Возвращение Ивана Билибина. Билибин иван яковлевич змей горыныч


Змей Горыныч | Древнерусский словарик

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ — сын грозовой тучи, небесной горы. Летающее многоголовое чудовище с длинным хвостом и перепончатыми крыльями (отрубит богатырь одну голову — другая вырастает). Голов у Горыныча может быть и 3, и 6, и 9, и 12. Тело у него змеиное, на четырех лапах и покрыто крепким панцирем. Извергает из ноздрей и ушей дым, а изо рта — пламя (тучи клубятся, и молнии сверкают). Несет службу у Кащея Бессмертного. Похищает молодых девушек-красавиц или берет девушками дань с населения. Уносит их в свою нору-пещеру в горе, где хранит и богатства свои. Обладает способностью оборотня — может, например, принять вид молодого красивого юноши, коня или какой-то привлекательной вещицы. Для этого он ударяется оземь.

«...Вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит...

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят».

Из былины

Существующие в преданиях образы Змея  - Змея Тугарина, живущего в дупле Змиулана подобны образу Змея Горыныча.

zmej-gorynych-1

 

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В иноязычных сказаниях встречается как змок, смок или цмок.Многоголовость змея — непременная его черта. Чаще всего змей предстает трехглавым.В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»).

zmej-gorynych-2Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы.Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако, как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения.Кроме огненной стихии, змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живет в воде, спит на камне в море. В то же время змей — еще и Змей Горыныч. Слово «Горыныч», вероятно, происходит от слова «горы», так как Змей Горыныч живет часто в горах и пещерах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну — племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич ее освободил.

zmej-gorynych-4

Змей-Горыныч

 

Краткое содержание мифа

Змей-Горыныч – олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч – это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7,  в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому  дракону с тремя головами.

zmej-gorynych-3

Горыныч может быть как порождение водной стихии, так и огненной, поэтому в первом случае в качестве среды своего обитания он предпочитает горы, а именно «Сорочинские горы»,  во втором может жить на дне моря, реки или озера. В большинстве случаев Горыныч живет в пещере, но так же не исключаются берлоги. Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.

В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и  мир мертвых). Но свое основное призвание Горыныч нашел в выжигании посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа, либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников, среди них цари, придворные, воины и простой люд. Соответственно Змей является заклятым врагом богатырей русских, которые стремятся одолеть его, в одном случае с целью восстановления справедливости, в другом, для освобождения пленников. Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами фольклора — Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.

Отсутствие ветра, пасмурная погода, гром и молния – вот первые признаки появления Змея где-то поблизости. Когда дело доходит до схватки с богатырями его главным оружием является огонь, который он извергает из своей пасти, но он всё равно гибнет от руки героя. Чтобы убить Змея богатырю приходится поразить его в сердце, либо отрубить все головы. Змей-Горыныч настолько отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.

 zmej-gorynych-5

Образы и символы мифа

Образ Змея-Горыныча можно рассматривать как минимум с двух сторон. С одной стороны, это образ, вобравший в себя  все беды, происходившие на Руси, в том числе и  кочевников, воплотился в виде некоего мифического существа. А с другой стороны, это сказочный персонаж, некое зло, противопоставленное добру.

Учитывая тот факт, что свою историю Змей-Горыныч начинает при язычестве и является персонажем устного фольклора, необходимо принимать во внимание разницу восприятия символов  у славян язычников и у славян христиан.

Змей (аналог дракона) – в данном случае может рассматриваться как древне-славянское имя или как название животного, впоследствие ставшее употребляться в качестве имени, такие выводы нам позволяет делать отчество сего существа «Горыныч».

При языческом восприятии мира  в давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили ему жертвоприношения (в том числе и человеческие), в то время как южные славяне считали змея атмосферным демоном.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

В христианстве же, змей — это символ грехопадения человека, зла, хитрости. Не стоит забывать, что змея, как и дракон, это одна из форм воплощения Дьявола. И в этом случае Горыныч становится символом абсолютного зла. Так же дракон символизирует апокалипсис.

Отчество – Горыня (славянское имя) — подобный горе, громадный, несокрушимый. Этот символ показывает нам могущество существа, его большие размеры. Так же «Горыныч» может означать, что он живет в горах.

Змей всегда вредил людям, сжигал пастбища и даже целые деревни. На земле, подвластной Змею-Горынычу, цари платят дань. Здесь Горыныч выступает в качестве символа врага-захватчика.

Множество голов – символизирует многоликость зла, его обилие.

Похищение людей – символизирует захват русских людей в рабство.

71_drakoshi_net

Логово Горыныча – логово змея расположено в «Сорочинских горах», эти мифические горы находятся за территорией Руси. Логово выступает в качестве символа другого государства, из которого происходят беды русичей, и куда уводят пленников.

Сражение богатыря со Змеем – борьба добра и зла, символизирует противодействие, оказываемое вражеской армии.

Смерть Змея – неминуемая победа добра над злом, русичей над захватчиками.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

Сказания о Змее-Горыныче на протяжении веков передавались из уст в уста, от дедов к внукам, именно таким образом и мы познакомились с этим персонажем. Слышали о нем в сказках, чуть позже наблюдали его по телевизору, в качестве героя мультфильмов и киносказок. И сейчас было бы просто невозможно представить русский фольклор без этого персонажа.

