Колбяги: что нужно знать о самом таинственном народе Древней Руси. Колбяг это в древней руси


Колбяги — WiKi

Этимология

По мнению М. Фасмера название колбяги происходит из др.-сканд. kylfingr (от kylfa — дубина)[1].

Древнерусские источники

Колбяги упоминаются рядом с варягами в первом законодательном своде Древней Руси, «Русской Правде»[2]. Структура слова, близкая к варягам, и их правовой статус указывают на колбягов как людей, имеющих родину за пределами Киевской Руси.

В дополнительной статье к Русской Правде «О муже кроваве» (середина XII века) упоминаются «колобяги»-язычники: «а оже боудет варягъ или колобягъ, крещения не имея, а боудеть има бои, а видокъ не боудеть, ити има роте по своеи вере, а любо на жребии, а виноватыи въ продажи, въ что и обложать»[3].

В новгородской берестяной грамоте № 222[4], датируемой концом XII — началом XIII века[5], некие «колобяги» — участники имущественного спора перед лицом посадника Гюргия Иванковича. Статус их не вполне ясен.

В Псковской летописи с 1501 года упоминается погост Колбежицы[6] на реке Великой. По писцовым книгам середины XVI века известен погост «Климецкой в Колбегах», на реке Воложбе, притоке реки Сясь[7]. Таким образом, можно предположить, что колбяги жили на Русском Севере. По предположению Д. А. Мачинского с «колбягами» связана Приладожская курганная культура Юго-Восточного Приладожья (бассейн рек Паши, Сязниги и др.), объединившая финские и скандинавские элементы[8].

Скандинавские и византийские источники

Кюльфинги (kylfingar) упоминаются в исландской «Саге об Эгиле Скаллагримссоне»[9], в главе про походы Торольва Квельдульвссона в Финнмарк (область на севере Норвегии), где они занимались сбором даней и торговлей. В скандинавском сочинении XIV века земля кюльфингов отождествляется с Гардарики (Русью): «земля кюльфингров, которую мы называем царством Гардарик» (terra kylvingorum, quam vocamus regnum Gardorum).[10] Имя собственное KulfinKr несколько раз встречается на рунных камнях Средней Швеции[11]. В византийских грамотах-хрисовулах[12]XI века в перечислении отрядов наёмников на военной службе империи рядом с варягами (варангами) указаны кулпинги (Κουλπίγγων). Хотя более подробные сведения о кулпингах в Византии отсутствуют, историки не сомневаются, что речь идёт о колбягах-кюльфингах.[13]

Историки о колбягах

Как и в случае с варягами, не вполне ясно, кого именовали в средневековых источниках колбягами. В. Н. Татищев видел в них жителей поморского города Колобжега[14]. А. Дювернуа предложил литовское происхождение из kalbingas 'говорливый', 'болтун'[15]. Финский славист И. Ю. Миккола выводит колбягов из фин. kaleva 'буйный', 'смелый'[16]. Оригинальную гипотезу о тюркской прародине колбягов выдвинул К. Нойманн[17]. Он обратил внимание на то, что у Константина Багрянородного фигурирует одно из печенежских племен κουλπέη. По К. Нойманну кульпеи получили своё название от тюркского антропонима Külbej. Е. А. Рыдзевская не очень уверенно отождествляет колбягов с одним из водских племен, попавших под влияние скандинавов[18]. Эту точку зрения поддержал и развил Д. А. Мачинский. Он определил колбягов-кюльфингов как этносоциальную группу, сплавившуюся из пришлых скандинавов, местных приладожских финнов, потомков полиэтничной руси в Новгородских землях и занятую сельским хозяйством, промыслами, сбором дани, торговлей и службой в византийских и русских войсках.[19].

Литература

  • Д. А. Мачинский. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1989.

