Почему Юрий Алексеевич Гагарин в космос не полетел. В каком году гагарин полетел в космос в первый раз


1961 год — первый полет человека в космос — EADaily

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовал космический корабль «Восток-1», на борту которого находился космонавт Юрий Гагарин. Впервые в истории космический аппарат с человеком на борту вышел в космическое пространство, совершив полет по орбите искусственного спутника Земли.

Всем известно знаменитое гагаринское слово «Поехали!», которое он воскликнул во время старта. И мало кому известен возглас Главного конструктора Сергея Королева. Провожая взглядом уходящую ввысь ракету-носитель Королев произнес: «Только бы слетал и вернулся живым!». Все участники этого подвига прилагали неимоверные усилия для того, чтобы так и было, однако никакой абсолютной уверенности в благополучном исходе — не было. Поэтому невероятное напряжение, царившее в центре управления, длилось все 108 минут этого эпохального полета.

Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоял из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами.

В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому была предусмотрена специальная система термозащиты корпуса, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла. Можно сказать, что средство доставки первого космонавта на орбиту было абсолютно технологически революционным для своего времени. А вопрос его безопасного возвращения был продуман до мелочей.

▼ читать продолжение новости ▼

Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек — все военные летчики, которые отбирались по конкретным характеристикам. Королеву был нужен мужчина возрастом до 30 лет, весом 72 кг и ростом 170 см, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем. Кабина корабля «Восток-1» была сконструирована таким образом, что в ней мог поместиться человек с определенными физическими данными. Сначала из двадцати кандидатов отобрали шестерых, а окончательное решение было принято практически в последний момент. Первым в полет было решено отправить Юрия Гагарина, а Герман Титов должен был стать его дублером.

12 апреля 1961 г. в начале десятого часа утра была дана команда «На старт!», и впервые космический корабль с человеком на борту, движимый ракетой-носителем, отправился с космодрома Байконур на земную орбиту. Особой программы у Гагарина не было, его задачей было слетать на орбиту и вернуться живым. И все же во время полета он немного поэкспериментировал: пробовал есть и пить, делать записки карандашом, находясь в состоянии невесомости. Полет корабля длился всего 108 минут, за которые он успел сделать один оборот вокруг нашей планеты.

Во время посадки возникла нештатная ситуация — из-за неполадок в тормозной системе корабль несколько отклонился от запланированного курса. Однако космонавт справился с ситуацией — управляя стропами парашюта, он совершил успешное приземление, избежав падения в Волгу. В 10 часов 55 минут спускаемый аппарат приземлился на мягкую пашню у волжского берега вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Первый в истории полет человека в космос благополучно завершился.

eadaily.com

Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 г.

 

 

 

 

 

 

Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 г.

Королева Н.С.  Полет был осуществлен 12 апреля 1961 г. Юрием Алексеевичем Гагариным . Перед полетом космонавт крепко спал, отец же провел почти бессонную ночь. Руководил пуском Главный конструктор, а подполковник А.С. Кириллов стоял в бункере у перископа и назывался "стреляющим". Позднее А.С. Кириллов подарил мне копию своей "Карточки стреляющего", в которой посекундно обозначены заключительные этапы готовности исторического полета. Сохранилась стартовая нарукавная повязка отца, что была на нем в тот день, с его автографом. Широко известны кинокадры, на которых сидящий за столом отец передает в микрофон информацию и команды Гагарину, но не все знают, что они были сняты потом, после пуска. Более того, отец снят не в бункере, а в своем рабочем кабинете в Калининграде, но говорит он именно те слова, которые произносил на космодроме. И у перископа на кинопленке стоит не А.С. Кириллов, а Л.А. Воскресенский . Естественно, что яркий свет и треск кинокамер во время старта были недопустимы, сохранить же важное событие для истории представлялось необходимым.

