"Индекс веры": сколько на самом деле в России православных. Религии россии


Религии народов России в современности и тысячу лет назад

Российская Федерация является многонациональным государством, и на данный момент на территории страны проживают представители более 160 народов и этнических групп. Согласно Конституции, все граждане РФ вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Исторически сложилось так, что разные народы, проживающие на необъятной территории России, исповедуют разные религии и имеют разные обычаи и традиции. Причина такой разницы в культуре и верованиях разных народностей в том, что еще несколько столетий назад многие народы, которые проживают на территории современной РФ, не имели между собой никаких контактов и жили и строили свои цивилизации обособленно друг от друга.

 

Если анализировать население РФ по принадлежности к той или иной этнической группе, то можно сделать вывод, что в разных регионах страны преобладают представители определенных народов. К примеру, в Центральных и Северо-Западных регионах страны преобладает русское население, на Поволжье - русские, калмыки и татары, в регионах Западной и Центральной Сибири - алтайцы, казахи, ненцы, ханты и др., в Восточной Сибири - буряты, тувинцы, хакасы и др., а в дальневосточных регионах - якуты, чукчи, китайцы, эвены и представители множества других малочисленных народов. Религии России также многочисленны, как и народы, населяющие государство, ведь на данный момент на территории РФ официально зарегистрированы представительства более 100 религиозных организаций.

 

Количество верующих в России и их вероисповедания

 

Христианство, ислам и буддизм мирно сосуществуют в России В современной России проживают и адепты трех мировых религий - буддизма, ислама и христианства, и люди, исповедующие традиционные религии народов России, и члены религиозных организаций, которые причисляют к тоталитарным сектам. Согласно исследованиям статистических агентств, более 85% граждан РФ веруют в сверхъестественные силы и принадлежат к той или иной религиозной конфессии. В процентном соотношении принадлежность граждан нашей страны к религиям выглядит следующим образом:
  • Прихожане Российской православной христианской церкви - 41%
  • Мусульмане - 7%
  • Христиане, считающие себя православными, но не являющиеся прихожанами РПЦ - 4%
  • Адепты язычества, старообрядчества и традиционных религий народов России -1,5%
  • Буддисты - 0,5%
  • Христиане-протестанты - прибл. 0,3%
  • Христиане-католики - прибл 0,2%
  • Адепты иудаизма - прибл. 0,1%
  • Люди, верующие в существование Бога, но не относящие себя ни к одной религиозной конфессии - прибл 25%
  • Верующие, исповедующие другие религии - 5-6%
  • Атеисты - прибл. 14%.

 

Церковь христиан-евангелистов в МосквеТак как в России проживает огромное количество представителей разных народов, а благодаря миграционным процессам в страну на ПМЖ ежегодно переезжают тысячи выходцев из стран средней Азии и ряда других государств, определить, какие религии существуют в России, можно, просто открыв справочник по религиоведению. РФ можно назвать в своем роде уникальной страной по религиозному составу населения, так как здесь есть и адепты древнейших верований, и последователи множества новых и малоизвестных религий. Благодаря гарантированной законом свободе вероисповедания в каждом крупном городе РФ есть и православные и католические храмы, и мечети, и представительства многочисленных протестантских и религиозно-философских движений.

 

Если рассматривать религии России по географическому признаку, то можно сделать вывод, что христиане проживают на территории западных, северо-западных и центральных регионов РФ, в центральной и восточной Сибири наряду с христианами живут адепты традиционных религий народов России, а Северный Кавказ населяют преимущественно мусульмане. Тем не менее, в последние годы ситуация существенно меняется, и в таких мегаполисах, как, к примеру, Санкт-Петербург и Москва, которые во времена существования Российской Империи населяли исключительно христиане, появляется все больше мусульманских общин и протестантских религиозных организаций. 

 

Традиционные религии народов России

 

В дохристианскую эпоху предки современных россиян поклонялись языческим богамНесмотря на то, что многие россияне уверены, что Россия - исконно христианская держава, это не так. Христианство начало распространяться на территориях, которые сейчас входят в состав РФ, в первой половине второго тысячелетия нашей эры, причем в восточные регионы России и Сибирь христианские миссионеры пришли еще позже - в 1580-1700х годах. До этого народы, проживающие на территории современной РФ, верили в языческих богов, и в их религиях было много признаков древнейших верований мира - анимизма и фетишизма.

