Колыбельная - это... Русская народная колыбельная песня. Колыбельные песни народные


Фольклор. Колыбельные песни

Разделы: Музыка

Цель: приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.

Задачи:

  • Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в фольклоре. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
  • Дать понятие о фольклоре, истории и значении колыбельных песен – баек, научить детей видеть в нем жизнь, внутренний мир человека и красоту природы, познакомить с героями колыбельных песен и особенностями их интонации.
  • Развивать художественно-образное мышление при восприятии колыбельных песен, фантазию, творчество, развивать чувства ритма при игре на музыкальном треугольнике, развивать вокально-хоровые навыки при работе над интонацией – покачивание мелодии.

Оборудование:

Название темы, таблицы со словами, детские музыкальные инструменты, иллюстрации с героям колыбельных песен (кот, волк, Дрема, мама). Карточки с колыбельными песнями, кроссворд на плакате. Фонотека. Видеоаппаратура.

Музыкальный репертуар:

1. “Светит месяц” – вход.

2. Колыбельная песня “Баю, бай” – пение.

3. Колыбельная песня “У кота-воркота” – исполнение.

4. “Дрёма”, игра-песня – разучивание.

5. “Колыбельная” медведицы из мультфильма “Умка” видео/караоке.

6. “Колыбельная”, муз. Гладкова – игра на детских музыкальных инструментах (треугольнике).

Ход урока:

1. Организационный момент. Звучит музыка (р.н.п. “Светит месяц”), дети входят в класс.

Приветствие детей и учителя по старинному русскому обычаю – поклоном, так люди в старину проявляли уважение друг к другу. Делают поклон, напевая “Здравствуйте ребята”, “Здравствуйте учитель”.

2. Сообщение новой темы (вступительная беседа).

Тема нашего урока – Фольклор. Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов “фольк”--народ, “лор”-- учение. Итак, фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверяя и т.д.

Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.

Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Появление ребенка на свет по-народному называется – родины. При рождении ребенка совершается обряд крещения. Совершая его, матери как бы оберегали своих детей от недугов и нечистой силы. Как вы знаете, этот обряд сохранился до наших дней. Может быть, среди вас есть крещенные? Расскажите, что вы знаете об этом обряде? (Ответы учащихся)

Ребята, вы знаете, что первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание. Вот посмотрите, какие раньше были люльки. Выявления сходства и различия с современной коляской и кроватью. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки.

Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребёнком. Несомненно, на этих представлениях сказались общие понятия народа о всесилии сна, отраде отдыха.

Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее ребенка.

Матери как бы желают своему дитя всего хорошего, обещая богатства, пряника, сладостей, обновы и т.д. (учитель поёт колыбельную песню). Подчеркнутые слова можно заменять именами младенцев

 

Баю, баю, баиньки, Купим сыну валенки, (Тане) Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Будет мой сынок ходить, (Танечка) Новы валенки носить.

Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их.

Например: Кот-баюн, Гули, собачки и другие.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает.

Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку – обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

Давайте разучим одну из таких песенок:

 

“У кота-воркота колыбелька хорошая. Я коту-воркоту тихо песенку спою”.

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

Баю-баюшки, баю, Прилетали гуленьки, Стали гули ворковать, Нашу деточку качать.

Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как “Сон”, “Дрема”, “Угомон”. (Разучивание колыбельной песни, вокально-хоровая работа)

Ай, лю-ли, ай, лю-ли, Угомон тебя возьми, Угомон тебя возьми, Наша детка сладко спи. Ходит Сон близ окон, Бродит Дрёма возле дома, И глядят, все ли спят.

Разучивание фольклорной игры “Дрёма”, с музыкально-ритмическими движениями (обратить внимание на распевы).

И, конечно же, есть колыбельные песни, в которых детей пугают. Героями этих песен является волчок, “бабай” и “бука”.

Учитель поет по карточкам примеры:

“Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю, Придет серый волчок и укусит за бочок”.

Баю-бай, баю-бай, Ты Ванюша не вставай, А то к нам придет бабай, Скажет: “Ванечку отдай”. А мы Ваню не дадим, Ваня нужен нам самим”.

