Выдающиеся достижения Валерия Чкалова. Чкалов летчик


Свой в небе. История жизни и смерти летчика Валерия Чкалова | История | Общество

«Когда‑то Валерий Чкалов был любим народом даже больше, чем впоследствии Юрий Гагарин. Возможно, это его и погубило», - говорит Лидия Попова, замдиректора по научной и экскурсионной работе Музея Валерия Чкалова.

Заводила-кочегар

А ведь в авиацию Чкалов попал по воле случая. Родители прочили ему совсем другую судьбу.

- Папа и мама Валерия Чкалова не имели никакого отношения к авиации, - рассказывает Лидия Попова. - Отец был мастером-котельщиком, делал пароходные котлы, славился своим мастерством на всю Волгу. А мама воспитывала детей. Семья у Чкаловых была большая - пятеро детей.

Валера уже с малолетства выделялся среди сверстников… хулиганством и непослушанием. Он был главным заводилой среди местной детворы. Дом Чкаловых стоит прямо на берегу реки, поэтому резвились дети у воды: летом Валера, показывая свою удаль, подныривал под пароходы, по весне катался на льдинах, зимой съезжал с горок на лыжах и санках на спор - кто круче горку одолеет.

Отец его всё время наставлял - очень хотел, чтобы сын вырос человеком, стал «волгарём», то есть работал на Волге, занимался судоремонтом. Поэтому и отправил его учиться в Череповецкое техническое училище. Но учёба не задалась - началась Гражданская война, и училище закрыли из-за нехватки учителей.

Чкалов вернулся домой. Отец тогда сказал ему: «Нечего сидеть дома, иди работать!»  Сначала Валера пошёл к нему подручным, а с началом навигации устроился кочегаром.

Так бы и кочегарил Валерий Чкалов, если бы однажды не вышел на палубу подышать свежим воздухом. Вышел и замер: над Волгой парила большая птица - самолёт. Тогда-то он и понял, что занимается не своим делом, что его место - в небе.

- В 15 лет он записался добровольцем в ряды Красной армии и попал в авиапарк слесарем, - продолжает Лидия Попова. - Мальчишке приходилось бывать на линии фронта, разбирать сбитые самолёты и из этих частей собирать целые машины, ведь тогда массового производства авиатехники у нас в стране ещё не было. Начальство авиапарка, видя его старания, дало ему разнарядку для поступления в Егорьевскую авиашколу.

Учился Валерий Чкалов с энтузиазмом. Да и летал тоже - лихо, с риском. За что и получал от начальства. Не раз он сиживал на гауптвахте, но позже, в годы Великой Отечественной войны, все его «хулиганства» были применены на практике: и полёты на низких высотах, и пролёт между деревьев, и даже пролёт под мостом. Хотя тогда этот пролёт под Троицким мостом в Ленинграде начальство не оценило. А за пролёт под телеграфной линией лётчика и вовсе посадили в тюрьму. Он тогда работал в Брянске. На вылете вёл за собой группу самолётов. Решил потренировать своих лётчиков на малых высотах и приказал пролететь под телеграфной линией, не заметив, что там провода провисли. Его коллеги пролетели, а Чкалов зацепился и упал. Сам не пострадал, а самолёт разбил. За что и был арестован.

Инфографика: АиФ

Герой был убит?

Вытащили Чкалова из заключения его командиры. Они его ценили за профессионализм в деле и простоту в жизни. Поначалу такая простота Чкалова понравилась и Иосифу Сталину.

- Со Сталиным Валерий познакомился в мае 1935 г. на воздушном параде, - говорит Лидия Попова. - Чкалов тогда показывал вождю и всему народу знаменитый истребитель И-16. Тогда лётчика представили Сталину. Потом уже, после знаменитых беспосадочных перелётов на остров Удд и в США, знакомство стало более близкое, встречались они довольно часто, даже на брудершафт приходилось пить.

Хотя для перелёта в США Чкалов был не единственной кандидатурой. В 1935 г. с предложением долететь до Америки через Северный полюс выступил лётчик Леваневский. Вторым пилотом он выбрал Сергея Байдукова. Их двоих отправили к классовым врагам как героев, а встретили по-тихому - перелёт у Леваневского и Байдукова не задался. В машине потекло масло, и им пришлось вернуться назад. Леваневский тогда так расстроился, что отказался и от самолёта, и от экипажа. А Байдукову идея запала в душу. Он был хорошо знаком с Чкаловым, знал его лётные способности, поэтому пришёл именно к нему со словами: «Валера, пойдём в ЦК просить, чтобы нас отпустили в Америку. Ты будешь у нас командиром!»   Сказать, что этот перелёт дался Чкалову легче, чем Леваневскому, нельзя. Все 63 часа были нештатной ситуацией. Это и циклоны, и слепой полёт в тумане, и ночной полёт, и страшное обледенение самолёта, и температура в кабине -20°С. Чтобы не замёрзнуть, Чкалов и Байдуков менялись у штурвала каждые два часа. Зато в Ванкувере (штат Вашингтон) их встретили как героев. Там на встрече с американскими магнатами произошёл забавный случай. У нас в музее хранится копейка 1937 г. Чкалов нащупал её в своей лётной куртке. Эту копейку один американский бизнесмен захотел купить в качестве сувенира, на что Валерий Павлович ему шуткой ответил: «Наша копейка смогла перелететь к вам через Северный полюс, а не ваша - к нам. Поэтому не отдам». Привёз копейку обратно.

Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова совершил беспосадочный перелет через Северный полюс Москва Ванкувер (США) Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова совершил беспосадочный перелет через Северный полюс Москва – Ванкувер (США). Фото: РИА Новости / Иван Шагин

После того перелёта популярность Чкалова в народе была больше, чем у Гагарина. Но он остался так же прост в общении. Приезжал на отдых в родное Василёво, встречался с друзьями, ходил на охоту, рыбачил на Волге. Вообще Валерий Чкалов на отдых в Сочи или Крым вместе с вышестоящими не ездил - при любой возможности приезжал в Василёво. Родительский дом стал для Чкалова тем островком, где он мог скрыться от суетной московской жизни. И на роковое испытание самолёта И-180 его тоже вызвали из родного дома.

В 1938-м Валерия Чкалова избрали депутатом. Он не знал, что это будет последний год его жизни. Расписывал её на многие месяцы вперёд. После аварии в кармане его лётного костюма нашли записки, набросанные от руки планы, кому, как и чем он собирался помочь…

- Он действительно старался помочь всем, - говорит Лидия Попова. - В особенности своим землякам, попавшим под колесо репрессий. Всеми правдами и неправдами вытаскивал их из застенков. Возможно, это его и сгубило. Дочери лётчика высказывали мнение, что Чкалов был убит. Не исключено, что это так. Хотя документов, подтверждающих эту версию, пока не найдено. Причина убийства, наверное, могла бы быть обозначена как чрезмерная любовь людей к Валерию Чкалову. А официальная версия звучит так: «Погиб при испытании самолёта И-180. Отказ двигателя самолёта в воздухе».

