Памятники древнерусской культуры: «Памятники древнерусской архитектуры» | Библиотека им. Расула Гамзатова

Содержание

«Памятники древнерусской архитектуры» | Библиотека им. Расула Гамзатова

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Памятники древнерусской архитектуры», посвящённая Дню архитектуры.

Архитектура Древней Руси – уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой. Несмотря на прогресс в наше время и постоянно совершающиеся открытия, о зодчестве древних славян до нас дошло мало фактов. Ведь путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы. Большее число деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличалось от крестьянской избы. Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом. С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве. Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.

История архитектуры Древней Руси началась с создания Киевского государства, и закончился этот этап лишь с появлением Российской империи. Первыми храмами считаются новгородские, киевские и владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появлением татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III, вновь наступает бурное развитие зодчества. Софийский собор в Новгороде – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Выстроенная сыном Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром в 1045—1050 годах, София уже в 30-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. Самой древней постройкой Ярославова городища считается Никольский собор, построенный в 1113 году князем Мстиславом Владимировичем – сыном Владимира Мономаха.
Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря построен в 1119 году в Великом Новгороде. Этот православный храм является памятником древнерусской архитектуры домонгольского периода и одним из самых крупных храмов Юрьева монастыря. Церковь Спаса на Нередице находится вблизи Великого Новгорода, на правом берегу Волхова. Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.
В окрестностях Великого Новгорода, в Аркажах, на юге берега озера Мячино, около дороги в Юрьев монастырь, расположена Церковь Благовещения. Она была построена на заказ архиепископа Илии Новгородского в 1179 году. Её строительство длилось 70 дней и окончилось в день 10-летия победы новгородцев над войском суздальским.
Основой каждого древнерусского города считался крепкий кремль, который смог бы защитить горожан и выстоять во время обороны от неприятелей. Новгородский кремль – один из древнейших. Вот уже десятый век он украшает и защищает свой город. Стоит отметить: несмотря на то, что кремль города Новгород – старая постройка, он до сих пор сохраняет свой первоначальный вид. Выполнен кремль из красного кирпича. На территории кремля расположен Новгородский Софийский собор, который тоже входит в список архитектурных шедевров Древней Руси.

Список литературы:

1. Архитектура русского православного храма [Текст]. – М.: Памятники исторической мысли, 2013. – 528 с.: ил.

2. Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси [Текст] / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. – М.: Искусство, 1993. – 193 с.: цв. ил.

3. Древнерусское искусство [Текст]: зарубежные связи / ред., сост. Г. В. Попов. – М.: Наука, 1975. – 447 с.: ил.

4. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от крещения Руси до начала третьего тысячелетия [Текст]: учебник / Т. В. Ильина. – 5-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 473 с.: ил.

5. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. [Текст] / А. И. Комеч. – М.: Наука, 1993. – 256 с.: ил.

6. Кушнир, И. И. Архитектура Новгорода [Текст] / И. И. Кушнир. – Л.: Стройиздат, 1991. – 240 с.: ил.

7. Овсянников, Юрий Максимилианович. История памятников архитектуры. От пирамиды до небоскрёбов [Текст] / Ю. М. Овсянников. – М.: АСТ-ПРЕСС. Галарт, 2001. – 287 с.

8. Памятники русской архитектуры и монументального искусства [Текст]: столица и провинция / ред. В. П. Выголов. – М.: Наука, 1994. – 224 с.: ил.

9. Пилявский, В. И. История русской архитектуры [Текст] / В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. – М.: Стройиздат, 1984. – 509 с.: ил.

10. Русские монастыри [Текст]: центральная часть России. – М.: Очарованный странник, 1995. – 400 с.: цв. ил.

11. Седов, Владимир Валентинович. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. Архитектура Боярского храма [Текст] / Вл. В. Седов; [ответственный редактор Н. А. Макаров]; Институт археологии Российской академии наук. – М.; Вологда: Древности Севера, 2015. – 236 с.: ил.

