Творчество Петра Ильича Чайковского. Произведения чайковского петра ильича


Жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского - Биография - Каталог статей

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

1840—1893

Чайковский — великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского — образец непрерывного, настойчивого труда, Плодотворную работу композитора он сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников. Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя эту борьбу к трагическому завершению (как, например, в «Чародейке», «Пиковой даме», Шестой симфонии), Чайковский подчеркивал конечное торжество светлых, гуманистических идеалов. Слова Чайковского: «Я — человек, страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть» — могут служить эпиграфом ко всему его творчеству.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Воткинске на Урале в семье горного инженера. Его музыкальность проявилась рано. Однако родители определили его в Петербургское училище правоведения, где он пробыл с 1850 по 1859 год. Лишь в 1862 году, порвав с чиновничьей карьерой, Чайковский поступил в незадолго до того открывшуюся Петербургскую консерваторию. Окончив ее спустя три года, Чайковский переселился в Москву, где стал профессором консерватории.

Последующее десятилетие прошло в напряженной творческой, педагогической и общественной деятельности. Одна за другой возникали оперы, симфонии, камерные сочинения. Лирически светлая Первая симфония («Зимние грезы», 1866), опера «Кузнец Вакула» (1874, в позднейшей редакции — «Черевички», 1885), насыщенная стихией народной песни и танца Вторая симфония (1872) и Первый фортепианный концерт (1874) характерны для этого периода творчества Чайковского. Вместе с тем программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869) и «Буря» (1873, по Шекспиру), а также «Франческа да Римини» (1876, по Данте) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 году Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.

В 1880-х годах круг тем и образов, привлекавших композитора, расширяется, крепнет его интерес к показу жизненных противоречий, столкновений человеческих характеров. Об этом говорит большинство его крупных сочинений зрелого периода: оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Чародейка» (1887), программная симфония «Манфред» (1885, по Байрону), Пятая симфония (1888). С 1887 года Чайковский выступает в крупнейших городах Европы и Америки, пропагандируя русскую музыку. Его творчество повсеместно встречает широчайшее признание. В 1893 году в Англии, в Кембриджском университете, Чайковскому было присвоено почетное звание доктора музыки В последний период жизни (1887—1893) композитор создал свои наиболее трагические произведения — оперу «Пиковая дама»(1890) и Шестую симфонию (1893), а рядом с ними — полные тепла и солнечного света балет «Спящая красавица» (1889) и оперу «Иоланта» (1891).

Чайковский умер 25 октября (6 ноября) 1893 года в Петербурге.

kameshmuzschool.ucoz.ru

Список произведений Петра Чайковского - это... Что такое Список произведений Петра Чайковского?

В основу настоящего списка положен список произведений из тематико-библиографического указателя Юргенсона сочинений П. И. Чайковского.

Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Описание Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель
3 Воевода 1867-68 Москва, Большой театр, 30 января/11 февраля 1869, дирижер Эдуард Мертен
Ундина 1869 Москва, Большой театр, 16/28 марта 1870, дирижер Эдуард Мертен
Опричник 1870-72 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 12/24 апреля 1874, дирижер Эдуард Направник
14 Кузнец Вакула 1874 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 24 ноября/6 декабря 1876, дирижер Эдуард Направник
24 Евгений Онегин 1877-78 Москва, Малый театр, 17/29 марта 1879, дирижер Николай Рубинштейн
Орлеанская дева 1878-79 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 13/25 февраля 1881, дирижер Эдуард Направник
Мазепа 1881-83 Москва, Большой театр, 3/15 февраля 1884, дирижер Ипполит Альтани
Черевички 1885 Москва, Большой театр, 19/31 января 1887, дирижер Петр Чайковский
Чародейка 1885-87 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 20 октября/1 ноября 1887, дирижер Петр Чайковский
68 Пиковая дама 1890 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 7/19 декабря 1890, дирижер Эдуард Направник
69 Иоланта 1891 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 6/18 декабря 1892, дирижер Эдуард Направник
20 Лебединое озеро 1875–76 Москва, Большой театр, 20 февраля/4 марта 1877, дирижер Степан Рябов, балетмейстер Юлиус Резингер
66 Спящая красавица 1888–89 Санкт-Петербург, Мариинский театр 3/15 января 1890, дирижер Рикардо Дриго, балетмейстер Мариус Петипа
71 Щелкунчик 1891–92 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 6/18 декабря 1892, дирижер Рикардо Дриго, балетмейстер Лев Иванов
Борис Годунов музыка к спектаклю по трагедии Александра Пушкина  ?1863–65
Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1866/67 Москва, Малый театр, 30 января/11 февраля 1867
Путаница музыка к куплетам водевиле Павла Федорова 1867 Москва, декабрь 1867
Севильский цирюльник музыка к спектаклю по комедии Пьера Бомарше 1872 Москва, 12/24 февраля 1872
12 Снегурочка музыка к спектаклю по пьесе Александра Островского 1873 Москва, Большой театр, 11/23 мая 1873, дирижер Николай Рубинштейн
Фея песня и вальс к спектаклю по комедии Октава Фейе  ?1879 Каменка, август 1879.
Черногория музыка к живым картинам 1880
Воевода музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1886 Москва, Малый театр, 19/31 января 1886
67а Гамлет музыка к спектаклю по трагедии Шекспира 1891 Санкт-Петербург, Михайловский театр, 9/21 февраля 1891
13 Симфония № 1 «Зимние грезы» 1866–68 Москва, 3/15 февраля 1868, дирижер Николай Рубинштейн
17 Симфония № 2 «Малороссийская» 1872 Москва, 26 января/7 февраля 1873, дирижер Николай Рубинштейн
29 Симфония № 3 1875 Москва, 7/19 ноября 1875, дирижер Николай Рубинштейн
36 Симфония № 4 1877 Москва, 10/22 февраля 1878, дирижер Николай Рубинштейн
58 Симфония Манфред 1885 Москва, 11/23 марта 1886, дирижер Макс Эрдмансдёрфер
64 Симфония № 5 1888 Санкт-Петербург, 5/17 ноября 1888, дирижер Петр Чайковский
74 Симфония № 6 "Патетическая" 1893 Санкт-Петербург, 16/28 октября 1893, дирижер Петр Чайковский
43 Сюита для оркестра №1 1878–79 Москва, 8/20 декабря 1879, дирижер Николай Рубинштейн
53 Сюита для оркестра №2 1883 Москва, 4/16 февраля 1884, дирижер Макс Эрдмансдёрфер
55 Сюита для оркестра №3 1884 Санкт-Петербург, 12/24 января 1885, дирижер Ганс фон Бюлов
61 Сюита для оркестра №4 "Моцартиана" 1887 Москва, 14/26 ноября 1887, дирижер Петр Чайковский
71а Щелкунчик, сюита к балету 1892 Санкт-Петербург, 7/19 марта 1892, дирижер Петр Чайковский
76 Гроза, увертюра 1864 Санкт-Петербург, 24 февраля/7 марта 1896, дирижер Александр Глазунов
Характерные танцы  ?1865 Павловск, 30 августа/11 сентября 1865, дирижер Иоганн Штраус II
Увертюра 1865–1866 Воронеж, 12 октября 1931, дирижер Константин Сараджев
Увертюра 1865 Санкт-Петербург, 27 ноября/9 декабря 1865, дирижер Петр Чайковский
15 Торжественная увертюра на Датский гимн 1866 Москва, 29 января/10 февраля 1867, дирижер Николай Рубинштейн
77 Фатум, симфоническая фантазия 1868 Москва, 15/27 февраля 1869, дирижер Николай Рубинштейн
Ромео и Джульетта, увертюра-фантазия 1869 Москва, 4/16 марта 1870, дирижер Николай Рубинштейн
Серенада к именинам Н. Г. Рубинштейна 1872 Москва, 6/18 декабря 1872
18 Буря, симфоническая фантазия 1873 Москва, 7/19 декабря 1873, дирижер Николай Рубинштейн
31 Славянский марш 1876 Москва, 5/17 ноября 1876, дирижер Николай Рубинштейн
32 Франческа да Римини, симфоническая фантазия 1876 Москва, 25 февраля/9 марта 1877, дирижер Николай Рубинштейн
45 Итальянское каприччио 1880 Москва, 6/18 декабря 1880, дирижер Николай Рубинштейн
48 Серенада для струнного оркестра 1880 Санкт-Петербург, 18/30 октября 1881, дирижер Эдуард Направник
49 Увертюра "1812 год" 1880 Москва, 8/20 августа 1882, дирижер Ипполит Альтани
Коронационный марш 1883 Москва, 23 мая/4 июня 1883, дирижер Сергей Танеев
Привет благодарности, элегия для струнного оркестра 1884 Москва, 16/28 декабря 1884, дирижер Ипполит Альтани
Правоведский марш 1885 Санкт-Петербург, 5/17 декабря 1885
67 Гамлет, увертюра-фантазия 1888 Санкт-Петербург, 12/24 ноября 1888, дирижер Петр Чайковский
78 Воевода, симфоническая баллада 1890–91 Санкт-Петербург, 6/18 ноября 1891, дирижер Петр Чайковский
23 Концерт для фортепиано с оркестром № 1 1874–75 Бостон (США), 13/25 октября 1875, Ганс фон Бюлов, дирижер Бенджамин Ланг
26 Меланхолическая серенада, для скрипки и оркестра 1875 Москва, 16/28 января 1876, Адольф Бродский, дирижер Николай Рубинштейн
33 Вариации на тему рококо, для виолончели и оркестра 1876–77 Москва, 18 ноября 1877, Вильгельм Фитценхаген, дирижер Николай Рубинштейн
34 Вальс-скерцо, для скрипки и оркестра 1877 Париж, 8/20 сентября 1878, Станислав Барцевич, дирижер Николай Рубинштейн
35 Концерт для скрипки с оркестром 1878 Вена, 22 ноября/4 декабря 1881, Адольф Бродский, дирижер Ганс Рихтер
44 Концерт для фортепиано с оркестром № 2 1879–80 Нью-Йорк, 31 октября/12 ноября 1881, by Мэдлен Шиллер, дирижер Теодор Томас
56 Концертная фантазия, для фортепиано с оркестром 1884 Москва, 22 февраля/6 марта 1885, Сергей Танеев, дирижер Макс Эрдмансдёрфер
62 Pezzo capriccioso, для виолончели с оркестром 1887 Москва, 25 ноября/7 декабря 1889, Анатолий Брандуков, дирижер Петр Чайковский
Andante cantabile, для виолончели и струнного оркестра  ?1888 Париж, 16/28 февраля 1888, Анатолий Брандуков, дирижер Петр Чайковский
Ноктюрн, для виолончели и струнного оркестра  ?1888 Париж, 16/28 февраля 1888, Анатолий Брандуков, дирижер Петр Чайковский
75 Концерт для фортепиано с оркестром № 3 1893 Санкт-Петербург, 7/19 января 1895, Сергей Танеев, дирижер Эдуард Направник
К радости 1865 Санкт-Петербург, 29 декабря 1865/10 января 1866, дирижер Николай Рубинштейн
Кантата на открытие Политехнической выставки 1872 Москва, Политехническая выставка, 31 мая/12 июня 1872, Александр Додонов (тенор), дирижер Карл Давыдов
Хор к юбилею О. А. Петрова 1875 Санкт-Петербург, 24 апреля/6 мая 1876, дирижер Карл Давыдов
Москва 1883 Москва, 15/27 мая 1883, солисты Елизавета Лавровская и Иван Мельников, дирижер Эдуард Направник