Черток Б.Е.  На ИП-1 транслировались переговоры "Зари" с "Кедром". Последние доклады из бункера

"Зажигание",

"Предварительная",

"Главная",

"Подъем!" подключили всех нас к улетающей ракете. Лихое гагаринское "Поехали!" потонуло в нарастающем реве двигателей. Теперь быстро на "двойку". Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная. Быков сияет. Его "Заря" впервые говорит из космоса голосом живого человека.

- Видимость отличная! В иллюминатор "Взор" наблюдаю Землю, облака...

Вижу реки ... Красота!.. Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении. Но вот уже все позади. Мы прощаемся, не подавая вида, что завидуем тем, кто улетает в ликующую Москву. На следующий день после пуска Гагарина мы, оставшиеся на полигоне по "злой воле Королева", как выразился Калашников , приобщались к ликованию всей страны, изредка включая приемники. Я утешал друзей тем, что мы тоже "первыми в мире" получили возможность изучать пленки телеметрических записей поведения в полете систем исторического носителя и корабля. Просмотрев пленки, мы убедились, что все три ступени носителя работали "без замечаний", за исключением системы радиоуправления дальностью и интеграторов скорости, выдающих команду на выключение двигателя блока "А". Радисты Михаила Борисенко дали объяснение, что отказал преобразователь постоянного тока в переменный. Но любимые Пилюгиным электролитические интеграторы скорости на центральном блоке тоже отличились. Ошибка в 0,25 метров в секунду привела к увеличению высоты апогея относительно расчетного значения на 40 километров. Если бы не сработала исаевская ТДУ, "Восток" просуществовал бы на орбите не 5-7 расчетных дней, а 15- 20. После выключения ТДУ корабль начал вращаться вокруг своих осей, по оценке Гагарина, со скоростью около 30 градусов в секунду. Системы успокоения возмущений, возникающих после выключения ТДУ, на "Востоке" еще не было. Разделение спускаемого аппарата с приборным отсеком произошло по команде ПВУ через 10 минут после выключения ТДУ.

Никаких отклонений от программы спуска не было. Все окончилось счастливо в столь длинной многозвенной цепочке вероятностей.

Королева Н.С.   В течение 108 минут космический корабль "Восток" весом 4725 кг пролетел свыше 40 тысяч километров вокруг земного шара со скоростью 28 тыс. км/час на высоте 240-327 км и приземлился в Саратовской области, недалеко от берега Волги. Можно представить, что испытал отец за эти 108 минут! Ведь он впервые в истории отправил в космос человека, который доверил ему свою жизнь. Неудача могла вызвать неблагоприятное отношение общественности к космическим полетам вообще и затормозить дело. А этого допустить было нельзя. Но когда Гагарин успешно приземлился, ощущение счастья переполнило всех. Осуществилась главная мечта отца. Он увидел результат своего многолетнего труда. Ради одного этого события стоило жить! Конечно, было обидно, что не он находился в кабине космического корабля, не он его испытывал. Вернувшись в Москву, отец с грустью сказал бабушке: "Это я должен был лететь. Но годы уже не те, да и не пустили бы меня". Это сожаление не покидало его и в дальнейшем. Бывший заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Г.Н. Пашков вспоминал: "Как-то, уже после полета Германа Степановича Титова, сидели мы в домике на космодроме - выдалась свободная минута перед началом заседания Государственной комиссии. И вот Сергей Павлович посмотрел на председателя, Константина Николаевича Руднева, на меня и сказал полувопросительно: "А что, братцы, не слегать ли и мне туда, а?".