Ребята, но ведь колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни. Давайте послушаем колыбельную песню без слов (музыка Гладкова). Выберите, какой инструмент подходит для сопровождения колыбельных песен (треугольник). Дети исполняют ритм песни под музыку. Оценка исполнения.

Какие вы знаете современные колыбельные песни? Какой у них характер? (нежный, ласковый, мягкий). Знакомство с колыбельной песней медведицы из мультфильма “Умка” (видеоматериал). Анализ музыкального произведения. Исполнение детьми караоке.

Давайте вспомним колыбельные песни написанные композиторами: 

  • муз. А. Островского, сл. З. Петровой “Спят усталые игрушки”.
  • муз. Р. Паулса, сл. И. Ласманиса “Колыбельная”
  • муз. Р. Паулса, русский текст О. Петерсон “День растает, ночь настанет”.
  • муз. И. Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача “Сон приходит на порог” из к/ф “Цирк”.
  • муз. А. Лядова, сл. Народные “Колыбельная”.
  • муз. В. Моцарта, русский текст С. Свириденко “Спи, моя радость, усни!” (колыбельная).

Разучивание и исполнение песен, по выбору учителя и учащихся.

Работа над кантиленой, развитием вокально-хоровых навыков, певческой культурой.

3. Обобщение урока. Обобщая тему урока, необходимо вместе с детьми выявить главную функцию колыбельных песен.

Народные и композиторские колыбельные песни нужны для того, чтобы успокоить и усыпить ребенка. Наверно, каждая девочка, играя в игрушки или куклы, усыпляя их, поет им колыбельные песенки.

Обобщение темы урока, закрепление основных понятий, отгадывая кроссворд.

Вопросы кроссворда: (по горизонтали)

  1. Устное народное творчество. Народная мудрость (фольклор).
  2. Появление ребенка на свет. Народное слово (родины).
  3. Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).
  4. Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово (люлька).
  5. Песня, с помощью которой убаюкивают младенца (колыбельная).
  6. Герой колыбельных песен, усыпляющий детей мурлыканием (кот).
  7. Герой колыбельных песен, которым пугали детей (волчок).
  8. Герой колыбельных песен, волшебное существо. (Дрема).

(по вертикали) главное слово урока.

     

ф

               
   

р

о

д

и

н

ы

       
 

к

о

л

ы

б

е

л

ь

н

а

я

л

ю

л

ь

к

а

           
     

к

р

е

щ

е

н

и

е

 
 

в

о

л

ч

о

к

         
   

к

о

т

             
   

д

р

ё

м

а

         

Молодцы! Хорошо усвоили новую тему и быстро, правильно отгадали кроссворд.

4. Домашнее задание. Дома, пожалуйста, поспрашивайте мам и бабушек.

Какие колыбельные песни они вам пели в детстве?

Оформите их на карточках, нарисуйте героев колыбельных песен.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

это... Русская народная колыбельная песня

Для многих людей колыбельная - это песня из детства, которая пробуждает теплые воспоминания. Их поют в основном мамы или бабушки. Когда за окном наступает темнота, за стенкой слышно монотонное звучание часов, когда остальные члены семьи вполголоса разговаривают на кухне, тогда остается с малышом самая дорогая в мире женщина. Она нежно и ласково убаюкивает ребеночка, тихо напевая при этом простые мелодии. Умиротворяющее пение запоминается на всю жизнь. Почему же колыбельная - это неотъемлемая часть в воспитании малыша? Почему эти песни так важны не только для деток, но и их родителей?

В чем особенность и секрет колыбельных?

колыбельная это

Научные, педагогические и медицинские исследователи неоднократно доказывают, что в колыбельных песнях заложена огромная сила. Текст, который лежит в их основе, передает традиции из поколения в поколение, пробуждая тем самым генетическую память. Здесь имеются ввиду аутентичные народные традиционные тексты. Они практически закладывают первое представление об окружающем мире, передают традиции родного края и семьи. Хорошие авторские колыбельные для малышей - это настоящий кладезь, представляющий собой целый пласт культуры. Он включает в себя и тексты, и музыку, что помогает разностороннему развитию (речевому, интеллектуальному, духовному).