В живописи можно увидеть изображение Змея-Горыныча на следующих картинах: Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем» (1913—1918), Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем», Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну» (1941), Художник Москвитин Станислав: «Добрыня Никитич» (2002)

В кино образ змея так же является достаточно распространённым. В этих известных фильмах вы можете увидеть змея: Василиса прекрасная. Фильм-сказка Александра Роу 1939 г., Илья Муромец. Фильм –сказка Александра Птушко 1956 г., Огонь, вода и... медные трубы. Фильм-сказка Александра Роу 1968 г., Там, на неведомых дорожках... Фильм-сказка Михаила Юзовского 1982

Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем»

Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем»

Персонаж Змей-Горыныч в литературе упоминается во многих произведениях: в народной былине «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов», в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей-Горыныч».

Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем»

Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем»

Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей-Горыныч, благодаря огромному количеству мультфильмов про него. Например, «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научится летать только в конце мультфильма). Как они познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч — что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, т.к. в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории – маленькие. На основе мультфильма была создана компьютерная игра. Или ещё советские мультфильмы, такие как «Ивашка из Дворца Пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его. Ещё один любимый детьми мультфильм «Баба-яга против!». По сюжету молодой Змей-Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Список можно продолжать до бесконечности.

Вот самые известные мультипликационные сюжеты о Змее-Горыныче.

  • «Межа». Угнетатели жителей деревни — Змей-Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет Змея «Гаврилычем»).
  • «Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей-Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)
  • «Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея-Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.
  • «Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея-Горыныча.
  • «Фантазёры из деревни Угоры». Змей-Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.
  • «Алёнушка и солдат». Три головы Змея — разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.
  • «Три богатыря и Шамаханская царица». -здесь он также друг Добрыни Никитича. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.

 

Социальное значение мифа

До недавнего времени Змея-Горыныча всегда пытались показать, как собирательный образ зла, с которым необходимо бороться и соответственно побеждать, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Дракону, как персонажу исключительно негативному, — смерть, а богатырю лавры. Но современность предлагает нам альтернативный вариант.

В настоящее время Змей-Горыныч, в первую очередь, является персонажем, создаваемым для детей. От того злобного убийцы и похитителя, которого мы видели в славянской мифологии практически ничего не осталось. Змей делает злые вещи, только потому, что не знает, как правильно поступать. Он подобен малышу, ничего не знающему о категориях добра и зла. Горыныч как и многие другие злые персонажи народного фольклора становится антиподом себя изначального. Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» Горыныч выступает в роли добряка-недотепы, старинного друга Добрыни Никитича. Создается имидж верного боевого товарища, друга героя, а значит и друга ребенка. Победу добра над злом можно считать двойной, когда монстр трансформируется в исключительно доброжелательное существо.

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

Возвращение Ивана Билибина | Хронографъ

В его жизни было многое: невероятный успех, эмиграция, жизнь в Египте и в Париже, два неудавшихся брака, несчастная любовь и совершенно неожиданный брак, который спас его от гибели, а в конце — возвращение на родину и смерть в блокадном Ленинграде.

Иван Яковлевич Билибин был настоящей звездой России начала ХХ века. Знаменитый график, прославленный журналом «Мир искусств», оформитель громких театральных постановок и иллюстратор лучших книжных новинок, он был человеком успешным, жил на широкую ногу, любил покутить и пошутить…

Б. Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1901Родился он в 1876 году, в поселке Тарховка близ Петербурга, в семье военно-морского врача. Окончив гимназию с серебряной медалью, поступил на юридический, но параллельно занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а потом и у самого Репина, так что к моменту окончания университета уже был членом нового объединения художников «Мир искусства». 

Кроме того, уже в 1899 году Билибин нашел свой, «билибинский» стиль. Случайно приехав в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии, он создаёт иллюстрации к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

Иван Царевич и Жар-птица. 1899Безупречная тонкая черная линия контуров на его картинах проводилась не пером, а тончайшей колонковой кисточкой, и за четкость и твердость ее называли «стальной проволокой». В пределах четкого контура Билибин применял раскраску сплошными тонами — получалось как в витраже. Казалось, что всё, к чему прикасалась рука Билибина, становилось красивым, и билибинские сказки немедленно вошли в моду. 

Так, как он, персонажей русских сказок не рисовал никто. Отточенная техника рисунка в его работах сочеталась с изяществом новомодного модернизма, при этом чувствовалось, что русские сказки — это для Билибина своё, родное. 

Василиса Прекрасная. 1899-1900Иллюстрации к русским сказкам и былинам шли одна за другой: народные сказки, сказки Пушкина… Мастерство подкреплялось великолепным знанием предмета: Билибин много времени проводил в этнографических экспедициях, где изучал первоисточники и собирал предметы старины. Билибинские сказки, прекрасно иллюстрированные, прекрасно изданные и при этом недорогие обрели всенародную известность. Они были достижением в области книжного оформления — настоящий ансамбль с типовой обложкой, буквицами, орнаментом. На обложках были три богатыря, птица Сирин, Змей Горыныч, избушка на курьих ножках, а по краям — цветочки, елочки, березки, грибы мухоморы… Книги с этими иллюстрациями выходили и пятьдесят, и сто лет спустя. 

Параллельно Билибин много работал для театра. Он делал эскизы декораций и для «Золотого петушка» Римского-Корсакова (Московская опера Зимина), и для опер «Садко» и «Золотой петушок» (театр Народного дома в Петербурге), участвовал в оформлении «Бориса Годунова» для антрепризы Дягилева…

Б. Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1914Удивительно, что при такой любви к русской культуре женился Билибин на англичанке. Отец художницы Маши Чемберс был ирландец и звали его Джеймс Стивен Чемберс, а мать ее была чистая англичанка (Элизабет Мери Пейдж), однако Маша (Мария-Елизавета-Вероника) родилась в Петербурге и носила отчество Яковлевна. Родив двух сыновей, в 1911 году жена ушла от Билибина — не выдержала его запоев. Эта беда — пьянство — сопровождала художника всю жизнь, и спасаться от нее ему удавалось только работой. 

