Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде. Согласно повести временных лет начало правления рюрика относится к


РЮРИК - zegewold

Рюрик (др.-исл. Rorik; около 830—879) — летописный варяг, основатель государственности Руси, первый новгородский князь и родоначальник княжеской, а впоследствии царской династии Рюриковичей.

Летописная версияСогласно «Повести временных лет», в 862 году посольство чуди, веси, словен и кривичей, народов, раздираемых междоусобными войнами, начавшимися после изгнания с их земель варягов, которым они раннее платили дань и которые, вероятно, властвовали на их землях, отправилось снова в землю варяжскую, чтобы найти нового князя, который мог бы положить конец этим раздорам.

Знаменитые слова послов — «Вся земля наша велика и обильна, а наряда [то есть централизованной власти] в ней нет. Мы хотим, чтобы вы пошли княжить и владеть нами» — пробудили в братьях Рюрике, Синеусе и Труворе желание принять власть над славянами.

Согласно «Повести временных лет», Рюрик стал княжить в землях ильменских словен, Синеус — между чудью и весью на Белоозере, а Трувор — в землях кривичей в Изборске. Точное место княжения Рюрика неизвестно. Чтение списков летописи разногласят: в одних написано, что он сел княжить в Новгороде, в других — Ладоге. http://www.rulex.ru/01180452.htmПо мнению историка Соловьёва С. М., наиболее вероятное и предпочтительное место княжения Рюрика — Ладога. Он объясняет это тем, что крепость находится недалеко от устья реки Волхов, где начинается торговый путь «из варяг в греки». Это позволило бы князю контролировать торговый путь и в то же время обезопасить свои земли от нападения других варягов. Через два года Синеус и Трувор умирают, и вся власть переходит в руки старшего Рюрика. При этом, читая летопись, можно заметить явное расширение подвластных Рюрику земель. Согласно «Повести временных лет», его власть простиралась уже на западно-двинских кривичей на юге и племена мери и мурома, которые, вероятно, были покорены Синеусом.

После начала своего княжения Рюрик раздал своим мужам города, при этом в летописи написано: «Раздая волости мужем своим и городы рубити». Политика Рюрика во многом была воинственная: в летописи даже сохранилось предание о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны его мужами, во главе которых был какой-то Вадим Храбрый (позднее сам Рюрик его казнит). Согласно одному из сохранившихся преданий, после смерти своих братьев Рюрик оставил Ладогу и сел княжить в Новгороде, который был основан им на реке Волхов. Но и после этого смуты не прекратились, и многие из его приближённых бежали в южные земли (например, Аскольд и Дир, осевшие в Киеве). В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего родственника Олега.

По сути летописная версия является мифом, в котором присутствуют черты исторической реальности. Поэтому в историографии сложились разные точки касательно летописной версии призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века была распространена теория о скандинавском или финском происхождения князя Рюрика (её придерживались Байер Т. З., Миллер Г. Ф., Шлёцер А. Л., Щербатов М. М., Погодин М. П.). Но уже в первой половине XIX века появляются первые предположения о ложности этой теории. Н. И. Костомаров открыто назвал рассказ о призвании князей басней и даже не включил в свою популярную «Историю в жизнеописаниях» ни одного деятеля языческого периода древнерусской истории, начав с князя Владимира.

Происхождение РюрикаВокруг родоначальника династии существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Один из виднейших польских славистов Г. Ловмянский заметил: «Трудно поверить, что правящая династия в XІ ст. в Киеве не помнила деда или прадеда Владимира I». Правда, этот же историк, анализируя «Похвалу Владимиру» митрополита Илариона, который из предков князя вспомнил только Святослава и Игоря, отверг связь Рюрика с киевской династией. Этот вывод не выглядит убедительно — Рюрик не правил в Киеве, его преемник Олег, вероятно, был только регентом, который узурпировал власть, а кроме, того сам Иларион не ставил себе целью изложить полную генеалогию князя Владимира.

В настоящий момент существует две версии происхождения Рюрика.

1. Славянская теория. В ней взята за основу не сохранившаяся Иоакимовская летопись (достоверность которой ставилась под сомнение), на которую опирался Татищев, являющийся основоположником теории (хотя близкое по смыслу мнение, за двести лет до появления норманской теории, высказывал в своей работе «Записки о Московитах» и посол империи Габсбургов Герберштейн). По ней, Рюрик был родом из западных, так называемых, полабских славян, которые и назывались «варягами-русью». Современные сторонники этой теории отождествляют Рюрика с сыном бодричского князя Годслава (ум. 808). Существует записаное в конце XVIII века, французским собирателем фольклора, народное предание мекленбургских крестьян (бывших бодричей, к тому времени, практически полностью онемеченых) повествующее о том, что в IX в. из их земель далеко на восток, за море, ушел великий рыцарь по имени Рюрик, который вместе со своими братьями, избавил население далекой страны от власти тирана и стал местным королем. Данная легенда была опубликована в Париже в XVIII веке, в книге под названием «Собрание легенд Мекленбурга». Имя Рюрек, Ререк ранее было широко распространено, да и сейчас иногда встречается в Польше, Чехии и Словакии. А сами бодричи, или ободриты также назывались рарогами или ререками.http://www.ashkimsin.ru/chayxana/topic6431.html2. Норманская (скандинавская) теория. Исходя из того, что в летописях Рюрик назван варягом, норманисты пытались отождествить Рюрика с различными скандинавскими историческими личностями. Ф.Крузе высказал предположение, поддержанное А.Стендер-Петерсеном и др., но впоследствии вызвавшее и критику. Он предлагал отождествить Рюрика с известным датским викингом Рёриком (Рориком, Хрёриком) Ютландским, который в 826 г. получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде и в 855—862 участвовал в борьбе за королевскую власть в Дании. Он был двоюродным братом Гофреда (ум. после 855), короля Дании. Последний раз о его деятельности говорится под 873, а в 862 его лен был передан другому лицу. Главные доводы — схожесть имен (хотя имя Рёрик было достаточно распространённым в Дании и Швеции) и одновременность их деятельности.Рюрик в современной историографииПод сомнение в разное время ставилась и хронология этого рассказа, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и особенно — сама политическая идея «призвания варягов», иностранных властителей. В историографии XIX—XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне политизирован, заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей — это «антинаучная норманская теория», якобы утверждающая, что славяне не могли самостоятельно создать своё государство. Ныне эти крайности преодолены; предпосылки государственности у восточных славян никем не ставятся под сомнение, случаи приглашения иностранных правителей хорошо известны в Средневековье, а проблема происхождения правящей династии в принципе не имеет отношения к проблеме происхождения государства и политической культуры славян.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, история о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является несколько искаженной. Призвание варягов — русов, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В л?то 6370 изгнаша Вар?гы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соб? волод?ти»), для княжения некоторым историкам представляется маловероятным. Б. А. Рыбаков полагает, что один из варяжских набегов увенчался успехом, и предводитель норманской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. И. Я. Фроянов же считает, что в действительности имело место приглашение новгородцами варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик осуществил удачный государственный переворот в Новгороде, свергнув и убив словенского князя Вадима Храброго. Согласно составленной в XVI веке так называемой Никоновской летописи, в 864 г.

«оскорбишася Новгородци, глаголюще: яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».И. Я. Фроянов считает этот отрывок указанием на узурпацию власти Рюриком. По мнению других историков, рассказ о Вадиме Храбром — позднейшая легенда.

С другой стороны, опираясь на многочисленные исторические, археологические, лингвистические источники историк В. В. Фомин доказывает, что переселение на территорию Северо-Западной Руси определенной части населения южнобалтийского побережья, занятого славянами, получило свое отражение в варяжской легенде при занесении в ПВЛ помещенной под 895, 862 и 882 годами.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку, археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной, что вполне соответствует версии Фроянова о Рюрике как о варяжском конунге. Д. С. Лихачёв полагает, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу новгородского летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

НаследникиТочно не установлено, сколько у Рюрика было жен и детей. Летописи показывают только одного сына — Игоря. По Татищеву матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда, сестра Олега.