Когда начинать петь?

колыбельная баю бай

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным, когда вырастет, то нужно петь ему колыбельные. Ученые после ряда экспериментов доказали, что те, кто засыпал под такие песни, многого добивались в жизни. Психически эти люди также были наиболее устойчивыми. Колыбельная - это передача нежности, заботы и любви. Тихий материнский напев дает малышу незаменимое ощущение уверенности, надежности и защиты. Начинать их петь следует еще в период беременности. Вы сможете чувствовать реакцию малыша с той поры, когда начнутся первые шевеления. Родившемуся на свет ребенку будут уже знакомы мелодии, спетые в процессе беременности, и он будет быстрее успокаиваться. Затем можно вносить изменения. Немалое значение для психики детей имеет смысл, заложенный в тексте колыбельных. Он влияет на подсознание. Поэтому колыбельная - это один из источников познания мира. Однако не стоит перегружать ребенка сложным текстом. Вполне достаточно избирать бытовые или сказочные сюжеты.

Влияние колыбельных на отношения мамы с новорожденным

колыбельные для малышей

Петь на ночь ребенку очень важно и самой маме. В процессе пения у нее снимаются послеродовые стрессы, улучшается настроение, устанавливается мощная эмоциональная связь. Бывали такие случаи, когда мамы хотели оставить свое чадо в роддоме. Однако после того, как им давали возможность приложить ребенка к груди и предлагали спеть колыбельные для малышей, у них пропадали такие мысли. Так как в эти моменты пробуждалось материнское чувство.

Перед исполнением песни очень важно настроиться самой маме. Не нужно думать во время пения о каких-то неудачах и различного рода трудностях. Нужно забыть о всяких тревогах и переживаниях. Необходимо перестроиться на спокойный ритм, постараться освободить голову от любых неприятных мыслей. Когда мама поет на ровном дыхании, то начинает гармонично себя ощущать. Только в таком состоянии она может передать сыну или дочке покой и защиту.

Как нужно петь?

русские колыбельные

Колыбельная - это удивительная песня. Ее можно не только спокойно спеть, но и прошептать (если кто-то стесняется своего вокала). Многие родители ошибочно думают, что если им "медведь на ухо наступил", то петь не нужно вовсе. Это неправильно. Ребенок не является членом приемной комиссии в музыкальную академию. Поэтому можно плавно и протяжно шептать на выдохе. Ведь вокальные данные здесь не столь важны. Самое главное - это передать ребенку чувства, заложенные в словах и ритме. Это своеобразная молитва, поэтому нежелательно заменять ее записью. Использовать профессиональные мелодии, безусловно, можно. Они, в свою очередь, помогают расширять репертуар, обогащают ориентиры на слова и музыку. Но они не должны полностью вытеснять голос.

Как раньше сочинялись колыбельные?

В народной традиции они сочинялись в семьях мамами, бабушками либо другими домочадцами. Все, что окружает ребенка (быт, уклад и проч.), вмещает в себя колыбельная.

  • "Баю бай (2 раза), Миша (или любое другое имя), глазки закрывай".

Или, например, такая:

  • "Баю колыбаю, отец пошел за водою, мать ушла цыплят кормить, сестра пошла кота дразнить, дедушка - дрова рубить, а бабушка - щи варить..."

Раньше в традициях любой семьи все было предельно ясно и просто. У каждого были свои определенные обязанности. Поэтому не возникало споров относительно того, кому рубить дрова, косить сено или месить тесто. Мужественно воспитывать мальчиков также раньше помогала колыбельная. Слова содержали материнское благословение и напутствие в жизни. Так, например:

  • С виду будешь богатырь ты, А казак душой.Провожать тебя я выйду - Ты махнешь рукой...Сам узнаешь, будет время,Бранное житье;Смело вденешь ногу в стремяИ возьмешь ружье.Я седельце боевоеШелком разошью...Спи, дитя мое родное,Баюшки-баю.

