Ли Хуэй: Китай взял курс на углубление отношений с Россией. Китай и россия


Межгосударственные отношения России и Китая

Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях.

КНР и СССР установили дипломатические отношения 2 октября 1949 года. Советский Союз стал первым иностранным государством, которое объявило о признании КНР.

После распада СССР правительство КНР 24 декабря 1991 года признало Российскую Федерацию в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза.

Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года.

Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие. Ведется интенсивный политический диалог. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин ежегодно встречаются не менее пяти раз в год.

В мае 2015 года председатель КНР Си Цзиньпин совершил визит в Россию. 8 мая на встрече председателя КНР с российским лидером Владимиром Путиным был подписан ряд важных двусторонних документов. Лидер КНР также принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне и встретился с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

8-10 июля 2015 года лидер КНР Си Цзиньпин принял участие в саммитах БРИКС и ШОС в Уфе. В рамках двусторонней встречи лидеры двух стран обменялись мнениями по приоритетным вопросам двусторонних отношений, взаимодействию в рамках БРИКС и ШОС, актуальным международным темам.

2-3 сентября 2015 года Владимир Путин посетил Пекин, где принял участие в торжественных мероприятиях по случаю празднования 70-й годовщины Победы Китая в войне сопротивления Японии и окончания Второй мировой войны.

В ноябре 2015 года лидеры Росси и Китая встречались дважды: 15 ноября "на полях" саммита "Группы двадцати" в Анталье (Турция) и 30 ноября после пленарного заседания конференции ООН по вопросам изменения климата в Париже.

23 июня 2016 года президент России Владимир Путин и лидер КНР Си Цзиньпин провели встречу "на полях" саммита Шанхайской организации сотрудничества.

24-25 июня 2016 года президент России Владимир Путин посетил Китай с официальным визитом. Приоритетное внимание в ходе переговоров с главой КНР Си Цзиньпином было уделено вопросам укрепления сотрудничества в экономической сфере, прежде всего энергетике. По итогам переговоров стороны подписали большой пакет соглашений, которые затронули самые разные аспекты сотрудничества: от космоса и энергетики до туризма и поставок зерна в Китай. Кроме того, в рамках визита глава Российского государства встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Чжан Дэцзяном и премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном.

С 1996 года действует механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая. 17 декабря 2015 года в рамках официального визита премьер-министра Дмитрия Медведева в Китай состоялась 20-я регулярная встреча глав правительств двух стран.

Действует межпарламентская комиссия по сотрудничеству Совета Федерации и Государственной Думы с Всекитайским собранием народных представителей. На регулярной основе осуществляется обмен делегациями по линии профильных парламентских комитетов и комиссий, а также депутатских групп российско-китайской дружбы.

Проводятся консультации по стратегической безопасности между секретарем Совета Безопасности России Николаем Патрушевым и членом Госсовета КНР Ян Цзечи. Очередной раунд состоялся в мае 2015 года.

Ежегодно проходят визиты глав внешнеполитических ведомств двух стран, они также на регулярной основе встречаются "на полях" международных мероприятий, в частности по линии ООН, "Группы двадцати", АТЭС, БРИКС, ШОС. Между МИДами двух стран действует система плановых консультаций на уровне заместителей министров и директоров департаментов.

Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам, включая ситуацию на Украине, на Корейском полуострове, Ближнем Востоке и в Северной Африке совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах. Позиция России по тайваньскому вопросу зафиксирована в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года и состоит в том, что существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань.

Важнейшей составляющей двусторонних отношений является торгово-экономическое взаимодействие между Россией и Китаем. Китай с 2010 года является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации.

Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая по итогам 2015 года заняла 16-ю позицию.

Главами двух государств поставлена задача по увеличению к 2020 году объема двустороннего товарооборота до 200 миллиардов долларов, а объема китайских прямых инвестиций в экономику России — до 12 миллиардов долларов.

Согласно данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот России с Китаем в 2015 году составил 68 065,15 миллиона долларов, в том числе экспорт России в КНР — 33 263,76 миллиона долларов, импорт из КНР — 34 801,39 миллиона долларов.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Китая по итогам 2015 года составил 63 552,2 миллиона долларов, в том числе российский экспорт 28 606,4 миллиона долларов и импорт 34 945,8 миллиона долларов.

За первые шесть месяцев 2016 года внешнеторговый оборот России и Китая составил 28 292,1 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 13 035,7 миллиона долларов и импорт — 15 256,3 миллиона долларов.

Основные товарные группы российского экспорта в КНР — минеральное топливо, нефть, нефтепродукты; древесина и изделия из нее; цветные металлы; рыба, моллюски, ракообразные; химические товары; руды, шлаки, зола; бумажная масса, целлюлоза; удобрения; машины и оборудование; драгоценные и полудрагоценные камни.

Импорт России из Китая представлен следующими группами товаров: машины и оборудование; химические товары; изделия из черных металлов, одежда текстильная и трикотажная, обувь, изделия из кожи; мебель, матрацы, осветительные приборы и др.

Одним из приоритетов развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества является активизация инвестиционного взаимодействия. При этом инвестиционные вложения Китая в российскую экономику почти в 10 раз превосходят инвестиции России в Китай. Согласно данным Минкоммерции КНР, на конец 2015 года объем накопленных прямых российских инвестиций в Китае составил 946,9 миллиона долларов, а объем накопленных прямых китайских инвестиций в России — 8 940,0 миллиона долларов.

Компании двух стран совместно реализуют целый ряд крупномасштабных проектов в сфере топливной и ядерной энергетики, гражданского авиастроения, ракетного двигателестроения, спутниковых навигационных систем, сооружения объектов инфраструктуры и др.

Значительный вклад в продвижение дружественных отношений и укрепление общественной базы российско-китайского партнерства вносят масштабные двусторонние проекты сотрудничества. Большой успех имели национальные Годы России в Китае и Китая в России (2006-2007), Годы русского и китайского языков (2009-2010), Годы туризма (2012-2013). В 2014-2015 годах в обеих странах прошли Годы дружественных молодежных обменов. В 2016 году в России и Китае проходит перекрестный Год обменов между китайскими и российскими СМИ.

Осуществляется сотрудничество в области туризма. По итогам 2015 года Россию посетили 1,36 миллиона туристов из КНР, что на 64% превысило показатель 2014 года. В 2016 году эксперты ожидают рост китайского турпотока в Россию до 30%.

Китай с туристическими целями в 2015 году посетили свыше 1,28 миллиона россиян.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Россия и Китай: три главные тенденции в развитии отношений

13:2027.06.2016

(обновлено: 13:21 27.06.2016)

273470

Агентство "Синьхуа"

Официальный визит президента РФ В. Путина в Китайскую Народную РеспубликуКитайские СМИ оценили "молниеносный" визит Путина в странуВ минувшую субботу президент России Владимир Путин нанес государственный визит в Китай, где в очередной раз провел встречу на высшем уровне с председателем КНР Си Цзиньпином. Отметим, что всего три дня назад оба лидера виделись в Ташкенте на полях саммита ШОС.

Руководители двух стран обменялись мнениями по широкому кругу тем: от двусторонних отношений до международных и региональных актуальных вопросов, подписали ряд важных документов о сотрудничестве. Нынешний визит говорит о трех трендах в развитии межгосударственных отношений.

Твердое стремление к установлению более справедливого и рационального миропорядка

Особое внимание к себе приковывают три документа, которые были опубликованы во время визита Владимира Путина в Китай. Это совместное заявление об укреплении глобальной стратегической стабильности, совместное заявление о взаимодействии в области развития информационного пространства и декларация о повышении роли международного права.

Единые и согласованные действия Китая и России по ряду актуальных вопросов свидетельствуют о том, что обе страны становятся ключевым фактором и конструктивной силой в содействии глобальному миру и стабильности.

