Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Фото петра ильича чайковского. Откуда у Чайковского вата в ухе?

Дом П.И.Чайковского в Клину. Фото петра ильича чайковского


Петр Ильич Чайковский: фото, биография, фильмография, новости

Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, дирижер, пианист, автор десяти опер и трех балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Его произведения регулярно входят в число самых часто исполняемых во всем мире.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в селе неподалеку от нынешнего города Воткинска в Удмуртии в семье инженера, директора Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Чайковского. Предки композитора происходили из казачьего рода Чаек, получивших свое прозвище от вида казачьей лодки. Фамилию Чайковский взял дед Петра Ильича — Петр Федорович, медик и военный, получивший дворянское звание и дослужившийся до поста городничего. Отец композитора после учебы в Петербурге поступил на службу в Департамент горных и соляных дел. Его второй женой и матерью композитора стала 20-летняя Александра Андреевна Ассиер. Прадедом Чайковского по материнской линии был французский скульптор Мишель-Виктор Асье (Michel Victor Acier). Его дед Андрей Михайлович Ассиер в 1800 г. стал гражданином России. 

Петр был вторым из шести детей в семье Чайковских. У него был старший брат Николай и младшие сестра Александра и братья Ипполит, Анатолий и Модест. 

Мать Петра хорошо играла на фортепиано и пела, в доме звучали произведения Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, что повлияло на становление будущего композитора. В возрасте пяти лет Петр начал учиться играть на фортепиано. 

В 1849 году Чайковские переехали в город Алапаевск на Урале, где отец семейства возглавил местный и Нижнекамский заводы. На следующий год Петр вместе с матерью отправился в Петербург, где его приняли в Императорское училище правоведения. Спустя два года семья воссоединилась в результате назначения Ильи Петровича на пост директора Технологического института. 

Несмотря на то, что родители прочили ему юридическую карьеру, Петр не оставил занятий музыкой. В 16 лет он стал брать уроки у итальянца Луиджи Пиччоли, в 1955 стал учеником Рудольфа и Августа Кюндингеров. В 1954 году, после смерти матери, Петр впервые задумался о создании оперы. 

Музыка Петра Ильича Чайковского 

В 1859 году Петр Ильич Чайковский окончил училище и в чине титулярного советника приступил к работе в Министерстве юстиции. В 1861 году в качестве переводчика Чайковский посетил Берлин, Гамбург, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж. Вернувшись, он поступил на отделение композиции в Музыкальные классы РМО, вскоре ставшие Петербургской консерваторией. Некоторое время он совмещал службу с учебой, но затем сделал окончательный выбор, несмотря на неодобрение своей семьи. В то же время он принимал участие в концертах в качестве аккомпаниатора.

В 1865 году Петр Ильич Чайковский окончил консерваторию с большой серебряной медалью и переехал в Москву, где получил место профессора в недавно открытой консерватории. В том же году состоялся его дебют в качестве дирижера. 

В 1866 году Чайковский написал свою первую симфонию и начал работу над оперой «Воевода» — ее премьера состоялась в 1869 году. В 1868 году публикуются его первые критические статьи. С 1871 по 1876 он был штатным музыкальным критиком «Современной летописи». 

В 1873-м — премьера «Снегурочки» Островского на музыку Чайковского в Малом театре в Москве. В 1875-м в Большом поставили оперу Чайковского «Опричник». 

В 1877 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Лебединое озеро».  В 1878 году Чайковский бросил работу в консерватории и уехал за границу. К тому времени его имя уже было известно музыкальному миру, его симфонии исполнялись в США. Спустя год в Москве была поставлена опера «Евгений Онегин», с 1881 года постановка идет в Большом театре.

В 1884 году Чайковскому присуждают за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» премию им. Глинки. 

В 1885 году Чайковский поселился в селе Майданово рядом с Клином, где профинансировал открытие школы. 

В 1888 году Петр Ильич Чайковский дал серию концертов в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне, дирижируя собственные произведения. Помимо высоких оценок в прессе, турне принесло ему знакомство с великими современниками — Григом, Штраусом, Малером, Дворжаком, Гуно. Спустя год гастроли продолжились в Кельне, Франкфурте-на-Майне, Дрездене, Берлине, Женеве, Гамбурге, Лондоне, Париже. В 1891 году Чайковский ездил с концертами в США. 

В 1890 году состоялась премьера балета «Спящая красавица» в Мариинском театре, Чайковский приступил к сочинению оперы «Пиковая дама». В 1892 году в Петербурге прошли премьеры оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик».

В 1892 году Чайковский стал членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, в 1893-м — почетным доктором Кембриджского университета. 

Личная жизнь Петра Ильича Чайковского 

В 1868 году Петр Ильич познакомился с французской певицей Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и сделал предложение руки и сердца, однако в 1869 году Арто вышла замуж за испанского певца Мариано Падилью-и-Рамоса. 