    (М. Лермонтов)

Старинные русские колыбельные

что такое колыбельная

Невозможно даже представить, что ребенок уснет под энергичное и громкое пение. Колыбельная может звучать только мягко, нежно и ласково. Часто используются в ней уменьшительно-ласкательные слова. Такие как: котенька, гуленьки, люленьки, баюшки и т. д. Соответствующие мелодические и ритмические рисунки вместе с такими словами убаюкивают и укачивают. Раньше не было такого многообразия детских кроваток и колясок. Была деревянная люлька, внешне напоминающая корыто, или плетеная, наподобие большой корзины. Привязывалась она к гибкой жерди (которая была дополнена веревкой с петлей) у потолка. Мама, няня, сестра или кто-то другой засовывали ногу в петлю и качали колыбель, напевая при этом. Существовало поверье, что в новую люльку (ее еще называли зыбкой) сначала надо посадить кота. Люди верили, что они отгоняют злых духов и всякую нечистую силу, а также дружат с домовым. Именно поэтому очень часто встречаются русские колыбельные, в которых главным героем является котик.

Котя - главный персонаж колыбельных

колыбельная слова

  • Котя, рыженький бочок,Самый миленький коток,Приди, котя, ночевать,Нашего Сашеньку качать.А я тебе, коту,Очень щедро заплачу,Дам кусочек пирогаИ стаканчик молока.
  • Баю-баюшки, баю,Сидит котик на краю,Лижет свою мордочку,Тешит мою деточку.

гули и котя

  • Баю-баюшки, баю.Спать укладываю,И наказываю:Киса, кашки свари,Потом Мишу покорми,Киса, кашу поешь,Потом Мишеньку утешь.

А вот еще одна колыбельная.

  • Баю-бай, баю-бай,Котя, Дашу не размай,Если Дашеньку размаешь,То и спать укладешь.

Что дают колыбельные малышам?

Такие песни помогают быстрому убаюкиванию, мягкому и спокойному погружению в сон. Благодаря им ребенок лучше и быстрее овладевает речью. А это, соответственно, способствует развитию мышления. Тексты и мелодии колыбельных содержат скрытые инструкции, которые непосредственно связаны с психологией. Их уникальность заключается в том, что они обучают совершенно незаметно, на уровне подсознания. Слушая колыбельные, ребенок получает четкую картину окружающего мира, роли в жизни человека.

Итак, что такое колыбельная? Это удивительное средство, которое поможет вашему маленькому сокровищу расти уравновешенным, спокойным и успешным человеком. Никакие аудиозаписи не смогут заменить голос мамы. Не следует переживать за качество пения. Важно, чтобы песня шла от души, была ласковой и нежной.

fb.ru

Русские народные колыбельные песни влияют на развитие малышей. Видео

Кто из нас не знает хотя бы одну или две русские народные колыбельные песни для детей? Мы слышали их, когда сами были малышами. Мы напевали их своим куклам и медвежатам, укладывая их спать. Мы изучали их в школе, как часть русского народного фольклора.

Баю-баюшки-баю… - эту строчку может спеть любой из нас, настолько прочно вошли её слова и мелодия в нашу память.

Народные колыбельные для малышей не только составляют огромный пласт русской культуры, но и играют большую роль в гармоничном развитии ребёнка. Эмоциональная, умственная, физическая и психическая сфера – все они, в разной степени, подвержены положительному воздействию колыбельных. Почему это так? Мы нашли 5 объяснений этого феномена.

1. Колыбельные успокаивают

Колыбельные песни – это лучшее успокоительно средство для детей любого возраста. Их мелодика, простые слова и повторение образов благотворно влияют на нервную систему, успокаивают сердечный ритм, снимают мышечное напряжение.

 

русские народные колыбельные

2. Колыбельные формируют теплую и душевную атмосферу

Пение колыбельных способствует формированию тёплой внутрисемейной атмосферы. Они помогают справиться с эмоциональной нестабильностью матери после родов, наладить связь между новорождённым и остальными членами семьи. Именно поэтому очень важно, чтобы колыбельные песни исполняла не только мама, но и другие близкие малышу люди, в том числе старшие братья и сёстры. В качестве подспорья вы можете использовать сборник колыбельных песен для малышей Наталии Фаустовой.