"Как Китай, так и Россия выступают за демократизацию и мультиполяризацию международных отношений, будучи постоянными членами СБ ООН, поддерживают защиту основных целей, принципов Устава ООН и ключевых норм международных отношений. Две страны разделяют общую позицию и интересы по ряду международных и региональных вопросов", — отмечает Ли Юнхуэй, научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии при Академии общественных наук Китая.

По ее мнению, в условиях сложной и изменчивой международной обстановки и волнений в региональной ситуации укрепление Китаем и Россией стратегического взаимодействия и согласованности в международных и региональных вопросах благоприятствует защите авторитета и целостности международного права. Оно может внести важный вклад в обеспечение мира и стабильности в глобальном и региональном масштабе, а также в создание более справедливого и рационального миропорядка.

Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи в Ташкенте. 23 июня 2016Визит Путина в Китай: продолжение разворота на ВостокНапомним, президент России несколько дней назад в эксклюзивном интервью гендиректору агентства "Синьхуа" Цай Минчжао уже подтвердил: "наши /России и Китая/ взгляды на международные дела очень близки, либо совпадают".

"Есть в мире страны, которые сами не соблюдают международное право, но на каждом шагу обвиняют другие государства в нарушении международного права, применяют двойные стандарты в борьбе с терроризмом и в других вопросах. На фоне трансформации международного политического и экономического порядка Китай и Россия активизируют координацию действий в сфере международного права по сути для того, чтобы говорить в один голос, продвигая развитие международного порядка в более справедливом и рациональном направлении", — говорит Жуань Цзунцзэ, заместитель директора Китайского института международных исследований.

Углубление политического взаимодоверия и стратегического взаимодействия

Во время встречи с Владимиром Путиным председатель Постоянного комитета ВСНП Чжан Дэцзян обратил внимание на то, что это уже 15-й визит Путина в Китай. За последние три года председатель Си Цзиньпин пять раз посещал Россию. С 2013 года Си Цзиньпин и Владимир Путин провели около полутора десятков встреч как во время визитов, так и на международных форумах. Такая частота обменов между лидерами держав — редкость в международной практике.

Официальный визит президента РФ В. Путина в Китайскую Народную РеспубликуДело о китайских миллиардах, или Об итогах визита президента в КитайВ этом году отмечается 15-летие подписания китайско-российского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве и 20-летие установления отношений стратегического взаимодействия и партнерства между двумя странами. В ходе переговоров главы двух государств единодушно согласились прилагать неустанные усилия по углублению всесторонних отношений стратегического взаимодействия и партнерства.

"В самом факте тесных обменов визитами на высшем уровне воплощается развитие китайско-российских отношений на высоком уровне. Столь интенсивные обмены также предоставляют возможность для подробного обсуждения сторонами политической позиции и двустороннего сотрудничества", — отметил Жуань Цзунцзэ.

"Обмены на высшем уровне играют стратегическую и направляющую роль. Нынешний визит Владимира Путина состоялся в знаковый исторический момент, и имеет особое значение, он направит двусторонние отношения в русло углубленного политического взаимодоверия и стратегического взаимодействия", — отметила Ли Юнхуэй.

"Ход развития межгосударственных отношений за эти годы говорит о том, что Китай и Россия обладают зрелой и проверенной моделью практического сотрудничества", — считает Ши Цзэ, директор Центра международных исследований энергетической стратегии при Китайском институте международных исследований.

Готовность к более качественному всестороннему сотрудничеству

Во время визита российского президента в Китай стороны подписали более 30 документов о сотрудничестве, охватывающих многочисленные области: торговли и экономики, инфраструктуры, технологических инноваций, сельского хозяйства, финансов, энергетики, СМИ, Интернета, спорта и т.д.

Официальный визит президента РФ В. Путина в Китайскую Народную РеспубликуГлава КНР: Китаю и России нужно укрепить политическое взаимодействиейВ интервью "Синьхуа" Владимир Путин четко указал, что сокращение товарооборота между Россией и Китаем — временное явление. "Нам удается делать существенные шаги в облагораживании структуры нашего торгового оборота… В этой связи важнейшим направлением является, конечно, диверсификация наших связей, придание ей более благородного характера", — подтвердил он.

Признав, что по сравнению с уровнем политических контактов торгово-экономическое сотрудничество представляет собой слабый момент в двусторонних отношениях, Ли Юнхуэй заявила, что обе страны должны всеми силами улучшать структуру двусторонней торговли и расширять сферы сотрудничества. По ее мнению, стороны должны надлежащим образом реализовывать крупные проекты, например, проект высокоскоростной железной дороги "Москва-Казань", который послужит примером и образцом двустороннего взаимодействия.

"На востоке — АТР, на западе — Европа, а обширная центральная часть Евразии развита сравнительно слабо", — отметил Ши Цзэ, высказывая мнение о том, что стыковка национальных стратегий развития Китая и России, а также сопряжение строительства "Пояса и пути" и Евразийского экономического союза нацелены именно на стимулирование развития центральной части Евразии.

Официальный визит президента РФ В. Путина в Китайскую Народную РеспубликуПутин объяснил частые встречи с лидером Китая запросом на укрепление связейПо его мнению, обе "состыковки" позволят в полной мере раскрыть огромный потенциал экономической взаимодополняемости Китая и России, не просто будут содействовать экономическому развитию западных районов Китая и российского Дальнего Востока, но и позитивно отразятся на экономическом подъеме России и трансформации китайской экономики.

ria.ru

Ли Хуэй: Китай взял курс на углубление отношений с Россией

Об особом месте отношений с Россией, своем видении путей решения проблемы Корейского полуострова, а также о перспективах и векторах сотрудничества стран ШОС в интервью МИА "Россия сегодня" рассказал посол Китая в России Ли Хуэй.

— Господин посол, в 2017 году российско-китайские отношения по-прежнему находятся на высоком уровне. На ваш взгляд, какие события уходящего года стали наиболее значимыми для российско-китайских отношений?

— В 2017 году китайско-российские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства продолжили развиваться на высоком уровне, а деловое сотрудничество двух стран достигло значительных результатов. Межгосударственные механизмы взаимодействия непрерывно укреплялись во всех областях сотрудничества, фундамент развития двусторонних межгосударственных отношений стал еще глубже, крепче и мощнее.

Во-первых, 19-й Всекитайский съезд КПК, который проходил в этом году в Пекине с 18 по 24 октября, определил курс на углубление китайско-российских отношений. Генеральный секретарь Си Цзиньпин выступил с важным докладом "Решающая победа в полном построении среднезажиточного общества и завоевания великой победы социализма с китайской спецификой в новую эпоху", подвел итоги новых успехов дипломатии государства с китайской спецификой за последнюю пятилетку, определил в качестве миссии дипломатии государства с китайской спецификой стимулирование создания новой модели международных отношений на принципах взаимоуважения, справедливости и взаимовыгодного сотрудничества, а также строительства человеческого сообщества с единой судьбой.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян во время 21-й регулярной встречи глав правительств России и Китая в Санкт-Петербурге. 7 ноября 2016Межгосударственные отношения России и КитаяКитайско-российские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства занимают особое место в дипломатии государства с китайской спецификой. Эти отношения — важное воплощение идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху. Я верю, что под стратегическим руководством глав двух государств, под знаменем идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху китайско-российские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства сделают еще один шаг к тому, чтобы стать еще более прочными, стабильными и уверенными.

