КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ. Калиновый мост


Калинов мост. » Комета-Возмездие

ВНИМАНИЕ! Книга разделена на главы, только для удобства навигации. Информация книги представляет слитное изложение материала о космической катастрофе кометы Алатырь, почти совпавшей по времени с монголо-татарским нашествием. Для правильного понимания происходивших событий советуем последовательно ознакомиться со всей книгой. Перейти к оглавлению.

 

 

Мифологический термин «калинов мост» уже не одно столетие привлекает к себе внимание исследователей, и уже неоднократно делались попытки определить его значение и найти реальный топоним этого слова. Например, в XIX веке исследователь русских сказок, легенд и былин А.А. Потебня одним из первых озвучил предположение, что этимология мифологического термина «калинов мост» может иметь связь со словом «калить» (жечь, сильно нагревать). И он был прав, но, к сожалению, не имея представления об истинном значении описываемых в русских былинах событий, впоследствии отказался от своей догадки.

Понять значение мифологического термина «калинов мост» до сих пор не смог никто, ни академик Б.А. Рыбаков, ни исследователи-энтузиасты, пытавшиеся определить значение этого термина. Потому что многочисленные толкователи русских сказаний, безуспешно пытаются нащупать подсказку к объяснению мифологического термина «калинов мост» в растении калина.

Но на Руси калина с самых древних времен символизирует девственную любовь и оглашение доказательств невинности новобрачной. Обряды похорон калины при замужестве означали нарушение девственности. И на этом основании, некоторые исследователи считают калину погребальным деревом памяти, ведь ее иногда высаживали на могилах. Но этот факт не имеет никакого обрядового значения, ведь на могилах, просто для «благолепия», не придавая этому никакого культового значения, сажают и клены и тополя, и березки и другие деревья и растения. И к мифологическому термину «калинов мост», растение калина, также не имеет никакого отношения. Термин «калинов мост», оказался связан с днем памяти святого мученика Калинника (1). Калинник или Калинов день христиане отмечают 23 и 29 июля. Калинниками (по имени святого Калинника) назывались ранние осенние грозы, зарево и зарницы. Это был ближайший к дате космической катастрофы (15 июля 1240 года), праздник молнии и грозы.

К тому же, в древнерусском языке слово «калина» обозначало сильно раскаленное железо. А в русской мифологии этим термином обозначался раскаленный железный метеорит. О том, что Алатырь-камень являлся железосодержащим метеоритом, мы можем предполагать по остаткам метеоритного материала в кратерах на острове Сааремаа и оплавленным «осарошникам» в окрестностях озера Светлояр.Хотя , справедливости ради, следует сказать, что многоядерные кометы, могут быть и смешанного состава.

На берегах реки Смородина, у Калинова моста, проживала и древнеславянская языческая богиня Морана (Мара) (2).

По предположению некоторых исследователей русских былин, Калинов мост, река Смородина и знаменитое Пекло находятся в Приэльбрусье. Ведь согласно легенды, у подножия Эльбруса располагался рай, ирий (3), отделенный от остального мира огненной рекой Смородиной. Так в былинах обозначен левый приток Терека - река Кызыл-су (досл."красная река", «огненная река»). А Калинов мост, по мнению этих исследователей, находится в узком ущелье, в том месте, где Кызыл-су прорвала застывший поток лавы, и обрушивается в долину водопадом Султан. Здесь и находится каменный мост, по которому можно перебраться с одного берега реки на другой. В этом месте все покрыто черной и красноватой лавой, здесь не растет трава, а песок имеет черный цвет. Это место у местных аборигенов с незапамятных времен называется Пеклом. Глубокий бездонный каньон, довершает мрачную картину местного ада. Поэтому нам необходимо чуть подробнее ознакомимся с легендами об Эльбрусе.

 

 

Примечания к статье «Калинов мост»

1 «… святого мученика Калинника». Святой мученик Калинник, с детства был воспитан в христианской вере. Скорбя о заблудших, поклоняющихся идолам, он ходил по городам и весям, проповедуя язычникам учение об Иисусе Христе. В Галатийском городе Анкире, он был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону. Мучимый и истязаемый, он был приговорен на сожжение в городе Гангре. Приведенный в Гангр, святой Каллиник, с радостью воздал благодарение Господу, который сподобил его мученического венца, и сам вошел в пылающий костер. Развратные зрелые негритянки от 35 до 65 лет научат сексу любого неопытного пацана! Смотрите порно зрелых негритянок на сайте Зрелки ком, чтобы научится сексу с опытными дамами, которые умеют себя преподнести. Черные дамы постарше любят крепкие члены молодых белых парней.