С 1876 по 1890 год Чайковский состоял в дружбе по переписке с вдовой железнодорожного магната, известным меценатом Надеждой фон Мекк. Хотя лично они никогда не встречались, фон Мекк оказывала композитору моральную и материальную поддержку, что позволило Чайковскому оставить пост в консерватории и сосредоточиться на сочинении музыки. Он посвятил фон Мекк 4-ю симфонию. 

В 1877 году Чайковский неожиданно, поскольку о его нетрадиционной сексуальной ориентации было известно многим, женился на 20-летней выпускнице Консерватории Антонине Милюковой. Брак фактически распался спустя несколько недель, Чайковский уехал за границу, и в дальнейшем супруги жили раздельно. 

Смерть Петра Ильича Чайковского 

Осенью 1893 года Петру Ильичу в ресторане на Невском подали некипяченую холодную воду. Это стало причиной страшного заболевания — холеры, от которой Чайковский скоропостижно скончался спустя несколько дней, 25 октября 1893 года, в квартире своего брата Модеста. 

Похороны композитора были оплачены Александром III, на отпевании в Казанском соборе присутствовали принц Ольденбургский и Великий князь Константин Константинович. Петр Ильич Чайковский похоронен в Александро-Невской лавре. 

В 1895 году в Клину был открыт Дом-музей Чайковского. Также музеи композитора были созданы в Воткинске и Алапаевске.

В наше время одним из самых престижных исполнительских конкурсов является Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который проводится в Москве с 1958 года раз в четыре года. 

В честь композитора назван город Чайковский в Пермском крае, улицы во многих городах бывшего СССР, кратер на Меркурии. Имя Чайковского носит Московская государственная консерватория. 

www.vokrug.tv

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ В ФОТОГРАФИЯХ И МУЗЫКЕ

Сложно представить музыкальный мир без Петра Ильича Чайковского. Как и всякий гений, Чайковский творил в совершенно разных жанрах. Ему принадлежат десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса и множество других произведений. В наше время наибольшую известность приобрело «Лебединое озеро», балет-символ происходящих страшных исторических событий. Кроме того, часто любят вспоминать о гомосексуальных наклонностях композитора. Жизнь и творчество Чайковского — в музыке и фото на diletant.media

Чтобы понять, кто был Пётр Ильич, достаточно включить эту видео запись, отключить монитор, откинуться в кресле и слушать. Желательно ещё и лёжа для полного погружения и расслабления. Ничто не скажет лучше за творца, чем его произведения.

К роялю, вероятно, Петра впервые подвела его мать, затем в 1845—1848 годах с ним занималась Марья Марковна Пальчикова, которая была из крепостных и выучилась грамоте и музыке на медные деньги. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Семья Чайковских в 1848 году (крайний слева — Пётр Ильич)

Пётр Ильич, хоть и увлекался музыкой с детства, получил профессиональное образование не сразу. Сначала отучился на юриста и работал в министерстве юстиции. Лишь затем поступил в Музыкальные классы, которые годом позже стали Консерваторией.

Чайковский в мундире воспитанника Училища правоведения c «правоведской» треуголкой. 1859 г.

Чайковский, конец 1860-х

Не секрет, что Пётр Чайковский был гомосексуалистом. Первые опыты, вероятно, были ещё в мужском училище. Впрочем, в отличие от многих других юношей, любовь в представителям своего пола у Петра Ильича не исчезла.

Чайковский и племянник «Боб» Давыдов

Студент Чайковского Александр Котек и сам Пётр Ильич, 1877 год

Наиболее известным в наши дни произведением Чайковского является балет «Лебединое озеро». В основном благодаря рекламе со стороны государственных СМИ: именно этот балет включали во время путча.

Чайковский, Концерт № 1 для фортепиано

П.С. Насчет гомосексуализма: так много пишут об этом, что уже оскомину набили! Но вот были и другие материалы, в которых полностью опровергалось это утверждение. Но как бы то ни был, он- ГЕНИЙ. И этим все сказано

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

lera-komor.livejournal.com

Откуда у Чайковского вата в ухе? • Arzamas

23 ноября 2015История

История одной редкой фотографии: как исторический анекдот получил документальное подтверждение

Автор Ольга Хорошилова

Петр Ильич Чайковский. Фотоателье Анаклета Пазетти. Санкт‑Петербург, начало января 1890 года © Коллекция Ольги Хорошиловой

Не так давно мне досталась пачка старинных фотокарточек: ее передал один петербуржец, узнав, что я собираю материал для книги по истории костюма Российской империи. Большая их часть принадлежала именитой семье Кази, были там и фотографии других представителей семьи — Николая Михайловича Нолле и его супруги. Разбирая фотоархив, я неожиданно обнаружила среди большеформатных снимков лицо, которое никогда и ни с кем не спутать. Это был фотопортрет Петра Ильича Чайковского, на обороте стояла карандашная надпись: «Рѣдкiй!!» Судя по орфографии, она была сделана еще до революции. Возможно, этот Николай Нолле, о котором я еще ничего не знала, был связан с миром искусства и, как многие тогда, коллекционировал фотографии известных исполнителей? Но все это следовало проверить.