Вторая его жена, гражданская, была тоже англичанкой, Рене О’Коннел. Ее Билибин однажды запечатлел в образе Стрельчихи в иллюстрациях к сказке «Поди туда — не знаю куда…»

Стрельчиха перед царем и свитой. Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»Революцию Иван Яковлевич приветствовал. Почтенный художник, после смены власти он вошел в особое совещание по делам искусств и в Комиссию по охране памятников искусства и старины. Ходил на совещания, вел почти прежнюю жизнь, пил — благо, спиртное ему удавалось достать, а потом… потом Билибину большевики нравиться перестали и он уехал — и от большевиков, и от жены — в Крым, где у него был домик в дачном кооперативе художников и прочей интеллигенции Батилиман. Трудности смутного времени его почти не касались. Он немного рисовал, много гулял, любил разговаривать и пить на берегу с рыбаками. 

Иван Билибин. О том, как немцы большевика на Россию выпускали. Плакат. 1917Там же он влюбился в соседку по даче. Людмила Чирикова была почти на 20 лет моложе. Ее отец, писатель Евгений Чириков, отправился на Перекоп — выручать мобилизованного в белую армию сына-гимназиста, вместе с ним уехала жена. Вернуться в Новороссийск они не смогли: белые проигрывали Гражданскую войну, поезда перестали ходить. Билибин навещал оставшихся без поддержки Людмилу и ее сестру по два раза в день. Чтобы достать для них продукты, за бесценок продавал свои этюды. Но взаимности от Людмилы так и не добился. 

И. Билибин. Крым. Батилиман. 1940Вскоре родители сестер Чириковых покинули Россию. Девушки решили последовать за ними. И Билибин, чтобы быть рядом в Людмилой, оказался на борту парохода «Саратов», набитого бегущими из России людьми. 13 марта 1920 года пароход пришел в Египет, в порт Александрии. Бывшие петербургские дамы, офицеры, университетские профессора расселились в лагере беженцев. 

Билибин быстро проявил купеческую смекалку. Он познакомился с соотечественниками из русского консульства, те познакомили его с заказчиками. Художник переехал из лагеря в город, стал вполне уважаемым человеком. Людмила Чирикова тоже нашла заработок — в составе русской труппы она танцевала в ночных клубах. В надежде завоевать ее сердце Билибин снял ей комнату, предложил работу своей помощницы. 

И. Билибин. Египет. Пирамиды. 1924Некоторое время Билибин живет работой, однако вскоре Людмила уезжает в Берлин к родителям, и художник снова начинает пить. Всё изменилось, когда внезапно в 1922 г. Ивану Яковлевичу пришло письмо из России, от подруги его бывшей жены, художницы Александры — точнее, как ее все называли, Шурочки — Щекотихиной. Шурочка была вдовой, работала на фарфоровой фабрике в Петрограде, жила с маленьким сыном в бывшем доме купцов Елисеевых, ставшем общежитием «Дома искусств». Здесь же жили поэты Осип Мандельштам и Владимир Ходасевич, прозаик Александр Грин, художник Мстислав Добужинский, повсюду стояли буржуйки, которые топились книгами и подрамниками. 

Простое и доброе письмо Шурочки так тронуло истосковавшегося художника, что он отправил ей телеграмму: «Будьте моей женой. Жду ответа». Шурочка согласилась. В феврале 1923 года она с сыном прибыла в Александрию. 

Александра Щекотихина-ПотоцкаяШурочка принесла Билибину успех: на него посыпались заказы. Сама она тоже не сидела без дела: оборудовала небольшую фарфоровую мастерскую и принялась торговать расписными сервизами. Продавала в том числе и тарелки с серпами и молотами: англичане охотно покупали революционную экзотику. 

Билибин в 1920-е гг.Вскоре супруги решили, что пора переезжать в Европу. Впоследствии Билибин был не очень доволен этим решением: в Европе его искусство было интересно в первую очередь таким же, как он, эмигрантам, а те в основном были людьми небогатыми. И хоть и жили они с женой на широкую ногу, держали ателье и даже построили небольшую дачу на берегу Средиземного моря, все чаще от Ивана Яковлевича можно было услышать, что жизнью в Париже он разочарован. В начале 1930-х он начинает тесно общаться с людьми из советского посольства, в 1935-м уже имеет советский паспорт, а в 1936-м вместе с женой и сыном приезжает в Ленинград. 

Книга «Сказки избы». Русские народные сказки на французском языке. Париж. 1931 г.Их хорошо приняли, дали квартиру на Гулярной улице, нынешней улице Лизы Чайкиной. Иван Яковлевич стал профессором графической мастерской при Академии, оформил «Сказку о царе Салтане» для Кировского театра, сделал иллюстрации к этой сказке и к «Песне о купце Калашникове» для издательства, был привлечен к декоративным работам для Дворца Советов в Москве. Шурочка вернулась на фарфоровый завод. 

Когда началась война, Билибин отказался эвакуироваться и остался в голодном и холодном Ленинграде. 

И. Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну. 1941По воспоминаниям художника А.И. Бродского, также жившего во время блокады в Ленинграде, однажды начальник городского отдела пропаганды полковник Цветков пообещал угостить Бродского и Билибина пшенной кашей и селедкой. Для этого им пришлось пересечь замерзшую Неву и идти два часа. Накормив гостей, полковник попросил Билибина надписать для него на память открытки с репродукциями билибинских акварелей. Надписи были такие:

«Какая в этих местах семга! Кто не пробовал свежей семги, тот не может себе представить, что это за божественная рыба! Писано в дни голодовки: декабрь 1941 г. Ленинград. И. Билибин»«Эти бы грибки, да сейчас на сковородку со сметанкой. Эх-ма!.. 30.XII.1941».