Во-вторых, контакты на высшем уровне — двигатель развития китайско-российских отношений. В 2017 году главы Китая и Россия сохранили высокую частоту встреч — пять раз. В частности, в мае 2017 года президент Путин совершил визит в Китай для участия в Форуме высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках "Одного пояса и одного пути", дав высокую оценку инициативе. Главы двух государств вновь подчеркнули важность и необходимость сопряжения инициативы "Один пояс и один путь" со строительством Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Планы, замыслы и взаимодействия сторон по сотрудничеству в рамках "Одного пояса и одного пути" привлекли пристальное внимание всего мирового сообщества. В июле 2017 года председатель Си Цзиньпин совершил успешный визит в Россию, главы двух государств подписали совместное заявление "О дальнейшем укреплении отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства между Китаем и Россией", утвердили новый план действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией, разработали всесторонний план по развитию китайско-российских отношений. Лидеры Китая и России также провели неформальные встречи во время саммита G20 в Гамбурге, на саммите БРИКС в Сямэне, а также на 25-м саммите АТЭС во вьетнамском Дананге, что углубило консенсус по многим важным вопросам в рамках отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства.

Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин на саммите АТЭС. 10 ноября 2017

В-третьих, контакты между народами двух стран как фундамент стимулирования развития китайско-российских отношений. В 2017 году исполнилось 20 лет Китайско-российскому комитету дружбы, мира и развития и 60 лет Обществу российско-китайской дружбы, также в этом году завершился Год обменов между СМИ РФ и КНР. Обе стороны установили и провели целый ряд разнообразных мероприятий, постепенно улучшая взаимопонимание и дружбу между народами двух стран, укрепляя межобщественную основу развития китайско-российских отношений. Главы обеих стран уделяют пристальное внимание связям между народами, в ходе визита в Россию в июле этого года председатель Си Цзиньпин вместе с президентом Путиным встретились с представителями Китайско-российского комитета дружбы, мира и развития, представителями СМИ и предпринимательских кругов, подтвердив важнейшее значение связей между народами в осуществлении здорового, стабильного и успешного развития китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства и незаменимую роль межобщественной основы в укреплении китайско-российской дружбы. Сегодня мы с радостью отмечаем, что тонкий ручей взаимопонимания и симпатии между народами Китая и России уже превратился в полноводную реку китайско-российской дружбы, передающейся из поколения в поколение.

Флаги России и Китая. Архивное фотоПосол России рассказал о мотивах соглашений Москвы и Пекина

Подводя итоги, в 2017 году Китай и Россия постепенно углубляли взаимодоверие на высоком уровне, расширяли масштабы торгово-экономического сотрудничества, улучшали финансовое сотрудничество, реализовывали культурное сотрудничество. Можно сказать, что сотрудничество получило широкое содержание и ощутимые результаты. Я убежден, что совместными усилиями двух стран в 2018 году китайско-российские отношения добьются еще больших успехов и получат новое развитие.

— Одним из главных вызовов для мирового порядка и стабильности является северокорейский кризис. Как вы считаете, сохранят ли России и Китай общие подходы к решению этой проблемы?

— Ядерная проблема Корейского полуострова — это вызов, с которым Китай и Россия столкнулись вместе. С точки зрения разрешения ядерной проблемы Корейского полуострова вклад Китая очевиден, Китай играет в нем незаменимую роль. Цель Китая в разрешении кризиса ясна и соотносится с общей целью всех заинтересованных сторон, она заключается в твердом отстаивании денуклеаризации полуострова, защите мира и стабильности, разрешении проблемы исключительно дипломатическим и мирным путем.

Трансляция новостей в Сеуле о новом ракетном пуске КНДР. 29 ноября 2017

Во время визита председателя Си Цзиньпина в Россию в июле этого года министры иностранных дел двух стран на встрече в Москве подписали совместное заявление по проблеме Корейского полуострова. Обе стороны на основе китайской инициативы двойного замораживания — приостановки ядерных испытаний со стороны КНДР и крупномасштабных военных учений со стороны США и Южной Кореи, осуществлении денуклеаризации Корейского полуострова и установлении мирного механизма взаимных уступок, а также российского плана поэтапного разрешения проблемы Корейского полуострова выдвинули совместную инициативу. Китай и Россия единогласно считают, что проблема не имеет военного решения, которое только усугубит проблему и приведет к серьезным последствиям. Не только в прошлом, но и в будущем решение проблемы военным путем не должно становиться выбором какой-либо страны. В основе проблемы Корейского полуострова лежит вопрос безопасности, необходимо разрешить справедливые опасения каждой из сторон по вопросам безопасности. Корень проблемы Корейского полуострова заключается в отсутствии взаимного доверия, и каждая из сторон должна способствовать росту взаимодоверия. Можно сказать, что Китай и Россия в вопросе мирного разрешения проблемы Корейского полуострова играют позитивную, конструктивную роль.

Я хочу подчеркнуть, что для разрешения проблемы Корейского полуострова требуется одновременное лечение и причины и симптомов заболевания. Только принимая целенаправленные меры, можно добиться какого-либо результата. Нельзя действовать грубой силой, и нельзя действовать в одиночку, каждая из сторон должна сохранять выдержку. США и Южная Корея должны продемонстрировать искреннее желание начать диалог. Только двигаясь навстречу друг другу, можно разрешить ядерную проблему Корейского полуострова.

— В следующем году Китай примет у себя саммит ШОС. Какие вопросы будут основными в повестке во время китайского председательства? Какова будет роль стран ШОС в системе региональной безопасности?

— С момента своего создания ШОС неуклонно придерживается шанхайского духа, основанного на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве, проведении консультаций, уважении к культурному многообразию и стремлении к совместному развитию, и продолжает укреплять сплоченность, консолидацию и взаимодействие, а также играет большую роль в углублении взаимного доверия, практического сотрудничества, укреплении добрососедства, мира и стабильности в регионе между странами-членами организации, что служит примером межгосударственных отношений нового типа, основанных на взаимном уважении, справедливости, сотрудничестве и взаимном выигрыше. Можно сказать, что шанхайский дух обладает жизненной силой, не измеряемой ни временем, ни пространством. В июне этого года на саммите в Астане председатель Си Цзиньпин со своими коллегами достигли важных договоренностей и определили векторы развития ШОС в будущем. Речь идет об укреплении сплоченности и взаимодоверия, усилении сотрудничества в сфере безопасности, сопряжении стратегий развития, углублении гуманитарных связей. По итогам саммита председательство в ШОС перешло к Китаю. При активной поддержке сторон отмечены стадийные результаты в работе государства-председателя.

Председатель КНР Си Цзиньпин на заседании совета глав государств - членов ШОС. 9 июня 2017

Сергей Шойгу на коллегии Минобороны РФ. Архивное фотоШойгу: углубление взаимодействия с Китаем является приоритетом для РоссииКитайская сторона будет упорно работать по следующим направлениям. Во-первых, формировать безопасную и стабильную среду в регионе. Подписанная на Астанинском саммите Конвенция ШОС по противодействию экстремизму способствует укреплению правовой базы сотрудничества ШОС в сфере правоохранения и безопасности. Надеюсь, каждая сторона ускорит внутригосударственные процедуры для ее скорейшей ратификации и вступления в силу. Китайская сторона предлагает разработать программу сотрудничества стран ШОС в борьбе с тремя силами зла на предстоящие три года и представить на утверждение на саммите в следующем году. В рамках своего председательства китайская сторона будет организовывать ряд мероприятий, в том числе встречу председателей верховных судов, совещание секретарей советов безопасности, министров обороны, руководителей антинаркотических ведомств, заседание Контактной группы ШОС-Афганистан на уровне замминистров иностранных дел, форум оборонной безопасности и учения против кибертерроризма.