13 апреля состоялось совещание в Куйбышеве, где Ю.А. Гагарин сделал первый после полета доклад, а 14 апреля столица встречала первого космонавта. Ликованию москвичей не было границ, все, кто мог, вышли на улицы. Той весной я после окончания ординатуры работала хирургом в Боткинской больнице и вместе со своими коллегами тоже пошла на Красную площадь, где должен был состояться митинг в честь первого космонавта планеты. Кто-то из шедших рядом со мной произнес: "Интересно узнать, кто же этот Главный конструктор, который запустил Гагарина в космос?" Мне так хотелось ответить, что это - мой отец, но я не имела права - ведь он просил меня никому никогда не говорить, чем он занимается. Однако сердце мое было наполнено гордостью. До Красной площади мы, конечно, не добрались - слишком много людей устремилось туда. Но оказалось, что и отцу не удалось туда попасть! Он вернулся в Москву из Куйбышева накануне, а утром 14 апреля вместе с Ниной Ивановной встречал Гагарина на Внуковском аэродроме. В колонне автомобилей, следовавших с аэродрома на митинг, их машина шла одной из последних. Неподалеку от Исторического музея они вышли из машины, поскольку дальше проехать было невозможно, и сразу попали в людской водоворот. Случайно встретившийся им Е.А. Карпов , опасаясь неприятных последствий, с трудом вывел их из плотной людской массы и отправил домой. В результате отцу и Нине Ивановне пришлось смотреть трансляцию митинга по телевизору. Полет Гагарина стал выдающимся достижением цивилизации. Главы многих стран, в том числе США, Великобритании, Франции, прислали руководству нашей страны поздравления.

Незадолго до этого полета группа американских ученых обратилась к президенту Кеннеди с просьбой о дополнительных ассигнованиях на космические исследования. В их письме были такие слова: "Трудно представить ужас и восхищение, которые охватят мир, если человек полетит в космос". Они оказались правы. Наши друзья радовались вместе с нами, а недруги приходили в неистовство от того, что первым в космосе оказался советский человек. Известный немецкий ученый-ракетчик Герман Оберт в письме к корреспонденту ТАСС А.П. Романову 28 октября 1974 г. написал так: "Я уже стар, и было время, когда я не надеялся, что буду жить в космическую эру. Но вот русский спутник стал вращаться вокруг Земли, а через несколько лет раздался русский голос в космосе. Имя Гагарина мне известно. Я видел в газетах и журналах его улыбающееся лицо. К сожалению, я не знаю фамилий других уважаемых мною людей, создавших сильные ракеты и первый космический корабль. Если бы жил мой коллега Циолковский, Ваш знаменитый соотечественник, с которым я переписывался, то мы оба при встрече с величайшим конструктором воскликнули бы: "Браво! Браво! Вы претворили в действительность мечту, волновавшую много лет наши умы и для реализации которой мы приложили много сил". Человечество благодарно этому человеку за то, что он осуществил".

22 сентября 1982 г., когда в Москве отмечалось 25-летие космической эры, Г. Оберт побывал в нашем домашнем музее и написал в книге отзывов: "Я восхищен работой Королева по освоению Космоса". Рассказывают - не знаю, насколько это достоверно, - что из-за обстановки строгой секретности отец дважды мог, но не получил Нобелевскую премию: в 1957 г. - за вывод на орбиту Первого искусственного спутника Земли и в 1961 г. - за полет Первого космонавта. На предложение Нобелевского комитета назвать фамилию Главного конструктора Н.С. Хрущев якобы ответил, что одного человека назвать нельзя, творцом новой техники у нас является весь народ. В СССР о роли отца в нашей космической программе знало только его близкое окружение. В прессе его называли "Главный конструктор", соратники и друзья - "СП". Отец никогда не жаловался, но где-то в душе его, я уверена, таилась обида. Вечером 14 апреля в Большом Кремлевском дворце был устроен грандиозный правительственный прием, а на следующий день Гагарина чествовали в ОКБ-1 в Калининграде. Здесь уже все называлось своими именами, и космонавт благодарил конструкторов и всех работников предприятия за создание замечательного космического корабля. Моему отцу он подарил в тот день свою фотографию в скафандре с надписью: "Дорогому Сергею Павловичу - космическому отцу - в знак искреннего уважения и благодарности. Гагарин", а 12 августа 1961 г. - только что вышедшую книгу "Дорога в космос", которую подписал так: "Дорогому Сергею Павловичу Королеву в знак любви, уважения и преклонения. Гагарин". Одну фотографию того дня с автографом Ю.А. Гагарина на обороте отец подарил Марии Николаевне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1961 г. за заслуги в деле создания новой техники ОКБ-1 было награждено орденом Ленина, а отец - второй золотой медалью "Серп и молот". 19 ноября 1961 г. отец получил памятную бронзовую медаль М.В. Ломоносова, учрежденную в ознаменование 250-летия со дня рождения ученого. А 22 ноября 1961 г. в Институте хирургии им. А.В. Вишневского ему вручили именную памятную медаль с сопровождающими словами: "Глубокоуважаемый и дорогой Сергей Павлович! Не только в честь Вашей гениальности, проявленной Вами в самой передовой области современной науки - в космонавтике, но и в знак особой благодарности за помощь,