Иван Яковлевич Билибин умер 7 февраля 1942 года, и похоронен без гроба, в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища. 

http://izbrannoe.com/news/lyudi/vozvrashchenie-ivana-bilibin…

topstory.su

Змей Горыныч — ВикиФур, русскоязычная фурри-энциклопедия

В мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Змей Горыныч — трёхглавый дракон из русских народных сказок и былин, представитель злого начала, но в современных интерпретациях может быть и добрым. Иногда имеет другое число голов.

Многоголовость является отличительной чертой Змея. Голов обычно три, либо их количество кратно трем, то есть 3, 6, 9, 12, но иногда в сказаниях встречаются количество голов равное 5 и 7. Имеет длинный хвост и когтистые лапы. Цвет тела преимещуственно красный. Умеет летать. Живёт в горах, от чего вполне вероятно, хотя точно это неизвестно, могло произойти его отчество «горыныч». В сказках обычно похищает красивых девушек чтобы сьесть их, либо запугать народ.

Примеры появления[править]

В литературе[править]

  • Народная былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
  • В повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» Змей Горыныч собирается жениться на усатой дочери Бабы Яги, грозится проглотить Ивана-Дурака за шашни с невестой, но под конец оказывается побеждён донским атаманом.
  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Змей Горыныч использовался для опытов в НИИЧАВО.
  • В стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей Горыныч» Змею наскучила прежняя жизнь и он решил исправиться.
  • В стихотворении Николая Гумилёва «Змей» он является правителем Лагора, который, обернувшись Змеем, похищает девушек, чтобы унести их к себе во дворец.
  • В стихотворении Алексея Константиновича Толстого «Змей Тугарин» он также обладает свойствами оборотня и, оборотясь в певца, поёт на пиру у князя Владимира.

В живописи[править]

  • Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913—1918)
  • Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем»
  • Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну» (1941)
  • Николай Константинович Рерих: «Победа» (1942). На этой картине, созданной Рерихом в годы войны, русский богатырь отрубает голову Змею Горынычу, изображенному в цвете нацистской формы.

В зарубежных фильмах[править]

  • На Змея Горыныча очень похож японский кайдзю Кинг Гидора, часто появляющийся в фильмах о Годзилле. Это тоже дракон с тремя головами, хотя и без передних лап. Гидора почти всегда является главным антагонистом фильмов, которого просто необходимо уничтожить, что также сближает его с Горынычем. Впервые Гидора появляется в фильме Гидора, трёхголовый монстр.
  • В фильме «Мумия 3: Гробница императора драконов» китайский император Цинь Ши Хуанди обращенный в мумию превращается в трехглавого дракона и похищает Линь.

В анимации[править]

  • Три богатыря (мультипликационный цикл)
    • «Иван Царевич и Серый Волк». Горыныч — злой персонаж, но учится у Ивана делать добрые дела. Помогает героям одолеть Тень.
    • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей Горыныч — положительный персонаж, старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научился летать только в конце мультфильма). Несмотря на свой грозный вид несколько труслив. Сентиментален. Страдает расстроением личности. Умеет играть в карты но всегда проигрывает. Сам Горыныч рассказывает, что они познакомились, когда он выхаживал Добрыню после битвы с тевтонцами. На самом деле знакомство произошло, когда Добрыня спас Горыныча от крестьян, поймавших его на полях под Черниговом, на которых тот воровал морковку, и собиравшихся продать его скоморохам.
    • «Три богатыря и Шамаханская царица». Тоже положительный персонаж. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.
  • «Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.
  • «Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея Горыныча.
  • «Межа». Угнетатели жителей деревни — Змей Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который называет Змея «Трифон Гаврилыч»).
  • «Алёнушка и солдат». Три головы Змея — разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.
  • «Последняя невеста Змея Горыныча». В этом фильме Змей Горыныч — похититель красавиц со всего мира. Имеет одну голову, но множество лап; также может принимать человеческий облик.
  • «Баба Яга против!». По сюжету молодой Змей Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги.
  • «Ивашка из Дворца пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей Горыныч — гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его.
  • «Синеглазка». Змей Горыныч может принимать разные обличья.
  • «Ну, погоди! (выпуск 16)». Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)
  • «Фантазёры из деревни Угоры». Змей Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.
  • «Бабка Ежка и другие». Змей Горыныч — единственный отрицательный персонаж фильма.
  • «Монстры на каникулах». Он является одним из множества гостей в отеле Дракулы. Сам Змей Горыныч не появляется в мультфильме, зато можно услышать фразу Дракулы «Прости, Горыныч, спокойной ночи!»

ru.wikifur.com

Змей-Горыныч PR в славянской мифологии

PR в славянской мифологии

Богданов ЯрославАнтонова Дарья

Змей-Горыныч

 

 

Краткое содержание мифа

 

На открытке работы Ивана Билибина

Змей-Горыныч – олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч – это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7,  в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому  дракону с тремя головами.

Горыныч может быть как порождение водной стихии, так и огненной, поэтому в первом случае в качестве среды своего обитания он предпочитает горы, а именно «Сорочинские горы»,  во втором может жить на дне моря, реки или озера. В большинстве случаев Горыныч живет в пещере, но так же не исключаются берлоги. Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.

