Содержание
30 лет назад распался Советский Союз и появилось Содружество независимых государств. Новости. Первый канал
О дате изменившей страну и, по сути, весь мир. 30 лет назад распался Советский Союз. На момент подписания Беловежских соглашений уже было ясно: 15 советских республик не могут и не будут существовать в едином пространстве. Но очевидной стала и необходимость сохранить то общее, что оставалось — дружбу, взаимопонимание. Так появилось Содружество Независимых Государств, коротко СНГ, которое послужило новым фундаментом хороших отношений.
За неделю до подписания Беловежских соглашений в Москве ввели спецталоны на покупку дешевого хлеба, в одни руки не больше двух буханок — одну черного и одну белого. В других советских городах нечто подобное — продукты по талонам в соответствии с пропиской — началось еще раньше.
На этом фоне вопрос ведущего главного выпуска телевизионных новостей выглядел чем-то отвлеченным, риторическим, почти шекспировским: «Наверное, большая часть сограждан пребывает в недоумении, в каком государстве мы сегодня живем?»
Еще утром 8 декабря мало кто предполагал, что три человека ответ найдут в охотничьей резиденции «Вискули» в Беловежской пуще. Пока дожидались Бориса Ельцина, украинский лидер Леонид Кравчук добыл кабанчика.
В рукописном виде документы, которые собирались подписывать по итогам встречи руководители России, Украины и Белоруссии, и за документы принять было бы сложно. Все-таки упраздняли одну из двух мировых сверхдержав, на месте которой появлялось новое образование. Пишущую машинку смогли добыть в соседнем сельсовете, иначе кто еще знает, как повернулись бы события. Фрагменты хроники, первые эмоции «подписантов».
После церемонии подписания — объявление: «Мы подписали соглашение о том, что мы учреждаем содружество трех независимых государств: России, Украины и Белоруссии».
О произошедшем сообщили по телефону, в параллельном режиме: Шушкевич — президенту СССР, а Ельцин — президенту США.
«Все, что говорилось, я слышал, я стоял рядом. И первое, что он сказал, что «Советского Союза больше нет. И мы подписали Договор». На что Буш ответил: «Я не знаю, что вы там подписали. Но у кого ядерная кнопка?» Ну, Борис Николаевич, не задумываясь, ответил: «У меня», — рассказал в 1991 году премьер-министр Белоруссии Вячеслав Кебич.
Это была неправда. Борису Ельцину еще нужно было ехать в Москву и пытаться ядерную кнопку заполучить. Кравчук и Шушкевич отказались ехать из опасений, что их могут арестовать по обвинению в госизмене. Реакция президента СССР оказалась другой, что нетрудно было предположить. После провала ГКЧП силовых рычагов у Горбачева практически не оставалось. До декабря 1991 года он пытался действовать методом убеждения, уговаривая руководителей советских республик подписать новый Союзный договор, по сути, о создании Конфедерации.
18 октября 1991 года — торжественная церемония подписания Договора об экономическом сообществе. Григорий Явлинский по просьбе Горбачева руководил разработкой его положений. Общее экономическое пространство сохранялось у восьми республик, три прибалтийские намеревались быть наблюдателями. Интеграция напоминала бы ту, что сейчас есть у Евросоюза, при значительной политической самостоятельности.
«Там был банковский союз, то есть единая валюта, рубль был бы единой валютой, общее таможенное пространство, свободная торговля, базовые фундаментальные вещи для законодательства. Это был бы крупный шаг к сохранению экономического единства страны; огромный был бы рынок. И это было бы очень выгодно и это продвигало бы нашу страну вперед», — рассказал Григорий Явлинский.
С созданием Содружества Договор об общем экономическом пространстве переставал действовать уже в 1992 году. Вот как вспоминает Явлинский об одном из разговоров с Ельциным в тот момент:
«Мы обсуждали, что он собирается делать, я ему говорил, что это авантюра, а он мне со своей стороны говорил, что мы не можем ждать и пойдем одни; вот, собственно, и все. Мы ждать никого не будем, мы пойдем одни, Россия не может ждать, говорил Борис Николаевич».