Самолёт был новый, Чкалов его не знал. Дали бы ему пару рулёжек сделать на земле, он бы быстро нашёл изъяны. Но не дали… Сказали: «Некогда». А он не мог отказаться, мог только взять под козырёк и ответить: «Есть!» Увы, Земля не бережёт своих Икаров.

www.aif.ru

Выдающиеся достижения Валерия Чкалова

Великий советский летчик Валерий Чкалов был рожден в 1904 году в небольшом селе в России. Отец его был простым рабочим, мать Валерия скончалась рано, оставив его шестилетним мальчиком. По окончании средней школы Валерий также прошел учебу средне-специального уровня и начал трудиться молотобойцем и параллельно кочегаром.

В 1919 году в жизни Валерия началась новая веха. В то время он трудился в качестве кочегара на пароходах, ходящих по Волге, и там увидел самолет. Под впечатлением от увиденного Чкалов записался в красноармейцы, и там начал обслуживать и ремонтировать воздушные суда как слесарь.

С1921 года юноша был отправлен в летную школу в Егорьевск. После успешного окончания этого учебного заведения его перевели в авиашколу города Борисоглебска.

Именно в этом населенном пункте Валерий в первый раз сам вел самолет. Далее юноша совершенствовал свое умение водить воздушное судно, учился ощущать габариты самолета, учил непростую техническую часть. Показав себя одним из лучших учеников, Валерий был послан обучаться высшему пилотажу в Москву, а затем в высшую авиашколу в Серпухове, где обучался, как вести бой в воздухе.

В возрасте двадцати лет Чкалов получил квалификацию пилота-истребителя и его послали в город Ленинград нести военную службу. Здесь Валерий показал себя как бесстрашный и в хорошем смысле безрассудный летчик, который способен на подвиги и жаждет ставить рекорды. Часто парень, забываясь в азарте, рисковал жизнью при полетах, за что имел взыскания от начальства.

Выдающиеся достижения Валерия Чкалова

В 1927 году Валерия Чкалова, как самого лучшего летчика, послали в Москву на воздушный авиа-парад. Он тогда проводился по поводу того, что со времени Октябрьской революции прошло 10 лет.

На этом авиа-параде Чкалов выступил так достойно, что ему даже лично выразил признательность Народный комиссар обороны Клим Ворошилов.

С 1928 года Валерий был переведен по службе в Брянск. В тот же год произошло досадное событие, когда перегоняя самолет из Гомеля в Брянск, пилот задел телеграфные провода. Состоялся суд, Чкалову дали один год тюрьмы, но спустя шестнадцать дней освободили из-под стражи постановлением ЦИК СССР, а затем сразу уволили в запас из Красной армии.

Однако Валерий Чкалов продолжил летать. В 1929 году Чкалов поехал обратно в Ленинград и стал руководить там кружком планеристов, параллельно трудясь пилотом-инструктором.

 

Выдающиеся достижения Валерия Чкалова

В 1930 году Валерий снова был в Москве и числился пилотом-испытателем в НИИ Военно-воздушных сил в Москве. После этого за два года он провел свыше восьмисот трудных испытательных полетов. 30 типов самолетов научился тогда пилотировать Валерий Чкалов. Он также управлял авиазвеном – тяжелый бомбардировщик и 5 истребителей на его крыльях.

А когда Валерий Чкалов трудился на авиазаводе в столице СССР, он стал автором двух фигур высшего пилотажа.

Выдающиеся достижения Валерия Чкалова

Первое выдающееся достижение летчика Валерия Чкалова датируется двадцатыми числами июля 1936 года, тогда он стал во главе экипажа самолета АНТ-25 и впервые в истории пролетел без посадки из Москвы на остров Сахалин.

За это беспрецедентное достижение, полет в течение двух с половиной суток, преодоление 9000 км, всем членам летного экипажа (их было трое) дали звания Героев СССР.

 

Выдающиеся достижения Валерия Чкалова

Второе достижение, уже имея высокое звание Героя Советского Союза, прославленный пилот произвел в июне 1937 года, пролетев на самолете без посадки из Москвы в Ванкувер, пересекая по пути Северный полюс. Дальность полета составила 8 504 км, длился он 63 часа 16 минут. На торжественную встречу русского самолета приехали жители некоторых городов США. Также в Вашингтоне наших пилотов принял Франклин Рузвельт.

За этот подвиг всех пилотов экипажа, возглавляемого Чкаловым, наградили орденами.

А в декабре 1938 года жизнь Валерия Чкалова трагически оборвалась во время его пробного полета на истребителе И-180. Мотор внезапно вышел из строя в воздухе, исправить ситуацию не представлялось возможным. До конца жизни сохраняя свой героизм, Валерий Павлович попробовал максимально удалиться от человеческого жилья и поэтому врезался в высоковольтную опору. Через два часа он умер от ранений в больнице.

Есть много мнений об этом на тему, что смерть Валерия Чкалова была подстроена, так как именно в это время шли сталинские репрессии и прямой в высказываниях летчик-испытатель мог кого-то раздражать из высших эшелонов власти. Об этом заявляли неоднократно его дети. Но версия сомнительна для историков, так как многое доказывает, что руководство Советского Союза очень лояльно относилось к Валерию Павловичу.

Иосиф Сталин даже сам встречал Чкалова с его экипажем в 1936 году после возвращения их с Дальнего Востока. Помимо этого Валерия Чкалова часто приглашали на рауты в Кремль, и очевидцы утверждают, что общались они со Сталиным достаточно свободно (если не сказать фамильярно).

Во времена Советского Союза Валерий Чкалов был знаковой фигурой, имел широкую популярность. Его именем называли улицы, школы, станции метро и прочие объекты. Во всем СССР больше тысячи семисот улиц в городах были названы его именем, а также больше десяти населенных пунктов, даже поселок, в котором родился Валерий Павлович. Невозможно даже сосчитать, сколько ему посвятили бюстов, памятных досок и мемориалов. Наиболее известен памятник, поставленный в 1940 году в Нижнем Новгороде. Автор – Исаак Менделевич. Чкалов отлит из бронзы и стоит на круглом постаменте, на котором видна географическая карта, где обозначены маршруты его героических полетов. Автор данного памятника был отмечен Сталинской премией. Также стоит памятник Валерию Чкалову и в США, в Ванкувере. Он имеет вид треугольника, а в середине виден самолет, пересекающий Северный полюс.

aeslib.ru

Валерий Павлович Чкалов

Валерий Чкалов

Биография Валерия Павловича Чкалова

Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.

Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.

В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.

Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.

Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.

Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.

В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.

Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.

В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.

Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».

Подвиг совершенный Валерием Чкаловым

Памятник Валерию Чкалову

Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.

За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.

За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.

15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.

Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.

В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево – родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25. За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии. Есть памятник Чкалову и в США, в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета. Там, 20 мая 1975 года на летном поле Пирсон при содействии «Чкаловского комитета трансполярного перелёта» был установлен памятный знак в виде треугольника, в центре которого изображен самолет, перелетающий Северный полюс.

..