Скорее всего кроме Игоря у Рюрика были и другие дети от разных жен, поскольку в числе послов в Византию упомянуто два племянника Игоря — Игорь и Улеб (Глеб).

http://www.pravitelirusi.ru/ryurik.html

РЮРИК

В российской истории нет фигуры, вокруг которой велись бы столь ожесточенные споры. Сомнению подвергалось все, что связывалось с именем Рюрика, в том числе и его этническое происхождение. И проблема здесь не в самом Рюрике и даже не в скудости материалов, дошедших до нас из глубины веков, а в пресловутой «нурманской теории», имеющей отношение скорее к политике, чем к исторической науке. Для примера сошлюсь на С. Герберштейна, писавшего еще в 1545 году:"...по-видимому, славнейший некогда город и область вандалов, Вагрия, была погранична с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии... и доселе еще удерживает у русских свое название, именуясь Варецкое море, т. е. Варяжское море; сверх того, вандалы в то же время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию. На основании всего этого мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее из вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком"То же самое писали и другие европейские историки 16-17 вв.: поляк Стрыйковский, француз Дюре. То есть до 18 века ни о каком то ли шведе, то ли норвежце, основавшем великое государство, ни на западе, ни на востоке Европы даже помину не было. "Скандинав" со своими гребцами всплыл только тогда, когда у европейских полтиков возникла насущная необходимость дискредитировать растущую империю и подорвать ее влияние на европейские дела. Эта байка про руотси была с упоением подхвачена доморощеными русофобами. Впрочем, не такими уж и доморощенными, если вспомнить "отцов" отечественной истории Байера, Шлецера и Миллера...А между тем о Рюрике известно едва ли не больше, чем о любом из его современников. И потребовались воистину гигантские усилия сторонников «нурманской теории», чтобы замолчать, затоптать, извратить, переврать дошедшие до нас факты его биографии. Рюрик родился в самом начале 9 века, до 808 года. Его отцом был князь ободритов Годлав (Годислав), дедом по отцу - Витцан(Витислав), матерью – Умила, дочь новгородского князя Гостомысла. О князе Витцане (Витиславе) известно, что он был то ли вассалом, то ли союзником Карла Великого в войне с данами и лютичами. По некоторым данным, матерью императора франков была ободритка, вероятно этим и был обусловлен союз между Витиславом(будем называть его так) и франкским императором. Судя по всему, старшим сыном Витислава был все-таки не Годислав, а Дражко. Рискну предположить, что полное имя старшего сына Витислава Ободритского Драговит. А пренебрежительное прозвище "Дражко" он получил после поражения от данов и лютичей и утраты княжества. Это случилось в 808 году, когда город Рерик был разорен, а брат и соправитель Драговита Годислав повешен победителями. Через год будет убит и сам Дражко, пытавшийся вернуть утраченные земли. Город Рерик, получивший новое название Микленбор(Микулин бор), вернул под свою руку уже сын Драговита Сидраг Рерик, известный нам по многим источникам. Но случилось это уже во времена Людовика Благочестивого. Вот что пишет об этом Астроном:« Пока он находился там, саксонские герцоги выдали ему Склаомира, короля ободритов. Поскольку похоже было, что он замышлял измену, а он не нашел, что ответить на обвинения, его отправили в изгнание, а его королевство было передано Кеадрагу, сыну Траскона.»Поясню только, что Склаомир, это князь лютичей Славомир, прибравший к рукам чужой город вместе с землями, а Кеадраг сын Траскона, это как раз Сидраг сын Дражко. Интересно, что Астроном упоминает о Сидраге Рерике еще раз в связи с обвинением в измене, на королевском суде не подтвердившемся, называя его Цеадрагом Ободритским. Скорее всего мы здесь имеем дело с произволом переводчиков, у которых латинская буква «C» в одних случаях читается как «К», а в других как «Ц». Интересно, что буйные сыновья Годислава, включая Рюрика, никогда не оспаривали у Сидрага права наследства. Из чего можно сделать вывод, что Сидраг на тот момент был действительно старшим в роду ободритских правителей.Попытаемся выяснить, в чем же была причина ненависти короля данов Готфрида к младшему сыну Витислава-Витцана Ободритского Годиславу и почему сын Годислава Гарольд так упорно боролся с сыновьями Готфрида за чужую вроде бы землю, пользуясь при этом поддержкой как императора Людовика Благочестивого, так и его сыновей. Причем, как утверждает Астроном, со стороны императора франков, это отнюдь не было произволом, у Гарольда имелись на Ютландию все права, узурпатором при франкском дворе считали как раз Готфрида. Гарольд, если верить средневековым летописцам, принадлежал к роду Скьелдунгов, к этому же роду принадлежал и Готфрид. Шамбаров однозначно называет этот род германским, я же в этом сомневаюсь. Если отбросить «типично немецкое окончание» унг (инг), которое почему-то присутствует в украинских фамилиях на вполне себе славянских правах, то мы получим Скъёлда, то есть Сколота или Сокола. А если уж дальше придерживаться украинского языка, то Скъёлдунги – это Соколенки. То есть Рерик Скъелдунг – это масло масляное, Сокол-Соколенко. Кстати, кандидат исторических наук Васильева («Варяги и Русь») считает слово «рерик» кельтским. А поскольку в Южной Балтии кельты соседствовали с ободритами еще во времена Великой Скифии, то стоит ли удивляться, что там мирно сосуществовали два (кельтское и славянское) названия красивой птицы, которая олицетворяла в глазах наших предков солнце и являлась зооморфным воплощением бога Ярилы, носителя божественной яри. Стоит ли удивляться после этого, что датский король Свен уже после принятия христианства посылает дары в храм Арконы, посвященный божественному покровителю его рода. Кстати, христианин Ярослав Мудрый пошел в этом смысле еще дальше своего датского собрата и построил в честь Ярилы целый город, я имею в виду Ярославль. Двоеверие, то есть почитание языческих ценностей наряду с христианскими бытовало тогда не только на Руси, но и по всей Северной Европе. Таким образом мы можем сделать вполне обоснованное предположение, что первые датские короли как и ободритские князья принадлежали к одному роду, восходившему непосредственно к богу Яриле-Световиду. Спор между Годиславом (Годлавом) и Готфридом шел не столько о городе Рерике, сколько о княжестве данов. Скорее всего, войну за наследство рода Соколотов-Скьелдунгов затеял еще Витцан-Витислав, заручившись поддержкой Карла Великого. Именно поэтому, когда повзрослевшие сыновья Годислава Гарольд и Рерик в 826 году прибыли ко двору сына и наследника Карла Людовика Благочестивого, их там встретили с распростертыми объятиями. Императору франков нужен был человек, имеющий все права на королевство беспокойных данов, и он его получил в лице старшего сына Годислава.Теперь несколько слов о «типично германском имени Гарольд»: окончание его можно смело отмести в сторону, поскольку «лэдами» в франкской империи называли вассалов. Происходит слово «лэд» от имени богини Лады, считавшейся олицетворением земли. Подробнее об этом вы можете прочитать на этом сайте в книге «Имя Бога» в главе "Меровинги". Остается у нас первая часть имени, которая в разных источниках звучит по разному, то как Гар, то как Гер. Между прочим, обе транскрипции имени, как Гарольд, так и Геральд, встречаются до сих пор. Причем «г» частенько переходит в «х». Проблема вся в том, что в латинском языке нет буквы «й», а именно с этой буквы начинается слово «йарь». Йарь - это оплодотворяющая энергия бога Рода, олицетворенная в персонаже славянского пантеона под именем бога Ярилы. Кстати, еще Егор Классен заметил, что немецкое сочетание букв «гер» по-русски звучит как «яр». Таким образом мы можем с полной уверенностью утверждать, что имя старшего брата Рюрика Яри-лэд. Причем слово «лэд» прибавилось к его имени после того как он принес присягу императору Людовику. Имя"Ярий" для ободритских правителей родовое, так же как и Рерик. Дело в том что зооморфной ипостасью Ярилы был как раз сокол-ререг, а знаменитый трезубец Рюриковичей, который вы сейчас можете видеть на гербе Украины, это символическое изображение пикирующего сокола. Скорее всего, старшего сына Годислава звали Ярием. Более того, он вполне мог быть тем самым Рюриком, который основал династию на Руси. Он мог быть конечно Ярославом, Яромиром, Ярополком и Родияром, но, скорее всего, он носил имя очень известное в нашем Отечестве и поныне - Юрий. С течением времени имя и родовое прозвище "Юрий Рерик" превратилось под пером летописцев в "Рюрика". Имя Юрий принято считать упрощенным вариантом имени Георгий. Но подтасовка тут явная и очевидная. Дело в том, что святой Георгий подменил в христинской традиции бога Ярилу победителя дракона. А имя Ярий-Юрий восходит конечно же к Яриле. Точнее, к божественной яри, которой этот бог наделял мужчин и в особенности вождей. Так что если говорить об именах схожих по смыслу, то тезкой Юрия можно считать не Георгия, что по гречески означает земледелец, а Германа, точнее Ярмана. Правда, здесь следует оговориться, что бог Ярила был связан с земледельческим культом. А древнерусское слово "орати" или точнее, "йорати" то есть пахать восходит как раз к слову "ярь". Ибо "йарий" это не только мужчина-оплодотворитель, но и мужчина-пахарь, и мужчина-защитник. Так что Георгий является по сути прямым перводом имени Ярий-Юрий на греческий. Тем самым мы мы можем с полным правом утверждать, что Святой Георгий это никто иной как бог Ярило-драконоборец. А под родовым именем Ререк в летописи фигурирует кто-то из младших братьев Яри-лэда. И в этой связи у меня есть большие сомнения по поводу имени сына Рюрика Игоря. В нем могли сойтись две транскрипции одного и того же слова: северная – «гер» и южная - «йарь».Он вполне мог прозываться Иной Ярий или Иной Герман, Иной Юрий что в конце концов на письме вылилось сначала в Ингера, потом в Игера и наконец в Игоря.Но вернемся ко двору Людовика Благочестивого:«Затем император велел саксонским графам и ободритам, некогда починившимся Карлу, оказать Хериольду помощь в восстановлении его королевской власти, и отправил с этим поручением Балдрика. Они переправились через реку Эдер и оказались на земле норманнов, в месте, которое называется Синленди. Но сыновья Годфрида были уверены, что те ведут в изобилии войска и корабли, и не пожелали выйти им навстречу и вступить в сражение, поэтому те разграбили и спалили, что успели, а сверх того еще приняли сорок заложников из этого народа. Совершив это, они вернулись к императору в место, которое называется Падеборн, куда к нему съехался весь народ на совещание знати. Туда также прибыли князья и знать восточных славян.» (Астроном)«Туда приехал и Хериольд из норманнских краев, с женой и немалым войском данов и был вместе со всеми своими спутниками погружен в воду святого крещения в Майнце, у св. Альбана, а от императора получил много подарков. Затем благочестивый император, опасаясь, как бы из-за этого поступка не оказалась в небрежении его родная земля, даровал ему некое графство во Фризии, название которому Рустинген, которое он и его люди смогли бы, если возникнет необходимость, защитить.» (Астроном)Из первого отрывка Астронома мы узнаем, что Яри-лэд сумел потрепать если не самого Готфрида, то его сыновей и отхватить у них часть оспариваемых земель. Из второго - что старшего сына Годислава все-таки вытеснили с этих земель, и император выделил ему графство во Фризии. Не исключено, правда, что Людовик просто включил часть земель, отвоеванных у сыновей Готфрида и расположенных неподалеку от Фрисландии, в состав империи, отдав их в управление Яри-лэду. К несчастью для Рериков Людовик Благочестивый утратил власть стараниями свои сыновей, а его преемник Лотарь видимо решил поладить со строптивыми данами если не головами, то землей напористых братьев. Не исключено, конечно, что Рерики просто встали не на ту сторону в одной из междоусобных войн, ведущихся в империи. А то, что они участвовали в этих войнах можно не сомневаться. Очень может быть, что как раз в это время Рюрик получил свое прозвище – «язва христианства». Вот что пишет в своей книге о дальнейших приключениях Рериков Шамбаров в книге «Когда оживают легенды»:«В 843 г. большая норманнская эскадра появилась в Нанте, захватила и сожгла город, а затем в качестве временной базы заняла остров Нуартье в устье Луары. Отсюда они на следующий год совершили набег на города по течению Гаронны, дойдя до Бордо, потом направились на юг, взяли Ла-Корунью, Лиссабон и достигли Африки, где разграбили г. Нокур. На обратном пути варяги высадились в Андалусии и захватили Севилью. Может быть, в целом состав эскадры был интернациональным (арабский халиф Испании Абд-эр-Рахман II для переговоров с «королем викингов» посылал корабль в Ирландию, где в г. Арма с 839 г. размещалась варяжская «столица»), Но национальность тех пиратов, которые штурмовали Севилью, местный хронист Ахмед-ал-Кааф называет однозначно — это были русы. И предводителями их были все те же братья Харальд и Рюрик. Г. Р. Державин, проводивший собственные исследования биографии Рюрика и располагавший богатым архивом древних документов, впоследствии утраченных, утверждал, что в качестве одного из пиратских вождей будущий князь совершил и немало других «подвигов»: захватывал Нант, Бордо, Тур, Лимузен, Орлеан и участвовал в первой осаде норманнами Парижа. »В 845 году Рюрик громит города на Эльбе, а в 850 году атакует Англию во главе целой эскадры викингов. Не забывает он и о Ютландии. В средине пятидесятых годов он пытается вернуть утраченные земли и даже добивается успеха, но император Лотарь отказывает ему в поддержке, и Рюрик оказывается практически один на один с грозным врагом. Вероятно дела у него складываются далеко не блестяще, иначе трудно объяснить его появление на берегах Ладоги в 862 году. Впрочем, эта дата, по мнению некоторых исследователей, ошибочна. Рюрик с дружиной прибыл в Новгородскую землю в конце пятидесятых. Что, однако, не меняет сути дела. И прежде чем перейти к рассказу о годах правления Рюрика следует сказать о причинах побудивших отчаянного викинга к такому поступку. Скорее всего, одной из них вполне могла стать неудачная война в Ютландии за отцовское наследство. Но эта причина никак не могла быть решающей. У Рюрика действительно не сложились отношения с императором Лотарем, зато он пользовался расположением младших братьев императора, Людовика и Карла Лысого. Что позволило Гумилеву назвать Рюрика едва ли не агентом Карла Лысого на Руси. Отчасти это верно. Рюрик, отправляясь в чужую землю, действительно мог заручиться поддержкой братьев императора, находившихся, к слову, в состоянии перманентной войны с Лотарем. Причем эта война практически поставила крест на торговле Северной Европы с Византией. И Людовик, и Карл испытывали острую нехватку серебра, что не могло не сказываться на их положении в разваливающейся на куски некогда единой империи франков. Лотарь вел затяжную войну не только с братьями, но и с Константинополем. В чем его активно поддерживали римские папы. В Средиземном море хозяйничали арабы. В Северной Европе лихорадочно искали новые торговые пути и готовы были проложить их, если потребуется, силой. Вероятно этим и объясняются участившиеся набеги викингов на Новгородскую землю. В данном случае морскую вольницу пытались использовать как наконечник копья, нацеленный не столько даже на Русь, сколько на Хазарию. Именно последняя контролировала водные пути, по которым в Европу хиленьким ручейком текли товары с востока и арабское серебро. Кстати, действия Рюрика после принятия власти вполне укладываются в эту гипотезу. Прежде всего, он захватывает Ростов и Муром, взяв тем самым под контроль верховья Волги, а потом вступает в войну с Аскольдом за Смоленск. Ключевой город как в торговле с Хазарией, так и особенно с Византией.