Публично же звучали заявления о том, что новое объединение республик можно считать Союзным государством, хотя бы и конфедеративным. Ноябрь, пресс-конференция в Ново-Огарево, высказываются руководители республик.
Помимо официальных переговоров велись и подковерные. Геннадий Бурбулис, в то время правая рука Бориса Ельцина, объясняет: лидеры трех славянских республик параллельно договаривались между собой о том, как избавиться от федерального центра вообще и от Горбачева в частности.
«Мы обеспечили распад советской тоталитарной империи мирным образом. На самом деле сумели беловежскими консенсусом предотвратить возможность гражданской войны за кровавый передел советского наследства, между нами к тому времени существовали прямые договоры Россия — Украина, Россия — Белоруссия и Белоруссия — Украина, и это была хорошая такая предпосылка, такая грунтовка хорошая» — отмечает в 1991 году Госсекретарь Российской Федерации Геннадий Бурбулис.
«Грунтовка», сработавшая в «Вискулях», привела к тому, что тогда СНГ и стало механизмом контролируемого «развода» республик. А само предложение выпить в новогоднюю ночь «за Содружество» аплодисментами встретил только Ельцин.
Создатели Содружества старались сохранять лицо, но периодически срывались на такие вот откровения: «Оказывается, разрушать какие-то структуры значительно легче, чем создавать достойные структуры, мы сегодня в этом убедились».
В нулевые в Содружестве началась интеграционных процессы, которые происходят на разных уровнях. В оборонной политике, например, ОДКБ; в экономике — Евразийский экономический союз. Сейчас СНГ уже стало площадкой, на которой вполне реально создать пространство с экономическими возможностями, сравнимыми с возможностями крупнейших мировых игроков.
«Те страны, которые остаются за интеграционными блоками, а за границами интеграционных блоков, они рано или поздно станут, встают перед выбором — присоединиться куда-то, к какому-то из них, либо остаться на обочине международных отношений, потому что сейчас конкурируют, по сути, объединения», — отмечает директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда.
Глобальная конкуренция подталкивает страны СНГ к тому, чтобы сформировать самодостаточный геоэкономический полюс. Это вполне можно считать главным результатом последних десятилетий из 30 лет существования Содружества.
Третий Рейх. Обзор | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать страницу
- Share
- Распечатать
Приход нацистов к власти положил конец существованию Веймарской республики — парламентской демократии, установленной в Германии после Первой мировой войны. 30 января 1933 года состоялось назначение Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера, и вскоре нацистское государство (также называемое Третьим Рейхом) превратилось в режим, при котором гражданам не были гарантированы даже основные права. После подозрительного пожара в Рейхстаге (германском парламенте) 28 февраля 1933 года правительство издало указ, которым приостанавливало действие конституционных гражданских прав и объявляло чрезвычайное положение. Это означало, что указы правительства могли вступать в силу без предварительного одобрения парламента.
В первые месяцы пребывания Гитлера на посту рейхсканцлера нацисты ввели практику «координации» — проверку соответствия учреждений и отдельных личностей линии нацистской партии. Культура, экономика, образование, законодательство — все перешло под контроль фашистов. Также нацисты пытались «координировать» деятельность германских церквей, и хотя это им удалось не в полной мере, все же они заручились поддержкой большинства католических и протестантских священников.
Для распространения нацистских идей широко использовалась пропаганда. После смерти германского рейхспрезидента Пауля фон Гинденбурга в августе 1934 года Гитлер принял на себя президентские полномочия. Армия принесла ему присягу верности. Диктатура Гитлера основывалась на том, что он был одновременно рейхспрезидентом (главой государства), рейхсканцлером (главой правительства) и фюрером (главой нацистской партии). В соответствии с «принципом фюрера», Гитлер стоял над законом и единолично определял государственную политику.
Его слово было решающим как в вопросах внутреннего законодательства, так и в вопросах внешней политики Германии. Нацистская внешняя политика основывалось на расистской вере в то, что Германии самой природой предназначено силой оружия расширить свои границы на востоке и что постоянно растущая, обладающая расовым превосходством германская нация установит постоянное правление на территории восточной Европы и Советского Союза. В этом вопросе важная роль отводилась женщинам. Третий рейх проводил агрессивную демографическую политику, поощряя «расово чистых» женщин рожать как можно больше «арийских» детей.