 

Славянские племена, населявшие в дохристианскую эпоху территории западной России, были, как и все славяне, язычниками, и поклонялись ряду богов, отождествляющих стихии, природные и социальные явления. По сей день в разных регионах России сохранились памятки языческой славянской культуры - вырезанные из дерева статуи древних богов, остатки капищ и др. Финно-угорские народы, населяющие Западную Сибирь, как и славяне, были язычниками, однако в их верованиях преобладали анимизм и шаманизм. А вот на дальнем востоке, который в дохристианскую эпоху был малозаселенным, проживали племена, на культуру и религию которых оказали значительное влияние восточные религии - буддизм и индуизм.     

 

sam-sebe-psycholog.ru

Государственная религия Российской Федерации — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Когда религия может называться государственной?
  2. Сколько в России верующих людей?
  3. Православие в России
  4. Ислам в России
  5. Католицизм в России

В России государственной (или официальной) религии не существует, поскольку под государственной понимается такая религия, официальный статус которой подтверждён данной страной. Страны, которые не имеют государственной религии, называются светскими или секулярными.

Однако, несмотря на то что формально государственная религия в России отсутствует, фактически можно смело сказать, что она есть. Наличие клерикализма в России считается нормой, а свободу вероисповедания и совести населению гарантирует Конституция. Все граждане имеют право исповедаться в той религии, которая ему нравится так же, как и имеют право быть атеистами.

Когда религия может называться государственной?

Государственная религия РФ состоит из совокупности религиозных течений, которые утвердились на территории России. Согласно действующей Конституции РФ является светским государством. В стране нет специального федерального государственного органа, занимающегося контролем соблюдения законов религиозными организациями.

Если какая-то религия является государственной, то государство должно финансировать объединения, относящиеся к этой религии. Соответственно, такая позиция неизбежно будет влиять на кадровые вопросы. К примеру, государство имеет право:

  • Назначать религиозных лидеров и подтверждать статусы тех, кто были выбраны внутри организации.
  • Принимать законодательные акты о регулировании внутренней деятельности организации.
  • Привлекать лидеров религиозных объединений участвовать в государственных структурах.

Однако, если государство поддерживает какое-либо вероучение неофициально, то статус государственного оно получить не может. Хотя многие думают, что государственной религией России является православие, на самом деле это далеко не так. Основная религия, представленная в РФ — христианство (в большинстве своём православное, хотя также есть и католическое, и протестантское). Кроме того, в России широко распространён буддизм и ислам. Стоит также отметить, что значительный процент населения страны является неверующими.

Сколько в России верующих людей?

В настоящее время в РФ отсутствует официальная статистика членства в религиозных объединениях, поскольку законом запрещено требовать от граждан, чтобы они предъявляли заявления о своих религиозных принадлежностях. Поэтому о религиозности граждан РФ и о том, к каким верованиям они принадлежат, можно узнать только из социологических опросов населения. Однако результаты таких опросов не всегда одинаковы. К примеру, в 2007 году к РПЦ, как она сама утверждала, относилось приблизительно 120 млн россиян. Но представители ислама с такой статистикой были несогласны и считали, что мусульмане занимают большую долю по сравнению с православными — до 49 млн. человек. Поскольку общая численность населения РФ на 2007 год составляла всего 144 млн. человек, то становится очевидным факт преувеличения как минимум одной из конфессий своей популярности.

В 2012 году служба «Среда» обнародовала результаты своего исследования по отношению граждан России к каким-либо конфессиям и их численности.

  • РПЦ (исповедующие православие) — 41% (58 млн человек).
  • Ислам (в т. ч. сунниты, шииты и др.) — 6,5% (9,4 млн человек).
  • Христиане (но не православные, ни католики, ни протестанты) — 4,1% (5,9 млн).
  • Православные (не принадлежащие в РПЦ и старообрядцам) — 1,5% (2,1 млн).

Значительно более низкими цифрами в процентном соотношении обозначены представители старообрядческих, буддистских, иудейских и других религиозных групп.

Православие в России

Данные всероссийского опроса показали, что православными христианами считают себя 75% жителей России, при этом всего 54% из них никогда не читали Библию. Однако следует учитывать, что человека, который посещает церковь всего несколько раз в году, используя её в качестве некой службы бытовых услуг, к примеру, для освящения кулича или воды, православным назвать можно лишь условно.

Как считают аналитики, из полученных данных соцопросов получается, что значительной части населения свойственно отождествлять себя с православием. Причина этому — национальное самосознание россиян.

Ислам в России

Ислам, как государственная религия России, существовал с 922 по 1556 год на территориях современных Татарстана, Чувашии, Самарской и Ульяновской областей. В этот период княжества христиан были в вассальной зависимости от ханств мусульман. Однако, когда Иван III и его преемники объединили русские земли, некоторые мусульманские ханства попали в зависимость от православной монархии, а некоторые аннексировало Российское государство.