В этой связи самое время высказать ряд соображений по поводу прав Рюрика на княжеский титул и власть в Северной Руси. Его принадлежность к знатному славянскому, ободритскому роду, если и вызывает сомнения, то только у замшелых норманистов. Эти ребята до того запутались во всех этих скандинавских руотси, сиречь гребцах, что напрочь упустили из виду тот непреложный факт, что о нациях шведской и норвежской мы можем говорить только применительно к пятнадцатому-шестнадцатому веку, но никак не раньше. А до этого речь может идти только о племенах и племенных союзах. Поэтому никакие шведы и норвежцы просто не могли высадиться в Ладоге в 862 году. Это уже не говоря о том, что опыта государственного строительства у обитателей Скандинавии того времени просто не было. Чего нельзя сказать о бодричах-ободритах вообще и о Рюрике в частности. Последний был не только сыном славянского князя, но и франкским лэдом, то бишь крупным землевладельцем, главой графства и, надо полагать, не растерял навыки управленца за время своей бурной жизни викинга. Но и это не самое главное. В эпоху раннего средневековья князем мог назвать себя далеко не каждый предводитель пусть даже самой многочисленной дружины. Князьями и королями могли быть только те представители знатных родов, истоки которых прямо указывали на божественность происхождения. Речь идет не о классе феодалов, а о касте царей и жрецов, индоевропейской, арийской касте, уходящей корнями в седую древность. К этой касте принадлежали как Меровинги, так и Рюриковичи.Подробно об этом я пишу в книге «Имя Бога», в частности в главе "Варяги", а здесь лишь обращаю внимание читателей на то обстоятельство, что никто и никогда власть у Рюриковичей над Русью всерьез не оспаривал, хотя отчаянных авантюристов у нас во все времена хватало с избытком. Да и пришел Рюрик отнюдь не на пустое место, но об этом мы будем говорить позднее, а сейчас вернемся к Гостомыслу, деду Рюрика по матери, стараниями которого сын Годислава и Умилы, имевший все права не только на ободритский стол, но и на Ютландию, то есть Данию, оказался на берегу Ладожского озера. Согласно Иоакимовой летописи, дошедшей до нас в передаче Татищева, Гостомысл был потомком Словена брата Скифа. Речь, разумеется, идет о мифическом первопредке. Более исторической фигурой можно считать другого предка Гостомысла князя Вандала, имевшего трех сыновей: Избора, Владимира и Столпосвята. Именно Владимир сын князя Вандала основал династию, правившую словенами много поколений. Гостомысл был десятым князем в этом блестящем ряду. По мнению Васильевой, высказанной в книге «Русь и варяги»:«Эта информация, на первый взгляд "легендарная", на самом деле довольно точно отражает основные этапы исторической жизни славян вообще и новгородских словен в частности. Совершенно верно указано о ближайшем генетическом родстве славянских и "скифских" народов, причем славяне, в ходе общего движения арийцев (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э.) действительно продвинулись "к полуночи", на северо-запад, на территорию современной Германии и Польши, тогда как скифы остались "дома", в южнорусских степях. В 7 в. произошло обратное движение: славяне "возвратились" на восток, где, сливаясь с балтами и скифами, и образовали современный русский народ. Исходным пунктом этого "возвратного" движения были земли вендов, польско-германских славян, почему предки новгородской династии и считались "сыновьями князя Вандала". Время миграции указано довольно точно: если считать период смены поколений около 25 лет, а правление Гостомысла отнести к первой половине 9 в., то, отсчитывая 9 поколений назад, можно приблизительно указать время активной жизни основателей династии Владимира, Избора и Столпосвята: первая треть 7 в. Начало миграции славян на восток именно в это время подтверждают данные археологии. Следует заметить, что так называемая "легендарная" традиция имеет достаточно большую достоверность, отражая пусть и в образно-символической форме наиболее важные события в жизни народа. Имена наиболее важных деятелей всегда хорошо запоминались... У нас нет никаких оснований отвергать историчность основателей словенско-новгородской династии. Очевидно, князь Владимир и его братья и в самом деле в период, когда началось славянское движение на восток (в начале 7 в.) правили той группой славян, которая позднее поселилась в Приладожье и Приильменье и назвалась своим именем "словенами".»Гостомысл был сыном Буривоя, ведшего войну с некими варягами за Биармию и потерпевшего поражение на реке Кумени. Исправлять ошибку отца пришлось сыну. Гостомысл изгнал варягов «за море». Не исключено, что именно в это время состоялось его знакомство с Годиславом Ободритским. И, возможно, брак Умилы, дочери Гостомысла с сыном князя Витислава стал результатом заключенного с варягами мирного договора. Гостомысл правил так долго, что пережил не только своих четырех сыновей, но и внуков, этими сыновьями рожденных. Вот тогда перед словенами и стал вопрос о наследнике, который разрешился в согласии с тогдашними религиозными и политическими традициями. Знали в Ладоге, кого именно приглашают на княжение? Вне всякого сомнения! У Гостомысла было несколько дочерей, наверняка не бездетных, но выбор свой бояре остановили именно на Рюрике, и выбор их оказался удачным.Read more...http://schvedov.ru/index5.htm">