В рамках этой же концепции от представителей «низших рас» — евреев и цыган — было необходимо избавиться. Нацистская внешняя политика с самого начала подразумевала войну на уничтожение против Советского Союза, и мирные годы были потрачены фашистским режимом на подготовку германского народа к войне. В рамках идеологической войны нацисты спланировали и осуществили Холокост, массовое убийство евреев, которых считали главными «расовыми» врагами.
Открытая критика режима подавлялась гестапо (тайной государственной полицией) и Службой безопасности (СД) нацистской партии, однако правительство Гитлера пользовалось популярностью у большинства немцев. Все же существовала и германская оппозиция фашистскому режиму, которая проявлялась по-разному — от простого неподчинения до покушения на жизнь Гитлера 20 июля 1944 года.
Союзники разгромили нацистскую Германию и вынудили ее капитулировать 8 мая 1945 года.
См. также
Карты
Германия, 1945 год
Карты
Германский Рейх, 1944 год
Карты
Германский Рейх, 1942 год
Карты
Территориальное расширение Германии в предвоенный период
Карты
Германия, 1933 год
Карты
Европа в 1933 году (Германия выделена цветом)
Мультимедийное эссе
Третий Рейх.
Обзор — Анимированные карты/Карты
Мультимедийное эссе
Третий Рейх. Обзор — Фотографии
Мультимедийное эссе
Третий Рейх. Обзор — Документальные киноматериалы
Статья
Нападение на Советский Союз, июнь 1941 года
Glossary Terms
«Максимальное давление разрушило Советский Союз» и другая ложь, которую мы рассказываем сами себе
Примечание редактора: Ближний Восток .
В то время как администрация Дональда Трампа проводит кампанию «максимального давления» на Иран, сторонники этой политики регулярно ссылаются на холодную войну как на образец того, как должна работать эта политика. В этой версии истории президент Рональд Рейган якобы «отошел» от сдерживания в начале XIX века.80-е годы и привели к распаду Советского Союза посредством политики массированных расходов на оборону, экономической войны, поддержки марионеток и идеологического наступления. Любопытно — и проблематично — одним из ключевых источников для этого направления мышления, по-видимому, является книга 26-летнего консервативного активиста Питера Швейцера о том, что он называет «секретной стратегией» Рейгана, которая недавно стала популярной среди чиновников администрации и их сторонников. .
Очевидным следствием аналогии с холодной войной является то, что аналогичный подход необходим для свержения иранского режима, а также враждебных режимов в Сирии, Северной Корее, Венесуэле, Кубе и, возможно, даже в Китае. Не случайно вскоре после выхода США из ядерной сделки с Ираном в 2018 году Помпео выбрал библиотеку Рональда Рейгана в Сими-Вэлли, штат Калифорния, в качестве места для выступления перед иранской диаспорой. Логика гласит, что если Соединенные Штаты будут продолжать оказывать давление, эти режимы окажутся, как и коммунисты в Москве, на свалке истории.
Стать членом
На самом деле, хотя идеологическая конфронтация, санкции и наращивание военной мощи, очевидно, сыграли свою роль в сдерживании и окончательном исчезновении Советского Союза, этот упрощенный взгляд на прошлое упускает из виду реальность того, что режим перемены никогда не были краткосрочной целью стратегии США в отношении Москвы. То, что на самом деле делали лидеры США в течение более чем четырех десятилетий после Второй мировой войны, заключалось в том, что они нехотя соглашались с тем, что они должны были сосуществовать с Советским Союзом, сдерживать его, сохраняя значительную военную мощь и прочные союзы в Европе и Азии, демонстрируя превосходство капитализма и свободы. и терпеливо ждать, пока советское руководство не осознает, что его система дает сбои и ее необходимо менять. Наконец, это произошло в 1985, назначив молодого Михаила Горбачева генеральным секретарем Коммунистической партии, и результатом стало в основном мирное окончание холодной войны, освобождение многочисленных «порабощенных народов» и, в конечном счете, упадок самого Советского Союза — и все это без обширных гражданский конфликт между Советами или прямой военный конфликт с Западом. Но этот результат не был результатом американской политики смены режима. Если политика США в период холодной войны будет влиять на выбор политики сегодня, важно понять, что это была за политика на самом деле.