Надпись «Рѣдкiй!!» на обороте фотографии Чайковского, сделанная, вероятно, Николаем Нолле © Коллекция Ольги Хорошиловой

Изучив справочники «Весь Петербург», именные указатели, музыкальные энциклопедии, удалось кое-что установить. Николай Михайлович Нолле был известной фигурой в музыкальном мире Петербурга. Родился он в 1862 году в Новгородской губернии в семье председателя земской управы. Окончил военное училище, служил в саперном батальоне. Но служба его тяготила. С детства он мечтал о сцене, певческой карьере и был музыкально одарен. Выйдя в отставку, в 1887 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию и уже в 1889 году с успехом выступал в Киевской опере, участвовал в концертах. Его красивому баритону рукоплескали барышни, а критики предвещали Нолле «громкий столичный успех». Так и произошло. Во второй половине 1889 года Николая Михайловича пригласили принять участие в концерте, посвященном 50-летию музыкальной деятельности Антона Рубинштейна. Нолле должен был солировать в грандиозном действе — оратории «Вавилонское столпотворение». Руководил же подготовкой и дирижировал концертом Петр Ильич Чайковский. Вероятно, тогда Нолле познакомился с композитором, а также с его братом Модестом, который позже гостил у Нолле в его усадьбе Мерцыно.

1 / 3

Николай Ильич Кази, чиновник Одесского морского порта, в прошлом — участник Крымской войны, офицер Александрийского гусарского полка. Одесса, 1893 год© Коллекция Ольги Хорошиловой

2 / 3

Звезда Киевской оперы Николай Михайлович Нолле. Фотоателье Влодзимежа Высоцкого. Киев, 1889–1890 годы© Коллекция Ольги Хорошиловой

3 / 3

Николай Нолле с приятелем. Фотоателье Иосифа Антонопуло. Одесса, конец 1880-х годов© Коллекция Ольги Хорошиловой

После удачного исполнения сольной партии в оратории к Нолле пришло признание. Начало 1890-х годов он провел в Киеве, но регулярные и настойчивые приглашения от столичных антрепренеров заставили его вернуться в Петербург. Он стал профессором Консерватории по классу вокала, сдружился с Лядовым и Римским-Корсаковым, общался с Модестом Чайковским. Скончался Николай Михайлович Нолле в 1908 году в своем имении Мерцыно и был похоронен там же.

В фотографии Чайковского, казалось, не было ничего, что могло бы заставить считать ее «редкой». Композитором она не подписана, сделана в знаменитом фотоателье Анаклета Пазетти. Хороший большой формат «будуар», примерно 14 на 22 сантиметра. Лишь присмотревшись к фотографии, я заметила, что из уха композитора торчал неаккуратный кусок ваты. Странная, непонятная деталь, которую в эпоху Пазетти признали бы браком. Но, возможно, эта деталь имела для фотографа значение и он намеренно не подверг ее ретуши?

Анаклет Пазетти был знаменитым фотографом. Его ателье на Невском проспекте в доме 24 было одним из самых модных мест на светской карте имперской столицы. Он мог бессовестно льстить клиентам своими фотографиями, но видел и умел мягко передать застенчивость императора, густо припудренную нервозность Александры Федоровны, себялюбие и язвительность Феликса Юсупова, грубоватое солдафонство круглощеких генералов.

Оборот фотографии с изображениями медалей, полученных фотоателье Анаклета Пазетти, — они помогли установить время съемки © Коллекция Ольги Хорошиловой

Чайковский неоднократно позировал Пазетти. На обороте бланка фотографии выгравированы медали за участие в выставках. Среди них — награда, полученная Пазетти в 1889 году, и еще нет серебряной медали 1891 года за «художественно исполненные портреты на платиновой бумаге». Значит, снимок сделан в период 1889–1891 годов, то есть как раз во время первого знакомства Николая Нолле с композитором. Изучив аукционные каталоги, я обнаружила среди проданных лотов похожий фотопортрет Чайковского, сделанный Пазетти (Christie’s The Jerome Shochet Collection of Historical Signed Photographs, 2007, № 1129). Композитор позировал в том же костюме в трехчетвертном развороте. Красивый, официальный и хорошо отретушированный снимок — разумеется, без ваты в ухе. Под овалом стоял автограф композитора и дата — 19 июня 1890 года.

Петр Ильич Чайковский. Фотоателье Анаклета Пазетти. Санкт-Петербург, начало января 1890 годаВата в ухе тщательно заретуширована.  © christies.com

Обе фотографии, несомненно, были сделаны в один сеанс. В этот период композитор несколько раз был в Петербурге. Осенью 1889 года он готовился к юбилейному концерту Антона Рубинштейна. Затем в декабре Чайковский вновь в столице — на репетиции своей «Спящей красавицы». В начале января 1890 года — петербургская премьера балета, после чего композитор уезжает в Италию работать над оперой «Пиковая дама». В Петербург он вернется в конце июля 1890 года.