2. «… языческая богиня Морана (Мара)». По языческой славянской легенде, богиня Морана (Мара), жена Кощея, являлась символом Черной Луны. Её атрибуты - груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает нить человеческой жизни. (Серп Луны – это мифологическое обозначение глобальной космической катастрофы.) Живет Морена, согласно древним сказаниям, там, где река Смородина, у Калинова моста.

3 «… ирий». Ирий (вирий) – это «солнцева страна», потусторонний мир. Разные версии славянских былин чаще всего помещают ирий в Беловодье, на Эльбрусе, или за Уралом, в Якутии. То есть легенды называют реальные географические топонимы мест космических взрывов. Ирий – это место, где пируют самые главные славянские боги. В ирии растет мировое дерево, а потому его еще называют ирий-сад. На вершине мирового дерева обитают птицы, и души умерших.Из Ирия аисты приносят младенцев, наделенных душами ранее живших на Земле людей. Священным деревом Ирия в славянской мифологии считается дуб, или яблоня, на которой растут молодильные яблоки.

 

 

kometa-vozmezdie.ru

Калинов мост Википедия

Кали́нов мост — мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых[1]. За Огненной рекой жил Змей Горыныч и находилась избушка Бабы Яги[2].

Происхождение названия[ | код]

Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (например, металла)[3] докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царь.

Местоположение[ | код]

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла в образе различных змеев.

Представления славян[ | код]

Образ Калинова моста как некоего рубежа встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время фраза Перейти Калинов мост — означала смерть, а в другое время фраза Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту — означала любить[4], так как замужество невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом[5].

По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой[6].

Мифология[ | код]

Существует множество былин и легенд, в которых по сюжету на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:

  • Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван-крестьянский сын), защищая Русь, бьются на Калиновом мосту с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).
  • Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.

Известна загадка с упоминанием Калинова моста:

  • Бежали овечки по калинову мосту: увидели зорю (грозу, огонь), кинулись в воду. Пельмени.

Обряды[ | код]

Замужество[ | код]

Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.

ru-wiki.ru

БЫЛИННЫЕ МЕСТА ПРИЭЛЬБРУСЬЯ - БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ ПЕРЕДВИЖНОГО СРЕДСТВА «БРОДЯГА»

ЧАСТЬ 13. РЕКА СМОРОДИНА, КАЛИНОВ МОСТ, ПЕКАЛЬНОЕ ЦАРСТВО МОРАНЫ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ УЩЕЛЬЕ

Для тех, кто не подвержен головокружению!Народная мудрость

поляна Эммануэля и Эльбрус«поляна Эммануэля и Эльбрус» на Яндекс.Фотках

Если верить преданиям, у священной горы Алатырь (Эльбрус) располагался Ирийский (райский) сад и протекала река Смородина, разделявшая мир земной (Явь) и загробный (Навь). Над Смородиной находился Калинов мост, соединявший эти два мира и который служил для проникновения душ умерших.Эльбрус над каньоном Кызылкол«Эльбрус над каньоном Кызылкол» на Яндекс.Фотках

Ступившему на Калинов мост – последний рубеж перед царством Мораны (Мары) - уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом предопределён всей предыдущей жизнью. Неслучайно Калинов мост в фольклоре - место битв между витязями и нечистой силой (обычно многоголовыми змеями). Или проще говоря, Зла с Добром.

Сегодня мы воспринимаем это как сказку, но, вполне возможно, это реальная история с реальными персонажами, только дошедшая до нас в мифологическом изложении, иносказательно.

Что за река Смородина под Эльбрусом? По сей день под Эльбрусом протекает река Кызылкол, которая с тюркского языка переводится как красная, огненная.

Эльбрус в "вуали"«Эльбрус в "вуали"» на Яндекс.Фотках

Странное название для реки. Но это на первый взгляд. Кто видел, как течёт лавовый поток, сразу узнает в нём огненную, красную реку.