12. Соловецкий монастырь из архива Барановского [П. Д.]. Т. 1 / сост. В. А. Буров. – [Б. м.]: М., 2000. – 150 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Основные памятники древнерусской культуры — Студопедия

Поделись  

Живопись Зодчество Литература
     
     

Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Отрывок из какого известного произведения древнерусской литературы приведен ниже? Каковы его основные идеи? Кто автор этого произведения?

«Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.

Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас.

Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел — да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати — да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон — предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать — служители Будущего Века, Жизни Нетленной.

Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его — о воскресении и о Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе, и апостольское учение о Будущем Веке — (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию»[9].

6. Напишите эссе на тему, предложенную в высказывании П.Я. Чаадаева. Согласны ли вы с оценкой автора? «Ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России… христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь».

Прочитайте отрывок из работы Б.А. Рыбакова «Рождение Руси» и ответьте на вопросы. Согласны ли Вы с утверждением академика Б.А. Рыбакова, что уровень развития культуры Древней Руси был достаточно высок? Свой ответ аргументируйте.

«На протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась и обогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровня передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное движение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только не приостановило развития культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия».

8. Заполните таблицу:



Белые памятники Владимира и Суздаля

Выдающаяся общечеловеческая ценность

Краткое обобщение

Древние города Владимир и Суздаль, главные города древнерусского княжества в XII-XIII вв., расположены в центре Европейская часть России, около 200 км восточнее Москвы, 30 км друг от друга. В это время в городах сложилась своя индивидуальная архитектурно-художественная школа. Эти белокаменные памятники являются уникальными архитектурными творениями и частью сокровищницы русской культуры.

Объект Всемирного наследия «Белые памятники Владимира и Суздаля» является серийным объектом, в состав которого входят памятники во Владимире, Суздале и Кидекше, в 5 км к востоку от Суздаля. Во Владимире находятся Успенский собор, Золотые ворота, собор Рождества Богородицы и Лестничная башня дворца Андрея Богулюбского в Княжеском замке в Богулюбово, церковь Покрова на реке Нерли; Кремль и Рождественский собор и Спасо-Евфимиев монастырь находятся в Суздале; а церковь Бориса и Глеба стоит в Кидекше.

Во Владимире Успенский собор (1158 г.) должен был стать религиозным центром всей Руси. Он был построен в городском Кремле с тремя нефами, увенчанными изящным барабаном и шлемовидным куполом. Фасад, разделенный на пять секций встроенными колоннами, отличается резными рельефами. Большая часть фресок XII века была уничтожена монголами в 1238 году, но новые фрески были добавлены в 1408 году мастерами-живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, в частности знаменитый «Страшный суд». Иконостас — прекрасный образец барокко 1774 года.

Золотые ворота (1164) являются частью оборонительных сооружений 12-го века, ныне снесенных. Это кубическая башня с церковью Ризположения на вершине. Княжеский замок в Боголюбово (1165 г.) содержит остатки Королевского дворца XII века в виде собора Рождества Богородицы и Лестничной башни Андрея Боголюбского. Собор представляет собой здание 17 века на месте первоначальной постройки. Покровская церковь (1165 г.) на Нерли расположена напротив первоначальных речных ворот Владимира. Он имеет один купол на пересечении и рельефы в верхней части наружных стен.

Дмитриевский собор (1194-97 гг.) — царский храм кубической формы с тремя внутренними нефами и шлемовидным куполом. Внешний вид имеет более тысячи каменных резных фигур на общую тему царя Давида. В западной части интерьера сохранились фрески XII века.

В Суздале Кремль (крепость) окружен земляным валом. Внутри, возвышаясь над городом, возвышается собор Рождества Христова, построенный в 13 веке и реконструированный в 16 веке, с пятиглавой крышей и золотыми вратами 13 века. Важные памятники 9 в.0019 посад (гражданское поселение) включает в себя несколько кубических церквей 16-17 веков, таких как Ризоположенский монастырь и Успенская трапезная церковь, а также несколько монастырей. Самым важным из последних является Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 году, с его Спасо-Преображенским собором 16 века, построенным в традициях Владимира 12 века.