Отец и Нина Ивановна отдыхали в санатории Сочи , неподалеку от которого, на так называемой Явейной даче , разместился почти весь первый отряд космонавтов . Здесь фотокорреспондентам удалось сделать прекрасные снимки главного конструктора и первого космонавта. Теперь эти фотографии широко известны, а тогда, до смерти отца в 1966 г., они были секретными. Одну такую фотографию отец подарил Марии Николаевне с надписью: "Моей дорогой маме на добрую память в канун Нового 1964 года, с уважением и любовью. Сергей.31 декабря 1963 г.". 17 августа 1963 г. в нашей стране традиционно праздновался День Воздушного флота. В ознаменование этого праздника и отмечая постоянные перелеты отца на космодром и в другие диктуемые служебной необходимостью места, летный отряд ОКБ-1 наградил его значком "За налет 1 000 000 км". После этого отец с гордостью говорил, что стал "миллионером".

Ссылки:1. Перелет СССР-США Громов, Данилин, Юмашев 1937 г.2. Рост напряженности США-СССР, у СССР нет ракетно-ядерной стратегии 19613. ГАГАРИН -"ПОЕХАЛИ!.."4. Р-9 испытания ракеты: второй удачный пуск, третий аварийный 1962 апр5. Полет "Аполлона-11" с астронавтами на Луну 20 июля 1969 г.6. КОРОЛЕВ C.П - ЗВЕЗДНЫЕ ГОДЫ (1957-1966)7. Вавилов Сергей Иванович (1891-1951)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru

Почему Юрий Алексеевич Гагарин не полетел в космос — Российская газета

Полковник в отставке Юрий Алексеевич Гагарин - ветеран космодрома "Байконур" и автор книги о космических запусках, в которых принимал участие "с первой ракеты". Каждую весну пенсионер с военной выправкой принимает поздравления из Москвы и Байконура с Днем космонавтики и отмечает собственный день рождения - почти день-в-день со своим знаменитым тезкой, портрет которого полвека не снимает со стены своей харьковской квартиры возле проспекта Гагарина.

Юрий Гагарин знал об участии в запуске своего полного тезки?

Юрий Гагарин: Да, он обо мне от Германа Титова слышал. Когда довелось познакомиться лично, выяснилось, что у нас и дни рождения рядом (9 и 16 марта), и место рождения по соседству (Москва и Гжатск), и даже девичьи фамилии матерей совпадают!

Юрий Алексеевич, а что делал на Байконуре двойник космонавта №1?

Юрий Гагарин: Когда первого человека запустили в космос, к моим родителям в Полтаву (отца-военного перевели туда из Москвы, где я родился) набежали корреспонденты. Но публикацию не разрешила цензура: все, связанное с космосом, тогда было засекречено. У меня даже фотографий с Байконура не осталось - там не то что фотографироваться, карандаш с бумажкой нельзя  было при себе иметь! Я был специалистом по космической технике, отвечал за вывод первых советских ракет на орбиту. Принимал участие в 12 запусках, провожал в космос Терешкову, Быковского и страховал запуск Гагарина. Первую ракету "Старт-Восток"  мы запустили уже через 4 месяца после начала монтажа оборудования в пустыне, и она летает до сих пор!