Во-вторых, активизировать сотрудничество по сопряжению стратегий развития. Ускорение сопряжения стратегических инициатив является неизбежным этапом для эффективного реагирования на вызовы и содействия развитию. Уже достигнуты первые результаты по сопряжению строительства "Одного пояса и одного пути" и ЕАЭС. По существу, завершились переговоры по Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС. Сотрудничество Китая с государствами-членами ШОС по сопряжению стратегий уже вступило в новую фазу от идеи к действиям, от планирования к реализации. Китай готов со всеми партнерами, руководствуясь принципами совместного согласования, совместного строительства и совместного использования, ускорить воплощение в жизнь итогов Форума международного сотрудничества "Один пояс и один путь" в нашем регионе на благо наших стран и народов.

В-третьих, активно стимулировать деловое сотрудничество. Необходимо ускорить согласование и подписание Соглашения ШОС об упрощении процедур торговли, провести обоснование ЗСТ ШОС в пользу постепенного формирования институтов регионального экономического сотрудничества. Необходимо поддержать развитие трансграничной электронной торговли, в ближайшее время создать деловую ассоциацию по электронной торговле.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев во время онлайн-конференции с китайскими интернет-пользователями в штаб-квартире Жэньминь жибао. 31 октября 2017Конфуций, высокие технологии и кухня: о чем Медведев говорил в ПекинеНеобходимо укрепить взаимодействие государств-членов в сфере торговли услугами, согласовать и подписать рамки сотрудничества в области торговли услугами между государствами-членами ШОС. Необходимо ускорить процесс работы над разработкой приемлемого варианта создания Банка развития ШОС. Необходимо надлежащим образом продвигать работу по созданию кластера торгово-экономического сотрудничества и пилотных баз индустриального сотрудничества, ускоренными темпами реализовать ряд приоритетных проектов. В следующем году КНР проведет деловой форум ШОС. Помимо этого, первое китайское международное импортное ЭКСПО пройдет в ноябре следующего года в Шанхае.

В-четвертых, укрепить культурно-гуманитарные контакты. Необходимо формировать сознание большой семьи ШОС, продолжать содействовать обменам и сотрудничеству в гуманитарной области. Китайская сторона выступила с инициативой создать университет ШОС, реализовать программу сотрудничества Китай — ШОС по развитию человеческих ресурсов, создать в ближайшее время союз мозговых центров по экономическим вопросам, создать комиссию ШОС по сотрудничеству СМИ, продолжать такие практики, как организация молодёжных лагерей, летних лагерей школьников и других брендовых мероприятий, проведение шосовских культурных и художественных фестивалей, кинофестивалей, женских форумов, соревнований по ушу с целью сблизить народы нашего региона.

Как показывает жизнь, чем больше усилий приложишь, тем богаче будет урожай. Путь взаимного развития, который выбрали страны ШОС, становится все шире и шире.

— Китай продолжает активно инвестировать в российский топливно-энергетический комплекс. В частности, в этом году одна из китайских компаний договорилась о покупке 14,4% Роснефти. При этом ряд проектов, о которых много говорили раньше, не получили развития. Например, ВСМ Москва-Казань. Насколько Китаю интересен этот и другие инфраструктурные проекты в России?

— В последние годы, помимо традиционного сотрудничества в энергетической и военной областях, сотрудничество двух стран в области высокоскоростных железных дорог также стало предметом пристального внимания. Китай и Россия в 2014 и 2016 годах подписали Меморандум в области развития высокоскоростного железнодорожного сообщения и Протокол о намерениях сотрудничества в сфере высокоскоростного железнодорожного сообщения, что является важным шагом для Китая и России в строительстве "Одного пояса и одного пути". Для того чтобы обеспечить успешную реализацию двусторонних проектов в области высокоскоростного железнодорожного сообщения, стороны создали совместную китайско-российскую рабочую группу по сотрудничеству в области ВСМ и уже провели ряд рабочих встреч. Как сообщается, проектно-изыскательные работы по ВСМ Москва-Казань уже вошли в финальную стадию. В ноябре этого года стороны успешно создали китайско-российский центр исследований высокоскоростных железных дорог, создав тем самым новый мост для технического сотрудничества в области высокоскоростного железнодорожного сообщения между Китаем и Россией и ускорив ход реализации проекта.

Макет скоростного поезда на открытии информационного центра ВСМ "Москва – Казань" в городе Казани

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин и вице-премьер Государственного совета КНР Ван Ян в парке Элин города Чунцин. 30 октября 2017Эксперт: Россия и Китай могут сотрудничать во многих отраслях экономикиНедавно глава министерства развития Дальнего Востока Александр Галушка сказал в интервью Спутнику: "Масштабы совместных проектов между двумя странами продолжают расширяться в первую очередь в области трансграничной инфраструктуры". Например, два моста дружбы через реку Хэйлунцзян (Амур), которые сейчас активно строятся, это мост Благовещенск-Хейхэ и следующий мост Нижнеленинское —Тунцзян. Кроме того, стороны активно участвуют в продвижении международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Очевидно, что стороны прикладывают встречные усилия по проектам и цели у Китая и России совпадают. Мы готовы работать с Россией, чтобы в полной мере использовать преимущества экономического развития обеих стран и продолжать выявлять потенциал сотрудничества между двумя странами. Стремимся воплощать отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства между Китаем и Россией в еще большее число практических достижений, постоянно обогащая содержание китайско-российских отношений, охватывая два государства и два народа.

— Китайский бизнес сейчас активно развивается на Дальнем Востоке. По данным Минвостокразвития, сейчас китайские инвестиции составляют 30% от общих иностранных инвестиций и больше половины от инвестиций из АТР. Как вы оцениваете перспективы сотрудничества наших стран в этом регионе? Продолжит ли китайский бизнес наращивать свое присутствие в регионе?

— Китай и Россия — две крупнейшие соседствующие страны. Большая часть границы между двумя странами, которая составляет более 4300 километров, расположена в Северо-Восточном Китае и на Дальнем Востоке России.

Сейчас сотрудничество между Китаем и Россией по развитию Дальнего Востока переживает период бурного роста. Китай является крупнейшей страной-поставщиком для Дальнего Востока России, вторым по величине импортером для региона и основным источником иностранного капитала. Все больше китайских предприятий становятся резидентами ТОРов и Свободного порта Владивосток. Согласно статистическим данным, китайские предприятия инвестировали в 28 проектов на Дальнем Востоке, включая такие сферы, как лесное хозяйство, сельское хозяйство, строительные материалы, легкая промышленность, горнодобывающая промышленность, торговля. Общий объем инвестиций составил около 4 миллиардов долларов США.

Поезда в Китае. Архивное фотоКитай обсуждает проект высокоскоростной железной дороги Харбин-ВладивостокДальний Восток имеет важное географическое положения, представляя собой ворота России в Азию. Российское правительство рассматривает Дальний Восток как один из своих приоритетов и активно реализует стратегию развития региона. Начиная с 2015 года на Дальнем Востоке проходит Восточный экономический форум. Во время третьего ВЭФ стороны выразили мнение, что Китай и Россия играют важную роль для региона и являются хорошими партнерами в развитии Дальнего Востока. В ходе 22-й очередной встречи глав правительств Китая и России премьер-министры двух стран также выразили готовность укреплять сотрудничество в таких областях, как энергетика, инвестиции и прочие, чтобы способствовать новым возможностям роста для лучшей взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации, чтобы создавать новые точки роста и осуществлять взаимную выгоду.

Мы должны в полной мере использовать механизмы сотрудничества между двумя правительствами и между регионами, укреплять связь и координацию в политике, законодательстве, а также создавать прочную деловую среду. Для того чтобы придать новый импульс развитию торгово-экономического сотрудничества, нужно совершенствовать трансграничную инфраструктуру, налаживать транспортные связи между регионами, стимулировать активность малого и среднего бизнеса и налаживать более тесные контакты между людьми. Убежден, что благодаря совместным усилиям правительств двух стран, неустанным усилиям бизнес-кругов двух стран Китай и Россия, безусловно, выйдут на новый уровень сотрудничества на Дальнем Востоке.