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

ordenrf.ru

Чкалов Валерий Павлович » Испытатели

1904-1938

В.П.Чкалов

В.П.Чкалов

Герой Советского Союза (24.07.1936), лётчик-испытатель, комбриг (1938).Родился 2 февраля 1904 г. в слободе Василёво (ныне г.Чкаловск) Нижегородской губернии в семье мастера-котельщика.После окончания сельской школы и технического училища в г.Череповце в 1918 работал молотобойцем, кочегаром. В 1919 добровольно вступил в Красную Армию, сборщик в IV авиационном парке в Нижнем Новгороде.Учился в Егорьевской военно-теоретической школе лётчиков (1921-22), прошёл полный курс в Борисоглебской школе военных лётчиков (1922-23), учился в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и одновременно окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя (1923-24).С 1924 — летчик-истребитель Ленинградской 1-й Краснознаменной авиационной истребительной эскадрильи. Во время маневров Балтийского флота в 1924 был единственным, кому удалось при дожде и низкой облачности найти линкор «Марат» и сбросить на него вымпел. 16 ноября 1925 был демобилизован и осужден на 1 год (срок был снижен до 6 месяцев) за «поведение, дискредитирующее звания бойца Красной армии». В 1926 возвращен в ВВС РККА, в ту же часть, которая теперь базировалась в г.Гатчина. В 1927 году направлен в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны К.Е.Ворошилова. С марта 1928 года командир звена в истребительной эскадрилье 15-й авиабригады (г.Брянск). Перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, вел группу на бреющем полете и врезался в телеграфные провода. 30 октября 1928 года осужден военным трибуналом Белорусского военного округа на 1 год, но через 16 суток освобожден постановлением ЦИК СССР и уволен из армии.С 1928 года – в запасе. Летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота (позднее — Осовиахим).В ноябре 1930 года восстановлен в ВВС как военный летчик. Зачислен на работу летчиком-испытателем в научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Участвовал в испытаниях «Звена-1» (на И-4).   С 23 апреля 1933 – в запасе.С 1933 — лётчик-испытатель Московского авиационного завода им. Менжинского (АЗ №39; ЦКБ) и ОКБ Н.Н.Поликарпова. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-14, И-15, И-16 (1934), составлявших основу истребительной авиации ВВС в конце 1930-х годов. Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Совместно с Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым совершил перелёты: Москва — о.Удд (ныне о.Чкалов), 20-22 июля 1936; Москва — Северный полюс — Ванкувер (США), 18-20 июня 1937.С 26 декабря 1936 года — шеф-пилот авиационных заводов № 21 и №84. 3 октября 1937 из-за неисправности двигателя совершил вынужденную посадку на И-16 № 5210671 М-62И. Получил сильную травму головы и сотрясение мозга.Депутат ВС СССР с 12 декабря 1937.Всего испытал свыше 70 типов самолётов (И-180, ВИТ-2, НВ-1).Погиб 15 декабря 1938 при испытании истребителя И-180-1.Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н.Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16. Полет готовился в страшной спешке — успеть до конца года. Поликарпов даже отказался подписать акт о готовности самолета к первому вылету. Сделавший это за него Д.Л.Томашевич был затем арестован.В этот день был мороз -24° С. Полетное задание предписывало Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.» Первый круг он сделал над аэродромом, но на второй пошел с большим удалением, на высоте примерно 2000 м, что было явным нарушением полетного задания. Чкалов пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок к дню рождения вождя, и издали стал планировать на ВПП. Но глиссада оказалась круче, чем предполагал летчик. Нужно было «подтянуть», и при даче газа переохлажденный двигатель М-88, не оснащенный лобовыми жалюзи, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Когда до полосы оставалось немногим более 500 метров, стало ясно, что посадки среди различных построек не избежать. Видя, что самолет не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору… Пилота при столкновении выбросило из кабины вместе со штурвалом в полусогнутом состоянии. Падая, он ударился головой о торчащий рельс и перебил себе мозжечок. Через 2 часа он скончался в Боткинской больнице не приходя в сознание.Вероятно, при расчете захода на посадку Чкалов не учел, что на И-180, в отличие от «ишака», поставили винт изменяемого шага ВИШ-3Е. Так как механизм поворота не был доведен, лопасти винта зафиксировали в положении малого шага. И после остановки двигателя винт превратился в мощный тормоз…Как потом подтвердили официальные испытания мотора М-88 на станке в мае 1939 г. у него «отсутствует приемистость с малого газа при различном тепловом его состоянии». Т.е. при быстром перемещении рычага управления мотором с малого газа (малых оборотов) на увеличение оборотов (при даче газа) независимо от температурного режима, мотор М-88 останавливался.Урна с прахом Чкалова установлена в Кремлёвской стене.Награжден 2 орденами Ленина (05.05.1935, 24.07.1936), орденом Красного Знамени (07.1937), медалью.Его именем названы города в Нижегородской области России и Худжанской области Таджикистана, высшее авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске. Есть улица Чкалова в Канаде, в Ванкувере. Город Оренбург с 1938 по 1957 носил имя Чкалов (правда, Чкалов здесь мог быть только пролетом).

Источники информации:

  • «Чкалов». ЖЗЛ. / Г. Байдуков, Москва, «Молодая Гвардия», 1991 /
  • Валерий Чкалов / В.В.Чкалова, М: «Типография «Новости», 2004 /
  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • И-180 / Авиация 1 1999 /
  • Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны / В.Алексеенко. Авиация и Космонавтика, 4.2000 /

testpilot.ru

Валерий Чкалов: биография :: SYL.ru

Легендарному советскому лётчику-испытателю, Герою Советского Союза удалось стать первым из пилотов, совершивших беспосадочный перелёт с материка на материк через Северный полюс. Валерий Чкалов стал настолько знаменит, что даже небольшое сельцо Василёво под Нижним Новгородом, где он родился, поменяло свой статус, получив его имя. Теперь здесь город, наполненный памятью о настоящем бесстрашии, готовности к подвигу и непревзойдённом лётном мастерстве.

Начало

Валерий Чкалов родился в 1904 году в самой простой семье. Отец, Павел Григорьевич Чкалов, работал на судоверфи котельщиком, а мать - Ирина Ивановна - вела домашнее хозяйство. Её ласки мальчику не хватало всю жизнь, поскольку в шестилетнем возрасте Валерий Чкалов лишился самого близкого своего человека. Мама его умерла. Через год началась школа, и с большим трудом Валерию удалось отвлечься от этой потери. Впрочем, интерес к учёбе проявился далеко не сразу. Всё-таки не столь быстро уходят последствия такого горя, которое познали Валерий Чкалов и его семья. Биография знаменитого лётчика тем не менее начиналась именно так.

Учителя отмечали большие способности к математике и великолепную память. Валерий Чкалов легко и быстро запоминал огромное количество информации, не прилагая к тому практически никаких усилий. Мог заниматься чем угодно и краем уха слушать учителя, но результаты оказывались удивительными. Даже те, кто учил урок специально, не знал его содержание настолько блестяще. Благодаря таким способностям обязательная семилетка была окончена успешно.

Юность

Валерий Чкалов решил продолжить обучение, но техническое училище в Череповце окончить не удалось - оно закрылось. В стране продолжались революционные события и Гражданская война, а юноша работал в речном пароходстве Нижнего Новгорода кочегаром. И в один из самых трудных для страны годов - в 1919-м - случилось судьбоносное событие: Валерий Чкалов, биография которого могла сложиться совершенно иначе, собственными глазами впервые увидел аэроплан.