В 18-19 веках к Российской империи были присоединены территории Северного Кавказа, основное население которого составляли мусульмане.

Всероссийская перепись 2002 года показала, что на территории современной России проживает около 5,5 миллиона татар, а это второе место по численности среди народов, которые живут в России. Таким образом, подавляющим большинством российских мусульман являются татары.

Видео о религии в России

Католицизм в России

Латинское христианство процветало на восточных славянских землях в ранние времена Киевской Руси. При этом в разные времена российские правители к католикам относились по-разному: одни полностью их не принимали, а другие, напротив, относились крайне благожелательно. Сегодня в российской католической общине насчитывается несколько сотен тысяч граждан.

Политика искоренения российского католичества была введена Советской властью в 20-х годах. В течение целых десяти лет католические священники преследовались, арестовывались и расстреливались новой властью. Практически всех активных прихожан репрессировали и сослали.

В 1990-х годах Католическая церковь начала свободно функционировать на территории России. Федеральной регистрационной службой в 2006 году было насчитано 230 российских католических приходов. Оценить число католиков, проживающих на территории России, в настоящее время довольно сложно, но по приблизительным оценкам 1997 года их количество составляет 200-500 тыс. человек.

Как Вы считаете, стоит ли вводить государственную религию в РФ, и какой она должна быть? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Видео о католицизме в РФ

www.rutvet.ru

Религия в современной России

Религия в современной РоссииПредставляем вашему вниманию первую часть главы "Разрушение религиозных скреп российской государственности" из 3-го тома "Национальной идеи России".

Существуют следующие факторы-потенциалы жизнеспособности страны в сегменте религии:

  • присутствие религии в обществе;
  • роль и статус РПЦ;
  • принцип многоконфессиональности;
  • воспитательная функция религиозных организаций;
  • регламентированность и легитимность отношений государства и религиозных организаций.

В настоящем разделе оценивается реальное состояние этих факторов с целью дальнейшего определения управленческих проблем, требующих решения, и выработки проектов самих государственно-управленческих решений.

Присутствие религии в обществе

В современной общественной жизни и сознании россиян религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения.

И, наконец, это авторитет и легитимность религиозных организаций, государственно-церковные отношения, на специфику которых воздействуют и представления о религии в обществе. Итак, число россиян, называющих себя верующими, неуклонно растет с середины 1990-х гг. (рис. 6.6.1).

Однако при определении степени религиозности россиян выяснилось, что российское общество скорее светское. По данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г., около половины опрошенных (47%) в целом не религиозны, порядка пятой части респондентов колеблются при определении меры своей религиозности и лишь 3,3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны. Абсолютное большинство назвавших себя верующими (не меньше 65%) считают себя православными (рис. 6.6.2).

При этом для большей части опрошенных православие – это не соблюдение религиозных обрядов и участие в церковной жизни, что предполагает воцерковленность, а только национальная традиция (рис. 6.6.3).

При рассмотрении структуры религиозности россиян бросается в глаза ее парадоксальность и противоречивость. С одной стороны, можно зафиксировать ее рост за последние 10 лет – 58% респондентов заявляют о своей вере в Бога. С другой стороны, принадлежность к определенной конфессии не влечет за собой для россиян в их повседневной жизни строгого следования постулатам и требованиям вероучения. Так, 20% православных верят в приметы, 11% - в некую сверхъестественную силу, 6% - в колдовство, магию, 2% - в переселение душ, треть православных верит в судьбу. Среди последователей ислама эти показатели еще выше.

Такая мозаичность религиозного сознания, вероятно, является наследием «религиозного бума» начала 1990-х гг. и демонстрирует наличие в мировоззренческих ориентациях россиян мистических, архаичных, языческих элементов, обладающих колоссальной устойчивостью.

Особенностью современной ситуации является феномен «веры без религии»: достаточно большая группа россиян (11%) заявляет о своей вере в некую высшую силу, но при этом они не являются сторонниками определенного течения. В данной группе наибольший процент молодежи, а также людей с высшим образованием. Вероятно, именно им наиболее свойственны как неудовлетворенность традиционными институционализированными конфессиями, так и нацеленность на духовный поиск. Этой группе респондентов также наиболее свойственны рациональные модели поведения.