3. Колыбельные развивают речь

Русские народные колыбельные песни для малышей обычно состоят из простых и понятных образов, которые идут короткими предложениями и повторяются несколько раз в подряд. Такая структура положительно влияет на речевые центра головного мозга и память, способствуя их развитию, и помогает составить первый словарный запас.

Если колыбельные исполняют близкие для ребёнка люди, то их воздействие усиливается. Кроме того, именно звук человеческого голоса является наиболее эффективным способом донесения информации о родном языке в возрасте до года. Подробнее о развитие речи при помощи колыбельных читайте в статье Как развить речь у ребёнка?

4. Колыбельные развивают музыкальные способности

Пение и прослушивание колыбельных песен служит первичным развитием музыкального слуха у детей, что оказывает положительное воздействие на речь, логическое мышление и даже координацию движений. Музыка также вызывает эмоциональный отклик, на фоне которого любое усваивание информации идёт гораздо быстрее и эффективнее.

Русские колыбельные песни для малышей имеют простую и зачастую цикличную мелодию, которая особенно хорошо влияет на детей грудного возраста. Особенно замечательно колыбельные способствуют музыкальному развитию детей раннего возраста.

5. Колыбельные формируют картину мира

Для новорождённого ребёнка окружающий мир кажется большим, страшным и непонятным. Русские народные колыбельные песни для малышей помогают дать базовые сведения о том, что находится за пределами колыбели. Они вводят ребёнка в мир, формируют базовое мировоззрение и дают чувство принадлежности к роду. Роль фольклора и, в частности, колыбельных очень важна для создания логичной и традиционной для нашего общества детской картины мира.

Мы сайте "Колыбельные для всей семьи" собрана большая библиотека русских народных колыбельных песен в видео формате, а также тексты традиционных русских колыбельных.

Пойте колыбельные - это не только приятно, но и полезно!

dreamsong.ru

Народные колыбельные песни

http://img.zzweb.ru/img/755703/lullaby.jpgМладенец в возрасте до сорока дней воспринимался в народной культуре как существо, сохраняющее связь с потусторонним миром, откуда он явился и куда мог возвратиться в любой момент, тем более, что в русской деревне смерть представляла собой реальную угрозу для каждого новорожденного. Главной целью матери (или того, кто ухаживал за ребенком) было удержание его на земле.

До сорокового дня новорожденного называли «сырым», «парным», «новинкой». Поначалу сам для себя ребенок не существует: «Как родился сей раб младенец, не знает себе ни имени, ни вотчины, ни отца ни матери, ни роду, ни племени, и ни страсти и ни боязни, не имеет в себе ни ума, ни разума… " (из севернорусского заговора на ловлю белок. Русские дети. Основы народной педагогики. С.221)

Свое существование человечек начинает осознавать через окружающих его людей, через их прикосновения, действия и слова.

Самым эффективным способом „закрепить“ ребенка в мире людей считалось указание новорожденному его собственного места в этом мире — наречение ему имени, озвучивание имен родителей. В задачу воспитателей входило также помочь ребенку построить модель мироздания и дать ребенку важнейшие пространственные и смысловые ориентиры.

Для народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он этот мир практически будет осваивать сам. Построение картины мира ребенка начиналось сразу после появления младенца на свет через обращенный к нему материнской фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки…

Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни. Описывать колыбельные песни довольно сложно, так как исполнение зависит от ситуации убаюкивания: долго ли засыпает малыш, устала ли мама (бабушка, нянька), какие события случились днем…

Большинство колыбельных публикуется в виде небольших сюжетно завершенных текстов, но в реальной жизни, колыбельные могут составлять около полусотни и более строк, где один сюжет плавно перетекает в другой, сливается с третьим. Кроме того, исполнитель всегда импровизирует, например, за счет созвучности слов — могут прилететь журавли, а могут и воробьи. Иногда текст колыбельной переходит в припеваемые наборы звуков, сохраняющих мелодию (Бай-бай, баю-бай. Люлю-люлю-люлю. Ту-ту-ту-туру-руру) или перерасти в бытовой диалог:

— Я вам денюжку принес, За квартиру за февраль. -Вот спасибо, хорошо, Положите на комод…» (фильм «Операция «Ы»)

Некоторые сюжеты колыбельных песен:

1) Символическое представление основных пространственных координат мира, куда пришел ребенок после появления на свет. Упорядочивание пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных часто и преувеличенно положительно описывается колыбель — первое собственное место ребенка, его исходное личностное пространство.