Так родилась мечта, которую юноша решил воплотить в жизнь немедленно. Словно что-то щёлкнуло в голове, как вспоминал потом Валерий Чкалов, летчик-герой. Он твёрдо решил связать свою жизнь с небом и летательными аппаратами. Именно поэтому пятнадцатилетний подросток стал добровольцем в Красной Армии, а потом пришёл на авиационный завод. Знаменитейший летчик Валерий Чкалов, биография которого в авиации началась с ученика слесаря, уверенно шёл по намеченному пути.

Молодость

Вот когда пригодилась великолепная память и способности к учёбе! Через некоторое время Валерий Чкалов, биография которого пополнилась обучением в Егорьевской военно-теоретической школе, затем в Борисоглебской лётной авиашколе, окончил школу высшего пилотажа - военно-авиационную, Московскую.

И это его не могло до конца удовлетворить, поскольку хотелось быть мастером на все руки. В Серпуховской высшей авиашколе Валерий научился стрельбе, бомбометанию и получил удостоверение лётчика-истребителя. Во время учёбы молодой человек освоил самую разнообразную авиатехнику, летал на всём, что было к тому времени изобретено и изготовлено.

Наконец-то свершилось!

В 1924 году стал уже настоящим профессионалом, и не могла не пополниться интереснейшими фактами у такого дерзкого человека, как Валерий Чкалов, биография. Семья его - отец и мачеха Наталья Георгиевна, которая очень старалась заменить мальчику мать, и у неё даже получалось, чрезвычайно переживали за сына. Он вырос отважным, но бесстрашие его довольно часто становилось безмерным.

Например, когда начал служить в ленинградской авиаэскадрилье, практически ежедневно совершал весьма рискованные полёты. Взыскания от начальства множились, но и восхищение его недюжинным талантом возрастало. Случилось, что Чкалова даже осудили за это воздушное лихачество, и он провёл пару месяцев в тюрьме. Однако ничто не помогало. Документа нет, но очевидцы заявляют, что однажды на спор Валерий Чкалов провёл самолёт под Троицким мостом. Ленинград ахнул и переполнился слухами.

Испытатель

Самые главные новинки отечественного авиастроения испытывал Валерий Чкалов. Фото демонстрируют, насколько это ответственно и опасно. Именно он вёл первый советский авианосец, на фюзеляже и крыльях которого находились пять истребителей. Поэтому и награждали его наравне с авиаконструкторами, вручая лётчику-испытателю самые высокие государственные награды: ордена Ленина, Красной Звезды.

И всегда Валерию хотелось летать ещё выше, ещё дальше. В 1935 году был задуман знаменитый перелёт из СССР в США через Северный полюс. Однако вождь не решился отпустить троицу лучших лётчиков - Чкалова, Байдукова и Белякова. Иосиф Виссарионович Сталин придумал им другой маршрут - из Москвы в Петропавловск-Камчатский.

Упорство

И это тоже был рекорд, осуществлённый причём без единой проблемы. Сталинский маршрут протянулся на девять тысяч километров! Вся страна с небывалым интересом следила за этим перелётом, а участники его быстро становились любимцами народа. Особенно гражданам СССР полюбился Валерий Чкалов. За этот полёт все три лётчика стали героями Советского Союза. Правительство страны настолько высоко оценило этот подвиг, что Валерий Чкалов получил в собственное пользование самолёт У-2.

Но не таким был человеком Валерий Павлович, чтобы отступать от намеченной цели. И он рискнул вновь обратиться лично к Сталину с просьбой пересмотреть отказ от предыдущего маршрута. Сталин пересмотрел. Валерий Чкалов и его товарищи были просто счастливы, и уже в июне 1937 года при плохих погодных условиях вылетели из Москвы в Ванкувер. На сей раз за их полётом следил весь мир, и полёт прошёл удачно. Сам этот маршрут, проложенный через Северный полюс, уже сделал лётчиков живой легендой. А поистине народным героем стал Валерий Чкалов.

Биография: семья

Учительницу Ольгу Орехову и любовь всей своей короткой жизни встретил всенародный любимец в двадцатитрёхлетнем возрасте. Вот он - Валерий Чкалов: фото с женой, оставшейся верной ему до самой своей смерти, вы можете увидеть выше. Она так и не вышла замуж после его трагической гибели. Да и нашёлся бы человек во всём мире, хотя бы приблизительно равный её мужу по своим мужским качествам? Такой честный, такой бесстрашный в своём упорстве - наверняка нет.

И настолько любящий свою семью. Это можно увидеть даже теперь, на таком большом временном расстоянии, просто рассматривая фото. Как нежно обнимал детей - свидетельствуют фото, а не такого легендарного человека, как Валерий Чкалов, биография. Жена и дети не просто были рядом. Видно, что именно они вдохновляли героя на все его подвиги. Сын Игорь и старшая дочь Валерия помнят эти объятия, а младшая Ольга - нет. Она не успела родиться до гибели отца. Игорь стал военным лётчиком, настоящим полковником, а впоследствии написал несколько книг и множество статей о своём замечательном отце. Его мать тоже писала воспоминания.

Гибель

Осенью 1938 года Валерий Павлович находился в отпуске, где занимался семьёй, отдыхал, писал. Кстати, у него тоже вышло при жизни несколько книг - впечатлений о межконтинентальных перелётах, в которых очень много и познавательного, и исторического. Рассказы лётчиков практически никогда не бывают скучными, а уж рассказы Чкалова - тем паче. Наиболее интересна повесть о перелёте в Северную Америку, штат Вашингтон. Но в 1938-м из отпуска его внезапно отозвали.

Вышел новый истребитель "И-180", и испытания нужны были немедленные, внеплановые и опасные. Первый полёт готовили очень торопливо, успев нарушить практически все меры безопасности, а потому испытания просто не могли пройти без эксцессов. Вряд ли кто-то другой смог бы благополучно приземлить самолёт, если в нём (самолёте) буквально за день до первого полёта обнаружились порядка ста девяноста крупных и мелких дефектов. Валерий Чкалов - смог. Он до последнего момента берёг самолёт, не уронил его на город, но жизнь свою потерял.

Как это было

Конструктор этого самолёта протестовал против такой спешки, писал во все инстанции, что агрегат не готов к испытаниям, что нужно ещё много времени на доработку. Но пятнадцатое декабря, день, в который были запланированы испытания, никто в календаре чёрным не затушевал. Он всё-таки наступил. Было очень холодно даже для нормальных полётов. И даже это на решение руководства не повлияло. Чкалов поднял самолёт в воздух.

Двигатель работал хорошо на всём протяжении испытаний, но при заходе на посадку вдруг заглох. Самолёт стал падать. Легендарный ас заставил машину планировать и вывел её из зоны жилых домов. А потом, практически совершив невозможное, посадил самолёт на свободном месте, но не увидел электрических проводов, которые зацепили его в последний момент посадки. Машина сломалась практически пополам, а Валерий Павлович получил травму головы, от которой и скончался в Боткинской больнице через два часа после окончания испытаний.

