15 июля 1240 года состоялась Невская битва. 1240 год 15 июля событие на руси


Невская битва 23 июля 1240 — История России

 

 

Невская битва - сражение между русскими и шведскими войсками на реке Неве. Целью вторжения шведов был захват устья реки Невы, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Великого Новгорода. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам шведского войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции в условиях Батыева нашествия.

 

НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ СТАРШЕГО ИЗВОДА

Придоша Свѣи в силѣ велицѣ, и Мурмане, и Сумь, и ѣмь в кораблихъ множьство много зѣло; Свѣи съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Невѣ устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую. Но еще преблагыи, премилостивыи человѣколюбець богъ ублюде ны и защити от иноплеменьникъ, яко всуе трудишася без божия повелѣния: приде бо вѣсть в Новъгородъ, яко Свѣи идуть къ Ладозѣ. Князь же Олександръ не умедли ни мало с новгородци и с ладожаны приде на ня, и побѣди я силою святыя Софья и молитвами владычица нашея богородица и приснодѣвица Мария, мѣсяца июля въ 15, на память святого Кюрика и Улиты, в недѣлю на Сборъ святыхъ отець 630, иже в Халкидонѣ; и ту бысть велика сѣча Свѣемъ. И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ; а инии творяху, яко и пискупъ убьенъ бысть ту же; и множество много ихъ паде; и накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла; а инии мнози язвьни быша; и в ту нощь, не дождавше свѣта понедѣльника, посрамлени отъидоша.

Новгородець же ту паде: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, Намѣстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника, а всѣхъ 20 мужь с ладожаны, или мне, богь вѣстъ. Князь же Олександръ съ новгородци и с ладожаны придоша вси здрави въ своя си, схранени богомь и святою Софьею и молитвами всѣхъ святыхъ.

 

НАКАНУНЕ НЕВСКОГО СРАЖЕНИЯ

1238 г. стал переломным в судьбе Александра Ярославича. В битве с татарами на реке Сити решалась судьба не только великого князя, всей Русской земли, но и его отца, и его самого. После гибели Юрия Всеволодовича именно Ярослав Всеволодович, как старший в роду, стал великим князем владимирским. Александру отец определил все тот же Новгород. Тогда же, в 1238 г., семнадцатилетний Александр женился на княжне Прасковье, дочери полоцкого князя Брячислава. Тем самым Александр приобрел в лице полоцкого князя союзника на западных рубежах Руси. Венчание происходило на родине матери и деда, в городе Торопце, а свадебный обед состоялся дважды — в Торопце и в Новгороде. Александр демонстрировал свое уважение к городу, где он впервые вышел на самостоятельный княжеский путь.

Поворотными для Александра этот год и последующий были и в другом смысле. Нашествие татаро-монголов и жесточайшее разорение ими русских земель как бы подчеркнули уже давно развивающийся политический распад Руси, ее все возрастающую военную слабость. Разгром Батыем русских земель закономерно совпал с усилением агрессии против Руси всех ее соседей. Им казалось, что теперь стоит предпринять лишь небольшое усилие, и можно будет прибрать к своим рукам все, что осталось за чертой татаро-монгольского завоевания.

Литовцы захватили Смоленск, тевтонские рыцари, разорвав прежний мир, начали наступление на Псков. Сначала они овладели крепостью Изборск, а потом осадили и сам Псков. Взять его не удалось, но городские ворота открыли рыцарям их сторонники из числа псковского боярства. Одновременно датчане атаковали земли чуди (эстов) на берегу Финского залива, находившиеся под властью Новгорода. Последний оплот свободной и независимой еще Руси — новгородские земли — был поставлен на грань катастрофы. По существу, Александру Ярославичу и стоящему за его спиной великому князю противостоял блок западных стран, ударными силами которого были «слуги Божьи» из немецких земель. В тылу же лежала разоренная татарами Русь. Юный князь оказался в центре восточноевропейской политики. Наступал решающий этап борьбы русских за оставшиеся еще независимыми земли.

Первыми открытый удар по новгородским владениям нанесли давние враги Новгорода шведы. Они придали походу крестовый характер. Грузились на корабли под пение религиозных гимнов, католические священники благословили их в путь. В начале июля 1240 г. флот шведского короля Эрика Леспе направился к русским берегам. Во главе королевского войска стояли ярл Ульф Фаси и зять короля ярл Биргер. По некоторым данным, С обоими ярлами шло несколько тысяч человек Вскоре шведы бросили якоря в том месте, где река Ижора впадает в Неву. Здесь они раскинули свой стан и начали рыть боевые рвы, предполагая, видимо, закрепиться надолго и в дальнейшем заложить крепость, свой опорный пункт в ижорской земле, как они это уже сделали в землях еми и суми.