Примечания

  1. ↑ Фасмер М. Колбяги // Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва. — М.: Прогресс, 1987. — Т. III. — С. 287.
  2. ↑ ПСРЛ, T. III, М.-Л., 1950., стр. 176
  3. ↑ Дополнительные статьи из списков Русской Правды
  4. ↑ Древнерусские берестяные грамоты. Грамота № 222
  5. ↑ Зализняк — Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 2004., стр. 442
  6. ↑ Псковская летопись. М., 1837., стр. 173
  7. ↑ Неволин К. А. «О пятинах и погостах новгородских», С.-П., 1853 г., стр. 164
  8. ↑ Лебедев Г. С. Ладожское ярлство: «колбяги» // «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси»
  9. ↑ Vald. Ásmudarsson. Egils saga Skallagrímssonar. Reykjavík. 1892., стр. 24
  10. ↑ Мельникова, 1986, с. 209—210; «Antiquités Russes d’après les monuments historiques des Islandais». Tome II. Copenhague, 1852, р. 401 ; См. также статью Письменные известия о карелах (X—XVI в).
  11. ↑ Zilmer K. He drowned in holmr’s sea — his cargo-ship drifted to the sea-bottom only three came out alive. Tartu, 2005., стр. 223
  12. ↑ См. статью Варяги
  13. ↑ Предположение, что под кулпингами понимаются печенеги, не получило поддержки («Колбяги», словарь М. Фасмера). Византийский император Константин Багрянородный назвал «кулпеи» одно из 8 печенежских племён (Конст. Багр., Adm. Imp. 37).
  14. ↑ Татищев В. Н. Продолжение древней российской вивлиофики. T. I, СПб, 1786., стр. 13
  15. ↑ Дювернуа А. Кого называло древнерусское законодательство колобягом // Чтения М. О. И. Др. Р., кн. 1., 1880.
  16. ↑ Mikkola J. J. Kaleva // Rocznick Slawistyczny. Kraków, T. XII, 1934., стр. 230
  17. ↑ Neumann C. Über zwei unerklärte Völkernamen in der byzantinischen Armee // Byzantinische Zeitschrift , Volume 3 (2) de Gruyter — Jan 1, 1894., стр. 376
  18. ↑ Рыдзевская Е. А. К варяжскому вопросу // Известия АН СССР, 1934., стр. 511
  19. ↑ Мачинский Д. А., Мачинская А. Д. Северная Русь, Русский север и Старая Ладога в VIII—XI вв. // Культура Русского Севера. Л., 1988. С. 52—54. См. также статью Письменные известия о карелах (X—XVI в).

ru-wiki.org

Колбяги: самый загадочный народ Древней Руси

В Древней Руси было немало народов, которые со временем исчезли, растворившись в других этносах: чудь, меря, чухонь, весь и т.п. Загадочное племя колбягов стоит особняком в этом ряду, поскольку некоторые исследователи считают, что это даже не народ, а некая социальная группа, существовавшая на северо-западе нашей страны в XI-XII веках. И все же о них упоминается в нескольких памятниках древней письменности, а ряд археологов полагают, что именно колбяги создали приладожскую курганную культуру.

Кто они такие?

Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962 гг.) высказал мнение, что этноним «колбяги» – это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае выходит, что речь идет о неких людях с дубинами – воинах или бандитах.

Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны – датированная XI веком «Русская Правда» – содержит несколько любопытных фактов о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трех гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги челяди, пытавшейся спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним. В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.

Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. В исландском народном сказании XIV века «Сага об Эгиле», содержащем описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (область на севере Норвегии), повествуется о том, что колбяги (kylfingar) плохо обращались с местными жителями, обложив их данью, а скандинавский герой истребил всех отрицательных персонажей, завоевав себе воинскую славу.

Насколько можно верить таким легендам – вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних территорий просто не стали бы платить им дань. К тому же в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик, а так викинги часто именовали Русь.

След колбягов можно встретить и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.

Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни ученые считают, что этот народ возник в результате смешения и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племен, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Есть и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.

Финно-скандинавская версия Наиболее авторитетным экспертом в данной области весь научный мир признает отечественного археолога Дмитрия Мачинского (1937-2012 гг.). Посвятив немало времени изучению колбягов, исследователь пришел к выводу, что они представляли собой этносоциальную группу, состоявшую из потомков приладожских финнов, пришлых скандинавов, а также различных неславянских племен Русского Севера, таких как водь, чудь и чухонь. По мнению Д.А. Мачинского, эти люди жили в новгородских землях и занимались различными промыслами, охотой, сельским хозяйством, торговлей, а также ратной службой в войсках Византии и Древней Руси. Именно они создали так называемую приладожскую курганную культуру.

Дело в том, что на территории северо-западного региона нашей страны археологи обнаружили немало захоронений, сочетающих в себе скандинавские и финно-угорские элементы погребальных обрядов. Ученые полагают, что эти курганы соорудили именно колбяги. Как выяснили историки, на побережье Ладоги издавна обитали норманны и местные финно-угорские народы, затем туда пришли скандинавы, наладившие торговлю пушниной и другими товарами с племенем саамов, мерянами и весью. Со временем потомки всех этих людей и стали именоваться колбягами.

В курганах приладожской культуры ученые находят много оружия и украшений, характерных для скандинавских захоронений. Мечи, боевые топоры, копья и доспехи сопровождали в загробной жизни мужчин, женщин же погребали вместе с браслетами, бусами, зооморфными пряжками и подвесками. Такие курганы возводили наподобие домов, в них помещали кухонную утварь, предметы быта: котлы, сковороды, очажные лопаты, керамические сосуды и т.п. Часто вместе со знатными покойниками закапывали и клады, состоящие из драгоценных камней, золотых и серебряных монет.