dic.academic.ru

Творчество Петра Ильича Чайковского

 

Введение. 2

1. Биография. 4

2. Творчество Петра Ильича Чайковского. 12

Литература. 15

 

 

«…Нет другой дороги, как музыка»     

 

Я очень люблю музыку, поэтому, когда возникла необходимость написания реферата, у  меня сразу появилось желание написать его про всемирно известного русского композитора, большого патриота своей Родины – Петра Ильича Чайковского, который жил  в 1840-1893г. «Вы самый большой талант современной России. Более мощный и оригинальный, чем Балакирев, более возвышенный и творческий, чем Серов, неизмеримо более образованный, чем Римский – Корсаков,..» - писал Герман Августович Ларош в своём письме Чайковскому.

Среди русских композиторов-классиков живших в России  в конце девятнадцатого века можно выделить имя Петра Ильича Чайковского. Его имя дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей не зависимо от профессии и национальности - и музыкантов-профессионалов и широкого слушателя.

 Все своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла.

В музыке Чайковского всегда звучит жизнь русского человека, с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой и отчаянием. И самое главное, что любой слушатель может сказать о музыке Петра Ильича Чайковского -  о чем бы ни говорил Чайковский - он всегда правдив и искренен.

Пётр Ильич Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из этих жанров он сказал свое новое слово гениального художника.

Однако, пожалуй самым любимым для него музыкальным жанром была опера. Можно уверенно сказать, что в ней Чайковский явился подлинным реформатором. Его  опера «Кузнец Вакула» получила первую премию на конкурсе Русского музыкального общества.