Работали с Королевым?

Юрий Гагарин: Возглавляя в звании старлея группу из 29 подчиненных, я общался и с Королевым, и с Келдышем, и с Каманиным, и с Титовым... На космодроме отслужил 3 года, потом еще 32 - в Советской Армии, всю жизнь занимаясь космическими исследованиями. Правда, сейчас это государству не интересно: иначе бы прапорщик не получал большую пенсию, чем полковник, служивший на Байконуре. Только коллеги из России и помнят.

Правда, что на Байконур вы не по своей воле попали?

Юрий Гагарин: Когда в 1957 году запустили первый спутник, я был на третьем курсе Харьковского высшего инженерно-авиационного училища и, конечно, предположить не мог, что буду запускать первого космонавта! Более того, я не собирался, не хотел ехать на Байконур! Ребята моего военного поколения грезили небом. Мечтал об авиации и я, но в летное училище меня из-за гайморита не взяли. К моему счастью, в это время Хрущев после удачного запуска первого спутника поставил задачу освоения космоса. Нас, "летунов", собрали в одну группу и - на Байконур. Вернее, - в засекреченный городок Ташкент-90 неподалеку от казахского поселка с хатами-мазанками Тюра-Там, куда я приехал в 1960 году. Позже космодром носил гордые имена Звездоград и Ленинск. В 1963 году, с должности начальника отделения радиотехнических и телевизионных систем стартовой станции я снова отбыл в Харьковское ракетное училище.

Вы на космодроме даже в кино снимались?

Юрий Гагарин: Художественную ленту "Укрощение огня" на нашей станции снимали, на моем рабочем месте. Центральный блок - это вторая ступень ракеты-носителя, 30 метров в длину, представляете? Сначала каждый инженер-бортовик обследовал  доверенную ему систему отдельно, а потом проверялась слаженность работы всех систем и деталей вместе. Такая перестраховка была не лишней: случалось, что-то выходило из строя при перемещении ракеты в стартовую позицию. Поломок хватало, и мы, бортовики, по несколько раз в день на своих двоих поднимались на высоту центрального блока 50 метров. Это 25-этажный дом! Лифт предназначался лишь для груза и космонавтов. 300 ступенек на верхотуру преодолеть нелегко, и режиссер фильма о конструкторе Королеве Храбровицкий увидел в этом художественную метафору. Для съемок нас переодели в парадную одежду и сказали, кого мы должны изображать. Нас на съемки со всех военных училищ согнали - моряков, танкистов, пехотинцев... Тогда и оказалось, что все спускаются по лестнице лицом к ступеням и перилам, и лишь моряки, как у себя на корабле по тревоге - лицом от ступенек.

Внештатные ситуации случались?

Юрий Гагарин: Трагедия 24 октября 1960 года - первое, что я увидел, приехав на Байконур. Нас в укрытие за 8 км вывезли. Во время взрыва на соседней площадке погиб главнокомандующий ракетных войск стратегического назначения маршал Митрофан Неделин, 54 человека сгорели у нас на глазах. Вообще же тогда от ядовитых паров ракетного топлива погибло с сотню людей, но система учета была такова, что если довезли до госпиталя, значит, это уже другая статистика. Настоящее количество жертв скрывалось.

А что это за слухи ходили о приземлении - до Гагарина - мертвого космонавта?