 

 

ria.ru

Отношения России и Китая сложнее, чем кажется | Мир | ИноСМИ

Вне всякого сомнения, украинский конфликт заставил Россию сблизиться с Китаем, однако это вовсе не означает, что в отношениях между этими странами не существует никаких проблем.

Одним из основных побочных продуктов сближения Москвы с Пекином станет «расширенное» сотрудничество в Средней Азии, как говорит Александр Габуев, старший научный сотрудник и руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги.

«Наибольшее воздействие от укрепления российско-китайских отношений ощутит на себе Центральная Азия — то есть Афганистан, Монголия и пять постсоветских государств Средней Азии», — пишет Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги, в своей статье о российско-китайском альянсе.

«В результате, вероятнее всего, возникнет торговая и инвестиционная зона, охватывающая центральную, северную и восточную части Евразии. Поскольку Китай станет ее движущей силой, этот регион можно будет назвать Большой Азией — от Шанхая, ее делового центра, до Санкт-Петербурга, ее аванпоста на границе с Европой».

Мы уже стали свидетелями нескольких инициатив, предложенных Пекином и принятых Москвой, таких как Экономический пояс Шелкового пути, разработка Северного морского пути, высокоскоростная железнодорожная магистраль, которая должна соединить Москву и Пекин, и Шанхайская организация сотрудничества.

«Путинская концепция “Большой Европы” от Лиссабона до Владивостока, объединяющей Европейский Союз и Евразийский экономический союз, постепенно вытесняется концепцией “Большой Азии” от Шанхая до Санкт-Петербурга», — пишет Тренин.

Между тем, несмотря на совместные инфраструктурные проекты и политическое сотрудничество, в Средней Азии далеко не все гладко.

«Взаимно полезные и с виду дружелюбные по отношению друг к другу, бывшая сверхдержава и потенциальная сверхдержава ведут соперничество за господство в Евразии», — пишет Анита Индер Сингх (Anita Inder Singh), профессор Центра мира и урегулирования конфликтов в Нью-Дели, в своей статье, опубликованной на сайте издания Diplomat.

«Пока Россия выстраивает свою стратегическую ось в восточном направлении и пытается сохранить влияние в Центральной Азии, Китай продвигается на запад с намерением стать великой евразийской державой».

Источником напряженности является тот факт, что Китай стал главным кредитором соседей России (то есть тех государств в Азии, которые прежде входили в состав Советского Союза и которые сохранили тесные связи с Россией после его распада в 1991 году). Между тем, Россия, испытывающая финансовые трудности, не может предложить им такие же «щедроты и инвестиции», как Пекин.

Китайские инвестиции в энергетический сектор Казахстана «раздражают» Россию, как пишет Сингх, а Туркмения (занимающая четвертое место по объемам запасов природного газа) ищет «новые экспортные маршруты для сведения к минимуму своей зависимости от российских трубопроводов».

Как пишет Сингх, постсоветские государства боятся, что Россия может «использовать ЕАЭС для шантажа и усилить их зависимость от слабеющего рубля». (Мы уже видели, как Казахстан отверг предложение России ввести единую валюту.)

Между тем, «Россия поддерживает экономическую деятельность Китая, а российские чиновники и аналитики пишут о четком разделении обязанностей, которое устраивает обе стороны: Китай обеспечивает экономические инвестиции, а Россия отвечает за безопасность и использует свое политическое влияние», — пишет Александр Кули (Alexander Cooley), профессор колледжа Барнарда.

Однако это разделение между политическими и экономическими функциями не всегда работает. Как пишет Кули, Россия «негласно противостояла или медлила практически по каждой масштабной экономической инициативе», которую Китай предлагал в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

«Россия не хочет и дальше повышать возможности Китая, даже в рамках многосторонних альянсов, поскольку она стремится продвигать свои собственные региональные экономические структуры», такие как Евразийский экономический союз или российско-казахский Евразийский банк развития, как пишет Кули.

«В частных беседах представители Китая говорят о недовольстве Пекина такой скрытностью России, но несмотря на это Китай все же продолжает вести свою экономическую деятельность в рамках их двустороннего альянса», — добавляет он.

Учитывая все это, Китай знает, что пока он должен на публике представлять свои отношения с Россией как «дружбу равных», поскольку это поможет ему достичь своих экономических и политических целей в регионе и во всем мире.

«В рамках Шанхайской организации сотрудничества Россия играет неформальную роль соруководителя вместе с Китаем. Пекин также уважает установленные Москвой красные линии в вопросах о заключении военных альянсов и создании военных баз на территории бывшего Советского Союза, — пишет Тренин в своей статье о российско-китайском альянсе. — Это резко контрастирует с западной политикой расширения НАТО и Евросоюза на пограничных территориях бывшего Советского Союза в Восточной Европе».

«Послушная Россия предоставит Китаю больше ресурсов для того, чтобы он смог подготовиться к решающей битве за статус великой державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия может превратиться в площадку для испытания Китаем его моделей мирового господства (особенно в финансовой сфере), которые Пекин хочет реализовать».

В любом случае, когда речь заходит о политическом партнерстве России и Китая, все вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Китай и Россия: опасная связь | Политика | ИноСМИ

В анналах просчетов западной разведки важное место занимает тот факт, что она не заметила раскол между Советским Союзом и Китаем, произошедший в годы холодной войны. Несмотря на то, что группа еретиков из недр ЦРУ с конца 1950-х годов предупреждала о все новых свидетельствах такого раскола, американские администрации (и власти других стран) одна за другой отказывались поверить в то, что два самых крупных члена коммунистического блока в действительности ненавидят друг друга. И лишь когда в 1969 году на советско-китайской границе между Сибирью и Маньчжурией разразилась война, скептики наконец признали, что этот раскол вполне реален.

Сегодня Запад может допустить прямо противоположную ошибку, поскольку он не воспринимает всерьез тот антизападный и антиамериканский альянс, который формируется между Москвой и Пекином. Выступая в июне на конференции в Сингапуре, американский министр обороны Джим Мэтис вел речь о «естественном несовпадении интересов» России и Китая, и уверенно заявлял, что с Америкой у этих стран намного больше общего, чем друг с другом.

Представление о том, что Россия и Китай никогда не смогут по-настоящему подружиться, ошибочна и опасна в той же мере, в какой была опасна и догма холодной войны, согласно которой мировой коммунизм являлся нерушимым монолитом.

В то время как многие на Западе игнорируют или сбрасывают со счетов быстрое потепление в отношениях между двумя странами, Владимир Путин и Си Цзиньпин всячески стараются хвалить друг друга, демонстрируя зарождающуюся между ними крепкую мужскую дружбу.

По словам Путина, Си — единственный иностранный лидер, с которым он отмечал свой день рождения (рюмкой водки и тарелкой колбасы). Си, со своей стороны, недавно назвал российского президента своим «лучшим и самым близким другом», а также наградил его китайским орденом дружбы.Многотысячная акция «Митинг победителей», приуроченная «Молодой гвардией» к победе «Единой России»Aktuálně.cz02.08.2018Bloomberg01.08.2018Die Welt08.08.2018

На это намеренное позирование можно не обратить внимания, однако жесты такого рода, которыми обмениваются диктаторы, чрезвычайно важны для их систем. В 2013 году Си Цзиньпин стал руководителем КНР, и свой первый зарубежный визит он нанес в Москву. С тех пор два лидера встречались по меньшей мере 26 раз.

Понятно, что самолюбие России задето, поскольку сегодня две страны совершенно очевидно поменялись ролями. Если Советский Союз был для Китая «старшим братом», то сегодняшняя Россия стала для него младшей сестрой. Однако Китай всячески старается оберегать самолюбие Москвы. Он говорит о двух странах как о равных, тешит эго Путина и предлагает его доверенным лицам и советчикам выгодные контракты.