Висит колыбель На высоком на крюку. Крюк золотой, Ремни бархатные, Колечки витые, Крюки золотые.

У котика, у кота Колыбель хороша, У моего Сашеньки Лучше его. У кота, кота Перинушка мягка, У моего Сашеньки Мягче его. У кота, у кота Подушечка бела, У моего Сашеньки Соболиное лежит.

Как у Вани колыбель Во высоком терему, Шитом, браном пологу, Кольца-пробойца серебряные…

Ребенок здесь подобен божеству, окруженному ценными дарами.

Ой, ляльки-ляльки-ляльки, В изголовье крендельки, В ручках яблочки, В ножках прянички, По бокам конфеточки, Винограду веточки.

О качи, качи, качи Под подушкой калачи, В ручках прянички, В щечках яблочки, О лю-лю, лю-лю, лю-лю.

В колыбельных этого типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места. Слова колыбельной песни еще раз укрепляют ребенка в мысли, что он — самый желанный, мама — самая лучшая, дом — самый родной, формируют то, что ученые называют «базовым доверием к жизни». В противопоставление теплого защищенного пространства дома-колыбели, внешний мир описывается как опасное место для маленького человечка — темный лес, речка, луг, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок — «край».

Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок, И положит под кусток.

Не ходи туда на край! На краю собаки злые, Там старухи пожилые.

2) Во многих колыбельных перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей.

Вырастешь большой, Будешь хороший да баской, Будешь в людушки ходить, Будешь денежки носить, Станешь работку работать, Станешь пашенку пахать.

Баю-баю, Живет мужик на краю, Он не беден, не богат, Полна горница ребят, Все по лавочкам сидят, Кашу маслену едят. Каша масленая, Ложка крашеная.

Здесь ему задается структура социального пространства, в котором он найдет себе место, перечисляются члены семьи, нравственные категории взаимоотношений с младшими, старшими, святыми покровителями. Закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка, а также ее границы, конечность.

Отец пошел за рыбою, Дедушка дрова рубить, Матушка уху варить.

Одна бабка далеко, Друга зарыта глубоко.

Байки, побайки, Куплю матери китайки, Отцу кумачу, Братцу бархатцу, Сестре ленточку, Дедку сапоги, Бабке коты, Да ей к обедне ходить.

Причем в колыбельных песнях изображается и утверждается благополучная судьба.

Баюшки-баю! Спи по ночам, Расти по часам! Вырастешь велик, Будешь в золоте ходить, Нянюшкам, мамушкам Обновки дарить, Красным девушкам — По ленточке. Нянюшки, мамушки, Качайте дитя!

С Угомоновною, С красной девицею, И ты спи по ночам, Ты расти по часам. А как вырастешь велик, Стану в золоте водить, Станешь серебро носить, А нянюшкам, мамушкам Обносочки дарить, А сенным девушкам — Новые пошить, Моему Ванюшке носить.

3) Мотив изгнания вредителя, мешающего ребенку спать (Бука, Бабай, собака, волк, корова…)

Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Моего Ваню не пугай! Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню. Поди, бука, куда хошь, Моего Ваню не тревожь.

Баю-баю, баю-бай Ты собачка не лай, Белолоба не скули, Нашу Любу не буди.

Баю-баю Петушок -золотой гребешок. Что ты рано встаешь, Голосисто поешь Маше спать не даешь?

Люли-люли, ай-люли Прилетели журавли. Журавли-то из болота И садились на ворота. А воротички скрипят, Спать Ванюше не велят. Вы ворота не скрипите — Вы Ванюшу не будите.