В древнем предании сохранилось обращение шведского вождя к новгородскому князю: «Если хочешь противиться мне, то я уже пришел. Приди и поклонись, проси милости, и дам ее, сколько захочу. А если воспротивишься, попленю и разорю всю и порабощу землю твою и будешь ты мне рабом и сыновья твои». Это был ультиматум. Шведы требовали от Новгорода безусловного повиновения. Они были убеждены в успехе своего предприятия. По их понятиям, сломленная татарами Русь не могла оказать им серьезного сопротивления. Однако события разворачивались вовсе не так, как предполагали шведские крестоносцы. Еще на входе в Неву их шнеки были замечены местными ижорскими дозорщиками. Ижорский старейшина Пелгусий тут же дал знать в Новгород о появлении противника и позднее сообщал Александру о месте пребывания и количестве шведов.

А.Н. Сахаров. «Александр Невский: Имя Россия. Исторический выбор 2008» 

 

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ

Сражавшийся во главе дружины переяславцев князь Александр Ярославич с высоты своего боевого коня сумел высмотреть «королевича» Биргера, защищенного мечами нескольких рыцарей. Русский ратоборец направил своего коня прямо на вражеского предводителя. Туда же развернулась и княжеская ближняя дружина.

«Королевич» Биргер как королевский полководец в ходе Невской битвы подтвердил, вне всякого сомнения, репутацию древнего рода Фолькунгов. В русских летописях нет упоминаний о его личной «шаткости» в проигранном сражении до той минуты, когда он получил тяжелое ранение в лицо. Биргер сумел сплотить вокруг себя личную дружину, часть рыцарей-крестоносцев и попытался отразить дружное нападение русской конницы.

То обстоятельство, что крестоносцы стали успешно отбиваться от нападавших на них русских конников у златоверхого шатра, и заставило князя Александра Ярославича усилить здесь натиск. В противном случае шведы, начавшие получать подкрепления со шнеков, могли отбить нападение и тогда исход битвы становился труднопредсказуемым.

О том часе летописец скажет: «Была брань крепка зело и сеча зла». В самый разгар яростной сечи сошлись два предводителя противоборствующих сил — новгородский князь и будущий правитель Шведского королевства Биргер. То был рыцарский поединок двух полководцев средневековья, от исхода которого зависело очень многое. Таким и изобразил его на своем историческом полотне замечательный художник Николай Рерих.

Девятнадцатилетний Александр Ярославич смело направил коня на выделявшегося в рядах рыцарей-крестоносцев закованного в латы Биргера, восседавшего на коне. И тот и другой славились искусностью в рукопашных единоборствах. Русские воины почти никогда не носили шлемов с забралами, оставляя лицо и глаза неприкрытыми. Только вертикальная стальная стрела предохраняла лицо от удара мечом или копьем. В рукопашном бою это давало большое преимущество, поскольку воин лучше видел поле битвы и своего противника. В таком шлеме бился на невских берегах и князь Александр Ярославич.

Ни биргеровские оруженосцы, ни ближние княжеские дружинники не стали мешать поединку двух военачальников. Умело отбив удар Биргера тяжелым копьем, новгородский князь изловчился и метко ударил своим копьем в смотровую щель опущенного забрала шлема предводителя шведов. Острие копья вонзилось в лицо «королевича» и кровь стала заливать ему лицо, глаза. Шведский полководец покачнулся в седле от удара, но на коне удержался.

Оруженосцы и слуги Биргера не дали русскому князю повторить удар. Они отбили тяжелораненого хозяина, рыцари-крестоносцы вновь сомкнули строй у златоверхого шатра и рукопашные схватки здесь продолжились. Биргера поспешили увести на флагманский шнек. Королевское войско осталось без испытанного предводителя. Ни ярл Ульф Фаси, ни воинственные католические епископы в рыцарских доспехах не смогли заменить его.

Русский летописец так описал рыцарский поединок новгородского князя Александра Ярославича и шведского полководца: «...Изби множество бещисленно их, и самому королеви возложити печать на лице острым своим копием».