Последствия

Народ был в горе. До сих пор люди строят предположения об истинных причинах и виновниках гибели народной легенды - великого советского лётчика. А тогда немедленно арестовали и осудили нескольких руководителей завода, где был сконструирован и изготовлен самолёт. Их обвинили в причастности к смерти Валерия Чкалова. Жена и старшие дети Чкалова после смерти Сталина стали утверждать, что это вождь и его ближайшие соратники испугались всё возраставшей популярности пилота и решили его устранить. Версия, конечно, альтернативная.

Легенду отечественной авиации, конечно же, чтили и тогда, и знают сейчас, и будут помнить в веках. Однако такого стечения обстоятельств - места посадки самолёта, натянутых проводов, торчащей арматуры и многого ещё никто предвидеть не мог. Почти всё в те времена делалось ударными темпами, война уже шла, и близилась и другая - Великая. Нужно было торопиться, конечно. Но очень обидно, когда в этой спешке гибнут лучшие.

Память

Память героя увековечена. Имя его носят города и улицы (практически в каждом населённом пункте есть такая), ему посвящены многие памятники и монументы, о нём сняты фильмы и написаны книги. Зрители с огромным удовольствием до сих пор смотрят и читают то, что рассказывает о великом асе советской авиации. Хотя современные версии фильмов (телесериал в том числе) достаточно далеко уходят от фактической биографии лётчика. В 1975 году монумент, посвящённый экипажу АНТ-25, советского самолёта, который совершил беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс, был открыт в Ванкувере (США).

Там тоже это событие помнят и нашими лётчиками восхищаются, особенно американцы тоже почему-то отличают Чкалова. И действительно: даже его бесшабашная, как могло показаться с первого взгляда, молодость, полная рискованнейших полётов, бесцельной и безрассудной вовсе не была. Он всё время искал новые пути и совершенствовался в технике пилотирования, выжимал из каждого самолёта всё, на что тот был способен, как музыкант из инструмента. Гордость нашей страны, настоящий виртуоз, Валерий Павлович Чкалов похоронен в Кремлёвской стене.

www.syl.ru

Чкалов Валерий Павлович - это... Что такое Чкалов Валерий Павлович?

Вале́рий Па́влович Чка́лов (2 февраля 1904, Василёво — 15 декабря 1938, Москва) — советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, в 1937 году совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон США).

Биография

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика Василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.

В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.

В навигацию 1919 года он работал кочегаром на пароходе «Баян» и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую авиационную теоретическую школу, а в 1922 году был переведён в Борисоглебскую авиационную школу. Затем он был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под Кировским мостом в Ленинграде[1][2][3]. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко[2].

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года он был переведён на службу в Брянскую авиабригаду, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию и был уволен из Красной Армии.

С начала 1929 года и по ноябрь 1930 года Чкалов работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов. В ноябре 1930 года он был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский научно-испытательный институт ВВС.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки, которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях воздушного авианосца.

С января 1933 года Валерий Чкалов работал лётчиком-испытателем Московского авиационного завода имени Менжинского. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3».

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Чкалов и Сталин, 1936 г.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин.

модель самолёта АНТ-25

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обмерзание и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой.

1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Гибель Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года.

Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя.

В этот день температура воздуха была −24 °C. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и при попытке изменить режим его работы заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

На месте падения его самолёта на Ходынском поле установлен мемориальный камень.

Другие версии

Есть сомнения в истинности той истории гибели В. П. Чкалова, которая стала традиционной. Непонятно, почему опытный образец боевого самолета взлетал якобы с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар; расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эта версия — плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Фрунзе. Кроме полётов пассажирских самолетов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе — и ОКБ Поликарпова. Ныне — это завод им. П. О. Сухого.

Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели летчика виновны НКВД, а также резиденты вермахта, Николай Ежов, Лаврентий Берия и лично Сталин, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полета (напр., разрешение на вылет неисправного самолета, срез жалюзи у мотора). [4]

Адреса в Петрограде — Ленинграде

  • 1924—1927 — улица Милосердия, 21;
  • 1927—1928 — Троцк, Красноармейский проспект, 4;
  • 1929—1930 — улица Текстилей, 21.

Наследие

Почтовая марка России, 2004

Памятная монета Банка России, 2004

С именем Чкалова связаны:

  • Населенные пункты:
  • Остров в Сахалинском заливе Охотского моря. На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года.
  • Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в г. Борисоглебске Воронежской обл. (Постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 г.). Там же установлен бронзовый бюст героя.
  • Улицы во многих городах бывшего СССР, в частности: имя Чкалова носит улица в Воронеже, улицы в Борисоглебске и Гатчине, именем лётчика названы улицы в Канавинском районе Нижнего Новгорода, Фокинском районе Брянска, в Екатеринбурге, г. Жуковский, г. Кемерово, проспект в Санкт-Петербурге, улица в Оренбурге, улица в Самаре, в подмосковных Химках.,улица в Ванкувере(США).
  • Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926—1928 годах.[5]
  • Памятный камень на месте гибели Чкалова — Москва, пересечение Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика, метро «Полежаевская». [6]
  • Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
  • Бронзовая скульптура в шесть метров на семиметровом пьедестале стоит на набережной реки Урал в г. Оренбурге.
  • 20 мая 1974 года в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелета — общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты. 20 июня 1975 года в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом.
  • Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов».
  • Самолет в г. Ванкувер (США).
  • Валерий Павлович Чкалов — единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помощь главному герою — Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».

Награды

Памятник В. П. Чкалову в Нижнем Новгороде

Фильмография

«Валерий Чкалов»

В 1941 году на киностудии им. М. Горького был создан историко-биографический фильм «Валерий Чкалов» (новая редакция выпущена в 1962).

  • В ролях: Владимир Белокуров, Михаил Геловани, Семен Межинский, Ксения Тарасова, Василий Ванин, Серафима Бирман, Павел Березов, Борис Жуковский, Федор Богданов, Ирина Зарубина, Сергей Яров, И. Смысловский.
  • Режиссёр-постановщик: Михаил Калатозов.
  • Авторы сценария: Георгий Байдуков, Дмитрий Тарасов, Борис Чирсков.
  • Оператор-постановщик: Александр Гинцбург.
  • Художник-постановщик: Александр Блэк.
  • Композитор: Венедикт Пушков.

В редакции 1962 г. фильм претерпел значительные изменения. Из картины были удалены сцены со Сталиным (арт. М. Геловани), все упоминания о «вожде» (вырезаны или переозвучены), исчезли кадры (или были подретушированы) — в тех местах, где показывались фото и портреты Сталина. Переозвучен (в результате смягчен) кусок о врагах (в разговоре Чкалова с отцом). Фильм, таким образом, был сокращен по времени примерно до 83 минут. По ТВ показывается именно редакция 1962 года, на видео (DVD)- тоже. За одним исключением: в 2007 году компания «Магнат» выпустила DVD с первой, полной версией фильма — в том виде, каком картина была выпущена на экраны в 1941 году.