Силы у двух стран далеко не равные, поскольку российская экономика примерно в 10 раз меньше китайской, однако экономические отношения исключительно важны для обеих сторон. Китай является крупнейшим в мире импортером нефти, а Россия в прошлом году стала для него главным поставщиком. Кроме того, Пекин дал Москве кредитов на десятки миллиардов долларов, чтобы застолбить будущие нефтяные и газовые поставки.

Для Китая очень важно то обстоятельство, что нефть из России не нужно перевозить танкерами через стратегические «бутылочные горлышки», такие как Малаккский пролив и Аденский залив, где эти суда легко могут перехватить американские военные.

Но намного важнее экономических связей военные взаимоотношения между двумя соседями. Во время своей первой зарубежной поездки, которая состоялась в апреле, новый министр обороны КНР Вэй Фэнхэ (Wei Fenghe) посетил Москву, где сделал недвусмысленное заявление. «Китайская сторона прибыла сюда, чтобы продемонстрировать американцам тесные связи между вооруженными силами Китая и России, — заявил он своему российскому коллеге. — Мы приехали поддержать вас».

Опять же, это не просто дружественная риторика. До недавнего времени корабли китайских ВМС не отходили далеко от своих берегов, и такая ситуация сохранялась на протяжении столетий. Но сегодня они регулярно проводят совместные учения с российским военно-морским флотом в Японском и Средиземном морях. Россия много лет отказывалась продавать Китаю самые современные системы вооружений, но сейчас она переменила свою точку зрения. В мае Пекин устроил демонстрацию силы в небе над демократическим и независимым Тайванем, направив туда новейшие истребители российского производства.

Самое важное, что объединяет две страны, это идеология. Си и Путин — самовластные правители с диктаторскими замашками. Оба испытывают отвращение к представительному правлению и очень боятся, что когда-нибудь их власть будет свергнута в ходе «цветной революции» при поддержке США. Их сближение и все более крепкие объятия — это в равной мере результат неприязни к США и мировому порядку, в котором господствует Америка, и их общих интересов, которые все больше укрепляются. А это дает Вашингтону возможность вбить клин между двумя странами, пока их альянс не стал нерушимым.

Соединенные Штаты не поняли, что советско-китайский раскол в начале 1960-х годов был вполне реален. Из-за этого «теория домино», или идея о том, что с коммунизмом надо повсеместно бороться, противодействуя его распространению, стала в Вашингтоне идеологической догмой. Если бы Америка попыталась примириться и сблизиться с Китаем лет на десять раньше, чем она это сделала при Никсоне, то не исключено, что удалось бы избежать ужасов войны во Вьетнаме и китайской «культурной революции».

Из-за своего непрестанного усиления и очевидного стремления занять место США в мире Китай для Америки является гораздо более серьезной и долговременной проблемой, нежели Россия. Сам Генри Киссинджер, ставший в 1972 году архитектором примирения с Китаем, посоветовал Дональду Трампу проводить «никсоновскую стратегию наоборот», то есть, дружить с Москвой и изолировать Пекин.

С учетом продолжающегося расследования возможного сговора с Россией у американского президента нет почти никаких шансов на успешное осуществление этой стратегии. Однако американские институты власти и тот человек, который сменит Трампа на посту президента, должны осознать, насколько серьезную угрозу зарождающийся российско-китайский альянс создает американским интересам и сегодняшнему мировому порядку.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Новости дня: Россия и Китай: Воевать будем порознь - Свободная Пресса

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил, что безусловным приоритетом внешней политики России является всестороннее углубление стратегического взаимодействия с Китаем.

«Особо хочу отметить, что всестороннее углубление стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой является безусловным приоритетом внешней политики России», — сказал Шойгу на встрече с заместителем председателя Центрального военного совета КНР генерал-полковником Чжан Юся.

Он подчеркнул, что Россия уделяет пристальное внимание реализации договоренностей, достигнутых на высшем уровне. Ранее Шойгу заявил, что военное сотрудничество России и Китая не несёт угрозы другим государствам.

Вместе с тем Китай всегда вёл уклончивую политику в отношении России. Можно ли назвать Поднебесную нашим союзником, и до какой степени может происходить «углубление стратегического взаимодействия»?

— Китай по паритету покупательной способности — самая крупная экономика мира, — говорит старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. — Это наш главный торговый партнёр. У нас тесное сотрудничество в военной сфере, а также во внешней политике по большинству международных проблем. Очевидно, что из этого проистекает приоритетность наших отношений с Китаем. При нынешней международной ситуации нам на таком уровне и сотрудничать больше особенно не с кем. Поэтому заявление Шойгу в ходе встречи с заместителем председателя Центрального военного совета КНР генерал-полковником Чжан Юсем, было вполне ожидаемым и даже дежурным с дипломатической точки зрения.

«СП»: — Да, но всё же при встрече Шойгу с главнокомандующим, скажем Индонезии, заявление о стратегическом сотрудничестве вряд ли бы последовало.

— Да, разумеется, слова министра обороны России отражают масштаб, как самого Китая, так и важности, которую мы придаём отношениям с ним. Например, в военно-технической сфере из крупных дружественных стран лишь Индия, и то отчасти, может сравниться по важности для нас.

Читайте также

Россия и Китай, случись война, подрежут крылья F-22 и F-35 Россия и Китай, случись война, подрежут крылья F-22 и F-35

Почему удар по Северной Корее — вопрос жизни и смерти для США

«СП»: — А можно ли Китай в полной мере назвать дружественной страной?

— Однозначно. Пекин, например, был главным источником кредитов для России в наиболее сложные для нас 2014—2015 годы. Они нам выдали кредитов, в общей сложности, на 32 миллиарда долларов. Они осуществили довольно крупные инвестиции. В частности, только в «Роснефть» вложили 9 миллиардов долларов. У нас единая позиция по многим международным проблемам. Пекин выступает против антироссийских санкций. Индия и Китай — две наиболее дружественных нам из крупных стран.

«СП»: — Тем не менее, Китай не забывает дружить и с США. Во время визита Дональда Трампа в Китай были подписаны соглашения на огромные суммы…

— Да, в целом на 250 миллиардов долларов. Правда, по большей части это были меморандумы о намерениях. Сколько контрактов реально будет осуществлено — сказать сложно. Но, конечно, Китай вовсе не думает сворачивать сотрудничество с Соединёнными Штатами. Одно другому никак не мешает. В конце концов, Китай не мешает нашим экономическим контактам с другими странами. Они не обязаны влезать в наш конфликт с США, точно так же, как и мы не обязаны влезать в конфликты Китая с такими странами, как Япония, Индия или Вьетнам. Но в принципиальных вопросах международных отношений мы всё-таки координируем свои действия.

«СП»: — А как можно расценить позицию Китая по Украине? Пекин ведь не только нас кредитует, но и Киев. Делает инвестиции…

— Инвестиции в Украину они делают небольшие, поскольку там особенно и инвестировать уже не во что. Конечно, Китай третий по значению торговый партнёр Украины и начал подготовку к заключению договора о зоне свободной торговли. Но повторяю, Китай не влезает в наши отношения, к примеру, с тем же Вьетнамом, которому мы вообще поставляем оружие. А у Пекина и Ханоя отношения довольно напряжённые. Вместе с тем, Китай уже не раз помог нам в противостоянии с Западом из-за украинского кризиса.

Я уже говорил про кредиты. А построить энергомост в Крым без помощи Китая мы вообще не смогли бы. Именно китайцы продали нам кабель требуемой мощности. Мы сами его не производим, Евросоюз или США нам бы его точно не продали. И только благодаря Пекину мы вышли из трудной ситуации. Они не только продали нам этот кабель, но даже судно кабелеукладчик было китайское. И если бы не это, в Крыму до сих пор периодически возникали бы веерные отключения электричества, что, конечно, сильно бы осложняло жизнь полуострова. Разумеется, китайцы никогда не станут действовать в ущерб своим интересам (кстати, как и Россия), но когда они могут, они помогают.