Археологи думают, что центральным поселением колбягов был город Алаборг, о котором говорится в скандинавских сагах о Хрольве Пешеходе и Хальвдане Эйстейнссоне. Он располагался, по мнению ученых, на берегу реки Сясь возле деревни Городище. Существование Алаборга датируется 750-920 годами. Вероятно, затем колбяги перебрались в район притоков Вихмеси и Сязнеги.

Славянская версия Одним из виднейших сторонников славянского происхождения колбягов был известный российский историк Василий Татищев (1686-1750 гг.), который считал их жителями Колобжега – одного из поморских городов. Некоторые специалисты признают колбягов, которых скандинавы называли людьми с дубинами и кольями, социальной группой славян Русского Севера. Они могли быть эдакими представителями местной вольницы, подобными казакам. Свободные люди, не признававшие власть ни официального Новгорода, ни стольного Киева и жившие на побережье Ладоги вместе с финно-угорскими племенами. Они вполне могли совершать набеги на соседей, поэтому в саге об Эгиле Скаллагримссоне колбяги выступают как враги, поверженные доблестным викингом. Да и записаться в армию Византии в качестве наемников, чтобы получать деньги за ратное мастерство – чем не заработок для вольных людей Русского Севера?

Данная версия легко объясняет внезапное и полное исчезновение колбягов, о которых в источниках XIII века уже нет никаких упоминаний. Просто укрепившаяся к тому времени власть Новгородской республики прикрыла эту вольницу. А сами колбяги вынуждены были перейти на службу или работу в местных артелях.

Почему тогда «Русская Правда» причисляет колбягов к чужакам, подобным варягам? Вероятно, потому, что они жили обособленно от представителей племени русов, сохраняя языческую веру, обычаи и традиции.

Кем же были загадочные колбяги? Это один из вопросов, на которые ученые еще ищут ответы.

Ссылка.

sozero.livejournal.com

что важно знать о самом загадочном народе Древней Руси — Рамблер/новости

В Древней Руси было немало народов, которые со временем исчезли, растворившись в других этносах: чудь, меря, чухонь, весь и т.п. Загадочное племя колбягов стоит особняком в этом ряду, поскольку некоторые исследователи считают, что это даже не народ, а некая социальная группа, существовавшая на северо-западе нашей страны в XI-XII веках. И все же о них упоминается в нескольких памятниках древней письменности, а ряд археологов полагают, что именно колбяги создали приладожскую курганную культуру.

Кто они такие?

Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962 гг.) высказал мнение, что этноним «колбяги» — это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае выходит, что речь идет о неких людях с дубинами — воинах или бандитах.

Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны — датированная XI веком «Русская Правда» — содержит несколько любопытных фактов о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трех гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги челяди, пытавшейся спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним. В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.

Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. В исландском народном сказании XIV века «Сага об Эгиле», содержащем описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (область на севере Норвегии), повествуется о том, что колбяги (kylfingar) плохо обращались с местными жителями, обложив их данью, а скандинавский герой истребил всех отрицательных персонажей, завоевав себе воинскую славу. [С-BLOCK]

Насколько можно верить таким легендам — вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних территорий просто не стали бы платить им дань. К тому же в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик, а так викинги часто именовали Русь.

След колбягов можно встретить и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.

Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни ученые считают, что этот народ возник в результате смешения и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племен, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Есть и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.

Финно-скандинавская версия

Наиболее авторитетным экспертом в данной области весь научный мир признает отечественного археолога Дмитрия Мачинского (1937-2012 гг.). Посвятив немало времени изучению колбягов, исследователь пришел к выводу, что они представляли собой этносоциальную группу, состоявшую из потомков приладожских финнов, пришлых скандинавов, а также различных неславянских племен Русского Севера, таких как водь, чудь и чухонь. По мнению Д. А. Мачинского, эти люди жили в новгородских землях и занимались различными промыслами, охотой, сельским хозяйством, торговлей, а также ратной службой в войсках Византии и Древней Руси. Именно они создали так называемую приладожскую курганную культуру.