Юрий Гагарин: В день рождения Юрия Гагарина, 9 марта 1961 года был запущен космический корабль с собакой Чернушкой и манекеном Иваном Ивановичем. После работы на орбите капсула с куклой и собакой отсоединилась,  они приземлились на парашюте в жилом районе. Перепуганные люди подумали, что спустился мертвец. Так и пошел слух о мнимой гибели первого космонавта. Когда 25 марта с собакой Звездочкой запустили второй манекен, то на его шлеме уже была надпись "манекен", чтобы на Земле его снова не приняли за погибшего космонавта. Запуск и спуск были удачными, и в следующий раз решили запускать Гагарина.

А что вы делали в момент полета Гагарина?

Юрий Гагарин: Мы от начала до конца осуществляли телеметрию запуска,  работали как измерительный пункт по гагаринскому старту. Моя радиотелеметрическая команда записывала на пленку параметры всех приборов. В случае неудачи в этот же день мы должны были запустить другую ракету. К запуску были подготовлены на всякий пожарный три площадки, а на  радио и телевидение 12 апреля 1961 года прислали три конверта - с информацией на три разных случая. Если бы Гагарин погиб, то мы должны были запустить ракету-дублершу в акваторию Тихого океана, чтобы американцы не засекли. Потом это "прикрытие" длилось постоянно. Если представители иностранных государств приезжали на Байконур, им показывали одну ракету, а взлетала с другой площадки другая. Неудачных запусков хватало - не только у нас, у американцев тоже. 

Гагарин действительно мог погибнуть в том первом полете человека в космос?

Юрий Гагарин: Трижды! Он же должен был подняться на орбиту 180 км, а ракету вынесло на 370. Если бы тормозная установка не сработала, то с высоты 200 км можно было бы спуститься за счет природного торможения за 10 суток, и на этот срок рассчитывалось обеспечение кислородом. А спуск с высоты 370 км занял бы 50 суток - космонавт бы за это время задохнулся. Еще одна нестыковка - корабль во время торможения закрутило. Чудом все обошлось - просто унесло в сторону от заданной точки приземления. И еще одна неприятность - во время отстрела капсулы для катапультирования на некоторое время пережало шланг подачи кислорода. Жизнь Гагарина висела на волоске.

Статья опубликована в "Российской Газете в Украине"

rg.ru

О первом полете Юрия Гагарина в космос.

Над страной гремела торжественная музыка. Советское радио приветствовало утреннее солнце величавой, волнующей мелодией патриотической песни «Широка страна моя родная». Затем прозвучало лаконичное сообщение, навсегда покончившее с вековечной изоляцией человечества на родной планете: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту».

Страна – от Ленинграда до Петропавловска – затаила дыхание. Трамваи и автобусы останавливались, чтобы пассажиры могли прослушать сообщение: его транслировали через репродукторы на площадях. Рабочие выключали станки, продавщицы выбегали из-за прилавков. Школьники забыли об уроках. Высоко-высоко над ними их соотечественник, советский гражданин, мчался среди звезд вокруг Земли со скоростью 18000 миль в час – мчался прямо в историю, ведь он стал первым человеком, полетевшим в космос.

По радио сообщили фамилию «космонавта»: Юрий Алексеевич Гагарин, 27 лет, майор. По официальным данным «Восток» был запущен со стартовой площадки (ее местонахождение не раскрывалось) ровно в 9:07 утра по московскому времени. Периодически в эфир выходили краткие бюллетени: в 9:22 утра Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо". В 10:15 он снова связался с Землей уже над Африкой: «Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо». В 11:10 пришло сообщение о том, что в 10:25 Гагарин завершил облет земного шара, и на корабле «была включена тормозная двигательная установка». Начался весьма рискованный этап полета: «Восток» - его нос раскалился добела при входе в атмосферу – с огромной скоростью устремился к земле. Вся Россия с волнением ожидала: что же дальше. Государственные радиостанции держали паузу, нагнетая напряжение. Лишь в 12:25 диктор гордо объявил: «В 10:55 космонавт Гагарин благополучно вернулся на священную землю нашей Родины - Страны Советов».

sites.google.com