Что касается численности практикующих верующих, то государственной статистики в этой сфере не существует, есть только данные экспертной оценки. По данным социологов религии С. Филатова и Р. Лункина, практикующих верующих – от православных до представителей новых религиозных движений – 12-24 млн человек. Как и везде, лидирует РПЦ – в пределах 3-15 млн человек, затем следуют мусульмане (около 3 млн), протестанты (около 1,5 млн). Старообрядцы, иудаисты, буддисты и язычники – меньше  1 млн человек (рис. 6.6.4).

Основная часть верующих объединена с правовой точки зрения в религиозные организации, с помощью которых и осуществляется их взаимодействие с государством. По данным Минюста на 1 января 2009 г., среди религиозных организаций преобладает с большим отрывом РПЦ (71%), затем следуют мусульманские (11,7%) и протестантские религиозные организации (2-7%). 3% составляют разноплановые новые религиозные движения. Старообрядческие, католические, иудаистские и буддийские организации cоответственно занимают около 1%.

С религиозными организациями связаны две большие проблемы: деятельность новых религиозных движений (НРД), часть которых, в силу либо молодости и эксцентричности своего религиозного направления, либо в силу изначально заложенного деструктивного потенциала, часто наносят ущерб физическому и психическому здоровью граждан; и деятельность экстремистских организаций, причисляющих себя к сформировавшимся и респектабельным религиям (исламу, христианству и т. д.).

Новые религиозные движения, присутствующие в России, можно условно разделить на три группы.

1. Движения, которые в религиоведении лишь условно относятся к «новым» (поскольку ученые не могут однозначно отнести их к какой-либо сложившейся религии), типа Свидетелей Иеговы и Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов), которые появились в XIX в. на базе протестантизма, веры Бахаи, которая появилась тогда же на базе ислама и которую можно уже считать отдельной мировой религией, а также Международное общество сознания Кришны, которое в современном виде появилось в ХХ в., но генетически связано с древней индуистской традицией гаудиа-вайшнавизма.

2. Новые религиозные движения, впервые возникшие в последние 100-150 лет, в основах вероучения не соотносимые методологически ни с одной из известных мировых религий. Зачастую они провозглашают собственную культурно-религиозную автономность, имеют эклектичную доктрину, претендуют на надконфессиональность. Нередко такие движения, возглавляемые харизматическим лидером, выдвигают альтернативные программы развития человека и общества. К такого рода движениям, впервые привнесенным в Россию в последние десятилетия и подчиняющимся зарубежным религиозным центрам, могут быть отнесены, например, Церковь саентологии, Церковь Объединения Сан Мен Муна и некоторые другие.

3. Новые религиозные движения отечественного происхождения, также впервые возникшие или структурно оформившиеся в нашей стране в последнее десятилетие. Наиболее крупными из них являются последователи П.К. Иванова (ивановцы), Церковь Последнего Завета (виссарионовцы), Белое Братство – Юсмалос, Бажовское движение и некоторые другие.

С 1990 г. по 2002 г. число конфессиональных разновидностей выросло с 16 до 75. При этом большая часть из названного – новые религиозные движения.

Следует отметить, что интерес к НРД, по сравнению с 1990-ми гг., среди российских граждан падает, последователей этих многочисленных направлений насчитывается не более 300 тыс. Проблема с контролем жестко организованных НРД заключается в том, что, как замечает доцент кафедры религиоведения РАГС В.В. Кравчук, статья 14 Закона о свободе совести указывает недостаточно конкретные основания для ликвидации, которые могут быть применимы к большинству т. н. «традиционных» религий. Например, «принуждение к разрушению семьи» может быть нивелировано существованием института монашества в большинстве мировых религий; «нанесение ущерба собственному здоровью» (например, в результате поста, умерщвления плоти и т. д.) является добровольным выбором верующего, имеющего, согласно нормам других законов, полное и неотъемлемое право самому определять, как распоряжаться своим  телом и душой.

Ущерб психическому здоровью также практически не доказуем, поскольку проявление религиозного чувства в любой религии может быть связано с представлениями, воспринимаемыми со стороны как фантазия, бред и т. п. Наличие трансовых состояний отмечается в шаманизме и в буддийском направлении Ваджраяна, существенно повлиявшем на традиционный для России тибетский буддизм; почитание гуру есть в респектабельной индуистской традиции шиваизма; жесткую организованность можно при желании инкриминировать и римско-католической церкви; мелочная регламентация жизни, в том числе интимной, есть в ультраортодоксальном направлении иудаизма и т. д. Наконец, откровенно сектантские группировки, оппозиционные и обществу, и государству, есть и в Русской православной церкви, и в других «традиционных» организациях, и к ним далеко не всегда применяются какие-то санкции.

Провести же четкую грань между экстремизмом отдельных лиц и экстремизмом, как неотъемлемой частью системы, далеко не всегда возможно.