Сдерживание Да, откат Нет
В первые послевоенные годы в России, конечно, были сторонники смены режима путем «максимального давления» или даже превентивной войны, но они проиграли дебаты . Как писал Ричард Хаас , , ветеран нескольких республиканских администраций, «стремление к смене режима или откату назад было сочтено слишком рискованным и даже безрассудным, учитывая, к чему может привести, если отчаявшееся советское руководство набросится со всей имеющейся в его распоряжении силой. ». Откат назад и смена режима были отвергнуты даже ястребами времен холодной войны, такими как Пол Нитце и Джон Фостер Даллес, которые вместо этого сосредоточились на борьбе с Советами за влияние в странах, которые тогда назывались третьим миром, и признали тот факт, что политические перемены в Москве не были запланированы. Сила Америки достичь по приемлемой цене. Президенты Дуайт Эйзенхауэр, Джон Ф. Кеннеди, Линдон Джонсон и Ричард Никсон твердо выступили против Советского Союза и вели холодную войну в военном и идеологическом отношении. Но никто не думал, что существует реальная перспектива свержения советского режима во время их правления.
После стремления Никсона к разрядке в начале-середине 1970-х годов новое поколение воинов холодной войны, в том числе члены антисоветского Комитета по текущей опасности, жаловались на сдерживание. Они возобновили призывы к более наступательным мерам по внутреннему ослаблению Советского Союза, но и им не удалось привлечь на свою сторону тех, кто принимал решения. Хотя Рейган смело критиковал «империю зла» и осуждал уступки Москве, его политика также отражала необходимость решения проблемы в обозримом будущем. Его видение разрушения коммунизма было лишь «планом и надеждой на долгосрочную перспективу», как он выразился в британском парламенте в 1919 г.82. Сам Рейган позже признал, что, когда он заявил: «Мр. Горбачев, снеси эту стену!» во время выступления в Берлине в июне 1987 года он «никогда не мечтал, что менее чем через три года стена рухнет». Госсекретарь Джордж Шульц сказал, что у Рейгана не было стратегии «стереть Советы с лица земли» посредством гонки вооружений, а посол США в Москве Джек Мэтлок писал, что не было стратегии «разрушить Советский Союз». Как выразился историк времен холодной войны Джон Льюис Гэддис, «никогда… администрация Рейгана не уделяла сколько-нибудь серьезного внимания тому, как они могут на самом деле свергнуть советский режим, или тому, что они будут делать в том маловероятном случае, если такое произойдет». случиться».
Рейган явно не был голубем. Но хотя Соединенные Штаты под его руководством настойчиво работали над сдерживанием влияния Москвы, пишет Гэддис, «они не стремились и не были готовы к каким-либо усилиям по отстранению советского правительства от его власти».
Актуальным в сегодняшнем контексте является и то, что подход Рейгана к Советскому Союзу — основанный на подходе всех его послевоенных предшественников — включал широкое дипломатическое участие и стремление к контролю над вооружениями, даже когда советский режим плохо обращался со своими гражданами дома и расширял свою влияние за границей. В карикатурной версии окончания холодной войны изоляция США Советского Союза и отказ вести дела с его лидерами ускорили падение режима. Однако на самом деле, как указал историк Мелвин Леффлер, Рейган «с первых дней своего пребывания у власти страстно хотел поговорить с советскими лидерами». Гэддис также отметил, что Рейган начал стремиться к улучшению отношений с Советским Союзом с момента своего прихода в Белый дом и «начал менять американскую политику в этом направлении уже в первые месяцы 19-го века». 83 года, почти за два года до прихода к власти Михаила Горбачева». Подход Рейгана не изменился даже после того, как Советы сбили южнокорейский гражданский авиалайнер в сентябре 1983 года, в результате чего погибли 269 пассажиров, или когда в феврале 1984 года к власти в Советском Союзе пришел бескомпромиссный аппаратчик Константин Черненко.