Во время моего маленького расследования мне удалось раздобыть полный список и каталог фотографий композитора, опубликованный исследователями Александром Познанским и Бретом Лэнгстоном в гигантском англоязычном справочнике «The Tchaikovsky Handbook» (Indiana University Press, 2002). Было несложно отыскать в нем фотографию, идентичную аукционной, а также другие снимки этой фотосессии, включая и групповой снимок пятерых братьев Чайковских. Однако среди них не было фотографии из архива Нолле, что косвенно подтверждало надпись, сделанную певцом на обороте. Опубликованные в книге снимки Пазетти атрибутированы январем 1890 года. Особенности фотографирования XIX века подсказывают, что Чайковский мог зайти в ателье в начале января, то есть сразу после успешной премьеры «Спящей красавицы», на которой, кстати, присутствовали и его братья. Возможно, что сам Анаклет Пазетти попросил композитора об этом. Ведь в те дни столичная публика с жаром обсуждала грандиозную балетную постановку. Каждый стремился ее увидеть. Вновь вырос спрос на фотографические снимки Чайковского, которые мечтали преподнести композитору для автографа. Пазетти предложил публике лучшие варианты отпечатков. Именно они теперь хорошо известны и многократно воспроизведены. Фотография братьев Чайковских осталась достоянием семьи и узкого круга друзей. Снимок же с предательской ватой в ухе, слишком крупной для ретуши, возможно, был забракован самим композитором и не попал в тираж. Но именно эта случайная деталь позволила Пазетти раскрыть некоторые особенности характера Чайковского.

Дело в том, что Петр Ильич был до комичности рассеянным. Это отмечают многие его современники. Это сочеталось с патологической мнительностью композитора: он объяснял своему личному врачу Василию Бертенсону, что боится застудить горло и особенно уши, что может оглохнуть от пустячной простуды, что не хочет повторить судьбу Бетховена. Бертенсон уверял, что это всего лишь страхи, но, впрочем, чтобы успокоить Петра Ильича, в конце 1880-х годов посоветовал ему затыкать уши ватой во время зимних прогулок. И вот в один петербургский ноябрьский день, когда дул колючий ветер с Невы, композитор вспомнил совет врача.

Василий Бертенсон писал в своих мемуарах:

«Он пошел по мосткам через Неву, к Спасителю. Пройдя немного, он хватился, что нет ваты в ушах, а дул пронзительный ветер… Тут-то возник вопрос: где достать ваты? Надо купить ее, но где? Раз что Петербургская сторона ближе всего — очевидно, там. Но в какой лавке? Где продается вата?.. Тогда, чтобы замаскировать свое невежество, Петр Ильич придумал зайти в первую мелочную лавочку, купить что-нибудь и потом, как бы между прочим, спросить, где здесь продается вата. Мелочная лавочка оказалась как раз на той стороне набережной. На вопрос продавца: „Что вам угодно?“ — Петр Ильич спросил яблок. И вот в то время, как ему накладывали самые отборные и крупные яблоки, настал, как ему показалось, удобный момент спросить: где у вас здесь можно достать ваты? Ему указали на лавку рядом, галантерейных товаров. С мешком яблок в руках Петр Ильич явился в лавку галантерейных товаров. „Что вам угодно?“ — „Ваты“. — „Сколько?“ Этот вопрос был неожидан. Как измеряется вата? Аршинами? Фунтами? Петр Ильич замялся. „Прикажете фунт?“ — „Конечно, фунт“. Через минуту из таинственных глубин лавки появилось целое облако ваты. Петр Ильич ужаснулся, но сознаться, что ему нужно было ваты только для ушей, уже было поздно. В руках опытного торговца необозримое облако обратилось в пакет умеренной величины. С яблоками в одной руке, с фунтом ваты в другой Петр Ильич вышел на улицу и, зайдя в пустынный переулок, решил воспользоваться сделанной покупкой. Без церемоний проткнув обертку, он вытянул количество, нужное для ушей, и решил отнести покупки домой… Долго-долго служила в доме брата Петра Ильича злополучная вата».  В. Б. Бертенсон. За тридцать лет (листки из воспоминаний). Петроград, 1914.

Похожую историю приводит в мемуарах музыкальный критик Леонид Сабанеев, ссылаясь на близкого друга композитора — Николая Кашкина. Видимо, мнительность Чайковского и комичная история с покупкой ваты были хорошо известны современникам. Анаклет Пазетти, общавшийся со звездами оперы и балета, также мог знать о ней — и, может быть, сделал этот снимок специально, оставив его в своем архиве. Так или иначе, он запечатлел Чайковского таким, каким его знали лишь близкие — скромным, стеснительным и очень рассеянным человеком.