Даже в тех случаях, когда организация действительно имела и имеет достаточно выраженные экстремистские проявления, собрать адекватную доказательную базу крайне сложно и не всегда возможно. Чаще всего, как отмечает В. Кравчук, потерпевшие, даже покинувшие организацию, предпочитают не иметь дела со следственными и судебными органами.

Наконец, с НРД связана сложнейшая проблема: разрешение противоречий между уважением права каждого человека на свободу совести и недопущением дискриминации по религиозному признаку, с одной стороны, и защитой национально-культурной самобытности страны и преодоление экстремистских, деморализующих, иных антисоциальных тенденций в религиозной сфере в целом и в НРД в частности – с другой стороны.

В связи с НРД отметим деятельность протестантских объединений, насчитывающих, как было указано выше, около 1,5 млн последователей. От НРД протестанты существенно отличаются тем, что принадлежат к привычной для России религии – христианству, поэтому для русских людей не возникает такого резкого ценностного разрыва, как при вступлении в НРД. Христианские нормы остаются в целом теми же, что у православных. Разница обнаруживается в практическом богословии: для протестанта большее, чем для православного, значение имеет активное миссионерство и социальная активность. Большинство протестантских организаций активно занимаются благотворительностью.

Сходная с НРД проблема «американизации» или «кореизации» стоит довольно остро, однако осознается протестантами в гораздо большей мере, чем представителями новых религиозных движений: представители протестантских течений стремятся получить образование (все чаще — гуманитарное), изучать культуру и традицию России, чтобы трансформировать свое практическое богословие под русские особенности, налаживают отношения с Русской православной церковью и другими «традиционными» религиозными объединениями. Проблема иностранного финансирования также остается нерешенной, однако с 2001 г., по данным Федеральной службы безопасности, по инициативе отечественных протестантов прекратились внушительные пожертвования для централизованных организаций.

Вторая серьезнейшая проблема — экстремизм внутри сложившихся религиозных традиций. Для России остро стоит проблема экстремизма среди исламистских группировок. Это ярко проявляется в северокавказском регионе.

Пришедшие на «постперестроечной волне» к власти в Чечне в начале 90-х гг. ХХ в. сепаратистски ориентированные элиты сделали ставку на идеологию «интегристского ислама», не признающего деления мусульман на расы, этносы, тейпы, другие локальные этнические и конфессиональные группы, и ставшего известным в регионе как «ваххабизм» (салафизм).

В нынешних условиях северокавказского региона, когда сепаратисты формально разгромлены, экстремистские религиозно-политические организации, как правило, являются сетевыми структурами, не несущими никаких обязательств даже перед своими рядовыми членами, они не ограничены в выборе целей и средств.

Наиболее характерной формой самоорганизации радикалов на Северном Кавказе стали т. н. «джамааты», которые выстроены в целом по этническому принципу и действуют в основном в рамках «своих» республик. Поскольку в результате естественной убыли боевиков старшего поколения «джамааты» пополняются молодыми людьми, их нередко в научных изданиях и публицистике называют «молодежными джамаатами».

Организационно структуры «молодых» копируются с ближневосточных: жесткое единоначалие, сплоченность рядов, широкая внутренняя благотворительность и взаимопомощь — как, например, у палестинского «Движения исламского сопротивления» ХАМАС. Несмотря на некоторое снижение активности террористов по сравнению с пиковым 2005 г., ситуация в северокавказском регионе продолжает оставаться сложной и в настоящее время.

Отметим, что в связи с проблемой противодействия экстремизму возникает вопрос с экспертизой литературы, которую следует считать экстремистской.

Проблема заключается в том, что экстремистские высказывания можно найти и в Библии, и в Талмуде, что не дает основания считать эти книги экстремистскими в целом. Кроме того, крайне важное значение имеет толкование священных текстов.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 224 г. был создан Научно-консультативный совет при Министерстве юстиции РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. Совет формируется из специалистов в области теологии, религиоведения, социологии, истории, филологии, психологии и носителей иных специальных познаний.

Насколько активны религиозные организации в общественной, прежде всего политической жизни? Случаи баллотирования на политические посты из их среды крайне редки. Всего несколько религиозных лидеров стали главами местного самоуправления. Среди них лидируют мусульмане (рис.6.6.6).

Между тем, в Дании, Ирландии, Нидерландах, Финляндии  законодательно разрешено избрание священников на государственные должности. В 1942–1944 гг. президентом Словакии был католический священник, в 2008 г. президентом Парагвая был избран бывший католический епископ, после провозглашения независимости Кипра его главой стал православный архиепископ Макариос, в 2008 г. президентом Республики Корея избран пресвитер пресвитерианской церкви Ли Мен Бак.