Дело в том, что на территории северо-западного региона нашей страны археологи обнаружили немало захоронений, сочетающих в себе скандинавские и финно-угорские элементы погребальных обрядов. Ученые полагают, что эти курганы соорудили именно колбяги. Как выяснили историки, на побережье Ладоги издавна обитали норманны и местные финно-угорские народы, затем туда пришли скандинавы, наладившие торговлю пушниной и другими товарами с племенем саамов, мерянами и весью. Со временем потомки всех этих людей и стали именоваться колбягами. [С-BLOCK]

В курганах приладожской культуры ученые находят много оружия и украшений, характерных для скандинавских захоронений. Мечи, боевые топоры, копья и доспехи сопровождали в загробной жизни мужчин, женщин же погребали вместе с браслетами, бусами, зооморфными пряжками и подвесками. Такие курганы возводили наподобие домов, в них помещали кухонную утварь, предметы быта: котлы, сковороды, очажные лопаты, керамические сосуды и т.п. Часто вместе со знатными покойниками закапывали и клады, состоящие из драгоценных камней, золотых и серебряных монет.

Археологи думают, что центральным поселением колбягов был город Алаборг, о котором говорится в скандинавских сагах о Хрольве Пешеходе и Хальвдане Эйстейнссоне. Он располагался, по мнению ученых, на берегу реки Сясь возле деревни Городище. Существование Алаборга датируется 750-920 годами. Вероятно, затем колбяги перебрались в район притоков Вихмеси и Сязнеги.

Славянская версия

Одним из виднейших сторонников славянского происхождения колбягов был известный российский историк Василий Татищев (1686-1750 гг.), который считал их жителями Колобжега — одного из поморских городов. Некоторые специалисты признают колбягов, которых скандинавы называли людьми с дубинами и кольями, социальной группой славян Русского Севера. Они могли быть эдакими представителями местной вольницы, подобными казакам. Свободные люди, не признававшие власть ни официального Новгорода, ни стольного Киева и жившие на побережье Ладоги вместе с финно-угорскими племенами. Они вполне могли совершать набеги на соседей, поэтому в саге об Эгиле Скаллагримссоне колбяги выступают как враги, поверженные доблестным викингом. Да и записаться в армию Византии в качестве наемников, чтобы получать деньги за ратное мастерство — чем не заработок для вольных людей Русского Севера?

Данная версия легко объясняет внезапное и полное исчезновение колбягов, о которых в источниках XIII века уже нет никаких упоминаний. Просто укрепившаяся к тому времени власть Новгородской республики прикрыла эту вольницу. А сами колбяги вынуждены были перейти на службу или работу в местных артелях.

Почему тогда «Русская Правда» причисляет колбягов к чужакам, подобным варягам? Вероятно, потому, что они жили обособленно от представителей племени русов, сохраняя языческую веру, обычаи и традиции.

Кем же были загадочные колбяги? Это один из вопросов, на которые ученые еще ищут ответы.

news.rambler.ru

Потерянный народ - колбяги - byzantine_way

Колбяги (др.-русск. кълбягъ, др.-исл. kylfingar, визант. Κουλπίγγων) — народ или социальная группа, проживавшие в X—XII веках на территории Северо-Западной Руси и Карелии на границах Новгородских владений. Их этническая принадлежность и область расселения точно не установлены.

Колбяги упоминаются рядом с варягами в первом законодательном своде Древней Руси, «Русской правде». Структура слова, близкая к варягам, и их правовой статус указывают на колбягов как людей, имеющих родину за пределами Киевской Руси. В этимологическом словаре М. Фасмера колбяги идентифицируются с колбежичами, которых можно было встретить на территории Псковской губернии. По Фасмеру название происходит от др.-сканд. kylfingr (от kylfa — дубина).

По писцовым книгам конца XV века известен погост «Климецкой в Колбегах», в бассейне реки Сясь. Таким образом, можно предположить, что колбяги жили в Новгородской области.

Колбяги под именем кюльфингов упоминаются в исландской «Саге об Эгиле Скаллагримссоне», в главе про походы Торольва Квельдульвссона в Финнмарк (область на севере Норвегии), где пришлые кюльфинги действовали как викинги, то есть смешивали торговлю с грабежом. В скандинавском сочинении XII века земля кюльфингов отождествляется с Гардарики (Русью): «земля кюльфингров, которую мы называем царством Гардарик» (terra kylvingorum, quam vocamus regnum Gardorum). В византийских грамотах-хрисовулах XI века в перечислении отрядов наёмников на военной службе империи рядом с варягами (варангами) указаны кулпинги (Κουλπίγγων). Хотя более подробные сведения о кулпингах в Византии отсутствуют, историки не сомневаются, что речь идёт о колбягах-кюльфингах.

Как и в случае с варягами, не вполне ясно, кого именовали в средневековых источниках колбягами. Возможно, что «колбяги» — это собирательное название народов севера (финны, карелы и др.), живших в Новгородской и пограничных с ней землях, так же как варягами назывались скандинавы вообще и, возможно (в более широком смысле), — народы Балтийского побережья.