Литература

Генрих Бёлль о Чехове

И о том, почему его пьесы нужно читать, а не смотреть

arzamas.academy

Дом П.И.Чайковского в Клину

Дом П.И.Чайковского в Клину… «Я нанял дом в Клину для будущего жилья. Не знаю, помнишь ли ты, это дом Сахарова, большой, комфортабельный, по шоссе по направлению к Москве, уже за городом… Мне необходимо, я это чувствую, иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть — и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов. Кроме того, привычка к Клину играет тут большую роль. Из дома чудесный вид, и при нём сад весьма достаточный. Может быть, впоследствии я его и куплю» — признавался Пётр Ильич Чайковский в письме своему брату Анатолию Ильичу. Этой цитатой начнём рассказ о последнем пристанище композитора, так и не ставшим его собственным домом. Но разве рассказ о музыканте будет полным, если не прозвучит его музыка? «Сентиментальный вальс». Пётр Ильич поселился в доме 5 мая 1892 года. Уже за несколько лет до этого он облюбовал здешние места — жил в усадьбе Майданово, затем снял дом во Фроловском. Но там он не смог найти тишины и покоя. Хозяйка усадьбы в Майданово на лето сдавала флигеля под дачи и многочисленные постояльцы находили очень приятным времяпровождением… домашнее музицирование. Пётр Ильич не мог этого вынести. А во Фроловском зимой 1889/90 гг хозяин продал лес, который был виден из окон помещичьего дома. Красивые же виды были непременным условием для творчества композитора. В 1890 г. Чайковский вновь начинает поиски «тихого уголка».

Дом мирового судьи Сахарова подходил композитору по многим параметрам — с одной стороны был лес, с другой — поле. Дом находился на самой окраине Клина и за садом начиналась дорога в Санкт-Петербург. Сахаровы домом не пользовались и сдавали его внаём.

Клин в то время был почти как деревня. «Ничего лучшего, ничего более соответствующего моим требованиям нельзя придумать, как жизнь в деревне. С каждой поездкой в Москву я всё более и более убеждаюсь, как пагубно действует на меня городская суета. Всяких раз я возвращаюсь сюда совершенно больной и немедленно воскресаю в своём тихом уголке», — писал Пётр Ильич.

Дом окружён большим парком. К серому дому ведёт изогнутая полукругом грунтовая дорожка. Сквозь деревья старинного парка виден фасад серого дома с белыми наличниками и большой террасой. Он и сейчас мало изменился. После смерти композитора, его брат, Модест Ильич, выкупил дом с целью устроить музей. И, чтобы сохранить подлинную обстановку, сделал пристройку, в которой и поселился. Брат композитора надеялся, что музей просуществует, по крайней мере, 70 лет, пока не уйдёт поколение, которое застало Чайковского живым. К счастью, он ошибся. В 2012 году музей отметил 117 годовщину, и посетителям нет конца.

«Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждался». Да — тишина и покой — вот что нужно было композитору. Он терпеть не мог посетителей и даже, живя в Москве, заказал табличку на дверь с просьбой его не беспокоить. В Москве она имела совершенно обратный эффект — мальчишки, прочтя о просьбе «не беспокоить», тотчас же звонили в звонок и убегали! Но тем не менее, табличка на двери сохранилась.

В доме композитор занимал две комнаты второго этажа. Внизу небольшого дома располжены кухня и столовая, куда композитор спускался обедать. Также на первом этаже жил его слуга Алексей Иванович Софронов с семьёй. Экскурсия по дому-музею композитора начинается с комнаты Алексея Ивановича. В экспозиции представлены некоторые подарки от почитателей и партитуры любимых музыкальный произведений. Интересно заметить, что свой композиторский  дебют Чайковский провалил. Из-за своей застенчивости он так волновался, что ему казалось, что голова у него сейчас отвалится от туловища и он её придерживал за подбородок, дирижируя только одной рукой. К счастью, музыканты хорошо знали пьесу и играли, не обращая внимания на молодого музыканта.

На стене висит большой фотографический портрет композитора. Когда в Петербурге он дирижировал своей Шестой симфонией, публика вышла на сцену и на руках донесла композитора до кареты. Карету направили в фоторгафическую студию и там был сделан этот снимок.

«Белый как лунь, с волосами, сильно поредевшими, с небольшой тщательно стриженой бородою, одетый не только безукоризненно, но в неизменно свежий, как бы новый костюм, он походил на старика только цветом волос; во всём остальном производил впечатление бодрости, живости и энергии даже больших, чем в прежнее время» — так описывал композитора его друг, музыкальный критик Г. Лаврош.

По широкой деревянной лестнице мы поднимается на второй этаж и оказываемся в  прихожей. Сразу бросаются в глаза большие дорожные сундуки. Пётр Ильич очень много путешествовал, давал концерты. Эти кофры постоянно переезжали вместе с ним и часто случалось, что они даже не распаковывались от поездки до поездки.