В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и  мир мертвых). Но свое основное призвание Горыныч нашел в выжигании посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа, либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников, среди них цари, придворные, воины и простой люд. Соответственно Змей является заклятым врагом богатырей русских, которые стремятся одолеть его, в одном случае с целью восстановления справедливости, в другом, для освобождения пленников. Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами фольклора - Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.

Отсутствие ветра, пасмурная погода, гром и молния – вот первые признаки появления Змея где-то поблизости. Когда дело доходит до схватки с богатырями его главным оружием является огонь, который он извергает из своей пасти, но он всё равно гибнет от руки героя. Чтобы убить Змея богатырю приходится поразить его в сердце, либо отрубить все головы. Змей-Горыныч настолько отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.

 

Образы и символы мифа

 

Художник Москвитин СтаниславДобрыня Никитич

Образ Змея-Горыныча можно рассматривать как минимум с двух сторон. С одной стороны, это образ, вобравший в себя  все беды, происходившие на Руси, в том числе и  кочевников, воплотился в виде некоего мифического существа. А с другой стороны, это сказочный персонаж, некое зло, противопоставленное добру.

Учитывая тот факт, что свою историю Змей-Горыныч начинает при язычестве и является персонажем устного фольклора, необходимо принимать во внимание разницу восприятия символов  у славян язычников и у славян христиан.  

Змей (аналог дракона) – в данном случае может рассматриваться как древне-славянское имя или как название животного, впоследствие ставшее употребляться в качестве имени, такие выводы нам позволяет делать отчество сего существа «Горыныч».

При языческом восприятии мира  в давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили ему жертвоприношения (в том числе и человеческие), в то время как южные славяне считали змея атмосферным демоном.

В христианстве же, змей - это символ грехопадения человека, зла, хитрости. Не стоит забывать, что змея, как и дракон, это одна из форм воплощения Дьявола. И в этом случае Горыныч становится символом абсолютного зла. Так же дракон символизирует апокалипсис.

Отчество – Горыня (славянское имя) - подобный горе, громадный, несокрушимый. Этот символ показывает нам могущество существа, его большие размеры. Так же «Горыныч» может означать, что он живет в горах.

Змей всегда вредил людям, сжигал пастбища и даже целые деревни. На земле, подвластной Змею-Горынычу, цари платят дань. Здесь Горыныч выступает в качестве символа врага-захватчика.

Множество голов – символизирует многоликость зла, его обилие.

Похищение людей – символизирует захват русских людей в рабство.

Логово Горыныча – логово змея расположено в «Сорочинских горах», эти мифические горы находятся за территорией Руси. Логово выступает в качестве символа другого государства, из которого происходят беды русичей, и куда уводят пленников.

Сражение богатыря со Змеем – борьба добра и зла, символизирует противодействие, оказываемое вражеской армии.

Смерть Змея – неминуемая победа добра над злом, русичей над захватчиками.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

В. М. Васнецов«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

Сказания о Змее-Горыныче на протяжении веков передавались из уст в уста, от дедов к внукам, именно таким образом и мы познакомились с этим персонажем. Слышали о нем в сказках, чуть позже наблюдали его по телевизору, в качестве героя мультфильмов и киносказок. И сейчас было бы просто невозможно представить русский фольклор без этого персонажа. 

В живописи можно увидеть изображение Змея-Горыныча на следующих картинах: Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем» (1913—1918), Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем», Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну» (1941), Художник Москвитин Станислав: «Добрыня Никитич» (2002)

В кино образ змея так же является достаточно распространённым. В этих известных фильмах вы можете увидеть змея: Василиса прекрасная. Фильм-сказка Александра Роу 1939 г., Илья Муромец. Фильм –сказка Александра Птушко 1956 г., Огонь, вода и... медные трубы. Фильм-сказка Александра Роу 1968 г., Там, на неведомых дорожках.... Фильм-сказка Михаила Юзовского1982

«Илья Муромец»Фильм –сказка Александра Птушко

Персонаж Змей-Горыныч в литературе упоминается во многих произведениях: в народной былине «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов», в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей-Горыныч».

Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей-Горыныч, благодаря огромному количеству мультфильмов про него. Например, «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч - старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научится летать только в конце мультфильма). Как они познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч - что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, т.к. в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории – маленькие. На основе мультфильма была создана компьютерная игра. Или ещё советские мультфильмы, такие как «Ивашка из Дворца Пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его. Ещё один любимый детьми мультфильм «Баба-яга против!». По сюжету молодой Змей-Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Список можно продолжать до бесконечности.

Фрагмент мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Вот самые известные мультипликационные сюжеты о Змее-Горыныче.

«Межа». Угнетатели жителей деревни — Змей-Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет Змея «Гаврилычем»).

«Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей-Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)

«Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея-Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.

«Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея-Горыныча.

«Фантазёры из деревни Угоры». Змей-Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.

«Алёнушка и солдат». Три головы Змея — разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.

«Три богатыря и Шамаханская царица».-здесь он также друг Добрыни Никитича. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.

 

Социальное значение мифа

 

До недавнего времени Змея-Горыныча всегда пытались показать, как собирательный образ зла, с которым необходимо бороться и соответственно побеждать, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Дракону, как персонажу исключительно негативному, - смерть, а богатырю лавры. Но современность предлагает нам альтернативный вариант.