zegewold.livejournal.com

Начало правления Рюрика на Руси, первое нападение на Константинополь

Согласно «Повести временных лет», придя на Русь, Рюрик обосновался на Ладоге, в то время как Синеус взял себе в подчинение Белоозеро, а Трувор – Изборск[1297]. Мы видели, что предполагаемых братьев Рюрика, вероятно, не существовало[1298], но, скорее всего, он посадил кого‑то из своих родственников или последователей в других городах в качестве своих наместников или вассалов. Проведя большую часть своей жизни на западе, Рюрик, должно быть, хорошо был знаком с зарождающейся феодальной системой и, видимо, был готов приложить ее принципы к своим новым владениям на Руси. Под этим углом зрения привлекает внимание утверждение Иоакимовой летописи, касающееся организации Северной Руси под властью Рюрика, известное нам в резюме Татищева. По Татищеву[1299], «Рюрик насадил во всех городах князей либо варяжского, либо славянского происхождения, а сам был известен как князь великий, что равнозначно греческим титулам „архикратор“ или „басилевс“, а те князья были его вассалами».  Греческие титулы, конечно, здесь не относятся к делу, поскольку представления Рюрика о сюзеренитете копировались в соответствии со стандартами Западной империи, с которыми он был хорошо знаком.

Можно сравнить утверждения Татищева и «Повести временных лет». Согласно последней, братья Рюрика, Синеус и Трувор, умерли через два года после прибытия на Русь. После их смерти Рюрик с Ладоги перебрался в Новгород и построил там замок. «И прия власть Рюрик, и раздоя мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Бело‑озеро. И по тем городом суть находници варязи» [1300].

Занятый организацией своего нового царства, Рюрик, видимо, не замышлял никакой кампании на юг. И все же, в надежде на то, чтобы способствовать проведению такой кампании, старая колония русов в Старой Русе позвала Рюрика в Новгород. Они, вероятно, решили теперь попытаться пробить себе путь на юг без помощи Рюрика. С этой точки зрения мы можем подойти к рассказу летописца о походе Аскольда на Киев. В начале повествования читаем следующее: «И бяста у него два мужа (Аскольд и Дир), не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царю‑городу с родом своим. И поидоста по Днепру...» [1301].  Очевидно, что инициатива в этом деле принадлежала не Рюрику, а самим двум боярам. Слова «не племени его», видимо, следует понимать в значении «не из его фрисландской свиты». Они отправились «с родом своим», то есть с членами старо‑русской (шведской) колонии.

По утверждению летописца, целью Аскольда был Константинополь, но это звучит скорее как собственный комментарий летописца, а не запись факта. Трудно допустить, что в те времена какой‑либо новгородец мог думать о кампании против Константинополя[1302]. Замысел Аскольда, должно быть, действительно заключался в том, чтобы прорваться на юг, но с той главной целью, как мы можем думать, чтобы восстановить связи с Русским каганатом в Приазовье. Поскольку традиционный донецко‑донской речной путь был перегорожен хазарами, следовало установить новый путь. Кривичские купцы, вероятно, к тому времени разведывали днепровский речной путь от Смоленска до Киева, и, видимо, благодаря им Аскольду пришла мысль идти на Киев, откуда он надеялся найти какой‑то путь дальше на юг.

Летописный рассказ продолжается так: «И поидоста Аскольд и Дир по Днепру, и идуче мимо и узреста на горе градок; и упрошаста и реста „чий се градок?“. Они же (горожане) реша: „была суть три братья. Кий, Щёк, Хорив, иже сделаша градокось, и изгибоша, и мы седим, платяче дань родом их козаром“. Аскольд же и Дир остатса в граде сем и многм варяги съвокуписта, и начаста владети Польскою (т.е. – полянской) землею» [1303].

Рассказ представляет из себя легенду, которая, вероятно, сохраняет отзвук реальных исторических деталей. Что касается хазарской дани, мы уже видели[1304], что скорее всего, дань для хазар собиралась мадьярским воеводой Оломом. Возможно, Аскольд и Дир правили Киевом от имени Олома. Когда позднее Олег захватил Киев[1305], он сказал Аскольду и Диру: «Вы не князья, и не княжеского рода», ‑  и его слова следует понимать в том смысле, что Аскольд и Дир не считались независимыми правителями, а, скорее, чьими‑то заместителями. Но если так, то чьими же? После того, как они были убиты по приказу Олега, их тела принесли ко дворцу Олома на Угорской горе[1306]. Почему? Очевидно, потому что они правили от имени Олома из его дворца, который служил резиденцией правителя.