Большая комната служила Петру Ильичу кабинетом-гостиной. Здесь многое говорит о его жизни, увлечениях, друзьях, поездках. По фотографиям можно проследить биографию мэтра и увидеть людей, окружавших его при жизни.

В центре комнаты — кабинетный рояль «Беккер». Эта петербургская фортепианная фирма подарила композитору инструмент, когда он поселился в Клину. Хотя Чайковский прекрасно играл на рояле, но как пианист он не выступал. На этом инструменте, он прослужил музыканту 8 лет, он проверял всё, написанное в эти годы. Но когда к нему приезжали гости, он с большим удовольствием музицировал, часто в четыре руки — с С.И.Танеевым, Г.А.Лаврошем, Н.А.Губертом. Сейчас дважды в год — в день рождения и день памяти, самые именитые пианисты-виртуозы играют на этом рояле произведения Чайковского.

На левой стене фотографии, напоминающие о годах преподавания Чайковского в Московской консерватории — первый выпуск, профессора, любимый ученик композитора — Сергей Танеев. Студенты любили Чайковского и гордились, что имеют возможность учиться у Петра Ильича. «Любой троечник московской консерватории даст фору петербургскому отличнику» — говорили они с гордостью.

У этой же стены находятся несколько подарков. На обложке огромного альбома гранатом, национальным камнем Чехии, выложены инициалы П.Ч. В альбоме — рисунки знаменитых чешских художников. Петра Ильича очень почитали в Праге, где он несколько раз выступал. В один из приездов ему был вручён этот альбом.

 В книжном шкафу находится один из самых дорогих для музыканта подарков — полное собрание сочинений Моцарта. Моцарт был любимейшим композитором Петра Ильича. «Играя и читая Моцарта, я чувствую себя моложе, бодрее, почти юношей… По моему глубокому убеждению Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он». Многотомное собрание Моцарта подарил композитору его издатель П.И.Юргенсон. Основатель и владелец крупнейшей музыкально-издательской фирмы договорился с Алексеем Софроновым и слуга положил коробку с книгами под рождественскую ёлку. Восторгу Петра Ильича не было предела. Он радовался, как ребёнок, восторженно, искренне, до слёз.

В этом же шкафу уникальное издание партитур опер Глинки.

Прежде чем перейти к другой части экспозиции, можно заглянуть на уютный балкон. В  летние дни здесь частенько пили чай — окно выходит в сад и даже в жаркие дни на балконе было свежо и приятно.

 Есть в комнате и уголок памяти — снимки умерших друзей и родственников. Николай Рубинштейн на смертном одре. Отношение именитых братьев к Чайковскому было очень разным. Антон Рубинштейн, директор столичной консерватории, был учителем Петра Ильича. Его музыку не понимал, относился к ученику с большой прохладцей и произведений Чайковского почти не исполнял. Николай же, наоборот, был поклонником композитора. Но вот первый фортепианный концерт, которую Чайковский написал для Н.Рубинштейна и  посвятил именно ему, пианист играть отказался.  «В то время Чайковский был не особо известным молодым композитором, и авторитетный Рубинштейн мог ему с высоты своего положения что-то говорить. В частности, утверждал, что расходящиеся октавы невозможны к исполнению, и, кроме него, концерт никто не сыграет. Сейчас, кстати, это обязательный номер в программе молодых исполнителей в конкурсе Чайковского.Прогресс шагнул всё же :)» — поправка внимательного читателя Вадима П. Чайковский обиделся, отменил посвящение и доверил концерт другому исполнителю.

Умирающая молодая девушка — племянница композитора, она умерла в 24-летнем возрасте. (На снимке уголок памяти — справа в углу. Прямо — альбом с рисунками чешских композиторов, справа от альбома — шкаф с собранием сочинений Моцарта, фотографии на стене — годы преподавания в Московской консерватории.)

 В витрине у окна находятся несколько любопытных экспонатов. Поющий петушок — Петру Ильичу его подарил Люсьен Гитри — ведущий артист драматического театра труппы Михайловского театра в Петербурге. Его талант композитор очень ценил.

В шкафу-горке находится чернильница в виде миниатюрной статуи Свободы. Её подарил владелец фортепианной фабрики в мае 1891 года, когда Чайковский выступал в США.

Американская публика принимала его очень тепло, музыку его любили. (В отличие от холодных и настороженных европейских слушателей. Русской музыки в Европе не знали, считали её варварской). Сам же композитор был поражён обилием высотных зданий и писал: «Я не понимаю, как можно жить на тринадцатом этаже!»

Пётр Ильич был очень близок с семьёй. Целый ряд фотографий рассказывает о его близких. Большой портрет в центре — Илья Чайковский, отец композитора, горный инженер. Фамилия «Чайковский» произошла от прозвища. В семье было предание, что их предками были украинские казаки. Один из них, Емельян, великолепно подражал птицам. Он так преуспел в этом, что когда  свистел по-птичьи, то за его лодкой стаей летели чайки, привлечённые звуком. За это его прозвали Чайкой. Потомки же стали зваться Чайковскими.