«Рейс сквозь память»

В 1987 году вышел документальный фильм режиссёра В. Ф. Коновалова «Рейс сквозь память» о полётах экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс в Америку в 1935 году, в создании которого принимали участие киностудия «20th Century Fox» и актриса Ширли Темпл.

Сочинения

Литература

Примечания

См. также

Ссылки

 Чкалов, Валерий Павлович на сайте «Герои страны»

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Чкалов. Великий лётчик нашего времени

Валерий Павлович Чкалов был одним из первых советских летчиков, успешно выполнявших почетную задачу, поставленную советским народом нашей авиации, — летать дальше всех, быстрее всех, выше всех.

Валерий ЧкаловВ основе исключительного летного мастерства В. П. Чкалова лежало не только природное дарование, но и прежде всего отличное знание авиационной науки, умелое владение авиационной техникой, повседневный упорный труд над своим совершенствованием.

В. П. Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне поc. Чкаловск) Горьковской области, в семье рабочего-котельщика. В 1916 г. Чкалов вместе с другими подростками из Василево поступил в Череповецкое техническое училище. Там же через год, тринадцатилетним подростком, он встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

Через некоторое время Чкалов переехал в Нижний Новгород и поступил там на работу в бригаду сборщиков самолетов 4-го авиационного парка. Так шестнадцатилетний В. Чкалов стал добровольцем Красной Армии.

Вскоре после победоносного окончания гражданской войны командование направило Чкалова как лучшего воина в Егорьевскую авиационную теоретическую школу. Это была одна из первых советских теоретических школ летчиков, в которую прибывали из фронтовых частей красноармейцы и механики, в которую партия посылала рабочих и крестьян. В конце лета 1921 г. Чкалов прибыл в Егорьевск.

Начались дни напряженных занятий. Чкалов быстро схватывал главное, хорошо усваивал теорию, добросовестно и прилежно изучал устройство самолета и двигателя. После успешного окончания теоретического курса обучения В. П. Чкалов был направлен в Борисоглебскую авиационную школу летчиков — одно из вновь создаваемых учебных заведений нашего воздушного флота. Группа курсантов из 47 человек, в которую входил и Чкалов, была первым набором учлетов нового авиационного училища.

С первых дней пребывания Чкалова в Борисоглебской школе командиры, которым было поручено непосредственное обучение и воспитание курсантов, подметили в нем страстное желание летать. Быстро и хорошо освоив основы техники пилотирования, Чкалов значительно раньше других курсантов был допущен к самостоятельным учебным полетам.

Инструкторы и преподаватели, вспоминая о том, как учился Чкалов, отмечают его исключительную рассудительность, с которой он сам расценивал свои полеты, его недюжинное умение правильно и грамотно обосновывать все свои действия в воздухе. В одной из школьных аттестаций, датированной октябрем 1923 г., отмечалось, что Чкалов «энергичный, сообразительный, решительный, уверенный учлет».

29 октября 1923 г. в Борисоглебской авиационной школе был произведен первый выпуск курсантов. В числе юношей, успешно овладевших основами летного дела, был и Валерий Павлович Чкалов.

По окончании школы молодой летчик начал службу в первой авиационной истребительной эскадрилье, которая была сформирована на базе одной из старейших в России летных частей — 11-го корпусного авиационного отряда. В свое время этим отрядом командовал замечательный русский военный летчик штабс-капитан П. Н. Нестеров.

В довольно короткий срок Чкалов сумел не только сравняться летным искусством с самыми лучшими пилотами эскадрильи, но и во многом превзойти их. Служба его в первой истребительной эскадрилье, а затем работа летчиком-испытателем на заводе имели огромное значение для совершенствования летного мастерства.

Интересен, например, тот метод, который Чкалов применил для овладения мастерством воздушной стрельбы с новым оптическим прицелом. С этой целью он изготовил оригинальную тренажную аппаратуру. Она состояла из самодельной треноги, на которой были укреплены два прицела: старый, визирно-кольцевой, и новый, оптический. Чкалов выносил треногу на аэродром, устанавливал ее на земле и ловил в прицел пролетавшие мимо самолеты. Прицеливался он, пользуясь привычным, визирно-кольцевым прицелом, и тотчас переносил взгляд в оптический, сравнивал, как должна располагаться мишень в оптическом прицеле. Настойчивой постоянной тренировкой Чкалов добился своего. Он действительно стал мастерски пользоваться оптическим прицелом во время воздушной стрельбы. Скоро в эскадрилье не было летчика, который мог бы сравниться с ним в этом искусстве.

В этом примере отчетливо видны не только черты настойчивого и пытливого характера Чкалова, но и черты его метода — переход от простого к сложному — того правила методики боевой подготовки, которое теперь принято повсеместно. Он нашел правильный путь освоения авиационной техники — путь последовательного и прочного накопления знаний и навыков, талантливо предугадал то направление, по которому должна была развиваться методика летного обучения. Вместе с тем он доказал значение тренажной аппаратуры в системе наземной подготовки летчика.

Отчетливо понимая, что точный огонь в воздухе — необходимое средство для достижения победы над врагом, В. П. Чкалов все время искал способы повысить эффективность своих атак. Прежние «нормы», при которых считалось, что поразить цель можно, лишь находясь в положении горизонтального полета, уже не удовлетворяли Чкалова. Все настойчивее, все ближе подходил он к овладению мастерством точной стрельбы в полете при любом положении самолета. Наконец, он осуществил и его. Введенный им такой способ стрельбы получил широкое распространение. Благодаря ему намного увеличился диапазон действий истребителя в бою.

Борьба за совершенный, стремительный и вместе с тем экономный маневр в воздухе звала Чкалова к разработке новых, до него не применявшихся фигур высшего пилотажа. И в этой области Чкалов достиг очень важных успехов. Такая фигура, как «замедленная бочка», впервые в мире была выполнена Чкаловым.

Упорные поиски Чкалова в области разработки пилотажных фигур, постоянное использование пикирования как средства увеличения скорости способствовали созданию в истребительной авиации новой тактики боя на вертикалях. Как известно, во время Великой Отечественной войны вертикальный маневр стал господствующим в действиях наших истребителей и принес им замечательные победы.

Создав свою школу летного мастерства, Чкалов двинул далеко вперед тактику воздушного боя. В значительной мере благодаря достижениям Чкалова утвердились и новые взгляды на роль истребителя в борьбе за господство в воздухе. Чкалов вместе с другими передовыми советскими летчиками блестяще показал бурно растущие боевые возможности истребительной авиации.

С годами первой пятилетки в героической жизни В. П. Чкалова связано начало нового периода его творческой деятельности в качестве летчика-испытателя.

Коммунисты, многие передовые летчики и инженеры Государственного научно-испытательного института ВВС правильно оценили летное искусство Чкалова. Они видели, как он боролся за новое, полезное для советской авиации, и всячески старались помочь ему развернуть свои незаурядные способности. Менее чем за год Чкалов освоил технику пилотирования и методику летных испытаний 13 типов самолетов, провел за это время в воздухе около 300 часов. Чкаловской манере полета, его методике летных испытаний старались подражать многие летчики института.