В настоящее время Змей-Горыныч, в первую очередь, является персонажем, создаваемым для детей. От того злобного убийцы и похитителя, которого мы видели в славянской мифологии практически ничего не осталось. Змей делает злые вещи, только потому, что не знает, как правильно поступать. Он подобен малышу, ничего не знающему о категориях добра и зла. Горыныч как и многие другие злые персонажи народного фольклора становится антиподом себя изначального. Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» Горыныч выступает в роли добряка-недотепы, старинного друга Добрыни Никитича. Создается имидж верного боевого товарища, друга героя, а значит и друга ребенка. Победу добра над злом можно считать двойной, когда монстр трансформируется в исключительно доброжелательное существо.

mifologia.osipova-pr.com

Змей Горыныч — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Змей Горыныч
Иван Билибин: Змей Горыныч
Мифология: Славянская
Местность: Русь, Калинов мост, горы, морские глубины
Занятие: Охрана Калинового Моста
Упоминания: былина «Добрыня и Змей»; русские народные сказки «Бой на Калиновом мосту», «Чудесная рубашка», «Золотой конь», «Звериное молоко», «Иван Сученко и Белый Полянин», «Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване-Горохе»; апокриф Сказание о подвигах Фёдора Тиринина
Связанные персонажи: Василиса Прекрасная
Змей ГорынычЗмей Горыныч

Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

В славянской мифологии встречается как змок (словацк. и чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор. цмок)[1], змий (в.-луж. zmij, укр. змій), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (белор. и болг. змей)[2]. В некоторых славянских языках значения «гора» и «лес» не различаются[3], поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной»[4]. Также описывается под именами Горынич, Горынчат, Горынчище, Горынище[5].

Горыныч живёт обычно в горах[6], нередко у огненной реки[7] и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых[8].

Характерные особенности Змея

Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды[6]. По Далю, «Горыня — сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер». Со Змеем Горынычем схожи трёхглавый змей Ажи-Дахака из иранской мифологии и сербский Змей Огненный Волк (серб. Змaj Огњени Вук).

Противники

Змей Горыныч в современной культуре

В 2000 году в Петрозаводске в парке Культуры и Отдыха была установлена скульптура Змея Горыныча (в честь Года дракона). Ориентировочно в 2002 году скульптура была перенесена в посёлок Вилга.

В Харькове на набережной реки Лопань в 2000-х годах установлена деревянная скульптура трёхголового Змея.

В Новосибирске в парке имени Кирова в 2013 году был установлен фонтан со скульптурной композицей, посвящённой героям русских сказок, основной фигурой в которой является Змей Горыныч.

Близ села Каменка Задонского района Липецкой области, в семейном парке «Кудыкина гора» установлена гигантская статуя Змея Горыныча[9].

Змей Горыныч в литературе

  • Народная былина [www.rusizn.ru/leg17_5.html «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»].
  • В повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» Змей Горыныч собирается жениться на усатой дочери Бабы Яги, грозится проглотить Ивана-Дурака за шашни с невестой, но под конец оказывается побеждён донским атаманом.
  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Змей Горыныч использовался для опытов в НИИЧАВО.
  • В стихотворной сказке Дмитрия Половнева [www.poezia.ru/works/86732 «Змей Горыныч»] Змею наскучила прежняя жизнь и он решил исправиться.
  • В стихотворении Николая Гумилёва «Змей» он является правителем Лагора, который, обернувшись Змеем, похищает девушек, чтобы унести их к себе во дворец.
  • В стихотворении Алексея Константиновича Толстого «Змей Тугарин» он также обладает свойствами оборотня и, оборотясь в певца, поёт на пиру у князя Владимира.
  • В романе Сергея Пациашвили [www.snezhny.com/texts.php?id=22403 "Змей Горыныч"] является главным героем, оборотнем-волшебником, ведущим борьбу против ига вампиров во время крещения Руси.

Змей Горыныч в живописи

Змей Горыныч в фильмах

  • «Василиса прекрасная». Горыныч похищает царевну-лягушку Василису, чтобы жениться на ней, однако богатырь Иван (который раньше был простым крестьянином) приезжает к самой свадьбе и уничтожает змея. В этом фильме Горыныч живёт не в горах, а в красивом дворце с многочисленными слугами и помощницей Бабой-Ягой.
  • Илья Муромец (1956; СССР) режиссёр Александр Птушко.
  • «Огонь, вода и… медные трубы». В этом фильме Горыныч, приглашённый на свадьбу Кащея Бессмертного, не является. Слуга Змея говорит Кащею, что Горыныч не смог явиться, потому что «хворает — неделю подряд ему недужится: первая, пятая, седьмая головы болят, двенадцатая — кружится».
  • «Там, на неведомых дорожках…». Фильм снят так, что Горыныч ни разу не появляется ни в одном кадре. По сюжету, Горыныч прилетает в гости к Кащею Бессмертному, который отводит ему место в сарае. Вскоре он отдаёт на съедение пленённого царя Макара, который с помощью волшебной воды превращает дракона в трёхголового козлёнка.
  • «На златом крыльце сидели». В этом фильме одноголовый Змей Горыныч служит летающим транспортом Кощею Бессмертному.

Змей Горыныч в мультипликации

  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006; Россия) режиссёр Илья Максимов, Змея Горыныча озвучил Олег Куликович.
  • Три богатыря и Шамаханская царица (2010; Россия) режиссёр Сергей Глезин, Змея Горыныча озвучил Олег Куликович.
  • Три богатыря на дальних берегах (2012; Россия) режиссёр Константин Феоктистов, Змея Горыныча озвучил Олег Куликович.
  • «Сказка сказывается». Трёхглавый дракон - один из аватаров Кащея Бессмертного, победить которого в этом образе можно только мёртвым волосом его брата Водяного.
  • «Иван Царевич и Серый Волк». Змей Горыныч злой персонаж, но учится у Ивана делать добрые дела.
  • «Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.
  • «Добрыня Никитич». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея Горыныча.
  • «Межа». Угнетатели жителей деревни — Змей Горыныч и жадный царь.
  • «Алёнушка и солдат». Три головы Змея — разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.
  • «Последняя невеста Змея Горыныча». В этом фильме Змей Горыныч — похититель красавиц со всего мира. Имеет одну голову, но множество лап; также может принимать человеческий облик.
  • «Баба Яга против!». По сюжету молодой Змей Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги.
  • «Ивашка из Дворца пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей Горыныч — гость Бабы-Яги и последний должен убить и съесть пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его.
  • «Синеглазка». Змей Горыныч может принимать разные обличья.
  • «Ну, погоди! (выпуск 16)». Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)
  • «Фантазёры из деревни Угоры». Змей Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.
  • «Бабка Ёжка и другие». Змей Горыныч — единственный отрицательный персонаж фильма.
  • «Доверчивый дракон» — Трёхглавый Змей Горыныч вырастает среди людей не зная кто он на самом деле.