Действительно, всего несколько дней после вступления Черненко в должность — в первом из серии писем, мало чем отличающихся от тех, что Обама напишет верховному лидеру Ирана Али Хаменеи почти 30 лет спустя, — Рейган написал советскому лидеру: «США твердо намерены защищать наши интересы и у наших союзников, но мы не стремимся бросить вызов безопасности Советского Союза и его народа». «Я хочу, чтобы вы знали, — подчеркнул он в частной рукописной записке в следующем месяце, — что ни у меня, ни у американского народа нет никаких оскорбительных намерений по отношению к вам или советскому народу. Нашей постоянной и неотложной целью должно быть… длительное снижение напряженности между нами. Я обещаю вам свою глубокую приверженность достижению этой цели».
Послание Рейгана на его первой встрече с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко в сентябре 1984 года также заключалось в том, что Советскому Союзу «нечего бояться нас» и что Соединенные Штаты хотят «не меньше, чем реалистичного, конструктивного, длительного долгосрочные отношения с Советским Союзом». Это не подход человека, стремящегося добиться смены режима в Москве в ближайшее время или считающего, что отказ от переговоров — лучший способ добиться этого. В своем исследовании неоконсервативного движения историк Джастин Вайс пришел к выводу, что «на протяжении многих лет Рейган неуклонно отдалялся от неоконсерваторов, в конце концов приняв политику вопреки их желаниям, которая, вероятно, способствовала «победе в холодной войне» не меньше, чем что-либо другое. они предложили». В конечном итоге, отмечает Леффлер, Рейган привлекал Горбачева «убежденностью, сочувствием и сердечностью».
Сдерживание — это не умиротворение
Следует отметить, что сдерживание не тогда и не должно сегодня подразумевать бездействие или безразличие. Меню вариантов политики для борьбы с враждебными режимами включает в себя поддержание прочных союзов и передового развертывания сил США; такие меры, как бесполетные зоны и выборочные воздушные удары; стимулы для правительств уважать права человека и развивать демократические институты; инвестиции в экономическое развитие, образование и обмены; адресные экономические санкции; и более обеспеченный ресурсами и обновленный дипломатический корпус. Такие инструменты можно разумно использовать для продвижения интересов США, признавая пределы того, что может быть разумно достигнуто.
Содержание также не требует отказа от надежды на будущий прогресс или исключения работы для возможных политических изменений. Как написал дипломат Джордж Ф. Кеннан в своей знаменитой статье «Х» 1947 года:
[В]озможности американской политики ни в коем случае не ограничиваются… надеждой на лучшее. … [T] Соединенные Штаты имеют возможность чрезвычайно увеличить напряжение, под которым должна действовать советская политика… и, таким образом, способствовать тенденциям, которые в конечном итоге должны найти выход либо в распаде, либо в постепенном ослаблении советской власти.
.
В конце концов, конечно, советский режим исчез, но стоит отметить, что перемены произошли только после десятилетий сдерживания и смены поколений, что Соединенные Штаты не контролировали время их наступления и что это не было ни вмешательством извне, не революция снизу вверх, а сам режим — благодаря продвижению Горбачева — который в конечном итоге осознал необходимость попытаться реформировать и спасти разваливающуюся систему.
Хотя широко считается само собой разумеющимся, что поддержка США антисоветских моджахедов в Афганистане сыграла важную роль в распаде Советского Союза, стоит отметить, что Политбюро обращалось к Горбачеву более года назад 9С 00:03 до 90:04 Соединенные Штаты изменили военный баланс в Афганистане, предоставив ракеты «Стингер» афганским повстанцам. Война в Афганистане, возможно, ускорила распад Советского Союза, но не стала его причиной.
Возможны ли изменения?
Верно, что перспективы политических перемен в странах, где сегодня можно было бы подумать о смене режима, не кажутся благоприятными. Но опять же, они не казались очень благоприятными и в Москве, и есть как эмпирические, так и теоретические основания полагать, что взаимодействие, дипломатия и экономическое развитие на самом деле обеспечивают большие перспективы для стабильности, мирных отношений и долгосрочной демократизации, чем за рубежом. -вынужденная смена режима. В таких разных странах, как Чили, Индонезия, Филиппины, Сербия, Южная Корея, Тайвань и Вьетнам, индустриализация и экономический рост — даже в военных автократиях — способствовали расширению среднего класса, повышению уровня образования, требованиям большей личной свободы. , верховенство права и усиление международного участия.