4) Мотив призвания того, кто может защитить, успокоить ребенка (Богородица, Никола, ангелы, Сон дрема, голуби…)

Баюшки-баю! Сохрани тебя И помилуй тебя Ангел твой, — Сохранитель твой, От всякого глазу, От всякого благу, От всех скорбей, От всех напастей.

Уж ты котинька-коток, Котик — серенький хвосток, Приди, котик, ночевать, Мое дитятко качать. Я тебе то, коту, Я тебе, воркоту, За работу уплачу: Бел платочек повяжу, Наряжу тебя в сапожки, Носки лаковые, Будешь, котик, Ты плясать, Колю будешь забавлять.

Котя-котенька коток, Котя-серенький хвосток, Приходи к нам ночевать, Нашу Светочку качать. Уж как я тебе коту за работу заплачу — Дам кусок пирога, да кувшин молока, Да каши горшок, сладких яблочек мешок. Уж ты котик поскучай, Нашу детку покачай.

Бай да лю-лю, Володю спать укладу. Кошки, котята По очепу бежат, Володе сна тащат. Сон да дрема — Володе в глаза! Сон ходит по сеням, Дрема ходит по новым. Сон говорит, Володе спать велит. Сон в сапогах, Дрема в катанках. Сон говорит: «Володю укладу». Дрема говорит: «Ему спать велю».

Бай-бай-бай! Ну баю-баю-баю! Баю Ванюшку моего! Уж ты, Ванюшка, спи, Угомон тебя возьми.

Люли-люли, ай-люли Прилетели голуби. Сели гули на кровать, Стали Машеньку качать.

5) Мотив кормления-угощения

Все по лавочкам сидят, Кашку масляну едят. Ложка гнется, нос трясется, Сердце радуется.

Люли-люли-люлюшки, Прилетели гулюшки Стали гули ворковать: Чем нам Машеньку питать? — Чайком, молочком. Молочком и с сахарком. Залетели в уголок, Зажигали огонек. Стали кашу варить, Стали Машеньку кормить.

Дитя любит рожок, А пестунъя — пирожок. Пирога-то нету, Дам тебе конфету.

6) Тема смерти. По мнению ученых, такие колыбельные, вопряки своему прямому содержанию, являются защитой от смерти.

Умирать не торопись. Поторопишься, умрешь, Много слез наделаешь…

Свезем к Троицы, к Миколы Под большие колоколы, Под тоненьки дощечки, Под белы саванки. Да под елочки, Да под березочки.

Закрой, Люсенька, глаза, Мы кладем под образа Трои суточек пропустим, Во сыру землю опустим. Мы зароем песком, Да завопим голоском. Сделаем поминки, Наварим пиво в кринке. Мамка у печки Блинков напечет.

7) Мотив сна и укачивания.

Спи-ко, Маша-солнышко, Спи-ко, житно зернышко. Спи, моя родная, Рыбка золотая. Ты, сугрева теплая, Расти, замена легкая, Уж ты легонький посол, Куда пошлешь, туда пошел. Свечушка, усни, Моя светлая, поспи.

Ой лю-лю, мое дитятко, Спи-тка усни, дитя материно, Все ласточки спят, И касатки спят, Куницы спят, И лисицы спят. Нашему Ванюшке Спать велят. Для чего, зачем Ванюше не спать? Ласточки спят Все по гнездышкам, Касаточки спят Все по кусточкам, Лисицы спят Все по подкусточкам, Куницы спят Все по норочкам, Соколы спят, Все по гнездышкам, Соболи спят Где им вздумалось, Маленькие детки В колыбельках спят. Спи-тко, Ванюша, Спи-тко, дитятко родное!

8) Мотив наказания ребенка за то, что тот долго не засыпает. Угроза наказания зачастую направлена не самому ребенку, а какому-нибудь постороннему лицу, например «котику», что дает возможность матери выплеснуть негативные эмоции, не нанося вреда младенцу.

Как у котика-кота Была мачеха люта Она била кота, колотила кота.

Колотушек надаю Колотушек двадцать пять Будет дитя крепко спать.

Исследователи отмечают, что пение и состояние укачивания гармонизируют состояние не только ребенка, но и матери.

21.10.2011

dom-teremok.narod.ru

snotvornoe.ru