Как видно на рис. 6.6.7, количество призывов выполнять гражданский долг со стороны централизованных религиозных организаций было невысоким.

Наибольшая активность была проявлена ими в период парламентских выборов 2007 г. и после объявления Путиным своим «преемником» Медведева, из чего можно сделать вывод о том, что политические взгляды этих организаций не самостоятельны, а основная их цель – наладить отношения с действующей властью. Более жесткая позиция отмечается у протестантов. Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) декларирует свою полную лояльность власти и борется с той частью своей паствы, которая призывает к кардинальным переменам в политической системе. Резко была осуждена «оранжевая революция» на Украине в 2004 г. Заявления пастора церкви «Торжествующий Сион» А. Дзюбы о том, что в России желательна «оранжевая» революция, а в качестве лидера он видит лидера РОСХВЕ С. Ряховского, были резко пресечены данным союзом, и все церкви «Посольства Божьего» были из него исключены.

Итак, политическая активность религиозным организациям в России в целом не свойственна. Однако это отнюдь не исключает их активности в других сферах общественной жизни. Для этой цели религиозные организации участвуют в создании формально светских общественных организаций, и здесь лидируют православные и протестанты.

Чем же занимаются религиозные организации в России? Прежде всего они отстаивают общественную нравственность.

С середины 2000-х гг. верующие выступают более консолидированно: были совместные протесты против гей-парада в Москве, а также против шоу «Дом–2» и телеканала «2×2». Отметим, что экспертное сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа, хотя и считает, что подобные выступления верующих – это прежде всего стимул для общественной дискуссии о нравственности, чем непреложная истина, все же в целом положительно относится к подобной деятельности.

Объем и разнообразие видов социально значимой деятельности религиозных организаций весьма велики. Многие из них могут осуществляться религиозными организациями самостоятельно на инициативной основе, однако большая часть приводит к необходимости взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.

Роль и статус РПЦ
Как уже было отмечено, православная самоидентификация россиян вовсе не говорит о высокой степени их воцерковленности. Объяснить основные церковные догматы могут только 8% опрошенных (рис. 6.6.10).

С одной стороны, результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что в российском обществе, отказавшемся от вульгарного атеизма (хотя трудно сказать, в какой степени это произошло сознательно, а в какой – ситуативно, благодаря политическим обстоятельствам, приведшим к падению советской идеологической машины и сделавшим религиозное мышление своеобразной социальной «модой»), налицо серьезный христианский религиозный потенциал.

С другой стороны, опрос показывает, что православие превращается в среде существенной части самоопределившихся православных в этнический феномен.

Самоопределение в качестве «православных» может быть связано не столько с религиозно-догматической самоидентификацией, сколько с национально-территориальным индивидуальным самоопределением, и не накладывает (в подавляющем числе случаев) на самоопределяющихся никаких специфических религиозных обязанностей (регулярная молитва, посещение богослужений; соблюдение религиозно-поведенческих ограничений, включая посты; систематическое участие в таинствах Церкви). При этом государство активно взаимодействует прежде всего с РПЦ, называя ее «церковью большинства»: заключает прежде всего с ней договоры и соглашения, дает преференции на присутствие в школе, армии и тюрьмах и т. д.

Указанное обстоятельство создает объективные условия для взаимодействия РПЦ с государством в идейно-духовной сфере. Однако представителям государственной власти следует учитывать, что подобное взаимодействие следует строить, максимально уважительно относясь к универсалистским установкам Церкви и ее особой духовной миссии, не связанной с национальными проектами, а также к тому, что у РПЦ есть часть паствы, проживающей за границей, для которой «русская идея» не является определяющей в плане религиозной самоидентификации и которую важно не оттолкнуть ни от Церкви, ни от Российского государства прямолинейными политическими лозунгами.

Продолжение >>>

Вернуться на главную

rusrand.ru

Религия / Travel.Ru / Страны / Россия

Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут "исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий. например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс "Основы религиозных культур и светской этики", в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики. Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

guide.travel.ru

"Индекс веры": сколько на самом деле в России православных

Около трети "православных" россиян не верят в Бога — об этом свидетельствует неумолимая статистика. В то же время различные группы то и дело предлагают сделать православие государственной религией. В своих доводах они ссылаются на данные соцопросов, согласно которым к православным себя причисляют "80 процентов" населения России.