каньон р.Кызылкол«каньон р.Кызылкол» на Яндекс.Фотках

Это и есть былинная река Смородина - река Огнебога - стража духовного мира.

долина Кызылкол«долина Кызылкол» на Яндекс.Фотках

Священным рас¬тением Огнебога явля¬ется смо¬родиновый куст, на котором ягоды сначала красные (огненные), а потом чёрные как уголь. Смородина - значит смрадная, дымная (от слова «смага» - огонь, пламя или от древнерусского слова «смород», которое употреблялось на Руси в XI—XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад). А какой ещё воздух мог быть над потоком лавы? Вот её описание в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Что это, как не описание лавового потока при извержении вулкана?

в долине Кызылкол«в долине Кызылкол» на Яндекс.Фотках

Смородина (Кызылкол) — река смерти, пе¬рей¬дя которую можно попасть в мир богов и духов. Для этого нужно преодолеть «Калинов мост», на котором многоголовые змеи, стражи Нави, заступали путь героям. Сказочным. А помните, чем эти змеи-драконы плевались? Огнём, дымом (смрадом). Очень-очень напоминает извержение вулканов. Известно, что Эльбрус – спящий вулкан. Двести лет назад над его вершинами ещё курился дымок.

Эльбрус в "фате"«Эльбрус в "фате"» на Яндекс.Фотках

Чем вам не огнедышащий Змей Горыныч? А как он «плевался» при извержении! Его «бомбы» до сих пор находят в районе Астрахани. Это более 700 километров!

И былинный Калинов мост не от слова «калина» (кустарник с красными плодами), а в смысле раскалённый, красный и может иметь связь со словом «калить» (жечь, сильно нагревать). Но существуют и другие мнения. Например, название реки Смородина - самородинная, сама себя родившая, символическая граница между миром живых и мёртвых. Калинов мост (от имени общеарийской богини смерти Кали) – место перехода в потусторонний мир.

Но оставим былины сказителям старины глубокой – песнярам-гуслярам, и перейдём к реалиям сегодняшнего дня. Рядом с Эльбрусом (Змеем Горынычем) над протекающей возле него Кызылкол (Смородина) в самом узком месте – каньоне - природный мост, каменной пробкой нависающий над разрезанным «огненной» рекой ущельем. Это и есть былинный Калинов мост.

каньон Кызылкол«каньон Кызылкол» на Яндекс.Фотках

И каньон Кызылкол, и пробка-мост – достопримечательность Джилысу. Правда, отдыхающие в Джилысу переименовали Калинов мост в Чёртов. Наверное, это понятие им ближе.

Прогуляемся к нему и мы. Минуем минеральные источники, «ванну», переходим Бирджалысу по металлическому мосту, который накренился при селе.

мост, накренившийся селем«мост, накренившийся селем» на Яндекс.Фотках

Я именно бы его назвала Чёртовым, потому как в дождь он такой скользкий, а наклон поверхности большой, что того и гляди скатишься, приходится цепляться за поручни и подтягивать тело, короче, помогать ногам.

Собственно, под мостом уже бурлит и клокочет Малка. Слияние рек Бирджалысу и Кызылкол – её начало. Практически рядом с накренившимся мостом Кызылкол изливается большим (40 метров), красивым водопадом, над которым и находится искомый Калинов мост.

водопад Султан с берега Бирджалысу«водопад Султан с берега Бирджалысу» на Яндекс.Фотках

Водопад назвали Султаном (Солтан - от слова sol – солнце). Когда сидишь в нарзанной «ванне», любуешься им и утром, и днём, и вечером, и в любую погоду. Султан открывается взору во всей красе. И в освещённой солнцем воде часто играет радуга.

40-метровый водопад Султан«40-метровый водопад Султан» на Яндекс.Фотках

Исследователи Северного Приэльбрусья считают, что Александр Сергеевич Пушкин, выросший на сказках няни Арины Родионовны, царство Салтана (Солтана, Султана) поместил на Кавказе в Приэльбрусье, где много всяких природных чудес: «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана…» И будто бы водопад Султан назван в честь того царя Салтана.