А.В. Шишов. Александр Невский 

 

О ЗНАЧЕНИИ НЕВСКОЙ ПОБЕДЫ

Потери новгородцев были весьма незначительны, всего с ладожанами двадцать человек. Так недорого обошлась славная победа! Нам невероятными представляются эти известия, «да и немудрено, — замечает историк, — им дивились современники и даже очевидцы». Но чего не может совершить беззаветная удаль и самоотверженная любовь к родине, одушевленная надеждой на небесную помощь! Успех русских много зависел от быстроты, неожиданности нападения. В страшном замешательстве и переполохе разноплеменные враги, обманувшись в своей надежде на богатую добычу и раздраженные неудачей, может быть, бросились избивать друг друга и продолжали кровопролитный бой между собою и на другом берегу Ижоры. Но более всего, без сомнения, победа зависела от личных достоинств вождя, который «бе побеждая везде, а непобедим николиже». Недаром современники и потомство дали Александру Ярославичу славное имя Невского. Его орлиный взгляд, его мудрая сообразительность, его юный энтузиазм и распорядительность во время боя, его геройская отвага и разумно принятые меры предосторожности, а главное — небесное содействие ему всего вернее обеспечили успех дела. Он сумел воодушевить войско и народ. Самая личность его производила чарующее впечатление на всех, кто его видел. Незадолго до славной Невской победы в Новгород приходил магистр ливонский Андрей Вельвен, «хотя видети мужество и дивный возраст блаженного Александра, якоже древле царица южская прииде к Соломону видети премудрость его. Подобно тому и сей Андрияш, яко узре святаго великаго князя Александра, зело удивился красоте лица его и чудному возрасту, наипаче же видя Богом дарованную ему премудрость и непременный разум, и не ведяше како нарещи его и в велице недоумении бысть. Егда же возвратился от него, и прииде восвояси, и начат о нем поведати со удивлением. Прошед, рече, многи страны и языки, и видех много цари и князи, и нигде же такова красотою и мужеством не обретох ни в царех царя, ни в князех князя, яко же великий князь Александр». Для объяснения тайны этого обаяния недостаточно указания только на отвагу и предусмотрительность. Одновременно с этими качествами в нем было нечто высшее, что неотразимо влекло к нему: на челе его сияла печать гения. Как яркий светильник, горел в нем явно для всех дар Божий. Этим-то даром Божиим все любовались в нем. Прибавим к этому его искреннее благочестие. Подобно слову Божию о Немвроде, он также был воин «пред Господом». Вдохновенный вождь, он умел вдохновлять народ и войско. Всего ярче отражается светлый образ невского героя в летописях, писанных большею частью современниками. Каким теплым чувством, каким, можно сказать, благоговением дышат их безыскусственные рассказы! «Как дерзну я, худой, недостойный и многогрешный, написать повесть об умном, кротком, смысленном и храбром великом князе Александре Ярославиче!» — восклицают они. Изображая его подвиги, они сравнивают его с Александром Великим, с Ахиллом, с Веспасианом — царем, пленившим землю иудейскую, с Сампсоном, с Давидом, по мудрости — с Соломоном. Это не риторическая прикраса. Все это подсказано глубоко искренним чувством. Подавленный страшным нашествием татар, русский народ инстинктивно искал утешения, отрады, жаждал того, что хотя несколько могло бы поднять и ободрить упавший дух, оживить надежды, показать ему, что не все еще погибло на святой Руси. И он нашел все это в лице Александра Ярославича. Со времени Невской победы он сделался светлой путеводной звездой, на которой с горячей любовью и упованием сосредоточил свои взоры русский народ. Он стал его славой, его надеждой, его утехой и гордостью. Притом он был еще так молод, так много предстояло ему еще впереди.

Римляне побеждены и посрамлены! — радостно восклицали новгородцы, — не свея, мурмане, сумь и емь — римляне и в этом выражении, в этом названии побежденных врагов римлянами народный инстинкт верно угадал смысл нашествия. Народ прозревал здесь посягательство Запада на русскую народность и веру. Здесь, на берегах Невы, со стороны русских дан был первый славный отпор грозному движению германства и латинства на православный Восток, на святую Русь.

М.М. Хитров. Александр Невский – Великий князь 

 

ИСТОРИКИ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ

Н.М. Карамзин:  «Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов-хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верило мнению и чувству современников в рассуждении сего князя! Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого: ибо Великими называют обыкновенно счастливых: Александр же мог добродетелями своими только облегчить жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда полагает их во внешнем блеске государства.»

Н.И. Костомаров: «Духовенство более всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, уменье ладить с ним... и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякой попытке к освобождению и независимости, — все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости... покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой».