Под датой 6374 (866 г. н.э.) в «Повести временных лет» записано, что Аскольд и Дир предприняли кампанию против Константинополя[1307]. Из византийских источников мы знаем, что первое русское нападение на Константинополь было в 860, а не в 866 г.[1308]. Поэтому нам следует считать, что во фрагменте из «Повести временных лет» допущена хронологическая ошибка на шесть лет. Что касается самой кампании, мы не думаем, что у Аскольда и Дира была достаточно большая армия, чтобы предпринять этот поход самостоятельно. У мадьяр, даже если мы предположим, что они согласились пропустить русов через Нижнеднепровский регион, не было кораблей, и они не знали, как вести войну на море, поэтому они не могли оказать какую‑то реальную поддержку. Ожидать помощи можно было только от Русского каганата в Приазовье. Должно быть, кампания была предпринята совместными усилиями Аскольда и Дира и Русского каганата. Видимо, тмутараканский каган взял на себя инициативу в этом деле. Во всяком случае, установление связи с Тмутараканским каганатом, как мы предположили выше[1309], было изначальной целью Аскольда, и, вероятно, он отправил посланников в Тмутаракань вскоре после прибытия в Киев. От Киева до Азовского побережья можно было добраться на кораблях, используя степные реки и волоки[1310]. Одним из таких речных путей был путь вверх по реке Орлу (притоку Днепра), а от его верховьев волоком к притокам Донца, а затем вниз по Донцу и Дону. Однако, этот путь преграждали хазары. Поэтому, скорее всего, был использован другой путь: вверх по Самаре (южному притоку Днепра) и ее притоку Волчьей, затем волоком к Кальмиусу, а по нему – к Азовскому морю.

О положении в Русском каганате тех лет сведений мало. Как мы видели[1311], посланникам из каганата, которые прибыли в Константинополь в 838 г., не было дозволено возвратиться, и они были посланы в Германию. Мы не знаем, удалось ли им вернуться в Тмутаракань по окружному пути – из Ингельхейма в Новгород и так далее. Во всяком случае, задержание посланников византийским императором означало разрыв дипломатических отношений между Русским каганатом и Византией, и, возможно, это стало причиной русского набега на Амастрис в 840 г. (или около того)[1312], если мы допустим, что такой набег действительно имел место[1313]. Нет никаких свидетельств о дальнейших действиях русских на Черном море между 840 и 860 г. В то время как предполагаемый набег 840 г. был направлен на Малую Азию, в 860 г. русы решили ударить по самому Константинополю.

Представляется, что кампания 860 г.[1314] была хорошо подготовлена, и для нее было выбрано подходящее время. Империя в это время находилась в самом разгаре войны с арабами. В 859 г. последние нанесли византийским войскам сокрушительное поражение, и самому императору едва удалось избежать пленения. Начиная с ранней весны 860 г. империя занялась интенсивной подготовкой армии к новой кампании против арабов, и в начале июня император и его помощник, куропалат Бардас, повели византийскую армию в Малую Азию. Именно такого случая и ожидали русские, чтобы напасть на Константинополь.

Неизвестно, какой путь русские выбрали, чтобы доставить свой флот из Киммерийского Босфора (Керченский пролив) во Фракийский Босфор (Босфорский пролив). Несомненно, византийцы были застигнуты врасплох, не имея и мысли о приближении русских, пока их корабли не появились в Босфорском проливе.

С другой стороны, столь же очевидно, что византийский флот наблюдал как за крымской береговой линией, так и за побережьем Малой Азии, чтобы не допустить каких‑либо активных действий русских, особенно после набега на Амастрис в 840 г. Поэтому, мы вправе думать, что русские появились с той стороны, с какой византийцы их никак не ожидали. Возможно, они использовали окружной путь через Азовское море и Северную Таврию к устью Днепра[1315]; то есть, сначала они переплыли Азовское море, а затем от его северного побережья направились вверх по реке Берде и вниз по реке Конской, притоку Днепра. Вполне возможно, что в районе лагуны, образованной при впадении Конской в Днепр, ниже современного города Запорожье, экспедиционные войска Русского каганата воссоединились с отрядом Аскольда и Дира, идущим из Киева. Объединенная флотилия русских кораблей, должно быть, затем пошла вниз по Конской и нижнему Днепру в Черное море, а по нему направилась прямо на юг к Босфору.

18 июня 860 г. соединенный русский флот, состоящий из двухсот кораблей, появился перед стенами Константинополя[1316]. Как власти, так и население пришли в полное замешательство. Если бы русские сразу же пошли на штурм города, они, вероятнее всего, захватили бы его, не встретив сопротивления со стороны жителей. Но вместо того они начали грабить дворцы и монастыри перед стенами города. Между тем патриарх Фотий сплотил население и спешно сформировал народное ополчение для защиты города. Был направлен посланник в императорскую ставку в Малой Азии с сообщением о критическом положении столицы[1317].

Картина Падение константинополяКартина "Падение константинополя"

Чтобы поднять дух народа, Фотий организовал религиозную процессию к Набережной‑Золотого Рога, внутренней бухты Константинополя. Святая реликвия, известная как плащаница Святой девы, была опущена в воду, после чего, согласно преданию, разразился шторм, разметавший русские корабли. Сам Фотий, однако, сказал в одной из своих проповедей, что русские начали отступать еще перед штормом[1318]. На какое‑то время они еще задержались в ближних водах, где вскоре были атакованы византийским флотом, посланным императором, который сам также поспешил обратно в столицу с сухопутными войсками. Русские, несомненно, понесли большие потери, и лишь немногим кораблям удалось спастись бегством.

История древней Руси. Оглавление.

www.protown.ru

История Отечества

История Древней Руси — история Древнерусского государства с 882 года до татаро-монгольского нашествия.

К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России сложился союз восточно-славянских, финно-угорских и балтских племён, под властью династии Рюриковичей. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью славянский север и юг и создав Древнерусское государство. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских, тюркских племён. Параллельно шёл процесс славянской колонизации северо-востока Руси.

Древняя Русь являлась крупнейшим государственным образованием Европы, боролась за доминирующее положение в Восточной Европе и Черноморском регионе с Византийской империей. При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство. Князь Ярослав Мудрый утвердил первый русский свод законов — Русскую Правду. В 1132 году после смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад Древнерусского государства на ряд самостоятельных княжеств: Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Черниговское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество и другие. При этом Киев оставался объектом борьбы между наиболее сильными княжескими ветвями, а Киевская земля считалась коллективным владением Рюриковичей.

В Северо-Восточной Руси с середины XII века возвышается Владимиро-Суздальское княжество, его правители (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо), ведя борьбу за Киев, оставляли своей основной резиденцией Владимир, что привело к его возвышению в качестве нового общерусского центра. Также наиболее могущественными княжествами были Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское. В 1237—1240 годах большинство русских земель подверглись разрушительному нашествию Батыя. Киев, Чернигов, Переяславль, Владимир, Галич, Рязань и другие центры русских княжеств были разрушены, южные и юго-восточные окраины утратили значительную часть оседлого населения.

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян.

До призвания варягов:

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые лишь в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

Правление Рюрика:

В 862 году, согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»

В 862 году (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир, направлявшиеся в Константинополь, подчинили себе Киев, тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путём «из варяг в греки». При этом Новгородская и Никоновская летописи не связывают Аскольда и Дира с Рюриком, а хроника Яна Длугоша и Густынская летопись называют их потомками Кия.

В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Княжение Олега Вещего:

В 882, по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий), родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг, по пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. В войске Олега были варяги и воины подвластных ему племен — чуди, словен, мери и кривичей[3]. Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства. Уже в Киеве он установил размеры дани, которую ежегодно должны были платить подвластные племена Новгородской земли — словене, кривичи и меря. Также было начато строительство крепостей в окрестностях новой столицы. Олег военным путём распространил свою власть на земли древлян и северян, а радимичи приняли условия Олега без борьбы (два последних племенных союза до этого платили дань хазарам). В летописях не указана реакция хазар, однако историк Петрухин выдвигает предположение, что они начали экономическую блокаду, перестав пропускать русских купцов через свои земли.