Оперу композитор представлял себе как самый демократичный жанр. «Опера,—писал он, именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой...». В центре оперного действия, по мнению Петра Ильича — всегда находятся простые человеческие чувства и переживания. Он считал, что только опера  даёт композитору средство сообщаться с массами публики. Он утверждал, что только опера делает автора (композитора) при благоприятных обстоятельствах достоянием всего народа.

 Большое внимание  уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом  всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал.

Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки и ряд оркестровых сюит.

 Из симфонических одночастных пьес особенно выделяется фантазия «Франческа да Римини» и программные пьесы на сюжеты Шекспира (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Буря»), Чайковский сочинил также много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли.

 

 

 

 

25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, в семье горного инженера родился Петр Ильич Чайковский. Его отец работал там директором завода.

Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки  маленькому Пете давала его горячо им любимая мама, которая показала ему ноты и научила его играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле» . Ему  казалось, что сочинять он начал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда их никто другой не слышал.

Он всегда был неразлучен с музыкой. «Никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен.»

 Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: «...я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки...».

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год—в Петербург.

Десяти лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом «питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих.

 Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также много импровизировал.

Впоследствии поэт Апухтин, товарищ Чайковского по училищу, так писал об этих вечерах:

Ты помнишь, как, забившись в музыкальной. Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной — Искусство было наш кумир...

Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его.

Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе.

В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на молодого человека оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Моцарта.

В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.

В консерватории Чайковский учится под руководством известных педагогов—Н. Зарембы и А. Рубинштейна, изучает свою любимую с детства флейту у профессора Цезаря Чиарди – знаменитого итальянского флейтиста – виртуоза, который не только преподавал в консерватории, но и был солистом оркестра Итальянской оперы в Петербурге

Он упорно трудится, настойчиво овладевая  композиторским   мастерством.

По настоянию Рубинштейна юноша окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке.

В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории.

Свою первую симфонию написанную в 1866 году, Чайковский назовёт «Зимние грёзы» - это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине в России, профессиональное образование. Содержание произведения - это раздумья и лирические чувства человека, а также образы природы. Симфония состоит из четырех частей.        

Первая часть получила подзаголовок «Грезы зимнею дорогой» По форме она представляет собой сонатное аллегро,   главная партия (соль минор) основана на двух темах. Первая песенная тема звучит у флейты и фагота на фоне тихого тремоло струнных. Мягкими приглушенными красками обрисованы здесь излюбленные в русской поэзии картины зимней русской природы  как бы проступающие сквозь легкую снежную дымку. Музыке присуще сосредоточенное лирическое настроение: Вторая тема главной партии вызывает в воображении образы зимней стужи, морозной поземки, снежных вихрей.

 Обе эти темы развиваются и приводят к яркой патетической кульминации.

Внезапно главная партия обрывается и на смену ей приходит лирическая побочная. Это тоже типично русская мелодия. Она льется свободно и извилисто, подобно русской речке, которая течет по равнине, то огибая холмы, то снова привольно разливаясь в долине. По своему мелодическому складу, песенным интонациям, ладовой переменности (ре мажор-ля минор) напев этот близок народным протяжным песням.

В разработке развитие достигает большой напряженности. Героический облик приобретает первая тема главной партии. Слышатся энергичные триольные возгласы у медных инструментов.

Реприза носит неспокойный характер. Тема главной партии звучит у струнных на тревожном фоне деревянных духовых инструментов. После проведения побочной наступает кода—напряженная и драматичная. Однако в конце коды напряжение рассеивается. Слышится песенная мелодия главной партии в ее первоначальном виде — у флейты и фагота на фоне тремоло струнных.

Таким образом, первая часть симфонии—это классическое сонатное аллегро с обычным соотношением тональностей главной и побочной партий (в экспозиции соль минор—ре мажор, в репризе соль минор—соль мажор).

Вторая, медленная часть называется «Угрюмый край, туманный край». Музыка эта навеяна впечатлениями от путешествия Чайковского по Ладожскому озеру. Она обрамлена медленным певучим вступлением и заключением.   

Главная тема (у гобоя) глубоко народна. В ней слышатся выразительные интонации русской лирической песни, ее раздолье и широта. В процессе развития напряжение возрастает. Мелодия оплетается подголосками, наигрышами народного характера. В конце второй части тема, порученная валторне, звучит драматично.