См. также

Напишите отзыв о статье "Змей Горыныч"

Примечания

  1. ↑ Фасмер, 1987, с. 689.
  2. ↑ [chernykh-etym.narod.ru/ Этимологический словарь Черных]
  3. ↑ Левкиевская, 1995, с. 520—521.
  4. ↑ Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц и загадок / Составление, вступительная статья и примечания В. П. Аникина. — 2-е изд. — М.: Детская литература, 1975. — 367 с.
  5. ↑ Миллер В. Ф. Горынич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. ↑ 1 2 Пропп, 2000, с. 184.
  7. ↑ Пропп, 2000, с. 186.
  8. ↑ Гура, 2004, с. 381.
  9. ↑ [www.lipetskmedia.ru/news/view/74920-Zmyeii_Gorinich.html Змей Горыныч с "Кудыкиной горы" получил всемирную известность в "Инстаграме"]

Литература

Ссылки

wiki-org.ru

Иван Яковлевич Билибин. Выдающийся художник-иллюстратор

1 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Сказка "Василиса Прекрасная" 1899

Кол-во 124 | Формат JPG | Разрешение 500х600 — 1700х2100 | Размер 42,2 Mб

Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

2 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Фрагмент портрета Ивана Билибина работы Бориса Кустодиева 1901

А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками. В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.

3 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Сказка "Василиса Прекрасная" 1900

Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны.

4 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Сказка "Василиса Прекрасная" 1900

5 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Сказка "Василиса Прекрасная" Черный всадник 1900

Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

6 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Сказка "Василиса Прекрасная" Красный всадник 1902

7 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

"Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке" 1899

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. Сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах – выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное, волшебное существо. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.

8 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

"Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке" 1899

9 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Былина "Вольга" Вольга с дружиной 1903

В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).

Голынец Г.В. И.Я.Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С.5

10 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

"Сказка о царе Салтане" 1904

11 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Сказка "Марья Моревна" 1901

12 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" 1901

13 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Сказка "Перышко Финиста Ясна-Сокола" 1900

14 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Сказка "Царевна-лягушка" 1901

15 | Иван Яковлевич Билибин. Выдающейся художник-иллюстратор | ARTeveryday.org

Концовка к "Сказке о рыбаке и рыбке"

Кол-во 124 | Формат JPG | Разрешение 500х600 — 1700х2100 | Размер 42,2 Mб

Скачать подборку книжных иллюстраций можно по ссылке DepositFiles

www.arteveryday.org

Змей-Горыныч Википедия

Мифология Местность Занятие Связанные персонажи Упоминания
Змей Горыныч
Иван Билибин: Змей Горыныч
Славянская
Русь, Калинов мост, горы, морские глубины
Охрана Калинового Моста
Василиса Прекрасная
былина «Добрыня и Змей»; русские народные сказки «Бой на Калиновом мосту», «Чудесная рубашка», «Золотой конь», «Звериное молоко», «Иван Сученко и Белый Полянин», «Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване-Горохе»; апокриф Сказание о подвигах Фёдора Тиринина

Змей Горы́ныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

В славянской мифологии встречается как змок (словацк. и чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор. цмок)[1], змий (в.-луж. zmij, укр. змій), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (белор. и болг. змей)[2]. В некоторых славянских языках значения «гора» и «лес» не различаются[3], поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной»[4]. Также описывается под именами Горынич, Горынчат, Горынчище, Горынище[5].

Горыныч живёт обычно в горах[6], нередко у огненной реки[7] и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых[8].

Характерные особенности Змея

Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но также бывает и 5 и 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды[6]. Также, в некоторых историях он является страшным помощником другого злодея — Кощея Бессмертного[источник не указан 252 дня]. По Далю, «Горыня — сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер». Со Змеем Горынычем схожи трёхглавый змей Ажи-Дахака из иранской мифологии и сербский Змей Огненный Волк (серб. Змaj Огњени Вук).

Противники

Змей Горыныч в современной культуре

В 2000 году в Петрозаводске в парке Культуры и Отдыха была установлена скульптура Змея Горыныча (в честь Года дракона). Ориентировочно в 2002 году скульптура была перенесена в посёлок Вилга.

В Харькове на набережной реки Лопань в 2000-х годах установлена деревянная скульптура трёхголового Змея.

В Новосибирске в парке имени Кирова в 2013 году был установлен фонтан со скульптурной композицей, посвящённой героям русских сказок, основной фигурой в которой является Змей Горыныч.

Близ села Каменка Задонского района Липецкой области, в семейном парке «Кудыкина гора» установлена гигантская статуя Змея Горыныча[9].

