издательство Звонница
Смертельно-пенсионный возраст
Этот материал я пишу 19 июля сразу после после обсуждения в Госдуме проекта правительства РФ…
Осторожно, глутаматы!
С какими веществами на этикетке продукты лучше не покупать? Как часто, начиная…
Победите стресс
Чтобы стать счастливым, нужно научиться управлять стрессом. А еще лучше – не…
Настроение – заслон старости
У разных народов свои секреты сохранения молодости. Где-то они основываются на научных…
Пять уроков от Коко Шанель
Этой хрупкой маленькой женщине практически в одиночку удалось изобрести то, что сейчас…
Действия, разрушающие брак
Выйти замуж – просто, намного сложнее сохранить брак, особенно если пара долгое время…
Кухня – опасное место
Если задуматься, то любая кухня может послужить площадкой для съемок фильма ужасов,…
Нерешительность как тормоз
Нерешительность становится вечным тормозом, мешающим карьере, личным отношениям, общению с людьми. Вы отказываетесь…
Осторожно, этикетка!
Как понять, настоящая ли этикетка на продукте или срок годности его уже…
Восхищайтесь своими недостатками
Подборка неоднозначных советов психологов, которые поднимут вам настроение. Существует мнение, что психологи…
Наследственная доброта
Некоторые люди не могут совершать плохие поступки – только хорошие. Как считают ученые,…
Оцените себя по одёжке
Ветреная красотка становится хорошей женой и заботливой матерью. Строгая начальница – «сухарь» – преображается в трогательную…
Сумасшедших нынче много!
Сойти с ума может каждый, утверждают психиатры. Есть ли способ уберечь себя…
Простить или прогнать?
Мы часто обижаемся на мужчин. По пустякам, по-крупному, в общем, по разным…
Не «клюйте» на дешевку
Слишком низкая стоимость продукта – главный признак того, что перед вами подделка.…
www.id-zvonnica.ru