Из Научно-испытательного института Военно-воздушных сил Чкалов в январе 1933 г. переходит на авиационный завод. Работа на авиационном заводе с новой, еще большей силой показала Чкалова как летчика-новатора. Чкалов старался как можно обстоятельнее вникнуть во все детали авиационного производства. Его часто можно было видеть в цехах, где изготавливались детали нового самолета. Чкалов обязательно присутствовал при сборке самолета и установке ответственных агрегатов. Он часто бывал в конструкторском бюро, где помогал в разрешении многих вопросов, имеющих практическое значение для повышения качества строящегося самолета, удобства работы экипажа, более рационального размещения бортового оборудования и т. д. Постоянное общение с конструкторами, инженерами и рабочими расширяло кругозор Чкалова, давало ему возможность проводить каждый испытательный полет на подлинно научной основе.

В общей сложности за свою летную жизнь Чкалову довелось управлять в воздухе более чем 70 самолетами различных типов и назначений. Многие из них были всесторонне испытаны им в самых разнообразных условиях полета. При этом Чкалов приобрел огромный опыт, который по праву ставит его в число виднейших создателей новой, советской школы летчиков-испытателей.

5 мая 1935 г. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР летчик-испытатель В. Чкалов за неоднократно проявленную исключительную смелость и мужество при испытании новых конструкций самолетов был награжден орденом Ленина.

Огромным событием в жизни В. П. Чкалова была его первая встреча с руководителями партии и правительства. Это произошло в 1935 г. в Москве, на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе, на следующий день после первомайского воздушного парада, на котором Чкалов вел группу новых скоростных самолетов. Обходя самолеты, выстроившиеся на аэродроме, И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и Г. К. Орджоникидзе остановились около машины В. П. Чкалова и стали разговаривать с летчиком. Вопросы, которые были заданы Чкалову, говорили о том, что руководители партии и правительства уже многое знают о смелом испытателе, его мастерских полетах. Это произвело на Чкалова необычайное впечатление.

— А почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину? — спросил летчика И. В. Сталин.

В короткие мгновения Чкалов тщательно обдумал ответ.

— Я летаю на опытных самолетах. Они весьма ценны, и губить их очень жалко. Я признаю парашюты, но предпочитаю обходиться без них.

Руководителям партии и правительства понравилась прямота и откровенность, с которой летчик открывал им свою душу. Вместе с тем отечески просто и тепло внушили они летчику, что он должен изменить свое отношение к парашюту, пользоваться им в случае опасности.

— Ваша жизнь дороже нам любой машины, — сказал И. В. Сталин.

Ощущение огромного счастья наполнило сердце Чкалова. Когда же через некоторое время Чкалов поднялся в воздух, чтобы показать, на что способен новый советский самолет, недавно выпущенный заводом, он продемонстрировал блестящее летное мастерство. Он отдавал все силы, весь свой талант тому, чтобы Советская Армия получала боевые самолеты самого высокого качества. Вместе с тем Чкалов ощущал в себе такой запас творческих сил, что стал серьезно задумываться о полетах, которыми мог бы прославить Родину, достойно оправдать доверие и заботу советского народа.

Именно таким полетом явился исторический перелет экипажа В. П. Чкалова в 1936 г. по маршруту Москва — Петропавловск-на-Камчатке. Выполняя этот перелет, чкаловский экипаж на отечественном самолете АНТ-25 пробыл в воздухе свыше 56 часов, пройдя без посадки около 10 000 километров. Добрая половина пути самолета АНТ-25 лежала над водными пространствами Баренцова моря, Северного Ледовитого океана и Охотского моря. За осуществление героического беспосадочного перелета в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов Дальнего Севера, а также за проявленные при этом выдающиеся мужество и мастерство Советское правительство удостоило званием Героя Советского Союза первого летчика экипажа самолета АНТ-25 В. П. Чкалова, второго летчика Г. Ф. Байдукова и штурмана А. В. Белякова.

Дальний перелет, выполненный чкаловским экипажем, являлся ярким свидетельством успешного использования нашими летчиками новой советской авиационной техники. Он необычайно обогатил советских авиаторов опытом блестящего решения сложных задач полета в Арктике, заложил прочный фундамент для будущих дальних рекордных перелетов через Северный полюс в Америку, убедительно доказал возросшую мощь советской авиации.

Совершив полет на Дальний Восток, В. П. Чкалов с присущей ему энергией продолжал разрабатывать намеченный им план нового большого перелета. Советское правительство, ободряя новаторские стремления Чкалова и его товарищей, в то же время указало, что они еще недостаточно изучили все материалы, знание которых необходимо при осуществлении подобного полета, что в распоряжении экипажа пока еще мало ясных метеорологических и научных данных. Чкалов и его экипаж стали последовательно и глубоко готовиться к осуществлению задуманного плана.

Советское правительство, указывая Чкалову на необходимость самой тщательной личной подготовки к осуществлению небывалого еще в истории человечества замысла, в то же время принимало ряд мер для обеспечения перелета через Северный полюс. Весной 1937 г. решением Советского правительства была снаряжена специальная полярная экспедиция, самолеты которой совершили посадку на Северном полюсе. Советскими авиаторами была достигнута новая историческая победа: это была первая в мире посадка самолетов на Северном полюсе! Созданная здесь советская научно-исследовательская станция приступила к изучению морских течений, климатических условий, земного магнетизма и атмосферного электричества центрального полярного бассейна. Тем самым определилась возможность систематических метеорологических наблюдений в самом центре северного полушария.

Только после всесторонней тщательной подготовки экипажу Чкалова было дано разрешение на беспримерный в истории авиации перелет через Северный полюс в Америку. Старт был дан на рассвете 18 июня 1937 г. на аэродроме близ Москвы. Чкалов блестяще выполнил задание Советского правительства. Экипаж самолета АНТ-25 под командованием Чкалова вписал новую славную страницу в перечень исторических достижений нашего воздушного флота. Советский самолет находился в воздухе 63 часа 25 минут, т. е. более двух с половиной суток. За это время было пройдено свыше 10 000 километров земного пути и 12 000 километров воздушного пути. Над океанами и льдами было пройдено около 6000 километров. Полет в основном совершался на высоте 4000 метров и выше. Советские летчики, выполнив величайший в истории перелет, открыли новую эру в завоевании природы.

Пребывание Чкалова в США вылилось во внушительную демонстрацию исключительных успехов, достигнутых советским народом в его борьбе за дальнейший прогресс науки и техники.

Умножив своим перелетом славу Родины и Советского воздушного флота, Чкалов приложил много усилий для того, чтобы тщательно проанализировать свои выводы и наблюдения, сделанные во время полета. Им была написана книга «Наш трансполярный рейс», в которой подводились некоторые научные итоги перелета через Северный полюс. Как этот рейс, так и первый дальний маршрут, образцово проведенные Чкаловым, значительно обогатили советскую авиационную науку, расширили опыт советских летчиков.

Все самое яркое, сильное, привлекательное в характере летчика, в его делах достигло совершенства благодаря влиянию Коммунистической партии. Мудрость и воля партии направляли искания летчика по славному пути подлинного героизма. Доверие народа, его забота и любовь вдохновляли Чкалова на новые подвиги. В. П. Чкалов пламенно любил свою Родину, жгуче ненавидел ее врагов. Плоть от плоти нашего народа, он чувствовал себя неразрывно связанным с трудящимися нашей Родины, знал, что наравне с миллионами советских людей участвует в одном общем великом деле — в борьбе за победу коммунизма.