Очевидно, что в этом процессе нет ничего автоматического — 30 лет быстрого развития Китая не сделали его более кооперативным или демократичным. Но в равной степени верно и то, что перспективы позитивных изменений еще хуже, если страна, о которой идет речь, политически и экономически изолирована или сталкивается с повстанческим движением, спонсируемым из-за рубежа. Прецедент Ирака при Саддаме Хусейне и сегодняшняя ситуация в Северной Корее, Иране, Кубе и Венесуэле вряд ли предполагают, что санкции и изоляция являются лучшими способами поощрения демократии, прав человека и регионального сотрудничества. В случае с Северной Кореей такая политика также не смогла предотвратить распространение ядерного оружия и баллистических ракет.
Экономическое и политическое взаимодействие с неприятными режимами, очевидно, обходится дорого — дополнительные доходы от гнусной деятельности и репрессивных структур — но реальность такова, что даже когда ресурсов не хватает, диктаторы и их приспешники страдают последними. И горькая правда заключается в том, что экономические санкции и изоляция имеют ужасный послужной список создания революций и никогда не побуждают лидеров добровольно отказываться от власти. Это связано с тем, что, как утверждают бывший сотрудник Министерства финансов и ЦРУ Дэвид С. Коэн и ученый Зои А.Ю. Вайнберг писал: «Затраты на отказ от власти всегда превышают выгоды от снятия санкций». Верить, что продолжающееся давление на противников США санкциями приведет к смене режима в ближайшее время, означало бы основывать политику на надежде, а не на опыте.
Аналогия времен холодной войны с Советским Союзом, конечно же, демонстрирует, как можно сдерживать опасного противника, и дает надежду на то, что в долгосрочной перспективе даже враждебные режимы могут развиваться в относительно положительном направлении. Но позитивная эволюция Советского Союза, сроки которой нельзя было ни контролировать, ни предсказать, произошла не в результате американской политики тотальной конфронтации, не говоря уже о военном вмешательстве, а в результате длительного, терпеливого процесса сдерживания, дипломатии. , контроль над вооружениями, мягкая сила и альянсы. Формулируя политику сегодня, нынешним лидерам следовало бы помнить об этой реальной истории, а не об опасной карикатуре, которой воспользовались Трамп и его сторонники.
Стать членом
Филип Х. Гордон — старший научный сотрудник по внешней политике США Мэри и Дэвида Бойса в Совете по международным отношениям, а также бывший высокопоставленный сотрудник Государственного департамента и Белого дома в администрации Обамы.
Изображение: ОДВЗЯИ (Фото библиотеки Рональда Рейгана)
Комментарий
Эпоха Михаила Горбачева и распад Советского Союза
Горбачев и президент США Рональд Рейган проводят свой первый саммит в Женеве 19 ноября85.
Москва:
Вот хронология некоторых ключевых событий за те почти семь лет, что Михаил Горбачев, скончавшийся во вторник в возрасте 91 года, находился у власти в Советском Союзе.
Март 1985 — Михаил Сергеевич Горбачев, в 54 года самый молодой член Политбюро, становится генеральным секретарем Коммунистической партии после смерти Константина Черненко. Он запускает программу перестройки (перестройки) и гласности (открытости), чтобы вырвать страну из политического и экономического застоя.
Ноябрь 1985 — Горбачев и президент США Рональд Рейган проводят свой первый саммит в Женеве; Горбачев говорит, что он «очень оптимистичен» в отношении разрядки и будущих сокращений вооружений.
Апрель 1986 — Взрыв на Чернобыльском ядерном реакторе распространил радиоактивное облако по всей Европе. Советские власти признают это только через три дня, что вызывает сомнения в гласности. Декабрь 1986 — Доктор Андрей Сахаров, отец диссидентского движения, освобожден из ссылки после телефонного звонка Горбачева — одного из сотен политических и религиозных диссидентов, освобожденных во время его правления.