С.М. Соловьев: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». 

histrf.ru

Какое событие произошло в 862, 988, 1240 годах

сногсшибательные!!! 862 год Ашот I Багратид признан Халифатом князем князей (батрик ал батарика) всей Армении Летописная дата «призвания варягов», согласно «Повести временных лет», посольство чуди, веси, ильменских словен и кривичей, народов, раздираемых междоусобными войнами, отправилось в землю варяжскую, чтобы найти князя, который мог бы положить конец этим раздорам. Рюрик получил княжеский стол в Старой Ладоге, а позже в Новгороде (Рюриково городище). Первое упоминание Мурома, Полоцка, Смоленска, Ростова, Белозерска, Изборска . Норманны под командованием Бьорна Железнобокого разграбили Валенсию. Начало правления Рюрика (862—879) Ансгар склонил короля Ютландии Хорика II к принятию христианства. 988 год Крещение Руси князем Владимиром. Мстислав Храбрый получает на княжение Тмутаракань. Самора разорена мусульманами. После ожесточённого штурма мусульмане ворвались в Леон. Христиане во главе с графом Гонсало Гонсалесом несмотря на мужественное сражение были все перебиты. Подчинение болгарами Далмации. Апрель — Битва у Авидоса при Босфоре между армией Варда Фоки и армией императора, поддержанного воями с Руси. Победа Василия II. Гибель Варда Фоки. Мятежников возглавил Вард Склир, который вскоре примирился с императором. Завоевание Сирии Фатимидами. 1240 год Поход шведов на Ладогу во главе с ярлом Ульфом Фаси либо зятем короля Биргером. 15 июля — Невская битва. Победа новгородцев и ладожан под руководством князя Александра Ярославича над шведами. 16 сентября — рыцари Ливонской ветви Тевтонского ордена вместе с князем-изгнанником Ярославом Владимировичем захватывают Изборск, а позднее — Псков. Немецкие и датские феодалы захватили Изборск. Затем немцы осадили и взяли Псков, опираясь на измену бояр. 6 декабря — Киев взят монголами. Подробнее: Нападение хана Батыя на Киев. Около 1240 — Основание на реке Шпре Берлина. Балдуин взял Цурул. Ромейский флот разбит итальянцами. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. Саншу II Португальский захватывает крепость Аямонте в провинции Алгарве. Создано «Сокровенное сказание монголов» («Тайная история монголов») — памятник монгольской литературы. Сундьятта, вождь Малинке, захватил Гану и окончательно разрушил город.

862 - девятый век. начало правления Рюрика (862-879)988-десятый век, крещение Руси с князем Владимиром1240-13 век, 15 июля Невская битва1242-13 век. ледовое побоище

862 - Правление Рюрика, 988- Крещение Руси, Битва на Неве

touch.otvet.mail.ru

15 июля 1240 года состоялась Невская битва

15.07.2014

15 июля 1240 года состоялась Невская битва, в которой дружина под предводительством князя Александра Ярославича разбила шведские отряды Эрика XI Биргера.

Целью шведов был захват устья Невы, что позволило бы контролировать северную часть пути «из варяг в греки». За победу над войском Биргера Александр получил прозвище Невский..

Карта Невской битвы 15 июля 1240. Источник – Бескровный Л.Г. Атлас карт и схем по русской военной истории. – М.: Военное издательство Народного комиссариата вооруженных сил Союза ССР, 1946. Лист 4

«С 1236 года в Новгороде княжил, а точнее, служил князем (т.е. предводителем войска) молодой Александр Невский, сын Ярослава Всеволодовича. Вообще говоря, словосочетание Александр Невский впервые появилось в летописи XV века. Даже в “Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра”, созданной спустя 40 лет после описываемых событий, Александр ни разу не назван Невским. Но поскольку наш читатель привык к этому словосочетанию, мы и далее будем называть князя Александра Ярославовича Невским.

Невская битва. Лицевой летописный свод 16 века 

.Согласно “Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра” Биргер, прибыв с войском в устье Невы, отправил в Новгород своих послов заявить князю: “Аще можещи противитися мне, то се есмь уже зде, пленяя землю твою”. Однако данное послание скорее всего интерполяция составителя “Повести о житии…”, поскольку внезапность нападения зачастую была решающим фактором в сражениях на севере.

На самом деле шведов заметила новгородская “морская охрана”. Эту функцию выполняло ижорское племя во главе со своим старейшиной Пелугием. По версии “Повести о житии…” Пелугий якобы был уже православным и имел христианское имя Филипп, а все остальное его племя оставалось в язычестве. Морская стража ижорцев обнаружила шведов еще в Финском заливе и быстро сообщила о них в Новгород. Наверняка существовала система оперативной связи от устья Невы в Новгород, иначе само существование морской стражи становится бессмысленным. Возможно, это были сигнальные огни на курганах; возможно — конная эстафета; но, в любом случае, система оповещения работала быстро.

В дальнейшем морская стража вела скрытое наблюдение за шведскими кораблями, вошедшими в Неву. В “Повести о житии…” это описано следующим образом: “Стоял он (Пелугий) на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру”. Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его”.