Исследователь Д. А. Мачинский определил колбягов-кюльфингов как этносоциальную группу, сплавившуюся из пришлых скандинавов, местных приладожских финнов, потомков полиэтничной руси в Новгородских землях и занятую сельским хозяйством, промыслами, сбором дани, торговлей и службой в византийских и русских войсках.

byzantine-way.livejournal.com

Колбяги — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Колбяги (др.-рус. кълбягъ, др.-сканд. kylfingar, эст. kylfingid, визант. Κουλπίγγων) — народ или социальная группа XI—XII вв. Их этническая принадлежность и область расселения точно не установлены.

Этимология

По мнению М. Фасмера название колбяги происходит из др.-сканд. kylfingr (от kylfa — дубина)[1].

Древнерусские источники

Колбяги упоминаются рядом с варягами в первом законодательном своде Древней Руси, «Русской Правде»[2]. Структура слова, близкая к варягам, и их правовой статус указывают на колбягов как людей, имеющих родину за пределами Киевской Руси.

В дополнительной статье к Русской Правде «О муже кроваве» (середина XII века) упоминаются «колобяги»-язычники: «а оже боудет варягъ или колобягъ, крещения не имея, а боудеть има бои, а видокъ не боудеть, ити има роте по своеи вере, а любо на жребии, а виноватыи въ продажи, въ что и обложать»[3].

В новгородской берестяной грамоте № 222[4], датируемой концом XII — началом XIII века[5], некие «колобяги» — участники имущественного спора перед лицом посадника Гюргия Иванковича. Статус их не вполне ясен.

В Псковской летописи с 1501 года упоминается погост Колбежицы[6] на реке Великой. По писцовым книгам середины XVI века известен погост «Климецкой в Колбегах», в бассейне реки Сясь[7]. Таким образом, можно предположить, что колбяги жили на Русском Севере.

Скандинавские и византийские источники

Кюльфинги (kylfingar) упоминаются в исландской «Саге об Эгиле Скаллагримссоне»[8], в главе про походы Торольва Квельдульвссона в Финнмарк (область на севере Норвегии), где они занимались сбором даней и торговлей. В скандинавском сочинении XIV века земля кюльфингов отождествляется с Гардарики (Русью): «земля кюльфингров, которую мы называем царством Гардарик» (terra kylvingorum, quam vocamus regnum Gardorum).[9] Имя собственное KulfinKr несколько раз встречается на рунных камнях Средней Швеции[10]. В византийских грамотах-хрисовулах[11]XI века в перечислении отрядов наёмников на военной службе империи рядом с варягами (варангами) указаны кулпинги (Κουλπίγγων). Хотя более подробные сведения о кулпингах в Византии отсутствуют, историки не сомневаются, что речь идёт о колбягах-кюльфингах.[12]

Историки о колбягах

Как и в случае с варягами, не вполне ясно, кого именовали в средневековых источниках колбягами. В. Н. Татищев видел в них жителей поморского города Колобжега[13]. А. Дювернуа предложил литовское происхождение из kalbingas 'говорливый', 'болтун'[14]. Финский славист И. Ю. Миккола выводит колбягов из фин. kaleva 'буйный', 'смелый'[15]. Оригинальную гипотезу о тюркской прародине колбягов выдвинул К. Нойманн[16]. Он обратил внимание на то, что у Константина Багрянородного фигурирует одно из печенежских племен κουλπέη. По К. Нойманну кульпеи получили своё название от тюркского антропонима Külbej. Е. А. Рыдзевская не очень уверенно отождествляет колбягов с одним из водских племен, попавших под влияние скандинавов[17]. Эту точку зрения поддержал и развил Д. А. Мачинский. Он определил колбягов-кюльфингов как этносоциальную группу, сплавившуюся из пришлых скандинавов, местных приладожских финнов, потомков полиэтничной руси в Новгородских землях и занятую сельским хозяйством, промыслами, сбором дани, торговлей и службой в византийских и русских войсках.[18].

Напишите отзыв о статье "Колбяги"

Литература

  • Д. А. Мачинский. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1989.