На правом берегу Нерли, в Кидекше, находится церковь Бориса и Глеба. Он имеет большое архитектурное значение, так как это была первая церковь в России, построенная из белого известняка, стиль, который стал характерным прежде всего для архитектуры Владимира XII века. Он небольшой (15,5 м х 15,5 м) с тремя апсидами на восточной стороне. Он простой, с небольшим декором, хотя остатки средневековых фресок были обнаружены в 1947.

Архитектура Владимиро-Суздаля характеризуется каменной кладкой, облицованной правильными блоками белого известняка, изысканными пропорциями, тонкой резьбой по камню, кажущейся легкостью построек, умением древних церковных зодчих гармонировать свои постройки с окружающей природной средой. пейзаж. Памятники уникальны своим возрастом, аутентичностью архитектурной формы и исторической связью с основоположниками российской государственности, такими как Юрий Долгорукий (Юрий Длиннорукий), Андрей Боголюбский (Андрей Боголюбовский), Всеволод Большое Гнездо (Всеволод Великий). Большое гнездо) и Георгий Всеволодович.

Критерий (i) : Белые памятники Владимира и Суздаля являются выдающимися образцами древнерусского зодчества. Эти белокаменные сооружения представляют собой уникальное явление, вобравшее в себя лучшие работы творческих мастеров и представляющее собой удивительный синтез архитектуры и монументального искусства.

Критерий (ii) : Белокаменное зодчество Владимира и Суздаля является выдающимся образцом развития и совершенствования архитектурных форм и приемов белокаменного строительства, сформировавших уникальную школу зодчества. Этот влиятельный стиль зародился и достиг своего наибольшего выражения здесь и иллюстрирует важнейший этап человеческой истории и культуры Северо-Восточной Руси. Широко использовавшиеся в качестве образца для последующего строительства на протяжении всей русской истории, они стали эталоном архитектурной красоты и выразительности русского церковного зодчества.

Критерий (iv) :Белокаменные памятники и ансамбли Владимиро-Суздальской школы зодчества являются выдающимися образцами архитектурного искусства и совершенными образцами технического и строительного мастерства, полностью гармонирующими с окружающим ландшафтом. Они олицетворяют начало и расцвет белокаменного зодчества XII-XIII вв., отличаются выдающейся гармонией и совершенством архитектурных форм.

Целостность

Белые памятники Владимира и Суздаля включают в себя все необходимые атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. С учетом рассредоточенности памятников по территории Владимирской области целостность каждого отдельного компонента объекта Всемирного наследия обеспечивается установленными границами и охранными зонами. Статус объекта культурного наследия народов Российской Федерации, представляющего особый интерес, гарантирует высочайший уровень государственной охраны объектов и обеспечивает их постоянную сохранность и охрану. Памятники находятся под угрозой из-за атмосферного загрязнения и загрязнения транспортными средствами, которые могут повлиять на их белокаменные фасады, а также из-за высотной застройки в непосредственной близости от них, которая может нарушить исторический городской пейзаж.

Подлинность

В течение нескольких десятилетий здания Владимира и Суздаля были объектом значительных усилий по развитию культурного туризма, с последующими реставрационными работами в них, выполненными с должным уважением к традиционным технологиям и материалам. Монастырские памятники сохраняют древнерусские традиции и аутентичные приемы архитектурного декора. Все реставрационные работы, проводившиеся на памятниках в разные периоды, были направлены на сохранение аутентичных построек за счет использования старых строительных методов, технологий и строительных материалов, таких как белый камень, белая известь, крупногабаритный кирпич, дерево и металл. Монастыри сохранили свои исторические планы и обеспечили замену традиционных насаждений.

Требования к охране и управлению

Белые памятники Владимира и Суздаля с 1958 года входят в состав Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В 1960 году по решению Совета Министров РСФСР памятники были взяты под охрану. С 1995 года памятники отнесены к объектам культурного наследия на федеральном уровне, а в 1998 году Указом Президента Российской Федерации включены в Государственный список объектов культурного наследия народов Российской Федерации, представляющих особую ценность. Музей-заповедник совместно с органами государственной охраны осуществляет эффективную охрану объектов с использованием правовых, финансовых и организационных механизмов на основании Федеральных законов от 25.06.2002 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации , Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (введено в действие Постановлением Правительства Российской Федерации 2008 г. ) и Закон «О передаче религиозным организациям имущества, имеющего религиозное целевое назначение и представляющего государственную или муниципальную собственность» (2010).