Видение старейшины Пелугия перед Невской битвой. Лицевой летописный свод 16 века.

Князь Александр, которому было около 20 лет, быстро собрал дружину и двинулся на ладьях по Волхову к Ладоге, где к нему присоединилась ладожская дружина.

Ярл Биргер находился в полном неведении о движении новгородской рати и решил дать отдых войску на южном берегу Невы, неподалеку от места впадения в нее реки Ижоры.

15 июля 1240 года “в шестом часу дня” русское войско внезапно напало на шведов. Согласно “Повести о житии…”, Александр Ярославович лично ранил копьем в лицо ярла Биргера. Внезапность нападения и потеря командующего решили дело. Шведы стали отступать к кораблям.

В “Повести о житии…” описаны подвиги шестерых русских воинов. Первый из них, Гаврила Олексич, въехал на коне по сходням на шведское судно (шнеку) и стал рубить там врага. Шведы сбросили его с коня в воду, но он вышел из воды невредим и снова напал на врага. Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец, много раз нападал на войско шведов и бился одним топором, не имея страха, и пали многие от его руки, и дивились силе и храбрости его. Третий, Яков, полочанин, был ловчим у князя. Он напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый, Меша, новгородец, пеший со своей дружиной напал на корабли и утопил три корабля. Пятый, Сава, из младшей дружины, ворвался в златоверхий шатер ярла и подсек шатерный столб. Шестой, Ратмир, из слуг Александра, бился пешим одновременно с несколькими шведами, пал от множественных ран и скончался.

Эти сведения можно считать достоверными, поскольку автор записал их со слов участников Невской битвы.

Бой Гаврилы Алексича с шведским воеводой. Лицевой летописный свод 16 века

.

С наступлением темноты большая часть шведских судов ушла вниз по течению Невы, а часть была захвачена русскими. По приказу Александра два трофейных шнека загрузили телами убитых шведов, и их пустили по течению в море, и “потопиша в море”, а остальных убитых врагов, “ископавши яму, вметавша их в ню без числа”.

Бегство шведов на корабли. Лицевой летописный свод 16 века

.

Потери русских оказались ничтожно малыми, всего 20 человек. Этот факт, а также отсутствие упоминаний о Невской битве в шведских хрониках, дали повод ряду русофобствующих историков свести битву до уровня малой стычки. По моему мнению, гибель 20 отборных ратников при внезапном нападении — не такая уж и малая потеря. Кроме того, в сражении на стороне русских должна была участвовать еще и ижора. После битвы православных русских и язычников ижоров хоронили в разных местах и по разным обрядам. Ижорцы сжигали тела своих соплеменников. Поэтому русские участники битвы вряд ли знали, сколько было убитых среди ижоры.

Другое дело, что число шведов, пришедших с Биргером, могло быть намного меньше, чем предполагали наши патриоты-историки. Их вполне могло быть около тысячи человек. Но, в любом случае, Невская битва стала шведам хорошим уроком.

Новгородцы встретили Александра и его дружину колокольным звоном. Однако не прошло и нескольких недель, как властолюбивый князь и беспокойные граждане вольного Новгорода рассорились. Александр Ярославович вместе с дружиной отправился восвояси в свой Переславль-Залесский».

Цитируется по: Широкорад А.Б. Северные войны России. — М.: ACT; Мн.: Харвест, 2001. с.65-67

Поделитесь с друзьями:

Find more like this: НОВОСТИ

klin-demianovo.ru

Ответы@Mail.Ru: помогите с историей пожалуйста

во всех этих годах умер кто-то

есть такой сайт, называется хронос, там все даты есть.

Набираете в гугле "События 882 года" и так далее года пос писку, первая же ссылка на Википедию. там этой информации очень много, не вижу смысла копировать. Выбирайте что Вам нравится.

882 Олег обьединил Русь 945 Убит Игорь древлянами 988 Крещение Руси 1147 1223 битва на реке Калка

в 882 году в 945 году в 988 году крещение руси в 1147 году половецекие набеги на русь в 1223 году борьба с ливонским орденом в 1237 году 1240 году татарское нашествие на русь 1242 году александр невский 1410 году 1480 году Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. 1497 году Ганс Гольбейн младший 1547 году восстание в москве 1551 году святитель созвал известный Собор по устройству церковных дел — «Стоглав»

яндекс тебе в помощь) 882 год- Князь Олег захватил Смоленск, Любеч и Киев и объявил последний столицей государства. 945 году Первое восстание древлян. Убит киевский князь Игорь. в 988 году Крещение Руси князем Владимиром. Владимир Святославич строил цепь городов по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле и Стугне. Мстислав Храбрый получает на княжение Тмутаракань. в 1147 году умер Игорь Ольгович, великий князь киевский. 4 апреля — первое упоминание о Москве в летописях. в 1223 году Поход Ярослава Всеволодовича с новгородскими полками на Ревель против Ордена меченосцев. 31 мая — Битва на реке Калке. Разгром русского войска монголами.