Третья и четвертая части—скерцо и финал—не имеют названий, но по своему -образному содержанию не выпадают из общего поэтического замысла. Со стремительно быстрой, «вьюжной» музыкой первого раздела скерцо ярко контрастирует более спокойная мелодия среднего раздела, изящный вальс.

Первый из русских композиторов, Чайковский ввел вальс симфонию. Спокойный и мягко лиричный вначале, вальс постепенно становится более напряженным. Обрамленный быстрой музыкой скерцо, он звучит как воспоминание о прекрасном и невозвратимом прошлом. Будто путник в зимнюю метельную ночь видит сквозь заиндевевшие окна танцующие под звуки вальса пары, и в сердце его закрадывается неизъяснимая грусть.   После  написания первого произведения Чайковским было написано  много других.

Во время своего проживания в Москве, он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Среди них драматург Островский музыкальный писатель Одоевский, поэт Плещеев, артисты Малого театра.

Близким другом его становится Н. Рубинштейн, а также музыкальный критик Н. Кашкин.

Помимо педагогической работы Чайковский много и напряженно занимается сочинение музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика.

 В своих статьях он горячо поддерживает талантливых молодых композиторов—Балакирева, Римского-Корсакова, Грига.

За десять лет им было сочинено множество произведений:

  • три симфонии,
  •  другие пьесы для оркестра,
  • первый фортепианный концерт,
  • Вариации на тему рококо для виолончели,
  • три квартета и фортепианное трио,
  • четыре оперы — «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро»
  • много прекрасных романсов,
  • такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».

Переломным в жизни Чайковского оказался 1877-й год. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказались и крайняя перегрузка этих лет, постоянное переутомление.

В конце 1877 года друзья отправили его за границу. И все жe  только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса.

Он писал о себе: «Я буквально не могу жить, не работая». И окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое. Именно в этот год Петр Ильич закончил два своих великих произведения — оперу  «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.

С конца 70-х годов Чайковский совершает много поездок за границу, выступает как дирижер. Знакомится там со многими зарубежными композиторами: Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне.

В летнее время он подолгу живет на Украине, в Каменке, в имении своей старшей сестры А. Давыдовой.

 С триумфом проходят симфонические концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лондоне.

В 1891 году Чайковский побывал в Америке, в 1893—в  Англии, где ему присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета.

 Активное участие принимает Чайковский и в русской музыкальной жизни. В 1885 году его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества.

В последнее десятилетие жизни он создает свои гениальные пятую и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» и многое другое.

Наиболее значительные по замыслу произведения Чайковского этих лет отразили настроения, которые переживала определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, эпоха; когда всякое проявление свободной мысли преследовалось и душилось.

 Находясь за рубежом, Чайковский писал брату: «...в России теперь что-то неладное творится... В здешних газетах уже давно печатаются известия о студенческих беспорядках. Я издали стал как-то

живее и больнее сознавать настоящее положение дел у нас и часто испытываю серьезную гражданскую скорбь, читая о том, что у нас творится...».

Произведения этих лет становятся все более драматическими. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу.

Настроения и переживания русской интеллигенции определили содержание многих творений Чайковского: противоречие между страстным порывом к лучшей жизни, к счастью и невозможностью их достижения.

 Но наряду с тем были созданы и такие произведения, как лирически светлая опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», первая и вторая симфонические сюиты, «Серенада для струнного оркестра», «Итальянское каприччио».

Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой — в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная творческая работа. «Вдохновенье—гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают», - писал он.

 День композитора отличался строгим распорядком, от которого он никогда не отступал.

Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда.

16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой  симфонии, а в ночь с г 24 на 25 октября он скоропостижно скончался.

«Я желал бы всеми силами души, - писал Чайковский, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Много поколений слушателей покоряла музыка Чайковского  своей задушевностью, искренность чувств. Многие артисты блистали в его операх.

В музыке Чайковского  каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу.

Музыка Чайковского оказала плодотворное действие на композиторов, творивших вместе с ним, или пришедших в музыку позднее. Одним из таких композиторов был Сергей Прокофьев.

Творчество Чайковского — вершина мировой музыкальной культуры XIX века—вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.

 

 

 

За годы творчества Пётр Ильич Чайковский написал: 

  • 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка». «Пиковая дама», «Иоланта» и др.
  •  3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,
  •  музыку к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»,
  •  6 симфоний и программную симфонию «Манфред».