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. По мнению историка В. Мавродина, успех похода Олега объясняется тем, что он сумел сплотить силы Древнерусского государства и укрепить его складывающуюся государственность.

Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Игорь Рюрикович:

Начало правления Игоря ознаменовалось восстанием древлян, которые были вновь покорены и обложены ещё большей данью, и появлением в причерноморских степях печенегов (в 915 году), разоривших владения хазар и вытеснивших венгров из Причерноморья. К началу X в. кочевья печенегов простирались от Волги до Прута.

Сбор древлянской дани. Картина К. Лебедева

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии. Болгары предупредили византийцев, что Игорь начал поход с 10 000 воинов. Флот Игоря разграбил Вифинию, Пафлагонию, Гераклею Понтийскую и Никомидию[14], но затем был разбит и он, бросив уцелевшее войско во Фракии, с несколькими ладьями бежал в Киев. Попавшие в плен воины были казнены в Константинополе. Из столицы он послал варягам приглашение поучаствовать в новом вторжении в Византию. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Войско Игоря, состоявшее из полян, кривичей, словен, тиверцев, варягов и печенегов, достигло Дуная, откуда были отправлены послы в Константинополь. Они заключили договор, подтвердивший многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. Русь обязалась защищать византийские владения в Крыму. В 943 или 944 году был совершён поход на Бердаа.

В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. Согласно летописной версии, причиной гибели стало желание князя получить дань повторно, чего от него требовали дружинники, завидовавшие богатству дружины воеводы Свенельда. Небольшая дружина Игоря была перебита древлянами возле Искоростеня, а его самого казнили. Историк А. А. Шахматов выдвинул версию, по которой Игорь и Свенельд начали конфликтовать из-за древлянской дани и, в результате, Игорь был убит.

Ольга:

После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Древляне отправили к ней посольство, предложившее ей стать женой своего князя Мала. Однако Ольга казнила послов, собрала войско и в 946 году начала осаду Искоростеня, которая закончилась его сожжением и покорением древлян киевским князьям. «Повесть временных лет» описала не только их покорение, но и предшествующую этому месть со стороны киевской правительницы. Ольга обложила древлян большой данью. В 947 году она предприняла поездку в Новгородскую землю, где вместо прежнего полюдья ввела систему оброков и даней, которые местные жители должны были сами свозить в станы и погосты, передавая специально назначенным людям — тиунам. Таким образом был введен новый способ взимания дани с подданых киевских князей. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причем её сопровождал священник Григорий. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошел на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом вернулось назад ни с чем. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки. Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года.

Святослав Игоревич:

Около 960 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Он вырос среди дружинников своего отца и первый из русских князей носил славянское имя. С начала своего правления он стал готовиться к военным походам и собирал войско[29]. По мнению историка Грекова, Святослав глубоко включился в международные отношения Европы и Азии. Зачастую он действовал по соглашению с другими государствами, таким образом участвуя в решении задач европейской, и, отчасти, азиатской политики.

Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам. Затем, по сообщениям восточных источников, Святослав атаковал и разгромил Волжскую Булгарию. В 965 (по др. данным также в 968/969) году Святослав совершил поход на Хазарский каганат. Хазарское войско во главе с каганом вышло навстречу дружине Святослава, но было разбито. Русское войско взяло штурмом основные города хазар: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела после этого возникло древнерусское поселение Белая Вежа. После разгрома остатки государства хазар были известны под именем саксинов и уже не играли прежней роли. С этим походом связано и утверждение Руси в Причерноморье и Северном Кавказе, где Святослав победил ясов (аланов) и касогов (черкесов) и где центром русских владений стала Тмутаракань.

В 968 году на Русь прибыло византийское посольство, предложившее союз против Болгарии, тогда вышедшей из повиновении Византии. Византийский посол Калокир от имени императора Никифора Фоки принес дар — 1500 фунтов золота. Включив в свое войско союзных печенегов Святослав двинулся на Дунай. За короткое время болгарские войска были разбиты, русские дружины заняли до 80 болгарских городов. Своей ставкой Святослав выбрал Переяславец, город в низовьях Дуная. Однако столь резкое усиление Руси вызвало опасения в Константинополе и византийцы сумели убедить печенегов совершить очередной набег на Киев. В 968 году их войско осадило русскую столицу, где находилась княгиня Ольга и её внуки — Ярополк, Олег и Владимир. Город спас подход небольшой дружины воеводы Претича. Вскоре с конным войском прибыл и сам Святослав, прогнавший печенегов в степи. Однако князь не стремился оставаться на Руси. Летописи так цитируют его слова. "Середина моей земли в Переяславце-на-Дунае. Туда сходятся все блага: от греков золото и паволоки, вина и разные овощи, от чехов и угров — серебро и кони, из Руси — меха и воск, мед и рабы". Святослав оставался в Киеве вплоть до смерти своей матери Ольги. После этого он разделил владения между сыновьями: Ярополку оставил Киев, Олегу — земли древлян, а Владимиру — Новгород}. Затем он вернулся в Переяславец. В новом походе со значительным войском (по разным данным от 10 до 60 тысяч воинов) в 970 году Святослав овладел почти всей Болгарией, занял её столицу Преслав и вторгся в Византию. Новый император Иоанн Цимисхий отправил против него крупное войско. Русское войско, в составе которого были болгары и венгры, было вынуждено отойти в Доростол (Силистрия) — крепость на Дунае. В 971 году оно было осаждено византийцами. В бою у стен крепости войско Святослава понесло тяжелые потери, он был вынужден пойти на переговоры с Цимисхием. Согласно мирному договору, Русь обязалась не нападать на византийские владения в Болгарии, а Константинополь обещал не подбивать печенегов к походам на Русь.

Воевода Свенельд советовал князю возвращаться на Русь сухопутным путем. Однако Святослав предпочел плыть через днепровские пороги. При этом князь планировал собрать на Руси новое войско и возобновить войну с Византией. Зимой они были перекрыты печенегами и небольшая дружина Святослава провела голодную зиму в низовьях Днепра. Весной 972 года Святослав предпринял попытку пробиться на Русь, однако его войско было разбито, а сам он убит. По другой версии, гибель киевского князя произошла в 973 году. Из черепа князя печенежский предводитель Куря сделал чашу для пиров.

Правление князя Владимира. Крещение Руси:

После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, а Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с варяжской дружиной. Во время похода на Киев он покорил Полоцк — важный торговый пункт на западной Двине и взял в жены дочь убитого им князя Рогволода Рогнеду.

В ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял свои права на престол (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь, которые оспаривала Польша. После победы Владимира его сын Святополк взял в жены дочь польского короля Болеслава Храброго и между двумя государства установились мирные отношения. Владимир окончательно присоединил к Руси вятичей и радимичей. В 983 году он совершил поход на ятвягов, а в 985 году — на волжских болгар.

Добившись единовластия в русской земле Владимир начал религиозную реформу. В 980 году князь учредил в Киеве языческий пантеон из шести разноплеменных богов. Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему. В 986 году в Киев начали прибывать послы из различных стран, предлагавшие Владимиру принять их веру. Ислам предлагала Волжская Булгария, христианство западного образца — германский император Оттон I, иудаизм — хазарские евреи. Однако Владимир остановил свой выбор на христианстве, о котором ему поведал греческий философ. Вернувшееся из Византии посольство поддержало князя. В 988 году русское войско осадило византийскую Корсунь (Херсонес). Византия согласилась на мир, царевна Анна стала женой Владимира. Языческие идолы, стоявшие в Киеве, были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. В столице была построена каменная церковь, которая стала именоваться Десятинной, так как на её содержание князь дал десятую часть своих доходов. После крещения Руси договоры с Византией сделались уже ненужными, так как между обоими государствами установились более тесные отношения. Эти связи в значительной степени окрепли благодаря церковному аппарату, который византийцы организовали на Руси. Первые епископы и священники прибыли из Корсуни и других византийских городов. Церковная организация внутри Древнерусского государства находилась в руках константинопольского патриарха, ставшего большой политической силой на Руси.

Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя

Освоение русскими новых земель. Картина К. Лебедева

Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племен — ильменских словен, кривичей, чуди и вятичей. Племенные границы начали стираться, важной стала государственная граница. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

Владимир установил новый порядок правления: посадил своих сыновей в русских городах. Святополк получил Туров, Изяслав — Полоцк, Ярослав — Новгород, Борис — Ростов, Глеб — Муром, Святослав — древлянскую землю, Всеволод — Владимир-на-Волыни, Судислав — Псков, Станислав — Смоленск, Мстислав — Тмутаракань. Дань более не собиралась во время полюдья и только на погостах. С этого момента княжеский род со своими дружинниками «кормился» в самих городах и отправлял часть дани в столицу — Киев.

В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноимённые соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

Правление Ярослава Мудрого. Расцвет Древней Руси:

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Узнав об убийстве братьев, к походу на Киев стал готовиться Ярослав, правивший в Новгороде. Святополк получил помощь от польского короля Болеслава и печенегов, но в итоге был разбит и бежал в Польшу, где и умер. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.

Серебреник Ярослава Мудрого

После победы над Святополком у Ярослава появился новый противник — его брат Мстислав, к тому времени закрепившийся в Тмутаракани и Восточном Крыму. В 1022 году Мстислав покорил касогов (черкесов), одолев в схватке их предводителя Редедю. Укрепив войско хазарами и касогами, он выступил на север, где подчинил своей власти северян, которые пополнили его отряды. Затем он занял Чернигов. В это время Ярослав обратился за помощью к варягам, приславшим ему сильное войско. Решающая битва произошла в 1024 году у Листвена, победа досталась Мстиславу. После нее братья поделили Русь на две части — по руслу Днепра. Киев и Новгород остались за Ярославом, причем именно Новгород остался его постоянной резиденцией. Мстислав же перенес свою столицу в Чернигов. Братья поддерживали тесный союз, после смерти польского короля Болеслава они вернули Руси червенские города, захваченные поляками после смерти Владимира Красное Солнышко.

В это время Киев временно утратил статус политического центра Руси. Ведущими центрами тогда были Новгород и Чернигов. Расширяя владения, Ярослав предпринял поход на эстонское племя чудь. На завоеванной территории в 1030 году был основан город Юрьев (современный Тарту).

«Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава» (Картина Алексея Кившенко)

Макет первоначального облика Софийского собора

В 1036 году Мстислав разболелся во время охоты и умер. Его единственный сын умер тремя годами ранее. Таким образом, Ярослав стал правителем всей Руси, кроме Полоцкого княжества. В том же году Киев атаковали печенеги. К моменту прибытия Ярослава с армией варягов и славян они уже овладели предместьями города. В битве у стен Киева Ярослав разгромил печенегов, после чего сделал Киев своей столицей. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. Затем он заключил в темницу последнего оставшегося в живых брата — Судислава, который правил в Пскове. После этого Ярослав стал единоличным правителем почти всей Руси.

Правление Ярослава Мудрого (1019—1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Развернулось интенсивное каменное строительство. Ярослав активно превращал Киев в культурный и интеллектуальный центр, приняв за образец Константинополь. В это время нормализовались отношения между Русской Церковью и Константинопольским патриархатом. С того момента Русскую Церковь возглавлял митрополит Киевский, посвящаемый в сан патриархом Константинопольским. Не позднее 1039 года в Киев прибыл первый митрополит Киевский Феофан. В 1051 году, собрав епископов, Ярослав сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом.

В 1054 году Ярослав Мудрый скончался.

Правление сыновей Ярослава Мудрого:

Ярослав Мудрый разделил Русь между сыновьями. Трое старших сыновей получили главные русские земли. Изяслав — Киев и Новгород, Святослав — Чернигов и муромские и рязанские земли, Всеволод — Переяславль и Ростов. Младшие сыновья Вячеслав и Игорь получили Смоленск и Владимир Волынский. Эти владения не передавались по наследству, сложилась система, при которой младший брат наследовал старшему в княжеском роде — так называемая «лествиничная» система. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем. Лествичная система регулярно вызывала усобицы между князьями.

В 60-е гг. XI века в Северном Причерноморье появились половцы. Сыновья Ярослава Мудрого не смогли остановить их вторжение, но побоялись вооружить ополчение Киева. В ответ на это в 1068 году киевляне свергли Изяслава Ярославича и посадили на престол полоцкого князя Всеслава, за год до этого плененного Ярославичами во время усобицы. В 1069 году с помощью поляков Изяслав занял Киев, однако после этого восстания горожан стали постоянными во время кризисов княжеской власти. Предположительно в 1072 году Ярославичи отредактировали Русскую Правду, существенно ее расширив.

Изяслав пытался вернуть контроль над Полоцком, но безуспешно, и в 1071 году заключил со Всеславом мир. В 1073 году Всеволод и Святослав изгнали Изяслава из Киева, обвинив его в союзе с Всеславом, и Изяслав бежал в Польшу. Киевом стал править Святослав, сам находившийся в союзнических отношениях с поляками. В 1076 году Святослав умер и князем Киева стал Всеволод. Когда Изяслав вернулся с польским войском, Всеволод вернул ему столицу, удержав за собой Переялсавль и Чернигов. При этом без владений остался старший сын Святослава Олег, который начал борьбу при поддержке половцев. В битве с ними погиб Изяслав Ярославич, и Всеволод вновь стал правителем Руси. Князем Чернигова он сделал своего сына Владимира, рожденного от византийской царевны из династии Мономахов. Олег Святославич укрепился в Тмутаракани. Всеволод продолжал внешнюю политику Ярослава Мудрого. Он стремился укрепить связи с европейскими странами, женив сына Владимира на англосаксонке Гите, дочери погибшего в битве при Гастингсе короля Гаральда. Дочь Евпраксию он выдал за германского императора Генриха IV. Княжение Всеволода охарактеризовалось раздачей земель князьям-племянникам и формированием административной иерархии.

Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв:

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. В то же самое время во всех землях были посажены наместниками сыновья Владимира. Теперь все князья, выступавшие удельниками киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединённых землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-Рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники стали получать сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину. Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела (условное землевладение не получило заметного распространения). Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счёт кормления с княжеских сел и войны. Основной боевой силой в XI веке было ополчение, получавшее на время войны коней и оружие от князя. От услуг наёмной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

Страница из краткой редакции «Русской Правды»

studfiles.net

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде

К середине девятого века Украина - как правобережная, так и левобережная - контролировалась хазарами и мадьярами. В то же время варяги усиливали свое давление на Северную Русь. Таким образом вся территория между Балтийским и Черным морями была разделена на две сферы влияния: хазарско-мадьярскую на юге и варяжскую на севере. Эта ситуация точно описана в "Повести временных лет" под датой 6367 от сотворения мира (859 г. н.э.) следующими словами: "Варяги из-за моря наложили дань на чудь, славен, мерю, весь и кривичей; а хазары наложили дань на полян, северян, и вятичей.

Известия о хазарском давлении на Русский каганат, должно быть, были доставлены в Северную Русь, в первую очередь, теми русскими посланниками, которым византийское правительство воспрепятствовало вернуться в каганат в 839 г., и вместо того направило в Германию, откуда, со временем отпущенные императором Людовиком, они направились в Швецию, а затем, вероятно, в Старую Русу. Вдобавок, сведения об установлении хазарского контроля над вятичами и северянами и о том, что они таким образом отрезали речной путь по Донцу, вероятно, доходили до Новгорода от купцов, для которых теперь возникло препятствие в их поездках на юг.

Нам следует принять в расчет, что в первой половине девятого века - после основания Русского каганата в Азовском регионе и до хазарского наступления - отношения между русским севером и русским югом были оживленными и обширными. Регион верхней Двины и озера Ильмень являлся важным торговым пунктом на пути из Скандинавии на Восток и обратно. Находки оружия и фибул скандинавского типа вместе с восточными монетами в Ливонских могильниках, среди других городищ, и в Асхерадене  - достаточно показательны. Некоторые шведские воины и купцы, отправлявшиеся в поисках приключений в Азовский регион, после того как богатели или уставали, бывало, возвращались на север и селились в Северной Руси, где они все еще могли принимать участие в торговле с Востоком. Некоторые из новых отрядов искателей приключений, направлявшихся на Восток из Скандинавии, тоже останавливались в Северной Руси; таким образом к середине девятого века в районе озера Ильмень возникла община шведских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом. Центром этого северного "отделения" Русского каганата была, вероятно, Старая Руса, а Шахматов и Платонов даже предполагали, что этот город следует идентифицировать с "Русским островом", упоминавшимся арабскими писателями, хотя это предположение, с нашей точки зрения, неприемлемо.