р.Кызылкол«р.Кызылкол» на Яндекс.Фотках

Но оставим исследования написанных текстов лингвистам, а сами продолжим путь к Калиновому мосту. Тропа огибает лавовую преграду, постепенно набирая высоту.

цветы Приэльбрусья«цветы Приэльбрусья» на Яндекс.Фотках

Вот она выводит путников из узкого ущелья с источниками на первую смотровую площадку.

в урочище Джилысу«в урочище Джилысу» на Яндекс.Фотках

Отсюда урочище Джилысу как на ладони. Прекрасно видны нарзанная ванна с торчащими головами купающихся и минеральные источники с рассевшимися вокруг на камнях и медленно потягивающими нарзан людьми, домики-вагончики стационарного «поселения» при народном курорте, дворик администрации ГЛОУ с хозяйственными постройками, поляна «цыганского табора» с разноцветными тентами, машинами, палатками и прочим скарбом для комфортного отдыха.

Несколько раз наблюдала, как на смотровую площадку заезжали на автомобилях из ущелья Кызылкол, куда попадали через перевал Каяэшик. Дальше к источникам не проехать из-за того накренившегося моста. А когда-то и мост, и дороги позволяли совершать кругосветку по Джилысу, правда, только высокопроходимому транспорту типа военных грузовиков. Говорят, в планах восстановить это движение во все уголки урочища с достопримечательностями. А пока на смотровую площадку выпархивают дамы на высоченных шпильках (самая удобная обувь для путешествия по горам), фотографируются с видом на достопримечательности Джилысу, лежащие внизу, и уезжают. Понятное дело, что спуститься вниз на 500 метров не позволяет модная обувь, можно ноги сломать. А может, жалко не ноги, а туфли, которые ободрать об острую щебёнку дороги очень просто.

Минуем смотровую площадку и по широкой дороге, петляющей по застывшей древней лаве, поднимаемся в долину Кызылкол. На одном из поворотов сворачиваем на узкую еле приметную в густой альпийской растительности тропинку, вьющуюся по цветущему склону. Она непременно приведёт нас в нужное место.

лето в горах«лето в горах» на Яндекс.Фотках

А вот и первое чудо-юдо – «туалетный трон».

пейзаж с унитазом«пейзаж с унитазом» на Яндекс.Фотках

Господи, кто его сюда приволок? Стоит он и соперничает в белизне с Эльбрусом, восточная часть которого показалась из-за крутого склона. Какой-то «гурман» природных пейзажей сидел здесь, смотрел на Эльбрус и предавался философским раздумьям. Многое мне приходилось видеть в походах, но такое повстречалось впервые.

чудо туалетной "техники" под Эльбрусом«чудо туалетной "техники" под Эльбрусом» на Яндекс.Фотках

Цветущие альпийские полянки сменяют одна другую. Изобилие цветов поражает воображение.

на альпийских полянках«на альпийских полянках» на Яндекс.Фотках

в Северном Приэльбрусье«в Северном Приэльбрусье» на Яндекс.Фотках

горные цветы«горные цветы» на Яндекс.Фотках

Пейзажи во все стороны один лучше другого.

с тропы от Чёртова моста«с тропы от Чёртова моста» на Яндекс.Фотках

На очередном подъёме выходим из низинки, и перед нами открывается Эльбрус от подножия до вершин.

звездоцвет - астры«звездоцвет - астры» на Яндекс.Фотках

Ничто не закрывает этот Исполин. И ни одного облачка! Эльбрус будто парит на фоне иссине-голубого неба, которое бывает таким пронзительным только в горах в хорошую солнечную погоду. Завораживающее зрелище.

Эльбрус над урочищем Джилысу«Эльбрус над урочищем Джилысу» на Яндекс.Фотках

Калинов-Чёртов мост уже рядом. Зелёные лужайки вдруг обрываются на краю пропасти, откуда веет чем-то жутким, ужасным. Далеко внизу видна узкая перемычка, по которой можно перебраться с одного берега Кызылкол на другой.

каньон Кызылкол«каньон Кызылкол» на Яндекс.Фотках

Геологи, которые, как известно, не верят в чудеса, а объясняют их происхождение, считают, что лавовый поток преградил путь воде, образовав плотину. Много лет она накапливалась, образуя озеро. Вот чем объясняются ровные поверхности в долине Кызылкол.