При этом не надо забывать, что американцы проводили большую адресную работу с китайскими компаниями, чьи интересы сильно завязаны на Соединённые Штаты. Их руководителей откровенно шантажировали, убеждая отказаться от сотрудничества с Россией. В результате, с частным китайским бизнесом сейчас нам действительно сложнее договариваться. Но китайские госкомпании с нами работают, как и прежде.

«СП»: — Китаю Россия нужна исключительно как противовес США?

— Это и противовес США, и гарантия безопасности с севера. Кроме того, с прошлого года мы на первом месте по поставкам нефти в Китай. Мы поставляем и многие другие важные для развития китайской экономики и ВПК ресурсы. Опять же Россия и Китай — незаменимые друг для друга партнёры при обсуждении важных политических проблем, особенно в Совбезе ООН. По вопросам, связанным с Ближним Востоком, например, мы почти всегда выступаем вместе. Это позволяет каждой из сторон избегать изоляции.

«СП»: — Нет ли опасности, что укрепляя сотрудничество с экономически неизмеримо более мощной страной, мы рано или поздно попадём от неё в зависимое положение?

— Такой риск есть, конечно. Отчасти мы пытаемся избежать такой зависимости, развивая отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Например, с Японией и Южной Кореей. Эти страны, хоть и входят в число сателлитов США, всё же ведут относительно независимую экономическую политику. Но угроза монополизации наших внешнеполитических связей Китаем реально существует.

«СП»: — В самом Китае насколько устойчивая ситуация? Часть экспертов считает, что Поднебесная стоит перед серьёзными вызовами, в частности, новое поколение китайцев уже не столь работоспособно, поскольку большинство молодых выросло в семьях с единственным ребёнком.

— Да, перед Китаем стоят сейчас проблемы из-за того, что долгое время проводилась политика, направленная на рост экономики любой ценой. В результате резко ухудшилась демография, экология, здоровье населения. Существуют и массовые проблемы психологического характера, о которых вы упомянули. Много детей не получили достаточного воспитания, при этом родители их баловали. В результате происходит замедление роста китайской экономики. Большинство серьёзных прогнозов сходится на том, что замедление роста будет продолжаться. Скорей всего, произойдёт «жёсткая посадка экономики». Однако оснований ожидать внутриполитического кризиса — нет. Исключать нельзя ничего, но, скорей всего, Китай просто переживёт трудный период в ближайшие годы, а потом найдёт новые источники роста. Впрочем, сегодня нет ни одной крупной страны, перед которой бы не стояли серьёзные экономические проблемы. Даже США тут не являются исключением.

Читайте также

Китай и Россия заманивают США в "азиатский капкан" Китай и Россия заманивают США в «азиатский капкан»

Лидеры трех держав, с улыбкой пожимая друг другу руки, думают о войне

— Министр обороны Шойгу говорит, конечно, прежде всего, о военном сотрудничестве, — считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — А здесь мы пришли к такой стадии, когда китайцам уже мало от нас военного «железа». Им нужны технологии. Последние контракты по покупке российских зенитных систем С-400 и истребителей СУ-35 в какой-то степени подводят черту. Дальше китайцы готовы покупать у нас в основном технологии. Конечно, в чём-то мы можем им пойти навстречу, но многие технологии не можем продать из соображений собственной безопасности. Но есть проекты в смежных отраслях. Например, мы совместно разрабатываем гражданский тяжёлый самолёт, есть совместные проекты в вертолётостроении.

«СП»: — Можно ли сказать, что мы союзники с Китаем?

— Китай всегда в своей истории старался придерживаться стратегии «обезьяны, сидящей на горе, пока тигры дерутся». И сейчас Китай со стороны наблюдает за противостоянием России и США. С другой стороны, есть вопросы, где Китай зависит от России, а есть — наоборот. По той же проблеме Северной Кореи наши позиции близки.

При этом Китай никогда открыто не заявит, что Россия — наш военный союзник. Вспомните, когда Трамп во время визита в Китай объявил лидеру Китая Си Цзиньпину, что его американская авиация атаковала сирийскую базу, где могли находиться российские военные, негодующей реакции не последовало. С другой стороны, в прошлом году два китайских военных корабля участвовали в учениях с нами в Средиземном море. Европа ахнула. Я думаю, что китайцы и дальше будут действовать как-то так.

svpressa.ru

Россия — Китай

Россия — Китай

 Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Текст подготовлен по материалам доклада профессора Полеванова В.П. «Китай. Освоение мира»

На конец июня этого года запланирован очередной визит российского президента в Китай. И вновь можно ожидать новых соглашения, которые подпишет от безысходности российская сторона. В 2014 году визит закончился геоэкономической политической ошибкой — заключением соглашения о прокладке двух трубопроводов — «Сила Сибири» и «Алтай». В 2015 году России были нанесены еще 27 едва ли не новых «ударов» — именно столько соглашений было подписано в ходе визита президента в Поднебесную. В основном это были сделки компаний Роснефть, а также «Газпрома», НОВАТЭКа, РЖД, РФПИ, ВЭБа и «Росатома». Одна из сделок Роснефти, которую аналитики посчитали большим достижением, заключалась в том, что китайская компания приобретет до 49% в Восточно-Сибирской нефтегазовой компании и «Тюменнефтегазе», владеющих лицензиями на освоение и разработку Русского и Юрубчено-Тохомского месторождений. Поистине великое достижение — Родину по пядям земли распродавать.

Что ждет Россию в этом году — нужно представить. Но к психологической подготовке населения Кремль уже приступил. Министр иностранных дел С. Лавров объявил, что отношения между Россией и Китаем «представляют образец межгосударственного сотрудничества в XXI веке. Это не замалчивание проблем, а честный товарищеский обмен мнениями». Образец сотрудничества — обмен мнениями?

Президент говорил о том, что с лидером КНР «действительно установились очень теплые деловые и личные дружеские отношения». То есть в основе двусторонних отношений лежат отнюдь не национальные интересы страны, соображения безопасности, а просто хорошие личные отношения двух глав. Друг Си. Не так давно был друг Реджеп… надежная основа для союза государств. Но ведь правда — так и строит нынешняя Россия внешнюю политику. Фирменный стиль. Узнаваемый и воспроизводимый. Хотя чему тут удивляться, когда вся система ручного управления в России построена на отношениях с хозяином эти самых рук.

Отношение россиян к Китаю заметно ухудшается. Если в прошлом году согласно опросам Левада — центра одним из главных друзей России Китай называли 43% респондентов, то в этом году почти на 10% меньше — 34%. Всплеск резкого улучшения, произошедший в 2014 году, был вызван политическими усилиями, точнее телевизионным влиянием. Такой же эффект наблюдается и в отношении к китайским мигрантам. Если в 2013 году против их проживания в РФ высказывались 45% респондентов, то к сентябрю 2015 года это число уменьшилось до 22%. Однако постепенно россияне начинают замечать угрозу китайской экспансии, которую в последнее время старательно замалчивают и нивелируют (рис. 1).

Рис. 1. Назовите страны, которые вы могли бы назвать наиболее близкими друзьями, союзниками России? (по данным Левада-Центр, 2.06.2016)

По выражению президента с Китаем «стратегическое партнерство набирает обороты». Отсутствие Си Цзиньпина в Москве на параде 9 мая Путина при этом нисколько не смущает. Но действительно ли Китай намерен быть нашим партнером или же российско-китайские отношения со всей очевидностью повторят «партнерство» США с банановыми республиками? Попробуем еще раз внимательно взглянуть на нашего геополитического соседа.