Примечания

  1. ↑ Фасмер М. [starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=%2Fusr%2Flocal%2Fshare%2Fstarling%2Fmorpho&morpho=0&basename=morpho%5Cvasmer%5Cvasmer&first=1&off=&text_word=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D1%8F%D0%B3%D0%B8&method_word=substring&ic_word=on&text_general=&method_general=substring&ic_general=on&text_origin=&method_origin=substring&ic_origin=on&text_trubachev=&method_trubachev=substring&ic_trubachev=on&text_editorial=&method_editorial=substring&ic_editorial=on&text_pages=&method_pages=substring&ic_pages=on&text_any=&method_any=substring&sort=word&ic_any=on Колбяги] // Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва. — М.: Прогресс, 1987. — Т. III. — С. 287.
  2. ↑ ПСРЛ, T. III, М.-Л., 1950., стр. 176
  3. ↑ [www.co6op.ru/node/110 Дополнительные статьи из списков Русской Правды]
  4. ↑ [gramoty.ru/index.php?no=222&act=full&key=bb Древнерусские берестяные грамоты. Грамота № 222]
  5. ↑ Зализняк — Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 2004., стр. 442
  6. ↑ Псковская летопись. М., 1837., стр. 173
  7. ↑ К. А. Неволин. «О пятинах и погостах новгородских», С.-П., 1853 г., стр. 164
  8. ↑ Vald. Ásmudarsson. Egils saga Skallagrímssonar. Reykjavík. 1892., стр. 24
  9. ↑ Мельникова, 1986, с. 209—210; «Antiquités Russes d’après les monuments historiques des Islandais». Tome II. Copenhague, 1852, р. 401 ; См. также статью [www.aroundspb.ru/history/wricorela/scand.php Письменные известия о карелах (X—XVI в).]
  10. ↑ Zilmer K. He drowned in holmr’s sea — his cargo-ship drifted to the sea-bottom only three came out alive. Tartu, 2005., стр. 223
  11. ↑ См. статью Варяги
  12. ↑ Предположение, что под кулпингами понимаются печенеги, не получило поддержки («Колбяги», словарь М. Фасмера). Византийский император Константин Багрянородный назвал «кулпеи» одно из 8 печенежских племён (Конст. Багр., Adm. Imp. 37).
  13. ↑ Татищев В. Н. Продолжение древней российской вивлиофики. T. I, СПб, 1786., стр. 13
  14. ↑ Дювернуа А. Кого называло древнерусское законодательство колобягом // Чтения М. О. И. Др. Р., кн. 1., 1880.
  15. ↑ Mikkola J. J. Kaleva // Rocznick Slawistyczny. Kraków, T. XII, 1934., стр. 230
  16. ↑ Neumann C. Über zwei unerklärte Völkernamen in der byzantinischen Armee // Byzantinische Zeitschrift , Volume 3 (2) de Gruyter — Jan 1, 1894., стр. 376
  17. ↑ Рыдзевская Е. А. К варяжскому вопросу // Известия АН СССР, 1934., стр. 511
  18. ↑ Мачинский Д. А., Мачинская А. Д. Северная Русь, Русский север и Старая Ладога в VIII—XI вв. // Культура Русского Севера. Л., 1988. С. 52—54. См. также статью [www.aroundspb.ru/history/wricorela/scand.php Письменные известия о карелах (X—XVI в).]

Отрывок, характеризующий Колбяги

– Qu'est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер. – Полноте, граф. Вы знаете! – Ничего не знаю, – сказал Пьер. – Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!] – Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость… – Qui s'excuse – s'accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца? – Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер. – Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником. – Ну что она, как? – сказал Пьер. – Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее… – Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая. – Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.] – Штраф! Штраф! Штраф! – Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина. В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась. «Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс. – Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти. – Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие. (Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.) – Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся? – Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней. – Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу. – Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив… – Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать… – Да я сделаю, я сейчас прикажу. Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул. – Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве. – Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила… – Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс. Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного. На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.

wiki-org.ru

что нужно знать о самом таинственном народе Древней Руси — CTRL.info

В Древней Руси было немало народов, которые со временем исчезли, растворившись в других этносах: чудь, меря, чухонь, весь и т.п. Загадочное племя колбягов стоит особняком в этом ряду, поскольку некоторые исследователи считают, что это даже не народ, а некая социальная группа, существовавшая на северо-западе нашей страны в XI-XII веках. И все же о них упоминается в нескольких памятниках древней письменности, а ряд археологов полагают, что именно колбяги создали приладожскую курганную культуру.

Кто они такие?

Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962 гг.) высказал мнение, что этноним «колбяги» – это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае выходит, что речь идет о неких людях с дубинами – воинах или бандитах.

Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны – датированная XI веком «Русская Правда» – содержит несколько любопытных фактов о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трех гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги челяди, пытавшейся спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним. В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.

Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. В исландском народном сказании XIV века «Сага об Эгиле», содержащем описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (область на севере Норвегии), повествуется о том, что колбяги (kylfingar) плохо обращались с местными жителями, обложив их данью, а скандинавский герой истребил всех отрицательных персонажей, завоевав себе воинскую славу.