Кроме того им написаны:

  • одночастные симфонические произведения:увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и сГамлет»;
  • фантазии «Буря» и «Франческа да Риминн» «Итальянское каприччио»,
  • Серенада для струнного оркестра,
  •  3 симфонические сюиты,
  •   «Моцартиана» (4-я сюита),
  •  3 концерта для фортепиано с оркестром,
  •  Концерт для скрипки с оркестром,
  •  Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром,
  •  3 струнных квартета,
  • фортепианное трио «Памяти великого художника»,
  •   струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»,
  •  свыше 100 фортепианных пьес, в том числе:
    •  цикл «Времена года»,
    •  «Детский альбом»,
    •  2 сонаты,
    •  вальсы,
    • мазурки,
    •  скерцо и др.
    •  100 романсов.

Творчество композиторов-классиков Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского — великое сокровище русской культуры XIX века.

 Их традиции нашли свое претворение и развитие в произведениях композиторов конца XIX и начала XX столетия — Танеева и Глазунова, Лядова и Аренского, Калинникова, Скрябина и Рахманинова.

Все они - достойные преемники своих великих предшественников.

Русская классическая музыка развивалась в тесной связи с передовой русской литературой и искусством.

Идейные и эстетические принципы композиторов-классиков прошлого столетия были своего рода маяком, осветившим путь русским музыкантам.

Вся жизнь русских композиторов-классиков — это беззаветное служение искусству, своему народу, своей Родине. И искусство для них является средством общения с людьми.

 Не для узкого круга тонких ценителей создавали свои произведения русские классики, а для всего народа.

В музыке композиторов-классиков отражена многовековая история нашей Родины, освободительная борьба русского народа против

гнета и насилия, воспет народ с его душевной красотой, горем и мечтой о светлом будущем.

В двадцатом веке в России музыка крепла и развивалась в борьбе с тормозившими ее развитие явлениями.

 Лучшие традиции композиторов-классиков нашли свое развитие в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Шебалина, Свиридова и многих других советских композиторов, получивших известность во всём мире, и продолживших традиции известных русских композиторов.

 

znakka4estva.ru

Чайковский - краткая биография, слушать онлайн

Петр Ильич ЧайковскийПетр Ильич Чайковский (1840—1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Краткая биография

Родился в г. Воткинске, на Урале, в семье инженера. Музыкой начал заниматься рано. Закончив училище правоведения, Чайковский проработал несколько лет в Министерстве юстиции в Петербурге и лишь тогда решил поступить в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 году с отличием. Тут же ему было предложено место преподавателя гармонии в Московской консерватории. Он переехал в Москву и оставался на профессорской должности в течение 11 лет, не прерывая все это время своей творческой деятельности и выступая в концертах с исполнением своих произведений, вызывавших восторженный прием у всей музыкальной общественности России.

В 1877 году в жизни Чайковского наступает перелом. Графиня фон Мекк, богатая поклонница его таланта, предоставила композитору высокую пожизненную пенсию, дающую ему возможность, не испытывая материальных трудностей, посвятить все свое время исключительно сочинению музыки. Своим единственным условием она выставила требование, что лично они никогда не будут знакомы. С этого времени Чайковский, отказавшись от профессорской должности, полностью посвящает себя музыкальному творчеству, лишь время от времени дирижирует оркестрами, исполнявшими его собственные произведения.

Во время путешествий по различным странам Европы — Польше, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Франции, Англии — он изучал музыкальный фольклор каждой из этих стран. Особенно сильное впечатление произвела на Чайковского Италия и итальянская музыка, что нашло отражение и в его произведениях.

С 1885 года Чайковский постоянно жил в Подмосковье, в Клину. Вернулся к активной музыкально-общественной деятельности, был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества, много выступал как дирижер, много гастролировал. Был избран членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств (1892). В 1893 году Чайковскому присуждена степень доктора Кембриджского университета.

После премьеры 6-й симфонии в Петербурге он тяжело заболел и умер. Похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

Крупнейший симфонист, гениальный музыкальный драматург и лирик, Чайковский создал замечательные произведения в самых различных музыкальных жанрах. Это оперы (в том числе написанные на пушкинские сюжеты "Евгений Онегин" и "Пиковая дама"), балеты ("Лебединое озеро", "Щелкунчик" и др.), шесть симфоний, пять симфонических поэм, увертюры, три концерта для фортепиано, скрипичный концерт, разнообразные произведения для оркестра ("Итальянское каприччио" и др.), для отдельных инструментов с оркестром (например, "Вариации на тему рококо", для виолончели), сюиты, серенады, камерные произведения, произведения для фортепиано, кантаты и, наконец, большое количество песен и романсов.