Экономика Китая — первая в мире, в то время как Россия выпала за пределы десяти крупнейших стран и продолжает деградировать (рис. 2).

Рис. 2. ВВП Китая и России в постоянных ценах, приведенное к уровню 1992 года (по данным МВФ)

Производственный профиль Китая — промышленная продукция, которая уже повсеместно в мире заняла лидирующие позиции. В отличие от России, которая изживает государство из экономики, в Китае напротив стратегические отрасли сосредоточены в государственных руках. Добыча нефти и газа — на 99,4% обеспечивается государственными предприятиями, производство электроэнергии — на 98,7%, транспортное оборудование — на 95.9%, переработка нефти — на 84.4%. Активное государственное участие и определяет успех реформ. Стратегические инфраструктурные проекты преимущественно финансировались государственными банками, под контролем которых находится 90% финансов Китая. Успех предопределило наличие единого координирующего центра в виде Компартии Китая, сочетание государственного планирования на десятилетия вперед с преимуществом высокомобильных частных компаний.

В 2014 году на Китай приходилось 60% от мирового производства цемента, 49% стали, 54% чугуна, 47% угля, 50% железной руды, 46% алюминия. И все это отнюдь шло не на экспорт, как в России, а на строительство нового Китая. Это возведение самых длинных в мире скоростных дорог, небоскрёбов, мостов, железнодорожных вокзалов, городов, аэропортов, фантастических авторазвязок в городах, крупнейших плотин. Общая длина высокоскоростных магистралей увеличилась в Китае за 20 лет в 10 раз. Поднебесная поражает своими масштабными инфраструктурными проектами, многие из которых входят в книгу Гиннеса как самые длинные, большие, высокие. Это и Даньян — Куньшаньский виадук — самый длинный мост на планете, занесен в книгу рекордов Гиннеса. Протяженность этого сооружения 164,8 километров. И только 9 километров дороги расположилось над водой. Строящийся крупнейший в мире аэропорт под названием Beijing new airport terminal building сможет пропускать до 45 миллионов пассажиров в год. Общая площадь комплекса составит 2680 тыс. га. В Китае 300 тыс. мостов, причём 1000 из них длиной более километра. Самый длинный в Мире морской мост ГОНКОНГ — ЧЖУХАЙ — МАКАО(50 км) будет введен в 2016 году.

Огромная промышленная держава, которую из себя представляет Китай с темпами роста не менее 7% за последние 15 лет, реализует политику экономической экспансии (рис 3).

Рис. 3. Торговля Китая с основными странами мира

Китай стремительно осваивает рынки развивающихся стран. Инвестируя в добывающую промышленность, он импортировал из этих стран необходимые для своего развития ресурсы (рис. 4).

Рис. 4. Китайские инвестиции в экономики зарубежных стран

Ожидается, что уже к 2020 году Китай почти в три раза увеличит объемы прямых зарубежных инвестиций. Качество этих инвестиций Россия может ощутить на себе: это проекты по разработке месторождений, вся вспомогательная инфраструктура и кадры непременно китайские, то есть инвестиции КНР не создают рабочих мест в стране.

Китайская стратегия продвижения в мире становится все более амбициозной. Провозглашенная Си Цзиньпином «Китайская мечта» реализуется полным ходом. Ее двумя главными векторами выступают — развитие Китая внутри как «сильного, демократического, гармоничного и с развитой культурой» государства. Достигнуть этого процветания Китай должен в 100 годовщину коммунистического режима — к 2049. И вхождение страны в клуб мировых держав на равных правах. С этой целью в мае 2014 года была провозглашена «новая экономическая норма». Вот только некоторые ее положения:

— создание новой глобальной финансовой системы с китайским юанем как важнейшей валютой. К октябрю 2015 года юань стал второй по величине в мире валютой торгового финансирования и четвертой в мире расчетной валютой. Народный банк Китая и центробанки 33 стран подписали двусторонние соглашения валютных свопов. Китай участвует в создании международных финансовых институтов. Это Банк развития БРИКС, Фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

— развитие инфраструктурных проектов в рамках стратегии «одна дорога, один путь» по всему миру (рис. 5,6). Она уже воплотилась в объединении Экономического пояса Великого шелкового пути и Морского шелкового путь для XXI века. Транспортные коридоры для Китая — это не помощь в развитии инфраструктуры стран, это конкретная прагматичная установка. Суть ее сводится к тому, что Китай выстраивает транспортную инфраструктуру с целью как доставки своих товаров, так и доставки сырья из регионов в Китай. И эти транспортные проекты российские интересы явно обходят стороной.

Рис. 5. Шелковые пути Китая

Рис. 6.Автомобильные и железные дороги экономического пояса Нового Шелкового пути

Воплощение Китайской мечты приведет к тому, что XXI век станет веком Китая. То есть новая сверхдержава появится непосредственно у границ России. И вновь как тут не вспомнить аналогию США и банановых республик, которые весь ХХ век развивались под зонтиком влияния Вашингтона.

Доказательств постепенной лидирующей роли Китая, обгоняющего США, становится все больше. Например, расследование сената США выявило, что Китай поставляет свыше миллиона различных видов деталей в оборонную промышленность США. Количество докторских степеней в технических науках в Китае удвоилось в последние годы, их стало больше, чем в США. Согласно исследованию эксперта Клайда Престовиц, на первой позиции в списке статей китайского экспорта в США находится компьютерное оборудование. А список американского экспорта в Китай, согласно данным «U. S. News& World Report», возглавляют металлолом и отходы. В отличие от Штатов, которые отошли от реального сектора в пользу финансового, Китай наращивает свое производство и является самодостаточной страной, поставляя на внешние рынки готовую продукцию, потребляя из мира преимущественно ресурсы. Китай уже открыто бросает вызов Вашингтону и в традиционной сфере влияния США — Латинской Америке, решив положить конец монополии проамериканского Панамского канала. Китай планирует построить Никарагуанский канал (рис. 7). Предполагается, что в 2019 году он возьмет на себя 3,9% международного оборота морских грузоперевозок. Для сравнения — на Панамский к 2019 году будет приходиться 4%, на Суэцкий — 10%.

Рис. 7. Каналы в Латинской Америке

Россия уже проиграла гонку за Никарагуанский проект. Ей отведена лишь роль охраны и патрулирования строительства. При нынешних темпах либерального «развития» России новым геополитическим проигрышем Китаю станет и Антарктида. В 2040 г. заканчивается срок международного соглашения об экстерриториальном статусе Антарктиды. Китай готов вступить в схватку, открывая одну станцию за другой. Аналогичная конкуренция начинается и за Арктику, к которой Россия уже имеет неопсредственное отношение. Также равнодушно российская сторона относится и к росту военной мощи Китая. Пока Пентагон обеспокоен военной угрозой, отсутствием прозрачности оборонной политики, в том числе в связи со строительством искусственных островов в Южно-Китайском море, российский МИД безмолвствует.

Какой вывод из всего этого можно сделать? Россия для Китая — развивающееся государство, с которым конкуренция и паритетное сотрудничество неуместны, поскольку экономики несопоставимы. Тем более немыслимо и равноправное партнерство, так как не стоит Россия на равных с Китаем. Единственная возможная модель — это медленная или ускоренная колонизация России Китаем, и скорость этого процесса напрямую зависит от беспомощности либеральной российской власти.

Чтобы избежать всего этого, нужно не прогинаться в неравноправном «сотрудничестве» от безысходности на Западе и полном пренебрежении внутренним развитием промышленности, науки и технологий. Это не сотрудничество — это всего лишь сырьевой придаток. Правильнее было бы изучить китайский опыт и отстаивать собственные интересы, пусть даже для этого понадобится время. Но это совсем другой путь, нежели тот, который избран путинским политическим режимом.

Вернуться на главную

rusrand.ru