Чкалов нес большие государственные, партийные, общественные обязанности. В 1937 г. он был избран депутатом Верховного Совета СССР от Горьковского избирательного округа. Он был также членом Горьковского городского и областного комитетов партии. Деятельную помощь оказывал Чкалов разного рода спортивным, молодежным, детским и другим организациям. Работа Чкалова на высоком посту народного избранника, депутата Верховного Совета СССР, рисует яркий облик верного слуги народа, талантливого трибуна. Подлинным государственным деятелем был Чкалов и в той области, которой посвятил всю свою жизнь, — в авиации.

Чкалова никогда не оставляла мысль о том высшем проявлении преданности советскому народу и Коммунистической партии, которое может потребоваться от него в случае войны. И духовно, и физически он был всегда готов к тому, чтобы грудью встретить врага, осмелившегося напасть на священную землю нашей Родины.

Быть слугой народа для Чкалова, военного летчика, пламенного советского патриота, означало прежде всего быть беспредельно верным присяге, свято выполнять свой воинский долг.

«Я буду держать штурвал самолета до тех пор, пока в моих руках имеется сила, а глаза видят землю», — так сказал однажды Чкалов. Он честно выполнил свою клятву. До последней минуты своей героической жизни Чкалов не выпускал штурвала самолета из рук, отдав до конца свою вдохновенную, творческую жизнь нашей социалистической Родине.

С глубочайшей скорбью встретила вся страна правительственное сообщение о гибели В. П. Чкалова. Он погиб 15 декабря 1938 г. при испытании нового самолета. Центральный орган нашей партии «Правда», выражая самые сокровенные мысли советских людей, писала: «Храня в сердце героический образ Валерия Чкалова, советские летчики… будут неустанно крепить мощь советской авиации, могущественнейшей авиации в мире.

Храня в сердце героический образ Валерия Чкалова, советские инженеры и конструкторы будут создавать еще более совершенные машины для того, чтобы наши мужественные пилоты могли летать выше всех, дальше всех и быстрее всех…».

Жизнь и подвиги Чкалова навсегда остались ярким примером беззаветного служения народу. Чкаловский опыт, стиль, летное мастерство прочно вошли в теорию и практику авиационного дела. Чкаловское отношение к летному труду, его непрестанное новаторство, его беспредельная преданность советскому народу и Коммунистической партии служат примером для всех воинов нашего воздушного флота. Авиатор высокой выучки воплощал в своем опыте, в своей работе замечательное воинское умение, знание принципов боевого применения авиации с бесстрашием и отвагой, волей и упорством.

Героическая жизнь Чкалова учит советских летчиков необходимости упорно, каждодневно повышать свои политические, военные и технические знания, расширять свой культурный кругозор.

Жажда к новым знаниям, к глубокому проникновению в теорию авиации, стремление непрерывно поднимать свой идейно-политический уровень, всегда жившие в Чкалове, являются одной из тех его славных традиций, которой стараются следовать все советские летчики. Передовых людей нашего воздушного флота отличает высокая теоретическая подготовка во всех областях авиационного дела, постоянная тяга к углублению политических знаний. Каждый советский авиатор, поставивший себе целью жить и работать по-чкаловски, дружит с политической, военной и специальной книгой, отдает много времени и труда для постоянного накапливания новых знаний. Тем самым он создает прочную основу для достижения все новых и новых успехов в своих полетах.

Одним из главнейших законов жизни советских авиаторов является строжайшее выполнение всех правил летной службы, соблюдение железной воинской дисциплины.

Известно, что враги советского народа, изменники Родины, пробравшиеся в свое время в нашу авиацию, чернили творческие устремления молодого летчика. Это нужно было им для того, чтобы изгнать В. П. Чкалова из советской авиации, которую он любил всем сердцем страстного советского патриота, ради укрепления могущества которой он не жалел ни сил, ни самой жизни. Коммунистическая партия, Советское правительство спасли В. П. Чкалова для нашего воздушного флота, направили творчество и новаторство одареннейшего советского летчика на правильный путь. Отеческая забота партии дала возможность В. П. Чкалову стать передовым советским летчиком, вырасти в передового авиационного деятеля нашей социалистической Родины.

Успехи Чкалова как летчика-испытателя были бы невозможны, если бы он не следовал в своих полетах главнейшим законам летной службы. Как пилот героических дальних маршрутов, Чкалов показывал образец следования всем требованиям, поставленным перед экипажем относительно режима полета, эксплуатации материальной части и других условий, определяющих полетное задание.

Повседневная, настойчивая и целеустремленная борьба каждого советского авиатора за укрепление воинской дисциплины, за строжайшее соблюдение всех требований уставов Советской Армии и правил, регламентирующих производство полетов, есть одно из обязательных выражений их стремления летать по-чкаловски.

Чкаловское умение, упорство и настойчивость в преодолении трудностей, чкаловская воля в достижении поставленной цели, чкаловская преданность делу Коммунистической партии нашли свое выражение в бессмертных подвигах, совершенных в годы Великой Отечественной войны тысячами и тысячами советских летчиков. В победах, одержанных нашими авиаторами, неутомимо взаимодействовавшими с войсками Советской Армии на всех этапах борьбы с врагом, заложен и труд Чкалова, отдавшего всю свою жизнь делу строительства отечественного воздушного флота. Чкаловская деловитость и размах, чкаловская непримиримость к врагам со всей силой проявились в ратном труде советских соколов.

Чкаловские традиции живут в нашей авиации и теперь, в пору освоения новой, современной авиационной техники. Ныне, когда наш воздушный флот, щедро оснащенный еще лучшими самолетами, двигателями и различной аппаратурой, продолжает прочно стоять во главе авиационного прогресса, сбываются мечты Чкалова о больших скоростях полета, о подъемах в стратосферу, о еще больших дальностях полета. Ученики Чкалова, летчики-испытатели, освоили скоростные реактивные самолеты. Ученики Чкалова, советские летчики, первыми в мире освоили высший индивидуальный и групповой пилотаж на реактивных самолетах. Наши летчики в последние годы обогатили чкаловскую школу высшего пилотажа выполнением всех сложнейших фигур на реактивных самолетах.

Большой, славный путь прошел крылатый богатырь нашей Родины В. П. Чкалов. Замечательны традиции крупнейшего советского летчика, выпестованного Коммунистической партией. Советский народ, храня память о выдающемся вкладе В. П.Чкалова в строительство воздушного флота нашего социалистического государства, назвал его именем города и поселки, заводы и колхозы, учебные заведения и Дома культуры. Советский народ, храня светлую память о В. П. Чкалове, выдающемся авиационном деятеле нашей социалистической Родины, неустанно укрепляет свой воздушный флот, неустанно растит советских летчиков высокой выучки, готовых на новые подвиги во славу нашего социалистического государства.

Источник: Полковник Н. ДЕНИСОВ — «Вестник воздушного флота» № 12, 1950 г.

www.airaces.ru