В своих сочинениях Чайковский использовал выразительные средства западноевропейской музыки. Но его творчество в целом имеет подлинно русский характер. Это проявляется в русской мелодике его произведений, в соответствующем подборе текстов и либретто. Такое сочетание оказалось исключительно благоприятным. Оно вывело русскую музыку на европейские сцены.

Наряду с Глинкой, Чайковский является одним из создателей национальной русской школы в мировой музыке. Им также написаны учебники по гармонии, по инструментовке и другие теоретические труды.

Слушать онлайн

 

03:31

01. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Overture

02:42

02. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Marsh

01:14

03. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Chocolate (Spanish dance)

04:33

04. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Coffee (Arabian Dance)

01:17

05. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Tea (Chinese Dance)

01:09

06. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Trepak (Russian Dance)

02:32

07. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Herdsmen Dance

02:46

08. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Dancing Mothers Gigon and clowns

02:53

09. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Dance of the Sugar Plum Fairy

06:43

10. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Waltz of the Flowers

06:00

11. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Pas de deux

05:30

12. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Final Waltz and Apotheosis

02:53

13. Suite from the ballet «Swan Lake» - Scene

07:41

14. Suite from the ballet «Swan Lake» - Waltz

01:46

15. Suite from the ballet «Swan Lake» - Dance of the Little Swans

08:16

16. Suite from the ballet «Swan Lake» - Scene

02:57

17. Suite from the ballet «Swan Lake» - Hungarian Dance (Czardas)

Другие композиторы

Альбинони | Бах | Бетховен | Брамс | Берлиоз | Барток | Бизе | Бородин | Вивальди | Верди | Вагнер | Гайдн | Григ | Глюк | Гендель | Глинка | Гершвин | Дворжак | Дебюсси | Корсаков | Лист | Мендельсон | Моцарт | Мусоргский | Монтеверди | Прокофьев | Паганини | Равель | Россини | Рахманинов | Стравинский | Чайковский | Шопен | Шуберт | Шуман | Штраус | Шостакович

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы обнаружили нерабочие ссылки или не можете слушать онлайн Петра Ильича Чайковского - просьба сообщить об этом администрации сайта здесь!

classica.at.ua

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич ЧайковскийДата рождения: 7 мая 1840Место рождения: Воткинск (близ Вятки)Страна: РоссияДата смерти: 6 ноября 1893

Пётр Ильич Чайковский — русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Автор 76 опусов, 10 опер, 3 балетов. Его концерты и другие опусы для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Чайковский родился в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец был начальником Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье. Родители Чайковского любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела. В 1849 г. семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 г. — в Санкт-Петербург. В 1850 г. родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения. В 1852 г., поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. Окончив училище в 1859 г., Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время он посещает оперный театр, где на него сильное впечатление оказывают постановки опер Моцарта и Глинки. В 1861 г. он поступает в Музыкальные классы Русского музыкального общества, а после преобразования их в 1862 г. в Петербургскую консерваторию становится одним из первых её студентов по классу композиции. Учителями Чайковского в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросает службу и целиком посвящает себя музыке.

В 1865 г. Чайковский окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости». Другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода». Сразу после окончания консерватории по приглашению Николая Рубинштейна Чайковский переезжает в Москву, где получает место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 г. Чайковский впервые выступает в печати как музыкальный критик и знакомится с группой петербургских композиторов - членов «Могучей кучки». У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по трагедии Шекспира (1869 г.), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873 г.).

1870-е годы в творчестве Чайковского ? период напряжённых исканий. Композитора привлекают историческое прошлое России, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. В 1872-1876 гг. Чайковский работает как музыкальный критик в газете «Русские ведомости».

20 февраля 1877 г. постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» (либретто В. Бегичева и В. Гельцера).

17 марта 1879 г. первое представление оперы «Евгений Онегин» в московской консерватории.

В 1879 г. написана опера «Орлеанская дева» (либретто самого композитора).

В конце 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии, а также в Каменке у своей сестры). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка с Н. Ф. фон Мекк.

В середине 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 г. избран директором Московского отделения РМО. С 1885 г. постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс).

3 февраля 1884 г. в Большой театре (Москва) премьера оперы «Мазепа» (либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава»).