При этом голос верующих становится все громче — сегодня они активные участники практически всех общественных процессов, и бурные дискуссии о строительстве новых церквей или мечетей, преподавании религии в школах и запрете абортов возникают не из воздуха.

О том, сколько в России на самом деле верующих и важнее ли их качество, чем количество, — в материале РИА Новости.

Набежали проценты

Из года в год социологи единодушно фиксируют рост числа верующих. Например, с 1991 года все больше россиян стали уповать на Бога в повседневной жизни. То же можно сказать о доверии граждан к РПЦ и религиозным организациям в целом (данные ВЦИОМ).

Интервью председателя ОВЦС МП митрополита ИларионаГлава ОВЦС: рост религиозной веры в России не имеет прецедентов в историиИнститут социологии РАН несколько лет назад попытался замерить уровень религиозности соотечественников и выяснил, что 79% относят себя к православным, 4% — к мусульманам, а 9% "верят в некую высшую силу". Число атеистов, констатировали ученые, уменьшается.

Наиболее свежие данные приводит известный американский исследовательский центр Pew. По его данным, 71% россиян исповедуют православие (в 1991 году таких было 37%) и 75% населения России верят в Бога. В исследовании также приводятся данные о мусульманах — их 10%.

Социологи подметили интересную деталь: в России и странах Восточной Европы подавляющее большинство верующих связывают свое мировоззрение с национальной идентичностью. Более того, в России, если верить данным американских ученых, национальную идентичность привязывают к православию даже мусульмане и атеисты.

"Ради идеологии"

"В каком статистическом зеркале православные "составляют" 130 миллионов человек — совершенно непонятно. В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать, церковное понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от пяти до 12 миллионов человек", — утверждает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

Верующие. Архивное фотоДоля россиян, считающих себя православными, с 1991 года выросла до 68%Фактически имеется "существенный зазор" между теми, кто считает себя православными — "по самоидентификации", и теми, кто, в частности, соблюдает посты, ходит в церковь и причащается.

"К сожалению, мы можем констатировать, что тезис о 70, 80, 100, 130 (нужное подчеркнуть) миллионах православных играет чисто идеологическую роль. Точно так же возникают, например, 20 миллионов мусульман — в зависимости от того, кто, когда и зачем упоминает российскую религиозность и конфессиональный состав России", — обращает внимание эксперт.

ВашингтонЧисло атеистов в мире намеренно занижается, выяснили психологиЛюди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

"У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места", — отмечает Дискин.

"Часть цивилизации"

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

"Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают", — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

"Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности", — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

"Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый "индекс воцерковленности", который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой", — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Экстрасенс. Архивное фотоМистика, да и только: станут ли россияне суевернее из-за кризисаРезультаты Синодального периода (с 1721-го по 1917 год. — Прим. ред.), а также события во время и после революции, по мнению священнослужителя, хорошо показали, "что никакие внешние формы сами по себе ни о чем не говорят". В то же время у Церкви есть определенное отношение к тем людям, которые называют себя православными, но не ведут соответствующий образ жизни.

"Мы на них смотрим прежде всего как на людей, которые открыты к взаимодействию, открыты к окормлению. Это потенциальная паства — может быть, они намереваются прийти в храм, у них нет сознательной предубежденности против Церкви. Соответственно, это та самая часть наших граждан, которая в любой момент может стать активными прихожанами", — добавляет протоиерей.

Но как подсчитать эту "потенциальную паству", пока непонятно. Во всяком случае, исследования на эту тему публикуются с оговоркой: все цифры условные.

ria.ru

Государственная религия и другие вероисповедания современной России

Религия в России

Современная Конституция определяет Россию как светское государство, однако, несмотря на это, религия в России играет очень важную роль. Единой государственной религии в России не существует, потому что российское законодательство утверждает право человека на свободу вероисповедания, а также равенство граждан перед законом, независимо от их убеждений и религий.

Опросы, посвященные религиям современной России, показали, что верующими себя считают 85-90% жителей страны. Однако при этом сооружения культа регулярно посещают не более 15% россиян.

Самой распространенной религией в России на сегодняшний день является православие, которое исповедуют около 75% жителей страны. На втором месте по популярности находится ислам, распространенный среди народов Северного Кавказа, а также среди приезжих из стран Средней Азии и Азербайджана. Доля приверженцев этой конфессии в России составляет около 5%. На католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм и прочие религии в стране приходится примерно по 1%.

История религии в России: как все начиналось

История религии в России уходит своими корнями в глубину веков и начинается примерно тогда же, когда и история России в целом. Уже в Древней Руси большую роль в жизни общества играли различные культы и верования. В славянском пантеоне были божества плодородия, солнца, огня, ветра и т.д. Словом, всего, что окружало жителей Древней Руси и от чего напрямую зависело их благополучие.