На сегодняшний день памятники в хорошем состоянии. Музей управляет объектами для обеспечения их сохранности, следит за состоянием памятников и территорий, регулирует туристические услуги. Успенский собор находится в ведении музея совместно с Русской Православной Церковью, а храм Покрова на Нерли во Владимире находится в ведении Русской Православной Церкви. Использование памятников в качестве музейных экспонатов для обеспечения их доступности в сочетании с их использованием церковью усиливает аутентичность и исторический характер зданий. В результате недавних реставрационных работ белокаменные стены и белокаменная резьба соборов защищены от атмосферных воздействий. Для сохранения настенных росписей внутри собора установлены системы климат-контроля. Все работы по памятникам для консервации и защиты белокаменных сооружений, белокаменной резьбы на фасадных стенах и монументальной росписи в интерьере собора выполняются в порядке, утвержденном Министерством культуры Российской Федерации.

План управления разрабатывается. Необходимо создать буферные зоны для всех компонентов объекта.

Самые известные достопримечательности России

© Karl Kost / Alamy Stock Photo

Юлия С.

Автор / Журналист13 Февраль 2018

Российская Федерация славится не только своими геологическими и природными ландшафтами, но и историческими и культурные достопримечательности. Некоторые из этих спотов расположены довольно далеко друг от друга, и вы можете найти их исключительно в разных районах страны, но их, несомненно, стоит проверить прямо сейчас. Вот некоторые из самых значимых и впечатляющих достопримечательностей России, о которых вам следует знать.

Знаете ли вы, что теперь вы можете путешествовать с Culture Trip? Просмотрите наши коллекции Epic Trips, Mini Trips и Sailing Trips, чтобы открыть для себя мир, как никогда раньше.

Эрмитаж – Зимний дворец

Музей

Зимний дворец, дом Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия | © Quentin Bargate / Alamy Stock Photo

Зимний дворец, расположенный в культурной столице России, Санкт-Петербурге, сегодня хорошо известен тем, что в нем находится Эрмитаж, и является одним из самых красивых и популярных архитектурных сооружений в мире.

Собор Василия Блаженного расположен в самом центре Москвы, на Красной площади, и славится выдающимися архитектурными формами и трагической историей, связанной с его историей. Сегодня это православный музей.

Екатерининский дворец, расположенный в Пушкине, пригороде Санкт-Петербурга, считается одной из самых значительных жемчужин, которые Россия может предложить своим посетителям. Внешний вид зданий и его статуи покрыты прекрасным древним золотом.

Московский Кремль и его знаменитая Красная площадь расположены в самом сердце Москвы и считаются одними из самых красивых мест в России. Московский Кремль восходит к 14 веку и сыграл значительную роль в истории России.

Петергофский дворец

Здание музея

Фонтаны перед Петергофским дворцом | © pohjakroon / Pixabay

Построенный в пригороде Санкт-Петербурга по указу Петра I, этот архитектурный шедевр превосходит все исторические строительные таблицы. Сегодня это исторический музей, полный сооружений из чистого золота и красных деревянных полов.

Станция метро «Маяковская», расположенная в Тверском районе Москвы, считается одной из самых красивых станций в мире. Этот дизайн в стиле ар-деко действительно впечатляет, потому что он состоит из 34 советских цветных мозаик, множества мраморных колонн и назван в честь известного русского поэта Владимира Маяковского.

Остров Кижи расположен у знаменитого русского озера Орега у реки Волги и считается единственным местом в России с огромным количеством красивых деревянных церквей, построенных без единого гвоздя.

Мечеть Кул-Шариф

Церковь, мечеть

Внутри мечети Кул-Шариф | © Denis Gavrilov / Alamy Stock Photo

Мечеть Кул-Шариф расположена в Казани и считается одной из самых больших и красивых мечетей России.

Раз уж вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий — и направлением, в котором движется Culture Trip.

Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновить людей выйти за пределы своих границ и испытать то, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще в нашей ДНК сегодня.

Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.

Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.
Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это.