долина Кызылкол«долина Кызылкол» на Яндекс.Фотках

Со временем воды озера проточили в лавовой плотине туннель, своды которого обвалились, оставив в одном месте узкую лавовую полоску. Это и есть Калинов мост, по мнению исследователей былинных мест. Воды озера постепенно стекли в ущелье реки Бирджалысу водопадом Султан, который и сегодня представляет собой грандиозное зрелище, обрушивая воды из пещеры 40-метровым водным столбом.

водопад Султан«водопад Султан» на Яндекс.Фотках

Многие отдыхающие на краю каньона и заканчивают свой маршрут, удовлетворив своё любопытство видом сверху на узкое ущельице с «мостом». Но только не мы.

Отправляемся по очень крутой, почти отвесной тропе вниз. Местами она переходит в ступени, что немного облегчает нашу задачу – хоть ноги не скользят и не разъезжаются во все стороны. И это в сухую погоду! В дождь здесь ходить опасно.

на тропе из Нави (ада)«на тропе из Нави (ада)» на Яндекс.Фотках

Когда-то подростком меня приводили уже сюда. Тогда мы не знали, что это предполагаемый Калинов мост. Просто не смогли перейти бурную Кызылкол в долине. Из ближайшего коша вышел пастух и посоветовал каменный мост. Мы к нему поднялись, но переходить не рискнули. На скалах противоположного берега сидели два грифа и поджидали тухлятинки-мертвечины. Они с такой надеждой и вожделением смотрели на нас, что, казалось, слюнки капают с загнутого кончика клюва. Это нас так впечатлило, что мы повернули назад.

Стоять на лавовой пробке и смотреть в головокружительную пропасть под ногами - не совсем приятно. Точнее – совсем неприятно. И дело даже не в личной впечатлительности.

вид с Чёртова моста на каньон Кызылкол«вид с Чёртова моста на каньон Кызылкол» на Яндекс.Фотках

Всё покрыто чёрной и красноватой лавой, а песок имеет чёрный цвет. Недаром это место у местных аборигенов с незапамятных времён называется Пеклом. Глубокий бездонный каньон довершает мрачную картину местного ада.

каньон Кызылкол«каньон Кызылкол» на Яндекс.Фотках

Вот оно царство языческой богини Мораны (Морены, Мары) – богини Зимы и Смерти, жены Кощея. Морана у древних славян считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое чёрное дело. Имя Морана родственно таким словам как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Легенды рассказывают, как Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Чёрная Луна (Серп Луны – это мифологическое обозначение глобальной космической катастрофы), груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Вот как описывается это место в былинах: «Пришёл Иван, крестьянский сын, к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнём-пламенем пышут. Конь у чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калиновый мост - конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, чёрный пёс позади ощетинился. Чудо-юдо коня плёткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!» Слава Богу, мы здесь не в полночь, а в полдень, когда чудо-юдо не свистит, огнём-пламенем не пышет, спит.

каньон Кызылкол с Калинова моста«каньон Кызылкол с Калинова моста» на Яндекс.Фотках

Фотографии не могут передать ни вид мрачного ущелья с лавовыми останцами, хранящими следы подземного жара, ни ощущение бездны, которое создаётся на мосту.

каньон Кызылкол«каньон Кызылкол» на Яндекс.Фотках

В Пекальное царство по «мосту» мы не пошли. Больно уж мрачное место. Посмотрели на причудливые скалы с двух сторон каньона, напоминающие сказочных драконов-змеев.

тропа к Калинову мосту«тропа к Калинову мосту» на Яндекс.Фотках

Постояли немного на Калиновом мосту, потому как утверждается: с одной стороны наше прошлое, с другой – будущее. И лишь настоящее простирается между. И только самому решать: сделать шаг влево или вправо.

ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩУЮ ГЛАВУ               ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

kozandrevna.livejournal.com

Почему же тот мост звался Калиновым? | Культура

В русских народных сказках не раз встречается Калинов мост на реке Смородине, где происходит бой героя с чудовищем: «Бой на Калиновом мосту», «Иван Быкович», «Иван, крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст» и др. С легкой руки талантливого и скрупулезного исследователя сказок В. Я. Проппа повелось считать, что река Смородина представляет собой границу между мирами. Стало быть, мост через нее — переход из одного мира в другой.