«Змей Горыныч» — сленговое наименование советской системы разминирования УР-77 «Метеорит», созданной в 1977г. на основе гаубицы 2С1 «Гвоздика» и успешно применяющейся по сей день. Также «Горынычами» часто именуют различные варианты аэродромных спецмашин для очистки ВПП, например, серийно выпускавшуюся тепловую машину «АИСТ-5ТМ» и целый ряд аналогичных, представлявших собой грузовик или трактор с установленным на нем старым реактивным двигателем, чаще всего ВК-1.

Змей Горыныч в литературе

Змей Горыныч в живописи

Змей Горыныч в фильмах

  • «Василиса Прекрасная» (1939), режиссёр Александр Роу. Змей Горыныч похищает Василису Прекрасную, чтобы жениться на ней. Крестьянскому сыну Ивану предстоит сойтись с ним в финальной битве. В этом фильме Горыныч живёт не в горах, а в красивом дворце с многочисленными слугами и помощницей Бабой-Ягой. При этом одна из его голов извергает пламя, другая — сильный ветер, а третья — водяную струю.
  • Илья Муромец (1956), режиссёр Александр Птушко. В фильме Змей Горыныч находится в подчинении тугар. По приказу Калина-царя его выпускают на поле брани в самый разгар сражения.
  • «Огонь, вода и… медные трубы» (1967), режиссёр Александр Роу. В этом фильме Горыныч, приглашённый на свадьбу Кащея Бессмертного, не является. Слуга Змея говорит Кащею, что Горыныч не смог явиться, потому что «хворает — неделю подряд ему недужится: первая, пятая, седьмая головы болят, двенадцатая — кружится».
  • «Там, на неведомых дорожках…» (1982), режиссёр Михаил Юзовский. Фильм снят таким образом, что Горыныч ни разу не появляется в кадре. По сюжету он прилетает в гости к Кащею Бессмертному, который отводит ему место в сарае, но царь Макар с помощью волшебной воды превращает Змея в трёхголового козлёнка.
  • «На златом крыльце сидели» (1986), режиссёр Борис Рыцарев. В этом фильме одноголовый Змей Горыныч служит летающим транспортом Кощею Бессмертному.

Змей Горыныч в мультипликации

  • «Царевна-Лягушка» (1954). Иван-Царевич вступает в бой со Змеем Горынычем, охраняющим дуб со смертью Кащея.
  • «Ключ» (1961). Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея Горыныча сатирически представляют бюрократов-формалистов. Головы озвучили Владимир Лепко, Сергей Мартинсон, Анатолий Папанов и Анастасия Георгиевская.
  • «Добрыня Никитич» (1965). Кукольный мультфильм по мотивам русских былин о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче.
  • «Межа» (1967). Угнетатели деревенских жителей — Змей Горыныч и жадный царь. Озвучил Анатолий Папанов.
  • «Сказка сказывается» (1970). Трёхглавый дракон — одна из личин Кащея Бессмертного, победить которого в этом образе можно только мёртвым волосом его брата Водяного. Озвучил Александр Ханов.
  • «Алёнушка и солдат» (1974). Три головы Змея — разноцветные и разнохарактерные. Озвучили: Рогволд Суховерко (зелёная голова), Анатолий Баранцев (синяя голова), Вячеслав Щёлоков (жёлтая голова).
  • «Последняя невеста Змея Горыныча» (1978). В этом фильме Змей Горыныч — похититель красавиц со всего мира. Имеет одну голову, но множество лап; также может принимать человеческий облик. Озвучил Владимир Басов.
  • «Баба Яга против!» (1980). По сюжету молодой Змей Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги.
  • «Ивашка из Дворца пионеров» (1981). Один из трёх гостей Бабы-Яги, собирающихся полакомиться пионером.
  • «Синеглазка» (1984). В фильме предстаёт с одной головой, но при этом способен принимать разные обличья.
  • «Ну, погоди! (выпуск 16)» (1986). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)
  • «Доверчивый дракон» (1988). Трёхглавый дракон вырастает среди людей, не ведая, кто он на самом деле. Озвучил Леонид Ярмольник.
  • «Фантазёры из деревни Угоры» (1994). Появляется в фантазиях главных героев как соратник Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. Озвучили Юрий Волынцев (вторая голова) и Владимир Ферапонтов (первая и третья головы).
  • «Бабка Ёжка и другие» (2006). Змей Горыныч — единственный отрицательный персонаж фильма. Озвучил Михаил Кокшенов.
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006). Положительный персонаж, старый приятель Добрыни Никитича. Озвучил Олег Куликович.
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010). Пути Добрыни и Змея вновь пересекаются, на сей раз — в китайском монастыре. Озвучил Олег Куликович.
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012). Вместе с жёнами богатырей пытается обезвредить Колывана и Бабу-Ягу. Озвучил Олег Куликович.
  • «Иван Царевич и Серый Волк» (2012). Змей Горыныч — злой персонаж, но учится у Ивана делать добрые дела. Озвучил Сергей Гармаш.
  • «Три богатыря и морской царь» (2016). Озвучил Олег Куликович.

См. также

Примечания

  1. ↑ Фасмер, 1987, с. 689.
  2. ↑ Этимологический словарь Черных.
  3. ↑ Левкиевская, 1995, с. 520—521.
  4. ↑ Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц и загадок / Составление, вступительная статья и примечания В. П. Аникина. — 2-е изд. — М.: Детская литература, 1975. — 367 с.
  5. ↑ Миллер В. Ф. Горынич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. ↑ 1 2 Пропп, 2000, с. 184.
  7. ↑ Пропп, 2000, с. 186.
  8. ↑ Гура, 2004, с. 381.
  9. ↑ Змей Горыныч с "Кудыкиной горы" получил всемирную известность в "Инстаграме"

Литература

Ссылки

wikiredia.ru