Отец поддержал композитора, когда он, получив юридическое образование и работая в министерстве, в 22 года решил оставить службу и учиться в консерватории. Вся семья не одобряла решение Петра. На его сторону встали лишь сестра Александра и отец. Илья Петрович тоже не совсем понимал поступок сына, но сказал, что не вправе вмешиваться.

 Под портретом Ильи Петровича висит фотография мальчика — Владимира Львовича Давыдова, племянника композитора. После смерти П.И.Чайковского он унаследовал его авторские права. Пётр Ильич очень любил сына сестры Александры. Однажды он застал его за упражнениями за фортепьяно. Володе было очень тяжело, он играл трудную пьесу. И тогда Петру Ильичу пришла в голову мысль написать  несколько несложных произведений для детей. Так появился «Детский альбом».

Справа — фотография братьев — Чайковских. У стола сидят Пётр Ильич и Николай Ильич (1838-1911, горный инженер). По бокам стоят — близнецы — Анатолий Ильич (1850-1915, юрист) — слева, Модест Ильич (1850- 1916, юрист, драматург, переводчик, основатель дома-музея), в центре стоит Ипполит Ильич (1843 — 1927, морской офицер, впоследствии — учёный секретарь дома-музея).

В центре — гостинная мебель, её, по просьбе композитора приобрела в 1889 году Александра Ивановна Губерт — пианистка, большой друг Чайковского, преподаватель Московской консерватории. Стол покрыт скатертью с аппликациями ручной работы. Жена старшего брата, Николая, Ольга Чайковская, украсила скатерть. На столе — альбомы с фотографиями. Пётр Ильич полюбил этот зарождающийся вид искусства, но сам фотографироваться крайне не любил — в то время процесс занимал слишком много времени.

 В углу у окна — письменный стол. Пётр Ильич вёл большую переписку, его письма опубликованы. Сам он говорил, что почта — его мучитель. В течении всей жизни композитор написал около 7000 писем.

 На стене, между рамками ещё несколько портретов близких людей. Фотография матери композитора, Александры Андреевны Чайковской (1813 — 1854). Она играла на фортепьяно, хорошо пела. Пётр Ильич обожал и боготворил мать. Её ранняя смерть, Петру было тогда лишь 14 лет, стало ударом, от которого композитор не смог оправится до конца жизни.

И ещё один человек, сильно повлиявший на формирование личности композитора, была его гувернантка, француженка Фанни Дюрбах. Она стала его первым учителем музыки. Среди  группы фотографий есть снимок замка Монбельяр, где Фанни Дюрбах провела последние годы жизни. Гувернантка называла воспитанника «стеклянным мальчиком» за его ранимость и чувствительность. Однажды, она вошла в его спальню и застала Петю в слезах. «Что, что случилось?»- стала она спрашивать. «Музыка, ах, это музыка, музыка», — повторял ребёнок. В доме была полная тишина. «Она здесь, здесь», — пояснил Пётр, показывая на головку. Ему было тогда около 5 лет.

На камине можно увидеть фотографии императрицы Марии Фёдоровны, ей Чайковский посвятил «Двенадцать романсов» и младшей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой (1842-1891).

Всю жизнь брата и сестру связывали чувства взаимной любви и привязанности. После смерти матери Александра постаралась заменить братьям мать. Она горячо поддержала брата в его стремлении стать композитором. Пётр Ильич посвятил ей «Вальс-скерцо». Кстати, кожаную рамку для фотографии выполнила двоюродная сестра композитора, А.П.Мерклинг.

Над камином — портрет Арто Дезире. Французская певица гастролировала в России. В 1869 году состоялась помолвка П.И.Чайковский с Дезире. Но свадьбу так и не сыграли. Уехав в Варшаву, Арто вышла замуж, даже не поставив в известность бывшего жениха. Это был ещё один удар, с которым Петру Ильичу пришлось справляться. Дезире посвящён «Романс» для фортепьяно и шесть романсов на тексты французских композиторов. Предлагаю послушать «Романс» для фортепьяно (исполняется оркестром, приличную фортепианную запись не нашла).

Переходим во вторую комнату через широкую арку, занавешанную с обеих сторон тяжёлыми драпировками. Спальня композитора служила ему и рабочим кабинетом.

Металлическу кровать приобрёл для композитора его верный слуга Алексей Софронов. Кровать прикрыта покрывалом ручной работы. Его подарила Петру Ильичу его племянница, дочь Александры, А.Д.Давыдова-Мекк.

Рабочий стол Петра Ильича. За ним он работал над новыми сочинениями. Он выполнен из берёзы клинскими краснодеревщиками в 1885 году для дома, который композитор снимал в Майданове.

За этим столом написаны все последние произведения в том числе — Шестая симфония, от первой до последней ноты. Первое исполнение симфонии 16 октября 1893 года в Петербурге стало последним выступлением композитора.