Одна из версий символики и географических координат этого места уже описывалась в нашем журнале.

В частности, была приведена точка зрения, согласно которой этимология Калинова моста связана со словами «калить» (сильно нагревать) или «калеть» (коченеть, цепенеть от жара или стужи). Впервые она была высказана еще в XIX в. знатоком русских сказок А. А. Потебней, ссылавшимся на неслучайные эпитеты к калине, по значению близкие к огню: красная, жаркая и т. п. Правда, впоследствие автор отказался от собственной догадки, выдвинув другую версию, что, мол, Калинов мост был металлическим.

Академик Б. А. Рыбаков объясняет исходную сущность понятия «калинов мост» следующим образом: «Мост, по которому пойдет массивное мифическое чудище изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника, абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать что-либо, но не строить из них… Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников калины».

Но если так, то почему о калиновом мосте поется в свадебных песнях, в невестинских причитаниях, девичьих напевах? И в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегий» в качестве образа народной женской песни звучит:

Уж как по мосту — мосточку, по калиновым досочкам!Вай-ду, вай-ду, вай-ду, вай-ду,По калиновым досочкам…

Чтобы разобраться в этом, стоит обратиться не к этимологии, а к символике калины.

Много народных сказаний повествует о калине.

Украинцы из века в век передают историю о том, как татаро-монгольское войско взяло в проводники девушек, которые завели их то ли в непроходимую чащу, то ли в болото. Закололи саблями супостаты героинь, и на месте их гибели выросла калина с ягодами-кровинками. В общем, было у кого поучиться Ивану Сусанину.

Другое предание рассказывает, как в галицких землях покончила собой Оленочка, которую брат хотел продать туркам, те с досады порубили ее тело на куски, и тогда калиновые рощи расколыхались от великой печали.

Существует легенда, что когда-то ягоды калины были слаще малины. Но однажды юная красавица полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. От отчаяния она решила сжечь тот лес, и когда жестокосердый наведался туда, все уже сгорело. Лишь под кустом калины сидела заплаканная девушка. Глянул на нее кузнец и полюбил, и до самой смерти видел в жене красавицу, потому что одарила его калина умением отвечать на любовь и ценить ее. Но ягоды ее с тех пор и стали горчить — как слезы неразделенной любви.

Калина с самых древних времен олицетворяла красоту и девственную любовь.

Ее выращивали возле хаты — на счастье. Она была непременным атрибутом свадебных ритуалов, начиная с украшения ветками, венками и ягодами горницы и обрядовых калачей и кончая оглашением доказательств невинности новобрачной.

Обряды похорон калины означали принесение девственности в жертву при замужестве во имя продолжения рода. Брокгауз и Эфрон, исходя из исследований того же А. А. Потебни, утверждают, что «Калиновые мосты — обычное, постоянное общее место в свадебных песнях (мост — соединение, связь)». Позднее это дерево стало символом женщины и любви вообще.

С другой стороны, оно было погребальным, памятным и высаживалось на могилах воинов, павших в боях за Родину, или безвременно погибших возлюбленных.

Считалось, что калина способна видеть, слышать и думать.

Наши предки верили, что она помогает от сглаза и нечистой силы, успокаивает и облегчает душу. «Если тебе тяжело, горько от судьбы своей, обними калину-матушку, проведи несколько раз рукой по ее стволу, поведай-открой все тайны свои горькие, прижмись к ней осторожно, не поломав веточек, сразу станет легче на душе» (любопытно, что настой из ягод калины применяют в том числе и в качестве успокаивающего средства при неврозах).

Вот как относился народ к калине.

И мост неслучайно был назван в ее честь.

И в бою богатыря с чудовищем на границе миров Жизни и Смерти, и при переходе из девичества в замужество происходило умирание прежнего состояния и рождение нового. И ратный подвиг, и свадьба — инициация, посвящение. Калина при этом выступает защитницей, заступницей, помощницей. Во всяком случае, основанием для подобной версии является символическое значение глубоко почитаемого древними славянами дерева.

shkolazhizni.ru