Насколько можно верить таким легендам – вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних территорий просто не стали бы платить им дань. К тому же в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик, а так викинги часто именовали Русь.

След колбягов можно встретить и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.

Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни ученые считают, что этот народ возник в результате смешения и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племен, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Есть и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.

Финно-скандинавская версия

Наиболее авторитетным экспертом в данной области весь научный мир признает отечественного археолога Дмитрия Мачинского (1937-2012 гг.). Посвятив немало времени изучению колбягов, исследователь пришел к выводу, что они представляли собой этносоциальную группу, состоявшую из потомков приладожских финнов, пришлых скандинавов, а также различных неславянских племен Русского Севера, таких как водь, чудь и чухонь. По мнению Д.А. Мачинского, эти люди жили в новгородских землях и занимались различными промыслами, охотой, сельским хозяйством, торговлей, а также ратной службой в войсках Византии и Древней Руси. Именно они создали так называемую приладожскую курганную культуру.

Дело в том, что на территории северо-западного региона нашей страны археологи обнаружили немало захоронений, сочетающих в себе скандинавские и финно-угорские элементы погребальных обрядов. Ученые полагают, что эти курганы соорудили именно колбяги. Как выяснили историки, на побережье Ладоги издавна обитали норманны и местные финно-угорские народы, затем туда пришли скандинавы, наладившие торговлю пушниной и другими товарами с племенем саамов, мерянами и весью. Со временем потомки всех этих людей и стали именоваться колбягами.

В курганах приладожской культуры ученые находят много оружия и украшений, характерных для скандинавских захоронений. Мечи, боевые топоры, копья и доспехи сопровождали в загробной жизни мужчин, женщин же погребали вместе с браслетами, бусами, зооморфными пряжками и подвесками. Такие курганы возводили наподобие домов, в них помещали кухонную утварь, предметы быта: котлы, сковороды, очажные лопаты, керамические сосуды и т.п. Часто вместе со знатными покойниками закапывали и клады, состоящие из драгоценных камней, золотых и серебряных монет.

Археологи думают, что центральным поселением колбягов был город Алаборг, о котором говорится в скандинавских сагах о Хрольве Пешеходе и Хальвдане Эйстейнссоне. Он располагался, по мнению ученых, на берегу реки Сясь возле деревни Городище. Существование Алаборга датируется 750-920 годами. Вероятно, затем колбяги перебрались в район притоков Вихмеси и Сязнеги.

Славянская версия

Одним из виднейших сторонников славянского происхождения колбягов был известный российский историк Василий Татищев (1686-1750 гг.), который считал их жителями Колобжега – одного из поморских городов. Некоторые специалисты признают колбягов, которых скандинавы называли людьми с дубинами и кольями, социальной группой славян Русского Севера. Они могли быть эдакими представителями местной вольницы, подобными казакам. Свободные люди, не признававшие власть ни официального Новгорода, ни стольного Киева и жившие на побережье Ладоги вместе с финно-угорскими племенами. Они вполне могли совершать набеги на соседей, поэтому в саге об Эгиле Скаллагримссоне колбяги выступают как враги, поверженные доблестным викингом. Да и записаться в армию Византии в качестве наемников, чтобы получать деньги за ратное мастерство – чем не заработок для вольных людей Русского Севера?

Данная версия легко объясняет внезапное и полное исчезновение колбягов, о которых в источниках XIII века уже нет никаких упоминаний. Просто укрепившаяся к тому времени власть Новгородской республики прикрыла эту вольницу. А сами колбяги вынуждены были перейти на службу или работу в местных артелях.

Почему тогда «Русская Правда» причисляет колбягов к чужакам, подобным варягам? Вероятно, потому, что они жили обособленно от представителей племени русов, сохраняя языческую веру, обычаи и традиции.

Кем же были загадочные колбяги? Это один из вопросов, на которые ученые еще ищут ответы.

ctrl.info

Самый загадочный народ Древней Руси

В Древней Руси было немало народов, которые со временем исчезли, растворившись в общем этносе: чудь, меря, чухонь, весь и другие. Загадочное племя колбягов стоит особняком в этом ряду, поскольку некоторые исследователи считают, что это даже не народ, а некая социальная группа, существовавшая на северо-западе нашей страны в XI-XII веках. И всё же о них упоминается в нескольких памятниках древней письменности, а некоторые археологи считают, что именно колбяги создали приладожскую курганную культуру.

Журнал: История Русская Семёрка №12, декабрь 2017 годаРубрика: НародыТекст: Русская Семёрка

Кто они такие?