Май 1987 — Молодой немец по имени Матиас Руст прорывает советскую систему ПВО, летя на легком самолете Cessna из Хельсинки в центр Москвы и приземляясь на Красной площади. Горбачев начинает чистку высших чинов оборонного ведомства.
Октябрь 1987 — Выдающийся российский реформатор Борис Ельцин конфликтует с Горбачевым из-за темпов перестройки и покидает правящее Политбюро.
Декабрь 1987 — Горбачев и Рейган подписывают в Вашингтоне первый договор о сокращении ядерных арсеналов. Все советские и американские ракеты средней дальности подлежат демонтажу.
Октябрь 1988 — Горбачев консолидирует власть, становясь председателем президиума Верховного Совета, национального законодательного органа.
Февраль 1989 г. — Девятилетнее военное вмешательство СССР в Афганистане заканчивается. Движения за независимость набирают силу в Прибалтике, Грузии и Украине.
Март 1989 — Советский Союз проводит первые конкурентные выборы с участием нескольких кандидатов для избрания Съезда народных депутатов. Многие видные коммунисты старой гвардии проигрывают независимым, а сепаратисты получают большинство мест в прибалтийских республиках Эстонии, Латвии и Литве.
Ноябрь 1989 — Народные революции сметают коммунистические правительства в Восточной Германии и остальной части Восточной Европы. Советский Союз не пытается вмешиваться, когда его режимы-сателлиты рушатся.
Декабрь 1989 г. — Горбачев и президент США Джордж Буш-старший. Буш на саммите на Мальте приветствует окончание холодной войны.
Февраль 1990 — Коммунистическая партия отказывается от своей гарантированной монополии на власть. Парламент соглашается предоставить Горбачеву пост исполнительного президента с большим увеличением полномочий. Демонстранты, выступающие за реформы, проводят массовые митинги по всему Советскому Союзу.
Октябрь 1990 — Восточная и Западная Германия объединяются после интенсивных переговоров шести держав, в которых Горбачев играет ключевую роль. Советский парламент одобряет план отказа от коммунистического централизованного планирования экономики в пользу рыночной экономики. Горбачеву присуждается Нобелевская премия мира.
Ноябрь 1990 г. — Парламент уполномочивает Горбачева издавать указы почти во всех сферах общественной деятельности. Первый проект Союзного договора, предложенный Горбачевым, дает существенные полномочия 15 республикам, но четыре — Латвия, Литва, Эстония и Грузия — отказываются подписывать.
Январь 1991 — Войска подавляют демонстрации за независимость в странах Балтии, убив 14 человек в Литве и пять в Латвии.
Март 1991 г. — Референдум дает подавляющее большинство голосов за сохранение Советского Союза как «обновленной» федерации равноправных суверенных республик», но шесть республик бойкотируют голосование. Июнь 1991 г. — 90 026 Борис Ельцин избран президентом России.0009
19 августа 1991 г. — Ссылаясь на предполагаемое плохое здоровье Горбачева, его заместитель Геннадий Янаев становится президентом во главе бескомпромиссной коммунистической хунты. В некоторых районах объявлено чрезвычайное положение. Эстонский парламент провозгласил независимость.
21 августа — Переворот провалился, разрушив консервативную группировку в центре и дав огромную поддержку сепаратистам в республиках. Латвийский парламент провозгласил независимость.
24 августа — Горбачев уходит с поста лидера Коммунистической партии, приказывает государству конфисковать ее имущество, запрещает ей участвовать во всех государственных организациях и предлагает самороспустить. Украинский парламент провозгласил независимость. В течение нескольких недель все, кроме Казахстана и России, сделали то же самое.
6 сентября — Высший законодательный орган СССР признает независимость Литвы, Латвии и Эстонии. Конгресс отменяет Союзный договор 1922 года и передает власть временной власти до подписания договора о добровольном Союзе суверенных государств.
16 ноября — Россия берет под свой контроль почти все советские запасы золота и алмазов, а также экспорт нефти. Позже он объявляет о поглощении министерств экономики.
8 декабря — Россия, Украина и Белоруссия провозглашают Содружество Независимых Государств без роли центральной власти или Горбачева.