Разрыв в отношениях с Югом, явившийся результатом наступления хазар, должно быть, болезненно отозвался на экономической жизни новгородского региона. Мы можем вспомнить, что даже в более поздние времена, в киевский период, население Новгорода зависело от поставок зерна из района Оки. А ильменская "русская компания" шведских купцов и их посредников, должно быть, терпела серьезные убытки из-за разрыва связей с Русским каганатом. Новые отряды варягов, которые продолжали прибывать из Скандинавии и останавливались в Северной Руси на пути в Приазовье, не имея возможности двигаться на юг, начали грабить коренное население Северной Руси. Есть упоминание об одном из таких эпизодов в житии Св. Анскария, согласно которому в 852 г. какие-то датчане переплыли Балтийское море и захватили город в стране славян (in jinibus Slavorurn). Этот город может быть отождествлен с Новгородом. Получив большой выкуп, датчане возвратились домой. Возможно, тот же самый эпизод был записан в русской "Повести временных лет" под датой 862 г. "И они (словене) изгнали варягов за море, и не дали им дани и начали править сами". Согласно так называемой Иоакимовой летописи, утраченной, выдержками из которой однако пользовался В. Н. Татищев, имя словенского князя, изгнавшего варягов, было Гостомысл. Судя по резюме Татищева к рассказу Иоакима о Гостомысле, рассказ этот имеет характер легенды.

Хотя датчане были изгнаны, положение в новгородских землях не улучшилось, поскольку путь на юг не был расчищен. Поэтому продолжался кризис, "и не было справедливости в управлении, и род восставал на род, и началась междуусобица". Чтобы облегчить положение и открыть путь на юг, необходима была война против хазар, но такое предприятие требовало войск, которых явно было недостаточно в районе Ильменя. Это, вероятнее всего, стало основной причиной "призвания варягов".

Не известно ни одного скандинавского племени, называвшегося "русь". Но совершенно ясно из рассказанного в "Повести временных лет", что именно такое племя имелось в виду под этим названием. Давайте, действительно, рассмотрим перечень варяжских народов, как он дан выше. Кроме русов, упомянуты следующие народы: шведы (свей), норвежцы (урмане), англы (англяне) и готы - жители Готланда (готе). Заметим, что здесь нет упоминания о датчанах. В то же время русь "Повести временных лет" следует идентифицировать с датчанами, что является еще одной причиной для различения старых русов с Юга и новых русов с Севера; а мы знаем, что русы Русского каганата были шведами".

Предводитель русов, который, согласно "Повести временных лет", принял приглашение прийти и править ильменскими племенами, звался Рюриком. Его действительно можно считать одним из датских феодалов и идентифицировать с Рюриком из Ютландии, упоминающимся в западных летописях. Отождествление Рюрика Новгородского и Рюрика Ютландского впервые было предложено Фридрихом Крузе в 1836 г., но не получило широкого распространения. В 1929 г. Н. Т. Беляев снова подошел к рассмотрению этой проблемы и с помощью некоторых новых материалов и новых доводов полностью подтвердил теорию Крузе. Эта идентификация, конечно, имеет веские основания.

Теперь нам нужно сделать краткий очерк жизни Рюрика. Его отец, из клана Скьелдунгов, был изгнан из Ютландии и принял вассальную зависимость от Карла Великого, от которого получил около 782 г. Фрисланд в ленное владение. Рюрик родился около 800 г. Его детство прошло в беспокойном окружении, поскольку отец, а после его смерти - старший брат, постоянно вели войну с правителями, захватившими власть в Ютландии. В 826 г. или около того старший брат Рюрика Харальд, которому удалось захватить часть Ютландии (но позднее он был изгнан оттуда), принял покровительство Людовика Благочестивого и был окрещен в Ингельхейме, возле Майнца. Поскольку Харальд прибыл туда со всем своим семейством, мы можем предположить, что Рюрик тоже был окрещен. Если это так, то он вряд ли всерьез воспринял свое обращение, потому что позднее вернулся к язычеству.

После обращения Харальда император даровал ему в ленное владение район Рустринген во Фрисланде. Рюрик имел в нем свою долю, а после смерти брата стал владыкой всего лена. Еще при жизни Харальда оба брата яростно воевали, чтобы защитить свои земли от нападений со стороны короля Дании, а после смерти императора Людовика положение Рюрика стало довольно ненадежным. Согласно Верденскому договору (843 г.), Фрисланд был включен в долю империи, доставшуюся Лотарю, и получилось так, что Рюрик утратил свой лен. На протяжении следующих нескольких лет Рюрик вел жизнь искателя приключений, участвуя в набегах как на континент, так и на Англию. В хрониках тех лет он стал известен как jel Christianitatis, "язва христианства". В 845 г. его корабли поднялись вверх по Эльбе, и в том же году он совершил набег на Северную Францию. В 850 г. Рюрик спустил на воду флот в триста пятьдесят кораблей, с которым он грабил прибрежные районы Англии. В последующие годы он направил свое внимание на устье Рейна и Фрисланд. Лотарь был вынужден пойти на компромисс и возвратил Фрисланд Рюрику на том условии, что он будет защищать побережье империи от нападений других викингов. Поскольку Рюрик теперь не мог беспрепятственно грабить побережье Северного моря, он, вероятно, устремил свое внимание к Балтике, видимо хорошо проинформированный о набеге датчан на Новгород в 852 г.

Интерес Рюрика к прибалтийским землям получил новый толчок, когда Лотарь вынудил его снова отдать Фрисланд, вместо которого ему был дарован другой лен в Ютландии (854 г.). Став владыкой Южной Ютландии, Рюрик получил прямой доступ к Балтийскому морю и оказался, таким образом, в лучшем, чем ранее, положении для того, чтобы принимать активное участие в балтийских делах. Составитель "Повести временных лет" относит прибытие Рюрика в Новгород к тому же году, когда датчане вынуждены были оставить город ("862", то есть 852 г.). На самом деле, между этими двумя событиями, видимо, прошло два года, а то и больше, и во всяком случае, экспедиция Рюрика в Новгород не могла быть предпринята раньше его обоснования в Ютландии, то есть, не раньше 854 г. Наиболее вероятно, что она имела место в 855 или даже в 856 г.

"Повесть временных лет" утверждает, что Рюрик прибыл на Русь с двумя братьями, Синеусом и Трувором. Этих имен нет в западных хрониках. Согласно Н. Т. Беляеву, имена Синеус и Трувор не следует интерпретировать как личные, а скорее, как эпитеты самого Рюрика. По-скандинавски Signjotr значит "победоносный", a Thruwar - "заслуживающий доверия". В средневековых сказаниях легенда о трех братьях, основывающих город или государство, была популярным мотивом, и поскольку существовал подобный рассказ о Киеве, летописец без колебаний приложил его и к новгородской земле.

Теперь нам следует вернуться к анализу названия русь, источник которого в "Повести временных лет" связан с приходом Рюрика. Мы видели, что под русью составитель "Повести временных лет" подразумевал датчан. Как владыка Ютландии, Рюрик, конечно, мог считаться датчанином, и в его свите, должно быть, было много датчан. Но в Ютландии нет такого района, который был бы известен как Русь. Однако, поскольку Рюрик на протяжении какого-то времени был правителем Фрисланда, Беляевым была предпринята попытка интерпретировать название "Русь" как финское искажение названия "Фрис". Эта гипотеза едва ли правдоподобна, но Беляев указывает, хотя и вскользь, на другую возможность: происхождение названия "Русь" от Рустрингена, который был первоначальным леном Рюрика; название "Рустринген" было сокращено до "Русь". Название "Русь" в его первоначальном значении, относящемся к южным русам, было достаточно хорошо знакомо в Новгороде ко времени появления Рюрика, и теперь его стали, видимо, употреблять вместо длинного "Рустринген". Мы видели, что в "Повести временных лет" (Ипатьевский список) есть очевидное противоречие, касательно руси. Это та русь, которая склоняет другие племена к тому, чтобы пригласить варягов, и, с другой стороны, это - варяжское племя русь, которое отозвалось на призыв. Загадку можно разрешить, если допустить существование двух русей: старая шведская русь Русского каганата и новая фрисландская русь Рюрика.



biofile.ru