Фото: колбяги ЛадогиИсторики, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962) высказал мнение, что этноним «колбяги» — это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причём kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае, выходит, что речь идёт о неких людях с дубинами — воинах или бандитах.Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны — датированная XI веком «Русская Правда» — содержит несколько любопытных примечаний о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трёх гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги, совершаемые челядью. Холопы пытались спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним.В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. Исландское народное сказание «Сага об Эгиле Скаллагримссоне», датированное XIV веком, содержит описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (так называется историческая область, расположенная на севере Норвегии). В сказании говорится, что колбяги (kylfingar) поступали плохо с местными жителями — они обложили их данью, а скандинавский герой из вышеупомянутой саги истребил всех отрицательных персонажей, тем самым завоевав себе воинскую славу.Насколько можно верить таким легендам — вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних стран просто не стали бы платить им дань. К тому же в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик (Gardorum), а так викинги часто именовали Русь.Упоминаются колбяги и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни учёные считают, что этот народ возник в результате смешения и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племён, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Хотя раздаются и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.

Финно-скандинавская версия

Наиболее авторитетным экспертом в данной области весь научный мир признаёт отечественного археолога Дмитрия Мачинского (1937-2012). Посвятив немало времени изучению колбягов, исследователь пришёл к выводу, что они представляли собой этносоциальную группу, состоявшую из потомков приладожских финнов, пришлых скандинавов, а также различных неславянских племён Русского Севера, таких как водь, чудь и чухонь.По мнению Д.А. Мачинского, эти люди жили в новгородских землях и занимались различными промыслами, охотой, сельским хозяйством, торговлей, а также ратной службой в войсках Византии и Древней Руси. Именно они создали так называемую приладожскую курганную культуру.Дело в том, что на территории северо-западного региона нашей страны археологи обнаружили немало захоронений, сочетающих в себе скандинавские и финно-угорские элементы погребальных обрядов. Учёные полагают, что эти курганы соорудили именно колбяги.Как выяснили историки, на побережье Ладоги издавна обитали норманны и местные финно-угорские народы, затем на эти земли пришли скандинавы, наладившие торговлю пушниной и другими товарами с племенем саамов, мерянами и весью. Со временем потомки всех этих людей и стали именоваться колбягами.В курганах приладожской культуры учёные находят много оружия и украшений, характерных для скандинавских захоронений. Мечи, боевые топоры, копья и доспехи сопровождают мужчин в загробной жизни, а женщин погребали вместе с браслетами, бусами, зооморфными пряжками и подвесками. Такие курганы возводили наподобие домов, в них помещали кухонную утварь, предметы быта: котлы, сковороды, очажные лопаты, керамические сосуды и т.п. Часто вместе со знатными покойниками закапывали и клады, состоящие из драгоценных камней, золотых и серебряных монет.Археологи считают, что центральным поселением колбягов был город Алаборг, упоминаемый в скандинавских сагах о Хрольве Пешеходе и Хальвдане Эйстейнссоне. Он располагался, по мнению учёных, на берегу реки Сясь возле деревни Городище. Существование Алаборга датируется 750-920 годами. Вероятно, затем колбяги перебрались в район притоков Вихмеси и Сязниги.

Славянская версия

Одним из виднейших сторонников славянского происхождения колбягов был известный российский историк Василий Татищев (1686-1750), который считал их жителями Колобжега — одного из поморских городов.Некоторые специалисты признают колбягов, которых скандинавы называли людьми с дубинами и кольями, социальной группой славян Русского Севера. Они могли быть эдакими представителями местной вольницы, подобными казакам. Свободные люди, не признававшие власть ни официального Новгорода, ни стольного Киева, жили на побережье Ладоги вместе с представителями финно-угорских племён.Они вполне могли совершать набеги на соседей, поэтому сага об Эгиле Скаллагримссоне упоминает колбягов как врагов, поверженных доблестным викингом. Да и записаться в армию Византии в качестве наёмников, чтобы получать деньги за ратные умения, — чем не заработок для вольных людей Русского Севера?Данная версия легко объясняет внезапное и полное исчезновение колбягов, о которых в источниках XIII века уже нет никаких упоминаний. Просто укрепившаяся к тому времени власть Новгородской республики прикрыла эту вольницу. А сами колбяги вынуждены были перейти на службу или работу в местных артелях.Почему тогда «Русская Правда» причисляет колбягов к чужакам, подобным варягам? Вероятно, потому что они жили обособленно от представителей племени русов, сохраняя языческую веру, обычаи и традиции.Кем же были загадочные колбяги? Это один из вопросов, на которые учёные ещё ищут ответы.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.bagira.guru