882 год дата образования Руси. 945 год (II фаза) . События этого года общеизвестны: смерть князя Игоря, начало регентства княгини Ольги. В течение 36 лет (от 909 года) шло накопление энергии, и теперь она бьет фонтаном в строительстве государства. дата крещения Руси (988): 1147 год основания Москвы 1223 битва на Калке между русскими и монголами 1237 татаро-монгольское иго 1240 невская битва 15 июля 1242 ледовое побоище 1410 грюнвальдская битва 1480 великое стояние на Угре 1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому. судебник Ивана 3. 1547 коронация Ивана Грозного 1551 кодекс правовых норм русской церкви

882 год дата образования Руси. 945 год (II фаза) . События этого года общеизвестны: смерть князя Игоря, начало регентства княгини Ольги. В течение 36 лет (от 909 года) шло накопление энергии, и теперь она бьет фонтаном в строительстве государства. дата крещения Руси (988): 1147 год основания Москвы 1223 битва на Калке между русскими и монголами 1237 татаро-монгольское иго 1240 невская битва 15 июля 1242 ледовое побоище 1410 грюнвальдская битва 1480 великое стояние на Угре 1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому. судебник Ивана 3. 1547 коронация Ивана Грозного 1551 кодекс правовых норм русской церкви

Правильные ответы

в 882 году В этом году. Объединение Руси под властью князя Олега в 945 году правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга в 988 году В 988 году Владимир принял христианство Русско-византийская война 988 года в 1147 году 1147 год следует считать датой основания Москвы. в 1223 году События Трагедия на реке Калке в год 1223. в 1237 году началось вторжение войск хана Батыя в пределы Руси 1240 году НЕВСКАЯ БИТВА 1240 ГОДА 1242 году Ледовое побоище. март 1242 год. 1410 году Сражение при Грюнвальде-Танненберге Два столетия немецкие рыцари вели войну против Великого Княжества Литовского. 1480 году Датой освобождения Руси от татаро-монгольского ига традиционно принято считать 1480-й год и связывать данное событие со Стоянием на Угре. 1497 году общерусскому судебнику” 1497 года. в 1547 году Первым официльно признанным царем Всея Руси стал в 1547 году Иван IV Васильевич Грозный. 1551 году В 1551 году в Москве состоялся знаменитый церковный Собор, получивший название «Стоглавый»,

Есения инамова Ученик (109) 2 месяца назад 882 год дата образования Руси. 945 год (II фаза) . События этого года общеизвестны: смерть князя Игоря, начало регентства княгини Ольги. В течение 36 лет (от 909 года) шло накопление энергии, и теперь она бьет фонтаном в строительстве государства. дата крещения Руси (988): 1147 год основания Москвы 1223 битва на Калке между русскими и монголами 1237 татаро-монгольское иго 1240 невская битва 15 июля 1242 ледовое побоище 1410 грюнвальдская битва 1480 великое стояние на Угре 1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому. судебник Ивана 3. 1547 коронация Ивана Грозного 1551 кодекс правовых норм русской церкви

посмотри в учебнике

нифига себе ты думаешь кому то не лень столько писать

882 год Князь Олег захватил Смоленск, Любеч и Киев и объявил последний город столицей Древнерусского государства (Киевской Руси). Установление в Киеве варяжской династии Рюриковичей. Объединение Киева и Новгорода.

в 1223 1226 и 1232 году суварам и булгарам удалось разгромить четыре крупнейших монголо-татарских армии, При этом скончался от ран любимый, старший сын Чингиз-хана - Джучи, погиб лучший его полководец Джэбе (Чормуган) и еще несколько других. Именно этим объясняется то, что после захвата их государства монголы тщательно стирали саму память об этих народах, это же стало причиной переименования суваро-булгар в чувашей.

touch.otvet.mail.ru

15 июля 1240 года – русские войска разбили шведов в Невской битве

Евангельское чтение:Мф. 22:1-14

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Некоторые отрывки евангельского чтения для человека, не просвещенного в традиции текста Божественного Писания и зашедшего в храм случайно, вызывают содрогание. И вот сегодня как раз один из таких отрывков: там и «скрежет зубов», и «кромешная тьма». Непонятная жесткость господина вызывает недоумение. Вы знаете, по накалу восприятия это сродни завершению апостольского послания, которое звучит в чинопоследовании Таинства брака. Нередко светские люди, вступающие в брак, настроены очень благожелательно: они уже переступили порог храма и чувствуют себя в состоянии, близком к домашнему, но вдруг раздаётся грозное (особенно если у протодьякона хороший голос): «А жена да боится своего мужа!» – и страх проходит по рядам стоящих в храме, потому что всё вроде так хорошо начиналось… И голова уходит в плечи. Непонимание Священного текста: жаль, когда всё вот так и остаётся.