В 988 году при правлении князя Владимира произошло крещение Руси, после которого народные традиционные религии России отошли на второй план. При поддержке власти православие начало быстро распространяться по территории страны и постепенно превратилось в официальную религию в России.

На протяжении многих веков общественная и политическая жизнь страны были неразрывно связаны с религией. Во времена СССР православие оказалось под запретом, однако заменить религиозность партийностью власти так и не удалось. Сейчас религия в России снова набирает популярность.

Православие: основная религия России

Итак, в настоящее время православие является основной религией России. Его исповедуют все славянские народы, проживающие на территории страны, а также часть крупных неславянских этнических групп (например, чуваши, мордва, коми, грузины, осетины, армяне и т.д.). К другим религиям народов России относятся католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм,ислам,а также некоторые традиционные верования, которые до сих пор распространены в некоторых этнических группах.

Несмотря на то, что Конституцией РФ предусмотрена свобода вероисповедания, а также равенство всех религий, православие все-таки занимает особое место в жизни страны и общества. Многие даже называют его национальной религией России.

Социологические опросы, посвященные теме вероисповедания в России, показывают, что около 76% россиян, называющих себя православными, соблюдают церковные традиции. Правда, почти каждый второй признался, что религия для него – это скорее традиция предков, чем осознанный выбор.

Россия на карте

 

travelnetplanet.com

Государственная религия в России

Формально государственной религии в России нет. Но по факту все же скорее есть. Клерикализм в России – норма, и связывают это чаще всего с т. н. традициями, игнорируя при этом основной закон, согласно которому государство отделено от религии.

Так зачем же государству нужна РПЦ? На этот вопрос ответил митрополит Иларион (Алфеев) в секретной беседе с американским послом в России Джоном Байерли. Важно отметить, что «слили» секретный доклад в сеть хакеры из известной организации WikiLeaks.

Важно отметить, что фактически речь идет о государственной тайне, за что теперь сидят в тюрьмах некоторые информаторы. Там, естественно, речь не только о РПЦ. В США это назвали «раскрытием гостайны».

Совершенно очевидно, что чиновники из США хотят знать реальную ситуацию, какой бы она ни была. В общем, посол с попом говорил откровенно, и естественно, поп ему сообщил, что:

«Главная роль Русской Православной Церкви состоит в обеспечении пропаганды официальной политики правительства»

Собственно, иных мотивов и быть не может. Государство активно продвигает РПЦ везде, где только возможно. РПЦ уже пропагандирует религиозный культ в школах, заключает договора с Минздравом, а еще патриарх выступает в Госдуме, где предлагает ввести «Основы православной культуры» во всех классах школы, сделать теологию научной специальностью и запретить бесплатные аборты. Кстати, практически сразу после выступления главного жреца РФ теология действительно стала научной специальностью.

Очевидно, церковь используется правительством в том же смысле, что и государственные телеканалы, различные «общественные движения» вроде «Наши», НОД, ОНФ и проч.

Если не жалеют денег на каких-то проплаченных провокаторов, то не стоит удивляться тому, что чиновники готовы вкладывать в РПЦ, хотя эффективность РПЦ очень сомнительна, несмотря на расхожие мнения. И главная цель чиновников сегодня – повысить эту самую эффективность.

Если число искренних сторонников РПЦ вырастет, тогда будет больше «лояльных». Увы, история чиновников ничему не учит. Да и это в очередной раз подтверждает известное высказывание Энгельса:

«Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»

Посол Байерли также отметил, что РПЦ будет максимально расширять свою деятельность. Причем особое внимание митрополит уделяет именно детскому образованию. И связано это в первую очередь со слабым влиянием на общество, что признают в церкви. На повседневную жизнь россиян церковь практически не оказывает никакого влияния.

Поэтому приходится административными мерами проталкивать туда церковь. В школы, больницы и проч. социальные учреждения. Иларион сказал:

"Мы должны преодолеть культурные и психологические барьеры, отделяющие религиозную и светскую жизнь в России"

Вот ситуация, которая была в 1992 году:

«В статье "Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее" игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их "русскости"» (Гараджа. Социология религии)

И сегодня, несмотря на то, что прошло уже достаточно много времени, на церковных праздниках обычно менее 2% населения. Тут вопрос только в том, сколько представители РПЦ смогут еще паразитировать, тем более что большинство россиян, согласно социологическим исследованиям, все же являются сторонникам светского государства. Более того, их число растет с каждым годом.

kritix.ru