19 января 1887 г. в Москве в Большом театре поставлена опера «Черевички», переработка оперы «Кузнец Вакула» (либретто Я. П. Полонского по повести «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя).

3 января 1890 г. премьера в Мариинском театре балета «Спящая красавица» (либретто И. А. Всеволожского).

7 декабря 1890 г. в Мариинском театре поставлена опера «Пиковая дама» (либретто брата композитора Модеста с участием композитора, по повести Пушкина, с использованием стихов К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, П. М. Карабанова и К. Ф. Рылеева),

В 1891 г. написана опера «Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Герца «Дочь короля Рене»). 6 декабря 1892 г. премьера в Мариинском театре в Петербурге оперы «Иоланта» вместе с балетом «Щелкунчик» (либретто М. И. Петипа по сказке Э. Т. Гофмана).

Весной 1891 г. П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии.

16 октября 1893 г. — последнее выступление — он дирижировал в первый раз своей Шестой симфонией. В результате заболевания холерой композитор скончался 25 октября (6 ноября) 1893 г. в Санкт-Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. В музыке Чайковского нашли отражение глубокие процессы духовной жизни.

www.olofmp3.ru

Чайковский, Пётр Ильич - Основные произведения

Все музыканты // Чайковский, Пётр Ильич - Основные произведения

22 января 2011

Оглавление:1. Чайковский, Пётр Ильич2. Даты творческой биографии3. Адреса в Санкт-Петербурге4. Основные произведения5. Исполнения музыки Чайковского6. Увековечение памяти композитора7. В нумизматике

Чайковский в Харькове. 1893. Фотопортрет А. Федецкого

Оперы

  • Воевода
  • Ундина
  • Опричник
  • Евгений Онегин
  • Орлеанская дева
  • Мазепа
  • Черевички
  • Чародейка
  • Пиковая дама
  • Иоланта

Балеты

  • Лебединое озеро
  • Спящая красавица
  • Щелкунчик

Симфонии

  • Симфония № 1 «Зимние грезы» op. 13
  • Симфония № 2 op.17
  • Симфония № 3 op. 29
  • Симфония № 4 op. 36
  • «Манфред» — симфония
  • Симфония № 5
  • Симфония № 6 op. 74

Сюиты

  • Сюита № 1 op. 43
  • Сюита № 2 op. 53
  • Сюита № 3 op. 55
  • Сюита № 4 Моцартиана op. 61
  • Щелкунчик, сюита для балета op. 71a

Отдельные оркестровые произведения

  • Торжественная увертюра на Датский гимн op. 16
  • «Буря» op. 18
  • Славянский маршop. 31
  • «Франческа да Римини» — симфоническая фантазияop. 32
  • Итальянское каприччио op. 45
  • Серенада для струнного оркестра op. 48
  • «1812 год» — торжественная увертюраop. 49
  • Гамлет, увертюра-фантазия, ор. 67, 1888 Tchaikovsky-Hamlet Op67 vs Kosma-FeuillesMortes.ogg
  • «Гроза», увертюра к драме op. 76
  • «Фатум» — симфоническая фантазия op. 77
  • «Воевода» симфоническая баллада op. 78
  • «Ромео и Джульетта» — увертюра-фантазия
  • Марш Добровольного флота
  • Марш Юрьевского полка

Концерты

Tchaikovsky--PianoConcerto1.ogg

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 op. 23
  • Меланхолическая серенада op. 26
  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33
  • Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34
  • Концерт для скрипки с оркестром op. 35
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 op. 44
  • Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56
  • Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3

Фортепианные произведения

  • Русское скерцо op. 1, No. 1
  • Экспромт op. 1, No. 2
  • Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2
  • Вальс-каприс op. 4
  • Романс op. 5
  • Вальс-скерцо op. 7
  • Каприччио op. 8
  • Три пьесы op. 9
  • Две пьесы op. 10
  • Шесть пьес op. 19
  • Шесть пьес на одну тему op. 21
  • Большая соната соль мажор op. 37a
  • Времена года op. 37b
  • Детский альбом op. 39
  • Двенадцать пьес op. 40
  • Шесть пьес op. 51
  • Думка op. 59
  • Восемнадцать пьес op. 72
  • Соната до-диез минор op. 80 posth

Камерная музыка

  • Струнный квартет № 1 op. 11
  • Струнный квартет № 2 op. 22
  • Струнный квартет № 3 op. 30
  • «Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42
  • Фортепианное трио op. 50
  • «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70

Просмотров: 12872

www.markarbejde.ru