Давайте постараемся разобраться, о чём идёт речь. Большинству из вас эта притча хорошо знакома. Господин, Небесный Отец, и те, кого Он призывает на Свой брак, – люди, живущие в мире, те, кого Он особенно облагодетельствовал, кто уже вошёл в общение с Ним. Здесь дан неполный рассказ: у другого евангелиста говорится о том, что Он зовёт людей, а они начинают объяснять, почему они к Нему не придут. Они оправдываются: кто землю купил, кто волов поял, кто жену взял, и им некогда – «имей мя отреченна». Затем Он зовёт Своих слуг и в наказание тем, кто был не готов прийти и отказался, сжигает город – опять же, какая-то странная жестокость... А потом зовёт нищих и убогих, и некто среди них приходит к нему не в брачной одежде – и опять жестокость: Он его связывает и выбрасывает вон. Этим всё и заканчивается... Читая это без понимания глубины текста, человек испытывает недоумение и страх. О чём же идёт речь? Каждого из нас Господь призывает войти с Ним в особенное и сокровенное общение.

Порой общаешься с человеком и чувствуешь, что понимания между вами нет. Беседуешь, призываешь его к чему-то, а ответа нет. Бывает наоборот, когда общаешься – и возникает родство душ: чувствуешь отклик, понимаешь, что человек разделяет твои взгляды. Чем больше вы общаетесь, тем интереснее и богаче ваше взаимодействие. Каждого из нас Бог приглашает к серьёзному диалогу. Учитывая наше сегодняшнее состояние, Он показывает нам, насколько в этом мире от Него всё зависит. Чем ближе приближается человек к Богу, тем быстрее он понимает, что всё, что он имеет, – приятную наружность, сообразительность, хорошую должность, дом, детей, таланты, дарования – всё это получено им от Бога. Более того, когда мы просим Бога, мы ведь получаем это от Него, порой не так, как хотим, но ведь получаем, и чувствуем, что это «работает». Бог приглашает нас к чему-то особенному, имеющему отношение к радости. В Писании сказано: «позвал на брачный пир». То есть Он позвал на то общение с ним, которое предполагает, что человек должен с Ним что-то разделить. Причём вот что интересно: то, что предлагается для разделения, человеку неудобно, поэтому он оправдывается своими заботами и отказывается идти.

Показаны поэтапные стадии отчуждения от Бога. Самое обычное, часто встречающееся объяснение: некогда идти в храм, неудобно. Из стоящих здесь сейчас людей я знаю тех, кто в этом году, отдыхая где-то далеко на данные им Богом приличные деньги, в храм не пошли. Кто-то из стоящих здесь пришёл ко мне с совершенно искренними словами: «Батюшка, знаете, мы улетаем в далёкую страну, посчитали всё, у нас all inclusive, но вот деньги на такси жалко тратить, потому что храм находится далеко». Я предложил им оплатить такси. Им стало стыдно, и они решились потратиться. Но изначально предполагалось так: «Я, Господи, отдых обрёл, море получил, всё, что нужно, закупил – имей мя отреченна, в воскресенье в храм я не приду: далековато. Мне, конечно, стыдно, но я не пойду, потому что так сложилось». Огонь, которым Бог сжигает тот город, – огонь совести, голос Божий, звучащий в сердце и попаляющий человека, которому становится ужасно стыдно за то, что он совершил. Однако есть и понятие «сожженной совести» – вот это наше «попользовался и дальше с Богом другого не разделил», трапезу, постный день не разделил с Ним, посланные Им трудности отверг и возроптал на Него, встречаясь со сложностями. «Почему для меня именно вот это?! Дай мне другое!». Любая ситуация человека раздражает, и он не борется с собою.

Недавно общался с одной семьёй. Они ходят в храм давно, но на днях они пришли для первого серьёзного разговора со священником. Мы допоздна засиделись тут, за полночь. Они обнаружили в своей жизни глубокие провалы в духовной работе, которая не по силам им сегодня. Им трудно это воспринять, потому что в своей жизни они не имели готовности разделить с Богом то, что Он им предлагал, а именно: войти с Ним в такое общение, когда человек сознательно и добровольно признаёт, что он пришёл не только попользоваться тем, что Бог ему дал, а что готов разделить с Ним то, что стало ценой этой победы, то есть горечь, скорби, лишения, утрату, неудобства. Войти в радость и разделить с Богом самое сокровенное, без чего пользование плодами победы – потребительство.