Чайковский работал каждый день до часу дня. Он всегда говорил, что «вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Пётр Ильич в последние годы был полон планов. Он едва успевал заносить свои композиции на бумагу, как тут же в его голове зарождались и вынашивались новые.

Между кроватью и письменным столом стоит книжный шкаф с любимыми книгами П.И.Чайковского. Есть книги на иностранных языках. Французский был практически его вторым родным языком, благодаря гувернантке Фанни Дюрбах. Более или менее прилично композитор мог говорить на шести языках. Уже в зрелом возрасте стал изучать английский. Чарльз Диккенс был его любимым писателем и Пётр Ильич очень хотел читать его книги в оригинале.

 Туалетный стол с зеркалом выполнен в стиле русских оконных наличников. Драпировки — подзор, скатерть, дорожка и полотенца украшены многоцветной вышивкой в технике «крестик»и отделанная михайловским кружевом.

 В 1888 году эту работу подарила композитору большая поклонница его таланта Эмма Жентон. Ей посвящён «Сентиментальный вальс», который мы слушали вначале.

Умывальный прибор, приобретение А.И.Софронова, сделан на фабрике Товарищества Кузнецовых в Твери.

Теперь переходим в ту часть дома, которая была пристроена Модестом Ильичом. Брат композитора выкупил дом сразу после смерти Петра Ильича с целью устроить в доме музей. И чтобы не нарушать подлинной обстановки дома, для себя он сделал пристройку. Во время Великой Отечественной войны все вещи были вывезены на Урал, в Воткинск, на родину Пётра Ильича. После войны все вещи вернулись в Клин, поэтому вся обстановка дома — подлинная.

Комната Модеста Ильича, создателя и первого директора музея.

Комната Владимира Львовича, племянника, сына сестры Александры, наследника авторских прав Чайковского. На снимке слева виден портрет отца Владимира, Льва Давыдова. Он был сыном декабриста В.Л.Давыдова. На письменном столе стоит фотография Петра Ильича, подаренная любимому племяннику. На снимке надпись — «Бобу для письменного стола». Дело в том, что родители в детстве звали мальчика «бейби», от английского baby. Выговаривать это слово малыш не умел, говорил «боб». Так за ним закрепилось домашнее прозвище.

С Владимиром однажды произошёл забавный случай. Известно, что Пётр Ильич тепло принимал друзей, почитателей, если они предупреждали о визите. И терпеть не мог незваных гостей, не церемонился с ними. Однажды Владимир приехал в Клин к дяде без предупреждения. Разгневанный Пётр Ильич, даже не дав отдохнуть племяннику, развернул его в обратном направлении и отправил  поездом в Москву!

Столовая находится на первом этаже.

 Драпировки на окнах с михайловским кружевом на коклюшках выполнила двоюродная сестра А.П.Мерклинг. Она же сделала кожаную раму для фотографии Александры Ильиничны на камине в гостиной и экран камина.

Обед в доме всегда подавался в час. Однажды, Алексей Софронов пригласил композитора обедать без четверти час. Пётр Ильич посмотрел на часы и сказал, что он может работать ещё целые 10 минут.

Из дома снова выходим в сад. В 2006 году установлен памятник работы скульптора Александра Рожникова. Пётр Ильич читает партитуру, очень задумчив, весь погружён в музыку.

Скульптура удивительно вписывается в атмосферу дома и парка. Так и кажется, что мастер вышел погулять и подумать на свежем воздухе и, утомившись, присел на скамейку.

Умер Пётр Ильич от холеры. И все разговоры о его самоубийстве — полнейшая чушь, как и домыслы о его сексуальной ориентации. Он был вхож в дом Льва Николаевича Толстого, а писатель всякого рода содомитов на дух не переносил и, тем более, у себя принимать бы не стал. Посмотрите лучше на руку композитора. Это рука великого мастера.

Теперь идём в новый концертный зал, где нам предложат послушать одно из произведений великого композитора.

На выбор. А вам придётся подчиниться нашему выбору. Вторая часть первого скрипичного концерта. Когда Лев Николаевич Толстой слушал это произведение, у него текли слёзы.

Современное здание концертного зала.

Построили его в 1958 году. В этом же году проходил первый музыкальный конкурс П.И.Чайковского.  На конкурсе победил американский музыкант Ван Клиберн.  «Рихтер встал на принцип, хотел выйти из жюри, если будут давить по политическим причинам. И ведь не додавили. Дали противникам по холодной войне победу…, и даже с Хрущёвым встреча была, честь по чести. В Союзе Клиберна любили», — уточняет Вадим П. Со времени первого конкурса установлена традиция. Победитель непременно исполняет произведение П.И.Чайковского на его рояле в этом доме.

 «Мне дома хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь», — П.И.Чайковский о доме в Клину. 

О памятных местах Москвы, связанных с П.И.Чайковским, Вы узнаете, побывав на наших пешеходных экскурсиях по старой Москве.

 

 

kraeved1147.ru