Знаете, вчера мы открывали очередной учебный день в нашей гимназии. Я вспомнил, со сколькими родителями, приходившими в течение года сюда, мне довелось вести беседу. На каком-то этапе в классе девочек у нас было 15 претендентов на место. Общаясь с родителями, я приглашал их войти, в каком-то упрощённом, конечно, варианте, вот на этот «брак нашего общения». То есть разделить с нами не только красоту проводимых нами праздников, не только сладость «яств», услаждающих их слух и радующих их глаз, поражающих динамикой развития, но и поучаствовать во всём этом. Мы общались искренне и честно и приходили к тому, что люди сами признавались в неготовности взаимодействовать именно так и уходили. Если ты готов войти в общение, чтобы не только пользоваться, но и разделять трудности и сложности, тогда оставайся. Если нет… – это твой выбор.

Был курьёзный случай: пришли на церковный двор два человека. Они были в штатском, но вот таких людей видно сразу: погон на плечах не было, но было ясно, что они работают в соответствующих структурах, что это не рядовые сотрудники, что они занимают особое положение. Их послал генерал, они пришли с просьбой записать ребёнка в нашу гимназию. Я понял, что мне нужен особый тип общения: учитывая, что я служил в армии и был старшиной роты, я не то что стал командовать – нет, я просто перешёл на такой более «военный» язык. Мы прошлись по Подворью и всё посмотрели. «А генерал готов войти в нашу жизнь? В постные дни, воскресные Литургии, принять участие в религиозной жизни?». Что-то зашевелилось в их сердцах, и они честно сказали: «Наверное, нет». Тогда я попросил их передать, что рад их готовности прийти к нам, но взять мальчика не смогу. Потому что это будет нечестно: ведь человек не готов, и на каком-то этапе ситуация станет невыносимой, будет «плач и скрежет зубов».

Перед нами открывается возможность сравнения нашей жизни с обстоятельствами Священного текста, чтобы мы задумались не только над тем, что нам предлагается (войти в Небесное Царство), но восприняли то состояние суда, в которое душа каждого непременно войдёт. Когда всё закончится, совесть сама объявит приговор, который мы снискали себе своей жизнью. «Получив столь многое от Тебя, я пришёл к Тебе сейчас, по окончании земного пути, не в брачной одежде». На востоке была традиция, когда богатый господин посылал подчинённому одежду. Подобное есть и в русской культуре, когда князь или царь жертвовал шубу, которая хранилась и береглась. Эта же традиция вошла в наградную особенность, имеющую связь с воинским оружием, на котором государь обозначал своё имя и вензель, передавая воину за доблесть. Оружие потом хранилось на стене и передавалось по наследству. Это было великой честью, и когда подчинённый приходил к начальнику, он был обязан прийти к нему в той самой подаренной одежде. Явиться на пир в другой одежде было вызовом, оскорблением: человек пришёл неготовым, потому что он, зная правила, их не соблюл. Ожидает его плач и скрежет – заметьте, это образное сравнение, там нет зубов. Бывает такая сильная боль, что человек скрежещет зубами. А отчего будет больно? Оттого, что ты вошёл в свет, которого ты не в состоянии понести. Ты умер, душа твоя пришла к Богу, но вынести этого света, теплоты ты не в состоянии, потому что ты не привык жить при свете, ты привык жить в тени, ходить здесь в иной одежде и мыслить далеко от света, поэтому здесь тебе невыносимо, ты бежишь в то тёмное место, которое соответствует твоему образу жизни и мысли. Больно и тяжко тебе оттого, что ты хочешь быть там, но не можешь.

…Прозвучали слова, и каждый из стоящих здесь что-то получил в своё сердце. Напомню, дорогие братья и сёстры, святоотеческий совет, предлагающий всю последующую неделю думать о том, о чём читалось в воскресный день в Евангелии. Бывает, едет человек в метро, в машине и включает что-то такое для расслабления. Позвольте предложить вам в течение предстоящей недели подумать на эту тему. Позвольте предложить, чтобы эта мысль в эту неделю стала для вас напутствием и назиданием в размышлении о вечности. Если вы вспомните об этом отрывке в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, пусть эта мысль сподвигнет вас осознать, что брачная одежда выдана каждому из нас, и мы расписались в её получении. Надевать её или нет, пусть каждый для себя решает сам.

Протоиерей Андрей Алексеев

www.dmdonskoy.ru